Высокая конкуренция на рынке труда заставляет современных специалистов постоянно работать над повышением своей квалификации и приобретать знания и навыки в смежных профессиональных областях. Получить второе высшее образование в Москве сегодня стремятся как вчерашние выпускники вузов, только начинающие свою карьеру, так и специалисты «со стажем».
В настоящее время среди множества направлений обучения самыми востребованными по-прежнему остаются менеджмент, экономика и юриспруденция. В соответствии с высоким спросом на рынке образовательных услуг существует довольно большое количество предложений. Абитуриент может выбирать из нескольких десятков учебных заведений. В зависимости от престижности вуза, стоимость обучения отличается иногда в несколько раз.
Как известно, второе высшее образование предоставляется на платной основе, в связи с этим, оценить возможные условия обучения проще всего на основе статистики платного приема. В приведенных ниже таблицах - итоги приемной кампании 2011 года. Эти данные - результат мониторинга, проводимого РИА Новости и национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики».
Менеджмент
Возможность получить второе высшее образование по данному направлению предлагают более 40 московских вузов . В приводимой ниже таблице - 10 самых дорогих и 5 наиболее экономичных вариантов обучения.
ВУЗ | стоимость, рублей в год | |
(НИУ ВШЭ) | 121 | 345 000 |
(МГИМО) | 92 | 314 667 |
(МГУ) | 180 | 296 667 |
(Финансовый университет) | 82 | 242 000 |
(ВАВТ) | 49 | 220 000 |
(РГГУ) | 23 | 220 000 |
(РЭУ) | 240 | 193 333 |
(РУДН) | 14 | 185 000 |
(ГУУ) | 255 | 165 000 |
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (РГУ) | 110 | 147 130 |
(МГУП) | 8 | 55 000 |
Национальный исследовательский университет "МИЭТ" | 64 | 49 000 |
(МИИТ) | 306 | 47 750 |
Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ) | 11 | 45 000 |
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП) | 56 | 37 500 |
Экономика
По этому направлению более 30 вузов Москвы предлагают платное обучение. В данной подборке - 10 наиболее дорогих и 4 самых «демократичных» варианта.
ВУЗ | зачислено человек на платное обучение | стоимость, рублей в год |
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) | 334 | 348 750 |
(МГИМО) | 149 | 296 000 |
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет) | 393 | 274 714 |
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) | 149 | 272 667 |
Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ) | 105 | 220 000 |
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) | 18 | 220 000 |
Российский университет дружбы народов (РУДН) | 57 | 217 500 |
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (РЭУ) | 328 | 204 286 |
Государственный университет управления (ГУУ) | 114 | 180 000 |
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) | 214 | 168 233 |
Московский государственный университет дизайна и технологии (МГУДТ) | 22 | 65 000 |
Московский государственный агроинженерный университет (МГАУ) | 62 | 65 000 |
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) | 481 | 58 500 |
Московский государственный университет природообустройства (МГУП) | 99 | 55 000 |
Юриспруденция
Абитуриенты могут выбирать из 30 вузов Москвы . В таблице - 10 самых дорогих и 4 самых экономичных варианта.
ВУЗ | зачислено человек на платное обучение | стоимость, рублей в год |
118 | 296 000 | |
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) | 42 | 275 000 |
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) | 160 | 268 000 |
Российский университет дружбы народов (РУДН) | 38 | 250 000 |
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет) | 31 | 242 000 |
Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ) | 73 | 230 000 |
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (РЭУ) | 32 | 230 000 |
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) | 34 | 220 000 |
К числу наименее популярных направлений обучения можно отнести следующие: экология, биология, математика, история, культурология, социальная работа, библиотеки и архивы, а также многие направления, связанные с промышленным производством и сельским хозяйством. Александр Митин |
24-26 мая прошел выездной интенсив - программа повышения квалификации “Data Science для менеджеров”. Семинар был посвящен основам машинного обучения, искусственного интеллекта и задачам, которые данные технологии решают. О том, как прошел выезд, и что узнали слушатели центра непрерывного образования, мы спросили участников программы.
24-26 мая в учебном центре “Вороново” прошел четвертый выездной семинар по машинному обучению, который традиционно организует Департамент больших данных и информационного поиска ФКН. Цель таких выездов собрать и познакомить всех преподавателей и студентов, которые интересуются машинным обучением. Нередко такое общение выливается в совместные исследования и проекты.
С осени 2018 года центр непрерывного образования факультета компьютерных наук проводит программы по обучению преподавателей, научных сотрудников и студентов других университетов. Так, в ноябре прошлого года преподаватели центра провели интенсив «Introduction to machine learning» для студентов Университета Оверни Клермон-Феррана (Франция), а в конце января — интенсив по машинному обучению для сотрудников Вятского государственного университета.
В начале декабря состоялась первая защита дипломов программы профессиональной переподготовки "Современный анализ данных, глубокое обучение и приложения". За год слушатели прошли путь от изучения математики и программирования до работы с нейронными сетями, компьютерным зрением и анализом текстов. Мы спросили выпускников программы о том, почему они решили изучать данную область, что узнали за время обучения, какие итоговые проекты выбрали и чем собираются заниматься в будущем.
В Вышке есть много возможностей для студентов разных образовательных программ узнать про современные технологии, научиться работать с данными и программировать. Это и система майноров, и проект Data Culture, и программы повышения квалификации. Студенты Вышки, слушатели программ повышения квалификации Центра непрерывного образования, рассказали о том, почему, еще учась в университете, они решили получить дополнительную квалификацию, а также как собираются применить полученные знания.
В 2011 году выпускница ВШЭ Ирина Демина с партнерами запустила стартап «Кнопка жизни» — сервис круглосуточного вызова помощи для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. За последние 2 года Ирина окончила в Вышке три программы Центра непрерывного образования факультета компьютерных наук и собирается учиться дальше. О том, каких результатов в бизнесе помогли добиться новые знания, она рассказала новостной службе ВШЭ.
23-26 апреля в НТЦ «Газпром нефти» в Санкт-Петербурге прошел пилотный курс по применению современных цифровых интеллектуальных технологий обработки данных в нефтегазовой сфере. Разработчиками и преподавателями программы выступили эксперты центра непрерывного образования факультета компьютерных наук.
Высшая школа экономики - университет, готовящий экономистов, социологов, управленцев и юристов и ведущий активную международную научно-исследовательскую деятельность. Здесь учат философии, математике, истории литературы, журналистике, психологии, социологии и даже дизайну. Под крышей этого современного авторитетного университета собрались лидеры российских научных школ, блестящие преподаватели, учиться у которых интересно и перспективно.
Особенности учебного процесса:
За время обучения в бакалавриате можно изучить более 30 различных дисциплин. Их набор зависит от содержания конкретной образовательной программы и выбора самого студента. Учебные планы составляются таким образом, чтобы студент изучал одновременно не более пяти дисциплин (без учета иностранных языков и физкультуры). На первом и втором курсе аудиторная нагрузка и самостоятельная работа составляют примерно равные доли. На третьем и четвертом курсе студенту предлагается больше самостоятельной работы.
Учебный год делится не на семестры, а на модули. Всего модулей в году 4 — таким образом, модуль по продолжительности примерно соответствует школьной четверти. После каждого модуля наступает неделя сессии, на которой в зависимости от рабочего учебного плана могут проводиться контрольные и экзамены, а может и ничего не проводиться — в последнем случае эта неделя превращается в неофициальные каникулы.
Вышка — это более 100 студенческих организаций, тысячи мероприятий и свое студенческое самоуправление. Студенческая жизнь университета практически не поддается описанию: слишком динамичная, разнообразная и для каждого своя. Единственный способ ее познать — стать ее частью.
Приветствие абитуриентам ВШЭ:
Высшая школа экономики — исследовательский университет, осуществляющий свою миссию через научно-образовательную, проектную, экспертно-аналитическую и социокультурную деятельности на основе международных научных и организационных стандартов. Мы осознаем себя частью мирового академического сообщества, считаем международное партнерство, вовлеченность в глобальное университетское взаимодействие ключевыми элементами нашего движения вперед. Будучи российским университетом, мы работаем на благо России и ее граждан.
Основа нашей деятельности — теоретические и эмпирические исследования и распространение знаний. Не поступаясь качеством исследований и не ограничиваясь преподаванием фундаментальных научных знаний, мы стремимся обеспечивать практический вклад в строительство новой России.
Наш университет — это коллектив ученых, сотрудников, аспирантов и студентов, которых отличает внутренняя приверженность к поддержанию высоких академических стандартов своей деятельности. Мы стремимся обеспечить наиболее благоприятные условия для развития каждого члена нашего коллектива.
Нас, занимающих порой различные позиции по разным проблемам современности и прошлого, объединяют общие ценности:
- стремление к истине;
- сотрудничество и заинтересованность друг в друге;
- честность и открытость;
- академическая свобода и политический нейтралитет;
- профессионализм, требовательность к себе и ответственность;
- активная общественная позиция.
Высшая школа экономики была создана Постановлением Правительства России 27 ноября 1992 г. первоначально как центр подготовки магистров.
Стартовый период был отмечен интенсивным «обучением учителей»: Р. Энтов читал всему коллективу преподавателей — в основном бывших сотрудников академических институтов и МГУ — курс узловых проблем экономической теории, а Г. Канторович обновлял их знания математики. Начиная с 1993 г. преподаватели ВШЭ регулярно стажируются в ведущих европейских университетах.
Принцип Школы с первого дня ее существования — сочетание строгой, даже жестокой подготовки с обсуждением и решением животрепещущих проблем российской экономики. Профессорами ВШЭ стали ведущие экономисты, работавшие в Правительстве — Е. Ясин, А. Шохин, С. Васильев, Я. Уринсон, В. Коссов, Е. Гавриленков, М. Копейкин, В. Баранов.
С 1995 г. ВШЭ стала превращаться в университет, где наряду с экономистами готовят социологов, управленцев и юристов. Вокруг пришедших в Школу О. Шкаратана, Л. Ионина, С. Филоновича и других ведущих преподавателей стали формироваться эффективные научно-педагогические коллективы.
В это же время создается система научных центров ВШЭ, ориентированных на прикладные исследования по заказам Минэкономики, Центробанка, Минобрнауки, коммерческих предприятий и банков.
В 2015 году НИУ ВШЭ вошел в группу «51-100» рейтинга QS по направлению development studies (исследования социального развития). В этой категории рейтинга Высшая школа экономики стала единственным российским университетом. Также ВШЭ оказалась единственным российским вузом, который попал в рейтинг по таким предметным группам, как «экономика и эконометрика» и «социология» (группа 151-200). Четвертым направлением рейтинга, в который попала Высшая школа экономики, стала философия (группа 151-200).
Подробнее Свернуть https://www.hse.ru
Высшая школа экономики была основана в 1992 г.
Создание вуза началось в момент перестройки, когда стало ясно, что существовавшая система экономического образования в стране не соответствует требованиям нового времени и мировым стандартам. Тогда группа преподавателей экономического факультета МГУ (Е. Ясин, Я. Кузьминов, Р. Энтов, О. Ананьин, Р. Нуреев) решили создать новую экономическую школу, которая с самого начала основывалась бы на лучших практиках преподавания мировой науки.
Принцип Школы с первого дня ее существования - сочетание строгой, даже жестокой подготовки с обсуждением и решением животрепещущих проблем российской экономики.
В 2009 году ВШЭ перешла в категорию "национальный исследовательский университет".
В 2011 году к Высшей школе экономики присоединены Московский государственный институт электроники и математики (МИЭМ) и два учреждения дополнительного профессионального образования - Учебный центр подготовки руководителей и Государственную академию специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС).
Некоторые цифры: в ВШЭ обучается порядка 16 тыс. студентов (очная форма обучения) и 600 аспирантов. ВШЭ имеет 3 филиала: в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми.
Особенности поступления на :
- Обучение осуществляется на платной основе. Размер оплаты фиксируется в момент зачисления и не подлежит пересмотру на протяжении всего процесса обучения.
- Перечень необходимых документов: заявление о приеме в НИУ ВШЭ, документ, удостоверяющий его личность и гражданство, документ государственного образца о высшем образовании, свидетельство о результатах ЕГЭ (при его наличии), Фотографии (3x4) - 4 штуки (при их наличии).
- Для учащихся, получающих второе высшее образование общежитие и стипендия не предоставляются
Сроки обучения, вступительные экзамены, , время начала занятий, и другая полезная информация варьируются в зависимости от программы обучения и факультета. Ее Вы можете просмотреть, выбрав интересующую Вас специальность, перейдя по ссылке ниже.
Людям, уже имеющим вузовский диплом, НИУ ВШЭ предлагает не только программы переподготовки или повышения квалификации, но и бакалаврские программы, дающие полноценное второе высшее образование. Рассказываем о том, чем «ускоренный бакалавриат» привлекает топ-менеджеров банков, начинающих предпринимателей, перспективных специалистов информационных технологий и даже медиков.
Что такое «ускоренный бакалавриат»
Это бакалаврские программы для слушателей, уже окончивших когда-то вуз, которые предполагают получение еще одного диплома о высшем образовании. Обучение в таком бакалавриате называется ускоренным, поскольку занимает не четыре, а три года, что, впрочем, не отражается на качестве подготовки. Экономия времени достигается благодаря перезачету определенного количества часов по общим дисциплинам (истории, философии и т.п.), которые слушатель уже изучал в рамках первого высшего образования.
В НИУ ВШЭ программы ускоренного бакалавриата реализует пять подразделений, в частности, работающий на рынке второго высшего образования уже более двадцати лет.
Кто и зачем получает второе высшее образование
Отличие ускоренного бакалавриата от обычных заключается в продолжительности и фундаментальности обучения. «Нужно понимать, что программа профессиональной переподготовки означает очень сжатые сроки, а у человека должен быть серьезный базовый уровень в данной области, иначе он не сможет сразу включиться в специальные предметы и осваивать их. А вот бакалавриат плавно выводит на возможность осваивать и получать компетенции на базе серьезной теории», - говорит директор ИППС Татьяна Григорьева .
Можно выделить три основных группы людей, которые приходят за вторым высшим образованием.
Во-первых, это те, кто хочет сменить сферу своей деятельности. Это могут быть люди, у которых в корне изменились жизненные обстоятельства (например, военнослужащие, уволенные в запас, у которых есть военная специальность, но им нужно адаптироваться в гражданской жизни). А у кого-то просто меняются профессиональные интересы, и они хотят заниматься чем-то новым. «Это самые необычные примеры, но у нас учился священник, у нас училась балерина, которая в тридцать с небольшим вышла на пенсию и которая, кстати, защитилась по финансовой тематике лучше всех», - вспоминает Татьяна Григорьева.
Во-вторых, это те, кто уже имеют серьезные навыки и практический опыт, но не имеет диплома в данной области, и хотели бы систематизировать знания и освоить новые технологии, например, по управлению финансами компании. «В страховых компаниях и банках существуют жесткие требования к наличию высшего экономического образования, если ты работаешь в соответствующих подразделениях», - поясняет Татьяна Григорьева.
В-третьих, это те, кто заинтересован в том, чтобы начать свое дело, но для этого им нужна базовая управленческо-финансовая подготовка, а не просто повышение квалификации. Например, медики, которые хотели бы открыть свою клинику или руководить станцией переливания крови.
Конечно, есть и другие категории слушателей. Так, директор по дополнительному профессиональному образованию НИУ ВШЭ Елена Коваль отмечает приток выпускников , которые хотят получить в сфере либо близко соприкасающейся, либо дополняющей их основную деятельность. Например, юристы приходят изучать . При этом в московском кампусе по второму высшему перечень направлений подготовки достаточно широк: менеджмент, экономика, бизнес-информатика и юриспруденция.
Почему выбирают Вышку
Прежде всего из-за качества образования и ориентированности на результат, на приращение знаний и навыков, которые позволяют перейти на новую ступень профессионального развития. Но и сам диплом НИУ ВШЭ признается и приветствуется работодателями и потом активно помогает в жизни.
«Был случай, когда к нам за вторым дипломом пришел топ-менеджер в статусе финансового директора одной крупной корпорации, - рассказывает Елена Коваль. - Мы предлагали ему поступать на программу , которая по уровню и статусу ему, казалось бы, больше соответствовала. Но он признался, что, хотя самостоятельно многое изучил и много достиг, ему было неудобно предъявлять тот диплом о высшем образовании, который у него был».
А опросы выпускников, проводимые ИППС, показывают, что главным конкурентным преимуществом программ Вышки они называют преподавательский состав. «Около трети преподавателей - это преподаватели-практики, они ведут у нас занятия, а сами руководят компаниями или работают в консалтинге, - говорит Елена Коваль. - И это очень важно для наших слушателей - они получают хорошие академические знания и опыт из первых рук».
Как проходит обучение
«В нашем институте мы формируем команду преподавателей вот уже на протяжении двадцати лет, - рассказывает Татьяна Григорьева. - Проводим тестирование преподавателей, обязательно поддерживаем обратную связь со слушателями. Смотрим не просто на то, нравится преподаватель или не нравится, а выясняем, в чем именно может быть проблема - методике преподавания, неподходящем материале, просто психологической несовместимости».
Преподаватели Вышки могут «держать» взрослую аудиторию. Они, с одной стороны, умеют методически выстраивать теоретический материал, с другой - приносят готовые кейсы и разбирают «живые» проблемы. Точно так же, на конкретном материале, в том числе на кейсах компаний, сотрудниками которых они сами являются, организована проектная работа студентов.
Обучение проходит по вечерам, обычно четыре раза в неделю - и учиться надо по-настоящему. «Если кто-то решил, что, поступив, он без особых усилий получит через три года диплом, то он ошибается, - предупреждает Татьяна Григорьева. - Нужно будет сдавать проекты, сдавать экзамены - и быть готовым к этому. Условия отчисления такие же, что в обычном , и на наших программах есть отсев.».
Но в ускоренном бакалавриате можно не только прервать обучение, но и восстановиться. «Мы понимаем, что есть масса объективных причин - жизненных и профессиональных, которые могут помешать взрослому человеку учиться непрерывно три года, - говорит Елена Коваль. - Его могут отправить в длительную командировку, у него аврал на работе, он может заболеть, столкнуться с финансовыми трудностями и так далее. У слушателей есть возможность, уйдя с программы, затем восстановиться и закончить обучение».
Чего добиваются выпускники ускоренного бакалавриата
«Огромное количество наших выпускников занимают высокие должности в кредитных и финансовых организациях, а затем возвращаются к нам с кейсами и ведут тренинги для действующих слушателей», - рассказывает Татьяна Григорьева.
Выпускники программ второго высшего работают и во властных структурах, и возглавляют крупные корпорации
«Многие слушатели приходят к нам за знаниями, а получают еще и замечательное сетевое взаимодействие, - добавляет Елена Коваль. - Приходят коллеги, успешные в бизнесе, и начинают реализовывать совместные проекты. Кто-то находит работу у своих же соучеников, а через какое-то время организует собственный бизнес».
Как поступить на программу второго высшего
Все подробности можно найти в правилах приема на сайте конкретной программы. Там же опубликован перечень вступительных испытаний и необходимых для поступления документов. Подав заявление, абитуриент записывается на тестирование или собеседование (есть разные варианты вступительных испытаний). Например, в ИППС тестирование организовано в электронном формате, без преподавателя. Те, кто набрал достаточное количество баллов (они также указаны в правилах приема), зачисляются на программу.
Узнать больше об ускоренном бакалавриате и других программах дополнительного образования НИУ ВШЭ можно 18 мая на специальном дне открытых дверей. Менеджеры Института профессиональной переподготовки специалистов, Высшей школы бизнес-информатики , и будут рады подробно рассказать о программах и условиях поступления. На дне открытых дверей состоится также серия лекций, на которых ведущие преподаватели институтов и центров Вышки расскажут об актуальных проблемах бизнеса и менеджмента.