Этапы развития русской литературы основные литературные направления. Литературные направления (определения, основные черты литературных направлений). Основные стилевые направления в литературе нового и новейшего времени

Ей предшествовали так называемые логографы - это были первые прозаики, которые описывали буквально все подряд. Нет сомнений в том, что историю как жанр придумали именно древние греки. Конечно, у других народов были анналы, летописи и хроники, но первые исторические сочинения появились именно у греков. Вообще описания исторических событий пользовались у них большой популярностью.

История воспринималась как литературный жанр, и муза истории Клио стоит в одном ряду с Терпсихорой и другими музами. Это означало, что в античном мире к историческим трудам предъявлялись определенные требования: они должны быть риторически оформлены (содержать речи исторических деятелей), стилистически красивы, читабельны. Но, помимо стилистики, у исторических сочинений есть еще ряд очень важных отличий от логографов и анналов. И самое главное из них - критическое отношение к источникам.

У отца истории Геродота был серьезный мотив для создания своего труда - такое выдающееся событие, как Греко-персидские войны (499–449 гг. до н. э.). Как правило, греки записывали современные им события, очевидцами которых им довелось стать. Геродот же не был современником Греко-персидских войн в полном смысле этого слова, так как он родился во время них. Тем не менее у него была возможность беседовать с непосредственными участниками событий.

Сочинение Геродота при всей его значимости отличается наивностью, у него масса лирических отступлений от темы. Поставив себе целью рассказать о Греко-персидских войнах, он отвлекается на описание Персидского царства, завоевание персами Египта, рассказы об их других военных походах. Конечно, историки стран Древнего Востока очень благодарны ему за это, но вот историю самих Греко-персидских войн он начинает только с середины своего труда. Геродот использовал мало письменных источников, но это понятно: в его время их было не так уж и много. В основном он опирается на устные источники, и поэтому достоверность его произведения сильно зависит от информаторов.

Геродот много путешествовал, побывал в Египте, на Ближнем Востоке, в Северном Причерноморье, он жил на острове Самос и в Италии, ― одним словом, у него был очень широкий географический кругозор. Он любил описывать обычаи различных регионов, но все же очень сильно зависел от своих информаторов, и поэтому его рассказ о Египте получился просто фантастическим, так как местные гиды рассказали ему массу небылиц, которые он охотно записывал.

Геродот довольно беспристрастен в своей «Истории». Хотя он и симпатизирует Афинам, но старается описать вклад в войну других полисов. Антипатии к персам он не испытывает и старается описать эту эпоху как драму, но не как победу хороших греков над плохими варварами. Его «История», скорее всего, не закончена, так как обрывается на событиях самого начала 470-х годов. Но он успел описать изгнание персов из Балканской Греции, и в целом исход войны был понятен.

Казалось бы, ответ на «вопрос об отцовстве», о родоначальнике исторического жанра очевиден. Однако нередко в качестве истинного отца истории рассматривается Фукидид. Есть предание, согласно которому Фукидид слушал сочинение Геродота в юности и тогда уже решил, что он пойдет другим путем и будет описывать историю иначе. Поколение Фукидида хоть и не сильно моложе поколения Геродота, лет на двадцать пять, но все-таки уже другое, и, что особенно важно, оно уже достаточно образованное. Фукидид обучался в школе софистов, придерживался рационалистических взглядов. Геродот же безоговорочно верил чужим словам и был достаточно суеверным.

Фукидид решил описать Пелопоннесскую войну (431–404 гг. до н. э.) и, таким образом, превзойти историка Геродота. В чем-то это ему удалось. Современные историки предпочитают называть «отцом истории» Геродота, но именно Фукидида считают основателем научной историографии. Предоставляемые им сведения достаточно достоверны. Первая часть его книги - «Археология» - посвящена истории Греции до Пелопоннесской войны, где он показывает значение этой войны, ее масштаб и роль в истории. Особенно важно, что он был участником описываемых событий. Очень сложно объективно описать события, очевидцем и участником которых довелось стать: это требует большой отстраненности и мужества. Он сразу почувствовал значение этой войны, а толчком стало его военное поражение от спартанского полководца Брасида в 424 году, которое он описал очень достойно. Кроме того, Фукидид не любил демагога Клеона, своего соотечественника, по инициативе которого он был изгнан. Тем не менее он старается даже его деяния описывать по возможности достоверно. При этом Фукидид не искажает события, однако использует метод умолчания.

Фукидид успел описать только двадцать лет войны. После его смерти его последователь Ксенофонт получил у дочери Фукидида рукопись и издает ее (в то время рукописи издавались путем переписывания). «История» Фукидида становится очень популярной, и прежде всего из-за актуальности темы и ее значения, а также мастерства изложения. У Фукидида тут же появляется масса последователей, большинство текстов которых до нас не дошли. Полностью сохранился лишь труд Ксенофонта «Греческая история», который продолжил описание событий Пелопоннесской войны.

В нашем обычном представлении наука развивается постепенно ― от низкого уровня к более высокому. А с античной историографией получилось так, что высокий уровень был задан с самого начала и одни из первых произведений этого жанра стали классическими. Хотя, конечно, мы не можем знать наверняка, как в этом смысле развивалась история: традиция отобрала одних, а другие канули в Лету. Во время «греческого возрождения», в первые века Римской империи, Фукидида даже упрекали в антипатриотизме: дескать, Геродот выбрал тему борьбы с варварами, а Фукидид описывал лишь усобицы между греками. Поэтому Геродот считался более «правильным», хотя стилистику Фукидида оценивали выше.

С началом Нового времени о Фукидиде вновь вспоминают. В эпоху Просвещения история зарождается как наука, и многие исследователи уже считают, что историческая наука восходит не к Фукидиду, а к XVIII веку. И хотя труд Фукидида считается классическим образцом исторического сочинения, слава «отца истории» все же остается за Геродотом.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор РГГУ и ГАУГН.

Геродот (ок. 485-425 до н. э.)

Страстный путешественник, Геродот объездил весь тогдашний цивилизованный мир, называемый Ойкумена. Он посетил Ливию, Египет, Вавилон, города Малой Азии, побывал в Северном Причерноморье, а также в государствах Балканского полуострова. Собранные им географические и исторические сведения легли в основу полномасштабного 9-томного научного трактата, названного «История». Позднее его творение заняло в европейской науке особое место — стало памятником исторических событий, памятником художественной прозы. Его трудами пользовались ученые разных веков. Цицерон назвал Геродота «отцом истории».

Геродот появился на свет в небольшом городке Галикарнасе на побережье Средиземного моря (ныне турецкий город-курорт Бодрум), известном также тем, что в нем правил жестокий тиран Мавсол, который велел построить себе необыкновенной красоты гробницу, получившую название «мавзолей» и вошедшую в список Семи чудес света.

Геродот жил в Галикарнасе почти на 100 лет раньше. Он с детства наблюдал прибытие в местную гавань кораблей, рассматривал моряков, торговцев из далеких стран, странно одетых и говоривших на непонятных языках. Они привозили разные грузы, а из Галикарнаса увозили оливковое масло, вина, сушеные фрукты, керамические изделия, украшения. Обеденные столы и стулья недорого www.lpole.ru . Загадочные морские просторы, корабли, прибывавшие издалека, будили воображение ребенка, вызывали желание самому отправиться в плавание.

Сведений о его юности и жизни в Галикарнасе почти не сохранилось, сам он о себе ничего не написал. Известно, что его дядя Паниасид считался выдающимся эпическим поэтом, и один этот факт дает основания предположить, что занятие литературным трудом в семье Геродота было традиционным. Очевидно, от дяди он унаследовал интерес к литературе и истории. Но в своем родном городе Геродот прожил недолго. Население восстало против правившего там тирана Лигдамида. В борьбу против него выступил Паниасид и погиб. Сам Геродот подвергся изгнанию. Вот когда осуществилась его мечта. Он сел на корабль и отправился сперва на остров Самос. И уже оттуда начал свое длительное увлекательное путешествие.

Примерно 10 лет Геродот плавал по морям, странствовал по разным землям, слушал разных людей и делал записи. Около 445 года до нашей эры он прибыл в Афины и там впервые стал читать отрывки из своего творения. Его слушали в разных местах и всячески хвалили. Более того, за эти чтения он получил немалое денежное вознаграждение. Через год вместе с философом Протагором, архитектором Гипподамом Милетским он принял участие в создании общеэллинской колонии Фурии, за что получил еще прозвище Фуриец. Очевидно, в Фурии он и приступил к завершению Истории. В начале своего труда он объясняет причины, побудившие его взяться за перо: Геродот Галикарнасский излагает сии разыскания, дабы ни события с течением времени между людьми не истребились. ни великие и дивные дела, эллинами и варварами совершенные, не остались бесславными».

Композиционно и произведение делится на две части. В первой Геродот излагает историю Лидии — древнейшей страны на полуострове Малая Азия, в которую вторгся персидский царь Кир Великий. В этой же части он рассказывает о Египте, обычаях и нравах этой страны, повествует об истории Персии, приводит разные этнографические и географические сведения. Во второй части, которая считается главной, отражены история и события греко-персидских войн. Повесгвование заканчивается взятием эллинами Сеста в 479 году до н. э.

В своей Истории, разделенной позднее на 9 книг и названных по именам 9 муз, Геродот привел также факты из жизни великих людей, рассказал о странных обычаях варваров, дал представление о великих и удивительных сооружениях, отметил необычные явления природы. В этом труде он проявил себя, настоящим художником, способным пытливым ученым, который исследует факты, дает им оценку и делает выводы. Вероятно, Геродот хотел продолжить свой труд, но что-то ему помешало.

В эпоху Возрождения Историю на латинский язык перевел Лоренцо Валла. Книга вышла в Венеции в 1479 году, и с этого момента началось ее распространение среди ученых и политиков государств Европы. История Геродота вошла в библиотеки практически всех высших учебных заведений разных стран мира.

О том, кого называют отцом истории, ходит много легенд и слухов. Говорят, что, опубликовав свой труд, он добился признания истории как действительной науки, пишут, что он был настолько уникальным ученым, что почти не оставил после себя учеников, указывают на спорные моменты в его трудах и тут же ссылаются на них во время научных дискуссий. Такую долгую память могут заслужить лишь действительно единственные в своем роде ученые, оставившие после себя наиболее значительные исследования в своей области. И одним из таких ученых был великий Геродот, живший в Древней Греции в 5 веке до н.э., который по праву получил прозвище отец истории.

Геродот и философия

Имя Геродота неразрывно было связано с историей в античной и современной науке. Объём его наследия трудно воспринимать с точки зрения современных историков, ведь для нас запись и анализ исторических событий - это закономерное и естественное явление. Совсем другое мировоззрение было у древних греков.

Среди греческих философов доминировала идея о том, что познаваемым может быть только неизменное. Они делали акцент на изучение природных явлений, игнорируя социальные и исторические реалии. Считалось, что изучение прошлого человечества - задача безнадежная, так как течение времени преходяще, а значит, история непознаваема.

Геродот и его «История»

Сатирик Лукиан описывает, что Геродот добился известности всего за четыре дня. Длительное время он работал над собственным сочинением, описывающим прошлое своей ойкумены. Отец истории жил в солнечном Галикарнасе, где долгое время трудился над сбором и анализом скудных исторических фактов, которые он мог собрать. Закончив свой труд, он отправился в Олимпию, где к тому времени проводились Олимпийские игры. Там Геродот выступил перед зрителями в храме Зевса и устроил там публичные чтения своего труда. Зрители были настолько потрясены знаниями и изложением собственного прошлого, что немедленно присвоили девяти томам, из которых состояла «История» Геродота, имена девяти муз. К концу соревнований зрители интересовались не столько выступлениями и спортивными успехами любимых чемпионов, сколько новыми страницами творения Геродота.

Геродот в античном мире

Лукиан не был современником Геродота, свои заметки он писал спустя шестьсот лет после смерти великого грека. Поэтому многие детали его рассказа вызывают определенные сомнения. Вряд ли отец истории мог публично прочитать «Историю» перед публикой в полном варианте. Весь его труд длиннее «Илиады» и «Одиссеи», вместе взятых. К тому же некоторые ученые утверждают, что данный монументальный труд так и остался неоконченным. «История» Геродота заканчивается на описании сцены казни одного перса. А некоторые главы дошли до наших дней лишь в виде ссылок и размеченных параграфов.

Учеником Геродота официально считается Фукидид, но принципы его описания, в частности в «Истории пунической войны», в корне отличаются от всего написанного Геродотом. Его «История пунических войн» написана в совершенно другом ключе, не продолжая, а скорее опровергая тезисы своего предшественника.

Косвенным подтверждением широкой популярности Геродота может служить пародирование его истории в комедиях Аристофана. Согласитесь, что трудно сделать пародию на основе малоизвестных или непопулярных книг. Бюст первого исследователя прошлых веков стоял в знаменитой библиотеке г. Пергама. Много лет спустя Аристотель высоко оценил труд Геродота, назвав его образцом примерного историка.

Отец истории или отец географии?

Имя отца истории может легко быть дополнено различными титулами. Теми, которыми его наделили и его современники, и исследователи будущего. С равными правами он заслуживает званий «отец истории», «отец географии», «отец этнографии». Каждая его историческая повесть предваряется коротким прологом, в котором описывается географическое положение, название и обычаи того народа, о котором пойдет речь. Например, описывая поход Ксеркса на Спарту, Геродот не забывает упомянуть о ремесленниках, изготавливающих мед на горе Каллатеб, или рассказать о диких животных, обитавших в то время в лесах Франции. Разнообразные сведения - правдивые и выдуманные, описывались им с одинаковой тщательностью, как бы предлагая потомкам самостоятельно разобраться в хитросплетениях правды и вымысла.

Эхо славы

Но различные исторические школы сходятся в одном - именно Геродот стал первым человеком, который придал истории статус науки, именно через призму его труда древнеримские, а затем и средневековые школы повели традицию описывать собственную современность. Открытие его трудов в эпоху возрождения дало новый толчок к пониманию античной культуры. В исторической русской школе труды Геродота высоко ценил Карамзин, который добился популяризации античных авторов среди современников.

литературные направления и течения

XVII -Х1Х ВЕКА

Классицизм - направление в литературе XVII - начала XIX века, ориен­тирующееся на эстетические эталоны античного искусства. Основная идея - утверждение приоритета разума. В основе эстетики - принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно построено, логически выверено, должно запечатлевать непреходящие, сущностные свойства вещей. Для произведений классицизма характерны высокая граж­данская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, тяготеющих к всеобще­му образцу (Г. Державин, И. Крылов, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Д. Фонвизин).

Сентиментализм - литературное течение второй половины XVIII века, утвердившее в качестве доминанты человеческой личности чувство, а не разум. Герой сентиментализма - «человек чувствующий», его эмоциональ­ный мир разнообразен и подвижен, причем богатство внутреннего мира при­знается за каждым человеком, независимо от его сословной принадлежности (Я. М. Карамзин. «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза») .

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале XIX века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтичес­кого двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, пре­даний и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя харак­терно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощуще­ние и в то же время бунтарство и мятежность духа (А. С. Пушкин. «Кав­ казский пленник», «Цыганы »; М. Ю. Лермонтов. «Мцыри »; М. Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»).

Реализм - литературное направление, утвердившееся в русской литера­туре в начале XIX века и прошедшее через весь XX век. Реализм утвер­ждает приоритет познавательных возможностей литературы, ее способ­ность исследовать действительность. Важнейшим предметом художествен­ного исследования становится взаимосвязь между характером и обстоятельствами, формирование характеров под воздействием среды. Поведение человека, по мысли писателей-реалистов, зависит от внешних обстоятельств, что, однако, не отменяет его способности противопоставить им свою волю. Это и определило центральный конф­ликт - конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в дина­мике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-инди­видуальном воплощении (А. С. Пушкин. «Евгений Оне­гин»; романы И. С. Тургенева, Л. Н. Тол­ стого, Ф. М. Достоевского, А. М. Горького, рассказы И. А. Бунина, А. И. Куприна; Н. А. Некрасови и др.).

Критический Реализм - литературное направление, которое является дочерним предыдущему, просуществовало с начала XIX века до его конца. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, критичным, иногда саркастичным авторским взглядом (Н. В. Гоголь «Мертвые души»; Салтыков-Щедрин)

XX ВЕК

Модернизм - литературное направление первой половины XX века, проти­вопоставившее себя реализму и объединившее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Вместо жест­кой связи характеров и обстоятельств модернизм утверждает самоцен­ность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к утомительному ряду причин и следствий.

Авангардизм - направление в литературе и искусстве XX века, объединяю­щее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме (сюрреализм, драма абсурда, «новый роман», в русской литературе - футуризм). Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и дово­дит до крайности его стремление к художественному обновлению.

Декадентство (декаданс) - определенное умонастроение, кризисный тип сознания, выражающийся в чувстве отчаяния, бессилия, душевной уста­лости с обязательными элементами самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. В декадентских по настроению произведениях эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти. Декадентское мироощущение нашло отражение в творчестве писателей конца XIX - начала XX в. Ф. Сологуба, 3. Гиппиус, Л. Андреева, и др.

Символизм - общеевропейское, а в русской литературе - первое и са­мое значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Глав­ным средством передачи рационально не познаваемых тайных смыслов становится символ (знаков) («старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб; «младосимволисты»: А. Блок, А. Белый, В. Иванов, драмы Л. Андреева).

Акмеизм - течение русского модернизма, возникшее как реакция на крайности символизма с его настойчивой тенденцией к восприятию ре­альности как искаженного подобия высших сущностей. Главное значение в творчестве акмеистов приобретает художественное освоение многообразно­го и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утвержде­ние культуры как высшей ценности. Для акмеистической поэзии харак­терны стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно выверенная композиция, отточенность деталей (Н. Гумилев, С. Городец­ кий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут).

Футуризм - авангардистское течение, возникшее почти одновременно в Италии и России. Основная черта - проповедь свержения прошлых тра­диций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир. Главный технический принцип - принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования (В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин и др.).

Экспрессионизм - модернистское течение, сформировавшееся в 1910 - 1920-е годы в Германии. Экспрессионисты стремились не столько изобразить мир, сколько выразить свою мысль о неблагополучии мира и о подав­лении человеческой личности. Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоци­ональностью высказываний автора и персонажей, обильным исполь­зованием фантастики и гротеска. В русской литературе влияние экс­прессионизма проявилось в творчестве Л. Андреева, Е. Замятина, А. Пла тонова и др.

Постмодернизм - сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализ­ма (конец XX века). Постмодернистское мышление принципиально анти-иерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели - постмодернисты считают литературу, прежде всего, фактом языка, а поэтому не скрывают, а подчеркивают «литературность» своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох (А. Битов, Саша Соколов, Д. А. Пригов, В. Пе­ левин, Вен. Ерофеев и др.).