Достоевский «Идиот» – анализ. Проблематика и идейный смысл романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Проблема положительного героя Образы главных героев

Роман затрагивает разные темы, которые очень актуальны и в современном мире. Первая тема, которую поднимает Фёдор Михайлович – это корыстолюбие. На что только люди не готовы ради получения собственной выгоды, они думают только о том, как занять более престижное положение в обществе. Всё это не остается незамеченным. Ведь жажда богатства толкает люди на самые грязные поступки, которые совершаются без зазрений совести. Человек убежден, что цель оправдывает средства. Больше ему ничего не нужно, этого достаточно, что успокоить себя. Ведь все так делают. Жажда наживы толкает людей на клевету, чуть позже они начинают изменять собственным принципам и убеждениям.

Проблема в том, что в обществе можно стать кем-то значимым, только если у тебя есть значимые люди в высших кругах, которые замолвят словечко перед кем нужно. Мало того, корысть не действует самостоятельно, у нее есть верная подруга, которую зовут тщеславием.

Данный труд имеет философский смысл. Автор прибегает к правилам и устоям христианства. Он очень многое берет за основу у известного учителя по имени Христос. Мало того, Фёдор Михайлович выделяет одного персонажа, которым является князь по фамилии Мышкин и наделяет его многими христианскими качествами. У этого героя даже есть функция спасителя. Он заботится о ближних. Мышкину не безразлично состояние других людей, он сострадателен, способен на милосердие и не злопамятен. Этим качествам стараются научиться и окружающие князя люди.

Далее, роман очень активно поднимает тему любви. Здесь можно встретить все ее разновидности. В произведении есть любовь к людям, любовь между мужчиной и женщиной, дружеская любовь и любовь в семье. Также автор не забыл о страсти, которая особенно присуща персонажу по фамилии Рогожин. Самая высокая любовь характерна князю Мышкину, у Гани же низкая любовь, построенная на тщеславии и собственной выгоде.

Автор хотел показать насколько прогнило общество в высших кругах, которые именуются интеллигенцией. Тут можно наблюдать моральную и духовную деградацию. Для героев в порядке нормы двойная жизнь. Для этого автор выделяет Мышкина, который наделен качествами духовного человека. Ему есть дело до других людей, он не эгоистичен, способен прощать другим их проступки. Этот герой существует для того, чтобы человек окончательно не разочаровался в этом мире, который полон пороками и где каждый думает только о себе. Этот герой дает надежду на то, что еще не всё потеряно и есть на свете чистые люди.

Достоевский подчеркивает, что обществу необходимы святые люди, которые будут указывать на пороки и грехи. Потому что без них всё бы давно уже развалилось. Конечно же, праведникам сложно жить, потому что нельзя приспособиться к таким условиям. Однако, они не сдаются, имеют что-то большее, чем обычные люди. Тем более, они очень радуются, когда им удается кому-то помочь и сделать чью-то жизнь хотя бы чуть-чуть лучше.

Вариант 2

Роман Федора Достоевского «Идиот» (очень краткое содержание) - один из шедевров русской классической литературы. Интерес к этому произведению прослеживается до сих пор. И не только среди читателей нашей страны, но и за рубежом. И это неудивительно, ведь роман – кладезь для философов. Произведение наполнено символическим содержанием. В каждого героя Достоевский вложил скрытый смысл. Например, Настасья Филипповна символизирует собой красоту и девичью страсть, а князь Мышкин – христианскую любовь и справедливость.

Чтобы как можно более понять смысл и суть произведения, необходимо обратиться к его анализу.

Самая важная цель этого произведения – показать процесс разложения общества того времени, в частности в кругах интеллигенции. Читатель может отметить, как именно происходит этот процесс разложения: посредством любовных измен, душевной низости и двойной жизни. Автор создал образ прекрасного человека, наделенного такими качествами, как справедливость, доброта и искренность. Но вместе с этим Достоевский показывает читателям, что к великому сожалению, прекрасной души человек не способен выстоять перед полчищем людей гнусных и жалких. Он становится бессильным, окруженный людьми завистливыми и расчетливыми.

Однако смысл романа в том, что по большей части гнусному обществу просто необходим праведник. Этим праведником жизни по христианским канонам и является князь Мышкин. Именно с ним каждый другой герой произведения чувствует себя в некоторой безопасности ото лжи и притворства, ведет себя естественно и наконец, познают собственную душу.

Достоевский поднимает множество тем в романе. Одной из самых вопиющих является тема корыстолюбия. Желание добиться определенного статуса и видение счастья в несметных богатствах прослеживаются в таких героях романа, как Ганя Иволгин, генерал Епанчин и Тоцкий. Автор подчеркивает, что в подобном обществе не добьется успеха тот, кто не умеет лгать, у кого нет связей и знатного имени.

Конечно, Достоевский не мог не осветить тему религии. И главный персонаж, напрямую причастный к теме христианства, конечно, князь Мышкин. Именно он является некоторым спасителем романа. Его можно сравнить с самим Иисусом Христом, пожертвовавшего собой ради спасения других. Именно благодаря князю Мышкину другие герои произведения учатся быть милосердными и проявлять сострадание к ближнему. Ими являются Варя, Аглая и Елизавета Петровна.

Наряду с религиозной тематикой, в произведении прослеживается и тема любви во всех ее видах. Например, любовь князя Мышкина к Настасье Филипповне является христианской, как считает сам герой романа, его чувства – «любовь из жалости». То, что называет любовью свои чувства Рогожин, не что иное, как страсть. Ведь пойти на такой поступок как убийство можно только из страсти, но никак не из любви. У Гани Иволгина же любовь имеет тщеславный характер. Его чувства измеряются количеством денег, которые он может получить, хорошо сыграв роль любящего человека.

Роман Федора Достоевского создан с целью призвать людей к любви во благо. Вместе с этим автор учит читателей верить в спасение человеческой души и в нем же видеть цель жизни.

Анализ произведения Идиот

Замысел «Идиота» у Достоевского появился в процессе написания им другого, тоже бессмертного романа «Преступления и наказания». Если в «Преступлении и наказании» Раскольников потерял веру во всё: в Бога, в человечество, даже в себя. Пытается утвердится, как личность, через преступление.

Главный герой романа «Идиот» князь Мышкин, наоборот, воплощает в себе не только доброту но и веру, не только в Бога и в людей тоже, у него есть надежда что из массы негодяев найдётся один достойнейший человек. Именно благодаря своей честности и доброте князь очень выделяется на общем фоне других людей. Остальные подлые и корыстные люди делают всё для выгоды своей либо для того что бы совершить подлость для других.

Мышкину же претит такая жизнь, он её понимает отчасти, но не принимает. Для остальных же эта персона действительно не понятна и даже более того злые языки окрестили его оскорбительным «прозвищем – идиот». Его не могут (не хотят) понять. Хотя многим нравится его честность, однако многих даже его хороших знакомых это со временем раздражает. По сути друзей, настоящих и искренних у князя так и не появляется.

Достоевский как опытный психоаналитик отобразил суть того времени в котором жил. Он поставил две противоположности и как бы сравнил их. Суть же которую он подметил заключается в той революционности и распаде который надвигался на Россию. Достоевский ещё в «Бесах» предсказал то, что произойдёт с Россией если начнётся революция и как это будет. «Затуманится Русь…», - так говорит главный антигерой романа Верховенский. И таких Верховенских много ходило по Руси, именно они сотворили революцию 1905 года и две революции 1917.

Общество и люди в целом перестали воспринимать и принимать добро и честность. Они в них не верят, да и сами таковыми не являются. Князь Мышкин их раздражает. Всё же его честность обезоруживает зло. Но, к сожалению далеко не всегда. Окружающее зло и непонимание, а так же перенесённая болезнь делают князя замкнутым в себе. Он знакомится с «высшим» светом и находит его жестоким и порочным.

Вообще Достоевский показывает в Мышкине, - Христа, да по сути он им и является. Он пытается побудить людей к добру, всех прощает даже врагов но погибает. Его губит непонимание окружающих.

Несколько интересных сочинений

  • Смерть прокурора в поэме Мертвые души Гоголя

    Эпизодов, где главными героями оказывается прокурор не очень-то и много, но они все-таки есть. Самая первая встреча Чичикова предоставляется нам на балу, где присутствует Ноздрев.

  • Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость? Итоговое сочинение

    Такая фраза может нести в себе положительный посыл, так как побуждает людей к активности к каким-то действиям. Соответственно, они становятся более заинтересованными в остальном мире, других людях

  • Дети в произведении В дурном обществе Короленко

    Рассказ «В дурном обществе» был написан В.Г. Короленко во время его пребывания в ссылке. В силу того, что писатель отличался объективностью взгляда, смелыми высказываниями, нередко критиковал

  • Данное произведение посвящено сражению людей из Украины за независимость и свободу своей родины. Писатель достаточно неплохо имел общее представление истории своей страны

  • Исторические события в романе Капитанская дочка Пушкина

    Капитанская дочка фундаментальный исторический роман А. С. Пушкина стал одним из последних его произведений при жизни. Произведение было издано в конце 1836 года, через два месяца его автора убьют на дуэли.

Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) - прозаик, критик, публицист.

О книге

Время написания: 1867–1869

Содержание

Молодой человек, князь Лев Николаевич Мышкин, возвращается в Петербург из Швейцарии, где лечился от тяжелой нервной болезни.

После нескольких лет почти затворнической жизни он попадает в эпицентр петербургского общества. Князь жалеет этих людей, видит, что они гибнут, пытается спасти, но, несмотря на все усилия, ничего не может изменить.

В конечном итоге Мышкина доводят до потери рассудка те люди, которым он более всего пытался помочь.

История создания

Роман «Идиот» был написан за границей, куда Достоевский поехал, чтобы поправить здоровье и написать роман, чтобы расплатиться с кредиторами.

Работа над романом шла тяжело, здоровье не улучшалось, а в 1868 году в Женеве умерла трехмесячная дочь Достоевских.

Находясь в Германии и Швейцарии, Достоевский осмысливает нравственные и социально-политические изменения в России 60-х годов XIX века: кружки разночинцев, революционные идеи, умонастроения нигилистов. Все это найдет свое отражение на страницах романа.

Сад Боболи во Флоренции, где любил гулять писатель во время пребывания в Италии

Замысел произведения

Достоевский считал, что на свете существует только одно положительно прекрасное лицо - это Хрис­тос. Писатель попытался наделить главного героя романа - князя Мышкина - похожими чертами.

По мнению Достоевского, в литературе ближе всех к идеалу Христа стоит Дон Кихот. Образ князя Мышкина перекликается с героем романа Сервантеса. Как и Сервантес, Достоевс­кий ставит вопрос: что случится с человеком, наделенным качествами святого, если он окажется в современном обществе, как сложатся его отношения с окружающими и какое влияние он окажет на них, а они - на него?

Дон Кихот. Рисунок Д. А. Харкера

Заглавие

Историческое значение слова «идиот» - человек, живущий в себе, далекий от общества.

В романе обыгрываются различные оттенки значения этого слова, чтобы подчеркнуть сложность образа героя. Мышкина считают странным, его то признают нелепым и смешным, то считают, что он может «насквозь прочитать» другого человека. Он, честный и правдивый, не вписывается в общепринятые нормы поведения. Лишь в самом конце романа актуализируется другое значение - «душевнобольной», «помраченный рассудком».

Подчеркивается детс­кость облика и поведения Мышкина, его наивность, беззащитность. «Совершенный ребенок», «дитя» - так называют его окружающие, а князьсоглашается с этим. Мышкин говорит: «Какие мы еще дети, Коля! и… и… как это хорошо, что мы дети!». В этом совершенно отчетливо звучит евангельский призыв: «будьте как дети» (Мф 18 :3).

Еще один оттенок значения слова «идиот» - юродивый. В религиозной традиции блаженные - проводники Божественной мудрости для простых людей.

Смысл произведения

В романе повторяется и подлинная евангельская история, и история Дон Кихота. Мир снова не принимает «положительно прекрасного человека». Лев Мышкин наделен христианской любовью и добром и несет их свет ближним. Однако главные препятствия на этом пути - неверие и бездуховность современного общества.

Люди, которым пытается помочь князь, губят себя на его глазах. Отвергая его, общество отвергает возможность спастись. С сюжетной точки зрения роман предельно трагичен.

Экранизации и театральные постановки

К сюжету романа роману «Идиот» обращались многие режиссеры кино и театра, композиторы. Драматические инсценировки начинаются уже с 1887 года. Одной из самых значительных театральных постановок версий романа Достоевского стал спектакль 1957 года, поставленный Георгием Товстоноговым в Большом драматическом театре в Петербурге. В роли князя Мышкина выступал Иннокентий Смоктуновский.

“Идиот”. Режиссер Петр Чердынин (1910)

Первая экранизация романа относится к 1910 году, периоду немого кино. Автором этого короткометражного фильма стал Петр Чардынин. Выдающейся киноверсией первой части романа стал художественный фильм Ивана Пырьева «Идиот» (1958), где роль Мышкина сыграл Юрий Яковлев.

“Идиот”, реж. Акира Куросава (1951)

Одна из лучших зарубежный экранизаций романа - японская чёрно-белая драма «Идиот» (1951) режиссера Акиры Куросавы.

Евгений Миронов в роли князя Мышкина в экранизации романа «Идиот» (реж. Владимир Бортко, Россия, 2003)

Самой подробной и максимально приближенной к первоисточнику киноверсией романа является многосерийный фильм Владимира Бортко «Идиот» (2002), роль Мышкина исполнил Евгений Миронов.

Интересные факты о романе

1. Идиот» - второй роман так называемого «великого пятикнижия Достоевского». В него также входят романы «Преступление и наказание», «Игрок», «Бесы» и «Братья Карамазовы».

Тома одного из первых изданий собрания сочинений Ф. М. Достоевского

2. На идею романа сильно повлияло впечатление Достоевского от картины Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гро­бу». На полотне предельно натуралистически изображено тело мертвого Спасителя после снятия с Креста. В образе такого Христа не видно ничего божественного, а по преданию Гольбейн и вовсе писал эту картину с утоп­ленника. Приехав в Швей­царию, Достоевский захотел увидеть эту картину. Писатель пришел в такой ужас, что сказал жене: «От такой картины веру потерять можно». Трагическая фабула романа, где большинство героев живет без веры, во многом проистекает из размышлений об этой картине. Не случайно именно в мрачном доме Парфёна Рогожина, который потом совершит страшный грех убийства, висит копия картины «Мертвый Христос».

3. В романе «Идиот» можно встретить всем известную фразу «мир спасет красота». В тексте ее произносят в грустном, ироничном и почти издевательском тоне два героя - Аглая Епанчина и смертельно больной Ипполит Терентьев. Сам Достоевс­кий никогда не считал, что мир спасет некая абстрактная красота. В его дневниках формула спасения звучит так - «мир станет красота Христова». Романом «Идиот» Достоев­ский доказывает, что красоте присуща не только одухотворяющая, но и губительная сила. Трагическая судьба Настасьи Филиппов­ны, женщины необыкновенной красоты, иллюстрирует мысль о том, что красота способна вызвать невыносимые страдания и погубить.

4. Ужасную сцену в рогожинском доме в финальной части «Идиота» Достоев­ский считал самой главной в романе, а также сценой «такой силы, которая не повторялась в литерату­ре».

Цитаты:

Нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени, чем сказать ему, что он не оригинален, слаб характером, без особенных талантов и человек обыкновенный.

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

Столько силы, столько страсти в современном поколении, и ни во что не веруют!

«Преступления и наказания»). На примере преступления человека нового поколения автор показывает кризис русского сознания XIX-го века. Раскольников – вполне русский человек, «тип петербургского периода», но то, что совершается в его душе – явление не личное и не национальное: в ней отражается состояние всего мира. Трагедия современного человечества в полной силе раскрывается в России, стране величайших крайностей и противоречий. Русский дух, не скованный преданием и беспредельно свободный, наиболее напряженно переживает мировую драму. Вот почему романы-трагедии Достоевского , несмотря на все их национальное своеобразие, имеют всемирное значение. Но в «Преступлении и наказании» кризис сознания концентрируется в одной душе, выпавшей из старого миропорядка. В «Идиоте» – все действующие лица втянуты в этот кризис, все принадлежат к гибнущему миру. «Положительно прекрасный человек», князь Мышкин один противостоит «темным силам» и гибнет в борьбе с ними. В «Преступлении и наказании» только Раскольников и его двойник, Свидригайлов , поражены страшным недугом; остальные, по видимости, еще здоровы. В «Идиоте» тлетворное поветрие охватило всех, все души изъязвлены, все устои расшатаны, все источники вод отравлены. Мир романа «Идиот» страшнее и трагичнее мира «Преступления и наказания»: люди мечутся в лихорадке, говорят в бреду, стонут и скрежещут зубами. Два романа – две стадии той же болезни: в первом болезнь в зародыше, во втором – в полном развитии. Мы знаем, с каким волнением следил Достоевский из-за границы за всем происходившим в России, как мрачно смотрел он на действительность, как пытался и в уголовной хроники вычитать грозные знаки близкого конца. Газеты жаловались на падение нравственности, на участившиеся преступления, грабежи и убийства. Но в то же время он никогда так не верил в грядущее обновление погибающего мира, в спасение человечества образом русского Христа. Противоречие между отчаянием и надеждою, безверием и верою воплотилось в «Идиоте». Роман построен на потрясающем контрасте мрака и света, смерти и воскресения.

Достоевский. Идиот. 1-я серия телесериала

В шестидесятые годы пессимизм и оптимизм писателя казались болезненно-преувеличенными, роман был непонят и почти незамечен; старый мир стоял, по-видимому, прочно и непоколебимо; процесс разрушения, о котором говорил Достоевский, совершался в темных глубинах сознания. Только теперь, в нашу катастрофическую эпоху, мы начинаем понимать его пророчества.

В романе «Идиот» показана роковая власть денег над человеческой душой. Все герои одержимы страстью наживы, все они или ростовщики (как Птицын, Лебедев, капитанша Терентьева), или воры, или авантюристы. Идея Гани варьируется его окружением. Птицын солидно отдает деньги под проценты и знает свой предел: приобрести два-три доходных дома; генерал Иволгин у всех просит взаймы и кончает воровством; жилец Фердыщенко, познакомившись с князем, неожиданно спрашивает его: «У вас деньги есть?». И, получив от него двадцатипятирублевый билет, долго рассматривает его со всех сторон и, наконец, возвращает. «Я пришел вас предупредить, – заявляет он, – во-первых, – мне денег взаймы не давать, потому что я непременно буду просить». Этим комическим эпизодом подчеркивается всеобщая страшная завороженность деньгами. Тема денег усиливается размышлениями самих персонажей. Ганя говорит князю: «Здесь ужасно мало честных людей, честнее Птицына нет». Его тринадцатилетний брат Коля философствует о том же: подружившись с князем, он делится с ним своими мыслями. Его детская душа уже уязвлена неблагообразием родителей, безнравственностью общества. «Здесь ужасно мало честных людей, – замечает он, – так даже некого совсем уважать... И заметили вы, князь, в наш век все – авантюристы! И именно у нас в России, в нашем любезном отечестве. И как это так все устроилось, не понимаю. Кажется, уж как крепко стояло, а что теперь... Родители первые на попятный и сами своей прежней морали стыдятся. Вон, в Москве, родитель уговаривал сына ни перед чем не отступать для добывания денег: печатно известно... Все ростовщики, все, вплоть до единого». Коля вспоминает убийство Данилова и связывает жадность к наживе с преступностью. В его словах уже приоткрывается основная идея романа.

Первая часть заканчивается приемом у Настасьи Филипповны. Мотив денег вводится рассказом Фердыщенко о самом дурном поступке: он украл три рубля у знакомых; в краже обвинили служанку и выгнали. Особенных угрызений совести он ни тогда, ни потом не чувствовал. И рассказчик заключает: «Мне вот все кажется, что на свете гораздо более воров, чем не-воров, и что нет даже такого самого честного человека, который бы хоть раз в жизни чего-нибудь не украл». Этой низменно-шутовской исповедью подготовляется эффект катастрофы. Рогожин приезжает купить Настасью Филипповну: в руках его «большая пачка бумаги, крепко и плотно завернутая в "Биржевые Ведомости" и обвязанная туго-натуго со всех сторон и два раза накрест бечевкой, вроде тех, которыми обвязывают сахарные головы». Он предлагает сначала 18 тысяч, потом надбавляет до сорока и, наконец, доходит до ста. В трагическом аукционе пачка – сто тысяч – играет главную роль.

Настасья Филипповна возвращает слово Гане и срамит его. Мотив корыстолюбия связывается с мотивом преступности. Служение маммоне приводит к человекоубийству. «Нет, теперь я верю, – говорит она, – что этакой за деньги зарежет! Ведь теперь их всех такая жажда обуяла, так их разнимает на деньги, что они словно одурели. Сам ребенок, а уж лезет в ростовщики. А то намотает на бритву шелку, закрепит да тихонько сзади и зарежет приятеля, как барана, как я читала недавно». Настасья Филипповна ссылается на дело купца Мазурина, убившего ювелира Калмыкова. Снова вторгается в роман уголовная хроника. Свое апокалиптическое видение мира автор строит на фактах «текущего момента». Героиня швыряет в огонь пачку со ста тысячами и бросает вызов Гане: вытащи деньги из огня, и они – твои. Эффект этой сцены заключается в контрасте между бескорыстием хозяйки и алчностью ее гостей. Она вызывает не только Ганю, но весь «проклятый» мир, поклоняющийся золотому тельцу. Происходит смятение: Лебедев «вопит и ползет в камин», Фердыщенко предлагает «выхватить зубами одну только тысячу»; Ганя падает в обморок. В эту вакханалию золота вступает и князь: он предлагает свою руку героине, заявляя, что получил наследство, что он тоже миллионер.

Во второй части появляется компания шантажистов. Бурдовский выдает себя за незаконного сына Павлищева, благодетеля князя Мышкина, затевает против него дело, чтобы сорвать порядочный куш. Его приятель Келлер помещает в газете «обличительную» и гнусно-клеветническую статью о князе. Лебедев говорит об этих молодых людях, что они «дальше нигилистов ушли». Апокалиптическая тема развивается в негодующем монологе Лизаветы Прокофьевны Епанчиной: царство золотого тельца – преддверие царства смерти. «Уж и впрямь последние времена пришли, – кричит она. – Теперь мне все объяснилось! Да этот косноязычный разве не зарежет (она указала на Бурдовского), да побьюсь об заклад, что зарежет! Он денег твоих десяти тысяч, пожалуй, не возьмет, а ночью придет и зарежет, да и вынет их из шкатулки. По совести вынет!.. Тьфу, все навыворот, все кверху ногами пошли... Сумасшедшие! Тщеславные! В Бога не веруют, в Христа не веруют! Да ведь вас до того тщеславие и гордость проели, что кончится тем, что вы друг друга переедите, это я вам предсказываю. И не сумбур это, и не хаос, и не безобразие это?»

В словах генеральши Епанчиной выражена заветная идея писателя: нравственный кризис, переживаемый человечеством XIX-го века, есть кризис религиозный . Вера в Христа угасает, ночь опускается на мир; он погибнет в кровавом хаосе войны всех против всех. Страстное пророчество Елизаветы Прокофьевны «научно» резюмируется резонером Евгением Павловичем. Но его хладнокровный диагноз болезни века, пожалуй, еще страшнее, чем пылкое негодование генеральши. «Все, что я выслушал, – говорит он, – сводится по моему мнению, к теории восторжествования права, прежде всего и мимо всего и даже с исключением всего прочего, и даже, может быть, прежде исследования, в чем и право-то состоит? От этого дело может прямо перескочить на право силы, т. е. на право единичного кулака и личного захотения, как, впрочем, и очень часто кончалось на свете. Остановился же Прудон на праве силы. В американскую войну многие самые передовые либералы объявили себя в пользу плантаторов, в том смысле, что нeгpы суть нeгpы, ниже белого племени, а, стало быть, право силы – за белыми... Я хотел только заметить, что от права силы до права тигров и крокодилов и даже до Данилова и Горского недалеко ». Это пророчество исполнилось буквально: люди двадцатого века знают по опыту, что такое право силы и право тигров и крокодилов...

Такова картина мира, раскрывающаяся в «Идиоте». Идея: неверие неизбежно ведет к человекоубийству, воплощается в действии романа: все герои – убийцы, или в действительности, или в возможности. Безбожное человечество стоит под знаком смерти.

На чем основан Апокалипсис Достоевского? Не на болезненной ли фантазии? Он страстно негодовал, когда критики называли его роман фантастическим, и утверждал, что он – более реалист, чем они. Грозные знаки надвигающегося на мир «смутного времени» уже вписаны в «текущей действительности»; нужно только уметь их прочесть. Писатель вглядывался в мелкие факты, в газетные известия, хронику происшествий, отчеты об уголовных процессах и гордился, что отгадывает самые неуловимые «веяния момента». Когда печаталось «Преступление и наказание», в газетах появились заметки о деле студента Данилова. 14-го января 1866-го года Данилов убил и ограбил ростовщика Попова и его служанку. Бедный студент жил на уроки, был умен и хорошо образован, отличался твердым и спокойным характером; у него была «красивая внешность, большие черные выразительные глаза и длинные, густые, откинутые назад волосы». Во время процесса арестант Глазков вдруг подал заявление, что убил ростовщика не Данилов, а он; но вскоре взял его обратно, «сознавшись, что Данилов его подговорил». Достоевский был поражен: действительность с удивительной точностью подражала вымыслу. Дело Данилова воспроизводило сюжет «Преступления и наказания»: даже ложное признание Глазкова соответствовало в романе ложному самообвинению Николки. «Реализм» его торжествовал. «Ах, друг мой, – писал он Майкову, – совершенно другие я понятия имею о действительности и реализме, чем наши реалисты и критики. Мой идеализм реальнее ихнего. Ихним реализмом сотой доли реальных, действительно случившихся, фактов не объяснить. А мы нашим идеализмом пророчили даже факты . Случалось».

В искусстве Достоевского величайшие взлеты фантазии сочетаются с кропотливым изучением фактов. Он всегда начинает восхождение с низин повседневной действительности. Его романы насыщены хроникой происшествий.

Фабула «Идиота» тесно связана с уголовными процессами 60-ых годов. Самый замысел романа возник под впечатлением дела Умецких. В окончательной редакции ни одна подробность этой семейной драмы не уцелела. «Озлобленная гордячка» Миньона – Умецкая – лишь отдаленный прототип Настасьи Филипповны. Процесс Умецких был ферментом, который привел в движение творческую мысль автора, но почти бесследно растворился в процессе работы. Два других уголовных дела – Мазурина и Горского – определили собой композицию романа. Достоевский признавался С. Ивановой, что «для развязки почти и писался, и задуман был весь роман». Развязка – убийство Рогожиным Настасьи Филипповны: значит, в нем смысл романа. Идея «убийственности» падшего мира реализуется в «убийстве» героя. Фигура убийцы миллионера возникает под впечатлением процесса купца Мазурина.

Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) является одним из самых популярных и признанных русских писателей в западных странах. Известный русский прозаик, как никто другой сумел заглянуть в глубину человеческой души и вскрыть её пороки. Именно поэтому он стал столь интересен публике, а его произведения и по сегодняшней день не потеряли своей актуальности.

Эта статья открывает отдельный цикл, посвященный Ф.М. Достоевскому. сайт постарается вместе с вами понять и проанализировать творчество автора.

Итак, наша тема на сегодня: Ф.М. Достоевский «Идиот» — краткое содержание, история и анализ романа. Не обойдём вниманием и отечественные экранизации, выходившие в разное время.

Прежде, чем вести речь о сюжете, необходимо упомянуть о жизненных обстоятельствах автора, тем самым кратко коснемся биографии Достоевского.

Биография Достоевского — кратко и самое главное

Будущий гениальный писатель родился в Москве и был вторым ребенком, из восьми, в семье. Отец Михаил Андреевич Достоевский зарабатывал на жизнь медициной, а мать Мария Федоровна Нечаева принадлежала купеческому сословию. Не смотря на то, что семья Достоевских жила скромно, Федор Михайлович получил отличное воспитание и образование и с раннего возраст привил любовь к чтению книг. В семье боготворили творчество Пушкина. В довольно раннем возрасте Достоевский познакомился с классикой мировой литературы: Гомером, Сервантесом, Гюго и др.

Но по исполнению 16 лет в жизни писателя случается первая трагедия – чахотка (туберкулёз легких) уносит жизнь его матери.

После чего отец семейства отправляет Федора и его старшего брата Михаила на обучение в Главное инженерное училище. Сколько бы сыновья не протестовали, отец настаивал на специальном образовании, которое в дальнейшем могло обеспечить материальное благополучие.

В 1843 году Достоевский оканчивает училище и зачисляется полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но через год службы подает в отставку, чтобы целиком и полностью посвятить себя литературе.

В 1845 году издается первый серьезный роман «Бедные люди», после которого литературная общественность признает талант писателя. Начали поговаривать о «новом Гоголе».

Вскоре на место резко обрушившейся славы на писателя надвигается очередная трагедия. В 1850 году Достоевского приговаривают к смертной казни. В самый последний момент её заменили каторгой и последующей ссылкой в Сибирь на четыре года.

Чего же противозаконного сотворил гениальный литератор? Дело в том, что с 1846 года писатель стал водить дружбу с Патрашевским Михаилом Васильевичем, убеждённым социалистом. Он посещал так называемые «пятницы Петрашевского», где в основном обсуждалась музыка, литература и отчасти политика. Кружок выступал за отмену крепостного права и призывал к борьбе с коррупцией.

В результате вся группа инакомыслящих по личном приказу императора Николая I* была взята под пристальное внимание, затем арестована и заключена в Петропавловскую крепость.

Для справки

*Николай I – император Всероссийский, правивший страной 30 лет (1825 – 1855). Престол был унаследован от старшего брата Александра I. Правление Николая I ознаменовалось возросшим числом чиновничьего аппарата. Критический взгляд на работу чиновников того времени ярко передал Н.В. Гоголь в «Ревизоре»

Арестованных обвинили в вольнодумстве и приговорили к расстрелу.

Но затем приговор был смягчен. Николай I добавил лично: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни» .

изображение смертной казни — расстрел

Инициирование приговора осуществилось 22 декабря 1849 года. После такой импровизации один из приговоренных (Григорьев) через некоторое время сошел с ума. Свое душевное потрясение Достоевский как раз и изложил в одной из глав романа «Идиот». Поэтому предлагаю переключиться на сюжет книги, но мы непременно вернемся еще к биографии писателя чуть ниже.

Достоевский «Идиот» краткое содержание

князь Мышкин

Главным героем романа является молодой человек, князь Лев Николаевич Мышкин, возвращающийся после длительного лечения (от падучей болезни) из Швейцарии. В кармане, не смотря на свой княжеский титул, он не имеет ничего, а из поклажи – небольшой узелок.

Его цель – отыскать в Петербурге свою дальнюю родственницу, генеральшу Лизавету Прокофьевну Епанчину.

По пути в Петербурге князь знакомится с купеческим сыном Парфёном Рогожиным, который в свою очередь едет получать колоссальное наследство от своего покойного папаши. Между двумя персонажами возникает обоюдная симпатия.

Рогожин рассказывает новому приятелю о знакомстве с необыкновенной петербургской красавицей Настасьей Филипповной, обладающей репутацией падшей женщины. На этом новоиспеченные друзья расходятся.

Князь Мышкин прибывает в дом Епанчиных. Генерал Иван Федорович, отец семейства, сперва с неохотой принимает незваного странного гостя, но затем решается представить его семье – своей супруге и трем дочерям Александре, Аделаиде и Аглае.

Но, перед знакомством с женщинами этого дома Мышкину выпадает возможность увидеть портрет Настасьи Филипповны. Он буквально пленяется красотой этой женщины.

С этого момента и начинается удивительная и интригующая вереница событий вокруг главного героя романа. Приводить краткое содержание романа «Идиот», как впрочем и любого другого произведения, более развёрнуто — неуместно и несправедливо по отношению к автору. Поэтому мы в очередной раз придерживаемся своей традиции и ознакомили вас лишь с завязкой данного сюжета.

Наибольший интерес в этом произведении, конечно же, представляют персонажи.

Персонажи романа «Идиот»

Князь Лев Николаевич Мышкин – ключевой персонаж романа, воплощающий смирение и добродетель. Сам Достоевский пишет Майкову А.Н. (поэт, тайный советник) о своем главном герое следующее:

«Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне сообразительная и я люблю ее. Идея эта - изобразить вполне прекрасного человека

И ставя такую задачу, Достоевский обращается к известному персонажу Сервантеса — Дон Кихоту и Диккенса – Самюэлу Пиквику . Автор наделяет князя Мышкина такой же добродетелью, но при этом придает ему оттенок серьёзности.

Основные черты героя; «благородное простодушие и безграничная доверчивость».

В главном действующем лице можно найти и автобиографические элементы. Писатель наделил Мышкина эпилепсией, которой сам всю жизнь страдал. И из уст князя звучат идеи, близкие самому Достоевскому. Это и вопрос православный веры, отношение к атеизму.

Это тема отчетливо показана в эпизоде, где Мышкин рассматривает картину Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу» . Достоевский видел её лично в Базеле. По словам супруги писателя, картина произвела на Федора Михайловича шок.

Ганс Гольбейн Младший «Мертвый Христос в гробу»

— Да это... это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу...
— А на эту картину я люблю смотреть, — пробормотал, помолчав, Рогожин...
— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного еще вера может пропасть !

Отношение к смертной казни также отражено в одном из монологов князя:

«Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье. <…> Приведите и поставьте солдата против самой пушки на сражении и стреляйте в него, он еще всё будет надеяться, но прочтите этому самому солдату приговор наверно, и он с ума сойдет или заплачет»

«Мой знакомый стоял восьмым по очереди, стало быть, ему приходилось идти к столбам в третью очередь. Священник обошел всех с крестом. Выходило, что остается жить минут пять, не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживет столько жизней, что еще сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он еще распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты еще положил, чтобы подумать в последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть»

Парфен Рогожин – мрачный, неотесанный мужлан, который живет лишь в порывах страсти. Прочитав роман сложно понять является ли его любовь к Настасье Филипповне искренней или же это наваждение, которое перерастает в душевное расстройство. Рогожин полная противоположность Мышкина.

Второй автор блога Hobbibook Владислав Дикарёв называет Парфёна Рогожина своим любимым персонажем в отечественной литературной классике. Почему? Он не совсем согласен с тем, что это неотёсанный мужлан. Скорее в груди Рогожина живёт душа, раздираемая противоречиями. Душа больная, лихорадочная. И во многом его мотивы диктуются маниакальным желанием обладать Настасьей Филипповной. Однако постоянное сопротивление с её стороны, ощущение, будто женщина не отвечает ему никакой взаимностью, разжигает страсть Парфёна ещё больше. А вместе с ней и ярость. Рогожин буквально сходит с ума на наших глазах, личность его рушится под тяжестью такого душевного уклада.

Если эти два персонажа соединить в одно целое, то в принципе мы получим все достоинства и недостатки Достоевского.

Настасья Филипповна – женщина сложной судьбы. Умная, гордая и красивая, но ей сложно найти свое место в обществе.

— Удивительное лицо! — ответил князь, — и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. — Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!

Помимо основных персонажей существует ряд других характеров.

Семейство Епанчиных в которое входит генерал Иван Федорович, его супруга и дочери.

Семейство Иволгиных , некогда занимавшее значительное положение в обществе, но из-за распущенности и импульсивности отца семейства, отставного генерала Иволгина, вынуждено сводить концы с концами, сдавая квартиры в своем доме.

«Идиота», читать слета вряд ли у вас получится. На протяжении всего произведения то и дело приходится наталкиваться на шероховатости и мелочи, не отточенные автором. Элементы, которые Достоевский не успел «вылизать». На то были свои причины.

В отличие от того же Некрасова или Тургенева, Достоевский не имел высокого дворянского происхождения и был вынужден сочинительством зарабатывать себе на хлеб. У него существовали сроки, которые он не мог нарушать перед издателями журнала «Русский вестник». К тому же после смерти своего старшего брата Михаила, Федор Михайлович взял долговые обязательства покойного. В результате чего еще более ухудшил свое финансовое положение. Автору начали докучать кредиторы, угрожая ему «долговой ямой».

В такой обстановке писатель не мог работать, и Достоевский был вынужден покинуть Россию. Именно за границей был написан роман «Идиот». Но процесс написания растянулся почти на полтора года и завершился в 1869 году.

Роман «Идиот» выходил частями в журнале «Русский вестник». Именно поэтому читая книгу, можно заметить некоторые повторы и напоминания автора о развитии сюжета. А обрывистость на острых поворотах сюжета должна была завлекать читателей журнала, на прочтение последующих глав. Примерно, как в современных телевизионных сериалах.

Если еще немножко приоткрыть завесу сюжета, то в романе представлена сложная любовная перипетия.

  • Князь – Настасья Филипповна и Князь – Аглая
  • Гаврила Иволгин – Настасья Филипповна и Гаврила Иволгин — Аглая
  • Парфен Рогожин – Настасья Филипповна

Тем самым автор предоставляет читателю суждения о нескольких типах любви. Это страстная и непосредственная любовь Рогожина, меркантильная любовь со стороны Гаврилы Иволгина, и христианская (из сострадания) любовь князя Мышкина.

Роман «Идиот» входит в состав, так называемого «Пятикнижия» , вобравшего в себя все лучшие труды Федора Михайловича Достоевского. В него входят:

  1. «Преступление и наказание» (год издания 1866)
  2. «Идиот» (год издания 1868)
  3. «Бесы» (год издания 1871)
  4. «Подросток» (год издания 1875)
  5. «Братья Карамазовы» (год издания 1879)

Конечно же все они так или иначе будут рассмотрены на нашем блоге. Поэтому подписывайтесь на свежие рассылки и следите за обновлениями сайт

Ф.М. Достоевский «Идиот» — фильмы

Стоит так же упомянуть отечественные экранизации к роману.

Первый фильм по мотивам романа был снят в 1910 году и естественно является немой экранизацией. Режиссер картины Петр Иванович Чердынин.

В 1958 году выходит вторая российская экранизация. Создателем картины является Иван Александрович Пырьев (также поставивший великолепную экранную версию «Братьев Карамазовых»). Картина уже имеет цвет и звук.

фильм Идиот (1958 год)

Роль князя Мышкина исполнил совсем ещё молодой Юрий Яковлев. Но выпущено была лишь одна серия фильма, по первой части романа. От дальнейших съемок Юрий Яковлев отказался из-за нервного срыва полученного после съемок первой серии. Брать другого актера на роль Пырьев отказался.

Спустя 45 лет на российских экранах появился очередной фильм «Идиот». Режиссером картины стал Владимир Бортко, который собрал внушительный актерский состав: Евгений Миронов, Владимир Машков, Ольга Будина, Инна Чурикова, Олег Басилашвили и многие другие.

Но на мой взгляд фильм 2003 года оказался не весьма удачным. Уж слишком много остается недосказанным и непоказанным, что портит всю целостность истории. Зрителю, знакомому с первоисточником, фильм покажется довольно скучным. Таким образом есть риск, что он не досмотрит сериал до конца.

В завершении я хотел бы привести отрывок из письма Достоевскому тому же А.Н. Майкову о том как же заканчивается сей роман:

«Если есть читатели „Идиота“, то они, может быть, будут несколько изумлены неожиданностию окончания; но, поразмыслив, конечно согласятся, что так и следовало кончить. Вообще окончание это из удачных, то есть собственно как окончание; я не говорю про достоинство собственно романа; но когда кончу, кой-что напишу Вам как другу, что я думаю сам о нем... <...> Окончание „Идиота“ будет эффектно (не знаю, хорошо ли?)...Я понятия не имею об успехе или неуспехе романа. Впрочем, всё решит конец романа...» (А. Н. Майкову, декабрь 1868 г, из Флоренции)

Надеюсь, мы вас заинтриговали романом Достоевского «Идиот» кратко пересказав содержание произведения и раскрыв значимые события из жизни автора. Будем рады увидеть ваше мнение в комментариях. Читайте книги – это интересно!

Вслед за «Преступлением и наказанием» Ф.М.Достоевский пишет роман «Идиот» (1868). Если в первом про­изведении герой показан как отрицательный персонаж, то в «Идиоте» автор поставил перед собой противоположную задачу - «изобразить вполне прекрасного человека». Эта идея была «старинная и любимая» у Достоевского. Свое стремление создать «положительного героя» автор вопло­тил в образе князя Мышкина. Князь Лев Николаевич Мышкин отличается с первого взгляда от всех действую­щих лиц романа тем, что он с радостью воспринимает мир. Он умеет быть счастливым. Он заявляет об этом в первый же день приезда в Петербург. В разговоре с семейством Епанчиных при рассказе о своей жизни в Швейцарии князь признается: «Я, впрочем, почти все время был счастлив». Создавая образ князя, Достоевский в тетрадях с планами и набросками к роману дает следующую характеристику: «Взгляд его на мир: он все прощает, везде видит причины, не видит греха непростительного и все извиняет».

Достоевский лишает Мышкина всех внешних качеств, которые могут привлекать окружающих. Некрасивый, не­ловкий, а иногда и даже смешной в обществе, князь болен тяжелой болезнью. На большую часть людей, с кем он сталкивается, он в первый момент производит впечатление «идиота». Но затем все герои романа прекрасно сознают превосходство князя над собой, его духовную красоту. А все это потому, что князь - счастливый человек. «Лю­бить - вот умение быть счастливым. Человек любви ищет, потому что радости ищет. Счастливое сердце - любящее сердце. Любовь сама по себе есть высшее благо. И в людях Мышкин открывает этот всегда живой и влекущий, но робкий и таимый поток любви, жажду любить и быть любимым». (А.Скафтымов).

Причины, мешающие людям любить, Достоевский раскрывает в образах остальных действующих лиц романа. Настасья Филипповна, Рогожин, Аглая, Лизавета Прокофьевна, Ипполит, Ганя Иволгин и генерал Иволгин - всем им, в большей или меньшей степени, мешает быть счас­тливыми, понимать и прощать чувство гордости, самолю­бие. Все прекрасные начала человеческих чувств они скры­вают, не дают им выйти наружу. Стремление утвердить себя над всеми превращается у них в потерю своего собствен­ного лица. Огромное желание любить, раскрыть себя перед другим человеком подавляется в них в силу великого само­любия и приносит им только боль и страдание.

Человек, который противопоставлен всем им, - это князь Мышкин, человек, который совершенно лишен самолюбия. Князь - единственный человек, который умеет распознавать в людях те их прекрасные душевные качества, которые они так старательно прячут от посторон­них глаз. Недаром князю легко и хорошо бывает только с детьми. Дети еще не научились прятать свои чувства, обманывать, подавлять в себе искренние порывы. Да и сам Мышкин - «большой ребенок». У Достоевского чувство «детскости» в его героях - это всегда признак того, что в их душе еще не совсем пропали «живые источники сердца», они еще живы, их не заглушили окончательно «уверения и соблазны отрицающего рассудка и гордости».

Но князю всегда трудно со своей открытой душой и простодушием в обществе «больших людей», потому что наивно-открытая душа для чужих, нелюбящих глаз, черствых и завистливых сердец смешна и никак не укладывается в рамки общества, где все чувства наглухо закрыты и где соблюдаются свои собственные законы приличия. В таком обществе искренность даже неприлична и способна только унизить человека. У тех, кто больше любит князя, и ценит, и уважает, такое поведение вызывает стыд за него, смущение и негодование на самого князя за то, что он раскрывает душу недостойным людям.

Но князь Мышкин чувствует расстояние между собой и внутренним своим идеалом. И умеет ценить отношение к себе со стороны. Он много страдает от того, что понимает разницу между тем, что он говорит, как говорит, и самим собой «Я знаю, что я... обижен природой... в обществе я лишний... Я не от самолюбия... Я очень хорошо знаю, что про свои чувства говорить всем стыдно». Князь это чувст­вует не потому, что он самолюбив, в отличие от всех других действующих лиц романа, а потому что боится, что выра­жение этих мыслей может быть не понято окружающими, что «главная идея» может исказиться и оттого он будет страдать еще больше. И князь тоже мечтает о человеке, который понял бы его, полюбил такого, как он есть.

Этот «свет» понимания и приятия своей души он почувствовал в Аглае. Поэтому в романе звучит мотив двойной любви князя. С одной стороны, любовь к Настасье Филипповне, любовь сострадательная, любовь-прощение, любовь «для нее». С другой стороны - любовь к Аглае, жажда прощения для себя, любовь «для себя». Князь всегда верил что Аглая его поймет. Князь понимает, что его трудно полюбить, но он стремится к любви. В его сердце одна любовь не вытесняет другую, они обе живут в его душе И если бы по воле автора князь не был бы втянут в конфликтную ситуацию, он остался бы с Аглаей. Но он остался с Настасьей Филипповной, и это произошло не по его воле, потому что он знал, что необходим для нее.

«Идиот» - одно из самых сложных произведении Достоевского. Салтыков-Щедрин назвал идею романа «лу­чезарной» и подчеркнул, что Достоевский вступил в ту область «преддверий и предчувствий», куда устремлены «отдаленнейшие искания». Образ князя Мышкина, заду­манный как тип «положительно прекрасного человека», превратился в образ больного, слабого человека с печатью глубоких внутренних страданий.

Князь не способен разрешить ни одного жизненного противоречия, он сознает трагический, безысходный хаpaктер происходящих явлений, но он пока еще никак не может изменить эту жизнь. Несмотря на то, что князь глубоко понимает жизнь и людей, он не может оказать на них никакого влияния. Он не может помешать терзаниям Настасьи Филипповны, предупредить ее убийство Рогожиным, помочь Аглае найти выход из тупика и сам кончает жизнь безумием. Достоевский сближает Мышкина с Дон-Кихотом и пушкинским «бедным рыцарем». С одной сто­роны, он подчеркивает этим нравственную высоту князя, а с другой стороны - его бессилие, порожденное несоот­ветствием его идеалов и жизни. Таков итог встречи идеаль­ного героя с людьми бездуховного, разлагающегося обще­ства. «Он, - замечал Достоевский, - только прикоснулся к их жизни. Но то, что бы он мог сделать и предпринять, то все умерло вместе с ним... Но где только он ни прикос­нулся - везде он оставил неисследимую черту».