Кусковы - отец и сын. Любимые образы детства. Путешествие в мир книги «Три мушкетера» с иллюстратором И. Кусковым Иван кусков иллюстрации

Любимые книги детства… Они помнятся всю жизнь, они - основа нашего интеллектуального багажа. Мне повезло, у меня было много книг. А самые любимые - это оформленные замечательными иллюстрациями. Один из самых лучших иллюстраторов, благодаря которому я обожаю книжную графику - Кусков Иван Сергеевич. Художник, которого совершенно справедливо называли «королем иллюстраций». Ниже я приведу выдержку из статьи искусствоведа Сергея Кускова, сына художника. Статья замечательная.


«Родился в семье детского врача в Москве, в Обыденском переулке близ Остоженки. “Родись, живи, умри все в том же старом доме”, — эта цитата из Сен Бева, впоследствии написанная Кусковым на двери своей комнаты, фактически стала девизом художника, который действительно прожил в этом доме, в своей шестнадцатиметровой комнате коммуналки всю свою жизнь.

После четвертого класса общеобразовательной школы он поступил в первый класс МСХШ, только что открытой в 1939 году. С 1941 по 1943 годы был с этой школой в эвакуации в Башкирии.

Закончил школу в 1946 году. В 1947 году поступил в Суриковский институт и закончил его в 1952 году. С тех пор работал художником-иллюстратором в разных издательствах.


Дар иллюстратора проявился у И.С. Кускова очень рано. В фонде музея есть работы, сделанные им в девятилетнем возрасте. Эти композиции на исторические темы поражают умением компоновать и знанием исторической эпохи».


Иван Сергеевич автор иллюстраций к книгам, которые читали все - “Три мушкетера”, «Сорок пять», “Тиль Уленшпигель”, “Дон Кихот”, «Копи царя Соломона», … Им восхищались его коллеги и просто почитатели, называя “вторым Дюрером” , “королем иллюстраций”.
Сын Ивана Сергеевича — искусствовед Сергей Кусков.


fantlab.ru/art1032

"Три мушкетера" И.С.Кускова

Книга "Три мушкетера" была любимейшей книгой моего детства. Мы с друзьями буквально жили во Франции XVII века. Я думаю, таких как мы было много, потому что, то и дело нахожу в разных дневниках воспоминания о "мушкетерском" детстве. Мы обожали все, что хоть как-то было связано с мушкетерами. И конечно, сравнивали иллюстрации в своих зачитанных до дыр книгах. Да, у каждого была своя книга с иллюстрациями разных авторов. Сейчас я читаю, что лучшим иллюстратором "Трех Мушкетеров" считается француз Морис Лелуар. Но лично для меня, и думаю для многих моих сверстников, наилучшими остануться иллюстрации нашего детства, которые подарил нам Иван Сергеевич Кусков.

Я выложу иллюстрации И.С.Кускова к разым изданиям "Трех мушкетеров" - 1974, 1976 и 1990 гг.

Иллюстрация с форзаца "Трех мушкетеров" издания 1974 г.

Вот что я нашла о художнике: Иван Сергеевич Кусков - известный книжный график, автор иллюстраций к книгам, которые читали все - "Три мушкетера", "Тиль Уленшпигель", "Дон Кихот"… Им восхищались его коллеги и просто почитатели, называя "вторым Дюрером" , "королем иллюстраций".
Художник родился в 1927 году в семье детского врача в Москве, в Обыденском переулке близ Остоженки. "Родись, живи, умри все в том же старом доме", - эта цитата из Сен Бева, впоследствии написанная Кусковым на двери своей комнаты, фактически стала девизом художника, который действительно прожил в этом доме, в своей шестнадцатиметровой комнате коммуналки всю свою жизнь. После четвертого класса общеобразовательной школы он поступил в первый класс МСХШ, только что открытой в 1939 году. С 1941 по 1943 годы был с этой школой в эвакуации в Башкирии. Закончил школу в 1946 году. В 1947 году поступил в Суриковский институт и закончил его в 1952 году. С тех пор работал художником-иллюстратором в разных издательствах. Дар иллюстратора проявился у И.С. Кускова очень рано. В фонде музея есть работы, сделанные им в девятилетнем возрасте. Эти композиции на исторические темы поражают умением компоновать и знанием исторической эпохи. Товарищи по школе говорили о нем, что он природный феномен, и« уже в колыбели скреб перышком иллюстрации к "Трем мушкетерам"…
За свою творческую жизнь художник проиллюстрировал около ста книг. Персонажи литературной классики для Кускова как бы оживали, он был соучастником описываемого действия. Интерьеры, пейзажи, костюмы героев произведений поражают своей художественной правдой. У него было много почитателей, со многими он переписывался, получая во множестве отзывы из самых разных мест страны. Он очень ценил эти контакты с читателями. Именно в этом не официозно-советском, а подлинном смысле слова он был поистине народным художником.

Д"Артаньян в Менге, 1974

Д"Артаньян в Менге, 1990

Рошфор, 1974

Рошфор, 1990

Лестница г-на де Тревиля, 1976

Монастырь Дешо, 1974

Монастырь Дешо, 1990

Д"Артаньян спасает Констанцию, 1974

Д"Артаньян спасает Констанцию, 1990

Д"Артаньян, Констанция и Бекингэм, 1974

Д"Артаньян, Констанция и Бекингэм, 1990

Г-н и г-жа Бонасье, 1976

Дорога в Кале, 1974

Дорога в Кале, 1990

Павильон в Сен-Клу, 1976

Диссертация Арамиса, 1974

Диссертация Арамиса, 1990

Письмо от г-жи де Шеврез, 1974

Исповедь Атоса, 1974

Исповедь Атоса, 1990

Перед дуэлью с англичанами, 1974

Перед дуэлью с англичанами, 1990

Англичане и французы, 1976

Обед у прокурора, 1974

Обед у прокурора, 1990

Д"Артаньян и Кэтти, 1976

Субретка и госпожа, 1974

Субретка и госпожа, 1990

Д"Артаньян у Атоса, 1990

Ришелье и д"Артаньян, 1974

Ришелье и д"Артаньян, 1976

Ришелье и д"Артаньян, 1990

Д"Артаньян и убийца,1974

Анжуйское вино, 1976

Супружеская сцена, 1974

Супружеская сцена, 1976

Супружеская сцена, 1990

Бастион Сен-Жерве, 1974

Бастион Сен-Жерве, 1990

Прибытие миледи в Англию, 1990

Миледи, лорд Винтер и Фельтон, 1976

Бегство миледи, 1974

Бегство миледи, 1990

Убийство Констанции, 1976

Атос у Лилльского палача, 1990

Суд над миледи, 1974

Казнь миледи, 1974

Казнь миледи, 1990

Эпилог, 1974

Эпилог, 1990

Иллюстрации найдены на сайте dumania.

Самые яркие воспоминания, как известно, из детства. Самое вкусное мороженое, самые интересные фильмы, веселые лыжные прогулки, походы на каток, и самые страшные истории, рассказываемые друг другу перед сном, все это,кажется, было только тогда. И конечно жадное «проглатывание» книг, особенно приключенческих.

Просматривая сейчас эти издания, вспоминается то светлое и беззаботное время. , Как представляли себя героями сюжетов, как стремились дочитать скорее до картинки. Потом еще и еще. И как жалко, что приближалась последняя страница.

Не знаю как у кого, но моей любимой книжкой было издание «Три мушкетера» с иллюстрациями Ивана Кускова. И хотя, считается, что лучше всего образы героев романа Дюма передал художник Морис Лелуар, «картинки» из книги детства дороже моему сердцу.

Книжная графика, сложна тем, что иллюстратор как соавтор издания не в коим случае не должен разрушить, те образы, которые уже возникли при чтении повествования. Наоборот, его задача в том, чтобы объединить видение писателя, иллюстратора и представления читателя.

Иван Кусков (1927-1997)- московский художник график. За свою жизнь оформил более ста книг. Самые известные из них, Чарльза Диккенса, Шарля Костера, Фенимора Купера, Майн Рида, Джонатана Свифта, Мигеля Сервантеса, Вальтера Скотта и Александра Дюма. Его излюбленная техника — тушь, перо.

Художник точно изобразил персонажей Дюма, атмосферу и романтический дух той эпохи. Ожившие герои его иллюстраций как будто вышли с гравюр XVII века, в котором и происходило действие. Их черты, детали костюма, оружия, каждое перышко на шляпе тщательно прорисовано. Все эти нюансы определяли своего рода «дресс-код» дворянина, военного или чиновника того времени. Стиль работ Кускова соответствует самой описательной манере романа, отражает стремление Дюма давать исчерпывающий рассказ о внешности, привычках, манере одеваться, чтобы точнее раскрыть образы своих персонажей.

Книга "Три мушкетера" была любимейшей книгой моего детства. Мы с друзьями буквально жили во Франции XVII века. Я думаю, таких как мы было много, потому что, то и дело нахожу в разных дневниках воспоминания о "мушкетерском" детстве. Мы обожали все, что хоть как-то было связано с мушкетерами. И конечно, сравнивали иллюстрации в своих зачитанных до дыр книгах. Да, у каждого была своя книга с иллюстрациями разных авторов. Сейчас я читаю, что лучшим иллюстратором "Трех Мушкетеров" считается француз Морис Лелуар. Но лично для меня, и думаю для многих моих сверстников, наилучшими остануться иллюстрации нашего детства, которые подарил нам Иван Сергеевич Кусков.
Я выложу иллюстрации И.С.Кускова к разым изданиям "Трех мушкетеров" - 1974, 1976 и 1990 гг.

Иллюстрация с форзаца "Трех мушкетеров" издания 1974 г.


Вот что я нашла о художнике: Иван Сергеевич Кусков - известный книжный график, автор иллюстраций к книгам, которые читали все - "Три мушкетера", "Тиль Уленшпигель", "Дон Кихот"… Им восхищались его коллеги и просто почитатели, называя "вторым Дюрером" , "королем иллюстраций".
Художник родился в 1927 году в семье детского врача в Москве, в Обыденском переулке близ Остоженки. "Родись, живи, умри все в том же старом доме", - эта цитата из Сен Бева, впоследствии написанная Кусковым на двери своей комнаты, фактически стала девизом художника, который действительно прожил в этом доме, в своей шестнадцатиметровой комнате коммуналки всю свою жизнь. После четвертого класса общеобразовательной школы он поступил в первый класс МСХШ, только что открытой в 1939 году. С 1941 по 1943 годы был с этой школой в эвакуации в Башкирии. Закончил школу в 1946 году. В 1947 году поступил в Суриковский институт и закончил его в 1952 году. С тех пор работал художником-иллюстратором в разных издательствах. Дар иллюстратора проявился у И.С. Кускова очень рано. В фонде музея есть работы, сделанные им в девятилетнем возрасте. Эти композиции на исторические темы поражают умением компоновать и знанием исторической эпохи. Товарищи по школе говорили о нем, что он природный феномен, и« уже в колыбели скреб перышком иллюстрации к "Трем мушкетерам"…
За свою творческую жизнь художник проиллюстрировал около ста книг. Персонажи литературной классики для Кускова как бы оживали, он был соучастником описываемого действия. Интерьеры, пейзажи, костюмы героев произведений поражают своей художественной правдой. У него было много почитателей, со многими он переписывался, получая во множестве отзывы из самых разных мест страны. Он очень ценил эти контакты с читателями. Именно в этом не официозно-советском, а подлинном смысле слова он был поистине народным художником.


Д"Артаньян в Менге, 1974

Д"Артаньян в Менге, 1990

Рошфор, 1974

Рошфор, 1990

Лестница г-на де Тревиля, 1976

Монастырь Дешо, 1974

Монастырь Дешо, 1990

Д"Артаньян спасает Констанцию, 1974

Д"Артаньян спасает Констанцию, 1990

Д"Артаньян, Констанция и Бекингэм, 1974

Д"Артаньян, Констанция и Бекингэм, 1990

Г-н и г-жа Бонасье, 1976

Дорога в Кале, 1974

Дорога в Кале, 1990

Павильон в Сен-Клу, 1976

Диссертация Арамиса, 1974

Диссертация Арамиса, 1990

Письмо от г-жи де Шеврез, 1974

Исповедь Атоса, 1974

Исповедь Атоса, 1990

Перед дуэлью с англичанами, 1974

Перед дуэлью с англичанами, 1990

Англичане и французы, 1976

Обед у прокурора, 1974

Обед у прокурора, 1990

Д"Артаньян и Кэтти, 1976

Субретка и госпожа, 1974

Субретка и госпожа, 1990

Д"Артаньян у Атоса, 1990

Ришелье и д"Артаньян, 1974

Ришелье и д"Артаньян, 1976

Ришелье и д"Артаньян, 1990

Д"Артаньян и убийца,1974

Анжуйское вино, 1976

Супружеская сцена, 1974

Супружеская сцена, 1976

Супружеская сцена, 1990

Пари, 1976

Бастион Сен-Жерве, 1974

Бастион Сен-Жерве, 1990

Прибытие миледи в Англию, 1990