Психолого-педагогические основы ораторского мастерства. Доклад на тему Культура речи. Ораторское мастерство учителя

Ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности. Предметом ораторского искусства являются закономерности публичных выступлений, принципы подготовки и произнесения устной речи, формы и методы взаимодействия оратора с аудиторией. Наиболее ярко ораторское искусство проявляется на лекциях. Вместе с тем, для начинающего педагога, который лекции еще не читает, важно овладеть элементами этого искусства для успешного проведения групповых и практических занятий, лабораторных работ и практик.
Основу ораторского искусства любого преподавателя составляют понимание целей и задач подготовки специалистов, глубокое знание материала, который он преподает и свободное владение этим материалом, овладение современной научной методологией и высокая общая культура. Если преподаватель желает достичь мастерства в своем деле, то овладение ораторским искусством он должен овладеть обязательно. Если же свою задачу он видит только в передаче информации, то он уподобляется некоторому техническому средству, например, магнитофону или компьютеру. Достоинства устной речи следует измерять не только количеством сообщенного материала, но и тем, какое воздействие она произвела на обучающихся, насколько преподаватель убедил их в правильности и важности изучаемого материала.
Отличительная особенность устной речи состоит в том, что преподаватель выражает свое отношение к изучаемому материалу не только словами, ни и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. Важную роль при этом играют общая культурная и эмоциональная подготовка педагога, его педагогические, и в известном смысле актерские задатки. Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.
Таким образом, задачами ораторского искусства являются разработка и апробация следующих принципов:
 Использование в устной речи логических законов мышления;
 Произнесение устной речи;
 Взаимодействие преподавателя с аудиторией.

Ораторская деятельность педагога - это завершенное развернутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при определенной цели и логическом обосновании.

Предложим технологическую картину обеспеченности педагогического ораторского искусства.

«Тезис аргумент иллюстрация»

Конструирование содержания базируется на древней античной формуле «тезис - аргумент - иллюстрация». Тезис - любого порядка суждение по определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис всегда содержит в себе личностный элемент, так как отражает точку зрения оратора или точку зрения другого автора, но разделяемую оратором. Суждение всегда утверждает некую оценку оратора, поэтому способно вызывать возражения.



Аргумент поддерживает суждение тем, что предлагает один или несколько доводов в пользу утверждаемого. Аргумент - это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться с оратором (или не соглашаться). Мера согласия публики с оратором определяется силой найденного аргумента. Не сила голоса, не авторитет оратора, не его социальный статус или научные звания - именно аргумент становится той великой силой, которая увлекает публику, ведет ее по интеллектуальной дороге оратора.

Тезис и аргументы нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели (дети, коллеги) могли представить явление, о котором идет речь, в ходе восприятия конкретной картинки (образа) жизненного явления

План рассмотрения

Предварительно для слушателей следует очертить совокупность вопросов изложения. Представляется план рассмотрения заявленной темы. Он строится обычно в логике перечисления вопросов: «что-зачем-где-когда-как?». Но не менее удачным станет построение плана, обусловленное основным тезисом: тогда каждое слово тезиса должно быть рассмотрено, эти слова и составляют пункты плана.

ОРАТОРАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ -
ОРАТОРАМИ СТАНОВЯТСЯ
Основу данного раздела составляют материалы,
предоставленные Б.В. Найденовым

Предмет и задачи ораторского искусства

Ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности. Предметом ораторского искусства являются закономерности публичных выступлений, принципы подготовки и произнесения устной речи, формы и методы взаимодействия оратора с аудиторией. Наиболее ярко ораторское искусство проявляется на лекциях. Вместе с тем, для начинающего педагога, который лекции еще не читает, важно овладеть элементами этого искусства для успешного проведения групповых и практических занятий, лабораторных работ и практик.
Ораторское мастерство преподавателя состоит из многих слагаемых, особое значение при этом имеет культура и техника речи.
Основу ораторского искусства любого преподавателя составляют понимание целей и задач подготовки специалистов, глубокое знание материала, который он преподает и свободное владение этим материалом, овладение современной научной методологией и высокая общая культура. Если преподаватель желает достичь мастерства в своем деле, то овладение ораторским искусством он должен овладеть обязательно. Если же свою задачу он видит только в передаче информации, то он уподобляется некоторому техническому средству, например, магнитофону или компьютеру. Достоинства устной речи следует измерять не только количеством сообщенного материала, но и тем, какое воздействие она произвела на обучающихся, насколько преподаватель убедил их в правильности и важности изучаемого материала.
Отличительная особенность устной речи состоит в том, что преподаватель выражает свое отношение к изучаемому материалу не только словами, ни и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. Важную роль при этом играют общая культурная и эмоциональная подготовка педагога, его педагогические, и в известном смысле актерские задатки. Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.
Таким образом, задачами ораторского искусства являются разработка и апробация следующих принципов:
· Использование в устной речи логических законов мышления;
· Произнесение устной речи;
· Взаимодействие преподавателя с аудиторией.

Основные сведения о логических законах мышления.

Знания, сообщаемые студентам, выражаются в понятиях. Одни из них студентам знакомы, другие являются новыми. В любом познавательном акте, усвоение знаний происходит через установлении связей известного с неизвестным. Преподаватель должен обеспечить усвоение нового понятия, опираясь на знание старого. В понятиях различают содержание и объем, нужно раскрыть их в процессе занятия или при ответе на вопрос. При этом необходимо опираться на знание студентами уже известных, «старых» понятий.
Одним из важнейших элементов убедительного изложения материала является рациональное построение логического хода рассуждений. Здесь преподаватель использует известные формы умозаключений: дедукцию, индукцию и аналогию. В каждом конкретном случае преподаватель должен выбрать такую форму умозаключений, которая обеспечивает наибольшую строгость, доходчивость и полноту доказательств. Естественно, в процессе проведения занятий необходимо четко следовать общеизвестным законам логики: закону тождества, закону противоречия, закону исключения третьего и закону достаточного основания.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО (Информативно-речевое воздействие педагога)

Так как педагогу приходится по роду своей работы выступать перед группой детей, аудиторией коллег, слушателями лекционного зала, то он нуждается в умениях и навыках ораторской деятельности.

Ораторская деятельность педагога - это завершенное развернутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при определенной цели и логическом обосновании.

Предложим технологическую картину обеспеченности педагогического ораторского искусства.

Конструирование содержания базируется на древней античной формуле «тезис - аргумент - иллюстрация». Тезис - любого порядка суждение по определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис всегда содержит в себе личностный элемент, так как отражает точку зрения оратора или точку зрения другого автора, но разделяемую оратором. Суждение всегда утверждает некую оценку оратора, поэтому способно вызывать возражения. Приведем примеры самых разных тезисов на одну и ту же тему - «Вода»: ...Вода - источник жизни. Вода - основное средство гигиены. Вода - замечательная иллюстрация движения. Вода - отличный помощник закаливания организма.

Аргумент поддерживает суждение тем, что предлагает один или несколько доводов в пользу утверждаемого. Аргумент - это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться с оратором (или не соглашаться). Мера согласия публики с оратором определяется силой найденного аргумента. Не сила голоса, не авторитет оратора, не его социальный статус или научные звания - именно аргумент становится той великой силой, которая увлекает публику, ведет ее по интеллектуальной дороге оратора.

Тезис и аргументы нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели (дети, коллеги) могли представить явление, о котором идет речь, в ходе восприятия конкретной картинки (образа) жизненного явления.

Например, педагог произносит суждение «Красота начинается там, где нет ничего лишнего» и выдвигает аргумент: «Отсутствие лишних деталей позволяет нам видеть главное в предмете, воспринимать истинное содержание предмета, и тогда его форма точно отражает содержание - что и предстает перед нами как гармония формы и содержания, то есть красота». Ученики поражены услышанным. А педагог предлагает им бросить на пол клочок бумаги и поглядеть, как изменится интерьер комнаты и наше самочувствие...

Современные технические средства позволяют широко применять музыкальное сопровождение для предъявляемого наглядного материала.

Наглядный материал обладает многообразием своих видов: натуральный предмет (например, живой заяц), графическое изображение предмета (например, рисунок моста), художественное описание предмета в произведениях искусства разных жанров (например, нежность в вальсах Шопена), рассказ а реальном событии (например, что видел оратор на праздничных улицах), факт персоналии выдающейся личности (например, путь юного Ломоносова в учебное заведение Москвы), символы и условные знаки (например, функции современной семьи, представленные как лучи солнца), а также апелляция к воспоминаниям присутствующих слушателей («Вспомним, как мы...»).

Предварительно для слушателей следует очертить совокупность вопросов изложения. Представляется план рассмотрения заявленной темы. Он строится обычно в логике перечисления вопросов: «что-зачем-где-когда- как?». Но не менее удачным станет построение плана, обусловленное основным тезисом: тогда каждое слово тезиса должно быть рассмотрено, эти слова и составляют пункты плана.

Например, педагог заявляет тему разговора - «Творчество - единственный способ саморелизации «Я». Планом такой беседы станет поочередно выдвигамые понятия: «Я» - «саморелизация» - «разные способы самореализации» - «творчество» - отличительные свойства творчества». Такая последовательность позволит следовать за мыслью оратора и согласиться с его общим выводом.

Определение ключевого понятия следует за планом и позволяет оратору и слушателям размышлять об одном и том же предмете, ибо определение предмета разговора было дано заранее. Многозначность слов вынуждает неукоснительно исполнять данное требование к ораторскому выступлению. Нетрудно перечислить длинный ряд понятий, которые даже среди взрослых людей понимаются по-разному.

Например, такие понятия, как «свобода», «дисциплина», «справедливость», «смелость», «счастье», «долг», «чистоплотность», «джентельмен», «порядочность» и другие.

Поэтому привычным для педагога должно быть обращение к словарю, к научной литературе, чтобы, прежде чем выстраивать выступление, обрести и точно сформулировать исчерпывающее определение ключевого понятия. Если педагог собирается говорить о каком-либо явлении, он должен предложить слушателям свой вариант лексического значения понятия. При этом неплохо проговорить и другие значения, которые на время разговора исключаются оратором.

Например, педагог-оратор предлагает рассмотреть процесс приобретения детьми жизненного опыта. Первоначально следует определить, что имеется в виду под словом «опыт», исключить понимание под «опытом» «научного эксперимента»...

Предположим, педагог объявляет своим вопросом «воспитание гражданственности». Необходимо тут же очертить ракурс рассмотрения: с точки зрения этики или же политики предполагается данное рассмотрение заявленного понятия.

Скажем, педагог с детьми планирует разговор о взрослости. Открыв толковый словарь, убеждается в ряде значений этого слова. Теперь ему предстоит, развернув перед слушателями семантический веер, избрать объектом рассмотрения одно из значений.

Надо помнить, что любое определение выстраивается таким образом, что сначала указывается на его отношение к более широкой группе предметов - «подведение под широкое понятие» (скажем, стул - это мебель.., совесть - этическая ктегория...), а затем выделяется существенный признак предмета, наличие которого и делает предмет тем, чем он является (например, «Совесть - этическая категория, указывающая на способность человека со- ведать о самочувствии и сопереживать самочувствию другого человека при каких-либо действиях субъекта»).

Ораторская техника требует, чтобы оратор умел произносить по-особому то центральное понятие, которое отражает рассматриваемое явление: с акцентом на данном слове, с опорой на гласные звуки, с артикуляционной тщательностью, с определенной экспрессивной окраской, несущей в себе отношение оратора.

Организация работы оратора складывается из следующих организационных блоков:

  • - обустройство оратора (подготовка места работы, расположение стола, стула, кафедры, доски, мела и прочих средств, а "также расположение приготовленного наглядного материала);
  • - пластический образ оратора (свободная, открытая, расположенность к слушателям и доброжелательная мимика, некоторый наклон в сторону слушателей);
  • - предъявление и демонстрация наглядного материала (совпадение момента предъявления с произнесением понятия, общедоступность восприятия материала, инструкция для восприятия материала, фиксированность расположения материала для последующего к нему обращения, пластическое отражение отношения к демонстрационному материалу);
  • - при современных технических средствах использование фонозаписи, видеозаписи, диапозитивов, кинофрагментов; такая демонстрация нуждается в предварительной проверке незадолго до начала выступления оратора; хорошо прибегать к помощи ассистента; не исключается вариант просьбы о помощи к аудитории;
  • - работа с доской и графическое обозначение рассматриваемого материала или анализируемой идеи (чистая доска, четкость записи, логичность распределения записей, понятность символических знаков, аккуратность и доступность всех записей для всех слушателей).

Наряду с требованием наглядного материала стоит требование использования художественных средств в тексте выступления оратора, назначением которых является создание образной картинки явления:

  • - эпитета, рисующего для воображения слушателей качества явления (блистательный юмор, мрачный дом, грязные слова, одухотворенное лицо);
  • - метафоры, которая создают яркий живой образ явления с его сущностными признаками (дружеские советы словаря, море сердитых голосов, наряды, предательски обнажающие отсутствие вкуса, извержение эмоций);
  • - сравнения, помогающего увидеть картинку явления за счет воспроизведения известного предмета (выцослив, как сорняк, красивая, как нежная незабудка, дорогой, как «Мерседес», работает упорно, как маленький трактор в поле, голоса детей, как колокольчики);
  • - аналогии, воссоздающей дополнительную картинку, помогающей понять сущность первой (подрались, как если бы это были два петуха, не понимающие из-за чего они так схватились; захватило дух, как если бы стремительно начал падать в пропасть; закончили работу, как если бы мы переплыли на другой берег);
  • - фрагмента художественного произведения или целостного произведения искусства, иллюстрирующих рассматриваемое явление (рисунки художника Бидструпа о различиях темпераментов людей - тому классический пример); экспозиция фрагмента художественного произведения может дополняться музыкальным фоном.

Технология взаимодействия со слушателями предполагает следующее:

  • - педагогическую инструментовку совместной работы со слушателями (общая позиция «Мы», риторические вопросы, апелляция к воспоминаниям, вопросы и ответы, фиксация состояния, согласия, реагирования, характера работоспособности слушателей, анализ и оценка общей совместной работы);
  • - просьба о помощи и оказание помощи в случае необходимости (просьба в оборудовании занятия, в ассистировании оратору, в отклике на материал, в более удобном расположении и другое);
  • - поло-ролевую дифференциацию слушателей (при обращении, при вопросах, при апелляции к воспоминаниям);
  • - соблюдение элементарных поведенческих норм, принятых в современной культуре, таких, как «правило одного голоса», тишина в аудитории, соблюдение чистоты, исключение дополнительных видов деятельности (беседа с соседом, питание, чтение газеты, вышивание и другое);
  • - этику взаимодействия со слушателями (обращение и приветствие слушателей, положительное подкрепление в адрес слушателей).

Этические нормы взаимоотношения людей играют продуктивную роль во взаимодействии «оратор - группа». Поэтому педагог, отправляясь на встречу с группой, наряду с тщательной отработкой содержания и методики подачи информации, продумывает также и те моменты, где отношение к публике (группе) выступает ярко, выпукло в качестве объекта внимания всех участников совместной работы. В первую очередь, таким моментом являются минуты встречи: обращение, приветствие, положительное подкрепление в адрес всех присутствующих.

Это выглядит примерно так: «Дорогие друзья, добрый день! Благодарю за честь работать в такой умной и доброжелательной группе...»

Немаловажное значение будет иметь завершение выступления, поэтому педагог и этот момент хорошо продумывает: благодарность в адрес слушателей, выражение удовлетворения работой, добрые пожелания, прощание.

А это выглядит примерно следующим образом: «Спасибо. Мне понравилось с вами работать. Буду рад встретиться с вами вновь! До свидания, уважаемые слушатели! Всего хорошего...»

В том случае, если со стороны группы звучит вопрос, оратор благодарит за вопрос, прежде чем ответить. Такая же благодарность направляется при замечаниях, добавлениях, репликах или выраженной благодарности слушателей. Подчеркнем: возраст публики не имеет значения, благодарность направлена и в адрес ребенка, поставившего вопрос оратору.

Не исключена возможность сопровожения ее положительным подкреплением в адрес активного слушателя. Оратор говорит: «Красивый вопрос. Благодарю вас», или «Очень интересное добавление. Я рад, что работаю с такой просвещенной и умной группой».

Поза оратора - это поза открытая для взаимодействия со слушателями, поэтому ей присущи все черты позы, характерные для общения: отсутствие «замков», «платье доброжелательности», «диагональ» (хотя именно оратору приходится инструментовать «вертикаль» как некоторый временный уход от слушателей в целях наибольшей сосредоточенности на материале изложения), отсутствие угрожающих поз и прочее.

Включая в текст высказывания других авторов, непременно следует сопроводить имя автора некоторыми сведениями о нем: национальное представительство автора, период творчества, название произведения, на которое ссылается оратор или из которого приводится цитата. Надо четко отграничить цитату от последующего текста выступления оратора (иногда для этого специально добавляют слова «конец цитаты»), В случае, если оратор избирает форму косвенной речи, тоже нужно подчеркнуть интонационно завершенность ссылки на другого автора. Неплохо, если трудная для звукового восприятия фамилия приводимого автора будет написана на доске (экране).

В финально-аккордной части выступления очень важно следующее:

  • - завершить выступление итоговой благодарностью («Спасибо»), она означает, что выступление завершено;
  • - подвести итоги совместной работы («Итак,

мы с вами...»);

  • - произвести общий вывод («Таким образом, можно сказать, что...»);
  • - выяснить, не остались ли неясными какие-то из вопросов («Нетли сомнений..?» или «Осталисьли вопросы поданной проблеме?»).

Не надо пугаться, когда кто-то из слушателей заявляет, что не согласен с оратором. Достаточно «обрадоваться» тому, что существуют иные мнения, и заявить, что мир был бы скучным, будь все люди одинакового мнения. Такое заявление обычно обескураживает, успокаивает некоторых слушателей, сохраняет авторитет оратора, а главное - формирует терпимость к разнообразию личностных проявлений в обществе.

Разумеется, следует произнести обращение при прощании («Дорогие друзья, до свидания!»).

Не забыть произнести добрые пожелания в адрес слушателей («Всего хорошего!»).

Итак, профессиональное ораторское искусство педагога складывается в опыте его профессиональной работы и развивается при условии, когда педагог обращает внимание на такие стороны деятельности, как построение мысли, составление логически оправданного плана, выделение главной категории в содержании ораторского выступления, предъявление наглядного материала, сопровождение излагаемого собственным отношением, инструментовка совместной со слушателями интеллектуальной работы, этическое выражение своего отношения к слушателям, а также предварительное обустройство ораторской деятельности и финальное завершение ораторского выступления. Если педагог станет прослеживать качество выделенных блоков своего выступления (на семинаре, на собрании, в научной дискуссии, во время фрагментарного разъяснения вопроса или при написании статьи, отчета, обзора, даже при написании дружеского письма), то он со временем заметит повышенный интерес к его выступлениям. Наивысшей оценкой его собственных ораторских способностей станет «очень умная и доброжелательная публика», «внимательность и вдумчивость слушателей», «высокий интеллектуальный уровень аудитории» и прочие высокие характеристики, которыми оратор будет наделять слушателей своего ораторского выступления.

Вопросы для углубленного осмысления

  • 1. Составьте фрагмент выступления на тему... «Дождь» по формуле «тезис - аргумент - иллюстрация». Произнесите вслух и предложите слушателям^) повторить ваш тезис, ваши аргументы и приведенную вами иллюстрацию.
  • 2. Подберите и запишите ряд слов. Произносите их поочередно, одно слово из данного ряда произносите как «вкусное». А теперь представьте, что это слово есть тема вашего выстуления: как вы его произносите, когда объявляете тему вашего сообщения?
  • 3. Предположим, тема вашего выступления - «топор». Задайте ракурсы рассмотрения: с позиции рабочего инструмента; с позиции режущего средства; с позиции строительства дома; с позиции техники безо- пасноти. Как будут выглядеть ваши выступления при изменении ракурса?
  • 4. Проследите положение рук во время общения с людьми или во время спокойного расположения на кресле в транспорте: остерегайтесь «замка», постарайтесь держать руки свободными, несмещенными, ладонями развернутыми в сторону собеседника. Очень скоро вы заметите, что руки вам «не мешают».
  • 5. Время от времени воображайте, что кончики ваших ушей соединены с плечами палочкой, - держите осанку. Зафиксируйте изменившееся состояние. Скоро прямая осанка станет привычной для вас.
  • 6. Поупражняйтесь в художественных приемах описания таких явлений, как шум леса, крик детей на спортплощадке, глаза детей во время интересного рассказа, езда на велосипеде, белый снег на ветвях елок, чистая школьная доска.
  • 7. Попробуйте рассказать домашним, что вы видели на улице. Следите за тем, чтобы не было лишних слов, чтобы ваши суждения имели аргументы, а описания были красочными. Отметьте реакцию слушателей.
  • 8. Когда вы принесете в дом какой-либо новый предмет, используйте ситуацию для упражнения в демонстрации наглядного материала: положите предмет на руку, продемонстрируйте всем, покажите мимически, как вам нравится предмет, найдите ему достойное место. А затем - оцените свою работу по реакции своих домашних слушателей.
  • 9. Когда будете свободны от домашних хлопот, расположитесь удобнее и оглядитесь: вас окружают привычные веши. Найдите для каждой из них определение, вложите в найденное определение ваше отношение. Например, вы говорите: «трудяга-копьютер», «мудрый книжный шкаф», «старенький услужливый ковер».
  • 10. Приготовьте первую фразу вашего предполагаемого ораторского выступления. Произнесите ее «на голосовых связках», затем переводите голос в нижний регистр, потом вновь вернитесь к верхнему регистру. Определите изменение эмоционального фона сказанного вами.

УДК 37.013: 808.5

Н. М. Полетаева, Е. А. Родина Ораторское искусство педагога

В статье раскрывается сущность, структура и значимость ораторского искусства для становления профессиональной зрелости педагога. Показана взаимосвязь ораторского искусства с профессиональными компетенциями педагога, раскрыты условия формирования ораторского искусства в непрерывном педагогическом образовании.

The article reveals the essence, structure and significance for the development of vocational education of oratory teacher. The interrelation of oratory with the professional competence of the teacher, revealed conditions of formation of oratory in continuous pedagogical education.

Ключевые слова: ораторское искусство педагога, педагогическое общение, педагогическая деятельность, профессиональная зрелость педагога, условия формирования ораторского искусства педагога.

Key words: oratorical art of the teacher, pedagogical communication, pedagogical activity, professional maturity of the teacher, conditions for the formation of the oratorical art of the teacher.

Педагогический процесс в любой образовательной организации осуществляется во взаимодействии педагога и обучаемого, чаще всего, непосредственном, реже - дистанционном, с помощью Интернета. В любом случае главным средством взаимодействия является речь педагога: устная или письменная. Дистанционное взаимодействие педагога и обучаемого пока не является основным способом общения, непосредственная речь: беседа, лекция, опрос и т. д. остаются главным механизмом педагогического взаимодействия, эффективность которого зависит, в том числе и от ораторского мастерства. Ораторское искусство педагога является одним из признаков профессиональной зрелости; от него зависит интерес, понимание информации, внимание, желание выполнять задания и приходить на занятия . К профессиональным компетентностям педагога новый федеральный государственный образовательный стандарт относит «владение искусством публичного выступления в соответствии с принципами риторики». Таким образом, ораторское искусство педагога должно быть одним из результатов его профессиональной подготовки и условием эффективного педагогического взаимодействия, которое является базовым компонентом педагогической деятельности, определяющим качество результата и процесса в системе образования.

© Полетаева Н. М., Родина Е. А., 2017

Ученые-педагоги РГПУ им. А.И. Герцена делают акцент на деловом характере педагогического общения в учебных заведениях и предлагают использовать термин «профессионально-педагогическое общение», под которым понимают «систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия» .

Педагогическое общение выполняет три ключевые функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга) и интерактивную (организация и реализация совместной деятельности) . Ораторское искусство педагога связано с готовностью к эффективному профессионально-педагогическому общению, стремлением проектировать и реализо-вывать все перечисленные функции.

Педагог заходит в аудиторию, класс, группу и т. д. и здоровается со своими воспитанниками, обучаемыми, слушателями. В одном случае, появляется желание учиться, выполнять задания, интерес; в другом - возникает протест, желание уклониться от взаимодействия с педагогом или, еще хуже, навредить ему . Почему возникает такая разная реакция на педагогов? Одной из причин является разное ораторское искусство, которое проявляют педагоги. Ораторское искусство педагога включает:

1) готовность к передаче информации:

Манеру говорить - «по бумажке», периодически обращаясь к источнику информации или «как соловей», держа всю информацию в голове; чем лучше человек владеет излагаемой информацией, понимает, о чем говорит, тем лучше его слушают и запоминают;

Информация запоминается, если имеет эмоциональную метку, вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Монотонное, банальное изложение, которое не вызывает никаких эмоций, скорее вводит в трансовое состояние. Можно использовать этот прием для запоминания информации, которая дается поставленным голосом, четко, кратко, сразу после монотонной и неинтересной речи; такая информация хорошо запомнится.

Запоминается структурированная информация, представленная в таблицах, схемах, рисунках, с использованием пиктограмм, выделенная цветом, шрифтом и т. д.; информация, имеющая концептуальный код, а также та, которую можно соотнести с понятийной матрицей современной научной картины мира.

2) перцептивную готовность:

Умение одеваться в соответствии с ролью педагога - строго, чисто, аккуратно, без избытка аксессуаров, элегантно, исключая элементы спортивного и вечернего стилей в одежде;

Соблюдение среднего темпа речи, который не должен быть слишком быстрым и слишком медленным, оба варианта раздражают;

Владение тембром речи (высокие ноты не только не запоминаются, но и могут вызвать нервное перенапряжение; низкий тембр воспринимается более благоприятно). Но все занятие на одних низких тонах тоже выстраивать нельзя, поэтому необходимо варьировать тембр речи, выделять голосом важную информацию, чередовать низкий и обычный тембр, возможно кратковременное использование высоких нот для выделения информации;

Умение держать тихую паузу - при помощи который можно управлять аудиторией: выделять важную информацию, делать замечание, давать возможность подумать или ответить на вопрос и т. д.; громкая пауза вызывает раздражение, снижает работоспособность;

Владение телом - поза, амплитуда движений, жесты могут способствовать усвоению излагаемой информации или отвлекать, раздражать, вызывать сексуальные чувства; монолитное, без движений изложение информации подавляет, снижает познавательный интерес, и избыток движений мешает сосредоточиться, отвлекает. Негативно воспринимаются навязчиво повторяющиеся движения, чрезмерные тактильные контакты с обучающимися; неожиданное движение можно применять для привлечения внимания, для выразительности речи, но они должны быть очень редкими, иначе должный эффект не достигается. Некоторые педагоги используют неожиданные позы - приседают, забираются на стул или прячутся за штору, все это дает желаемый эффект только при одноразовом применении;

Осуществление постоянной обратной связи с аудиторией - непрерывное сканирование и учет поз, реплик, взглядов, жестов; поэтому взгляд педагога должен быть устремлен не в потолок или окно, пол или стену, а направлен на детей, перемещаясь по горизонтали от одного воспитанника к другому, не задерживаясь на одном человеке более 20 секунд; даже при очень доброжелательном взгляде, который направлен на слушающего - уже через 20 секунд возникает напряжение, смущение, а у остальных - чувство отчуждения;

Чувство юмора - необходимый компонент речи педагога, который особенно ценится старшеклассниками и одаренными детьми. Можно включить в изложение анекдот или шутку, раскрывающие тему, можно посмеяться над собой (редко и осторожно), шутить над обучаемыми можно только в случае необходимости восстановить рабочую атмосферу, дисциплину. Самому педагогу над шутками и анекдотами лучше не смеяться, как это делают известные юмористы, важнее вызвать эмоции у слушателей;

3) организационную готовность:

Учет динамики работоспособности при выстраивании плана изложения - в первые пять минут усваивается обычно не более 10 % информации, поэтому сначала может быть использована яркая, неожиданная и интересная фраза, образ, пример и т. д., или педагог называет тему, знакомит с планом занятия, постепенно вовлекая и настраивая на познавательную деятельность. В середине занятия, работоспособность начинает падать, можно применить физкультминутки, релаксационные паузы, смену видов деятельности. В конце занятия необходимо плавно снижать активность обучаемых: сделать обобщение информации, подвести итог занятию, спросить, что запомнилось или вызвало вопросы, обобщить информацию или дать возможность интерпретировать полученную информацию. При поддержании высокого уровня работоспособности до последней минуты занятия после перемены обучаемые не успевают восстановиться, происходит перевозбуждение и на следующем занятии педагогу приходится затрачивать значительно больше времени на дисциплинарные вопросы и обеспечение должного уровня внимания;

Побуждение к действию - главная задача речи педагога, в первую очередь к познавательной деятельности и, возможно, к исследовательской, трудовой, творческой и т. д. Способствуют активности и деятельности заинтересованность самого педагога обсуждаемой проблемой, желание помочь, предложение видов деятельности с ориентацией на зону ближайшего развития воспитанника, объяснение практической значимости и организация совместного творчества;

Смена видов деятельности на занятии: желательно от четырех до семи видов деятельности; менее четырех видов - монотонность, однообразие и утомление. Более семи видов деятельности - слишком быстрое переключение, за которым большинство воспитанников не успевают.

Проектирование педагогического общения предполагает заполнение матрицы, включающей компоненты структуры деятельности всех субъектов общения по всем функциям: коммуникативная, перцептивная и интерактивная. Необходимо предусмотреть не только приемы мотивации обучаемых, но и самомотивации к эффективному педагогическому взаимодействию; продумать способы развития рефлексии обучаемых и своей педагогической деятельности и т. д.

Готовность к эффективному педагогическому общению предполагает, не только наличие у педагога ораторского искусства, но и готовность к формированию такового у своих учеников.

Ораторское искусство педагога предполагает матрично-ситуативный подход к моделированию и осуществлению педагогического взаимодействия: матричный подход позволяет учесть идеальный образ каждого компонента и функции педагогической деятельности, ситуативный - варьировать реализацию задуманного проекта в зависимости от обстоятельств. В идеале каждый педагог хочет и может общаться с воспитанниками, получает удовольствие от процесса общения, может четко выстроить цель и план вариативного педагогического взаимодействия, владеет всеми способами изложения информации и организации деятельности обучаемых, может заинтересовать и обеспечить непрерывную адекватную обратную связь, добиться результатов, включенных в ФГОС.

Ораторское искусство формируется на всех ступенях образования: воспитанники ДОУ участвуют в инсценировках, занятиях, праздниках с небольшими выступлениями; школьники готовят доклады, сообщения, выступают в роли учителя и участвуют в театральных постановках. Для студентов педагогических факультетов необходим межфакультетский курс по выбору «Ораторское искусство педагога», где будущие учителя разных учебных предметов и направлений могут совершенствовать свои ораторские навыки применительно к профессиональной педагогической деятельности. В структуре программ стажировки молодых педагогов необходим модуль по совершенствованию ораторского искусства, так как большинство работающих менее трех лет в системе образования, испытывают затруднения в данном вопросе. Данный модуль может быть в сокращенном виде и содержании программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации всех педагогов -воспитателей, учителей, руководящих работников.

Анализ данных эксперимента, проведенного на базе дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга, показал наличие следующих зависимостей:

1. От степени сформированности коммуникативной готовности, в том числе и ораторского искусства уровень усвоения обучающимися программы ДОО (коэффициент корреляции R = 0,75), быстрота адаптации к ситуации школьного обучения и качество усвоения школьной программы на начальном этапе обучения (коэффициент корреляции R = - 0,71).

Уровень эффективности педагогического взаимодействия в ДОО зависит от степени согласованности действий всех субъектов образовательного процесса в ДОО, что напрямую связано с уровнем освоения ораторского искусства. Состояние здоровья, комфортный психологический микроклимат в образовательной организации, включающий в себя корпоративную культуру, межличностные отношения по типу «эмоционально-положительный пари-

тет», единство педагогических ценностей и целей у большинства членов педагогического коллектива и социального партнерства педагогов, детей и родителей также зависит от степени сформирован-ности ораторского искусства руководителя организации.

Система условий формирования эффективного педагогического взаимодействия в образовательной организации включает здоро-вьесозидающую развивающую среду, включающую акмеологиче-скую модель управления и корпоративную систему повышения квалификации профессиональной поддержки педагогов; создание атмосферы творчества и успешности, доминирование в коллективе межличностных отношений по типу «эмоционально-положительный паритет». На организационно-структурном уровне это означает:

Создание психолого-валеологической службы;

Организацию работы медико-психолого-педагогической комиссии;

Формирование творческих групп по проблеме общения и педагогического взаимодействия;

Организацию клуба «К здоровой семье через детский сад» (создание условий для здоровьесберегающей педагогической деятельности, пропаганду здорового образа жизни и поддержку здоровья всех субъектов образовательного процесса) .

На организационно-управленческом уровне оказывается

поддержка мотивации к эффективному педагогическому взаимодействию; создается корпоративная модель повышения квалификации и профессиональной поддержки; систематически проводятся мероприятия, обеспечивающие проявление качеств, необходимых для формирования эффективного педагогического взаимодействия и опыта публичных выступлений; осуществляется мониторинг эффективности педагогического взаимодействия и организуется работа по профилактике синдрома психоэмоционального и профессионального выгорания .

На дидактическом уровне разрабатывается система образовательной и оздоровительной работы по формированию эффективного педагогического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; осуществляется просвещение и консультирование всех субъектов образовательного процесса по вопросам общения, педагогической культуры и здорового образа жизни; обеспечивается соблюдение психолого-валеологических требований к образовательному процессу; оказывается помощь педагогам в самореализации и самообразовании; поддерживается и сопровождается инновационная деятельность педагогов, участие в конкурсном движении, аттестации, адаптации молодых специалистов, организуется стажировка и возрождается институт наставничества .

На методическом уровне применяются игровые, коррекционные и развивающие технологии формирования эффективного педагогического взаимодействия: игровая и арттерапия, изотерапия, креативная (песочная) терапия, сказкотерапия, коммуникативный тренинг, ритмопластика, релаксационные игры и практики .

На личностно-деятельном уровне обеспечивается готовность всех субъектов образовательного процесса в образовательной организации к эффективному педагогическому взаимодействию (администрации, педагогов, родителей, обучающихся), в том числе и коммуникативная .

Готовность к моделированию и реализации данных условий является одной из профессиональных компетенций руководителя каждой образовательной организации.

Список литературы

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. - 2-е изд. доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 474 с.

2. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / под ред. А.С. Роботовой. - 4-е изд., переаб. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

3. Зверева Н. Я говорю - меня слушают: Уроки практической риторики. -2-е изд. - М.: Альпина Паблишерез, 2011. - 234с.

4. Проблемы становления профессиональной зрелости педагога в условиях непрерывного образования: сб. науч. тр. - Вып.3: Акмеология профессиональной деятельности педагога / под науч. ред. Н.М. Полетаевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 175 с.

5. Родина Е.А. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия в ДОУ: методические рекомендации. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 83 с.

6. Столяренко Л.Д. Психология управления:учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 512 с.

7. Шейнов В.П. Тайны поведения человека: Секретные ниточки, кнопки и рычаги. Трансактный анализ - просто, понятно, интересно. - М.: АСТ, 2017. -316 с.

УДК 378.014.5

В. Н. Скворцов

Непрерывное образование

как основа современного научного знания

В статье рассматривается система непрерывного образования как интегральная характеристика современного научного знания. Механизмы модернизации образования анализируются в контексте актуальных задач социально-экономического развития страны и установки на вариативную самореализацию личности. Обоснована ведущая роль университета в процессе образования через всю жизнь.

The article considers the system of continuous education as an integral characteristic of modern scientific knowledge. Mechanisms of modernization of education are analyzed in the context of the urgent tasks of the country"s socioeconomic development and setting for variative self-realization of the individual. The leading role of the university in the process of lifelong education is grounded.

Ключевые слова: непрерывное образование, самообразование, общество знания.

Key words: continuous education, self-education, knowledge society.

Непрерывное образование - термин, обозначающий образовательное общественное явление как сферу необходимой практики стремящегося к самосовершенствованию человека. Теоретическое осмысление явления непрерывного образования предполагает обращение к причинам и следствиям обусловленности изменений в системе образования в целом.

Нравственность и компетентность должны стать основными императивами современного непрерывного образования, так как система образования - это главный движитель цивилизационного и культурного процессов, главный производитель человеческого капитала страны. Образовательная политика России, ее смысл и приоритеты, философское осмысление новых образовательных концепций по-настоящему предопределяют перспективы развития интеллектуальной культуры современного и будущих поколений. Тот, кто научился учиться, кто испытывает потребность в постоянном обновлении имеющегося знания, диапазона и качества знания, будет востребованным человеком завтрашнего дня.

© Скворцов В. Н., 2017

* Статья подготовлена по итогам доклада, представленного на конференции «V Лужские научные чтения», 22 мая 2017 г., ЛГУ им. А.С. Пушкина.

Словосочетание «блестящий оратор» звучит так пафосно, как будто речь идёт минимум о Цицероне, никто не назовёт блестящим оратором учительницу младших классов. А зря.

Ораторское искусство в работе педагога - залог эффективного и интересного обучения. Если вы читаете лекции, если вам предстоит публичное выступление, если вы хотите научиться удерживать внимание любой аудитории: от учеников третьего «А» до коллег на курсах повышения квалификации - этот материал для вас.

7 советов учителям, лекторам, ораторам и тем, кто только хочет ими стать:

1. Будьте источником энергии

Это самое простое правило: вам должно быть самому интересно то, что вы рассказываете. Уставший и откровенно скучающий педагог может даже полёты в космос описать как скучную рутину. Если вы не хотите отвлекаться на периодически доносящийся из аудитории храп старшеклассников, вспомните, что вам нравится в собственном предмете. Иногда люди устают или даже выгорают, учителям это особенно знакомо, но, заходя в класс, нужно помнить, что именно ваш собственный энтузиазм больше всего может на детей повлиять. Гораздо приятнее слушать человека, у которого горят глаза, который испытывает явное удовольствие от того, что делится своими знаниями. Пусть это уже третья одна и та же лекция за день, нужно понимать, что именно эти дети сейчас её услышат впервые, и от вас зависит, обратят они на неё внимание или нет. Ответная реакция класса, который вы смогли увлечь своим активным интересом, бесценна! Вполне возможно, что вашу усталость как рукой снимет, ведь вы получите взамен на то, что выложитесь по полной, столько же или даже больше эмоций.

2. Находите особый подход к каждому классу

Да, лекция одна и та же для всей параллели. Но все люди, и, уж конечно, дети, любят чувствовать себя особенными. Поэтому каждый раз готовьте своё выступление под конкретных людей. Находите особенности, приводите примеры из жизни класса, старайтесь завлечь учеников рассказами о них самих. Если вас ждёт публичное выступление, то стоило бы узнать хотя бы примерно, что будет за аудитория, чтобы постараться быть с ними на одной волне, приводить примеры, которые будут близки и понятны. Потому что если старшеклассникам говорить про песочницы, они моментально закатят глаза и нырнут в свой телефон, а непонятный сложный профессиональный сленг очень быстро заставит восьмилетку обратить внимание на что-нибудь попроще и попривычнее, например, косички одноклассницы. Все любят слушать о себе, даже если это «о себе» притянуто за уши. Смотрите, «глубина Байкала - 1642 метра» - это сухой факт, который не имеет к школьникам никакого отношения. А переведите эту цифру вот что-то понятное. Сколько это в десятиэтажках? В Оптимусах Праймах? На сколько это больше, чем общий рост всего класса? Дети уже считают, улыбаются и запоминают. Более практичный вариант - всегда имейте в голове заготовленный ответ на вопрос «Зачем нам это знать?» и мысленно отвечайте на него.

3. Будьте уверены в себе

Начинающие ораторы чаще всего сталкиваются с проблемой нервов: куда деть руки, куда смотреть, куда бежать. Выдохните.

Во-первых, смотреть нужно в глаза ученикам. Конечно, если вы по каким-то причинам выступаете на сцене и вас ослепляют софиты, то никакого зрительного контакта не выйдет, и тогда лучше смотреть поверх голов зрительного зала. Но в школьных аудиториях такой приём будет неуместен, он сигнализирует о вашей отрешённости и незаинтересованности. Идеальный вариант - смотреть на конкретных людей, задерживаться на каждом на несколько секунд, чтобы успеть полностью произнести какую-то фразу. Дольше чем 20 секунд на одного ученика лучше не смотрите - это уже как-то неловко, он смутится, а остальные почувствуют напряжение.

Во-вторых, как бы банально не звучало, ведите себя естественно. Не размахивайте руками, стоя в проходе между партами, как стюардесса, не заламывайте руки, не держите руки в карманах и не звените мелочью, не теребите украшения - кольца, серёжки, не кусайте губы, не щёлкайте ручкой, не прикасайтесь постоянно к лицу. В общем, не делайте ничего того, что может быть расценено как нервный тик. Дети прекрасно считывают все эти невербальные признаки неуверенности, это может поставить под угрозу ваш авторитет. Как этого избежать? Обращайте внимание на себя тогда, когда вы расслаблены, например, в компании друзей. Смотрите, вы спокойно сидите в одной позе довольно долго и меняете её по естественным причинам, и вам не кажется, что вы выглядите глупо. Так что старайтесь гнать от себя неврозы и вести себя спокойно.

4. В меру используйте инфографику

То, что инфографика полезна - неоспоримо. На любом тренинге по искусству публичных выступлений вам будут советовать использовать графики и таблицы, это хорошо. Но нужно помнить, что визуальная часть лекции или урока - всего лишь помощь, а не основной источник информации. Если вы перегружаете презентацию цифрами или текстами так сильно, что вам самим приходится постоянно обращаться к слайду и разбирать его, внимание учеников будет притупляться. Идеальный вариант - необходимые визуализации особенно сложных моментов плюс фотографии вперемежку с шутливыми картинками.

5. Научитесь владеть своим голосом

Аудитория гораздо лучше реагирует на низкий спокойный голос. Слишком высокий вызывает раздражение. Медленный тягучий рассказ красивым низким голосом усыпляет. Высокий голос, но зато с живыми интонациями, грамотными паузами, заинтересовывает. Паузы нужно делать до или после произнесения чего-то важного, перехода от одного ключевого момента к другому, между вступлением, основной частью и выводом. Артикуляция тоже требует особого внимания: во время лекций гораздо сложнее выговаривать сложные слова и фразы, тем более в течение часа. И нужно найти свой темп - записывать свои выступления и лекции и работать над ошибками.

Комфортный тембр, акцентирующая интонация, специальные паузы, чёткая дикция - всему этому можно научиться, специальных упражнений - полный интернет. Главное, как и всегда, помнить, что эффективность упражнений зависит от регулярности.

6. Зацепите аудиторию с самого начала

Все должны сразу понять: урок начался. Если вы в начале извиняетесь за опоздание, или еще хуже - оправдываетесь, что-то уточняете по расписанию, тихо переговариваетесь с первыми партами - внимание рассеивается. Если это публичное выступление, то лучше всего начать с броской фразы, которая моментально замотивирует слушать вас дальше. Конечно, это не значит, что нужно произносить любую достаточно скандальную реплику. Например, слова «Я люблю ЕГЭ» безусловно заинтересуют ваших слушателей, но такой откровенный каминаут нужно будет еще и оправдать. Можно начать с актуальных событий, истории из жизни, опроса или шокирующей статистики - посмотрите лучшие выступления TED, там можно много интересных приёмов подметить. Но всё это, конечно, про большие выступления, каждый сорокапятиминутный урок начинать с жизненной истории будет лишним. В любом случае, начало урока или лекции должно быть чётким, ясным и по возможности мотивирующим.

7. Разрешайте задавать вопросы по ходу лекции, а не только в конце

Такой подход встречается реже, чем популярный «сначала вы меня слушаете, а в конце задаёте вопросы». Произнося эту фразу, вы как будто сами себя защищаете и расписываетесь в неуверенности. Любая лекция гораздо лучше усваивается в виде дискуссии или беседы. А еще лучше, если в начале занятия вы ставите проблему и по ходу урока стараетесь её решить. Но такие лекции довольно рискованные для неопытных преподавателей. Есть вероятность, то беседа повернёт не туда. Или что со всеми вопросами по ходу урока можно не успеть донести весь материал. Ничего страшного, вы всё это можете контролировать простейшими «давайте вернёмся к...» или «а почему вы не обратили внимание на …». Да, выступление или занятие перестанет быть бенефисом одного учителя, но разве это плохо?

Ну что, готовы сразить всех своим фееричным выступлением? Практика, практика и только практика! Сами увидите, как разительно отличается дисциплина в обычном классе и на вашей яркой захватывающей и мотивирующей лекции.