Дмитрий Медведев: «Большой театр - объединяющий страну символ, национальный бренд. Открытие исторической сцены Большого театра. Как это было Условные знаки открытие большого театра

Каждый из нас хоть однажды в жизни окунулся в эту волшебную сказку сцены. Одним из самых популярных и известнейших во всём мире Российских театров по праву принято считать Большой, который расположен в городе Москве.

Это не просто самый большой в России храм искусства. Большой театр признан символом Великой России, о нём знают во всём мире. Почитатели искусства мечтают хоть раз посетить залы Большого театра или попасть на выступление его труппы. В театре звучат сотни известнейших произведений великих Моцарта, Чайковского, Вагнера, Рахманинова, Беллини, Аренского, Берлиоза, Равеля и многих других композиторов, вошедших в золотой фонд культурного наследия всего мира.

Сегодня Большой театр сохранён для нас именно в том виде, в котором в 1856 году он был построен по проекту знаменитого архитектора Альберта Кавоса. Но надо отметить, что в 1856 году было отстроено и открыто новое здание театра, а сам театр появился задолго до этой даты.

Большой Петровский театр. Литография с рисунка Пере. 1825 г.

Большой театр после реконструкции архитектором А. Кавосом

Первые выступления актёров были представлены русской аристократии ещё в 1736 году князем Урусовым. Он был большим ценителем прекрасного и хотел донести искусство русскому дворянству. Самой первой постановкой в крепостном театре, где актёрами и актрисами были крепостные князя Урусова, стал балет «Волшебная лавка». Он был поставлен режиссёром Парадизом. Премьера балета состоялась в преддверии Нового года 30 декабря 1780 года. С этого момента и зародился первый русский театр. Премьеры собирали аншлаги. Российское дворянство с удовольствием посещало представления, особой популярностью пользовались балетные постановки.


Царская семья в Большом театре. Художник — Михаил Зичи. Акварель 1856 года

Шли годы. Театральная жизнь претерпевала изменения. Менялся и облик самого театра. Это было связано с тем, что здание после его открытия дважды подвергалось пожару. После пожаров оно отстраивалось с фундамента до крыши. Помимо капитального строительства, здание много раз подвергалось ремонтным работам. В последний раз оно реставрировалось в 2011 году.

Реставрация длилась на протяжении шести лет и обошлась бюджету в 700 миллионов долларов.

Кропотливая работа по золочению декора из папье-маше, реставрация Большого театра, 2011г. Фото:...

1 of 4

После последнего ремонта в театр проблематично стало попасть. Билеты на премьеры стали стоить баснословные деньги, либо посетить театр можно было по специальному приглашению.

В настоящее время ажиотаж с ценами прошёл, сегодня билеты доступны всем, и каждый из нас может прийти в Большой театр, насладиться его архитектурным великолепием и замечательной игрой артистов на сцене. Каждый турист, посетивший Москву, может узнать Большой театр по его колоннаде, венчает которую бог Аполлон на двухколёсной колеснице, выполненной из бронзы. Изваял эту скульптуру известный русский скульптор .


Государственный Академический Большой Театр России. Бронзовая квадрига работы Петра Клодта над входным портиком. Фото: VEL Айруп

Кстати, при упоминании квадриги невольно вспоминается скандал 2014 года. Как мы знаем, Большой театр изображен на 100 рублевой купюре, на лицевой стороне которой изображена квадрига, управляемая полуобнажённым Аполлоном. Впервые к упюра была введена в обращение 1 января 1998 г.

Так вот, при желании, если сильно вглядываться (или же воспользоваться лупой, или же просто попробовать увеличить изображение), то у Аполлона можно разглядеть неприкрытый детородный орган.

Открытие сие было сделано в 2014 г, (в год присоединения Крыма к России) членом Государственной думы от фракции ЛДПР Романом Ивановичем Худяковым, который, видимо с января 1998 г то уменьшал, то увеличивал изображение, и наконец, внезапно, при случайных обстоятельствах в 2014 г. обнаружил неприкрытое достоинство обнаженного Аполлона. «- О Боже, сексуальные деньги. Что же скажут дети, если они также как и я попробуют увеличить изображение сторублевки?»- подумал Роман Иванович, и… тут же направил письмо председателю Центробанка Эльвире Набиуллиной, напомнив, что в соответствии с федеральным законом № 436 «О защите детей от вредной информации» на купюрах должна быть маркировка «18+». Депутат также предложил заменить на купюре античного бога достопримечательностями Севастополя!

Любопытно, что за 3 года до окончательного детального изучения купюры Романом Худяковым, в 2011 году, в ходе реставрации Большого театра, мужское достоинство у Аполлона было прикрыто фиговым листком, но вот сообщить «о новой утилите» Центробанку реставраторы не догадались, или не хотели… С тех пор да и после обращения депутата к Центробанку модификация купюры не изменилась… Быть может так дешевле? Или открытие было сделано членом не той фракции?..

Удивляет своим великолепием не только внешняя сторона здания. Необыкновенно красив и огромен театр с внутренней стороны. Зал Большого театра состоит из пяти больших ярусов, украшенных позолотой и красным бархатом. Общая численность зрительных мест – 1768.

Сцена театра очень большая, с отличным освещением. Она полностью компьютеризована. Зал обладает замечательной акустикой. А в центре него висит люстра диаметром около 6 метров, необыкновенно красивая, из хрусталя. Сама люстра свешивается из круглого плафона, на котором красуются изображения греческих богов и муз.


Люстра Большого театра. Фото:

28 марта 1776 года Екатерина II подписала прокурору князю Петру Урусову «привилегию», благодаря которой он мог в течение десяти лет устраивать спектакли, маскарады, балы и прочие увеселения. Эта дата и считается днём основания Большого театра.

Однако князь Урусов довольно быстро охладел к театральному делу: оно оказалось слишком затратным. Расходы он разделил со своим компаньоном, английским предпринимателем Майклом Медоксом. Со временем вся «привилегия» отошла англичанину. Он и открыл 30 декабря 1780 года на правом берегу Неглинки Петровский театр, получивший своё название по улице Петровке, на которой он располагался. В первый вечер давали торжественный пролог «Странники» А.О. Аблесимова, а также пантомимический балет «Волшебная школа». Репертуар формировался из оперных и балетных спектаклей русских и итальянских авторов.

В июле 1820 года началось строительство нового здания Петровского. К тому времени успело смениться несколько его владельцев, в итоге в 1806 году им стал сам государь-император Александр I, а театр обрёл статус императорского и перешёл в ведение созданной единой Дирекции императорских театров. Сам театр два раза горел, в том числе во время пожара 1812 года.

Новый храм Мельпомены, открывшийся в 1825 году, украсили портиком на восьми колоннах с большой скульптурной группой — Аполлоном на колеснице с тремя конями. Фасадом он выходил на строившуюся тогда Театральную площадь, «что способствовало ей много к украшенью», как писали московские газеты. Здание значительно превышало площадь старого, поэтому театр стали называть Большим Петровским и, конечно, императорским. Сцена просуществовала почти 30 лет. В этот период из его названия постепенно пропадает слово «Петровский», — москвичи всё чаще называют его просто «Большой». Однако бич деревянных построек тех лет — пожар — не пощадил императорскую сцену, вспыхнул в марте 1853-го, продолжался три дня и уничтожил буквально всё — декорации, костюмы и здание.

Заново отстроенная, сцена снова открылась в августе 1856 года, в дни коронации Александра II. Это здание Большого театра в течение многих лет считается одной из главных достопримечательностей Москвы.

Знаменитая люстра зрительного зала изначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь масляные светильники, её поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение. Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором была выполнена роспись «Аполлон и музы».

После Октябрьской революции существование театра оказалось под угрозой. Однако в 1922 году правительство большевиков решило его не закрывать. К тому времени в здании театра проходили всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. Даже образование новой страны — СССР — было провозглашено со сцены Большого. Ещё в 1921 году специальная правительственная комиссия назвала состояние здания театра катастрофическим. После этого были укреплены основания под кольцевыми стенами зрительного зала, восстановлены помещения гардеробов, перепланированы лестницы, созданы новые репетиционные залы и артистические уборные.




В апреле 1941 года Большой закрыли на ремонт, а через два месяца началась Великая Отечественная война. Часть театрального коллектива уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве и продолжила играть спектакли на сцене филиала.

22 октября 1941 года в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла между колоннами портика, пробила фасадную стену и разрушила вестибюль. Несмотря на тяготы военного времени, в театре начались восстановительные работы, и уже осенью 1943 года Большой открылся постановкой оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Только в 1987 году было принято решение о срочной реконструкции Большого театра. Но всем было ясно, что театр не должен прекращать свою творческую деятельность. Нужен был филиал, но прошло восемь лет, прежде чем был заложен первый камень в основание его фундамента. 29 ноября 2002 года новая сцена открылась премьерой оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

Затем в театре началась масштабная реконструкция, которая продлилась с 1 июля 2005 по 28 октября 2011 года. Она возродила многие утраченные черты исторического облика здания, поставила его в один ряд с самыми технически оснащёнными театрами мира.

Если говорить о репертуаре Большого, то первое место в нём занимают шедевры русского музыкального театра XIX-XX веков. Большой предлагает вниманию своих зрителей и западную классику, а также специально заказанные сочинения, например, оперу «Дети Розенталя» и балет «Утраченные иллюзии» Леонида Десятникова.

В театре работали такие режиссёры, как Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Кристофер Уилдон, Анжелен Прельжокаж, Уэйн Мак-Грегор.

28 октября открылась историческая сцена Большого театра. Один из главных культурных символов страны распахнул свои двери после шестилетней реконструкции. Гала-концерт в честь открытия транслировался по центральным телеканалам, в интернете и на плазменных экранах на улице. Гости начали съезжаться на Театральную площадь , а достать "лишний" билетик, безусловно, было невозможно.

18.00 . Вдоль красной ковровой дорожки выстроился Кремлевский полк. По ней прошли приглашенные на торжественную церемонию открытия. В Большой театр пригласили не только звезд шоу-бизнеса, но и политиков. В частности, пришел лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Его красный галстук сочетался по цвету с ковровой дорожкой. скульптор Зураб Церетели, Михаил Барщевский, Михаил Швыдкой, Александр Роднянский.

18.30. Вслед за ней по красной дорожке прошли помощник президента Аркадий Дворкович. бизнесмен Александр Гафин с женой, глава Винзавода Софья Троценко, глава Первого Константин Эрнст, президент холдинга "Совершенно секретно" Вероника Боровик-Хильчевская, экс-глава администрации Ельцина Александр Волошин и певец Николай Басков.

Сценарий торжественного гала-концерта долгое время держался в секрете и должен был быть полон сюрпризов. Главной пять оперных солистов , чьи имена пока держались в тайне, дабы не испортить зрителям сюрприз.

Предположения о том, кто будет участвовать в концерте накануне делали многие СМИ, некоторые из них подтвердились, когда корреспондент РИА Новости рассказал содержание программы концерта. Солистов оказалось не пятеро, а четверо: румынская оперная певица, сопрано Анжела Георгиу, француженка Натали Дессей (колоратурное сопрано), звезда литовской оперной сцены сопрано Виолета Урмана, российский баритон Дмитрий Хворостовский .

18.50. Последние гости, среди которых были глава Сбербанка Герман Греф, глава "Газпрома" Алексей Миллер, экс-премьер Евгений Примаков и композитор Игорь Крутой, спешили по красной ковровой дорожке к дверям театра. Те же, кто пришел пораньше, в это время были в буфете, где, как сообщал наш корреспондент, подавали брускетту с осетриной, говядиной, сыром и виноградом, шампанское и более крепкие алкогольные напитки, а также десерты "Анна Павлова".

В результате реконструкции для артистов труппы были созданы самые современные условия, а у зрителей появилась возможность насладиться в полном объеме восстановленной акустикой и роскошью залов. Теперь в большом театре есть даже лифты.

18.56. Среди последних прибывших гостей были телеведущая Ксения Собчак с мамой, сенатором Людмилой Нарусовой.

Концерт должен был начаться в семь и ровно в 18.59 . Зрители к тому времени уже собрались в зале.

19.02. Во время прямой видеотрансляции можно было увидеть гостей, сидящих в зале. В ложах свои места заняли Наина Ельцина с семьей, балерина Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин, певец Зураб Соткилава и певица Галина Вишневская, рядом с которой сидел патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Первый и последний президент СССР Михаил Горбачев сидел в партере. На концерте также присутствовали спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, первый вице-премьер Игорь Шувалов, режиссер Олег Табаков с супругой Мариной Зудиной, директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков, певицы Елена Образцова и Тамара Синявская.

19.10. В царской ложе сидела , к которой позже присоединился и сам Дмитрий Анатольевич.

О гала-концерте на тот момент было известно, что сценография выстроена вокруг сюжета возвращения Большого театра "домой" - на свою главную сцену, а участие в нем примут все труппы театра. Позже, из сообщения корреспондента, стал известен и список номеров.

19.27. Следующим номером концерта, составленного из сцен балетов и арий опер, поставленных на прославленной сцене, стал фрагмент из балета Прокофьева "Золушка". На сцене была воссоздана Театральная площадь со зданием Большого театра на заднике.

19.33 На сцену вышла первая из заявленных солисток - звезда литовской оперной сцены Виолета Урмана, которая исполнила арию Иоанны из оперы "Орлеанская дева".

19.40. В перерывах между номерами концерта на сцене показывали объемные видеоинсталляции, рассказывающие об истории театра. Каждая из них сопровождалась определенным музыкальным произведением. Так в перерыве между выступлением Виолеты Урмана и следующим номером звучал полонез из оперы Глинки "Жизнь за царя".

19.45. Затем на сцену вышла балетная труппа театра с фрагментом из балета Арама Хачатуряна "Спартак" в постановке хореографа Юрия Григоровича. Сам Григорович в этот момент присутствовал в зале, он находился в царской ложе вместе с президентом. Главную партию исполнял - самый молодой Спартак в истории балета.

19.52. Всемирно известный баритон Дмитрий Хворостовский вышел на сцену Большого с арией Елецкого из оперы Чайковского "Пиковая дама".

19.58. Оперные номера сменяли балетные, и следующим стал танец басков из балета Асафьева "Пламя Парижа". В 2008 году этот балет для Большого ставил хореограф Алексей Ратманский.

20.04. Французская оперная певица Натали Дессей (колоратурное сопрано) пела романс Рахманинова "Не пой, красавица, при мне..."

20.12. А следом за ней балетная труппа исполнила "Половецкие пляски" из оперы Бородина "Князь Игорь", задником этого номера служил занавес ГАБТа советского времени.

20.14. После "Половецких плясок" пришло время танго из балета "Золотой век". Первый балет Дмитрия Шостаковича в 1982 году был поставлен в Большом Юрием Григоровичем.

20.20. В небольшом перерыве была вновь показана мультимедийная презентация реконструкции театра. Пока она транслировалась, звучала одна из пьес Мусоргского из цикла "Картинки с выставки".

В результате реконструкции площади театра увеличились вдвое, интерьерам вернули прежний вид, улучшили акустику. Ведь в конце XIX века в Большом была лучшая акустика среди крупных оперных театров мира. Но после изменений в советский период он не входил даже в число пятидесяти (пространство под театром было залито бетоном). В ходе реконструкции были созданы деки под зрительным залом и под оркестровой ямой, также было разгружено помещение над плафоном, все это должно улучшить акустику.

20.22. Кульминацией концерта стало адажио из балета "Лебединое озеро", исполнили его прима-балерина Светлана Захарова и один из лучших премьеров Большого Андрей Уваров.

20.30. В небольшом перерыве вновь была показана видеоинсталляция, посвященная открытию театра 20 августа 1856 года в день коронации императора Александра II.

20.33. Елена Зеленская, Анна Аглатова, Екатерина Щербаченко и Светлана Шилова исполнили "Природу и любовь" Чайковского. Фоном к этом номеру стали постоянно сменяющиеся задники из разных спектаклей Большого.

20.43. Следующим номером стал финал оперы Прокофьева "Обручение в монастыре" ("Дуэнья"). Солисты - Андрей Григорьев, Ирина Долженко, Максим Пастер, Борис Рудак, Лолитта Семенина.

20.48. Мария Александрова, Владислав Лантратов солировали в фрагменте балета Людвига Минкуса "Дон Кихот".

20.51. Румынская оперная прима Анжела Георгиу исполнила ариозо Лизы из оперы Чайковского "Пиковая дама". В это время на заднике транслировалась инсталляция с увеличенным изображением советской и российской символики (1954-2005 годов) на занавесе Большого.

Смена символики была одним из ключевых моментров реконструкции, в ходе которой барельефы Государственного герба СССР на фасаде здания и над центральной царской ложей было решено заменить на барельефы исторического герба России 1856 года, а гербы СССР отправились на музейное хранение.

20.59. В завершении гала-концерта на сцене была разыграна жизнь театра за кулисами: подготовка артистов к выходу, смена декораций, и даже работники сцены провели по ней белую лошадь и ослика.

21.02. Под "Танец капельдинерш" Людвига Минкуса на сцену вышли "старейшины театра" - ветераны хора выносили и расставляли по сцене корзины цветов.

21.07. Затем были показаны архивные видеокадры в которых легендарные исполнители и танцовщики, в числе которых Ирина Архипова, Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая, Елена Образцова, Борис Покровский, Владимир Васильев и многие другие вспоминали о своей работе в Большом театре, о том, как попали сюда впервые и как выходили на его сцену.

21.10. выходом артистов Большого на сцену под овации зала. Духовой оркестр исполнил Торжественный коронационный марш Чайковского. Под эту музыку вся труппа театра вышла на поклон: хористы, артисты балета и оперы - мужчины в смокингах, женщины в белых платьях. Декорацией к этой последней сцене стал фасад Большого театра и белоснежная парадная лестница. Занавес закрылся, а публика стоя приветствовала возвращение артистов на родную сцену.

Фойе административного корпуса. Теперь весь комплекс Большого театра связан подземными и надземными переходами.

Из галереи связывающей главный и административный корпуса открывается вид на театральную площадь.

Новая гримерка. Одна из 50ти. По современным театральным стандартам на 1 объем пространства для зрителя должно приходиться 4 объема пространства для труппы включая подсобные помещения, механику, склады и гримерки. Перед закрытием это соотношение составляло 1:1. Теперь Большой полностью соответствует этим требованиям.

На панели управления лифтом 14 кнопок - от 10 до -4. Однако -4 этажом театр не заканчивается, а уходит вниз еще на 2 уровня - на этих вспомогательных этажах размещена механика. После реконструкции в театре появилось 17 лифтов, из них 6 расположены в исторической части.

Венецианская мозаика, кропотливо восстановленная по двум фрагментам найденным в ходе работ в директорской зоне. Изначально часть мозаики была выполнена из песчаника, и женщины, которые ходили здесь в туфлях на каблуках, выбили эти фрагменты. В результате весь пол покрылся дырами. В середине XX века его просто сняли и выбросили и настелили дубовый паркет.

Зрительный зал основной сцены вмещает 1768 человек. До реставрации 2100 человек.

В первые годы после открытия восстановленного Альбертом Кавосом здания Большого театра помещения освещались свечами и масляными светильниками. Для того, чтобы зажечь масляные светильники люстры зрительного зала, ее поднимали наверх в специальное помещение.
В 1863 году эта люстра была заменена на новую с 408 газовыми рожками. По свидетельствам современников стекла ламп газовых светильников раскалялись до такой степени, что порою лопались и их осколки падали на головы зрителей.
Спустя 30 лет в Большом театре появляется электричество. Интересно, что для электрического освещения Большого и Малого театров в начале 1890-х годов была построена отдельная электростанция в одном из помещений здания Малого театра. В связи с этим нововведением газовую люстру зрительного зала переделывают под электрические светильники. В таком виде она сохраняется до наших дней.

По замыслу Альберта Кавоса, который руководил в 1853-1856 годах восстановлением сгоревшего Большого театра, для улучшения акустики зала потолок был выполнен из деревянных щитов, на них натянули холст, и по этому холсту сделали роспись. Эту работу выполнил академик Алексей Титов со своими учениками. В середине XIX века трепетного отношения к античности не было, и академик Титов смог позволить себе некоторую вольность. Он понимал, что в Греции никогда не было музы живописи. Но он выбросил из пантеона муз музу Полигимнию и нарисовал музу с кисточкой и палитрой. Она по-прежнему присутствует в Большом театре.

В XIX веке в центральной части потолка зрительного зала было сделано отверстие, служившее для вытяжки дыма и копоти от свечей и масляных ламп. Через него зимой в помещение проникал холодный воздух, а летом на живописном холсте скапливалась влага. Неудивительно, что первую реставрацию «Аполлона и муз» пришлось сделать всего через несколько лет после открытия театра. Всего история плафона знает 6 крупных реставраций.

Когда в 2005 году реставраторы поднялись на леса, то они нашли росписи в ужасном состоянии. Холсты в некоторых местах так сильно отстали, что свисали с потолка кусками длиной в 1,5 метра. В некоторых местах полотна были заклеены папиросной бумагой, чтобы дальше не было разрывов. В ходе предыдущих реставраций фигуры муз вырезались, и фон, который был вокруг них, выполняли на новом холсте. Но технологии тех лет не позволили обеспечить сходство цветов. Также были сильно искривлены и деревянные конструкции.

В ходе реставрации деревянные щиты были максимально выпрямлены, холсты на всех фонах заменили на новые, не отличающиеся по цветам, росписи узоров восстановили, полностью отреставрировали муз, сохранившихся на старых полотнах.

Театральный буфет. Это обязательный атрибут ГАБТа. Он переехал на 4 этаж и занимает теперь огромные площади. Буфет Большого театра сегодня уникален - это единственное место в здании, где можно видеть окна по обоим сторонам.

При архитекторе Осипе Бове здесь был проход. Кавос, восстанавливавший театр после пожара 1853 года, не ставил перед собой задачу максимально точно восстановить театр, поэтому некоторые проходы закладывал кирпичом, некоторые помещения заколачивал досками. Часть кирпичей в этой кладке XVIII века. Оказалось, что ответ на эту загадку прост: когда Бове восстанавливал театр в 1825 году, то при строительстве использовал кирпичи, оставшиеся от сгоревших во время нашествия Наполеона домов.

Бетховенский зал. Раньше Бетховенским был главный зал императорского фойе. Это концертно-репетиционный зал. За стеной 70 метров до станции метро «Театральная», но здесь практически идеальная тишина. Помимо своей основной функции, этот зал станет студией звукозаписи Большого Театра.

Сцена является трансформером. 5 независимых площадок позволяют сделать зал любой конфигурации. Обычное состояние пола - вровень с фойе. За 5 минут этот пол может опуститься на уровень минус 20,5 метров. Сейчас он опущен на середину амфитеатра. За полчаса из ровного фойе превращается в зал на 300 человек, точно также превращается в зал для оркестра или оркестра и хора.

Центральное фойе. Плитка сделана на том же заводе что и оригинальная в 19 веке.

Мебель ожидает когда все будет вымыто и вычищено. Вообще весь театр сейчас - место грандиозной уборки.

Тканевые вставки на театральной мебели тоже восстанавливались по сохранившимся образцам.

Вазы на перилах сделаны из алебастра - природного кварцита. Он толстый и полупрозрачный.

Двери и фурнитура отреставрированы. На них можно найти клейма 19го века.

Главный зал императорского фойе. В 19ом веке здесь нельзя было находиться никому кроме императора и его свиты.

Акустика помещения потрясает, шепот из одного угла отчетливо слышен в другом.

Сидеть на мебели нельзя, она здесь исключительно для интерьера, но пока никто не видит….)

Михаил Сидоров, советник президента Группы «Сумма» - генподрядчика реконструкции и реставрации Большого театра.

Гобелены столь ветхие, что сначала стоял вопрос о целесообразности восстановления, на их реставрацию ушло 5 лет, каждый сантиметр ткани чистили вручную при помощи хлопковых кисточек.

Люстра весит 2 тонны, в диаметре достигает 6,5 метров, а вес хрустальных подвесков 200 килограмм. На её золочение ушло 300 граммов сусального золота.

Воссоздавая театр Кавос, будучи гениальным акустиком, применил много необычных решений: каждый элемент работает на звук, зал повторяет форму скрипичной деки, все панели сделаны из резонансной ели, в зале много акустических полостей, плафон и сама сцена являются резонаторами. Благодаря этому ГАБТ по качеству звука в 19м веке вышел на первое место среди театров мира. Однако в течение 20го века зал утрачивает свою неповторимую акустику: сколы на папье-маше заделывают гипсом, а то и цементом, резонансные пустоты утепляют пенопластом, деку под сценой заливают бетоном и т.д. К 2005 года зал утрачивает до 50% акустических свойств.

Восстановление акустики взяла на себя компания «Мюллер ББМ», в процессе реставрации полностью воссоздана первоначальная звуковая модель театра, каждый элемент зала рассчитывается, каждая панель проходит проверку, все материалы вплоть до обивки стульев согласуются со специалистами «Мюллер ББМ». Это позволяет надеяться, что Большой вернет себе славу одного из лучших акустических залов мира.

Над золочением панелей работали 150 человек, на весь театр ушло четыре килограмма золота толщиной 5 микрон.

На сцене идет монтаж декораций к опере «Руслан и Людмила», однако снимать их категорически запретили.

Атланты, держащие Царскую ложу, тоже сделаны из папье-маше.

Шесть верхних уровней театра связаны так называемыми циркульными коридорами. Сейчас они восстановлены в том виде, какими их задумывал Альберт Кавос в XIX веке.

Новый занавес расшит двуглавыми орлами и словом «Россия».

Один из гардеробов. Тут я соригинальничаю и вместо того чтобы начать вешалкой, я ей закончу.