Биография. Мстислав Леопольдович Ростропович. Биографическая справка Родной город ростроповича

Мстислав Ростропович - всемирно известный виолончелист и дирижер, пламенный защитник прав человека, без которого невозможно представить себе современный мир музыки. Исключительный талант и неиссякаемая энергия, уникальное сочетание великого художника, гуманиста и необыкновенно сильной, магнетически привлекательной личности, сделали его одной из выдающихся фигур нашего времени.

27 марта 2002 года, в день его 75-летия лондонская газета «Таймс» провозгласила Мстислава Ростроповича «величайшим из ныне живущих музыкантов». В его честь были организованы юбилейные торжества по всему миру. Ростроповича, возможно, самого известного в мире исполнителя классической музыки, чествовали почти во всех европейских странах, в Японии, в Северной и Южной Америке. Концерт с Лондонским симфоническим оркестром, посвященный празднованию его дня рождения в Лондоне, собрал небывалое созвездие самых любимых современных исполнителей. Её Величеством королевой Елизаветой II в честь Маэстро был дан официальный обед в Букингемском дворце.

Мстислав Ростропович родился 27 марта 1927 года в Баку (СССР). Его первое публичное выступление состоялось в возрасте восьми лет, в 16 лет он уже поступил в Московскую консерваторию, которую блестяще окончил в 1946 году.

Первое выступление Ростроповича-виолончелиста с симфоническим оркестром состоялось в 1940 году в г. Славянске. В декабре 1945 года на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей он получил первую премию, затем участвовал в Международных конкурсах в Праге (1947 и 1950 гг.) и в Будапеште (1949 г.), где также был удостоен первых премий. С тех пор началась обширная концертная деятельность Ростроповича сначала по СССР, а с 1947 года и по странам Европы.

В 1951 году Ростроповичу присваивается Сталинская премия второй степени, а в 1955 году за крупные достижения в исполнительском искусстве звание заслуженного артиста РСФСР. В 1964 году он был удостоен Ленинской премии и звания Народного артиста СССР.

В камерных ансамблях Ростропович выступал с такими выдающимися музыкантами, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Леонид Коган, Давид Ойстрах, Александр Дедюхин, Владимир Горовиц, Рудольф Серкин, Вильгельм Кемпф, Исаак Стерн, Жан-Пьер Рампаль.

Он многократно выступал с известнейшими дирижерами, среди которых Герберт фон Караян, Пьер Монтэ, Шарль Мюнш, Димитриос Митрополус, Юджин Орманди, Георг Шолти, Леонард Бернстайн, Сейджи Озава.

Его громадный талант, блестящее владение инструментом, мощная темпераментная манера игры вдохновляли многих известных композиторов на создание новых сочинений. Среди них были самые выдающиеся композиторы ХХ века - Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Бриттен, Дютийе, Мессиан, Лютославский, Пендерецкий и многие другие. Репертуар Ростроповича-виолончелиста стал поистине безграничным, включив, наряду с классическими сочинениями, более 100 современных произведений для виолончели, специально написанных для него и ему посвященных. Ростропович был солистом в премьерах Симфонии-концерта Прокофьева (1954), двух виолончельных концертов Шостаковича (1959 и 1966), Симфонии для виолончели с оркестром Бриттена (1964) и др.

Ярчайший артистический темперамент Мстислава Ростроповича дал мощный заряд его организаторской и дирижерской деятельности. Его дирижерский дебют состоялся в 1962 году в г. Горьком (ныне Нижний Новгород). Он первым в СССР стал инициатором проведения музыкальных фестивалей: именно ему принадлежала идея организовать Первый фестиваль современной музыки в Горьком в 1962 году. Затем по его же просьбе Шостакович сделал набросок программы фестиваля из своих произведений. Этот грандиозный проект Ростропович смог осуществить лишь спустя много лет, но именно в том виде, как об этом мечтал сам композитор: фестивали музыки Шостаковича прошли в Санкт-Петербурге (1997), Лондоне (1998), Токио (1998), Чикаго (1999) и Нью-Йорке (2002). Важнейшим событием стал Фестиваль Шостаковича в Лондоне, когда вместе с Лондонским Симфоническим Оркестром (LSO) в течение двух месяцев Ростропович исполнил все симфонии Шостаковича и много других его произведений. В планах Маэстро провести в 2006 году ряд масштабных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения великого композитора, как в России, так и за рубежом.

Плодотворное постоянное сотрудничество с LSO дало возможность Ростроповичу организовать столь же развернутые фестивали, посвященные Прокофьеву (1991), Бриттену (1993) и Шнитке (1994). С 1987 по 2000 год он был создателем, участником и бессменным руководителем музыкального фестиваля в Эвиане (Франция), где ежегодно собирались лучшие музыканты мира и исполнялись как премьеры сочинений современных композиторов, так и произведения классического репертуара.

Особая страница его дирижерской биографии - оперный театр, дебют в котором состоялся в 1968 году (Большой театр, «Евгений Онегин» Чайковского). Вслед за этим в Большом театре под руководством Маэстро прошла опера «Война и мир» Прокофьева (1970), и Шостакович сразу откликнулся своим выступлением в газете: «Это было по-настоящему большое музыкальное событие. «Война и мир» впервые звучала так, как она должна звучать. За пульт встал настоящий дирижер, настоящий музыкант с огромным талантом, с огромной исполнительской культурой, и оркестр зазвучал мощно, тонко, ярко, нежно». Трактовка Ростроповичем оперных шедевров всегда поражала глубиной раскрытия авторского замысла, накалом страсти, максимальной чистотой и убедительностью языка и стиля. Каждая оперная премьера в его исполнении становилась выдающимся, незабываемым событием. Такими были постановки «Хованщины» Мусоргского в Большом театре в Москве (1995), «Мазепы» Чайковского в Ла Скала в Милане (1999), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Мадриде, Мюнхене и Дижоне (2000), в Буэнос-Айресе (2001) и в Риме (2002). Со столь же триумфальным успехом прошла премьера балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева под управлением Ростроповича в Рио-де-Жанейро (2001), в Осаке (2001) и в Валенсии (2002), «Хованщина» Мусоргского в редакции Шостаковича (2005) и «Черевички» Чайковского в Ла Скала (2006).

Дирижерский дебют Ростроповича на Западе состоялся в сентябре 1974 года с Новым Филармоническим Оркестром в Лондонском Фестиваль-Холле. Его дебют в США в качестве дирижера прошел с Национальным Симфоническим Оркестром Вашингтона, Округ Колумбия, в марте 1975 года - выступление, получившее такую высокую оценку, что в 1977 году он был назначен музыкальным руководителем этого коллектива. Под руководством Ростроповича, который возглавлял оркестр 17 лет, престиж коллектива невероятно возрос.

За годы работы с NSO Ростропович продирижировал более 500 различных произведений, многие из которых были исполнены впервые. Список его дирижерских премьер украшают такие выдающиеся сочинения, как «Польский реквием» Пендерецкого, «Новелетты» Лютославского и 6-я симфония Шнитке, посвященные Ростроповичу, «Timbres, Espace, Mouvement» Дютийе (последнее посвящено двум дирижерам - Чарльзу Мюншу и Мстиславу Ростроповичу).

Мстислав Ростропович - неутомимый пропагандист музыки 20 века. На его дирижерском счету мировые премьеры более 70 оркестровых произведений, а также 9 опер, в числе которых «Эра Водолея» Губайдулиной (Генуя, 1991), «Жизнь с идиотом» Шнитке (Амстердам, 1992) «Ах, эти русские!» Торнопольского (Эвиан, 1993), «Лолита» Щедрина (Стокгольм,1994), «Лиджия» Томас (Эвиан, 1994), «Джезуальдо» Шнитке (Вена, 1995) и «Видения Иоанна Грозного» Слонимского (Самара, 1999).

Маэстро Ростропович выступал в качестве дирижера и виолончелиста с лучшими оркестрами мира, среди которых такие известные коллективы как Лондонский симфонический оркестр, Венский Филармонический оркестр, Оркестр де Пари, оркестр Нью-Йоркской Филармонии, Чикагский Филармонический оркестр, Бостонский Филармонический оркестр, оркестр Берлинской Филармонии, Новый Японский Филармонический оркестр, оркестр Баварского Радио, оркестр Концертгебау, Израильский Филармонический оркестр и другие.

Дирижерские записи Ростроповича - «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Леди Макбет», «Тоска», все симфонии Шостаковича, «Песни и пляски смерти» Мусоргского, Скрипичные концерты Прокофьева и Шостаковича, а также многие другие, наряду с его широчайшим виолончельным репертуаром, стали безусловным образцом для новых поколений музыкантов и отмечены множеством международных премий «Grammy», «Grammophone», Academie Charles Cros, Academie du Disque Francais, EMI-Classics. В 2004 году EMI Classics официально объявила, что количество дисков с записями Ростроповича, выпущенными этой фирмой, превысило 2 000 000 экземпляров. Такой же результат ранее был достигнут только Марией Каллас, Иегуди Менухиным и Гербертом фон Караяном.

В течение 26 лет Ростропович преподавал в Московской консерватории (1948-1974) и 7 лет - в Ленинградской. Среди его учеников такие известные виолончелисты, как Наталья Шаховская, Наталья Гутман, Давид Герингас, Иван Монигетти, Жаклин дю Пре и другие. Многие из них стали победителями международных конкурсов, в том числе конкурса им. Чайковского в Москве, в работе и организации которого Ростропович принимал самое деятельное участие вплоть до изгнания из СССР в 1974 году. С 1977 года каждые четыре года в Париже проходит Конкурс виолончелистов им. Ростроповича, где Маэстро являлся руководителем и председателем жюри. Самые значительные конгрессы, конкурсы виолончелистов в США, Японии, России, Польше, Германии и других странах стремились привлечь его к участию, на что он неизменно откликался с благодарностью и энтузиазмом. Ростропович постоянно проводил многочисленные Мастер-классы по всему миру, передавая молодым музыкантам свои бесценные знания.

Мстислав Ростропович давал многочисленные концерты в поддержку гуманитарных организаций во всем мире. Вошли в историю его благотворительные концерты в помощь пострадавшим от землетрясения в Армении, беженцам из Чечни, детям, больным раком, на строительство детской больницы в Буэнос-Айресе и Храма Христа Спасителя в Москве. В 1991 году вместе с Галиной Вишневской Мстислав Ростропович основал в Вашингтоне «Благотворительный фонд помощи детям России».

Забота о преемственности в развитии отечественной культуры, почтительная память к своим великим друзьям и учителям побудили Маэстро на создание в 1997 году Благотворительного Фонда помощи одаренным студентам музыкальных учебных заведений. Молодые талантливые исполнители из разных городов России получают именные стипендии в честь С. Рихтера, Э. Гилельса, Н. Мясковского, С.Прокофьева и других выдающихся музыкантов. Помимо стипендий, Мстислав Ростропович пристально следил за творческим развитием своих подопечных, стимулируя лучших из них совместными выступлениями и организацией их специальных концертов - как в России, так и за рубежом.

Мстислав Ростропович - почетный доктор 50 университетов (среди них - Гарвард, Кембридж, Йель, Оксфорд), обладатель свыше 130 высших наград и премий из более, чем 30 стран мира. В их числе: Рыцарь Светлейшего ордена Британской Империи (КВЕ), золотая медаль Королевского Филармонического Общества (Англия), три степени ордена Почетного Легиона Франции, действительный член Академии Искусств Франции («Сорок бессмертных»), Президентская медаль Свободы (США), Командорский крест со звездой (Германия), Орден Восходящего Солнца и Императорская премия Ассоциации Искусств Японии, орден Карлоса III (Испания), орден «За заслуги перед Отечеством» II степени и Государственная премия России. В мае 1995 года Мстислав Ростропович был награжден премией «Полярная звезда» Шведской Королевской Академии Музыки, которая является аналогом Нобелевской премии. В 2003 году на особой церемонии вручения “Grammy” Ростропович был награжден президентской премией «За заслуги» (он стал седьмым музыкантом в истории, получившим такую награду) за выдающуюся артистическую карьеру и человеческие достижения. В 2004 году он был удостоен таких высоких наград, как Почетная победа в области классической музыки (Франция) и Премия Эдисона за жизненные достижения (Нидерланды). В 2007 году Президент России В.В.Путин наградил Мстислава Ростроповича Орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени в связи с 80-летием Маэстро.

27 марта исполняется 85 лет со дня рождения известного виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича.

Всемирно известный виолончелист, дирижер, народный артист СССР Мстислав Леопольдович Ростропович родился 27 марта 1927 года в городе Баку в музыкальной семье: отец - виолончелист, заслуженный артист РСФСР, профессор, мать - профессиональная пианистка. В 1932 году семья переехала в Москву, где отец стал преподавателем музыкальной школы имени Гнесиных.

Первое выступление Мстислава Ростроповича состоялось в 12 лет, когда он в сопровождении симфонического оркестра сыграл концерт Сен-Санса.

С 1932 года по 1937 год он учился в музыкальной школе имени Гнесиных.

В начале Великой Отечественной войны семья Ростроповичей была эвакуирована в город Чкалов (Оренбург), где родители устроились на работу в музыкальное училище; отец подрабатывал также игрой в кинотеатре.

31 июля 1942 года отец умер от сердечного приступа, и это стало переломным моментом в судьбе 15-летнего Мстислава, которому пришлось стать главой семьи. Он заменил отца на преподавательской работе, стал артистом концертно-эстрадного бюро, с артистическими бригадами объездил всю область.

В 1943 году семья вернулась в Москву, и юноша поступил в музыкальное училище при Московской консерватории. Успехи Ростроповича в консерватории были столь велики, что со второго курса его перевели сразу на пятый, и в 1946 году он с отличием окончил сразу два факультета Московской консерватории - композиторский и класс виолончели, где его учителями были: по виолончели - Семен Козолупов, по композиции и инструментовке - Виссарион Шебалин и Дмитрий Шостакович.

После окончания консерватории Ростропович поступил в аспирантуру, в которой учился до 1948 года, после чего стал преподавателем и в течение 26 лет преподавал в Московской и семь лет в Ленинградской консерваториях.

Первое выступление Ростроповича-виолончелиста с симфоническим оркестром состоялось в 1940 году в городе Славянске. В декабре 1945 года на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей он получил первую премию, затем участвовал в Международных конкурсах в Праге (1947, 1950) и в Будапеште (1949), где также был удостоен первых премий. С тех пор началась обширная концертная деятельность Мстислава Ростроповича сначала по СССР, с 1947 года - по странам Европы, а затем и по всему миру.

Осенью 1963 года Ростропович дебютировал в качестве дирижера с Горьковским симфоническим оркестром. В 1968 году в Большом театре под управлением Ростроповича прошла премьера оперы "Евгений Онегин" Петра Чайковского, через два года в Большом театре под его руководством прошла опера "Война и мир" Прокофьева (1970).
Все творчество Ростроповича-музыканта делится на два направления: виолончелиста (солиста и ансамблиста) и дирижера - оперного и симфонического.

Репертуар Ростроповича-виолончелиста включал, наряду с классическими сочинениями, более 140 современных произведений для виолончели, специально написанных для него и ему посвященных. Около 60 крупнейших композиторов ХХ века написали для него сочинения.

Как камерный музыкант он выступал в ансамбле с такими выдающимися музыкантами, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Леонид Коган, Давид Ойстрах, Владимир Горовиц, Иегуди Менухин, Исаак Стерн, Жан-Пьер Рампаль, много выступал со своей женой - певицей Галиной Вишневской в качестве аккомпаниатора-пианиста, исполняя вместе с ней ее огромный вокальный репертуар.

Мстислав Ростропович был женат на выдающейся оперной певице Галине Вишневской, у них две дочери - выпускницы Джульярдской музыкальной школы в Нью-Йорке, Ольга и Елена.

Мстислав Леопольдович Ростропович скончался 27 апреля 2007 года в Москве . Похоронен на Новодевичьем кладбище после отпевания в Храме Христа Спасителя. Изначально на месте его погребения был поставлен деревянный крест, а 27 октября 2008 года по инициативе Вишневской был установлен двухметровый мраморный крест бело-черно-красных тонов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

МСТИСЛАВ РОСТРОПОВИЧ – ГРАЖДАНИН МИРА

«Все, что я играю, я люблю до обморока».

Величайший академический музыкант прошлого века не только имел уникальный исполнительский талант, но и был человеком весьма принципиальным. Он не побоялся выступить против тоталитарной системы Советского Союза, за это и был выслан из страны, а также лишен гражданства. За границей Мстислав Леопольдович стал фигурой мирового масштаба, заняв одно из самых значимых мест в мире музыки.

Музыка с пеленок

Родным городом для Мстислава Ростроповича стал Баку, где он родился 1927 года. Его родители были музыкантами, они переехали из Оренбурга по приглашению основоположника профессионального музыкального искусства Азербайджана Узеира Гаджибекова. С первых дней жизни Мстислав был приобщен к музыке. А с пяти лет он уже учился в Москве в музыкальном техникуме. Когда началась война, Ростроповичи вновь уехали в Оренбург. В 1942 году Мстиславу пришлось взять на себя ответственность за семью – от сердечного приступа скончался отец. Будущий выдающийся виолончелист и дирижер в юном возрасте стал преподавателем музыкального училища, чтобы прокормить мать и сестру.

В этот период он начинает самостоятельно сочинять музыку. Он создал поэму для виолончели, фортепианный концерт и прелюдию для фортепиано. В военные годы он стал еще и гастролирующим артистом. выступал с оркестром Малого театра, давал многочисленные концерты в госпиталях, воинских частях и колхозах.

Перед выбором

Не только одаренный, но и уже опытный Мстислав в 16 лет стал студентом Московской консерватории, чтобы совершенствовать искусство игры на виолончели и приобрести навыки композитора. Ростроповичу повезло, преподаватель Семен Козолупов сразу разглядел его огромный потенциал. Премудростям композиторского мастерства обучали и . Последнему Мстислав показал партитуру своего фортепианного концерта и исполнил его для наглядности. Дмитрий Дмитриевич по достоинству оценил старания юноши и предложил ему брать индивидуальные уроки, чтобы повышать уровень. Но в будущем Ростропович так и не стал композитором. Причина оказалось простой. Когда Мстислав впервые услышал симфонию № 8 Дмитрия Шостаковича, впечатление оказалось столь велико, что на свои композиторские перспективы Ростропович решил махнуть рукой. Он осознал, что никогда не сможет достичь уровня великого Шостаковича. А время показало, что виолончелист сделал правильный выбор, ведь мир узнал неподражаемого исполнителя.

Первые награды

Первую профессиональную награду заслужил в 1945 году на всесоюзном конкурсе молодых исполнителей. Ему присудили первую премию. Такой успех сделал из студента второго курса сразу пятикурсника. А еще через 5 лет он стал победителем международного конкурса в Праге. К тому времени у него за плечами уже были консерватория и аспирантура. Мстислав Ростропович очень быстро стал одним из видных преподавателей. Больше четверти века он работал в столичной консерватории и еще несколько лет – в Ленинграде. За это время он воспитал не один десяток профессионалов с мировым именем. Его учениками были Наталья Шаховская, Давид Герингас, Наталия Гутман, Марис Виллеруш и другие.

Музыкант-рекордсмен

Творческая жизнь Мстислава Леопольдовича имела два четких направления. С одной стороны он был великим виолончелистом с впечатляющим репертуаром произведений, а с другой – гениальным симфоническим и оперным дирижером. Чтобы понять всю мощь его таланта, стоит только упомянуть, что больше полусотни знаменитых композиторов создали музыку специально для Ростроповича. Он стал первым исполнителем свыше сотни произведений для виолончели и около 70 раз давал премьеры с оркестром.

Дебют Ростроповича-дирижера состоялся в 1957 году. Под движения его волшебной палочки в Большом театре представили . Оглушительный успех не заставил себя ждать.

Дирижер гастролировал по всему Советскому Союзу, а также он играл в одном ансамбле со Святославом Рихтером и Давидом Ойстрахом.

Часто выступал на одной сцене вместе со своей женой – оперной певицей . Они познакомились в 1955 году на фестивале «Пражская весна» и с того дня больше не расставались.

Опальный Мстислав Ростропович

Будучи человеком всесторонне развитым, Мстислав Леопольдович общался с людьми разных сфер деятельности. К примеру, его связывали теплые дружеские отношения с Александром Солженицыным. Когда в прошлом осталась хрущевская оттепель, а к власти пришел Леонид Брежнев, государственная машина пыталась затравить автора знаменитых произведений. Тогда Ростропович поселил Солженицына у себя на даче и выступил в его защиту с открытым письмом через газету «Правда». Тут же последовала реакция властей. Мстислав Леопольдович стал невыездным, а работа с крупными оркестрами оказалась для него под запретом. Пресса сразу же отвернулась от виолончелиста. На родине он стал врагом и маргиналом.

Мир у ног маэстро

В 1974 году опальный Ростропович с женой и двумя дочерьми получили выездную визу и покинули СССР. Фактически их выслали из Союза, а со временем еще и лишили гражданства. Спустя много лет, отвечая на вопрос журналистов, он сказал, что совершил лучший поступок в жизни, когда выступил в защиту Солженицына и его совесть абсолютно чиста.

После отъезда из СССР музыкант большую часть времени проводил в Соединенных Штатах Америки. Много лет он был руководителем Вашингтонского национального симфонического оркестра. Дирижер объездил с гастролями весь мир. Его приглашали работать с главными оркестрами Великобритании, Австрии, Франции, Японии и Германии. Без единого намека на пафос его называли звездой мирового масштаба.

60-летний юбилей Мстислав Леопольдович встретил в Вашингтоне. По этому случаю в столице США был организован первый всемирный конгресс виолончелистов. В этот день президент Рональд Рейган удостоил дирижера высшей государственной награды – медали Свободы. На торжество даже прибыла королева Великобритании Елизавета II.

Карьера Ростроповича на Западе была головокружительной. У него появилось столько высокопоставленных друзей, что на юбилей съехался весь мировой бомонд. Он дружил с Пикассо и Шагалом, Дали и Бродским, а когда Мстислав Леопольдович объявил об окончании сотрудничества со столичным симфоническим оркестром, ему прислали благодарственные письма все президенты США, с которыми он познакомился, занимая столь высокий пост руководителя оркестра.

Экстраординарная карьера

В Соединенных Штатах был не только известным дирижером и виолончелистом, но и активным борцом за права человека. Он не боялся приезжать с концертами в регионы, где происходили конфликты. А в 1989 году прямо у Берлинской стены исполнил сюиту для виолончели .

Тем временем сменилось и руководство СССР, объявив о планах реформирования общества. Михаил Горбачев отменил в 1990 году постановление о лишении гражданства Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Но музыкант не принял снова советское гражданство, оставшись космополитом. Не стал он и гражданином России после распада СССР.

Впервые после многолетнего перерыва он выступил в 1996 году в Большом театре, где представил оперу «Хованщина». Дирижер и музыкант продолжал гастролировать, его виолончель звучала на крупнейших сценах мира – в Сан-Франциско, Мюнхене, Монте-Карло.

Нередко записывал и концерты для радио. За это его даже наградили почетной премией «Грэмми» с оригинальной формулировкой – за «экстраординарную карьеру и жизнь в записях». Он был первым русским музыкантом и седьмым во всем мире, кто получил «Грэмми» в такой необычной номинации. Всего же Мстислав Леопольдович был лауреатом этой премии пять раз. А его эмоциональность и артистизм, филигранная красота игры и вдохновенность всегда восхищали критиков.

Под опекой Ростроповича

Преподавательскую деятельность Ростропович продолжил в Валенсии, где открыл в 2004 году школу высшего музыкального мастерства. Он проявлял недюжинные организаторские способности и проводил фестивали, на которых открывал миру новые таланты. Кроме этого, дирижер создал фонд помощи одаренным студентам, а дети-музыканты получали от него гранты и стипендии.

Не обошел Ростропович вниманием и лечебные учреждения. Вместе с Галиной Вишневской он реализовал не один проект помощи больным детям. Также впервые после распада СССР фонд Вишневской-Ростроповича провел вакцинацию детей против гепатита B.

В 2006 году здоровье Мстислава Леопольдовича резко ухудшилось. У него обнаружили рак печени. Ростропович перенес две операции. После нескольких месяцев, проведенных в больнице, музыкант отметил 80-летний юбилей. Поздравить его пришли самые известные коллеги, давние друзья, общественные деятели. Но вскоре состояние виолончелиста снова ухудшилось, 2007 года он ушел из жизни. В память о легендарном Мстиславе Ростроповиче ежегодно проходит фестиваль его имени.

ФАКТЫ

Признание Мстислава Ростроповича в мире было колоссальным. Он был членом Академий искусств нескольких стран, профессором 50 университетов, почетным гражданином десятков городов, кавалером французского ордена Почетного легиона и обладателем японской Императорской премии, а Великобритания посвятила его в почетные рыцари.

Однажды после очередных гастролей в США Ростроповича пригласили в посольство СССР и сообщили, что основную часть полученного гонорара он должен сдать. Музыкант не стал возражать, попросив своего импресарио купить на всю сумму гонорара дорогую фарфоровую вазу. На приеме в посольстве Ростропович взял в руки невероятно красивую вазу, полюбовался ею, а затем развел руки. Фарфор ударился о мраморный пол и разлетелся на кусочки. Один из них Мстислав Леопольдович поднял и медленно завернул в носовой платок со словами: «Это – мое, а остальное – ваше».

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена

Paraphrasing tool is an article rewriter tool used to create what appears to be new content from what already exists. Paraphrasing tool works by replacing specific words, phrases, sentences, or even entire paragraphs with any number of alternate versions to provide a slightly different variation with each paraphrasing. Paraphrasing tool can spin as many times as needed. However, paraphrasing tools are more sophisticated now a days, and can now result in perfectly readable articles which appear original.

Paraphrasing tool or article rewriter can change the meaning of a sentence through the use of words with similar but subtly different meaning to the original. For example, the word “picture ” could be replaced by the word “image ” or “photo “. 1000+ of word-for-word combinations are saved in either a text file or database thesaurus to draw from. This ensures that a large percentage of words are different from the original article.

This free or best article rewriter tool is used to paraphrase or rewrite full length articles or find new ways to write simple phrases, sentences or single words. Whether your aim is to remix articles for a blog posts, research papers assignments, final year research projects , email, will do the job.

How to use this paraphrasing tool

  1. How to Input Text

    Type or copy and paste in the text(content to rewrite) box you wish to rewrite. If you have already looked over your article and you are satisfied with the spelling and grammar, then enter the correct (Recaptcha) answer and then click the ‘Submit’ button. Your re-written work will appear below.

  2. How to Spin

    To make the work even easier for you, simply hit ‘Enter’ after you have entered the correct (Recaptcha) answer, assuming that the text you want to paraphrase is already entered in the first box.

  3. Text Limit

    If you already have a chunk of text (for example an essay, article or a single sentence) and you need to paraphrase this text, then this spinbot Paraphrasing-Tool will be of help.

  4. Registration

    No need to register/log-in or give any personal information to use this spinbot paraphrasing tool.

How this Article Rewriter Works


This image shows how this paraphrasing tool work

Plagiarism

Writing is an essential element of every student and content writer. A Good and plagiarism free content that is unique provides useful information that readers want. Writing your own unique content can take time. To hire a writer for original content can be expensive and for many students or writers, it is not possible on their budgets. As an alternative to completely unique content, older articles can be rewritten so that they become completely a unique article. The fastest and efficient way to rewrite older articles is by using online or a paraphrasing software to do the job.

Avoid overuse of work from previous authors

In your original work, you can quite a limited amount from a previously written work because if you quote too much, you can get in trouble for copyright infringement. Although, there is no stated amount for the number of words to use before you stop being safe, try to use your initiative and know when you’re doing too much. Paraphrases are supposed to be just a small portion of the original work, if it becomes too much, it can be pointed out that the new work was gotten from the original one and that can make your work be seen as weak. For your paper to be relevant, it has to be able to have its own identity; i.e. stand on its own. Any paraphrased part of it should only be there to support and elucidate the research paper.

Выдающийся виолончелист, дирижёр и филантроп.
Заслуженный артист РСФСР (1955).
Народный артист РСФСР (1964).
Народный артист СССР (1966).

Родился 27 марта 1927 года в Баку в семье музыкантов.
Его отец Леопольд Витольдович Ростропович был известным виолончелистом, а мать – пианисткой. Мстислав Леопольдович начал заниматься музыкой ещё в раннем детстве. В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал композицию с Сергеем Прокофьевым и Дмитрием Шостаковичем.
В 1946 году окончил Московскую консерваторию.
Первое выступление Ростроповича-виолончелиста с симфоническим оркестром состоялось в 1940 году в Славянске.
Дирижёрский дебют состоялся в 1962 году в Горьком (ныне Нижний Новгород).
В течение 26 лет преподавал в Московской консерватории (1948-1974) и 7 лет – в Ленинградской.
Первым в СССР стал инициатором проведения музыкальных фестивалей: именно М. Л. Ростроповичу принадлежала идея организовать Первый фестиваль современной музыки в Горьком в 1962 году. Этот грандиозный проект был осуществлен лишь спустя много лет, но именно в том виде, как об этом мечтал сам композитор: фестивали музыки Шостаковича прошли в Санкт-Петербурге (1997), Лондоне (1998), Токио (1998), Чикаго (1999) и Нью-Йорке (2002).
Важнейшим событием стал Фестиваль Шостаковича в Лондоне, когда вместе с Лондонским Симфоническим Оркестром (LSO) в течение двух месяцев Ростропович исполнил все симфонии Шостаковича и много других его произведений.
Сотрудничество с LSO дало возможность Ростроповичу организовать столь же развернутые фестивали, посвящённые Прокофьеву (1991), Бриттену (1993) и Шнитке (1994).
С 1987 по 2000 год был создателем, участником и бессменным руководителем музыкального фестиваля в Эвиане (Франция), где ежегодно собирались лучшие музыканты мира и исполнялись как премьеры сочинений современных композиторов, так и произведения классического репертуара.
Почетный доктор 50 университетов (среди них – Гарвард, Кембридж, Йель, Оксфорд).

Ушёл из жизни 27 апреля 2007 года в 10 часов 45 минут в московском онкологическом центре на Каширском шоссе. Похоронен 29 апреля на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 10).

Жена - народная артистка СССР Галина Вишневская (1926-2012).

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2007) - за выдающийся вклад в развитие мирового музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1997) - за заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие мирового музыкального искусства
Медаль «Защитнику свободной России» (1993) - за мужество и самоотверженность, проявленные при защите демократии и конституционного строя 19-21 августа 1991 года
Юбилейная медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945» (2005)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За освоение целинных земель»
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Иностранные награды
Командор ордена искусств и литературы (1975, Франция)
Почётный орден Бриллиантовой звезды (1977, Тайвань)
Орден Франсиско Миранды 1-го класса (1979, Венесуэла)
Офицер Ордена Почётного легиона (1981, Франция)
Кавалер ордена Заслуг (1982, Люксембург)
Командор ордена Даненброг (1983, Дания)
Орден литературы и искусств (1984, Швеция)
Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1984, Италия)
Орден Изабеллы Католической (1985, Испания)
Командор Ордена Почётного легиона (1987, Франция)
Почётный рыцарь-командор ордена Британской Империи (1987, Великобритания)
Командор ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»(1987, Германия)
Президентская медаль Свободы (1987, США)
Кавалер Большого креста ордена Леопольда I (1989, Бельгия)
Командор ордена Святого Карла (1989, Монако)
Орден Нидерландского льва (1989, Нидерланды)
Кавалер ордена Мая «За заслуги» (1991, Аргентина)
Командор короны ордена Адольфа де Нассау (1991, Люксембург)
Медаль Памяти 13 января (1992, Литва)

Национальный орден Заслуг (1993, Эквадор)
Кавалер ордена Освободителя Сан-Мартина (1994, Аргентина)
Великий офицер ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (1995, Литва)
Великий офицер Национального ордена Кедра (1997, Ливан)
Большой крест ордена Заслуг перед Республикой Польша (1997, Польша)
Великий офицер Ордена Почётного легиона (1998, Франция)
Орден «Слава» (1998, Азербайджан)
Командор ордена Заслуг (1999, Люксембург)
Командор ордена Культурных заслуг (1999, Монако)
Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (2001, Германия)
Почётный знак «За науку и искусство» (2001, Австрия)
Орден «Независимость» (2002, Азербайджан)
Большой крест ордена Заслуг (2003, Венгрия)
Орден Восходящего солнца 2-й степени (2003, Япония)
Орден Карлоса III (2004, Испания)
Офицер Национального ордена «За заслуги» (2004, Румыния)
Орден Гейдара Алиева (2007, Азербайджан)
Орден «За заслуги» (Гватемала)
Орден Сантьяго (Португалия)
Командор орден Феникса (Греция)
Командор первого класса ордена Льва (Финляндия)
Ведомственные и общественные награды
Российские:

1-я премия 3-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1945)
Памятная медаль к 70-летию (1997, Ассоциация «Русская исполнительская школа»)
Премия Нижнего Новгорода (1997)
Приз «Слава/Gloria» (1997)
Царскосельская художественная премия (1999)
Премия «Благородство» (1999, Самара)
Премия «Российский национальный Олимп» (2001)
Медаль «200 лет МВД России» (2002, МВД России)
Орден «Созидатель Петербурга» (2002)
Мемориальная серебряная (с позолотой) медаль «Кремль. Встреча Нового года. 2003» (2003)
Медаль «10 лет Комитета по делам воинов-интернационалистов» (2003)
Наградной знак-орден «Меценат» (2003, фонд «Меценаты столетия», Москва)
Орден Доблести Георгиевского Союза (2004, Санкт-Петербург)
Приз Фонда Ролана Быкова (2004, Москва)
Юбилейная серебряная медаль «К 100-летию со дня основания Института русской литературы (Пушкинского Дома)» (2005)
Орден Петра Великого I степени (2005, Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка)
Серебряная медаль им. Н. К. Рериха «За заслуги в области экологии» (2005, МАНЭБ, Санкт-Петербург)
Почётный знак и наградной крест «За труды в благотворении» (2006, ГУВД Москвы)
Российская национальная премия «Овация» в номинации «Легенда» (2008)
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» номинации «Память» (посмертно) (2012, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга
Российская премия Л. Э. Нобеля
Медаль «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций» (МЧС России и УВКБ ООН)
Зарубежные:

Золотая медаль Королевского филармонического общества (Великобритания, 1970)
Золотая медаль Национальной академии Святой Цецилии (Италия)
Золотая медаль Общества охраны авторских прав «Омаж де ля Сасем» (Франция, 1988)
Золотая медаль «Виотти д"Оро» (Италия, 1988)
Золотая медаль в честь 200-летия Джорджтаунского университета (США, 1989)
Золотая медаль Архимеда (Греция)
Золотая медаль Всемирной выставки в Севилье (Испания, 1992)
Золотая медаль Х. Колумба (Италия)
Золотая медаль Моцарта (ЮНЕСКО, 2007)
La grande Medaille de Vermeil (Франция, 1976)
Серебряная медаль «Премио Виа Кондотти» (Рим, Италия, 1989)
Серебряная медаль в честь 125-летней годовщины Музыкальной академии Ф. Листа (Венгрия, 2000)
Серебряная медаль университета Рио-де-Жанейро (Бразилия)
Серебряная медаль к 70-летию (фонд Бильбао, Испания)
Серебряная медаль Белградского университета искусств (Югославия)
Медаль Генерального совета департамента Буш-дю-Рон (Франция)
Медаль Дж. Верди (Италия, 1951)
Медаль Палаццо Марино (Италия)
Медаль Стендаля (Италия, 1951)
Медаль Четырёх свобод им. Ф. Рузвельта (Нидерланды)
Медаль Общества Ю. Венявского (Польша)
Медаль Раматуэлле (Сан-Тропе, Франция)
Медаль Гарвардского университета «За вклад в искусство» (США)
Медаль Македонии
Медаль «Антико Сиглио делла Чита» (Турин, Италия)
Медаль «Реал Колизео де Карлос III» (Мадрид, Испания)
Медаль «Остел дьё Браун» (Севилья, Испания)
Медаль Общества любителей музыки (Бордигера, Италия, 1980)
Медаль в честь Ростроповича (Франция, 1987; США, 1987)
Медаль «За заслуги в музыкальном искусстве» (Испания)
Медаль Н. Казанзакиса (Греция)
Медаль международного конгресса памяти А. Сахарова «Мир, прогресс, права человека» (1991)
Медаль Дж. Пибоди за выдающийся вклад в музыку Америки (США, 1994)
Медаль Французской Академии (Франция, 1995)
Медаль «Дворец музыки» (Италия, 1997)
Медаль Ф. Шопена (Польша, 1997)
Почетная медаль Министерства культуры Вьетнама
Почётная медаль Фонда американо-российского культурного сотрудничества (США)
Премии
Государственные премии СССР и Российской Федерации
Сталинская премия второй степени (1951) - за концертно-исполнительскую деятельность
Ленинская премия (1964) - за концертно-исполнительскую деятельность (1961-1963)
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки в номинации «за произведения в области литературы и искусства, созданные зарубежными соотечественниками» (1991) - за концертные программы последних лет
Государственная премия Российской Федерации (1995)
Зарубежные премии и награды[править | править код]
1-я премия на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге (1947)
1-я премия на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Будапеште (1949)
1-я премия на Международном музыкальном фестивале «Пражская весна» (1950)
1-я премия на Международном конкурсе имени Г. Вигана в Праге (1950)
Премия Edison, Comissie Collectieve Grammofoonplaten Campagne (CCGC), Grand Gala du Disque Classique (Амстердам, Нидерланды, 1964)
Премия «Грэмми» (1970, 1977, 1980, 1983, 2003)
Премия Международной лиги прав человека (1974)
Премия Эрнста фон Сименса (Германия, 1976)
Премия Альберта Карре и доктора Эдуарда Гарде (гран-при Academie Nationale du Disque Lyrique «Orphees d"Or») (Франция, 1977)
Премия Союза музыкальной прессы Бельгии «Caecilia» в номинации «Опера» (Бельгия, 1979)
Премия Мантуи за лучшую оперу в Италии «Золотая сцена» (1980)
Премия Леони Соннинг (Дания, 1981)
Премия Национального хорового фонда (Вашингтон, США, 1981)
Премия «Жизнь в музыке» от ассоциации «Омадже-то Венеция» (1984)
Премия «Артисту года» от Антидефамационной лиги «Бнай Бритиш» (1984)
Премия «Выдающемуся гражданину» (Университет штата Нью-Йорк, 1984)
Премия Алгура Медоуза за совершенство в искусстве (США, 1985)
Премия Альберта Швейцера (1985)
Премия за исполнительское искусство Лиги «Против клеветы» (США, 1985)
Премия Анри Эньяльбера «Des grands vins de Fronsac» Музыкального общества Фронсак (Франция, 1986)
Премия в номинации «Лучший международный солист» (BMI & Washington Area Music ASSN) (Вашингтон, США, 1987)
Премия «Искусство в искусстве» (Испания, 1989)
Премия имени Джона Мак-Говерна за отличие в искусстве (1989)
Премия имени Поля Хьюма (Музыкальная школа Левина, Вашингтон, США, 1989)
Премия «Виа Кондотти» (Италия, 1989)
Премия «Борцу за права человека» - от Фонда «За будущее» (Париж, 1991)
Премия Центра Кеннеди (США, 1992)
Императорская премия ассоциации искусств (Япония, 1993)
Премия «Полярная звезда» (Шведская Королевская академия музыки, премия музыкантам, приравненная по значению к Нобелевской, 1995)
Премия «Gramophone» в номинации «Запись года» (Великобритания, 1995)
Премия «EMI-Classics» (Великобритания, 1995)
Премия «Der Deutschen Schallplattenkritik» (Мюнхен-Гамбург, ФРГ, 1995, 1997)
Премия «Gramophone» за выдающиеся достижения (Великобритания, 1997)
Премия Принца Астурийского «Конкордия» («Согласие») за вклад в достижение согласия в обществе (Испания, 1997)
Премия «Gramophone» за лучшую историческую запись (Великобритания, 1998)
Премия «ECHO», Deutsche Phonoakademie (Германия, 1998)
Премия «Амброгино д"оро» (Милан, Италия, 1999)
Премия музыкальных критиков Аргентины (Аргентина, 1999)
Премия Микеланджело Антониони в области искусства (Италия, 2000)
Премия COAS (Cooperadora de Accion Social) (Аргентина, 2002)
Премия Томаса Эдисона за жизненные достижения (Нидерланды, 2004)
Премия Вольфа в области искусств (Израиль, 2004)
Премия «ECHO Klassik», специальный приз «Посол Музыки», Deutsche Phonoakademie (Германия, 2004)
Премия UCLA за исполнительское мастерство (США, первое присуждение в области музыки)
Премия Фонда «Амбасадор» (США)
Премия «За отличие в искусстве» (Калифорнийский университет, США)
Премия Карла IV (Чехия)
Международная премия Каталонии (Испания, 1992)
Международная гуманитарная премия Международного центра Индианаполиса(США, 1992)
Международная музыкальная премия «Примавера» (Италия, 1996)
Международная премия Испании «Габаррон» (2002)
Международная премия Артуро Бенедетти Микеланджели (Италия, 2003)
Международная премия Исаака Стерна (США, 2003)
Международная премия имени Николая Рериха (Санкт-Петербург, Россия, 2005)
Международная премия «Золотое сердце» (Москва, Россия, 2006)
Гуманитарная премия Федерации «Объединенный еврейский призыв» (США, 1985)
Директорская премия Информационного агентства США (1989)
Дирижёрская премия Дитсона (Колумбийский университет, США, 1990)
Артистическая премия Конгресса США «Arts Caucus» (Вашингтон, США, 1993)
Европейская премия «За человечность» Европейского фонда культуры (Базель, Швейцария, 2000)
Государственная премия Литвы (2002)
Президентская премия «За заслуги», The National Academy of Recording Arts and Siences (США, 2003)
Художественная премия Валенсии (Испания)
Награда за искусство исполнения международной еврейской организации Бней-Брит (США, 1985)
Награда «Золотой век» (Италия)
Награда Фонда послов (США)
Золотой диск Toshiba-EMI Limited (Япония, 1977, 1978)
«Почетное свидетельство» Организации Американских государств и Интерамериканского музыкального совета (высшее отличие, присуждаемое этой организацией)
Почетная победа в области классической музыки (Франция, 2004)
Благодарность Организации американских государств и Интер-Американского музыкального совета (США, 1998)
Международный общественный орден «Золотой сокол», кавалер (Москва, Россия, 2004)
Приз Жака Роше (Académie du Disque Français) (Франция, 1970)
Приз Общества друзей музыки (Австрия, 2001)
Большой Приз Музыки (Латвия, 2001)
Гран-при (Académie du Disque Français) (Париж, Франция, 1975, 1984)
Гран-при (Des Disquaires de France) (Париж, Франция, 1977)
Знак высокой оценки Туринской филармонии (Италия, 1980)
Знак Культуры Палермо (Италия)
Знак Святого Германа Аляскинского (Русская православная церковь Америки, США)
Знак «Корона Франции» (1975)
Золотой знак университета Болоньи (Италия)
Звания и титулы
Международный артист (Филиппины, 1982)
Мэтр-архонт музыки Великой и Святейшей Православной Церкви Христовой (Высший церковный титул, присуждаемый гражданским лицам указом Вселенского Патриарха, 1989)
Посол доброй воли ЮНЕСКО (Париж, Франция, 1997)

Почётный профессор Московской консерватории
Почётный профессор Кубинской национальной консерватории
Почётный профессор Московской консерватории с 1993 года
Почётный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов с 1998 года
Человек года[править | править код]Почётный председатель Нью-Йоркского общества виолончелистов и др.
Действительный член Академии изящных искусств Франции (имя музыканта включено в число «Сорока бессмертных») (1987).
Иностранный почётный член Американской академии искусств и наук (1972)
Член Национальной академии «Санта Чечилия» (Рим, 1971)
Член Шведской королевской музыкальной академии (1975)
Член Королевской академии музыки Англии (1984)
Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1981)
Почётный доктор более 50 университетов в различных странах, среди них:
Гарвардский университет (США)
Йельский университет (США)
Принстонский университет (США)
Кембриджский университет (Великобритания)
Оксфордский университет (Великобритания)
Сорбонна (Франция)
Болонский университет (Италия)
Тель-Авивский университет (Израиль)
Почётный гражданин 28 городов и областей более 10 стран, в том числе городов Афины (Греция, 1975), Токио (Япония), Тель-Авив, Иерусалим (Израиль), Вендрель(Каталония, Испания), Милан, Азоло, Турин, Кремона (2002), Флоренция (2006) (Италия), Вильнюс (Литва, 2000), Тбилиси (Грузия, 1998),Оренбург (1993), Воронеж(2002), Нижегородской области (1996) (Россия), Славянск (Украина, 2000), Ментор, Скрентон (1983), округ Лакауанна (Пенсильвания, 1985), штат Теннесси (1985), Марксвилль (США), Фронсак, Эвиан-ле-Бен, Ментона (Франция), Буэнос-Айрес (Аргентина, 2001), Автономная Республика Аджария (Грузия, 2003).
Титул «Супер-Звезда» от Общероссийской общественной премии «Российский национальный олимп» (Москва, Россия, 2001)
Титул «Сэр Королевства Великобритании»
Человек года
1970, 1980, 1983 - во Франции;
1974 - в ФРГ;
1977, 1984 - в Великобритании;
1983 - в США;
1984 - «Артист года», Антидефамационная лига «Бнай Бритиш»;
1987 - «Человек года» по версии Национального еврейского фонда;
1987 - «Музыкант года» по версии общества «Музыкальная Америка» (США);
2004 - «Герой Европы» по версии журнала «Time»;
«Персона года-2008», «За вклад в отечественную культуру и искусство» - по решению Дирекции и Попечительского Совета Российской Ежегодной Общенациональной Премии в области индустрии развлечений и досуга RUSSIAN ENTERTAINMENT AWARDS.