Философское осмысление проблем современности в творчестве распутина. Нравственные проблемы в произведениях В. Распутина. Знал ли главный герой в ту самую минуту, когда, поддавшись душевной слабости, вскочил он на поезд, направлявшийся не на фронт, а с фро

Сочинение

Проблема нравственности в наше время стала особенно актуальной. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии, о взаимоотношениях между людьми, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра. В произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы. Произведения В. Распутина состоят из «живых мыслей», и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.

Повесть «Последний срок», которую сам В. Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы, оголила пороки общества. В произведении В. Распутин показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время, раскрыл и показал главную рану современности – алкоголизм, поставил вопрос о совести и чести, который затронул каждого героя повести. Главное действующее лицо повести – старуха Анна, которая жила у своего сына Михаила. Ей было восемьдесят лет. Единственная цель, оставшаяся в её жизни, – это увидеть перед смертью всех своих детей и со спокойной совестью отправиться на тот свет. У Анны было много детей. Они все разъехались, но судьбе было угодно собрать их всех вместе в то время, когда мать находилась при смерти. Дети Анны – типичные представители современного общества, люди занятые, имеющие семью, работу, но вспоминающие о матери, почему-то очень редко. Их мать очень страдала и скучала по ним и, когда пришёл срок умирать, только ради них осталась ещё на несколько дней на этом свете и прожила бы она ещё сколько угодно, лишь бы они были рядом. И она, находясь уже одной ногой на том свете, сумела найти в себе силы возродиться, расцвести, и всё ради своих детей «Чудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать». А что же они. А они решают свои проблемы, и, похоже, что их мать не очень-то волнует, а если они и интересуются ею, так только для приличия.

И все они живут только для приличия. Не обидеть кого, не заругать, не сказать лишнего – всё для приличия, чтобы не хуже, чем у других. Каждый из них в тяжёлые для матери дни занимается своими делами, и состояние матери их мало волнует. Михаил и Илья ударились в пьянство, Люся гуляет, Варвара решает свои проблемы, и никому из них не пришла в голову мысль уделить матери больше времени, поговорить с ней, просто посидеть рядом. Вся их забота о матери началась и закончилась с «манной каши», которую все они бросились варить. Все давали советы, критиковали других, но никто ничего не сделал сам. С самой первой встречи этих людей между ними начинаются споры и ругань. Люся, как ни в чем не бывало, села шить платье, мужчины напились, а Варвара даже боялась остаться с матерью. И так проходили дни: постоянные споры и ругань, обиды друг на друга и пьянство. Вот так дети провожали свою мать в последний путь, так они заботились о ней, так её берегли и любили. Они не прониклись душевным состоянием матери, не поняли её, они видели лишь то, что она поправляется, что у них есть семья и работа и что им нужно скорее вернуться домой. Даже проститься с матерью они не смогли как следует. Её дети упустили «последний срок» что-то исправить, попросить прощения, просто побыть вместе, ведь теперь они вряд ли соберутся опять.

В этой повести Распутин очень хорошо показал взаимоотношения современной семьи и их недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыл нравственные проблемы общества, показал чёрствость и эгоизм людей, потерю ими всякого уважения и обыкновенного чувства любви друг к другу. Они, родные люди, погрязли в злобе и зависти. Их волнуют лишь свои интересы, проблемы, только свои дела. Они не находят времени даже для близких и родных людей. Не нашли времени и для матери – самого родного человека. Для них на первом месте стоит «Я», а затем всё остальное. Распутин показал оскудение морали современных людей и его последствия. Повесть «Последний срок», над которой В. Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале «Наш современник», в номерах 7, 8 за 1970 год. Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественной словесности – в первую очередь традиции Толстого и Достоевского, – но и сообщала новый мощный импульс развитию современной литературы, задавала ей высокий художественно-философский уровень.

Повесть сразу же вышла книгой в нескольких издательствах, была переведена на другие языки, издана за рубежом – в Праге, Бухаресте, Милане. Пьесу «Последний срок» поставили в Москве (во МХАТе) и в Болгарии. Слава, принесённая писателю первой повестью, была прочно закреплена. Композиция любого произведения В. Распутина, отбор деталей, изобразительных средств помогают увидеть образ автора – нашего современника, гражданина и философа.

Одним из известнейших современных русских писателей является Валентин Распутин. Я прочитала много его произведений, и они привлекли меня своей простотой и искренностью. По-моему, среди определяющих жизненных впечатлений Распутина одно из самых сильных было впечатление от простых сибирских женщин, особенно старух. В них привлекало многое: спокойная сила характера и внутреннее достоинство, самоотверженность в нелегком деревенском труде и способность понимать и прощать других.

Такова Анна в повести Последний срок. Ситуация в повести задается сразу: умирает восьмидесятилетняя старуха. Как мне показалось, жизнь, вводимая Распутиным в его повестях, всегда берется в моменте прорыва своего естественного течения, когда вдруг с неизбежностью нависает большая беда. Кажется, как будто дух смерти витает над распутинскими героями. Практически только о смерти думает старая тофамарка из рассказа И десять могил в тайге. Готова к свиданию со смертью тетка Наталья в повести Деньги для Марии. Умирает на руках у друзей юный Лешка (Я забыл спросить у Лешки…). Случайно гибнет от старой мины мальчишка (Там, на краю оврага). Анна же в повести Последний срок не боится умереть, она готова к этому последнему шагу, ибо уже устала, чувствует, что изжилась до самого донышка, выкипела до последней капельки. Вся жизнь бегом, на ногах, в труде, заботах: ребятишки, дом, огород, поле, колхоз… И вот пришло время, когда сил совсем не осталось, разве что попрощаться с детьми. Анна не представляла себе, как это она может уйти навсегда, не увидев их, не услышав напоследок родных голосов. За свою жизнь старуха рожала много, но теперь в живых у нее осталось только пятеро. Получилось так оттого, что сначала к ним в семью, как хорек в курятник, повадилась ходить смерть, потом началась война. Разъехались, разбрелись дети, были чужие, и только близкая смерть матери заставляет их собраться вместе после долгой разлуки. Перед лицом смерти раскрывается не только душевная глубина простой русской крестьянки, но и в обнажающем свете предстают перед нами лица и характеры ее детей.

Меня восхищает характер Анны. По моему мнению, в ней сохранились незыблемые основы правды и совести. В душе неграмотной старухи звучит больше струн, чем в душе ее городских, повидавших мир детей. Есть и такие герои у Распутина, у которых, может, и немного в душе этих струн, но они звучат сильно и чисто (например, старуха тофамарка из рассказа Человек с этого света). Анна и, пожалуй, в еще большей степени Дарья из повести Деньги для Марии по богатству и чуткости духовной жизни, по уму и знанию человека могут выдержать сравнение со многими героями мировой и русской литературы.

Взглянуть со стороны: доживает свой век бесполезная старуха, уже почти не встает последние годы, зачем ей и жить-то дальшеНо писатель так нам описывает ее, что мы видим, как в эти последние, вроде совсем никчемные ее годы, месяцы, дни, часы, минуты в ней идет напряженная духовная работа. Ее глазами мы видим и оцениваем ее детей. Это любящие и жалеющие глаза, но они точно подмечают суть изменений. Ярче всего смена лица видна в облике старшего сына Ильи: Рядом с голой головой его лицо казалось неправдашним, нарисованным, будто свое Илья продал или проиграл в карты чужому человеку. В нем мать то находит знакомые ей черты, то теряет.

А вот средняя дочь Люся стала городская вся, с ног до головы, она и родилась-то от старухи, а не от какой-нибудь городской, наверно, по ошибке, но потом все равно свое нашла. Она уже, как мне кажется, вся переродилась до последней клеточки, как будто и не было у нее ни детства, ни юности деревенских. Ее коробят манеры и язык деревенский сестры Варвары и брата Михаила, их неделикатность. Мне вспоминается одна сцена, когда Люся собралась прогуляться для здоровья на свежем воздухе. Перед ее глазами предстала картина некогда родных мест, больно поразившая женщину: перед ней расстилалась заброшенная, запущенная земля, все, что некогда было ухожено, приведено в целесообразный порядок любовным трудом человеческих рук, теперь сходилось в одном чужом широком запустенье. Люся понимает, что изводило ее какой-то молчаливой давней виной, за которую придется держать ответ. Вот ее вина: она все бывшее с ней здесь начисто забыла. Ведь дано ей было знать и радостное растворение в родной природе, и ежедневный пример матери, ощущавшей глубокое родство со всем живущим (недаром Люсе вспомнился случай, когда мать ласково, как родного человека, подняла безнадежно завалившегося за пахотой, изможденного вконец коня Игреньку), вспомнила она и страшные последствия всенародных трагедий: раскола, борьбы, войны (эпизод с загнанным, озверевшим бандеровцем).
Из всех детей Анны мне больше всего понравился Михаил. Он остался в деревне, у него и доживает свой век Анна. Михаил проще, грубее ее городских детей, на него больше шишек с претензиями и сыплется, но на самом деле он сердечнее и глубже остальных, не то что Илья, тот веселым колобочком катится по жизни, стараясь не задевать ни о какие углы.

Великолепны в повести две главы о том, как, купив два ящика водки на предполагаемые поминки, братья на радостях, что мать вдруг чудом от смерти отошла, начали их распивать сначала одни, а потом с дружком Степаном. Водка подобна одушевленному существу, и, как со злым, капризным властелином, с ней надо уметь обращаться с наименьшими для себя потерями: ее надо на испуг брать, …один не уважаю ее пить. Она тогда, холера, злее. Высшим моментом в жизни многих, прежде всего мужчин, увы, стала выпивка. За всеми колоритными сценами, за плутовскими рассказами пьяниц (тут эта история Степана, который тещу вокруг пальца обвел, пробрался в подпол за самогоном), за комичными разговорами (скажем, о разнице между бабой и женщиной) встает настоящее общественное, народное зло. О причинах пьянства Михаил говорил: Жизнь теперь совсем другая, все, почитай, переменилось, а они, эти изменения, у человека добавки потребовали… Организм отдыха потребовал. Это не я пью, это он пьет. Давайте же возвратимся к главной героине повести. По моему мнению, старуха Анна воплотила в себе все лучшие стороны исконно сибирского характера и по упорству исполнения будничного дела, по твердости и гордости. В последних главах повести Распутин полностью сосредоточивается на своей главной героине и финальном отрезке ее жизни. Здесь писатель нас вводит в самую глубь материнского чувства к последнему, самому любимому и близкому ей ребенку, дочери Таньчоре. Старуха ждет приезда дочери, но та, к сожалению, не приехала, и тогда в старухе вдруг что-то оборвалось, что-то с коротким стоном лопнуло. Из всех детей снова только Михаил оказался в состоянии понять происходящее с матерью, и он снова взял на свою душу грех. Не приедет Ваша Таньчора, и нечего ее ждать. Я ей телеграмму отбил, чтоб не приезжала, пересиливая себя, ставит он точку. Мне кажется, что этот акт его жестокого милосердия стоит сотен ненужных слов.

Под прессом всех несчастий Анна взмолилась: Господи, отпусти меня, я пойду. Пошли к мине смерть мою, я готовая. Свою смерть, матушку-смертыньку, она представляла такой же древней, изможденной старухой. Собственный уход в дальнюю сторонушку распутинская героиня провидит с удивительной поэтической отчетливостью, во всех его стадиях и деталях.

Уходя, Анна вспоминает своих детей в те моменты, когда те выразили в себе все лучшее: молодой Илья очень серьезно, с верой принимает материнское благословение перед уходом на фронт; Варвара, выросшая такой плаксивой, несчастной бабой, видится в раннем детстве роющей ямку в земле просто так посмотреть, а что в ней есть, отыскивая то, что никто еще в ней не знает, Люся отчаянно, всем существом рвется с уходящего парохода навстречу матери, покидаемому дому; Михаил, ошеломленный рождением своего первенца, вдруг пронзается пониманием неразрываемой цепи поколений, в которой он накинул новое кольцо. И себя Анна вспомнила в самый дивный момент своей жизни: Она не старуха нет, она еще в девках, и все вокруг нее молодо, ярко, красиво. Она бредет вдоль берега по теплой, парной после дождя реке… И до того хорошо, счастливо ей жить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всем действа вечной жизни, что у нее кружится голова и сладко, взволнованно ноет в груди.

Когда Анна умирает, то дети буквально покидают ее. Варвара, сославшись на то, что ребят оставила одних, уезжает, а Люся и Илья и вовсе не поясняют причин своего бегства. Когда мать просит их остаться, то ее последняя просьба осталась неуслышанной. По-моему, это даром не пройдет ни Варваре, ни Илье, ни Люсе. Мне кажется, это был для них последний из последних сроков. Увы…

Ночью старуха умерла.

Благодаря произведениям Распутина, я смогла найти ответы на многие вопросы. Этот писатель остался в моем представлении одним из лучших, ведущих современных прозаиков. Пожалуйста, не пройдите мимо его книг, снимите с полки, спросите в библиотеке и читайте медленно, не торопясь, с раздумьями.

В основе этого произведения лежит бесхитростная ситуация — у постели умирающей матери встречаются братья и сестры, давно покинувшие ее в поисках лучшей доли. Настроившись на подобающий моменту скорбно-торжественный лад, предстают они перед лицом старухи-матери, доживающей последние дни в доме одного из сыновей — Михаила. Только ведь час смерти не запланируешь, и старуха Анна, вопреки всем прогнозам, не спешит умирать.» Чудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать. Находясь на грани, она то слабеет, то вновь возвращается к жизни. Взрослые дети, предусмотрительно приготовившие и траурную одежду, и ящик водки на поминки, обескуражены. Однако они не спешат воспользоваться выпавшими на их долю часами отсрочки смерти и пообщаться с матерью. Сковавшее всех в первые минуты пребывания рядом с больной Анной напряжение, постепенно спадает. Нарушается торжественность момента, разговоры становятся вольными — о заработках, о грибах, о водке. Возрождается обыкновенная жизнь, выявляющая и сложность в отношениях, и разность взглядов. В повести переплетаются трагические и комические моменты, возвышенное, торжественное и заурядно-бытовое. Автор намеренно воздерживается от комментария к происходящему, передавая лишь течение событий. Да и вряд ли к этой ситуации могут потребоваться пояснения. А что жеАнна, доживающая последние дни? Дни подведения итогов, наполненные размышлениями о пережитом. Перед глазами умирающей проходит вся жизнь с ее радостями и страданиями. Хотя много ли у нее было радостей? Разве, что это, запомнившееся с молодых лет: теплая парная после дождя река, потемневший песок.» И до того хорошо, счастливо ей жить в эту минуту, смотреть своими глазами на его красоту,… что у нее кружится голова и сладко, взволнованна ноет в груди. Вспоминаются и грехи, как на исповеди. А самый тяжкий грех — это то, что в голодное время доила она потихоньку бывшую свою корову, по привычке забредающую на старый двор. Сдаивала то, что оставалось после колхозной дойки. Да разве же для себя? Ребят спасала. Так и жила: работала, терпела несправедливые обиды от мужа, рожала, оплакивала сыновей, погибших на фронте, выживших и выросших детей провожала в дальние края. Одним словом, жила так, как жили миллионы женщин того времени — делала то, что было необходимо. Она не боится смерти, потому что выполнила свое предназначение, не зря прожила на свете.

Невольно удивляешься мастерству писателя, сумевшего так тонко отразить переживания старой женщины.

Повесть» — произведение неоднозначное по своей тематике. Смерть матери становится моральным испытанием для ее взрослых детей. Испытанием, которое они не прошли. Черствые и равнодушные, они не только не испытывают радость при неожиданной надежде на выздоровление матери, но и досадуют, словно она их обманула, нарушила планы, использовала время. Как результат этой досады, возникают ссоры. Сестры обвиняют Михаила в недостаточно хорошем обращении с матерью, срыная на нем нервное напряжение, демонстрируя снос прспосходство над необразованным братом. И Михаил устраивает сестрам и брату беспощадный экзамен:» А что,- кричит он,- может кто-нибудь из вас заберет ее? Кто из вас больше всех любит мать?. И никто не принял этого вызова. И это имеет свои корни — черствость, равнодушие, эгоизм. Ради собственных интересов люди, для которых мать принесла в жертву свою жизнь, отказались от того, что делает человека человеком — добра, гуманности, сострадания, любви. На примере одной семьи писатель раскрыл черты, присущие всему обществу, напомнил нам о том, что, предавая своих близких, отказываясь от идеалов добра, завещанных нам предками, мы, в первую очередь, предаем себя, своих детей, воспитывающихся на примере нравственного вырождения.

Распутин, Сочинение













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Прости нам, господи, что слабы мы,
непонятливы и разорены душой.
С камня не спросится, что камень он,
с человека же спросится”.
В.Г.Распутин

I. Орг. момент

II. Мотивация

Ребята, я хочу вам напомнить просмотр и обсуждение фильма “Мы из будущего”. (Просмотр коротких фрагментов).

При обсуждении этого фильма мы все обратили внимание на проблемы, поднятые его авторами. Сформулируйте их: (Слайд 1)

  • проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее;
  • проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений;
  • проблема истинного патриотизма;
  • проблемы совести, нравственности и чести.
  • Эти проблемы поднимают авторы фильма, наши современники. Скажите, а в русской классической литературе поднимались подобные проблемы? Приведите примеры произведений (“Война и мир”, “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Слово о полку Игореве” и т.д.)

    Итак, мы выяснили, что есть проблемы, которые волнуют человечество на протяжении веков, это так называемые “вечные” проблемы.

    На прошлом уроке мы говорили о творчестве В.Г. Распутина, дома вы читали его повесть “Прощание с Матерой”. А какие “вечные” проблемы поднимает В.Г. Распутин в этом произведении? (Слайд 2)

  • Проблему человека, осознающего себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющего права порвать эту цепь.
  • Проблемы сохранения традиций.
  • Поиска смысла человеческого существования и человеческой памяти.
  • III. Сообщение темы урока, работа с эпиграфом

    (Слайд 4) Тема нашего сегодняшнего урока “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. Посмотрите на эпиграф к уроку. В уста какого своего героя Распутин вкладывает эти слова? (Дарьи)

    IV. Сообщение учащимся целей урока

    Сегодня на уроке мы не только поговорим об этой героине, (Слайд 5) но и

    • Проанализируем эпизоды повести, ответим на проблемные вопросы, сформулированные в начале урока.
    • Охарактеризуем героев произведения и дадим им оценку.
    • Выявим особенности авторских и речевых характеристик в повести.

    V. Изучение нового материала

    1. Беседа с учащимися

    В повести показана деревня в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя?

    Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом? (Может потому, что гибель Матёры - это время испытаний для человека, характеры и души обнажаются и сразу видно кто есть кто?). Давайте рассмотрим образы героев произведения.

    2. Анализ образов повести

    Какой мы видим Дарью в начале повести? Почему к ней тянутся люди?

    (“Дарья имела характер, который с годами не измяк, не повредился, и при случае умела постоять не только за себя”. В каждом нашем поселенье всегда были и есть еще одна, а то и две старухи с характером, под защиту которого стягиваются слабые и страдательные.” Распутин)

    Почему характер Дарьи не измяк, не повредился? Может потому, что она всегда помнила заветы отца? (О совести стр.446)

    Просмотр видеосюжета о посещении Дарьи сельского кладбища.

    Что беспокоит Дарью? Не дает ей покоя? Какие вопросы ее мучают?

    (А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет). Дарья ощущает себя частью единой цепи поколений. Ей больно, что цепь эта может порваться.

    (И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?). Дарью можно назвать народным философом: она всерьез задумывается о смысле человеческой жизни, о его назначении.

    (И уже с трудом верилось Дарье, что она жива, казалось, что произносит она эти слова, только что познав их, пока не успели ей запретить их открыть. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни). Она находит свою жизненную правду. Она в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни. И это для Дарьи не просто слова. Сейчас я предлагаю вам посмотреть еще один видеосюжет, а вы, просматривая его, подумайте: как этот поступок Дарьи подтверждает ее жизненную философию, прокомментируйте его.

    Видеосюжет “Прощание с избой”.

    Вывод. (Слайд 6) Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: "У кого нет памяти, у того нет жизни".

    б) Образы неравнодушных и безразличных к происходящему героев повести.

    Кто из героев произведения близок по взглядам и убеждениям Дарье? Почему? Приведите примеры из текста. (Схожи взглядами на жизнь, на происходящее, близки Дарье по духу баба Настасья и дед Егор, Екатерина, Симка, Богодул, так как они переживают происходящее, чувствуют ответственность за Матеру перед своими предками; они честны, трудолюбивы; живут по совести).

    А кто из героев противопоставлен Дарье? Почему? (Петруха, Клавка. Им все равно, где жить, их не коробит от того, что избы, построенные предками сгорят. Земля, возделываемая многими поколениями будет затоплена. У них нет связи с Родиной, с прошлым).

    (По ходу беседы заполнятся таблица)

    Работа с публикацией

    Откройте вторые страницы ваших публикаций. Посмотрите на речевые и авторские характеристики персонажей. Что вы можете сказать о них?

    Как можно назвать людей, подобных Дарье и людей, подобных Петрухе и Катерине? (Неравнодушные и безразличные) (Слайд 7)

    О таких, как Клавка и Петруха Распутин говорит: “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности”. - О подобных Дарье можно сказать, что они привыкли друг к другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме того, они слишком любили свою Матеру. (на слайде после таблицы). Дома вам предстоит продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы.

    3. Анализ эпизода разорения кладбища (гл.3), заполненение СЛС.

    В сцене разорения кладбища мы видим столкновение жителей Матеры с рабочими-вандалами. Подберите нужные реплики для диалога без слов автора, чтобы противопоставить героев повести и развести их по разные стороны. (Ответы учащихся)

    Т.о. мы видим, что автор противопоставляет рабочих жителям деревни. В связи с этим мне хотелось бы привести пример высказывания критика Ю. Селезнева, который говорит о земле как о земле-Родине и земле-территории: "Если земля - это территория и только, то, и отношение к ней соответственное". Землю-Родину - освобождают. Территорию - захватывают. Хозяин на земле-территории - завоеватель, покоритель. О земле, которая "всем принадлежит - кто до нас был, и кто после нас прейдёт" не скажешь: "После нас хоть потоп…". Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…".

    Кто из героев относится к Матере как к земле-Родине, а кто как к земле-территории”? (По ходу беседы заполняется СЛС) (Слайд 8)

    Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.

    В.Распутин. Что в слове, что за словом?

    4. Возвращение к эпиграфу и работа с ним.

    (Слайд 10) Давайте вспомним эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    Я думаю, вы согласитесь со мной, что жители Матеры в этой ситуации – невинные жертвы. Жук и Воронцов – исполнители. Так с кого же спросится за эти бесчинства? Кто виноват в трагедии Матеры и ее жителей?

    (Люди, наделенные властью, с них и спросится).

    А понимают ли эти люди то, что делают? Как сам автор оценивает их действия?

    (Вспоминаем эпизод блуждания в тумане в поисках Матеры. Как будто автор говорит о том, что эти люди заблудились и не ведают, что творят).

    5. Вопрос об актуальности проблем, поднятых Распутиным.

    Ребята, посмотрите еще раз на тему урока: “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. О вечных проблемах мы сегодня говорили. Что это за проблемы? (учащиеся их называют).

    А что означает слово актуальные? (Значимые, важные и сейчас для нас)

    А какие актуальные проблемы поднимает Распутин в повести? (Экологические проблемы (защиты окружающей среды), проблемы “экологии души”: важно, кем чувствует себя каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений). А эти проблемы нас касаются? Насколько остро перед нами стоят проблемы защиты окружающей среды? (можно вспомнить эпизод с засыпанием нашего озера).

    Значит проблемы, поднятые Распутиным по праву можно назвать и вечными и актуальными? Я еще раз хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    За все дела и поступки наши обязательно спросится с каждого из нас.

    VI. Подведение итогов

    Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

    VII. Домашнее задание

    1. Написать сочинение-миниатюру: “Память и ее нравственные проявления в юношеском возрасте”.
    2. Заполнить таблицу “Символы, помогающие раскрыть авторский замысел”.
    3. Продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы (стр.2).

    Сочинение

    Добро и зло перемешались.
    В. Распутин

    Трудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности.
    Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения.
    Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть “Пожар”, опубликованная во времена перестройки.
    Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, для себя. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным раздумьям главного героя повести шофера Ивана Петровича Егорова, в котором Распутин воплотил народный характер правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия.
    Иван Петрович ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему “все перевернулось с ног на голову?.. Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкость и доблесть”. Как современно звучат эти слова! Ведь и в наши дни, спустя шестнадцать лет после публикации произведения, забвение элементарных нравственных принципов является не позором, а “умением жить”.
    Иван Петрович законом своей жизни сделал правило “жить по совести”, ему больно, что при пожаре однорукий Савелий тащит в свою баньку мешки с мукой, а “дружные ребята - архаровцы” перво-наперво хватают ящики с водкой.
    Но герой не только страдает, он пытается найти причину этого нравственного оскудения. При этом главным является разрушение вековых традиций русского народа: разучились пахать и сеять, привыкли только брать, вырубать, разрушать.
    У жителей Сосновки этого нет, а сам поселок словно временное пристанище: “Неуютный и неопрятный... бивачного типа... словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли...”. Отсутствие Дома лишает людей жизненной основы, добра, тепла.
    Иван Петрович размышляет о своем месте в окружающем мире, ибо “...нет ничего проще, как заблудиться в себе”.
    Героями Распутина становятся люди, которые живут по законам нравственности: Егоров, дядя Миша Хампо, ценой своей жизни отстоявший нравственную заповедь “не укради”. В 1986 году Распутин, словно предвидя будущее, говорил об общественной активности человека, способного повлиять на духовную атмосферу общества.
    Одной из важных в повести является проблема добра и зла. И вновь я была поражена провидческим талантом писателя, заявившего: “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло - в силу”. Из нашей жизни ведь тоже ушло понятие “добрый человек”, мы разучились оценивать личность по ее способности чувствовать чужое страдание, сопереживать.
    В повести звучит один из вечных русских вопросов: “Что делать?”. Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения: “Идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом...
    Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.
    Молчит земля.
    Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?
    И разве молчишь ты?”.
    Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы времени, затронул самые болевые его точки. Само название “Пожар” приобретает характер метафоры, несущей идею нравственного неблагополучия. Распутин убедительно доказал, что нравственная ущербность отдельного человека неизбежно приводит к разрушению основ жизни народа.

    Валентин Распутин – один из известнейших писателей нашего времени,в творчестве которого важнейшее место занимает
    проблема взаимоотношения человека с природой.
    Образ «единой реальности», идеального мира-порядка, насильственно уничтоженого человеком, создаёт автор в
    повести «Прощание с Матёрой»,
    написанной в середине семидесятых годов 20-го века.Произведение появилось в тот момент, когда процесс
    разрушения связи человека с приро
    дой дошёл до критической точки: в результате строительства искусственных водохранилищ под воду уходили
    плодородные земли, разрабатывались проекты по переброске северных рек, уничтожались неперспективные дерев-ни.
    Распутин увидел глубинную связь экологических и нравственных процессов – утрату миром изначальной
    гармонии, разрушение связей этического мира личности и русской духовной традиции.В «Прощании с Матёрой» эту
    гармонию олицетворяют жители деревни, старики и старухи, и прежде всего, бабка Дарья.Распутин показал
    идеальный мир природы и человека, живущего в согласии с ним,выполняющим свой трудовой долг – сохранение
    памяти о предках.Отец Дарьи когда-то оставил ей завещание: «Живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с
    белым светом, занозить в ём, что мы были…» Эти слова во многом определили её поступки и отношения с
    людьми. Автор развивает в повести мотив «последнего срока», суть которого заключена в том, что каждый человек
    своим присутствием в мире устанавливает связь между прошлым, настоящим и будущим.В повести присутствуют два
    мира: праведный, который бабка Дарья называет «тут!
    »,- это Матёра, где всё «знакомо, обжито и проторено», и мир греховный – «там» –поджёгщики и новый
    посёлок.Каждый из этих миров живёт по своим законам. Матёринские старики не могут принять жизнь «там», где
    «про душу забыли», совесть «истрепали», память «истончили», а ведь «мёртвые…спросят».
    Важнейшей проблемой повести является целесообразность вмешательства человека в мир природы. «Какой
    ценой?»,- мучается вопросом сын бабки Дарьи Павел. Оказывается, труд, который с точки зрения христианской
    психологии есть благодетель, может стать разрушительной силой.Эта мысль возникает в рассуждениях Павла о
    том, что новый посёлок построен как-то неполюдски, «несуразно».
    Возведение ГЭС, в результате которой будет затоплен остров Матёра, разорение кладбища, сожжение домов и
    леса – всё это больше похоже на войну с миром природы, а не на его преображение.Как трагедию воспринимает
    всё происходящее бабка Дарья: «Нынче свет пополам переломился». Уверена старая Дарья и в том, что лёгкость,
    с которой люди рвут все связи, безболезненность растования с родной землёй, домом, являются составными
    «облегчённой жизни» людей беспамятных, равнодушных и даже жестоких.Называет таких людей Дарья «обсевками».
    В.Распутин с горечью отмечает, что утрачено чувство родства, потеряна в сознании молодых людей родовая
    память, и поэтому им непонятна боль стариков, прощающихся с Матёрой как с живым существом.
    Эпизод разрушения кладбища, спасать которое бросаются жители деревни-
    один из ключевых в повести. Для них кладбище – это мир, в котором про-
    должают жить их предки.Стереть его с лица земли – это преступление. Разорвётся тогда невидимая нить,
    связывающая мир воедино. Вот почему на пути бульдозера встают древние старухи.
    Человек в художественной концепции Распутина неотделим от внешнего мира – животного, растительного,
    космоса. При нарушении даже одного звена этого единства рвётся вся цепь, мир утрачивает гармонию.
    Близкую смерть Матёры первым предчувствует Хозяин острова – маленький зверёк, который символизирует, по
    замыслу автора, природу в целом. Этот образ придаёт повествованию особый глубинный смысл.Он поз-воляет
    увидеть и услышать то, что скрыто от человека: прощальные стоны изб, «дыхание взрастающей травы», притаённую
    возню пичуг,- одним словом, почувствовать обречённость и близкую гибель деревни.
    «Чему быть, того не миновать»,- смирился Хозяин. И в его словах – свидетельство беспомощности природы
    перед человеком. «Какой ценой?»,- этот вопрос не возникает у поджёгчиков, чиновника Воронцова или «това-
    рища Жука из отдела по зоне затопления». Мучает этот вопрос Дарью, Екатерину, Павла и самого автора.
    Повесть «Прощание с Матёрой» даёт ответ на этот вопрос: ценой утраты «природного лада», гибели праведного
    мира. Он (мир) тонет, поглащается туманом, теряется.
    Финал произведения трагичен: оставшиеся в Матёре старики слышат тоскливый вой – «прощальный голос
    Хозяина».Подобная развязка закономерна. Она определена идеей Распутина.А идея такова: люди без души и без
    Бога(«в ком душа, в том и Бог»,-говорит бабка Дарья) бездумно осуществляют преобразования природы, суть
    которых в насилии над всем живым. Разрушая гармоничный мир природы, человек обречён разрушить себя самого.