Галина вишневская биография личная жизнь. Галина Павловна Вишневская. Биографическая справка. Галина Вишневская - прима оперной сцены

Галина Вишневская – удивительно талантливая оперная певица, выдающийся педагог. На протяжении длительного времени ее голосом восхищались не только в России, но и далеко за ее пределами. Биография Галины Вишневской – яркий пример того, как человек должен и может переносить все превратности судьбы.

Детские годы

Родилась Галина Павловна Вишневская в Ленинграде 25 октября 1926 года. О ее отце и матери практически ничего не известно. Детство будущей оперной дивы было омрачено разводом родителей, который она переживала очень тяжело. Чтобы хоть немного сгладить боль, ее отправили к бабушке, которая фактически и воспитала девочку.

Позже, в одном из интервью, Галина Павловна призналась, что родители были для нее совершенно чужими людьми. Отец был репрессирован. А когда после 13 лет разлуки девушка встретилась наконец со своей матерью, та ее попросту не узнала. Блокада Ленинграда стала очередным испытанием судьбы – в это чрезвычайно тяжелое время умерла любимая бабушка Вишневской, единственный в то время ее родной человек.

В 16 лет, в годы войны, Галина Вишневская была зачислена в одну из частей ПВО. Здесь сразу заметили ее талант – девушка имела невероятно сильный, красивый голос. Несмотря на военное время, у Галины появилась возможность заниматься творчеством: она постоянно участвовала в концертах для защитников. Чуть позже она устроилась работать в Дом культуры в Выборге, где также постоянно проводились концерты.

Незадолго до окончания войны девушка начала учиться в музыкальной школе. А спустя еще немного времени стала солисткой хора Ленинградского театра оперетты. Это был судьбоносный момент в жизни певицы и начало ее блестящей карьеры.

Жизнь на сцене

Отсутствие музыкального образования молодая женщина компенсировала данным от природы невероятно мощным голосом и упорством. Услышав в 1952 году о том, что Большой театр проводит конкурс для отбора молодых исполнителей, она решила, что непременно должна попробовать свои силы. Строгое жюри было поражено редкостным талантом красивой хрупкой девушки.

Ее приняли в театр как стажера, но уже вскоре предложили исполнять одну из главных партий в опере «Фиделио». Выступление молодой исполнительницы имело ошеломительный успех: и зрители, и даже критики были в восторге. Талантливая певица довольно быстро стала примой театра – ей начали предлагать главные партии в самых популярных оперных постановках. Среди выдающихся работ Вишневской можно назвать оперы:

  • «Евгений Онегин».
  • «Снегурочка».
  • «Свадьба Фигаро».
  • «Аида».
  • «Война и мир».
  • «Фауст».

Галина Вишневская – одна из немногих личностей среди артистов российских театров, кто сумел добиться успеха не только на родине, но и далеко за ее пределами. Она много гастролировала, в 50-60-х годах значительная часть выступлений певицы прошла на лучших мировых сценах. Ее приглашали выступать в США, Италии, Франции, Великобритании – и везде партиями Галины Вишневской восхищались. Она работала с лучшими дирижерами того времени, а ее партнерами по сцене были всемирно известные оперные исполнители.

Несмотря на довольно напряженный рабочий график и частые гастроли, она все же нашла время получить образование: в 1966 году окончила консерваторию в Москве, сдав выпускные экзамены экстерном. В то же время вышел первый кинофильм с ее участием – фильм-опера «Катерина Измайлова».

Но, несмотря на огромную любовь зрителей, карьера Вишневской внезапно пошла на спад. Ей перестали предлагать партии в спектаклях, запрещали записывать пластинки. Причина была политической: Галина Вишневская с мужем предложили пожить на их даче диссиденту Александру Солженицыну, а затем опубликовали открытое письмо, в котором откровенно его поддержали. Это не могло остаться незамеченным правительством.

Певица не могла, да и не хотела жить вне сцены. Поэтому, видя активное противостояние властей, она решилась на отчаянный шаг – покинуть Россию. И уговорила супруга, виолончелиста Мстислава Ростроповича, переехать в Европу – там ее почитали, невзирая на политические взгляды. В результате в 1974 году Вишневская с мужем и дочерьми обосновались во Франции, затем некоторое время жили в США, Великобритании.

Оперная певица была счастлива – она снова могла петь. Лучшие сцены мира, крупнейшие театры Европы и США – ее приглашали везде. И все было бы прекрасно, если бы не тоска по России. Галина Павловна не раз говорила, что безумно скучает по родине. Впрочем, власти не были готовы принять опальных супругов обратно. Более того, «за действия, порочащие звание гражданина СССР», они с мужем были лишены и гражданства СССР, и всех полученных наград.

В 1982 году оперная дива пела на сцене в последний раз. В театре «Гранд-Опера», в Париже, Галина Вишневская исполнила главную партию в «Евгении Онегине». В дальнейшем она занималась исключительно преподаванием.

Незадолго до распада СССР Вишневская с семьей все же смогла вернуться в Россию. Более того, ей и ее мужу вернули не только гражданство, но и все ранее отнятые почести. Впрочем, прославленные музыканты не приняли этих милостей от государства: «Мы не просили лишать нас гражданства, не просим и вернуть его». И до самой смерти Галина Павловна жила в России по швейцарскому паспорту.

Ее талантом по-прежнему восхищались. Поэтому, несмотря на преклонный возраст, Галина Вишневская вернулась на сцену. Правда, уже как актриса драматического театра – МХТ им. Чехова. Она сыграла главные роли во многих спектаклях, снялась в нескольких кинокартинах.

Фильмография Галины Вишневской сравнительно невелика – она включает 10 картин, из них в четырех фильмах артистка исполнила роли, а в шести принимала участие в озвучивании. На телевидении в 2000-х годах было подготовлено и снято около 10 биографических передач и документальных фильмов о Г. Вишневской и М. Ростроповиче.

Кроме того, певица выпустила несколько книг. Первая – «Галина» – была издана еще в 1984 году за границей. В ней певица достаточно жестко, в негативном ключе, пишет о политическом строе в СССР. Спустя несколько лет, в эпоху перестройки, книгу выпустили и в России. Вторая книга Вишневской – «Галина. История жизни» – вышла из печати в преддверии юбилея легенды оперной сцены в 2011 году.

В 2002 году в Москве был основан Центр оперного пения. Галина Павловна руководила им до самой смерти.

Семья и дети

Личная жизнь Галины Вишневской была достаточно насыщенной. Невероятно красивая, миниатюрная, она всегда привлекала внимание мужчин.

Первый раз она вышла замуж за моряка Георгия Вишневского. В то время Галине было всего 17 лет. Но девушка достаточно быстро поняла, что этот брак был ошибкой, – развелись супруги всего через несколько месяцев после свадьбы.

Расставанием закончился и второй брак оперной дивы – в 1944 году она стала женой Марка Рубина, руководителя Ленинградского театра оперетты. Некоторое время они жили в гражданском браке, позже оформили отношения. В 1945 году женщина впервые стала матерью – у нее родился сын Илья, проживший, к сожалению, совсем немного (мальчик умер в 1945 году от туберкулеза). В 1955 году супруги расстались.

И только третий брак стал для певицы счастливым. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были знакомы всего четыре дня, но и этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы понять, что они буквально созданы друг для друга. Они вместе работали, вместе переживали тяжелые репрессии правительства, вместе покинули страну и спустя много лет все так же вместе вернулись. В браке у Галины родились две дочери – Ольга и Елена.

Смерть мужа в 2007 году стала для Галины Павловны сильным ударом. Спустя некоторое время, в 2009 году, она согласилась сняться в документальном фильме «Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович». Умерла певица в 2012 году. Похоронена рядом в Ростроповичем на Новодевичьем кладбище.

Галина Вишневская награждена большим количеством наград (их полный перечень можно найти на странице певицы в Википедии), ее именем названы улицы, музыкальные школы и даже самолет. А еще ее имя носит малая планета № 4919. Автор: Наталья Невмывакова

Уходят последние из могикан, объединявших народы постсоветского пространства, даже когда страны под названием Советский Союз уже не было на картах мира.

Галина Павловна Вишневская скончалась на 87-м году жизни в Москве.

Это отрывки одного из последних интервью Галины Вишневской.

– У вас всегда была репутация примадонны с характером…

– Это не примадоннский характер. Мой характер из детства. Я же росла сиротой при живых родителях. Меня шести недель от роду подсунули бабушке и забыли о том, что я существую. Бывало, накинется на меня кто-нибудь из соседских: «Капризная, ничего не умеет делать, белоручкой растет». А бабушка в ответ: «Ладно уж, за своими лучше смотри! Накинулись все на сиротку! Радуются…» Я до сих пор помню, чувствую, как ужасно это слово «сиротка» меня обижало и оскорбляло. И я хотела родителям обязательно доказать, как они были не правы, когда меня бросили. Я всем твердила: «Вырасту и стану артисткой!» Я все время пела. Меня дразнили «Галька-артистка». А я думала, вот родители будут плакать, когда поймут, кого они бросили, а я буду проходить мимо них с гордо поднятой головой.

– А если бы в вашей жизни не было Большого театра, вы бы состоялись как певица?

– Не знаю, потому что у меня, конечно, в театре были особые условия. За границей таких условий не бывает, там постоянная борьба, в твои проблемы или самочувствие никто вникать не станет: вышел на сцену - пой! А в Большом театре я и в полтретьего дня могла отказаться от спектакля. К тому же в театре всегда был уникальный ансамбль солистов. Да еще все свои партии я сделала с великим Борисом Покровским! Где я имела бы такую возможность?

Покровскому я абсолютно верила в профессии. Как на репетициях кричал Покровский! «Дура, корова!» Другие артистки злились, бегали жаловаться, плакали... А я не обижалась: в одно ухо влетало, в другое вылетало. Воспринимала это не как грубость, а как допинг. Раз кричит - значит, хочет из меня что-то важное «вытащить». Все мои роли - от первой до последней – это его работа. Даже если были не его спектакли, я к нему приходила, чтобы он со мной позанимался. Он никогда не отказывал. Он любил со мной работать. Потому что я люблю репетировать. Для меня это самое главное и интересное в театре. Ведь когда я поступила в Большой, вообще не знала никаких партий. Взлетела в один день и сразу заняла первое положение. В свой первый сезон получила премьеру – «Фиделио» Бетховена с Покровским и Мелик-Пашаевым. Я думаю, мало таких сюжетов в истории оперного театра. Я пришла уже артистически раскрепощенной, свободной, потому что до этого уже восемь лет была на сцене - четыре года на эстраде, и столько же в оперетте.

Лучшие дня

– Вас многие не любили за это чувство свободы и страшно завидовали...

– Да уж, сколько было интриг, склок и подлостей. Помню, Слава привез мне шубу из Лондона. Это была моя первая шуба! Повесила я ее в артистической и пошла заниматься. Возвращаюсь – вся спина красным лаком для ногтей залита. Несколько ночей сидела этот лак отколупывала. Надо было отчистить каждую ворсинку, при этом нельзя же ацетон использовать – будет пятно... Я тогда пальцы себе чуть не до мяса разодрала. Но все отчистила. Противно, но ничего не поделаешь. Привыкаешь. Я с 17 лет была на сцене. Для меня это нормальный образ жизни. И так называемых «соперниц» тоже понять можно. Например, если «Евгений Онегин» идет за сезон раз пять, а хороших певиц, исполняющих партию Татьяны – семь или даже восемь, и они сидят на «скамейке запасных», и мечтают, чтобы та, кому достался заветный спектакль, голос потеряла или ногу сломала. В Большом театре оперная труппа была более ста человек. Все самые лучшие певцы страны, как только появлялись, тут же отправлялись в Большой. А ныне театрально-закулисные нравы стали еще жестче.

– А что вам самой больше всего нравилось в певице Галине Вишневской?

– Я ее воспринимаю только как голос. Может быть, потому, что я певица. Несмотря на то, что я, конечно, вижу: прекрасная фигура, тонкие черты лица – все есть. К тому же актриса. Красивая женщина, что тут кокетничать, я что – маленькая. Но для меня самое главное в ней это голос молодой девушки, серебристого тембра. Я всегда пела партии молодых: Наташа Ростова, Татьяна, Лиза, Марфа – абсолютное слияние голоса и образа. Дело в том, что мне голос был дан природой. Я открывала рот, и сразу у меня включались все нужные резонаторы. Когда разучивала партию, я моментально схватывала суть образа музыкальную, сценическую, и уже от этого шла работа над нюансами.

– Отъезд из СССР стал переломным моментом в вашей судьбе, но отрицательным или положительным?

– Мы не хотели никуда уезжать. Нас вынудили. Когда Ростропович заступился за Солженицына, которого травили, гонение перешло и на Славу. Ему не давали выступать и, если бы мы не уехали, он бы погиб. Мы боялись доноса, боялись разговаривать по телефону. Я и сейчас по телефону не люблю разговаривать. «Да», «нет» – только информация. Я никогда не писала писем, чтобы не оставлять каких-то доказательства того, что я что-то не то сказала. Все под контролем: каждое слово, каждый шаг. И так получилось, что в реальной жизни была игра. А на сцене можно было, наконец, быть откровенной. В нашем парижском доме хранятся два досье КГБ с пометкой «совершенно секретно» на меня и на Ростроповича. Именно из них, только много лет спустя мы узнали изнанку некоторых наших знакомых. Слава богу, что мы забыли о них, хотя прошло совсем немного лет. Так устроена человеческая память. А тогда стоял вопрос о спасении нашей семьи. И я приняла решение – уезжать. Когда мы оказалась за границей, то мое имя уже было достаточно известно в мире, так как с 1955 года я была «выездной» солисткой Большого театра. И на Запад, как и Слава, я приехала продолжать и заканчивать свою карьеру.

– Вы по-прежнему живете на три дома – Москва, Петербург, Париж?

– В Париже я уже давно не была. А что мне там делать? Сидеть одной в четырех стенах я не хочу. Так что квартира стоит пустая. Это уже перевернутая страница моей жизни. Но там я была счастлива. В Петербурге редко бываю. Сейчас я живу в Москве, на Остоженке, где мой Центр оперного пения, и на даче в Жуковке. Школа требует неусыпного внимания. В Центре я работаю каждый день, кроме субботы и воскресенья. Как простой трудящийся, бывший советский человек, бывший враг народа.

– Выходит, необходим постоянный окрик барыни...

– Матушки. Ну-ка, давай-давай, поворачивайся, не спи на ходу. Но я безумно счастлива, что могу помочь молодым певцам найти себя в профессии.

– С кем вам интереснее заниматься – с мальчишками или с девочками?

– По-разному. Многое, конечно, от таланта зависит. Но все же с басами больше люблю заниматься. Они меня почему-то понимают очень хорошо и быстро раскрываются. Вот в конце прошлого сезона даже на «Бориса Годунова» замахнулись! Это же надо быть такой сумасшедшей, как я, чтобы решить ставить «Бориса», который в больших театрах-то делают редко, уж очень опера трудная во всех отношениях – и в постановочном, и вокальном. И вдруг мне пришло в голову ставить это у меня в Центре, со студентами. Это все от моей безумной любви к Мусоргскому. Я его обожаю, это гений из гениев. И вот когда начали работать, стало проявляться совершенно другое, что мы видим на больших сценах. И потрясающий спектакль получился, таким, каким изначально его замыслил автор. Какая у Бориса главная черта? Совесть у него есть – это уже много. Можно и не иметь совести, будучи царем.

– Что после «Бориса» делать будете?

– Пока не знаю. Теперь сидим и думаем, на кого нам еще замахнуться. Ведь новые студенты должны осваивать и тот наш репертуар, что давно в афише Центра. А у нас уже семь больших спектаклей.

– Чему труднее всего научить современную молодежь?

– Труднее всего «выскрести глотки», убрать все уже напетые недостатки. Как правило, все, кто ко мне приходит, имеют внушительный багаж ошибок и проблем с голосом. Первый год обучения уходит на то, чтобы просто поставить голос на место. Я не говорю о каких-то взлетах. Просто, чтобы можно было слушать – без фальши и «петухов». Когда пошло правильное дыхание, голос расцветает. А уже на втором году может идти речь о наработке репертуара. Но нельзя научить, можно только научиться, я это твердо знаю по себе. И порой приходится расставаться с учениками. Они плачут, я в отчаянии, но бывают ситуации, когда совершенно ничего нельзя сделать.

– Кем из своих студентов вы особенно гордитесь?

– Но, прежде всего это наш выпускник – бас Алеша Тихомиров, который теперь успешно по всему миру поет. Да у нас много хороших учеников, работающих, в том числе, и в московских театрах: Мария Пахарь – в Музыкальном имени Станиславского, Эльчин Азизов – в Большом театре, Сергей Поляков – в «Новой Опере»…

– А кто из современных певцов последнего поколения вам нравится?

– Вообще, я даже не знаю. Я почти не хожу ни в театры, ни на концерты. Наверное, это плохо, но я – максималистка. Воспринимаю как личное оскорбление, если на сцене невесть что происходит. А сегодня среди артистов засилье махрового середняка. Они позволяют делать с собой все что угодно, не зная слова «нельзя». Сейчас катастрофически упал критерий. Любое низменное самовыражение могут назвать искусством. Я же в таком случае завожусь с пол-оборота. Совершенно теряю над собой контроль. Потом несколько месяцев хожу больная. Это ужасно, если мы будем по-хамски распоряжаться нашим национальным достоянием, по принципу «как левая нога захочет» – это, я считаю, преступление. И всякий раз буду кричать: «Верните цензуру, чтобы запретить это хамство!» Ну, когда над оперой кончат изгаляться бездарные проходимцы, возомнившие себя режиссерами! Настоящие преступники, иначе я и не могу этих людей назвать. Надо с почтением относиться к тому, что написано автором и не вносить никаких своих отсебятин. Тебе не нравится – не трогай, делай что-то другое.

– И все же. Неужели никто из нынешних певцов вам не по душе?

– Пласидо Доминго – он допевает свой уже певческий век, но это, конечно, был тенор настоящий во всех отношениях: и певец, и музыкант, и актер прекрасный. Для меня он самый лучший из всех, кого я знала. Отдача его своему делу феноменальна. К сожалению, только однажды, в конце 70-х годов мне посчастливилось петь с ним вместе. Это была абсолютно незабываемая «Тоска». Он был моим Каварадосси. Я чувствовала его полную страстную самоотдачу своему персонажу на сцене. Я уверена, он всегда не просто пел, а по-настоящему проживал характер своих героев, что, безусловно, передавалось публике. И когда мы пели спектакль, случилось нечто невероятное. В момент, когда я пошла убивать Скарпиа, в пылу страсти я даже не заметила, что у меня загорелся шиньон. Скарпиа пел греческий баритон Костас Паскалис. Он встает с пола и что-то кричит. Я остановилась и смотрю на него, а у него в глазах ужас. Когда я поняла, что у меня загорелся парик от канделябра, я выдрала шиньон вместе со своими волосами. Помню, у меня даже ногти обгорели. Слава Богу, это был финал второго акта. А в антракте я кричала – «Дайте мне скорее новый шиньон!» Мне директор сказал: «Вы что, сумасшедшая? Вы что, петь собираетесь что ли?» Я говорю: «Конечно!» И вышла на сцену опять. Мистика какая-то. У Марии Калласс тоже горел парик и тоже в «Тоске».

– А что вы считаете самым ценным в своей жизни?

– Семью и работу. Хотя это очень трудно совместимые вещи. Ну, вот все-таки получилось. Конечно, хотелось бы уделять больше внимания детям, но приходилось и уезжать на гастроли, и почти каждый день бывать в театре: то репетиции, то спектакли. Но я до девяти месяцев обеих кормила. Домработница в театр девку таскала ко мне, и я ее в антрактах кормила. Дети, естественно, между делом росли, успевала только проследить, чтобы на кривую дорожку не свернули. Но замечательные выросли две девочки и Лена, и Оля. У меня уже шесть внуков.

– Вы уже стали прабабушкой?

– Нет еще. Но вполне могу, потому что старшему внуку уже 27 лет.

– По русскому поверью считается тот, кто дождался правнуков, сразу попадает в Рай.

– Правда? Надо будет им сказать, чтобы поторопились, помогли бабушке.

– Внуки с вами только по-русски разговаривают?

– Да, но все по-русски плохо говорят, они – иностранцы. Это мое больное место, и, к сожалению, здесь уже я ничего не могла сделать. Пока они были маленькие, они блестяще говорили по-русски, без всякого акцента, а как только в школу пошли, все кончилось. Может, кто-нибудь из них будет больше связан с Россией или женится на русской, вот тогда, дело с языком пойдет лучше.

– А кто из внуков больше всего похож на вас?

– Не знаю, по-моему, они все на меня похожи. Не могу даже выделить кого-нибудь из них. Ну, младший у нас такой особенный экземпляр. Его зовут Мстислав, в честь деда. Ольгин сын, да. Сейчас ему 16 лет, отец у него француз, так что у нас настоящий месье растет. Он очень артистичный, любит пение, ему нравятся красивые вещи, картины. Он чувствует и понимает красоту. Мне это нравится. Может быть, он выкинет нам какой-то номер, пойдет куда-то по линии искусства. Я бы этого хотела.

Недавно он приезжал в Россию. Я повезла его в Петербург, там у нас дом на Неве – особняк в четыре этажа, где я все сама сделала. Так вот он там прошелся с важным видом и заключил: «Да! Это дворец. И ты никогда не должна это продавать, потому что тут вся твоя жизнь. Здесь когда-нибудь будет музей. И по пятницам он будет закрыт, потому что если каждую неделю все не проверять, все растащат».

– А у вас какие планы на счет петербургского дома?

– Я уже голову сломала, думаю: «Куда это девать все? Что с этим делать?». Я сейчас веду переговоры с Министерством культуры, но я знаю, как охраняет государство свои сокровища, не приведи Господь. Что от писем Рериха осталось? Дырка от бублика! А у нас только один архив документов совершенно феноменальный, бесценный. И предполагать, что после меня когда-нибудь эти вещи из нашего архива, которые мы так любовно собирали со Славой, вдруг появятся где-то на аукционах – это выше моих сил. Это должно принадлежать одному месту, чтобы людям он был доступен этот архив, потому что там и 50 писем Чайковского, и «Дело Распутина», и письма Екатерины II. Кроме того, личный архив Ростроповича и мой тоже.

– В семье всегда последнее слово было за вами?

– Секрет настоящей женщины в том, что она никогда не противится мужчине. Он чего-то требует, ожидает сопротивления – а она, к его удивлению, покорно отступает. И пока он пребывает в изумлении, она так же тихо наступает. Мы-то, женщины, знаем, кто на самом деле главный... Но если ты умна, то и держи свое знание при себе. Не понимаю женщин, которые кричат: хочу быть сильной как мужчина. А я вот хочу быть слабой. Не желаю никого на скаку останавливать ни коней, ни быков. Может, потому что всю жизнь именно этим и пришлось заниматься...

– Считается, что равновеликим талантам вместе ужиться невозможно. Как же у вас получилось быть вместе с Мстиславом Леопольдовичем 52 года?

– Мы очень часто разъезжались с самых первых дней нашего брака. Когда подходило время и два наших темперамента вместе уже высекали огонь, то он уезжал, то я уезжала. Соскучились, приехали: «Слава богу, опять вместе!» Думаю, что это помогло, конечно. Потому что, если всю жизнь вот так с утра до вечера… Взорвались бы, лопнули, наверное. Но сначала было трудно. Я скандалила, спорила, потому что я – молодая женщина, и мне хочется куда-то пойти, я же не пойду с кем-то… Если кто-то меня от театра до дома провожал, то вся Москва уже гудела: «А вы знаете, Вишневскую с кем видели?!». И Слава тут же заводился.

– А вы Ростроповичу поводы для ревности давали?

– На сцене всегда повод найдется, потому что я артистка… А в опере всегда объятья и любовь…

– Среди ваших поклонников были и те, ухаживания которых было не так уж просто отвергнуть…

– Вы имеете в виду Булганина? Это была ситуация, из которой постоянно надо было выкручиваться таким-то образом, чтобы и врага себе не нажить, и в то же время не пойти на какую-то связь со стариком. Поэтому когда он звонил: «Галя, приезжайте ко мне ужинать». Я говорила: «Мы приедем, спасибо». Выходили вдвоем с Ростроповичем, а у подъезда нас уже ждала машина – черный «ЗИС». Вот такой был у меня роман «втроем». Старик, конечно, жутко злился. Тут же при Славе начинал мне в любви признаваться.

– До драки дело доходило?

– До драки – нет. Но напивались они, конечно, вдвоем прилично. А я сидела и смотрела. У меня всегда было отношение к этой так называемой партийной элите, недоверчивое. Как говорится: «Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь». От политики всегда я была далека, от всех этих приемов. Я это терпеть не могла, меня это оскорбляло. И Булганина попросила избавить меня от выступлений на этих попойках. Хотя, конечно, исстари ведется – тот успешен и тот талантлив, с кем разговаривает царь. С другой стороны, руководители государств – обыкновенные люди. И им тоже бывает скучно, и они хотят общения с интересными людьми. Поэтому артисты всегда имеют возможность общаться с ними, быть приглашенными на разные вечера.

– Так и возникла ваша знаменитая дружба с королевской семьей Испании?

– С королевой Испании Софией я уже около 50 лет знакома. Мы познакомилась вначале 60-ых, когда она еще была греческой принцессой. Она правнучкой русской княгини Ольги Константиновны, вышедшей замуж за греческого короля Георга I. Но ни ей, ни королю Испании Хуану Карлосу I это не мешает быть очень милыми и простыми людьми. Слава тоже с ними был знаком. Он общительный человек, находил контакт со всеми людьми моментально. Я гораздо менее общительна. А он с человеком два слова сказал, и сразу он ему друг.

– А как думаете, вы не поторопились с уходом со сцены?

– Нет-нет, я сделала все правильно, никогда не жалела об этом. Я избежала самого страшного для артиста – публичного увядания, потери голоса. У мужчин это происходит приблизительно после шестидесяти, у женщин – после пятидесяти лет. Это рубеж, который нельзя переступать. Даже если тебе кажется, что ты еще на коне. Я ушла, быть может, на несколько лет раньше, но не жалею об этом. Меня поглотила какая-то внутренняя усталость. Надоело, может быть. Настал момент, когда просто не захотелось петь. Мне было 60 с лишним. Сцена требует такой отдачи, радостной. Если ты этого не ощущаешь – ничего хорошего не выйдет. Я просто поняла, что стала уставать, что хватит мне по миру с чемоданами таскаться. Каждый раз новый театр, новые дирижеры, партнеры. Отменила несколько концертов подряд, а следующие – не брала, так и закончила выступать. Мой последний концерт был в 1988 году в Лондоне. Вместе со Славой и Юрой Башметом - в пользу пострадавших от землетрясения в Армении. Я тогда спела несколько романсов. С тех пор я больше никогда нигде не пела. Ни разу! Ну что, у меня хлеба нет? Я от этого не зависела, я состоятельная женщина. Я выходила на сцену всегда радостной, только тогда, когда хотела этого.

– Даже дома, в ванной не пели?

– Ни-ког-да! Я вообще не имела привычки петь дома. Это вполне естественно. Я – профессионал, я должна выходить на сцену и петь для публики. У меня никогда не было иной потребности. Я ушла с той высокой позиции, которой достигла. Никто никогда не видел меня пикирующей вниз. Я закрыла эту книгу.

Галина Павловна Вишневская (урождённая Иванова). Родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде - умерла 11 декабря 2012 года в Москве. Советская и российская оперная певица (сопрано), актриса, театральный режиссёр, педагог. Народная артистка СССР (1966).

Практически все ее детство прошло в Кронштадте.

Отец был репрессирован перед войной. Перенесла блокаду Ленинграда, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО. Одновременно участвовала в концертах: пела в сопровождении джаз-оркестра на кораблях, кронштадтских фортах, в землянках.

В 1943-1944 годах в течение полугода училась Музыкальной школе для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова в Ленинграде, в классе сольного пения И.С. Дид-Зурабова.

С 1947 года работала в Ленинградской филармонии.

С 1951 года брала уроки вокала у В. Н. Гариной в Ленинграде, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы.

В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажёрскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре, по образному выражению Б.А. Покровского, стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий.

В это время певице покровительствовал находившийся последние годы на службе Н.А. Булганин.

С 1955 года гастролировала за рубежом: Чехословакия, ГДР, Финляндия, Великобритания, Италия, Франция, Бельгия, США, Канада, Югославия, Австрия, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.

Выступала в «Ковент-Гарден» (Лондон) «Метрополитен-Опера» (Нью-Йорк), Парижской национальной опере, Ла Скала (Милан), Венской государственной опере, Баварской государственной опере, Опере Сан-Франциско.

В 1966 году окончила экстерном Московскую консерваторию.

В 1966 году снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр М. Г. Шапиро).

Много выступала с концертами. В камерном репертуаре певицы - произведения М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. Шумана, Р. Вагнера, К. Дебюсси, Р. Штрауса, М. де Фальи и др. Была первой исполнительницей ряда посвящённых ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б. Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи «Бразильской бахианы» написано стихотворение А. А. Ахматовой «Слушая пение» (1961).

Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Г. фон Караяном, О. Клемперером, И. Б. Маркевичем, Г. Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др.

Была партнёршей выдающихся певцов: С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, Г. М. Нэлеппа, И. И. Петрова, И. К. Архиповой, за рубежом - Д. Фишера-Дискау, П. Доминго, Н. Гедды и др.

Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 года театра «Ла Скала» (Милан) «Турандот» Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Ф. Корелли и Б. Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).

Обширная дискография певицы содержит записи опер и камерной музыки.

В сентябре 1969 года Г. Вишневская и М. Ростропович предложили проживать на своей даче А. И. Солженицыну, в октябре 1970 года написали открытое письмо в его поддержку. В ответ на это власти практически полностью исключили упоминание о певице в СМИ, ввели ограничения творческой деятельности. Тем не менее певица продолжала выступления в Большом театре, с успехом гастролировала за рубежом, в 1971 была награждена Орденом Ленина.

В марте 1974 года вместе с мужем обратились к с просьбой о разрешении выезда за границу, которая была удовлетворена. В том же году выехала с мужем и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР.

Во время пребывания за рубежом, в марте 1978 года, Г. Вишневская и М. Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград - «за действия, порочащие звание гражданина СССР».

Проживали в США, во Франции. Певица выступала в крупнейших театрах мира, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли. Прощальное выступление Г. Вишневской состоялось в парижской Гранд-Опера в октябре 1982 (в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, дирижировал М. Ростропович), после чего оставила профессиональную сцену и занялась преподавательской деятельностью. Продолжала концертную деятельность, записывала пластинки, проводила мастер-классы.

В январе 1990 года, после обращений ряда деятелей искусств, Г. Вишневской и М. Ростроповичу было возвращено гражданство СССР, Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении государственных наград был отменён.

В феврале 1990 года вернулась в СССР, стала почётным профессором Московской консерватории. От гражданства отказались, заявив, что они не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать. До конца своих дней прожила со швейцарским паспортом.

С 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ им. Чехова в Москве (роль Екатерины Второй в пьесе Е. А. Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в фильмах «Провинциальный бенефис» (по мотивам пьес А. Н. Островского, режиссёр А. А. Белинский, 1993) и «Александра» (режиссёр А. Н. Сокуров, 2007).

С 2002 года - руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве.

С 2006 - председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.

В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне отрицательно оценивает общественный строй в СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы Перестройки. 24 октября 2011 года Г. Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к её юбилею.

Скончалась 11 декабря 2012 года на 87-м году жизни в Москве. Церемония прощания проходила 13 декабря в Центре оперного пения. 14 декабря состоялось отпевание в Храме Христа Спасителя.

Похоронена на Новодевичьем кладбище вместе с Мстиславом Ростроповичем.

В честь Галины Вишневской названы:

Улица Галины Вишневской в московском районе Новокосино. 26 июня 2013 года Правительство Москвы решило присвоить проектируемому проезду № 326, расположенному на территории района Новокосино Восточного административного округа города Москвы между Суздальской и Новокосинской улицами, наименование - улица Галины Вишневской.
- Лайнер Airbus A321 авиакомпании «Аэрофлот» «Г. Вишневская».
- Колледж музыкально-театрального искусства № 61 имени Г. Вишневской в Москве.
- Детская музыкальная школа № 8 в Кронштадте названа именем Г. Вишневской.
- Малая планета Солнечной системы № 4919.

Рост Галины Вишневской: 161 сантиметр.

Личная жизнь Галины Вишневской:

Трижды была замужем.

Первый муж - Георгий Вишневский, военный моряк. Брак продлился несколько месяцев в 1944 году.

Второй муж - Марк Ильич Рубин, директор Ленинградского областного театра оперетты. Гражданский и официальный брак продлился с 1944 по 1955 год. У пары родился сын - Илья Рубин (умер в младенчестве в 1945 году).

Третий муж - (1927-2007), дирижёр, виолончелист.

Вышла за него замуж в 1955 году - спустя четыре дня после знакомства. Впоследствии в ансамбле с ним выступала на самых престижных концертных площадках мира (М.Л. Ростропович сначала работал в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра).

Состояли в браке с 1955-го по 2007-й год.

У них родились две дочери.

Старшая дочь - Ольга Мстиславовна Ростропович (род. 1956), виолончелистка, возглавляет музыкальный фонд М. Ростроповича, помогающий молодым музыкантам и проводящий ежегодные фестивали, также в настоящее время - художественный руководитель Центра оперного пения.

Младшая дочь - Елена Мстиславовна Ростропович (род. 1958), пианистка, руководит международным медицинским фондом «Вишневская - Ростропович», который занимается вакцинацией детей по всему миру.

Шестеро внуков: Иван, Сергей, Настасья, Олег, Александр, Мстислав.

Фильмография Галины Вишневской:

1966 - Катерина Измайлова (фильм-опера) - Катерина Львовна Измайлова
1972 - Звезда в ночи - Аделина Патти
1990 - Мстислав Ростропович. Возвращение (документальный)
1992 - Наш любимый юный дед (документальный)
1993 - Провинциальный бенефис (по мотивам пьес А. Н. Островского) (режиссёр А. А. Белинский) - Кручинина
1994 - Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (документальный)
2006 - Элегия жизни. Ростропович. Вишневская (режиссёр А. Н. Сокуров) (документальный)
2007 - Александра (реж. А. Н. Сокуров) - бабушка Александра Николаевна
2008 - Женское лицо войны. «Катюша» (документальный)
2009 - Двое в мире. Галина Вишневская и Мстислав Ростропович (документальный)
2010 - Владимир Максимов (из цикла документальных фильмов Острова на телеканале «Культура»)
2011 - Свидетели. Галина Вишневская. Роман со славой (режиссёр А. Гречиха) (документальный)

Работы Галины Вишневской в Ленинградском областном театре оперетты:

«Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова - Яринка
«Продавец птиц» К. Целлера - Христина
«Фиалка Монмартра» И. Кальмана - Нинон

Галина Вишневская - Аида

Оперные премьеры Галины Вишневской:

Большой театр:

1953 - «Евгений Онегин» П. И. Чайковского - Татьяна
1954 - «Фиделио» Л. ван Бетховена - Леонора
1955 - «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова - Купава
1957 - «Укрощение строптивой» В. Шебалина - Катарина
1957 - «Свадьба Фигаро» В. Моцарта - Керубино
1957 - «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини - Баттерфляй
1958 - «Аида» Дж. Верди - Аида
1959 - «Пиковая дама» П. И. Чайковского - Лиза
1959 - Война и мир" С. С. Прокофьева - Наташа Ростова
1962 - «Фальстаф» Дж. Верди - Алиса Форд
1962 - «Фауст» Ш. Гуно - Маргарита
1962 - «Каменный гость» А. С. Даргомыжского - Донна Анна
1962 - «Судьба человека» И. И. Дзержинского - Зинка
1964 - «Травиата» Дж. Верди - Виолетта
1964 - «Октябрь» В. Мурадели - Марина
1965 - «Человеческий голос» Ф. Пуленка - Героиня
1970 - «Семён Котко» С. С. Прокофьева - Софья
1970 - «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова - Марфа
1971 - «Тоска» Дж. Пуччини - Флория Тоска
1973 - «Франческа да Римини» С. Рахманинова - Франческа
1974 - «Игрок» С. С. Прокофьева - Полина

Другие театры:

1964 - «Турандот» Дж. Пуччини - Лиу (Ла Скала, Милан)
1969 - «Отелло» Дж. Верди - Дездемона (Москва)
1976 - «Макбет» Дж. Верди - Леди Макбет (Эдинбург)
1981 - «Иоланта» П. Чайковского - Иоланта (Вашингтон)
1983 - «Тюрьма» М. М. Ландовского (Экс-ан-Прованс)

Галина Вишневская - Болеро

Концертные премьеры Галины Вишневской:

1957 - Девятая симфония л. ван Бетховена - партия сопрано
1958 - «Реквием» Дж. Верди - партия сопрано
1961 - «Сатиры» Д. Д. Шостаковича
1962 - «Песни и пляски смерти» М. П. Мусоргского в инструментовке Д. Д. Шостаковича
1962 - Торжественная месса Л. ван Бетховена (Эдинбург)
1963 - «Военный реквием» Б. Бриттена (Лондон)
1963 - Вторая симфония Г. Малера (Вена)
1965 - «Эхо поэта» Б. Бриттена
1965 - Четвёртая симфония Г. Малера
1967 - Вокальный цикл Д. Д. Шостаковича на стихи А. А. Блока
1969 - Четырнадцатая симфония Д. Д. Шостаковича
1972 - Вокальный цикл «Без солнца» М. П. Мусоргского с оркестром
1979 - «Ребёнок зовёт» М. М. Ландовского (Вашингтон)
1981 - Те Deum К. Пендерецкого (Вашингтон)
1983 - «Польский реквием» К. Пендерецкого (Вашингтон)


Природа гармонично соединила в ней талант, красоту и силу характера. Галина Вишневская — одна из выдающихся оперных певиц 20 века.

В юные годы жизни Галины Вишневской один за другим следовали тяжелые испытания и потрясения. Отец ее был репрессирован, а в годы ВОВ юная Галина пережила блокаду. Во время войны Галина Вишневская прошла службу в войсках ПВО, а в 1944 году получила начальное музыкальное образование.

Ее талант к оперному исполнению признавали все педагоги, у Галины Вишневской был от природы поставленный голос.

Творческая биография Вишневской началась в середине 40-х годов на сцене ленинградского театра оперетты.

Большая сцена влекла юную певицу. В 1952 году в биографии Галины Вишневской наступает судьбоносный момент — она принята на стажировку в Большой театр Москвы, несмотря на отсутствие академического музыкального образования. Галина Вишневская брала частные уроки и много работала самостоятельно над своим волшебным сопрано.

По словам дирекции театра вскоре стало ясно, что певица Галина Вишневская — будущая прима главной сцены страны. «Не ей повезло, а, безусловно, театру». Вскоре все ведущие партии репертуара большого театра принадлежали Вишневской. Вишневская блистательно поет в операх Чайковского, Римского-Корсакова, Верди, Пуччини.

В 1955 году Галина Вишневская встретила любовь всей своей жизни. Певица, обладающая потрясающей красотой, побывала уже дважды замужем, но будущим блистательным виолончелистом Мстиславом Ростроповичем увлеклась сразу и на всю жизнь. Их брак зарегистрирован после 4-х дней знакомства.
В 60-х Вишневская покоряет мировые театральные подмостки. Она выступает Ковен-гаден (Лондон), в Метрополитен-опера (Нью-Йорк), в Ла-Скала (Милан), в Гранд-опера (Париж).

Вишневскую приглашают сниматься в кино. Такая внешность не может оставить равнодушной ни режиссеров, ни зрителей.

За время своей творческой биографии Вишневская работала со многими музыкальными знаменитостями современности. Она записывала свои исполнения в сопровождении самых лучших оркестров мира и выдающихся дирижеров и композиторов 20 века.

Безоблачная жизнь в СССР творчески состоявшейся элитарной советской певицы, актрисы, живущей счастливо в семейной жизни, Галины Вишневской закончилась в начале 70-х, когда вместе с мужем Ростроповичем она предоставила убежище гонимому властью философу Солженицыну у себя на даче.
Партия и лично тов. Брежнев не могли стерпеть такого оскорбления от ведущей примы Большого театра. Чтобы «урезонить» ранее вполне «политнадежную и выездную» Вишневскую ей вручают орден Ленина.

Но, не отказавшись от покровительства опального Солженицына, вскоре Вишневская и Ростропович сами становятся неугодными. В 1978 году лишенные советского гражданства они окончательно покидают СССР и возвращаются лишь в 1990 году.

За время пребывания за границей успешный творческий дуэт Вишневской и Ростроповича приобретает поистине грандиозную славу.

По возвращении в СССР Галина Вишневская не приняла обратно гражданство, отметив, что «не просила его отбирать и вновь возвращать».

Свои творческие переживания, разочарования, надежды Галина Вишневская описывает в интереснейшей автобиографической книге «Галина», которая впервые вышла в США в 1984 году. Книга была издана во многих странах, а затем разлетелась как бестселлер в СССР в 1991 году.

В 90-х Вишневская становится профессором московской консерватории. В 1993 году она закончила карьеру оперной певицы и с успехом выступала на сцене МХТ им. Чехова в Москве, снималась в кино.

Галина Вишневская занимала активную гражданскую позицию, вела благотворительную деятельность.

Скончалась великая русская оперная певица Галина Вишневская на 87 году жизни 11 декабря 2012 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

В память о выдающейся певице ее именем названы музыкальные школы в Москве и Санкт-Петербурге, на небесной орбите одна из малых планет Солнечной системы теперь носит имя Галины Вишневской.

Галина Вишневская — кем была эта женщина? В этой статье Вы найдёте интервью с артисткой, а также сможете прочитать отрывок из книги «Галина. История жизни».

В школе учителя очень любили меня стыдить: «Полина, ты уже в пятом классе, а все еще не выучила таблицу умножения!», «С таким отношением к учебе ты станешь уборщицей!», «Физика важна не меньше литературы, она развивает ум!» И только одна Елена Маратовна, преподавательница по музыкальной литературе и сольфеджио, меня искренне жалела, потому что понимала: я никогда не смогу отличить кватру от терции не от лени к учебе, а от полного отсутствия музыкальных данных. Жалость ее ко мне была поистине христианской, потому что выражалась не в завышении оценок и поглаживании по головке, а в стремлении заинтересовать, увлечь, научить вопреки всему.

И она сделала правильную ставку: принесла мне аккуратно обернутую книгу, на обложке которой было написано «ГАЛИНА».

Я читала эту книгу день, ночь и еще полдня. Опухла от слез. Многое поняла. А через полгода каждодневных занятий выиграла городскую Олимпиаду по творчеству Прокофьева, только потому, что его любила сама Вишневская!

Так Елена Маратовна добилась своей благой цели… А я выросла, закончила музыкалку, купила себе свою «Галину» и так получается, что каждый год из моей жизни выпадают «день, ночь и еще полдня» — с возрастом вычитываешь там все новое, и новое…

Я давно мечтала встретиться с Вишневской, взять у нее интервью. Почти невозможно. Очень редко общается с журналистами, справедливо полагая, что сказала уже все, что хотела.

В конце ноября Вишневской присудили звание Почетного профессора Московского университета. Она приехала на Воробьевы горы с дочерью, много улыбалась, принимала букеты и привычно благодарила. У Вишневской столько наград и званий (среди которых, кстати, Орден Святой равноапостольной княгини Ольги), что ей не привыкать!

Мне кажется, сердце ее растопил не столько академический хор, проникновенно исполнивший «Многая лета», сколько старейший профессор университета Глеб Всеволодович Добровольский, который в чувствах признался, что они с супругой назвали своих дочерей Татьяной и Натальей не просто так, а «помня чудесные образы, которые Вы, дорогая Галина Павловна, создали на сцене Большого в 50-е годы».

В общем, все сложилась так, что Галина Павловна согласилась ответить на три вопроса. И пока мы шли метров 10 от зала официальных мероприятий до кабинета ректора МГУ Садовничего (а путь лежит среди колонн, которые украшали первый храм Христа Спасителя: после взрыва их держали в спецхране, а потом установили в главном здании университета), я поняла, что поступлю эгоистично и спрошу о том, что тревожит меня.

А потом как-то само собой выяснилось, что я не оригинальна: большинство женщин задумываются именно над этими проблемами:

Сначала дети, потом все остальное!

Галина Павловна, многие современные женщины стоят перед выбором: дети или успехи в работе. У Вас самая блестящая карьера, какую только можно себе представить и две дочери, которых Вы не только вырастили в прямом смысле этого слова, но и в которых вложили душу, например, лично занимаясь с ними музыкой, путешествуя…

— Да, да (с улыбкой оборачивается к сидящей неподалеку дочери ). Мне кажется, женщина не может отдавать свою душу только детям, у каждой из нас есть призвание, и нужно совмещать воспитание детей с чем-то еще. Это нормально, ничего страшного в этом нет, никаких особых заслуг женщина не должна чувствовать: это для нее нормальное физическое состояние – выносить в себе «весь мир», ведь другим образом пока что никто не родился! И так будет во веки веков. И вообще это – самое главное предназначение женщины и отсюда надо отталкиваться: сначала дети, потом все остальное!

— Галина Павловна, Вы всегда очень элегантно выглядите, и на сцене, и в повседневной жизни. Поделитесь своим секретом! Как быть небогатым женщинам, которые не могут покупать себе дорогие дизайнерские наряды?

— ЛЮБАЯ женщина может ОЧЕНЬ хорошо выглядеть, тратя на это минимальные деньги. Надо взять в руки иголку и нитки! Постараться сделать, сшить себе такую вещь, которая украсит именно вас. Я знаю, о чем говорю: когда мне было 16 лет (уже была прорвана, но не снята блокада Ленинграда), я поступила в Театр Оперетты, и у меня вообще ничего не было, нечего было надеть. Постоянно чинила себе чулки. Дырки подгибаешь, подгибаешь, а потом уже и подгибать-то нечего… Потом научилась шить. Сшила себе первое платье, когда мне подарили темно-бордовый ситец. Как сейчас помню, на нем были маленькие-маленькие черные и белые горошинки, как ягодки! (Показывает на себе)

Я была абсолютно одна, бабушка у меня умерла… Я шила себе удивительные платья! У одного из них была такая широкая юбка (а талия у меня, была тонкая, естественно: и от голода, и от юности), рукав – фонарем, все на сборках… Надо учиться шить и делать себе шикарные платья самостоятельно! Я вообще не признаю слово «Не умею». Не умеешь – научись!

Галина Павловна, Вы, как никто другой, знаете, что такое горе. Много трудностей было на Вашем пути, и среди них — самое страшное, что может выпасть на долю женщины – смерть ребенка… Недавно Вы стали вдовой… Однако мы всегда видим Вас активной и цветущей. Что Вы посоветуете делать женщинам, если, не дай Бог, случилась беда?

— Вы знаете, рецептов здесь нет. Надо ЖИТЬ. Надо жить, и все.

А как это удается (и удается ли) – это уже другой вопрос

О Галине

В день смерти Мстислава Ростроповича моя подруга с горечью сказала: «Скоро само понятие «русская интеллигенция» станет архаизмом… И наши дети будут иметь о ней такие же смутно-лубочные представления, как мы — о дворянстве». К сожалению, с ней нельзя не согласиться, но сегодня хочется рассказать о жизни Слава Богу здравствующей, работающей, занимающейся благотворительностью и отлично выглядящей для своих лет вдове маэстро Ростроповича – великой певице и мужественной женщине, — Галине Вишневской

Страшненькая, недоношенная, горластая – плод глубоко несчастного брака между красавицей – полуцыганкой и совсем еще молодым мужчиной, она была отдана «сироткой» на воспитание бабушке. Козье молоко из бутылочки, нажеванный хлеб в тряпке и остывающая духовка – именно так выхаживали в Кронштадте будущую Галину Вишневскую.

Сиротка

Мать и хорошо обеспеченный отец передали нелюбимого ребенка в семью, и без того еле-еле сводящую концы с концами. О какой-либо помощи со стороны родителей речи даже не шло, и маленькая Галя всегда чувствовала, что ее жалеют, «и все мое детское нутро протестовало против этой унизительной жалости…» Однако бабушкина любовь сделала свое дело, и детское сердечко, отвергнутое матерью, стало постепенно оттаивать.

Жили тяжело: копеечная пенсия да зарплата младшего сына бабушки – простого рабочего («Андрей, сам полуголодный, кормил меня. Для него это было нормально, и потому считалось, что он дурак»), коммунальная квартира с особым богатством: пианино «Беккер», большой зеркальный шкаф да старинные наряды в нем (все – «наследство» от бывшего хозяина квартиры – адмирала). И горькое пьянство, покосившее, казалось, всех русских мужиков.

Галька-артистка

Прозвище, данное ребятами, всхлипы бабушки от жалобных песен и фраза первой школьной учительницы: «Думаю, у Гали будет особая судьба» — уже признание таланта, но косвенное. Прямым же послужила премия за пение, полученная в первом классе – три метра ситца!

На десятилетие мать подарила Гале патефон и пластинки с «Евгением Онегиным» Чайковского. Коммуналка стонала. Опера была выучена наизусть: «Из моей реальной жизни, до предела начиненной картинами пьянства, неприкрытой ложью и трескучими маршами, я вдруг унеслась в иной, доселе неведомый и недоступный мне мир красоты, волшебных звуков, неземной чистоты. И обратно уже никогда не возвращалась».

«Я буду артисткой, я буду певицей!» — решение было принято раз и навсегда (всего через 15 лет Вишневская споет партию Татьяны на сцене Большого театра).

Война

Детство кончилось, когда пришла война. В 1941 Гале исполнилось 14. А потом началась Блокада. Мать в это время жила с новым мужем на Дальнем Востоке, а отец воровал продукты из воинского склада для новой любовницы, которая в 1942 лакомилась жареным гусем!

Галя с бабушкой пухли от голода. Пережили все ужасы, которые только можно было… Бабушка в итоге умерла от ожогов: на ней загорелось платье и не было сил отойти от буржуйки, которую топили мебелью… В феврале 1942 похоронили ее в братской могиле. Добрую, милосердную и великодушную русскую женщину, Дарью Александровну Иванову…

Учиться!

Осталась Галина одна. Чудом дожила до весны («подступило равнодушие, безразличие к своей реальной судьбе, то состояние, которое, в общем-то, помогло мне выжить»). Попала в «Голубую дивизию» (отряд из 400 женщин, несших на себе поистине нечеловеческий труд по расчистке города) и в джаз-оркестр морской воинской части. Пережила и гауптвахты, и ремонт вручную городской канализации… И первую любовь. Он был моряком и вскоре погиб. Наверное, именно эта, последняя потеря («тошно и беспросветно стало мне после его гибели!») привела шестнадцатилетнюю девчонку к решению: «Учиться!» Однако через полгода, потеряв верхние ноты (непрофессионализм педагога), Галина вновь остается один на один с Северной Пальмирой…

Первый брак

«В конце концов мое одиночество привело меня к замужеству. Летом 1944 года я вышла замуж за Георгия Вишневского, молодого моряка. Уже через неделю стало ясно, что брак наш ошибка. Он не хотел, чтобы я пела, чтобы училась, чтобы я шла на сцену». Он ревновал молодую жену даже к старику-педагогу, подкарауливал, следил… Окончательный скандал разразился после поступления Галины в Театр оперетты, он же положил конец браку. «Мы расстались навсегда после двух месяцев супружеской жизни, и только фамилия – Вишневская – напоминает мне о том, что это действительно было».

Артистическая карьера

Солисткой Галина стала по «классическому» сценарию: буквально через три месяца после поступления в театр случилась паника: солистка сломала ногу, а на гастролях один состав, замен нет. Директор обращается к хору:

— Девушки, кто может выручит нас, сыграть сегодня?

Галина только и ждала этого момента!

— Я могу!

— Роль знаете?

— Скорей на репетицию!

Работали в страшных, нечеловеческих условиях, давая по 25 концертов в месяц. Искусство – тяжелый, изнурительный труд, — поняла Галя. И приняла правила игры.

Второй муж

Ему – 40, ей – 18. Она – солистка, он – директор театра. Они поженились. Появилась настоящая семья. «Родила я сына. Только успела лоб перекрестить, начался родовой припадок эклампсии…» А кончилось тем, что ребенок умер двух с половиной месяцев. Ужасы тех дней и описать невозможно: «Не могу и представить себе, как же я все это вынесла? И было-то мне всего 19 лет». Еще через несколько месяцев похоронила она маму, та умерла в страшных мучениях от рака матки, перед смертью слезно просила у дочери прощения и наказала: «Берегись туберкулеза и не доверяйся мужчинам, все они ничего не стоят…»

Весной обнаружили запущенный туберкулез. Нужно накладывать пневмоторакс (поддуть, жать легкое) – конец певческой карьере, иначе – смерть. Больная предпочла последнее и соскочила с операционного стола. Благодаря Богу и спекулятивному стрептомицину болезнь отошла. Первым делом – на уроки к Вере Николаевне Гариной, которая за два года вернула Вишневской утерянное сопрано.

«Большой театр…

…СССР объвляет конкурс в стажерскую группу». Случайно увидела афишу. Спела сложнейшую арию из «Аиды» почти без подготовки, произвела сенсацию, победила и с благословением любимой учительницы уехала в Москву. Сцена Большого покорилась Вишневской сразу. Отдел кадров – нет: анкета на 20 страниц и 58-я у отца. Если докопаются – не видать театра! Но свершилось!!! « Я стала артисткой одного из лучших театров мира! Мне было 25 лет».

Москвичка

Полгода пришлось мыкаться по чужим углам, потом мужу удалось обменять комнату в Ленинграде на десятиметровую конуру в Москве. Это был бывший черный вход бывшей семикомнатной квартиры на пересечении Столешникова и Петровки. Цементный пол, чад и лестница вместо потолка. Так четыре года жила с мужем ведущая солистка Большого. «Но я не воспринимала свое положение трагически: разрешили московскую прописку, есть крыша над головой, до театра – три минуты ходьбы». Здесь проходила работа над Леонорой в «Фиделио», Татьяной в «Онегине» , Купавой в «Снегурочке», мадам Баттерфляй…

Виолончелист

Его представили ей в «Метрополе» в 1955, и к тому времени она была замужем уже 10 лет, правда жила с мужем скорее как с другом, разрыв был уже неминуем.

Вторая встреча с Мстиславом Ростроповичем произошла на гастролях в Праге. Некоторые эпизоды тех дней в подробностях знает весь мир. О ландышах («вышли мы с ним на улицу, возле отеля – женщина с полной корзиной ландышей. Он всю охапку вынимает – и мне в руки!»), о соленых огурцах («бежим по улице: «Смотрите, Слава, соленые огурцы! Жаль, что магазин закрыт»). И о ландышах с огурцами: «Пришла к себе в комнату, открываю шкаф, а в нем, как белое привидение, стоит огромная хрустальная ваза, а в ней ландыши и соленые огурцы! Ну, когда же он успел?!»

Через четыре дня они решили, что по приезде в Москву поженятся.

Ростропович кинулся покупать сервизы, люстры и одеяла. В России господствовал дефицит.

ЗАГС принадлежал к тому же району, что и Большой театр, и к артистам его –отношение особое. И вот

Ах, Галина Павловна, какая радость Вас здесь видеть! Замуж выходите?

Да, замуж.

Садитесь, пожалуйста, давайте Ваш паспорт, душенька…

И - к Славе, уже холодно-официально, даже с легким вздохом, дескать, бывает же людям такое счастье:

Давайте Ваш паспорт тоже.

Значит, пишем имя супругов: Галина Павловна Вишневская и М-стислав - Господи, какое трудное имя - Ле о поль до вич Рост… Роср… Товарищ, как Ваша фамилия?

Ростропович.

Товарищ Рассупович, ну что за фамилия! Вот сейчас у Вас такая счастливая возможность - перемените фамилию и будете - она закатила глаза и даже не проговорила, а как бы пропела: Вишне е е евский!

«Сюрпризом оказалось то, что он – большой музыкант, а я — хорошая певица. Но первое восприятие осталось навсегда главным в наших отношениях: для меня он – тот мужчина, женой которого я стала через четыре дня знакомства, а я для него – женщина, перед которой он вдруг опустился на колени».

Галина Павловна

Через полгода семейной жизни в коммуналке, со свекровью и сестрой мужа, молодожены переехали в собственную кооперативную стометровую квартиру, купленную Ростроповичем на Сталинскую премию. Галина Павловна вспоминает, как долго не могла привыкнуть к огромному жилому пространству….

На восьмом месяце беременности записывалась в «Мелодии» первая оперная пластинка («Онегин»). А к родам Ростропович вернулся с очередных гастролей с кучей подарков, среди которых была шикарная шуба («Хоть от схваток мне и было уже невмоготу, а все же я, надев новую шубу, к ужасу моего мужа, скорчившись пошла к себе в комнату полюбоваться на себя в зеркало»).

Великий СССР

Вишневская и Ростропович жили слишком активно: премьеры, многочисленные гастроли зарубежом, две дочери, диссидент Солженицын, живущий у них на даче, громкие споры с власть имущими… Президиум Верховного Совета СССР не выдержал такого «нахальства» и 15 марта 1978 года постановил лишить гражданства СССР Ростроповича М.Л. и Вишневскую Г.П., учитывая то, что они «систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству». Захлебываясь рыданиями, Галька артистка, она же примадонна Большого театра, мировая звезда Галина Павловна Вишневская и ее семья покидали Родину. Казалось, навсегда…

Борис Покровский писал: «Актриса с большой буквы, она вынуждена была расстаться с Большим театром в пору своей творческой зрелости, успеха, известности. Почему? Почему театр должен был лишиться одной из своих главных художественных сил? Потому что нравственная ответственность Актрисы перед судьбой мужа, великого музыканта, победила даже любовь к Большому театру».

Триумфальное возвращение

В 1992 году в Большом театре устроили грандиозный вечер, посвященный 45-летию творческой деятельности Галины Вишневской: «И я вышла на сцену родного театра. И вновь, после 18 лет отсутствия, испытала все прежние чувства - любви, упоения, страха, восторга - и каждую минуту, в течение всего вечера, ощущала, как меня, капля за каплей, покидает давняя боль…». Вечер был грандиозный, прямая трансляция из театра шла 3 часа, Первый канал даже отменил вечерний выпуск новостей.

Еще одно громкое событие - празднование 50-летия свадьбы в «Метрополе». Праздник был грандиозный. На столах стояли вазочки с ландышами и солеными огурцами.

Смерть мужа

Мстислав Ростропович, которого признают лучшим виолончелистом XX века, скончался 27 апреля этого года в московской больнице в возрасте 80 лет. За несколько дней до этого он с большим размахом отметил сво й юбилей в Кремле. Владимир Путин успел наградить его орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени за несколько дней до смерти.

Вдова

Вишневская продолжает работать. Когда бывает в Москве - живет либо в Газетном переулке, либо в собственном Центре оперного пения, где есть квартира-студия. Галина Павловна утром спускается на один этаж вниз, к студентам. Вечером - домой. «Поем, помою посуду и спать». Простая жизнь женщины, ставшей мифом.

Все цитаты даны по книге Галины Вишневской «Галина. История жизни» - Русич, 1999

Фото Анны Подольской

Татьяна Ларина и Наташа Ростова