Клод Дебюсси: биография, интересные факты, творчество. Клод Дебюсси: краткая биография композитора, история жизни, творчество и лучшие произведения Сочинения для оркестра

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лучшее из Дебюсси

    ✪ Клод Дебюсси - Лунный свет

    ✪ 11 Лунный свет Клод Дебюсси

    ✪ The Best of Debussy

    ✪ КЛОД ДЕБЮССИ - ПРЕЛЮДИИ

    Субтитры

Биография

Дебюсси до импрессионизма

Систематически изучать композицию Дебюсси начал только с декабря 1880 года у профессора, члена Академии Изящных Искусств Эрнеста Гиро . За полгода до поступления в класс Гиро Дебюсси совершил путешествие по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк . Лето 1881 и 1882 годов Дебюсси и вовсе провёл под Москвой , в её имении Плещеево . Общение с семьёй фон Мекк и пребывание в России благотворно повлияло на развитие молодого музыканта. В её доме Дебюсси познакомился с новой русской музыкой Чайковского , Бородина , Балакирева и близких к ним композиторов. В ряде писем фон Мекк к Чайковскому иногда упоминался некий «милый французик», который с восхищением отзывается о его музыке и превосходно читает партитуры . Вместе с фон Мекк Дебюсси посетил также Флоренцию , Венецию , Рим , Москву и Вену , где впервые услышал музыкальную драму «Тристан и Изольда », на добрый десяток лет ставшую предметом его восхищения и даже поклонения . Эту равно приятную и выгодную работу молодой музыкант потерял в результате некстати обнаружившейся влюблённости в одну из многочисленных дочерей фон Мекк.

Вернувшись в Париж, Дебюсси в поисках заработка поступил аккомпаниатором в вокальную студию мадам Моро-Сенти, где и познакомился с богатой певицей-любительницей и меломанкой мадам Ванье. Она значительно расширила круг его знакомств и ввела Клода Дебюсси в круги парижской художественной богемы . Для Ванье Дебюсси сочинил несколько изысканных романсов , среди которых оказались такие шедевры, как «Мандолина» и «Под сурдинку».

Одновременно Дебюсси продолжал свои занятия в консерватории, пытаясь добиться признания и успеха также среди своих коллег, академических музыкантов. В 1883 году Дебюсси получил вторую Римскую премию за кантату «Гладиатор». Не остановившись на достигнутом, он продолжил свои усилия в этом направлении и год спустя, в 1884 году , получил Большую Римскую Премию за кантату «Блудный сын» (фр. L’Enfant prodigue ). По странности столь же трогательной, сколь и неожиданной, это случилось благодаря личному вмешательству и доброжелательной поддержке Шарля Гуно . В противном случае Дебюсси наверняка не получил бы эту картонную профессиональную корону всех академиков от музыки - "этот своеобразный аттестат происхождения, просвещения и подлинности первой степени", как позднее шутливо называли между собой Римскую премию Дебюсси и его приятель, Эрик Сати .

Римский период не стал для композитора особенно плодотворным, поскольку ни Рим , ни итальянская музыка не оказались ему близки, однако здесь он познакомился с поэзией прерафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром «Дева-избранница» (фр. La damoiselle élue ) на слова Габриэля Россетти - первое произведение, в котором наметились черты его творческой индивидуальности. Отбыв первые несколько месяцев на вилле Медичи, Дебюсси посылает в Париж своё первое римское послание - симфоническую оду «Зюлейма» (по Гейне), а ещё через год - двухчастную сюиту для оркестра и хора без слов «Весна» (по знаменитой картине Боттичелли), вызвавшие печально знаменитый официальный отзыв Академии:

«Несомненно, Дебюсси не грешит плоскими оборотами и банальностью. Наоборот, его отличает ясно выраженное стремление к поискам чего-то странного и необычного. Он обнаруживает чрезмерное чувство музыкального колорита , которое временами заставляет его забывать важность чёткость рисунка и формы. Он должен особо остерегаться расплывчатого импрессионизма , столь опасного врага правды в произведениях искусства».

Этот отзыв примечателен, прежде всего, тем, что при всей академической косности содержания является по существу глубоко новаторским. Данная бумага 1886 года вошла в историю как первое упоминание об «импрессионизме» применительно к музыке. Следует особо отметить, что на тот момент импрессионизм вполне сформировался как художественное течение в живописи, но в музыке (в том числе и самого Дебюсси) он не только не существовал, но даже ещё и не намечался. Дебюсси лишь находился в начале поисков нового стиля, и испуганные академики тщательно очищенным камертоном своих ушей уловили будущее направление его движения - и испуганно предостерегли его. Сам же Дебюсси с достаточно едкой иронией говорил о своей «Зюлейме»: «она слишком сильно напоминает то ли Верди , то ли Мейербера »…

Однако самым важным событием этого времени стало, пожалуй, неожиданное знакомство в 1891 году с тапёром «Трактира в Клу» (фр. Auberge du Clou ) на Монмартре Эриком Сати , занимавшим должность второго пианиста. Поначалу Дебюсси привлекли гармонически свежие и необычные импровизации кафешантанного аккомпаниатора , а затем и его свободные от любых стереотипов суждения о музыке, оригинальность мышления, независимый, грубоватый характер и едкое остроумие, не щадящее решительно никаких авторитетов . Также, Сати заинтересовал Дебюсси своими новаторскими фортепианными и вокальными сочинениями, написанными смелой, хотя и не вполне профессиональной рукой. Непростая дружба-вражда этих двух композиторов , определивших лицо музыки Франции начала XX века , продолжилась почти четверть века. Спустя тридцать лет Эрик Сати так описал их встречу:

«Когда мы впервые встретились, <…> он был как промокашка , насквозь пропитан Мусоргским и кропотливо искал свой путь, который ему никак не удавалось нащупать и отыскать. Как раз в этом вопросе я его далеко переплюнул: ни Римская премия …, ни „премии“ каких-либо других городов этого мира не отягощали мою походку, и мне не приходилось тащить их ни на себе, ни на своей спине… <…> В тот момент я писал „Сына звёзд“ - на текст Жозефа Пеладана ; и много раз объяснял Дебюсси необходимость для нас, французов, наконец, освободиться от подавляющего влияния Вагнера, которое совершенно не соответствует нашим природным наклонностям. Но одновременно я давал ему понять, что нисколько не являюсь антивагнеристом. Вопрос состоял только в том, что мы должны иметь свою музыку - и по возможности, без немецкой кислой капусты.

Но почему бы для этих целей не воспользоваться такими же изобразительными средствами, которые мы уже давно видим у Клода Моне , Сезанна , Тулуз-Лотрека и прочих? Почему бы не перенести эти средства на музыку? Нет ничего проще. Не это ли есть настоящая выразительность?»

Бросив сочинение оперы «Родриг и Химена» на либретто (по выражению Сати) «этого жалкого вагнериста Катюля Мендеса» , в 1893 году Дебюсси приступил к долгому сочинению оперы по драме Метерлинка «Пеллеас и Мелисанда». А ещё год спустя, искренне вдохновившись эклогой Малларме, Дебюсси написал симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна» (фр. Prélude à l’Après-midi d’un faune ), которой суждено было стать своеобразным манифестом нового музыкального течения: импрессионизм в музыке .

Творчество

В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике Господин Крош - антидилетант, Monsieur Croche - antidilettante, опубликован в 1921). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений.

За двумя сериями Образов (1905-1907) последовала сюита Детский уголок (1906-1908), посвящённая дочери композитора Шушу.

Дебюсси совершил несколько поездок с концертами, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал своими сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного звукоизобразительного письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 году он написал музыку к мистерии Габриэле д’Аннунцио Мученичество Святого Себастьяна , партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижёр А. Капле. В 1912 году появился оркестровый цикл Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры, который был показан труппой «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева в Париже и Лондоне. В том же году композитор начал работу над детским балетом «Ящик с игрушками» - его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов, посвящённых памяти Шопена. Дебюсси начал серию камерных сонат, в определённой мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки XVII-XVIII веков. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917). Дебюсси получил заказ от Джулио Гатти-Казацца из Метрополитен-опера на оперу по повести Эдгара Аллана По « Падение дома Ашеров », над которой он начинал работу ещё в молодости. У него ещё хватило сил переделать оперное либретто.

Сочинения

Полный каталог сочинений Дебюсси составлен Франсуа Лесюром (Женева , 1977; новая редакция: 2001).

Оперы

  • Пеллеас и Мелизанда (1893-1895, 1898, 1900-1902)

Балеты

  • Камма (1910-1912)
  • Игры (1912-1913)
  • Ящик с игрушками (1913)

Сочинения для оркестра

  • Симфония (1880-1881)
  • Сюита «Триумф Вакха» (1882)
  • Сюита «Весна» для женского хора и оркестра (1887)
  • Фантазия для фортепиано с оркестром (1889-1896)
  • Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» (1891-1894). Имеется также авторская обработка для двух фортепиано, сделанная в 1895 г.
  • "Ноктюрны" - программное симфоническое произведение, включающее в себя 3 пьесы: «Облака», «Празднества», «Сирены» (1897-1899)
  • Рапсодия для альтового саксофона с оркестром (1901-1908)
  • «Море», три симфонических эскиза (1903-1905). Имеется также авторская обработка для фортепиано в 4 руки, сделанная в 1905 г.
  • Два танца для арфы и струнных (1904). Имеется также авторская обработка для двух фортепиано, сделанная в 1904 г.
  • «Образы» (1905-1912)

Камерная музыка

  • Фортепианное трио (1880)
  • Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано (1882)
  • Струнный квартет (1893)
  • Рапсодия для кларнета и фортепиано (1909-1910)
  • «Сиринга» для флейты соло (1913)
  • Соната для виолончели и фортепиано (1915)
  • Соната для флейты, арфы и альта (1915)
  • Соната для скрипки и фортепиано (1916-1917)

Сочинения для фортепиано

А) для фортепиано в 2 руки

  • «Цыганский танец» (1880)
  • Две арабески (около 1890)
  • Мазурка (около 1890)
  • «Грезы» (около 1890)
  • «Бергамасская сюита» (1890; отредактирована в 1905)
  • «Романтический вальс» (около 1890)
  • Ноктюрн (1892)
  • «Образы», три пьесы (1894)
  • Вальс (1894; ноты утрачены)
  • Пьеса «Для фортепиано» (1894-1901)
  • «Образы», 1-я серия пьес (1901-1905)
  1. I. Reflet dans l’eau // Отражения в воде
  2. II. Hommage а Rameau // Посвящение Рамо
  3. III.Mouvement // Движение
  • Сюита «Эстампы» (1903)
  1. Пагоды
  2. Вечер в Гренаде
  3. Сады под дождём
  • «Остров радости» (1903-1904)
  • «Маски» (1903-1904)
  • Пьеса (1904; на материале наброска к опере «Чёрт на колокольне»)
  • Сюита «Детский уголок » (1906-1908)
  1. Doctor Gradus ad Parnassum // Доктор «Gradus ad Parnassum» или Доктор «Путь к Парнасу». Заглавие связано со знаменитым циклом этюдов Клементи - систематическими упражнениями для достижения вершин исполнительского мастерства.
  2. Колыбельная слона
  3. Серенада кукле
  4. Снег танцует
  5. Маленький пастух
  6. Кукольный кэк-уок
  • «Образы», 2-я серия пьес (1907)
  1. Cloches à travers les feuilles //Колокольный звон сквозь листву
  2. Et la lune descend sur le temple qui fut //Развалины храма при свете луны
  3. Poissons d`or // Золотые рыбки
  • «Hommage a Haydn» (1909)
  • Прелюдии. Тетрадь 1 (1910)
  1. Danseuses de Delphes // Дельфийские танцовщицы
  2. Voiles // Паруса
  3. Le vent dans la plaine // Ветер на равнине
  4. Les sons et les parfums tournent dans l’air du soir // Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе
  5. Les collines d’Anacapri // Холмы Анакапри
  6. Des pas sur la neige // Шаги на снегу
  7. Ce qu’a vu le vent de l’ouest // Что видел западный ветер
  8. La fille aux cheveux de lin // Девушка с волосами цвета льна
  9. La sérénade interrompue // Прерванная серенада
  10. La cathédrale engloutie // Затонувший собор
  11. La danse de Puck // Танец Пёка
  12. Minstrels // Менестрели
  • «Более, чем медленный (вальс)» (1910)
  • Прелюдии. Тетрадь 2 (1911-1913)
  1. Brouillards // Туманы
  2. Feuilles mortes // Мёртвые листья
  3. La puerta del vino // Ворота Альгамбры [традиционный перевод]
  4. Les fées sont d’exquises danseuses // Феи - прелестные танцовщицы
  5. Bruyères // Вереск
  6. General Levine - eccentric // Генерал Левайн (Лявин) - эксцентрик
  7. La Terrasse des audiences du clair de lune // Терраса свиданий при лунном свете (Терраса, освещённая лунным светом)
  8. Ondine // Ундина
  9. Hommage а S.Pickwick Esq. P.P.M.P.C. // Дань почтения С. Пиквику, эсквайру
  10. Canope // Канопа
  11. Les tierces alternées // Чередующиеся терции
  12. Feux d’artifice // Фейерверк
  • «Героическая колыбельная» (1914)
  • Элегия (1915)
  • «Этюды», две книги пьес (1915)

Б) для фортепиано в 4 руки

  • Andante (1881; не опубл.)
  • Дивертисмент (1884)
  • «Маленькая сюита» (1886-1889)
  • «Шесть античных эпиграфов» (1914). Имеется авторская обработка последней из шести пьес для фортепиано в 2 руки, сделанная в 1914 г.

В) для 2-х фортепиано

  • «Чёрное и белое», три пьесы (1915)

Обработки чужих произведений

  • Две гимнопедии (1-я и 3-я) Э. Сати для оркестра (1896)
  • Три танца из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» для фортепиано в 4 руки (1880)
  • «Интродукция и рондо каприччиозо» К. Сен-Санса для 2-х фортепиано (1889)
  • Вторая симфония К. Сен-Санса для 2-х фортепиано (1890)
  • Увертюра к опере Р. Вагнера «Летучий голландец» для 2-х фортепиано (1890)
  • «Шесть этюдов в форме канона» Р. Шумана для 2-х фортепиано (1891)

Наброски, утерянные работы, замыслы

  • Опера «Родриго и Химена» (1890-1893; не завершена). Реконструирована Ричардом Лэнгхемом Смитом и Эдисоном Денисовым (1993)
  • Опера «Чёрт на колокольне» (1902-1912?; наброски). Реконструирована Робертом Орледжем (премьера - в 2012)
  • Опера «Падение дома Ашеров» (1908-1917; не завершена). Имеется несколько реконструкций, в том числе Хуана Альенде-Блина (1977), Роберта Орледжа (2004)
  • Опера «Преступления любви (Галантные празднества)» (1913-1915; наброски)
  • Опера «Саламбо» (1886)
  • Музыка к спектаклю «Свадьбы Сатаны» (1892)
  • Опера «Эдип в Колоне» (1894)
  • Три ноктюрна для скрипки с оркестром (1894-1896)
  • Балет «Дафнис и Хлоя» (1895-1897)
  • Балет «Афродита» (1896-1897)
  • Балет «Орфей» (около 1900)
  • Опера «Как вам это понравится» (1902-1904)
  • Лирическая трагедия «Дионис» (1904)
  • Опера «История Тристана» (1907-1909)
  • Опера «Сиддхартха» (1907-1910)
  • Опера «Орестея» (1909)
  • Балет «Маски и бергамаски» (1910)
  • Соната для гобоя, валторны и клавесина (1915)
  • Соната для кларнета, фагота, трубы и фортепиано (1915)
  • . - М. : Советская энциклопедия, 1990. - С. 165 . - ISBN 5-85270-033-9 .
  • Кремлев Ю. Клод Дебюсси , М., 1965
  • Сабинина М. Дебюсси , в книге Музыка XX в., ч. I, кн. 2 , М., 1977
  • Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм , пер. с польск., М., 1978
  • Дебюсси и музыка XX в. Сб. ст., Л., 1983
  • Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники К. Дебюсси, в его кн.: Современная музыка и проблемы эволюции комп. техники , М., 1986
  • Barraque J. Claude Debussy , Р., 1962
  • Golaa А. С. Debussy, I’homme et son oeuvre , P., 1965
  • Golaa А. С. Claude Debussy. Liste complete des oeuvres… , P.- Gen., 1983
  • Lockspeiser E. Debussy , L.-, 1980.
  • Hendrik Lücke: Mallarmé - Debussy. Eine vergleichende Studie zur Kunstanschauung am Beispiel von «L’Après-midi d’un Faune». (= Studien zur Musikwissenschaft, Bd. 4). Dr. Kovac, Hamburg 2005, ISBN 3-8300-1685-9 .
  • Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. - М. : Советский композитор, 1986.

Клод Дебюсси (фр. Achille-Claude Debussy, 1862-1918) - известный французский композитор, один из ярчайших представителей импрессионизма. Его произведения отличаются необыкновенным музыкальным изяществом, поэтичностью, изысканностью музыкальных образов.

Дебюсси нередко называют отцом музыки XX века за способность по-новому передавать звучание каждого аккорда и тональности. Музыкальный талант Дебюсси был настолько широк, что позволял проявить себя в качестве прекрасного исполнителя, дирижера и музыкального критика.

Ранняя биография

Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в небольшом городе Сен-Жермен-ан-Ле в небогатой буржуазной семье. Его отец в молодости был военным и служил в морской пехоте, а впоследствии стал заниматься фаянсовым бизнесом. Но, испытав неудачу на этом поприще, он продал свой магазин и перевез родственников в Париж. В семье не было потомственных музыкальных традиций, тем не менее Клод с детства стал демонстрировать большие музыкальные способности. Его первым педагогом стала теща известнейшего поэта П. Верлена Антуанетта-Флора Моте, которая называла себя ученицей Шопена.

Под ее руководством мальчик проявлял невероятные успехи и в 11-летнем возрасте был зачислен в Парижскую консерваторию. Здесь юное дарование проходило обучение у светил французской музыкальной сцены А. Ф. Мармонтеля, А. Лавиньяка и Э. Гиро. Клод учился очень прилежно и старательно, но особенно ничем не выделялся. Будучи студентом, Дебюсси в течение нескольких лет подрабатывал в летний сезон у пианистки Н. Фон Мекк, а также обучал музыке ее детей. Благодаря этому он побывал в России и даже проникся расположением к сочинениям композиторов «Могучей кучки».

Первый взлет

К завершению долгого 11-летнего обучения Клод представил свою дипломную работу - кантату «Блудный сын», написанную на библейский сюжет. Позднее он был награжден за нее Большой Римской премией. Ее создание было навеяно личным обращением автора к Богу. После исполнения произведения в стенах консерватории Ш. Гено назвал 22-летнего Клода гением. Последующие несколько лет Дебюсси как лауреат премии провел в Италии на вилле Медичи. По условиям контракта он должен был заниматься музыкальным творчеством, но композитора постоянно мучили глубокие внутренние противоречия. Находясь под колпаком академических традиций, Клод стремился найти свой музыкальный язык и стиль. Это вызывало многочисленные конфликты и даже споры с преподавателями.

В результате итальянский период не стал самым запоминающимся в творчестве Дебюсси, хотя именно здесь он начал работать над поэмой для голоса с оркестром «Дева-избранница». В этом произведении проявились первые черты собственного музыкального стиля композитора. В дальнейшем на творческое становление Дебюсси оказали большое влияние посещенные им вагнеровские торжества и Парижская всемирная выставка, где он познакомился со звуком яванского гамелана и попал под сильное впечатление от сочинений М. Мусоргского. Кроме того, Клод увлекся творчеством французского поэта-символиста С. Маларме и нередко посещал его кружки. Находясь в этой среде и общаясь со многими поэтами, Дебюсси взял их стихи за основу ряда своих произведений - «Бельгийские пейзажи», «Лунный свет», Мандолина», «Пять поэм» и других.

Время музыкальных экспериментов

В 1890 году композитор взялся за написание оперы «Родриг и Химена», однако завершить ее так и не смог. Главная причина - у него нередко заканчивалось вдохновение, и найти в себе силы вернуться к начатому он так и не смог. В 1894 году Клод пишет наиболее известное свое произведение - «Послеполуденный отдых фавна». Эта прелюдия для большого оркестра создана на основе поэмы С. Маларме, написанной по мотивам мифологического сюжета. Через некоторое время эта музыка вдохновила С. Дягилева поставить балет, хореографией которого занимался сам В. Нежинский. Еще не завершив предыдущее произведение, Дебюсси принялся за написание трех «Ноктюрнов» для симфонического оркестра. Впервые они были исполнены в декабре 1900 года в Париже. Правда, тогда прозвучали только две части «Облака» и «Празднества», а третий «Ноктюрн» под названием «Сирены» был представлен только через год.

Сам автор пояснял, что «Облака» олицетворяли образ неподвижного неба с медленно плывущими облаками. «Празднества» демонстрировали танцующий ритм атмосферы, сопровождающийся вспышками яркого света, а в «Сиренах» представлен образ моря, где посреди освещенных луною волн заливается смехом и исчезает загадочное пение сирен. В этом произведении отчетливо проявилось стремление автора воплотить в музыке жизненно-реальные образы. «Музыка - как раз то искусство, которое ближе всего к природе», - утверждал Дебюсси.

В 90-е годы XIX века композитор создает единственную завершенную до конца оперу «Пеллас и Мелизанда». Она была показана в Париже в 1902 году и имела неплохой успех у публики, хотя критики выражали довольно негативные оценки. Автору удалось добиться удачного сочетания психологической утонченности музыки с вдохновленной поэзией, что позволило задать новое настроение музыкального выражения. В 1903 году появляется музыкальный цикл «Эстампы», в которых автор попытался синтезировать музыкальные стили различных культур мира.

Период высшего творческого подъема

Начало XX века стало самым плодотворным временем в творчестве Дебюсси. Он постепенно покидает плен символизма и уходит в жанр бытовых сцен и музыкальных портретов. В 1903-1905 годах Клод пишет крупнейшее из своих симфонических сочинений - «Море». Он задумал написать это произведение по мотивам глубоких личных впечатлений, полученных от наблюдения за огромной водной стихией. Кроме того, на него вновь оказали влияние художники-импрессионисты и японский мастер ксилографических пейзажей Хокусаи. «Море относилось ко мне хорошо», - однажды произнес Дебюсси.

Масштабное сочинение состоит из трех частей. Первая «От зари до полудня на море» начинается неторопливо, но затем начинают перекликаться деревянные инструменты, и появляется движение морских волн. Далее в «Игре волн» сохраняется радужное настроение, подчеркнутое оркестровыми эффектами и звонкими колокольчиками. В третьей части «Диалог ветра и моря» море показано совсем иным - бурным и грозным, его облик дополняют драматические образы, обозначающие мрачное и тревожное настроение.

Имя Дебюсси неразделимо с фортепианной музыкой. Он не только прекрасно сочинял, но и был блестящим пианистом и даже выступал в роли дирижера. Известная пианистка М. Лонг сравнивала игру Клода с манерой Ф. Шопена, в которой угадывалась плавность исполнения, а также полнота и густота звука. Нередко именно в этой воздушности он и искал вдохновение, находясь в долгих колористических поисках.

Также композитор пытался нащупать прочную связь с национальными музыкальными истоками. Подтверждением этому стала серия фортепианных произведений «Сады под дождем», «Вечер в Гранаде», «Остров радости».

Начало прошлого века было ознаменовано поиском новых нетрадиционных средств музыкальной выразительности. Многие авторы были убеждены, что классические и романтические формы бесперспективны исчерпали себя. Пытаясь обнаружить новые средства, композиторы стали все чаще обращаться к истокам неевропейской музыки. Среди жанров, привлекших пристальное внимание Дебюсси, оказался джаз. Именно с его подачи это музыкальное направление стало очень популярно в Старом свете.

Поздний творческий период

Несмотря на начавшуюся тяжелую болезнь, это время запомнилось активнейшей композиторской и исполнительской деятельностью Дебюсси. Он участвует в концертных поездках по Европе и России, где был принят с большими почестями и размахом. Клод лично встречался с рядом российских музыкантов, отчего стал испытывать еще больший пиетет к русской музыке.

Автор вновь обращается к фортепианному творчеству. В 1908 году он закончил сюиту «Детский уголок», которую посвятил собственной дочери. В этом произведении Клод попытался представить с помощью музыки мир глазами ребенка, используя узнаваемые образы - игрушечного слона, куклы, маленького пастуха. В 1910 и 1913 годах были созданы тетради прелюдий, где слушателю полностью открывается образный мир Дебюсси. В «Дельфийских танцовщицах» Клод сумел найти уникальное сочетание строгости античного храма и обрядовой языческой чувственности, а в «Затонувшем соборе» отчетливо перекликаются мотивы старинной легенды.

В 1913 году Дебюсси удалось выразить свою любовь к балетному искусству. Он написал музыку к балету «Игры», который труппа С. Дягилева представила в Лондоне и Париже. В годы Первой мировой творческая активность автора пошла на спад, его охватывают глубокие патриотические чувства. Он поставил перед собой задачу воспеть красоту в пику масштабным разрушениям войны. Эта тема прослеживается в ряде произведений - «Ода Франции», «Героическая колыбельная», «Рождество детей, лишенных крова». В 1915 году он решил создать Двенадцать этюдов в память о Ф. Шопене, но закончить их до конца не сумел.

Клод был чрезвычайно подавлен всем происходящим в стране. Ужас войны, кровь и разрушения вызывали глубокую душевную тревогу. Усиливала тяжкое восприятие действительности тяжелая болезнь, поразившая композитора в 1915 году. Однако до своих последних дней Дебюсси был верен музыке и не прекращал творческих исканий. Композитор скончался в Париже 26 марта 1918 года во время бомбардировки города немецкими войсками.

Личная жизнь

Знаменитый французский музыкант вел активную личную жизнь, но женат был лишь дважды. Первой его супругой стала Лили Тескье, брак с которой был заключен в 1899 году. Их союз продлился всего пять лет. Новой пассией Дебюсси станет обольстительная мадам Бардак, с сыном которой Клод занимался композицией. Спустя некоторое время у пары родилась дочь Эмме.

Композитор Ашиль Клод Дебюсси, примиривший романтизм с модернизмом и век девятнадцатый с двадцатым, является одной из самых значительных фигур в музыкальной жизни этого времени. Кроме прекрасных музыкальных композиций он написал немало добротной музыкальной критики. Есть много достойных сыновей, которыми гордится Франция, и один из них - Клод Дебюсси. Краткая биография его рассматривается в данной статье.

Детство

Родился композитор в пригороде Парижа в августе 1862 года. Его отец был владельцем маленькой посудной лавочки, которую он вскорости продал и получил место бухгалтера в Париже, куда семья и переехала.

Там и провёл почти всё детство Клод Дебюсси. Краткая биография отмечает, что был важный период отсутствия будущего композитора в городе. Шла франко-прусская война, и матушка увезла ребёнка подальше от обстрелов - в Канны.

Фортепиано

Там в восьмилетнем возрасте Клод начал брать уроки фортепиано, и они ему так понравились, что, и возвратившись в Париж, он их не бросил. Здесь его учила Антуанетта Моте де Флёрвиль, тёща поэта Верлена и ученица композитора и пианиста Шопена. Через два года (в десять лет) Клод уже учился в Парижской консерватории: фортепиано ему преподавал сам Антуан Мармонтель, сольфеджио - Аотбер Лавиньяк, а орган -

Через семь лет Дебюсси получил премию за исполнение сонаты Шумана, более ничем он отмечен не был во время учебы в консерватории. Зато в классе гармонии и аккомпанемента разразился настоящий скандал, в котором участвовал Клод Дебюсси. Краткая биография и та обязательно об этом упоминает. Преподаватель старой закалки Эмиль Дюран не позволял даже самые скромные эксперименты гармонического плана, а Дебюсси назвал гармонию учителя напыщенно-смешным способом сортировки звуков. Композиции он начал учиться только почти через десять лет, в 1880-м, у профессора Эрнеста Гиро.

Дебюсси и Россия

Незадолго до этого была найдена работа домашнего учителя музыки и пианиста в богатой русской семье. Семья путешествовала по Италии и Швейцарии, с ней вместе и Клод Дебюсси. Краткая биография с подробностями рассказывает о меценатке Надежде фон Мекк, которая помогала Чайковскому и многим другим творческим людям. Именно она и наняла Клода Дебюсси. Два лета подряд композитор провёл под Москвой - в Плещеево, где подробно знакомился с новейшей русской музыкой и был в восторге от этой композиторской школы.

Здесь ему открылись и Чайковский, и Балакирев, и Бородин. Особенно его впечатлила музыка Мусоргского. Вместе с фон Мекк в Вене Дебюсси впервые услышал Вагнера и был очарован "Тристаном и Изольдой". К сожалению, вскоре с этой приятной и полезной (да и прекрасно оплачиваемой) работой пришлось расстаться, потому что внезапно обнаружилась некая влюблённость Дебюсси в одну из дочерей фон Мекк.

Снова Париж

В родном городе композитор устроился аккомпаниатором в вокальную студию, где и познакомился с любительницей пения мадам Ванье, которая весьма расширила его знакомства в кругу парижской богемы.

Для неё он и сочинил первые свои шедевры. Здесь, наконец, начинается настоящий "вокальный" Клод Дебюсси. Биография, краткое содержание которой содержит описание этих отношений и результат - изысканные романсы "Под сурдинку" и "Мандолина", отметила первые вехи.

Академические премии

Одновременно продолжались консерваторские занятия. Там Клод пытался найти признание и успех среди коллег. И в 1883 году был награждён за кантату "Гладиатор" второй Римской премией. Тогда он написал ещё одну кантату - "Блудный сын", и уже в следующем году стал лауреатом Большой Римской Премии, причём помог ему в этом (внезапно и трогательно) композитор Шарль Гуно.

Такие премии нужно было отрабатывать в обязательном порядке, и Дебюсси со скандальным опозданием в два месяца отправился за казённый счёт в Рим, где долгих два года предстояло жить вместе с прочими лауреатами на вилле Медичи и творить там такую музыку, которая придётся по вкусу академическим консерваторцам.

Рим

Жизнь, которую вёл Клод Дебюсси, краткая биография для детей вряд ли вместит, настолько она противоречива и двойственна. Он и хотел быть в рядах консерваторов Академии, и сопротивлялся. Премию получил, но отрабатывать её нет желания, потому что приходится считаться с академическими требованиями.

И вместо прекрасных романсов писать нечто традиционное. А так нужен свой, оригинальный и ни на кого не похожий музыкальный язык и стиль! Вот отсюда и противоречия. Академическая профессура не принимала и даже не терпела ничего нового.

Импрессионизм

Как и ожидалось, римский период творчества не стал очень уж плодотворным. Итальянская музыка не была близка композитору, Рим он не любил... Однако нет худа без добра. Здесь Дебюсси узнал поэзию прерафаэлитов и начал писать поэму "Дева-избранница" для голоса и оркестра. Стихи для неё сочинил Габриэль Росетти. Именно в этом произведении Дебюсси проявил черты своей музыкальной индивидуальности.

Через несколько месяцев в Париж направилась симфоническая ода по Гейне "Зюлейма", а через год сюита для хора (вокализ) и оркестра "Весна" - по картине Боттичелли. Вот эта-то сюита и сподвигла академиков произнести впервые по отношению к музыке слово "импрессионизм". Слово это было для них ругательным. Дебюсси тоже не полюбил этот термин и всемерно от него открещивался по отношению к своему творчеству.

О стиле

На тот момент импрессионизм вполне оформился у живописцев, но в музыке даже не намечался. Даже в вышеперечисленных произведениях композитора этот стиль пока не был представлен. Просто академические уши профессоров правильно уловили тенденцию и испугались за Дебюсси.

Но о той же "Зюлейме" сам Дебюссии отзывался даже не с иронией, а с сарказмом, что напоминает ему эта музыка не то Мейербера, не то Верди. А вот последние два произведения у него уже никакой иронии не вызывали, и когда "Весну" отказались исполнять в консерватории, исполнив-таки "Деву-избранницу", Дебюсси вспылил и разорвал отношения с Академией.

Вагнер и Мусоргский

Мало кто так увлекался новыми веяниями, как Клод Дебюсси. Краткая биография творчество в целом охватить не в силах, однако вокальный цикл "Пять стихотворений Бодлера" достоин отдельного слова. Это не подражание Вагнеру, но влияние этого мастера на Дебюсси было огромным, и это слышно. Многое там и от воспоминаний о России, в частности от обожания музыки Мусоргского.

По его примеру, Дебюсси решает найти опору в фольклоре, не обязательно родном. В 1889 году в Париже проходила Всемирная выставка, и там композитор обратил внимание на экзотическую музыку яванского и аннамитского оркестров. Впечатление отложилось, но формированию своего композиторского стиля пока не помогло, это потребовало ещё трёх лет.

Салон Шоссона

В самом конце 80-х годов начинает выстраиваться "импрессионистическая" биография Дебюсси Ашиль Клода. Основные даты жизни композитора не так многочисленны, чтобы их не запомнить, а вот эту - тем более, потому что она важна. Дебюсси знакомится с композитором-любителем Эрнестом Шоссоном и близко сходится со многими посетителями его артистического салона.

Там были легендарные знаменитости, чрезвычайно интересные люди, такие как композиторы Альбенис, Форе, Дюпарк, певала там и Полина Виардо, а с нею приходил писатель Иван Тургенев, играли там скрипач Эжен Исаи и пианист Альфред Корто-Дени, там рисовал Клод Моне. Именно там и именно тогда подружились и Клод Дебюсси. Биография композитора обогатилась новыми встречами, знакомствами, дружбами и сотрудничеством. А ещё именно тогда Эдгар По на всю жизнь стал любимым писателем Клода Дебюсси.

Эрик Сати

Однако в этот период времени все вышеперечисленные люди не так сильно повлияли на становление композиторского таланта, как встреча на Монмартре в 1891 году с обыкновенным тапёром "Трактира в Клу". Звали его Эрик Сати. Импровизации, которые Дебюсси услышал в этом ресторанчике, показались ему необычайно свежими, ни на кого не похожими, и уж никак не кафешантанными. Познакомившись с ним, Дебюсси оценил и свободу, с которой жил и рассуждал о жизни этот независимый человек. В его суждениях о музыке не было стереотипов, он был едко остроумен и не щадил авторитетов.

Вокальные и фортепианные сочинения Сати были отчаянно смелыми, хотя и написаны не вполне профессионально. Отношения этих двух людей длились почти четверть века и никогда не были простыми, это была дружба-вражда, полная ссор, но всегда насыщенная пониманием. Он и объяснил Дебюсси всю необходимость освободиться от подавляющего творчество влияния всех Вагнеров и Мусоргских, поскольку это не французские природные наклонности. Он и показал Дебюсси те изобразительные средства, которыми уже давно пользуются художники Сезанн, Моне, Тулуз-Лотрек, осталось только найти, каким образом перенести их в музыку.

Послеполуденный отдых фавна

В 1893 году только предстоит начать долгое сочинение оперы по Метерлинку "Пеллеас и Мелисандра". И вот тогда уже можно смело к слову "импрессионизм" добавлять имя - Дебюсси Клод. Биография - история жизни, творчество, поворотные встречи на пути в искусство и многое-многое другое, но это составные части её, а главной всегда является какая-то одна. Для Дебюссии это, безусловно, творчество. Через год, в 1894-м, его вдохновила эклога Малларме, и он сочинил "визитную карточку" импрессионизма - "Послеполуденный отдых фавна", непревзойдённую по красочности симфоническую прелюдию.

Работа над оперой потребовала девяти лет жизни. Параллельно Дебюсси писал менее объёмные произведения, но не менее знаковые: оркестровый триптих "Море" с поистине симфоническим размахом, где стихии переговариваются друг с другом (финал - "Разговор ветра и моря"). Вся музыка композитора стала действительно похожа на картины Моне - звуковые тембры - "цвета" - изменчивы, как узоры в калейдоскопе.

"Образы", "Мученичество" и "Игры"

Оркестровые праздничные картины, посвящённые трём странам - Франции, Испании и Англии, были написаны и исполнены в течение семи лет, начиная от 1905-го. Особенно хороша испанская "Иберия" - с яркими и весёлыми крайними частями и контрастным ночи" в средней части.

В 1911 году прозвучала неожиданная для слушателей музыка Дебюсси, которые уже и привыкли, и полюбили прихотливую игру переменчивых гармонических переплетений в его последних произведениях. Гармонии вдруг принесли дух античности, фактура стала суровой и очень экономной. Это была музыка, оформившая мистерию "Мученичество святого Себастьяна" Габриэля д"Аннуцио. Затем, уже в 1913-м, поступил заказ на одноактный балет "Игры" от С. П. Дягилева, за который Дебюсси смело взялся и великолепно с задачами справился.

Фортепиано

Сюиты для фортепиано Дебюсси создал на непередаваемо долгие века, практически каждый даже слегка концертирующий пианист сейчас вооружён этой музыкой. Это и четырёхчастная "Бергамасская сюита", сочинённая в 1890-м, и трёхчастная, впервые зазвучавшая в 1901-м, в которой прослеживаются стилизации под стиль рококо.

С 1903-го по 1910-й Дебюсси писал две тетради фортепианных "Прелюдий" и "Эстампы". В 1915 году закончен цикл из двенадцати "Этюдов", посвящённых Фредерику Шопену. Знакомство и дружба с Игорем Стравинским "слышны" в сюите для двух фортепиано "По чёрному и белому", которая была окончена в 1915-м, и в некоторых вокальных произведениях этого периода.

Вокал и камерная музыка

Гораздо более неоклассицистскими стали его вокальные произведения последнего периода жизни. Стихи Возрождения легли в основу "Песен Франции", которые Дебюсси дописал в 1904 году, "Прогулки влюблённых", на которые автор положил шесть лет своей жизни, окончив их только в 1910-м, а вот "Три баллады" на стихи Вийона написались быстро.

Помимо вокальной музыки, Дебюсси не оставлял и камерный жанр: им написано множество небольших, но очень ярких и ставших навсегда популярными произведений для виолончели и фортепиано, альта, флейты и арфы - трио, скрипки и фортепиано. Он не успел окончить цикл из шести камерных сонат. Умер Клод Дебюсси в 1918 году, в Париже, от рака. Но мир его будет помнить всегда.

Великого французского композитора Клода Дебюсси принято считать основоположником музыкального импрессионизма. Однако, сам композитор неоднократно возражал против этого «ярлыка». И тем не менее именно музыка Дебюсси (а не Сати и не Равеля, также причисляемых к импрессионистам) воспринимается как явление, наиболее родственное творчеству художников-импрессионистов, особенно Клода Моне и Огюста Ренуара. И дело здесь не только в красочности, живописности его музыкальных образов, тонкой игре звуковых нюансов, но и в особой композиционной технике — абсолютно антидогматичной, но очень точно выверенной.

Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 г. в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле в мелкобуржуазной семье. Его отец, в прошлом моряк, содержал «китайскую лавку» фаянсовых изделий. До 9 лет мальчик получил лишь несколько фортепианных уроков, после которых всё время что-то самозабвенно бренчал на фортепиано. Первой серьёзной учительницей девятилетнего Дебюсси стала Антуанетта-Флора Моте де Флервиль, в прошлом ученица Шопена. В 1873 г. он поступает в Парижскую консерваторию (где можно было учиться с детских лет, параллельно изучая общеобразовательные предметы).

Преподавателями Дебюсси были Альбер Лавиньяк (сольфеджио), Антуан Мармонтель (фортепиано), Эмиль Дюран (гармония), Эрнест Гиро (композиция). С последним они остались большими друзьями и в последующие годы, когда Гиро не раз находил работу для бедствующего Дебюсси.

В 1880-82 гг. Дебюсси работал учителем музыки детей Н. Ф. фон Мекк богатой русской меценатки, покровительницы П. И. Чайковского. С семьёй фон Мекк он побывал в России, был на нескольких концертах в Москве. Особенно его поразила музыка композиторов «Могучей кучки», её влияние впоследствии отразилось в музыке Дебюсси.

Следующей ступенькой самоутверждения стало участие в конкурсе на соискание Большой Римской премии. Лауреат получал возможность заниматься творчеством в Риме в течение трёх лет.

Лауреатом Дебюсси стал со второй попытки (1884, кантата «Блудный сын»). В 1885-87 гг. он жил в Риме на вилле Медичи. По условиям премии, он должен был писать крупные вокально-симфонические произведения. Но регламент предписывал ограничиваться классическими формами (Дебюсси их называл «административными»), и это сковывало его творческую фантазию. «Я много работаю: надо же отыграться на количестве, раз нечего рассчитывать на качество», — иронизирует он в письме другу. Весной 1887 г. Дебюсси не выдержал и самовольно вернулся в Париж, проведя в Риме два года вместо положенных трёх.

В «консерваторско-римский» период Дебюсси отчётливо осознал, что ему НЕ НРАВИТСЯ в современной музыке. Наступал период напряжённых поисков и счастливых находок.

В Париже Гиро помог ему найти частные уроки и заказы по аранжировке. Дебюсси стал посещать собрания молодых писателей, художников, музыкантов у поэта-символиста Стефана Малларме.

Продолжая работать над кантатой «Дева-избранница», которую начал ещё в Риме, Дебюсси писал небольшие фортепианные пьесы и романсы. В 1887 г. он побывал в Вене и в Лондоне.

В эти годы Дебюсси познакомился со своей первой гражданской женой — Габриэль Дюпон.

В 1888 и 1889 гг. Дебюсси ездил на вагнеровские торжества в Байрейт. Наряду с огромным впечатлением он начал осознавать опасность быть подавленным этим всесокрушающим авторитетом. В последующие годы он упорно «выдавливал из себя» Вагнера, называя его «старым меченосцем» и «старым колдуном».

Ещё одно яркое впечатление — экзотическая музыка яванских и аннамитских (вьетнамских) оркестров на парижской Всемирной выставке (1889). Звучала там и русская музыка: Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Дебюсси взял партитуру «Бориса Годунова» и почти четыре года штудировал её.

Стремясь к самобытности стиля, Дебюсси работал очень тщательно и писал немного. Несколько его песен и фортепианных пьес были опубликованы, но он был известен только в кругу знакомых. Он не шёл на компромиссы ради популярности. Когда Академия собиралась устроить его концерт с условием, что он напишет увертюру в традиционном стиле, Дебюсси отказался. Отказался он и от исполнения одной лишь первой части трёхчастной Фантазии для фортепиано с оркестром. «Мне кажется, что играть одну первую часть Фантазии не только опасно, но может дать и неверное представление о ней», — пишет он организатору и дирижёру концерта В. д’Энди (при жизни Дебюсси фантазия так и не была исполнена).

В 1891 г. Дебюсси познакомился с Эриком Сати. Их многолетнюю дружбу оборвала только смерть Дебюсси. Именно Сати выдвинул идею французского музыкального импрессионизма: «Почему бы нам не использовать творческие находки Клода Моне, Сезанна, Тулуз-Лотрека и других?» Под влиянием Сати Дебюсси начинает «освобождаться» от Вагнера.

В 1892 г. Дебюсси прочитал новую пьесу Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда», и с этого времени началась многолетняя упорная работа, которая в конце концов привела Дебюсси к оперному шедевру, завершённому лишь в 1902 г.

Всё больше Дебюсси превращается в «отшельника», музыкального «алхимика». Осваивает новые для себя жанры. В Струнном квартете (1893) он уже не отвергает, а переосмысливает традиционные формы. Критики находили в нём отзвуки гамелана и «влияния молодой России». Была также задумана трёхчастная симфоническая сюита по поэме Малларме «Послеполуденный отдых фавна»: Прелюдия, Интерлюдии и Парафраз. Написана была только Прелюдия.

В апреле 1893 года наконец-то прозвучала римская «Дева-избранница». Наряду с ругательными, появились и положительные отзывы.

22 декабря 1894 г. состоялась премьера «Послеполуденного отдыха фавна». Музыку исполнили на бис. Это был первый настоящий успех Дебюсси. «Фавн» стал первым произведением композитора, получившим международную известность.

В середине 90-х гг. Дебюсси начал работать над тремя оркестровыми ноктюрнами, в которые затем ввёл и женский хор без слов («Облака», «Празднества» и «Сирены»). Цикл был исполнен в 1901 г.

В 1890-95 гг. была написана знаменитая Бергамасская сюита для фортепиано, а следом за ней — ещё одна фортепианная сюита, навеянная испанскими образами.

Всё это время шла работа над «Пеллеасом и Мелизандой», к которой Дебюсси относился очень требовательно.

В 1893 г. он встретился с Метерлинком по поводу будущей оперы. Поначалу они быстро нашли общий язык: «что до „Пеллеаса”, то я получил полную свободу производить сокращения там, где пожелаю, и он даже показал мне несколько мест, где сокращения будут весьма желательны и важны», — писал Дебюсси своему другу Э. Шоссону. К этому времени первый вариант был почти готов. Но в следующем письме Шоссону он пишет: «Я узрел призрак старого меченосца, колдуна из Байрейта, и поэтому уничтожил всю партитуру, а теперь ищу более индивидуальные выразительные средства и пытаюсь вложить в это столько же Пеллеаса, сколько и Мелизанды».

К 1897 г. был закончен второй вариант оперы, и Дебюсси договорился о постановке с Альбером Kappe, директором Опера-Комик. Но и после этого композитор несколько раз переделывал партитуру.

Период завершения оперы совпал с семейным конфликтом Дебюсси. В 1897 г. он влюбился в Розали Тексье. Через год он окончательно расстался со своей гражданской женой, а в конце 1899 г. вступил в законный брак с Розали, однако их совместная жизнь продолжалась недолго.

В 1901 г. Дебюсси несколько месяцев работал музыкальным критиком в журнале «Ревю Бланш» 13 января 1902 г. начались репетиции «Пеллеаса и Мелизанды». И новый конфликт. Дебюсси пригласил на главную роль жену Метерлинка, Жоржетту Леблан. Но Kappe предложил молодую шотландку Мэри Гарден. Дебюсси, послушав певицу, уступил режиссёру. Метерлинк узнал об этой замене из газет и расценил её как предательство. Он написал открытое письмо в «Фигаро», где отрекался от постановки, подвергшейся «произвольным и абсурдным сокращениям (это о тех самых сокращениях, которые он сам посоветовал Дебюсси — А.Ф.)… Я могу только пожелать этому спектаклю несомненного и незамедлительного провала».

На премьеру многие пришли специально, чтобы сорвать спектакль. От них не отставали и критики, писавшие затем, что музыка «похожа на скрип двери, или передвигаемой мебели, или на доносящийся издали плач ребенка», что «искусство такого рода смертоносно и пагубно».

Но были и другие отзывы: «Произведение искусства, производящее оригинальное впечатление и выражающее утонченные чувства… Зритель побежден незабываемым волшебством и нежным ядом этой музыки». Ромен Роллан назвал оперу «одним из трёх или четырёх выдающихся достижений за всю историю французской музыки».

Скандал способствовал успеху. Появились эпигонские подражания Дебюсси, многие молодые музыканты называли себя «дебюссистами». Самого Дебюсси, чуждого всякого позёрства, такая слава только раздражала.

Дебюсси стал знаменитостью. В 1903 г. он награждён орденом Почётного легиона.

Тогда же появляется фортепианный цикл «Эстампы», в котором стиль Дебюсси становится ещё более самобытным.

В 1904 г. комплзитор встретил и полюбил замужнюю женщину Эмму Бардак и ради неё расстался с женой. Розали пыталась застрелиться. По Парижу снова поползли скандальные сплетни, и даже многие друзья осудили Дебюсси и отдалились от него.

Несмотря на житейские неурядицы, в 1904 г. создан оркестровый шедевр — трёхчастная фантазия «Море». Дебюсси предвзято относился к жанру симфонии и никогда не давал своим произведениям такого названия, но по глубине и стройности композиции «Море» фактически является программной симфонией (подобно «Шехеразаде» Римского-Корсакова).

В 1905 г. Дебюсси пишет первую серию фортепианного цикла «Образы», где поиски композитора сформировались в отточенный и глубоко самобытный стиль.

Долго тянулись оба бракоразводных процесса. В 1905 г. у новой пары родилась дочь Эмма-Клод (ласковое семейное прозвище — Шушу), но только в 1908 г. они смогли оформить брак.

Сюита «Детский уголок», до сих пор популярная в музыкальных школах наряду с альбомами Шумана, Чайковского и Прокофьева, написана в 1906-1908 гг. и посвящена Шушу.

Вторая серия «Образов» была написана в 1907 г. Тогда же Дебюсси принялся за оперу «Падение дома Ашеров» по рассказу Эдгара По, идея которой появилась ещё в молодости, в кружке Малларме. Но эта опера так и не была завершена.

В 1907 г. в лондонском Ковент-Гардене состоялась триумфальная постановка «Пеллеаса и Мелизанды». В феврале 1908 г. Дебюсси пригласили в Лондон продирижировать «Послеполуденным отдыхом фавна» и «Морем».

В 1908 г. «Пеллеаса и Мелизанду» ставили в Берлине, Мюнхене, Милане. Но самый громкий успех был в Америке (Манхэттэн). Директор конкурирующего театра Метрополитен-Опера приехал в Париж, чтобы заранее купить права на несколько опер, которые Дебюсси, по слухам, планировал написать.

В этом же году Дебюсси создаёт своё единственное сочинение для хора a cappella — Три песни Шарля Орлеанского. Оно навеяно юношескими воспоминаниями о музыке Палестрины и Лассо, которой он восторгался, услышав её в маленькой церкви в Риме.

Дебюсси провозгласили основателем новой школы, на что он отвечал: «Нет больше никаких школ в музыке: главная задача музыкантов в наши дни — избегать всякого влияния извне».

В 1909 г. композитор почувствовал сильное утомление и решил, что страдает от «этой модной болезни — неврастении». На самом деле это были первые симптомы рака. Вскоре появились страшные боли, которые мог снять только морфий.

Дебюсси назначили членом Высшего педагогического совета в Парижской консерватории. Работа увлекла его.

И снова два приглашения в Лондон: сначала продирижировать «Ноктюрнами», а затем — участвовать в постановке «Пеллеаса и Мелизанды». В день ее триумфа Дебюсси лежал в изнеможении в своем гостиничном номере.

В 1909 г. С.П.Дягилев открыл «Русские сезоны» в Париже. Дебюсси был от них в восторге. Со следующего «Русского сезона» (1910) началась творческая дружба Дебюсси с русскими музыкантами. Стравинского, представившего в этом году балет «Жар-птица», Дебюсси назвал «самым замечательным мастером оркестровки начала XX века».

Своеобразной энциклопедией фортепианного творчества Дебюсси стали его 24 прелюдии. Первый том (12 прелюдий) появился в 1910 г., второй — в 1913. Простое перечисление названий прелюдий уже говорит о богатстве и разнообразии образов. Тут и «Девушка с волосами цвета льна», и «Затонувшийо собор», и «Шаги на снегу», и «Паруса», и «Терраса, посещаемая лунным светом» и «Генерал Лявин — эксцентрик», и «Прерванная серенада»…

В декабре 1910 г. Дебюсси пригласили на гастроли в Вену и Будапешт. В Будапеште он впервые услышал цимбалы и написал оркестровый вальс, в партитуру которого они были включены.

А Париже его ждало письмо от итальянского поэта Габриэле д’Аннунцио с просьбой сочинить музыку к мистерии"Мученичество св. Себастьяна». В 1911 г. при сотрудничестве «Русских сезонов» Дягилева состоялась премьера этого произведения в Париже.

В 1912-13 гг. Дебюсси продолжает сотрудничать с «Русскими сезонами». Поставлен балет на музыку «Послеполуденного отдыха фавна», написан и поставлен балет «Игры».

В декабре 1913 г. Дебюсси предпринял гастрольную поездку в Москву и Петербург.

Последние годы жизни Дебюсси проходят на фоне Первой мировой войны. Многие сочинения этого периода проникнуты ощущением трагизма.

Когда-то композитору был близок взгляд Малларме на художника как на пустой сосуд для вливающихся в него впечатлений, никакие личные эмоции не должны замутнять восприимчивость. Теперь личное отношение к миру всё более проникает в его музыку. Названия становятся не столько живописными, сколько символичными, впервые после струнного квартета появляются произведения вообще без программных заголовков.

В 1914 г. пишется трудно. Создана только «Героическая колыбельная» для фортепиано — мрачное и очень искреннее сочинение. В следующие годы наступает творческий прорыв.

Дебюсси поручают редактировать полонезы и вальсы Шопена для нового издания. Погружение в музыку Шопена вдохновляет его на создание 12 фортепианных этюдов (1915). Большинство фортепианных находок Дебюсси связано не только с новыми техническими приёмами, но и с новыми звуковыми красками. Это отразилось и в этюдах.

В том же 1915 г. последовала сюита для двух фортепиано «Белым и чёрным», навеянная событиями мировой войны. Отражением войны стало и вокальное сочинение «Рождество детей, не имеющих больше крова» на собственные слова.

Продолжается работа над «Падением дома Ашеров», создаются наброски новой оперы «Чёрт на колокольне» (также по Э. По). Возвращается композитор и к балету «Ящик с игрушками», который был начат перед самой войной. Все эти сочинения так и не были закончены.

Видя, как война разрушает французскую культуру, Дебюсси черпает живительную силу во французской музыке XVII–XVIII вв. Опираясь на старинную стилистику, Дебюсси задумал большой цикл сонат для различных инструментов, из которых успел дописать только три: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917).

Умер Дебюсси в Париже 26 марта 1918 г. Шушу пережила его только на год: в 1919 г., в возрасте 14 лет, она погибла от дифтерии.

Здесь можно послушать и скачать MP3. Значок ведёт на страницу нотной библиотеки, где можно скачать ноты.

С. О. - Долго ли длилась дружба Дебюсси и Сати?

Ф. П. - Конечно! Дружба между Сати и Дебюсси длилась долгие годы. Сати часто завтракал у Дебюсси на авеню дю Буа. Дебюсси очень ценил дар предвидения Сати, он любил его рассказы, его забавные выходки и к тому же не мог не почувствовать простоту и благородство звукосочетаний в пьесах своего старого Друга. Общеизвестен анекдот о том, как Дебюсси упрекнул Сати в пренебрежении к форме, а Сати некоторое время спустя принес ему «Пьесы в форме груши» для фортепиано в 4 руки. Вы знаете, что некоторые пьесы, как, например, «Дряблая прелюдия для собаки», являются мягкой и завуалированной сатирой на несколько претенциозные названия отдельных Прелюдий Дебюсси, таких например, как «Терраса аудиенций прилунном свете» ... Обиделся ли Дебюсси на скрытый намек или Сати не за хотел следовать советам Дебюсси, когда сам стал пользоваться известностью, только в 1916 году они внезапно поссорились навсегда, точно так же, как с 1924 года и до самой своей смерти Сати порвал с Ориком и мной вследствие возникших расхождений в эстетических взглядах.

С. О - Вот и прояснился небольшой эпизод из истории музыки. Мне бы хотелось, поскольку Вы так хорошо знали Эрика Сати, чтобы Вы нарисовали нам его портрет.

Ф. П. - Гм, гм! Те, кому посчастливилось видеть портреты Сати, созданные Жаном Кокто, могут составить о нем точное представление. Для других же я попробую набросать силуэт этой странной личности. Сати никогда, ви зимой, ни летом, не расставался с котелком, который он весьма почитал, и с дождевым зонтиком, который он просто обожал. После смерти Сати, когда смогли, наконец, проникнуть в его комнату в Аркейе, на что никто при жизни Сати не отваживался, там обнаружили множество зонтиков; некоторые из них оставались еще в магазинной упаковке. Когда однажды по оплошности Орик проткнул своим зонтиком зонт Сати, ему пришлось выслушать от «доброго учителя» и «негодяя», и «невежу», и... «шпану». Сати даже летом очень редко расставался с широким плащом и заворачивался в него, как в купальный халат. Бородка, которую он заботливо подстригал, пенсне, которое он постоянно подносил к глазам величественным жестом,- вот некоторые характерные черточки этого странного человека, полуфранцуза, полуирландца. Сати отличался крайней чистоплотностью. «Ванна-ни в коем случае! - утверждал он. - Хорошо можно вымыться только по частям! Я тру кожу пемзой; она проникает гораздо глубже, чем мыло, сударыня моя»,- объяснял он на каком-то вечере одной из своих почитательниц. Как показывает случай с зонтиком Орика, приступы гнева Сати были ужасны, за ними часто следовали тяжкие ссоры и очень редко - примирения. Сати - приходится это признать - немного страдал манией преследования. Он был очень дружен с Равелем (именно Равель в 1911 году впервые исполнил пьесы Сати в Музыкальном обществе независимых), а потом они поссорились так сильно, что Сати в 1920 году, не колеблясь, написал в авангардистском листке: «Морис Равель отказался от ордена «Почетного легиона», но все его творчество принимает его». Конечно, мы были неправы, следуя за Сати во всем, вплоть до его ваблуждений, но нам было двадцать лет, и нам нужно было любой ценой уберечь себя от равелевских миражей. Позднее Равель сам первый простил нам, Орику и мне, наши прегрешения. И, знаете, нет ни одного композитора, вплоть до Стравинского, для которого эстетика Сати не послужила бы толчком к чему-то новому. После появления «Свадебки», пышной и варварской, ясная сухость «Парада» указала Стравинскому на возможность говорить другим голосом, голосом, прозвучавшим в «Мавре» в этом очень важном поворотном пункте в творчестве Великого Игоря. И, знаете, в более позднем произведении Стравинского, Сонате для двух фортепиано, заметно прямое влияние Сати, сначала в первых тактах первой части, а затем в одном из балетов, где есть вариация, точно написанная Сати.