Технология создания коллектива самодеятельного художественного творчества. Как создать единый творческий коллектив единномышленников в школе. Чередование традиционных поручений

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

«ГАЛАКТИКА»

«СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА»

методическая разработка

подготовила методист

Липецк

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Всем, кто вооружается методикой организации коллективной творческой деятельности, поможет небольшой словарь.

Словарь организатора коллективной творческой деятельности кружковцев

Предложения в план работы от микроколлективов и отдельных участников по возможности должны быть с доказательствами.

Может результативно использоваться при коллективном планировании для большого коллектива.

Анализ дела необходим в период подведения итогов сделанного. Его цель – научить кружковцев видеть причины успехов, и прежде всего неудач любого дела. Анализ включает в себя:

Выступление ответственных за организацию и проведение дела;

Обсуждение по принципу «свободного микрофона»;

Обсуждение по творческим группам;

Определение схемы анализа;

Оценку дела коллективу;

Обобщение, сделанное ведущими.

При проведении анализа необходимо выяснить: «Что удалось? Что не удалось? Какие уроки мы извлечем на будущее? Что мы сделаем, чтобы очередное дело прошло лучше?»

Деловая игра – средство формирования целостной системы организаторских, общественных знаний, умений и навыков на основе их моделирования. В основе деловой игры находится модель общественно полезной организаторской деятельности кружковцев.


Обязательными условиями ее проведения являются: общая заинтересованность в проводимом деле, добрые дружеские отношения между участниками и организаторами, четкое определение темы.

Инициативная группа

Инициативная группа создается из добровольцев на нулевом цикле предстоящего дела для проработки некоторых предложений, вариантов его проведения. Ей же принадлежит инициатива общего сбора – старта, где появляются коллективные искания, первые очертания предстоящего дела.

Календарь замечательных дат составляется кружковцами в период перспективного планирования работы коллектива. Календарь вывешивается на общее обозрение для всех членов коллектива.

Копилка интересных дел предшествует обсуждению наиболее важных вопросов жизни и деятельности коллектива в период планирования. Ее цель – узнать предложения каждого по данному вопросу. Копилка может сопровождаться опубликованием вопросов по данной теме.

«Мозговая атака»

«Мозговая атака» – форма организации работы коллектива или микроколлектива, когда в минимальные сроки каждый участник вносит устно свое предложение в общую копилку возможных форм и методов проведения дела. На основе этих предложений возникает его окончательный вид.

Возможна такая организация мозговой атаки, при которой часть группы выдвигает предложения, другая часть «атакует» их «сомнениями», «недоверием». Задача первых – защитить свои предложения.

Несколько минут на шум

Несколько минут на шум дается при необходимости подготовить мнения и предложения от микроколлективов для общего обсуждения.Чаще всего это заканчивается минутами, когда микроколлективы, разойдясь по разным углам комнаты, срочно проведя «мозговую атаку», выдают свои предложения. Эти короткие минуты бывают более результативными, нежели несколько дней раздумий над поставленной проблемой.

Общий сбор коллектива

Общий сбор коллектива обсуждает и решает вопросы жизни коллектива, открывает простор для творчества, сплочения кружковцев. На таком сборе – старте происходит либо перспективное планирование, либо составление плана общих дел. Им начинается и заканчивается дело или целый период деятельности.

Разведка – необходимая часть коллективного планирования и трудовых дел. Проводится кружковцами со своими старшими друзьями. Имеет целью установить, что можно сделать как в короткий срок, так и в течение длительного времени. Разведка может проводиться микроколлективами, творческими группами по секрету, открыто. Она помогает вглядываться в окружающую жизнь, создает и развивает отношения товарищества и взаимопомощи , делает жизнь коллектива общественно значимой.

Ролевая игра – средство моделирования отношений и ситуаций. Посредством ее участники становятся героями той или иной ситуации по выбору, моделируют ее, вынося на суд коллектива.

«Совет дела»

«Совет дела» – центр коллективного планирования, подготовки, контроля, руководства, оказания помощи в практической подготовке дела, представляющий интерес всех микроклиматов через своих представителей. Его возглавляет староста кружка. Друзья – консультанты «советов дела» – взрослые. Успех дела определяется их содружеством, в котором главную роль играют увлеченность, заинтересованность, знания и опыт старшего.

Творческая группа работает по заданию «совета дела»(чаще всего – это микроколлектив кружка) над выполнением части общего творческого дела. В ней избирается лидер – руководитель группы. Члены группы могут выполнять различные задания в зависимости от типа дела.

Традиции

Традиции имеют право на существование лишь тогда, когда их творчески используют. Творчество предполагает постоянное обновление. Жизнь только на традициях ведет к однообразию и автоматизму. Традиционность необходима, но в сочетании с новизной. Сложившийся коллектив существует прежде всего на традициях, но не только на них.

В целом традиции – это передаваемые обычаи, обладающие большой устойчивостью. Но и к сложившимся обычаям нельзя подходить без творчества. Традиции и творчество обогащают друг друга, когда они рядом.

Чередование традиционных поручений

Чередование традиционных поручений – один из приемов коллективной организации жизни. Представляет собой серию постоянных дел (трудовых, организаторских, спортивных, познавательных), которые выполняются по очереди каждым первичным микроколлективом для всего коллектива, на основе взаимной заботы, обогащенной опытом, с участием каждого.

Общий сбор выносит решение о постоянных и чередующихся делах, устанавливает сроки выполнения дел, утверждает график – календарь для наглядности и повышения ответственности всех коллективов, членов коллектива.

Литература:

Азбука нравственного воспитания (под редакцией,

– М. Просвещение,1979г.)

Гордин инициативы и самодеятельности

Журнал «Воспитание школьников» №3-2003г.

Сегодня должно происходить не случайно, а разумно. Этот процесс происходит не по воле инструкций, а по воле своих собственных законов. Но далеко не всегда можно подобрать идеально составленный творческий коллектив в школе. Это больше, чем сумма личностей.

Даже если такое произойдет, что будут собраны мастера своего дела, «акулы» учительского труда, то потребуется огромная работа по их «притирке», тем более сложная, чем будет более яркой индивидуальность каждого. В свое время А.С. Макаренко была произнесена ценная мысль: «Лучше иметь пять слабых воспитателей, объединенных в общество, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино, чем десять хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет».

Часто оказывается, что в коллектив представлен , которыми правят различные ценностные установки и жизненные планы. А ведь творческий коллектив в школе должен поощрять стремление быть личностью. Преданность педагогов своему коллективу - один из признаков положительного климата. Преданность объединению нужно развивать сознательно, поскольку это качество редко появляется само по себе, скорее в том случае, если все учителя лично решат направить свою энергию на рабочие цели.

Рост преданности - это показатель зрелости трудового объединения. Эмоциональные составляющие взаимоотношений внутри творческого коллектива в школе крепнут, и тем самым учителя легче добиваются общих целей, причем сопричастность вызывает огромное удовлетворение. Возникает теплота, сочетающая прямоту и честность с заботой о благе каждого.

Один из важных аспектов общности - это проявление доброжелательности и взаимоподдержки. Ведь наличие высокой степени взаимной поддержки между педагогами всегда только укрепляет отношения в творческом коллективе в школе. Ее нужно соизмерять с открытым противопоставлением, при котором все важные вопросы открыто ставятся и обсуждаются. Если между педагогами возникают разногласия, то о них лучше сказать во всеуслышание. Когда важные вопросы остаются невысказанными, климат становится оборонительным - учителя скрывают свои взгляды, предпочитая быть удобными, а не естественными.

Чтобы добиться успеха, членам учительского коллектива нужно высказывать собственное мнение о качествах друг о друга, обсуждать разногласия и проблемы без страха показаться смешными и не опасаться мести. Если члены общности не желают проявления выражать свои взгляды, то впустую теряется много энергии и усилий. Эффективно работающие коллективы не будут избегать ситуаций, в которых придется решать деликатные и неприятные вопросы, а возьмутся за них честно и прямо.

Каждый творческий коллектив в школе - это не только учителя-единомышленники, но и те, кто не согласен с мнением большинства. Они-то и являются катализаторами творческого процесса, т. е. своим несогласием препятствуют нивелировке разных мнений и суждений. Ведь когда коллектив приходит к полному единству, значит, в нем наступила так называемая педагогическая стагнация. Противоречия между единством и многообразием, совпадением взглядов и педагогическим плюрализмом - это самый действенный способ установить так называемый перфекционизм. Вот почему всегда следует оставлять учителю место для автономии, чтобы он мог проявить свою индивидуальность, творчество.

От чего зависит успех работы творческого коллектива в школе?

Единство целей и конкретика эффективной деятельности педагогов, умение вырабатывать общую концепцию совместными усилиями (это касается основных, принципиальных вопросов воспитания и обучения, с учетом особенностей̆ и возможностей̆ образовательной структуры) является одним из механизмов появления единомышленников.

Целевое единство педагогов отражает их способность целостного видения школы как системы и перспектив ее развития. Метод должен представлять собой вызов, критерии же его реализации должны быть вполне понятными. Формулировать цели и задачи следует четко, понятно, конкретно, наглядно, так, чтобы они как можно больше соответствовали индивидуальным интересам учителей, решивших принять участие в их достижении. Особо следует выделить задачи, решение которых требует творческого подхода.

Психологическое единство. Одним из важнейших механизмов достижения интеграционного эффекта в творческом коллективе в школе считается так называемый психологический климат, который предполагает взаимное комфортное сосуществование учителей, а также комфорт их работы по отдельности. Только в таких условиях рождается коллективное осознание «мы - коллектив», которое позволяет учителям определить становление своей общности на фоне других, т. е. осознать собственное своеобразие.

Традиции, законы, обычаи. Каждая школа имеет свои особенности, которые обусловлены некими сложившимися традициями и содержанием ценностной системы, принятой в школе. Они работают на поддержание здорового психологического климата в школе , наделяют общность крепкими, дружными и сплоченными качествами.

Совершенствование методической работы. Об эффективности работы творческого коллектива в школе можно судить по степени соответствия итогов этой работы поставленным заранее результатов целям и усилиям, которые были затрачены (речь идет о времени, средствах, организационных формах методической работы и т. д.). Ставка на повышение общей, общепедагогической и научно-методической культуры учителя полностью себя оправдает.

Коллегиальность. Педагоги могут подсказать много ценного. В процессе обсуждения различных вопросов крепнет содружество. Манипулирование подрывает возможность создания творческого коллектива в школе.

Поощрение открытости и искренности. В данном случае важно создать соответствующую атмосферу, которая характеризовалась бы открытостью и свободой общения между коллегами. Оппонентов с ошибочными мнениями и взглядами легче переубедить, если все обсуждать открыто. Не нужно пытаться подавить дискуссию и мнение оппонента. Ведь в ситуации, в которой нет деловых споров, дискуссий, гораздо больше возможностей сохранить творческую атмосферу. Бесконфликтность в педагогической общности порочна, ибо она означает оторванность коллектива от реальной жизни, от развития.

Стимулирование творческой инициативы. Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше у него возможностей довести эти идеи до хорошего результата. Новые мысли и идеи способствуют возникновению дальнейшего творчества. Существующие системы и методы могут оказаться под вопросом. Следует делать упор на стимулы, которые в наибольшей степени способствуют росту самоуважения учителя и желания довести поставленную задачу до конца.

Развитие творческой инициативы педагогов - это полностью управляемый процесс. В данном случае не требуются побуждения сверху, мелочная опека, формальный подход. Доверие внутри творческого коллектива в школе способствует повышению ответственности, развитию инициативы и самостоятельности. В данный момент школам остро нужен мастер, творец, инициативная личность, способная реализовать идеи на практике.

Привлечение в школьную работу научных сотрудников. Дело в том, что тесная работа с наукой способствует созданию творческой атмосферы, побуждает каждого учителя много читать, искать ответы на постоянно возникающие вопросы, разрешать их в практической работе. Одним из реальных методов повысить уровень преподавательской деятельности общеобразовательных курсов считается привлечение ученых, экономистов, журналистов, работников искусства и т. д. Это могут быть люди, любящие свою работу, которые способны не только предоставить помощь педагогу в изложении предусмотренной программой материал, но и ярко, на живых примерах убедить школьников в полезности и необходимости получаемых знаний.

Привлечение к работе коллектива родителей. В данном случае образовательная структура получает возможность значительно расширить сферу своего воспитательного воздействия, благодаря чему находит много союзников и помощников в сложном и ответственном деле - в воспитании гражданина с помощью творческого коллектива в школе.

Участие учителей в научно-практических конференциях, а также семинарах и симпозиумах. Этот факт способствует тому, что у педагогов будет сформировано новое педагогическое мышление. Это проявляется в осознании педагогами необходимости работать по-новому, в понимании важности соучастия в поисках более эффективных точек соприкосновения, в числе которых формы, методы, приемы обучения и воспитания, в активной поддержке идей педагогики сотрудничества.

Проведение психолого-педагогических семинаров по обмену опытом повышает педагогическое мастерство, обогащает творческий заряд педагога, формирует творческий коллектив в школе, особенно если семинары посвящены работе над единой методической темой.

Делегирование полномочий. Надо сказать, что работа каждого учителя предполагает наличие своих сильных сторон и опыта. Тем самым, делегирование системы полномочий способствует взаимодействию, развитию и закреплению достигнутых успехов у тех, кому доверяют. Следует поручать учителям такую работу, которая бы вызывала у них профессиональное и личное удовлетворение. Без этого они не будут по-настоящему увлечены делом.

Демократический стиль взаимоотношений между педагогами. Этот стиль предполагает развитие в творческом коллективе в школе сотрудничества, общего подхода и свободы выбора форм, методов и средств организации учебновоспитательного процесса. Универсального стиля управления, который бы одинаково подходил всему руководящему состав, попросту нет. Хороший управленец - это, прежде всего, тонкий психолог, который в нужный момент выбирает либо авторитарный, либо демократический стиль управления. Однако предпочтительным должен быть демократический стиль.

Исполнительская дисциплина учителей - это не только соблюдение всех норм школьного уклада, но еще и высокий уровень культуры труда и обучения, умение видеть новое и поддерживать его. Кроме того, дисциплина способствует объективной оценке работы детей и коллег, точности выполнения задуманного и заданного, своевременности сделанного и сказанного.

Мы привели неполный перечень слагаемых успеха работы по формированию творческого коллектива в школе и выделили основные составляющие творческого климата педагогов.

Наличие или отсутствие творческого климата проявляется как профессиональным стилем и результатами работы, так и десятками мелочей, порой определяющих индивидуальность школы. Существует множество способов создания творческой атмосферы. Для индивидуальной работы с учителем предлагаю несколько практических советов. Они могут способствовать повышению творческого потенциала учительского коллектива, формированию атмосферы доброжелательности и в конечном результате повышению эффективности и продуктивности работы.

Приведенным советам не обязательно следовать безусловно. В любой образовательной организации эти советы будут индивидуальными. И если директор убежден, что новаторские поиски и открытия возможны лишь в творческом коллективе в школе, и приветствует их, он может создать «союз единомышленников» и возглавить его.

Таким образом, творческой атмосферой в школе можно назвать обстановку, в которой учительский коллектив постоянно находится в поисках и где новаторство обогащается опытом каждого, а каждый - опытом всех.

Творческий работник -- физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или не связано трудовыми соглашениями, и является членом какой-либо ассоциации творческих работников или нет.

Участник коллектива, работник предприятия культуры и искусства обладает определенными навыками и качествами.

Во-первых, это общие, универсальные требования, в том числе:

· психосоматическое здоровье -- физическое здоровье;

· психическое здоровье;

· внешняя привлекательность или, как минимум, не отталкивающая внешность, что особенно благоприятно при обилии контактов в сфере культуры;

· профессиональная компетентность -- достаточный уровень образования, умения, навыки, профессиональный и деловой опыт;

· организаторские способности;

· личностно-нравственные качества -- добросовестность, порядочность, надежность, принципиальность (или личная преданность).

Во-вторых, помимо общих требований, работнику сферы культуры рекомендуется соответствовать также ряду специфических требований, вытекающих из особенностей сферы. Это особая ориентация на творческую деятельность и на работу с людьми, способность к публичной импровизации и т. д. Работнику культуры следует хорошо разбираться в вопросах истории культуры, современной культурной жизни, текущей политической ситуации. Поскольку его работа часто оказывается связанной с детьми, работнику культуры рекомендуется быть в известной степени педагогом и воспитателем подрастающего поколения.

В большинстве случаев высоких результатов добиваются те организации, в которых коллектив ясно представляет цель своей деятельности, вокруг которой и происходит объединение людей. Ради ее достижения коллектив организован и обладает органами управления.

Учитывая специфику творческого коллектива, вполне возможно, опираясь на средства социальной психологии, планировать его деятельность. И, по возможности, прогнозировать качество его творчества. Для достижения целей творческого коллектива лидеру следует понимать структуру коллектива, закономерности образования в нём неформальных групп, которые либо помогают, либо препятствуют деятельности творческого коллектива. Следовательно, руководитель учитывает:

Психологические явления, связанные с индивидуальностью человека;

Явления коммуникации и взаимодействия в парах;

Взаимодействия внутри малых (до 10 человек) группах и взаимодействия групп друг с другом.

Исполнитель, в ряде случаев (если он не солист), лишь в коллективе может осуществлять свою деятельность. Для социологии индивид - человек, взятый в совокупности всех его качеств: биологических, социальных, психологических, профессиональных и т.д. Между индивидами в группе и индивидом и группой существуют определённые взаимоотношения. "Исследование индивида и группы связано, с одной стороны, изучением группового давления (т.е. влияний, оказываемой группой на протекание психических процессов), поведения индивида, а с другой - изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. изучением феномена лидерства".

Одной из важных проблем современного менеджмента является проблема лидерства, так как она приобретает приоритетное значение в изучении и освоении менеджмента. Такое повышенное внимание к этой проблеме определяется возрастанием роли человеческого фактора в управлении организациями, усложнением управления и усилением его зависимости от факторов и ценностей человеческих отношений.

Члены коллектива воплощают одновременно две функции: профессиональную - "творец" и социальную - сотрудник. И если права и обязанности первого не строго определены в связи неопределимостью уровня творчества, то второй защищён всеми формальными законами предприятия и открыт действию неформальных законов группы. Исторически сложилось, что коллектив творческий управляется именно человеком, ответственным за творческую реализацию функций данного коллектива. А как отдел на предприятии, он управляется подобно коллективу, для которого при выполнении им своих функций, творчество не учитывается и подвергается всем процедурам, принятым в данном социуме по отношению к любому коллективу. Лидеру творческого коллектива, исходя из его особенностей, невозможно строго поделить функции лидера и управленца, именно по причине врождённого дуализма любого творческого коллектива.

В ходе групповой деятельности возникают и закрепляются определённые групповые нормы. Подобного рода феномены имеются как в формальных, так и в неформальных группах. Нормы могут быть стандартными для коллективов одного типа и существовать исключительно в данном коллективе. Нормы - это установленные правила, передаваемые от индивида к индивиду за всё время существования коллектива. Соблюдение этих норм поощряется (повышается статус индивида, уровень его эмоционального приятия другими членами коллектива). В случае их нарушения индивида ждут негативные для него действия со стороны остальных членов коллектива (группы). Он может подчиняться или не подчиняться этим нормам, а это означает, что внутри групп также существуют явления конформизма и нонконформизма. "Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы".

Формальные группы - это группы, возникающие по инициативе администрации, они входят определенным подразделением в организационную структуру и штатное расписание предприятия.

Формальные группы возникают по воле руководства и поэтому в определенной мере являются консервативными, так как зачастую они зависят от личности руководителя и людей, работающих в этой группе, но как только они возникают, сразу становятся социальной средой, где люди начинают взаимодействие между собой по другим законам, создавая неформальные группы.

Неформальные группы - это свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в постоянное взаимодействие для достижения личных целей (см. Приложение 2).

Неформальные группы создаются не руководством путем распоряжений и формальных постановлений, а членами организации в зависимости от их взаимных симпатий, общих интересов. Эти группы существуют во всех организациях, хотя они не отражены в структурных схемах. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций, эти группы имеют явно или неявно определенного лидера.

Установление неформальных отношений в коллективе нередко приводит к существованию двух лидеров: формального и неформального. Неформальное лидерство может носить как деловой, функциональный, так и социально-психологический межличностный характер.

Творческая группа включает в себя хотя бы одного генератора идей. Другие члены команды, исполняют вспомогательные функции: оценщика предлагаемой идеи или информатора, снабжающего коллег полезной информацией.

У участника творческого коллектива может возникнуть идея, которую он не высказывает, что может быть по двум причинам: первая - работник не уверен в ее ценности, стесняется ее высказать, особенно в присутствии авторитета. Обучение, практика работы в творческом коллективе способствует преодолению подобных трудностей. Вторая причина: желание единолично использовать возникшую у него идею. В таком случае руководитель объясняет реальный путь появления, что идея, которую один из членов творческой группы посчитал за собственную, возникла у него в результате коллективного обсуждения вопроса.

Ценным участником творческой группы является "резонатор" - это человек, который умеет переформулировать новую идею, помочь увидеть ее суть, придать ей выражение (словесное, графическое, символическое и т. д.). Этот процесс называется объективизацией, он возникает в связи с тем, что не все "генераторы идей" умеют понятно преподнести свою идею. Объективизация новой идеи происходит, как правило, в диалоге "генератора" и "резонатора". Ее важность состоит в том, что непонимание партнерами творческого общения друг с другом полностью блокирует процесс решения творческой задачи.

Творческая обстановка на функционирующем предприятии, поощряемая и направляемая должным образом весьма благоприятна, она является наибольшим достижением руководителя коллектива. Для того чтобы ее создать, следует поддерживать инициативные и творческие устремления сотрудников. Перед руководителем стоит сложная задача создать такой микроклимат внутренней среды компании (творческую атмосферу), чтобы творческие личности, работая в группе, не теряли своей индивидуальности.

Творческая атмосфера - это, в первую очередь, доброжелательное окружение, обеспечивающее поддержку и ощущение причастности к команде, принятие, отсутствие оценочных взглядов, отношения, которые создают ту безопасную среду, в которой творческие способности смогут раскрыться. Когда у людей хорошее настроение, они выкладываются на работе. Позитивный настрой помогает людям воспринимать информацию и оперировать логическими правилами при принятии сложных решений, а также мыслить более гибко. Для создания такой творческой атмосферы следует учитывать специальные усилия менеджеров по формированию команды и налаживанию коммуникаций.

Грамотно построенная творческая обстановка в компании прямым образом связана с улучшением качества работы, благодаря тому, что ее наличие позволяет решить ряд проблем, существенным образом повышает качество организационных решений, помогает внедрять выгодные, перспективные, многообещающие новшества, повышает профессиональные навыки работников.

Психологическая совместимость - это способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом. Наличие высокой психологической совместимости сотрудников способствует их лучшему взаимодействию, а в итоге - высокой эффективности труда. Выделяются следующие критерии оценки совместимости: результаты совместной деятельности, эмоционально-энергетические затраты участников деятельности и удовлетворенность участников этой деятельностью.

Выделяют несколько уровней психологической совместимости, обусловленных как свойствами личности работников, так и содержанием, уровнем трудности решаемых задач:

I уровень - психофизиологическая совместимость, которая выражается в сходстве природных свойств людей: тип нервной системы (темперамент), физическая выносливость, работоспособность, эмоциональная устойчивость и другие. В ряде видов профессиональной деятельности требуются именно такие качества.

II уровень - психологический, который проявляется в совпадении свойств, являющихся результатом обучения и воспитания. К этому уровню относятся совпадение черт характера, профессиональных интересов, уровня интеллектуального развития, моральных качеств людей и др.

III уровень - социально-психологический, который выражается в сходстве личностных свойств, рекомендуемых для социального взаимодействия на основе общности их мировоззрения: коммуникабельность, принципиальность, социальные установки, политические взгляды, ценностные ориентации. Указанные свойства полезны для принятия решений в верхних эшелонах руководства в социальных системах управления, социально-политических организациях и в какой-то мере в рядовых рабочих группах, где люди проявляют интерес к социальным проблемам и общению.

При совпадении людей по всем уровням можно говорить о полной их психологической совместимости. При полном же их несовпадении возникает психологический барьер, когда люди не желают общаться, не воспринимают друг друга, не желают сотрудничать ни в какой области. Однако как при полной совместимости, так и при полной несовместимости барьер возникает сравнительно редко. Чаще можно наблюдать преимущественную совместимость по ряду психологических свойств индивидов, оценивая ее уровень с точки зрения требований определенной деятельности. Так, чем глубже несовместимость сотрудников, тем выше вероятность возникновения конфликтов и как следствие - распад рабочих групп.

Для создания эффективной творческой группы руководителю следует изучить, какими качествами и навыками обладает творческий работник, понимать закономерности образования в нем неформальных групп, которые помогают или препятствуют творческой деятельности, рекомендуется обращать особое внимание на психологическую совместимость работников, так как чем больше уровень совместимости - тем выше качество творческой деятельности. Специфика управления творческим коллективом предполагает наличие собственного стиля руководства, представляющего собой синтез авторитарного, демократического и либерального стилей. Также в управлении творческой деятельностью благоприятным является стремление руководителя к развитию качеств решимости и ответственности своих подчиненных.

Таким образом, руководителю, обладающим специфическими управленческими функциями, при создании творческого коллектива, рекомендуется учитывать к какому виду коллективов относится творческая группа, а также исследовать совместимость сотрудников, причины возникновения неформальных групп и их воздействия на деятельность коллектива.

1. Сущность и специфические особенности коллектива самодеятельного творчества

Определение понятия коллектива по А.С. Макаренко: "Коллектив - это свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности.

Признаки коллектива:

1. Коллектив художественной самодеятельности - добровольное объединение для совместного осуществления цели в свободное от основных занятий время.

2. Единая цель - осуществление максимальной самореализации личности через совместную художественно-творческую деятельность.

3. Организационное оформление группы - наличие руководителя, органов самоуправления.

Отличительные признаки коллектива самодеятельного творчества:

Функционирует в сфере свободного времени.

Деятельность добровольная.

Деятельность общедоступная.

Деятельность осуществляется в связи с внутренними потребностями личности.

Коллектив является демократической организацией, т.к. руководитель учитывает интересы своих участников, наличие органов самоуправления.

Коллектив самодеятельного творчества - демократическая саморазвивающаяся организация людей, основанная на общности интересов, принципах добровольности и общедоступности, объединенная относительно стабильной совместной деятельностью в сфере свободного времени.

1 блок. Выявление интересов и потребностей потенциальных участников самодеятельности в определенном виде творчества или жанре искусства.

2. Прием всех без исключения желающих в состав коллектива. Положительный момент состоит в том, что работники культуры пытаются удовлетворить потребности населения. Однако, во-первых, существует опасность несоответствия интересов населения с законами жанра и вида искусства. Во-вторых, в первое время может наблюдаться большой отсев участников ввиду отсутствия у них способностей, в связи с этим будет необходим дополнительный прием в коллектив.

Таким образом, руководителям самодеятельного коллектива необходимо использовать оптимальные ограничения набора (минимальные способности, возрастные ограничения и др.).

При проведении первой встречи с участниками самодеятельности или организационного собрания необходимо соблюдать следующие условия. Главная задача руководителя - информационная. Он должен:

ознакомить участников или их родителей с проектами организационных документов;

объяснить участникам цели и задачи организации коллектива;

выработать совместное решение об организации работы коллектива на первом этапе его создания;

составить расписание - дни и время репетиционных занятий.

права и обязанности участников коллектива;

уточнить некоторые правила пользования реквизитом, оборудованием, а также правила технической и пожарной безопасности.

Организационным собранием заканчивается технология создания коллектива самодеятельного творчества. Впоследствии может осуществляться дополнительный прием в коллектив, который может быть оформлен специальной кампанией. Коллектив может пополняться естественным путем, когда участники приводят на занятия своих друзей и знакомых.

По окончании набора в коллектив руководитель и его участники решают, в основном, творческо-производственные задачи.

Начинается адаптация коллектива к условиям деятельности, к требованиям руководителя.

Руководитель знакомит участников с целями и задачами коллектива, близкими и далекими перспективами деятельности. Распределяет роли с учетом подготовленности, опыта работы, личных пожеланий участников, определяет режим работы. Он также предъявляет необходимые требования к соблюдению режима жизни и деятельности коллектива, при этом особое внимание уделяет контролю исполнения, формирует ответственное отношение к заданию. Присматриваясь к индивидуальным особенностям членов коллектива, руководитель привлекает наиболее сознательных членов к решению общих задач.

На стадии дифференцирования заканчивается взаимное изучение, на основе которого происходит "сближение" людей в соответствии с их интересами и общим складом характера.

Наиболее сознательные и деятельные люди образуют группу актива. Они раньше других усваивают требования, оценивают их жизненную значимость и стремятся поддержать руководителя.

Образуется и другая группа - добросовестных исполнителей. Эти люди запоминают свои обязанности, сознают необходимость дисциплины и порядка, делают свое дело, но "голоса" не подают, инициативы не проявляют. Они пока не участвуют в общественной работе, стремятся получить более легкий участок работы.

При определенных условиях может сформироваться и группа дезорганизаторов, мешающая работе коллектива. К этой группе относятся разные люди - недисциплинированные, ленивые, люди с чрезмерной амбицией, тщеславием и т.д.

С образованием микрогрупп меняется тактика руководителя. Теперь он предъявляет требования не только от своего имени, но и от имени актива. Более того, он передает некоторые функции активу, например контроль за исполнением распоряжений, побуждает актив к проявлению инициативы, творческому отношению к работе.

Установлено, что если руководитель требует только от себя лично, эти требования рассматриваются как внешние, если же требования от имени актива, то они охотно принимаются и реализуются быстро. С начала деятельности актива вступает в силу закон саморегуляции коллектива. Актив требует, контролирует, задает тон в исполнении, формирует общественное мнение, которое регулирует поведение коллектива и личности.

Постепенно включаются в активную деятельность и добросовестные исполнители, они начинают составлять резерв актива.

Необходима борьба с дезорганизаторами. Эта работа должна быть индивидуальна. Руководителю надо разобраться в индивидуальных мотивах поведения, характерах людей и соответственно определять оптимальные педагогические воздействия на них. Одного участника достаточно хотя бы похвалить, второго переместить на другой участок работы, третьего перевести в другую группу (из-за несовместимости), с четвертым нужна длительная работа, пятому необходимо, чтобы коллектив его резко осудил, шестого - исключить и т.д. Вся эта разнообразная работа должна быть направлена на воспитание сознательности членов коллектива. Когда это достигается, коллектив переходит на новую качественную ступень своего развития.

Третья стадия развития коллектива может быть названа синтетической. На этой стадии образуется единство установок и интересов членов коллектива, единство воли. Все участники коллектива самодеятельного творчества усвоили требования руководителя, теперь весь коллектив требует от каждого. Окончательно утверждаются отношения товарищества, сотрудничества. Происходит сближение людей на более высоком духовном, творческом уровне.

На этой стадии развития коллектива меняется и стиль руководства. Если на первой стадии руководитель представляется членам коллектива как внешняя по отношению к ним сила, то теперь он выступает как любимый и уважаемый представитель и выразитель их интересов. Коллектив хорошо понимает руководителя и без нажима с его стороны реализует требования. В свою очередь коллектив предъявляет ему более высокие требования, стимулируя его рост и развитие как личности. Поэтому руководство на третьей ступени развития коллектива относится к более легким, но в то же время более трудным. Легким потому, что коллектив активно поддерживает руководителя, трудным потому, что уровень коллектива очень высок и от руководителя требуется изобретательность и гибкость в руководстве людьми. Руководитель на этой стадии вместе с коллективом должен найти оптимальные решения всех вопросов, касающихся жизни коллектива, создавать условия для роста творческих сил каждого. Он должен внимательно прислушиваться к "пульсу" коллектива и тактично регулировать деятельность этого высокоорганизованного организма.

Третьей стадией не завершается развитие коллектива. Он развивается непрерывно. Его дальнейшее развитие связано с совершенствованием труда, возрастанием творческих элементов в нем, ростом культурных человеческих отношений, еще большей ответственности каждого, требовательности к себе.

Определенные стадии развития коллектива являются типичными, характерными для коллективов всех видов. Но темпы перехода от одной стадии к другой могут быть различными, в зависимости от объективных и субъективных условий деятельности коллектива и общества в целом. Коллектив может развиваться неравномерно, одни стадии его могут проходить быстрее, другие - медленнее. Он может в силу каких-то обстоятельств останавливаться в своем развитии; возможно такое, когда какая-либо стадия быстро свертывается и наступает сразу следующая.

Следовательно, общие закономерности развития преломляются специфично для конкретного коллектива в зависимости от сложившихся объективных и субъективных условий его жизни и деятельности.

Что касается тактики руководства, то, как видим, она должна быть динамичной, изменяться от стадии к стадии в зависимости от роста сознательности, дисциплины, ответственности и коллективизма.

Любой коллектив может существовать только тогда, когда он развивается, неустанно двигаясь к общей цели. Специфика клубных коллективов заключается в том, что участники самодеятельности и работники культурно-досуговых учреждений сами выбирают перспективные цели и текущие задачи коллектива, сами определяют способы решения этих задач. Здесь приходит на помощь теория и практика общей педагогики, которая научно обосновала условия и законы развития коллектива.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и специфические особенности коллектива самодеятельного творчества. Технология создания и организации работы коллектива самодеятельного творчества. Стадии и законы движения (развития) коллектива, методы планирования и учета его деятельности.

    контрольная работа , добавлен 02.08.2010

    Самодеятельность как общественно-историческое явление, сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества в культурно-досуговых учреждениях. Сущность, функции и виды самодеятельного творчества. Технология развития творческих способностей.

    реферат , добавлен 31.07.2010

    Возникновение и развитие художественной самодеятельности. Особенности самодеятельного художественного творчества. Связь художественной самодеятельности с фольклором и профессиональным искусством. Художественное самодеятельное творчество Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу культуры и досуга населения в Российской Федерации. Анализ организации культурно-досуговой сферы в муниципальном образовании город-курорт Анапа. Изучение формирований самодеятельного народного творчества.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Культурные феномены, оказавшие влияние на появление и развитие современного менестрельного движения. Характерные стилистические, жанровые черты и тематика творчества современных менестрелей. Формы и особенности творчества менестрелей в публичной культуре.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2012

    Продюсирование, его виды и характерные особенности. "Раскрутка" как одно из основных понятии продюсирования. Возникновение конфликтов внутри творческого коллектива. Характеристика группы "Bad holiday" как пример коммерческого музыкального коллектива.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2016

    Истоки испанского искусства. Особенности испанского барокко. Жизнь и творчество Хусепе Рибера: первые работы, увлечение графикой, период творческих достижений в живописи. Стиль и характер творчества Ф. Сурбарана. Жизнь и итоги творчества Диего Веласкеса.

    реферат , добавлен 25.01.2011

    Творчество как процесс создания нового. Основные механизмы творчества. Соотношение логического и интуитивного в творчестве. Роль фантазии и воображения. Три территориальные группы памятников культуры Древнего Рима. Колизей - символ римской античности.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2009