Все женские образы война и мир. Женские образы романа война и мир - сочинение. Прототипы женских образов «Войны и мира»

Сочинение по литературе. Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины - носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.

Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в образе Наташи самые лучшие черты человеческой личности. Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа - Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими манерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения. Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что “все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее...”.

Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем делает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею”.

Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи, которыми полна тихая ночь. Она восклицает: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития.

Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их.

Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже. Она поняла, что тот, кем она восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов. Его “детская душа” была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека или негодования. Он боготворил ее, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете. Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, создать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой.

В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов - так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”. В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили ее к житейской самостоятельности, что произошло после смерти отца, и главное - когда она стала женой и матерью. О гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.

Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться”. За этой характеристикой скрывается авторская ирония и неприязнь к персонажу.

Жюли- такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”. Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность ее поведения.

Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: “Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы”. Вымышленные образы описаны художественно и одновременно являются проводниками мыслей автора. Женские характеры передают идеи Толстого о сложности человеческой натуры, об особенностях отношений между людьми, о семье, браке, материнстве, счастье.

С точки зрения системы образов героев романа можно условно разделить на “живых” и “мертвых”, то есть на развивающихся, меняющихся с течением времени, глубоко чувствующих и переживающих и - в противоположность им - застывших, не эволюционирующих, а статичных. В обоих “лагерях” есть женщины, причем женских образов столь много, что оговорить в сочинении всех представляется практически невозможным; пожалуй, разумнее остановиться подробнее на главных действующих лицах и характерных второстепенных персонажах, играющих значительную роль в развитии сюжета.

“Живые” героини в произведении - прежде всего Наташа Ростова и Марья Болконская. Несмотря на разницу в воспитании, семейных традициях, атмосфере дома, складе характера, они в конце становятся близкими друзьями. Наташа, выросшая в теплой, любящей, открытой, искренней семейной атмосфере, впитавшая в себя беспечность, лихость, восторженность “ростовской породы”, с юности покоряет сердца своей всеобъемлющей любовью к людям и жаждой ответной любви. Красоту в общепринятом смысле слова ей заменяет подвижность черт, живость глаз, грация, гибкость; чудесный голос и умение танцевать очаровывают многих. Княжна Марья, напротив, неуклюжа, некрасивость лица лишь изредка освещается “лучистыми глазами”. Безвылазная жизнь в деревне делает ее диковатой и молчаливой, общение с ней - тяжелым. Лишь чуткий и проницательный человек может заметить скрытую за внешней замкнутостью чистоту, религиозность, даже самопожертвование (ведь в ссорах с отцом княжна Марья обвиняет только себя, не признавая его вспыльчивость и грубость). Однако в то же время двух героинь многое объединяет: живой, развивающийся внутренний мир, тяга к высоким чувствам, душевной чистоте, чистой совести. Их обеих судьба сталкивает с Анатолем Курагиным, и только случай спасает Наташу и княжну Марью от связи с ним. В силу своей наивности девушки не видят низкие и корыстные цели Курагина и верят в его искренность. Из-за внешней разницы отношения между героинями сперва складываются непросто, возникает непонимание, даже презрение, но потом, узнав друг друга лучше, они становятся незаменимыми подругами, составляя неделимый нравственный союз, объединенный лучшими духовными качествами любимых героинь Толстого.

В построении системы образов Толстой далек от схематизма: грань между “живыми” и “мертвыми” проницаема. Толстой писал: “Для художника не может и не должно быть героев, а должны быть люди”. Поэтому в ткани произведения возникают женские образы, которые трудно определенно отнести к “живым” или “мертвым”. Такой можно считать мать Наташи Ростовой, графиню Наталью Ростову. Из разговоров действующих лиц становится ясно, что в молодости она вращалась в свете и была членом и желанным гостем салонов. Но, выйдя замуж за Ростова, она меняется и посвящает себя семье. Ростова как мать - образец сердечности, любви и такта. Она - близкий друг и советчик детей: в трогательных разговорах по вечерам Наташа посвящает мать во все свои тайны, секреты, переживания, ищет у нее совета, помощи. В то же время на момент основного действия романа ее внутренний мир статичен, но это может быть объяснено значительной эволюцией в молодости. Она становится матерью не только для своих детей, но и для Сони. Соня тяготеет к лагерю “мертвых”: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Это особенно подчеркивается тем, что в начале романа Соня и Наташа всегда вместе. Толстой наделил эту в общем неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы. Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой, в принципе рисуясь и демонстрируя свою непризнанную любовь.

Меню статьи:

«Война и мир», без сомнений, – одна из вершин русской литературы. Лев Толстой затрагивает острые социально-философские проблемы. Но также внимания заслуживают женские образы в романе «Война и мир», которые представляют роли женских персонажей – как в период войны, так и мира.

Прототипы женских образов «Войны и мира»

Предлагаем любознательным читателям ознакомиться с описанным в романе Льва Толстого “Война и мир”

Лев Толстой признавался Митрофану Поливанову – другу детства и бывшему жениху Софьи Андреевны, что его семья послужила вдохновением для создания образа семейства Ростовых. В переписке с Поливановым, мемуаристка Татьяна Кузьминская – сестра Софьи Толстой – замечает, что Борис списан с образа самого Митрофана, Вера – с Лизы (особенно черты степенности и отношения к окружающим). Графиню Ростову писатель наделил чертами тещи – матери Софьи Андреевны и Татьяны. Кузьминская также находила общие черты между собой и образом Наташи Ростовой.

Кроме того, что Толстой взял многие черты и качества персонажей у реальных лиц, писатель также упомянул в романе множество событий, происходивших в действительности. Например, Кузьминская вспоминает эпизод венчания с куклой Мими. Известно, что Лев Толстой высоко оценивал литературные дарования «Берсов», то есть жены, Татьяны Кузьминской и собственных детей. Поэтому Берсы занимают значительное место в «Войне и мире».

Виктор Шкловский, однако, считает, что вопрос о прототипах не решается однозначно. Критик вспоминает рассказы первых читателей «Войны и мира», которые действительно узнавали в произведении образы людей – своих знакомых и близких. Но теперь, по мнению Шкловского, мы не можем адекватно говорить, что прототипом этого персонажа послужил такой-то человек. Чаще всего говорят об образе Наташи Ростовой и о том, что прототипом для героини Толстой выбрал Татьяну Кузьминскую. Но Шкловский делает ремарку: современные читатели не знали и не могли знать Кузьминской, а поэтому объективно судить о том, насколько Татьяна Андреевна соответствует чертами Наташе (или же наоборот – Наташа – Татьяне), невозможно. Есть и другая версия «происхождения» образа младшей графини Ростовой: Толстой, якобы, позаимствовал «шаблон» персонажа из какого-то английского романа, снабдив качествами Софьи Андреевны. В письмах Лев Николаевич и сам сообщает, что образ Наташи Ростовой – это микс, «смесь» характерных черт женщин, имевших значение в жизни писателя.


Мария, сестра Андрея Болконского, списана с матушки писателя – Марии Волконской. Примечательно, что в этом случае Толстой не менял имени героини, оставив его максимально похожим на имя прототипа. Старшая графиня Ростова имеет сходство с бабушкой автора: речь идет о Пелагее Толстой. Отношение писателя к этим героиням подчеркнуто нежное, теплое. Видно, что Толстой вложил много сил и эмоций в создание женских персонажей.

Дорогие книголюбы! Предлагаем вашему вниманию в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Отдельное место занимают Ростовы. Фамилия семейства была образована путем трансформации фамилии самого писателя. Это объясняет, почему среди образов Ростовых так много схожести с семьей и родственниками Льва Толстого.

Интересные детали окружают другой прототип героини «Войны и мира» Лизы Болконской – жены князя Андрея. Читатели порой вопрошают, почему же Толстой обошелся с этим персонажем столь жестоко: как мы помним, литературная Лиза Болконская умирает. Этот образ был порожден личностью супруги троюродного брата автора «Войны и мира» (Александра Волконского) – Луизой Ивановной Волконской-Трусон. Толстой описывает необычные и «лучшие» воспоминания, которые относятся именно к Луизе. Есть версия, что 23-летний Толстой был влюблен в 26-летнюю кокетливую родственницу. Любопытно, что писатель отрицал, будто прототипом Лизы является Луиза Волконская. Однако Софья Андреевна, супруга автора, писала о том, что находит сходство между Лизой и Луизой Ивановной.

Читатель, безусловно, найдет множество сходств между людьми, окружавшими Толстого, и созданными писателем образами. Но стоит упомянуть еще одну мысль Виктора Шкловского: прототипы – это трагедия автора, который старается спрятаться от прототипов в романе, избежать параллелей с реальными лицами, что никогда не получается.

Женская тема в романе Льва Толстого

Название произведения вынуждает писателя разделить роман на две части – на войну и на мир. Война традиционно ассоциируется с мужскими чертами, с жестокостью и грубостью, холодностью жизни. Мир же отождествляется с размеренностью, предсказуемым спокойствием повседневности и образом женщины. Однако Лев Николаевич демонстрирует, что в периоды наивысшего напряжения человеческих сил, в ситуации, например, войны, маскулинные и феминные черты смешиваются в одной личности. Поэтому женщины в романе кроткие и терпеливые, но, в то же время, сильные духом, способные на смелые и отчаянные поступки.

Наташа Ростова

Юная графиня Ростова – фаворитка писателя. Это чувствуется в нежности, с которой создатель «Войны и мира» подходит к выписыванию образа героини. Читатель становится свидетелем перемен, происходящих с Наташей по мере развития событий романа. Кое-что в младшей Ростовой остается неизменным: стремление любить, преданность, искренность и простота, причудливо сочетающаяся с утонченностью натуры.

В начале повествования графиня предстает ребенком. Наташе 13-14 лет, мы кое-что знаем из предыстории девочки. Первая детская любовь Наташи – Борис Друбецкой, который жил по соседству с поместьем Ростовых. Борис в дальнейшем покинет отчий дом, чтобы служить под началом Кутузова. Тема любви будет и дальше занимать существенное место в жизни Наташи.


Читатель впервые встречается с юной графиней в доме Ростовых. Эпизод – именины старшей графини и младшей дочери – обе Наташи. Младшая Ростова ведет себя кокетливо и немного капризно, ведь понимает, что милому ребенку в этот день позволено все. Родители любят дочь. В семье Ростовых царит покой, атмосфера гостеприимства и дружелюбия.

Далее на глазах читателей Наташа превращается в девушку, которая взрослеет, формирует мировоззрение и картину мира, изучая свою пробуждающуюся чувственность. Из маленькой, бойкой, некрасивой, постоянно смеющейся, большеротой девчушки вдруг вырастает взрослая, романтичная и утонченная девушка. Сердце Наташи готово открыться для больших чувств. В это время графиня встречает князя Болконского, который потерял жену и пережил духовный кризис после военных событий. Князь Андрея, который, казалось бы, – прямая противоположность младшей графине Ростовой, делает девушке предложение. Решение князя сопровождается внутренней борьбой и сомнениями в Наташе.

Наташа не изображена идеальной: девушке не чужды ошибки, легкомысленные поступки, то, что можно назвать человечностью. Ростова – влюбчивая и ветреная. По настоянию отца, Андрей Болконский отстрочил помолвку с Наташей на год, но девушка не прошла испытание, увлекшись красавцем, но ловеласом Анатолем Курагиным. Предательство Анатоля Ростова переживает тяжело, даже пытаясь покончить с собой. Но музыка, тяга к искусству помогают Наташе выстоять под ветром жизненных трудностей.

После войны с Наполеоном, Наташа снова встречает старого друга детства – Пьера Безухова. Ростова видит в Пьере чистоту. В одном из диалогов романа Безухов, вернувшийся с войны, побывавший в плену, переосмысливший жизнь, сравнивается с человеком, искупанным в бане. В отношениях с Пьером Наташа выказывает совершенно отличные черты от юношеского образа: теперь это женщина, зрелая, уверенная в своих чувствах, преданная мать и жена, серьезная, но по-прежнему нуждающаяся в любви.

Отдельный акцент следует сделать на патриотизме Наташи. Во время отступления из Москвы девушка настояла, чтобы повозки, на которых перевозился семейный скарб, освободили для раненых. Жертвуя имуществом, Наташа демонстрирует понимание ценности жизни простого солдата. Этот образ напоминает историю о том, как дочери последнего российского императора, во время Первой мировой войны, работали в госпитале обычными медицинскими сестрами, меняя повязки больным и раненым военным.

Наташа полнится страстью к жизни, это очаровательная, легкая, жизнерадостная девушка. Ростовой удается сохранить эту легкость даже во время заботы об умирающем князе Андрее. Несмотря на прошлое, Наташа самоотверженно ухаживает за тяжело раненым Болконским: князь умирает на руках у бывшей невесты.

Старшая княгиня Ростова

Наталья, мать Наташи Ростовой, описана женщиной мудрой и зрелой. Героине, матери семейства, положено быть строгой. На самом деле, женщина добрая и любящая, лишь притворно демонстрирующая сердитость на капризных детей – в воспитательных целях.

Для Ростовых характерно не проводить нравственную черту между собой и простолюдинами. Это сочетается с либеральными тенденциями, господствовавшими среди дворян в то время. Вопреки принятым правилам хорошего тона, старшая Ростова – сострадательная натура, стремящаяся помочь друзьям и знакомым, находящимся в нужде.

На первый взгляд, Наталья Ростова предоставляет детям полную свободу выбора. Но, если присмотреться повнимательнее, графиня, как мать, беспокоится о будущем детей. Наталья старается отвадить Бориса Друбецкого от младшей дочери, заботиться, чтобы Николай сделал выгодную партию. Для этого Наталья не позволяет сыну женится на его возлюбленной – Софье. Девушка приходилась Николаю Ростову родственницей, но не имела за собой ни гроша, что смущало мать юноши. Образ старшей графини Ростовой – это выражение чистой и всепоглощающей материнской любви.

Вера Ростова

Образ сестры Наташи – Веры – находится на карте персонажей «Войны и мира» немного в стороне. Красота Веры угнетается холодностью натуры девушки. Лев Толстой подчеркивает, что Наташа при некрасивости черт лица, создавала впечатление очень симпатичной особы. Этот эффект достигался за счет красоты внутреннего мира. Вера, напротив, была симпатична внешне, но внутренний мир девушки был далек от совершенства.

Вера описана барышней некомпанейской, замкнутой. Лицо девушки порой становилось даже неприятным. Вера – натура эгоистичная и сконцентрированная на собственной персоне, поэтому компания младших братьев и сестры Вере не нравилась.

Черта характера Веры Ростовой – погруженность в себя, что отличало девушку от остальной родни, которым скорее свойственно искреннее отношение к окружающим. Вера становится женой некоего полковника Берга: эта партия очень подходит девушке по характеру.

Лиза Болконская

Жена князя Андрея. Потомственная аристократка, происходившая из влиятельной дворянской семьи. Например, Лев Николаевич пишет, что сам Кутузов приходился девушке дядей. В девичестве героиню звали Лиза Мейнен, но читателю ничего не сообщается о детстве, родителях и юношеской жизни Лизы. Мы знаем этого персонажа лишь по «взрослой жизни».

Отношения Лизы с Болконскими – нейтральные. Лиза предстает миниатюрной, легкой и веселой девушкой, уравновешивающей трудный характер князя Андрея. Однако Болконского утомляет компания жены. В порыве душевного смятения князь уезжает на войну. Беременная Лиза ожидает возвращения мужа. Но супружескому счастью не суждено было сбыться, так как в день приезда Андрея Лиза умирает при родах. Трагично, что, возвращаясь, Андрей твердо решил попробовать начать отношения с женой с чистого листа. Смерть Лизы расстраивает Болконского: князь надолго впадает в состояние мрачности и депрессии.

Жизнерадостная Лиза нравится всем гостям, приходившим в дом к Болконским. Однако отношения с мужем складываются не самым лучшим образом. До брака между будущими супругами царила романтика, но в процессе семейной жизни приходит разочарование. Лиза и Андрея не соединены общим взглядом на жизнь или общими целями: супруги живут словно по отдельности. Лиза – это большой ребенок. Женщина капризна, немного взбалмошна, для княгини не характерна наблюдательность. В целом, княгиня добра и искренна.

Марья Болконская

Сестра князя Андрея Болконского – девушка милосердная и глубокая. Первое впечатление о княжне Марье – то, что это страдающая от собственной непривлекательности несчастная девушка, грустная и замкнутая. Княжна, между тем, добра и заботливо, преданно ухаживающая за умирающим отцом, который всегда был с дочерью подчеркнуто груб и деспотичен.

Марью отличает ум и мудрость, зрелость, приобретенная в изолированной жизни. Девушку украшают глаза, которые фокусируют на себе все внимание – так, что некрасивость княжны становится незаметной. Уникальность образа Марья Болконской требует внимания к душевной жизни девушки. Постепенно читатель видит, насколько сильна натура героини, крепок ее характер. Марья защищает поместье от разграбления французами, хоронит отца.

Мечты девушки, между тем, – простые, но недостижимые. Марья хочет семейной жизни, тепла, детей. Княжна описана довольно взрослой девушкой, которой уже пора выйти замуж. Анатоль Курагин кажется Болконской подходящим по статусу кандидатом. Но позже княжна узнает, что избранник женат. Из-за сочувствия к несчастной женщине – жене Анатоля – Марья отказывается от замужества. Впрочем, семейное счастье все же ждет девушку: княжна выйдет замуж за Николая Ростова. Брак с Николаем – выгоден обоим: для семейства Ростовых это спасение от нищеты, для княжны Болконской – это спасение от одинокой жизни.

Марья не симпатизирует Наташе. Отношения между девушками налаживаются после смерти князя Андрея. Самоотверженность Наташи, проявленная во время ранения брата, помогла княжне изменить мнение о Ростовой.

Элен Курагин

Елена Васильевна Курагина – красивая княжна, которая стала первой женой Пьера Безухова. Княжна была похожа на античную статую, а лицо девушки оживляли глубокие, черные глаза. Элен хорошо разбиралась в моде и слыла любительницей платьев и драгоценностей. Наряды княжны всегда отличались излишней откровенностью, обнаженными плечами и спиной. О возрасте Элен читателю ничего не сообщается. Но манеры героины – поистине аристократичны и величавы.

Выпускница Смольного института благородных девиц, Элен выказывала спокойствие характера, выдержку, воспитание, достойное настоящей светской леди. Для героини характерна общительность, любовь к шумным приемам, которые Элен устраивала дома, принимая у себя «весь Петербург».

Внешность Элен, внимание к своей красоте, улыбке и обнаженным плечам характеризует бездушность девушки, зацикленность исключительно на телесности. Элен – глупая женщина, не отличающаяся умом и высокими нравственными качествами. Между тем, княжна умеет себя подать, потому у окружающих сложилась иллюзия об уме Элен. Подлость, бессердечность, пустота – вот, что отличает девушку. В нравственном отношении она недалеко ушла от брата – Анатоля.

Повествование развертывается так, что писатель демонстрирует склонность Элен к разврату, лицемерию, обману. Княжна оказывается грубой и вульгарной женщиной, но целеустремленной: Курагина получает то, что хочет.

Элен заводит многочисленные романы на стороне и даже принимает католическую веру, чтобы развестись с Пьером Безуховым и повторно выйти замуж. В итоге Курагина умирает очень молодой от болезни, предположительно венерического характера.

Меню статьи:

Л. Толстой создал великую картину, где описал проблемы войны, а также мира. Женские образы в романе «Война и мир» раскрывают внутреннюю сторону общественных перипетий. Есть глобальная война – когда воюют народы и страны, есть войны локальные – в семье и внутри человека. Так же дела обстоят и с миром: мир заключается между государствами и императорами. К миру приходят и люди в личных отношениях, к миру приходит человек, пытаясь решить внутренние конфликты и противоречия.

Прототипы женских персонажей в романе-эпопее «Война и мир»

Лев Толстой вдохновлялся людьми, которые окружали его в повседневной жизни. Есть и другие примеры из биографий писателей, которые свидетельствуют о том, что авторы, создавая произведение, заимствуют черты для книжных героев у реальных личностей.

Например, так делал Марсель Пруст – французский писатель. Его персонажи – это синтез черт, которыми обладали люди из окружения автора. В случае Л. Толстого женские образы в эпопее «Война и мир» тоже выписаны, благодаря обращению к женщинам из круга общения писателя. Приведем примеры: персонаж Марии Болконской – сестры Андрея Болконского, Л. Толстой создавал, вдохновляясь личностью Марии Волконской (мать писателя). Другой, не менее живой и яркий женский персонаж, – графиня Ростова (старшая), списана с бабушки автора – Пелагеи Толстой.

Однако, некоторые персонажи имеют одновременно несколько прототипов: уже знакомая нам Наташа Ростова, например, как литературный герой, имеет общие черты с женой писателя – Софьей Андреевной Толстой, а также сестрой Софьи – Татьяной Андреевной Кузьминской. Тот факт, что прототипы этих персонажей были близкими родственниками писателя, объясняет теплоту и нежное отношение автора к создаваемым героям.

Лев Толстой показал себя тонким психологом и знатоком человеческих душ. Писатель одинаково хорошо понимает боль юной Наташеньки Ростовой, когда ломается кукла девочки, но также и боль зрелой женщины – Натальи Ростовой (старшей), которая переживает смерть сына.

Название романа говорит, что писатель постоянно обращается к контрастам и оппозициям: война и мир, добро и зло, мужское и женское начало. Читателю (из-за стереотипов) кажется, что война – это дело мужское, а дом и мир, соответственно, – дело женское. Но Лев Николаевич демонстрирует, что это не так. Например, княжна Болконская проявляет храбрость и мужественность, когда защищает родовое поместье от неприятеля и хоронит отца.

Заметим, что на контрасте строится и разделение персонажей на положительных и отрицательных. Однако, негативные герои остаются наделенными отрицательными чертами в течение всего романа, а персонажи позитивные претерпевают внутреннюю борьбу. Эту борьбу писатель называет духовными поисками, и показывает, что положительные герои приходят к духовному росту через колебания, сомнения, муки совести… Их ожидает трудный путь.

Остановимся детальнее на характеристике юной Наташи и графини Ростовой, а также на фигуре Марии Болконской. Но перед этим, ненадолго обратимся к образу жены Андрея Болконского.

Лиза Болконская

Лиза – персонаж, который уравновешивал присущую князю Андрею мрачность и депрессивность. В обществе Андрей воспринимался человеком замкнутым и молчаливым. Даже внешность князя намекала на это: сухость и вытянутость черт, тяжелый взгляд. Другая внешность была у его жены: живая княгиня, низкого роста, которая постоянно суетилась и семенила мелкими шажками. С ее смертью Андрей потерял баланс и начался новый этап духовных поисков князя.

Элен Курагина

Элен – сестра Анатоля, выписана как персонаж развращенный, эгоистичный. Курагина интересуется развлечениями, она молода, самовлюбленна и ветрена. Впрочем, она легкомысленна и не проявляет патриотических чувств, продолжая вести привычный образ жизни в захваченной войсками Наполеона Москве. Судьба Элен трагична. Дополнительный трагизм в ее жизнь приносит то, что она так и не сумела вырваться из порочного круга низкой нравственности.

Наташа Ростова

Младшая Ростова, безусловно, – один из центральных женских персонажей. Наташа – красива и мила, поначалу ей присуща наивность и ветреность. Князь Андрей, влюбившись в нее, понимает, что между ними – пропасть жизненного опыта. Эта мысль князя оправдывается, когда Наташа поддается мимолетному увлечению Анатолем Курагиным.

Читателю, возможно, интересно наблюдать, как меняется образ Наташи: сначала – маленькая, бойкая, забавная и романтичная девочка. Потом – на балу – читатель видит ее расцветающей девушкой. Наконец, во время отступления из Москвы, Наташа показывает свой патриотизм, сочувствие и сострадание. Зрелость в Ростовой просыпается, когда она ухаживает за умирающим Андреем Болконским. В конце – Наташа становится мудрой и любящей женой и матерью, хотя и теряет часть былой красоты.

Наташе не чужды ошибки: это ее увлеченность Курагиным. Духовное совершенствование и углубление внутреннего мира связано с отношениями Наташи с князем Андреем. Спокойствие и гармония приходят к героине, когда она выходит замуж за Пьера Безухова.

Наташе свойственна эмпатия и милосердие. Девушка чувствует боль людей, искренне старается помочь тем, кто нуждается в помощи. Во время войны Наташа понимает, что материальные ценности – ничто, по сравнению с жизнью человека. Поэтому она жертвует нажитым семейным имуществом, чтобы спасти раненых солдат. Девушка сбрасывает вещи с повозки и перевозит таким образом людей.

Наташа – красива. Однако ее красота исходит не из физических данных (безусловно, тоже выдающихся), а из душевности и внутреннего мира. Нравственная красота Ростовой – это бутон, который в конце романа превращается в розу.

Графиня Ростова (старшая)

Графиня Наталья как мать старается казаться строгой и серьезной. Но она показывает себя любящей матерью, которая лишь притворно злится и раздражается на излишнюю сентиментальность детей.

Графиня Ростова зависит от принятых в обществе правил. Нарушать эти правила ей неловко и нелегко, но Наталья делает это, если близким родственникам или друзьям нужна помощь. Например, когда Аннет – ее подруга – оказалась в затруднительном положении, графиня, смущаясь, попросила ту принять деньги – это был знак внимания и помощи.

Графиня воспитывает детей в свободе и вольности, но это лишь видимость: на самом деле Наталья печется о будущем своих сыновей и дочерей. Она не хочет, чтобы сын женился на бесприданнице. Старшая Ростова делает все, чтобы расторгнуть намечающиеся отношения младшей дочки и Бориса. Таким образом, сильное чувство материнской любви – одно из основных качеств графини Ростовой.

Вера Ростова

Сестра Наташи Ростовой. В повествовании Льва Николаевича этот образ – всегда в тени. Однако Вера не унаследовала улыбки, которая украшала лицо Наташи, а потому, замечает Лев Николаевич, лицо девушки казалось неприятным.


Вера описана как натура эгоистичная: старшая Ростова не любит братьев и сестру, они раздражают ее. Вера любит только себя. Девушка выходит замуж за полковника Берга, который был похож на нее характером.

Марья Болконская

Сестра Андрея Болконского – сильный персонаж. Девушка живет в деревне, все ее шаги контролирует злой и жестокий отец. В книге описана ситуация, когда Марья, желая выглядеть красивой, красится и наряжается в платье цвета масака. Отец недоволен ее нарядом, выражая деспотизм в отношении дочери.

Уважаемые читатели! Предлагаем ознакомиться с Льва Николаевича Толстого.

Марья некрасивая, печальная, но глубоко мыслящая и умная девушка. Княжне свойственная неуверенность и зажатость: отец все время говорит, что она нехороша собой и вряд ли выйдет замуж. То, что привлекает внимание к лицу Марьи, – это большие, лучистые и глубокие глаза.

Марья – противоположность Веры. Альтруизм, мужество и патриотизм, а также ответственность и сила духа отличает эту женщину из «Войны и мира». В женских образах романа «Война и мир» есть кое-что общее – это сильные личности.

Княжна Болконская поначалу отвергает Ростову (младшую), но после потери отца и брата отношение княжны к Наташе меняется. Марья прощает Наташу за то, что та разбила сердце Андрею, увлекшись Анатолем Курагиным.

Княжна мечтает о счастье, семье и детях. Влюбившись в Анатоля Курагина, девушка отказывает подлому юноше, так как ей жаль госпожу Бурьен. Так, Марья выражает благородство характера и сочувствие к людям.

Позже Марья знакомится с Николаем Ростовым. Эта связь выгодна для обоих: Николай, женившись на княжне, помогает семье деньгами, ведь Ростовы потеряли изрядную долю состояния во время войны. Марья же в Николае видит спасение от бремени одинокой жизни.

Великосветская дама, которая воплощает фальшь и лицемерие, часто встречающееся в салонах.

Таким образом, Лев Толстой изображает и хорошие, и плохие женские образы в эпопее «Война и мир», делая произведение отдельным миром.

Лев Толстой неоднозначно относился к женщинам. Писатель воспевал роль материнского начала, но сомневался в способности слабого пола любить так страстно, как любят мужчины. Женские образы в романе «Война и мир» условно можно разделить на две категории. Важное место в сюжетной линии произведения автор отвел героиням, олицетворяющим народные идеалы, читатель восхищается добродетелью Наташи Ростовой и Марии Болконской. Осуждение вызывает праздный образ жизни светских дам: Анны Павловны Шерер, Элен Курагиной и других представительниц высшего общества России начала XIX века.

Наташа Ростова

Богатый графский дом был известен всей Москве. Наташу растили в роскоши, но девочку не испортили ни ласковая родительская любовь, ни их нежная забота. Известно, что героиня родилась в 1792 году и предстала перед читателем юной тринадцатилетней красавицей, баловницей судьбы, матери, братьев и сестер.

Прелестное дитя с черными глазами, выразительным контуром рта автор называет некрасивым, но тут же подчеркивает, что детская живость и непосредственность вместе с черными кудряшками очень украсят уже взрослую девушку, которой она вот-вот станет. Ведь 13 лет – переходный возраст, Наташа в голубом платье выглядит, по словам автора, свежей, румяной, веселой.

Не налагая на ребенка строгих запретов, мать сумела воспитать честную и открытую девочку, которая делилась с ней своими сокровенными мыслями и секретами, весело играла в подвижные игры со сверстниками, но проявляла изысканную воспитанность за столом. Через всю сюжетную линию романа дочь пронесла трепетное уважение и любовь к своей матери.

Юность Наташи Ростовой наполнена любовными переживаниями. Подростковое увлечение Борисом Друбецким уходит в забытье. Душу терзают страстные чувства, свойственны всем девушкам от шестнадцати лет. В 1809 году граф впервые выводит дочь в свет, ей шьют взрослое длинное платье из белой ткани, украшенное розовыми лентами и берут с собой на бал. Описание бала является важным эпизодом сюжетной линии романа. Здесь впервые Болконский обратил внимание на грациозную, легко танцующую девушку, между ними развивается взаимная симпатия.

Была ли это любовь, оба убедятся гораздо позже. А теперь молодой князь уступит доводам своего отца, который настаивает, что дочь графа Ростова не является достойной партией их семье. Взрослые отложат намечающуюся свадьбу Андрея и Наташи на год, этот год окажется роковым для всей России.

Болконский уезжает, оставив возлюбленной свободу действий, время на то, чтобы определиться со своими чувствами. А может это ему, вдовцу с неудачным семейным опытом, нужно было 365 дней, чтобы убедиться в правильности своего выбора. Жизнь разделила пару, Наташа пытается наладить отношения с будущим свекром и сестрой жениха. Но безуспешно.

Стоит ли осуждать героиню за то, что в состоянии одиночества, когда любимый есть гипотетически, но совместное будущее весьма призрачно, она увлекается настойчивым Анатолием Курагиным? Легкомысленный молодой человек окружил девушку вниманием, повысил ее самооценку, выразил признание ее достоинств. Назойливыми ухаживаниями злой соблазнитель Курагин спас юную душу от неминуемой депрессии.

Веря в любовь и серьезные намерения Анатоля, Наташа решается на побег с ним. Безумному решению мешает добрая Соня, которая предупредила взрослых о намечавшемся побеге. Пьер сообщает несостоявшейся беглянке о том, что избранник уже сочтен браком. Настал момент крушения надежды на счастье, разочарования жизнью и переосмысление жестокости мира, человеческой судьбы.

Наташа Ростова, чистая душа, верящая в бога, способная на глубокое раскаяние, на переоценку своих чувств к Болконскому, на благородный поступок, отказывает любимому, считая себя недостойной быть рядом с ним. Война поможет героям разобраться в своих чувствах, заставит обрести и потерять друг друга.

Девушка найдет раненого Андрея в густом потоке отступающего войска, будет ухаживать за ним, держать за руку в последние дни жизни русского патриота, настоящего офицера. После войны Наташа выходит замуж за Пьера Безухова, ей удается проявить в браке лучшие качества матери и хранительницы семейного очага. Лев Толстой считал Наташу своим самым любимым образом в романе.

Марья Болконская

Княжна Марья родилась в знатно семье, но высокий титул не принес девушке счастья. С детства Мария отличалась слабым телом и маленьким острым лицом. Лев Толстой называет ее некрасивой, но глазам приписывает теплоту и лучезарность, исходящую от добродетельной души человека. В начале XIX века болезненная бледность была не в моде.

Аскетического вида девушка, бывало, не раз плакала, печаль придавала выражению ее лица особую прелесть. Окружающие пророчили ей брак только по расчету, исключая возможность, что неловкую, обделенную грацией княжну кто-то полюбит по-настоящему. Чтобы уравновесить недостатки внешности влиятельный отец изнурял дочь строгим воспитанием и обучением по сложной программе, составленной им самым.

Главным предметом домашнего обучения была математика, много часов князь Николай Болконский отводил на изучение геометрии. В процессе обучения отец вел себя жестко, требовательно и критически. Старику невозможно было угодить. Будучи набожной, Марья все терпела, молилась и ждала перемен в своей жизни, избавления, которое могло принести только замужество. Молодая женщина находила утешение в религии.

Воспитанная мужчиной, она, как часто это бывает в таких случаях, мало ценила порядок, но отличалась сдержанностью суждений и умела находить объективную оценку происходящему вокруг. Княжна Марья прожила жизнь в деревне, к другой жизни не стремилась, потому что не знала, как это – жить по-другому. Девушка помогала бездомным странникам.

Когда князь Василий Курагин прислал к ней в сваты своего беспутного сына Анатоля Курагина, она не решилась выйти замуж за нелюбимого человека. Марья жертвует своей личной жизнью, остается со злым отцом, который со временем превращается в настоящего тирана для своей дочери.

Но война 1812 года забрала у нее отца и любимого брата Андрея. Смыслом жизни стал племянник Николай. После войны княжна нашла себе подругу в лице Наташи Ростовой, а Пьера Безухова она знала еще с детства и ценила за его доброе сердце.

Любовная история княжны Марьи начинается со встречи с Николаем Ростовым. Гусар спасает ее из плена деревенских мужиков, которые хотели сдать ее французам. Русский офицер сразу прочитал в глазах девушки чистоту нравов и благородство души. Их отношения развивались вопреки их воли, уйти друг от друга, от всепоглощающего чувства любви, объединяющего двоих людей, им не удалось.

Граф Николай Ростов и княжна Марья Болконская сочтутся браком перед господом и людьми. Марья стала счастливой женщиной, преданной и верной супругой. В ее образе читатель найдет народный образец женских добродетелей.

Элен Курагина

Элен Курагина была красивой женщиной, рядом с ней всегда были мужчины, но ее избранником по совету отца стал граф Пьер Безухов. Князь Василий Курагин сам выступил инициатором свадьбы, желая обеспечить свою дочь за счет наследства жениха. Брак по расчету – легкая игра только для ограниченных женщин. Элен же была яркой личностью, обремененной соблазнительной внешностью, которая испортила характер молодой женщины.

Черные глаза с кокетливым огоньком, тело, напоминающее античную грациозность статуй, обезоружили графа Безухова, его назвали обладателем красавицы. Об улыбке светской львицы часто высказываются персонажи романа. Элен умела улыбаться той чувственной улыбкой, от которой мужчин пронизывает сладкий трепет.

Многочисленные бриллианты подчеркивали белизну шикарных плеч. Женщина любит белые наряды, выгодно оттеняющие мраморный цвет ее кожи, часто их носит. Ее походка величественна, это поступь шикарной женщины из высшего света, которая знает, как себя держать среди вельмож и придворных. Автор подчеркивает, что каждый, кто видел героиню, восхищался ее красотой. Даже уравновешенный Андрей Болконский согласен, что она хороша собой.

Возраст княжны Курагиной остается неизвестный, хотя по косвенным признакам можно догадаться, что на званном вечере у Анны Шеррер в 1805 году речь идет о молодой девушке, выпускнице Смольного института, фрейлине ее величества. Элен считает своими друзьями весь Петербург, только муж отзывается о ней плохо, пытаясь внушить читателю эту мысль.

Вопреки мнению супруга, окружающие считают героиню в одинаковой мере умной и красивой. Элен изменяет Пьеру, вызвав его естественное негодование. Поэтому Безухов называет ее подлой, бессердечной, испорченной породой, лицемерной, льстивой, грубой, вульгарной. За аристократическими манерами женщина скрывала развратные наклонности. Так считал не только Пьер Безухов.

Со временем люди стали говорить о многочисленных любовниках Элен, о порочной связи с Борисом Друбецким. О героине ходили грязные сплетни, осуждающие ее поступки, наконец, женщина принимает католическую веру, чтобы беспрепятственно создать новую семью. Но внезапная болезнь уносит жизнь молодой красавицы. Лев Толстой был строг со своей героиней, в ее образе он показал недостатки представительниц высшего общества.

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: «Война и мир» — женские образы: Наташа Ростова, Марья Болконская, Элен Курагина. Мой любимый герой романа «Война и мир». Красота души в романе Толстого.

Л. Н. Толстой создал одно из самых масштабных и универсальных произведений в русской литературе, затронул практически все «вечные» проблемы в литературе: добра и зла, любви и ненависти, чести и низости. Писатель показал всю картину жизни, во всех ее контрастах (это понятно уже по названию). В своем романе-эпопее Л. Н. Толстой создал целую галерею образов. Всего в «Войне и мире» 550 героев, каждый обладает индивидуальными чертами. Главные же персонажи рисуются с особой тщательностью, их радости и горести переживаются читателями, как свои. Поэтому интересно проанализировать подход Толстого к раскрытию женских образов – сложному и непостижимому мастерству.

Наташа Ростова – одна из главных героинь эпопеи. В детстве она была тоненькая, черноглазая, живая девочка с большим ртом. По характеру она хоть и избалованная, но честная, открытая и смелая: « Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет. Может быть, я балую ее, но, право, это, кажется, лучше…». Домашняя жизнь героини безоблачна и ничем не омрачена, поэтому Наташе и кажется, что весь мир у ее ног. Эти мысли она несет к себе и в ранней юности: «Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, – тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша». Наташа обладает хорошим вкусом, талантом к пению и танцам, но самое главное ее качество – чуткость, вот почему она способна понять сердцем то, чего не понимает умом.

Наташа Ростова

С детством кончилось и ее спокойствие. На своем первом балу героиня увидела Андрея Болконского и полюбила. Вернее, ей так показалось. Наташа сама не могла разобраться в своих чувствах, преждевременно связала себя помолвкой с Андреем. Но это была не любовь, вот почему Анатоль Курагин почти соблазнил неопытную девушку. Болконский не смог это простить, поэтому разорвал все отношения с невестой. Это ввергло Наташу в глубокий душевный кризис. А взять себя в руки, стать ближе к настоящей жизни, а не к мечтам и избавиться от эгоизма ей помогла трагедия – Отечественная война 1812 года. Снова встретилась героиня с Андреем, но он уже был на смертном одре, а она самоотверженно за ним ухаживала, их любовь перешла в родственную, христианскую, общечеловеческую любовь. Но Болконским не ограничились потери, Наташа потеряла и брата Петю, и свой дом в московском пожаре. Героиня все стойко пережила, и судьба даровала ей счастье в семье: она, наконец, нашла настоящую любовь там, где и не искала, с человеком, который был всегда рядом, с Пьером Безуховым. Наташа была создана для семьи: «Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка». Ее энергия, наконец, была направлена в нужное русло, героиня обрела гармонию.

Марья Болконская – полная противоположность Наташе, но вызывает не меньше положительных эмоций у автора. Внешность героини далеко не прелестна, хороши были лишь глаза: «Некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало <…> глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Светскими талантами девушка тоже не обладала, но ее главный дар – глубоко любящая, чистая душа. Марья готова обо всех заботиться, всех жалеть, однако перед суровостью жизни, в ситуациях, где не поможет покорность и терпение, она теряется. Героиня готова отречься от себя ради блага других: самоотверженно воспитывает племянника Николеньку, ухаживает за сумасбродным отцом. Отечественная война 1812 года изменила и ее жизнь: она осталась совсем одна, без защиты, но также смогла это перенести, все же стала сильнее. Такая трагедия, как война, дала ей возможность найти счастье в лице Николая Ростова. Наконец-то Марья любима и любит так, как ей это необходимо. Она этого достойна, ведь не делала никому зла, чем не может похвастаться даже Наташа.

В противовес «любимым» героиням, которых автор привел к счастью и гармонии, стоит обратить внимание на Элен Курагину (Безухову). Она выражает собой весь свет: роскошный, но лживый и пустой. Внешне героиня безупречна: темные глаза, светлые волосы, сияющая, спокойная улыбка, «необычайная, античная красота тела». Она сознает свою красоту, подчеркивает ее откровенными нарядами, пользуется ей как средством воздействия (так она соблазнила Пьера и женила на себе, хотя ни секунды не любила его). Но за этой красотой ничего нет. Элен умеет казаться, а не быть. Казаться величавой, будучи просто безнравственной и бездушной женщиной. Казаться умной и эрудированной во всех вопросах, будучи ограниченной и зацикленной на светских удовольствиях. Казаться изящной и воздушной, будучи подлой и вульгарной (она пыталась толкнуть Наташу в объятья брата, с которым, по слухам, у нее самой были отношения). Элен неприятна автору, поэтому он не может привести ее к счастью. Она изменяет к мужу, уезжает от него, отрекается от православной веры, разводится с Пьером, а потом и погибает от неизвестной болезни: «Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale (грудной ангины)».

Л. Н. Толстой рисует в своем романе идеал женщины. Этот идеал должен сочетать в себе черты Марьи и Наташи и исключать даже намек на Элен. В первую очередь, автор считает духовность и чуткость главными качествами в человеке. Такая женщина обязательно придет к счастью, несмотря на все испытания. Забывать о душе, казаться, а не быть – все это ведет в пропасть, туда, где оказалась Элен.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!