Капитанская дочка на реальных событиях или нет. Исторические собития в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь. Описание событий в повести

Тема 27. РЕАЛИЗМ А. С. ПУШКИНА В ПОВЕСТИ “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА"

Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка” основана на реальных событиях. Ее героями являются исторические лич­ности: Пугачев, Екатерина II, Хлопуша, Белобородов, поэтому "Капитанскую дочку” можно назвать историческим произведе­нием. И в то же время эта повесть является художественной - в ней живут и действуют вымышленные герои: Гринев, капитан Миронов, его дочь Маша, Швабрин, Савельич и другие лица.

Работа над повестью началась в 1833 г., когда Пушкин поехал в оренбургские степи собирать материал о народном восстании под предводительством Пугачева. Там он встречался с местными жи­телями. которые были очевидцами многих событий крестьянской войны.

"Я в Казани с пятого... Здесь я возился со стариками, совре­менниками моего героя; объезжал окрестности города, осматри­вал места сражений, расспрашивал, записывал и остался доволен, что не напрасно посетил эту сторону”, - так пишет няне о своих впечатлениях Пушкин.

Долгие годы имя Емельяна Пугачева было иод запретом. И только во времена Пушкина стали появляться исторические по­вести и романы о пугачевском восстании. Краски, в которых изо­бражался народный вождь, в основном были черные. "Злодеи”, "убийца”, "бунтовщик”, "враг отечества” - так называли Пугачева в своих произведениях сочинители.

В народном же сознании портрет Пугачева запечатлен по- иному. "Красное солнышко", "государь-батюшка”, "заступник" - вот далеко не полный перечень тех эпитетов, которыми наделяли своего вождя народные массы.

В "Капитанской дочке” Пушкин явился первым из писате­лей и историков, увидевших в Пугачеве выдающуюся личность. Художественное воображение помогло автору воссоздать картины далекого прошлого. Мы видим, как действует Пугачев в различ­ных жизненных ситуациях, каков он в окружении своих спод­вижников, как проявляется его натура по отношению к врагам. Перед читателем живой человек, личность которого вызывает одновременно и сочувствие, и гнев, и восхищение, и недоумение, и гордость, и сожаление. Таким сложным и противоречивым на­рисовал Пугачева Пушкин.

Крестьянская война, изображенная Пушкиным, увлекла в свой водоворот таких людей, как Гринев, семья Мироновых, Зурин, Швабрин, Савельич, отец Герасим, и закружила в вихре жизни их судьбы. Эти вымышленные персонажи помогают глуб­же понять характер Пугачева, и на их фоне, в свою очередь, кар­тины бунта выглядят более правдивыми и жизненными. Поэтому читателю особенно интересно, чем закончатся отношения меж­ду Гриневым и Машей, Гриневым и Швабриным, Гриневым н Пугачевым.

Пушкин стремился раскрыть и показать всю совокупность яв­лений, связанных с восстанием крестьянства. Ярко и правдиво он

рисует сильные и слабые стороны стихийного крестьянского вос­стания, смену настроений крестьян, безудержно и смело бунтую­щих, а при первой же неудаче возвращающихся к покорности.

Пушкинский реализм проявляется в изображении геро­ев, их быта, в противопоставлении дворянского класса народу и Пугачеву. Подчеркивается пытливый ум, сметливость Пугачева, отсутствие в нем раболепия.

Повесть рассказывает об исторических событиях, но главное для автора - показать, как ведут себя люди в неординарной си­туации. Не случайно Пушкин выбирает эпиграфом для произведе­ния пословицу: "Береги честь смолоду". Кто-то из героев повести на протяжении всей жизни независимо от обстоятельств следует этому девизу, а кто-то готов пожертвовать идеалами и принципа­ми ради спасения собственной жизни.

Повествование ведется от лица Петруши Гринева. Из первой главы мы узнаем о его жизни до приезда в Белогорскую крепость. Воспитание Гринева было доверено гувернеру-французу и кре­постному Савельичу. "Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками", - так рассказывает он о своем детстве. Гринев вел жизнь молодого повесы, совершенно не задумывавшегося о завтрашнем дне, но события, произошед­шие с ним в Белогорской крепости, заставили его переосмыслить свой образ жизни, найти для себя новые ценности, отстаивать в реальных жизненных обстоятельствах свою честь и достоинство.

В крепости Гринев знакомится с Алексеем Швабриным, на первый взгляд, приятным, образованным человеком. И лишь дальнейшие события показывают, что Швабрин является полной противопо­ложностью Гриневу.

В Белогорской крепости на фоне крестьянского восстания раз­вивается история любви Гринева и Маши. Романтик Гринев влю­бляется в дочь капитана Миронова, пишет ей стихи в альбом. Реалистичный и расчетливый Швабрин смеется над своим прия­телем, скрывая, что и он не равнодушен к этой девушке. Между героями происходит дуэль, во время которой Гринев получает ранение. Но по-настоящему понять характеры героев помогают трагические события, связанные с эпизодами восстания, когда каждый оказывается перед нравственным выбором: что важнее - честь или бесчестие, преданность или предательство.

На глазах у Гринева совершается казнь капитана Миронова и его жены. Они отказываются присягнуть Пугачеву, считая его самозванцем и вором. Швабрин же, испугавшись за собственную жизнь, переходит служить к повстанцам. Гри нев тоже должен сде­лать свой выбор: присягнуть Пугачеву и поцеловать ему руку или отправиться на виселицу вслед за капитаном Мироновым. Гринев выбирает второе, так как не может стать предателем и нарушить заповедь: "Береги честь смолоду". И судьба спасает его от смерти. В другом эпизоде, когда Пугачев приглашает Петрушу к себе на пир и вновь предлагает служить в своем войске, Гринев отказыва­ется, отстаивая свои идеалы и офицерскую честь. И тогда Пугачев восклицает: "А ведь он прав! Он человек чести. И не важно, что он еще молод, а главное, что он не ио-детски оценивает жизнь!".

Романтическая линия произведения развивается вокруг образа Маши Мироновой. В начале повести перед нами робкая девушка. Бесприданница, у которой только и есть, что "частый гребень, да веник, да алтын денег”. Образ "благоразумной и чувствительной девушки” раскрывается постепенно. Она способна на глубокую и искреннюю любовь, однако врожденное благородство не позво­ляет ей поступиться своими принципами и согласиться на брак с Гриневым без благословления родителей. Но когда резко меняется обстановка в Белогорской крепости, меняется и положение Маши. Она проявляет качества, до сих пор жившие в ней подспудно, на­ходит в себе силы и решимость спасти себя и любимого человека. Из робкой провинциальной девушки Маша превращается в сме­лую и находчивую героиню, способную отстоять справедливость и свое право на счастье.

Повесть называется "Капитанская дочка”. Рассказ о событиях ведется от лица Гринева. Основное место в художественном про­изведении отведено Пугачеву. Так кто же все-таки главный ге­рой? Почему Пушкин назвал повесть именно так? Мог ли быть у "Капитанской дочки" другой финал? Такие вопросы и еще множе­ство других вызывает сюжет повести у внимательного, вдумчивого читателя. Произведение высоко оценили современники писателя: "Пушкин... написал "Капитанскую дочку” - решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде... В первый раз вы­ступили истинно русские характеры: простой комендант крепо­сти, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей - все не только самая правда, но еще как бы лучше ее”. (Н. В. Гоголь)

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА (главы из повести)

Береги честь смолоду.

( Пословица)

Глава II ВОЖАТЫЙ

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро ста­ли. "Что же ты не едешь?” - спросил я ямщика с нетерпением. "Да что ехать? - отвечал он, слезая с облучка, - невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом". Я стал было его бранить. Савельич за него заступился: "И охота было не слушаться, - го­ворил он сердито, - воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!" Савельич был прав. Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымал­ся сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздраги­вая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жизни или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели... Вдруг увидел я что-то черное. "Эй, ям­щик! - закричал я, смотри: что там такое чернеется?” Ямщик стал всматриваться. "А бог знает, барин, - сказал он, садясь на свое место, - воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелит­ся. Должно быть, или волк, или человек”.

Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравня­лись с человеком. "Гей, добрый человек! - закричал ему ямщик. - Скажи, не знаешь ли, где дорога?”

- Дорога-то здесь; я стою на твердой полосе, - ответил дорож­ный, - да что толку?

- Послушай, мужичок, - сказал я ему, - знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега?

- Сторона мне знакомая, - отвечал дорожный, - слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек. Да вишь какая погода: как раз собьешься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам.

Его хладнокровие ободрило меня. Я уж решился, предав себя божией воле, ночевать посреди степи, как вдруг дорожный сел проворно на облучок и сказал ямщику: "Ну, слава богу, жило не­далеко; сворачивай вправо да поезжай”.

А почему ехать мне вправо? - спросил ямщик с неудоволь­ствием. Где ты видишь дорогу? Небось, лошади чужие, хомут не свой, погоняй не стой. Ямщик казался мне прав. "В самом деле, - сказал я, - почему думаешь ты, что жило недалече?” - "А потому, что ветер оттоле потянул, - отвечал дорожный, - и я слышу, ды­мом пахнуло, знать, деревня близко". Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело сту­пали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливалась то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание судна по бурному морю. Савельич охал, поминутно толкаясь о мои бока. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды.

Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в ко­тором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам.

Я находился в том состоянии чувств и души, когда существен­ность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видени­ях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опа­сение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное воз­вращение под кровлю родительскую и не почел бы умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. "Тише, - говорит она мне, - отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься”. Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальны­ми лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподыма­ет полог и говорит: "Андрей Петрович, Петруша приехал; он воро­тился, узнав о твоей болезни; благослови его”. Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня погля­дывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: "Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благослове­ния у мужика?" - "Все равно, Петруша, - отвечала мне матуш­ка, - это твой посаженный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит...” Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с по­стели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: "Не боись, подойди под мое благословение...”. Ужас и недоумение овладели мною... И в эту ми­нуту я проснулся; лошади стояли; Савельич дергал меня за руку, говоря: "Выходи, сударь: приехали”.

- Куда приехали? - спросил я, протирая глаза.

- На постоялый двор. Господь помог, наткнулись прямо на за­бор. Выходи, сударь, скорее да обогрейся.

Я вышел из кибитки. Буран еще продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз выколи. Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее. На стене висела винтов­ка и высокая казацкая шапка.

Хозяин, родом яицкий казак, казался мужик лет шестидеся­ти, еще свежий и бодрый. Савельич внес за мною погребец, потре­бовал огня, чтоб готовить чай, который никогда так не казался мне нужен. Хозяин пошел хлопотать.

- Где же вожатый? - спросил я у Савельнча.

"Здесь, ваше благородие”, - отвечал мне голос сверху. Я взгля­нул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза. "Что, брат, прозяб?” - "Как не прозябнуть в одном худеньком ар­мяке! Был тулуп, да что греха таить? Заложил вечор у целоваль­ника: мороз показался не велик”. В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замеча­тельна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был обо­рванный армяк и татарские шаровары. Я поднес ему чашку чаю; он отведал и поморщился. "Ваше благородие, сделайте мне такую милость - прикажите поднести стакан вина; чай - не наше ка­зацкое питье”. Я с охотой исполнил его желание. Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: "Эхе, сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?” Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: "В ого­род летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?”.


Да что наши! отвечал хозяин, продолжая иносказатель­ный разговор. Стали было к вечерне звонить, да попадья не ве­лит: поп в гостях, черти на погосте. - "Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, бу­дет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! За ваше здоровье!" При сих сло­вах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати.

Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора; но после уж догадался, что дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмиренного после бунта 1772 года. Савельнч слушал с видом большого неудовольствия. Он посматривал с по­дозрением то на хозяина, то на вожатого. Постоялый двор, или, по-тамошнему, умет, находился в стороне, в степи, далече от всякого селения, и очень походил на разбойническую пристань. Но делать было нечего. Нельзя было и подумать о продолжении пути. Беспокойство Савельича очень меня забавляло. Между тем я расположился ночевать на ночлег на лавку. Савельич решился убраться на печь; хозяин лег на полу. Скоро вся изба захрапела, и я заснул как убитый.

Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утих­ла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозри­мой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться но своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. "Полтину на водку! - сказал он, - за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать”. Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по мо­ему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручив­шего меня если не из беды, то, по крайней мере, из очень непри­ятного положения. "Хорошо, - сказал я хладнокровно, - если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп".

Помилуй, батюшка Петр Андреич! - сказал Савельич. - Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

Это, старинушка, уж нетвоя печаль, - сказал мой бродяга, -

пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего п леча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слу­шаться.

- Бога ты не боишься, разбойник! - отвечал ему Савельич сер­дитым голосом. Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

- Прошу не умничать, - сказал я своему дядьке, -сейчас неси

сюда тулуп.

- Господи, владыко! - простонал мой Савельич. -Заячий ту­луп почти новешенький! И добро бы кому, а то пьянице оголтело­му!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его при­меривать. В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей”. Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро поза­был о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе...

1.При каких обстоятельствах произошла встреча Гринева и вожатого? Найдите в тексте описание внешности вожатого. Какое впечатление он произвел на Гринева. Савельича. на вас - читателей произведения?

2. Прочитайте эпизоде заячьм тулупом. Какие чувства испытывают участ­ники этого эпизода?

3. Расскажите о второй встрече Гринева и Пугачева. Какая связь просле­живается между двумя встречами героев повести?

4. Кем в глазах Гринева является Пугачев - народным предводителем или разбойником?

5. Прочитайте по ролям диалоги между Гриневым и Пугачевым. Как речь помогает понять характеры героев?

6. Как Белоюрская крепость готовилась к возможному нападению Пуга­чева?

7. Сравните отношение к Пугачеву разных людей: коменданта, поручика Ивана Игнатьича. отца Герасима, Гринева, рядовых казаков и др.

8. Почему Швабрин оказался в рядах мятежников? Можно ли его назвать единомышленником Пугачева?

9. Составьте рассказ "Взятие Белогорской крепости" от лица разных дей­ствующих лиц повести.

10.Каково значение истории любви Гринева и Маши Мироновой в сюжете произведения?

I. Повесть названа "Капитанская дочка". Кто же главный герой произве­дения Гринев, Маша Миронова, Пугачев? Обоснуйте ответ и предло­жите свой вариант названия повести.

2. Напишите сочинение на одну из тем: "Гринев и Пугачев”, "Гринев и Швабрин”. "Гринев и Маша Миронова”. "Пугачевский бунт глазами Гринева", "Пугачевщина”.

3. Сравните повесть "Капитанская дочка" с другими произведениями А. С. Пушкина. В чем заключается реализм Пушкина в повести о Пугачевском восстании?

После жестокого подавления мятежного восстания военных переселенцев в Старой Руссе в начале 30-х годов XIX века Пушкин обращает внимание на «смутные» времена в истории отечества. Отсюда начинается история создания «Капитанской дочки». Образ мятежника Пугачева завораживает и притягивает к себе внимание поэта. И эта тема проходит сразу в двух произведения Пушкина: историческом произведении «История Пугачева» и «Капитанской дочке». Оба произведения посвящены событиям 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева.

Начальный этап: сбор информации, создание «Истории Пугачева»

История создания «Капитанской дочки» занимает более 3 лет. Первым Пушкин написал произведение «История Пугачева», для которого он тщательно собирал факты и свидетельства. Ему пришлось объехать несколько губерний в Поволжье и Оренбургском крае, где проходило восстание и еще жили свидетели тех событий. Указом царя поэту был предоставлен доступ к секретным документам, относящимся к восстанию и подавлению его властями. Семейные архивы и частные коллекции документов составляли немалую часть источников информации. В «Архивных тетрадях» Пушкина есть копии именных указов и писем самого Емельяна Пугачева. Поэт общался со стариками, которые знали Пугачева и передавали предания о нем. Поэт расспрашивал, записывал, осматривал места сражений. Всю собранную информацию он скрупулезно и пунктуально записал в историческом труде «История Пугачева». Небольшой роман раскрывает нам одну из самых захватывающих страниц в русской истории - период пугачевщины. Этот труд получил название «История Пугачевского бунта» и вышел в 1834 году. Лишь после создания исторического произведения поэт приступил к написанию художественного - «Капитанской дочки».

Прототипы героев, построение сюжетной линии

Повествование в романе ведется от лица молодого офицера Петра Гринева, который проходит службу в Белогорской крепости. Несколько раз автор менял план произведения, по-разному строил сюжет и переименовывал героев. В начале героем произведения задумывался молодой дворянин, который перешел на сторону Пугачева. Поэт изучал историю дворянина Шванвича, который добровольно перешел на сторону восставших, и офицера Башарина, угодившего в плен к Пугачеву. На основании их подлинных дел сформировались два действующих лица, одно из которых - дворянин, ставший изменником, чей образ требовал прохождения через морально-цензурные преграды того времени. Можно сказать, что прототипом Швабрина послужил офицер Шванович. Это фамилия упоминалась в царском указе «О наказании смертною казнию изменника бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников». А главные герой «Капитанской дочки» Гринев был создан автором на основании действительной истории офицера, взятого под стражу властью. Его подозревали в связях с но позже это не подтвердилось, офицер был признан невиновным и освобожден.

Публикация и история создания «Капитанской дочки» Пушкина

Для Пушкина освещение такой острой политической темы было непростым трудом, о чем говорит история создания «Капитанской дочки»: многочисленные перемены в построении плана произведения, смена имен героев и сюжетной линии.

Рассказ «Капитанская дочка» впервые упоминается в середине 1832 года. Само произведение появилось в печати в декабре 1836 года в журнале «Современник» без подписи автора. Однако цензурой была запрещена публикация главы о бунте крестьян в деревне Гринева, которую сам поэт позже называл «Пропущенная глава». У Пушкина создание «Капитанской дочки» заняло последние годы его жизни, после выхода произведения в печать поэт трагически погиб на дуэли.

Александру Сергеевичу пришлось приложить немало сил, чтобы создать персонажей. Он обращался к неопубликованным документам, семейным архивам, яро изучал историю восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Пушкин посетил множество городов Поволжья, включая Казань и Астрахань, где начинались «подвиги» бунтаря. Он даже нашел родственников участников, чтобы более достоверно изучить всю информацию. Из полученных материалов было составлено историческое произведение «История Пугачева», которая и была использована им же для создания своего Пугачева для «Капитанской дочки». Приходилось одновременно думать о цензуре и персонаже, который противоречил не только морально-этическим ценностям того времени, но и поднимал политические дискуссии. Его дворянин-отщепенец поначалу должен был стать на сторону Пугачева, но еще в ходе план изменялся много раз.

В итоге пришлось разделить персонажа на двух - «светлого» и «темного», то есть защитника Гринева и предателя Швабрина. Швабрин вобрал в себя все самые плохие качества, начиная от предательства и заканчивая трусостью.

Мир героев «Капитанской дочки»

Поэту удалось описать на страницах повести истинно русские качества и черты характера. Пушкину очень четко и красочно удается передавать противоположности характеров людей из одного сословия. В произведении «Онегин» он ярко описал противоположные типажи дворянства в образах Татьяны и Онегина, а в «Капитанской дочке» ему удалось показать противоположность характеров типажей русского крестьянства: благоразумный, преданный хозяевам, рассудительный и осмотрительный Савельич и мятежный, неистовый, непокорный Пугачев. В повести «Капитанская дочка» характеристика героев дается очень правдоподобно и выразительно.

Дворянин Гринев

Особого внимания в нашем рассказе заслуживают персонажи главные. Герой «Капитанской дочки» молодой офицер Гринев, от лица которого ведется повествование, воспитан в старинных традициях. Он был отдан с малых лет на попечение Савельича, влияние которого только усилилось после изгнания из учителей француза Бопре. Еще не родившись на свет, Петр был записан в сержантом, что определило все его будущее.

Петр Алексеевич Гринев - главный герой «Капитанской дочки» - был создан по образу реального человека, сведения о котором Пушкин нашел в архивных документах эпохи пугачевщины. Прототип Гринева - офицер Башарин, который попал в плен к восставшим и бежал из него. Создание повести «Капитанская дочка» сопровождалось изменением фамилии героя. Она менялась несколько раз (Буланин, Валуев), пока автор не остановился на Гриневе. С образом главного героя связаны милосердие, «семейная мысль», свободный выбор в непростых и жестких обстоятельствах.

Описывая устами Гринева страшные последствия пугачевщины, Пушкин называет бунт бессмысленным и беспощадным. Горы мертвых тел, куча народа, закованного в цепи, забитого кнутами и повешенного - вот страшные последствия восстания. Видя ограбленные и разорённые селения, пожары, ни в чем не повинных жертв, Гринев восклицает: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Крепостной Савельич

Создание повести «Капитанская дочка» было бы невозможным без яркого образа выходца из народа. Крепостной Савельич свято верил, что рожден лишь для того, чтобы служить своему господину. Другую жизнь он себе и представить не мог. Но его служение господам - это не раболепие, он полон чувства собственного достоинства и благородства.

Савельич богат внутренним бескорыстной привязанностью и самопожертвованием. Своего молодого хозяина он любит по-отечески, заботится о нем и страдает от несправедливых упреков в свой адрес. Этот старик страдает от одиночества, ведь всю свою жизнь он посвятил служению господам.

Мятежник Пугачев

Другой яркий образ русского характера поэту удалось передать через Емельяна Пугачева. Этот герой «Капитанской дочки» рассматривается Пушкиным с двух разных сторон. Один Пугачев - это умный, с большой смекалкой и проницательный мужик, которого мы видим как простого человека, описанного в личных отношениях с Гриневым. Он помнит добро, оказанное ему, и испытывает глубокую признательность. Другой Пугачев - жестокий и беспощадный палач, отправляющий людей на виселицу и казнивший немолодую вдову коменданта Миронова. Эта сторона Пугачева - отвратительная, поражающая своей кровавой жестокостью.

Рассказ «Капитанская дочка» дает понять, что Пугачев - злодей поневоле. Он выбран на роль «вожатого» старейшинами и после был предан ими же. Сам же Пугачев считал, что России было суждено быть наказанной через его окаянство. Он понимал, что обречен, что он лишь игрок главной роли в мятежной стихии. Но в то же время Пугачев не бездушная марионетка в руках старейшин, он прилагает все мужество, настойчивость и душевные силы для успеха восстания.

Антагонист главного героя - Швабрин

Дворянин Швабрин, герой «Капитанской дочки», еще один реальный человек, упоминания о котором найдены Пушкиным в архивных документах. В противоположность благородному и честному Гриневу, Швабрин - подлец с бесчестной душой. Он легко переходит на сторону Пугачева, как только тот захватил Белгородскую крепость. Силой он пытается добиться Машиного расположения.

Но в то же время Швабрин далеко не глупый, он остроумный и занимательный собеседник, попавший на службу в Белгородскую крепость за любовь к дуэльным поединкам. Именно из-за Швабрина Гринев попадает под подозрение в измене и едва не лишается жизни.

Капитанская дочка Мария Миронова

Рассказ «Капитанская дочка» повествует также о любви в нелегкое время народного восстания. Главная героиня «Капитанской дочки» - Мария Миронова, воспитанная на французских романах бесприданница, дочь капитана Белогорской крепости. Именно из-за нее дерутся на дуэли Гринев и Швабрин, хотя она не может принадлежать ни одному из них. Петруше родители запретили даже и думать о женитьбе на бесприданнице, а подлецу Швабрину, который практически выиграл дуэль, нет места в сердце девушки.

Она не поддалась ему во время захвата крепости, когда он силой пытался добиться ее благосклонности. В Маше собраны все лучшие черты характера русской женщины - невинность и чистота нрава, душевное тепло, терпение и готовность к самопожертвованию, стойкость духа и умение не изменять своим принципам. Ради спасения Маши из рук Швабрина Гринев идет к Пугачеву просить его об освобождении любимой.

Описание событий в повести

Описание событий основано на мемуарах пятидесятилетнего дворянина Гринева Петра Алексеевича. Они были написаны во время правления императора Александра и посвящены восстанию крестьян под предводительством Емельяна Пугачева. По воле судьбы молодому офицеру пришлось принять в нем невольное участие.

Детство Петруши

Начинается история «Капитанской дочки» с ироничных воспоминаний Петра Андреевича о своем детстве. Его отец - отставной премьер-майор, мать - дочь бедного дворянина. Все восемь братьев и сестер Петруши умерли еще в детстве, а сам герой был записан в сержантом еще во чреве матери. В пять лет к мальчику приставляют стремянного Савелыча, которого жалуют Петруше в дядьки. Под его началом он обучился русской грамоте и «мог здраво судить о свойствах борзого кобеля». После молодому барину был выписан в учителя француз Бопре, учительсвование которого завершилось позорным изгнанием за пьянство и порчу дворовых девок.

Юный Петруша живет беззаботной жизнью до шестнадцати лет, гоняет голубей и играет в чехарду. В семнадцать лет отец решает отправить недоросля на службу, но не в Семеновский полк, а в действующую армию, чтобы он нюхнул пороха. Это послужило поводом для разочарования молодого дворянина, который надеялся на веселье и беззаботную жизнь в столице.

Служба офицера Гринева

По дороге в Оренбург барин со своим слугой попадают в сильный буран, и совсем уже было заблудились, когда навстречу им попадался чернобородый цыган, который вывел их к умету. По пути к жилью Петру Андреевичу снится пророческий и жуткий сон. Благодарный Гринев отдает своему спасителю заячий тулуп и угощает стаканом вина. После взаимных благодарностей цыган и Гринев расстаются.

Прибыв на место, Петр с удивлением обнаружил, что Белгородская крепость совсем не похожа на неприступный бастион - это всего лишь милая небольшая деревушка за деревянным забором. Вместо удалых солдат - военные инвалиды, а вместо грозной артиллерии - старенькая пушка, в жерло которой забит старый мусор.

Начальник крепости - честный и добрый офицер Миронов - не силен в образовании и находится полностью под влиянием своей жены. Супруга заправляет крепостью как своим домашним хозяйством. Мироновы принимают молодого Петрушу как родного, и он сам привязывается к ним и влюбляется в их дочь Марию. Необременительная служба располагает к чтению книг и сочинению стихов.

В начале службы Петр Гринев испытывает дружескую симпатию к поручику Швабрину, который близок ему по образованию и роду занятий. Но язвительность Швабрина, с которой он раскритиковал стихи Гринева, послужила поводом для ссоры между ними, а грязные намеки в стороны Маши - поводом для дуэли, в ходе которой Гринев был подло ранен Швабриным.

За раненым Петром ухаживает Мария, и они признаются друг другу во взаимных чувствах. Петр пишет письмо родителям, спрашивая их благословения на женитьбу. Однако, узнав, что Мария не имеет приданого, отец запрещает сыну и думать о девушке.

Восстание Пугачева

Создание «Капитанской дочки» связано с народным восстанием. В повести события развивались следующим образом. В крепостной деревушке пойман немой башкир с возмутительными посланиями. Жители со страхом ждут нападения восставших крестьян во главе с Пугачевым. И нападение мятежников произошло неожиданно, при первом же военном приступе крепость сдала свои позиции. Жители вышли навстречу Пугачеву с хлебом-солью, и их ведут на городскую площадь для присяги новому «государю». Комендант и его супруга погибают, отказавшись присягать самозванцу Пугачеву. Гринева ждет виселица, но позднее сам Емельян милует его, узнав в нем того попутчика, которого он спас в буран и получил в дар от него заячью шубу.

Пугачев отпускает офицера, и тот пускается за подмогой в сторону Оренбурга. Он хочет спасти из плена больную Машу, которую попадья выдает за свою племянницу. Он сильно переживает за ее безопасность, ведь комендантом назначен Швабрин, который перешел на сторону мятежников. В Оренбурге не приняли всерьез его донесения и отказали в помощи. И вскоре сам город оказался в долгой осаде. Случайно к Гриневу попадает письмо Маши с просьбой о помощи, и он снова направляется в крепость. Там с помощью Пугачева он освобождает Машу, а сам попадает под подозрение в шпионаже с подачи все того же Швабрина.

Заключительный анализ

Основной текст повести составлен из записок Петра Андреевича Гринева. Критиками была дана повести «Капитанская дочка» характеристика следующая: это исторически важное повествование. Эпоха пугачевщины увидена глазами дворянина, который дал присягу на верность императрице и свято следовал своему долгу офицера. И даже в трудной ситуации, среди гор мертвых тел и моря народной крови, он не нарушил данного слова и сберег честь мундира.

Народное восстание под предводительством Пугачева рассматривается в «Капитанской дочке» как национальная трагедия. Пушкин противопоставляет народ и власть.

Критики называют рассказ «Капитанская дочка» вершиной художественной прозы Пушкина. В произведении зажили подлинно русские характеры и типажи. Всю поэзию Пушкина пронизывает мятежный дух, он переступает рамки обыденности. И в повести, в рассказе о бунте Пугачева, поэт воспевает вольность и мятеж. Русские классики дали повести «Капитанская дочка» отзыв положительный. Еще одним шедевром пополнилась русская литература.

«Капитанская дочка»: жанровая принадлежность

Можно ли считать, что у рассказа «Капитанская дочка» жанр исторического романа? Ведь сам поэт считал, что осветив в своем произведении целую историческую эпоху, он мог бы считать его романом. Однако по объему, принятому в литературоведении, произведение относят к повестям. Немногие критики признают, что «Капитанская дочка» - роман, чаще ее называют повестью или рассказом.

«Капитанская дочка» в театре и на постановках

На сегодняшний день осуществлено множество театральных и кинопостановок повести «Капитанская дочка». Наиболее популярным стал художественный фильм Павла Резникова с одноименным названием. Картина была выпущена в 1978 году и по сути является киноспектаклем. Роли главных персонажей получили известные и привычные для телезрителей актеры. Необычность актерской игры состоит в том, что никто не вживается в образ, никому не накладывают особого грима, и вообще нет ничего, что связывало бы актеров и книгу, кроме текста. Именно текст и создает настроение, заставляет зрителя проникнуться, а актеры просто читают его своим голосом. Несмотря на всю неординарность постановки повести «Капитанская дочка», отзывы картина получила потрясающие. Многие театры до сих пор следуют по принципу одного только чтения текста Пушкина.

Такова, в общих чертах, история создания повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкина.

Исторические собития в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь»

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836) основана на реальных исторических событиях. В ней описывается восстание Емельяна Пугачева. Повествование в этом произведении ведется от лица дворянина Петра Гринева. Основную часть «Капитанской дочки» занимает описание жизни героя в Белогорской крепости, куда он был направлен нести службу.

В эту крепость Гринев попал в шестнадцатилетнем возрасте. До этого он жил в отеческом доме под присмотром любящего отца и во всем опекающей его матушки: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Можно сказать, что, попав в крепость, Гринев был еще ребенком. Белогорская крепость сыграла в его судьбе роль жестокого воспитателя. Выйдя из ее стен, Гринев представлял собой полностью сформировавшуюся личность со своими взглядами и убеждениями, нравственными ценностями и умением их отстаивать.

Первым ярким событием, повлиявшим на личность Гринева, была его любовь к дочери коменданта крепости, Маше Мироновой. Герой признается, что сначала Маша не понравилась ему. Другой офицер, служивший в крепости, Швабрин, рассказал о ней много неприятного. Но со временем Гринев убедился, что Маша «рассудительная и благоразумная девушка». Он все больше и больше привязывался к ней. Однажды, услышав оскорбительные слова о своей возлюбленной от Швабрина, Гринев не смог сдержаться.

Несмотря на все сопротивление коменданта и его жены, соперники тайно сражались на шпагах. Швабрин бесчестно ранил Петра Гринева, когда тот отвернулся на крик Савельича. После этого события Гринев и Маша убедились в том, что любят друг друга, и решили пожениться. Но родители Петра не дали своего согласия. Швабрин тайно написал им и сообщил, что Гринев дрался на дуэли и даже ранен.

После этого герои стали испытывать друг к другу большую неприязнь. Хотя вначале Гринев больше всего сошелся именно со Швабриным. Этот офицер был ближе всего к герою по уровню образования, интересам, умственному развитию.

Между ними было одно, но коренное различие – в нравственном уровне. Это Гринев стал замечать постепенно. Сначала по недостойным мужчины отзывам о Маше. Как выяснилось потом, Швабрин просто мстил девушке за то, что та отказала ему в его ухаживаниях. Но вся подлость натуры этого героя раскрылась при кульминационных событиях повести: захвата крепости Пугачевым и его соратниками. Швабрин, присягавший на верность императрице, не задумываясь перешел на сторону мятежников. Больше того, он стал там одним из их руководителей. Щвабрин хладнокровно смотрел, как казнят коменданта и его жену, которые так хорошо относились к нему. Воспользовавшись своей властью и беспомощностью Маши, этот «герой» держал ее у себя и хотел насильно жениться на девушке. Только вмешательство Гринева и милость Пугачева спасли Машу от этой участи.

Гринев, сам того не ведая, встретился с Пугачевым еще за стенами Белогорской крепости. Этот «мужик» вывел их с Савельичем из бурана, за что и получил от Гринева в подарок заячий тулуп. Этот подарок во многом определил хорошее отношение Пугачева к герою в дальнейшем. В Белогорской крепости Гринев защищал имя императрицы. Чувство долга не позволило ему признать в Пугачеве государя даже под страхом смерти. Он откровенно говорит самозванцу, что тот шутит «опасную шутку». Кроме того, Гринев признается, что если будет нужно, то он пойдет воевать против Пугачева.

Увидя все зверства, творимые самозванцем, Гринев относился к нему, как к злодею. Кроме того, он узнал, что комендантом крепости становится Швабрин, и Маша будет находиться в полном его распоряжении. Уезжая в Оренбург, герой оставлял свое сердце в крепости. Вскоре он туда вернулся, чтобы выручить Машу. По неволе общаясь с Пугачевым, Гринев меняет свое мнение о самозванце. Он начинает видеть в нем человека, которому свойственны человеческие чувства: благодарность, сострадание, веселье, страх, опасение. Гринев видел, что в Пугачеве много наигранного, искусственного. На людях он играл роль государя-императора. Оставшись же один на один с Гриневым, Пугачев проявил себя как человек, поведал Петру свою жизненную философию, заключенную в калмыцкую сказку. Гринев не может понять и принять этой философии. Для него, дворянина и офицера, непонятно, как можно жить, убивая людей и чиня всевозможные зверства. Для Пугачева же человеческая жизнь значит очень мало. Для самозванца главное – добиться своей цели, неважно какими жертвами.

Пугачев стал для Гринева благодетелем, своеобразным крестным отцом, ведь он спас Машу от Швабрина и разрешил влюбленным уехать из крепости. Но и это не могло сблизить его с Гриневым: слишком разные жизненные философии были у этих героев.

Белогорская крепость и те события, которые были с ней связаны, сыграли ключевую роль в жизни Петра Гринева. Здесь герой встретил свою любовь. Здесь он, под влиянием страшных событий, повзрослел, возмужал, утвердился в своей преданности государыне. Здесь Гринев прошел «испытание на прочность» и с честью выдержал его. Кроме того, в Белогорской крепости Гринев стал свидетелем событий, всколыхнувших всю страну. Встреча с Пугачевым касалась не только его. Гринев участвовал в важном историческом событии и с достоинством прошел через все испытания. Про него можно сказать, что он «сохранил честь с молоду».

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836) основана на реальных исторических событиях. В ней описывается восстание Емельяна Пугачева. Повествование в этом произведении ведется от лица дворянина Петра Гринева. Основную часть «Капитанской дочки» занимает описание жизни героя в Белогорской крепости, куда он был направлен нести службу.

В эту крепость Гринев попал в шестнадцатилетнем возрасте. До этого он жил в отеческом доме под присмотром любящего отца и во всем опекающей его матушки: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Можно сказать, что, попав в крепость, Гринев был еще ребенком. Белогорская крепость сыграла в его судьбе роль жестокого воспитателя. Выйдя из ее стен, Гринев представлял собой полностью сформировавшуюся личность со своими взглядами и убеждениями, нравственными ценностями и умением их отстаивать.

Первым ярким событием, повлиявшим на личность Гринева, была его любовь к дочери коменданта крепости, Маше Мироновой. Герой признается, что сначала Маша не понравилась ему. Другой офицер, служивший в крепости, Швабрин, рассказал о ней много неприятного. Но со временем Гринев убедился, что Маша «рассудительная и благоразумная девушка». Он все больше и больше привязывался к ней. Однажды, услышав оскорбительные слова о своей возлюбленной от Швабрина, Гринев не смог сдержаться.

Несмотря на все сопротивление коменданта и его жены, соперники тайно сражались на шпагах. Швабрин бесчестно ранил Петра Гринева, когда тот отвернулся на крик Савельича. После этого события Гринев и Маша убедились в том, что любят друг друга, и решили пожениться. Но родители Петра не дали своего согласия. Швабрин тайно написал им и сообщил, что Гринев дрался на дуэли и даже ранен.

После этого герои стали испытывать друг к другу большую неприязнь. Хотя вначале Гринев больше всего сошелся именно со Швабриным. Этот офицер был ближе всего к герою по уровню образования, интересам, умственному развитию.

Между ними было одно, но коренное различие – в нравственном уровне. Это Гринев стал замечать постепенно. Сначала по недостойным мужчины отзывам о Маше. Как выяснилось потом, Швабрин просто мстил девушке за то, что та отказала ему в его ухаживаниях. Но вся подлость натуры этого героя раскрылась при кульминационных событиях повести: захвата крепости Пугачевым и его соратниками. Швабрин, присягавший на верность императрице, не задумываясь перешел на сторону мятежников. Больше того, он стал там одним из их руководителей. Щвабрин хладнокровно смотрел, как казнят коменданта и его жену, которые так хорошо относились к нему. Воспользовавшись своей властью и беспомощностью Маши, этот «герой» держал ее у себя и хотел насильно жениться на девушке. Только вмешательство Гринева и милость Пугачева спасли Машу от этой участи.

Гринев, сам того не ведая, встретился с Пугачевым еще за стенами Белогорской крепости. Этот «мужик» вывел их с Савельичем из бурана, за что и получил от Гринева в подарок заячий тулуп. Этот подарок во многом определил хорошее отношение Пугачева к герою в дальнейшем. В Белогорской крепости Гринев защищал имя императрицы. Чувство долга не позволило ему признать в Пугачеве государя даже под страхом смерти. Он откровенно говорит самозванцу, что тот шутит «опасную шутку». Кроме того, Гринев признается, что если будет нужно, то он пойдет воевать против Пугачева.

Увидя все зверства, творимые самозванцем, Гринев относился к нему, как к злодею. Кроме того, он узнал, что комендантом крепости становится Швабрин, и Маша будет находиться в полном его распоряжении. Уезжая в Оренбург, герой оставлял свое сердце в крепости. Вскоре он туда вернулся, чтобы выручить Машу. По неволе общаясь с Пугачевым, Гринев меняет свое мнение о самозванце. Он начинает видеть в нем человека, которому свойственны человеческие чувства: благодарность, сострадание, веселье, страх, опасение. Гринев видел, что в Пугачеве много наигранного, искусственного. На людях он играл роль государя-императора. Оставшись же один на один с Гриневым, Пугачев проявил себя как человек, поведал Петру свою жизненную философию, заключенную в калмыцкую сказку. Гринев не может понять и принять этой философии. Для него, дворянина и офицера, непонятно, как можно жить, убивая людей и чиня всевозможные зверства. Для Пугачева же человеческая жизнь значит очень мало. Для самозванца главное – добиться своей цели, неважно какими жертвами.

Пугачев стал для Гринева благодетелем, своеобразным крестным отцом, ведь он спас Машу от Швабрина и разрешил влюбленным уехать из крепости. Но и это не могло сблизить его с Гриневым: слишком разные жизненные философии были у этих героев.

Белогорская крепость и те события, которые были с ней связаны, сыграли ключевую роль в жизни Петра Гринева. Здесь герой встретил свою любовь. Здесь он, под влиянием страшных событий, повзрослел, возмужал, утвердился в своей преданности государыне. Здесь Гринев прошел «испытание на прочность» и с честью выдержал его. Кроме того, в Белогорской крепости Гринев стал свидетелем событий, всколыхнувших всю страну. Встреча с Пугачевым касалась не только его. Гринев участвовал в важном историческом событии и с достоинством прошел через все испытания. Про него можно сказать, что он «сохранил честь с молоду».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Белогорская крепость в жизни Петра Гринева (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Смотрите также по произведению "Капитанская дочка":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Мои впечатления о повести «Капитанская дочка»

Не так давно я прочитал повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка. В этом небольшом сообщении, мне бы хотелось кратко рассказать о самом произведении, а также о том, какие чувства оно у меня вызвало.

Петр Гринев – это главный герой рассказа, вокруг которого и вертится всё повествование. Началось все с того, что его отец хочет послать его на службу в Петербург, однако решение свое меняет, и наш главный герой отправляется служить в Белогорскую крепость. Что сказать, первое впечатление о том месте, куда его отправили служить, были далеко не самыми лучшими.

Жизнь там ему казалось совсем не такой привлекательной, как в статном Санкт-Петербурге, однако, совсем плохо дело стало, когда, ожидав увидеть там настоящую крепость с башнями, высокими стенами, он увидел лишь деревушку, окруженную ветхим деревянным забором. Тем не менее, со временем отношение стало меняться. Приняли в деревне его как родного, сперва показавшийся крайне неприятным человеком, комендант, оказался вдруг приятным, а дочка его – весьма недурной.

Сразу же подружился он со Швабриным, они оба друг другу были рады, как натуры очень образованные. Однако скоро их отношение друг другу ухудшилось, виной тому стала ревность Швабрина. А ревновал он Марию, дочку коменданта, к Гриневу. Все дошло до дуэли на шпагах, в которой главный герой получил ранение. Тем не менее, это событие стало поводом начала отношений между Марией и Петром.

Отношения развивались, Гринев предложил Марии выйти за него замуж, она согласилась, но без согласия родителей выходить не могла. Вместе они написали письмо, способное, по словам невесты «разжалобить даже самого сурового человека», но… Несогласие. Петр был морально разбит.

Время шло, и в конце концов, спустя череду событий, на крепость напали «Пугачевцы». Вся деревенька была перебита, и в самом конце, когда Гринев получил возможность предстать перед Пугачевым, он его узнал. Это был их вожатый, который в буран проводил их до постоялого двора. Петр был помилован.

Из всей этой истории главный герой вынес много полезного. Например, что азартные игры ни до чего хорошего не доводят, он узнал что такое дуэль, которая может стать смертельной. Но это все неважно, важно то, что он познал, что такое настоящая любовь.

Я считаю, что произведение великолепное, и очень поучительное. Прочитав его, можно не только перенят опыт Петра, но и сделать какие-то свои выводы. Его обязательно стоит внимательно прочесть!

Внимание, только СЕГОДНЯ!

В этом романе Пушкин вернулся к тем коллизиям, к тем конфликтам, которые тревожили его в «Дубровском», но разрешил их иначе.

Теперь в центре романа – народное движение, народный бунт, возглавляемый реальным историческим лицом – Емельяном Пугачевым. В это историческое движение силою обстоятельств вовлечен дворянин Петр Гринев. Если в «Дубровском» дворянин становится во главе крестьянского возмущения, то в «Капитанской дочке» вождем народной войны оказывается человек из народа – казак Пугачев. Никакого союза между дворянами и восставшими казаками, крестьянами, инородцами не существует, Гринев и Пугачев – социальные враги. Они находятся в разных лагерях, но судьба сводит их время от времени, и они с уважением и доверием относятся друг к другу. Сначала Гринев, не дав замерзнуть Пугачеву в оренбургских степях, заячьим тулупчиком согрел его душу, потом Пугачев спас Гринева от казни и помог ему в сердечных делах. Итак, вымышленные исторические лица помещены Пушкиным в реальное историческое полотно, стали участниками мощного народного движения и делателями истории.

Пушкин широко воспользовался историческими источниками, архивными документами и побывал в местах пугачевского бунта, посетив Заволжье, Казань, Оренбург, Уральск. Он сделал свое повествование исключительно достоверным, сочинив документы, подобные настоящим, и включив в них цитаты из подлинных бумаг, например из воззваний Пугачева, считая их удивительными образцами народного красноречия.

Немалую роль сыграли в работе Пушкина над «Капитанской дочкой» и свидетельства его знакомых о пугачевском восстании. Поэт И.И. Дмитриев рассказал Пушкину о казни Пугачева в Москве, баснописец И.А. Крылов – о войне и осажденном Оренбурге (его отец, капитан, сражался на стороне правительственных войск, а сам он с матерью находился в Оренбурге), купец Л.Ф. Крупеников – о пребывании в пугачевском плену. Пушкин услышал и записал предания, песни, рассказы от старожилов тех мест, по которым прокатилось восстание.

Прежде чем историческое движение захватило и закружило в страшной буре жестоких событий мятежа вымышленных героев повести, Пушкин живо и любовно описывает быт семьи Гриневых, незадачливого Бопре, верного и преданного Савельича, капитана Миронова, его жену Василису Егоровну, дочку Машу и все население ветхой крепости. Простая, незаметная жизнь этих семей с их старинным патриархальным укладом – тоже русская история, творящаяся невидимо для посторонних глаз. Она совершается тихо, «домашним образом». Стало быть, и описывать ее надо так же. Примером такого изображения служил для Пушкина Вальтер Скотт. Пушкин восхищался его умением представить историю через быт, нравы, семейные предания.


В «КД» все иллюзии Пушкина относительно возможного мира между дворянами и крестьянами рухнули, трагическая ситуация обнажилась с еще большей очевидностью, чем было раньше. И тем отчетливее и ответственнее встала задача найти положительный ответ, разрешающий трагическое противоречие. С этой целью Пушкин мастерски организует сюжет. Роман, стержень которого – любовная история Маши Мироновой и Петра Гринева, превратился в широкое историческое повествование. Этот принцип – от частных судеб к историческим судьбам народа – пронизывает сюжет «Капитанской дочки», и его легко можно усмотреть в каждом значительном эпизоде.

«Капитанская дочка» стала подлинно историческим произведением, насыщенным современным социальным содержанием. Герои и второстепенные лица выведены в пушкинском произведении многосторонними характерами. У Пушкина нет только положительных или только отрицательных персонажей. Каждый выступает живым лицом с присущими ему хорошими и дурными чертами, которые проявляются прежде всего в поступках. Вымышленные герои связаны с историческими лицами и включены в историческое движение. Именно ход истории определил действия героев, выковывая их нелегкую судьбу.

Благодаря принципу историзма (неостановимое движение истории, устремленной в бесконечность, содержащее множество тенденций и открывающей новые горизонты) ни Пушкин, ни его герои не поддаются унынию в самых мрачных обстоятельствах, не лишаются веры ни в личное, ни в общее счастье. Пушкин находит идеал в действительности и мыслит его осуществление в ходе исторического процесса. Он мечтает о том, чтобы в будущем не чувствовалось социальных расслоений исоциальной розни. Это станет возможным тогда, когда гуманизм, человечность будут основой государственной политики.

Пушкинские герои предстают в романе с двух сторон: как люди, т. е. в своих общечеловеческих и общенациональных качествах, и как персонажи, играющие социальные роли, т. е. в своих социальных и общественных функциях .

Гринев – и пылкий молодой человек, получивший домашнее патриархальное воспитание, и обыкновенный недоросль, который постепенно становится взрослым и мужественным воином, и дворянин, офицер, «слуга царя», верный законам чести; Пугачев – и обыкновенный мужик, не чуждый естественных чувств, в духе народных традиций защищающий сироту, и жестокий предводитель крестьянского бунта, ненавидящий дворян и чиновников.

В каждом персонаже Пушкин открывает подлинно человеческое и социальное. У каждого лагеря своя социальная правда, и обе эти правды непримиримы. Но каждому лагерю свойственна и человечность. Если социальные правды разъединяют людей, то человечность их соединяет. Там, где действуют социальные и моральные законы какого-либо лагеря, человеческое съеживается и исчезает.

Пушкин, однако, не утопист, он не изображает дело так, будто случаи, описанные им, стали нормой. Напротив, они не стали реальностью, но их торжество, пусть в отдаленном будущем, возможно. Пушкин обращается к тем временам, продолжая важную в его творчестве тему милости и справедливости, когда гуманность станет законом человеческого бытия. В настоящем же времени звучит грустная нота, вносящая поправку в светлую историю пушкинских героев – как только большие события уходят с исторической сцены, незаметными становятся и милые персонажи романа, теряясь в жизненном потоке. Они прикоснулись к исторической жизни лишь на короткий срок. Однако печаль не смывает пушкинской уверенности в ходе истории, в победе человечности.