Изобразительное искусство классицизма и рококо. Изобразительное искусство классицизма и рококо Презентация на тему изобразительное искусство рококо


Классицизм КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.


Рококо РОКОКО («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Искусство рококо это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками.


Никола Пуссен ПУССЕН (Poussin) Никола (), французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и общественно-этические нормы («Танкред и Эрминия», 1630-е годы, «Аркадские пастухи», 1630-е годы); величественные героические пейзажи («Пейзаж с Полифемом», 1649; серия «Времена года»,).


















Мастера «галантного жанра» Главные темы живописи рококо изысканная жизнь придвор­ной аристократии, «галантные празднества», идиллические карти­ны «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь чело­века мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воз­душных» (М. Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля». Главные темы живописи рококо изысканная жизнь придвор­ной аристократии, «галантные празднества», идиллические карти­ны «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь чело­века мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воз­душных» (М. Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля».


Антуан Ватто ВАТТО Антуан (полн Жан Антуан Ватто, Watteau) (10 октября 1684, Валансьенн 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн), французский живописец и рисовальщик. В бытовых и театральных сценах галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, воссоздал мир тончайших душевных состояний.











МХК, 11 класс

Урок № 6

Искусство классицизма и рококо

Д.З.: Глава 6, ?? (с.63), тв. задания (с.63-65), таб. (с. 63) в тетради заполнить

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • дать представление об искусстве классицизма, сентиментализма и рококо;
  • расширять кругозор, навыки анализа жанров искусства;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к музыкальному творчеству рококо.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • О. Фрагонар;
  • классицизм;
  • Г. Риго;
  • рококо;
  • сентиментализм;
  • гедонизм;
  • рокайлеи;
  • маскароны;
  • В.Л. Боровиковский;
  • ампир;
  • Ж. Ж. Руссо

Проверка знаний учащихся

1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами.

2 . Почему К. Монтеверди называют первым композитором барокко? В чём выразился реформаторский характер его творчества? Что характерно для «Взволнованного стиля» его музыки? Какое отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях композитора? Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи?

3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко? Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где? Каковы ваши впечатления? Какие произведения великого композитора вам особенно близки? Почему?

4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляли собой партесные концерты XVII - начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России? Какое впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского?

Универсальные учебные действия

  • оценивать ; выявлять способы и средства находить ассоциативные связи систематизировать и обобщать
  • определять существенные признаки стилей классицизма и рококо, соотносить их с определенной исторической эпохой;
  • исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира;
  • оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи ;
  • выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства классицизма, рококо и сентиментализма;
  • находить ассоциативные связи и различия между художественными образами классицизма, барокко и рококо, представленными в различных видах искусства;
  • характеризовать основные черты , образы и темы искусства классицизма, рококо и сентиментализма;
  • выдвигать гипотезы, вступать в диалог , аргументировать собственную точку зрения по сформулированным проблемам;
  • систематизировать и обобщать полученные знания об основных стилях и течениях искусства XVII-XVIII вв. (работа с таблицей)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Эстетика классицизма.
  • Рококо и сентиментализм.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеют эстетика классицизма, искусство рококо и сентиментализм?


подвопросы

  • Эстетика классицизма. Обращение к античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Выработка собственной эстетической программы. Главное содержание искусства классицизма и его творческий метод. Черты классицизма в различных видах искусства. Формирование стилевой системы классицизма во Франции и ее влияние на развитие художественной культуры западноевропейских стран. Понятие о стиле ампир.
  • Рококо и сентиментализм *. Происхождение термина «рококо». Истоки художественного стиля и его характерные особенности. Задачи рококо (на примере шедевров декоративно-прикладного искусства). Сентиментализм как одно из художественных течений в рамках классицизма. Эстетика сентиментализма и его основоположник Ж. Ж. Руссо. Специфика русского сентиментализма в литературе и живописи (В. Л. Боровиковский)

Эстетика

классицизма

  • Новый художественный стиль - классицизм (лат. classicus образцовый) - следовал классическим достижениям Античности и гуманистическим идеалам Возрождения.
  • Искусство Древней Греции и Древнего Рима стало для классицизма главнейшим источником тем и сюжетов: обращения к античной мифологии и истории, ссылки на авторитетных учёных, философов и писателей.
  • В соответствии с античной традицией был провозглашён принцип первенства природы.

Левицкий Д.Г.

Портрет

Дени Дидро. 1773-1774 гг. Музей искусства и истории города Женевы в Швейцарии.

«…изучать Античность, чтобы научиться видеть Природу»

(Дени Дидро)


Эстетика

классицизма

Эстетические принципы классицизма:

1. Идеализация древнегреческой культуры и искусства, ориентация на нравственные принципы и идеи гражданственности

2. Приоритет воспитательного значения искусства, признание ведущей роли разума в познании прекрасного.

3. Пропорциональность, строгость, ясность в классицизме сочетаются с законченностью, завершенностью художественных образов, универсализмом и нормативностью.

  • Главным содержанием искусства классицизма стало понимание мира как разумно устроенного механизма, где человеку отводилась существенная организующая роль.

О. Фpaгonap. Портрет

Дени Дидро. 1765-1769 гг. Лувр, Париж


Эстетика

классицизма

Творческий метод классицизма:

  • стремление к разумной ясности, гармонии и строгой простоте;
  • приближение к объективному отражению окружающего мира;
  • соблюдение правильности и порядка;
  • подчинение частного главному;
  • высокий эстетический вкус;
  • сдержанность и спокойствие;
  • рационализм и логичность в поступках.

Клод Лоррен. Отплытие царицы Савской (1648). Лондонская Национальная картинная галерея


Эстетика

классицизма

Каждому из видов искусства были

присущи свои особенные черты:

1. Основой архитектурного языка

классицизма становится ордер ( тип

архитектурной композиции, использующий

определённые элементы и

подчиняющийся определённой архитектурно-

стилевой обработке ) , гораздо более

близкий по формам и пропорциям к

зодчеству Античности.

2. Произведения архитектуры отличают

строгая организованность

соразмерность и уравновешенность

объёмов, геометрическая

правильность линий, регулярность

планировки.

3. Для живописи характерны : чёткая

разграниченность планов, строгость

рисунка, тщательно выполненная

светотеневая моделировка объёма.

4. Особую роль в решении

просветительской задачи играли

литература и в особенности театр ,

ставший самым массовым видом

искусства этого времени.

Ш. Персье, П.Ф.Л. Фопmеп.

Триумфальная арка на площади Каррусель в Париже. 1806 г. (стиль - ампир)


Эстетика

классицизма

  • в эпоху царствования «короля – солнце» Людовика XIV (1643-1715) была выработана некая идеальная модель классицизма, которой подражали в Испании, Германии, Англии и в странах Восточной Европы, Северной и Южной Америки.
  • вначале искусство классицизма было неотделимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка.

Г. Риго. Портрет Людовика XIV.

1701 г. Лувр, Париж


Эстетика

классицизма

  • Казанский собор в Петербурге (1801-1811 гг.) Арх. А.Н. Воронихин.
  • Искусство в форме так называемого революционного классицизма, служило идеалам борьбы против тирании, за утверждение гражданских прав личности, созвучных Французской революции.
  • На последней стадии своего развития классицизм активно

выражал идеалы наполеоновской империи.

  • Своё художественное продолжение он нашёл в стиле ампир (от фр. style Empire - «имперский стиль») – стиль позднего (высокого)

классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во

Франции в период правления императора Наполеона I.


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

  • Характерной особенностью XVIII в. в западноевропейском искусстве стал неоспоримый факт одновременного существования с классицизмом барокко, рококо и сентиментализма.
  • Признавая только гармонию и порядок, классицизм «выпрямил» причудливые формы барочного искусства, перестал трагически воспринимать духовный мир человека, а основной конфликт перенёс в сферу отношений между отдельной личностью и государством. Барокко, изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, уступило место классицизму и рококо.

О. Фрагонар. Счастливые

возможности качелей. 1766 г.

Коллекция Уоллес, Лондон


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

В 20-е гг. XVIII в. во Франции

сложился новый стиль искусства –

рококо (фр.rocaille - раковина). Уже

само название раскрывало

главную, характерную черту этого

стиля – пристрастие к изысканным

и сложным формам, причудливым

линиям, во многом напоминавшим

очертания раковины.

Раковина то превращалась в

сложный завиток с какими-то

странными прорезями, то в

украшение в виде щита или

полуразвёрнутого свитка с

изображением герба или эмблемы.

Во Франции интерес к стилю

рококо ослабел уже к концу 1760-х

гг., но в странах Центральной

Европы его влияние было

ощутимо вплоть до конца XVIII

столетия.

Ринальдиевское рококо:

интерьеры Гатчинского замка.

г. Гатчина


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Главная цель искусства рококо - доставлять чувственное

наслаждение ( гедонизм ). Искусство должно было

нравиться, трогать и развлекать, превращая жизнь в утончённый маскарад и «сады любви».

Сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники определяли содержание произведений искусства рококо.

Аллегория изобразительного искусства,

1764 г. - Холст, масло; 103 х 130 см. Рококо. Франция. Вашингтон, Нац. галерея.


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Характерными чертами стиля рококо в произведениях искусства:

грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость

и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике;

Орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров, разорванных картушей, масок;

сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота;

культ прекрасной наготы, восходящий к античной традиции, изощрённая чувственность, эротичность;

Культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам («Прелестным безделицам»), наполнявшим быт галантного человека;

эстетика нюансов и намёков, интригующая двойственность

образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов,

чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного

взгляда или влажного блеска в глазах.


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях

декоративно-прикладного искусства Франции (интерьерах дворцов

и костюмах аристократии). В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре - в виде свитков, щитов и замысловатых раковин - рокайлей (декоративных орнаментов, имитирующих

соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маекаранов (лепных или резных масок в виде

человеческого лица или головы зверя, размещённых над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах и мебели).


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Сентиментализм (фр. sentiment - чувство). В мировоззренческом плане он, как и классицизм, опирался на идеи просветительства.

Важное место в эстетике сентиментализма занимало изображение мира чувств и переживаний человека (отсюда его название).

Чувства воспринимались как проявление природного начала в человеке, его естественного состояния, возможного только при тесном контакте с природой.

Достижения цивилизации с множеством

соблазнов, развращавших душу

«естественного человека», приобретали

явно враждебный характер.

Своеобразным идеалом

сентиментализма стал образ сельского

жителя, следовавшего законам

первозданной природы и живущего в

абсолютной гармонии с ней.

Court Joseph-Desire (Жозе-Дезери Кур). живопись. Франция


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Основоположником сентиментализма считают французского просветителя Ж.Ж. Руссо, провозгласившего культ

естественных, природных чувств и

потребностей человека, простоты и

сердечности.

Его идеалом был чувствительный,

сентиментальный мечтатель,

одержимый идеями гуманизма,

«естественный человек» с «прекрасной душой», не развращённый буржуазной цивилизацией.

Главную задачу искусства Руссо

видел в том, чтобы учить людей

добродетели, звать их к лучшей

жизни.

Главный пафос его произведений

составляет восхваление человеческих чувств, высоких страстей, пришедших в столкновение с общественными, сословными предрассудками.

Французский̆ философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Родился: 28 июня 1712 г., Женева. Умер:2 июля 1778 г. (66 лет), Эрменонвиль, близ Парижа.


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Правомернее всего рассматривать сентиментализм как одно из художественных течений, действовавших в рамках классицизма.

Если рококо делает акцент на внешнем проявлении чувств и эмоций, то сентиментализм

подчёркивает внутреннюю,

духовную сторону бытия человека.

В России наиболее яркое воплощение сентиментализм нашёл в литературе и в живописи, например в творчестве В. Л. Боровиковского.

В.Л. Боровиковский. Лизынька и Дашинька. 1794 г. Государственная

Третьяковекая галерея,Москва


Контрольные вопросы

1 . Какова эстетическая программа искусства классицизма? В чём выразились связь и различия между искусством классицизма и барокко?

2 . Каким образцам Античности и Ренессанса следовало искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и почему ему пришлось отказаться?

3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его особенности отвечали вкусам и настроениям своего времени? Почему в нём не нашлось места для выражения гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо достиг наивысшего расцвета в декоративно-прикладном искусстве?

4. Сравните основные принципы барокко и рококо. Можно ли

5*. На каких идеях просветительства базировался сентиментализм? Каковы его главные акценты? Правомерно ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля классицизма?



Темы презентаций, проектов

  • «Роль Франции в развитии европейской художественной культуры».
  • «Человек, природа, общество в эстетической программе классицизма».
  • «Образцы Античности и Возрождения в искусстве классицизм».
  • «Кризис идеалов барокко и искусство классицизма».
  • «Рококо и сентиментализм - сопутствующие стили и течения классицизма».
  • «Особенности развития классицизма в искусстве Франции (России и др.)».
  • «Ж. Ж. Руссо как основоположник сентиментализма».
  • «Культ естественного чувства в искусстве сентиментализма».
  • «Дальнейшая судьба классицизма в истории мирового искусства».

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Кобяков Руслан. Санкт-Петербург

Николо Пуссен – художник классицизма.- его творчество считается вершиной классицизма в живописи. Свой идеал красоты он видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности гармонии и чёткости форм. Его живописные полотна отличают уравновешенности композиции, жёсткая, математически выверенная система организации пространства, чеканный рисунок, удивительная чувство ритма, основанное на античном учении о музыкальных ладах. Основной критерий Пуссена — разум и мысль в художественной правде и красоте: творить так, « как этому учат природа и разум».

Темы: героические поступки и деяние, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения. Битвы, божественные. Главным предметом искусства является то, что связано с представлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств в человека Своё творчество Пуссен посвятил прославлению героического человека. Его любимые герои – люди высокой нравственности.

В исторических сюжетах Пуссен искал те, в которых были действия, движение и экспрессия. Работу над картиной он начинал с внимательного изучения литературного источника. Идея классицизма, по его мнению, должна отражать композиция картины. Импровизации он противопоставлял тщательно обдуманное расположение фигур и основных фигур и основных групп. Пространство должно быть легко обозримо, планы должны чётко следовать друг за другом. Для самого действия следует отводить лишь небольшую зону переднего плана. В большинстве полотен Художник использует золотое сечение, когда точка пересечения диагоналей картины оказывается её важнейшим смысловым центром. С ним всегда была записная книжка, в которую он заносил, что его заинтересовало. В работе он шел от общего к частному.

Его интересовали не отдельные фигуры или детали, а расположение основных групп. Расположение групп выверял с помощью фигурок из воска и специальным освещением. Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенности форм(построение групп вокруг центра) и на свободном соотношении (сдвинутые в сторону от центра), что позволяло достичь впечатления упорядоченности, свободы и подвижности композиции. Уделял внимание и колориту. От тёмного к светлому. Небо и тени фона тонко. Множеству цветов предпочитал ультрамарин, медную лазурь, жёлтую и красную охру, зелёную и киноварь. Применял систему рефлексов: интенсивный цвет в центре композиции обычно сопровождают неяркие нейтральные краски.

Давно и справедливо замечено, что эмоциональная выразительность, присущая цветовому строю произведений Пуссена, ассоциируются с выразительностью музыки. Автор многочисленных картин на мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы. «Аркадские пастухи» — композиция картины проста и логична. Персонажи сгруппированы возле надгробия, изображённого на переднем плане картине. Их фигуры, напоминающие античные скульптуры, пластичны, движения героев ритмически согласованы между собой символическим жестом рук.

Большинство созданных Пуссеном картин на мифологические темы принадлежит к шедеврам мирового искусства «Сбор манны в пустыне» «Поклонение золотому тельцу» «Моисей, источающий воду из скалы» «Суд Соломона» «Снятие с креста» Он действительно был «одним из самых смелых новаторов, каких знала история живописи»(Э. Делакруа).

МХК, 11 класс
Урок № 6
Искусство
классицизма и
рококо
Д.З.: Глава 6, ?? (с.63), тв.
задания (с.63-65), таб. (с.
63) в тетради заполнить
© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА
дать представление об искусстве
классицизма, сентиментализма и
рококо;
расширять кругозор, навыки анализа
жанров искусства;
воспитывать национальное
самосознание и самоидентификацию,
уважение к музыкальному творчеству
рококо.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

О. Фрагонар;
классицизм;
Г. Риго;
рококо;
сентиментализм;
гедонизм;
рокайлеи;
маскароны;
В.Л. Боровиковский;
ампир;
Ж. Ж. Руссо

Проверка знаний учащихся

1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем
она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте
свой ответ конкретными примерами.
2 . Почему К. Монтеверди называют первым композитором барокко? В
чём выразился реформаторский характер его творчества? Что
характерно для «Взволнованного стиля» его музыки? Какое
отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях
композитора? Что объединяет музыкальное творчество К.
Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи?
3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его
принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко?
Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где?
Каковы ваши впечатления? Какие произведения великого
композитора вам особенно близки? Почему?
4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что
представляли собой партесные концерты XVII - начала XVIII в.?
Почему развитие русской барочной музыки связывают с
формированием композиторской школы в России? Какое
впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С.
Березовского и Д. С. Бортнянского?

Универсальные учебные действия

определять
определять существенные
существенные признаки
признаки стилей
стилей классицизма
классицизма
и
и рококо,
рококо, соотносить
соотносить их с определенной исторической
эпохой;
эпохой;
исследовать
исследовать причинно-следственные связи,
связи,
закономерности
закономерности смены
смены художественных
художественных моделей
моделей мира;
мира;
оценивать
оценивать эстетическую,
эстетическую, духовную
духовную и
и художественную
художественную
ценность
ценность культурно-исторической
культурно-исторической эпохи;
эпохи;
выявлять
выявлять способы
способы и
и средства
средства выражения
выражения общественных
идей
идей и
и эстетических
эстетических идеалов
идеалов эпохи
эпохи в
в процессе
процессе анализа
анализа
произведений
произведений искусства классицизма,
классицизма, рококо и
сентиментализма;
сентиментализма;
находить
находить ассоциативные
ассоциативные связи
связи и
и различия
различия между
художественными
художественными образами классицизма, барокко и
рококо,
рококо, представленными в различных
различных видах
видах искусства;
искусства;
характеризовать
характеризовать основные
основные черты,
черты, образы
образы и темы
темы
искусства
искусства классицизма,
классицизма, рококо
рококо и
и сентиментализма;
сентиментализма;
выдвигать
выдвигать гипотезы,
гипотезы, вступать
вступать в диалог,
диалог, аргументировать
аргументировать
собственную
собственную точку
точку зрения
зрения по
по сформулированным
сформулированным
проблемам;
проблемам;
систематизировать
систематизировать и
и обобщать
обобщать полученные
полученные знания
знания об
об
основных
основных стилях и течениях искусства
искусства XVII-XVIII вв.
(работа
(работа с таблицей)
таблицей)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Эстетика
классицизма.
2.Рококо и
сентиментализм.
Задание на урок. Какое значение для Мировой
цивилизации и культуры имеют эстетика
классицизма, искусство рококо и
сентиментализм?

подвопросы

1.
1.
2.
2.
Эстетика
Эстетика классицизма.
классицизма. Обращение
Обращение кк античному
античному
наследию
наследию и
и гуманистическим
гуманистическим идеалам Возрождения.
Выработка
Выработка собственной
собственной эстетической
эстетической программы.
программы.
Главное
Главное содержание искусства
искусства классицизма
классицизма и
и его
его
творческий
творческий метод.
метод. Черты
Черты классицизма
классицизма в
в различных
различных
видах
видах искусства.
искусства. Формирование стилевой системы
системы
классицизма
классицизма во Франции
Франции и ее влияние на развитие
художественной
художественной культуры
культуры западноевропейских
западноевропейских стран.
стран.
Понятие
Понятие о
о стиле
стиле ампир.
ампир.
Рококо
Рококо и
и сентиментализм*.
сентиментализм*. Происхождение
Происхождение термина
термина
«рококо».
«рококо». Истоки
Истоки художественного
художественного стиля
стиля и
и его
его
характерные
характерные особенности. Задачи
Задачи рококо
рококо (на
(на примере
примере
шедевров
шедевров декоративно-прикладного
декоративно-прикладного искусства).
Сентиментализм
Сентиментализм как
как одно
одно из
из художественных
художественных течений
течений
в
в рамках
рамках классицизма.
классицизма. Эстетика
Эстетика сентиментализма
сентиментализма и
и
его
его основоположник
основоположник Ж.
Ж. Ж.
Ж. Руссо.
Руссо. Специфика
Специфика русского
русского
сентиментализма
сентиментализма в литературе
литературе и живописи (В. Л.
Боровиковский)
Боровиковский)

Эстетика
классицизма
Левицкий Д.Г.
Портрет
Дени Дидро.
1773-1774
гг. Музей
искусства и
истории
города
Женевы в
Швейцарии.
Новый художественный
стиль - классицизм (лат.
classicus образцовый) следовал классическим
достижениям Античности и
гуманистическим идеалам
Возрождения.
Искусство Древней Греции и
Древнего Рима стало для
классицизма главнейшим
источником тем и сюжетов:
обращения к античной
мифологии и истории,
ссылки на авторитетных
учёных, философов и
писателей.
В соответствии с античной
«…изучать Античность, чтобы
традицией был
научиться видеть Природу»
провозглашён принцип
(Дени Дидро)
первенства природы.

Эстетика
классицизма
О. Фpaгonap. Портрет
Дени Дидро. 1765-1769 гг.
Лувр, Париж
Эстетические принципы классицизма:
1. Идеализация древнегреческой
культуры и искусства, ориентация на
нравственные принципы и идеи
гражданственности
2. Приоритет воспитательного
значения искусства, признание
ведущей роли разума в познании
прекрасного.
3. Пропорциональность, строгость,
ясность в классицизме сочетаются с
законченностью, завершенностью
художественных образов,
универсализмом и нормативностью.
Главным содержанием искусства
классицизма стало понимание мира
как разумно устроенного механизма,
где человеку отводилась
существенная организующая роль.

10.

Эстетика
классицизма
Клод Лоррен. Отплытие царицы
Савской (1648). Лондонская
Национальная картинная галерея
Творческий метод
классицизма:
стремление к разумной
ясности, гармонии и
строгой простоте;
приближение к
объективному отражению
окружающего мира;
соблюдение
правильности и порядка;
подчинение частного
главному;
высокий эстетический
вкус;
сдержанность и
спокойствие;
рационализм и
логичность в поступках.

11.

Эстетика
классицизма
Каждому из видов искусства были
присущи свои особенные черты:
1. Основой архитектурного языка
классицизма становится ордер (тип
архитектурной композиции, использующий
определённые элементы и
подчиняющийся определённой архитектурностилевой обработке), гораздо более
Ш. Персье, П.Ф.Л. Фопmеп.
Триумфальная арка на
площади Каррусель в Париже.
1806 г. (стиль - ампир)
близкий по формам и пропорциям к
зодчеству Античности.
2. Произведения архитектуры отличают
строгая организованность
соразмерность и уравновешенность
объёмов, геометрическая
правильность линий, регулярность
планировки.
3. Для живописи характерны: чёткая
разграниченность планов, строгость
рисунка, тщательно выполненная
светотеневая моделировка объёма.
4. Особую роль в решении
просветительской задачи играли
литература и в особенности театр,
ставший самым массовым видом
искусства этого времени.

12.

Эстетика
классицизма
в эпоху царствования
Г. Риго. Портрет Людовика XIV.
1701 г. Лувр, Париж
«короля – солнце» Людовика
XIV (1643-1715) была
выработана некая идеальная
модель классицизма, которой
подражали в Испании,
Германии, Англии и в странах
Восточной Европы, Северной
и Южной Америки.
вначале искусство
классицизма было
неотделимо от идеи
абсолютной монархии и
являлось воплощением
целостности, величия и
порядка.

13.

Эстетика
классицизма
Казанский собор в Петербурге (1801-1811 гг.) Арх. А.Н. Воронихин.
Искусство в форме так называемого революционного классицизма,
служило идеалам борьбы против тирании, за утверждение
гражданских прав личности, созвучных Французской революции.
На последней стадии своего развития классицизм активно
выражал идеалы наполеоновской империи.
Своё художественное продолжение он нашёл в стиле ампир (от фр.
style Empire - «имперский стиль») – стиль позднего (высокого)
классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во
Франции в период правления императора Наполеона I.

14.

Рококо и
сентиментализм
Характерной особенностью XVIII в.
в западноевропейском искусстве
стал неоспоримый факт
одновременного существования с
классицизмом барокко, рококо и
сентиментализма.
Признавая только гармонию и
порядок, классицизм «выпрямил»
причудливые формы барочного
искусства, перестал трагически
воспринимать духовный мир
человека, а основной конфликт
перенёс в сферу отношений между
отдельной личностью и
государством. Барокко, изжившее
себя и пришедшее к логическому
завершению, уступило место
классицизму и рококо.
О. Фрагонар. Счастливые
возможности качелей. 1766 г.
Коллекция Уоллес, Лондон

15.

Рококо и
сентиментализм
Ринальдиевское рококо:
интерьеры Гатчинского замка.
г. Гатчина
В 20-е гг. XVIII в. во Франции
сложился новый стиль искусства –
рококо (фр.rocaille - раковина). Уже
само название раскрывало
главную, характерную черту этого
стиля – пристрастие к изысканным
и сложным формам, причудливым
линиям, во многом напоминавшим
очертания раковины.
Раковина то превращалась в
сложный завиток с какими-то
странными прорезями, то в
украшение в виде щита или
полуразвёрнутого свитка с
изображением герба или эмблемы.
Во Франции интерес к стилю
рококо ослабел уже к концу 1760-х
гг., но в странах Центральной
Европы его влияние было
ощутимо вплоть до конца XVIII
столетия.

16.

Рококо и
сентиментализм
Главная цель искусства рококо
- доставлять чувственное
наслаждение (гедонизм).
Искусство должно было
нравиться, трогать и
развлекать, превращая
жизнь в утончённый
маскарад и «сады любви».
Сложные любовные интриги,
мимолётность увлечений,
дерзкие, рискованные,
бросающие вызов обществу
поступки героев, авантюры
и фантазии, галантные
Аллегория изобразительного искусства,
развлечения и праздники
1764 г. - Холст, масло; 103 х 130 см.
определяли содержание
Рококо. Франция.
произведений искусства
Вашингтон, Нац. галерея.
рококо.

17.

Рококо и
сентиментализм
Характерными чертами стиля рококо в произведениях искусства:
грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость
и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к
экзотике;
орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок,
цветочных гирлянд, фигурок амуров, разорванных картушей,
масок;
сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим
количеством белых деталей и золота;
культ прекрасной наготы, восходящий к античной традиции,
изощрённая чувственность, эротичность;
культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в
скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам
(«Прелестным безделицам»), наполнявшим быт галантного
человека;
эстетика нюансов и намёков, интригующая двойственность
образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов,
чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного
взгляда или влажного блеска в глазах.

18.

Рококо и
сентиментализм
Мебель в стиле
рококо
Наибольшего расцвета стиль
рококо достиг в произведениях
декоративно-прикладного
искусства Франции (интерьерах
дворцов
и костюмах аристократии). В
России он проявился прежде
всего в архитектурном декоре в виде свитков, щитов и
замысловатых раковин рокайлей (декоративных
орнаментов, имитирующих
соединение причудливых раковин
и диковинных растений), а
также маекаранов (лепных или
резных масок в виде
человеческого лица или головы
зверя, размещённых над
окнами, дверьми, арками, на
фонтанах, вазах и мебели).

19.

Рококо и
сентиментализм
Court Joseph-Desire (Жозе-Дезери
Кур). живопись. Франция
Сентиментализм (фр. sentiment - чувство).
В мировоззренческом плане он, как и
классицизм, опирался на идеи
просветительства.
Важное место в эстетике сентиментализма
занимало изображение мира чувств и
переживаний человека (отсюда его
название).
Чувства воспринимались как проявление
природного начала в человеке, его
естественного состояния, возможного
только при тесном контакте с
природой.
Достижения цивилизации с множеством
соблазнов, развращавших душу
«естественного человека», приобретали
явно враждебный характер.
Своеобразным идеалом
сентиментализма стал образ сельского
жителя, следовавшего законам
первозданной природы и живущего в
абсолютной гармонии с ней.

20.

Рококо и
сентиментализм
Французскийй̆ философ, писатель,
мыслитель эпохи Просвещения.
Также музыковед, композитор и
ботаник. Родился: 28 июня 1712
г., Женева. Умер:2 июля 1778 г. (66
лет), Эрменонвиль, близ Парижа.
Основоположником сентиментализма
считают французского просветителя
Ж.Ж. Руссо, провозгласившего культ
естественных, природных чувств и
потребностей человека, простоты и
сердечности.
Его идеалом был чувствительный,
сентиментальный мечтатель,
одержимый идеями гуманизма,
«естественный человек» с «прекрасной
душой», не развращённый
буржуазной цивилизацией.
Главную задачу искусства Руссо
видел в том, чтобы учить людей
добродетели, звать их к лучшей
жизни.
Главный пафос его произведений
составляет восхваление человеческих
чувств, высоких страстей, пришедших
в столкновение с общественными,
сословными предрассудками.

21.

Рококо и
сентиментализм
Правомернее всего рассматривать
сентиментализм как одно из
художественных течений,
действовавших в рамках
классицизма.
Если рококо делает акцент на
внешнем проявлении чувств и
эмоций, то сентиментализм
подчёркивает внутреннюю,
духовную сторону бытия человека.
В России наиболее яркое
воплощение сентиментализм
нашёл в литературе и в
живописи, например в
творчестве В. Л. Боровиковского.
В.Л. Боровиковский. Лизынька и
Дашинька. 1794 г. Государственная
Третьяковекая галерея,Москва

22. Контрольные вопросы

1 . Какова эстетическая программа искусства классицизма? В
чём выразились связь и различия между искусством
классицизма и барокко?
2 . Каким образцам Античности и Ренессанса следовало
искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и
почему ему пришлось отказаться?
3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его
особенности отвечали вкусам и настроениям своего
времени? Почему в нём не нашлось места для выражения
гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо
достиг наивысшего расцвета в декоративно-прикладном
искусстве?
4. Сравните основные принципы барокко и рококо. Можно ли
считать рококо продолжением барокко? Что нового стиль
рококо «добавил» к барокко? Каковы отличия
эмоционального воздействия на человека этих стилей?
5*. На каких идеях просветительства базировался
сентиментализм? Каковы его главные акценты? Правомерно
ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля
классицизма?

23. Творческая мастерская

24. Темы презентаций, проектов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
«Роль Франции в развитии европейской художественной
культуры».
«Человек, природа, общество в эстетической программе
классицизма».
«Образцы Античности и Возрождения в искусстве
классицизм».
«Кризис идеалов барокко и искусство классицизма».
«Рококо и сентиментализм - сопутствующие стили и
течения классицизма».
«Особенности развития классицизма в искусстве Франции
(России и др.)».
«Ж. Ж. Руссо как основоположник сентиментализма».
«Культ естественного чувства в искусстве
сентиментализма».
«Дальнейшая судьба классицизма в истории мирового
искусства».

25. рефлексия

Оцените свою работу на уроке,
закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…

26. Литература:

Программы для общеобразовательных учреждений.
Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.:
Дрофа, 2011
Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень:
учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
Кобяков Руслан. Санкт-Петербург

КЛАССИЦИЗМ - (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма.


Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Ионический ордер Дорический ордер Коринфский ордер




В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Никола Пуссен). Подвиги Ринальдо Подвиги Ринальдо 1628


Пастухи в Аркадии Пастухи в Аркадии


Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида. Переход Наполеона через Альпы






Бертель Торвальдсен ЯсонБертель Торвальдсен Ясон, Музей Торвальдсена Копенгаген Жан Антуан Гудон. Вольтер «Комеди Франсез», Париж


Русский классицизм во второй половине XVIII - начале XIX вв. воплотил новый, небывалый по размаху, национальному пафосу и идейной наполненности расцвет культуры: архитектурные ансамбли и сооружения В. Баженова, М. Казакова, Дж. Кваренги, А. Захарова, К. Росси, А. Воронихина, скульптуры М. Козловского, Ф. Щедрина, И. Мартоса, картины А. Лосенко, А. Иванова и др.


Иванов А.А. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения