В чем заключается величие толстого как человека. Величие толстого как писателя в том, что будучи далеким от горской. Изображение жизни простых солдат

В чём величие человека? В добре и справедливости, в духе народном. Согласно "мысли народной" и создал Толстой образ Кутузова. Из всех исторических лиц, изображенных в "Войне и мире", одного его писатель называет истинно великим человеком. Источник, давший полководцу необычайную силу прозрения смысла совершавшихся событий, "лежал в этом народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе". Сцена военного смотра. Кутузов прошел по рядам, "изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой... " Фельдмаршал узнает и сердечно приветствует своих старых сослуживцев. Он вступает в разговор с Тимохиным. Встречаясь с солдатами, русский полководец умеет найти общий с ними язык, нередко пускает в ход забавную шутку, а то и стариковское добродушное ругательство. Чувство любви к Родине было заложено в душе каждого русского солдата и в душе старого главнокомандующего. В отличие от Бонапарта русский полководец не считал руководство военными операциями своего рода игрой в шахматы и никогда не приписывал себе главную роль в успехах, достигнутых его армиями. Фельдмаршал не по-наполеоновски, а по-своему руководил сражениями. Он был убежден, что решающее значение в войне имеет "дух войска", и все свои усилия направлял на то, чтобы им руководить. Во время сражений Наполеон ведет себя нервно, стараясь удержать в своих руках все нити управления боем. Кутузов же действует сосредоточенно, доверяет командирам - своим боевым соратникам, верит в мужество своих воинов. Не Наполеон, а русский главнокомандующий берет на свои плечи всю полноту ответственности, когда обстановка требует тяжелейших жертв. Трудно забыть полную тревоги сцену военного совета в Филях. Кутузов объявил о своем решении оставить Москву без боя и отступить в глубину России! В те страшные часы перед ним встал вопрос: "Неужели это я допустил до Москвы Наполеона? И когда же я это сделал? " Трудно и больно ему думать об этом, но он собрал все свои душевные и физические силы и не поддался отчаянию. Уверенность в победе над врагом, в правоте своего дела русский главнокомандующий сохраняет до конца. Он внушает эту уверенность всем - от генерала до солдата. Только один Кутузов мог предположить Бородинское сражение. Только он один мог отдать Москву неприятелю ради спасения России, ради спасения армии, ради того, чтобы выиграть войну. Все действия полководца подчинены одной цели - победить врага, изгнать его с русской земли. И только когда война выиграна, Кутузов прекращает свою деятельность главнокомандующего. Важнейшая сторона облика русского полководца - живая связь с народом, проникновенное понимание его настроений и дум. В умении учитывать настроение масс - мудрость и величие главнокомандующего. Наполеон и Кутузов - два полководца, два исторических лица с разной сутью, целью и назначением в жизни. "Кутузовское" начало как символ народного противостоит "наполеоновскому", антинародному, бесчеловечному. Вот почему всех любимых героев Толстой уводит от "наполеоновских" принципов и ставит их на путь сближения с народом. Поистине "величия нет там, где нет простоты, добра и правды".

(3,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.




















Назад Вперёд








Назад Вперёд
















Назад Вперёд













Назад Вперёд

Эпиграфы урока:

  • “Л.Н.Толстой - это целый мир”. (М.Горький)
  • “Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России,...писатель великой чистоты и святости...” (А.Блок)
  • О вечной красоте напоминая миру,
    Твой мощный голос прозвучал...
    (А.Апухтин)

Цели урока.

Образовательные:

  • Показать величие литературного и публицистического наследия Толстого, тесно связанного с культурно-историческим процессом 20 века.
  • Раскрыть мировое значение творчества.

Развивающие:

  • Развитие устной речи, выразительного чтения наизусть, умения выделять главное, сравнивать;
  • Развитие мотивации студентов к творческой деятельности, стимулирование интереса к созданию презентаций;
  • Сформировать умения самостоятельно изучать литературные источники, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
  • Сформировать навыки совместной работы и общения в коллективе.

Воспитательные : 1

  • Приобщить студентов к богатому духовному наследию Толстого, всю жизнь стремящегося разгадать тайну “ зеленой палочки ” о том, как сделать всех людей счастливыми;
  • Развитие чувства любви к богатому литературному миру Л.Н.Толстого, эстетического вкуса к чтению текстов Л.Н.Толстого, которые “достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории”.

Методы: аналитическая беседа,работа с текстом, подготовка информационных проектов (докладов, рефератов, презентаций), словарная работа, системно-деятельностный подход в обучении.

Задачи урока: создать мотив обучения через связь материала урока с жизнью; обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка; совершенствовать навыки работы с художественным текстом и текстами литературоведческих статей; закрепить знания, навыки самостоятельной работы с различными источниками; формулировать обобщающие выводы; развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знаний.

Оборудование урока: интерактивная доска, учебники литературы, видеофрагменты фильма Сергея Бондарчука “Война и мир”, иллюстрации к произведениям Л.Н. Толстого, мультимедийные презентации: “ Л.Н. Толстой в фотографиях Софьи Андреевной Толстой”, “Л.Н. Толстой в изображении русских художников”, “Зарубежные писатели о Л.Н. Толстом”. Отдельно прилагаются презентации – отчет о поездке в Ясную Поляну: “Ясная Поляна. Дом-музей Л.Н.Толстого”, “Вдохновение”.

Тип урока: семинар-беседа (выбрала данный тип, так как этот урок прошел в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя, потребовал активного участия каждого студента; высокая степень конкретизации учебного материала; от студентов требовалось самостоятельно изучить дополнительную литературу; вопросы семинара заранее были предложены, по ним шла самостоятельная подготовка студентов; преподаватель разъяснил цели и план предстоящего урока, провел консультации для студентов; все важные выводы урока были записаны в тетрадь)

Ход урока

Вступительное слово преподавателя: (Смотри приложение №1)

Вывод. Литературный мир Толстого открывается нам с самого раннего возраста до выхода во взрослую жизнь: от сказки “Три медведя” до романа-эпопеи “Война и мир”.

Вывод (запись в тетради студентов). Жизненное кредо Л.Н. Толстого: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”.

Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, всё его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов.

Звучит отрывок из стихотворения Владимира Набокова “Толстой” (1928). Чтение наизусть студентом

Но есть одно,
Что мы никак вообразить не можем,
Хоть рыщем мы с блокнотами, подобно
Корреспондентам на пожаре, вкруг
его души. До некой тайной дрожи,
до главного добраться нам нельзя.
Почти нечеловеческая тайна!
Я говорю о тех ночах, когда
Толстой творил; я говорю о чуде,
Об урагане образов, летящих
по черным небесам в час созиданья,
в час воплощенья...Ведь живые люди
родились в эти ночи... Так Господь
избраннику передает свое
старинное и благостное право
творить миры и в созданную плоть
вдыхать мгновенно дух неповторимый.
И вот они живут; все в них живое –
привычки, поговорки и повадка;
их родина – такая вот Россия,
какую носим мы в той глубине,
где смутный сон примет невыразимых,-
Россия запахов, оттенков, звуков,
огромных облаков над сенокосом,..
Это все мы любим.
... Я знаю, смерть лишь некая граница;
Мне зрима смерть лишь в образе одном:
Последняя дописана страница,
И свет погас над письменным столом.
Еще виденье, отблеском продлившись,
дрожит, и вдруг – немыслимый конец...
И он ушел, разборчивый творец,
На голоса прозрачные деливший
гул бытия, ему понятный гул...
Однажды он со станции случайной
В неведомую сторону свернул,
и дальше – ночь, безмолвие и тайна...

Чем же этот писатель, мыслитель близок и дорог миллионам людей в России и за рубежом? (ключевой вопрос урока)

В какую эпоху жил писатель, свидетелем каких исторических событий он был?

Годы смерти А.С. Пушкина (1837г.), М.Ю. Лермонтова (1841г.), Н.В. Гоголя (1852)

1853-56 - Крымская война;

1855 - смерть Николая I;

1861- “Крестьянская реформа”;

1866 - покушение на Александра II;

1876 - возникновение общества “Земля и воля”;

1877-78 - Русско-турецкая война;

1881 - убийство Александра II;

1887 - попытка покушения на Александра III;

1904 - 05- Русско-японская война;

Вывод: этому удивительному человеку судьба подарила долгую, трудную и прекрасную жизнь. Родившись через три года после восстания декабристов и более чем за тридцать лет до падения крепостного права, был свидетелем первой народной революции в России. Время не властно над его бессмертными творениями, в которых запечатлена неповторимая личность гениального художника и великого мыслителя. Толстой принадлежит к числу самых читаемых и почитаемых классиков не только на родине, но и во всем мире. В наше время произведения Толстого переведены на 98 языков народов нашей страны и зарубежных стран (далее предлагается просмотр презентации “Толстой Л.Н. в изображении русских художников”).

Толстой - кто он?

Раскройте смысл перелома в мировоззрении Л.Н. Толстого (на основе статьи учебника под редакцией Г.А. Обернихиной, страницы 318-319).

Л.Н. Толстой – художник и идеолог . Сообщение студента (см. приложение №2)

Беседа со студентами по вопросам:

В чем феномен Толстого как “события внутри европейской цивилизации” (по словам немецкого философа, историка О. Шпенглера)?

В чем состоит назначение писателя по Толстому?

Вывод: Сам Толстой выразил это в следующих ясных словах: “ мыслитель и художник никогда не будет спокойно сидеть на олимпийских высотах, как мы привыкли воображать; мыслитель и художник должен страдать вместе с людьми для того, чтобы найти спасение или утешение”.

Основные постулаты идеологии Л.Н. Толстого?

Вывод (запись в тетрадь): Основные положения, являющиеся фундаментом художника и идеолога Л.Н.Толстого: “На уровне межнациональных отношений - это страстное отрицание войны и вражды между народами. На уровне межличностных отношений - это призыв к единению и братству людей. На уровне отдельной личности - это утверждение бесконечной способности человека к совершенствованию”. Как актуально звучат эти слова и сейчас. Толстой не мог привести человечество в царство свободы и равенства. Но он мог подрывать основы царства несправедливости.

Л.Н. Толстой – зеркало русской жизни и жизни вообще; современный пророк.

Сообщение студента по материалам статьи А.А.Горелова“Толстой – кто он?” (см. приложение №3)

Словарная работа: Пророк –

1. В религии: истолкователь воли Бога.

2. Тот, кто предсказывает что-либо

Протестант 1 - тот, кто протестует против чего-либо

Протестант 2 - последователь протестантизма (одного из основных направлений христианства, которое объединяет вероучения, отколовшиеся в связи с Реформацией XVI века от католицизма.)

Трактат Толстого “Так что же нам делать?” Здесь дал уничтожающую критику авторитарного режима дореволюционной России, представил широкую картину народных бедствий и нищеты.

В чем состояло деятельное участие Толстого во время голода 1891-1892 гг.?

Толстой самым деятельным образом участвовал в оказании помощи голодающим. Усилиями его и его помощников было открыто около 200 бесплатных столовых. В статьях о голоде, обращенных ко всему миру, он рассказал о причинах сложившегося положения и прямо предъявил обвинение власти.

Каково отношение Толстого к искусству? (Трактат “Что такое искусство”)

Вывод: Толстой считал, что “подлинное преодоления эксплуатации придет в результате подъема уровня нравственности всех слоев общества, возможное не насильственным путем, а посредством приобщения к настоящей культуре”.

Искусство – одно из средств общения людей между собой на уровне чувств. Искусство призвано формировать идеалы человека и его представление о смысле жизни.

Философия мира в творчестве Л.Н. Толстого.

Сон Пьера Безухова о глобусе – Толстовская идея мира (сообщение студента, см. приложение 4)

Как модель жизни представлена во время сна Пьера Безухова?

(текст “Сон Пьера Безухова о глобусе” том 4, ч.3 гл. 15).

“И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. “Постой”, - сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющий шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но и другие, стремясь к тому же, сжимали её, иногда уничтожали, и иногда сливались с нею.

Жизнь есть все. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества”.

Какая геометрическая форма часто употребляется в тексте романа “Война и мир”? Что этим подчеркивает автор? (см. учебник с.303)

Вывод: Мир у Толстого как вращающийся шар. Человек захвачен водоворотом, вихрем мира. Он сам – капля в этом водовороте. Мир втягивает человека в свою орбиту, заставляет его кружиться, не давая ответа о смысле и цели этого кружения, смешивая вместе смерть и жизнь, отличая их общим знаком круга.

Все положительные герои Толстого представлены в гармонии с природой (сообщение студента см. приложение 4)

Каким примером из текста романа можно подтвердить мысль о том, что положительные герои Л.Н. Толстого всегда описываются в гармонии с природой?

(Эпизод “Возрождение к жизни князя Андрея Болконского при виде распустившегося старого дуба”. (Том 2 ч.3 гл.3); просмотр видеофрагмента серия “Андрей Болконский”.)

(сцена охоты в “Войне и мире” том 2 ч. 4, гл.6) анализ отрывка предварить просмотром видеофрагмента фильма С. Бондарчука (серия “Наташа Ростова”):

“В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время”.

Вывод: Толстой был свидетелем и участником многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого.

Каков круг знакомств Л.Н. Толстого с деятелями культуры и науки? (сообщение студента см. приложение 5)

Слово преподавателя: Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле, нравственную силу которого он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. За пять лет до смерти, в октябре 1905 года, он записал: “ Во мне все пороки, и в высшей степени, чем у большинства людей. Одно мое спасение, что я знаю это и борюсь.” На 83 году жизни Толстой ушел из Ясной Поляны. Этим он осуществил свою давнюю мечту - гармонизировать внутреннюю духовную жизнь и быт.

В чем величие творчества Толстого в мировой литературе?

Русские писатели ХХ в. продолжили в своих произведениях эпическую традицию Л. Толстого. Составление конспекта статьи учебника с. 325 – 326.

Слово преподавателя: “Конечно же, духовный образ, литературный портрет - первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают фотографии Л. Толстого.

Сообщение студента “Гости Ясной Поляны” (см. приложение 5)

Заключение: чтение стихотворения А. Бодренко “ К Толстому, в Ясную Поляну! “

Закончить разговор о жизни и творчестве Толстого можно мыслью о том, что граф Л.Н. Толстой был близок к народу и народ помнит об этом:

К Толстому, в Ясную Поляну! -
Велеть бы кучеру: “Вези”.
Я только гляну, только гляну,
Как гений выглядит вблизи.
Вот он сидит, нахмурив брови,
За знаменитым тем столом,
Где в слове ожили герои,
Россию спасшие в былом.
Как с мужиками косит ловко
В рубахе белой впереди,
А знаменитая толстовка
Висит на гвоздике, поди.
О том, что граф он, забывая,
Идет со всеми к роднику.
И что там слава мировая,
Когда он близок мужику.
И в счастье веруя мирское,
К неудовольствию властей,
В своей яснополянской школе
Крестьянских учит он детей.
... Велеть бы кучеру,
Да поздно:
Давным-давно Толстого нет.
Но, будто встречными опознан,
Вот-вот вернется в кабинет.
И, словно реки к океану.
Сюда дороги пролегли.
К Толстому, в Ясную Поляну
Стремятся люди всей земли.
(А.Бодренко)

Итог урока: уважаемые студенты, надеюсь, что сегодняшний учебный материал не оставил вас равнодушными: вы прослушали подготовленные доклады ваших товарищей, активно участвовали в беседе, просмотрели презентации с уникальными фотографиями, портретами, выполненными известными художниками, эпизоды из фильма “Война и мир”. Вы поняли, что работа Толстого как писателя, мыслителя, общественного деятеля была огромной и значимой не только для того времени, но и остается абсолютно актуальной и сейчас. Запомните, пожалуйста, основные постулаты идеологии Л.Н.Толстого, которые вы записали в тетрадь, и следуйте им в течение вашей жизни. Читайте произведения великого писателя, открывайте далее для себя глубокий мир русской литературы. А завтра мы с вами отправимся на “малую родину” Толстого в усадьбу Ясную Поляну – жемчужину русской культуры, а свои впечатления и все увиденное вы воплотите в творческом проекте.

Рефлексия деятельности студентов: организуется самооценка студентами деятельности на уроке, фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Домашнее задание: подготовить реферат “Обзор творчества позднего периода: “Анна Каренина”, “Крейцерова соната”, “Хаджи-Мурат”, создать презентацию “Ясная Поляна. Дом-музей Л.Н.Толстого” (по желанию).

Самоанализ урока. На уроке были определены цели и задачи, продумано оборудование урока. Результаты труда всех студентов были оценены положительными оценками. Данный семинар – результат совместной проектной деятельностью преподавателя и студентов, потребовал долгой подготовки, но это стоило того. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне, с предельной ответственностью студентов (на уроке присутствовали преподаватели других дисциплин, администрация учебного заведения). Все задания, предложенные для студентов, способствовали нравственному, интеллектуальному, эмоциональному развитию студентов.

Приложение 1. Вступительное слово преподавателя. Одно из первых произведений, с которым знакомится юный читатель, - это сказка “Три медведя”. Рассказывая о заблудившейся в лесу девочке, попавшей в избу к медведям, Л.Н.Толстой знакомит малышей с понятием величины: маленький, средний, большой размер. Затем - рассказ “Филиппок”; как будут совпадать желания пяти-шестилетних читателей с мечтами героя рассказа о том, как бы быстрее попасть в школу. Далее – повесть “Детство” из автобиографической трилогии, где внимание читателей уже будет устремлено на душевные переживания главного героя. В мельчайших деталях Николенькиной жизни читатели разных эпох замечают близкие и понятные себе детали. Детство героя находит самое непосредственное отражение в душе большинства читателей. Испытав тяготы севастопольской осады, Л.Н.Толстой доносит до нас мысль о том, что истинный патриотизм следует искать не в высших кругах, а в кругу простых людей, на плечи которых легли основные тяготы войны. В рассказе “После бала”, повествующем о жестоком наказании солдата, выражена мысль автора о непротивлении злу насилием, прозвучала критика силовых методов наведения порядка, жестокости в армии. И завершается школьный курс изучения творчества Л.Н.Толстого романом “Война и мир”, о котором хочется сказать словами литературного критика Страхова: “...все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине!” Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, всё его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов.

Приложение №2. Сообщение студента. (по материалам статьи Камышева В.С. ““Л.Н.Толстой – художник и идеолог”). “По мнению известного немецкого писателя Томаса Манна, “...задача писателя быть судьей и стимулятором жизни. Изначально Толстой ставит перед собой задачу быть полезным для людей вообще, но в особенной степени – для людей России”... В начале творческого пути писатель переживает кризис, разлад со своей социальной средой, завершившийся разрывом, о котором идет речь в “Исповеди” (1879 – 1882): “Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни”. Простолюдин близок Толстому своей цельностью, “слиянием с природой”: простой народ “ много выше нас стоит своей исполненной трудов и лишений жизнью”; поэтому “как-то нехорошо нашему брату искать и описывать в нем дурное”. Именно поэтому, убежден Толстой, предметом искусства должен стать “настоящий мужицкий народ”. Излагая “догматы” своей веры, Толстой ясно выразил: “мыслитель и художник никогда не будет спокойно сидеть на олимпийских высотах, как мы привыкли воображать; мыслитель и художник должен страдать вместе с людьми для того, чтобы найти спасение или утешение”. Писатель убежден: именно художественное произведение воспитывает человека в духе добродетели, высокой нравственности, вовлекая его в активную социальную деятельность. Демократический гуманизм Толстого – фактор, определяющий единство его мировоззрения и творчества. Вот положения, являющиеся фундаментом для Толстого-художника и идеолога: “На уровне межнациональных отношений – это страстное отрицание войны и вражды между народами. На уровне межличностных отношений – это призыв к единению и братству людей. На уровне отдельной личности – это утверждение бесконечной способности человека к совершенствованию”. Толстой не мог привести человечество в царство свободы и равенства, но он мог подрывать основы царства несправедливости. И делал это с великой мощью в публицистических работах”.

Приложение №3. Сообщение студента (по материалам статьи А.А.Горелова“Толстой – кто он?”) “По характеру деятельности и значению в истории человечества Л.Толстого можно сравнить с библейскими пророками, а если взять время ближе к нашему, то с великими протестантами. Толстой был “зеркалом” русской жизни в целом и жизни вообще. Он был не только гениальным писателем, но и философом, он внес немалый вклад в гуманитарное знание. В трактате “Так что же нам делать?” Толстой дал уничтожающую критику авторитарного режима дореволюционной России. В основу этой работы легли наблюдения самого писателя над жизнью трудового люда, главным образом во время переписи населения, представил широкую картину народных бедствий и нищеты. Он считал, что подлинное преодоление эксплуатации придет в результате подъема уровня нравственности всех слоев общества, возможное не насильственным путем, а посредством приобщения к настоящей культуре.

В трактате “Что такое искусство?” Толстой выразил свое отношение к искусству, науке, и культуре в целом. “Искусство – одно из средств общения людей между собой на уровне чувств. Искусство призвано формировать идеалы человека и его представления о смысле жизни””.

Приложение №4. Сообщение студента. (по материалам статьи К.Сильвия “Философия мира и проблема гармонии персонажа со Вселенной в творчестве Л.Н.Толстого”) “Идея мира по Толстому глубоко укоренена во сне о глобусе у Пьера Безухова в “Войне и мире”. Показательно, что Пьеру приснился этот сон после встречи с Платоном Каратаевым, являющимся олицетворением мира. “И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель...он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли все эти двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разделиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.

Вот жизнь, - сказал старичок учитель.

Как это просто и ясно, - подумал Пьер, - как я мог не знать этого прежде.” Пьер наконец находит ответ на вопрос о сущности жизни: Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь. Любить Бога”. “Каждая капля на шаре символизирует личность, в середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в небольших размерах отражать его”. (Есаулов И.А. Идея соборности в романе Толстого “Война и мир” // Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995.)

Тема круга, кругового движения – ведущая у Толстого. Знаменитый сон Пьера о глобусе очень наглядно это доказывает. В одной из статей, размышляя о воспитании детей, Толстой напрямую сравнивает развитие человека с шаром.

В Платоне Каратаеве, научившем Пьера новому пониманию жизни. Было что-то “круглое”, он был в душе Пьера олицетворением всего “русского, доброго, круглого”.

Так как в этом сне сопрягаются земное и небесное. Личность и мир, человек и Бог, можно даже сказать, что нет определенной границы между людьми, в таком случае между людьми не может возникать распря, которая приведет к ранению самого себя. Идея подобного сопряжения изображена в супружеской жизни Наташи Ростовой с Пьером.

После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отражалось только то, что истинно было хорошо; все не совсем хорошее было откинуто”. У Наташи Ростовой, которая на первый взгляд жила эгоистически в полное удовольствие, была способность привлечь окружающих людей к жизни. Так князь Андрей, впервые увидев Наташу, почувствовал потребность жить вместе с другими людьми, а не обособленной жизнью. А ведь после ранения, смерти жены у князя был потухший взгляд. Сравнение со старым уродливым дубом подчеркивало внутреннее состояние Андрея Болконского: “Нет ни весны, ни солнца, ни счастья,..наша жизнь кончена”.

В творчестве Толстого суть философии мира и ненасилия отражается в идее гармонии со вселенной. Насилие не только над людьми, но и над жизнью противопоставлено закону вселенной, и Толстой, безусловно, отрицательно относится к нему. В его произведениях положительные персонажи всегда описываются в гармонии с природой. В сцене охоты в “Войне и мире”, где Наташа убеждена, что нельзя не ехать на охоту, проявляется ее единение с природой. Яркие переживания Наташи в момент слияния с природой автор выражает ее визгом. “В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники... И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время”. Этот визг не был странен, так как он был проявлением чувства Наташи и одновременно проявлением состояния самой природы, так Наташа сливалась с природой и олицетворяла ее своим визгом, в этом было проявление подлинной человечности. Не случайно и сам Толстой старался вести крестьянский образ жизни, в чем отражается его желание приблизиться к природе. Жизненный и творческий пути Толстого всегда вели к гармонии со вселенной. Толстой очень любил и умел чувствовать природу. Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен”.

Приложение № 5. Сообщение студента по книге Н.А.Милонова “Русские писатели и Тульский край: очерки по литературному краеведению”. – Тула: Приокское книж. издательство, 1971. Гости Ясной Поляны. В Ясной Поляне у Толстого бывали многие замечательные люди нашей страны: писатели А.М.Горький, А.П.Чехов, И.С.Тургенев, В.Г.Короленко, В.Катаев, С.Маршак, художники И.Е.Репин, И.Н.Крамской, поэты А.Твардовский, К.Симонов. Конечно же, современные поэты и писатели Р.Гамзатов, Е.Евтушенко, П.Алешковский, деятели культуры, актеры, великий музыкант Мст. Ростропович, первый президент России Б.Ельцын В личной библиотеке Толстого имеются книги, подаренные ему поэтом А.А.Фетом, писателем А.М.Горьким, французским писателем А.Франсом, английскими писателями и драматургами Дж.Голсуорси, Б.Шоу, французским романистом и публицистом Р.Ролланом. Раз в два года в музее-усадьбе “Ясная Поляна” происходит семейное событие. Из разных стран и континентов, от Европы до США, от Африки до Латинской Америки и, наконец, из разных городов России и СНГ в яснополянское гнездо слетаются прямые потомки Толстых и Берсов. Как правило, это уже праправнуки и прапраправнуки Льва Николаевича и Софьи Андреевны. В настоящее время по всему миру проживает около четырех сотен прямых потомков Толстых, и почти все они знают друг друга и даже встречаются на исторической родине раз в два года. Этим можно только гордиться. Уникальный случай, когда семья, возникшая 150 лет назад, до сих пор существует, бережно храня традиции древнейшего рода Толстых.

Информационные ресурсы.

1. Толстовский сборник – 2008. Л.Н.Толстой и русская революция: Материалы ХХХ Международных Толстовских чтений. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Тостого, 2008. – 249 с.

2. Учебник литературы под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Академия, 2009. – с.325. творчество Толстого в мировой литературе.

3. Толстой в жизни. Л.Н.Толстой в фотографиях С.А.Толстой и В.Г.Черткова. Составители и авторы: Поповкина Т.К. и Ершова О.Е. – Тула: Приокское книж. из-во, 1988.

4. Л.Н.Толстой в изображении русских художников. Зотов А.. – М.: Изогиз, 1953.

5. Ясная Поляна. Дом-музей Л.Н.Толстого. Пузин Н.П.. – М.: Советская Россия, 1982.

6. Л.Н.Толстой в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие для учителей средней школы. – М.: Гос. уч. – пед. из-во Мин. Просвещения РСФСР. 1956.

7. http: // www. ru / 2012 / 08.22 siezd. html/

8. http: // old – yp. amr – museum. ru / history

Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек меняется, и в нем есть все возможности: был глупым, стал умен, был зол, стал добр и наоборот. В этом величие человека.

Л.Н. Толстой

15 декабря состоялось выразительное чтение отрывков из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В мероприятии приняли участие 12 первокурсников ИНПО: Микрюков Кирилл, гр.1392; Чагина Ксения, гр. 1412; Иванов Никита, гр.1411; Каманчаджян Валерия, гр.1221; Секерин Евгений, гр.1231; Матвеев Александр, гр.1032; Решетников Евгений, гр.1392; Черниенко Тарас, гр.1172; Шкляев Антон, гр.1031; Рудовская Дарья, гр.1171; Усанов Иван, гр.1391; Емшанова Диана, гр.1131.

Артистично прочитали отрывки все студенты, но нельзя не отметить особенную проникновенность в великое произведение Л. Н. Толстого Микрюкова Кирилла, гр.1392 , прочитавшего отрывок о дубине народной войны: "...дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью" .

Запомнилось всем и лирическое чтение Решетникова Евгения, гр.1392 , артистично передавшего ночной разговор Сони и Наташи. Оба студента – воспитанники преподавателя русского языка и литературы Гашковой Галины Васильевны . Мероприятие сопровождалось иллюстрациями к роману, которые подобрал Глушков Григорий, гр.1032.

Чтение отрывков романа Л. Н. Толстого «Война и мир» показало, что великая литература объединяет народ. Роман-эпопея несет огромный патриотический заряд; охватывая жизнь всех социальных слоев России, показывает нацию в переломный момент истории.

Большого внимания заслуживают занятие Л. Г. Толстого с крестьянскими детьми. Он считал, что одной из причин нищего жизни народа есть его невежество, итак взялся исправить это положение. Школа, которую устроил Толстой, не была похожа на обычную. Сначала крестьяне с подозрением отнеслись к идее господина бесплатно учить их детей, поэтому учеников было мало, но со временем их стало очень много, и все они с удовлетворением читали, гуляли, слушали интересные рассказы, считали. Писатель даже за границу ездил, чтобы посмотреть, как там учат детей

С него помощью в окружающих селах начали открывать школы, учителями у них работали студенты, Толстой был ими очень удовлетворенный. По воскресеньям они собирались в Ясной Поляне, рассказывали о школе и работе. Толстой выдавал журнал “Ясная Поляна”, в котором печатались его статьи и статьи других учителей прет обучение и воспитание

Любовь к земле у Льва Николаевича была не эфемерной. Он любил не только прогуливаться, отдыхать, наслаждаться замечательными пейзажами, охотиться. Нет! Будучи графом, он не гнушался ходить в простой полотняной рубашке, засучив рукава, любил ходить в поле за плугом, косить сено к седьмому поту. В своем имении пробовал заниматься бджолярством, выкапывал ставки, закладывал фруктовые сады, выращивал породистых свиней и коров. Не все ему удавалось, во многом разочаровывался, ощущал недовольство своими действиями, но все равно работал. Толстой был страстным защитником лесов и любил свой лес особой, нежной любовью

Истинным другом, помощником и поддержкой в жизни Толстому стала его жена София Андреевна, врожденная Берет. Когда они Testo 416. Testo 325 XL . вступили в брак, ему было тридцать четыре года, ей - восемнадцать, но она была умной, пожизненному мудрой, заботливо, с любовью устраивала быт, занималась хозяйством. Когда она приехала к Ясной Поляне, здесь было все заброшенно, не было цветников и дорожек. И молодая хозяйка быстро все привела к порядку. Семья приумножалась. Постепенно в ней появилось десять детей. Лев Николаевич постоянно перестраивал и достраивал дом. Жили дружно и весело, вечерами играли на рояле, пели, хозяин читал свои произведения, играли в шахматы. Все чаще приезжали родные и друзья, и никому не мешало, что дом небольшой, что мебель в нем не новые, да и вообще все почти аскетическое. В этом доме так легко писалось…

Но чем дальше шла жизнь, тем более оно подавляло Толстого. Еще из ранней юности он задавал себе вопрос: для чего живое человек? Почему люди неравные? Почему одни живут за счет других? И вся жизнь стыдился своей принадлежностей к господствующему классу. В 1878 году начал трудиться над большой статьей “Исповедь”, где писал: “Со мной случилея переворот, который давно готовилея во мнет и задатки которого всегда были во мнет. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых - не только опротивела мнет, но и потеряла всякий смысл… жизнь же всего трудящегося народа, всего человечества, творящего жизнь, представилась мнет в ее настоящем меченный.”

Позднее за эту статью, за крамольные взгляды церковь объявила ему анафему - отлучила от своего лона. Но это мало печалило большого мастера

Своей жизням, своей писательской работой он давно завоевал любовь и уважение народа. Не успела весть об отлучении появиться в газетах, как со всех концов страны Толстому стали поступать телеграммы, письма, адреса, в которых простые люди выражали поддержку любимому писателю. Он был такой популярный, так откровенно высказывал взгляды на царское самодержавие и его законы, что царь посправжньому боялся его. За Ясной Поляной был установлен надзор. Даже редактор черносотенной газеты “Новое время” писал: “Два цари у нас: Николай Второй и Лев Толстой. Кто из них более сильный? Николай Второй ничего не может сделать с Толстым, не может покачнуть его трон, тогда как Толстой без сомнения расшатывает трон Николая и его династию”.

28 августа 1908 года Л. Г. Толстому исполнилось 80 лет. Во многих странах мира торжественно отмечали его юбилей, а царское правительство в России постарался сделать все, чтобы помешать празднованию. Но он не мог помешать поэтому, что в Ясную Поляну отовсюду шли телеграммы, письма, приходили и приезжали люди - многие лишь для того, чтобы постоять возле дома, возможно, увидеть большого гения и поблагодарить ему за радость и счастье, которые дают его книги

Но все труднее и тревожнее становилось жить в семье. Взрослые дети шли своим путем, умер младший сын Ванюша, умершая дочь Маша, с которой был особенно близким. С женой давно потеряли общий язык. Сколько лет она была его верным помощником и соратником, но уже давно не разделяла его взглядов, не могла понять сложного, противоречивого жизни своего мужчины - большого художника, мятежного человека. Самая, доведен до отчаяния такой жизням, в свое время бросалась в ставок. ее спас Душан Петрович Маковицький, семейный врач Толстых. “Душа Петрович” - так называли его яснополянськи крестьяне. Ему одному. доверял Льва Николаевич тайну своего завещания, его одного взял с собой, когда окончательно решил порвать с миром, к которому принадлежал по праву рождения, и зажить простым селянськимжиттям.

Настала холодная осень 1910 года с ранними снегами и заморозками. Ночь с 9 на 10 ноября Толстой провел беспокойно, в 5 утра разбудил своего вторая Маковицького и сказал ему, что принял окончательное решение пойти из дома. Они начали поспешно собираться в дорогу. В дороге он заболел на воспаление легких и вынужденный был сойти из поезда на станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, писатель провел последние 7 дней своей жизни…

На похороны собралась многотысячная толпа. Рабочие, крестьяне, интеллигенция, студенты - все шли в последний раз поклониться большому гению. Яснополянськи крестьяне ощутили себя осиротевшими…

После прощания сыны поднимают гроб, выносят ее из дома, присутствующие опускаются на колена, потом процессия направляется к лесу, к Старому Заказу, где тело отдают земле. Это было место, где на краю буерака и была запрятана зеленая палочка с тайной, как всех людей сделать счастливыми. Здесь заповедал похоронить свое тело Толстой, не ставить никаких величественных надгробий и памятников. Пусть могила будет простой и скромной, крестьянской. Главное - он дома, в любимой до боли Ясной Поляне

Итак, мы с вами убедились, что истинное величие человека - в ее делах, в ее неразрывной связи с родной землей, родной природой, родным народом. Лишь осознавши себя частью большого понятия - Россия, Лев Николаевич Толстой мог сказать: “Нет, зтот мир не шутка, не юдоль испытания только и перепоходка у мир лучший, вечний, а зто один из вечних миров, который прекрасен, радостен, и который мы не только можем, но должни еделать прекраснее и радостнее для живительных с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем”.

«Севастопольские рассказы» - Илья Ефимович Репин. Оборона Севастополя. «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. Военные награды Л.Н. Толстого. Город и его гарнизон не знали передышки. Дневниковые записи. Истинные герои. Стальной гарнизон. Иван Николаевич Крамской. Портрет Л.Н. Толстого. Что такое четвертый бастион. В.Верещагин «Апофеоз войны».

«Толстой Детство урок» - Каковы традиции в семье? Детство. Родитель-ский дом. Сколько лет жил в доме Карл Иванович? Детсад. Бабушка дедушка. Любимое выражение Карла Ивановича? В чем ценность детства? Игровая площадка. Братья сестры. Смех. Учителя, воспитатели. Учёба. Детство – очень ценное и важное время в жизни человека. Книги.

«Толстой Два брата» - Сказка. Пропадем ни за что- пропадем напрасно Останемся ни при чем -останемся ни с чем. На разминку становись! Усадьба в Ясной Поляне. Познакомимся с творчеством Л.Н. Толстого и произведением « Два брата». Цель урока. Мы за парты сядем, вместе Вновь возьмёмся за дела. Я хочу учиться. Нет худа без добра.

«Толстой «Отрочество»» - Продолжи фразу. Любочка. Перемелется, мука будет. Олицетворение, эпитеты. Гонка за лидером. Герой произведения. Дать характеристику любого персонажа. Гроза. Соотнесение термина с понятием. Составить кроссворд. Средства художественной выразительности. Развитие речи. Итоговая игра по творчеству Л.Н.Толстого «Отрочество».

«Толстой «Севастопольские рассказы»» - И.Айвазовский «Осада Севастополя». Павел Степанович Нахимов. Штурм Малахова кургана. Фрагмент панорамы Ф. Рубо «Оборона Севастополя». И.Айвазовский «Севастополь». Главная тема рассказов. Защитники Севастополя. Стальной гарнизон. Д.Н.Кардовский «Оборона Севастополя». Оборона Севастополя. «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстой.

«Кавказский пленник Толстого» - Цель наша проста и ясна. Рассказ написан боевым офицером. Лев Толстой Кавказский пленник. Загадка рассказа. Наша цель. История создания рассказа. Мы учимся читать книгу!

Всего в теме 34 презентации