Презентация образ богородицы как идеал материнства. Презентация - священный лик богоматери. Искусство Высокого Возрождения принесло иное, чем в другие эпохи, понимание женской красоты. Титаны Возрождения Леонардо да

Вариант № I

1.Первые маленькие женские статуэтки «палеолитические Венеры» были:

а) грациозны и стройны;

б) примитивны и грубы.

______________________________________________________________________________________

3.Приведи соответствие:

1 В Западной Европе

а Мадонны

2 на Руси

б Богородицы

4.Назовите икону.

___________________________________________________________

_______________________________________________________

6.О какой картине А.Г. Венецианова идет речь?

Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведет под уздцы двух впряженных в борону коней…

______________________________________________________________________

8.Приведи соответствие:

1 Богоматерь Оранте

а

2 Богоматерь Одигитрия

б

______________________________________________

__________________________________________________________

Ответы.

    б) примитивны и грубы.

    1 В Западной Европе

    а Мадонны

    2 на Руси

    б Богородицы

    Владимирская Богоматерь

    Мадонна Литта, Леонардо да Винчи

    На пашне. Весна

1 Богоматерь Оранте

а «молящаяся» с возведенными к небу руками

2 Богоматерь Одигитрия

б «путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках

  1. А.А. Дейнека, Мать

Контрольная работа по теме «Образ женщины-матери сквозь века»

Вариант № II

1.Изображению чего было уделено особое внимание в статуэтках «палеолитические Венеры»?

а) большие груди и бедра;

б) выразительные глаза;

в) женская прическа;

г) большой нос.

2.Объясните значение слов «культ женщины»:

3.Приведи соответствие:

1 Богоматерь Оранте

а «молящаяся» с возведенными к небу руками

2 Богоматерь Одигитрия

б «путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках

4.Назовите икону.

______________________________________________________

__________________________________________________________

6. О какой картине А.Г. Венецианова идет речь?

В центре картины - женщина-жница с ребенком на руках. Расположившись отдохнуть на высоком помосте, она ласково обнимает малютку, забыв об усталости…

7.Вставьте пропущенные слова.

Призванный портретист, академик живописи А.Г. ____________ в 44 года, почувствовал неудовлетворенность и необходимость работать по-другому, неожиданно уезжает из _____________ и поселяется в тверской _____________.

8.Приведи соответствие: Образ Богоматери связан с культом

1 В Западной Европе

а Мадонны

2 на Руси

б Богородицы

_______________________________________________

__________________________________________________________

Ответы.

    а) большие груди и бедра; в) женская прическа

    Воплощал в себе идею материнства и продолжения рода.

    1 Богоматерь Оранте

    а «молящаяся» с возведенными к небу руками

    2 Богоматерь Одигитрия

    б «путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках

    Богоматерь Донская

    Рафаэль, Сикстинская мадонна

    На жатве. Лето.

    Венецианов, Петербурга, глуши

    1 В Западной Европе

    а Мадонны

    2 на Руси

    б Богородицы

    Петроградская мадонна, Петров – Водкин

    Родина - мать зовет, И.М. Тоидзе

Слайд 2

Искусство Высокого Возрождения принесло иное, чем в другие эпохи, понимание женской красоты. Титаны Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан создают образ совершенного человека прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится Мадонна с младенцем Иисусом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Леонардо да Винчи (1452-1519) живописец, скульптор, архитектор учёный, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, писатель, музыкант, Мадонна Бенуа, 1478г. Эрмитаж

Слайд 3

«Мадонна Литта» – жемчужина коллекции Эрмитажа. Н картине юная Мария бережно держит на руках младенца. Её склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику Мадонны необыкновенную выразительную теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. Художнику удалось передать своё представление о счастье, земной радости бытия и святости чувств матери.

Мадонна Литта, 1490г., Эрмитаж Мадонна в скалах, 1483-1486 г., Лувр, Париж

Слайд 4

В «Сикстинской мадонне» гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво, в нем нет ничего торопливого и суетливого. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери скрыт глубокий трагизм происходящего.

Рафаэль Санти (1483-1520) живописец, график и архитектор «Сикстинская мадонна», 1513-514г., Галерея старых мастеров, г.Дрезден, Германия

Слайд 5

«Мадонна дельГрандука», ок.1504г., Палаццо Питти, г.Флоренция, Италия «Мадонна в кресле», 1513-1514г., палаццо Питти, г.Флоренция, Италия

Слайд 6

Священный лик Богоматери

Икона Владимирской Богоматери, XII в., неизвестный византийский мастер. Церковь святителя Николы в Толмачах при ГТГ, г.Москва Феофан Грек. Икона «Богоматерь Донская», 14 в., ГТГ, Москва

Слайд 7

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определялось как «радость святой печали». Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею.«Не на троне, на ее руке, правой ручкой обнимая шею, взор во взор, щекой припав к щеке…. Нет в мирах слепительнее чуда, откровенья чистой красоты.»

Слайд 8

В древнерусском искусстве образ Богородицы связан с культом Матери-земли. Обеим присущи общие начала святости и материнства. «Несравненная, извечная песнь материнства», - сказал об иконе «Владимирская Богоматерь» Игорь Эммануилович Грабарь. В древнерусской иконописи различают 4 типа изображения Богородицы.

Образ женщины - матери сквозь века

(интегрированный урок МХК + ИЗО + музыка)

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая» - слово святое,

То трижды священное –женщина-мать!»

Л. Рогожников

Цели и задачи : дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов; разных эпох истории человечества; воспитывать уважение к женщине, к матери; укреплять межпредметные связи (МХК, ИЗО, музыка, литература).

Зрительный ряд: репродукции картин: Рафаэль «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», К.С. Перов-Водкин «Петроградская мадонна», А.Г Венецианов «На жатве. Лето», Икона «Владимирская Богоматерь», В. Васнецов «Богоматерь с младенцем», К.Л. Хетагуров «Горянка, идущая за водой».

Дополнительный материал: репродукции картин, (презентация по теме ), стихи, клип с песней «Милая мама», песня «Милая мама», «Ave Maria» Ф. Шуберта в исполнении Робертино Лоретти (запись)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы урока .

Работа по теме урока.

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования.

Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему.

Главными и неизменными в этом постижении оставались идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком.

От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше – около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» – фигурки женщин высотой 10-15 см., обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во мн. др. мира. Возможно, они символизировали плодородие, либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу.

Показ женских статуэток.

Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями

«Палеолитические Венеры» - образ подчёркивающий женское начало, созревание новой жизни. Воплощение идеи материнства и продолжения рода.

Они выглядят крайне примитивными. Их лица были заменены гладкой выпуклостью без прорисовки отдельных черт, руки, ступни ног были едва намечены, туловище излишне вытянуто. Особое внимание было уделено всему тому, что подчеркивает женское начало: большие грудь и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет жизнь…

Следующая культурно-историческая эпоха, о которой мы поговорим на уроке, - это средневековье.

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери.
В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси – с Богородицей, (показ иконы) которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской Богоматери», созданная в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли.

Сын тянется к матери, обнимает её, вопрошает по-взрослому осмысленным взглядом. Мать отвечает спокойным наклоном головы, она прильнула к его щеке, но не смотрит на сына. Она смотрит на зрителя, как бы обращая его внимание на того, кого она боготворит своей любовью, но не в силах спасти.

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». На ее строгом, полном душевного благородства и немой укоризны лице, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.

Склоняся к юному Христу,

Его Мария осенила,

Любовь небесная затмила

Её земную красоту.

А он в прозрении глубоком,

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперёд - и ясным оком

Голгофу видит пред собой.

Эта икона - величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.

Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. Заменили коней – и они стояли как вкопанные. С тех пор и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нем эту удивительную икону. Много раз выручала и охраняла она русских людей на полях сражений и в трудовых деяниях.

Русская икона… В мировом искусстве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней лёгкости, ощущение гармонии. Иконы исцеляют, спасают…

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесло иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты.

Титаны Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан стремились к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится Мадонна, Дева Мария с Младенцем – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений на эту тему станет «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи.

(показ картины) – жемчужина коллекции Эрмитажа.

На картине изображена юная Мария, деожащая на руках младенца. Ее склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют ее светлым материнским чувством.

В прохладных залах Эрмитажа,
Среди героев и дриад,
На фоне мирного пейзажа

Она к ребенку клонит взгляд.

Была ль та женщина земная,
Простой моделью для него,
Иль, краски легкие втирая,
Он видел в смертной божество.

Не все ль равно?

И вот, ничем не знаменита,
Ткача иль медника жена,
Живет теперь Мадонна Лита

В глазурной дымке полотна.

С ней столько душ вошло в единство,
Она пленила столько глаз,
И вечный светоч материнства,
Зажженный ею, не угас.

Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна», в которой гениально воплощены идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери.

Да, это одна из самых прекрасных картин на земле.

В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).

Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.

Давайте послушаем “Аве Марию” австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.

Ребята, вам понравилась музыка? Какие чувства возникли у вас, проникли в вашу душу при слушании этой музыки? А сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.

ДОСТОИНСТВО

ПРОСТОТА

БЛАГОРОДСТВО

СПОКОЙСТВИЕ

Нас всегда восторгали и вдохновляли художники XV–XVI веков, поскольку они отличались тем, что у них было свое видение на написание Мадонн. Они отличались гармонией, формой, красотой линейного и цветового ритма и главное – глубиной материнской, нежной любви, поднятой на уровень высокого, прекрасного идеала.

И в русской православной церкви есть подобные молитвы, обращённые к матери. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения и русские художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария , Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.

Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной, чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель-

Она с величьем, Он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и лучах… (А.Пушкин)

В.Васнецов «Богоматерь с младенцем».

Художник изобразил Богоматерь, идущей по облаку. Лицо ее вдумчивое и серьезное, дышит всей прелестью молодости. Младенец, схожий лицом с матерью, слегка наклонился вперед, властным движением как бы хочет обнять Вселенную. В его глазах горит огонь неземного вдохновения.

Работу эту можно поставить вровень с «Сикстинской мадонной» Рафаэля, на которую она похожа по построению.

Давайте послушаем тропарь – гимническое песнопение, посвященное Богородице.

Аве, Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей –

В тихом предстань сновидении ей!

Аве, Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

А. Фет

Пречистая – вот эталон женственности, сосредоточие благодетелей, образец для подражания… Её чарующий облик – вершина совершенства и гармонии

Не только художники эпохи Возрождения, но и русские художники в своем творчестве не обходили стороной образ женщины – матери. Признанный портретист, академик живописи Алексей Венецианов, он создает совершенно иные образы, во многом отличные от принятых норм. Он писал простых русских женщин – крестьянок, занятых нелегкой работой, подчеркивая тем самым, что именно крестьянская женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и оставалась лучшей хранительницей традиций материнства.

«На жатве. Лето»

Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы, зеленеют холмы. В центре картины женщины – жница с ребенком на руках, она ласково обнимает его, забыв об усталости. Глядя на картину, вспоминаются строки стихотворения Н.А. Некрасова:

В полном разгаре страда деревенская,

Доля ты! –русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать…

Знай нетерпимый: равнина безлесая,

Нивы, покосы да ширь поднебесная.

Солнце нещадно палит…

В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина.

Свое осмысление происходящих исторических событий он воплотил в прославленной «Петроградской мадонне»

На картине молодая женщина с ребенком изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории.

Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий. Но все это лишь временный фон основного изображения женщины-матери. Не случайно она повернулась спиной к городу. Ее главная забота – это забота о ребенке, о его настоящем и будущем.

Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская . Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом говорят картины разных художников.

Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки. Она написана более семидесяти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

Величие и целомудрие, достоинство и женская гордость ощущаются в облике матери с картины А. А. Дайнеки. Эта картина выполнена спокойными, пастельными тонами.

К теме материнства обращались в своем творчестве и осетинские художники. Возьмем работу Коста Хетагурова «Горянка, идущая за водой.

В картине художник изображает тяжелый труд женщины - горянки.

Она многократно в день должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной ношей и в тоже время присматривать за бегущим мальчуганом-сыном, который, того и гляди, сорвется в пропасть.

ЛЕГЕНДА О МАТЕРЯХ. (на фоне музыки Глюка «Мелодия» учитель рассказывает легенду)

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел – стрел счастья. Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом – стрелял в сторону стада, а если пахарем – в сторону поля.

Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная – из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

– Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.

Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда. В какую ярость пришёл Нептун!

– Я всех вас похороню в пучине морской! – взревел он.

Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море. Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины – сильные, красивые, никогда не стареющие. Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям.

Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

– Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав. Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя.

Они, как и отец, были некрасивы. Вышли дочери Нептуна и сказали:

– Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца. Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.

Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут - пождут матери – не возвращаются сыновья. Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

– Не дождаться вам теперь сыновей! – хохотал Нептун. – Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе. Тогда женщины воскликнули:

– Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.

Учитель: Понравилось ли вам произведение?

Что вы чувствовали, когда слушали его? (радость, что страшный и сильный царь Нептун не победил моряков, грусть, потому, что матери отдали всё самое лучшее своим сыновьям)

Почему моряки сильны и непобедимы? (потому, что матери отдали им всё самое лучшее)

Можно ли поступок матерей назвать героическим? Да!

Ребята, сегодня мы говорили о материнском образе в музыке, литературе, живописи. А почему эта тема так близка и в прошлом, и в настоящем, и в будущем для всех людей и для нас с вами? У нас у всех есть мама – самый близкий, родной и любимый человек на Земле.

Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?

Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.

Практическая часть урока.

Итог урока:

Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины – матери являлся идеалом женской красоты.

Идеалом, главным и неизменным, является идеал материнства.

Красота женщины – это красота материнства.

Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

Открытый урок

По МХК

по учебнику Г. Даниловой «Мировая художественная культура» 8 класс

Организационная информация

АРМ (автоматизированное рабочее место) педагога, АРМы учащихся (компьютерный класс на 12 мест).

Интернет, локальная сеть.

Проектор.

Интерактивная доска.

Традиционная доска.

Раздаточные материалы:

Задания для групп (приложение №1);

Таблица «Ключевые слова» (приложение №2) используется на доске, учащиеся в тетради чертят и заполняют таблицу;

Тексты (приложение №3);

Таблица для сравнения картин (приложение №4) используется на доске, учащиеся в тетради чертят и заполняют таблицу.

Цветы-шаблоны

Здравствуйте ребята!

Все мы помним строчки из детского стихотворения "Мамы разные нужны. Мамы всякие важны!». Действительно это неоспоримый постулат.

Образ матери, мамы, мамочки неисчерпаем. Кажется, какой стороны быта или бытия ни коснись - везде найдешь ее отзвук. "Вся гордость мира от матерей,- сказал А.М.Горький,- без. солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет ни поэта ни героя."

Не случайно эти слова матери звучат как гимн самой жизни, и не случайно через мировую культуру образ матери проходит яркой линией: так в эпоху Возрождения -мадонна с младенцем на руках, в русской культуре- обожествление в иконах.

Мама -поистине одна из сложнейших профессий на Земле, это испытание на Доброту и Великодушие. Это она научила нас ходить, говорить, понимать язык народа. Это она открыла красоту жизни. Весь мир держится на материнской любви .

Ребята, вы видите на доске схему – солнышко. Давайте запишем ключевые слова нашего занятия вместо лучей.

На диске солнышка запишем цель нашего занятия.

Зарисуйте схему-солнышко в тетрадь.

Эпиграф нашего занятия слова М.Кузмина; «Ведь каждая мать - Мадонна, И всякий ребенок свят!». Почему я предлагаю этот эпиграф? Как вы его понимаете?

Беседа учителя на фоне слайд-шоу.

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

(Г. Данилова Мировая художественная культура. 7-8 класс.-М.: Дрофа, 2006.-С. 83

Сегодня, мы с вами будем знакомиться с женскими образами самостоятельно.

Ребята делятся на группы (по количеству компьютеров), получают задания алгоритм выполнения, законы презентации (приложение №1). При выполнении заданий используется учебник и электронные тексты (сканированные страницы учебника или Интернет-сайты). Иллюстративный материал необходимо найти самостоятельно, используя Интернет-ресурсы, либо картинки размещены в папках на компьютере.

Ребята мы начинаем презентацию работ.

Группа представляет тему. После каждой темы ребята записывают в тетради ключевое слово и его объяснение. Одновременно ключевое слово и объяснение пишется в таблице на доске (приложение №2).

Ребята на интерактивной доске представлены две картины. Познакомимся с картинами, используя раздаточный материал (приложение №3)Попробуем сравнить эти картины. Красным маркером мы будем соединять общее, а зеленым маркером – различия.

Сейчас мы вместе будем заполнять таблицу «Мадонны: движение навстречу»(см. приложение №4)

Таблицу мы заполнил можем сделать. Ребята предлагают выводы, которые фиксируются на доске. Затем записи обобщаются учителем в один общий вывод, который и записывается в тетрадь.

Вывод: Леонардо да Винчи и Петров-Водкин выразили чувство материнства, которое проникает в глубину души и остается там навсегда.

В начале урока мы с вами заполняли схему – солнышко. Мы знаем, что солнышко способствует росту всего живого на земле. Давайте, представим, что наше солнышко взрастила цветы –знаний. Посмотрите у вас на партах лежат шаблоны цветов. Напишите внутри каждого цветка, что вы нового узнали из нашего урока. Разместите цветы вокруг нашего солнышка на доске.

Сегодня мы много узнали об образе женщины в разные века и в разных странах. Учитель может зачитать самые интересные предложения с цветов-шаблонов.

Ребята, а какие еще ключевые слова мы можем добавить в нашу схему-солнышко.

Дорогие ребята, наше занятие подходит к концу. Я получила большое удовольствие от нашей совместной работы. Я очень рада что вы такие творческие. Но я надеюсь, что выполнение домашнего задания поможет вам более глубоко изучить образ женщины в мировой художественной культуре.

Первый вариант: Сравнить образы мадонн Рафаэля и Леонардо да Винчи.

Второй вариант: Сравнить европейский образ Мадонны с образом Богородицы на Руси.

Приложение №1

Задания для групп

Темы:

    «Венеры» первых художников Земли.

    Священный лик Богоматери

    Богоматерь Оранта

    Богоматерь Одигтрия

    Богоматерь Елеуса

    Русские иконописцы: Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий

    Мадонны титанов Возрождения. Леонардо да Винчи

    Мадонны титанов Возрождения: С. Рафаэль

    Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова

    Женщина-мать в искусстве 20 века.

    Мадонны К.С. Петрова-Водкина

Задание.

    Заполнить шаблон презентации 2 слайда.

    Подобрать фактуру (фон) для презентации по теме.

    Подобрать музыку для сопровождения.

    Подготовить презентацию. Распределить в группе текст так, чтобы были задействованы все участники.

Приложение №2

Слово

Приложение №3

К. Петров-Водкин

Мать. 1915. Х.М. 107x98.5. ГРМ., Санкт-Петербург

Материнство - одна из излюбленных тем художника - решена слишком в русском стиле. Образы русских женщин, которых любовно и бережно изображает художник, окрашены не столько в национальные, сколько в социальные оттенки. В них одухотворенность и сочетание целомудрия и жизненности.

В 1910-х годах у мастера сложились как бы два образа, два типа крестьянской матери.

С идеей целомудренной строгости и чистоты связано ощущение глубокого синего цвета. Начало же наполненной жизненности отливается в красном цвете не менее наполненном. В "Матери" 1913 года, этот цвет превращается как бы в цвет материнского лона, недаром он столь неизменно охватывает бедра петрово-водкинских женщин. И вот, в течение всей творческой эволюции у мастера укоренялся, приобретал все большую конкретность полнокровный женский облик. Он с полной законченностью определился в картине «Мать» 1915 года. Ряд исследователей искусства Петрова-Водкина высказывает мнение, что это полотно было окончательно переписано художником не ранее 1917 года. Если это так - а это представляется правдоподобным, - то с этой картины мы могли бы отсчитывать развитие этого жизненного материнского, или - шире - женского типа во всем послереволюционном творчестве мастера. Мать в этой картине Петрова-Водкина - молодая баба с крутыми плечами и статной шеей. Ее кумачовая юбка, занимающая весь низ картины, пламенеет и звучно и жарко. Наклоненные линии стены, окна и божницы - они станут теперь неизменной деталью многих произведений художника - только усиливают почти статуарную плотность ее фигуры, обаяние ее простонародной и вместе почти что "царственной" осанки. А главное - решительно изменилось само выражение материнского «лика». На смену чуть "постно-смиренному" выражению крестьянской матери 1913 года, с ее "уныло-сонным" взглядом из-под полукруглых бровей, пришло выражение более открытое и смелое. Чего стоит один поворот головы - такой красивый и вольный, как будто освобождающий от чего-то тяготящего или сковывающего!

Леонардо да Винчи

Мадонна Литта

Madonna Litta 1478-1482

Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Такие наименования картин, как «Бенуа» или «Литта» происходят от имени прежних владельцев картин.

«Мадонна Литта» - закончена несколькими годами позже "Мадонны Бенуа". На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Но основной смысл, идейное содержание произведения то же, что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает все произведение. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения.

Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. Леонардо да Винчи как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень.

Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII-XX вв., Из-во Гос. Эрмитажа., Л. 1963

Приложение №4

Мадонны: движение навстречу

Параметры характеристики

Аспектный анализ урока

«Образ женщины-матери сквозь века»

Для реализации цели были решены следующие задачи:

Обучающие:

Познакомить учащихся и показать разнообразие интерпретаций женских образов.

Развивающие:

Создать коллективную презентацию по теме.

Воспитательные:

Уважение к шедеврам мировой художественной культуры.

Творческое задание требовало от учащихся не воспроизводства информации, а творчества.

Для эффективного решения задач урока использовались элементы здоровья-сберегающей системы образования.

Межпредметные связи с историей, изобразительным искусством, культурой, традициями русского народа, поэзией, музыкой.

На уроке использовались методы работы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

    Словесный ( рассказ) – ля активизации познавательной деятельности учащихся.

    Наглядный ( демонстрация , презентация, выставка)

    Практический работа по группам

    Репродуктивный

Ученики применяли по образцу (последовательность ) ранее усвоенные знания

5. Частично-поисковый

Основной этап практической работы был связан с самостоятельным поиском

6. Самостоятельная работа

Самостоятельное изучение материала с использование ИКТ (информационно- коммуникационных технологий) способствует эффективному освоению новой информации и переработки ее в новое знание.

Методы, которые использовались для стимулирования и мотивации обучения:

    Создание ситуации эмоционального переживания (презентация +рассказ+ музыка)

    Ситуация удивления ( использование поэзии и музыкм в водной части урока, рассказ о произведении художника)

    Ситуации успеха ( памятки таблицы, поощрение во время самостоятельной работы)

    Ситуаций занимательности ( сопоставление)

    Ситуации новизны, актуальности, (сведения о популярности данных картин)

Тема рассчитана на 2 урока. Все этапы были связанны между собой логически и были направлены для реализации основной части.

1. Организационный – настраивал учеников на рабочий лад.

2. Вводный – заинтересовывал и создавал интригу

3. Рассказ – помогал создать художественный образ

4 .Работа в группе позволяла настроиться, почувст вовать свое вдохновение.

5. Практическая работа - функции мышления и восприя тия.

6 Рефлексия. Создание «Цветника новых знаний». Подведение итогов – оценить результаты, понять самого себя.

В каждом этапе урока шло формирование метапредметных понятий универсальных учебных действий. А именно:

1. познавательные

2. образно - символические

3. регулятивные

4. коммуникативные

Метапредметная связь на уроке прослеживается и это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

Ученики в процессе обработки информации по теме и на основе найденного создают новый групповой и коллективный информационный продукт;

Закрепляют умение работать с различными источниками информации, выделять главные мысли, обобщать, высказывать свои мысли и защищать свою работу.

Получают опыт взаимодействия в группе;

Закрепляют изучение новых терминов, понятий, культурных явлений;

Актуализируют и воспитывают свои эстетические впечатления

Урок был направлен на :

    Развитие внимания, воображения, памяти учащихся.

    Осознание ими содержания урока, последовательности действий.

    Формирование рефлексивной, адекватной самооценки;

    Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающее культурное многообразие современного мира.

    Формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, традициям.

    Через освоение художественного наследия русского народа на развитие эстетического сознания и творческой деятельности.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке повышает наглядность и качество образовательного процесса.

Цели урока были достигнуты, план урока выполнен, каждый получил оценку своего труда, материал урока учениками усвоен.

Литература и средства обучения:

    Учебник Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. 7-9 классы. М., Дрофа, 2005-2006

    Учебное издание Мировая художественная культура. Факультативный курс 5-9 (10) классы. Курс для школ и классов гуманитарного профиля 10-11 (11-12) классы. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002.

    Солодовников Ю.А. Учебник-хрестоматия «Человек в мировой художественной культуре», 8-9 класс, М. «Просвещение», 2008.

    МХК в активных методах обучения/авт.-сост. Ю.В.Гуща. – Минск:Красико-Принт, 2008.

Использование медиаресурсов:

  • ЭСУН «История искусства», «Кирилл и Мефодий», 2003

    Энциклопедия классической музыки, Интерактивный мир, 2002

    Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

    Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

    Русский музей.

    Шедевры русской живописи

    Собственные медиаресурсы.

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников Земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных и художественных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

Работа содержит 1 файл

Введение

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников Земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных и художественных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

Актуальность данной темы объясняется противоречием, возникшим на стыке 20 и 21 столетий: с одной стороны – воспевание образа женщины-матери на протяжении многих веков, а с другой – демографический кризис. Работа основана на попытке систематизировать и обобщить имеющиеся сведения по данной теме, а также попытаться поднять значимость образа женщины-матери.

Основная часть

Образ женщины-матери сквозь века

Проанализировав большое количество репродукций, изображений скульптур, мы отметили некую закономерность: несмотря на различия в понимании женской красоты, художники и скульпторы разных эпох используют схожие образы. К таковым можно отнести:

    1) образ кормящей матери;

2) образ женщины-матери с ребенком на руках;

    3) семейный портрет.

Образ кормящей матери

В первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной также были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага.

Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более 150 маленьких женских статуэток – так называемых «палеолитических Венер» 1 . Одними из наиболее известных являются изображения «Венеры Лоссельской» , называемой еще «Дамой с рогом» , и «Леспугской Венеры» (№1, 1-2). Также были обнаружены и другие фигурки, вырезанные из мягкого камня или слоновой кости (№1, 3) 2 . К ним же можем отнести глиняное изваяние фигурки прародительницы, найденное в Турции и относящееся к началу VI тысячелетия до н.э. 3 (№1, 4).

Таким образом, мы видим, что первые художники Земли воспевали не грацию и статность женского тела, а уделяли особое внимание изображению всего, что подчеркивает женское начало: непомерно большие груди и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь.

В эпоху первобытного общества появляются и скульптурки, изображающие женщину, которая кормит грудью своего ребенка (№2, 1). Именно образ кормящей матери станет одним из часто используемых в скульптуре и живописи последующих столетий.

Провозвестницей образа мадонны, кормящей своего сына, мы по праву можем считать древнеегипетскую статую, изображающую богиню Исиду (Изиду), кормящую грудью Гора (№2, 2) 4 .

К началу эпохи Возрождения, к Проторенессансу, относится триптих «Мадонна дель Латте» итальянских художников братьев Лоренцетти (№2, 3). Несколько десятилетий спустя нидерландским живописцем Рогиром Ван дер Вэйденом была написана картина «Евангелист Лука, рисующий Мадонну» (№2, 4). Обе матери с умилением смотрят на своих младенцев. Эти произведения содержат идею материнства, всепоглощающей любви.

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесло иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – стремились к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений на эту тему стала «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (№2, 5) - жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Ее склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют ее светлым материнским чувством. Глаза ее полуопущены и смотрят на младенца, которого она кормит. Маленький Иисус повернул глаза к зрителю и держит в руке маленькую птичку, символизирующую его будущие страдания. 1

В начале 19 века портретист, академик живописи А. Г. Венецианов ввел в русское изобразительное искусство образ величавой славянки. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника сложилось свое представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал картины, где в облике величавой славянки им подчеркнуты одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Выбор подобной темы можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и остается хранительницей лучших традиций крестьянской жизни, матерью («На жатве. Лето» (№2, 6)).

В конце 19 века французский скульптор Далу Эме Жюль создал скульптуру «Бретонка» 2 (№2, 7). В основе ее лежит уже знакомый образ кормящей матери, но в

отличие от титанов Возрождения, его мадонна – простая рабочая женщина. Ясным и энергичным языком пластики скульптор передал свое представление об идеалах женской красоты, материнства.

В живописи 20 века мы также встречаем образ кормящей матери.

Наиболее яркое художественное воплощение этот образ нашел в творчестве живописца К. С. Петрова-Водкина. Мастер, не подражая традициям Ренессанса, древнерусской живописи и европейского искусства рубежа веков, использовал их как выдающийся интерпретатор, выражая вечные понятия – красоту, гармонию, чистоту. Идеал материнства художник отразил в картинах: «Мать », «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920г.) (№2, 8-9).

Не исчез образ кормящей мадонны и на картинах военного и послевоенного времени. Не было в те годы более высокого подвига, чем подвиг материнства. Вскормить и сохранить едва вступающее в жизнь поколение, несмотря на самые невероятные лишения и трудности, значило тогда победить фашизм, пытавшийся стереть с лица земли целые народы. Величию всепобеждающей материнской любви, бросившей вызов смерти и победившей, богатству души советской женщины, ее несгибаемой нравственной силе посвятил свою картину «Партизанская мадонна» (№2, 10) М. А. Савицкий .

Отгремели пушки, окончилась война. На смену военной пришла мирная жизнь, счастье... Простое материнское счастье. Словно завороженные смотрят колхозницы на свою подругу – молодую мать, кормящую ребенка. Героиня картины В. Ерофеева «Счастье» (№2, 11) по-настоящему счастлива и от этого хорошо всем, кто ее окружает. 1

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что образ кормящей матери берет начало в первобытном обществе и проходит сквозь все последующие эпохи.

Образ женщины-матери с ребенком на руках

Еще одним из распространенных образов женщины-матери является образ женщины с ребенком на руках.

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери, связанного с культом Мадонны.

На Руси в период Средневековья широкое распространение получил образ Богородицы, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, которые условно можно поделить на четыре типа: 1) Знамение (знаменующая рождение Спасителя, воплощение новой жизни); 2) Богоматерь Оранта («молящаяся» с воздетыми к небу руками) (№3, 1); 3) Одигитрия («путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках); 4) Елесуа («умиление», ласкающая и обнимающая своего сына) 1

Более подробно рассмотрим третий и четвертый типы изображения Богоматери с сыном на руках.

Наибольшей популярностью в народе пользовалась «Одигитрия». Богоматерь изображена фронтально, в торжественной позе. Правая рука Девы Марии невысоко поднята в жесте моления, обращенном к сыну. Иногда «Богоматерь Одигитрию» называют «Богоматерью Смоленской» , так как, согласно летописному преданию, древнейший из привезенных на Русь списков «Одигитрии» находился в Смоленске.

К четвертому типу можно отнести следующие иконы: «Владимирская Богоматерь» (№3, 2), «Богоматерь Донская» , «Толгская Богоматерь» (№3, 3) и «Богоматерь Елеус-Киккская» Симона Ушакова (№3, 4). «Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства». 2

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают ее главный смысл. Свершится то, что

предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

Мадонна с младенцем на руках – неотъемлемый образ в живописи и скульптуре эпохи Возрождения. Нидерландский живописец Робер одним из первых воплотил в своих полотнах художественные принципы Раннего Возрождения. Его «Мадонна с младенцем» (№3, 5) выделяется демократической простотой образов, склонностью к бытовой интерпретации сюжетов. Молодая мать с ребенком помещены в уютный городской интерьер с воспроизведенными деталями обстановки.

Нидерландские художники повлияли на творчество итальянского художника эпохи Раннего Возрождения, мастера Умбрийской школы Перуджино Пьетро. Его картина «Мадонна с младенцем» (№3, 6) отличается плавностью композиционных ритмов, лиризмом. Ясная уравновешенность пространственных построений, гармоничность, мягкая грациозность, поэтически-созерцательная тональность характерны для этого полотна. Созданный им лирически-проникновенный своеобразный тип мадонны, оказал значительное воздействие на его ученика Рафаэля.

Флорентийские мадонны Рафаэля – это прекрасные, миловидные, трогательные и горюющие юные матери 1 .

Мадонны, созданные в Риме, - это уже не просто матери, а владычицы, богини добра и красоты, властные в своей женственности, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца. «Мадонна в кресле» (№3, 7), «Мадонна дель Импанната» , «Мадонна Божественной любви» , «Мадонна дель Фолиньо» и другие всемирно известные мадонны знаменуют новые искания Рафаэля, его путь к совершенству в воплощении идеального образа богоматери.

Важное место в искусстве этого великого художника занимает «Сикстинская мадонна» (№3, 8). Мария идет по облакам, неся своего ребенка. Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее святые и ангелы.

Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода 2 .

Изображая мадонну с младенцем, художники редко отказывали себе в удовольствии добавить птичку, или вазочку с цветами, или какой-нибудь искрящийся стеклянный шар на подлокотнике кресла. Например, «Мадонна с младенцем» Мемлинга Ханса , «Мадонна с

младенцем» Дж. Беллини (№3, 9), "Мадонна с младенцем под яблоней" Кранаха Лукаса (№3, 10), «Мадонна с кошкой» Джулио Романо , «Мадонна с белым кроликом» Тициана , «Мадонна Конестабиле» и «Мадонна со щегленком» Рафаэля Санти .

К таким полотнам можно отнести и картину Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» , или «Мадонна Бенуа» (№3, 11). Это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишен какой бы то ни было святости. Перед нами юная мать, играющая со своим ребенком. Юная шаловливая мать, почти ребенок,