Школьная программа по литературе 5

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Основные художественные произведения для обязательного чтения по предмету «литература» в общеобразовательной средней школе 5 класс Русская литература: Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» Жуковский В. "Спящая царевна", «Кубок» Пушкин А. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Погорельский А. «Черная курица или подземные жители» Гоголь Н. В. «Заколдованное место» Тургенев И.С. «Муму» Толстой Л.Н. «Кавказский пленник» Чехов А.П. «Хирургия» Короленко В.Г. «В дурном обществе» Бажов П.П. «Медной горы хозяйка» Паустовский К.Г. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы» Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев» Платонов А.П. «Никита» Астафьев В.П. «Васюткино озеро» Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» Ким Ю.Ч. «Рыба-кит» Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н.Куна) Андерсен Г.-Х. "Снежная королева" Стивенсон Р.Л. «Вересковый мед» Гауф В. "Карлик Нос" Дефо Д. "Жизнь и приключения Робинзона Крузо " Твен М. "Приключения Тома Сойера"

2 6 класс Русская литература XIX века Пушкин А. "Повести Белкина" «Дубровский» Тургенев И.С. «Бежин луг»(из «Записок охотника») Некрасов Н. А. «Железная дорога» Лесков Н.С. «Левша» Чехов А.П. «Толстый и тонкий» Куприн А.И. «Чудесный доктор» Грин А.С. «Алые паруса» Платонов А.П. «Неизвестный цветок» Симонов К.М. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой» Распутин В.Г. «Уроки французского» Искандер Ф.А. «Тринадцатый подвиг Геракла» Поэзия Блок А.А. «Летний вече», «О, как безумно за окном» Есенин С.А. «Мелколесье. Степь и дали» Ахматова А.А. «Перед весной бывают дни такие» Рубцов Н.М. «Звезда полей» Гомер. «Иллиада» и «Одиссея» Шиллер И.Ф. «Перчатка» Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

3 7 класс Русская литература XIX века Пушкин А. "Медный всадник", «Песнь о вещем Олеге» Лермонтов М.Ю «Песня про царя Ивана Васильевича» Гоголь Н. "Тарас Бульба" Тургенев И. "Бирюк", Стихотворения в прозе Некрасов Н.А. «Русские женщины». Стихи Салтыков-Щедрин М. Сказки Толстой Л. "Детство" Чехов А. «Хамелеон», «Злоумышленник» и другие рассказы Русская литература XX века Горький М. "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Детство" Зощенко М. "Беда" Андреев Л.Н. «Кусака» Абрамов Ф.А. «О чем плачут лошади» Носов Е.И. «Кукла» Поэзия Твардовский А.Т. «Снега потемнеют синие», «На дне моей жизни» Есенин С.А. «Топи да болота» Заболоцкий Н.А. «Я воспитан природой суровой» Рубцов Н.М. «Тихая моя Родина» Роберт Бёрнс «Честная бедность» О.Генри. «Дары волхвов» Рэй Дуглас Брэдбери «Каникулы»

4 8 класс Из русской литературы 18 века Фонвизин Д.И. «Недоросль» Из русской литературы 19 века Крылов И.А. «Обоз» Пушкин А. "Капитанская дочка" Стихи. Лермонтов М.Ю. «Мцыри» Гоголь Н. "Ревизор", «Шинель» Салтыков-Щедрин М.Е. «История одного города» (отрывок) Лесков Н.С. «Старый гений» Толстой Л. "После бала» Чехов А.П. «О любви» Из русской литературы 20 века Бунин И.А. «Кавказ» Куприн А.И. «Куст сирени Шекспир У. «Ромео и Джульетта». Сонеты Мольер Ж.Б. «Мещанин во дворянстве» Скотт В. «Айвенго» Шелли М. "Франкенштейн, или Современный Прометей" Ямамото С. "Диалог о песне"

5 9 класс Русская литература "Слово о полку Игореве" Ломоносов М.В. «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны 1747 г.» Державин «Памятник» Карамзин Н. "Бедная Лиза" Жуковский В. А. «Светлана» Грибоедов А. "Горе от ума" Пушкин А. "Евгений Онегин", стихи Лермонтов М. "Герой нашего времени", стихи Гоголь Н. "Мертвые души" Достоевский Ф. М. «Белые ночи» Чехов А. «Тоска», "Медведь" Бунин И.А. «Темные Аллеи» и другие рассказы Есенин С.А. «Отговорила роща золотая», «Письмо к женщине» и другие стихи Булгаков М.А. «Собачье сердце» Шолохов М.А. «Судьба человека» Солженицын А.И. «Матренин двор» Поэзия XX века: Ахматова А. Блок А. Маяковский В.В. Есенин С. Цветаева М. Заболоцкий Н.А. Пастернак Б.Л. Твардовский А.Т. Шекспир У. Сонеты

6 10 класс Русская литература Тургенев И.С. «Записки охотника», «Постоялый двор», роман «Отцы и дети» Чернышевский Н.Г. «Что делать?» Гончаров И.А. «Обломов», «Обрыв» Островский А.Н. «Гроза» Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо». Стихи Салтыков-Щедрин М.Е. «История одного города», «Господа Головлевы». Сказки Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Толстой Л.Н. «Война и мир», «Детство», «Отрочество», «Юность», Севастопольские рассказы Лесков Н. С. «Леди Макбет Мценского уезда» Чехов А.П. «Вишневый сад», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник». Рассказы Поэзия Тютчев Ф.И. Фет А.А. Некрасов Н.А. Стендаль Ф. «Красное и черное» Диккенс «Домби и сын» Бальзак О. «Человеческая комедия» Мопассан Г. «Ожерелье» Бернард Шоу «Пигмалион»

7 11 класс Проза конца 19-нач. 20 века Бунин И. Стихотворения, рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Солнечный удар", сб. "Темные аллеи" (2-Зрассказа) Куприн А. "Олеся", "Гранатовый браслет" и др. Аверченко А. Рассказы (2-3) Зощенко М. Рассказы (2-3) Поэзия "серебряного" века Бальмонт К. Стихотворения по выбору учащихся Брюсов В. Стихотворения по выбору учащихся Гумилев Н. Стихотворения по выбору учащихся Литература 20-х годов Горький М. "На дне", "Старуха Изергиль" Блок А. Цикл стихотворений, напр., "Стихи о Прекрасной Даме", Поэма "Двенадцать" Есенин С. Стихотворения разных лет Маяковский В. Стихотворения, поэма "Облако в штанах" Литература х годов Булгаков М. "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита" Платонов А. Рассказы (2-3) Цветаева М.И. Стихи Толстой А.Н. "Петр I" (обзорное изучение) Ахматова А. Поэма "Реквием", стихотворения по выбору учащихся Пастернак Б. Стихи из романа "Доктор Живаго" и др. Шолохов М. "Тихий Дон", «Донские рассказы» по выбору учащихся Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет Некрасов В. "В окопах Сталинграда" или Воробьев К. "Убиты под Москвой" Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., "Сотников" Стихи о войне Симонов К., Тихонов Н, Сурков А. и др. Литература годов Солженицын А. "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор" Твардовский А. Обзор творчества. «Василий Теркин» Распутин В. «Живи и помни», "Прощание с Матерой" "Деревенская" проза: В. Астафьев, В.Шукшин (по2-з рассказа) Драматургия: Вампилов А. "Старший сын" Литература русского зарубежья: Набоков В. Рассказы, напр., "Машенька" или Шмелев Н. "Лето господне" Авторская песня: Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др.


Список литературы по всем направлению итогового (выпускного) сочинения 2016-2017 Направление Произведения А.П. Чехов, пьеса «Вишнёвый сад»; А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин»;

Список литературы на лето для 10-го класса (базовый уровень) Пушкин А.С. Гоголь Н.В. Гончаров И.А. Островский А.Н. Тургенев И.С. Некрасов Н.А. Салтыков-Щедрин М.Е. Тютчев Ф.И. Фет А.Ф. Толстой Л.Н. Достоевский

Список произведений, изучаемых на уроках литературы в 5-11 классах 5 класс 1. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне». 2. Ш. Перро «Спящая красавица». 3. Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утенок»,

5 класс - Мифы Древней Греции (О сотворении мира, о Зевсе, о Геракле) - Русские народные сказки Крылов И.А. Жуковский В. А. Лермонтов М.Ю. Гоголь Н.В. Некрасов Н.А. Тургенев И.С. Короленко В.Г. Толстой

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Помочь абитуриенту сориентироваться в наиболее сложных вопросах, предлагаемых в тестах по литературе. 2. Нацелить на выявление навыков по умению анализировать художественный текст эпического

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» (МГИК) ПРИНЯТО На заседании

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина _Литература Темы методических разработок (лекции и практические занятия) 1. Лекция Введение. Развитие русской литературы и культуры в первой

1. Цель и задачи реализации программы Целью изучения литературы как важнейшего из учебных предметов в системе полного (общего) образования является развитие всех видов речевой деятельности в их единстве

5-е классы Русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель») Загадки, частушки, поговорки, песни. Из древнерусской литературы. «Подвиг

Частное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский институт защиты предпринимателя» (РИЗП) Рассмотрено и СОГЛАСОВАНО на заседании кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный институт искусств» Кафедра: Гуманитарных и социально-экономических наук ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ

Наименование Тип носителя Художественная литература 1 Андреев Л. Повести и рассказы АК 2 Астафьев В. Где-то гремит война АК 3 Бродский И. Избранное АК 4 Булгаков М. Мастер и Маргарита АК 5 Булгаков М.

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова Факультет журналистики СОГЛАСОВАНО Руководитель организации заказчика И.О. Фамилия (подпись) 20 г. (по необходимости) УТВЕРЖДАЮ Руководитель

Пояснительная записка по литературе заочный класс Рабочая программа по литературе в 0, разработана в соответствии с ФК ГОС 004 года; учебным планом образовательной организации; Примерной Программой среднего(полного)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Класс: 8 Предмет: литература Учебная программа: государственная УМК: Под редакцией В.Я. Коровиной - М: Просвещение, 2010 Количество часов в неделю: 2 Общее количество

КАНИКУЛЫ-2014 ВНИМАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ! Предлагаем вам список художественной литературы для чтения в летний период: ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ Список книг для летнего чтения 5 класс Название

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2019 году 1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и композиция произведения.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (УСТНО) ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА АКТЁРСКИЙ И РЕЖИССЁРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТЫ (очная, заочная форма обучения) Данная программа составлена на основе «Обязательного минимума

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Щетиновская средняя общеобразовательная школа» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области УТВЕРЖДАЮ Директор школы Жукова Т.Б. Приказ

Книги на лето 2 класс 1 Э Успенский «Крокодил Гена и его друзья» 2 Волшебные сказки 3 Н Носов «Приключение Незнайки и его друзей» 4 Дж Родари «Приключение Чиполлино» 5 Мифы, легенды, предания 6 Сказки

Дата урока (номер учебной недели) Календарно - тематическое планирование Предмет литература Класс 8 Наименование разделов и тем уроков, форм и тем контроля Введение - ч. Кол-во часов неделя Литература

Отборочный этап. Задания 10-11 классы Тур 1 Вариант первый Владимир Ленский персонаж: поэмы «Мцыри» рассказа «Студент» стихотворения «Железная дорога» романа в стихах «Евгений Онегин» В каких стихотворениях,

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь 03.12.2018 836 Билеты для проведения экзамена в порядке экстерната при освоении содержания образовательной программы среднего образования по учебному

Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 а классе на 2008-2009 учебный год. Планирование ориентировано на работу по учебному комплекту под редакцией В.П. Журавлева. 102 часа. (базовая программа)

1 Аннотация рабочей программы дисциплины «Литература» Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины изучение современного состояния развития литературы и методов литературы как науки; ознакомление с наиболее

Список литературы для летнего чтения в 5 классе И. С. Тургенев «Му-му» Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» А. П. Чехов «Хирургия» И. А. Куприн «Чудесный доктор» А. Платонов «Никита» П. Бажов «Каменный цветок»

Список книг для чтения летом при переходе в 5 класс 1. А. С.Пушкин "Руслан и Людмила" 2. И. Крылов "Басни" 3. Г.Х. Андерсен "Снежная королева" 4. М. Зощенко, рассказы 5. Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством"

10-11 классы Тур 1 В каких произведениях русской литературы первой половины XX века соединяются черты реализма и романтизма? Какого художественного эффекта добиваются с помощью такого соединения их авторы?

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 класс Даты Кол-во Тема урока Плановая Фактическая п/п часов дата дата 1 Шедевры русской литературы 1 06.09 2 Истоки и начало древнерусской литературы.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п. Кирпичный» Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

Список литературы для учащихся 5 класса Русские народные сказки «Царевна-лягушкая» «Иван крестьянский сын» Василий Андреевич Жуковский «Спящая царевна» Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мёртвой царевне

Направления итогового сочинения 2015 2016 учебный год 1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

Список литературы для будущих пятиклассников Сказки: «Царевна-лягушка», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; Древнерусская литература: «Подвиг отрока-киевлянина и

Допуск к ЕГЭ: итоговое сочинение по литературе 2015 Директор ГБОУ Гимназия 1542 Сахарова Светлана Николаевна «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо

Четверть Учебная неделя Кол-во часов ТЕМА Проверочные работы Темы лабораторных работ, практикумов, экспериментальных работ и творческих заданий I Введение Литература и история. 2 Устное народное творчество.

ЛИТЕРАТУРА Темы, включенные в рубежные задания 10 класс Темы 1 рубежа 10 класс 1. А.Н. Островский. «Гроза». Характер конфликта. Быт и нравы русского купечества. 2. И.А. Гончаров. «Обломов». Способы создания

ПРОГРАММА вступительного испытания по литературе для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

Порядок прохождения общеобразовательных экзаменов направление подготовки 52.03.05 «Театроведение» Русский язык, литература (сертификаты ЕГЭ) По вышеназванным общеобразовательным предметам Институт принимает

Билет 1 1. Былины как произведения устного народного творчества. Общая характеристика былин. Былина «Илья Муромец и Соловейразбойник». Выразительное чтение отрывка, предложенного 2. А. С. Пушкин «К Чаадаеву».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 5 КЛАССА 1. Русские народные сказки 2. И. А. Крылов «Басни» 3. А. С. Пушкин «Сказка о мѐртвой царевне и семи богатырях» 4. В.А. Жуковский «Спящая царевна» 5. Антоний Погорельский

Тематическое планирование. Литература класс. 02ч. урока Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Кол-во часов

Готовимся к экзаменам Проблема 1. Проблема роли книги в человека Примеры 1. А.С. Пушкин Евгений Онегин Ф.М. Достоевский Преступление и Майк Гелприн «Свеча горела» 2. Проблема роли книги в формировании

Пособие содержит подробное планирование уроков литературы в 7 классе общеобразовательных учреждений, занимающихся по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной. Рассматриваются все этапы урока: проверка домшнего

БИЛЕТЫ для переводной аттестации по литературе 5 класс: Билет 1. 1. Что такое фольклор? Расскажите о жанрах детского фольклора. Приведите примеры (наизусть). 2. Докажите, что произведение А. Погорельского

Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе для 5 класса на 2018 2019 учебный год Заочная форма обучения Планирование составлено на основе программы по литературе в 5-11 классах

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Краевое государственное бюджетное Профессиональное образовательное учреждение «Вяземский лесхоз-техникум им. Н. В. Усенко» КГБ ПОУ ВЛХТ УТВЕРЖДАЮ: зам.

Тур 1 Регистрационный тест 1. «Война и мир» Л.Н. Толстого это а) роман б) поэма в) историческая хроника г) то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось 2. Действие пьесы М.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе 68 часов Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2018 году Билет 1 1. Понятие «онегинская строфа» (количество стихов,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Библиотека ГБОУ гимназии 57 Санкт-Петербурга им. принцессы Е.М. Ольденбургской. Электронные образовательные ресурсы. п/п 23.0.2004 4 География. Решение экз. задач 2 23.0.2004 5 Физика. Решение экз. задач

Список литературы для чтения на лето 5 класс. «Русские народные сказки». Русская летопись. Повесть временных лет. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». М.В. Ломоносов «Случились два астронома

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ 5 11 КЛАССЫ Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной. 5-11 классы. 5 класс 1. : 2. Русские народные сказки: "Василиса

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС Колич Даты Тема урока ество Плановая Фактическ п/п часов дата ая дата 1 Шедевры русской литературы 1 04.09 2 Истоки и начало древнерусской литературы.

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 11 КЛАССЕ на 2017-2018 год 1. «Верность и измена» -Л. Н. Толстой «Война и мир» -Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» -А.С. Пушкин «Капитанская

Список литературы для чтения 5 класс Устное народное творчество Малые жанры фольклора. Детский фольклор(колыбельные, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Русские народные сказки. «Царевна-лягушка»,

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный университет» Программа вступительного экзамена по литературе

Аннотация к рабочей программе по литературе. 9 класс. Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность

Министерство образования и науки РФ Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова Шахтинский институт (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова ЛИТЕРАТУРА Методические

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 36.02.01 Ветеринария Наименование дисциплины: БД.01 Русский язык и литература Цели и задачи учебной дисциплины: В результате освоения учебной

Примерный список литературы для 5-9 классов Астафьев В. Пастух и пастушка. Васюткино озеро Афанасьев А. Народные русские сказки (по Ахматова А. Стихотворения Бажов П. Малахитовая шкатулка. Медной горы

Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы» по литературе 2016/2017 г. Заключительный этап Сочинение Общие критерии оценки работ Тематический. Тема должна быть понята верно и раскрыта глубоко и полно

Пояснительная записка 1. За основу рабочей программы по литературе взята авторская программа по литературе для 5-11 классов. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев и др. /Москва, Просвещение, 2009. Учебник:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.П.

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

Дорогие коллеги, уважаемые родители, дамы и господа!

Мы рады приветствовать вас на страницах нашего сайта для всех взрослых людей, неравнодушных к русскому языку, к воспитанию и образованию подрастающего поколения в многоязычном и поликультурном мире.

Цель сайта мы видим в объединении и предоставлении всем желающим информации о ситуации с преподаванием и изучением русского языка как второго родного в мире. Это сайт для неравнодушных, любопытных, творческих личностей. Сайт не одной организации, а всех его авторов.

Основная задача – информационная поддержка русскоязычных образовательных центров как в рамках их регулярной работы, так и в проектной деятельности.

На главной странице Вас ежемесячно ждут встречи с интересными людьми, работающими в сфере билингвального образования, и информация о новинках российских и зарубежных издательств по темам сайта – для родителей и педагогов. Здесь же – «горящие» объявления о конкурсах, семинарах, проектах и пр. (Тема месяца) Каким будет лицо сайта – решать вам: присылайте рассказы о своих коллегах - людях, влюбленных в наше общее дело; об учебных пособиях, без которых занятие станет скучным.

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Обязательная литература

Дополнительная литература

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на основе программы по литературе (5-11 классы) под редакцией Г.И.Беленького. Авторы-составители: Г.И.Беленький, М.М.Голубков, Г.Н.Ионин, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М. Хренова, (2009 г.).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели и задачи программы обучения в области формирования

системы знаний, умений

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

Выразительное чтение художественного текста;

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

Анализ и интерпретация произведения;

Составление планов и написание отзывов о произведениях;

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Рабочая программа «Литература в 5 классе» ориентирована на использование базового учебника «Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях», М. А. Снежневская, О. М. Хренова - «Мнемозина», 2010г.

Обоснованность программы

Программа изучения литературы построена на основе сочетания концентрического и проблемно – тематического принципов, с учетом системности, доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся, направлен на чтение и изучение художественных произведений: ученики входят в мир литературы, достигают определённого уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц. Способствует пониманию учащимися эстетической функции слова (проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведения). В 5 классе также вводятся первоначальные теоретико – литературные понятия. В Рабочую программу введены часы на развитие связной речи (различные формы пересказа, чтение наизусть, инсценирование текста, сочинение сказок, пословиц, поговорок, басен, стихотворений, небольшие изложения, письменное высказывание по литературной или нравственно – этической проблеме). Раздел программы «Для самостоятельного чтения» введён для создания учащимися образовательного проекта «Путешествие в Книгоград».

Авторская программа рассчитана на 68 часов, рабочая программа - на 70 часов учебного времени с учётом 35 учебных недель в Белгородской области, из них на проведение уроков развития речи – 10. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МОУ «Краснохуторская основная общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области», познавательными интересами учащихся. Соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

Формы организации учебного процесса - сочетание традиционных (чтение во всех его видах с опорой на теоретическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приемов обучения с нетрадиционными (уроки ролевой и деловой игры, уроки викторины, олимпиадные состязания, защита мини - рефератов, мини - проектов, работа в малых группах, коллективное написание сочинений разных вариаций, цепные рассказы, моделирование газет на определённую тему, тренинги), позволяющие выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного подхода в преподавании литературы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные умения

В 5 классе учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые наблюдения над языком произведений, выполнять определенные устные и письменные работы.

Ученик должен знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика, драма) и жанры всех трех родов.
  • иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.
  • иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
  • Ученик должен уметь:
  • определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы;
  • привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения;
  • создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;
  • отличать стихотворную речь и ее особенности;
  • привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения;
  • работать со справочными материалами, в том числе энциклопедическими изданиями.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически

Примечание

Введение. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

02.09

Вн. чт. Путешествие в Книгоград.

06.09

Мифы

Входной контроль.

09.09

Мифы древнего Египта. «Путешествия солнечной ладьи ». Мечта народа о победе над смертью.

13.09

Мифы древней Греции. «Олимп»,

«Ночь, луна, заря и солнце», «Пигмалион», «Орфей и Эвридика».

16.09

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

20.09

Гомер «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» Особенности стихотворной речи поэмы.

23.09

Мифы древних славян. Боги как носители доброго и злого начал .

27.09

Устное народное творчество .

Народные сказки. Виды народных сказок. Сказки и миф.

30.09

Русская народная сказка «Белая уточка», «Кот и лиса».

04.10

Сказки народов мира : « Коршун и кошка» (египетская сказка). Р. р. Подготовка к контрольному сочинению «Сказку пишем сами».

07.10

Р. р.

11.10

О легенде и предании. «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

14.10

Загадки.

18.10

Пословицы и поговорки. Народная мудрость, заключенная в них.

21.10

Народный кукольный театр.

«ПетрушкаУксусов».

Сатира в кукольной комедии.

25.10

08.11

Сказочные события и герои в литературе

Литературные сказки. А. С.Пушкин «Руслан и Людмила». Сказочные образы в «Прологе»

11.11

«Руслан и Людмила». Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта.

15.11

Р.р. О стихотворной речи. Ритм, рифма, интонация, размер.

18.11

Вн.чт. « Что за прелесть эти сказки!».

22.11

Х.К.Андерсен «Снежная королева». Знакомство с содержанием сказки 1-2, ее героями.

25.11

«Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью и эгоизмом.

29.11

02.12

Сказки о гонимой падчерице. Е.Шварц – сказочник – драматург.

06.12

Шарль Перро. «Золушка». Знакомство с содержанием.

09.12

27-28

«Золушка». Кинокомедия.

Чтение по ролям. О пьесе и театре.

13.12

16.12

29-30

П.П.Бажов. «Каменный цветок» Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра. Герой сказа Бажова – труженик и художник.

20.12

23.12

27.12

Басни

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству.

30.12

И.А. Крылов. Сведения о жизни баснописца. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях «Волк и ягненок», «Квартет».

13.01

И.А.Крылов. «Демьянова уха», «Волк на псарне». Обличительная направленность басен.

17.01

Р. р. Урок-концерт. Выразительное чтение наизусть басен.

20.01

Человек перед лицом жизненных испытаний

М.Ю.Лермонтов. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. «Бородино». Тема и идея.

24.01

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании. Образность языка, звукопись.

27.01

А.В.Кольцов. «Косарь». Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека

31.01

И.С.Тургенев. «Муму». История создания рассказа. Герасим на первых страницах.

03.02

«Муму». Нравственное превосходство Герасима над барыней и челядью.

07.02

«Муму». Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Р. р. Подготовка к контрольному сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

10.02

Р. р

14.02

Л.Н.Толстой. Страницы биографии. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в 1-ой главе.

17.02

«Кавказский пленник». Жилин в плену. Находчивость, человечность Жилина в противопоставлении пассивности, слабодушию Костылина.

21.02

«Кавказский пленник». Дина в рассказе. Мысль писателя о дружбе людей разных народов.

24.02

Р/Р

28.02

В.М.Гаршин. «Сигнал». Причина разного отношения героев к жизни.

03.03

В.М.Гаршин. «Сигнал». Нравственное превосходство Семена.

07.03

Л.Андреев. Рассказ «Кусака». Изображение тяжелого существования животного. Идея доброты и отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что осудить.

10.03

Р. р. О рассказе как о литературном жанре. Подготовка к контрольному сочинению-отзыву.

14.03

Р.р.

17.03

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. «Белый пудель».

21.03

«Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе.

04.04

«Белый пудель». Верность и отвага против эгоизма и своеволия.

07.04

«Белый пудель» Сережа, Трилли в рассказе. Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж). Рассказ как литературный жанр.

11.04

Поэзия природы.

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

А.С.Пушкин «Обвал». Ф.Ю.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»;

14.04

А.Н.Майков «Пейзаж», «Ласточки».

К. Д.Бальмонт. «Где бы я ни странствовал, везде припоминаю…»;

Н. И. Рыленков. «Всё в тающей дымке…»

18.04

Р.р. «Наедине со стихотворением» (анализ поэтического текста).

21.04

К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона». Очерки: «Луга», «Леса». Очерк.

25.04

К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона». Очерк « Мой дом». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы.

28.04

«Идёт война народная, священная война!..»

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…», С.С.Орлов. «Тонкая российская берёза»;

Р. Гамзатов. «Журавли»; В.М. Шукшин. «Жатва».

02.05

О войне в прозе.

В.Шукшин «Жатва»

05.05

Вн. чт. В. П. Катаев. «Сын полка».

12.05

Рассказы о твоих сверстниках

Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Юмор в рассказе.

16.05

«Тихое утро». Смысл заглавия рассказа. Лиризм описаний природы.

16.05

В.А.Солоухин. «Мститель». Рассказ как жанр литературы.

19.05

Зарубежная литература.

Рэй Брэдбери «Мальчик-невидимка».

23.05

26.05

Анализ контрольного тестирования. Обобщение изученного за год.

30.05

30.05

Введение. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

1. Мифы

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Мифы древнего Египта

Для чтения и бесед

«Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.

Мифы древней Греци и

Для чтения и бесед

О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион». Подвиги Геракла.

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IХ песни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения

Н. А. Кун. «Легенды и мифы древней Греции’ В. В. Смирнова. «Герои Эллады»; легенда о «Летучем голландце».

Мифы древних славян

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.

2. Устное народное творчество

Народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.

Для чтения и бесед

«Белая уточка», «Кот и лиса».

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).

Легенды и предания

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Для чтения и бесед

«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова»

Малые жанры фольклора

(загадки, пословицы и поговорки)

Для чтения и бесед

Загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для чтения и бесед

«Петрушка Уксусов»

Для самостоятельного чтения (к разделу 2)

«Бой па Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц к Ворон Воронович», Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.

«Черный конь скачет в огонь» (Русские загадки / сост. В. П. Аникин; Б. В. Шергин); «Незабудки», «Пословицы в рассказах», «Гости с Двины»; «При солнышке тепло, при матери добро» (по рекомендации учителя и выбору учащихся).

Б. Привалов. «Петрушка душа скоморошья».

3. Сказочные события и герои в литературе

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

А. С. ПУШКИН . Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта.

Ритм, стихотворный размер, рифма.

Х. К. АНДЕРСЕН . Сведения о жизни великого сказочника.

Для чтения и изучения

«Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви в дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Е. Л. ШВАРЦ . Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка»

Е. П. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е. Л. Шварц.

О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

П. П. БАЖОВ . Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.

Для чтения и бесед

«Каменный цветок». Герой сказа Бажова – труженик и художник.

Для самостоятельного чтения (к разделу III)

М. Ю. Лермонтов. «Ашик Кериб»; А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»; В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города»; В. Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал»; Л. И. Лагин. «Старик Хоттабыч»; С. Я. Маршак. Пьесы-сказки; А. С. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»; Ю. К. Олеша. «Три толстяка»; К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»; А. П. Платонов. «Разноцветная бабочка» (легенда), «Путешествие воробья»; Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

Х. К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла»; Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. «Маугли»; Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес»; О. Уайльд. «Мальчик – звезда»; М. Лобату. «Сказки тетушки Настасии». И. Зиедонис. «Разноцветные сказки»; Э. Рауд. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»; И. Франко. «Башмаки Абу-Хасима»; В. Гауф. «Маленький Мук», «Карлик Нос»; Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»; К. Каллоди. «Приключения Пиноккио»; С.Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»; А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»; А. А. Мили. «Когда-то, давным-давно...»; О. Пройслер». «Маленькая Баба-Яга»; П. Траверс. «Мэри Поппинс»; Т. Янсон. «Шляпа волшебника»; Д. Родари. «Сказки Италии».

4. Басни

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.

И. А. КРЫЛОВ. Сведения о жизни баснописца.

Для чтения и изучения

«Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и Ягненок».

Для чтения и бесед

«Лжец», «Две Бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух» (по выбору учителя).

Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафонтена («Лисица и виноград»).

Для самостоятельного чтения (к разделу 4)

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и виноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и Обезьяна»; Эзоп. Басни.

5. Человек перед лицом жизненных испытаний

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ . Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Для чтения и бесед

М. Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы УII, УIII); А. С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы ХХХУI-ХХХУТТ. «Как часто в горестной разлуке…»); Д. В. Давыдов. «Партизан».

А. В. КОЛЬЦОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

И.С.Тургенев . Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Л. Н. Толстой.

Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Сюжет и герои художественного произведения.

В. М. ГАРШИН . Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.

Л. Н. Андреев . Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Кусака». Идея доброты и отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что осудить дачников.

А. И. Куприн. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Для самостоятельного чтения (к разделу 5)

А. В. Кольцов. «Раздумье селянина», «Доля бедняка»; Л. И. Куприн. «Тапер» , «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Грачи» ; Л.Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек»; Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Д. Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); Е. М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей); А. П. Чехов. «Мальчики», « Беглец»; Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы»

6. Поэзия природы

Любовь поэтов к родной природе как отражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

Для чтения и изучения

А. С. Пушкин. «Обвал»; Ф. И. Тютчев . «Как хорошо ты, о море ночное...», «Есть в осени первоначальной ...»; А. Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки»;

К. Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде припоминаю...»;

Н. И. Рыленков . «Всё в тающей дымке».

Г. Паустовский . Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Очерк как вид эпического произведения.

Е. И. Носов . Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».

Для самостоятельного чтения (к разделу УI)

А. А. Фет. «Ласточки пропали...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...»;

А. Н. Майков . «Весна» («Уходи, зима седая!..»), «Весна! Выставляется первая рама...», «Осень» (отрывок ); В. В. Бианки. «Лесная газета на каждый год»; К. Г. Паустовский . Рассказы (в издании для детей), сб. «Летние дни»; М. М. Пришвин. Сб. рассказов «Ярик», «О чем шепчутся раки», «Лесной хозяин»; «Родные поэты» (сб. стихотворений).

7. «Идет война народная, священная война!..»

Для чтения и бесед (по выбору учителя)

К. М. Симонов . «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;

А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; О. Ф. Бергольц. «Разговор с соседкой»; М. Джалиль. «Мост», «Случается порой»; С. С. Орлов. « Тонкая российская береза...»; Р. Гамзатов . «Журавли», В. М. Шукшин. « Жатва»

Для самостоятельного чтения (к разделу УII)

В. П. Катаев . «Сын полка».

8. Рассказы о твоих сверстниках

Ю. П. Казаков . Сведения о жизни писателя

Для чтения и изучения

«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описаний природы. Юмор в рассказе.

В. А. Солоухин . Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед.

«Мститель».

Рассказ как жанр литературы.

Для самостоятельного чтения (к разделу УIII)

Ю. П. Казаков. «Арктур – гончий пес», «Ночь», «Тедди».

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кир Булычев. Рассказы;

А. П. Гайдар. «Тимур и его команда»

В. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (в издании для детей);

Д. Свифт. «Путешествия Гулливера» (в издании для детей);

Э. Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных»;

Д. Гринвуд. «Маленький оборвыш»;

В. Гюго. «Козетта»;

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;

Ч. Диккенс. «Пип» (гл. 1- У из романа «Большие надежды»)

Дата проведения

Формы контроля

Входной контроль. Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

09.09

Тест

Р. р. Написание контрольного сочинения «Сказку пишем сами».

11.10

Контрольное сочинение

Контрольное тестирование по разделу «Сказочные события и герои в литературе».

27.12

Тест

Р. р . Написание контрольного сочинения по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

14.02

Контрольное сочинение

Р/Р . Подготовка к контрольному домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

28.02

Контрольное сочинение

Р.р. Написание контрольного сочинения-отзыва о прочитанном произведении.

17.03

Контрольное сочинение

Контрольное тестирование за курс 5 класса

26.05

Тест

Учебно-методические и материально-технические условия

реализации учебного предмета

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 25 учащихся

оснащённости

Должно быть

имеется

Иллюстрации // Плакаты

Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату

Портреты поэтов и писателей

Используются для постоянной экспозиции в кабинете

СРЕДСТВА ИКТ – Не имеется

СРЕДСТВА ИКТ // ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Словари

Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса

Энциклопедия

Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя

1

0

0

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

33

ЛИТЕРАТУРА // СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ// по литературе

Обеспечивают потребности учащихся в информации по литературе, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных творческих работ и т. д. Возможно ограничение использования информации источников при выполнении специальных видов аттестационных заданий

0

0

34

Учебно-методические комплексы по литературе

Для учителя

1.Программа по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого.- М.: Мнемозина, 2009 год. Егорова Н.В., Макарова Б.А. 2.Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009 (В помощь школьному учителю).

Для учащихся

1.Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч. 1,2. 5 кл. – М: Мнемозина, 2010 г.

2. Литературные викторины. /О. Н. Козак. – СПб: Союз, 1998

3. Тесты по литературе. /Л.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова. –М.:Айрис-Пресс,2004

4. Областные и районные олимпиады по литературе./О.Л.Павлова-Белгород:ИПЦ»Политера»,2005

1

См. 8.1,2

1

35

Иллюстрации по литературе

Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов.

1

0

0

36

Галерея портретов поэтов и писателей

Служит для обеспечения наглядности при знакомстве с историей предмета и в качестве источника материалов для проектных работ.

1

1

100

Список

учебно – методического обеспечения

Основная литература

  • Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – Мнемозина, 2009. – 110с.,
  • Учебник «Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях», М. А. Снежневская, О. М. Хренова - «Мнемозина», 2010г.

Дополнительная литература

  • Методические советы к учебнику – хрестоматии для 5 – класса», М. А. Снежневская, О. М. Хренова, изд. «Мнемозина», 2007г;
  • Г. М. Анохина «Личностно - развивающие педагогические технологии», Воронеж 2005г;
  • Т. В. Лиманд « С сочинением на «Ты». Пособие для абитуриентов и школьников, изд. «Школьная пресса» Москва 2001г;
  • Т. В. Лиманд « С изложением на «Ты». Пособие для абитуриентов и школьников, изд. «Школьная пресса» Москва 2001г;
  • Учебник «Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях», М. А. Снежневская, О. М. Хренова - «Мнемозина», 2010г., на использование дополнительной литературы к урокам:
  • «Методические советы к учебнику – хрестоматии для 5 – класса», М. А. Снежневская, О. М. Хренова, изд. «Мнемозина», 2007г;
  • «Универсальные поурочные разработки по литературе», 5 класс, О. А. Ерёмина, изд. «ВАКО», 2007г.;
  • «Контрольные и проверочные работы по литературе 5 - 8 классы», В. А. Скрипкина, изд. «Дрофа», 2004г.;
  • Тексты художественных произведений, включённых в обязательную программу.
  • Литература. Справочник. – Научный редактор В. Я Линков (МГУ им. М. В. Ломоносова) – Филологическое общество «Слово», 2005;
  • Русские писатели. Библиографический словарь А – Я в 2-х частях Под редакцией П. А. Николаева – М.: «Просвещение»,2003;
  • «Контрольные и проверочные работы по литературе 5 - 8 классы», В. А. Скрипкина, изд. «Дрофа», 2004г.;
  • Занимательные материалы по литературе. – Сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 96с.;
  • По страницам литературных произведений. Викторины. 5-11 классы. – Л. А. Курганова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 201с.;
  • Литература в таблицах и схемах. Теория. История, Словарь. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 224с.;
  • Контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 8 классы. – М.: Дрофа, 1997. – 176с.;
  • Школьные олимпиады по литературе.М. М.Казбек – Казиева. – М.: - Айрис – пресс, 2005г – 192с.

Ресурсы ИКТ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

http://www.9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html - Сочинение по литературе как модель исследования

http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

Прошу отсталым слоям населения (то есть, мне), объяснить несколько вопросов: 1. Как эффективнее всего ребенку слушать аудиокниги, на каком приспособлении? Ваш опыт, если можно? 2 Где вы скачиваете аудиокниги? интересует 4-5 класс. 3 Очень интересует список для внеклассного чтения для переходящих в 5 класс. Нам не выдали, если у кого есть - поделитесь.

Кто учился в 5 классе по программе "Школа России", подскажите какие объемные произведения надо прочесть летом. Весь список ребенок не осилит, надо прочесть именно те которые нужны по программе.

Список литературы, 5 класс. Сказки русских и зарубежных писателей. Книги для внеклассного чтения 2 класс. Сказки и былины об Илье Муромце и русских богатырях. Сказки разных народов о животных.

Список литературы на лето, 7 класс. Список книг: читают семиклассники. Быков настойчиво рекомендует обратиться к классике советской литературы. Список литературы на лето для учеников 2-11 классов. Что читать детям летом? Советует Дмитрий Быков.

Сейчас дочь в 4-м и у них по чтению идут все малые формы - стихи, сказки, рассказы. Повестей пока нет вообще - может, во втором полугодии будут? Интересно, в 5-м классе крупные произведения уже появляются? Что проходят сейчас в 5-м классе по литературе? Набор произведений у всех разный или уже одинаковый для всех программ? Хотелось бы потихоньку подобрать заранее книги, чтобы дочь прочитала до того, как начнут в школе проходить.

Я ничего не имею против самих произведений, но НЕ ХОЧУ чтобы читал он их "галопом по европам", по диагонали. Что-то из программы слава Богу успели прочесть.. Но "три мушкетера" - в "отрывках"... А еще столько книг не прочитанных на "полке"! ИМХО не правильно это...вообще программа по литературе всегда ставила меня в тупик - и в моем детстве (а я читала/читаю запоем - но как-то параллельно..) и сейчас не лучше..

Ребенку на лето (перешел в 5 класс) задали читать Гоголя (Диканьку - 3 повести) и Чехова 3 рассказа - вот скажите пожалуйста, кто знает, это программа 5 класса или можно не читать? Он вообще не любитель чтения, сейчас Короленко читает (В дурном обществе), так куча слов непонятных сбивает его с толку и до сути уже не добирается. Гоголь вроде тоже 10-летнему рановато или я неправа?

Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. Список книг для чтения летом. 17. лондон белый клык 18. кинан-роулинг сверстники 19 Список литературы, 5 класс. Лирика русских поэтов XIX и XX веков. Рассказы и повести писателей XX века (по выбору).