Послушайте произведения а вивальди создатель барочного концерта. Трактовка жанра инструментального концерта в творчестве антонио вивальди. Летают птички в голубых просторах

Наиболее ярким представителем итальянского скрипичного искусства XVIII века считается композитор, дирижёр, педагог и скрипач Антонио Вивальди, биография и творчество которого до сих пор интересуют многих профессионалов и любителей. В Европе он получил признание ещё при жизни.

Творчество Антонио Вивальди наиболее популярно благодаря интрументальным, особенно скрипичным концертам. Но вместе с этим он считается непревзойдённым мастером и в других жанрах, таких как опера, кончерто гроссо.

Детство Вивальди

Долгое время дата рождения композитора оставалась загадкой для биографов, но в середине прошлого века, благодаря найденным церковным записям, она установлена точно. 1678 года в Венеции в семье цирюльника Джованни первый ребёнок Антонио Вивальди. Биография его до сих пор полна тайн и противоречий. Из-за хилости и угрозы смерти мальчик был крещён акушеркой в день рождения.

Талант ребёнка проявился рано, уже в десятилетнем возрасте Антонио заменял отца в периоды его отсутствия в капелле собора. Первое сочинение у ребёнка появилось уже в тринадцатилетнем возрасте. Именно родитель мальчика и стал его первым учителем, а его повлияла на выбор карьеры.

Юные годы

Пятнадцати с половиной лет от роду он получил низшую степень священства, по которой он имел право открывать ворота церкви. А несколько лет спустя Антонио заслужил звание священника, а также право служить обедню. В это время он приобрёл славу виртуозного скрипача. Но уже через год он не хотел служить мессу из-за физического недомогания, хотя некоторые его современники утверждали, что он притворялся, используя это время для написания в ризнице своих музыкальных композиций. Именно за такое поведение он и был отрешён от церкви, что вызвало большое количество пересудов.

Венецианская "консерватория"

В 1703 году Антонио Вивальди (краткая биография которого в сане священника на этом была закончена) был приглашён в одну из лучших венецианских консерваторий. Это послужило началом педагогической и молодого человека.

Оказавшись в среде блистательных музыкальных традиций, он написал большое количество сочинений светской и духовной инструментальной музыки, преподавал теорию музыки, репетировал с оркестром, занимался с хористами, дирижировал концертами. Из-за многогранной и плодотворной деятельности Антонио его консерватория стала заметна среди других.

Начало композиторского пути

В первые годы работы Антонио Вивальди, биография и творчество которого были насыщены сочинением большого количества инструментальных пьес, предстал перед обширной публикой и музыкальной общественностью в качестве автора трио-сонат. А немного позднее издательство опубликовало ещё 12 произведений крупной формы под одним опусом. В следующем содержалось такое же количество сонат для скрипки с чембало.

В 33 года Вивальди приобретает славу уже далеко за пределами родного города. В это время он имеет твёрдый оклад и становится главным руководителем концерта воспитанниц. Его произведения слушают датские вельможи и даже король.

Далеко за пределами страны начинают исполняться и издаваться его произведения. Впервые в Голландии выходит его опус из двенадцати концертов для 1, 2 и 4 скрипок с сопровождением. Наиболее исполняемыми являются лучшие произведения данного опуса.

Новизной, яркостью ощущений и образов поражает современников музыка Антонио Вивальди. Биография его в этот период становится насыщеннее, а творческая деятельность - успешнее.

Оперное творчество

Уже в возрасте 35 лет он является главным композитором "Пиеты". Это обязывает Вивальди регулярно сочинять музыку для учащихся. Одновременно с этим он решает обратиться к неизведанному для себя жанру - опере. Ещё долгие годы она будет наиболее значимой сферой его деятельности.

Для того чтобы поставить в Винченце свою первую оперу "Отгон на вилле" Антонио берёт месячный отпуск. Постановка стала успешной и привлекла внимание импресарио Венеции. Начиная со следующей, в течение пяти лет следует целый ряд премьер, которые прочно закрепляют за ним славу оперного композитора.

С этого момента Антонио Вивальди, биография которого идёт на новый творческий виток, стремится завоевать признание самых широких масс слушателей.

Невзирая на предложения из других мест, которые были весьма заманчивы, а также ошеломительный успех на оперном поприще, после длительных отпусков он всё равно оставался верен и возвращался в венецианскую "консерваторию".

Театральное творчество

Первые две оратории на латинские тексты появляются в это же время, когда он страстно увлёкся театром. "Юдифь торжествующая" стала одним лучших творений Вивальди.

Ученики того времени почитают за честь учиться у него, но ни они, ни большое количество композиторской работы не могут отвлечь Антонио от активной работе в театре, где он выполняет заказ на двенадцать главных арий для оперы "Нерон, сделанный цезарем".

Для этого же театра была создана и опера "Коронация Дария". Всего за пять лет слава композитора стремительно растёт и выходит за пределы своей страны далеко в Европу.

После первых лет оперного турне, связанного с Венецией, композитор Антонио Вивальди решает изменить ситуацию и поступает на трёхгодичную службу к возглавлявшему войска австрийского императора в Мантуе маркграфу Филлипу фон Гессен-Дармштадскому.

Служба у маркграфа

Этот период очень знаменателен для Вивальди: именно он оказывает влияние на всю его дальнейшую жизнь. Он знакомится с дочерью французского цирюльника и оперной певицей Анной Жиро, которую Антонио представляет всем своей ученицей. Её сестра приняла на себя заботы о здоровье композитора и стала его постоянной спутницей.

Со стороны церкви поступали постоянные нарекания за такие неподобающие для духовного лица взаимоотношения, ведь сёстры жили в доме композитора и сопровождали его в турне. Впоследствии эти отношения приведут к очень неблагоприятным для музыкального творца результатам.

По окончании службы он возвратился в Венецию, но путешествия по европейским столицам продолжаются. Несмотря на блистательные премьеры сочиненных опер, наиболее яркими произведениями современники считают программные концерты, в особенности "Времена года".

Последний период жизни

Работоспособность Антонио Вивальди (фото его вы видите в нашей статье) поражала: она не стала ниже, несмотря на Его оперы исполняются на многих европейских сценах и имеют ошеломляющий успех. Но в 59 лет его настигает страшный удар судьбы. Апостольский нунций в Венеции от имени кардинала Руффо запретил композитору въезд в одну из Папских областей (Феррару) в самый разгар подготовки к карнавалу.

В то время это было неслыханным позором и влекло за собой полную дискредитацию как Вивальди - духовного лица, так и материальный ущерб. Отношения в "Пиете" стали ухудшаться, а музыка Антонио стала считаться устаревшей из-за появления в то время большого количества молодых творцов. Ему пришлось уйти.

В "консерватории" он упоминается в последний раз в связи с распродажей по крайне низкой цене большого количества его музыкальных концертов. После этого творец навсегда покидает свою родину.

От внутреннего воспаления он умер в Вене в возрасте 63 лет, всеми покинутый и забытый.

Карикатура на Вивальди «Рыжий священник»

Получивший из-за яркого цвета волос прозвище «Рыжий священник», был талантливым скрипачом и одним из великих композиторов эпохи барокко.

Известны его инструментальные концерты, главным образом для скрипки, святые хоралы, а также более 40 опер. Один из его лучших концертов – «Времена года» – пережил множество перерождений, а отдельные его части используются повсеместно. Обратимся к биографии мастера.

Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Его отец был скрипачом в соборе Святого Марка . Скорее всего, именно родитель дал Антонио первое музыкальное образование. Вивальди прошел обучение как священнослужитель и, отказавшись от мирских претензий, был рукоположен в 1703 году. Бытует мнение, что он имел намерение подстраховаться от финансовых трудностей, получить бесплатное образование, а также иметь возможность сосредоточиться на музыкальной карьере. Сиротский приют для девочек («Ospedale della Pietà»), которым руководил Антонио

Ходил анекдот о том, что Вивальди сказывался больным, оставлял алтарь и скрывался в ризнице для сочинения очередного произведения. Как бы то ни было, но так начался путь композитора к славе. Умения скрипача и хорошие организаторские способности сделали инструментальный ансамбль сиротского приюта для девочек («Ospedale della Pietà»), которым руководил Антонио, настолько популярным, что на воскресный концерт в церкви Ла Пьета стекались многолюдные сборища.

Становление Вивальди как композитора

Вивальди всегда стремился к простоте и ясности

К 1705 году репутация композитора позволила опубликовать серию из 12 трио-сонат, а три года спустя - сборник сонат для скрипки. Веницианцы начали понимать, что их соотечественник является музыкальным гением, который довел до совершенства концертную форму в стиле барокко, и одновременно нашел новый подход к развитию выразительности в инструментальной музыке. Очень важной в этом плане была публикация сборника 12 концертов «L’Estro Armonico». Эта коллекция стала эталоном организации музыкального материала в единой форме, что открыло огромные возможности для новых исследований.

Вивальди всегда стремился к простоте и ясности, избегая напыщенности и сосредотачиваясь на выразительном раскрытии одной мелодии, сопровождая ее безупречной прозрачной гармонией. Эти концерты стали откровением для современников, перечеркнув все, что было ранее написано в этом жанре. Они же стали вызовом для остальных , которые стремились превзойти Антонио, но мало кто смог приблизиться к такому сочетанию страсти, воображения, изящества и гармонии.

Поэтому не случайно молодой , ознакомившись с «L’Estro Armonico», использовал его в качестве образца для собственных сочинений.

Его биограф Николаус Форкель так прокомментировал этот факт: «Он часто слушал их, с большим вниманием, и, наконец, решил транскрибировать их для своего клавира. Таким образом, он познал логику музыкальных идей, структуру, правильную последовательность модуляций и многое другое…, он научился музыкальному мышлению … брать свои музыкальные идеи не из пальцев, а из воображения».

Обращение Вивальди к вокальным жанрам музыки


Опера «Ottone in villa» ознаменовала собой новый этап в жизни композитора

Вивальди, между тем, не стал почивать на лаврах, заинтересовавшись оперой. Дебют «Ottone in villa» в 1713 году знаменовал собой новый этап в жизни композитора, который стал все больше времени уделять на сочинение, поиск финансирования и руководство постановками опер. Другим важным и переломным моментом был перевод в 1714 году его начальника Гаспарини в Рим. Вследствие этого события Антонио пришлось создавать материал для хора Пьета, в дополнение к работе над своими инструментальными и оперными произведениями.

Уже в конце следующего года Вивальди представил мессу, ораторию, вечерню и более 30 песнопений. До этого, в 1714 году, он успел опубликовать очередную успешную работу в концертном жанре - «La stravanganza». Раз за разом аудитория благодарно принимала его произведения, в которых происходило развитие музыкальных форм, как сольных инструментальных концертов, так и ансамблево-оркестровых концертов – кончерто гроссо (concerto grosso). В 1714 году Вивальди опубликовал очередную успешную работу в концертном жанре - «La stravanganza»

Годы странствий

После серии побед, Вивальди решается взять продолжительный отпуск, путешествует по Италии и Европе. Был период времени, когда он находился на службе у губернатора Мантуи, Филиппа фон Гессен-Гомбургского. Находясь там, Антонио встретил певицу Анну Жиро, которая позднее выступала в качестве сопрано в его операх. Их отношения были довольно близкими, Анна со своей сестрой часто были спутницами композитора в его поездках.

Проживая в Риме, в 1723-1724 годах, композитор получил возможность представить свою музыку Папе, где произвел хорошее впечатление на него.

В Амстердаме он продолжает публиковать концерты. Венцом творчества стал набор из 8 концертов, опубликованный в 1725 году. Сборник, получивший название «Il cimento dell’ armonia e dell’ inventione», включал получившие всемирное признание концерты, названные «Времена года». Они сопровождались краткими стихами, описывающими сезонные зарисовки, которые Вивальди постарался повторить в своей музыке. Другие работы в этом сборнике, например, скрипичные концерты «Буря на море» и «Охота», были не менее живописны.
Концерты, названные «Времена года» Вивальди сопровождались краткими стихами, описывающими сезонные зарисовки

Следующий, последний из опубликованных, цикл концертов «La Cetra» увидел свет в 1727 году. Этот сборник был посвящен австрийскому императору Чарльзу VI, с которым Вивальди познакомился в Вене в начале 20-х годов. Император, будучи композитором-любителем, оказался под впечатлением от произведений Антонио.

Это подтверждено в докладе об их встрече в 1728 году: «Император в течение длительного времени беседовал с Вивальди о музыке, они говорят, что за 15 дней он проговорил наедине с ним больше, чем говорил со своими министрами за два года»

Любопытно, что под названием «La Cetra» существует второй цикл из 12 концертов, также посвященный императору, но содержит только одну общую композицию. Музыка в этом сборнике не менее интересна, чем более ранняя коллекция, при таком же высоком качестве.

Возвращение на Родину и период упадка


С начала 30-х годов А. Вивальди переживает период длительного упадка

С начала 30-х годов слава Антонио Вивальди перешла в период длительного упадка. Новые композиторы и новые стили музыки захватили внимание публики. Его длительное отсутствие в Венеции сделало свое дело, и он уже не смог вернуться к прежней деятельности в Пьете.

Смерть Антонио Вивальди

В 1737 году его оперы были запрещены под предлогом того, что из-за связи с Анной Жиро он больше не может являться священником. Это же привело к разрыву контракта с Пьетой. В конце 1740 года, уставший от длительной изоляции, Вивальди направился в Вену, но его друг, император Карл VI, умер незадолго до приезда композитора, а Австрия погрузилась в войну за королевское наследство. В итоге, не найдя поддержки на закате жизни, Антонио Вивальди умер 28 июля 1741 года, и был похоронен как нищий.

28 июля 1741 года скончался композитор Антонио Вивальди. В истории музыки он — признанный гений, и, разумеется, вряд ли найдутся те, кто ни разу не слышал его произведений. Однако о самом Вивальди и его жизни известно не так много. Восстанавливаем справедливость — вспоминаем биографию великого композитора.

Антонио родился 4 марта 1678 года в Венецианской республике, в семье цирюльника Джованни Баттиста и Камиллы Каликкью. Ребенок родился раньше срока на два месяца и был очень слабым, в следствие чего был крещен сразу же после появления на свет. Позже врачи диагностировали у него «тесноту в груди», то есть астму. Это закрыло для Вивальди возможность играть в дальнейшем на духовых инструментах.

Вивальди мог написать полноценную оперу за 5 дней


Отец будущего музыканта в юности увлекался музыкой и научился играть на скрипке, позже ему было предложено место главного скрипача в капелле собора Святого Марка. Первые уроки игры на инструменте маленькому Антонио дал сам отец. Мальчик был настолько способным учеником, что уже с 1689 года замещал отца в капелле. Там юный гений находился в окружении духовных лиц, что и определило выбор будущей профессии: Вивальди решил стать священнослужителем. Впрочем, это на мешало ему продолжать занятия музыкой и совмещать два дела.

Дом Вивальди в Венеции

Впрочем, церковная карьера складывалась не гладко из-за слабого здоровья Вивальди. Он провел всего лишь несколько месс как священник, а после этого перестал исполнять свои обязанности, оставшись, впрочем, при этом священнослужителем. Антонио, зарекомендовавший себя превосходным музыкантом, получает предложение стать преподавателем в венецианской консерватории. Он обучал своих воспитанников как духовной, так и светской музыки. В эти годы Вивальди написал множество произведений для учеников — концертов, кантат, сонат, ораторий. В 1704 году помимо должности учителя скрипки, он получил обязанности преподавателя альта. В 1716 году он становится руководителем консерватории, ответственным за всю музыкальную деятельность.

Вивальди был одним из вдохновителей композитора Баха


В 1710-е Вивальди начинает приобретать известность как композитор. Его имя попало в «Путеводитель по Венеции», где он назывался виртуозным скрипачем. Путешественники, пребывающие в знаменитый итальянский город, разносят славу о Вивальди и за пределы Италии. Так, Вивальди был представлен датскому королю Фредерику IV, которому посвятил впоследствии 12 скрипичных сонат. С 1713-го Вивальди пробует себя в качестве оперного композитора. Им были написаны «Оттон на вилле» и «Роланд, притворяющийся безумцем» — эти произведения обеспечили Вивальди славу, а в следующие 5 лет было поставлено еще 8 опер композитора. Несмотря на бешеную нагрузку, Вивальди не уклонялся от своих обязанностей руководителя консерватории, успевая совмещать их с композиторской деятельностью.


Ванесса Мэй исполняет Вивальди

Не все, впрочем, с энтузиазмом воспринимали оперы Вивальди — так, композитор Бендетто Марчелло опубликовал памфлет, где высмеял творчество Вивальди. Это заставило Антонио приостановить работу над операми на несколько лет.

Именем Вивальди назван кратер на планете Меркурий


В 1717 году Вивальди принимает предложение занять место капельмейстера при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадт, губернатора Мантуи. Именно под впечателнием окрестностей этого городка и родился знаменитый цикл скрипичных концертов, известный в России как «Времена года» (правильное название «Четыре времени года»). Кроме того, в Мантуе Вивальди знакомится с оперной певицей Анной Жиро, которую впоследствии представляет всем как свою ученицу. Сестра Жиро, Паолина, всюду сопровождала композитора, взяв на себя заботу о его здоровье — приступы астмы донимали Вивальди. Обе девушки жили с Вивальди в его доме в Венеции, что вызывало негодование со стороны церковников, так как тот был все же духовным лицом. В 1738 году ему было запрещено служить мессу на основании «грехопадения» композитора. Впрочем, сам Вивальди опровергал всяческие сплетни и домыслы относительно своих отношений с сестрами Жиро, которые были лишь его воспитанницами.

Мантуя

Одним из ценителей музыки Вивальди был философ и писатель Жан-Жак Руссо, некоторые произведения композитора он исполнял на флейте. Среди почитателей его таланта был и император Карл VI, и в 1730-х Вивальди задумал переехать в Вену и занять место композитора при императорском дворе. Для того, чтобы собрать денег на путешествие, ему пришлось распродать свои рукописи по грошовой цене. Слава Вивальди померкла, он уже не был столь популярен в Венеции. Неудачи стали преследовать музыканта: вскоре после прибытия в Вену, умирает Карл VI, начинается война за австрийское наследство. Вивальди отбывает в Дрезден в поисках новой работы, но заболевает. В Вену он вернулся уже глубоко больным, нищим и всеми забытый. Умер Вивальди 28 июля 1741 года, его похоронили на кладбище для бедняков в простой могиле.

Почти на 200 лет творчество Вивальди было забыто

Музыкальное наследие Вивальди было забыто почти на 200 лет: только в 20-х гг. 20 века итальянский музыковед Джентили обнаружил уникальные манускрипты композитора: девятнадцать опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокальных сочинений. Считается, что за всю жизнь Вивальди написал более 90 опер, однако только 40 имеют полостью доказанное авторство.

Первые оркестры появились на рубеже XVII – XVIII веков. Они состояли из королевских придворных музыкантов, и композиторы писали музыку для тех инструментов, которые были у них в наличии. Оркестр, которым мы знаем его сегодня, начинает формироваться с середины XVII века, после того, как группа струнных инструментов обосновала в нём своё место.







г. ВЕНЕЦИЯ

1678–1741









Антонио Вивальди

1678–1741

4 марта 1678 года в Венеции в семье Вивальди появился первенец. Родившийся на седьмом месяце ребенок отличался столь слабой конституцией, что из-за смертельной опасности был тут же крещен повивальной бабкой под именем Антонио Лучио . Хотя у Вивальди родились затем еще два сына и три дочери, никто из них, за исключением первенца, не стал музыкантом. Младшие братья унаследовали от отца профессию парикмахеров.


О первых годах жизни Антонио известно немного. Его музыкальное дарование проявилось очень рано. Уже в возрасте десяти лет он часто замещал в оркестре собора Св. Марка своего отца, когда тот выступал за пределами Венеции. Первым и главным учителем Антонио был Джованни Баттиста Вивальди (его отец), к тому времени уже ставший известным виртуозом. Первое приписываемое Вивальди сочинение датируется1691 годом (13 лет). Виртуозный стиль игры молодого Вивальди и особенности его первых произведений также дают основание предполагать, что в начале 1700-х годов он занимался в Риме у Арканджело Корелли , знаменитого итальянского скрипача и композитора.


Огромное влияние на формирование юного Вивальди оказала музыкальная атмосфера города, где он родился и вырос. Решил избрать карьеру священника. Вероятно, на это решение Антонио повлияла многолетняя деятельность его отца в соборе Св. Марка . Согласно документам, 18 сентября 1693 года, в возрасте 15 с половиной лет Антонио Вивальди стал помощником священника. Судя по документам, Вивальди использовал возможность стать им, минуя специальный духовный семинар. Благодаря этому у него оставалось значительно больше времени для занятий музыкой. Неудивительно, что еще до завершения своего духовного образования он приобрел репутацию выдающегося скрипача-виртуоза .



"Оспедале делла Пиета" . Так начался первый период его блестящей педагогической и творческой деятельности.

Став педагогом одной из лучших "консерваторий" Венеции, Вивальди оказался в среде с блестящими музыкальными традициями, где перед ним открылись возможности для осуществления самых различных творческих замыслов. Подобно другим композиторам XVIII века, выступавшим в роли педагогов, Вивальди должен был регулярно создавать для своих учащихся огромное количество духовной и светской музыки - оратории, кантаты, концерты, сонаты и произведения других жанров. Кроме того, он занимался с хористами, репетировал с оркестром и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки. Благодаря столь интенсивной и многогранной деятельности Вивальди его "консерватория" стала заметно выделяться среди других в Венеции.



«Времена года» венецианского композитора Антонио Вивальди - первые четыре из двенадцати скрипичных концертов его восьмого опуса, одни из самых знаменитых его произведений и одни из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко . Концерты написаны в 1723 году и впервые опубликованы два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу.

Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Нужно добавить, что барочное художественное мышление не ограничивается единственным смыслом или сюжетом, и предполагает побочные смыслы, намёки, символы.


Первая напрашивающаяся аллюзия - четыре возраста человека, от рождения до смерти.

Столь же неприкрыт намёк на четыре региона Италии, согласно четырём сторонам света и пути солнца по небу. Это восход (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный, жаркий юг), пышный закат (Рим, Лаций) и полуночь (холодные предгорья Альп, с их замёрзшими озёрами).

В то же время Вивальди достигает здесь высот жанровости и прямой изобразительности, не чуждаясь юмора: в музыке присутствуют лай собак, жужжание мух, рёв раненого зверя и т. п.

Всё это, вместе с безукоризненно прекрасной формой, и обусловило признание цикла как бесспорного шедевра.







Созданные им "Времена года" , "Буря на море", "Адажио" и другие произведения – не просто гениальная по своей выразительности, полная внутренних тончайших градаций и драматизма музыка на все времена, радующая душу и сердце. Это классика инструментального (и в особенности сольного) концерта, зарождение которого как жанра связано в истории музыки с именем этого великого итальянца. Один из крупнейших представителей эпохи барокко, виртуоз скрипичного искусства, Вивальди внёс неизмеримый вклад в развитие оркестровой музыки. Настоящий знаток оркестра, он ввёл много нового в практику исполнения того времени: к примеру, включил в оркестр духовые инструменты, считавшиеся ранее пригодными только для исполнения военных маршей. Но его самой излюбленной музой всегда оставалась скрипка.

Детство и юность будущего композитора прошли в Венеции, где он появился на свет. Он был старшим из шести детей в семье скрипача капеллы собора Святого Марка, и первые уроки игры на скрипке и клавесине получил от отца. В 13 лет он написал первое самостоятельное произведение. Кроме того, мальчик часто подменял отца в капелле собора Святого Марка, когда тот был в отъездах. Постоянные контакты с духовенством повлияли на решение юноши начать карьеру в церковной службе. В 15-летнем возрасте Антонио был пострижен в монахи, однако (предположительно из-за тяжёлой болезни) продолжал жить дома, что давало ему ценную возможность не оставлять музыкальных занятий.

К 25 годам Вивальди был посвящён в духовный сан. За нетипичный для Венеции огненный цвет волос, унаследованный от отца, его прозвали "рыжим монахом". Однако отношения молодого священнослужителя с клерикальными кругами сразу не заладились. По сохранившимся свидетельствам, святые отцы не считали его достаточно ревностным монахом. Зато музыкантом Вивальди оставался что ни на есть ревностным: даже во время службы "рыжий монах" мог спешно покинул алтарь, чтобы записать тему фуги, которая внезапно пришла ему в голову. Через полгода церковной службы Вивальди, ссылаясь на плохое здоровье, окончательно отказался служить мессу. Уйдя с церковной службы, в сентябре 1703 года молодой музыкант стал преподавать игру на скрипке в венецианском благотворительном приюте для сирот "Пьета". Вскоре его уроки превратились в самые настоящие концерты, привлекающие внимание просвещённой венецианской публики. В 1713 году Вивальди стал директором консерватории "Пьета". В это же время молодой педагог стал делать первые шаги не только как талантливый исполнитель, но и как самостоятельный композитор. В 1706 году ему удалось добиться издания 12 трио-сонат, известных как "Опус 1". В этом же году состоялось первое официальное публичное выступление – концерт для французского посольства. В 1711 году вышел знаменитый сборник скрипичных концертов "Гармоническое вдохновение", в 1714 году - сборник "Экстравагантность".

Концерты Вивальди в скором времени приобрели большую популярность в Западной Европе. Сам Иоганн Себастьян Бах собственноручно переложил 9 скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа "для удовольствия и поучения". В эти же годы Вивальди создал свои первые оперы "Оттон" (1713), "Орландо" (1714), "Нерон" (1715). Впоследствии он создал ещё порядка 40 опер. В 1718 году 40-летний композитор на несколько лет покинул родную Венецию и отправился в Мантую, где писал инструментальные сочинения для герцогского двора, а также оперы для карнавальных сезонов. В 1725 году вышел один из самых знаменитых циклов Вивальди "Опыт гармонии и изобретения", состоящий из 12 скрипичных концертов. Среди них – легендарные "Весна", "Лето", "Осень" и "Зима". Этот опус стал последним изданным при жизни композитора. Конец 20-х - 30-е годы обычно называют "годами путешествий" в жизни Вивальди: он посещал различные европейские города, особенно ему нравились Рим, Вена, Прага. За частые странствия композитора в 1738 году уволили из ставшего родным за долгие годы оркестра "Пьета". Он продолжал работать с оперными спектаклями, в постановке которых участвовал лично. Однако они не имели особого успеха.

Незаслуженно всеми забытый, уставший и больной, 62-летний Вивальди в 1740 году покинул Венецию и отправился в своё последнее путешествие - в Вену. Там, в доме вдовы венского шорника, он и скончался. Вскоре его имя было окончательно забыто современниками, и лишь через 200 лет, в 20-е годы XX века, было обнаружено уникальное собрание его манускриптов. Потерянная слава сполна вернулась к маэстро: было издано полное собрание произведений Вивальди, включающее более 700 единиц. Его сочинения остаются одними из наиболее любимых и часто исполняемых по всему миру.

В наследии композитора – свыше 90 опер, около 45 концертов для струнного оркестра, 49 концерто гроссо (весь состав инструментов), более 30 концертов для трёх и более инструментов, а также множество сонат, кантат, серенад, симфоний. Однако одним из излюбленных жанров композитора всегда оставался сольный инструментальный концерт. Недаром Вивальди известен как мастер оркестра: не только в целом, но и в частности. Более 350 концертов для одного инструмента входят в наследие композитора.

"Вечерняя Москва" вспоминает музыкальные инструменты, которые Вивальди наиболее часто выбирал для сольных концертов:

1. Скрипка

Бесспорно, первое место в творчестве и в сердце композитора принадлежит скрипке. 253 из 350 сольных концертов написано именно для неё. Не говоря уже о её роли и в остальных концертах, где она использовалась в хоре с другими инструментами. Хотя скрипка и ранее была популярна среди музыкантов, Вивальди трактовал её музыкальную природу совершенно по-новому, утвердив новую драматизированную, так называемую "ломбардскую" манеру исполнения.

2. Фагот

Духовые инструменты – деревянные (фагот, флейта) и реже медные (валторн, труба) – представляют огромный интерес в наследии композитора, во-первых, потому, что выходят за пределы сферы исполнительской практики Вивальди (струнные инструменты); во-вторых, потому, что до него эти инструменты традиционно почти не входили в репертуар. Вивальди изменил эту практику, оставив после себя 38 сольных концертов для фагота с сопровождением. Кроме того, фагот используется почти во всех камерных концертах, где обычно соединяется с тембром виолончели.

Виолончель

Второй по значимости струнный инструмент для Вивальди после скрипки. Около 26 концертов для виолончели сохранилось в творческом наследии композитора, что было большим достижением для того времени: в XVII веке виолончель почти не использовалась в качестве сольного инструмента, будучи известной как инструмент сопровождения. Вивальди виртуозно раскрыл новую сущность инструмента, гармонично показав все грани его звучания, включая ранее не известные низкие тоны, и разработав новые техники игры на нём.

Флейта

В своём творчестве композитор разнообразно использовал оба типа флейты, существовавших в то время: продольную и поперечную. До Вивальди концертных сочинений, созданных специально для флейты, практически не было. Флейтисты исполняли произведения, написанные для скрипки или гобоя. Композитор стал одним из первых, кто раскрыл новые экспрессивные возможности звучания флейты в сольном концерте. Сохранилось 16 концертов Вивальди для флейты.

Гобой

В отличие от других относительно "нераскрытых" инструментов в композициях Вивальди, гобой занимал почётное место в оперных оркестрах XVII века. Особенно часто его использовали в "музыке под открытым небом". Сохранилось 12 концертов Вивальди для гобоя с оркестром, а также 3 концерта для двух гобоев. Многие из них были изданы ещё при жизни композитора.

Также композитор использовал такие инструменты, как виола д’амор (6 концертов), кларнет (3 концерта), мандолины (2 концерта для одной и двух мандолин с оркестром), лютню (2 концерта), валторны (2 концерта для двух валторн с оркестром) и трубы (1 концерт для двух труб).