Городской дворец культуры. Русские народные песни алтайского края Народные хоры и ансамбли алтайского края

С арафаны в пол, кокошники и песенное искусство. Русские народные хоровые коллективы со званием «академические» - как признание наивысшего уровня сценического мастерства. Подробнее о пути «народников» на большую сцену - Наталья Летникова.

Кубанский казачий хор

200 лет истории. Песни казаков - не то конный марш, не то пешая вылазка под «Маруся, раз, два, три...» с молодецким посвистом. 1811-й - год создания первого хорового коллектива в России. Живой исторический памятник, пронесший сквозь века кубанскую историю и певческие традиции казачьего войска. У истоков стояли духовный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский. С середины ХIХ века коллектив не только участвовал в богослужениях, но и давал светские концерты в духе бесшабашной казачьей вольницы и, по Есенину , - «тоски веселой».

Хор имени Митрофана Пятницкого

Коллектив, уже век гордо именующий себя «крестьянским». И пусть сегодня на сцене выступают профессиональные артисты, а не обычные голосистые крестьяне-великороссы из Рязанской, Воронежской и других губерний, - хор представляет народную песню в удивительной гармонии и красе. Каждое выступление вызывает восхищение, как и сто лет назад. Первый концерт крестьянского хора состоялся в зале Благородного собрания. Зрители, в числе которых были Рахманинов , Шаляпин, Бунин, ушли после выступления потрясенные.

Северный народный хор

Простая сельская учительница Антонина Колотилова жила в Великом Устюге. За рукоделием собирала любителей народной песни. Февральским вечером шили белье для детского дома: «Ровный, мягкий свет, падавший от лампы-молнии, создавал особый уют. А за окном бушевала февральская непогода, ветер свистел в трубе, гремел досками на крыше, бросал хлопья снега в окно. От этого несоответствия между теплом уютной комнаты и завыванием снежной вьюги было немножко тоскливо на душе. И вдруг зазвучала песня, грустная, протяжная...» Так и звучит северный напев - 90 лет. Уже со сцены.

Рязанский народный хор имени Евгения Попова

Есенинские песни. На родине главного певца земли Русской и поют его стихи. Мелодичные, пронзительные, волнующие. Где белая береза - не то дерево, не то девушка, застывшая на высоком берегу Оки. А тополь непременно «серебрист и светел». Создавался хор на основе сельского фольклорного ансамбля села Большая Журавинка, выступавшего с 1932 года. Рязанскому хору повезло. Руководитель коллектива Евгений Попов сам писал музыку к стихам удивительно чувствовавшего красоту земляка. Поют эти песни - будто рассказывают о своей жизни. Тепло и нежно.

Сибирский народный хор

Хор, балет, оркестр, детская студия. Сибирский хор многогранен и созвучен морозному ветру. Концертная программа «Ямщицкий сказ» основана на музыкальном, песенном и хореографическом материале Сибирского края, как и многие сценические зарисовки коллектива. Творчество сибиряков видели в 50 странах мира - от Германии и Бельгии до Монголии и Кореи. Чем живут, о том и поют. Сначала в Сибири , а потом и по всей стране. Как вышло с песней Николая Кудрина «Хлеб - всему голова», которая впервые прозвучала в исполнении Сибирского хора.

Воронежский русский народный хор имени Константина Массалитинова

Песни в прифронтовой полосе в те тяжелые дни, когда, казалось бы, совсем не до творчества. Воронежский хор появился в рабочем поселке Анна в разгар Великой Отечественной войны - в 1943 году. Первыми услышали песни нового коллектива в воинских частях. Первый большой концерт - со слезами на глазах - прошел в освобожденном от немцев Воронеже. В репертуаре - лирические песни и частушки, которые в России знают и любят. В том числе благодаря самой известной солистке Воронежского хора - Марии Мордасовой.

Волжский народный хор имени Петра Милославова

«По сцене театра Шатле гуляет степной ветер и доносит нам аромат самобытных песен и танцев», - писала французская газета L’Umanite в 1958 году. Самара-городок представила французам песенное наследие Поволжья. Исполнитель - Волжский народный хор, созданный решением Правительства РСФСР в 1952 году Петром Милославовым. Неспешная и душевная жизнь по берегам великой Волги и на сцене. В коллективе начинала свой творческий путь Екатерина Шаврина. В исполнении Волжского хора впервые прозвучала песня «Белоснежная вишня».

Омский народный хор

Медведь с балалайкой. Эмблема прославленного коллектива хорошо известна и в России, и за рубежом. «Любовь и гордость земли Сибирской», как окрестили коллектив критики в одной из зарубежных поездок. «Омский народный хор не назовешь только реставратором и хранителем старой народной песни. Он сам - живое воплощение народного творчества наших дней», - писала британская The Daily Telegraph. В основе репертуара - сибирские песни, записанные основателем коллектива Еленой Калугиной полвека назад и яркие картинки из жизни. К примеру, сюита «Зимние сибирские забавы».

Уральский народный хор

Выступления на фронтах и в госпиталях. Урал не только давал стране металл, но и поднимал боевой дух вихревыми плясками и хороводами, богатейшим фольклорным материалом земли Уральской. При Свердловской филармонии объединили самодеятельные коллективы окрестных сел Измоденово, Покровское, Катарач, Лая. «Наш жанр - живой» , - говорят в коллективе и сегодня. И сохранять эту жизнь считают главной задачей. Как знаменитую уральскую «Семёру». «Дробушки» и «барабушки» на сцене уже 70 лет. Не танец, а пляска. Истовая и удалая.

Оренбургский народный хор

Пуховый платок как часть сценического костюма. Пушистые кружева в переплетении с народными песнями и в хороводе - как часть быта оренбургского казачества. Коллектив создан в 1958 году для сохранения уникальной культуры и обрядов, бытующих «на краю Руси обширной, вдоль Урала берегов». Каждое выступление - словно спектакль. Исполняют не только песни, что сложил народ. Даже у танцев литературная основа. «Когда казаки плачут» - хореографическая композиция по мотивам рассказа Михаила Шолохова из быта станичников. Впрочем, что ни песня или танец - то своя история.


В.Пешняк
Русские народные песни Алтайского края

Алтайское книжное издательство, Барнаул, 1980г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий сборник впервые широко представляет народное песенное творчество Алтайского края.
Песни записаны в результате фольклорных экспедиций 1975—1978 годов по Курьинскому, Каменскому, Петропавловскому районам. Экспедиции организованы краевым Домом народного творчества и Алтайским государственным институтом культуры.
В экспедициях участвовали методист Дома народного творчества Т. Н. Каширская и группа студентов АГИК.
Большое внимание и всестороннее содействие со стороны районных отделов культуры и работников сельских Домов культуры позволили нам успешно осуществить задачи экспедиции и записать в восьми селениях более двухсот песен.

Основная цель экспедиции заключалась в отыскании различных форм народного песенного творчества, наиболее типичных для данной местности. Особое внимание уделялось выявлению многоголосия, поиску песен наиболее самобытных в отношении мелодики и манеры исполнения.
Данный материал может, во-первых, служить новым творческим источником для композиторов, во-вторых, обогатить репертуар как сельской хоровой самодеятельности, так и народных хоровых коллективов, в-третьих, содействовать теоретическому изучению народно-песенного творчества.
Одни песни приведены в различных вариантах (исполнение фольклорными коллективами разных селений), в других — расшифровано максимальное количество куплетов с тем, чтобы показать богатство и разнообразие техники импровизационно-вариационного развития народного пения.
Особый интерес представляли хорошо спевшиеся группы, исполнение которых не было подвержено постороннему влиянию. Иногда случалось наблюдать вмешательство работников Дома культуры, которые по своему вкусу выбирали репертуар: «чистили» текст и содержание песен, «обогащали» простейшие хореографические движения. В связи с этим отрадно встретить (например, в селе Соловьиха Петропавловского района) работника Дома культуры, который бережно относится к самобытности фольклорного коллектива, помогая воскресить в памяти забытое.

При расшифровке песен мы стремились максимально точно отразить пение, однако нельзя забывать, что при самой тщательной записи фиксация никогда не будет адекватной фонограмме и тем более живому исполнению (т. к. и сама фонограмма является своеобразной фотографией лишь одного творческого этапа жизни песни). Манера исполнения народных песен чрезвычайно богата и разнообразна. Только при живом звучании можно услышать некоторые черты взаимодействия голосов: дифференциацию внутри отдельных партий, включение и выключение части голосов и тем самым постоянную смену баланса между голосами, что влияет на смену значимости партий (главный голос — второстепенный). В нотной записи трудно учитывать, что зачастую одну партию ведут несколько человек, другую — единственный исполнитель, при этом она может передаваться от одного к другому по мере усталости.
В большинстве русских песен Алтайского края верхний подголосок ведет один исполнитель, причем именно этот подголосок концентрирует в себе мелодическую самобытность пения на Алтае. В подавляющем большинстве песен этот голос ведет мелодию на двух соседних нотах, образуя на них яркие кульминационные моменты.

Другими особенностями песен, требующими детального изучения, являются их ладовая и гармоническая структуры. Отмечу чрезвычайно оригинальную в этом отношении песню «Ой, голубочек». Здесь использован уменьшенный лад. Данный пример — исключительное явление. Характерным для большинства песен является миксолидийский и дорийский лады.
Некоторые песни, бытующие в других областях (в примечании к песням указываются известные источники), в местном исполнении наделяются всеми характерными особенностями алтайского пения.
Наконец, по сюжету некоторые песни переплетаются с уже известными классическими образцами, представляя их варианты. Таковы, например, песни «Ох, звенит» — вариант сюжета известной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно», или песня «Сидел Ваня на диване» — ее вариант использован П. И. Чайковским в первом струнном квартете.
При составлении сборника преследовалась цель показать основные жанры, бытующие в русской народной музыке Алтайского края. Это свадебные , лирические песни и песни хороводные, плясовые, игровые, шуточные.

В поэтическом тексте для обозначения особенностей распева приняты:
1) многоточие — при разрыве слова («Ох, да ли до. довело); и при повторе гласной после паузы или после вставки добавочного звука (да брони (е). ох бранится);
2) добавочные гласные при распеве согласных не указываются, если они явно подразумеваются. В остальных случаях добавочные гласные обозначены в скобках.
Местный диалект указан в сносках. В некоторых случаях в сноски выносится литературное произношение и пометки о незаконченности текстов.
Автор глубоко признателен доктору искусствоведения профессору Евгению Владимировичу Гиппиусу за ценные советы и замечания по данному сборнику.
В. Пешняк

  • СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ
    • 1. Гуляла Татьянушка
    • 2. Да на ком у нас кудри русые
    • 3. Сеет-веет
    • 4. Из-за лесу—лесу темного
    • 5. Ой да за двором
    • 6. Как во горенке
    • 7. Во горенке
    • 8. Во колодце
    • 9. Ох, звенит
    • 10. У нас по морю
    • 11. Растет, цветет черемушка
    • 12. Черемушка
    • 13. Полевая наша ягодка
    • 14. Золота наша метелица
    • 15. По ручью, ручью
    • 16. В поле ягоды горели
    • 17. У сырого дуба
    • 18. Виноград в саду цветет
    • 19. У ворот росла трава
    • 20. Ой, хмель ты мой
  • ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
    • 21. Я младешенька
    • 22. Ох, скучное время
    • 23. Отдала меня маменька
    • 24. У родимой мамушки
    • 25. Ой, голубочек
    • 26. Кого здеся нету
    • 27. По улице дождь идет
    • 28. Вечор поздно
    • 29. Туман яром
    • 30. Подкошена травка
    • 31. Во лузях
    • 32. Как во этих полях
    • 33. Король ты мой, королик
    • 34. Солдат сено косит
    • 35. Сидел Ваня на диване
    • 36. Колечко мое позлаченое
    • 37. Как по Питерской да по дороженьке
    • 38. Ой. полетим, как стрела
    • 39. Ой. ты доля, моя доля
    • 40. Ой, да ты гуляньице
    • 41. Ох, сосна ты, сосна
    • 42. На берегу сидит вдали морячка
  • ХОРОВЫЕ, ИГРОВЫЕ, ПЛЯСОВЫЕ И ШУТОЧНЫЕ ПЕСНИ
    • 43. Под грушею
    • 44. В хороводе были мы
    • 45. На речушке тонка жердочка
    • 46. Молодка, молодка
    • 47. У печи сижу
    • 48. Как у нашей мастерской
    • 49. Как у нашей у Дуняши
    • 50. Ой, как у наших у ворот
    • 51. Вы послушайте, ребята
    • 52. Ой, как у нас было-на Дону
    • 53. Ой, в Таганроге
    • 54. Я лучинушку щипаю
    • 55. Теща для затюшки сдобри-лася
    • 56. У Алешки жена
    • 57. У нас завтра свадьба будет
    • 58. Как по погребу бочоночек катается
    • 59. Ой, домой, домой
    • 60. Размамашенька
    • 61. За посадиком ложечки гремят
  • Примечания

Русский народный хор возник в 1957 году на базе цеховой художественной самодеятельности Алтайского тракторного завода. Первым его руководителем стал Николай Петрович Салобаев, который собрал в единое целое всех любителей русской народной песни на заводе.

Большое количество дипломов, грамот, благодарственных писем – все это лишь внешняя характеристика коллектива, живущего напряженной творческой жизнью. Каждый год – это новая победа на конкурсе, фестивале или смотре, это новая ступень профессионального роста. Многочисленные слушатели познакомились в непосредственно живом контакте с творчеством этого коллектива. За многолетнюю творческую деятельность хор показал свое мастерство в городах Челябинске, Павлодаре, Омске, Томске, Новосибирске, Семипалатинске. Выступал на многочисленных сценических площадках городов и районных центров Алтайского края. В период становления и творческого развития хор становился Лауреатом трех Всесоюзных фестивалей самодеятельного творчества, был награжден Почетной грамотой Союза композиторов СССР.

Заслуженный коллектив самодеятельного художественного творчества Алтайского края русский народный хор «На просторах Алтая» в 2008 году принимал участие в зональном туре Краевого фестиваля вокального и хорового искусства имени Л.С. Калинкина. На базе Дворца культуры «Тракторостроитель» проходил смотр лучших хоровых и вокальных коллективов рубцовской зоны. Русский народный хор «На просторах Алтая» вошел в число кандидатов на заключительный гала-концерт фестиваля.

10 мая 2008 года коллектив по праву принял участие в Юбилейном V фестивале в городе Барнауле. Являясь постоянным участником всех предыдущих фестивалей, русский народный хор был удостоен Диплома Лауреата.

В 2010 , 2011,2012, 2014 годах народный хор «На просторах Алтая» становился обладателем дипломов Гран-При и Лауреата Международного фестиваля русского искусства «Прииртышские напевы» (г. Семей республики Казахстан).

О руководителях:

С 1978 года коллективом руководил НЕВИДОМЫЙ Владимир Семенович , Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, автор многих произведений и оригинальных обработок хора.

Невидомый Владимир Семенович родился 26 декабря 1944года в городе Рубцовске Алтайского края. В 1960 году поступил в Семипалатинское музыкальное училище, затем перевелся на заочное отделение Барнаульского музыкального училища по классу баяна. В 1963 году был призван в ряды Советской армии. Проходил воинскую службу в Государственном ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа. Уже в то время появились творческие способности к композиции и музыцированию. В то время была написана музыка к танцам «Русский перепляс», «Каждый со своим стулом», «Северная сюита». В конце 1965 года, демобилизовавшись, вернулся в родной город и стал руководить хором народного ансамбля песни и пляски строителей, а в 1967 году — хором Дома культуры «Алтайсельмаш».

В 1970 году был приглашен руководителем Камчатского областного народного хора и музыкальным руководителем Корякского национального ансамбля «Мэнго», где ярко проявился талант композитора. В это время была написана музыка к танцам «Ой, я ухажер», «Танец на шкурках», песни «Камчатская трудовая», «Речка-вывенка» и другие. С 1978 года В.С. Невидомый руководил русским народным хором алтайских тракторостроителей.В 1985 году окончил Алтайский государственный институт культуры по специальности «Руководитель хорового коллектива».
Многие его авторские произведения, а также обработки и аранжировки народных песен исполняются разными коллективами: «Скрывалось солнце за горою» - спета в Государственном Омском хоре; «Русский перепляс» - в Государственном Красноярском ансамбле танца Сибири; «Ты калинушка» - в Государственном ансамбле «Русская песня».
За большой вклад в развитие музыкального искусства В.С. Невидомому было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества».
В 1995 году В.С. Невидомому Указом Президента Российской Федерации присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». В декабре 2009 года В.С. Невидомый был награжден Губернатором Алтайского края медалью «За заслуги перед обществом».
Под руководством В.С. Невидомого народный хор «На просторах Алтая» в 2002 году получил звание «Заслуженный коллектив самодеятельного художественного творчества Алтайского края».
В 2010 , 2011,2012, 2014 годах народный хор «На просторах Алтая» становился обладателем дипломов Гран-При и Лауреата Международного фестиваля русского искусства «Прииртышские напевы» (г. Семей республики Казахстан).
В 2017 году народному хору «На просторах Алтая» исполнилось 60 лет.

С октября 2018 года руководителем, хормейстером коллектива назначен Токарев Павел Павлович, 1981 года рождения, образование высшее

Токарев Павел Павлович в 2001 году закончил Рубцовское музыкальное училище по специальности инструментальное исполнительство, «Инструменты народного оркестра», по классу баян с присвоением квалификации — преподаватель, руководитель творческого коллектива.

В 2013 году закончил Кемеровский государственный университет культуры и искусств по специальности «Народное художественное творчество» квалификации художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель.

С 10.01.2013 года работал в МБУ «ГДК» дирижером оркестра народных инструментов Заслуженного коллектива самодеятельного творчества Алтая народного русского хора «На просторах Алтая».