Европейская культура XVIII века. Европейская культура XVIII в Культура западной европы 18 века обряды

XVIII в. - последний исторический этап перехода от феодализма к капитализму. Развитие культуры в этот период во всех странах Европы проходило под знаком идей Просвещения.

В этом веке в Германии сложилась школа клас­сической немецкой идеалистической филосо­фии. Во Франции сформировался самый многочи­сленный отряд просветителей, оттуда по всей Европе распространились идеи Просвещения. В своих произведениях (-Персидские письма» и «О духе законов») Шарль Луи Монтескье высказы­вался против неограниченной монархии и феода­лизма. Вольтер был выдающимся вождем француз­ского Просвещения. Он написал прекрасные литературные, философские и исторические произ­ведения, в которых выражалась ненависть к религи­озному фанатизму и феодальному государству. Деятельность Жана Жака Руссо стала новым этапом в развитии французского Просвещения. Его произ­ведения содержали е себе ненависть к угнетателям, критику государственного строя, социального нера­венства.

Судьба французского материализ­ма связана с именами Дени Дидро, Этьена Бонно Кондильяка, Поля Гольбаха. 50-60-е гг. XVIII в. - расцвет деятельности французских материалистов. Этот период отличается одновременным развитием науки и техники. Благодаря Адаму Смиту политэкономия становится на­учной дисциплиной. Наука быстро развивалась, она была напрямую связана с техникой и производ­ством. В XVIII в, более значимыми становятся лите­ратура и музыка, постепенно они выходят на первый план среди всех видов искусств. Развивается проза как жанр, в которой показывается судьба отдельно­го человека в социальной среде того времени.ьОсобенно плодотворно развивается жанр романа, а котором описывается универсальная картина ми­ра. В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми стали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Огромное влияние на музыкальное искусство оказа­ли Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. ван Бетховен. Больших результатов добились театральное искусство, дра­матургия, которая носила реалистический и предромантический характер.

Отличительная черта этого времени - исследо­вание основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства. XVIII столетие часто называ­ют «золотым веком театра". Величайший драматург П. О, Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех, на кого направляет свои удары». Крупнейшими драматургами стали: Р. Ше­ридан (Англия), К, Гольдони (Венеция], П. Бомарше (Франция), Г. Лессинг, И. Гете (Германия),Ф. Шиллер.

Ведущим жанром живописи XVIII в. был портрет.

Среди художников этого времени можно выде­лить Гейнсборо, Латура, Гудона, Шардена, Ватто, Гварди. Живопись не отражает универсальную пол­ноту охвата духовной жизни человека, как это было раньше, В различных странах формирование нового искусства происходит неравномерно. Живопись и скульптура в стиле рококо носили декоративный ха­рактер.

Искусство XVIII в. завершается великолепным творчеством испанского художника Франсиско Гойи. Культурное наследие XVIII в. до сих пор пора­жает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человече­ских страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Век Просвещения - век ве­ликих открытий и великих заблуждений. Неслучайно конец этой эпохи приходится на начало Француз­ской революции. Она уничтожила веру просветите­лей в «золотой век» ненасильственного прогресса. Она усилила позиции критиков его целей и идеалов.

«Культура Европы в XVII–XVIII веках»


1. Духовная жизнь


В истории Европы XVII век отмечен торжеством нового стиля барокко в искусстве и скептицизма в духовной жизни общества. После заполненного энтузиазмом и верой в способности человека эпохи Возрождения приходит разочарование, отчаяние и трагический разлад отдельной личности с окружающим миром. Человек, со времен средневековья привыкший ощущать себя в центре мироздания, вдруг оказался затерянным на огромной планете, размеры которой ему стали известны. Звездное небо над головой перестало быть надежным куполом и превратилось в символ бескрайности пространства, которое манило и одновременно отталкивало и пугало. Европейцам пришлось вновь обрести себя и приспособиться к сильно изменившемуся окружающему миру.

В начале XVIII века в континентальной Европе на смену скептицизму и рационализму барокко пришла эпоха Просвещения и искусство рококо. Главной идеей Просвещения был оптимизм и твердая вера в то, что человечество можно изменить путем повышения его образованности (отсюда и название данного течения). Просвещение зародилось во Франции, которая облегченно вздохнула после смерти Людовика XIV и с надеждой смотрела в будущее.

Огромную роль в распространении идей Просвещения сыграло тайное общество масонов - вольных каменщиков. Происхождение масонства до сих пор остается загадкой. Сами масоны считают себя продолжателями Ордена тамплиеров, выживших после расправы в начале XIV века, члены которого основали первую ложу - тайную секцию. Ученые считают, что масоны как политическая организация возникли в начале XVIII века на основе ремесленных союзов строителей. Члены масонских лож выступали за построение нового мира на основе всеобщего равенства и братства и боролись против католической церкви, за что неоднократно предавались анафеме.

2. Искусство Барокко и Рококо


В конце XVI века маньеризм постепенно начал уступать место барокко, высокому стилю утвердившейся абсолютной власти монархов, переживших кризис католичества и отстоявших право на существование протестантизма. Наивысший расцвет барокко пришелся на 2-ю половину XVII века, когда Европа с успехом преодолела катаклизмы религиозных войн.

Для барочной архитектуры была характерна пышная декоративная отделка со множеством деталей, многоцветная лепка, обилие позолоты, резьбы, скульптуры, живописные плафоны, создающие иллюзию уходящих вверх разверзшихся сводов. Это время господства кривых, причудливо изогнутых линий, перетекающих друг в друга, торжественных фасадов зданий и величественных архитектурных ансамблей. В живописи доминирует парадный портрет, полотна заполнены аллегориями и виртуозными декоративными композициями.

Несмотря на господство барокко, эта эпоха не была однородна в стилевом отношении. Во Франции, где были сильны тенденции строгого классицизма, старались следовать античным образцам. В Нидерландах более склонялись к натуралистическому стилю.

Барокко как стиль зародился в Италии, откуда он должен был нести в Европу свет возрожденного католицизма. Одним из самых выдающихся архитекторов-основоположников барокко стал Лоренцо Бернини. Он был назначен главным архитектором собора святого Павла - главного католического храма Рима. По его проекту в 1623-1624 годах над алтарем собора был сооружен огромный бронзовый балдахин, в качестве материала для которого по приказу Папы Урбана VIII использовали античную крышу Пантеона. Также в 1656-1665 годах Бернини выстроил грандиозную овальную колоннаду перед фасадом собора. В 1658 году архитектор возвел церковь Сант-Андреа аль Квиринале, в 1663-1666 годах - «Королевскую лестницу» в Ватикане. Блестящее мастерство Бернини проявилось в строительстве знаменитых римских фонтанов - «Фонтан тритона» и «Фонтан четырех рек». Помимо гениального архитектурного дара, Бернини обладал блестящими способностями скульптора. Он является автором гробниц Папы Урбана VIII и Александра VII в соборе святого Петра, скульптур «Давид» (1623), «Аполлон и Дафна» (1622-1625), многочисленных бюстов. В частности, во время поездки во Францию в 1665 году Бернини создал бюст Людовика XIV.

Главной живописной школой Италии эпохи барокко стала болонская, основанная тремя художниками: Аодовико Карраччи и его двоюродными братьями Аннибале и Агостино. В 1585 году они основали в Болоньи мастерскую, названную «Академией вступивших на правильный путь», в которой разработали основные принципы барочной живописи. В 1597 году Аннибале и Агостино переехали в Рим, где получили заказ на роспись галереи палаццо Фарнезе. По мнению Карраччи, реальная действительность слишком груба, поэтому ее следует облагородить, создавая на полотне идеальные образы.

Другой видный художник итальянского барокко, Караваджо Микеланджело да, наоборот стремился к максимальному реализму. Создавая картины на библейские сюжеты, художник специально старался сделать их как можно более демократичными и простыми. Таковы его полотна «Обращение Савла» (1600-1601), «Положение во гроб» (1602 - 1604), «Смерть Марии» (1606). Кроме того, он превратил натюрморт в самостоятельный жанр живописи.

Стиль барокко в Испании превратил XVII столетие в «золотой век» национальной культуры этой страны. Король Филипп IV всячески покровительствовал живописцам, создавая им наилучшие условия и щедро оплачивая их работу.

Первым крупным испанским художником барокко считается Хусепе Рибера, несмотря на то, что он еще в молодости уехал в Италию, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Его творчество испытало влияние Караваджо, и художник старался сделать свои персонажи как можно более реалистичными. Наиболее известными работами Риберы являются «Святой Иероним» (1626), «Мучение святого Варфоломея» (1630), «Хромоножка» (1642).

Величайшим живописцем Испании XVII века стал Диего Де Сильва Веласкес, с 1623 года - придворный живописец Филиппа IV. Манера Веласкеса отличалась подчеркнутым Реализмом, некоторой жесткостью письма и поразительной жизненной правдой. В молодые годы он создал целую галерею ярких народных типов, в зрелые годы, живя при дворе, отдавал предпочтение аристократам, членам королевской фамилии, а также мифологическим сюжетам. Таковы «Вакх» (1628-1629), «Венера с зеркалом» (1651), «Менины» (1656).

Испанское барокко оказало глубокое влияние на Фландрию, где утвердился тот же стиль. Вершиной фламандского барокко стало творчество художника Питера Пауля Рубенса. Как и многие другие живописцы, в молодости Рубенс совершил поездку в Италию, где изучал памятники античности и работы мастеров Возрождения. Вернувшись на родину, он создал классический образ монументально алтарного образа барокко - «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» (1610-1614). Для Рубенса характерны могучие и пышные человеческие тела, полные жизненной силы, большой декоративный размах. Темой его полотен были мифологические и библейские сюжеты, исторические сцены. Он стал создателем парадного барочного портрета. Наиболее известными картинами Рубенса являются: «Похищение дочерей Левкиппа» (1619-1620), «Персей и Андромеда» (1621), «Вирсавия» (1636), «Шубка» (1638).

Учеником Рубенса был художник Антонис ван Дейк, придворный живописец Карла I. Продолжатель идей фламандской школы, Ван Дейк долгое время работал в Генуе, Антверпене, а в 1631 году навсегда переехал в Лондон. Там он стал любимым портретистом королевской семьи и получал такое количество заказов, что вынужден был распределять работу между учениками, создав нечто вроде художественной мануфактуры. Его кисти принадлежат портреты: «Карл I на охоте» (1633), «Семейный портрет» (1621).

Во Франции, где классическая традиция соперничала с барокко, наиболее ярким представителем национальной школы живописи был Никола Пуссен. Своими учителями Пуссен считал Рафаэля и Тициана, творчество которых изучал во время посещения Италии. Художник отдавал предпочтение изображению мифологических и библейских сцен с использованием большого количества персонажей и аллегорий. Яркими примерами классицизма стали его полотна «Вдохновение поэта» (1629-1635), «Царство флоры» (1632), «Похищение сабинянок» (1633), «Вакханалия».

Правление Людовика XIV стало целой эпохой в развитии французского искусства. Художники и архитекторы были объединены в Академию живописи и скульптуры и Академию архитектуры. Они были призваны прославить величие «короля-Солнца» и совместными усилиями на основе компромисса между барокко и классицизмом создали новое течение, которое получило название стиль Людовика XIV. Грандиозные дворцы и парковые ансамбли должны были наглядно воплотить идею всесилия абсолютного монарха и могущества французской нации.

Руководствуясь этими принципами, архитектор Клод Перро в 1667 году начал строительство восточного фасада Лувра, так называемой «Колоннады». По проекту Либераля Брюана и Жюля Ардуэна-Мансара был сооружен Дом инвалидов - общежитие для ветеранов войны и собор. Вершиной французского зодчества этой эпохи стало возведение Версаля (1668-1689). Работами по строительству Версальского дворца и паркового ансамбля руководили архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар. В Версале свойственная классицизму строгость линий здания дворца сочетается с пышной барочной отделкой залов. К тому же, сам парк, украшенный многочисленными фонтанами, - порождение стиля барокко.

В отличие от Италии, Испании, Англии и Франции, где живописцы получали за свои полотна огромные деньги, в Голландии художникам платили очень мало. Неплохой пейзаж можно было купить за пару гульденов, хороший портрет, к примеру, стоил всего 60 гульденов, а Рембрандт, находясь на пике славы, получил за «Ночной дозор» только 1600гульденов. Для сравнения, гонорары Рубенса исчислялись десятками тысяч франков. Голландские мастера жили в весьма скромном достатке, иногда в нищете в небольших мастерских. Их искусство отражало повседневную жизнь страны и было направлено не на прославление монархии или славы Господней, а на раскрытие психологии обычного человека.

Первым великим мастером голландской школы живописи стал Франс Хальс. Подавляющее большинство его картин составляют портреты. Он располагал большой мастерской, имел 12 детей, которые вслед за отцом стали художниками, множество учеников, вел богемный образ жизни, был обременен многочисленными долгами и умер в полной нищете.

Самыми значительными произведениями ранней голландской живописи стали групповые портреты кисти Хальса. Заказчиками выступали члены гильдий, которые просили изобразить их во время пирушки или собрания. Таковы «Офицеры стрелковой роты святого Георгия» (1616), «Стрелки гильдии святого Адриана в Харлеме» (1627). Искусство Хальса лишено глубокой сосредоточенности и психологических коллизий. На его картинах, отразивших характер самого художника, люди почти всегда смеются. Хальс создал галерею простых голландцев, немного грубоватых, но откровенных в свои чувствах - «Цыганка», «Малле Баббе», «Мальчик-рыбак», «Шут».

Ученик Хальса художник Адриан ван Остаде работал в бытовом жанре. Его сцены из сельской и городской жизни проникнуты юмором и добродушной усмешкой. Тако вы «Драка», «В деревенском кабачке», «Мастерская художника». Классиком голландского пейзажа стал Ян ван Гойен, который использовал в своих работах принципы воздушной перспективы. Лучшим его полотном считается «Вид Дордрехта» (1648).

Вторым великим живописцем Голландии, чье творчество стоит вровень с Хальсом, был Ян Вермер Делфтский. Он отдавал предпочтение бытовым лиричным композициям, изображавшим одну или двух женщин в домашней обстановке, - «Девушка, читающая письмо», «Женщина у окна», «Женщина, примеряющая ожерелье», «Бокал вина», «Кружевница». Вермеру удалось с большой эмоциональной силой показать личную жизнь горожан, а также человека в единстве с окружающей средой. Ему удалось поразительно правдиво передать серебристый дневной свет, играющий на его полотнах множеством бликов.

Вершиной голландской школы стало творчество Рембрандта Харменса ван Рейна с его глубоким психологизмом и неповторимыми золотисто-коричневыми оттенками. Как и Хальс, Рембрандт пережил период популярности, но затем разорился и кончил жизнь в ужасающей бедности.

Рембрандт писал в основном портреты, как индивидуальные, так и групповые, а также картины на мифологические и библейские сюжеты. Художник был мастером светотени, и его персонажи как выхвачены лучом света из темноты. Его полотна «Даная», «Святое семейство», «Возвращение блудного сына» по праву считаются непревзойденными шедеврами. Из групповых портретов наиболее известны «Урок анатомии доктора Тюльпа» и «Ночной дозор». Одухотворенность и поразительная эмоциональная глубина отличает «Портрет старика в красном».

Из Италии архитектура барокко распространялась не только на север, но и на восток. После окончания Тридцатилетней войны на юге Германии под руководством итальянских мастеров возводятся многочисленные барочные постройки. В конце XVII века в немецких землях появились собственные мастера, творившие в стиле барокко.

Прусский архитектор Андреас Шлютер возвел в Берлине Королевский дворец и здание цейхгауза. Если Шлютер ориентировался на итальянского скульптора Лоренцо Бернини и французские образцы, то творчество Даниеля Пеппельмана совершенно самобытно. По его проекту в Дрездене для Августа II Сильного был возведен знаменитый дворцовый комплекс Цвингер. Также по заказу Августа архитектор Пеппельман возвел Королевский дворец в Гродно.

Распространение стиля барокко в Речи Посполитой было вызвано проникновением в страну иезуитов. Первым барочным памятником в Беларуси и вообще в Европе за пределами Италии стал иезуитский костел, возведенный в конце XVI века итальянским архитектором Бернардони для князя Радзивилла в Несвиже. Подлинного расцвета этот стиль достиг во 2-й половине XVII века, когда, приобретя национальные черты, оформился в белорусское, или виленское барокко. Классическими примерами белорусского барокко стали многочисленные костелы и городская застройка в Вильно, Гродно, Минске, Могилеве, Бресте, Слониме, Пинске, перестроенный после взрыва Полоцкий Софийский собор, монастыри в Голыпанах, Барунах, Березвечье, дворцовые комплексы в Несвиже и Ружанах.

В конце XVII века из Беларуси барокко проникло в Россию, где вначале получило название нарышкинский стиль. Примером этого направления являются церковь Покрова в Филях и церковь Знамения в Дубровицах. С началом реформ Петра I барокко окончательно восторжествовало в русской архитектуре, что прежде всего проявилось при строительстве Санкт-Петербурга. Вершиной развития барокко в России стало творчество итальянского архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Он перестроил дворцы в Петергофе и Царском Селе, возвел в столице комплекс Смольного монастыря и знаменитый Зимний дворец.

В начале XVIII века во Франции зародился новый стиль искусства - рококо. В отличие от барокко, которое было исключительно придворным стилем, рококо было искусством аристократии и высших слоев буржуазии. Теперь главной целью мастера стало не прославление кого-либо или чего-либо, а удобство и удовольствие конкретного человека. Если барокко смотрело высоко вверх, то рококо спустилось с небесных высей на грешную землю и обратило свой взор на стоящих вокруг людей. Иногда стиль рококо называют искусством для искусства. Более верно было бы назвать этот стиль искусством для человека.

Архитекторы рококо стали заботиться о комфорте человека. Они отказались от помпезности величественных барочных зданий и старались окружить человека атмосферой удобства и изящества. Живопись также отказалась от «великих идей» и стала просто красивой. Избавленные от бурных эмоций барокко, картины наполнились холодным светом и тонкими полутонами. Рококо был, пожалуй, первый почти полностью светский стиль в истории европейского искусства. Как и философия Просвещения, так и искусство рококо отделились от церкви, отодвинув религиозные темы далеко на задний план. Отныне и живопись, и архитектура должны были быть легкими и приятными. Галантное общество XVIII века устало от нравоучений и проповедей, люди желали наслаждаться жизнью, получая от нее максимум удовольствий.

Крупнейшим мастером рококо был Франсуа Буше, который превратил свои картины в декоративное панно для украшения стены. Таковы полотна «Купание Дианы», «Триумф Венеры», «Пастушеская сцена».

Морис-Кантер Ларут смог создать портретный жанр рококо. Запечатленные на его картинах люди в полном соответствии с требованием века любезно и галантно смотрят на зрителя, стараясь вызвать у него не восхищение, но чувство симпатии. Истинные же характеры персонажей скрыты под маской светской учтивости.

Картины Оноре Фрагонара полны искреннего чувства полноты жизни, которая проходит в беззаботном наслаждении. Примером этому служат полотна «Качели» (1766), «Поцелуй украдкой» (1780).

В Германию стиль рококо пришел в 30-х годах XVIII века, так и остался на севере, так как в южнонемецких землях до конца столетия безраздельно господствовало барокко.

В 1745 году прусский архитектор Георг Кнобельсдорф начал строительство под Потсдамом дворцово-паркового ансамбля Сан-Суси. Само его название (в переводе с французского «без забот») отражало дух эпохи рококо. По заказу Фридриха II на виноградной террасе был выстроен скромный одноэтажный дворец. Однако довольно скоро рококо было вытеснено набиравшим силу классицизмом.

Английское искусство XVIII века было настолько своеобразно, что не поддается классификациям, принятым в континентальной Европе. Здесь наблюдается причудливое переплетение всех стилей и направлений, среди которых постепенно на первое место выступает классицизм.

Основоположником национальной английской школы живописи стал Уильям Хогарт. В полном соответствии с духом английского общества того времени он посвятил свое творчество политической и социальной сатире. Подлинную славу художнику принесли серии картин «Карьера мота», «Модный брак», «Выборы». Чтобы познакомить со своими работами как можно большее количество зрителей, Хогарт сам изготавливал гравюры всех своих работ маслом и распространял их большими тиражами.

Художник Джошуа Рейнолдс вошел в историю как теоретик искусства, первый президент Королевской (Лондонской) академии искусств и выдающийся портретист. Его портреты наполнены пафосом прославления героев, которые стали достойны того, чтобы их навечно запечатлели на полотне.

Если Рейнолдс отличался рациональным подходом к живописи, то творчество Томаса Гейнсборо было более, эмоциональным. Его портреты отличает поэтическое восприятие природы человека.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Восемнадцатый век в Западной Европе – последний этап длительного перехода от феодализма к капитализму. В середине века завершился процесс первоначального накопления капитала, велась борьба во всех сферах общественного сознания, созревала революционная ситуация. Позднее она привела к господству классических форм развитого капитализма. На протяжении века совершалась гигантская ломка всех общественных и государственных устоев, понятий и критериев оценки старого общества. Возникла цивилизованная общественность, появилась периодическая печать, образовались политические партии, шла борьба за эмансипацию человека от оков феодально-религиозного миросозерцания.

В изобразительном искусстве возрастало значение непосредственно реалистического отображения жизни. Расширилась сфера искусства, оно становилось активным выразителем освободительных идей, наполнялось злободневностью, боевым духом, обличало пороки и нелепости не только феодального, но и нарождающегося буржуазного общества. Оно выдвинуло и новый положительный идеал ничем не скованной личности человека, свободного от иерархических представлений, развивающего индивидуальные способности и вместе с тем наделенного благородным чувством гражданственности. Искусство становилось общенациональным, обращалось не только к кругу утонченных ценителей, но к широкой демократической среде.

Основные тенденции социального и идейного развития Западной Европы 18 века в различных странах проявляли себя неравномерно. Если в Англии промышленный переворот, совершившийся в середине 18 столетия, закрепил компромисс буржуазии и дворянства, то во Франции антифеодальное движение имело более массовый характер и готовило буржуазную революцию. Общим для всех стран был кризис феодализма, его идеологии, формирование широкого общественного движения – Просвещения, с его культом первичной нетронутой Природы и Разума, ее оберегающего, с его критикой современной испорченной цивилизации и мечтой о гармонии благостной природы и новой демократической цивилизации, тяготеющей к естественному состоянию.

Восемнадцатый век – век Разума, всеразрушающего скепсиса и иронии, век философов, социологов, экономистов; развивались связанные с техникой точные естественные науки, география, археология, история, материалистическая философия. Вторгаясь в умственный обиход эпохи, научные знания создали и для искусства фундамент точного наблюдения и анализа действительности. Просветители провозгласили целью искусства подражание природе, но природе упорядоченной, усовершенствованной (Дидро, А. Поп), очищенной разумом от пагубного воздействия рукотворной цивилизации, созданной абсолютистским режимом, общественным неравенством, праздностью и роскошью. Рационализм философско-эстетической мысли 18 века, однако, не подавлял свежести и искренности чувства, но порождал устремленность к соразмерности, изяществу, гармонической завершенности художественных явлений искусства, начиная с архитектурных ансамблей и кончая прикладным искусством. Просветители придавали огромное значение в жизни и искусстве чувству – средоточию благороднейших устремлений человечества, чувству, жаждущему целеустремленного действия, заключающего в себе силу, революционизирующую жизнь, чувству, способному возродить исконные добродетели «естественного человека» (Дефо, Руссо, Мерсье), следующего естественным законам природы.

Афоризм Руссо «Человек велик только своими чувствами» выражал одну из примечательных сторон общественной жизни 18 столетия, породившей углубленный утонченный психологический анализ в реалистическом портрете и жанре, поэзией чувств проникнуты лирический пейзаж (Гейнсборо, Ватто, Берне, Робер) «лирический роман», «поэмы в прозе» (Руссо, Прево, Мариво, Фильдинг, Стерн, Ричардсон), она достигает высшего выражения в подъеме музыки (Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Моцарт, оперные композиторы Италии). Героями художественных произведений живописи, графики, литературы и театра 18 века стали, с одной стороны, «малые люди» – люди, как все, поставленные в обычные условия эпохи, не избалованные достатком и привилегиями, подверженные обыкновенным естественным движениям души, довольствующиеся скромным счастьем. Художников и писателей в них восхищали искренность, наивная непосредственность души, близкая природе. С другой стороны, в центре внимания – идеал эмансипированного цивилизованного интеллектуального человека, порожденного просветительской культурой, анализ его индивидуальной психологии, разноречивых душевных состояний и чувств с их тонкими оттенками, нечаянными порывами и рефлектирующими настроениями.

Острая наблюдательность, утонченная культура мысли и чувства характерны для всех художественных жанров 18 века. Художники стремились запечатлеть разнообразные в оттенках обыденные жизненные ситуации, самобытные индивидуальные образы, тяготели к занимательным повествованиям и феерической зрелищности, острым конфликтным действиям, драматическим интригам и комедийно построенным фабулам, утонченному гротеску, буффонаде, грациозным пасторалям, галантным празднествам.

Новые проблемы были выдвинуты и в архитектуре. Уменьшилось значение церковного строительства, и возросла роль гражданской архитектуры, изысканно простой, обновленной, освобожденной от излишней импозантности. В некоторых странах (Франция, Россия, отчасти Германия) решались проблемы планировки городов будущего. Рождались архитектурные утопии (графические архитектурные пейзажи – Джованни Баттиста Пиранези и так называемая «бумажная архитектура»). Становились характерными тип частного, обычно интимного жилого дома и городские ансамбли общественных зданий. Вместе с тем в искусстве 18 века по сравнению с предшествующими эпохами снизились синтетическое восприятие и полнота охвата жизни. Нарушилась былая связь монументальной живописи и скульптуры с архитектурой, в них усилились черты станковизма и декоративности. Предметом особого культа стало искусство быта, декоративных форм. Вместе с тем возросло взаимодействие и взаимообогащение различных видов искусства, достижения, обретенные одним видом искусства, свободнее использовались другими. Так, было весьма плодотворным влияние театра на живопись и музыку.

Искусство 18 века прошло два этапа. Первый продолжался до 1740–1760 годов. Он характеризуется видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. Своеобразие искусства первой половины 18 века – в сочетании остроумного и насмешливого скептицизма и изысканности. Это искусство, с одной стороны, утонченное, анализирующее нюансы чувств и настроений, устремленное к изящной интимности, сдержанному лиризму, с другой стороны, тяготеющее к «философии наслаждения», к сказочным образам Востока – арабов, китайцев, персов. Одновременно с рококо развивалось реалистическое направление – у некоторых мастеров оно приобрело острообличительный характер (Хогарт, Свифт). Открыто проявлялась борьба художественных направлений внутри национальных школ. Второй этап связан с углублением идеологических противоречий, ростом самосознания, политической активности буржуазии и народных масс. На рубеже 1760–1770-х годов. Королевская Академия во Франции выступила против искусства рококо и пыталась возродить парадный, идеализирующий стиль академического искусства конца 17 века. Галантный и мифологический жанры уступили место историческому с сюжетами, заимствованными из римской истории. Они были призваны подчеркивать величие утратившей авторитет монархии в соответствии с реакционным истолкованием идей «просвещенного абсолютизма».

Представители передовой мысли обратились к наследию античности. Во Франции граф де Кейлюс открыл научную эру исследований в этой области («Собрание древностей», 7 томов, 1752–1767). В середине 18 века немецкий археолог и историк искусств Винкельман («История искусства древности», 1764) призывал художников вернуться к «благородной простоте и к спокойному величию древнего искусства, несущего в себе отражение свободы греков и римлян эпохи республики». Французский философ Дидро нашел в античной истории сюжеты, обличающие тиранов, призывающие к восстанию против них. Возник Классицизм , противопоставивший декоративности рококо естественную простоту, субъективному произволу страстей – познание закономерностей реального мира, чувство меры, благородство мысли и поступков. Художники впервые изучали древнегреческое искусство на вновь открытых памятниках. Провозглашение идеального, гармоничного общества, примат долга над чувством, пафос разума – общие черты классицизма 17 и 18 веков. Однако классицизм 17 века, возникший на почве национального объединения, развивался в условиях расцвета дворянского общества. Для классицизма 18 века характерна антифеодальная революционная направленность. Он был призван объединить прогрессивные силы нации для борьбы с абсолютизмом. За пределами Франции классицизм не имел революционного характера, которым он отличался в первые годы французской революции.

XVII век – одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, в искусстве появляются новые стили, с другой – преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека.

Эпоху XVII века в культуре и в искусстве принято называть эпохой барокко. Формирование новой европейской культуры было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения. Для духовной жизни общества XVII века большое значение имели Великие географические открытия и естественно-научные открытия. Человек начал остро ощущать зыбкость и неустойчивость своего положения, противоречия между иллюзией и реальностью. Новое мировосприятие по-особенному преломилось в художественной культуре: все необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое – скучным и неинтересным. Эта новая эстетика заметно потеснила прежние ренессансные принципы подражания природе, ясности, уравновешенности.

Так возник новый стиль – барокко. Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком») – жаргонное словечко португальских моряков для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы стало использоваться в значении «смягчить, растворить контур, сделать форму более мягкой, живописной».

Для барочной архитектуры была характерна пышная декоративная отделка со множеством деталей, многоцветная лепка, обилие позолоты, резьбы, скульптуры, живописные плафоны, создающие иллюзию уходящих вверх разверзшихся сводов. Это время господства кривых, причудливо изогнутых линий, перетекающих друг в друга, торжественных фасадов зданий и величественных архитектурных ансамблей. В живописи доминирует парадный портрет, свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

Начало итальянского барокко связано со строительством римской церкви Иль Джезу (1575 г.), фасад которого был оформлен Джакомо делла Порта. Она в буквальном смысле «создала эпоху», став выражением стилевых тенденций времени: традиционное деление на 2 этажа, полуколонны, ниши, статуи и неизбежные волюты (завитки) на углах. Первой по времени и самой крупной дворцовой постройкой той эпохи был палаццо Квиринале, летняя резиденция римских пап, возведенный на вершине Квиринальского холма.

Наиболее яркое выражение в скульптуре это течение находит в творчестве Лоренцо Бернини. Его скульптура «Давид» – изображает момент стремительного движения, порыва навстречу гиганту Голиафу, переход одного движения в другое. Бернини не останавливается перед искажением лица, передачей болезненного или блаженного выражения. В скульптуре «Аполлон и Дафна» Лоренцо Бернини запечатлел в летящем движении момент превращения юной беззащитной Дафны, настигнутой легконогим Аполлоном, в лавр. Блестящее мастерство Бернини проявилось в строительстве знаменитых римских фонтанов – «Фонтан Тритона» и «Фонтан четырех рек».

С именем Бернини связан очередной этап преобразований собора Святого Петра в Риме: он оформил площадь перед собором, прямо от краев фасада далеко вперед протянулись крытые галереи-коридоры. Архитектор создал 2 площади – большую эллиптическую, обрамленную колоннами, и непосредственно примыкающую к ней площадь в форме трапеции, ограниченную с противоположной стороны главным фасадом собора. Одновременно пространство перед собором являлось и городской площадью, оформленной обелиском в центре овала и двумя фонтанами.

На первый план в изобразительном искусстве и прежде всего в живописи выходят Нидерланды. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) подобно великим фигурам Возрождения, проявил себя в разных сферах деятельности: он был дипломатом, придворным, удостоился дворянского звания, дружил и сотрудничал с выдающимися людьми эпохи. Как и многие другие живописцы, в молодости Рубенс совершил поездку в Италию, где изучал памятники античности и работы мастеров Возрождения. Вернувшись на родину, он создал классический образ монументально алтарного образа барокко – «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» (1610-1614). Группа палачей и солдат ставит большой крест с пригвожденным к нему Христом. Разнообразные позы фигур, их сложные ракурсы и вздутые мышцы выражают крайнее напряжение физических сил, этой грубой мощи противопоставляется идеализированный образ Христа. Для Рубенса характерны могучие и пышные человеческие тела, полные жизненной силы, большой декоративный размах. Темой его полотен были мифологические и библейские сюжеты, исторические сцены.

Рубенс “Воздвижение креста” “Снятие с креста”

В картине «Охота на львов», эскиз для которой составляет одну из лучших рубенсовских вещей в собрании Эрмитажа, действие наделено необычайной стремительностью и страстностью. Вздыбившиеся кони, лев, терзающий падающего всадника, и поражающие его охотники слились в неразрывную группу, где безудержная сила и жизненная энергия превращаются в бешенство.

Он охотно обращается при этом к темам античного мира. Принадлежащая к числу шедевров мастера эрмитажная картина «Персей и Андромеда» (1620-1621) дает пример того, как свободно и реалистично использует он образы классической древности. Изображен момент, когда мифический герой Персей, прилетев на своем крылатом коне Пегасе, освобождает прикованную к скале Андромеду. Он победил державшего ее в плену дракона, и страшное чудовище бессильно разевает у его ног свою пасть. Восхищенный красотой пленницы, Персей приближается к ней, слава венчает победителя, амуры спешат служить ему.

Главной темой Рубенса был человек, живая и земная любовь, можно даже сказать страсть. Он был привержен к жизненной полноте, силе, размаху, буре движения. Он часто изображал обнажённые фигуры, часто грузное, теплое, полнокровное тело, налитое пышным цветом жизни и обычно выделенное светлым пятном на темном фоне. Так, он пишет «Елена Фоурмен в шубке». В портретах Рубенса аксессуары, фоны – пышные занавеси и т. д. не мешали, а наоборот способствовали раскрытию характера персонажа, проникновению в его внутренний мир («Портрет камеристки»).

Реалистические тенденции в живописи можно наблюдать в творчестве великого голландского художника Рембрандта Гарменса ван Рейн (1606-1669). Тематика его творчества многообразна: религиозные сюжеты, мифология, история, портреты, жанровые сцены. Искусство Рембранта отличалось, прежде всего, любовью к человеку, гуманизмом, в каждом произведении Рембрандта – попытка передать духовную эволюцию человека, трагический путь познания жизни. Его герои – люди с противоречивыми характерами и непростыми судьбами. Художник всегда изучает натуру, свою модель, не ограничиваясь изображением общих черт. В историю мировой живописи Рембрандт вошел как мастер автопортрета. Из года в год он изображал себя то веселым или грустным, то рассерженным или равнодушным. В ста созданных им автопортретах – история его жизни, биография души, исповедь художника.

На картине «Возращение блудного сына» изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.

«Даная» написана по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Бог Зевс, однако, проник к Данае в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея.

Во Франции XVII века господствовал классицизм. Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Мастера классицизма не передавали в своих произведениях непосредственную, окружающую их жизнь. Они изображали облагороженную действительность, стремились создать идеальные образы, соответствовавшие их представлениям о разумном, героическом и прекрасном. Тематика классицистического искусства ограничивалась главным образом античной историей, мифологией и Библией, а образный язык и художественные приемы заимствовались из классического античного искусства, которое в представлении мастеров классицизма больше всего соответствовало гармоническому идеалу разумного и прекрасного.

Основоположником классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (1594-1665). Его произведения отличают глубокие идеи, мысли и чувства. Он считал, что искусство должно напоминать человеку «о созерцании и мудрости, с помощью которых он сумеет остаться твердым и непоколебимым перед ударами судьбы». В рамках сюжетов из античной мифологии и Библии Пуссен раскрывал темы современной эпохи. В своих произведениях он стремился к величавому спокойствию, благородной сдержанности, равновесию. Его идеал – герой, сохраняющий в жизненных испытаниях невозмутимое спокойствие духа, способный совершить подвиг. Мысль о быстротечности жизни и неизбежности смерти часто привлекала внимание Пуссена и послужила темой многих его работ. Лучшая среди них - картина «Аркадские пастухи» (Лувр), выполненная, по-видимому, в начале 1650-х годов. Она изображает четырех жителей легендарной счастливой страны - Аркадии, нашедших среди зарослей кустарника гробницу и разбирающих высеченные на ней слова: «И я был в Аркадии». Эта случайная находка заставляет задуматься аркадских пастухов, напоминая им о неизбежности смерти. Глубокая философская идея, лежащая в основе этой картины, выражена в кристально ясной и классически строгой форме. Характер фигур, их статуарность и близость к античным формам и пропорциям показательны для зрелого искусства мастера. Картина отличается необыкновенной цельностью замысла и выполнения, а затаенная грусть, которой она проникнута, придает ей совершенно своеобразную прелесть. Одна из характерных черт его таланта – умение раскрыть внутренний мир человека в движении, в жесте, в ритмах.

В истории французской культуры период с начала царствования Людовика XV и до начала революции (1789) называют периодом Просвещения. Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы.

Социальная жизнь эпохи Просвещения было весьма противоречивой. Просветители боролись со «старым порядком», который тогда еще имел реальную силу. Не только стилем художественного творчества, но и образом жизни королевских дворов, олицетворяющих «Старый порядок» Европы становится рококо (от франц. «rocaille» – раковина). Название передает главную черту этого стиля – выбор сложной, изысканной формы и причудливости линий, напоминающих силуэт раковины.

Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» - это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.

Архитектура рококо

В отличие от барокко, которое было исключительно придворным стилем, рококо было искусством аристократии и высших слоев буржуазии. Теперь главной целью мастера стало не прославление кого-либо или чего-либо, а удобство и удовольствие конкретного человека. Архитекторы рококо стали заботиться о комфорте человека. Они отказались от помпезности величественных барочных зданий и старались окружить человека атмосферой удобства и изящества. Живопись также отказалась от «великих идей» и стала просто красивой. Избавленные от бурных эмоций барокко, картины наполнились холодным светом и тонкими полутонами. Рококо был, пожалуй, первый почти полностью светский стиль в истории европейского искусства. Как и философия Просвещения, так и искусство рококо отделились от церкви, отодвинув религиозные темы далеко на задний план. Отныне и живопись, и архитектура должны были быть легкими и приятными. Галантное общество XVIII века устало от нравоучений и проповедей, люди желали наслаждаться жизнью, получая от нее максимум удовольствий.

Рококо проявлялся не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели и живописи. Стиль рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства. Кроме фарфора - в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе - искусство сервировки стола. Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт - изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели: консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два наиболее распространенных типа кресел - «Бержер» и «Маркиза». Позолоченные канделябры, часы, фарфоровые статуэтки, гобелены, ширмы – обязательные элементы стиля рококо. В обилие используются зеркала и картины, весящие ассиметрично. На диванах и креслах используйте шелковые подушки и пуфы с сюжетной вышивкой. Интересный факт – именно стиль дизайна рококо внес в интерьер такое новшество как аквариум в интерьере.

Интерьер рококо

Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы. Одним из величайших мастеров французского искусства 18 века был Антуан Ватто (1684-1721), художник тонкого поэтического чувства и большого живописного дарования. Мечтательный и меланхоличный мастер «галантных празднеств», он внес в изображение жизни светского общества подлинную поэзию и глубину чувств, а в трактовку любовных сцен и беспечных увеселений оттенок какой-то тоски и неудовлетворенности. Очень часто мы встречаем в его картинах образ одинокого мечтателя, меланхолического и грустного, погруженного в раздумье и удалившегося от шумного веселья, от суетного тщеславия толпы. Это - подлинный герой Ватто. Произведения его всегда овеяны лирической грустью. Мы не найдем в них бурного веселья, резких и звучных красок. Особенно любит он изображать гуляющих или развлекающихся дам и кавалеров на фоне пейзажа, в заросших тенистых парках, на берегу прудов и озер. Таковы две очаровательные картины Дрезденской галереи, например «Общество в парке», где все проникнуто тонким лирическим настроением, и даже мраморные статуи античных богов, кажется, с благосклонностью взирают на влюбленных.

“Прибытие на остров Киферу”

Самым знаменитым художником рококо был Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи. Франсуа Буше был художником, идейно связанным с аристократическим обществом в период его упадка; он запечатлел в своих полотнах то стремление к наслаждению всеми благами жизни, которое царило среди высших классов в середине 18 века. В творчестве Буше получают широкое распространение мифологические сюжеты, дающие повод для изображения обнаженного женского и детского тела. Особенно часто он пишет мифологических героинь - в разные моменты их любовных похождений или занятых туалетом. Не менее характерны для Буше и так называемые пасторали, или пастушеские сцены. Увлечение пасторальными темами, характерное для всей эпохи, было отражением модных тогда теорий, согласно которым счастливы лишь наивные люди, живущие вдали от цивилизации, на лоне природы. Его пастухи и пастушки - нарядные и миловидные юноши и девушки, немного костюмированные и изображенные на фоне пейзажей. Помимо пасторалей и мифологических картин он писал жанровые сцены из быта аристократического общества, портреты (особенно часто портреты маркизы Помпадур), религиозные изображения, решаемые обычно в том же декоративном плане («Отдых на пути в Египет»), цветы, орнаментальные мотивы. Буше обладал неоспоримым талантом декоратора, он умел связать свои композиции с решением интерьеров.

Мода рококо

Вопросы и задания:

1. Расскажите об эстетических признаках стиля барокко

2. Расскажите об особенностях живописи бароккко на примере творчества Рубенса

3. Расскажите о живописной манере Рембрандта

4. Почему стиль рококо считается стилем аристократии?

5. Составьте заочную экскурсию по Версалю

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

XVIII в. был последним историческим этапом длительной переходной от феодализма к капитализму эпохи. Содержание исторического процесса составляло утверждение господства классических форм развитого буржуазно-капиталистического общества и его культуры. Этот процесс проходил по-разному в разных странах.

В Англии -- промышленная революция, переход к машинной капиталистической индустрии. Во Франции -- подготовка к классической буржуазной революции, освобожденной от религиозной оболочки в выражении своих политических и социальных идеалов. Но, несмотря на национальную специфику политической и культурной революции отдельных стран, основные черты их общности заключались в кризисе феодализма и его идеологии и в формировании прогрессивной идеологии просветителей. XVIII в. -- век разума, век просвещения, век философов, социологов, экономистов. Наступает новая эпоха, формируется новая культура. Разум и Просвещение превратились в основные лозунги эпохи. Даже абсолютизм, уступая потребностям времени, становится просвещённым. В Австрии, и Пруссии монархи используют идеи Просвещения для укрепления централизованной системы управления. Практикуется создание единой системы образования, поощряется - в известных пределах - развитие наук и искусств.

ФИЛОСОФИЯ

Во всех странах Европы развитие культуры в XVIII в. в той или иной мере проходило под знаком идей Просвещения. В Германии складывается школа классической немецкой идеалистической философии (Кант, Фихте). В Италии Джамбаттиста Вико осуществляет диалектизацию философии нового времени. В Англии философия Беркли дает теоретическое обоснование религиозному мировоззрению, а скептицизм Юма играет роль теоретического обоснования утилитарного и рассудочного мировоззрения буржуазии. Но самый многочисленный, блещущий яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Шарль Луи Монтескье (1689-- 1755) в своих произведениях "Персидские письма" (1721), "О духе законов" (1748) выступает против феодализма и неограниченной монархии.

Монтескье различает три формы государственной власти: деспотию, основой которой является страх; монархию, имеющую своей опорой "принцип чести" республику, где население воодушевлено высшей гражданской добродетелью -- патриотизмом. Политические воззрения Монтескье, в частности его учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей между независимыми, но контролирующими друг друга инстанциями, не только были прогрессивны в XVIII в., но и необычайно актуальны для современней политической ситуации в России.

Самым выдающимся вождем умеренного крыла французского Просвещения был Вольтер (1694--1778) Его огромный талант нашел выражение в разнообразных, блестящих по форме литературных, философских, исторических произведениях, насыщенных ненавистью к феодальному государству и религиозному фанатизму. Из его философских произведений наиболее значительны "Философские письма", "Основы философии Ньютона" и "Философский словарь". Влияние идей Вольтера за пределами Франции, в том числе и в России, было исключительно велико. Антиклерикальные произведения Вольтера сыграли значительную роль в развитии русского свободомыслия в XVIII в.

Новым этапом в развитии французского Просвещения XVIII в. была деятельность Жана-Жака Руссо (1712--1778), идеолога революционной мелкой буржуазии. Его идеи, выраженные в произведениях "О причинах неравенства", "Об общественном договоре, или Принципы политического права" и др., оказали впоследствии, в период Великой Французской революции 1789-- 1794 гг. значительное влияние на якобинцев, провозгласивших Руссо своим идейным предшественником. Его произведения проникнуты ненавистью к угнетателям, страстной критикой современного ему общественного и государственного строя, социального неравенства, уродливого воспитания. Он обличает лицемерную, враждебную интересам народа мораль, фальшивое искусство и официальную науку.

Важнейшее направление в просветительской философии представлено материалистической школой. Ее зачинатель -- врач Жюльен ОфреЛаметри (1709-- 1751), автор медицинских и философских трудов. Смелый атеизм Ламетри вызвал ярость церковных и светских реакционеров. Философ вынужден был бежать из Франции и умер в изгнании.

Дальнейшее развитие французского материализма связано с деятельностью Дени Дидро (1713--1784), Этьена Бонна Кондильяка (1710--1780) и Поля Гольбаха (1723 -- 1789). Расцвет деятельности французских материалистов относится к 50--60 гг. XVIII в. и тесно связан с изданием "Энциклопедии наук, искусств и ремесел" в 33 томах, которая стала идейным средоточием всего лагеря просветителей.

XVIII в. характеризуется одновременным развитием науки и техники. Становится научной дисциплиной политэкономия благодаря Адаму Смиту и французским физиократам. Наука все больше связана с производством, техникой, получает ускоренное развитие. Лавуазье, так же как Ломоносов в России, заложил основы химии как современной науки. Создаются новые машины, подготавливающие переход к индустриальному веку.

В XVIII в. Усиленно развиваются новые отрасли физики - учение о теплоте, электричестве, магнетизме. Широко разворачиваются химические исследования. Прогрессируют биологические науки - анатомия физиология эмбриология. Успехи К.Линнея - (1707-1778) в классификации нового фактического материала, накопленного ботаникой и зоологией, развитие палеонтологии с неизбежностью ставили вопрос об эволюции органического мира. Крупнейший представитель эволюционизма XVIII в., французский учёный Ж.Л.Бюффон (1707 - 1788) создал грандиозную "Естественную историю". Успехи геологии в изобилии давали материалы о развитии земной коры. Это имело огромное значение для разработки космогонических гипотез, выдвинутых в середине века Бюффоном и Кантом (1724 - 1804), а в конце века - П.С.Лапласом (1749 - 1827).

Достаточно сказать, что во Франции существовало множество научных и учебных заведений - Академия наук, Королевский колледж, школа военных инженеров, Парижская обсерватория и т. д. Академия и университеты возникают во многих провинциях. Выпускаются научные труды, журналы, учёные записки, идёт активный обмен результатами исследований. Но не всё здесь было благополучно. Отвергнув как нелепость "богооткровенную" картину природы, многие естествоиспытатели включились в создание неортодоксальной "теории природы". Широкой популярностью пользуются в это время такие книги, "Теология воды" Фабрициуса, "Творец природы" Буасси, "Астрономическая теология" Дергеля и др., в которых не прекращаются попытки укрепить теизм за счёт естественнонаучных открытий на фоне кризиса ортодоксальной религии.

Западноевропейская общественная мысль продолжает развиваться под знаком просветительских идей. Утверждается могущество разума, широкое распространение получает критика сословных предрассудков и церковного обскурантизма. Большое значение приобретает обмен между странами философскими, научными, эстетическими идеями. Французский язык становится языком международного общения просвещенных слоев общества. В большинстве стран складывается интеллигенция, представляющая интересы непривилегированных классов, что способствует формированию более широкого представления о единстве культуры человеческого общества.

ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА

В XVIII в. берет начало процесс решительного изменения в соотношении видов и жанров искусства, получивший завершение в следующем столетии. Возрастает удельный вес литературы и музыки, достигающих той ступени художественной зрелости, которую живопись обрела уже в XVI--XVII вв. Литература и музыка постепенно начинают приобретать значение ведущих видов искусства. Дополняя друг друга, они удовлетворяют потребности времени в эстетическом осознании жизни, ее движения и становления.

Развивается проза как жанр, который стремится показать судьбу отдельного человека в ее сложном развитии во времени, в запутанных отношениях с социальной средой либо рисующий широкую картину быта и нравов эпохи, решающий коренные вопросы о месте и роли человека в жизни общества. Таковы, несмотря на различие почерков и стилей, "Хромой бес" Лесажа, "Манон Леско" Прево, "Кандид" Вольтера, плутовские романы Филдинга, "Сентиментальное путешествие" Стерна, "Страдания молодого Вертера" и "Вильгельм Мейстер" Гете. Жанр романа, дающий универсальную картину мира, развивается особенно плодотворно.

Потребность в поэтическом, эмоционально-целостном выражении душевного мира человека, раскрытии его непосредственного мироощущения и мировосприятия в развитии, противоречиях и цельности предопределили расцвет музыки как самостоятельного вида искусства. Создание в XVIII в. Бахом, Моцартом, Глюком, Гайдном таких музыкальных форм, как фуга, симфония, соната, раскрыло способность музыки передавать тончайшие нюансы и процесс становления переживаний человека.

Значительны в XVIII в. успехи театрального искусства, драматургии, тесно связанной с литературой. Для нее характерен отход от традиций классицизма к реалистическим и предромантическим творческим направлениям. Характерной чертой культуры этого времени является пристальное исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства и освещение общественно-воспитательной роли театрального искусства.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

XVIII в. -- век портрета, но уже на новом витке развития культуры. Мастера XVIII в. создали искусство утонченное, дифференцированное, анализирующее тончайшие нюансы чувств и настроений. Изящная интимность, сдержанная лиричность, вежливо-беспощадная аналитическая наблюдательность -- таковы художественные особенности портретов Латура, Гейнсборо, Гудона. Умение передать тончайшие оттенки настроения, подметить характерное отличает галантные празднества и жанровые сценки Ватто, Фрагонара, скромные бытовые мотивы Шардена, городские пейзажи Гварди. Эти качества художественного восприятия жизни впервые с такой последовательностью утверждались в искусстве, но ценой частичной утраты художественных завоеваний прошлого.

Живопись теряет универсальную полноту охвата духовной жизни человека, какая была у Рубенса, Пуссена, Рембрандта, Веласкеса.

Круг эстетических потребностей XVIII в. наиболее полно раскрывался в изобразительном искусстве, архитектуре, в литературе и музыке. Проблема удельного веса изобразительных искусств и архитектуры в художественной культуре человечества со всей остротой будет поставлена лишь в эпоху расцвета капитализма.

Формирование новой культуры происходит весьма неравномерно в различных странах. Например, в Италии, лишенной национального единства, продолжается развитие традиций XVII в. Во Франции XVIII в. начинается печально-мечтательным изящным искусством Ватто и завершается революционным пафосом полотен Давида, приобретая сознательную гражданскую направленность.

В Испании творчество молодого Гойи противостоит классицизму страстным интересом к ярким, характерно выразительным сторонам жизни и предваряет переход изобразительного искусства к реалистическому романтизму XIX в.

В XVIII в. сокращается церковное зодчество и возрастает объем гражданского строительства. Архитектуру характеризует стиль позднего барокко -- еще более динамически усложненного, декоративно-перегруженного, менее величавого и монументального. Дальнейшее развитие претерпевает и классицистическое направление. Во Франции был создан ряд блестящих ансамблевых решений (площадь Согласия в Париже), представляющий переосмысление в духе классицизма принципов планировки городского ансамбля. Зарождается интерес к более интимной трактовке архитектурного образа отдельного особняка, более комфортабельного, элегантного. Это приводит к сложению принципов искусства рококо, более камерного, чем барокко. Рококо в архитектуре проявило себя главным образом в области декора, плоскостного, легкого, капризно-прихотливого, изысканного.

Живопись и скульптура в стиле рококо носили чисто декоративный характер и служили вместе с декоративно-прикладным искусством для оформления интерьера. Искусство рококо, более интимное, рассчитанное на украшение досугов чуткого к "изящному", обладающего изысканным вкусом частного человека, определило создание стиля живописи дифференцированного в оттенках настроения, в тонкостях сюжетного, композиционного, колористического и ритмического решения. Искусство рококо избегало обращения к драматическим сюжетам, к познанию реальности и носило откровенно гедонистический характер, очень скоро выродившись в бездумно-поверхностное искусство представителей той части общества, которая исповедовала девиз Людовика XV: "После нас -- хоть потоп".

Искусство XVIII в. завершается грандиозной эпопеей -- творчеством великого испанца Франциска Гойи. Оно слито с испанской живописной традицией, с жизнью нации, но вместе с тем, в творчестве Гойи все обращено к человечеству и истории, все живет в атмосфере всемирной трагедии и общечеловеческой радости. Гойя стал великим художником уже в XVIII в., когда им были написаны и брызжущие радостью жизни народные сцены, и гордые темпераментные портреты. На самом рубеже XIX в. Гойя создал серию офортов "Капричос", где он бестрепетной рукой открыл миру те бездны, в которые не рисковали заглянуть, которые звучали подтекстом культуры XVIII в., о которых говорили шепотом. Но этот цикл был и прощанием с XVIII столетием. Творчеством Гойи, как и живописью Давида, открывается история искусства XIX и XX вв.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

западноевропейская культура искусство просвещение

Подведём итоги. Искусству VXIII в. Свойственна в сравнении с другими эпохами большая стилистическая цельность: в различных национальных школах и художественных стилях можно обнаружить объединяющие черты. Это искусство совершает переход от рационализма к сенсуализму, от возвышенного - к непосредственно данному, человеческому.

Важнейшим результатом собственно человеческого творчества выступает мир культуры. В нём особо важное место принадлежит государству и системам законов, промышленности, науке, морали и системе воспитания, искусству. И хотя порой результаты человеческого творчества оцениваются негативно (Руссо), в целом, культура XVIII в. Оптимистична. В ней доминирует убеждение, что появление общества и культуры - благоприятный фактор для человечества. Более того, именно культура является своеобразным критерием для определения этапов прогрессивного развития человеческого общества (Гердер).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Образ человека в общественном сознании европейцев XVIII века. Развитие идей "естественного человека". Теория естественного воспитания Ж.Ж. Руссо. Смысл одиночества в XVIII веке, понятия любви и дружбы. Развитие просвещения, искусства, естествознания.

    реферат , добавлен 10.09.2009

    Рассмотрение развития западноевропейской литературы и искусства XIX века. Ознакомление с основными направлениями художественного творчества. Изучение основ классицизма, романтизма, реализма. Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX века.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2014

    Главные черты западноевропейской культуры Нового времени. Особенности европейской культуры и науки в XVII века. Существенные доминанты культуры европейского Просвещения XVIII века. Важнейшие тенденции культуры XIX в. Этапы художественной культуры XIX в.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Предпосылки развития и главные особенности российской культуры XVIII века. Направления становления сферы просвещения и образования, литературы, архитектуры и живописи. Яркие представители данных направлений и оценка их основных достижений в XVIII веке.

    презентация , добавлен 20.05.2012

    Проблемы культуры в трудах просветителей XVIII в. Западноевропейская культура XVIII в. (Просвещение). Развитие науки эпохи Просвещения. Мифы, легенды и культура Древнего Востока. "Повесть временных лет" - выдающийся памятник древнерусской культуры.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2008

    Культура периода петровских реформ. Особенности российской эпохи Просвещения XVIII века, включающие развитие общественной мысли, философии, литературы и художественной культуры и ее влияние на современную культуру. Исторический портрет Новикова Н.И.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Определение факторов формирования национальной культуры России во второй половине XVIII века. Развитие литературного русского языка, национальной литературы, науки, живописи и скульптуры России. Архитектурное зодчество России второй половины XVIII века.

    презентация , добавлен 19.09.2014

    Франция как гегемон духовной жизни Европы XVIII века. Хронологические и территориальные рамки эпохи Просвещения. Эволюция философских идей просветителей и их воплощение в изобразительном искусстве. Влияние Просвещения на развитие театрального искусства.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2013

    Общая характеристика и важнейшие особенности культуры России XVIII века. Главные черты русской культуры XIX – начала ХХ веков: "золотой" и "серебряный" век. Существенные достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Факторы, влиявшие на развитие культуры в правление Петра I. Новые явления в культуре (театр, музыка, литература) Петровского времени. Просвещение и школа первой четверти XVIII века. Развитие науки. Общественно-политическая и экономическая жизнь.