Энциклопедический словарь под ред а. Энциклопедический словарь. Энциклопедии в России

Москва

Москва – первопрестольная столица России.

Первое летописное слово о М. относится к 1147 г., когда суздальский князь Юрий Долгорукий в этой своей вотчинной усадьбе давал сильный обед-пир своему союзнику и другу северскому князю Святославу Ольговичу («Приди ко мне брате в М.»). Однако, начало поселения на этом месте относится к более далеким временам и засвидетельствовано находками курганных вещей в самом Кремле и арабских монет половины IX в. вблизи Кремля, на месте храма Спасителя. Древнейшее поселение должно было возникнуть здесь еще в те времена, когда впервые начались торговые и промысловые сношения между севером и югом русской равнины. Моск. место лежало на перепутье от балтийской Двины и Немана, а также от верхнего Днепра к болгарской Волге и к Дону. Прямая дорога от Балтийского запада к Волге направлялась долинами рек М. и Клязьмы – и вот здесь, на перевале из М.-реки в Клязьму, по рекам Восходне и Яузе, и основалось поселение первоначальной М. По-видимому, в первое время М. хотела основаться у р. Восходни, где рассеяны многочисленные памятники древнего жительства – курганы. Когда в суздальской области Андрей Боголюбский основал княжество Владимирское, то моск. княжеская усадьба тотчас же построилась городом (в 1156 г.), т.е. была обнесена крепкими деревянными стенами и населена отрядом княжеской дружины, несомненно с целями защиты Владимирского княжества от западных соседей. М., таким образом, явилась передовым пригородом Владимира, этой новой столицы Суздальской земли. Видимо, что небольшой городок М. и в то время уже богател и приобретал значение в междукняжеских отношениях, так что с небольшим через 50 лет после его постройки явилась со стороны князей попытка основаться в нем особым княжеством. В 1213 г. в нем засел было на княжение брат вел. кн. Юрия Всеволодовича, Владимир, но был вскоре выпровожен на княжение в южный Переяславль. В татарское Батыево нашествие 1238 г. М. разграблена и сожжена, причем упомянуты «церкви, монастыри, села». В городе в то время находился малолетний сын вел. кн. Юрия Всеволодовича, Владимир, с воеводою – а это служит указанием, что в М. тогда существовал особый княжеский стол. По смерти вел. кн. Ярослава Всеволодовича (1246 г.), по его разделу городов Суздальского княжества между сыновьями, М. досталась его сыну Михаилу, прозванием Храброму. В 1249 г. он был убит в битве с Литвою на р. Поротве, т.е. на границе своего Моск. княжества. Кому после него досталась М. – неизвестно. По всему вероятию, она оставалась во владении вел. князя и с великим княжением в 1252 г. перешла к Александру Невскому. Последний перед своей кончиною посадил княжить в М. своего младшего сына, двухлетнего Даниила Александровича, который в начале состоял под опекою тверского князя Ярослава Ярославича. По смерти Ярослава в 1271 г., десятилетний моск. князь Даниил стал княжить самостоятельно и независимо ни от какой опеки. Отсюда и началось вотчинное княжение Московское. Даниил мирно прокняжил в М. 33 года. Он умер в 1303 г., оставив после себя пятерых сыновей, из которых старшим был знаменитый Юрий, а четвертым – еще более знаменитый Иван Калита. Моск. вотчина в последний год жизни Даниила значительно увеличилась присоединением к ней Переяславля, по духовному завещанию переяславского князя-вотчинника, племянника Даниила, Ивана Дмитриевича. Из-за этой вотчины и прежде были большие споры между князьями, а теперь остался очень недовольным тверской князь Михаил, старавшийся захватить Переяславль к своему княжеству. Отсюда и начинается раздор между Тверью и М.; не по вине М., но по насилию Твери. Переяславцы тянули к М.; когда умер Даниил, они схватились за его сына Юрия и не выпустили его даже на похороны отца. Новгородцы, недовольные Тверью, также выставили против ее надежного борца, моск. Юрия Данииловича, самого энергичного и деятельного из всех тогдашних низовых князей. Михаил тверской был позван в Орду на суд и там выдан головою моск. Юрию и казнен. Юрий получил ярлык на великое княжение и тем самым возвеличил свой небольшой город до значения великокняжеской столицы, проложив путь на великое княжение своему брату Ивану Калите. По смерти Юрия, великое княжение было отдано сыну тверского князя, Александру Михайловичу. Избиение в Твери татар, с их воеводою Щелканом, сделало Тверь, в глазах Орды, дерзким бунтовщиком, которого следовало наказать потатарски. На всю Русь надвигалась страшная гроза; хан высылал 50 тысяч войска. Опасаясь за себя, как и за всю землю, московский Иван поспешил в Орду и наклонил неизбежный удар исключительно только на Тверское княжество. Великокняжеский стол был отдан московскому Ивану. За благочестие этого князя полюбил его и митрополит Петр и поселился, под его охраною, в М. Это было важнейшее приобретение для небольшого города М. С этого времени Москва стала престольным городом духовной власти, средоточием церковных религиозных нужд для всего народа. Она привлекла к себе боярские дружины, а потом гостей сурожан (сурожский и кадинский итальянский торг) и суконников (зап.-европейский торг), поселение которых в городе было столько же важно для его развития, как и поселение боярских дружин. С того времени (с половины XIV стол.) М. становится средоточием всенародного торга. Еще с конца XIII ст., когда южным приморским торгом овладели генуэзцы и основали большой торг в устье Дона (в Тане), направление торговых путей в русской равнине совсем изменилось. Древний Корсун совсем упал, а за ним и Киев. Движение торга переместилось с Днепра на Дон, куда от торгового новгородского севера путь шел через М. Вот почему в М. на жительстве появились и итальянцы, в лице, напр., колокольного мастера, родом римлянина, а затем и гостей сурожан, основавших в городе свой сурожский торговый ряд. Спустя 50 лет от утверждения за М. великого княжения, М., при помощи всего потянувшего к ней земства, на Куликовом поле дает могущественный отпор татарскому владычеству и тем приобретает еще больше значения и силы в народных умах. Проходит еще 50 лет – и имя М. разносится с большим почетом и на западе Европы, в особенности у вост. христиан, увидевших в ней непоколебимую защитницу православия и после падения второго Рима заговоривших о ней как о могущественном третьем Риме, способном крепко охранять вост. христианство. Проходят новые 50 лет – и Москва является уже величавым, блистательным государством, причем очень грозные некогда татарские цепи спадают сами собою; падают независимые области – Тверь, Вятка; падает и Великий Новгород. Именем М. стала прозываться и вся русская земля, пришедшая с этим именем и на европейское политическое торжище. Вот почему и в народном сознании М. приобрела значение родной матери: М. всем городам мать, говорит поговорка.

Местоположение г. Москвы разнообразно и живописно; иноземцы еще в XVI и XVII ст. приходили от нее в восторг и сравнивали М. с Иерусалимом, т.е. с идеальным образцом красивого города. Московские холмы и горы подавали повод рассуждать о семи холмах, на которых, будто бы, расположен город и сближать топографию М. с далеким Царьградом и далеким Римом. Однако, в сущности, город расположен на ровной местности, изрытой только потоками рек и речек, сопровождаемых или высокими гористыми, или низменными луговыми берегами и более или менее широкими долинами. Средоточие Москвы – Кремль – представляется горою только в отношении к дуговой низине Замоскворечья и т.п. Ровная местность города бежит к Кремлю с С от Дмитровской и Троицкой дорог (от Бутырской и Троицкой застав). Оттуда же с С, от боровой лесистой местности, в Москву-реку текут и ее притоки: посредине скрытая теперь под сводами Неглинная, на В от ее Яуза – и на З – Пресня. Эти потоки и распределяют в городе упомянутые взгорья и низины-долины. Главная, так сказать, становая ровная площадь направляется от Крестовской Троицкой заставы, сначала по течению рч. Напрудной (Самотека), а потом по Неглинной, проходит Мещанскими улицами сквозь Сухареву башню, идет по Сретенке и Лубянке (древним Кучковым полем) и вступает между Никольскими (Владимирскими) и Ильинскими воротами в Китай-город, а между Спасскими и Никольскими воротами – в Кремль, в котором, поворачивая немного к ЮЗ, образует, при впадении в Москву-р. Неглинной, Боровицкий мыс, крутой, некогда острый рог, серединную точку М. и древнейшее ее городище. Таким образом северный отдел города представляет самую возвышенную его часть, высшая точка которой (751/2 саж. над уровнем Балтийского моря и 24 саж. над уровнем реки Москвы) в черте городского вала, лежит у Бутырской заставы. Постепенно понижаясь эта высота в сев. части Кремля падает до 16 саж., а в южной его части, на краю срытой горы равняется 13 саж. Древняя топография города имела иной вид и представляла больше живописности, чем теперь, когда под булыжною мостовою везде исчезли сохраняемые только в именах церковных урочищ поля, полянки и всполья, пески, грязи и глинища, мхи, ольхи, даже дебри или дерби, кулижки, т.е. болотные места и самые болота, кочки, лужники, вражки-овраги, ендовы-рвы, горки, могилицы и т.п., а также боры и великое множество садов и прудов. Все это придавало древней М. тип чисто сельский, деревенский; на самом деле во всем своем составе она представляла совокупность сел и деревень, раскинутых не только по окраинам, но и в пределах городских валов и стен. Разнообразие местоположения и особая красота многих частей города зависит главн. образом от М.-р. Она подходит к городу с зап. стороны и в самом городе делает два извива, переменяя в трех местах нагорную сторону на широкие низины. Вступая в город при урочище Трех Гор, она быстро поворачивает от Дорогомилова (ныне Бородинского) моста прямо на Ю, образуя высокий гористый берег по левой стороне своего течения, который при устье реки Сетуна, у Девичьего монастыря, упадает в дуговую местность Девичьего поля. Отсюда, с поворотом течения на Восток, высокий нагорный берег переходит на правую сторону, образуя знаменитые Воробьевы горы. Далее, с поворотом течения к С, нагорный берег правой стороны, постепенно понижаясь, оканчивается близ Крымского брода (ныне моста) и переходит опять на левую сторону, оставляя на правой стороне широкую дуговую низину Замоскворечья. Левою стороною нагорный берег постепенно возвышается до Кремлевской горы, откуда, с поворотом течения на Ю, устроив не малую луговину при устье Яузы (воспитательный дом), продолжает гористые возвышения, крутицы, по Заяузью до выхода реки из города, с поворотом к З, у Данилова м-ря, после чего течение реки направляется уже на Ю и В. Вся местность, на которой расположен обширный город, представляла с древнего времени столько выгодных для поселения условий, что постоянно привлекала со всех сторон новых поселенцев, крепко державшихся за свои гнезда, несмотря на великие бедствия и опустошения от татар и от пожаров. После каждого из таких бедствий население быстро скучивалось и вновь обстроивалось. Один из иностранных путешественников, Павел Иовий, еще в первой четверти XVI стол., отмечая выгодное положение города, писал следующее: «М., по выгодному положению своему преимущественно перед всеми другими городами, заслуживает быть столицею ибо мудрым основателем своим построена в самой населенной стране в средине государства, ограждена реками, креплена замком и, по мнению многих, никогда не потеряет первенства свого». Первоначально город иди вернее, городок Москва занимал в своих стенах не очень широкое пространство, по всему вероятию только одну треть теперешнего Кремля. Он был расположен на высоком крутом берегу Москвы-реки, при впадении в нее речки Неглинной, у теперешних Боровицких ворот Кремля, название которых свидетельствует, что здесь существовал сплошной бор. Это подтверждает также и древний храм Спаса, что на Бору, построенный возле княжеского двора. По-видимому, город стал застраиваться и распространяться со времени поселения в нем митрополита Петра, жившего вначале близко Боровицких ворот, у церкви Рождества Иоанна Предтечи, а потом перешедшего на новое место, где, на городской площади, заложил в 1326 г. первую соборную каменную церковь во имя Успения Богородицы (ныне Успенский собор). С вероятностью можно полагать, что это место было серединою тогдашнего города. Усердным строителем и устроителем города явился вел. кн. Иван Данилович Калита. Кроме собора, он построил еще несколько каменных же церквей: в 1329 г. црк. во имя Иоанна Лествичника (ныне Иван Великий); в 1330 г. црк. монастырскую Спаса на Бору; в 1332 г. црк. Михаила Архангела (ныне Архангельский соб.). В 1339 г. он укрепил город дубовыми стенами, окружность которых с западной и южной стороны проходила по высоким берегам Неглинной и М.-реки, а ж В простиралась не дальше стен теперешнего Вознесенского монастыря, у которых находился (как оказалось при раскопках) глубокий ров, уходивший к М.-реке, возле воздвигаемого ныне памятника имп. Александру II. Сын Калиты, Симеон Гордый, продолжал дело отца. Все построенные упомянутые церкви он украсил (1344-1346) стенным иконописанием; которое исполняли художники-греки, вызванные в М. новым митрополитом, греком Феогностом, а также их ученики, русские мастера. Иконописная школа в М. впоследствии так прославилась, что работы ее учеников (Андрея Рублева и др.) и в половине XVI ст. ставились в образец художественного иконного письма. Вместе с тем было положено начало и колокольному литью, мастером которого был некто Бориско, происхождением, по преданию, римлянин, в 1346 г. сливший три колокола больших и два малых. Если это был на самом деле римлянин, то его пребывание в М. может служит свидетельством, что в то время уже существовала в городе хотя бы и небольшая колония итальянцев, вместе с Феогностовыми греками полагавших начало развитию в городе необходимых для церкви художеств. Это объясняет также, почему в конце XV ст. М. переполнилась итальянскими художниками.

Кроме Кремля или Кремника, как он обозначается уже в 1331 г., в состав города входили Посад и Заречье. Под именем посада в собственном смысле разумелось первичное поселение Китай-города, которое вначале гнездилось у торгового пристанища на низменном берегу М.-реки, под горою самого Кремля и ниже по течению реки, где теперешний Москворецкий мост и Зарядье. Здесь доселе стоит црк. Никола Мокрый, что обозначает не мокрую болотистую местность, а посвящение храма во имя св. Николая, покровителя плавающих (во многих старых городах, в Ярославле, во Владимире и др. существуют также храмы Николы Мокрого, стоящие на берегу реки, у пристанища плавающих). Вдоль пристанища по течению реки, мимо Николы Мокрого, проходила Великая улица, от которой, по направлению с низины в гору, параллельно стенам Кремля, расположились рядами или улицами торговые места и давки, впоследствии образовавшие обширное моск. торжище или Торг (позже Китайгород). «Трудно вообразить», говорит очевидец (Маскевич) начала XVII ст., «какое множество там лавок, коих считается до 40 тыс.; какой везде порядок, ибо для каждого рода товаров, для каждого ремесла, самого ничтожного, существует особый ряд лавок». С того же времени мало-помалу заселялся против Пристанища и другой берег реки, Замоскворечье. Остальное пространство теперешнего города было занято слободами и селами княжескими, боярскими, монастырскими. Вокруг Кремля-города, на возвышенностях Занеглименья, с первых времен М. стояли упоминаемые еще в Батыево нашествие, монастыри, расположенные у больших дорог, превратившихся потом в большие улицы. Монастыри, частью упраздненные – Воздвиженский, Никитский, Воскресенский, Георгиевский, в Китае Старый Никольский, Ильинский – окружали Кремль как бы венцом, находясь почти в равном расстоянии от него. Такое расположение древних обителей показывало, что по всем дорогам к Кремлю происходило значительное передвижение населения, от благочестия которого монастыри и получали свое пропитание. Первоначальные, может быть сосновые стены города были неприступны еще и до постройки Калитою дубовых стен. В первые годы XIV ст. тверской князь два раза подходил к этим стенам и не мог их взять. Дубовые стены, построенные после 10-летней земной тишины и покоя, обозначили, что М. достаточно окрепла в своей великокняжеской силе. Когда Дмитрий Донской начинает приводить других князей под свою волю, и эта политика угрожает опасностью со стороны Твери и Орды, город, вместе прежних дубовых, строит стены белокаменные; начинается история Каменной М. Иван III как бы оканчивает дело своего родоначальника Ивана Калиты и употребляет все средства и необычайную горячность, чтобы устроить и перестроить город на славу. Целые 25 лет и больше происходили беспрерывные строительные работы, начатые с постройки, как было и при Калите, Успенского собора, но в более обширных размерах (1471-78). Затем следовала постройка стен, башен, ворот, государева дворца, а также других соборов и церквей, сооружение которых продолжалось и при Василии Ивановиче. Государев-город или Город-государь всей земли в это время становился еще более сильным средоточием народной жизни, привлекавшим к себе население со всех концов Руси, в особенности для торговли, промышленности и всякого рода службы государю и государству, Первичный посад города в это время становится уже Великим посадом, так именуясь в отличие от распространившихся в других частях местности малых посадов. Исполненный торга и промысла, а следовательно и большого богатства обитателей, он требует также каменной защиты и в 1535-38 гг. обносится кирпичною стеною отчего прозывается Красною стеною и вместе с тем Китай-городом. В свою очередь и малые посады, и слободы быстро накопляют население и широко застраиваются хотя и деревянными, но многочисленными домами, потребовавшими также городской ограды. Сначала она насыпается земляным валом, почему город и зовется Земляным, а потом, в 1586-93 гг., также выстраивается из белого камня: отсюда прозвание Белого города и Белого царева-города – царева, быть может, потому, что здесь поселялось по преимуществу служилое дворянское сословие. В то же время (1591-92) и все подгородные посады, слободы и села обносятся деревянными стенами, с башнями и воротами, очень красивыми по отзыву очевидцев. Этот Деревянный город (ныне Земляной вал) прозывался иначе Скородомом или Скородумом, или от скорой постройки домов, простых изб, или от скоро задуманной постройки самых стен, что вероятнее, так как их постройка была исполнена с поспешностью для защиты окраин города, в виду ожидавшегося нашествия крымского хана Эти стены вполне закончили городское очертание древней М. Деревянные стены в московскую разруху, во время смуты, сгорели. Царь Михаил в 1637-40 гг. по их черте насыпал земляной вал, прозванный Земляным городом и укрепленный острогом, т.е. бревенчатою стеною вроде тына. Иноземцы в XVI и XVII ст. о пространстве города судили различно. Англичанам М. казалась величиною с Лондон (1553), а Флетчер (1558) говорит, что она даже больше Лондона. Иные (1517) сказывали, что она вдвое больше Флоренции и Богемской Праги; другие (Маржерет) предполагали, что деревянные стены М. длиннее парижских. Более точные показания определяли окружность города в 15 в., что почти совпадало с действительною мерою, которую теперь считают в 141/2 в. Во второй половине XVII ст. Мейерберг, вероятно по словам самих москвичей, насчитывал в окружности М. 38 в., несомненно включая сюда и все лежавшие за чертою Земляного города слободы и села, что опять приближалось к действительной мере: в теперешней черте так наз. КамерКоллежского вала считается около 35 в. По измерениям, произведенным в 1701 году, когда все стены и валы были еще целы, окружность Кремля составляла слишком 1055 саж., окружность стен Китая – 1205 саж., окружность Белого города – 4463 саж. слишком, окружность Земляного вала – 7026 сажен; общая длина всех ограждений составляла 13781 сажен. Нынешнее измерение, по линиям бывших и существующих стен, не совпадает с приведенными показаниями. Вокруг Кремля теперь считают 21/4 вер., вокруг бывшего Белого города, по черте бульваров – только 63/4 в. Эта убыль происходит от того, что стены Белого города направлялись не по одной черте теперешних бульваров, но простирались, напр., и по берегу М.-р., от Пречистенских ворот до Кремля. В черте Земляного города, ныне Садовой, городское пространство имеет совсем круглую форму. В черте Камер-Коллежского вала оно представляет несколько ромбическую фигуру, самое большое протяжение которой направляется от ЮЗ к СВ, от Девичьего монастыря до церкви Петра и Павла в Преображенском, на 111/2 в. и 131/2 в., если счет вести от застав. Поперечное протяжение ромба направляется от СЗ к ЮВ, от Бутырской заставы до Симонова монастыря, и составляет около 91/2 в. В самом узком месте, между Дорогомиловскою и Покровскою заставами, длина М. составляет более 61/2 в. От средины Кремля (Иван Великий) до самой дальней заставы, Преображенской – 71/2 вер., до самой близкой, Тверской – 31/2 вер. В городе числится 197 улиц, 600 переулков, в том числе 39 тупиков, и 230 разных мелких проездов, что все вместе составляет протяжение слишком в 379 вер. Улицы идут главным образом от центра к окружности города, а переулки, соединяя улицы, направляются по окружности; план города представляет своего рода паутину, в которой отыскивание дома значительно облегчается только приходскими церквами; без указания прихода иногда очень затруднительно находит обывателя. Река-М., в пределах городского вала, протекает 161/2 в., а вместе с местностями, находящимися за валом (у Воробьевых гор) – около 20 в., с падением в черте города около 2 саж.

О первоначальной населенности гор. можно судить по известиям о пожарах, которые опустошали М. чуть не каждый 5-10 лет. Очень частые пожары происходили именно в те годы, когда в М. замечалось особо деятельная политическая жизнь. При Иване Калите в течение 15 лет случилось четыре больших пожара, чему удивлялся летописец. Часты и сильны были пожары и при Иване III, во время перестройки Кремля. Видимо, что обиженные и озлобленные люди выжигали ненавистную им М. Летописцы в этих случаях упоминают большею частью только сгоревших церквах. Во второй пожар при Калите, в 1337 г., в М. сгорело 18 церквей; в 1343 г., на третий год по смерти Калиты, сгорело 28 церквей. В 1354 г. в одном Кремле сгорело 13 црк. По числу церквей можно приблизительно судить и о числе дворов, и о числе жителей. В нашествие Тохтамыша (1382 г.), после пожара и разгрома, было похоронено 24 тыс. трупов. Через восемь лет после этого бедствия «на Посаде неколико тысяч дворов» сгорело, а затем еще через пять лет на том же Посаде опять сгорело несколько тысяч дворов". Иностранные писатели XVI и XVII ст. упоминают о сорока тысячах дворов, конечно основываясь на показаниях самих москвичей; но цифра 40 вообще имела как бы поговорочный смысл и потому не может быть принята за вероятную. Именем двора обозначались, притом, предметы весьма различные по объему. Двор посадский, состоявший из крестьянской избы со службами и помещавшийся на 25 кв. саж., и двор боярский со многими различными строениями, раскинутыми на 500-1000 и более кв. саж. – входили по имени в один разряд. Первые вполне точные цифры о количестве московских дворов относятся к 1701 г.; в Москве оказалось тогда всего 16358 (обывательских) дворов: в Кремле – 43 двора (кроме дворцовых), в Китае – 272, в целом городе – 2532, в Земляном городе – 7394, за Земляным – 6117. В круглых цифрах, духовенству принадлежало 1375 дворов, дворянству разных наименований 4500, дворцовым служащим 500, дьячеству 1400, богатым купцам-гостям 324, посадским слишком 6200, разных наименований ремесленникам и мастерам 460, военн. сословию 570, иноземцам 130, крепостным 670, городовым служителям 160, нищим 2. Довольно точные сведения не только о числе дворов, но и о числе квартир относятся к 1754-1765 гг., причем это число более или менее значительно изменялось даже помесячно. Так, в 1764 г., в январе состояло дворов 13184 и в них покоев (комнат или квартир?) 31231; в июле того же года числилось дворов 13181, покоев 31317; в августе дворов 12431, покоев 31379, в декабре дворов 12477, покоев 32255. Такое быстрое изменение цифр происходило больше всего по случаю пожаров, а частью и от разбора обветшавших строений и постройки новых. Основной характер старой московской жизни заключался в том, чтобы каждому двору жить независимым особняком, иметь все свое – и сад, и огород, и пруд, а следов., и баню. Уже после всяких реформ, в половине XVIII ст., в М. существовали еще 1491 баня на частных дворах, в том числе в самом Кремле – восемь, в Китае – 31. В 1770 г. перед моровою язвою обывательских дворов состояло 12538; в 1780 г. их числилось только 8884, а покоев – 35364. В 1784 г. число домов уменьшилось до 8426, а число покоев увеличилось до 50424. Это показывает, что со второй половины XVIII ст. М. стала перестраиваться в новом направлении: вместо малых домов, в роде крестьянских изб, теперь началась постройка больших зданий и домов поместительных, именно для зажиточных дворянских семейств, так как в это время М. все более и более становилась столицею российского дворянства. Перед нашествием неприятеля в 1812 г. обывательских домов числилось 8771, казенных и общественных зданий 387. В Московский пожар (1812) сгорело первых 6341, вторых 191. Всех домов до нашествия было каменных 2567, деревянных 6591.

Каменные жилые здания впервые начал строить в М. митрополит Иона, заложивший на своем дворе полату в 1450 г. В 1473 г. митрополит Геронтий поставил у того же двора ворота кирпичные, в 1474 г. – другую полату, тоже кирпичную, на белокаменных подклетах. Из светских лиц раньше всего начали строить себе каменные жилища гости-купцы; первым выстроил себе, в 1470 г., кирпичные палаты некто Таракан, у Спасских ворот, у городовой стены. Потом такие же полаты стали строить и бояре. В 1485 г. выстроил себе кирпичную полату и ворота на своем дворе Дм. Вл. Ховрин, в 1486 г. построил себе кирпичные полаты его старший брат Иван Голова-Ховрин, а также и Вас. Фед. Образец-Хабаров. Наконец, и сам государь порешил выстроить себе дворец, тоже кирпичный, на белокаменном основании; постройка его началась с 1492 г., но большие приемные полаты дворца сооружались еще прежде, в 1489-1491 гг. Казалось бы, что с этого времени каменные, или, как их стали называть, полатные постройки должны были распространиться по городу в значительной степени; но это дело подвигалось очень туго и деревянное коснение охватывало весь город по прежнему. По-видимому, каменные здания представлялись москвичам чем то в роде тюрем. Доморощенные строители, недалекие в познаниях и опытности по этой части, сооружали толстые стены, тяжелые своды, иногда с железными связями, и такое помещение походило больше на тюрьму или на погреб, чем на жилье. Поэтому москвичи если и строили подобные полаты, то с одною только целью – чтобы на каменном основании выстроить более высокие деревянные хоромы, употребляя это основание, как подклетный этаж, для разных служебных помещений своего хозяйства. Так поступали и в государевом дворце. Не только в XVI, но даже и в XVII ст. подобных каменных подать едва ли можно было насчитать в М. сотнюдругую. Мостовые, да и то только по большим улицам, были бревенчатые или из байдашных досок, весьма способствовавшие распространению пожаров. Только к концу ХVII ст. стала распространяться мысль, что городу необходимо строиться из кирпича. В октябре 1681 г. последовал государев указ, повелевавший безопаснее устраивать на полатном строении кровли, а по большим улицам и у городовых стен Китая и Белого города вместо погоревших хоромы строить неотменно каменные, причем разрешено кирпич отпускать из казны по полтора рубля за 1000, с рассрочкою уплаты на 10 лет. Кому не в мочь было строить каменное, тем повелено по улицам строить стенки каменные, род брантмауров. В сентябре 1685 г. этот указ был повторен, со строгим приказанием на полатном каменном строении «деревянного хоромного строения отнюдь никому не делать, а кто сделает какие хоромы или чердаки (терема) высокие, и у тех то строение велеть сломать». Тот же указ присовокуплял любопытную заметку: «у которых дворы ныне погорели и они б на дворах своих делали каменное строение безо всякого переводу (остановки), не опасаясь за то ничьих переговоров и попреку». Стало быть общее мнение почему-то осуждало такие постройки. Однако, указы, по московскому обыкновению, не исполнялись, главным образом по той причине, что не существовало никакой правильной административной организации по этому предмету. Решительные и крутые меры со стороны Петра также не привели к желанной цели, потому что в то же время начал сооружаться новый столичный город С.-Петербург. Для того, чтобы Петербург не встречал недостатка в мастерах каменного дела и простых каменщиках, в 1714 г. последовало строгое запрещение строить каменные дома и всякое каменное строение не только в Москве, но и во всем государстве, что продолжалось до 1728 г. Деревянная, деревенская М. по прежнему осталась в своем характере. По прежнему хоромы ее богатых людей удалялись от улиц в глубину широких дворов, выступая на улицу и даже на средину улицы только своими служебными постройками, в роде конюшен, сараев, погребов и т.п. Петр строго повелевал строиться линейно по направлению улицы, как строились в других европейских государствах; но переделать одряхлевший город на новый европейский лад не было никакой возможности. Еще в 1763 г., спустя слишком полстолетия после Петровских забот и хлопот, правительство отзывалось о М., что «по древности строения своего она и по ныне в надлежащий порядок не пришла и от того беспорядочного и тесного деревянного строения, от частых пожаров в большее разорение живущих вводит». Только «пожар 12 года способствовал ей много к украшенью» и к более основательному порядку. Архитектурная самобытность старой М. мало-помалу стала исчезать со времени Петровских преобразований: начались бесконечные, иногда не совсем разумные заимствования строительных образцов у Западной Европы, сначала у голландцев, потом у французов и итальянцев. Многому научил русских строителей известный архитектор Растрелли. Время имп. Александра I отличалось раболепным употреблением колонн в фасаде даже у малых деревянных зданий. При имп. Александре II, среди замечательного разнообразия архитектурных мотивов и стилей, явилась наклонность и к воспроизведению форм древнерусского зодчества, что с заметным успехом происходит и в настоящее время, и есть уже памятники (напр. верхние торговые ряды), заслуживающие особого внимания по талантливому сочетанию старинных форм. В каменных постройках прежняя М. не любила высоких зданий и выше третьего этажа не строилась; но в последние десятилетия появившийся на сцену капитал двинул эту высоту на 5 и даже на 6 этажей и постройкою громадных и нескладных Кокоревских корпусов обезобразил прекрасный вид из Кремля на Замоскворечье. Сохраняя в своем строительном устройстве черты глубокой русской древности, старая М. и в личном составе своего населения являлась таким же памятником далекой старины. Известно, что древний русский город строился главным образом для дружины и самою дружиною, как скоро она собиралась на удобном или безопасном месте для защиты своего княжества и своих волостей. Очень вероятно, что первыми боярами-дружинниками в М. были известные убийством Андрея Боголюбского Кучковичи; в то время М. прозывалась также и Кучковым. Один из Кучковичей назван прямо местным именем Кучковитин, следовательно обозначен жителем Кучкова – М., как и московитин. Можно сказать, что первые московские князья в течение целого столетия (1328-1428) держались на руках дружины, что московское крепкое единение создавалось и устраивалось по преимуществу заботами и трудами московской дружины. Когда исчезла политическая роль дружины, не могла исчезнуть ее бытовая роль, а потому город М. чуть не до наших дней в своем населении сохранял тип города дворянского. Не даром Карамзин почитал М. столицею российского дворянства. Из своих близких и далеких поместий оно обыкновенно съезжалось сюда на зиму в великом множестве, кто за делом, а больше всего для развлечений. Население города доходило зимою, как говорили современники, до 500 или 600 тыс., вместо летнего числа около 300 тыс. Каждый помещик имел свой двор, числом иногда более тысячи человек. Один из первых дружинников М., Родион Несторович, родоначальник Квашниных, переселяясь в М. к Ивану Калите, привел с собою 1700 чел. Обычай держать около себя многочисленную дворню сохранялся чуть не до половины настоящего столетия. В эпоху цветущего дворянского житья (1790-ые и 1800-ые гг.) крепостного люда в М. бывало столько, что каждый третий человек из обывателей был дворовый, а с крестьянами из троих обывателей двое оказывались крепостными. До 1812 г. из общего числа жителей 251131 чел. дворян и благородных числилось 14247, а дворовых людей 84880. – В 1830 г. из 35631 жит. числилось дворян 22394 и дворовых 70920, да помещичьих крестьян 43585. Статистика 1820-х годов заявляла, что «можно не затрудняясь указать в Москве много домов, в которых живут по целой сотне дворовых». С наступлением XIX столетия дворянский состав городского населения Москвы мало-помалу стал уступать свое преобладающее место сословию торговому и промышленному, купцам и мещанам, хотя в первые два десятилетия это и не было особенно заметно. С 1830-х годов Москва уже явно стала терять свой старинный дворянский характер и превращаться в город фабрик, заводов и разных других промысловых заведений, чему очень способствовали запретительные тарифы, начало которых восходит к 1811 г. Немаловажною силою в городской жизни и в развитии самого города купечество являлось еще с XIV в. В свой поход на Мамая Дмитрий Донской взял с собою 10 чел. гостей сурожан, которые, судя по именам, все были русские. Они торговали итальянским товаром, шелковыми и золотыми тканями и оставили по себе память особым торговым рядом под именем сурожского (теперь наз. Суровским). Суконники торговали сукнами, получаемыми из немецких земель. Как богатые люди, эти два отряда купцов принимали и в политических делах М. немалое участие. В 1469 г. сурожан посылали при полках на Казань, несомненно с торговыми целями. Развитие приказного управления, с непомерным взяточничеством, ослабило значение торговых людей и превратило их, ко времени преобразований Петра, в «неустроенную храмину». О способах и приемах старой моск. торговли иностранные писатели XVI и XVII ст. отзываются очень неодобрительно. Москвичи, по словам Герберштейна(1526 г.), почитались хитрее и лживее всех русских. Их торговые нравы развратили торговый народ в Новгороде и Пскове, когда эти области были покорены, тамошние коренные торговцы выселены в М. и в другие города, и на месте их засели именно москвичи. Вообще европейцы предупреждали своих соотечественников, что с москвичами надо держать ухо востро. Торговый обман употреблялся со всех сторон, чужеземцы оскорблялись только тем, что обмануть русского было очень трудно. Приемы обманной торговли, описанные чужеземцами XVI и XVII ст., вместе со многими остатками старины, сохраняются по иным, мелким и небогатым углам московской торговли и до сих пор. Старое московское торговое сословие несло очень тяжелую и очень ответственную службу государству по финансовому ведомству, по статье всякого рода торговых сборов и денежных доходов. Представляя только разбогатевшую вершину тяглого посадского, собственно мужицкого населения, оно не пользовалось в дворянской среде, особенно в XVIII стол., почетом и уважением; лучшие его люди при первой возможности старались приобрести себе достоинство дворянина, оставляя торг и поступая в известный чиновный класс по табели о рангах. Здесь и скрывается причина, почему именитое купечество, не уважая свое купеческое достоинство и переходя в дворянство, без следа теряло свою родовую купеческую фирму, не только во внуках, но даже и сыновьях. Купеческие старинные заслуженные роды с радостью превращались в роды новозаписанных дворян. Оттого так редки в М. даже и столетние только купеческие фирмы.

В истории города очень видное место занимал и московский посад, под именем Черни, которая в опасных случаях, когда ослабевала или совсем отсутствовала предержащая власть, не раз становилась могучею силою, защищая от напасти свой излюбленный город, иногда не без своеволия и не без свирепых насилий. Так было при нашествии Тохтамыша в 1382 г.; так было в 1445 г., когда вел. кн. Василий Темный на суздальском побоище был взят татарами в плен; так было в 1480 г. при нашествии царя Ахмата, когда вел. кн. Иоанн III медлил доходом, а затем из похода возвратился в М. Посад так вознегодовал на это, что вел. князь побоялся даже остановиться в Кремле и проживал некоторое время на краю города, в Красном Селе. Точно также действовал посад и в Смутное время; бунтовала московская чернь в при царе Алексее Михайловиче и в последующие времена. Простые горожане М., не тяглецы, относились к политическим интересам своего города с большою горячностью и с напряженным вниманием следили за деяниями предержащих властей. Посад М. состоял из слобод – отдельных поселений, живших во внутреннем своем устройстве самобытно и независимо. Слободами разрастался и весь город; слобода была его растительною клетчаткой. Завися по общей городовой управе от Земского дворца или Земского приказа, каждая слобода во внутренних своих делах управлялась сама собою, выбирая себе старосту, десятских, целовальников и других лиц. Все слободские дела решались сходками на братском дворе, который ставился на общий слободский счет и по преимуществу вблизи слободской церкви, занимавшей всегда видное место в каждой слободе; около церкви помещалось слободское кладбище, на котором слобожане хоронили своих отцов и дедов и всех родных. Так, из слобод образовались почти все приходы М. Купцы жили и управлялись также отдельно в своих сотнях, из которых главнейшими были гостиная и суконная, основные моск. сотни; затем следовали сотни переселенцев – новгородск., ростовск., устюжская, дмитровская, ржевская и др. Несмотря на то, что слободы и сотни исчезли и, так сказать, разложились в улицы и переулки, имена их сохраняются и доселе. Все мещанское, древнее посадское сословие и теперь распределено по старым слободам, каковы Алексеевская, Барашская, Басманная, Бронная, Голутвина, Гончарная, Гостиная, Дмитровская, Екатерининская, Кадашевская, Кожевническая, Казенная, Конюшенная, Кошельная, Красносельская, Кузнецкая, Лужников Девичьих, Больших и Крымских, Мясницкая, Мещанская, Напрудная, Новгородская, Огородная, Панкратьевская, Садовая Большая, Садовая Набережная, Семеновская, Сретенская, Сыромятная, Таганная, Устюжская, Хамовная. Имена других слобод совсем утратились.

Весьма примечательную черту городской, собственно посадской или мещанской простонародной жизни в М. представляли питейные дома, как с 1779 г. повелено было именовать стародавние кабаки. Число их особенно увеличилось со времени Петра, когда винная торговля отдана была откупщикам. Народ давал этим заведениям свои, иногда меткие прозвания, смотря по характеру местности, по характеру веселья, по имени содержателей и владельцев домов и по другим разным поводам. Такие прозвания впоследствии распространялись на целый округ городской местности, становились городским урочищем, передававшим свое урочищное имя даже и приходским церквам (упраздненная церковь Никола Сапожок). Многие питейные дома исчезли, коих имена и до сих пор сохраняются в прозвании местностей, напр. Зацепа, Щипок, Полянка в Замоскворечье, Волхонка, Малороссейка, Плющиха, Козиха, Тишина, Разгуляй, Балчуга, Палиха, Ладуга и пр. Имена в женском роде установились по той причине, что в течение XVIII ст. питейные дома официально назывались фартинами, а при Петре – аптеками: известны были Лобная аптека у Лобного места, Рыбная у Рыбного ряда, Санапальная у Ружейного ряда и т.п. Многими именами народ обозначал особые приметы таких заведений, напр. Веселуха в Садовниках, Скачек у Охотного ряда на Моховой, Тычек у Красного Пруда, Пролетка у Страстного мря, Стремянка, Стрелка, Заверняйка и т.п. Существовал в самом Кремле, у Тайницких ворот, под горою, возле многих приказов, стоявших на горе, кабак, прозванием Каток, дававший дохода в месяц больше тысячи рублей и в 1731 г., по Высочайшему повелению, переведенный из Кремля в другое место. Особенно широкая продажа вина и других напитков происходила в том округе города, где преобладало дворянское помещичье население, со множеством крепостной прислуги – в сев.-зап. краю города, по улицам Пречистенке, Арбатской, Никитской, Тверской, Дмитровке и отчасти Сретенке. В юго-вост. краю города, в Замоскворечье и по Яузе, где жило купечество, мещанство и множество фабричного и заводского народа, вина расходовалось сравнительно меньше.

Указанный состав населения древней старой М., заключая в себе три основных силы городского развития – дружину, гостей-куппов и обитателей посада, все-таки представлял среду служебную, зависимую от своего хозяина. С первых своих дней и до перенесения столицы в СПб. М. остается обширною вотчиною, сначала великокняжескою, потом царскою, и тянет многими своими слободами и селами вотчинную службу лично на царя, как на своего помещика. Здесь прямой и непосредственный источник ее развития исторического и топографического, а также торгового, промышленного и ремесленного. Все посадское население, с своими слободами, образовавшими потом целые улицы садовников, кожевников, овчинников, сыромятников, плотников, котельников, кузнецов, гончаров и т. п. – вызывалось к жизни и работе прежде всего потребностями и нуждами вотчинникова двора. Целые слободы и улицы существовали как обычные домовые службы вотчинникова двора. Из таких слобод и улиц состояла почти вся западная сторона города, от М.-реки до Никитской, которую поэтому царь Иоанн Васильевич Грозный и отделил для своей опричнины, для своего особного хозяйства. Здесь возле реки находилось Остожье, с обширными лугами под Новодевичьим мрем, где на свободе паслись великие табуны государевых лошадей и на Остоженном дворе заготовлялось в стогах сено на зиму, отчего и вся местность прозывалась Остожьем (улица Стоженка). Здесь же в Земляном городе находились запасная конюшни и слобода Конюшенная, с населением конюшенных служителей (улица Староконюшенная, в поворот с Пречистенки), а в Белом городе, по направлению той же Пречистенки – аргамачьи конюшни и колымажный двор (против Каменного моста). У Дорогомилова (ныне Бородинского) моста находился государев дровяной двор (црк. Никола на Щепах). Под Новинским была расположена слобода кречетников, сокольников и других государевых охотников (црк. Иоанна Предтечи в Кречетниках). Преснинские пруды издавна служили садками для государевой рыбы. За ними стоял потешный псаренный двор, с слободою государевых псарей. Возле Арбата улица Поварская, с переулками Столовым, Хлебным, Скатертным и т.п., была населена приспешниками и служителями государева столового обихода. Очень богатая слобода Кадашево на той стороне Москвы-реки, против Кремля (церковь Воскресения в Кадашах), потому и богатела, что занималась только, с большими льготами, хамовным делом – изготовлением про государев обиход так называемой белой казны, т.е. полотен, скатертей, убрусов и т.п. Тем же занималась и слобода хамовников (цкр. Никола в Хамовниках), находившаяся на этой стороне реки, за Остожьем, у Крымского моста. Немало было государевых дворцовых слобод и в других частях города, каковы напр. Бараши на Покровке, Басманники в Басманных и т.д.

Иностранцы, бывавшие в Москве в XVI и XVII ст., изумлялись великому множеству московских церквей и часовень и насчитывали их до двух тысяч; даже и после осторожной проверки москвичи толковали о сорока сороках (1600). Эти цифры могут быть вероятны относительно всех престолов, включая сюда и часовни. Каждый большой боярский двор почитал необходимым ставить у себя особый, иногда обетный храм; посадские дворы, соединясь, ставили свой храм, или свою часовню для своих особых молитв по случаю какого-либо местного события пли спасения от какой-либо напасти. И в настоящее время, когда в черте города упразднено не мало и монастырей, и церквей, все-таки одних приходских храмов насчитывается 258, соборных 9, монастырских 80, домовых 122, а всех, с десятком и более часовень, можно считать около 450 и в них престолов более 1060. Престолы освящены больше всего во имя Чудотворца Николая, храмов которого существует 26, пределов 126. Затем следует во имя Св. Троицы храмов 40, пределов 3; преп. Сергия храмов 6, пределов 34; Покрова Богородицы храмов 20, пределов 10; Петра и Павла храмов 14, пределов 14. Многие церкви служат историческими памятниками, вместо обелисков, колонн или статуй. Так, первая древнерусская архитектурная красота М. – собор, именуемый Василий Блаженный, построен в память решительных побед над татарскими царствами. Собор Казанский на другом конце Красной площади, построенный князем Пожарским, есть памятник изгнания из М. поляков в Смутное время. Сретенский и Донской монастыри – также памятники избавления города от татарских нашествий. К таким памятникам должно отнести и крестные ходы; из них в настоящее время самый большой и торжественный – вокруг Кремля, в память освобождения города от нашествия Наполеона. Иные обычаи и предания богомольной и благочестивой М. переносят нас ко временам Андрея Боголюбского и его брата Всеволода, ко второй половине XII в., когда при упомянутых князьях, в стольном их городе Владимире, славилась и прославлялась чудотворениями Владимирская икона Богоматери, написанная, по преданию, Евангелистом Лукою. М., во время всенародной напасти от нашествия Тамерлана, в 1395 г. перенесла святыню в свой Успенский собор. Впоследствии народное верование в заступление Богоматери с тою же силою и приверженностью было перенесено на икону Иверскую, перед которою и ныне беспрестанно совершается моление не только в ее часовне, но и по всему городу в домах, куда икона привозится по очереди многочисленных требований. По наиболее достоверным исчислениям, в М. жителей было в 1784 г. – 216953; в 1812 г. – 251131; в 1830 г. – 305631; в 1864 г. – 364148. В настоящее время, вероятно, население возросло до 800 тысяч. Коренная народность М. высказывается и в общем характере ее населения. И теперь она на половину (49%) город крестьянский, как прежде, до освобождения крестьян, она была городом крепостных; но ныне она уже город по преимуществу промышленный и затем торговый, но не дворянский.

Понятие

Основные особенности

Энциклопедия в том виде, в каком мы её знаем сейчас, появилась в XVIII веке . Образцом для неё послужил словарь . Словарь содержит только слова и их определения, давая читателю минимум информации и нередко не позволяя ему понять значение и применимость термина или как данный термин относится к более широкому кругу знаний. Чтобы устранить эти недостатки, энциклопедия глубже проникает в каждый освещаемый ею предмет и содержит обзор накопленного о нём знания. Энциклопедия часто содержит много географических карт и иллюстраций, а также библиографию и статистику.

Область знаний

Основная статья : Список энциклопедии по отраслям знаний

Энциклопедии делятся на универсальные (напр., « », «Британника », «Википедия »), отраслевые («Математическая энциклопедия »), региональные, проблемные, персональные.

Универсальные энциклопедии

Основная статья : Список энциклопедии по отраслям знаний#Универсальная энциклопедия

Универсальная энциклопедия - энциклопедия, охватывающая весь круг знаний о мире и человеке . Прообразом такой энциклопедии может служить составленная Плинием Старшим для императора Тита «Естественная история ».

Целевая аудитория

В зависимости от подготовки читателя, которому энциклопедия адресована, она не только может содержать информацию о некой определённой области знания, например, о медицине, философии, или юриспруденции, но и излагать материал более или менее специальным языком.

Персидская энциклопедия

Способ организации

Способ организации энциклопедии важен для удобства её использования в качестве справочной литературы. Исторически сложилось два основных способа организации энциклопедии: алфавитный и иерархический.

Алфавитная (или алфавитно-словарная, или просто словарная) организация основана на расположении отдельных не связанных между собой статей в алфавитном порядке названий их предмета. Энциклопедии, в которых информация разделена по словам и словосочетаниям, называются энциклопедическими словарями , например, 82-томный Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , 58-томный Энциклопедический словарь Гранат , Википедия . Разновидностью энциклопедий являются также энциклопедические справочники, в которых статьи представлены в предельно сжатой форме.

Системная (или логически-тематическая, иерархическая) организация Кроме того, существуют энциклопедии, в которых информация разделена по отраслям знаний, например, 12-томная Детская энциклопедия .

Существуют и энциклопедии смешанного типа, например, большая часть Большой советской энциклопедии построена как энциклопедический словарь, но том «СССР» построен по логически-тематическому (иерархическому) принципу.

Новые возможности для организации энциклопедии создают электронные устройства, позволяющие, например, проводить поиск по ключевым словам.

Метод составления

Современные средства накопления и обмена информацией создают всё новые способы для сбора, проверки, обработки и представления информации. Такие проекты как Википедия представляют собой пример новых форм энциклопедии, в которых дополнение и извлечение информации предельно упрощено.

История

Первые энциклопедии

Хотя сам термин «энциклопедия» вошёл в обиход только в XVI веке , энциклопедические труды известны с древних времён. Терминологические словари составлялись уже в Древнем Египте в период Среднего царства (2 тысячелетие до н. э.). Своды знаний составлялись и в Древнем Китае (XII -X века до н. э.). Энциклопедии были популярны в христианском мире в период раннего средневековья : на западе примером могут служить творения Исидора Севильского , на востоке - византийский словарь «Суда ».

В зрелый период средневековья на западе Европы сложилось несколько видов энциклопедических трудов: зерцала (лат. speculum ), компендиумы (compedium ), суммы (summae ), которые служили в основном учебными пособиями для студентов «низших» общеобразовательных факультетов университетов. Примером может служить труд доминиканского монаха Винцента из Бове (середина XIII века) «Bibliotheca Mundi» («Всемирная библиотека»), иначе «Великое зерцало » (лат. Speculum majus ) - в 80 томах и трёх частях. До XIII века все подобные издания выходили на латыни , однако постепенно появляются и глоссарии - словари малоупотребительных слов и выражений.

Большой толчок энциклопедическая культура получила в эпоху Ренессанса в XIV -XVI веках , в том числе благодаря изобретению книгопечатания Иоганном Гутенбергом . В XVI -XVII веках появляется термин «энциклопедия» (а также «циклопедия») в его современном значении.

XVII-XIX века

Лексикон Техникум Харриса, титульная страница второго издания, 1708 г.

Хотя сама идея универсальной и общедоступной энциклопедии появилась еще до XVIII в., Циклопедия или универсальный словарь наук и искусств Чемберса (1728 г.), Энциклопедия Дидро и д’Аламбера (начало выпуска с 1751 г.), а также Энциклопедия Британника , Энциклопедия Брокгауза и другие энциклопедии того времени были первыми среди тех, которые имели вполне современный облик, привычный для нас. Их статьи были одновременно доступными по стилю изложения и глубокими по содержанию, систематически расположенными в предсказуемом порядке. Тем не менее, даже у ранней из них, энциклопедии Чемберса 1728 г., был предшественник, Лексикон Техникум Джона Харриса (1704 г.), который также по содержанию и названию представлял собой «Универсальный английский словарь искусств и наук, истоковывающий не только термины искусств, но и сами искусства.»

XX век

Наиболее известной энциклопедией XX века стала «Британская энциклопедия», права на которую принадлежат американским издателям. В 1985 году вышло 16-е издание, включающее 32 тома.

Наряду с традиционными энциклопедиями появляются энциклопедические словари школьника.

В 90-х годах XX века с развитием мультимедийных технологий появились электронные энциклопедии на компакт-дисках . Компьютерные технологии существенно изменили характер доступа к энциклопедическим сведениям - поиск статей стал практически мгновенным, появилась возможность вставлять в статьи не только качественные фотографии, но и звуковые фрагменты, видео, анимацию. Наиболее значимым стало издание в «Майкрософт, и электронной версии «Британники».

В России наиболее значительным проектом такого рода с г. является «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия » (БЭКМ), ежегодно издаваемая в обновлённом варианте компанией «Кирилл и Мефодий ». В середине 2004 г. аналогичную попытку сделали организаторы проекта «Кругосвет » (издание вышло на компакт-диске и появилось в Интернете), но по объёму эта энциклопедия не может конкурировать с БЭКМ.

Один из наиболее крупных проектов по публикации энциклопедических изданий в Интернете на русском языке - открытый в 2000 году портал «Рубрикон» , где выложены тексты и иллюстрации 62 энциклопедий и словарей. Многие материалы проекта находятся в платном доступе.

Свободная энциклопедия

С развитием интернет-технологии стало возможным и появление Википедии - энциклопедии, составляемой и редактируемой всеми желающими. Несмотря на кажущуюся вседоступность, в том числе и для деструктивного воздействия, по охвату Википедия (английская версия, более 2,356 млн статей на 2 апреля 2008 года), как минимум, не уступает всемирно известным изданиям.

Основным недостатком, порождённым методом создания Википедии, является, однако, не доступность для деструктивных воздействий, а внутренняя противоречивость; поэтому на современном этапе Википедию нельзя в полной мере считать «приведённым в систему обозрением отраслей человеческого знания» - приведение в систему накопленного материала является одной из постоянных целей Википедии.

Энциклопедии в России

Первым энциклопедическим трудом в России следует считать «Словарь иноземных слов» в «Кормчей книге » новгородского епископа Климента , которая дошла до нас в списках.

Среди других русских энциклопедий XIX века заслуживает внимания «Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний» (т. 1-3, 1863-64), под редакцией Ф. Г. Толля.

С 1890 года издаётся знаменитый «Энциклопедический словарь» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона , который, несмотря на немецкое происхождение, был создан при участии ведущих российских учёных. В - гг. вышло 82 основных тома, а также 4 дополнительных. Тираж составил, по разным данным, от 30 до 75 тыс. экз. В 1911 году фирма «Брокгауз и Ефрон» инициировала выпуск «Нового энциклопедического словаря» под ред. К. К. Арсеньева , но в 1911 году из 50 томов вышло только 29.

С 1891 года издаётся «Настольный энциклопедический словарь». С 4-го тома издание словаря было продолжено товариществом «А. Гранат и К°» Первые 6 изданий словаря вышли в 8-9 тт. (1891-1903). 7-е издание, полностью переработанное, было выпущено в 1910-48 под названием «Энциклопедического словаря Гранат », в 58 тт.

После революции в России уже в тяжёлые 20-е годы вышли отраслевые энциклопедии: Крестьянская сельско-хозяйственная, Торговая, Педагогическая. Главной универсальной энциклопедией на долгие годы стала «Большая советская энциклопедия » (БСЭ), решение о её издании было принято в г. В - годах вышло 1-е издание (т. н. «сталинская», 66 томов), в - гг. - 2-е издание (51 том) и в - - 3-е издание (30 томов). И хотя ни одному из изданий не удалось избежать идеологического налёта, БСЭ по-прежнему считается одним из лучших энциклопедических трудов современности.

В конце 90-х годов начало готовиться первое издание «Большой российской энциклопедии» (БРЭ) (одноимённого издательства - правопреемника БСЭ), которая должна была прийти на смену БСЭ. По разным причинам издание затянулось, и первый том («Россия») из 30 запланированных БРЭ появился только в 2004 году . Причём за год до этого появилась и «Новая российская энциклопедия » (НРЭ), которую публикует издательство «Инфра-М» и «Энциклопедия». НРЭ - более компактный проект, предусматривает 12 томов (первый - также «Россия»). В 2005 году вышли вторые (первые алфавитные) тома БРЭ и НРЭ. Объявленный в 2005 году выход полного издания 62-томной «Большой энциклопедии», подготовленной издательством «Терра», претендовал на «прорыв в энциклопедическом деле». Продажи начались в 2006 году . Общий словник Энциклопедии насчитывает свыше 200 000 слов, включая отсылочные статьи и разъясненные термины. Из них - свыше 160 000 составляют ключевые слова обзорных, понятийных и биографических статей, которые сопровождаются более чем 60 000 цветными и черно-белыми иллюстрациями, 340 общегеографическими и политическими картами.

Бумажные энциклопедии

Основная статья : Список энциклопедии по отраслям знаний#Печатные работы

Россия, СССР

  • Энциклопедический словарь . СПб.: Ф. А. Брокгауз, И. A. Ефрон, 1890-1907. 82 + 4 тт.
    • 5000 статей (Эти статьи размещались на CD энциклопедии фирмы Autopan (Москва).)
  • Большая энциклопедия: Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / Под ред. С. Н. Южакова. СПб.: Просвещение, 1900-1909.
    • 1-е - 4-е изд. (стереотипные). 1900-1907. 20 тт. + 2 дополнительных.
    • 5-е изд. 1907-1909. 22 тт.
  • Гранат: Энциклопедический словарь . 58 тт. 1910-1948.
  • Большая советская энциклопедия (БСЭ). Москва.
    • 1-е изд. 65 тт. 1926-1947.
    • 2-е изд. 50 тт. 1950-1960.
    • 3-е изд. 30 тт. 1969-1978.
  • Святая Русь: Энциклопедический словарь русской цивилизации . сост. О. А. Платонов 2000 г. Твердый переплет, 1040 стр. ISBN 5-901364-01-5
  • Техническая энциклопедия . 26 тт. 1927-1934
  • Энциклопедический справочник «Машиностроение» М.: Машгиз, 1946-1951. 16 тт.
  • Казахская советская энциклопедия . 12 тт. -

Иные страны

  • Брокгауз (нем. Brockhaus ). 1805-
  • Бертельсманн (нем. Bertelsmann ). 1835-
  • Startsjevski. 12 тт. 1847-55.
  • Pluchard, Krajevski, Beresin, 15 томов, 1880-
  • Garbel. 5th edition. 9 тт. 1901.

ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ В. М. КОЖЕВНИКОВА и П. А. НИКОЛАЕВА

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Л. Г. АНДРЕЕВ, Н. И. БАЛАШОВ, А. Г. БОЧАРОВ, М. Л. ГАСПАРОВ, Ч. Г. ГУСЕЙНОВ, 3. С. КЕДРИНА, М. Б. КОЗЬМИН, В. И. КУЛЕШОВ, Д. С. ЛИХАЧЕВ, Д. Ф. МАРКОВ, А. А. МИХАЙЛОВ, С. В. НИКОЛЬСКИЙ, М. Н. ПАРХОМЕНКО, В. Ф. ПИМЕНОВ, А. Г. СОКОЛОВ, М. Н. ХИТРОВ

“СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ” 1987

Литературный энциклопедический словарь/Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редкол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров и др.-М.: Сов. энциклопедия, 1987.-752 с.

Литературный энциклопедический словарь - первое однотомное справочное наших дней. В основной части книги, насчитывающей ок. 1700 статей, помещены статьи по теории литературы, поэтике, обзоры и справки о литературах отдельных стран и народов мира, материалы о творческих методах, литературных направлениях, течениях, школах, наиболее значительных явлениях русской литературной периодики, издательствах. Вторая часть книги включает Около 8000 биобиблиографических статей-справок о писателях

Замечание. В некоторых местах, особенно в случае заглавных букв, в словаре отмечено ударение. Ввиду отсутствия И с ударением, вместо и попадается Й.

00.htm - glava01

ОТ РЕДАКЦИИ

“Литературный энциклопедический словарь” (ЛЭС) рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся как самой литературой, так и основами научных знаний о ней. Он включает статьи о терминах и понятиях теории литературы и поэтики, об истории и современном развитии национальных литератур, биобиблиографические справки о писателях.

Первую часть ЛЭС, его основной корпус, составляют статьи и справки, представляющие термины и понятия, которыми пользуются современные литературоведение, фольклористика, литературная критика. В нее входят также статьи и справки историко-литературного характера - о национальных литературах, о важнейших литературных и фольклорных памятниках, о направлениях, течениях, школах в литературе и литературоведении, о литературно-общественных движениях и объединениях, о русских и советских литературных журналах и т. д.

Вторая часть ЛЭС - справочный раздел, играющий одновременно роль Указателя к первой части книги. Статьи этого раздела - краткие биобиблиографические справки о писателях. воспользовавшись отсылками, имеющимися в конце каждой такой справки, читатель существенно пополнит содержащиеся в них сведения: в статьях основного корпуса он найдет данные о месте писателя в истории литературы, его участии в литературном процессе своего времени, принадлежности к тому или иному течению, направлению, школе, о его выступлениях в периодике и т. д. С другой стороны, знакомясь с обзорной статьей первой части ЛЭС, читатель имеет возможность найти во второй части книги сведения о произведениях того или иного писателя, об изданиях его сочинений, о посвященных ему крупных работах и др. В двухчастной структуре Словаря составители стремились максимально использовать принцип взаимодополняемости и взаимосвязанности информации. Например, если в библиографическом разделе (Указателе) даются перечни основных произведений писателя с их датировкой, то в историко-литературных обзорах и справочных статьях основного корпуса внутритекстовая библиография сведена к минимуму: называются (как правило без датировки) лишь отдельные произведения, сыгравшие существенную роль в развитии данной национальной литературы, в становлении и эволюции жанра, литературного направления, школы и т. п.

Одна из особенностей Словаря, в значительной мере определившая принципы отбора и подачи материала,- преимущественное внимание к современному значению и употреблению терминов и понятий при сравнительно меньшем внимании к их

истории; в ЛЭС включен и ряд терминов, вошедших в научный обиход в относительно недавнее время. Большое место в Словаре занимают материалы по русской литературе, литературам народов СССР, в том числе - отсутствующие в прежних советских энциклопедических изданиях: например, при статье о многонациональной Советской литературе дается обширная хроника литературной жизни после 1917 года.

Сведения фактического характера доведены в ЛЭС, в основном, до 1984 года.

К работе над “Литературным энциклопедическим словарем” был привлечен широкий круг специалистов по теории и истории литературы, марксистско-ленинской эстетике, а также лингвисты, историки. После смерти главного редактора Словаря·- известного советского писателя Вадима Михайловича Кожевникова - общую редакцию книги взял на себя член Редакционной коллегии ЛЭС, член-корреспондент АН СССР Петр Алексеевич Николаев.

Редакция выражает глубокую признательность всем принявшим близкое участие в создании Словаря, в рецензировании и консультировании его материалов - сотрудникам академических институтов, университетских кафедр, консультантам Союза писателей СССР.

Весь материал, как в основном корпусе ЛЭС, так и в библиографическом разделе, расположен в алфавитной последовательности статей - т. н. “черных слов” (различие “е^ и “ё” не влияет на расположение термина в Словаре).

Если термин состоит более чем из одного слова, то начальным, как правило, стоит слово, несущее основную смысловую нагрузку: Идея художественная, “Самозарождения сюжетов” теория и т. п. При повторном употреблении заглавия статьи в тексте оно обозначается первыми буквами составляющих его слов (например: Советская литература - С. л.. Памфлет - П.). Названия советских журналов и газет, издающихся на национальных языках, даны в русской транскрипции. --

В Словаре используются принятые в энциклопедических изданиях основные сокращения написания слов и библиографических описаний (соответствующие списки сокращений приводятся в начале тома).

Ссылки на сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса даются по 2-му изданию: т. 1-50, M., 1955-81. Ссылки на сочинения В. И. Ленина даются по Полному собранию сочинений, 5-е издание, т. 1-55, M., 1958-65, В пристатейной библиографии знак · означает сочинения, знак · - литературу.

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

абх.- абхазский авг.- август австр.- австрийский австрал.- австралийский адж.- аджарский адм.- административный адыг.- адыгейский азерб.- азербайджанский акад.- академик ало.- албанский алж.- алжирский алт.- алтайский амер.- американский АН - Академия наук англ.- английский ангол.- ангольский антич.- античный АО - автономная область адр.- апрель арам.- арамейский аргент.- аргентинский

ΑΡΕ - ΐрабская Республика Египет

арм.- армянский

ассир.- ассирийский

афг.- афганский

афр.- африканский

Б.- Большой

б.- бывший

б. ч.- большей частью

балт.- балтийский

башк.- башкирский

белы.- бельгийский

бенг.- бенгальский

библ.- библиография

биогр.- биографический

бирм.- бирманский

б-ка - библиотека

БКП - Болгарская коммунистическая партия

Бл. Восток - Ближний Восток

болг.- болгарский

болив.- боливийский

бр.- братья (при фамилии)

браз.- бразильский

брет.- бретонский

брит.- британский

букв.-буквальный

бурж.- буржуазный

В.- восток

в., вв.-выпуск, век, века

в осн.-в основном

в т. ч.- в том числе

венг.- венгерский

венесуэл.- венесуэльский

визант.- византийский

вкл.- включительно

ВНР - Венгерская Народная Республика

ВОАПП - Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей

воен.- военный

вол.- волость

вост.- восточный

вост.-европ.- восточноевропейский

ВС - Верховный Совет

ВСРП - Венгерская социалистическая рабочая партия

газ.- газета

ГАХН - Государственная академия художественных наук гватемал.- гватемальский гвии.- гвинейский гг.- годы

ГДР - Германская Демократическая Республика

герм.- германский гл.- главный

гл. обр.- главным образом голл.- голландский гор.- городской гос.- государственный гос-во - государство

гражд.- гражданский, гражданственный груз.- грузинский губ.- губерния гудж.- гуджаратский даг.- дагестанский дек.- декабрь

деп.- департамент, депутат дер.- деревня

доминик.- доминиканский Др.- Древний

др.-другой, древне... ^ евр.- еврейский европ.- европейский егип.- египетский ед. ч.- единственное число ежемес.- ежемесячный еженед.- еженедельный журн.- журнал (при названии) З.-it· запад

зав.- заведующий зам.- заместитель зап.- западный, записки

заруб.- зарубежный

и т. п.- и тому подобное

ИВ АН СССР - Институт востоковедения Академии наук СССР

Изв.- Известия

избр.- избранное

изд.- издания, издавать, издаваться, изданный и т. п.

изд-во - издательство

израил.- израильский

ИКП - Итальянская коммунистическая партия

им.- имени

ИМЛИ - Институт мировой литературы им. М. Горького

имп.- императорский

инд.- индийский

индонез.- индонезийский

иностр.- иностранный

ин-т - институт

ирл.- ирландский

ИРЛИ - Институт русской литературы (Пушкинский дом)

иск-во - искусство

исл.- исландский

йен.- испанский

ист., историч.-исторический

итал.- итальянский

кабард.- кабардинский

КНДР - Корейская Народно-демократическая Республика

КНР - Китайская Народная Республика

кор.- корейский

коста-рик.- коста-риканский

КПК - Коммунистическая партия Китая

КПСС - Коммунистическая партия Советского Союза

КПЧ - Коммунистическая партия Чехословакии

КПЮ - Коммунистическая партия Югославии

крест.- крестьянский

к-рый - который

к-т - комитет

культ.-просвет.- культурно-просветительный

лат.- латинский

лат.-амер.- латиноамериканский

латв.- латвийский

ЛГПИ - Ленинградский государственный педагогический институт

ЛГУ - Ленинградский государственный университет

Лен. пр.- Ленинская премия

ленингр.- ленинградский

ЛЕФ - Левый фронт искусства

либер.- либерийский

лингв.- лингвистический

лит.- литература, литературный

лит-ведение - литературоведение

лит-ра - литература

м.- местечко

м. б.- может быть

макед.- македонский

мар.- марийский

марок.- марокканский

МГПИ - Московский городской педагогический институт. Московский государственный педагогический институт

МГУ - Московский государственный университет

мед.- медицинский

междунар.- международный

мекс.- мексиканский

мин.- министр, минута

мин-во - министерство

мифол.- мифологический

МИФЛИ - Московский институт философии, литературы, истории

млн.- миллион

мн.- многие

МНР - Монгольская Народная Республика

молд.- молдавский

монг.- монгольский

морд.- мордовский

МОСК.- МОСКОВСКИЙ

муз.- музыкальный

мусульм.- мусульманский

н. ст.- новый стиль

н. э.- наша эра

назв.- название

наиб.- наиболее, наибольший

напр.- например

нар.- народный

наст.- настоящий

науч.- научный

нац.- национальный

нач.- начало негр.- негритянский неизв.- неизвестен нек-рый - некоторый нем.- немецкий непал.- непальский неск.- несколько нидерл.- нидерландский новозел.- новозеландский норв,- норвежский

ΗΡΑ - Νародная Республика Албания НРБ - Народная Республика Болгария об-во - общество обл.- областной, область о, о-ва - остров, острова одноим.- одноименный ок.- около окр.- округ окт.- октябрь

Окт. революция - Октябрьская революция ООН - Организация Объединенных Наций опубл.- опубликовал, опубликован, опубликованный

орг-ция - организация осет.- осетинский

осн.- основан, основанный, основной отд.- отдельный офиц.- официальный пакист.- пакистанский парагв.- парагвайский парт.- партийный партиз.- партизанский пед.- педагогический Пенджаб.- пенджабский п., пер.-перевод первонач.- первоначальный переим.- переименован перс.- персидский петерб.- петербургский петрогр.- петроградский ПНР - Польская Народная Республика п-ов - полуостров пол.- половина полинез.- полинезийский политич.- политический поли.- полный ПОРП - Польская объединенная рабочая

португ.- португальский пос.- поселок поев.- посвященный пост.- постановка, постановление пр.- прочий, премия правосл.- православный пр-во - правительство пред.- председатель предисл.- предисловие преим,- преимущественно прибл.- приблизительно прим.- примечание пров.- провинция Прованс.- провансальский прогрес.- прогрессивный произв.- произведение пролет.- пролетарский просветит.- просветительский проф.- профессор псевд.- псевдоним психол.- психологический ПСС - Полное собравие сочинений пуэрто-рик.- пуэрто-риканский р., род.- родился разг.- разговорное разд.- раздел разл.- различный РАПП - Российская ассоциация

пролетарских писателей

ред.- редактор, редакция, редакционный религ.- религиозный респ.- республиканский рец.- рецензия р-н - район росс,- российский рум.- румынский С.- север

с.- село, страница сальвад.- сальвадорский санскр.- санскритский сб., сб-ки - сборник, сборники св.-свыше, святой с.-д.- социал-демократический сев.-северный сел.- сельский, селение сент,- сентябрь серб.- сербский сиб.- сибирский синдх.- синдхский сканд.- скандинавский СКЮ - Союз Коммунистов Югославии слав.- славянский

след.- следующий

словац.- словацкий

см.- смотри

собр.- собрание

сов.- советский

Сов. Мин.- Совет Министров

совм.·- совместно

Совнарком - Совет Народных Комиссаров

совр.- современный

сокр.- сокращенный

соч. сочинение

СП - Союз писателей

спец. специальный

ср.- сравни

СРВ "" Социалистическая Республика Вьет

нам СРР - Социалистическая Республика Ру

США - Соединенные Штаты Америки ср.-азиат.- среднеазиатский ср.-век,- средневековый ст.- станция, статья стих. стихотворение стихотв,- стихотворный СФРЮ -*- Социалистическая Федеративная

Республика Югославия т. е,- то есть т. з.- точка зрения т. к.- так как т и.- так называемый т. о.- таким образом тадж,- таджикский тамил.- тамильский

тат татарский

т-во товарищество

театр.- театральный

терр.- территориальный, территория

тетр.- тетрадь

тр.- труд, труды

тув.- тувинский

тур.-" турецкий

туркм.- туркменский

тыс.- тысяча, тысячелетие

тюрк.- тюркский

удм.-- удмуртский

узб.- узбекский

укр.- украинский

ун-т - университет

урожд.- урожденная

уругв.- уругвайский

устар.- устаревшее

уч.- ученый, ученые

уч-ще - училище

фам.- фамилия

Sui.- фашистский вр.- февраль од.~ феодальный филол.- филологический

$илос.- философский иник.- финикийский инл.- финляндский

ФКП - Французская коммунистическая партия флам.- фламандский

франц. французский

ФРГ - Федеративная Республика Германии

ф-т - факультет

хоз.- хозяйственный

хорв.- хорватский

христ.- христианский

худож.- художественный

центр-- центральный

церк.- церковный

ЦК - Центральный Комитет

ерк.- черкесский

ерногор.- черногорский

еч.- чеченский

ил. чилийский

л.-корр.- член-корреспондент ЧССР - Чехословацкая Социалистическая

Республика швейц.- швейцарский шотл.- шотландский экз.- экземпляр эст.·- эстонский Ю.-юг

юго-вост.- юго-восточный юго-зап.- юго-западный югосл-- югославский юж.- южный ЮНЕСКО - Комиссия ООН по вопросам

просвещения, науки и культуры яз.- язык яно.- январь

В прилагательных и причастиях допускается отсечение окончаний (включая суффиксы): “ский”, “енный”, “ионный”, “ующий”, “еский” <альный”, “ельный”, и др. напр.: “письм.”. “революц.”, “господств.”, “критич.”, “значит.”

00.htm - glava03

СОКРАЩЕНИЯ В БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЯХ

Издание, издано изд., ed., йd., Aufl., Ausg. hrsg., wyd., vyd., uppi

Том т., v., t.. Bd., bd., sv., di

Часть ч., pt., ΤΙ, cz. ρ tr

Тетрадь тетр.

Раздел разд., Abt

Глава гл., eh., cap., Kap., kap. .

Страница с., р., S-, s

Выпуск - вып., fasc

Редактор, редакция ред., ed., red., red-, dir . Hrsg.

Без указания года издания -- б. г., s. а.

Без указания места издания - б. м., s. l.

БВЛ - Библиотека всемирной литературы

“В*ДИ”--“Вестник древней истории”

<ВЛ”-“Вопросы литерач^уры”

<ВЯ” “Вопросы языкознания”

“Докл. АН СССР”-<Доклады Академии наук СССР”

<ЖМНП”-“Журнал Министерства народного просвещения”

“Изв. ОРЯС АН”-“Известия Отделения русского языка и словес

ности императорской Академии наук”

<Изв. АН СССР ОЛЯ>-“Известия Академии наук"СССР Отделе

ние литературы и языка”

<ИЛ”, “Ин. лит-ра”-“Иностранная литература”

“ЛГ”, <Лит. газета”-“Литературная газета”

ЛН - Литературное наследство

<ЛО”-“Литературное обозрение”

“Нов. мир”-<Новый мир”

ПЛДР - Памятники литературы Древней / Руси, [т.т 1-7], M., 1978-1985.

“Сов. Киргизстан”-“Советский Киргизстан”

“ТОДРЛ”, <Тр. ОДРЛ”-“Труды Отдела древнерусской литературы

Института русской литературы АН СССР”

PG - Patrologiae cursus completus, series Graeca, ed. J. P Migne.

t. 1-166, P.. 1857-66

PL - Patrologiae cursus completus, series Latina, ed. J. P Migne, t. 1-221, P , 1844-64

Примечание. В названиях работ на русском языке используются все сокращения, принятые в ЛЭС

00.htm - glava04

СОКРАЩЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ

А А Алма Ата

aiu.. Ашх Ашхабад

Г Горький

Душ Душанбе

Ер Ереван

Каз Казань

Киш Кишинев

Л. Ленинград

Новосиб. Новосибирск

О., Од.- Одесса

П.- Петроград, Петербург

Ростов-н/Д.- Ростов-на-Дону

Свердл.- Свердловск

СПБ - Санкт-Петербург \

Тал Таллин

Таш Ташкент

Тб. Тбилиси.

Ученье - свет, а не ученье - тьма. Наверняка многие из вас неоднократно слышали это известное высказывание, и каждый придавал ему свое собственное значение. Кто-то стремился получить докторскую степень, некоторые люди старались добиться совершенства в какой-то профессии, а единицы просто воспринимали эту пословицу, как нечто, само собой разумеющееся. На самом деле в этой поговорке заключен немалый смысл, призывающий людей стремиться к новым знаниям во всех областях. Но нередко возникают ситуации, когда нет возможности выяснить что-либо об интересующем предмете, месте, или даже человеке. Именно в таком случае на помощь приходит большой энциклопедический словарь русского языка.

Эта книга берет начало еще в 1991 году, и с каждым новым изданием она пополняется новыми фактами и информацией о последних событиях в мире. Благодаря Большому Энциклопедическому Словарю вы получаете уникальную возможность пополнить свою копилку знаний в любой момент, а также блеснуть эрудицией в компании.

Конечно, кто-то может сказать, что Большой Энциклопедический Словарь очень массивный, и неудобно каждый раз обращаться к нему в поисках информации. На самом деле, с постоянным развитием технологий, намного проще задать вопрос во всемирной сети Интернет, и после длительного поиска получить ответ на свой вопрос. Но уже сегодня вам доступен энциклопедический словарь русского языка онлайн, и необходимость в дотошном поиске информации на различных сайтах просто отпадает.

Прежде всего, необходимо сказать о том, что задачей Большого Энциклопедического Словаря является не только исполнение роли хранителя мудрости, которая была накоплена за последние столетия, но и возможность открыть ранее неизвестное желание направить свою жизнь по новому руслу. К примеру, вы решили прочитать в этом словаре информацию об известном историческом событии, и это занятие настолько захватило вас, что мировая история стала главным занятием в вашей жизни.

Главной особенностью информации, которую вы можете почерпнуть в БЭС онлайн - это ее разнообразие. Конечно, такое количество данных нельзя сравнить с информацией, предоставленной в специализированной литературе, но даже краткая выжимка в несколько строк способна повысить вашу эрудицию во много раз, так как вы сможете буквально за несколько секунд найти нужное слово, имя, или место на карте. Между прочим, именно Большая Советская Энциклопедия считается настольной книгой любителей кроссвордов. Именно здесь вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы, которые возникают в процессе дружеской беседы, или решения трудной задачи.