Художественная культура 17 18 века. Презентация на тему "Художественная культура XVII-XVIII века". Барокко как художественное течение XVII века

Слайд 2

План.

Классицизм

1) Живопись

2) Архитектура

3) Скульптура

1) Живопись

2) Архитектура

1) Живопись

2) Архитектура

Слайд 3

Классицизм.

Как определенное направление сформировался во Франции, в

XVII веке.Французский классицизм утверждал личность человека

как Высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно

церковного влияния. Русский классицизм не просто воспринял

теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными

особенностями.

Слайд 4

Живопись.

Художественным формам классицизма свойственны строгая

организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Слайд 5

В живописи главное значение приобрели логическое развертывание

сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с

помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных

цветов (Н.Пуссен, К. Лоррен).

Слайд 6

Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с

помощью цвета: передний план обязательно должен был быть

коричневым, средний - зеленым, а дальний - голубым.

Слайд 7

Архитектура.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к

формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты,

строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре

классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость

объемной формы.

Слайд 8

Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в

пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма

свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность

декоративного убранства, регулярная система планировки

Слайд 9

Скульптура.

Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века

послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних

городов, расширившие познания современников об античном ваянии.

Слайд 10

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое

распространение, давали скульпторам возможность идеализации

воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность

античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей

нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали.

Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу

изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных

Слайд 11

Барокко

Барокко - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков,

центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI-XVII веках

в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху

цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

Слайд 12

Живопись.

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций,

«плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью

сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и

динамичность

Слайд 13

Архитектура.

Для архитектуры барокко характерны пространственный размах,

слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто

встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры

на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок,

лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и

пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны,

как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон

(атлант), кариатида, маскарон.

Слайд 14

Рококо.

Рококо́- стиль в искусстве возникший во Франции в

первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными

чертами рококо являются изысканность, большая декоративная

нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный

ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному

комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии

Слайд 15

Живопись.

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии,

вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля - вечная молодость

и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от

реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и

сельских радостях.

Слайд 16

Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма

цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В

тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы,

где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям

любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек.

Слайд 17

Архитектура.

Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой,игривой во что бы то

ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей

сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным

произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца

варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать

последние.

Слайд 18

В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности

почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не

проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то

удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители

искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над

карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные

выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом.

Слайд 19

Интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org

http://www.google.ru/

Посмотреть все слайды

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 17 -18 ВЕКОВ НОВОГО ВРЕМЕНИ Так много новостей за 20 лет И в сфере звёзд, И в области планет, На атомы вселенная крошится, Все связи рвутся, всё в куски дробится. Основы расшатались и сейчас Всё стало относительным для нас. Джон Донн (1572 -1631) -Синтез искусств, то есть активное взаимодействие разных его видов - вершины пластических искусств - расцвет музыкальной культуры - золотой век театра

СТИЛЬ – совокупность художественных средств и приёмов их использования, характерная для произведений искусства какого-либо художника, крупного художественного направления или целой эпохи. Искусство 17 века неразрывно связано с формированием и развитием различных стилей.

Искусство конкретной эпохи шире круга явлений, называемых стилем. Если 17 век ассоциируется со стилем барокко, то это не значит, что данный стиль был единственным. Наряду с барокко в 17 веке развивались разные стили: -маньеризм, - рококо - классицизм - реализм

МАНЬЕРИЗМ (ит. Manierismo – вычурный), так итальянские художники называли «новую прекрасную манеру» , разграничивая старые и новые приёмы творчества. Это скорее мода, чем большой стиль. Стиль возник в середине 16 века - Изысканная виртуозная техника - -вычурность образов, напряжённость - Сверхъестественные сюжеты - Разрушение ренессансной гармонии и равновесия

Эль Греко Доменико Теотокопули (1541– 1614) Первый выдающийся художник испанской школы живописи. живопись «Святое семейство»

БАРОККО Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков, сформировался в Италии. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину).

Специфические черты стиля барокко. 1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями; 2. Повышенная эмоциональность; 3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 4. Яркая контрастность, эмоциональность образов; 5. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин); 6. Поиск единства в противоречиях жизни; 7. В архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; 8. Скульптура подчинена общему декоративному оформлению

РОКОКО Во Франции ярче других проявился стиль рококо - от фр. «рокайль» раковина-стиль изысканных и сложных форм, причудливых линий, интриг, авантюр и праздников, главная цель которого забавлять и развлекать. . Иногда считается разновидностью барокко, отказавшегося от монументальности. Рококо – стиль исключительно светской культуры. Стиль зародился в среде французской аристократии. Слова Людовика XV «После нас хоть потоп» можно считать манифестом стиля и характеристикой настроений придворных кругов. Вместо этикета – легкомысленная атмосфера, жажда наслаждений и веселья. Нравы аристократов формировали стиль с его причудливыми, непостоянными капризными формами.

стиль рококо сложился в первой половине XVIII столетия. Помпезность в те годы уже не привлекала зодчих. Искусство в соответствии со вкусами знати приобрело изящество и легкую жизнерадостность. Небольшой особняк, утонувший в зелени сада, изысканный и роскошный внутри - таков основной образ архитектуры рококо. Роскошь в сочетании с тончайшей, почти ювелирной работой характеризует убранство комнат. Мотивы экзотических цветов, причудливых маскарадных масок, морских раковин, обломки камней - все это вкрапливается в затейливые узоры, покрывающие стены.

Классицизм - стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции гармоничного идеала Высокого Возрождения. Теоретиком раннего классицизма был поэт Никола Буало-Депрео (1636 -1711) - «любите мысль в стихах» , то есть эмоции подчиняются разуму.

Развивался на рубеже 17 -18 веков. Характерные черты реализма – это объективность в передаче видимого, точность, конкретность, отсутствие идеализации, внимание к естеству, искренность чувств. РЕАЛИЗМ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
17-18 ВЕКОВ
НОВОГО ВРЕМЕНИ
Так много новостей за 20 лет
И в сфере звёзд,
И в области планет,
На атомы вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались и сейчас
Всё стало относительным для нас
.
Джон Донн (1572-1631)
-Синтез искусств, то есть активное взаимодействие разных его видов
- вершины пластических искусств
- расцвет музыкальной культуры
- золотой век театра

СТИЛЬ – совокупность художественных
средств и приёмов их использования,
характерная для произведений искусства
какого-либо художника, крупного
художественного направления или целой
эпохи.
Искусство 17 века неразрывно связано с
формированием и развитием различных
стилей.

Искусство конкретной эпохи шире круга явлений, называемых
стилем. Если 17 век ассоциируется со стилем барокко, то это
не значит, что данный стиль был единственным.
Наряду с барокко в 17 веке развивались разные стили:
-маньеризм,
- рококо
- классицизм
- реализм

МАНЬЕРИЗМ
(ит. Manierismo – вычурный), так итальянские
художники называли «новую прекрасную
манеру», разграничивая старые и новые приёмы
творчества. Это скорее мода, чем большой
стиль.
Стиль возник в середине 16 века
- Изысканная виртуозная техника
- -вычурность образов, напряжённость
- Сверхъестественные сюжеты
- Разрушение ренессансной гармонии и
равновесия

Эль Греко
Доменико Теотокопули
(1541–1614)
Первый выдающийся
художник испанской школы
живописи.
живопись
«Святое семейство»

«Христос, исцеляющий слепого»

Изображения святых
«Апостолы Пётр и Павел»

Троица

Психологические портреты
Портрет идальго
Св. Иероним в образе кардинала

Толедо. Замок Алькасар
Единственный пейзаж - Вид Толедо

БАРОККО
Барокко – это стиль европейского
искусства и архитектуры XVII – XVIII
веков, сформировался в Италии.
В разное время в термин «барокко»
вкладывалось разное содержание.
Поначалу он носил оскорбительный
оттенок, подразумевая
нелепицу, абсурд (возможно, он
восходит к португальскому слову,
означающему
уродливую жемчужину).

БАРОККО

Специфические черты стиля барокко.
Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с
мученичеством, чудесами, видениями;
2. Повышенная эмоциональность;
3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов;
4. Яркая контрастность, эмоциональность образов;
5. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин);
6. Поиск единства в противоречиях жизни;
7. В архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли;
8. Скульптура подчинена общему декоративному оформлению

стиль

РОКОКО
Во Франции ярче других проявился
стиль рококо - от фр. «рокайль» раковина-стиль изысканных и
сложных форм, причудливых линий,
интриг, авантюр и праздников,
главная цель которого забавлять и
развлекать.. Иногда считается
разновидностью барокко,
отказавшегося от монументальности.
Рококо – стиль исключительно
светской культуры. Стиль зародился
в среде французской аристократии.
Слова Людовика XV «После нас хоть
потоп» можно считать манифестом
стиля и характеристикой настроений
придворных кругов. Вместо этикета –
легкомысленная атмосфера, жажда
наслаждений и веселья. Нравы
аристократов формировали стиль с
его причудливыми, непостоянными
капризными формами.

стиль рококо сложился в первой половине XVIII столетия. Помпезность в те
годы уже не привлекала зодчих. Искусство в соответствии со вкусами знати
приобрело изящество и легкую жизнерадостность. Небольшой особняк,
утонувший в зелени сада, изысканный и роскошный внутри - таков основной
образ архитектуры рококо. Роскошь в сочетании с тончайшей, почти
ювелирной работой характеризует убранство комнат. Мотивы экзотических
цветов, причудливых маскарадных масок, морских раковин, обломки камней
- все это вкрапливается в затейливые узоры, покрывающие стены.

КЛАССИЦИЗМ

Классицизм - стилистическое направление в европейском
искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к
античному искусству как эталону и опора на традиции
гармоничного идеала Высокого Возрождения.
Теоретиком раннего классицизма был поэт
Никола Буало-Депрео (1636-1711)
-«любите мысль в стихах», то есть эмоции подчиняются разуму.

Развивался на рубеже
17-18 веков.
Характерные черты
реализма – это
объективность в
передаче видимого,
точность,
конкретность,
отсутствие
идеализации,
внимание к естеству,
искренность чувств.
РЕАЛИЗМ

Культурология и искусствоведение

Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства. Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла.

Художественная культура 17-18 веков.

Организационный (институциональный) аспект культуры:

Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства . Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла. Искусства начали причисляться к сфере интеллектуальных занятий . В 17 в. Ш.Перро предложил заменить понятие « свободные искусства» на понятие «изящные искусства». На этом пути встала проблема вкуса . 18 век – следующий этап. Единым принципом изящных искусств был определён принцип мимесиса. Этим была определена и структурно организована сфера культурного пространства . Его основные черты: воображение, способность доставлять наслаждение, причастность к прекрасному.

Вычленение сферы изящных искусств привело к формированию нового типа отношений художника и мира. От Возрождения было унаследовано меценатство (Меценат – имя римского богача 1 в. до н.э., любителя и покровителя наук и искусств). Меценаты ценят творческую индивидуальность, а художник, как правило, и не рассчитывает на большее. Высокие придворные должности были исключением (например, Веласкес был гофмаршалом двора). При французском дворе художники назначались на должность камердинера (Valet de chamber ). Художник 17 в. А.Сакки входил в состав домашней прислуги кардинала Антонио Барберини. Вместе с художником на этой должности были садовник, карлик и старая нянька. Потом его перевели в более высокий разряд прислуги, к которому принадлежали писцы, поэты и секретари. Но в 17 веке уже оформился и другой тип отношения к художникам (Голландия), для которого характерен разрыв личной связи художника и заказчика . Художник начинает работать на рынок, т. е. – на анонимного потенциального покупателя. Художник стал более свободен, но оказался одиноким и беспомощным.

В этой связи начали складываться и новые формы контакта творческой индивидуальности с «потребителями искусства» : концерты, выставки. Сформировался новый тип «потребителя» - публика, зритель как нечто коллективное, массовидное . Первые художественные выставки в Риме, Париже относятся к концу 17 века.

Возникло два типа авторства – 1) первичное – собственно сочинение ; 2) вторичное – исполнительство . А отсюда – новый корпус «посредников» - издатель, продавец, антрепренёр. Дольше всех держится нерасчленённость первичного и вторичного авторства в драматургии: Шекспир, Мольер были актёрами.

Профессионализация искусства привела к юридически закреплённому авторскому праву.

Противостояние и взаимодействие различных художественных систем: классицизма, маньеризма, барокко, просветительского реализма, сентиментализма.

Эстетическая доминанта – драматизм .

Новый образ человека. Утрачен идеал универсального человека. На первое место выдвигается внутренний драматизм личной жизни . В классицизме – драматизм столкновения страсти и долга. В сентиментализме – драматизм власти над человеком иррационального (страсть, томление, вера). В маньеризме и барокко – драматизм противостояния рационализму классицизма.

Полиморфность и полистилизм.

Морфологический аспект (характерные для периода виды искусства):

В классицизме на 1 плане – драматический театр . Он влияет на все виды и жанры.

В музыкальном искусстве это выразилось, прежде всего, в развитии музыкального театра (Монтеверди, Скарлатти, Перголези, Люлли, Рамо, Пёрселл, Гендель, Моцарт, Глюк). Только в Венеции – 7 театров. Развиваются и опера, и балет. В оперу включаются танцевальные эпизоды. Во Франции в создании балетных спектаклей участвовали Мольер, Люлли. Это – прямое влияние театра. Косвенное влияние – драматизм самой музыки . «В музыкальном языке того времени живёт «сценическая структура» (Старобинский , 1964). Мистерия заменяется оперой. Симфония вырастает из театральной увертюры. Характерные черты музыки Бетховена – «драматический симфонизм», «диалогический принцип», «столкновение противоборствующих идей и воль» (И.И.Соллертинский ).

В архитектуре и изобразительных искусствах влияние театра очень многопланово. Архитектура Ренессанса ориентирована на живописный эффект, архитектура Нового времени – на театральный. В архитектуре много декора, игровых и гедонистических мотивов. Отсюда – широкое распространение орнамента. Симптоматично, что именно в орнаменте И.Кант увидел воплощение чистой красоты искусства, которую сопоставил с красотой цветов в природе. Живописная картина мыслится как мезансцена. Даже в пейзаже пространство строится, как будто это замкнутый куб сцены (кулисообразное построение). Впервые это наблюдается в живописи голландцев. Распространяется жанр серийной картины как последовательности сюжетно связанных сцен (Хогарт).

В реалистически ориентированном искусстве на 1 месте – не театр, а литература, точнее – эпический род и эпические жанры. Преимущества литературы –1) возможность воплощать такие масштабы пространства и времени, какие сцене и изобразительному искусству не были доступны; 2) возможность включить автора-субъекта в художественную структуру. В этой связи драматические произведения (комедии) начинают писать прозой (Бомарше, Гольдони, Дидро, Лессинг). В живописи повествовательность привела к тому, что картины строились по принципу социальной обусловленности характера средой. Отсюда – размежевание классических жанров на жанровые разновидности.

Характерная черта художественной культуры 17-18 веков – развитие самосознания культуры. Художественные системы барокко и классицизма выработали свои эстетические теории.

Основные принципы барокко :

  • главный инструмент творчества – острый, быстрый разум, творческая интуиция;
  • метафорическая поэтика (природа – гигантская метафора, а искусство разгадывает её тайны).

Основные принципы классицизма:

  • подражать, опираясь на правила; нормативность;
  • цель искусства – воспитание личности, которой свойственна не абстрактная добродетельность, а человека-гражданина;
  • доминирование родового над индивидуальным, идеального над реальным.

Основные принципы развивающегося реализма :

  • прямое и непредвзятое подражание (объективированность);
  • морализирование;
  • красота – форма истины и добра.

PAGE 2


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35974. Молодые Платформы 47 KB
имеют складчатое основание палеозойского и частично позднедокембрийского возраста. В некоторых из них главная складчатость происходила в середине палеозоя эту складчатость называют КАЛЕДОНСКОЙ по старинному названию части Шотландии Каледонии где она проявилась очень отчетливо перед девоном а созданные ею складчатые структуры и пояса называют КАЛЕДОНИДАМИ. Наряду с ними есть еще более молодые складчатые области геосинклинальное развитие которых продолжалось не только в палеозое но и в течение большей части мезозоя и завершилось лишь...
35976. Экономическая классификация природных ресурсов 46 KB
Классификация природных ресурсов по происхождению. При строгом контроле за соблюдением этих норм истощения лесных ресурсов не происходит. Каждый ландшафт или природнотерриториальный комплекс обладает определенным набором разнообразных видов природных ресурсов.

Семнадцатый век - переломное время в истории России и ее культуры. В это столетие произошло слияние почти всех древнерусских земель. Важнейшим фактом в политической жизни государства явилось воссоединение русского и украинского народов. К концу столетия Россия выходит к Черному морю и начинает войну со шведами за выход к Балтийскому морю. Все решительнее осваиваются земли на востоке страны.

Это время острейших социальных конфликтов, показавших силу народа, его стремление дать отпор невыносимому гнету со стороны правящих классов. В XVII веке расширяются и углубляются политические и культурные связи России с близлежащими дальними странами. Эти связи заставляют людей обращать все более пристальное внимание на культурную жизнь Западной Европы, оказывающую существенное воздействие на искусство Poccии. Самым важным было то, что дала трещину господствующая религиозная идеология. Протест против светской и церковной власти породил различные идейные движения, в которых проявилось стремление избавиться от гнетущей опеки религии и обосновать приоритет разума, здравого смысла над ее догмами. Процесс этот прослеживается в религиозном искусстве, которое постепенно теряет свой непреклонный догматический характер и наполняется подчас откровенно светским содержанием. Распад средневековой художественной системы, решительное преодоление ее принципов открывает дорогу искусству нового времени в XVIII столетии. Важнейшим фактом художественной жизни России XVII века явилась централизация руководства искусством. Изменения в нем регламентировались властью. Для всех земель Москва стала непререкаемым авторитетом в области искусства. Вместе с тем это, конечно, не исключало развития местных художественных школ или деятельности провинциальных художников, еще свято придерживавшихся норм старого искусства.

Уже на рубеже XVI-XVII веков наряду с течением в иконописи, ориентировавшимся на монументальный стиль живописи XV-начала XVI столетия и получившим наименование «годуновских» писем, сформировалось иное направление. Оно представлено иконами «строгановского» письма, авторы которых ставили своей целью создание произведений (как правило, небольшого размера), предназначенных для домашних молелен. Иконы Прокопия Чирина, Истомы Савина, Никифора Савина, Емельяна Москвитина отличают тщательность отделки, употребление золота и серебра.

К середине XVII века миниатюрная техника письма строгановских мастеров перешла и на произведения крупные по своим размерам. Таковы иконы «Иоанн в пустыне» (20-30-е гг.) или «Благовещение с акафистом» (1659, авторы Яков Казанец, Таврило Кондратьев, Симон Ушаков).

В середине и второй половине XVII века трудились иконописцы, подготовившие русскую живопись к переходу на позиции реалистического искусства. К ним в первую очередь принадлежит Симон Ушаков. Правда, в творческой практике он менее последователен, чем в теоретических рассуждениях. Одна из любимых композиций художника - «Спас Нерукотворный». В этих иконах Ушаков стремился к объемной, тщательно моделированной форме, к созданию реальной пространственной среды. В то же время он не смог преодолеть условности старого иконного письма. И все же стремление к жизненному правдоподобию, которое демонстрировали в своем творчестве и Симон Ушаков и его товарищи - Богдан Салтанов, Яков Казанец, Кирилл Уланов, Никита Павловец, Иван Безмин и другие мастера, принесло свои плоды в дальнейшем. Новые тенденции в русской живописи XVII века с особенной отчетливостью проявились в «парсуне» (от слова «персона»), явившейся первой ступенью на пути развития реалистического портрета. Правда, и в иконописи и в росписях этой эпохи мы встречаемся с изображением реальных людей. Однако здесь эти изображения подчинены канонам иконного письма. Другое дело в парсуне. Главной задачей, которую ставит перед собой ее создатель, является, возможно, более точная передача характерных черт данного лица. И в этом художники порой достигают огромной выразительности, демонстрируя незаурядную остроту художнического видения. К лучшим парсунам принадлежат изображения царя Федора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского, Ивана IV и др. Во второй половине XVII века в Москве трудилось немало иностранных живописцев, в том числе голландский художник Д. Вухтерс. Именно ему приписывается групповой портрет «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру». Несомненно, произведения иностранных мастеров оказывали воздействие на русских живописцев, помогая им выйти на путь реалистического искусства. Не случайно во второй половине появляются портретные произведения самым непосредственным образом предвосхищающие искусство портрета XVIII столетия.

От XVII века до нашего времени дошло немало фресковых циклов. Авторами их являются художники московских, костромских, ярославских, вологодских, нижегородских артелей и мастера других художественных центров. Их творчество порой смыкается с иконописью, но в то же время сама форма стенописи требовала от них особых приемов и способов изображения. Примечательно, что именно в росписях, прежде всего, дают знать о себе новые веяния: занимательность рассказа, многочисленные бытовые подробности.

Характер монументальной живописи XVII века определяла деятельность художников, работавших в Москве. К интереснейшим памятникам здесь принадлежат росписи Архангельского собора (1652-1666).

Важнейшее впечатление, которое оставляют росписи XVII века, - впечатление динамики, внутренней энергии. Правда, в росписях Ростова еще сохранилось мастерство плавной, гибкой линии, свободно очерчивающей силуэт фигур. В церкви Спаса на Сенях представлены дьяконы в праздничных облачениях. Их позы спокойны, движения размеренны и торжественны. Но и здесь художник отдает дань времени: парчовые одежды украшены затейливым растительным и геометрическим орнаментом. Росписи храма Спаса на Сенях и церкви Воскресения (1670-егг.) - это искусство праздничное и торжественное. В противоположность названным росписям Ростова росписи ярославских церквей Ильи Пророка (1694-1695, артель художников под руководством Д. Плеханова) исполнены активного движения. Художники не обращают внимания на стройность силуэтов, на изысканность линий. Они всецело поглощены действием, которое развертывается в многочисленных сценах. «Герои» фресок бурно жестикулируют, и эта жестикуляция является одним из основных средств их характеристики. Чрезвычайно важную роль в создании впечатления праздничности играет колорит ярославских росписей. Краски в них яркие, звонкие. Это лишает даже эсхатологические сцены ощущения драматической напряженности, хотя художники и стараются в таких композициях, как «Страшный суд» Предтеченской церкви, натолкнуть зрителей на мысль о неизбежной расплате «на том свете» за грехи в этом мире. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: учеб. пособие. - М.: Юрайт, 1998. - С. 25.

Таким образом, русская художественная культура XVII века основывалась на московской, местных художественных школах, подвергалась влиянию зарубежных художественных школ. При этом, она все более приобретала светский характер.