Музыкальная гостиная XIX века. Концерт-беседа. Музыкальные жанры: кантата, концерт, оркестровый концерт, кончерто гроссо, танец, романс, месса, камерная музыка, опера, оперетта, оратория, страсти, симфоническая поэма, квартет, реквием, соната, сюита, симф

Цель урока: ввести ребят в большой мир музыки. Повторить пройденный материал.

Задачи урока:
1. Закрепление знакомых понятий: танец, песня, марш.
2. Обучение умению различать средства музыкальной выразительности.
3. Изучение новых терминов и понятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 13

Конспект открытого урока по музыке

Во 2-ом классе

По теме:

« В концертном зале».

« Симфонический оркестр».

Учитель музыки 1-ой категории

Назарова Светлана Амировна.

Г. Павловский Посад

Тема урока: « В концертном зале».

« Симфонический оркестр».

Цель урока: ввести ребят в большой мир музыки. Повторить пройденный материал.

Задачи урока:

  1. Закрепление знакомых понятий: танец, песня, марш.
  2. Обучение умению различать средства музыкальной выразительности.
  3. Изучение новых терминов и понятий.

Оборудование: учебник 2 класс(

Компьютерное оборудование;

DVD-диски с классическими произведениями: П.И.Чайковского, Н.А. Римский-Корсакова, В.А.Моцарта, Ф.Шопена и др.

На доске : записаны слова и словосочетания: концертный зал, консерватория, композитор, дирижёр, лад, и т.д.

Ход урока:

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о музыкальном театре и познакомились с образами детских опер и балетов. (Задать наводящие вопросы по пройденной теме.)

Дети: (Отвечают на вопросы по теме.)

Учитель: В каждом крупном городе России есть театр оперы и балета. В Москве это известный во всём мире Большой театр и Детский музыкальный театр имени Натальи Ильиничны Сац. (сл. 2,3 ). Вы уже знаете о композиторах, пишущих музыку для оперы и балета, о ведущих артистах сцены, о музыкальных инструментах. (портреты композиторов )

Один из лучших концертных залов России находится в Московской консерватории им. П.И.Чайковского. (сл. 4 ) Откроем учебник на развороте страниц 90-91 « В концертном зале», мы видим Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского. Перед входом в консерваторию- памятник композитору. Красивый занавес раскрывает сцену где выступает симфонический оркестр - (исполнитель), в зрительном зале- (слушатели ). Дирижёр принимает благодарное рукопожатие.

Консерватория - высшее музыкальное учебное заведение.

Учитель: Кто в концертном зале? Смотрим в учебник, отвечаем и подписываем картинки.(сл. 12 )

Дети: Ответы учащихся.

Учитель : В чём разница между музыкальным театром и концертным залом?

Дети: Оркестр находится в оркестровой яме, а в концертном зале – на сцене; зрители подходят к дирижёру. В музыкальном театре декорации на сцене.(сл. 9,10,11,12 )

Учитель: НЕ случайно определение гласит, что симфония – это согласие, созвучие, слияние всех голосов, красота и гармония. Давайте послушаем музыкальное произведение. (фо-но) Сколько инструментов прозвучало?

Дети: Один – фортепиано.

Учитель: Послушайте ещё одно произведение. (симфон. оркестр)

А теперь сколько инструментов прозвучало?

Дети: Много.

Учитель: Какая из них весёлая, какая грустная? Есть разница?

Дети: Ответы детей. (сл.13,)

Учитель: В каждой сказке есть чудо. Вспомните пожалуйста в какой сказке А.С.Пушкина имелись три чуда?

Дети: « Сказка о царе Салтане». (1-ое чудо Белка; 2-ое чудо Тридцать три богатыря; 3-е чудо царевна Лебедь)

Учитель: Давайте послушаем фрагмент из этой оперы(полёт шмеля), а написал оперу великий русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков. (сл.14,15)

Учитель: Звуки с мелодией ладят. Лад – сочетание звуков. Мажорный лад – весёлый. Минорный лад – грустный. Лад показывает характер мелодии. (показ схемы - терминов )

Что такое интонация?

Дети: Выразительность.

Учитель: Какие интонации вы знаете?

Дети: Удивлённая, восхищённая, ласковая, радостная, обиженная.

Учитель: Какие темпы вы знаете? (показ схемы )

Дети: Быстрый, медленный, очень быстрый, очень медленный, средний.

Учитель: Ребята, давайте разберёмся, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра, и как они звучат.

Инструменты в оркестре объединены в группы, и они имеют свои названия. (сл. 16)

Понятие семейство струнные не случайно, так как у этих инструментов действительно такие голоса:

Контрабас – как у папы

Виолончель – как у мамы

Скрипка-альт – как у сына

Скрипка – как у дочери

И так, кто нужен для того, чтобы зазвучала музыка?

Дети: Композитор, исполнитель, слушатель.

Учитель: Какую музыку вы слушали?

Дети: Классическую, грустную, весёлую, громкую, тихую и т.д

Итог урока:

Учитель: С какими новыми музыкальными терминами мы сегодня познакомились?

Дети: Лад, мелодия, темп, контраст.

Учитель: Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Молодцы. Спасибо за урок.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Рассвет. Ещё не знаем ничего. Обычные « Последние известия»….. А он уже летит через созвездия. Земля проснется с именем его. Волненье бьет, как молоток по нервам, Не каждому такое по плечу: Встать и пойти в атаку, самым первым Искать!- других сравнений не хочу!!!

У лунного моря, особый секрет - На море оно не похоже Воды в этом море, ни капельки нет И рыба не водится тоже. В волны его, невозможно нырнуть, Нельзя в нем плескаться, нельзя утонуть. Купаться в том море, удобно лишь тем, Кто плавать, ещё не умеет совсем! Джанни Родари.

Вселенная

Прежде чем отправить человека в космос, путь к звёздам проложили животные. Кто эти животные, как их звали?

Белка и Стрелка.

Кто из жителей Земли первым полетел в Космос?

Первым человеком, покорившим космос, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Первый в мире полет человека в космическое пространство состоялся 12 апреля 1961 года. Полёт продолжался 1 час 48мин. Корабль «Восток» совершил один виток(оборот) вокруг Земли. Полёт Гагарина открыл новую эру в истории мировой науки- эру космонавтики.

Одежда космонавта - скафандр. Его космонавты надевают при запуске и спуске ракеты, когда выходят в открытый космос.

Перед полётом.

При запуске и спуске ракеты космонавты ложатся в специальное « Ложе».

Что едят космонавты? Едят космонавты продукты питания, которые хранятся в консервированном виде. Перед использованием консервы и тюбики разогревают, а пакеты с первым и вторым блюдами, разводят водой.

Питание космонавтов.

Свободный полёт.

В открытом космосе

Первым вышел в открытый космос. 18 марта 1965 года Советский летчик – космонавт Алексей Леонов первым в мире вышел в открытый космос с корабля « Восход – 2» . Командиром корабля был летчик-космонавт Павел Беляев. Он пробыл в открытом космосе 20 минут. Корабль был оборудован шлюзовой камерой, через которую выходил космонавт в космос. Она похожа на трубу, с двух сторон герметично закрывается люками. Ранец с запасом воздуха подсоединили крепкий трос (фал – трос) – связывал космонавта с кораблем. Внутри троса проходит телефонный провод, по которому говорят с командиром корабля.

Работа в открытом космосе

Песни посвященные космосу и космонавтам: « Я – Земля» - муз. Вано Мурадели « Родина слышит, Родина знает…» - муз. Д.Шостакович « Я верю, друзья, караваны ракет». « Трава у дома».

Славится песня словами.

Родина слышит!

Проведение викторины: « Что мы знаем об освоении космоса?»

1)Потеря веса телами во время космического полёта называется....... (невесомость) 2) Укажите советского ученого – главного конструктора пилотируемых космических аппаратов. (Сергей Павлович Королёв)

3) Как называется космический корабль, на борту которого первый космонавт планеты совершил полёт? (« Восток») 4) Как звали женщину – космонавта, у которой позывной радиосвязи был « Чайка» ? (Валентина Терешкова) 5) Как звали первого космонавта? 6) Назовите самую удалённую от Солнца планету в Солнечной системе. (Нептун)

Загадки про космос: Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит. Ответ: космонавт Крыльев нет, но эта птица Полетит и прилунится. Ответ: луноход Чудо-птица – алый хвост Прилетела в стаю звезд. Ответ: ракета

Волчок, волчок, Покажи другой бочок, Другой бок не покажу, Я привязанный хожу. Ответ: луна У бабушки над избушкой Висит хлеба краюшка. Собаки лают, достать не могут. Ответ: месяц На каком пути ни один человек не бывал? Ответ: млечный путь

По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает. Ответ: звёзды Рассыпалось ночью зерно, А утром – нет ничего. Ответ: звёзды

« Облетев Землю в корабле- спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!....» Юрий Гагарин.

Презентацию подготовила учитель МОО СОШ №13 Назарова С.А.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Святые земли Русской

О РОССИИ ПЕТЬ- ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ Раздел темы по предмету « Музыка» Авторы учебников « Музыка» - (1-4) классы: Г.П.Сергеева; Е.Д.Критская; Т.С.Шмагина.

Сегодня мы с Вами еще раз поговорим на тему «Святые земли Русской» из раздела в учебнике: «О РОССИЕ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ». Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались? Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг. Но прежде чем перейти к теме, посмотрите на экран. Чей лик изображен на иконе, и кто этот человек?

Правильно. Это- Иисус Христос. Его звали Иисус, он был плотником по наследию своего земного Отца. Родился в городе Вифлееме, он называл себя - Миссией. Но кем он был на самом деле? –учителем, философом, а может врачом или пророком, гуманистом или проповедником? Жизнь, которую вел Христос, чудеса, которые Он творил, Его слова, Его смерть на кресте, воскресение и вознесение на небеса – все это указывает на тот факт, что Он был не просто человеком, а Кем-то большим, чем человек. Иисус утверждал: «Я и Отец – одно». «...видевший Меня видел Отца» и «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня». Один писатель говорил: « прошло двадцать столетий, но и сегодня Он остаётся центральной личностью всей истории человечества…»

Земная жизнь Иисуса

Как вы думаете как же звали маму Иисуса?

Мария. Это прекрасное имя - которой посвящено очень много разных икон с изображением лика Богородице. Давайте послушаем произведение: « А ve Maria »- Ф.Шуберта.

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье….

Сикстинская мадонна

Владимирская икона

Утренняя молитва Молись, дитя, мужай с годами, И пусть на склоне долгих лет Такими ж светлыми очами Тебе глядеть на белый свет. С. Никитин Сборник «Детский альбом» Пётр Ильич Чайковский посвятил своему племяннику Володе Давыдову. Пьесы этого сборника связаны с играми, переживаниями ребёнка, событиями прожитого им дня, который обычно начинался и заканчивался молитвой.

Приходя в церковь мы слышим прекрасные звуки одного единственного инструмента. О каком инструменте идет речь, как вы думаете?

Колокола – русское чудо! Колокольные звоны – это голос Родины. Благовест – благая весть. Благо –добро, радость, счастье, праздник, мир, покой. Величание- это молитвенное торжественное песнопение (величать- значит восхвалять, славить, чествовать). Торжественный перезвон. Всполошный колокол. Набатный колокол. Метельный звон. Колокола

Великий колокольный звон. Что такое Благовест – мы уже знаем. Дадим определение другим названиям. Мне хотелось бы, чтобы из всей возможной палитры звучания колокола как инструмента православного храма вы запомнили благовест. Торжественный перезвон – которым встречали победоносных ратников. Всполошный колокол – предупреждавший жителей города о появлении неприятеля. Набатный колокол – который оповещал о войнах и пожарах. Метельный звон – помогавший найти дорогу заблудившимся путникам. Одни люди любили звонить, а другие любили слушать, и среди слушателей находились сочинители музыки, включавшие звоны колоколов в свои произведения. « Богатырские ворота» - М. Мусоргского кантата С.Прокофьева « Александр Невский» - « Вставайте, люди русские». и др.

Святые земли Русской. У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена святостью, а деяния и служение народу были угодны Богу, ещё более чтимы на земле. Вспомним имена русских святых, с которыми мы уже познакомились: Это в полной мере относится к Александру Невскому (1220-1263) и Сергию Радонежскому (1314-1392), княгиня Ольга и князь Владимир, Кирилл и Мефодий (церковь празднует их память 24 мая) , Илья Муромец (преподобный Илья Муромский Чудотворец. Его память церковь празднует 1 января мощи Святого хранятся в Киево - Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра), и др. В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь- гимн – стихиру.

Серафим Саровский

Вера,надежда,любовь и Св. Софья

Юность Сергия Радонежского

Юность Сергия Радонежского Ему покорны были звери, Делил он часто с ними снедь, Его убогой кельи двери Хранил в глухую ночь медведь. Он долго был безвестен люду, Но наступили времена, И имя Сергия повсюду Узнала Русская земля. (Отрок Варфоломей стал монахом и получил новое имя – Сергий Радонежский.)

Князь Владимир и Княгиня Ольга

Баллада о князе Владимире « Баллада о князе Владимире» на стихи А. Толстого является народным песнопением. Она близка историческим народным песням. Здесь мы знакомы с музыкой величания, взятой из церковного обихода. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями. В балладе посвящение образам святых – княгине Ольге и князю Владимиру. Ольга и Владимир не только русские князья, но и русские святые. Русская православная церковь называет их равноапостольными, т.е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа- апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь. Княгиня Ольга была одной из первых христианок нашей земли, а внук её – князь Владимир – крестил Русь, т.е. обратил в христианство всё подвластное ему государство. Образы святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира, (показ на слайдах) являются фрагментами росписи В.Васнецова Владимирского кафедрального собора в Киеве. В.Васнецов хорошо знал старинные русские и восточные узоры и орнаменты. Он изобразил княгиню Ольгу и князя Владимира в византийских одеждах (именно в Византии Ольга приняла крещение).

Крест, церковь в руках Ольги, меч на её поясе – всё это символы княжеской власти и признаки святых земли Русской. Павлины на ткани одежды княгини Ольги символизируют вечную жизнь. (прочитать отрывок о князе и княгине с учебника муз. 3-кл.) Вот мы и познакомились еще с одними из многих русских святых, но это лишь небольшая часть людей, которые несли на Руси свет Истины, Добра, Правды. Все они по-разному делали одно и тоже дело: утверждали наше Отечество как сильное, единое, православное государство. Русская православная церковь установила день памяти Всех русских святых, и в честь этого праздника была написана « Икона Всех святых, в земле Русской просиявших». (показ на слайдах изображение иконы)

На иконе изображено очень большое количество людей. По канону группы святых расположены на иконе по кругу, по ходу солнца, последовательно отображая юг, запад, север и восток России, просвещенной светом православной веры. В верхней части иконы, в центральном радужном медальоне, Святая Троица. По обе стороны от медальона наряду с образами Богородицы, святого Иоанна Крестителя и другими изображены просветители Кирилл и Мефодий, а также множество иных угодников, так или иначе исторически связанных с Русской церковью. Расположенная в верху икона « Троица» преподобного Андрея Рублёва, заключенная в круг, освящает собор(собрание, сбор) русских святых. В нижней части иконы- корень православной Русской державы, святой Киев со своими угодниками – просветителями Русской земли. Сердцевиной русского исторического древа является « славный град Москва», «корень царства». Московские святые находятся под кровом Владимирской иконы Божией Матери. Справа от Москвы -святая Троице- Сергиева лавра с преподобным Сергием Радонежским и его ближайшими учениками. Помимо иконы к празднику Всех русских святых была написана стихира русским святым, которая поется в самый торжественный момент для совместного с народом молитвенного обращения к прославляемым святым. Икона Всех святых.

Сегодня вы познакомились ещё раз со Святыми земли Русской, со старинной русской музыкой – колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов – больших и маленьких. Надеюсь, что занятие вам понравилась и надолго запомнится. Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон «благовест», т.е. звон который рассказывает о доброй вести.

Презентацию подготовила учитель музыки МОУ СОШ № 13 Назарова Светлана Амировна.


МОУ СОШ № 13

Конспект открытого урока по музыке

во 2-ом классе

по теме:

« В концертном зале».

« Симфонический оркестр».

Назарова Светлана Амировна.

г. Павловский Посад

Тема урока: « В концертном зале».

« Симфонический оркестр».

Цель урока: ввести ребят в большой мир музыки. Повторить пройденный материал.

Задачи урока:


  1. Закрепление знакомых понятий: танец, песня, марш.

  2. Обучение умению различать средства музыкальной выразительности.

  3. Изучение новых терминов и понятий.
Оборудование: учебник 2 класс(

DVD-диски с классическими произведениями: П.И.Чайковского, Н.А. Римский-Корсакова, В.А.Моцарта, Ф.Шопена и др.

На доске : записаны слова и словосочетания: концертный зал, консерватория, композитор, дирижёр, лад, и т.д.

Ход урока:

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о музыкальном театре и познакомились с образами детских опер и балетов. (Задать наводящие вопросы по пройденной теме.)

Дети: (Отвечают на вопросы по теме.)

Учитель: В каждом крупном городе России есть театр оперы и балета. В Москве это известный во всём мире Большой театр и Детский музыкальный театр имени Натальи Ильиничны Сац. (сл. 2,3). Вы уже знаете о композиторах, пишущих музыку для оперы и балета, о ведущих артистах сцены, о музыкальных инструментах. (портреты композиторов )

Один из лучших концертных залов России находится в Московской консерватории им. П.И.Чайковского. (сл. 4) Откроем учебник на развороте страниц 90-91 « В концертном зале», мы видим Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского. Перед входом в консерваторию- памятник композитору. Красивый занавес раскрывает сцену где выступает симфонический оркестр - (исполнитель), в зрительном зале- (слушатели ). Дирижёр принимает благодарное рукопожатие.

Консерватория - высшее музыкальное учебное заведение.

Учитель: Кто в концертном зале? Смотрим в учебник, отвечаем и подписываем картинки.(сл. 12)

Дети: Ответы учащихся.

Учитель : В чём разница между музыкальным театром и концертным залом?

Дети: Оркестр находится в оркестровой яме, а в концертном зале – на сцене; зрители подходят к дирижёру. В музыкальном театре декорации на сцене.(сл. 9,10,11,12)

Учитель: НЕ случайно определение гласит, что симфония – это согласие, созвучие, слияние всех голосов, красота и гармония. Давайте послушаем музыкальное произведение. (фо-но) Сколько инструментов прозвучало?

Дети: Один – фортепиано.

Учитель: Послушайте ещё одно произведение. (симфон. оркестр)

А теперь сколько инструментов прозвучало?

Дети: Много.

Учитель: Какая из них весёлая, какая грустная? Есть разница?

Дети: Ответы детей. (сл.13,)

Учитель: В каждой сказке есть чудо. Вспомните пожалуйста в какой сказке А.С.Пушкина имелись три чуда?

Дети: « Сказка о царе Салтане». (1-ое чудо Белка; 2-ое чудо Тридцать три богатыря; 3-е чудо царевна Лебедь)

Учитель: Давайте послушаем фрагмент из этой оперы(полёт шмеля), а написал оперу великий русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков. (сл.14,15)

Учитель: Звуки с мелодией ладят. Лад – сочетание звуков. Мажорный лад – весёлый. Минорный лад – грустный. Лад показывает характер мелодии. (показ схемы - терминов )

Что такое интонация?

Дети: Выразительность.

Учитель: Какие интонации вы знаете?

Дети: Удивлённая, восхищённая, ласковая, радостная, обиженная.

Учитель: Какие темпы вы знаете? (показ схемы )

Дети: Быстрый, медленный, очень быстрый, очень медленный, средний.

Учитель: Ребята, давайте разберёмся, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра, и как они звучат.

Инструменты в оркестре объединены в группы, и они имеют свои названия. (сл. 16)

Понятие семейство струнные не случайно, так как у этих инструментов действительно такие голоса:

Контрабас – как у папы

Виолончель – как у мамы

Скрипка-альт – как у сына

Скрипка – как у дочери

И так, кто нужен для того, чтобы зазвучала музыка?

Дети: Композитор, исполнитель, слушатель.

Учитель: Какую музыку вы слушали?

Дети: Классическую, грустную, весёлую, громкую, тихую и т.д.

Итог урока:

Учитель: С какими новыми музыкальными терминами мы сегодня познакомились?

Дети: Лад, мелодия, темп, контраст.

Учитель: Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Молодцы. Спасибо за урок.

В концертном зале.

Триединство « композитор – исполнитель – слушатель», предполагает накопление слухового опыта детей при восприятии различных музыкальных произведений, сочиненных русскими и зарубежными композиторами. Раздел « В концертном зале» помогает закрепить представления детей о таких музыкальных жанрах, как симфоническая сказка, увертюра к опере, симфония, инструментальный концерт, и т.д.

Дети знакомятся не только с произведениями, написанными для симфонического оркестра и отдельных инструментов(фортепиано, флейта, скрипка, виолончель и др.), но и с известными исполнителями, концертными залами, исполнительскими конкурсами.

Ролевые игры « На концерте», «В гостях у композитора», « Мы – исполнители», которые можно организовать на уроке музыки, будут готовить детей к ситуации посещения концертного зала, развивать их внимание к особенностям посещения концерта – праздничная одежда, знакомство с афишей и программой концерта, слушание музыки в тишине, выражение своего позитивного отношения к понравившимся музыкальным произведениям и их исполнителям (аплодисменты) и пр.

УРОК МУЗЫКИ во 2 классе. 3 четверть. В концертном зале.

Цель урока: Закрепить и обобщить знания о группах и инструментах симфонического оркестра, а также познакомить учащихся с их тембровыми характеристиками.

Тип урока: Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: изд. «Просвещение», 2011

Используемая методическая литература: Газарян С. «В мире музыкальных инструментов» - М, 1989; Чулаки М. «Инструменты симфонического оркестра» - М, 2000г, "Петя и Волк" мультфильм-презентация.

Используемое оборудование: Фортепиано, Компьютер, Мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: Симфонический оркестр. Медные духовые, ударные и отдельные инструменты Симфонический оркестр. Струнно-смычковые и деревянные духовые инструменты

Краткое описание: Урок проводится во 2 классе III четверти, раздел "В концертном зале". Урок посвящен обобщению знаний о группах симфонического оркестра и выявлению понятия «тембровая окраска» звука. Учащиеся должны понять, что инструментальный мир музыки богат и разнообразен, у каждого инструмента свой неповторимый голос, помогающий вносить яркие краски в музыкальную палитру.

Цель: Закрепить и обобщить знания о группах и инструментах симфонического оркестра и познакомить учащихся с особенностями их тембровых характеристик.

Задачи:

личностные: - развивать интерес к искусству, уметь найти свою позицию в искусстве;

Обогащать эмоционально-волевую сферу учащегося.

образовательные: - расширить знания о симфоническом оркестре;

Конкретизировать слуховые представления учащихся о тембровой окраске музыкального инструмента;

Формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра.

развивающие: - развивать тембровый слух;

Совершенствовать вокально-хоровые, ансамблевые навыки.

воспитательные: - формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;

Создавать атмосферу для творческой деятельности детей.

коммуникативные: - находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: С.С.Прокофьев, оркестр, тембр, симфоническая сказка.

План урока:

1. Организационный момент. Активизация внимания.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

3. Открытие новых знаний.

4. Проверка усвоения нового материала

5. Вокальная работа.

6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

7. Подведение итогов урока.

Ход урока:

1. Организационный момент. Активизация внимания.

Опять пролетит по утру,

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью, добру!

Сегодня на уроке мы поговорим о тембровом развитии, а также об инструментах симфонического оркестра. Вы готовы? Тогда начнём!

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

Звучит музыка: Пётр Ильич Чайковский - Танец маленьких лебедей (из балета ""Лебединое озеро"")

Представим, что мы стоим с вами перед огромным зданием со сверкающими буквами “МУЗЫКА”. Множество дверей распахнуто настежь под разными вывесками: “Симфоническая музыка”, “Народная музыка”, “Эстрадная музыка”. У каждого входа народ толпится, – где больше, где меньше. Как вы думаете, из какой двери доносится эта музыка? («Симфоническая музыка»)

Мы должны непременно попасть туда. А войти в эту дверь непросто – нам нужно заполнить волшебную корзину, которую самый главный враг Музыки - Шум опустошил!

Прием «Корзина идей, понятий, имён». (Идет актуализация имеющегося у детей опыта и знаний. На доске нарисован значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают о симфонической музыке).

Что же мы положим в эту корзину? (оркестр, дирижер, скрипка, альт, виолончель, контрабас; флейта, кларнет, гобой, фагот; труба, тромбон, валторна, туба; литавры, барабан, треугольник, тарелки, бич, гонг и т.д.) Но перед дверью стоит строгий контролёр Скрипичный Ключ, который проверяет ваши знания.

Приём «Шаг за шагом» (блиц-опрос)

Что такое оркестр?

Что такое симфонический оркестр?

Самый главный человек в оркестре?

Перечислите группы симфонического оркестра.

Какие инструменты звучат при вдувании в них воздуха?

Назови самые большие инструменты симфонического оркестра?

Ура! Вы правильно ответили на все вопросы. Для того, чтобы открылась заветная дверь, осталось совсем немного. Нужно разобрать все инструменты по группам. Несмотря на то, что в симфоническом оркестре огромное количество музыкальных инструментов, все они разделены на четыре большие группы.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?» Давайте вспомним эти группы и распределим по ним все инструменты. Нам в этом поможет игра «Кто, где живёт?» Правила игры таковы: вы должны выстроить на цветных карточках (это группы симфонического оркестра) цепочку необходимых инструментов (4 учащихся выполняют задание у доски, у каждого своя группа инструментов).

Молодцы! Вы замечательно справились со всеми трудностями, стоящими перед нами. А теперь внимание! Слышите?

Звучит музыка: Людвиг Ван Бетховен - фрагмент из ""Пасторальной симфонии""

Из открывающейся перед нами двери звучат волшебные звуки музыки симфонического оркестра. Мы заходим в страну симфонической музыки….

Каких только инструментов здесь нет! Все они распределены в строгом порядке. Теперь мы видим, как выглядит симфонический оркестр, какой тут порядок – у каждой группы инструментов своё место. Но ещё есть не разгаданная тайна в этом оркестре!...

3. Открытие новых знаний.

Когда мы слышим игру на каком-нибудь инструменте, музыка пробуждает наши чувства: радость или печаль, тревогу или покой… Не задумывались ли вы над тем, что музыкальные инструменты своим характером, поведением удивительно похожи на людей?! Каждый из них – важная персона! Они могут быть общительны или замкнуты, говорливы и молчаливы; внешне блестящие, громогласные или невзрачные, с тихими голосами. Одни из них больше любят рассказывать о ярких героических событиях, другие чаще повествуют о тишине лесов и полей…

Звучит музыка: Жорж Бизе - Увертюра к опере ""Кармен""

Что же помогает инструментам быть такими разнообразными? (их голоса, размер, материал изготовления)

Что такое тембр инструмента? (Это «голос» инструмента. )

Тембр – это окраска звука, он используется как важное средство музыкальной выразительности. Сегодня на уроке мы будем слушать голоса инструментов симфонического оркестра и попытаемся определить их тембр звучания. Не секрет, что у каждого инструмента, у каждой группы симфонического оркестра есть свой тембр.

Звучит музыка : Антонио Вивальди – «Весна» (из цикла ""Времена года"" )

Струнная группа - фундамент, основа оркестра. Эти инструменты обладают поистине бесценными качествами: мягкостью, напевностью, теплотой и ровностью тембра.

Скрипка - звук ее нежный, легкий и певучий, обладает в то же время удивительной сочностью и компактностью. Скрипке поручаются развернутые сольные партии.

Альт - тон у него матовый, грудной. Солирует альт в оркестре довольно редко.

Виолончель - тембр ее - теплый, сочный, выразительный; «грудное» звучание инструмента часто сравнивают с человеческим голосом.

Контрабас - тембр у контрабаса - густой, «вязкий».

Деревянная духовая группа она обладает специфическими качествами - силой и компактностью звучания, яркими красочными оттенками. Голоса их очень схожи с человеческими.

Флейта-пикколо - т ембр ее пронзительный, резкий.

Флейта звук легкий и звонкий, а в верхнем регистре - свистящий, холодный.

Гобой - звучит по-разному. Верхние звуки его пронзительны, крикливы, нижние - резки и грубоваты, а средний регистр - сочный, очень выразительный (правда, несколько гнусавого оттенка). На гобое великолепно звучат протяжные лирические мелодии.

Кларнет - звучание теплое, ясное, а в самом верхнем регистре - пронзительное

Фагот - самый низкий по звучанию и самый крупный по величине инструмент в группе деревянных духовых. Тембр фагота мрачный, резкий, чуть хриплый Инструмент звучит то гнусаво, то насмешливо, то несколько «ворчливо», то печально.

Медная духовая группа - она вносит в оркестр новые яркие краски, придаёт звучанию мощь и блеск.

Валторна - тембр её мягкий, певучий, богатый красками.

Труба - окраска тембра яркая, праздничная, звонкая. Трубе часто поручаются четкие военных сигналы.

Тромбон - инструмент низкого регистра и грозного, «массивного» тембра. Звучит мощно и увесисто

Туба - самый низкий по звучанию медный духовой инструмент. Тембр ее очень густой, насыщенный и глубокий.

Итак, современный симфонический оркестр - это гигантский звуковой организм, в котором переплетено множество различных голосов.

З вучит музыка: Н. Римский-Корсаков «Испанское каприччио»

4. Проверка усвоения нового материала

Приём «Услышать-обсудить-ответить»

«Третий лишний» (учащиеся обсуждают услышанные инструменты, выявляют лишний)

    Скрипка, контрабас, баян

    Гобой, труба, кларнет

    Барабан, альт, виолончель

    Тромбон, фагот, валторна

Ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием, а по тембру вы сможете узнать инструменты симфонического оркестра? Сейчас мы с вами послушаем звучание некоторых инструментов и постараемся дать характеристику их тембров.

Пластическое интонирование

В этом нам поможет ваше воображение: вы должны жестами, движениями рук показать тот инструмент, звучание которого вы услышите. (звучат музыкальные примеры, учащиеся имитируют игру на них)

1. П. Чайковский Третья сюита для оркестра (скрипка)

2. П. Чайковский Симфония №5 (валторна)

3. К. Сен-Санс «Слон» из сюиты «Карнавал животных» (контрабас)

4. И. С. Бах сюита №2 (флейта )

5. Д. Шостакович симфония №1 III ч. (виолончель)

6. Д.Шостакович симфония №7 I ч. (фагот )

7. Л. Бетховен увертюра «Леонора» № 3 (труба)

8. П. Чайковский симфоническая фантазия «Франческа да Римини» (кларнет)

9. М.П. Мусоргский - М.Равель «Быдло» из «Картинок с выставки» (туба)

Молодцы! Теперь я уверена, что в стране симфонической музыки вы не заблудитесь.

5. Вокальная работа.

А сейчас пришло время подкрепить наш материал песней эстонского народа «У каждого свой музыкальный инструмент»

О каких музыкальных инструментах в ней поётся? (волынка, дудка, рожок)

Могут ли они жить в симфоническом оркестре? (Нет)

Почему? (Это народные инструменты)

На что нужно обратить внимание при исполнении данной песни?

(на танцевальный характер)

6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Молодцы, ребята! Хорошо справились с работой над песней, а сейчас для того, чтобы закрепить умение слушать и отличать инструменты симфонического оркестра, мы с вами познакомимся с симфонической сказкой Сергея Прокофьева «Петя и Волк». Это повествование о мальчике Пете, который проявляет храбрость и смекалку, спасает своих друзей и захватывает волка

Нам эта пьеса поможет определить различные инструменты, т.к. каждый персонаж в ней представлен определённым инструментом и отдельным мотивом: например, Петя - струнные инструменты. Птичка - флейта в высоком регистре, Утка – гобой, Дедушка – фагот, Кошка – кларнет, Волк – валторна. После ознакомления с представленными инструментами, постарайтесь запомнить, как звучит каждый инструмент.

6. Подведение итогов.

Приём технологии критического мышления.

Подведём итог:

Заполните:

1. Мне понравилось на уроке…

2. Я сегодня узнал…

3. Я хочу ещё послушать…

4. Я хотел бы научится играть на…

Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки.

Домашнее задание: сравнить свой тембр голоса, своих родственников с тембрами музыкальных инструментов и записать их в тетрадь.

Выход из класса под музыку

Цель: В непринужденной, задушевной обстановке, отдохнуть, познакомить гостей с композиторами XIX века, с их произведениями, послушать романсы X IX века в исполнении популярного певца Вадима Кудрявцева.

Оформление. В зале стоит нарядная елка. Расставлены столики. Гости - учителя Фоминской школы и сотрудники детского сада заходят и салятся за столики, на которых стоят свечи.

Ведущая: Добрый вечер, дорогие друзья! Разрешите мне поздравить вас с праздником Рождества Христова и пожелать вам всяческих благ! Сегодня в канун старого Нового года наша музыкальная гостиная приветливо открыла для вас двери. Сегодня мы поговорим о музыкальной гостиной 19 века. Что это из себя представляло? В то время в дворянских домах было принято устраивать приемы, хозяева дома приглашали друзей, знакомых, и знаменитых людей, музыкантов, певцов, поэтов, художников. Давайте мысленно перенесемся в то далекое время, и поговорим о музыке, стихах, романсах, которые звучали в те времена. Поможет нам в этом чудесный «Вальс» Г.Свиридова, написанный им к повести А. Пушкина «Метель». Погасите свет, зажгите на своих столах свечи. Можно покружиться под музыку вокруг елки.

Звучит «Вальс» муз. Г. Свиридова. Играет оркестр народных инструментов /фонограмма/

Ведущая: Какая же музыка звучала в музыкальных гостиных? Произведения зарубежных и русских композиторов исполнялась как любителями-музыкантами, так и профессиональными исполнителями. Очень часто можно было услышать музыку Баха. Иоганн Себастьян Бах великий немецкий композитор 18 века. Жизнь Баха сложилась внешне мало примечательно. Он ни разу не покинул пределов своей страны и не приобрел мировой славы при жизни. Большой интерес к музыке Баха возник много лет спустя после его смерти. Издается полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира начинают играть музыку Баха, поражаясь ее красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. Послушайте два произведения Баха. Первое- это «Шутка» из оркестровой сюиты си минор. Произведение прозвучит в исполнении в четыре руки на фортепиано. Для вас играет музыкальный руководитель Самойлова И.М. и ученица школы искусств Настя Щеренкова.

«Шутка» И.Бах.

Ведущая: Иоганн Себастьян служил придворным музыкантом и городским органистом. В городе Веймаре он создает свои лучшие органные сочинения. В городе Кетене он создает свои произведения для клавира. Органные и клавирные произведения - это вершина его творчества. Бах пишет много инвенций предназначенных для занятий со своим старшим сыном. В наше время инвенции стали обязательными пьесами в программах музыкальных школ, а прелюдии и фуги - в училищах и консерваториях. Сейчас двухголосную инвенцию исполнит на фортепиано ученица 4 класса школы искусств Настя Щеренкова. А эпиграфом к музыке Баха я хочу предложить вам стихи поэта и композитора 19 века Николая Огарева.

Воспитатель Ободова Е.С. читает с места стихотворение «Звуки». Н Огарева.

Как дорожу я прекрасным мгновеньем. Музыкой вдруг наполняется слух.

Звуки несутся с каким-то стремленьем. Звуки откуда-то льются вокруг.

Сердце за ними стремится тревожно. Хочет за ними куда-то лететь

В эти минуты растаять бы можно. В эти минуты легко умереть.

«Инвенция» фа мажор. И.Бах.исп. на фортепиано.

Ведущая: Более двухсот лет прошло с тех пор, как родился другой великий немецкий композитор. Людвиг Ван Бетховен. Могучий расцвет бетховенского гения совпал с началом 19 столетия. В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. Композитор сумел воспринять все лучшее из того, что уже было достигнуто до него. Бетховен не только великий музыкант и композитор, он человек трагической судьбы. Бетховен борется изо - всех сил со своей болезнью- глухотой, которая стала проявляться уже в 26 лет. Но любовь к музыке, мысль, что он может принести людям радость, спасают его от гибели. Он понял, что долг перед обществом, перед людьми, выше, важнее его личных страданий. Сейчас прозвучит известное вам произведение Бетховена для фортепиано«Элизе» в исполнении Самойловой И.М. и стихотворение Алексея Плещеева «Музыка».

«Элизе». Л. Бетховен. фортепиано.

Воспитатель Раговорова Л.А. на фоне музыки читает стихотворение. «Музыка» А.Плещеев.

Не умолкая, не умолкай! Отрадны сердцу эти звуки.

Хоть на единый миг пускай в груди больной задремлют муки

Волнения прошлых давних дней. Мне песнь твоя напоминает.

И льются слезы из очей, и сладко сердце замирает.

Бывало он влечет меня к себе с какой-то чудной силой.

И будто снова предо мной спокойный, тихий взор сияет.

И душу сладостно тоской, тоской блаженства наполняет…

Так пой же! Легче дышит грудь, и стихли в ней сомненья муки…

О если б мог когда-нибудь я умереть под эти звуки!

Ведущая: Сколько муки, скорби и невыразимой нежности мы слышим в произведениях Бетховена. Его безответная любовь к девушке, которая отвергла его, не сломила композитора. Он написал величайшие свои произведения, которые звучат, волнуют, заставляют переживать до сих пор тысячи людей во всем мире. Соната номер14 оригинальная по форме. Она стала известна широким массам людей под названием «Лунная». Для вас играет Самойлова И.М.

/ Гаснут огни на елке, горят только свечи, включается снег/.

«Лунная соната» Л.Бетховен.

/ Снег выключается, зажигаются огни на елке/.

Ведущая: Не только фортепианная музыка звучала на музыкальных вечерах. Исполнялись произведения и на других музыкальных инструментах: скрипки, виолончели, голоса. Да, да, не удивляйтесь. Голос - это тоже музыкальный инструмент. Сейчас прозвучит песня Моцарта «Тоска по весне». Волфганг Амадей Моцарт гениальный австрийский композитор. Его жизнь удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своем роде результаты. Моцарт прожил всего 36 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего возраста, он создал за это время много произведений. Моцартом написано около 50 симфоний. 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты, Реквием и другие произведения различных жанров. В них Моцарт сказал свое слово, слово музыкального гения. Итак, песня В.А Моцарта «Тоска по весне». Поют Самойлова И.М. и Настя Щеренкова.

Песня «Тоска по весне» В. Моцарт.

Ведущая: Сейчас для вас прозвучит песня другого австрийского композитора Франца Шуберта. Великий австрийский композитор Франц Шуберт - современник Бетховена. Прожил всего 31 год. Умер истощенный физически и духовно, измученный неудачами в жизни в расцвете творческих сил. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из 603 песен было напечатано 174, а из двух десятков фортепианных сонат - только три. Несчастливо сложилась и личная жизнь композитора. Это нашло отражение в последних его произведениях, песнях. Герой песен - простой человек, он глубоко несчастен, все его мечты и желания неосуществимы. Единственным, верным и неизменным его другом является природа. Поэтому образы ручейка, леса, цветов, птиц неизменно присутствуют в песнях Шуберта. «Серенада» ,которую вы сейчас послушайте это песня лирического содержания. Представьте себе: теплая ночь, светит луна, тишина. В доме светит окно, где живет девушка. И вдруг раздается нежное звучание гитары - это пришел юноша к окну своей возлюбленной.

«Серенада» Ф. Щуберт. / грамзапись/

Воспитатель Чистяков Е.А. На фоне музыки читает текст серенады. Слова Рельштаба перевод Огарева.

Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной.

В рощу легкою стопою ты приди, друг мой.

При луне шумят уныло листья в поздний час.

И ни кто, о друг мой милый, не услышит нас.

Слышишь, в роще зазвучали песни соловья?

Звуки их полны печали, молят за меняю

В них понятно все томление, вся тоска любви,

И наводят умиленье на меня они.

Дай же доступ к их призванию Ты к душе своей.

И на тайное свиданье ты приди скорей.

Ведущая: Украшением всех музыкальных вечеров была музыка гениального польского композитора Фредерика Шопена. Подобно Моцарту и Бетховену он прославился и как гениальный пианист. В отличие от многих композиторов Шопен сочинял свои произведения только для фортепиано. Мазурки, вальсы, ноктюрны, полонезы, этюды. Он не написал ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. Исключение составляют несколько камерных произведений. Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в одной лишь области фортепианной музыки. Прожил композитор всего 39 лет. Музыка Шопена признана была гениальной еще при жизни композитора. «Великое сердце и блистательный ум Фредерика Шопена светятся во всей его музыке» - Е.Белашова. И в плоть до наших дней Шопен остается глубокопочитаемым и любимым композитором пианистов всего мира.

Воспитатель Лебедева Т.Г. читает стихотворение. А Плещеева. «Ноктюрн».

Я слышу знакомые звуки, несутся в ночной тишине

Былые заснувшие муки они пробудили во мне.

Я слышу знакомые звуки, я жадно им прежде внимал

И молча на белые руки, на светлые очи взирал.

Я слышу знакомые звуки, и сердце стеснилось мое.

Я помню в минуты разлуки, рыдая, я слушал ее.

Я слышу знакомые звуки и вижу опять предо мной.

По клавишам белые руки скользят, серебримы луной….

Послушайте очень популярный вальс Ф.Шопена «Вальс» до диез минор. Можно покружиться вокруг елки.

«Вальс» до диез минор Шопен. Исп. Симфонический оркестр. фонограмма/

Ведущая: Светское общество на своих музыкальных вечерах восторженно принимало не только музыку зарубежных композиторов, но и музыку русских композиторов. Как раз вторая половина 19 века - это время могучего расцвета русской музыки. В музыкальном творчестве ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка, который назывался «Могучая кучка». Сегодня мы поговорим о Мусоргском Модесте Петровиче. Это композитор подлинно народный, посвятивший все свое творчество рассказу о жизни, горестях и надеждах русского народа. Верой в его силу и могущество проникнуты лучшие страницы его музыки. Творчество Мусоргского было настолько самобытным и новаторским, что до сих пор оказывает сильнейшее воздействие на композиторов разных стран. Сейчас вы послушайте пьесу « Слеза» в исполнении Самойловой И.М на фортепиано. Эпиграфом к этой пьесе я предлагаю стихотворение А. Фета.

Воспитатель читает стихотворение А. Фета

Говори душе моей.

Что не выскажешь словами -

Звуком на душу навей.

«Слеза» М. Мусоргский.

Ведущая: Еще об одном русском композиторе конца 19 века я хочу немного рассказать. Василий Сергеевич Калинников. Художник необычайной одаренности и трагической судьбы, он не успел свершить и половины того, к чему чувствовал себя призванным. Его отчество редко произносится - он был так еще молод, когда умирал - умирал из-за вечной нужды, голода, из-за прозябания в сырых нетопленых каморках…. Стремление к музыке было настолько велико, что он был готов идти на любые жертвы, вот как он говорил. «Я желаю быть настоящим артистом и даже желал бы умереть в самой крайней бедности, чтобы только быть им…..» Пройдет немного времени, и он будет признанным артистом, как тогда называли и музыкантов тоже, и обречен не страшным, неизлечимым недугом на медленное умирание. За свою очень короткую жизнь, а прожил он всего 34 года, Калинников создал немного произведений, но они любимы слушателями за их простоту, ясность музыкального языка, за мелодическую щедрость и за русский характер.

Воспитатель Марова Л.С.читает стихотворение Я. Полонского.

Далекой, отзвучавшей славой,- верь, не о славе я мечтал!

Нет! Воротясь к весне погибшей моя мечта ласкала вновь

Цветущий образ, переживший в душе погибшую любовь.

Опять остывшей скорби сила сжимала сердце - и опять

Меня гармония учила по - человечески страдать…

«Грустная песенка» В. Калинников. Играет Настя Щеренкова.

Ведущая: Произведения гениального русского композитора Михаила Ивановича Глинки не очень часто звучали на светских приемах, потому что музыку Глинки считали «кучерской музыкой». Демократическая молодежь напротив с восторгом принимала, все, что создал композитор. Михаила Иванович это первый русский композитор, который начал писать музыку истинно народную и для народа. Героем его знаменитой оперы «Иван Сусанин» является простой крестьянин, а в опере «Руслан и Людмила», написанная на сюжет поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила», народ прославляет мощь и силу древнего Киева. В музыкальных же салонах звучали романсы М. И. Глинки - гордость русской классики. Композитор является основоположником русской школы вокального пения, его романсы - неиссякаемый родник красоты и совершенства, из которого черпали все последующие русские композиторы. Романсы Глинка писал всю свою жизнь, их много, наиболее популярны «Я помню чудное мгновенье» на слова А. Пушкина, «Жаворонок», «Я здесь, Инезилья» и мн. др. Сегодня вы услышите романс «Я здесь, Инезилья». Поет для вас наш гость известный в нашем округе исполнитель песен и романсов, солист ансамбля русских народных инструментов им. Морева Вадим Кудрявцев.

«Я здесь, Инезилья» муз. М. Глинки.сл.Пушкина.

« В крови горит огонь желанья» М.Глинка. сл. А.Пушкина.

Ведущая. Романсы, как много говорит это слово.

Воспитатель читает фрагмент стихотворения И. Аксакова. «Капричио»

Напев, давно забытый мною, опять преследует меня!

Знакомец старый, где с тобою, когда и как сдружился я?

В часы ли тягостные скуки, в минуты ль радости живой

Я под твои простые звуки носился вольною мечтой?

Как часто мне, в дали туманной, сквозь дел и дум докучный ряд,

Вдруг звуки памятью нежданной былое время озарят!

Теперь, конечно, - я не скрою - романсы прежние смешны,

Но я люблю внимать порою романс унылой старины!

Ведущая: Прекрасные романсы звучали в музыкальных гостиных и другого выдающегося русского композитора П.И. Чайковского. Имя этого композитора дорого любителям музыки всего мира. Его гениальные оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин» созданные на сюжет пушкинских произведений, «Иоланта», балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и другие с большим триумфом идут на наших сценах и за рубежом.

Большую художественную ценность представляют собой и романсы Чайковского. Они лиричны, искренни, в них есть душевная теплота: Романсам Петра Ильича Чайковского присущи глубокие национальные связи с русской народной песней, с бытовым романсом. Написал композитор более ста романсов. Многие из них очень популярны. Послушайте романс «Средь шумного бала» на стихи А.Пушкина. Поет Вадим Кудрявцев.

«Средь шумного бала» П. Чайковский.

Ведущая. Нельзя не сказать и о других композиторах - профессионалах того времени, которые тоже писали романсы. Это Алябьев Александр Александрович, Варламов Александр Егорович, Александр Львович Гурылев. Эти композиторы получили известность за свои романсы и песни. Их творчество - ценный вклад в сокровищницу русской музыки. Послушайте два романса А. Варламова.

« На заре ты ее не буди» А. Варламов. Сл.Фета.

«Белеет парус одинокий» А. Варламов. Сл. М. Лермонтова.

Ведущая: В одном ряду с романсами созданными композиторами-профессионалами в музыкальных гостиных звучали романсы написанные любителями музыки, умеющими играть на фортепиано или гитаре. Товарищ А. Пушкина по лицею М. Яковлев сочинил на стихи великого поэта несколько романсов и был их исполнителем. Его удивительно поэтичный романс «Зимний вечер» и сейчас пользуется большим успехом.

«Зимний вечер» М.Яковлев. сл. А. Пушкина.

Ведущая: Появились романсы таких композиторов: Шишкина, Харито, Шереметьева, Фомина и мн. др.

«Я вас любил» муз Шереметьева сл. М. Лермонтова.

Ведущая: Романс «Утро туманное» исполнит для вас Валентина Наговицына.

«Утро туманное» муз. Абаза, сл. И. Тургенева.

Ведущая: Многие композиторы и авторы стихов остались неизвестны, а из всего их творчества в лучшем случае известны одно и два произведения.. Но все же эти романсы, утратившие имя автора, на протяжении многих лет живут в памяти народа. волнуют и заставляют переживать слушателей до сих пор. Например, романс «Темно-вишневая шаль». Авторы музыки и слов неизвестны. Я предлагаю его спеть всем вместе с Валентиной Петровной. Текст романса перед вами на столе.

«Темно-вишневая шаль» сл.и муз. неизвестн. автора

Ведущая: « Я встретил вас» так называется романс неизвестного композитора на слова Ф. Тютчева. Знаменитый певец Иван Козловский вернул нам незаслуженно забытый романс и придал ему романтическую грусть и новую окраску. Послушайте этот романс в исполнении Вадима Кудрявцева.

«Я встретил вас» сл. Ф. Тютчева.

Ведущая: Многие знаменитые певцы, . Ф. Шаляпин, Н. Обухова и др.по-своему обрабатывали и мастерски их исполняли. Люблю я петь старинные русские романсы Варламова, Гурылева, Булахова, Титова, Донуарова. Люблю эти романсы за искренность, простоту, напевность,- писала Обухова. Сейчас прозвучит романс из репертуара известной певицы Изабеллы Юрьевой. «Только раз бывают в жизни встречи».

«Только раз бывают в жизни встречи» муз.Фомина.сл Германа.

Ведущая: / объявляет следующий романс/.

«Ночь светла» муз. Шишкина. Сл неизвестного автора.

«Отцвели хризантемы» муз Харито сл. Шумского.

Ведущая: Наш рассказ о композиторах 19 века, их творчестве, романсах подошел к концу. Мы благодарим наших исполнителей музыки, стихов, романсов. Большое спасибо нашему гостю Кудрявцеву Вадиму. / вручаем цветы /. Но наша музыкальная гостиная не закрывает двери. Сейчас мы перейдем от духовной пищи к материальной. Вы можете пить чай и слушать. Святки.

…..Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость, которой ничего не жаль.

Перед которой жизни даль лежит светла, необозрима.

Шацкая В. МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ

Мысли, чувства, образы окружающего мира передаются в музыке звуками. Но почему определенная последовательность звуков в мелодии создает печальное настроение, а другая, наоборот, звучит светло и весело? Почему одни музыкальные произведения вызывают желание петь, а иные - танцевать? И почему от прослушивания одних возникает чувство легкости и прозрачности, а от других - грусти. Каждое музыкальное произведение отличается определенным набором характеристик. Эти характеристики музыканты называют элементами музыкальной речи. Содержание пьес передается разными элементами музыкальной речи, создающими определенный образ. Главным средством музыкальной выразительности является мелодия. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство: первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В мелодии - то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной - слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья. Мелодия - «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво…», - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А.Серов. «Вся прелесть музыки - в мелодии», - говорил И.Гайдн. «Без мелодии музыка немыслима», - слова Р.Вагнера.

Глюк. "Мелодия" из оперы "Орфей и Эвридика"

Например, пьеса немецкого композитора К. Глюка, которая называется «Мелодия». Она звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния и грустно. Но мелодия эта льётся как бы на одном дыхании. Поэтому можно сказать, что в пьесе одна часть. В ней нет контрастных, других мелодий.

Мелодия - основа музыкального произведения, развитая, законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Греческое слово «melodia» означает «пение песни», так как происходит от двух корней: melos (песнь) и ode (пение). Самой маленькой частью мелодии является мотив - короткая законченная музыкальная мысль. Мотивы объединяются в музыкальные фразы, а фразы - в музыкальные предложения. Несмотря на небольшой размер, мелодия вмещает в себя все составляющие драматургического развития: начало (рождение основного мотива), развитие, кульминация и заключение.

Антон Рубинштейн. Мелодия.

Проанализируем пьесу А.Г.Рубинштейна, которая так и называется «Мелодия». В ее основе - трехзвучный мотив, который, покачиваясь, как бы набирается силы для дальнейшего развития. Четыре фразы образуют два предложения, а они, в свою очередь, составляют простейшую музыкальную форму - период. Развитие главной интонации достигает вершины во втором предложении, где происходит подъем мелодии на самый высокий звук.

В каждом произведении - вокальном или инструментальном есть одна или несколько мелодий. В больших, крупных произведениях их очень много: одна мелодия сменяет другую, повествуя о своем. Различая, сравнивая мелодии по настроениям, мы чувствуем и понимаем, о чём рассказывает музыка.

Своим светлым, ясным лиризмом привлекает "Мелодия" Чайковского. наряду с прелюдией как одна из лучших пьес в данной серии. Плавно и спокойно развертывающийся широкими волнами мелодический голос сочно и выразительно звучит в среднем «виолончельном» регистре на фоне триольного аккордового сопровождения.

Чайковский. "Мелодия" для скрипки и фортепиано.

"Цыганская мелодия" А.Дворжака - это одна из семи " Цыганских мелодий," созданная им по заказу певца Вальтера.

«Цыганские мелодии» воспевают свободолюбивых и гордых людей загадочного племени, бродящего по землям Австро-Венгерской империи со своими странными песнями и плясками в сопровождении цимбал — любимого инструмента цыган. В пестрой череде сменяют одна другую зарисовки природы, песни и пляски, не образуя единой линии развития.

Дворжак. "Мелодия" или "Цыганская мелодия".

Глазунов. "Мелодия."

Пьесы-фантазии для фортепиано ор. 3 — раннее сочинение Сергея Рахманинова, датированное 1892 годом. Цикл состоит из пяти пьес. Из них под номером 3 - пьеса "Мелодия."

Пьесы цикла считаются одними из самых исполняемых произведений Рахманинова в студенческой среде, при этом отмечается, что ценность их не только в развитии техники правой руки пианиста, но и в образцовом представлении композиторского мышления с богатой мелодикой и выраженной фортепианной идиоматикой.

Рахманинов." Мелодия."

Текст из лекции преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Галиевой Ирины Аркадьевны и других источников.