Балет в творчестве русских композиторов. Лучшие балетные постановки. Сон в летнюю ночь

Помогите пожалуйста. Нужно 10 русских композиторов и их балеты.

  1. Чайковский лебединое озеро
  2. 1. Асафьев Борис Владимирович — «Бахчисарайский фонтан»





  3. Да вс проще гораздо:))
    1- Чайковский — Щелкунчик
    2-Стравинский- жар-птица
    3-прокофьев -золушка
    4-скрябин- скрябиниана
    5-рахманинов-паганини
    6-глазунов-раймонда
    7-шостакович-Светлый ручей
    8-римский-корсаков- шахеразада
    9-гаврилин -анюта
    10-черепнин -павильон армиды
    Даю минимум, там тьма:)))
  4. Буду писать без композиторов!

    15 НАЗВАНИЙ БАЛЕТА

    1)»Лебединое озеро»

    2)»Спящая красавица»

    3)»Щелкунчик»

    4)»Раймонда»

    5)»Дон Китох»

    6)»Корсар»

    7)»Средний дуэт»

    8)»Золушка»

    9)»Золотой век»

    10)»Игра в карты»

    11)»Ромео и Джульетта»

    12)»Спартак»

    13)»Жизель»

  5. спасибо за помощь всем кто знает этих композиторов
  6. 1- Чайковский — Щелкунчик
    2-Стравинский- жар-птица
    3-прокофьев -золушка
    4-скрябин- скрябиниана
    5-рахманинов-паганини
  7. Чайковский, Прокофьев, Стравинский ой ещ много
  8. . Асафьев Борис Владимирович — «Бахчисарайский фонтан»
    2. Аренский Антон (Антоний) Степанович — «Египетские ночи»
    3. Глазунов Александр Константинович — Раймонда
    4. Глиэр Рейнгольд Морицевич — «Медный всадник»
    5. Прокофьев Сергей Сергеевич — Золушка, Ромео и Джульетта
    6. Рахманинов Сергей Васильевич — балетный спектакль «Паганини»
    7. Римский-Корсаков Николай Андреевич — на его музыку ставились балеты «Шехерезада» и «Золотой петушок»
    8. Скрябин Александр Николаевич — на его музыку ставились балеты «Прометей», Поэма экстаза
    9. Стравинский Игорь Фдорович — «Жар-птица»
    10. Щедрин Родион Константинович — «Конк-Горбунок», «Кармен-сюита»
    Про Чайковского писали, но вот Глинка и Мусоргский в своих операх написали музыку к балетным танцам.
    Эшпай Андрей Яковлевич — «Ангара»
  9. Александр Николаевич Скрябин Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
    Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности. В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С. В. Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке — как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.
    Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. «Поэма экстаза», состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в «Поэме экстаза» колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия.
    Ещ одним шедевром Скрябина является «Прометей» («Поэма огня»), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов.
    Последняя незаконченая «Мистерия» была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.
    А. Н. Скрябин «Прометей»

    Сергей Васильевич РахманиновСергей Васильевич Рахманинов — крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом «самый русский композитор», подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.
    Родился в Новгородской губернии, с четырх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевлся в Московскую консерваторию и закончил е с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм, — и вс это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, с

  10. НУ, я так пространно писать не буду и не смогу назвать всех 10. Но.. . Шостакович, балеты «Светлый ручей»,»Болт» (это менее известный) , Чайковский -«Щелкунчик», «Лебединое озеро», Прокофьев «Ромео и Джульета»


Классика - это не только симфонии, оперы, концерты и камерная музыка. Некоторые из самых узнаваемых классических произведений появились в форме балета. Балет возник в Италии в эпоху Возрождения и постепенно превратился в техническую форму танца, которая требовала очень большой подготовки от танцовщиц. Первой созданной балетной труппой был Парижский оперный балет, который сформировался после того, как король Людовик XIV назначил Жан-Батиста Люлли режиссером Королевской Академии музыки. Композиции Люлли для балета считаются многими музыковедами поворотным пунктом в развитии этого жанра. С тех пор популярность балета постепенно угасала, «кочуя» из одной страны в другую, что предоставляло композиторам разных национальностей возможность составить некоторые из их самых известных произведений. Приведем семь самых популярных и любимых балетов в мире.


Чайковский написал в 1891 году этот вневременной классический балет, который является наиболее часто исполняемым балетом современной эпохи. В Америке впервые «Щелкунчик» появился на сцене только в 1944 году (его исполнил балет Сан-Франциско). С тех пор стало традицией ставить «Щелкунчика» в новогодне-рождественский сезон. Этот великий балет не только обладает самой узнаваемой музыкой, но и его история приносит радость как детям, так и взрослым.


Лебединое озеро - самый технически и эмоционально сложный классический балет. Его музыка намного опередила свое время, а многие из его ранних исполнителей утверждали, что «Лебединое озеро» слишком сложно танцевать. На самом деле, об оригинальной первой постановке известно очень мало, а то, к чему все привыкли сегодня, это переработанная известными хореографами Петипа и Ивановым постановка. «Лебединое озеро» всегда будет считаться стандартом классических балетов и будет исполняться на протяжении веков.


Сон в летнюю ночь

Комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь» была адаптирована ко многим стилям искусства. Первый полнометражный балет (на весь вечер) по этому произведению поставил в 1962 году Джордж Баланчин на музыку Мендельсона. Сегодня «Сон в летнюю ночь» -очень популярный балет, который любят многие.


Балет «Коппелия» был написан французским композитором Лео Делибом, а хореографию под него поставил Артур Сен-Леон. «Коппелия» - это беззаботная история, изображающая конфликт человека между идеализмом и реализмом, искусством и жизнью, с яркой музыкой и оживленными танцами. Его мировая премьера в Парижской опере была крайне успешной в 1871 году, и балет остается успешным и сегодня, находясь в репертуаре многих театров.


Питер Пен

Питер Пэн - великолепный балет, подходящий для всей семьи. Танцы, декорации и костюмы столь же красочны, как и сама история. Питер Пэн является относительно новым в мире балета, и поскольку не существует его классической единой версии, балет может быть интерпретирован по-разному каждым балетмейстером, хореографом и музыкальным руководителем. Хотя каждая постановка может отличаться друг от друга, история остается почти одной и той же, поэтому данный балет был отнесен к классике.


Спящая красавица

«Спящая красавица» была первым знаменитым балетом Чайковского. В нем музыка ничуть не менее важна, чем танцы. История «Спящей красавицы» - идеальное сочетание балетно-королевских торжеств в великолепном замке, битвы добра и зла и торжествующей победы вечной любви. Хореография была создана всемирно известным Мариусом Пепита, который также поставил «Щелкунчик» и « Лебединое озеро». Этот классический балет будет исполняться до скончания времен.


Золушка

Существует множество версий «Золушки», но наиболее распространенной является версия Сергея Прокофьева. Прокофьев начал свою работу над «Золушкой» в 1940 году, но из-за Второй мировой войны закончил партитуру только в 1945 году. В 1948 году хореограф Фредерик Эштон сделал постановку в полном объеме с использованием музыки Прокофьева, которая снискала огромный успех.

Публикации раздела Театры

Знаменитые русские балеты. Топ-5

К лассический балет - удивительный вид искусства, родившийся в Италии в эпоху зрелого Возрождения, «переехавший» во Францию, где заслуга его развития, включая основание Академии танца и кодификацию многих движений, принадлежала королю Людовику XIV. Франция экспортировала искусство театрального танца во все европейские страны, включая Россию. В середине XIX века столицей европейского балета был уже не Париж, подаривший миру шедевры романтизма «Сильфиду» и «Жизель», а Петербург. Именно в Северной столице в течение почти 60 лет работал великий хореограф Мариус Петипа, создатель системы классического танца и автор шедевров, которые до сих пор не сходят со сцены. После Октябрьской революции балет хотели было «сбросить с корабля современности», но его удалось отстоять. Советское время ознаменовалось созданием немалого количества шедевров. Представляем пять отечественных топ-балетов - в хронологическом порядке.

«Дон Кихот»

Сцена из балета «Дон-Кихот». Одна из первых постановок Мариуса Петипа

Премьера балета Л.Ф. Минкуса «Дон Кихот» в Большом театре. 1869 год. Из альбома архитектора Альберта Кавоса

Сцены из балета «Дон-Кихот». Китри - Любовь Рославлева (в центре). Постановка А.А. Горского. Москва, Большой театр. 1900 год

Музыка Л. Минкуса, либретто М. Петипа . Первая постановка: Москва, Большой театр , 1869, хореография М. Петипа. Последующие постановки: Санкт-Петербург, Мариинский театр , 1871, хореография М. Петипа; Москва, Большой театр, 1900, Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1902, Москва, Большой театр, 1906, все - хореография А. Горского .

Балет «Дон Кихот» - полное жизни и ликования театральное представление, вечный праздник танца, которое никогда не утомляет взрослых и на которое родители с удовольствием ведут детей. Хотя он и называется именем героя знаменитого романа Сервантеса , но отталкивается от одного его эпизода, «Свадьбы Китерии и Базилио», и рассказывает о приключениях молодых героев, любовь которых в конце концов побеждает, невзирая на противодействие упрямого папаши героини, захотевшего выдать ее замуж за богатого Гамаша.

Так что Дон Кихот тут почти ни при чем. Весь спектакль высоченный худой артист в сопровождении низенького пузатенького коллеги, изображающего Санчо Пансу, расхаживает по сцене, порою мешая смотреть сочиненные Петипа и Горским прекрасные танцы. Балет, в сущности, является концертом в костюмах, праздником классического и характерного танца, где всем артистам любой балетной труппы находится дело.

Первая постановка балета состоялась в Москве, куда Петипа время от времени наезжал, дабы поднять уровень местной труппы, которую нельзя было сравнить с блистательной труппой Мариинского театра. Но в Москве дышалось посвободнее, так что балетмейстер, по существу, поставил балет-воспоминание о прекрасных годах молодости, проведенных в солнечной стране.

Балет имел успех, и два года спустя Петипа перенес его в Петербург, что вызвало необходимость переделок. Там характерными танцами интересовались гораздо меньше, чем чистой классикой. Петипа расширил «Дон Кихота» до пяти актов, сочинил «белый акт», так называемый «Сон Дон Кихота», настоящий рай для любителей балерин в пачках, обладательниц хорошеньких ножек. Количество амурчиков в «Сне» достигало пятидесяти двух...

До нас «Дон Кихот» дошел в переделке московского хореографа Александра Горского, который увлекался идеями Константина Станиславского и желал сделать старый балет более логичным и драматически убедительным. Горский разрушил симметричные композиции Петипа, отменил пачки в сцене «Сна» и настаивал на использовании смуглого грима у танцовщиц, изображающих испанок. Петипа обозвал его «свиньей», но уже в первой переделке Горского балет прошел на сцене Большого театра 225 раз.

«Лебединое Озеро»

Декорации к первому преставлению. Большой театр. Москва. 1877 год

Сцена из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов). 1895 год

Музыка П. Чайковского , либретто В. Бегичева и В. Гельцера. Первая постановка: Москва, Большой театр, 1877, хореография В. Рейзингера. Последующая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1895, хореография М. Петипа, Л. Иванова .

Всеми любимый балет, классическая версия которого была поставлена в 1895 году, на самом деле родился восемнадцатью годами ранее в московском Большом театре. Партитура Чайковского, мировая слава которого была еще впереди, была своеобразным собранием «песен без слов» и казалась слишком сложной для того времени. Балет прошел около 40 раз и канул в Лету.

После смерти Чайковского «Лебединое озеро» поставили в Мариинском театре, и от этой версии, ставшей классической, отталкивались все последующие постановки балета. Действию были приданы большая ясность и логичность: балет рассказывал о судьбе прекрасной принцессы Одетты, волею злого гения Ротбарта обращенной в лебедя, о том, как Ротбарт обманул полюбившего ее принца Зигфрида, прибегнув к чарам своей дочери Одиллии, и о смерти героев. Партитура Чайковского была сокращена приблизительно на треть дирижером Рикардо Дриго и переоркестрована. Петипа создал хореографию первого и третьего действий, Лев Иванов - второго и четвертого. Это разделение идеальным образом отвечало призванию обоих гениальных хореографов, второму из которых пришлось жить и умереть в тени первого. Петипа - отец классического балета, создатель безупречно гармоничных композиций и певец женщины-феи, женщины-игрушки. Иванов - балетмейстер-новатор, необычайно чутко чувствующий музыку. В роли Одетты–Одиллии выступила Пьерина Леньяни, «королева миланских балерин», она же первая Раймонда и изобретательница 32 фуэте, самого трудного вида вращения на пуантах.

Можно ничего не знать о балете, но «Лебединое озеро» известно всем. В последние годы существования Советского Союза, когда престарелые лидеры довольно часто сменяли один другого, проникновенная мелодия «белого» дуэта главных героев балета и всплески рук-крыльев с экрана телевизора возвещали о печальном событии. Японцы так любят «Лебединое озеро», что готовы смотреть его утром и вечером, в исполнении любой труппы. Ни одна гастрольная труппа, которых в России и особенно в Москве множество, не обходится без «Лебединого».

«Щелкунчик»

Сцена из балета «Щелкунчик». Первая постановка. Марианна - Лидия Рубцова, Клара - Станислава Белинская, Фриц - Василий Стуколкин. Мариинский театр. 1892 год

Сцена из балета «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр. 1892 год

Музыка П. Чайковского, либретто М. Петипа. Первая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1892, хореография Л. Иванова .

По книгам и сайтам до сих пор кочует ошибочная информация о том, что «Щелкунчик» поставлен отцом классического балета Мариусом Петипа. На самом деле Петипа сочинил лишь сценарий, а первую постановку балета осуществил его подчиненный, Лев Иванов. На долю Иванова выпала непосильная задача: сценарий, созданный в стиле модного тогда балета-феерии с непременным участием итальянской гастролерши, находился в очевидном противоречии с музыкой Чайковского, которая хоть и была написана в строгом соответствии с указаниями Петипа, но отличалась большим чувством, драматической насыщенностью и сложным симфоническим развитием. Кроме того, героиней балета была девочка-подросток, а балерине-звезде было уготовано лишь финальное па-де-де (дуэт с партнером, состоящий из адажио - медленной части, вариаций - сольных танцев и коды (виртуозного финала)). Первая постановка «Щелкунчика», где первый - по преимуществу пантомимный акт, резко отличался от второго - дивертисментного, не имела большого успеха, критики отмечали лишь Вальс снежных хлопьев (в нем участвовали 64 танцовщицы) и Па-де-де Феи Драже и Принца Коклюша, источником вдохновения для которого послужило Иванову Адажио с розой из «Спящей красавицы», где Аврора танцует с четырьмя кавалерами.

Зато в ХХ веке, который смог проникнуть в глубины музыки Чайковского, «Щелкунчику» было уготовано воистину фантастическое будущее. Не счесть постановок балета в Советском Союзе, странах Европы и США. На российских просторах особенно популярны постановки Василия Вайнонена в ленинградском Государственном академическом театре оперы и балета (ныне Мариинский театр в Санкт-Петербурге) и Юрия Григоровича в московском Большом театре.

«Ромео и Джульетта»

Балет «Ромео и Джульетта». Джульетта – Галина Уланова, Ромео – Константин Сергеев. 1939 год

Миссис Патрик Кемпбепл в роли Джульетты в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». 1895 год

Финал балета «Ромео и Джульетта». 1940 год

Музыка С. Прокофьева , либретто С. Радлова, А. Пиотровского, Л. Лавровского. Первая постановка: Брно, Театр оперы и балета, 1938, хореография В. Псоты. Последующая постановка: Ленинград, Государственный академический театр оперы и балета им. С. Кирова, 1940, хореография Л. Лавровского .

Если шекспировская фраза в известном русском переводе гласит «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» , то о написанном на этот сюжет балете великого Сергея Прокофьева говорили: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете» . Воистину изумительная по красоте, богатству красок и выразительности партитура «Ромео и Джульетты» в момент ее появления показалась слишком сложной и неподходящей для балета. Артисты балета попросту отказывались под нее танцевать.

Прокофьев написал партитуру в 1934-м, и первоначально она предназначалась не театру, а прославленному Ленинградскому академическому хореографическому училищу для празднования его 200-летия. Проект не был осуществлен в связи с убийством в 1934 году в Ленинграде Сергея Кирова, в ведущем музыкальном театре второй столицы грянули перемены. Не осуществился и план постановки «Ромео и Джульетты» в московском Большом. В 1938 году премьеру показал театр в Брно, и только два года спустя балет Прокофьева наконец был поставлен на родине автора, в театре тогда уже имени Кирова.

Балетмейстер Леонид Лавровский в рамках весьма приветствовавшегося советской властью жанра «драмбалета» (формы хореографической драмы, характерной для балета 1930-50-х годов) создал впечатляющее, волнующее зрелище с тщательно вылепленными массовыми сценами и тонко очерченными психологическими характеристиками персонажей. В его распоряжении была Галина Уланова , утонченнейшая балерина-актриса, которая так и осталась непревзойденной в роли Джульетты.

Партитуру Прокофьева быстро оценили западные хореографы. Первые версии балета появились уже в 40-х годах XX века. Их создателями были Биргит Кулберг (Стокгольм, 1944) и Маргарита Фроман (Загреб, 1949). Известные постановки «Ромео и Джульетты» принадлежат Фредерику Аштону (Копенгаген, 1955), Джону Кранко (Милан, 1958), Кеннету МакМиллану (Лондон, 1965), Джону Ноймайеру (Франкфурт, 1971, Гамбург, 1973).И. Моисеева , 1958, хореография Ю. Григоровича, 1968 .

Без «Спартака» понятие «советский балет» немыслимо. Это настоящий хит, символ эпохи. Советский период разрабатывал иные темы и образы, глубоко отличные от традиционного классического балета, унаследованного от Мариуса Петипа и Императорских театров Москвы и Петербурга. Волшебные сказки со счастливым концом были сданы в архив, и на смену им пришли героические сюжеты.

Уже в 1941 году один из ведущих советских композиторов Арам Хачатурян говорил о намерении написать музыку к монументальному, героическому спектаклю, который должен быть поставлен на сцене Большого театра. Темой для него был выбран эпизод из древнеримской истории, восстание рабов под руководством Спартака. Хачатурян создал красочную партитуру, использующую армянские, грузинские, русские мотивы и насыщенную прекрасными мелодиями и огненными ритмами. Постановку должен был осуществить Игорь Моисеев.

Понадобилось много лет, чтобы его произведение вышло на суд зрителей, и появилось оно не в Большом театре, а в Театре им. Кирова. Хореограф Леонид Якобсон создал потрясающий новаторский спектакль, отказавшись от традиционных атрибутов классического балета, в том числе от танца на пуантах, использовав свободную пластику и обув балерин в сандалии.

Но хитом и символом эпохи балет «Спартак» стал в руках хореографа Юрия Григоровича в 1968 году. Григорович поразил зрителя совершенно выстроенной драматургией, тонкой прорисовкой характеров главных героев, искусной постановкой массовых сцен, чистотой и красотой лирических адажио. Он назвал свое произведение «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом» (кордебалет - артисты, занятые в массовых танцевальных эпизодах). В роли Спартака выступил Владимир Васильев, Красса - Марис Лиепа , Фригии - Екатерина Максимова и Эгины - Нина Тимофеева. Кардебалет был по преимуществу мужской, что делает балет «Спартак» единственным в своем роде.

Помимо известных прочтений «Спартака» Якобсоном и Григоровичем, существует еще около 20 постановок балета. Среди них версия Иржи Блазека для Пражского балета, Ласло Сереги для Будапештского балета (1968), Юри Вамоша для Арена ди Верона (1999), Ренато Дзанеллы для балета Венской государственной оперы (2002), Натальи Касаткиной и Владимира Василёва для руководимого ими Государственного академического театра классического балета в Москве (2002).

Балет — это вид сценического искусства; это эмоция, воплощенная в музыкально-хореографических образах.


Балет - высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления, возник как придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца, в XV-XVI веке.

Термин «балет» появился в ренессансной Италии в XVI веке и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод. Балет - это искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой - либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д.

Балет многообразен: сюжетный - классический повествовательный многоактный балет, драматический балет; бессюжетный - балет-симфония, балет-настроение, миниатюра.

Мировые сцены видели множество балетных постановок по мотивам шедевров литературы на музыку гениальных композиторов. Именно поэтому британский интернет-ресурс Listversе решил составить свой рейтинг лучших балетных постановок в истории.

"Лебединое озеро"
Композитор: Петр Чайковский


Первая, московская постановка «Лебединого озера» успеха не возымела — его славная история началась почти двадцать лет спустя в Санкт-Петербурге. Но именно Большой театр способствовал тому, что мир был одарен этим шедевром. Свой первый балет Петр Ильич Чайковский написал по заказу Большого театра.
Счастливую сценическую жизнь дали «Лебединому озеру» прославленный Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов, вошедший в историю прежде всего благодаря постановке эталонных «лебединых» сцен.

Версия Петипа — Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого Озера», кроме крайне модернистских.

Прообразом для лебединого озера стало озеро в Лебедевой экономии Давыдовых (ныне — Черкасская область, Украина), которую Чайковский посетил незадолго до написания балета. Отдыхая там, автор провел не один день на его берегу, наблюдая за белоснежными птицами.
В основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта.

"Ромео и Джульетта"

«Ромео и Джульетта» Прокофьева — один из самых популярных балетов двадцатого столетия. Премьера балета состоялась в 1938 г. в Брно (Чехословакия). Широкую известность, однако, получила редакция балета, которая была представлена в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г.

«Ромео и Джульетта» — балет в 3 актах 13 картинах с прологом и эпилогом по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Этот балет — шедевр мирового искусства, воплощенный через музыку и удивительную хореографию. Сама постановка настолько впечатляет, что ее стоит посмотреть хотя бы один раз в жизни.

"Жизель"
Композитор: Адольф Адан

«Жизель» — «фантастический балет» в двух актах французского композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне. В своей книге «О Германии» Гейне пишет о вилисах — погибших от несчастной любви девушках, которые, превратившись в волшебных существ, до смерти затанцовывают встречающихся им ночами молодых людей, мстя им за свою погубленную жизнь.

Премьера балета состоялась 28 июня 1841 в Гранд-Опера, в хореографии Ж.Коралли и Ж.Перро. Постановка имела огромный успех, были хорошие отзывы в прессе. Литератор Жюль Жанен писал: «Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии. Вот что называется балетом».

"Щелкунчик"
Композитор: Петр Чайковский

История сценических постановок балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», литературной основой которого стала сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», знает множество авторских редакций. Премьера балета состоялась в Мариинском театре 6 декабря 1892 года.
Премьера балета имела большой успех. Балет «Щелкунчик» продолжает и завершает серию ставших классикой балетов П. И. Чайковского, в которых звучит тема борьбы добра и зла, начатая в «Лебедином озере» и продолженная в «Спящей красавице».

Рождественская сказка о благородном и прекрасном заколдованном принце, превращенном в куклу Щелкунчик, о доброй и самоотверженной девочке и их противнике злом Мышином короле, всегда была любима взрослыми и детьми. Несмотря на сказочный сюжет, это произведение настоящего балетного мастерства с элементами мистики и философии.

"Баядерка"
Композитор: Людвиг Минкус

«Баядерка» — балет в четырёх действиях и семи картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Федоровича Минкуса.
Литературным источником балета «Баядерка» является драма индийского классика Калидасы «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». В основе сюжета — романтичная восточная легенда о несчастной любви баядерки и храброго воина. «Баядерка» — образцовое произведение одного из стилистических направлений ХIХ века — эклектизма. В «Баядерке» есть и мистика, и символика: ощущение, что с первой сцены над героями занесен «меч, карающий с небес».

"Весна священная"
Композитор: Игорь Стравинский

«Весна священная» — балет русского композитора Игоря Стравинского, премьера которого состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей в Париже.

В основу замысла «Весны священной» лёг сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал — молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Работал над музыкой Стравинский одновременно с Рерихом, который писал эскизы к декорациям и костюмам.

Сюжет как таковой в балете отсутствует. Содержание «Весны священной» композитор излагает следующим образом: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного»

"Спящая красавица"
Композитор: Петр Чайковский

Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского — Мариуса Петипа называют «энциклопедией классического танца». Тщательно выстроенный балет поражает великолепием разнообразных хореографических красок. Но как всегда, в центре всякого спектакля Петипа — балерина. В первом акте Аврора — юная девушка, светло и наивно воспринимающая окружающий мир, во втором — она манящий призрак, вызванный из многолетнего сна феей Сирени, в финале — счастливая принцесса, нашедшая своего суженого.

Изобретательный гений Петипа ослепляет зрителей причудливым узором разноплановых танцев, вершина которых — торжественное па-де-де влюбленных, принцессы Авроры и принца Дезире. Благодаря музыке П.И.Чайковского детская сказка стала поэмой о борьбе добра (фея Сирени) и зла (фея Карабос). «Спящая красавица» — подлинная музыкально-хореографическая симфония, в которой музыка и танец слиты воедино.

"Дон Кихот"
Композитор: Людвиг Минкус

«Дон Кихот» — одно из наиболее жизнеутверждающих, ярких и праздничных произведений балетного театра. Интересно, что, несмотря на своё название, этот блестящий балет — отнюдь не инсценировка знаменитого романа Мигеля де Сервантеса, а самостоятельное хореографическое произведение Мариуса Петипа по мотивам «Дон Кихота».

В романе Сервантеса образ печального рыцаря Дон Кихота, готового на любые подвиги и благородные поступки, является основой сюжета. В балете Петипа на музыку Людвига Минкуса, премьера которого состоялась в 1869 году в московском Большом театре, Дон Кихот является второстепенным персонажем, а сюжет сосредотачивается на любовной истории Китри и Базиля.

"Золушка"
Композитор: Сергей Прокофьев

"Золушка" — балет в трёх актах Сергея Прокофьева по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров.
Вот как писал Прокофьев о балете Золушка: "Золушку я создавал в лучших традициях классического балета,» - что заставляет зрителя сопереживать и не оставаться равнодушными к радостям и бедам Принца и Золушки.

=7 знаменитых произведений Петра Чайковского=

Музыка Чайковского существует вне времени

7 мая 1840 года родился один из величайших композиторов в истории музыки – Пётр Ильич Чайковский.

За отведённые ему 53 года композитор написал более 80 произведений, в том числе 10 опер и три балета - настоящие сокровища мировой культуры и искусства.

1. "Славянский марш" (1876)

Марш был написан Чайковским по просьбе дирекции Русского музыкального общества и был посвящён борьбе славянских народов Балкан против Османского ига в связи с событиями Русско-турецкой войны. Сам автор долгое время называл его "Сербо-русским маршем". В марше были использованы музыкальные темы, характерные для народной музыки сербов, а также отрывки из "Боже, царя храни!".

В 1985 году немецкая хэви-метал группа Accept использовала основную тему из марша для вступления к заглавной композиции своего альбома "Metal Heart".

2. "Лебединое озеро" (1877)

Майя Плисецкая и Валерий Ковтун. Сцена из балета П. И. Чайковского "Лебединое озеро"

В основу сюжета были положены фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, которую злой колдун Ротбарта превратил в белого лебедя. Широко распространено мнение о том, Чайковский написал музыку к балету после посещения озера, находящегося в предгорьях Альп в окрестностях города Фюссен.

С 1877 года партитура и либретто спектакля претерпели ряд изменений. На сегодняшний день из всех существующих редакций "Лебединого озера" едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые партитуры.

У наших современников балет вызывает прочную ассоциацию с Августовским путчем – "Лебединое озеро" демонстрировали по советскому телевидению 19 августа 1991 года, отменив все запланированные передачи.

3. "Детский альбом" (1878)

Мультфильм на музыку из "Детского альбома" П.Чайковского (1976). Режиссёр - Инесса Ковалевская

По мнению известного специалиста по творчеству Чайковского Полины Вайдман, "Детский альбом", наряду с широко известными сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля и Бартока вошёл в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей и дал толчок к созданию ряда близких по характеру и тематике фортепианных опусов.

В 1976 году на студии "Союзмультфильм" была снята анимационная картина на музыку из альбома, а ещё через 20 лет поставлен балет, ставший лауреатом Международного фестиваля 1999 года в Югославии.

4. "Евгений Онегин" (1877)

"Ариозо Онегина" из оперы "Евгений Онегин". Фрагмент фильма "Поет Муслим Магомаев". Азербайджанфильм, 1971 год. Сценарий и постановка - Т. Исмайлов, И. Богданов

В мае 1877 года певица Елизавета Лавровская предложила Чайковскому написать оперу на сюжет пушкинского романа в стихах. Композитор так загорелся этим предложением, что просидел все ночь без сна, работая над сценарием. К утру он принялся за написание музыки. В письме к композитору Сергею Танееву Чайковский писал: "Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое".

В июле композитор импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Брак распался через несколько недель, что, по мнению критиков, оказало сильное влияние на произведение.

5. "Спящая красавица" (1889)

Вальс из балета П. И. Чайковского "Спящая красавица"

До Чайковского к сюжету Шарля Перро обращался французский композитор Фердинан Герольд, сочинивший балет с таким же названием, однако уже в год премьеры версия Чайковского и Мариуса Петипа была признана выдающейся и заняла почётное место в ряду мировых шедевров балетного искусства.

В наше время почти каждый балетмейстер, осуществляющий новую редакцию "Спящей красавицы", создает и новый вариант её партитуры.

6. "Пиковая дама" (1890)

Увертюра из оперы П. И. Чайковского "Пиковая дама" в постановке Gran Teatre del Liceu, Барселона (2010 год)

В 1887 году администрация Императорского Театра предложила Чайковскому написать оперу на сюжет, созданный Иваном Всеволожским на основе повести Пушкина. Композитор отказался по причине отсутствия в сюжете "должной сценичности", однако два года спустя всё же принял заказ и с головой погрузился в работу.

Вскоре после российской премьеры опера "перекочевала" в репертуар многих театров Европы и Америки, где исполнялась на русском, чешском и немецком языках.

7. "Щелкунчик" (1892)

"Вальс цветов" из балета П. И. Чайковского "Щелкунчик"

Новаторский балет по мотивам сказки Эрнста Теодора Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" занимает особое место среди поздних произведений Чайковского и балетного искусства в целом.

С началом Первой мировой войны и ростом патриотических настроений сюжет балета русифицировался, и главная героиня Мари стала зваться Машей. Фрица при этом переименовывать не стали.