Герой санин. Литературные герои. «Остров веселых Робинзонов»

Уважаемые читатели! Предлагая Вашему вниманию очерк о творчестве Михаила Арцыбашева, обращаю Ваше внимание, прежде всего на то, что надо по новому взглянуть на творчество этого самобытного русского писателя, незаслуженно вычеркнутого из поля зрения читающей и думающей публики.

Приближается сотая годовщина со дня октябрьского переворота 1917 года. Это повод для того, чтобы прочитать произведения многих русских писателей не только эмигрировавших из России, но и писателей 20-х годов, творивших в первые годы советской власти. Это особая литература, в корне отличающаяся от литературы последующих годов.

Организаторов сайта Проза.ру, прошу поддержать эту инициативу, если вдруг возникнет вокруг этой проблемы какая либо дискуссия.
Владимир ГОЛДИН

О ТВОРЧЕСТВЕ МИХАИЛА АРЦЫБАШЕВА, или к 110-летию появления на литературном поле Владимира Петровича Санина.

Кто такой Санин и откуда он взялся? Это не праздный вопрос. Действительно, откуда? Если «Приехал он к вечеру и так спокойно вошёл в комнату, как будто вышел из неё пять минут тому назад». При этом в поле зрения читателя он представлен как человек уже со сложившимся характером, который «под влиянием первых столкновений с людьми и природой слагается», то есть Владимир Санин сформировался, как личность «вне семьи».

Интрига в романе Арцыбашева «Санин» заложена с первой страницы.
Этой интригой, как бациллой, уже заражен читатель и самые близкие родственники героя: мать, Мария Ивановна и сестра Лида. Восторженность восприятия героя после первых признаний Санина близким людям начинает гаснуть, затем переходит в настороженность и, наконец, в разочарование.

Внешне Санин вежливый молодой человек, «мягок и внимателен», пышущий здоровьем, но после короткого рассказа о себе у сестры «неуловимая струйка холода уже прошла в её сердце», а «мать тоже чувствовала что-то тягостное».
Санин постоянно чувствует в себе какое-то превосходство над окружающими его людьми. Откуда это? Может быть, от больших успехов в каком-то одном из родов человеческой деятельности? Но нет, он сам признается, что «жизнь бросала его из стороны в сторону, как много ему приходилось голодать, бродить, как он принимал рискованное участие в политической борьбе и как бросил это дело, когда оно ему надоело». Как видим, никакой успешной деятельности, которая бы выделила его из общей людской массы, у Санина не было. Да и перспективы на будущие годы жизни у него не существовало. На вопрос матери: «Да как же ты жить будешь?» - ответил, улыбаясь: «Как-нибудь!»

Перед читателем вырисовывается человек неопределённых занятий с неопределёнными установками на перспективу жизни. Выражаясь современным языком Санин – это бомж, ленивый человек, стремящийся жить за чужой счёт. На протяжении всего романа он только дважды был замечен в том, что «с самого утра возился над клумбами».

Сестра Лида после беседы с братом приходит к выводу, что «общей идеи в его жизни не было, никого он не ненавидел и ни за кого не страдал».
Так может быть Санин такой позёр только в кругу своей семьи? Однако – нет. Он с таким же апломбом ерничает в разговоре со своим гимназическим товарищем Новиковым, с офицерами: Зарудиным и Тинаровым.

Возникает вопрос: «Зачем же приехал Санин после длительного отсутствия, в родные пенаты?» Отдохнуть от бродяжничества? – пожить сытой жизнью в кругу семьи? – побороться за наследство с сестрой после кончины стареющей матери?..
Зачем же он всё-таки приехал в этот утопающий в зелени уездный городок, где обитатели его страдают постоянно от скуки?..

Но вот в зелёный уютный городок приезжает ещё один литературный герой романа Арцыбашева – Юрий Николаевич Сварожич. Этого литературного персонажа в городке и в семье уже ожидали. Он не свалился, как снег на голову. И его приезд вполне понятен, как родителям, так и читателям романа. Причина приезда в городок Юрия Сварожича вполне банальна для времени, когда создавался роман.

Сварожича младшего - этого студента-технолога, просто выслали на пять лет под надзор полиции, «как подозреваемого в участии в революционной организации». Он мог бы поселиться и в другом городке, у него было право выбора местожительства, но «Юрий всю жизнь жил не собственным трудом, а помощью отца, и ему было страшно очутиться одному без поддержки, в незнакомом месте, среди чужих людей». Этот литературный персонаж, как и все профессиональные революционеры, делал революцию на чужие деньги. Юрий понимает сердитую озабоченность отца, недовольного тем, что ему ещё пять лет придётся тащить по жизни на своей шее великовозрастного революционера. Но он ничего с собой сделать не может, так как и делать ничего, кроме революции, он не умеет. На вопрос жениха своей сестры Рязанцева: «Что же вы теперь намерены делать?» Отвечает: «Ничего пока…»

У обоих героев романа есть общие факты биографии, оба они занимались политической борьбой, состояли в партиях. Но если Санин бросил политику, поскольку она ему надоела, то Сварожич в этой политической борьбе, с его слов, достиг определённых успехов и даже входил в число вождей, но по каким-то причинам был отлучён от этой деятельности.

Общим для этих литературных героев было ещё то, что оба они имели сестер. Девиц молодых, красивых, с легким девичьим станом, которым девушки ловко пользовались для привлечения к своим особам внимания окружающих их молодых людей мужского пола.

Вокруг сестры Санина – Лидии Петровны вращаются безответно влюблённый Новиков и офицеры, с одним из них Зарудиным, Лида откровенно флиртует.
Сестра Юрия Сварожича – Людмила, которую все в городе звали Лялей, влюблена в Рязанцева, здесь любовь на первый взгляд, кажется, взаимной.

Все литературные герои Арцыбашева, за исключением некоторых, физически, подчёркиваем физически, молоды, красивы, привлекательны.

Но всех их угнетает скучная жизнь уездного тихого городка, в котором есть прибрежный бульвар и духовая музыка для увеселения городской публики.
Под вечер в семье Сварожичей собирается местная молодежь, в основном мелкая интеллигенция: Семенов – больной чахоткой университетский студент, Иванов – народный учитель, Новиков - врач. Молодое общество, по предложению Новикова решает устроить пикник в загородном монастыре. Эта идея в скучающем обществе нашла всеобщую поддержку. На пикник решили пригласить юного студиозуса Шафрова, учительниц Карсавину, Ольгу Ивановну Дубову, Саниных, офицеров. Собралась компания человек пятнадцать.

После поездки молодых людей на природу события в романе начинают приобретать узлы симпатий и противостояний, а у некоторых героев романа даже произошел полный переворот в жизненном курсе.

Лида Санина не смогла сдержать природных внутренних сил и пала в «бездну любопытного желания», и, почувствовав после этого свою зависимость от этого глупого и пустого офицера Зарудина, храбрилась перед собой и успокаивала себя, что «Все это пустяки!.. Захотела и отдалась!..». Храбрилась до тех пор, пока не почувствовала, что беременна.

Владимир Санин, который постоянно за всеми внимательно следил и был в курсе всех происходящих событий, словами и жестами давал понять сестре, что он не прочь с ней переспать.

Юрий Сварожич начал метаться в мыслях между привлёкшей его внимание и сердце Зинаидой Карсавиной и воспоминаниями о своей прошлой партийной деятельности. Его одновременно обуревала «жестокая жажда лишить её чистоты и невинности» и «ехать в Петербург, возобновить сношения с партией и броситься очертя голову на смерть». Но Юрий, как представитель русской интеллигенции средней руки во всем был непоследователен, его мысли были всегда скорей мыслями о намерениях, которые на поверхности поступков заканчивались колебаниями и отступлениями от прекрасно выстроенных в голове планов.

Санина также привлекла высокая полная грудь Карсавиной, но Санин не страдал о Карсавиной, а продолжал смеяться над всеми и сошёлся на почве цинизма и водки с Ивановым, который угощал ей нового товарища.

Однако молодые люди не только отдыхают, но стремятся быть полезными обществу, пекутся о благе народа, для чего устраивают плохо подготовленные и нудные громкие чтения в городском училище.

На этом фоне опыт революционной деятельности и даже, как члена партийного комитета, Сварожича, приобретает особое значение в глазах местной молодежи. На этой почве ещё глубже укрепляются зарождающиеся любовные отношения между Сварожичем и Карсавиной.

В это время, когда компания молодых людей играет в революцию, влюбляется и увлекается сама собой, образ Санина как бы уходит на второй план, и все события в основном вращаются вокруг Сварожича.

Но вот кружок молодых людей, который сложился во время загородной прогулки, начинает рассыпаться. Умирает Семенов, тяжело болевший, неизлечимой в те годы чахоткой. Сотоварищи Семенова по-разному переживают этот факт. Это событие становится темой разговора в компании, собравшейся за столом, накрытым водкой и несложными закусками, с целью помянуть усопшего. В ходе беседы автор романа мелкими штрихами раскрывает внутренне психологическое состояние героев, отношения их друг к другу, это не возможно коротко передать в статье, это нужно внимательно читать с карандашом в руках.

Естественно главное внимание отведено Санину и Сварожичу. Речь зашла о жизни и смерти.
Сварожич приходит к выводу: «Умру и я… умру, и по мне так же будут ходить и думать то же, что я думаю теперь… Да, надо, пока ещё не поздно, жить и жить!.. Хорошо жить, так жить, чтобы не пропадал даром ни один момент моей жизни… А как это сделать?»

Сварожич хочет прожить жизнь достойно, но только не знает, как это сделать.
Но разве в русской литературе подобный вопрос не поднимал никто до Арцыбашева? Конечно, поднимали и Горький, и Леонид Андреев, Чехов, Бунин и многие другие, не говоря уж о Герцене и Тургеневе. Особенно категорично заявил о цели жизни продолжатель дела Сварожича Павел Корчагин, но это уже литература другого политического строя и автора другой эпохи.

Санин представляет жизнь по своим понятиям. «Я знаю одно, - ответил Санин, - я живу и хочу, чтобы жизнь не была для меня мучением. Для этого надо, прежде всего, удовлетворять свои естественные желания. Желание – это всё: когда в человеке умирают желания, умирает и его жизнь, а когда он убивает желания – убивает себя!».

Философия Санина, как индивида, действительно верна: человек, потерявший желания, теряет жизнь. Но с позиций жизни индивида в обществе, философия Санина неприемлема, опасна многими трагическими последствиями для отдельного индивида и общества в целом.

После этого монолога Санина, Сварожич задает ему вопрос:
« - Но желания могут быть злыми?
- Может быть.
- Тогда как?..
- Так же, - ласково ответил Санин и посмотрел в лицо Юрию светлыми немигающими глазами».

Вот такими, независимыми от общества взглядами отличаются литературные герои писателя Арцыбашева, от взглядов его коллег по перу, как современников, так и предшественников. Один из них, Санин, откровенно придерживается взглядов эгоистических сиюминутных желаний. Второй, Сварожич, человек половинчатых поступков и взглядов. Он одновременно носитель, сложившихся в обществе предыдущих поколений морали, которые он отрицает, но оторваться от них не может и сторонник новых веяний жизни. Этот дуализм в мыслях и поступках был присущ многим представителям социал-демократии начала двадцатого века.

Вторым пунктом, усилившим сюжет романа, была мужская встреча в доме офицера Зарудина. Мужчины пили водку, играли в карты, вели беседы о женщинах. Каждого из присутствующих одолевали мысли соответствующие их пониманию жизни и женщины, при этом Новиков страстно ненавидел и ревновал Зарудина к Лизе Саниной. Одновременно каждый из присутствующих в кампании почему-то считал себя более умным, чем его собеседник.

В самый разгар кутежа денщик доложил Зарудину, что «барышня пришли…»
«Неужели Лизка?» - с изумлением подумал Зарудин. Одним этим вопросом Арцыбашев расставил все точки над «I» в отношении Зарудина к Лизе Саниной и показал положение девушки, переступившей до времени границу «любопытного желания».

Разговор на повышенных тонах между Зарудиным и Саниной, конечно, закончился тем, что женщина обвинила мужчину во всех тяжких грехах её «интересного положения».

Всю эту сцену подслушивал и наблюдал Владимир Санин.
Санин предотвращает самоубийство сестры, наставляет её на путь истинный, согласно своей теории «желаний». Примиряет её с Новиковым, заранее зная, что в отношениях между Новиковым и Саниной не может быть глубоких искренних отношений. Но так живут многие.

В это время «Юрий Сварожич, вместе с Шафровым, занимались политикой, кружками самообразования и чтением новейших книг, воображал, что именно в этом его настоящая жизнь и в этом – разрешение и успокоение всех его тревог и сомнений».

Но сколько бы он ни читал, в его жизни не было огня, до тех пор пока он не чувствовал, что влюблен в женщину. Сварожич продолжал разжигать огонь любви в своей душе и одновременно гасил его, называя поцелуи пошлостью.
В этом самоанализе Сварожич искал идеал и людей, ради которых можно было бы пожертвовать своей жизнью. Но не находил ни людей, ни идеал и сделал первую неудачную попытку самоубийства.

Сварожич и Санин постоянно сталкиваются на почве взглядов на проблемы христианства, миросозерцания, политики, даже в составлении списка литературы для прочтения в кружке для эсдеков. Везде Сварожич в проигрыше:
« - Неужели вы думаете серьезно, что по каким бы то ни было книгам можно выработать себе какое-то миросозерцание?
- Конечно, удивленно посмотрел на него Юрий.
- Напрасно, - возразил Санин, - если бы это было так, то можно было бы всё человечество преобразовать по одному типу, давая ему читать книги только одного направления… Миросозерцание дает сама жизнь, во всем её объеме, в котором литература и сама мысль человечества – только ничтожная частица.

Миросозерцание не теория жизни, а только настроение отдельной человеческой личности, и при том до тех пор изменяющееся, пока у человека ещё жива душа»…
События в романе развиваются стремительно. Зарудин, по-видимому, не совсем осознал своё положение в отношениях с Лизой Саниной после того как она дала ему полных отказ и назвала его «скотиной», но офицерская бравада, стремление показать себя на фоне прекрасной Саниной петербургскому ловеласу затмили его рассудок.

Естественно, появление в доме Саниных Зарудина и его сопровождающего Волошина было встречено негативно. Но воспитание требовало вежливого обращения с гостями со стороны хозяев дома. Не сдержанный и поступающий во всех случаях Санин, в конце концов, не выдержал и соответственно своим понятиям прервал эту лживую встречу и самым решительным образом потребовал Зарудина и его сопровождающего покинуть дом Саниных.

Зарудин воспринял поступок Санина, как оскорбление офицерской чести. Прислал секундантов к нему с вызовом на дуэль.
Однако Санин не хотел убивать Зарудина и не хотел рисковать своей жизнью. Санин отказался от дуэли, и одновременно через парламентёров просил передать офицеру, что он «дурак». Конфликт получил развитие, и быстро нашел своё продолжение.

Прогулка по городскому парку молодых людей незапланированно привела к встрече Санина и Зарудина. Оскорблённая честь офицера требовала сатисфакции. Зарудин замахнулся на Савина хлыстом, но получил превентивный удар в лицо. Кровавая сцена возмутила всех присутствующих, кроме Савина.
Произошедшая драка фактически уничтожила личность офицера Зарудина. По негласному уставу, существовавшему в царской армии, к телу офицера могла коснуться только вражеская пуля. Арцыбашев мастерски раскрывает сцену психологических переживаний Зарудина.

В этот же вечер, после драки Савин посетил уединенное жилище Соловейчика. Человека неустоявшейся психики, ищущего смысл жизни то в организации революционных кружков, то в христианстве. Соловейчика постоянно мучил вопрос: «Для чего же живёт человек?» Санин не пытается успокоить Соловейчика, и не пытается разъяснить ему смысл жизни. Напротив, он говорит ему: «Жить надо только тому, кто в самой жизни видит уже приятное. А страдающим – лучше умереть».

Эгоизм Савина приводит к самоубийству двух человек за один вечер. Но эти факты мало волнуют Савина. «Но я в этом не виноват, - громко сказал он… - Одним больше, одним меньше!..
И пошел вперед, высокою тенью чернея во мраке».

Контраст характеров и отношений к жизни Санина и Сварожича особенно ярко прорисованы Арцыбашевым в заключительных главах романа.

В то время как Сварожич продолжает копаться в своих мыслях как ему ответить на письмо Карсавиной о свидании, Санин с Ивановым беззаботно купаются, пьют водку и подсматривают голые тела отдыхающих на берегу девушек.

Сварожич так и не решился на связь с любимой женщиной Зинаидой Карсавиной. Сомнения и надежды разрывали его разжиженные мозги между революцией и женщиной. Он так и не решил для себя эту проблему, измучившись в конец в мыслях о революции и женщине, Сварожич решился ещё раз на самоубийство, но на этот раз русская рулетка отказала ему, прозвучал настоящий выстрел. Крики Сварожича о помощи были запоздалыми.

Санину судьба подарила встречу с Карсавиной в тёплую летнюю ночь. В лодке посреди реки соприкоснулись два молодых полных сексуальных сил и желаний тела, два симпатизирующих друг другу человека слились в поцелуе и не любя друг друга переплелись в желании.

Этим заканчивается роман. Санин покидает цветущий, но уже покрывшийся осенним многоцветным увяданием уютный городок. Зачем и откуда он приезжал сюда, автор так и не раскрыл перед читателем этой тайны.
Зачем я так подробно остановился на содержании романа?

Во-первых, потому, что так легче рассуждать о достоинствах и загадках романа с читателем в дальнейшем. Во-вторых, многие не читали романа, т.к. он долгие годы был запрещен. В-третьих, для многих читателей старшего поколения одно упоминание имени Санина вызывало страх. Боязнь нарушить советский цензурный запрет, страх перед наказанием за идеологическую не последовательность перед партийным бюро любого уровня. Может быть, эта рецензия поможет им отказаться от застоявшихся стереотипов.

Роман «Санин» был закончен в 1902 году, а опубликован только в 1907.
Роман имел большой успех среди читающей российской публики, а затем переведен на многие языки мира и вызвал ряд судебных процессов в России, Германии, Австро-Венгрии по обвинению автора в порнографии. У Арцыбашева появились последователи и подражатели (А. Доминский, О. Миртова, В. Ленский). По словам Куприна они приняли у Арцыбашева «только плохое при видимом сходстве».

«Санина» восторженно приняла молодежь, имя Арцыбашева стало более популярным, чем имя Максима Горького, Леонида Андреева, потерявших к этому времени значительный интерес среди читающей публики.

Роман Арцыбашева «Санин» практически стал программой для всего последующего творческого пути писателя. В романе были фактически подняты все проблемы, которые в последующей его литературной деятельности нашли свое более глубокое развитие. По меткому выражению литературного критика В. Львова-Рогачевского «В 1907 и 1908 годах Санин заслонил М. Арцыбашева. Казалось, не М. Арцыбашев написал Санина, а Санин написал Арцыбашева, Санин сотворил автора по образу своему и подобью».

О «Санине» писали книги, статьи, заметки, имя автора повторялось по случаю и без. Писали все: признанные литературные авторитеты, профессиональные литературные критики, читатели. Одни писали о моральной стороне характера Санина, другие о здоровом индивидуализме, о смысле жизни, то есть о том, чего касался автор романа, что его интересовало. Четвертые искали истоки среды, откуда мог появиться Санин.

Но объединяло все эти рецензии, отзывы и отклики всеобщее осуждение главного героя романа, а попутно и самого автора.

Критика романа «Санин» и его автора была настолько плотной и густой, а отношение среди читающей публики к автору такое негативное, в дореволюционное и особенно после революции 1917 года, что одно упоминание фамилии писателя сразу ассоциировалось с сгустком всей этой литературной критики и вместило в себя какое-то не понятное, ничем не обоснованное страшное слово – «арцыбашевщина».

Когда я однажды предложил на одном литературном собрании выступить с сообщением о творчестве писателя Арцыбашева, то получил отказ: «Ну, ты даёшь, нам ещё не хватало «арцыбашевщины». На мой уточняющий вопрос: «А собственно в чем причина такого негативного отношения к известному русскому писателю?» Последовал ответ: «А что говорить, и так всё ясно». На этом интерес у литераторов к творчеству интересного коллеги был исчерпан. Старшее поколение из советского периода живет стереотипами прошлого. Молодое поколение мало читает, особенно крупные произведения.

Арцыбашева подвергали злобной критике за то, что его Санин индивидуалист, адепт порнографии, которой в романе и близко нет, как теоретика самоубийства и сверхчеловека. Многие задавались вопросом: «Откуда мог появиться этот антиобщественный герой?»

Зинаида Гиппиус и Вацлав Воровский писали, что Санин вырос из Тургеневского Базарова. Воровский даже утверждал, что Базаров списан Тургеневым с конкретного лица, в то время как Санин – это надуманный Арцыбашевым реально никогда не существовавший литературный герой: «Санин социально иррационален и относится к типу ненужных, лишних людей».

Вот так рассуждали литературные критики начала 20-х годов XX столетия.
Ну, а если задуматься, откуда мог Арцыбашев почерпнуть мысли для своего главного героя романа, об устаревшей морали, индивидуализме и неограниченных желаниях? И здесь мысль сразу натыкается на Маркиза де Сада, его герой Дольмансе заявляет: «Стыд – это дряхлая добродетель». Но знающий историю литературы читатель воскликнет, позвольте: «Маркиз был запрещен к изданию более двухсот лет, и его «Диалоги священника с умирающим» впервые были, опубликовали в 1926 году, то есть почти после смерти Арцыбашева. Арцыбашев не мог читать Маркиза де Сада, он мог быть о нем лишь наслышан. Значит, характер Санина Арцыбашев списывал с кого-то другого, его теоретические установки явно витали в тогдашнем обществе. Однако многое, что было присуще Санину надо искать и в биографии самого автора.

Многие современники писателя удивлялись, почему он так много писал о самоубийствах и убийствах («Санин», «У последней черты», «Подпрапорщик Гололобов»), о взаимоотношениях мужчины и женщины («Женщина, стоящая посреди»), где истоки созданных героев в этих и других произведениях?

Естественно, это надо искать в личной биографии Арцыбашева.
Арцыбашев не входил в различные литературные кружки, типа «Среды» - Телешова, поэтому найти о нем воспоминания близких по духу товарищей сложно. Придется воспользоваться воспоминаниями Скитальца, человека, судя по публикации далеко не симпатизирующего Арцыбашеву, но они хоть как-то раскрывают Арцыбашева, как человека из реальной жизни.

Скиталец писал: «Молодежь увлекалась Арцыбашевым, этой новой тогда знаменитостью: думали, что в «Санине» решается вопрос об «освобождении женщины», что автор вывел там самого себя, как нового «героя нашего времени», рокового красавца и победителя сердец.
На самом же деле Арцыбашев только мечтал походить на своего героя, но никогда не был им в жизни.

По внешности это был маленького роста чахоточный молодой человек, которому на почве туберкулеза когда-то была сделана трепанация черепа, наделившая его большим физическим недостатком – неизлечимой глухотой и неприятно звучавшим, несколько гнусавым голосом... Физически обиженный природой и вместе одарённый духовно, болезненно самолюбивый и несчастливый в личной жизни, он, вероятно, уже вследствие своих природных данных был всегда склонен к пессимизму… Таков был в «жизни» известный в своё время писатель Арцыбашев, автор «Санина», больной и несчастный человек».

Оставим эту оценку на совести Скитальца, но она нам в какой-то степени помогла понять взгляды Арцыбашева на убийства, самоубийства (Арцыбашев сам стрелялся и ему знакомы все перипетии переживаний самострела), отношений между мужчиной и женщиной. Поэтому не случайно В. Львов-Рогаческий утверждал, что «Санин» родился из Гололобова.

Однако все перечисленные точки зрения не дают ясного ответа: «Откуда взялся этот Санин, и почему он имел такой громадный успех среди читателей?»
Пожалуй, ближе всех к разрешению этого вопроса подошел М. Горький в статье «Разрушение личности», опубликованной в 1909 году. Горький приходит к выводу о возникновении Санина на литературном поле не путем анализа и размышления, а путем прямого волюнтаристического утверждения, на основе достигнутого в литературных кругах авторитета. «Ныне линия духовно нищих людей обидно и позорно завершается Саниным Арцыбашева. Надо помнить, что Санин является уже не первой попыткой мещанской идеологии указать тропу ко спасению неуклонно разрушающейся личности, - и до книги Арцыбашева не однажды было рекомендовано человеку внутренне упростить себя путем превращения в животное.
Но никогда эти попытки не возбуждали в культурном обществе мещан столько живого интереса, и это, несомненно искреннее, увлечение Саниным – неоспоримый признак интеллектуального банкротства наших дней».

То есть Горький признает определённый тип людей, который сложился в послереволюционный период в России и это признание делает роман Арцыбашева действительно литературным событием, а автора ставит в ряд, который сумел обобщить и показать именно тип людей определенного периода. Это интересный факт.

Но, с другой стороны, Горький не показывает, откуда, как и почему появился этот тип людей, кто подготовил, взрастил этот тип, а значит, не показал корней возникновения Санина. В те годы никто не мог этого раскрыть, так как после революции прошло очень мало времени (лицом к лицу, лица не увидать…), а с другой стороны многим было невыгодно вскрывать истинных героев поражения революции. Горький сам был адептом этого движения, перечислял суммы из литературных гонораров в пользу партии большевиков и был делегатом седьмого Лондонского съезда РСДРП (б).

В статье «Беседа с молодыми ударниками, вошедшими в литературу», опубликованной в 1931 году, Горький уже не может ничего сказать положительного об Арцыбашеве, поскольку всё его творчество запрещено в СССР, а сам Горький превращен в икону «пролетарского писателя», поэтому его высказывание практически остается неизменным: «После первой революции этот человек, очень шумный, крикливый, принимавший участие в революции, превратился в Санина (герой Арцыбашева), человека внутренне пустого, голого, который живет только чувственными эмоциями. Это уже крайняя степень такого индивидуализма, который превратился в полный анархизм, когда человек стал почти животным».

Но вопрос, откуда взялся Санин? – остается открытым. Тем более интрига усиливается тем, что «не долго думая, Санин сошел на подножку поезда и, махнув рукой на свой пустой чемодан, спрыгнул на землю.
С грохотом и свистом промелькнул мимо поезд, земля выскочила из-под ног, и Санин упал на мокрый песок насыпи. Красный задний фонарь был уже далеко, когда Санин поднялся, смеясь сам себе».

Вот тебе раз, неизвестно откуда пришел, неизвестно куда выпрыгнул. И здесь хочется вместе с Александром Блоком, воскликнуть: «А может быть, пропадет и такой человек, потеряется в поле, куда он соскочил с мчавшегося поезда, - и ничего не будет».

Но вот мнение Викентия Вересаева высказанное в его «Воспоминаниях» заставляет задуматься: «Любимым «гвоздем» для них был Арцыбашев (поклонникам Санина), порнографические романы его были полны самого разнузданного оплевания жизни и революции».

Значит, надо идти по пути указанном Вересаевым и заглянуть в колодец жизни и революции, тем более, что теме революции в своем творчестве Арцыбашев уделял немало внимания и в царское время и после октябрьского переворота.
Читая роман Арцыбашева я невольно ловил себя на мысли, что отдельные главы романа наводят меня на мысль о том, что мне знакома обстановка в какой происходят события, складывающиеся вокруг Санина. И чем глубже я погружался в творчество Арцыбашева, тем уверенней я понимал, что отдельные сцены из «Санина» перекликаются с политическими марксистскими повестями Викентия Викентиевича Вересаева: «Без дороги» - 1895г., «Поветрие» - 1897г., «На повороте» - 1903г., «Два конца» - 1903г., «К жизни» - 1909г.

Те же отдыхающие молодые люди в кругу своих семей, потребляющие родительскую пищу, пользующиеся трудом прислуги, и рассуждающие при этом о «благе народа» и революции (см. мой очерк о творчестве Вересаева).

Но на этом заканчивается сходство и начинается разный подход к революции и революционерам в творчестве Арцыбашева и Вересаева.

У Арцыбашева, рассматривается начальный период зарождения революционных кружков («Санин»), непреднамеренный вход в революцию закрученного стихией дежурного станции Анисимова («Кровавое пятно»), или учителя Людвига Андерсена («Революционер»).

Революционеры Арцыбашева живые люди, жаждущие действия, сомневающиеся в жизни и в своих поступках. Много думающие о смысле жизни, революционной борьбе о её целях, задачах и смысле. Герои Арцыбашева видят тупики этой революционной борьбы, разочаровываются в ней и не могут выйти из неё. Жизнь революционеров теряет смысл, они не видят выхода из неё. Борьба для них становится фетишем: борьба ради борьбы, как для деятелей культуры: искусство для искусства.

Герои Арцыбашева задумываются над смыслом служения народу. Герой повести «Тени утра» Ларионов, говорит:
«- Ну, я, знаете, говорю себе так: для служения народу… Хорош-ш-о, так… Это говорят всегда очень уверенно и громко… это даже очень легко сказать… Но возможно ли вообще служить народу, - этого, в сущности, никто не знает!..»
Все герои повести «Тени утра» погибают. Один сгорел в борьбе от чахотки, другая покончила жизнь самоубийством, третьи провалились при проведении боевой операции.

Здесь необходимо обратить внимание на некоторые исторические факты, которые, по-видимому, не были известны Арцыбашеву в силу его антипартийной настроенности. Вся российская партийно-революционная деятельность начиналась с всевозможных кружков по изучению марксистской теории. Основоположниками таких кружков были выходцы из средних слоёв русской интеллигенции. Однако к 1905 году правящая верхушка социал-демократии повела дело на раскол этой партии. Появились, так называемые меньшевики и большевики, которые в большинстве в такой громадной стране, как Россия никогда не были. Большевики взяли курс опоры на пролетариат, как малограмотную, легко поддающуюся пропаганде, способную к жестким методам борьбы, часть российского общества. Повсеместно в местных партийных организациях проводилась политика вытеснения таких революционных деятелей как арцыбашевский Юрий Сварожич. Борьба внутри партии была жестокая и непримиримая, суть которой многие в провинциальных комитетах не понимали и не принимали. Всё это проходило и в момент подготовки революции 1905 года и в ходе её. Многие члены социал-демократии фракции большевиков покинули её, перешли в ряды меньшевиков, эсеров, анархистов. Вот где скрывалась одна из причин такого разочарования интеллигенции в революции 1905 года. Об этом в нашей художественной и исторической литературе до сегодняшнего дня не говорят открыто.

Об этом писал Арцыбашев в романе «Санин» и в последующих рассказах, посвященных проблемам революции.
Арцыбашев, освещал деятельность своих героев-революционеров, можно сказать, как сторонний наблюдатель.

Вересаев же изучал и знал революционную жизнь из первых рук. Настоящая фамилия Вересаева – Смидович. Одна из родственных ветвей Вересаева-Смидович была тесно связана с самим Ульяновым-Лениным.

Вересаев знал из первых рук все направления развития политической стратегии большевиков, поэтому у него главный герой-революционер – рабочий.
Вересаев и Арцыбашев отличались от других писателей честностью в описании происходящих общественных процессов, об этом они заявляли сами, об этом говорили их современники.

Людское общество многолико, а не однообразно, как нас приучали его воспринимать. Это общество и события, происходящие в нем, донесли до читателей современников и нас, как читателей будущего эти великие авторы. Но каждый со своих позиций.

Один из них – Арцыбашев, не принял революцию 1905 года, как и последующую, он видел иррациональную сторону революции и показывал её негативные стороны.
Вересаев – принял революцию, но продолжал писать правду о революции и революционерах. Доказательство тому – романы «В тупике» и «Сёстры».

В 20-х годах романы Вересаева и всё творчество Арцыбашева запретили к изданию. Они вернулись к читателю только в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ столетия.

Так откуда же появился этот загадочный Санин?
После прочтения многих произведений Арцыбашева, их анализа можно с уверенностью утверждать, что такие герои как Санин и Сварожич появились не случайно и ниоткуда. Эти герои порождение меняющейся экономической, политической и общественной жизни России, это герои, порожденные революционным движением, партийной дисциплиной и необузданной всё пожирающей классовой борьбой.

Не мог в такой обстановке затеряться в степях такой человек как Санин, он появился в условиях новой революции. Одним из первых заметил появление таких героев Александр Блок в поэме «Двенадцать». Леонид Андреев в своих статьях и рассказах, а дальше образовался целый литературный поток о переродившемся Санине в большевика.

Разве могли большевики оставить такого противника без внимания? Для них он навсегда остался порнографическим, антисоветским писателем эмигрантом, особенно после публикации такого футуристического предсказательного рассказа «Под Солнцем». Где Арцыбашев писал: «Восстал, наконец, могучий, охваченный энтузиазмом пролетариат всего мира. Ему нечего было терять, кроме своих цепей, а впереди перед ним лежал весь мир, переполненный богатствами, накопленными в течение столетий жадной и трудолюбивой буржуазией». Как это напоминает первые годы советской власти, и что мы видим каждый день по телевизору с Киевского майдана.

С годами к творчеству Арцыбашева стало меняться отношение и среди его бывших коллег. Со временем и Максим Горький изменил мнение к Арцыбашеву, но он уже не мог ничего сделать для восстановления его громкого, когда имени.
Меняются времена, меняются взгляды. Одно из таких мнений хотелось бы привести в этой статье. Зинаида Гиппиус в статье «По Арцыбашеву», опубликованной в 1925 году, пришла к выводу: «… Следует дать совет, добрый, хороший: живите не по Санину и, Боже сохрани, не по Горькому: живите по Арцыбашеву!»

Как жить? – каждый выбирает свой путь.

Но хотелось бы обратить внимание читателей ещё на одну сторону в творчество писателя Арцыбашева – это был великий лирик, поэт-пейзажист. Почти любая глава в романе «Санин», как и многие абзацы в рассказах начинались и заканчивались пейзажными зарисовками. Многие не любят читать о природе, но задумайтесь, ведь все времена нашей жизни свершаются во времена года. Разве можно не любить природу после таких слов: «Лес молчал, и светляки тихо светились в траве, и было тяжело дышать от счастливого, проникающего все тело, бесконечно сладкого напряжения».

ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОВЕСТИ

Санин - главный герой «Вешних вод»

Вначале, еще раз отметим, что и конфликт в повести, и подбор характерных эпизодов, и соотношение персонажей - всё подчиняется одной основной задаче Тургенева: анализу психологии дворянской интеллигенции в области личной, интимной жизни Батюто А.И. Тургенев-романист. - Л., 1972. - С. 270.. Читатель видит, как знакомятся, любят друг друга и потом расходятся главные герои, какое участие принимают в истории их любви другие персонажи.

Главный герой повести - Дмитрий Павлович Санин, в начале повести мы видим его уже 52-летним, вспоминающими свою молодость, свою любовь к девушке Джеме и свое несложившееся счастье.

Мы сразу очень многое узнаем о нем, автор рассказывает нам все без утайки: «Санину минул 22-й год, и он находился во Франкфурте, на возвратном пути из Италии в Россию. Человек он был с небольшим состоянием, но независимый, почти бессемейный. У него, по смерти отдаленного родственника, оказалось несколько тысяч рублей - и он решился прожить их за границею, перед поступлением на службу, перед окончательным возложением на себя того казенного хомута, без которого обеспеченное существование стало для него немыслимым». Тургенев И.С. Вешние воды. / Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Сочинения: в 12-ти т. - Т. 12 - М., 1986. - С. 96.

В первой части повести Тургенев показывает то лучшее, что было в характере Санина и что пленило в нём Джемму. В двух эпизодах (Санин помогает брату Джеммы, Эмилю, впавшему в глубокий обморок, а потом, защищая честь Джеммы, дерётся на дуэли с немецким офицером Дёнгофом) выясняются такие черты Санина, как благородство, прямота, смелость. Описывается автором внешность главного героя: «Во-первых, он был очень и очень недурен собою. Статный, стройный рост, приятные, немного расплывчатые черты, ласковые голубоватые глазки, золотистые волосы, белизна и румянец кожи - а главное: то простодушно веселое, доверчивое, откровенное, на первых порах несколько глуповатое выражение, по которому в прежние времена тотчас можно было признать детей степенных дворянских семей, «отецких» сыновей, хороших баричей, родившихся и утучненных в наших привольных полустепных краях; походочка с запинкой, голос с пришепеткой, улыбка, как у ребенка, чуть только взглянешь на него... наконец, свежесть, здоровье - и мягкость, мягкость, мягкость, - вот вам весь Санин. А во-вторых, он и глуп не был и понабрался кое-чего. Свежим он остался, несмотря на заграничную поездку: тревожные чувства, обуревавшие лучшую часть тогдашней молодежи, были ему мало известны» Тургенев И.С. Вешние воды. / Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Сочинения: в 12-ти т. - Т. 12 - М., 1986. - С. 110..

Особого внимания заслуживают своеобразные художественные средства, какими пользуется Тургенев для передачи интимных душевных переживаний. Обычно это - не характеристика автора, не высказывания героев о самих себе - по преимуществу это внешние проявления их мыслей и чувств: выражение лица, голос, поза, движения, манера пения, исполнение любимых музыкальных произведений, чтение любимых стихов. Например, сцена перед дуэлью Санина с офицером: «Раз только на него нашло раздумье: он наткнулся на молодую липу, сломанную, по всем вероятиям, вчерашним шквалом. Она положительно умирала... все листья на ней умирали. "Что это? предзнаменование?" - мелькнуло у него в голове; но он тотчас же засвистал, перескочил через ту самую липу, зашагал по дорожке» Тургенев И.С. Вешние воды. / Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Сочинения: в 12-ти т. - Т. 12 - М., 1986. - С. 125.. Здесь душевное состояние героя передано посредством пейзажа.

Естественно, герой повести не уникален в ряду других тургеневских персонажей подобного типа. Можно сопоставить «Вешние воды» например с романом «Дым», где исследователи отмечают близость сюжетных линий и образов: Ирины - Литвинова - Татьяны и Полозовой - Санина - Джеммы. Действительно, Тургенев в повести как будто изменил романный финал: Санин не находил в себе силы отказаться от роли раба, как было в случае с Литвиновым, и следовал всюду за Марьей Николаевной. Это изменение финала не было случайным и произвольным, а как раз определялось логикой жанра. Также жанр актуализировал преобладающие доминанты в развитии характеров героев. Санину, собственно как и Литвинову, даётся возможность «выстроить» себя: и он, внешне безвольный и бесхарактерный, удивляясь сам себе, вдруг начинает совершать поступки, жертвует собой ради другого - при встрече с Джеммой. Но повесть не довлеет этой донкихотской черте, в романе же она доминирует, как в случае с Литвиновым. В «бесхарактерном» Литвинове актуализируется как раз характер и внутренняя сила, реализующаяся в том числе в идее социального служения. А Санин оказывается полон сомнений и презрения к себе, он, подобно Гамлету, «человек чувственный и сластолюбивый» Батюто А.И. Тургенев-романист. - Л., 1972. - С. 272. - именно страстность гамлетовская и побеждает в нём. Он также сокрушён общим течением жизни, не в силах противостоять ему. Жизненное откровение Санина созвучно размышлениям героев многих повестей писателя. Суть его заключается в том, что счастье любви столь же трагически мгновенно, как и человеческая жизнь, однако она и есть единственный смысл и содержание этой жизни. Таким образом, герои романа и повести, изначально обнаруживающие единые свойства характера, в разных жанрах реализуют различные доминантные начала - либо донкихотское, либо гамлетовское. Амбивалентность качеств дополняется доминированием одного из них.

Также Санина можно соотнести с Энеем (с которым он сравнивается) - главным героем произведения «Энеида», повествующего о путешествии и возвращении странника на родину. У Тургенева присутствуют настойчивые и неоднократные отсылки к тексту «Энеиды» (гроза и пещера, в которой укрылись Дидона и Эней), т. е. к «римскому» сюжету. «Эней?» - шепчет Марья Николаевна у входа в караулку (то есть, пещеру). К ней ведет долгий лесной путь: «<…> тень леса накрыла их широко и мягко, и со всех сторон <…> дорожка <…> внезапно повернула в сторону и вдалась в довольно тесное ущелье. Запах вереска, смолы сосновой, промозглой, прошлогодней листвы так и сперся в нем - густо и дремотно. Из расселин бурых крупных камней било свежестью. По обеим сторонам дорожки высились круглые бугры, поросшие зеленым мохом <…> По верхушкам деревьев, по воздуху лесному, прокатилось глухое сотрясение <…> шел этот путь все вглубь, да вглубь леса <…> Наконец, сквозь темную зелень еловых кустов, из-под навеса серой скалы, глянула на него убогая караулка, с низкой дверью в плетеной стене…». Тургенев И.С. Вешние воды. / Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Сочинения: в 12-ти т. - Т. 12 - М., 1986. - С. 175.

Кроме того, с Энеем Санина сближает еще одно: Эней в поисках дороги домой попадает в объятия царицы Дидоны, забывает о своей жене и придается любви в объятиях соблазнительницы, то же самое происходит с Саниным: он забывает о своей любви к Джемме и поддается страсти роковой женщины Марьи Николаевны, которая заканчивается ничем.

Владимир Санин - советский писатель. Его книги пронизаны романтикой приключений и Библиография Санина включает более двадцати произведений, среди которых рассказы, повести, пьесы, киносценарии.

Биография (кратко)

Санин Владимир Маркович родился в 1928 году. Детские годы писатель отразил в повести «Когда я был мальчишкой». В этом произведении автор описал жизнь детей тридцатых годов прошлого века. Свое детство писатель никогда не считал светлым и безоблачным. Тем не менее об этом времени он вспоминал с огромной нежностью.

Владимир Санин окончил экономический факультет, работал на радио и телевидении. Тема путешествий, которая неизменно присутствует в его книгах, появилась неслучайно. Писатель неоднократно участвовал в экспедициях.

Санин Владимир Маркович ушел из жизни в 1989 году. Похоронен в Москве.

Творчество

Люди, о которых писал Владимир Санин, - представители героических профессий: полярники, моряки, пожарные. Большая часть книг этого автора посвящена Антарктиде и Арктике. Советский писатель изображал героев. Однако образ их не был шаблонным, плоским. Людей, имеющих слабости, но способных преодолеть их, описывал в своих повестях и рассказах Владимир Санин. Книги этого автора:

  1. «В ловушке».
  2. «Точка возврата».
  3. «Одержимый».
  4. «Белое проклятие».
  5. «Бенгальские огни».
  6. «Остров веселых Робинзонов».

Список этот не является полным. Владимир Санин также создал несколько драматургических произведений, сценариев и документальных сочинений.

В 1986 году в свет вышел роман «Большой пожар». В основу этого художественного произведения легло трагическое событие, которое случилось за девять лет до написания книги.

«Большой пожар»

В 1977 году произошло возгорание в здании гостиницы «Россия». В результате пожара погибло сорок два человека. Написать книгу об этом событии Санину предложили сотрудники пожарной охраны. Созданию романа предшествовало глубокое изучение особенностей трудовых дней представителей этой непростой профессии. «Большой пожар» - единственное отечественное художественное произведение, целиком посвященное теме пожарной охраны.

«Зов полярных широт»

Такое название имеет цикл рассказов и повестей о полярниках. Автор повествует о их взаимоотношениях, о поддержке, помощи, разочарованиях, потерях и, наконец, о борьбе за жизнь. Первая повесть - необыкновенная история о мужестве и героизме. В этом произведении автор рассказывает о подвиге людей, которые вынуждены, несмотря на мартовский арктический холод, довезти топливо до станции. Повесть называется «Семьдесят градусов ниже нуля». Книга была экранизирована в 1976 году.

В «Точке возврата» автор также показывает, как меняется поведение человека в критической ситуации. Но герои этой повести на протяжении почти всего повествования пребывают в ожидании. Несколько человек оказываются во льдах, в совершенно невыносимых условиях. Вынужденная посадка самолета приводит к тому, что они вынуждены выживать, надеяться, верить в себя. А главное - сохранять человечность и дисциплину.

«Остров веселых Робинзонов»

Литературный стиль этого писателя отличается лаконичностью, простотой, тонким юмором. Все это присутствует в повести «Остров веселых Робинзонов».

Герой произведения - редактор одной из газет. Он мечтает побывать в Международном лагере журналистов, но вопреки своим желаниям отправлен начальником в принудительный отпуск. Виной всему бессонница, создающая помятый и уставший вид. Начальник отправляет редактора в санаторий, где подчиненный сможет нормализовать здоровый сон. Здесь герой подвергается методу эксцентричного академика Бородина. Сопровождает редактора, страдающего хронической бессонницей, молодой врач - девушка с небесно-голубыми глазами.

Санаторий находится на острове на Валдае. Удивление главного героя и других пациентов, имеющих нарушения нервной деятельности (а среди них преобладали люди, занимающие весьма достойные должности), безгранично, когда они узнают, что стали «жертвами» нового терапевтического метода. В так называемой лечебнице отсутствуют элементарные удобства. На единении с природой и основан метод избавления от бессонницы.

Согласно отзывам читателей, повесть Владимира Санина пронизана положительными эмоциями и юмором. Она, подобна методу Бородина, способна излечить от депрессии и дурного настроения.

Герой романа русского писателя М.П.Арцыбашева «» (1907). Фигура С. имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим установкам С. Герой явился результатом развития ряда предшествующих ему образов: художник Молочаев («Жена», ок.1902), Иван Ланде («Смерть Ланде», 1904), Андреев и Коренев («Тени утра», 1905). В образе С. Арцыбашев выявил социальный тип - человека «новой нравственности», резко отвергающего идеал самопожертвования личности и служения общественному благу, главенствовавший в литературе до появления С. Герой - индивидуалист, жизнелюб и женолюб, моральный нигилист, следующий исключительно голосу своего желания, презирающий устои и общепризнанные нравственные нормы. Это человек, обладающий мощным потенциалом личности, являющийся окружающим как «сверхчеловек». Современники признали в С. «героя нашего времени». Такой герой вбирает в себя типические черты, отражающие проблемы, решения которых требует время. С этой точки зрения С. стоит в ряду с Печориным, Базаровым и Заратустрой (Ницше. «Так сказал Заратустра», 1884). Просветительство и революционный нигилизм Базарова, его желание трудиться сменились у С. отказом от какого бы то ни было труда и участия в жизни общества. Муки Печорина в процессе попыток найти место в жизни и ее цель сменились «талантом наслаждения жизнью». Проповедуя, С. не обнаруживает страстности Заратуст-ры, который ему «скучен». В отличие от предшественников С. ощущает слияние с «естественными» силами природы, плывя по течению событий. По определению Л.Ганчхофера, это «герой без ненависти, но без страдания».


Смотреть значение Санин в других словарях

Иосиф Волоцкий, В Миру Иосиф Санин — (1439-1515) – православный святой, настоятель Волоколамского монастыря. Активный сторонник идеи «Москвы-Третьего Рима» и укрепления царской власти. Борец с новгородской ересью «жидовствующих».
Политический словарь

Санин — Владимир Маркович (1928-89) - русский писатель. В прозе - интерес киспытаниям человека в трудных условиях, нравственно-психологическиепроблемы. Книги: "Наедине с Большой........
Большой энциклопедический словарь

Вассиан Санин — - родной брат Иосифа Волоколамского, архиепископ Ростовский, занимавший кафедру с 1506 г. Принимал большое участие в тяжбе Иосифа с новгородским архиепископом Серапионом........
Исторический словарь

Вассиан Санин — - родной брат преподобного Иосифа Волоколамского, архиепископ ростовский, бывший на кафедре в 1506 г. Он принимал большое участие в тяжбе Иосифа с новгородским архиепископом........

Иосиф Волоцкий (санин) — Иосиф Волоцкий (Санин) - знаменитый полемист, родился в 1439 или 1440 г., учился грамоте в Воздвиженском монастыре, около 1459 г. принял монашество в обители Пафнутия Боровского........
Исторический словарь

Санин — САНЬКИН САНАЕВ САНЕЕВ САНИЧКИН САНКИН САНКОВ САНОВ САНЬКОВ САНЮТИН САХНИН САХНОВ САХНОВСКИЙ САШЕНКОВ САШИН САШКИН САНЬКО САХНО САХОНЕНКО САШКОВ САШКО САХНЕВИЧ САШИХИН........
Словарь русских фамилий

Кано Санин — Б. - см. Санин Кано, Б.

Санин — - герой романа Арцыбашева (род. в 1878 г.) того же названия. Тип человека, ищущего в жизни только чувственных наслаждений и проповедующего, что "между человеком и счастьем........
Исторический словарь

Санин (наст. Фам. Шёнберг) Александр Акимович — (1869, Москва - 8.5.1956, Рим) режиссер, актер. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1887 встретился с К.Станиславским: играл в любительских........
Исторический словарь

Санин Кано — (Sanín Cano), Бальдомеро (27.VI.1861 - 1957) - писатель, публицист, гос. и обществ. деятель Колумбии. Род. в Рио-Негро (шт. Антиокия). Окончил высшую педагогич. школу в Антиокии. В 1905-07........
Советская историческая энциклопедия

Кормилицин (санин), Ал-др Вас. — совр.
Большая биографическая энциклопедия

Санин, Владимир Маркович — Род. 1928, ум. 1989. Писатель. Произведения: "Наедине с Большой Медведицей" (1963), "У земли на макушке" (1970), "Избранное" (1983) и др.
Большая биографическая энциклопедия

Санин, Иван — - калужский купец, депутат в Комиссии о сочинении проекта нового уложения. Ему передал 2-го июня 1768 г. на время свои депутатские полномочия депутат от г. Саранска Иван........
Большая биографическая энциклопедия

Иосиф Волоцкий (в Миру Иван Санин) — (1439/1440 - 9.09.1515, с. Язвище, Волоколамское княжество) - глава церковно-политического течения, сторонники к-рого получили название иосифляне. В историю рус. церкви он вошел........
Философский словарь

Герой романа Владимир Санин прожил долгое время вне семьи, вероятно, поэтому он легко овладевает нитями всех коллизий, которые замечает в родном доме и в знакомом городе. Сестра Санина, красавица Лида, «тонкое и обаятельное сплетение изящной нежности и ловкой силы», увлекается совсем недостойным её офицером Зарудиным. Некоторое время они даже встречаются к взаимному удовольствию с той небольшой разницей, что после свиданий у Зарудина ровное хорошее настроение, а у Лиды тоска и негодование на саму себя. Забеременев, она справедливо назовёт его «скотиной». Лида совсем не ждала от него предложения, но он не находит слов, чтобы успокоить девушку, для которой стал первым мужчиной, и у неё возникает желание покончить с собой. От необдуманного шага её спасает брат: «Умирать не стоит. Посмотри, как хорошо... Вон как солнце светит, как вода течёт. Вообрази, что после твоей смерти узнают, что ты умерла беременной: что тебе до того!.. Значит, ты умираешь не оттого, что беременна, а оттого, что боишься людей, боишься, что они не дадут тебе жить. Весь ужас твоего несчастья не в том, что оно несчастье, а в том, что ты ставишь его между собой и жизнью и думаешь, что за ним уже ничего нет. На самом деле жизнь остаётся такою, как и была...» Красноречивому Санину удаётся убедить влюблённого в Лиду молодого, но робкого Новикова жениться на ней. Он просит за неё у него прощения (ведь это только был «весенний флирт») и советует, не думая о самопожертвовании, отдаться до конца своей страсти: «Ты светел лицом, и всякий скажет, что ты святой, а потерять ровно ничего не потерял, у Лиды остались те же руки, те же ноги, та же страсть, та же жизнь... Приятно наслаждаться, зная, что делаешь святое дело!» Ума и деликатности в Новикове оказывается достаточно, и Лида соглашается выйти за него замуж.

Но тут оказывается, что и офицеру Зарудину знакомы угрызения совести. Он является в дом, где всегда был хорошо принят, но на этот раз его чуть было не выгоняют за дверь и вдогонку кричат, чтобы больше не возвращался. Зарудин чувствует себя оскорблённым и решает вызвать «главного обидчика» Санина на дуэль, но тот категорически отказывается стреляться («Я не хочу никого убивать и ещё больше не хочу быть убитым»). Встретившись в городе на бульваре, они в очередной раз выясняют отношения, и Санин укладывает Зарудина одним ударом кулака. Публичное оскорбление и ясное понимание того, что ему никто не сочувствует, заставляют щеголеватого офицера выстрелить себе в висок.

Параллельно любовной истории Лиды в тихом патриархальном городе развивается роман молодого революционера Юрия Сварожича и юной учительницы Зины Карсавиной. К стыду своему, он вдруг осознает, что любит женщину не до конца, что не способен отдаться могучему порыву страсти. Овладеть женщиной, потешиться и бросить её он не может, но жениться он тоже не может, поскольку боится мещанского счастья с женой, детьми и хозяйством. Вместо того чтобы порвать с Зиной, он кончает с собой. Перед смертью он штудирует Екклезиаст, и «ясная смерть вызывает в его душе беспредельную тяжёлую злобу».

Санин, поддавшись очарованию Зининой красоты и летней ночи, объясняется ей в любви. По-женски она счастлива, но её мучают угрызения совести по утраченной «чистой любви». Она не догадывается об истинной причине самоубийства Сварожича, её не убеждают слова Санина: «Человек - гармоничное сочетание тела и духа, пока оно не нарушено. Естественно, его нарушает только приближение смерти, но мы сами разрушаем его уродливым миросозерцанием... Мы заклеймили тела животностью, стали стыдиться их, облекли в унизительную форму и создали однобокое существование... Те из нас, которые слабы по существу, не замечают этого и влачат жизнь в цепях, но те, которые слабы только вследствие связавшего их ложного взгляда на жизнь и самих себя, те - мученики: смятая сила рвётся вон, тело просит радости и мучает их самих. Всю жизнь они бродят среди раздвоений, хватаются за каждую соломинку в сфере новых нравственных идеалов и в конце концов боятся жить, тоскуют, боятся чувствовать...»

Смелые мысли Санина пугают местную интеллигенцию, учителей, врачей, студентов и офицеров, особенно когда Владимир говорит, что Сварожич «жил глупо, мучал себя по пустякам и умер дурацкой смертью». Его мысли «нового человека» или даже сверхчеловека разлиты по всей книге, во всех диалогах, в разговорах с сестрой, матерью, многочисленными персонажами. Его возмущает христианство в той форме, которая открылась человеку начала XX в. «По-моему, христианство сыграло в жизни печальную роль... В то время, когда человечеству становилось уже совсем невмоготу и уже немногого не хватало, чтобы все униженные и обездоленные взялись за ум и одним ударом опрокинули невозможно тяжёлый и несправедливый порядок вещей, просто уничтожив все, что жило чужою кровью, как раз в это время явилось тихое, смиренно мудрое, многообещающее христианство. Оно осудило борьбу, обещало внутреннее блаженство, навеяло сладкий сон, дало религию непротивления злу насилием и, выражаясь коротко, выпустило пар!.. На человеческую личность, слишком неукротимую, чтобы стать рабом, надело христианство покаянную хламиду и скрыло под ней все краски человеческого духа... Оно обмануло сильных, которые могли бы сейчас, сегодня же, взять в руки своё счастье, и центр тяжести их жизни перенесло в будущее, в мечту о несуществующем, о том, что никто из них не увидит...» Санин - революционер ницшеанско-дионисийского толка - нарисован автором книги как лицо весьма симпатичное и привлекательное. Для современного слуха он ни циничен, ни груб, однако российская провинция, застоявшееся болото косности и идеализма, его отторгает.