Дмитрий шостакович знаменитые произведения. Полифонический роман: лирика, гротеск и макабр в музыке и жизни Шостаковича. Особая тема в творчестве Шостаковича

  • «Москва, Черёмушки» , оперетта в трёх действиях на либретто В. Масса и М. Червинского, соч. 105 (1957-1958)

Балеты

Музыка к театральным постановкам

  • «Выстрел» , музыка к пьесе А. Безыменского, соч. 24. (1929). Премьера - 14 декабря 1929, Ленинград, Театр рабочей молодёжи
  • «Целина» , музыка к пьесе А. Горбенко и Н. Львова, соч. 25 (1930); партитура утрачена. Премьера - 9 мая 1930, Ленинград, Театр рабочей молодёжи
  • «Правь, Британия» , музыка к пьесе А. Петровского, соч. 28 (1931). Премьера - 9 мая 1931, Ленинград, Театр рабочей молодёжи
  • «Условно убитый» , музыка к пьесе В. Воеводина и Е. Рисса, соч. 31 (1931). Премьера - 2 октября 1931, Ленинград, Мюзик-холл
  • «Гамлет» , музыка к трагедии У. Шекспира, соч. 32 (1931-1932). Премьера - 19 мая 1932, Москва, Театр им. Вахтангова
  • «Человеческая комедия» , музыка к спектаклю П. Сухотина по романам О. де Бальзака, соч. 37 (1933-1934). Премьера - 1 апреля 1934, Москва, Театр им. Вахтангова
  • «Салют, Испания!» , музыка к пьеме А. Афиногенова, соч. 44 (1936). Премьера - 23 ноября 1936, Ленинград, Театр драмы им. Пушкина
  • «Король Лир» , музыка к трагедии У. Шекспира, соч. 58а (1941). Премьера - 24 марта 1941, Ленинград
  • «Отчизна» , музыка к спектаклю, соч. 63 (1942). Премьера - 7 ноября 1942, Москва, Центральный клуб имени Дзержинского
  • «Русская река» , музыка к спектаклю, соч. 66 (1944). Премьера - 17 апреля 1944, Москва, Центральный клуб имени Дзержинского
  • «Весна победная» , две песни к спектаклю на стихи М. Светлова, соч. 72 (1946). Премьера - 8 мая 1946, Москва, Центральный клуб имени Дзержинского
  • «Гамлет» , музыка к трагедии У. Шекспира (1954). Премьера - 31 марта 1954, Ленинград, Театр драмы им. Пушкина

Музыка к кинофильмам

  • «Новый Вавилон» (немой фильм; режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 18 (1928-1929)
  • «Одна» (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 26 (1930-1931)
  • «Златые горы» (режиссёр С. Юткевич), соч. 30 (1931)
  • «Встречный» (режиссёры Ф. Эрмлер и С. Юткевич), соч. 33 (1932)
  • «Сказка о попе и работнике его Балде» (режиссёр М. Цехановский), соч. 36 (1933-1934). Работа не окончена
  • «Любовь и ненависть» (режиссёр А. Гендельштейн), соч. 38 (1934)
  • «Юность Максима» (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 41 (1934)
  • «Подруги» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 41а (1934-1935)
  • «Возвращение Максима» (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 45 (1936-1937)
  • «Волочаевские дни» (режиссёры Г. и С. Васильевы), соч. 48 (1936-1937)
  • «Выборгская сторона» (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 50 (1938)
  • «Друзья» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 51 (1938)
  • «Великий гражданин» (режиссёр Ф. Эрмлер), соч. 52 (1 серия, 1937) и 55 (2 серия, 1938-1939)
  • «Человек с ружьём» (режиссёр С. Юткевич), соч. 53 (1938)
  • «Глупый мышонок» (режиссёр М. Цехановский), соч. 56 (1939)
  • «Приключения Корзинкиной» (режиссёр К. Минц), соч. 59 (1940-1941)
  • «Зоя» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 64 (1944)
  • «Простые люди» (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 71 (1945)
  • «Молодая гвардия» (режиссёр С. Герасимов), соч. 75 (1947-1948)
  • «Пирогов» (режиссёр Г. Козинцев), соч. 76 (1947)
  • «Мичурин» (режиссёр А. Довженко), соч. 78 (1948)
  • «Встреча на Эльбе» (режиссёр Г. Александров), соч. 80 (1948)
  • «Падение Берлина» (режиссёр М. Чиаурели), соч. 82 (1949)
  • «Белинский» (режиссёр Г. Козинцев), соч. 85 (1950)
  • «Незабываемый 1919-й» (режиссёр М. Чиаурели), соч. 89 (1951)
  • «Песня великих рек» (режиссёр Я. Ивенс), соч. 95 (1954)
  • «Овод» (режиссёр А. Файнциммер), соч. 97 (1955)
  • «Первый эшелон» (режиссёр А. Файнциммер), соч. 99 (1955-1956)
  • «Хованщина» (фильм-опера - оркестровка оперы М. П. Мусоргского), соч. 106 (1958-1959)
  • «Пять дней - пять ночей» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 111 (1960)
  • «Черёмушки» (по оперетте «Москва, Черёмушки»; режиссёр Г. Раппапорт) (1962)
  • «Гамлет» (режиссёр Г. Козинцев), соч. 116 (1963-1964)
  • «Год как жизнь» (режиссёр Г. Рошаль), соч. 120 (1965)
  • «Катерина Измайлова» (по опере; режиссёр М. Шапиро) (1966)
  • «Софья Перовская» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 132 (1967)
  • «Король Лир» (режиссёр Г. Козинцев), соч. 137 (1970)

Сочинения для оркестра

Симфонии

  • Симфония № 1 f-moll, соч. 10 (1924-1925). Премьера - 12 мая 1926, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр
  • Симфония № 2 H-dur «Октябрю», соч. 14, с финальным хором на слова А. Безыменского (1927). Премьера - 5 ноября 1927, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр и хор Ленинградской филармонии, дирижёр Н. Малько
  • Симфония № 3 Es-dur «Первомайская», соч. 20, с финальным хором на слова С. Кирсанова (1929). Премьера - 21 января 1930, Ленинград. Оркестр и хор Ленинградской филармонии, дирижёр
  • Симфония № 5 d-moll, соч. 47 (1937). Премьера - 21 ноября 1937, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр
  • Симфония № 6 h-moll, соч. 54 (1939) в трёх частях. Премьера - 21 ноября 1939, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
  • Симфония № 8 c-moll, соч. 65 (1943), посвящена Е. Мравинскому. Премьера - 4 ноября 1943, Москва, Большой зал консерватории. Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Е. Мравинский
  • Симфония № 9 Es-dur, соч. 70 (1945) в пяти частях. Премьера - 3 ноября 1945, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
  • Симфония № 11 g-moll «1905 год», соч. 103 (1956-1957). Премьера - 30 октября 1957, Москва, Большой зал Консерватории. Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Н. Рахлин
  • Симфония № 12 d-moll «1917 год», соч. 112 (1959-1961), посвящена памяти В. И. Ленина. Премьера - 1 октября 1961, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
  • Симфония № 14, соч. 135 (1969) в одиннадцати частях, для сопрано, баса, струнных и ударных на стихи , и . Премьера - 29 сентября , Ленинград, Большой зал академии хорового искусства имени М. И. Глинки. (сопрано), Е. Владимиров (бас), Московский камерный оркестр, дирижёр .

Концерты

  • Концерт для фортепиано с оркестром (струнные и солирующая ) № 1 c-moll, соч. 35 (1933). Премьера - 15 октября 1933, Ленинград, Большой зал филармонии. Д. Шостакович (фортепиано), А. Шмидт (труба), оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр .
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 F-dur, соч. 102 (1957). Премьера - 10 мая 1957, Москва, Большой зал Консерватории. М. Шостакович (фортепиано), Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Н. Аносов.
  • Концерт для скрипки с оркестром № 1 a-moll, соч. 77 (1947-1948). Премьера - 29 октября 1955, Ленинград, Большой зал филармонии. (скрипка), оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
  • Концерт для скрипки с оркестром № 2 cis-moll, соч. 129 (1967). Премьера - 26 сентября 1967, Москва, Большой зал Консерватории. Д. Ойстрах (скрипка), оркестр Московской филармонии, дирижёр К. Кондрашин
  • Концерт для виолончели с оркестром № 1 Es-dur, соч. 107 (1959). Премьера - 4 октября 1959, Ленинград, Большой зал филармонии. (виолончель), оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
  • Концерт для виолончели с оркестром № 2 G-dur, соч. 126 (1966). Премьера - 25 сентября 1966, Москва, Большой зал Консерватории. М. Ростропович (виолончель), дирижёр

Другие произведения

  • Скерцо fis-moll, соч. 1 (1919)
  • Тема с вариациями B-dur, соч. 3 (1921-1922)
  • Скерцо Es-dur, соч. 7 (1923-1924)
  • Сюита из оперы «Нос» для тенора и баритона с оркестром, соч. 15а (1928)
  • Сюита из балета «Золотой век», соч. 22а (1930)
  • Две пьесы для оперы Э. Дресселя «Бедный Колумб», соч. 23 (1929)
  • Сюита из балета «Болт» (Балетная сюита № 5), соч. 27а (1931)
  • Сюита из музыки к фильму «Златые горы», соч. 30а (1931)
  • Сюита из музыки к фильму «Гамлет», соч. 32а (1932)
  • Сюита № 1 для эстрадного оркестра (1934)
  • Пять фрагментов, соч. 42 (1935)
  • Сюита № 2 для эстрадного оркестра (1938)
  • Сюита из музыки к фильмам о Максиме (хор и оркестр; аранжировка А. Атовмяна), соч. 50а (1961)
  • Торжественный марш для духового оркестра (1942)
  • Сюита из музыки к фильму «Зоя» (с хором; аранжировка А. Атовмяна), соч. 64а (1944)
  • Сюита из музыки к фильму «Молодая гвардия» (аранжировка А. Атовмяна), соч. 75а (1951)
  • Сюита из музыки к фильму «Пирогов» (аранжировка А. Атовмяна), соч. 76а (1951)
  • Сюита из музыки к фильму «Мичурин» (аранжировка А. Атовмяна), соч. 78а (1964)

Сочинения с участием хора

  • «От Карла Маркса до наших дней», симфоническая поэма на слова Н. Асеева для голосов соло, хора и оркестра (1932), не окончена, утеряна
  • «Клятва Наркому» на слова В. Саянова для баса, хора и фортепиано (1941)
  • Песня гвардейской дивизии («Идут бесстрашные гвардейские полки») на слова Рахмилевича для баса, хора и фортепиано (1941)
  • «Славься, Отчизна советов» на слова Е. Долматовского для хора и фортепиано (1943)
  • «Чёрное море» на слова С. Алимова и Н. Верховского для баса, мужского хора и фортепиано (1944)
  • «Заздравная песня о Родине» на слова И. Уткина для тенора, хора и фортепиано (1944)
  • «Поэма о Родине», кантата для меццо-сопрано, тенора, двух баритонов, баса, хора и оркестра, соч. 74 (1947)
  • «Антиформалистический раёк» для четырёх басов, чтеца, хора и фортепиано (1948/1968)
  • «Песнь о лесах», оратория на слова Е. Долматовского для тенора, баса, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, соч. 81 (1949)
  • «Наша песня» на слова К. Симонова для баса, хора и фортепиано (1950)
  • «Марш сторонников мира» на слова К. Симонова для тенора, хора и фортепиано (1950)
  • Десять песен на слова революционных поэтов для хора без сопровождения (1951)
  • «Над Родиной нашей солнце сияет», кантата на слова Е. Долматовского для хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, соч. 90 (1952)
  • «Мы Родину славим» (слова В. Сидорова) для хора и фортепиано (1957)
  • «Мы в сердце октябрьские зори храним» (слова В. Сидорова) для хора и фортепиано (1957)
  • Две обработки русских народных песен для хора без сопровождения, соч. 104 (1957)
  • «Заря Октября» (слова В. Харитонова) для хора и фортепиано (1957)
  • «Казнь Степана Разина», вокально-симфоническая поэма на слова Е. Евтушенко для баса, хора и оркестра, соч. 119 (1964)
  • «Верность», восемь баллад на слова Е. Долматовского для мужского хора без сопровождения, соч. 136 (1970)

Сочинения для голоса с сопровождением

  • Две басни Крылова для меццо-сопрано, хора и оркестра, соч. 4 (1922)
  • Шесть романсов на стихи японских поэтов для тенора и оркестра, соч. 21 (1928―1932)
  • Четыре романса на стихи А. С. Пушкина для баса и фортепиано, соч. 46 (1936―1937)
  • Шесть романсов на стихи британских поэтов в переводе Б. Пастернака и С. Маршака для баса и фортепиано, соч. 62 (1942). В дальнейшем оркестрованы и изданы как соч. 62а (1943), второй вариант оркестровки ― как соч. 140 (1971)
  • «Патриотическая песня» на слова Долматовского (1943)
  • «Песнь о Красной Армии» на слова М. Голодного (1943), совместно с А. Хачатуряном
  • «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, альта, тенора и фортепиано, соч. 79 (1948). В дальнейшем сделана оркестровка и издана как соч. 79а
  • Два романса на стихи М. Ю. Лермонтова для голоса и фортепиано, соч. 84 (1950)
  • Четыре песни на слова Е. Долматовского для голоса и фортепиано, соч. 86 (1950―1951)
  • Четыре монолога на стихи А. С. Пушкина для баса и фортепиано, соч. 91 (1952)
  • «Греческие песни» (перевод С. Болотина и Т. Сикорской) для голоса и фортепиано (1952-1953)
  • «Песни наших дней» на слова Е. Долматовского для баса и фортепиано, соч. 98 (1954)
  • «Были поцелуи» на слова Е. Долматовского для голоса и фортепиано (1954)
  • «Испанские песни» (перевод С. Болотина и Т. Сикорской) для меццо-сопрано и фортепиано, соч. 100 (1956)
  • «Сатиры», пять романсов на слова Саши Чёрного для сопрано и фортепиано, соч. 109 (1960)
  • Пять романсов на тексты из журнала «Крокодил» для баса и фортепиано, соч. 121 (1965)
  • Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия для баса и фортепиано, соч. 123 (1966)
  • Семь стихотворений А. А. Блока для сопрано и фортепианного трио, соч. 127 (1967)
  • «Весна, весна» на стихи А. С. Пушкина для баса и фортепиано, соч. 128 (1967)
  • Шесть романсов для баса и камерного оркестра, соч. 140 (по соч. 62; 1971)
  • Шесть стихотворений М. И. Цветаевой для контральто и фортепиано, соч. 143 (1973), оркестрованы как соч. 143а
  • Сюита на слова Микеланджело Буонаротти в переводе А. Эфроса для баса и фортепиано, соч. 145 (1974), оркестрованы как соч. 145а

Камерно-инструментальные сочинения

  • Соната для виолончели и фортепиано d-moll, соч. 40 (1934). Первое исполнение ― 25 декабря 1934, Ленинград. В. Кубацкий, Д. Шостакович

Сочинения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича по жанрам с указанием названия, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.

Оперы

  • Нос (по Н. В. Гоголю, либретто Е. И. Замятина, Г. И. Ионина, А. Г. Прейса и автора, 1928, поставлена в 1930, Ленинградский Малый оперный театр)
  • Леди Макбет Мценского уезда (Катерина Измайлова, по Н. С. Лескову, либретто Прейса и автора, 1932, поставлена в 1934, Ленинградский Малый оперный театр, Московский музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко; новая редакция в 1956, посвящена Н. В. Шостакович, поставлена в 1963, Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко)
  • Игроки (по Гоголю, не окончена, концертное исполнение в 1978, Ленинградская филармония)

Балеты

  • Золотой век (1930, Ленинградский театр оперы и балета)
  • Болт (1931, там же)
  • Светлый ручей (1935, Ленинградский Малый оперный театр)

Музыкальная комедия

  • Москва, Черемушки (либретто В. З. Масса и М. А. Червинского, 1958, поставлена 1959, Московский театр оперетты)

Для солистов, хора и оркестра

  • оратория Песнь о лесах (слова Е. Я. Долматовского, 1949)
  • кантата Над Родиной нашей солнце сияет (слова Долматовского, 1952)

Поэмы

  • Поэма о Родине (1947)
  • Казнь Степана Разина (слова Е. А. Евтушенко, 1964)

Для хора и оркестра

  • Гимн Москве (1947)
  • Гимн РСФСР (слова С. П. Щипачёва, 1945)

Для оркестра

  • 15 симфоний (№ 1, f-moll op. 10, 1925; № 2 — Октябрю, с заключительным хором на слова А. И. Безыменского, H-dur op. 14, 1927; № 3, Первомайская, для оркестра и хора, слова С. И. Кирсанова, Es-dur op. 20, 1929; .№ 4, c-moll op. 43, 1936; № 5, d-moll op. 47, 1937; № 6, h-moll op. 54, 1939; № 7, C-dur op. 60, 1941, посвящена городу Ленинграду; № 8, c-moll op. 65, 1943, посвящена Е. А. Мравинскому; № 9, Es-dur op. 70, 1945; № 10, e-moll op. 93, 1953; № 11, 1905 год, g-moll op. 103, 1957; № 12-1917 год, посвящена памяти В. И. Ленина, d-moll ор. 112, 1961; № 13, b-moll op. 113, слова Е. А. Евтушенко, 1962; № 14, op. 135, слова Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. М. Рильке, 1969, посвящена Б. Бриттену; № 15, op. 141, 1971)
  • симфоническая поэма Октябрь (op. 131, 1967)
  • увертюра на русские и киргизские народные темы (ор. 115, 1963)
  • Праздничная увертюра (1954)
  • 2 скерцо (ор. 1, 1919; ор. 7, 1924)
  • увертюра к опере «Христофор Колумб» Дресселя (ор. 23, 1927)
  • 5 фрагментов (ор. 42, 1935)
  • Новороссийские куранты (1960)
  • Траурно-триумфальный прелюд памяти героев Сталинградской битвы (ор. 130, 1967)

Сюиты

  • из оперы Нос (ор. 15-а, 1928)
  • из музыки к балету Золотой век (ор. 22-а, 1932)
  • 5 балетных сюит (1949; 1951; 1952; 1953; op. 27-a, 1931)
  • из музыки к кинофильмам Златые горы (ор. 30-а, 1931)
  • Встреча на Эльбе (ор. 80-а, 1949)
  • Первый эшелон (ор. 99-а, 1956)
  • из музыки к трагедии «Гамлет» Шекспира (ор. 32-а, 1932)

Концерты для инструмента с оркестром

  • 2 для фортепьяно (c-moll ор. 35, 1933; F-dur op. 102, 1957)
  • 2 для скрипки (a-moll op. 77, 1948, посвящён Д. Ф. Ойстраху; cis-moll ор. 129, 1967, посвящён ему же)
  • 2 для виолончели (Es-dur ор. 107, 1959; G-dur op. 126, 1966)

Для духового оркестра

  • Марш советской милиции (1970)

Для джаз-оркестра

  • сюита (1934)

Камерно-инструментальные ансамбли

Для скрипки и фортепиано

  • соната (d-moll ор. 134, 1968, посвящена Д. Ф. Ойстраху)

Для альта и фортепиано

  • соната (ор. 147, 1975)

Для виолончели и фортепиано

  • соната (d-moll ор. 40, 1934, посвящена В. Л. Кубацкому)
  • 3 пьесы (ор. 9, 1923-24)
  • 2 фортепианных трио (ор. 8, 1923; op. 67, 1944, памяти И. П. Соллертинского)
  • 15 струн. квартетов (№ l, C-dur op. 49, 1938: № 2, A-dur op. 68, 1944, посвящён В. Я. Шебалину; № 3, F-dur ор. 73, 1946, посвящён квартету им. Бетховена; № 4, D-dur op. 83, 1949; № 5, B-dur op. 92, 1952, посвящён квартету им. Бетховена; № 6, G-dur ор. 101, 1956; № 7, fis-moll op. 108, 1960, посвящён памяти Н. В. Шостакович; № 8, c-moll op. 110, 1960, посвящён памяти жертв фашизма и войны; № 9, Es-dur ор. 117, 1964, посвящён И. А. Шостакович; № 10, As-dur op. 118, 1964, посвящён М. С. Вайнбергу; № 11, f-moll ор. 122, 1966, памяти В. П. Ширииского; № 12, Des-dur ор. 133, 1968, поcвящён Д. M. Цыганову; № 13, b-moll, 1970, поcвящён В. В. Борисовскому; № 14, Fis-dur op. 142, 1973, поcвящён С. П. Ширинскому; №15, es-moll ор. 144, 1974)
  • фортепианный квинтет (g-moll op. 57, 1940)
  • 2 пьесы для струнного октета (ор. 11, 1924-25)

Для фортепиано

  • 2 сонаты (C-dur ор. 12, 1926; h-moll op. 61, 1942, поcвящена Л. Н. Николаеву)
  • 24 прелюдии (ор. 32, 1933)
  • 24 прелюдии и фуги (op. 87, 1951)
  • 8 прелюдий (op. 2, 1920)
  • Афоризмы (10 пьес, op. 13, 1927)
  • 3 фантастических танца (op. 5, 1922)
  • Детская тетрадь (6 пьес, op. 69, 1945)
  • Танцы кукол (7 пьес, без op., 1952)

Для 2 фортепиано

  • концертино (ор. 94, 1953)
  • сюита (ор. 6, 1922, поcвящена памяти Д. Б. Шостаковича)

Для голоса с оркестром

  • 2 басни Крылова (ор. 4, 1922)
  • 6 романсов на слова японских поэтов (ор. 21, 1928-32, поcвящён Н. В. Варзар)
  • 8 английских и американских народных песен на тексты Р. Бёрнса и др. в переводе С. Я. Маршака (без op., 1944)

Для хора с фортепиано

  • Клятва наркому (cлова В. М. Саянова, 1942)

Для хора a cappella

  • Десять поэм на слова русских революционных поэтов (ор. 88, 1951)
  • 2 обработки русских народных песен (ор. 104, 1957)
  • Верность (8 баллад на слова Е. А. Долматовского, ор. 136, 1970)

Для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано

  • 7 романсов на слова А. А. Блока (ор. 127, 1967)
  • вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, контральто и тенора с фортепьяно (ор. 79, 1948)

Для голоса с фортепиано

  • 4 романса на слова А. С. Пушкина (ор. 46, 1936)
  • 6 романсов на слова У. Рэли, Р. Бёрнса и У. Шекспира (ор. 62, 1942; вариант с камерным оркестра)
  • 2 песни на слова М. А. Светлова (ор. 72, 1945)
  • 2 романса на слова М. Ю. Лермонтова (ор. 84, 1950)
  • 4 песни на слова Е. А. Долматовского (ор. 86, 1951)
  • 4 монолога на слова А. С. Пушкина (ор. 91, 1952)
  • 5 романсов на слова Е. А. Долматовского (ор. 98, 1954)
  • Испанские песни (ор. 100, 1956)
  • 5 сатир на слова С. Чёрного (ор. 106, 1960)
  • 5 романсов на слова из журнала «Крокодил» (ор. 121, 1965)
  • Весна (слова Пушкина, ор. 128, 1967)
  • 6 стихотворений М. И. Цветаевой (ор. 143, 1973; вариант с камерным оркестром)
  • сюита Сонеты Микеланджело Буонарроти (ор. 148, 1974; вариант с камерным оркестром)
  • 4 стихотворения капитана Лебядкина (слова Ф. М. Достоевского, ор. 146, 1975)

Для солистов, хора и фортепиано

  • обработки русских народных песен (1951)

Музыка к спектаклям драматических театров

  • «Клоп» Маяковского (1929, Москва, Театр им. В. Э. Мейерхольда)
  • «Выстрел» Безыменского (1929, Ленинградский ТРАМ)
  • «Целина» Горбенко и Львова (1930, там же)
  • «Правь, Британия!» Пиотровского (1931, там же)
  • «Гамлет» Шекспира (1932, Москва, Театр им. Вахтангова)
  • «Человеческая комедия» Сухотина, по О. Бальзаку (1934, там же)
  • «Салют, Испания» Афиногенова (1936, Ленинградский театр драмы им. Пушкина)
  • «Король Лир» Шекспира (1941, Ленинградский Большой драматический театр им. Горького)

Музыка к кинофильмам

  • «Новый Вавилон» (1929)
  • «Одна» (1931)
  • «Златые горы» (1931)
  • «Встречный» (1932)
  • «Любовь и ненависть» (1935)
  • «Подруги» (1936)
  • «Юность Максима» (1935)
  • «Возвращение Максима» (1937)
  • «Выборгская сторона» (1939)
  • «Волочаевские дни» (1937)
  • «Друзья» (1938)
  • «Человек с ружьем» (1938)
  • «Великий гражданин» (2 серии, 1938-39)
  • «Глупый мышонок» (мультфильм, 1939)
  • «Приключения Корзинкиной» (1941)
  • «Зоя» (1944)
  • «Простые люди» (1945)
  • «Пирогов» (1947)
  • «Молодая гвардия» (1948)
  • «Мичурин» (1949)
  • «Встреча на Эльбе» (1949)
  • «Незабываемый 1919-й год» (1952)
  • «Белинский» (1953)
  • «Единство» (1954)
  • «Овод» (1955)
  • «Первый эшелон» (1956)
  • «Гамлет» (1964)
  • «Год, как жизнь» (1966)
  • «Король Лир» (1971) и др.

Инструментовка сочинений других авторов

  • М. П. Мусоргского — опер «Борис Годунов» (1940), «Хованщина» (1959), вокального цикла «Песни и пляски смерти» (1962)
  • оперы «Скрипка Ротшильда» В. И. Флейшмана (1943)
  • хоров А. А. Давиденко -«На десятой версте» и «Улица волнуется» (для хора с оркестра, 1962)

Сочинять музыку Шостакович начал, когда ему было всего девять лет. После посещения оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" мальчик заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой и поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской.

На протяжении долгих лет он активно работал над симфониями и операми. В январе 1936 оперу "Катерина Измайлова" , музыку к которой написал Дмитрий Шостакович, посетил сам Иосиф Сталин . Произведение шокировало диктатора, чей вкус был воспитан на популярной классике и фольклорной музыке. Его реакция нашла своё выражение в редакционной статье "Сумбур вместо музыки" , которая на годы определила пути развития советской музыки. Большинство произведений Шостаковича, написанных до 1936 года, практически исчезло из культурного обихода страны.

В феврале 1948 было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере Мурадели "Великая дружба", в котором музыка крупнейших советских композиторов (в том числе Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна) объявлялась "формалистической" и "чуждой советскому народу". Новая волна нападок на Шостаковича в прессе значительно превзошла ту, что поднялась в 1936 году. Композитор, вынужденный подчиниться диктату и "осознавший свои ошибки", выступил с ораторией "Песнь о лесах" (1949), кантатой "Над Родиной нашей солнце сияет" (1952), а также музыкой из фильмов исторического и военно-патриотического содержания, что отчасти облегчило его положение.

Вокальные циклы и фортепианные сочинения Шостаковича вошли в мировую сокровищницу музыкального искусства, но прежде всего он был гениальным симфонистом. Именно в своих симфониях он попытался переложить на язык музыки историю XX века, со всеми его трагедиями и страданиями. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку самых известных из них.

Симфония №1

Первым по-настоящему оригинальным произведением Шостаковича стала его дипломная работа. После её премьеры в Ленинграде 12 мая 1926 года критика заговорила о Шостаковиче как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке после эмиграции Рахманинова, Стравинского и Прокофьева. Слушатели были поражены, когда после бури аплодисментов на сцену вышел раскланиваться юноша, почти мальчик с упрямым хохолком на голове.

Уже в этой юношеской партитуре проявилась склонность Шостаковича к иронии и сарказму, к внезапным, драматически насыщенным контрастам, к широкому использованию мотивов-символов, часто подвергаемых радикальной образной и смысловой трансформации. В 1927 году Первая симфония Шостаковича прозвучала в Берлине, затем в Филадельфии и Нью-Йорке. Её включили в свой репертуар крупнейшие дирижеры мира. Так девятнадцатилетний мальчик вошёл в историю музыки.

Симфония №7

Находясь в первые месяцы Великой Отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начал работать над седьмой симфонией - "Ленинградской". Закончил он её в декабре 1941 года, 5 марта 1942 года состоялась премьера симфонии в Куйбышеве. Концерты также прошли в Москве и Новосибирске, но поистине легендарное исполнение симфонии состоялось в осаждённом Ленинграде. Музыкантов отзывали из военных частей, некоторых из них перед началом репетиций пришлось положить в больницу, чтобы подкормить и подлечить. В день исполнения симфонии, 9 августа 1942 года, все артиллерийские силы осаждённого города были брошены на подавление огневых точек врага - ничто не должно было помешать знаменательной премьере.

Любопытно, что написал о симфонии Алексей Толстой: "Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича - в грозные тёмные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения".

Симфония №10

Десятая симфония, одно из самых личных, автобиографичных сочинений Шостаковича, была создана в 1953 году. Её ждали как апофеоз победы, а получили нечто странное, двусмысленное, вызвавшее и недоумение и недовольство критики. Ею в советской музыке символически открылась эпоха "оттепели". Это была глубоко интимная исповедь художника, отстоявшего свое "Я" в отчаянном, почти безнадежном противостоянии сталинизму. Вслед за ней в творчестве Шостаковича наступил кризис, продлившийся несколько лет.

Публикации раздела Музыка

С чего начинать слушать Шостаковича

Д митрий Шостакович прославился в 20 лет, когда его Первая симфония прозвучала в концертных залах СССР, Европы и США. Через год после ее премьеру Первую симфонию играли во всех ведущих театрах мира. 15 симфоний Шостаковича современники называли «великой эпохой русской и мировой музыки». Об опере «Леди Макбет Мценского уезда», Симфонии № 5, Струнном квартете № 8 рассказывает Илья Овчинников.

Фотография: telegraph.co.uk

Концерт № 1 для фортепиано и трубы с оркестром

Концерт - одно из последних сочинений раннего, дерзкого Шостаковича, автора таких авангардных произведений, как опера «Нос», Вторая и Третья симфонии. Здесь Шостакович движется в сторону более демократичного стиля неслучайно. Концерт полон скрытых и явных цитат. Хотя партия трубы в сочинении необыкновенно важна, его нельзя назвать двойным концертом, где роли двух инструментов равноценны: труба то солирует, то аккомпанирует роялю, то перебивает его, то замолкает надолго. Концерт похож на лоскутное одеяло: полон цитат из Баха, Моцарта, Гайдна, Грига, Вебера, Малера, Чайковского , оставаясь при этом абсолютно цельным произведением. Среди источников цитат - бетховенское рондо «Ярость по поводу потерянного гроша». Его тему Шостакович использовал в каденции, которой поначалу писать не планировал: она появилась по настоятельной просьбе пианиста Льва Оборина, ставшего наряду с автором одним из первых исполнителей Концерта. Сочинением также заинтересовался Сергей Прокофьев , собиравшийся сыграть Концерт в Париже, но дело до этого так и не дошло.

Опера «Леди Макбет Мценского уезда»

Главными темами одной из главных опер ХХ века стали секс и насилие; вскоре после триумфальной премьеры в 1934-м она была официально запрещена в нашей стране почти на 30 лет. Отталкиваясь от очерка Лескова, Шостакович многое изменил в образе героини. «Несмотря на то, что Екатерина Львовна является убийцей своих мужа и свекра, я все-таки ей симпатизирую», - писал композитор. С годами трагическая судьба оперы привела к тому, что в ней стали видеть протест против режима. Однако музыка, пронизанная предчувствием беды, говорит о том, что масштаб трагедии шире масштаба эпохи. Неслучайно полицейских, скучающих в участке, больше всего радует известие о трупе в погребе Измайловых, а собственно обнаружение трупа - одна из самых потрясающих сцен оперы - сопровождается бодрым лихим галопом. Образ танцев над могилой - один из ключевых у Шостаковича вообще - был слишком актуален для СССР 1930-х и мог не понравиться Сталину. Обратите внимание на пляску гостей в третьем акте - услышав однажды, забыть это уже невозможно.

Тот же самый галоп - в исполнении Шостаковича.

Симфония № 5

Симфония не родилась бы без оперы «Леди Макбет» и ее разгромной критики. Продиктованная Сталиным статья «Сумбур вместо музыки» нанесла тяжелейший удар по Шостаковичу: он ждал ареста, хотя работы не прекращал. Вскоре была закончена Четвертая симфония, однако ее исполнение было отменено и состоялось 25 лет спустя. Шостакович же написал новую симфонию, премьера которой обернулась подлинным триумфом: публика не расходилась полчаса. Вскоре симфония была признана шедевром на высочайшем уровне; ее хвалили Алексей Толстой и Александр Фадеев. Шостаковичу удалось создать симфонию, которая помогла ему реабилитироваться, но при этом не была компромиссом. В предыдущих сочинениях композитор смело экспериментировал; в Пятой, не наступая себе на горло, он представил результаты своих сложных поисков в традиционной форме четырехчастной романтической симфонии. Для официальных кругов ее мажорный финал звучал более чем приемлемо; публике же навязчивый мажор давал безграничные возможности для размышлений о том, что имел в виду автор, и дает до сих пор.

Струнный квартет № 8

Рядом с пятнадцатью симфониями в наследии Шостаковича - пятнадцать струнных квартетов: его личный дневник, разговор с самим собой, автобиография. Впрочем, и масштабы иных его квартетов - симфонические, многие из них исполняются в обработках для оркестра. Наиболее известен Восьмой, название которого «Памяти жертв фашизма и войны» - лишь прикрытие для подлинного авторского замысла. Шостакович писал своему другу Исааку Гликману: «...написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: «Посвящается памяти автора этого квартета»... Псевдотрагедийность этого квартета такова, что, сочиняя его, я вылил столько слез, сколько выливается мочи после полдюжины пива. Приехавши домой, два раза пытался его сыграть, и опять лил слезы. Но тут уже не только по поводу его псевдотрагедийности, но и по поводу удивления прекрасной цельностью формы».

Оперетта «Москва, Черемушки»

Единственная оперетта Шостаковича посвящена переезду москвичей в новый район столицы. Для оттепельных времен либретто «Черемушек» на удивление бесконфликтно: не считая борьбы новоселов за жилплощадь с прохвостом Дребеднёвым и его женой Вавой, остальные конфликты здесь - лишь между хорошим и отличным. Симпатичен даже жуликоватый управхоз Барабашкин. Почерк Шостаковича в этой образцовой оперетте практически не слышен: любопытно представить себе, как воспринял бы ее слушатель, не знающий имени автора. Наряду с музыкой, примечательны и трогательные диалоги: «Ах, какая интересная люстра!» - «Это не люстра, а фотоувеличитель». - «Ах, какой интересный фотоувеличитель... О чем говорить, люди умеют жить!» Оперетта «Москва, Черемушки» - своего рода музей, где экспонатом служит не столько наш быт 60-летней давности, сколько его тогдашнее осмысление.

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (12 (25) сентября 1906, Санкт-Петербург - 9 августа 1975, Москва) - русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, один из самых значительных композиторов XX века, оказавший и продолжающий оказывать творческое влияние на композиторов. В ранние годы Шостакович испытал влияние музыки Стравинского, Берга, Прокофьева, Хиндемита, позднее (в середине 1930-х годов) - Малера. Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира.

Весной 1926 года оркестр Ленинградской филармонии под управлением Николая Малько впервые сыграл Первую симфонию Дмитрия Шостаковича. В письме к киевской пианистке Л. Изаровой Н. Малько писал: «Только что вернулся с концерта. Дирижировал в первый раз симфонией молодого ленинградца Мити Шостаковича. У меня такое ощущение, будто я открыл новую страницу в истории русской музыки».

Прием симфонии публикой, оркестром, прессой нельзя назвать просто успехом, это был триумф. Таким же стало шествие ее по самым прославленным симфоническим эстрадам мира. Над партитурой симфонии склонились Отто Клемперер, Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Герман Абендрот, Леопольд Стоковский. Им, дирижерам-мыслителям, казалось неправдоподобным соотношение уровня мастерства и возраста автора. Поражала полная свобода, с которой девятнадцатилетний композитор распоряжался всеми ресурсами оркестра для воплощения своих идей, и сами идеи поражали весенней свежестью.

Симфония Шостаковича была по-настоящему первой симфонией из нового мира, над которым пронеслась октябрьская гроза. Поразительным был контраст между музыкой, полной жизнерадостности, буйного расцвета молодых сил, тонкой, застенчивой лирики и мрачным экспрессионистским искусством многих зарубежных современников Шостаковича.

Минуя обычный юношеский этап, Шостакович уверенно шагнул в зрелость. Эту уверенность дала ему великолепная школа. Уроженец Ленинграда, он получил образование в стенах Ленинградской консерватории в классах пианиста Л. Николаева и композитора М. Штейнберга. Леонид Владимирович Николаев, вырастивший одну из самых плодоносных ветвей советской пианистической школы, как композитор был учеником Танеева, в свою очередь бывшего учеником Чайковского. Максимилиан Осеевич Штейнберг - ученик Римского-Корсакова и последователь его педагогических принципов и методов. От своих учителей Николаев и Штейнберг унаследовали совершенную ненависть к дилетантизму. В их классах царил дух глубокого уважения к труду, к тому, что Равель любил обозначать словом metier - ремесло. Потому-то так высока была культура мастерства уже в первом крупном произведении композитора-юноши.

С тех пор прошло много лет. К Первой симфонии прибавилось еще четырнадцать. Возникло пятнадцать квартетов, два трио, две оперы, три балета, два фортепианных, два скрипичных и два виолончельных концерта, романсные циклы, сборники фортепианных прелюдий и фуг, кантаты, оратории, музыка к множеству фильмов и драматических спектаклей.

Ранний период творчества Шостаковича совпадает с концом двадцатых годов, временем бурных дискуссий по кардинальным вопросам советской художественной культуры, когда выкристаллизовывались основы метода и стиля советского искусства - социалистического реализма. Как и многие представители молодого, и не только молодого поколения советской художественной интеллигенции, Шостакович отдает дань увлечению экспериментальными работами режиссера В. Э. Мейерхольда, операми Альбана Берга («Воццек»), Эрнста Кшенека («Прыжок через тень», «Джонни»), балетными постановками Федора Лопухова.

Сочетание острой гротесковости с глубоким трагизмом, типичное для многих явлений пришедшего из-за рубежа экспрессионистского искусства, тоже привлекает внимание молодого композитора. Вместе с тем в нем всегда живет преклонение перед Бахом, Бетховеном, Чайковским, Глинкой, Берлиозом. Одно время его волнует грандиозная симфоническая эпопея Малера: глубина заключенных в ней этических проблем: художник и общество, художник и современность. Но ни один из композиторов ушедших эпох не потрясает его так, как Мусоргский.

В самом начале творческого пути Шостаковича, в пору исканий, увлечений, споров, рождается его опера «Нос» (1928) - одно из наиболее дискуссионных произведений его творческой юности. В этой опере на гоголевский сюжет, сквозь ощутимые влияния мейерхольдовского «Ревизора», музыкальной эксцентрики, проглядывали яркие черты, роднящие «Нос» с оперой Мусоргского «Женитьба». В творческой эволюции Шостаковича «Нос» сыграл значительную роль.

Начало 30-х годов отмечено в биографии композитора потоком произведений разных жанров. Здесь - балеты «Золотой век» и «Болт», музыка к постановке Мейерхольда пьесы Маяковского «Клоп», музыка к нескольким спектаклям ленинградского Театра рабочей молодежи (ТРАМ), наконец, первый приход Шостаковича в кинематографию, создание музыки к фильмам «Одна», «Златые горы», «Встречный»; музыка к эстрадно-цирковому представлению ленинградского Мюзик-холла «Условно убитый»; творческое общение со смежными искусствами: балетом, драматическим театром, кино; возникновение первого романсного цикла (на стихи японских поэтов) - свидетельство потребности композитора конкретизировать образный строй музыки.

Центральное место среди сочинений Шостаковича первой половины 30-х годов занимает опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»). Основу ее драматургии составляет произведение Н. Лескова, жанр которого автор обозначил словом «очерк», как бы подчеркивая этим подлинность, достоверность событий, портретность действующих лиц. Музыка «Леди Макбет» - трагедийное повествование о страшной эпохе произвола и бесправия, когда в человеке убивали все человеческое, его достоинство, мысли, стремления, чувства; когда облагались и правили поступками первобытные инстинкты и сама жизнь, закованная в кандалы, шла по нескончаемым трактам России. На одном из них Шостакович и увидел свою героиню - бывшую купчиху, каторжницу, полной ценой расплатившуюся за преступное свое счастье. Увидел - и взволнованно рассказал судьбе ее в своей опере.

Ненависть к старому миру, миру насилия, лжи и бесчеловечности проявляется во многих произведениях Шостаковича, в разных жанрах. Она - сильнейшая антитеза положительных образов, идей, определяющих художническое, общественное credo Шостаковича. Вера в неодолимую силу Человека, восхищение богатством душевного мира, сочувствие его страданиям, страстная жажда участвовать в борьбе за его светлые идеалы - вот важнейшие черты этого credo. Оно сказывается особенно полно в его узловых, этапных произведениях. Среди них - одно из важнейших, возникшая в 1936 году Пятая симфония, начавшая собой новый этап творческой биографии композитора, новую главу истории советской культуры. В этой симфонии, которую можно назвать «оптимистической трагедией», автор приходит к глубокой философской проблеме становления личности своего современника.

Судя по музыке Шостаковича, жанр симфонии всегда был для него трибуной, с которой должно произносить только самые важные, самые пламенные речи, направленные к достижению наиболее высоких этических целей. Симфоническая трибуна воздвигнута не для красноречия. Это плацдарм воинствующей философской мысли, борющейся за идеалы гуманизма, обличающей зло и низость, как бы еще раз утверждающей знаменитое гётевское положение:

Лишь тот достоин счастья и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
Показательно, что ни одна из пятнадцати написанных Шостаковичем симфоний не уходит от современности. О Первой говорилось выше, Вторая - симфоническое посвящение Октябрю, Третья - «Первомайская». В них композитор обращается к поэзии А. Безыменского и С. Кирсанова, чтобы ярче раскрыть пламенеющую в них радость и торжественность революционных празднеств.

Но уже с Четвертой симфонии, написанной б 1936 году, в мир радостного постижения жизни, добра и приветливости входит какая-то чужая, злобная сила. Она принимает разные обличья. Где-то она грубо ступает по земле, покрытой весенней зеленью, циничной ухмылкой оскверняет чистоту и искренность, злобствует, грозит, предвещает гибель. Она внутренне близка мрачным темам, грозящим человеческому счастью со страниц партитур последних трех симфоний Чайковского.

И в Пятой и во II части Шестой симфонии Шостаковича она, эта грозная сила, дает о себе знать. Но только в Седьмой, Ленинградской симфонии она подымается во весь свой рост. Внезапно в мир философских раздумий, чистых мечтаний, спортивной бодрости, по-левитановски поэтичных пейзажей вторгается жестокая и страшная сила. Она пришла за тем, чтобы смести этот чистый мир и утвердить мрак, кровь, смерть. Вкрадчиво, издалека доносится еле слышный шорох маленького барабана, и на его четком ритме выступает жесткая, угловатая тема. С тупой механистичностью повторяясь одиннадцать раз и набирая силы, она обрастает хриплыми, рычащими, какими-то косматыми звучаниями. И вот во всей своей устрашающей наготе по земле ступает человекозверь.

В противовес «теме нашествия», в музыке зарождается и крепнет «тема мужества». Предельно насыщен горечью утрат монолог фагота, заставляющий вспомнить некрасовские строки: «То слезы бедных матерей, им не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве». Но сколь бы скорбны ни были утраты, жизнь заявляет о себе поминутно. Эта идея пронизывает Скерцо - II часть. И отсюда, через размышления (III часть), ведет к победно звучащему финалу.

Свою легендарную Ленинградскую симфонию композитор писал в доме, поминутно сотрясаемом взрывами. В одном из своих выступлении Шостакович говорил: «С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников… Моим оружием была музыка».

Страстно ненавидя зло и насилие, композитор-гражданин обличает врага, того, кто сеет войны, ввергающие народы в пучины бедствий. Вот почему тема войны надолго приковывает к себе помыслы композитора. Она звучит в грандиозной по масштабам, по глубине трагедийных конфликтов Восьмой, сочиненной в 1943 году, в Десятой и Тринадцатой симфониях, в фортепианном трио, написанном в память И. И. Соллертинского. Эта тема проникает и в Восьмой квартет, в музыку к фильмам «Падение Берлина», «Встреча на Эльбе», «Молодая гвардия», В статье, посвященной первой годовщине Дня победы, Шостакович писал: «Победа обязывает не в меньшей степени, чем война, которая велась во имя победы. Разгром фашизма - только этап в неудержимом наступательном движении человека, в осуществлении прогрессивной миссии советского народа».

Девятая симфония, первое послевоенное произведение Шостаковича. Она была исполнена впервые осенью 1945 года, в какой-то мере эта симфония не оправдала ожиданий. В ней нет монументальной торжественности, которая могла бы воплотить в музыке образы победного завершения войны. Но в ней другое: непосредственная радость, шутка, смех, будто огромная тяжесть упала с плеч, и в первый раз за столько лет можно было без штор, без затемнений зажечь свет, и все окна домов засветились радостью. И только в предпоследней части возникает как бы суровое напоминание о пережитом. Но ненадолго воцаряется сумрак - музыка снова возвращается в мир света веселья.

Восемь лет отделяют Десятую симфонию от Девятой. Такого перерыва в симфонической летописи Шостаковича никогда еще не было. И снова перед нами произведение, полное трагедийных коллизий, глубоких мировоззренческих проблем, захватывающее своим пафосом повествования об эпохе великих потрясений, эпохе великих надежд человечества.

Особое место в списке симфоний Шостаковича занимают Одиннадцатая и Двенадцатая.

Прежде чем обратиться к Одиннадцатой симфонии, написаннной в 1957 году, необходимо вспомнить о Десяти поэмах для смешанного хора (1951) на слова революционных поэтов XIX - начала XX столетия. Стихи поэтов-революционеров: Л. Радина, А. Гмырева, А. Коца, В. Тана-Богораза вдохновили Шостаковича на создание музыки, каждый такт которой сочинен им, и вместе с тем родствен песням революционного подполья, студенческих сходок, звучавших и в казематах Бутырок, и в Шушенском, и в Люнжюмо, на Капри, песням, которые были и семейной традицией в доме родителей композитора. Его дед - Болеслав Болеславович Шостакович - за участие в Польском восстании 1863 года был сослан. Сын его, Дмитрий Болеславович, отец композитора, в студенческие годы и после окончания Петербургского университета близко связан с семьей Лукашевичей, один из членов которой вместе с Александром Ильичей Ульяновым готовил покушение на Александра III. 18 лет провел Лукашевич в Шлиссельбургской крепости.

Одно из самых сильных впечатлений всей жизни Шостаковича датировано 3 апреля 1917 года, днем приезда В. И. Ленина в Петроград. Вот как рассказывает об этом композитор. «Я был свидетелем событий Октябрьской революции, был среди тех, кто слушал Владимира Ильича на площади перед Финляндским вокзалом в день его приезда в Петроград. И, хотя я был тогда очень молод, это навсегда запечатлелось в моей памяти».

Тема революции вошла в плоть и кровь композитора еще в детские годы и мужала в нем вместе с ростом сознания, становясь одной из его основ. Эта тема откристаллизовалась в Одиннадцатой симфонии (1957), носящей наименование «1905 год». Каждая ее часть имеет свое название. По ним можно ясно представить себе идею и драматургию произведения: «Дворцовая площадь», «9 января», «Вечная память», «Набат». Симфония пронизана интонациями песен революционного подполья: «Слушай», «Арестант», «Вы жертвою пали», «Беснуйтесь, тираны», «Варшавянка». Они придают насыщенному музыкальному повествованию особенную взволнованность и достоверность исторического документа.

Посвященная памяти Владимира Ильича Ленина, Двенадцатая симфония (1961)- произведение эпической мощи - продолжает инструментальный сказ о революции. Как и в Одиннадцатой, программные наименования частей дают совершенно отчетливое представление о ее содержании: «Революционный Петроград», «Разлив», «Аврора», «Заря человечества».

Тринадцатая симфония Шостаковича (1962) по жанру близка оратории. Она написана для необычного состава: симфонического оркестра, хора басов и солиста баса. Текстовую основу пяти частей симфонии составляют стихи Евг. Евтушенко: «Бабий Яр», «Юмор», «В магазине», «Страхи» и «Карьера». Идея симфонии, ее пафос - обличение зла во имя борьбы за правду, за человека. И в этой симфонии сказывается присущий Шостаковичу активный, наступательный гуманизм.

После семилетнего перерыва, в 1969 году, создана Четырнадцатая симфония, написанная для камерного оркестра: струнных, небольшого количества ударных и двух голосов - сопрано и баса. В симфонии звучат стихи Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, М. Рильке и Вильгельма Кюхельбекера, Посвященная Бенджамину Бриттену симфония написана, по словам ее автора, под впечатлением «Песен и плясок смерти» М. П. Мусоргского. В великолепной статье «Из глубины глубин», посвященной Четырнадцатой симфонии, Мариэтта Шагинян писала: «…Четырнадцатая симфония Шостаковича, кульминация его творчества. Четырнадцатая симфония,- мне бы хотелось назвать ее первыми «Страстями Человеческими» новой эпохи,- убедительно говорит, насколько нужны нашему времени и углубленная трактовка нравственных противоречий, и трагедийное осмысление душевных испытаний («страстей»), сквозь искус которых проходит человечество».

Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича сочинена летом 1971 года. После многолетнего перерыва композитор возвращается к чисто инструментальной партитуре симфонии. Светлый колорит «игрушечного скерцо» I части ассоциируется с образами детства. В музыку органично «вписывается» тема из увертюры Россини «Вильгельм Телль». Траурная музыка начала II части в мрачном звучании медной группы рождает мысли об утрате, о первом страшном горе. Зловещей фантастикой наполнена музыка II части, какими-то чертами напоминающая сказочный мир «Щелкунчика». В начале IV части Шостакович снова прибегает к цитате. На этот раз это - тема судьбы из «Валькирии», предопределяющая трагическую кульминацию дальнейшего развития.

Пятнадцать симфоний Шостаковича - пятнадцать глав летописи-эпопеи нашего времени. Шостакович стал в ряды тех, кто активно и непосредственно преобразует мир. Его оружие - музыка, ставшая философией, философия - ставшая музыкой.

Творческие устремления Шостаковича охватывают все существующие жанры музыки - от массовой песни из «Встречного» до монументальной оратории «Песнь о лесах», опер, симфоний, инструментальных концертов. Значительный раздел его творчества посвящен камерной музыке, один из опусов которой - «24 прелюдии и фуги» для фортепиано занимает особое место. После Иоганна Себастьяна Баха к полифоническому циклу такого рода и масштаба мало кто отваживался прикоснуться. И дело не в наличии или отсутствии соответствующей техники, особого рода мастерства. «24 прелюдии и фуги» Шостаковича не только свод полифонической мудрости XX века, они ярчайший показатель силы и напряжения мышления, проникающего в глубь сложнейших явлений. Этот тип мышления сродни интеллектуальной мощи Курчатова, Ландау, Ферми, и потому прелюдии и фуги Шостаковича поражают не только высоким академизмом раскрытия тайн баховского многоголосия, а прежде всего философичностью мышления, проникающего действительно в «глубины глубин» своего современника, движущих сил, противоречий и пафоса эпохи великих преобразований.

Рядом с симфониями большое место в творческой биографии Шостаковича занимают его пятнадцать квартетов. В этом скромном по количеству исполнителей ансамбле композитор обращается к тематическому кругу, близкому тому, о котором он повествует в симфониях. Не случайно некоторые квартеты возникают почти одновременно с симфониями, являясь их своеобразными «спутниками».

В симфониях композитор обращается к миллионам, продолжая в этом смысле линию бетховенского симфонизма, квартеты же адресованы более узкому, камерному кругу. С ним он делится тем, что волнует, радует, гнетет, о чем мечтается.

Ни один из квартетов не имеет специального названия, помогающего понять его содержание. Ничего, кроме порядкового номера. И тем не менее смысл их понятен каждому, кто любит и умеет слушать камерную музыку. Первый квартет - ровесник Пятой симфонии. В его жизнерадостном строе, близком неоклассицизму, с задумчивой сарабандой I части, по-гайдновски искрящимся финалом, порхающим вальсом и задушевным русским запевом альта, протяжным и ясным, чувствуется исцеление от тяжких дум, одолевавших героя Пятой симфонии.

Мы помним, как в годы войны важна была лирика в стихах, песнях, письмах, как умножало душевные силы лирическое тепло нескольких задушевных фраз. Им проникнуты вальс и романс Второго квартета, написанного в 1944 году.

Как непохожи друг на друга образы Третьего квартета. В нем и беззаботность юности, и мучительные видения «сил зла», и полевое напряжение отпора, и лирика, соседствующая с философским раздумьем. Пятый квартет (1952), предваряющий Десятую симфонию, а в еще большей степени Восьмой квартет (I960) наполнены трагическими видениями - воспоминаниями военных лет. В музыке этих квартетов, как и в Седьмой, Десятой симфониях, резко противостоят силы света и силы тьмы. На титульном листе Восьмого квартета значится: «Памяти жертв фашизма и войны». Этот квартет написан в течение трех дней в Дрездене, куда Шостакович выехал для работы над музыкой к кинофильму «Пять дней, пять ночей».

Наряду с квартетами, в которых отражен «большой мир» с его конфликтами, событиями, жизненными коллизиями, у Шостаковича есть квартеты, которые звучат как страницы дневника. В Первом они жизнерадостны; в Четвертом говорят о самоуглублении, созерцании, покое; в Шестом - раскрываются картины единения с природой, глубокой умиротворенности; в Седьмом и Одиннадцатом - посвященным памяти близких людей, музыка достигает почти речевой выразительности, особенно в трагедийных кульминациях.

В Четырнадцатом квартете особенно ощутимы характерные черты русского мелоса. В І части музыкальные образы захватывают романтической манерой высказывания широкой амплитуды чувствований: от проникновенного восхищения перед красотами природы до порывов душевного смятения, возвращающегося к покою и умиротворенности пейзажа. Адажио Четырнадцатого квартета заставляет вспомнить русский по духу запев альта в Первом квартете. В III - финальной части - музыка очерчена танцевальными ритмами, звучащими то более, то менее отчетливо. Оценивая Четырнадцатый квартет Шостаковича, Д. Б. Кабалевский говорит о «бетховенском начале» его высокого совершенства.

Пятнадцатый квартет впервые прозвучал осенью 1974 года. Структура его необычна, он состоит из шести частей, следующих без перерыва одна за другой. Все части идут в медленном темпе: Элегия, Серенада, Интермеццо, Ноктюрн, Траурный марш и Эпилог. Пятнадцатый квартет поражает глубиной философской мысли, столь свойственной Шостаковичу во многих произведениях и этого жанра.

Квартетное творчество Шостаковича являет собой одну из вершин развития жанра в послебетховенский период. Так же, как в симфониях, здесь царит мир высоких идей, раздумий, философских обобщений. Но, в отличие от симфоний, в квартетах есть та интонация доверительности, которая мгновенно будит эмоциональный отклик аудитории. Это свойство квартетов Шостаковича роднит их с квартетами Чайковского.

Рядом с квартетами, по праву одно из высших мест в камерном жанре занимает Фортепианный квинтет, написанный в 1940 году, произведение, сочетающее глубокий интеллектуализм, особенно сказывающийся в Прелюдии и Фуге, и тонкую эмоциональность, где-то заставляющую вспомнить левитановские пейзажи.

К камерной вокальной музыке композитор обращается все чаще в послевоенные годы. Возникают Шесть романсов на слова У. Ралея, Р. Бёрнса, В. Шекспира; вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии»; Два романса на стихи М. Лермонтова, Четыре монолога на стихи А. Пушкина, песни и романсы на стихи М. Светлова, Е. Долматовского, цикл «Испанские песни», Пять сатир на слова Саши Черного, Пять юморесок на слова из журнала «Крокодил», Сюита на стихи М. Цветаевой.

Такое обилие вокальной музыки на тексты классиков поэзии и советских поэтов свидетельствует о широком круге литературных интересов композитора. В вокальной музыке Шостаковича поражает не только тонкость ощущения стиля, почерка поэта, но и умение воссоздать национальные особенности музыки. Это особенно ярко в «Испанских песнях», в цикле «Из еврейской народной поэзии», в романсах на стихи английских поэтов. Традиции русской романсной лирики, идущие от Чайковского, Танеева, слышатся в Пяти романсах, «пяти днях» на стихи Е. Долматовского: «День встречи», «День признаний», «День обид», «День радости», «День воспоминаний».

Особое место занимают «Сатиры» на слова Саши Черного и «Юморески» из «Крокодила». В них отражена любовь Шостаковича к Мусоргскому. Она возникла в юные годы и проявилась сначала в его цикле «Басен Крылова», затем - в опере «Нос», затем - в «Катерине Измайловой» (особенно в IV акте оперы). Трижды обращается Шостакович непосредственно к Мусоргскому, наново оркеструя и редактируя «Бориса Годунова» и «Хованщину» и впервые оркеструя «Песни и пляски смерти». И снова преклонение перед Мусоргским сказывается в поэме для солиста, хора и оркестра - «Казнь Степана Разина» на стихи Евг. Евтушенко.

Какой же сильной и глубокой должна быть привязанность к Мусоргскому, если, обладая такой яркой индивидуальностью, узнать которую можно безошибочно по двум-трем фразам, Шостакович так смиренно, с такой любовью - не подражает, нет, а перенимает и по-своему трактует манеру письма великого музыканта-реалиста.

Когда-то, восхищаясь гением Шопена, только что появившегося на европейском музыкальном небосклоне, Роберт Шуман писал: «Если бы жив был Моцарт, он написал бы концерт Шопена». Перефразируя Шумана, можно сказать: если б жил Мусоргский, он написал бы «Казнь Степана Разина» Шостаковича. Дмитрий Шостакович - выдающийся мастер театральной музыки. Ему близки разные жанры: опера, балет, музыкальная комедия, эстрадные представления (Мюзик-холл), драматический театр. К ним же примыкает музыка к кинофильмам. Назовем только несколько работ в этих жанрах из более чем тридцати кинофильмов: «Златые горы», «Встречный», «Трилогия о Максиме», «Молодая гвардия», «Встреча на Эльбе», «Падение Берлина», «Овод», «Пять дней - пять ночей», «Гамлет», «Король Лир». Из музыки к драматическим спектаклям: «Клоп» В. Маяковского, «Выстрел» А. Безыменского, «Гамлет» и «Король Лир» В. Шекспира, «Салют, Испания» А. Афиногенова, «Человеческая комедия» О. Бальзака.

Как ни различны по жанрам и масштабам работы Шостаковича в кино и театре, их объединяет одна общая черта - музыка создает свой, как бы «симфонический ряд» воплощения идей и характеров, оказывающий влияние на атмосферу фильма или спектакля.

Несчастливо сложилась судьба балетов. Здесь вина целиком падает на неполноценную сценарную драматургию. Но музыка, наделенная яркой образностью, юмором, блестяще звучащая в оркестре, сохранилась в виде сюит и занимает заметное место в репертуаре симфонических концертов. С большим успехом на многих сценах советских музыкальных театров идет балет «Барышня и хулиган» на музыку Д. Шостаковича по либретто А.Белинского, взявшего в основу киносценарий В. Маяковского.

Дмитрий Шостакович внес большой вклад в жанр инструментального концерта. Первым написан фортепианный концерт до минор с солирующей трубой (1933). Своей молодостью, озорством, юношеской обаятельной угловатостью концерт напоминает Первую симфонию. Через четырнадцать лет появляется глубокий по мысли, великолепный по размаху, по виртуозному блеску, скрипичный концерт; за ним, в 1957 году, Второй фортепианный концерт, посвященный сыну, Максиму, рассчитанный на детское исполнение. Список концертной литературы, вышедшей из-под пера Шостаковича, завершают виолончельные концерты (1959, 1967) и Второй скрипичный концерт (1967). Концерты эти - менее всего рассчитаны на «упоение техническим блеском». По глубине мысли и напряженной драматургии они занимают место рядом с симфониями.

Перечень сочинений, приведенный в данном очерке, включает только наиболее типичные произведения в основных жанрах. За пределами списка остались десятки названий в разных разделах творчества.

Путь его к мировой славе,- путь одного из величайших музыкантов ХХ столетия, смело устанавливающего новые вехи мировой музыкальной культуры. Путь его к мировой славе, путь одного из тех людей, для которых жить - значит быть в самой гуще событий каждого для своего времени, глубоко вникать в смысл происходящего, занимать справедливую позицию в спорах, столкновениях мнений, в борьбе и откликаться всеми силами своего гигантского дарования на все то, что выражено одним великим словом - Жизнь.