Герб семьи значение символов. Значение дракона и татуировки с драконом Левая и правая стороны

Геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, двумя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом и чешуйчатым телом. Когда дракон изображён без крыльев, он называется «lindworm » , когда без ног - «serpent » . С опущенной головой он называется побеждённым драконом. Геральдическое значение дракона - неприкосновенность, запрет, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы и проч.).

  • Крылатый дракон - дракон с двумя лапами;
  • Змей - дракон без крыльев;
  • Амфиптер - извивающийся дракон с крыльями, но без лап;
  • Гивр - дракон с крыльями и лапами (в Интернете гивр описывается, наоборот, как дракон без крыльев и лап).

Глубже значение символа определяется по позе дракона :

  • вздыбленный (стоящий на задних лапах; с поднятыми передними);
  • шествующий (идущий; с поднятой правой передней лапой и смотрящий вправо);
  • стоящий (стоящий на всех четырёх лапах, крылья приподняты над спиной, распростёрты или приопущены, хвост узловатый).

Ещё глубже значение определяется цветом: чёрным, красным, зелёным или золотым .

Змий в русской геральдике

Змий - разновидность дракона. Оба изображаются крылатыми, но дракон - с двумя лапами, а змий - с четырьмя. Является отрицательным символом и в русской геральдике практически отождествляется с драконом . По мнению доктора исторических наук Г. И. Королёва, различие между этими существами по числу их лап несущественно и в русской эмблематической традиции отсутствует .

См. также

Напишите отзыв о статье "Дракон в геральдике"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дракон в геральдике

Княжна Марья понимала то, что разумела Наташа словами: сним случилось это два дня тому назад. Она понимала, что это означало то, что он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти. Она, подходя к двери, уже видела в воображении своем то лицо Андрюши, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умиленное, которое так редко бывало у него и потому так сильно всегда на нее действовало. Она знала, что он скажет ей тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью, и что она не вынесет этого и разрыдается над ним. Но, рано ли, поздно ли, это должно было быть, и она вошла в комнату. Рыдания все ближе и ближе подступали ей к горлу, в то время как она своими близорукими глазами яснее и яснее различала его форму и отыскивала его черты, и вот она увидала его лицо и встретилась с ним взглядом.
Он лежал на диване, обложенный подушками, в меховом беличьем халате. Он был худ и бледен. Одна худая, прозрачно белая рука его держала платок, другою он, тихими движениями пальцев, трогал тонкие отросшие усы. Глаза его смотрели на входивших.
Увидав его лицо и встретившись с ним взглядом, княжна Марья вдруг умерила быстроту своего шага и почувствовала, что слезы вдруг пересохли и рыдания остановились. Уловив выражение его лица и взгляда, она вдруг оробела и почувствовала себя виноватой.
«Да в чем же я виновата?» – спросила она себя. «В том, что живешь и думаешь о живом, а я!..» – отвечал его холодный, строгий взгляд.
В глубоком, не из себя, но в себя смотревшем взгляде была почти враждебность, когда он медленно оглянул сестру и Наташу.
Он поцеловался с сестрой рука в руку, по их привычке.
– Здравствуй, Мари, как это ты добралась? – сказал он голосом таким же ровным и чуждым, каким был его взгляд. Ежели бы он завизжал отчаянным криком, то этот крик менее бы ужаснул княжну Марью, чем звук этого голоса.
– И Николушку привезла? – сказал он также ровно и медленно и с очевидным усилием воспоминанья.
– Как твое здоровье теперь? – говорила княжна Марья, сама удивляясь тому, что она говорила.
– Это, мой друг, у доктора спрашивать надо, – сказал он, и, видимо сделав еще усилие, чтобы быть ласковым, он сказал одним ртом (видно было, что он вовсе не думал того, что говорил): – Merci, chere amie, d"etre venue. [Спасибо, милый друг, что приехала.]
Княжна Марья пожала его руку. Он чуть заметно поморщился от пожатия ее руки. Он молчал, и она не знала, что говорить. Она поняла то, что случилось с ним за два дня. В словах, в тоне его, в особенности во взгляде этом – холодном, почти враждебном взгляде – чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского. Он, видимо, с трудом понимал теперь все живое; но вместе с тем чувствовалось, что он не понимал живого не потому, чтобы он был лишен силы понимания, но потому, что он понимал что то другое, такое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего.

Всякий, кто обладает минимальными познаниями в области зоологии, на первый взгляд отнесет дракона к классу пресмыкающихся и окажется прав, так как в Индонезии, на Суматре, действительно существует летающий дракон (Draco volans). Однако между этим маленьким и безобидным существом и фантастическим зверем, изрыгающим пламя и иногда пожирающим своих детенышей, такая же пропасть, как между орлом и фениксом.

Несмотря на это, дракон является уникальным феноменом мировой культуры - ведь он присутствует почти во всех мифологиях мира. Французский естествоиспытатель Ласепед едко заметил, что он существует повсюду, кроме самой природы, хотя почти инстинктивно ассоциируется с Китаем, а какую смысловую нагрузку он несет - позитивную или негативную - невозможно решить однозначно. В Китае это, несомненно, положительный персонаж: там дракон, по легенде, учил императора каллиграфии, а вот в иудео-христианской традиции - отрицательный.

Дракон в геральдике, в искусстве и предметах обихода

Образы святых (например, Георгия Победоносца) и архангелов, сражающихся с драконами, присутствуют и на печатях, и на монетах, и на барельефах, и в живописи, и, конечно, в гербах. Однако в геральдике существует четкое различие между сатанинским чудищем, символом зла, обязательно поверженным и пронзенным, и «добрым» драконом, символом «бдительности, проницательности, благоразумия, верной стражи, власти и добрых предзнаменований».

Все это явно соотносится с античной традицией: «В древности драконов носили на стягах персы, парфяне, скифы, даки и ассирийцы (...); позднее сами римляне рисовали их красным цветом на своих знаменах, и те солдаты, которые несли эти знамена, назывались «драгонариями»; потом появился обычай изображать их в гербе» (он же). Что касается греческой истории и мифологии, то как не вспомнить стражей садов Гесперид, Эпаминонда со щитом, украшенным изображением дракона, и дракона, появившегося в небе (крест в ту пору, как императору Константину, еще не являлся) над водами Саламинской бухты? А эмблему партии худеющих гибеллинов, если говорить о более поздних эпохах?

Дракон в германской геральдике

В древнегерманском эпосе дракон в геральдике, убитый Зигфридом, является стражем бессмертия. Это позволяет провести параллель с индийской мифологией (что говорит об индоевропейских корнях самого мифа), где от дракона исходит вещество сома, дающее бессмертие, а китайский дракон возносит на небеса Бессмертных, то есть императоров. С Дальнего Востока происходит и изображение двух драконов, повернутых друг к другу лицом, которое европейцы восприняли, вероятно, через арабскую куль-туру, так как в изобразительных искусствах и в герметических доктринах (и у арабов, и в Европе) он присутствует именно в своем двузначном символическом значении.

Дракон являет собой два противоположных начала, нейтрализующих друг друга или стремящихся объединиться в единую непобедимую силу (как два дракона, белый и красный, в кельтско-британской мифологии). Но в геральдике не обошлось и без курьезных преувеличений. Так, блазон герба французского рода Ансезюн гласит: «Красное поле с двумя чудовищными противостоящими золотыми драконами, обращенными друг к другу, держащими правой лапой свою бороду, состоящую из скрученных змей; каждая лапа оканчивается тремя змеями с единым хвостом, каждая из которых кусает себя за спину».

Родовой герб фамилии Ансальди (Мессина) «В красном поле золотой дракон»

Герб города Китиньяно «В золотом поле два противовосстающих зеленых дракона с красными языками»

Родовой герб фамилии Арнальди (Падуя) «В пересеченном золотом и черном щите крылатый пересеченный дракон* переменных цветов»

Родовой герб фамилии Боккадифуоко (Сицилия, происх. из Пьяченцы) «В синем поле золотой дракон, изрыгающий красное пламя»

В последние годы многие семьи возвращаются к старым, забытым традициям и обзаводятся семейным гербом. У одних герб сложный, состоящий из множества вычурных элементов, у других простой и лаконичный. В любом случае герб семьи и значение символов должны нести смысловую нагрузку, отражая либо историю семьи, либо принципы и цели ее членов. Вне зависимости от масштабов герба – то ли это герб целого государства, то ли это фамильный герб – все они подчиняются основным правилам, которые можно узнать из книг по геральдике.

Символов в геральдике существуют сотни и сотни, но не все они имеют отношение к фамильным гербам, так как многие применяются, например, только для городов и крепостей, другие принадлежат правившим династиям. Мы хотим рассмотреть только те, которые можно использовать в гербе обычной (не монаршей) семьи.

Животные символы на гербах

  1. Бык – свидетельствует о трудолюбии, плодородии, терпеливости, а так же является символом скотоводства.
  2. Ворон – символизирует долголетие и прозорливость.
  3. Голубь – символ святого духа, чистоты и смирения.
  4. Грифон – мифическое существо полу-лев полуптица, символизирует могущество, силу, власть, бдительность.
  5. Дракон – символ могущества и силы.
  6. Единорог – в христианстве символизирует непорочность и чистоту, а так же непобедимость.
  7. Журавль – означает бдительность.
  8. Змея – символизирует осторожность, мудрость, добро. Если змея свернулась кольцом – то это символ здоровья, если схватила себя за хвост – вечность, бессмертие, если ползет – печали, если пьет из чаши – то это всем известный символ медицины, врачебного искусства.
  9. Кабан – обозначает могущество, бесстрашие.
  10. Кошка – символ независимости.
  11. Лев – символизирует силу, великодушие, власть, а так же предусмотрительность.
  12. Леопард – символ отваги в бою, стойкости.
  13. Медведь – знак силы и предусмотрительности.
  14. Овца – символизирует сельскую жизнь, доброту и кротость.
  15. Олень – знак воина, перед которым отступает неприятель.
  16. Орел – означает независимость, силу, великодушие, предусмотрительность и, конечно же, власть и господство.
  17. Пеликан – символизирует благотворительность, помощь, заботу, самопожертвование и бескорыстие.
  18. Петух – обозначает мужское начало, энергичность, силу, является символом бдительности, борьбы и боя.
  19. Пчела – знак неутомимости и трудолюбия.
  20. Гамаюн (райская птица) – символ мира, богатства, величия и благополучия.
  21. Собака – символизирует преданность, верность, послушание, бдительность.
  22. Сова – означает мудрость, сообразительность, расторопность.
  23. Сокол – знак ума, красоты, отваги.
  24. Феникс – символ возрождения и бессмертия.

Неодушевленные предметы на гербе семьи и их значение

  1. Десница (правая рука) – обозначает верность клятве, обещанию, присяге.
  2. Дубовый лист – символ прочности, силы, могущества и победы.
  3. Зеркало – знак общественной власти, правдивости, исполнения общественного долга, чистоты мыслей.
  4. Жезл меркурия – символизирует красноречие, острый ум, трудолюбие и является и является символом торговли.
  5. Книга – чаще всего раскрытая, знак знаний.
  6. Колос – обозначает богатство земли, земледелие.
  7. Корона – означает господство, власть.
  8. Лавровый венец – символизирует твердую славу, величие, нерушимость, победу.
  9. Лестница – знак больших возможностей для роста благосостояния, новых сфер развития.
  10. Меч – символ готовности к защите отчизны, рода от врагов. Если меч огненный – то это еще и знак духовного оружия, несущего добро и просвещение.
  11. Молот – обозначает усердный и тяжелый труд рабочих и ремесленников.
  12. Оливковая ветвь – знак мира, процветания.
  13. Посох – говорит о духовной власти, святительстве.
  14. Свеча – символизирует самозабвенное служение делу созидания. В христианской традиции огонь свечи обозначает Христа.
  15. Свиток – знак учености, свидетельствует об отношении к большой науке.
  16. Рука, держащая меч – обозначает верность воинскому долгу.
  17. Солнце – символизирует провидение, изобилие, истину и богатство.
  18. Факел – означает стремление к знаниям, правде, желание творить и духовное горение.
  19. Яйцо – обозначает начало жизни, надежду.
Со времен появления геральдики и формирования ее основных правил прошло уже довольно много времени. За эти годы в нашей жизни появились новые предметы, профессии и их символы. Их использование тоже уместно на фамильном гербе, но лучше все-таки предварительно обсудить их допустимость со специалистом. Все-таки герб это то, что передается из поколения в поколения и должно отражать вечные, а не сиюминутные ценности и рассказывать о семье в целом, а не только о тех представителях, которые были авторами этого герба.

«В гербоведческой литературе имеются краткие высказывания о «змие» и «драконе». А.Б. Лакиер, касаясь западноевропейских гербовых фигур, писал о драконе как эмблеме «нечистой силы, язычества, невежества» в виде грифона с лапами, языком-жалом, крыльями летучей мыши и рыбьим хвостом».

«В центральном круглом медальоне знака (креста) ордена на розовом (с 30-х гг. XIX в. - красном) фоне помещалось изображение св. Георгия на коне, поражающего копьем змия.

Некоторыми это изображение неверно трактуется как борьба с драконом, но дракон в геральдике олицетворяет добро. Причину ошибки следует искать в том, что и дракон, и змий изображаются в геральдике крылатыми, но дракон - с двумя лапами, а змий - с четырьмя. Последняя тонкость, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочному трактованию изображения змия как дракона.»

Другое геральдическое значение дракона - неприкосновенность, неприкосновенность, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы).

Русская геральдика обязана своим созданием царю Алексею Михайловичу. Если до него и существовали некоторые эмблемы, как, например, двуглавый орёл государственной печати, печати некоторых городов и т. п., то они не имели полноты и законченности, не приняли ещё постоянных геральдических форм.

Большое значение имел труд государева печатника, боярина Артамона Сергеевича Матвеева: «Всех великих князей московских и всея России самодержцев персоны и титла и печати» (1672). Он включал в себя гербы (по сути, еще «рисунки эмблем») 33 русских земель, названия которых входили в большой государев титул Алексея Михайловича.

По просьбе царя император Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича или Курелича, который (в 1673 г.) написал сочинение (оставшееся в рукописи) «О родословии российских великих князей и государей, поднесенное царю Алексею Михайловичу от цесарского советника и герольдмейстера Лаврентия Курелича, с показанием имеющегося, посредством браков, сродства между Россией и восмью европейскими державами, то есть цесарем римским и королями: англинским, дацким, французским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в средине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Сочинение это служило важным пособием для посольского приказа (подлинник его на латинском языке и русский перевод хранились в архиве иностранных дел ). Таким образом, лица эти и создали первые русскую геральдику.

Зарождение русской геральдики произошло во второй половине XVII в., когда под влиянием непрестанных сношений с Польшей и Западной Европой начинают создаваться гербы и в России, путём смешения двух геральдических систем, западноевропейской и польской соответственно.

Как источником для польских гербов послужили знаки, помещавшиеся на знамёнах, так и у нас в основу старейших гербов легли эмблемы тех областей и городов, которые некогда составляли уделы владельцев гербов. Принцип этот сохранился отчасти и в других русских гербах; так, в гербы родов, пришлых в Россию, старались помещать эмблемы, хотя бы отчасти указывающие на происхождение рода. Рядом с этим при составлении гербов принимались в соображение и личные заслуги. Таким образом явилась смешанная, или русская, система гербов.

В царствование Петра Великого приведение в порядок существовавших гербов и пожалование новых получило окончательную форму учреждением герольдии. В 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5 тысяч гербов.

В советское время геральдика существовала в статусе вспомогательной исторической дисциплины. Кроме государственных гербов СССР, союзных и автономных республик, являвшихся образным выражением советской идеологии, символизирующих основные принципы и устои социалистического государства, было создано огромное количество советских эмблем. В целом, гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.

Казалось бы, что давно прошло то время, когда женщин сжигали на кострах инквизиторы, а народ верил в огнедышащих драконов. Но нет. Оказывается, оно-таки не прошло. В Великобритании связь с мифологическим все еще сильна и хиреть, кажется, совсем не собирается.

Британия не ограничивается пределами Англии. Помимо туманного Альбиона в нее входят Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Каждая из этих стран самобытна, каждая имеет в своем арсенале интересную символику. Сначала даже трудно понять, что забыли львы на гербе Соединенного Королевства или почему валлийцы боготворят красных драконов. Однако, погрузившись с головой в историю, разобраться можно и в этом.

Львиная лихорадка

На гербах Англии и Шотландии изображены львы, причем на английском гербе их и вовсе целых три. В английской геральдике этих животных изображают стоящими на одной задней ноге и боксирующими передними лапами.Первый вопрос, который автоматически возникает: откуда в северной стране появились символы, связанные с такими животными, как львы и леопарды? Логическая связь здесь есть и вполне очевидная. Хищный зверь появился на британском гербе во время правления Ричарда Львиное Сердце. Монарх желал показать всем львиную храбрость и выносливость. И к тому же он таким образом намекал врагам Британии: государство, которым управляет человек с таким прозвищем, опасно и может вонзить свои клыки в кого угодно. Собственно, народ называл львами всех британских монархов, поэтому это животное и стало национальным.

Мозаика на полу церкви святого Лоренцо, Великобритания, фото: Oxfordshire Churches

Слон в подарок

Кто же преподнес столь экзотический дар Британии? Луи IX Французский в 1254 году отдал своего питомца Генриху III Английскому. Слон – символ силы и надежности, поэтому он украсил герб города Ковентри в Англии. Вот такой прекрасный подарок от души. «Слон есть самое большое животное из всех живущих на земле», – писали братья Стругацкие. И одно из самых необыкновенных.

Артур и Ричард Львиное сердце, на щите которого – лев, фото: Hannele K

Фантастический грифон

Напомню, в Британии мифологических существ любили. Среди таких любимчиков оказался и гриф – нечто среднее между львом и орлом. Быстрый как орел и отважный как лев. Эдуард III выбрал для своего герба именно грифона. Правда, существо нигде не прижилось: ни среди людей, ни среди официальных символов. И все животное считалось среди британцев защитником сокровищ, в том числе, и золота.

Единорог на цепи

Единорог по своей сути противоречивое существо, хотя и является самым прекрасным в геральдическом британском зверинце. С одной стороны, единорог напоминает лошадь и антилопу, да еще и имеет белый, невинный цвет. Но с другой – у него длинный острый рог, которым он может серьезно ранить. Нередко его изображают в цепях, показывая зависимость Шотландии от Англии: единорог - именно шотландский символ.

Лев и единорог на гербе Англии в церкви святой Этельдреды, фото: Shola

Дракон-хранитель

Герб Лондона – два дракона, держащие щит. У британцев на этот счет существует легенда: давным-давно в Темзе якобы жил дракон, охранявший город от саксонских захватчиков. А у кельтов дракон был символом ужаса, независимости и непобедимости.

Дракон также любимый геральдический символ жителей Уэльса. Он изображен на флаге и гербе страны. Местные верят в могущество этого мифологического существа. А история озерного дракона Несси – одна из самых нашумевших в мире. Символом Уэльса дракон стал, когда римские легионы ушли из Британии, то есть в конце IV века. Красный дракон с тех времен обозначает приверженность цивилизованному римскому образу жизни.

Барельеф с друконами на одном из зданий близ Тауэра, фото: Marco Braun

Конечно, это не единственные представители геральдического зверинца Великобритании. Здесь «водятся» и мифические бонаконы, и олени, и таболты – разгадывать британский геральдический ребус увлекательно и познавательно, да вы и сами попробуйте.