Методика определения историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, с точки зрения истории. Основные принципы определения предмета охраны объектов культурного наследия Методические указания по определению предме

Распоряжение Комитета по культурному наследию г. Москвы от 2 августа 2010 г. N 9
"Об утверждении методических указаний в области государственной охраны объектов культурного наследия"

В целях научно-методического обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия, выработки единых стандартов по составу, полноте, форме предоставления исследовательских и проектных материалов:

1. Утвердить следующие методические указания:

- "Методические указания по проведению комплексных историко-культурных исследований";

- "Методические указания по определению предмета охраны для объектов, предложенных к включению в реестр объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия федерального и регионального значения (памятников истории и культуры)";

- "Методика формирования границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)";

- "Методические указания по проведению визуально-ландшафтного анализа условий восприятия объектов культурного наследия в их исторической и природной среде";

- "Методические указания по проектированию зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия";

- "Методика выполнения историко-культурных исследований с определением территорий объектов культурного наследия (произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства), зон их охраны, предметов охраны и режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия (произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства)".

2. В срок до 15.08.2010 заместителю председателя Емельянову А.А. обеспечить представление "Методических указаний" для согласования в Росохранкультуру.

3. В срок до 30.08.2010 заместителю председателя Емельянову А.А. обеспечить размещение текста "Методических указаний" на официальном сайте Москомнаследия (www.mkn.com.mos.ru) и опубликование текста "Методических указаний" в правовой базе "Koнcультaнт плюc".

4. Структурным подразделениям Москомнаследия, осуществляющим рассмотрение, утверждение и согласование исследовательских и проектных материалов руководствоваться методическими указаниями, являющимися приложением к настоящему распоряжению.

5. При размещении Москомнаследием государственного заказа на разработку исследовательских и проектных материалов в договоре и технических требованиях к разработке таких материалов указывать обязательное их соответствие методическим указаниям, являющимися приложением к настоящему распоряжению.

6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя Савину И.А., заместителя председателя Емельянова А.А., и.о. заместителя председателя Сафронова В.М., заместителя председателя Филяева А.Е. в соответствии с закрепленными за ними полномочиями.

Общий контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Говоря о пространственной структуре исторической части практически любого российского города, основанного до первой половины XX века, следует отметить, что важнейшей планировочной единицей городской структуры, сформированной в середине XVIII века в период "великой" перепланировки городов, является квартальная структура.

1. Именно квартальная планировочная структура городов, сформированная в XVIII - XIX веках, представляет собой наиболее устойчивый планировочный каркас, который должен фиксироваться в качестве предмета охраны.

Парадокс заключается в том, что планировочная структура исторической части города является наиболее уязвимым предметом охраны. Улицы, основа планировочного каркаса, первыми из элементов исторической среды претерпевают серьезные изменения - их расширяют, изменяют трассировку, прокладывают трамвайные и троллейбусные пути, меняют покрытие и осветительные опоры и совершают много других мероприятий. Эти действия приводят к искажению ткани и каркаса исторической среды города, изменению ее ритмики, сложившегося образа и утрате достоверности и аутентичности городского исторического пространства.

2. Следующим элементом предмета охраны является ритм застройки, характеризующий ее на определенный период времени.

Изменение среды происходит ежеминутно, если эти изменения привносятся природными явлениями, то они чаще всего преходящи и только позволяют увидеть среду в новом контексте, временно создав ментально иной образ. Опасность для среды представляют изменения антропогенного происхождения, разрушающие ее хрупкий образ, придавая ей новый смысл, противоречащий устоявшемуся образу и изменяя генетический код города. Это наиболее опасно с точки зрения сохранения самобытности и уникальности городской ткани и среды.

Ценность среды исторического центра и фрагмента планировки и застройки характеризует аутентичная пространственно-планировочная структура поселения. Главный признак аутентичности характеризуется наличием высокой сохранности исторической планировочной структуры территории поселения или ее фрагмента. В этих целях выполняются исследования, позволяющие оценить время формирования сложившейся планировки, степень ее соответствия утвержденному первому генеральному плану, степень сохранности исторической планировки на момент проведения исследования.

Признак историко-культурной, художественной, эстетической значимости застройки характеризует ее физическую сохранность, сохранность ее стилистических особенностей, идентификацию как исторической рядовой (фоновая), исходя из времени ее строительства. Наличие такой застройки является показателем сохранности исторической пространственно-планировочной структуры города и фиксируется показателем плотности застройки в границах исторических кварталов. Полученные данные будут свидетельствовать об историко-культурном потенциале исследуемой территории.

В процессе историко-культурных исследований в отношении городского поселения исследователями изучаются основные сведения, содержащиеся в летописных и литературных источниках (летописи, книги, публикации, дневники, путеводители и пр.), археологических отчетах, архивных материалах (карты, дореволюционные планы, советские генеральные планы, проекты типовой застройки и пр.), произведениях изобразительного искусства, старой фотофиксации.

В процессе исследований необходимо определить наличие на рассматриваемой территории объектов культурного наследия (памятников и ансамблей), включенных в Реестр, выявленных объектов культурного наследия для определения их концентрации на данной территории, наличия у них утвержденных границ территорий и подтвердить факт их физической сохранности.

Необходимо отметить, что наличия объектов культурного наследия на исследуемой территории города не может рассматриваться основанием, свидетельствующим об отсутствии ценной историко-культурной пространственно-планировочной структуры города, претендующей на статус достопримечательного места.

При изучении ранних генеральных планов исторических городов производится анализ исторической планировки, в том числе определяются трассы основных исторических улиц, основные композиционные оси, их ориентация в соответствии с рельефом местности, зависимость от основных водных артерий и направлений. При идентификации на территории слободского деления, определяются центры слободской жизни и их взаимосвязи (торговые площади, соборы и приходские церкви, заводы и склады). Выявляются основные градостроительные доминанты, имевшие градообразующее значение (при этом доминанты могут быть как высотные, так и горизонтальные, не исключая и водные артерии или крупные элементы рельефа). В процессе сравнительного анализа дорегулярных и новых конфирмованных регулярных планов устанавливается наличие в ткани застройки сохранившихся фрагментов, в том числе остатков крепостных сооружений, валов и пр.).

Новые конфирмованные планы городов начала XIX века, отражающие следующий этап в развитии пространственно-планировочной структуры городов, дают информацию о роли композиционных осей, разбивке городского пространства на кварталы, возникновении новых градостроительных доминант и строительстве ансамблей, типовой застройки, возникновении общественных пространств (бульваров, садов и парков), что должно быть отражено в исследовательской части документации. Планы середины XIX - начала XX вв. дают наиболее полное представление о завершенной композиции исторических городов, границах территории, плотности застройки и ее типологии, распространении промышленности, торговли, культуры.

Генеральные планы и документы советского периода связаны с масштабной деятельностью по возведению новых крупных предприятий и массовой застройки, масштабных транспортно-инженерных проектах, часто направленных на изменение как исторической трассировки улиц, так форм рельефа и, как правило, влекущих за собой значительные утраты исторической среды, искажение объемно-силуэтных акцентов.

3. Еще одним элементом предмета охраны данного достопримечательного места является исторический городской ландшафт - городская среда, состоящий из следующих элементов:

Материальные элементы, представленные зданиями сооружениями, различными скульптурными и архитектурными формами;

Открытые пространства;

Образность, как элемент индивидуального восприятия открытого пространства, "замкнутого" материальными элементами.

Из предъявленных трех составляющих понятия "городская среда", первые два элемента, включающие здания и сооружения, скульптурные и архитектурные формы и воздушную среду, позволяют достаточно просто идентифицировать открыто-замкнутое пространство со средой города, а в случае "обрамления" открытого пространства историческими зданиями, - с исторической городской средой.

Открытое пространство при любом качестве материальных элементов является неотъемлемой частью, "принадлежностью" условной пространственной единицы города - квартала. Открытое пространство имеет "замкнутый" контур в пяти плоскостях (здания и земля) и только одна плоскость (сторона) открыта полностью к небу. Таким образом, все пространство города разделено человеком на пространственные ячейки материальными элементами, чем создается некое сомасштабное человеку, условно безопасное пространство для его жизнедеятельности.

То есть, сомасштабность еще один критерий, выделяющий пространственную единицу города целиком или ее часть в качестве аутентичной и достоверной исторической среды.

Наиболее простой и очевидный критерий отображает наличие на исследуемой территории города объектов культурного наследия - памятников, ансамблей, иных ценностей, созданных в прошлом и представляющих эстетическую, градостроительную, архитектурную, археологическую, социально-культурную или иную ценность, отражающую самобытность народов, проживавших и живущих на данной территории. Этот критерий наиболее просто определяет ценность конкретных городских территории и подтверждает наличие достопримечательного места.

Именно с этих позиций выполняется анализ сохранности исторической среды города, а не единичных памятников, хотя анализ сохранности памятников также должен быть приведен в каждой работе по выявлению достопримечательного места.

Целостность и подлинность исторической среды характеризуют степень ее сохранности. О целостности можно судить по сохранности линии застройки и неискаженной архитектуре фасадов зданий, как памятников, так и исторической опорной застройки.

Исходя из данных предшествующих проектов, анализ сохранности среды должен производиться с наиболее древней части исторического центра, как и других территорий, методом визуального осмотра застройки, с возможностью выявления сохранившихся элементов дорегулярной планировки. При проведении натурных визуальных исследований необходимо оценить сохранность главных ценных элементов - памятников и ансамблей, оценить состояние внутриквартальных территорий и занятость их хозяйственными и иными постройками.

В процессе проведения исследований производится выявление ценных объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия в целях их последующей постановки на государственную охрану по результатам работ или включению в состав предмета охраны как градоформирующие объекты или ценные элементы исторической среды.

Историческая среда городского пространства может иметь значительные нарушения пространственного единства и целостности, утраты состояния "пространства социокультурного диалога". Как правило, это выражается в отсутствии цельности фасадов улиц, формирующихся в значительной степени периметральной застройкой кварталов.

В процессе исследований определяются сохранившиеся главные ключевые элементы исторической части города, являющиеся наиболее цельными пространственными элементами по сохранности исторической среды. К подобным элементам относятся центральные площади, соборные и храмовые комплексы, театры, административные здания, а также комплексы исторической застройки кварталов вокруг градостроительных доминант и центров, создающие "обрамление" объектов культурного наследия - исторический контекст, без которого он утрачивает подлинность своего фактического звучания в текстуре городской ткани.

Отмечается сохранность и однородность среды кварталов, формирующих фасады главных и второстепенных улиц, степень сомасштабности застройки исторической планировочной структуре и присутствие состояния "диалога" пространств в среде, сформированной объектами разными по стилистике и времени их строительства. В условиях, если кварталы имеют неплохую сохранность фасадов по всему периметру, не искаженную линию застройки улиц все это включается в предмет охраны.

Отмечаются также территории, с уличной средой кварталов, плохо сохранивших формирующие их исторические фасады.

Необходимость сохранения исторической опорной застройки, как главного носителя исторического генотипа города, обусловливается необходимостью подчеркнуть и выявить особенность сохранившихся единичных ценных памятников и ансамблей.

Большое значение для архитектурно-градостроительной типологии городов в целом, имела историческая нарезка землевладений. Обязательным является анализ размеров и конфигурации участков, так как часто характер застройки кварталов зависел от нарезки землевладений.

Наиболее интересна и характерна для градостроительной среды городов жилая застройка конца XVIII - начала XIX веков, осуществленная по "образцовым" проектам, в том числе по проектам известных архитекторов.

Благодаря визуальному анализу изменений застройки установленных ранее зон охраны города (в случае их наличия), необходимо сделать выводы об утратах имеющихся на территории памятников, о процессах, ведущих к ухудшению состояния самой исторической среды и их причинах, зафиксировать факты появления диссонирующих объектов в охранных зонах и территориях памятников и ансамблей, процессах деградации ландшафта в зонах охраняемого ландшафта и прочих негативных изменениях.

Проанализировать, изменение контекста визуального восприятия и обеднения исторической среды, лишившихся ее привычных "вещей" и объектов после возведения на местах утраченных объектов в исторической среде и на прилегающих к ней территориях, высотных и объемных зданий из современных строительных материалов. Активное для 60 - 80-х годов внедрение массовой жилой застройки, чуждой исторической среде, обычно придает образу исторического города пессимистический оттенок, что оказывает негативное влияние на психологическое состояние горожан вообще и жителей данных частей города в особенности.

Следует отметить, что частичная или полная утрата исторических вертикальных доминант приводит к потере визуальных акцентов в застройке и обеднению силуэта города в основных панорамных раскрытиях.

Анализируя современное состояние городской среды в исторической части городов, необходимо также определять наиболее активные и значимые доминанты - "поля" визуального раскрытия городских панорам, с которых не утрачены визуальные, функциональные и планировочные связи.

Главным практическим механизмом для выявления наличия характерного вида объемно-пространственных акцентов (доминант) является обобщение и анализ большого количества исторических материалов фотофиксации городской застройки и сопоставление его с материалами современного состояния застройки исторической части города. К этой категории относятся, в том числе главные здания городских усадеб в 2 - 3 этажа. Здания, фиксирующие углы кварталов также являются объемно-пространственными доминантами в ряду фоновой застройки. Их, как правило, отличает от фоновой застройки характерные отделка фасадов и декор.

К ценностным критериям городских поселений можно отнести многообразие стилистических направлений в архитектуре, часто представленных не только жилой застройкой периода классицизма, но и прекрасными зданиями, отнесенными к периоду эклектики и различным направлениям этого стиля ("кирпичный", неорусский, стиль "модерн"), являющихся яркими акцентами и придающих облику городских пространств индивидуальное звучание. Наравне с исторической застройкой могут быть зафиксированы как предмет охраны отдельные здания и кварталы застройки советского периода, в случае если они обладают историко-культурным потенциалом и представляют значительный научный интерес.

При анализе застройки исторической части города выделяются основные типы застройки - массовая - рядовая, городская усадьба и общественная. Для каждого типа определяются его основные характеристики: этажность, распространенность, типы блокировки, протяженность и расположение на участке, пластическое разнообразие фасадов.

Типичным явлением для исторических городов является значительное отличие застройки центральной и периферийной части города, включая наличие исторических слобод, пригородных дворянских усадеб или дачных пригородов со своим характером застройки.

В целях всестороннего изучения состояния городской среды выполняется схема плотности исторической застройки на территории города на основании изучения градостроительной документации и натурных исследований.

Приказ Минкультуры России от 13.01.2016 N 28 Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ,

ВКЛЮЧЕННОГО В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 64

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


Судебная практика и законодательство - Приказ Минкультуры России от 13.01.2016 N 28 Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации


Согласно пункту 15 Приказа орган государственной власти, утвердивший предмет охраны объекта культурного наследия, направляет копию указанного акта в орган государственной власти, прекративший осуществление полномочий по государственной охране указанного объекта, в целях отмены ранее принятого акта об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия.


1.Предмет охраны должен полно описывать все содержащиеся в объекте наследия аспекты его культурной ценности, зафиксированные в статье 3 ФЗ-73, в том числе - всю сумму композиционно-пространственных, видовых, планировочных, ландшафтных и иных особенностей, определяющих целостность, своеобразие, историческую значимость объекта наследия.

2.Определение предмета охраны базируется на установлении подлинности и культурной ценности исторических элементов объекта культурного наследия.

3.Дополнительное включение в предмет охраны (равно как и исключение из предмета охраны) любого элемента объекта культурного наследия может и, при необходимости, должно влечь за собой корректировку ранее принятой атрибуции (название, авторство, датировка, локализация), а также типологии, категории охраны.

4.В предмет охраны могут входить элементы поздних наслоений и реставрационных дополнений, не имеющих самостоятельной ценности, если их произвольное изменение может нанести вред объекту культурного наследия.

5.Техническое состояние объекта культурного наследия (его отдельных элементов)

не может влиять на определение предмета охраны.

6.Предмет охраны объекта культурного наследия, обладающего мемориальной значимостью, должен включать подлинные материальные особенности объекта недвижимости, непосредственно связанные с историческим событием.

7.Предмет охраны объекта культурного наследия – ансамбля или достопримечательного места должен включать в себя предметы охраны всех входящих в


него отдельных памятников (за исключением интерьеров зданий и сооружений), а также характеристики, присущие ансамблю или достопримечательному месту как комплексному объекту культурного наследия.

8.На территории ансамбля или достопримечательного места могут находиться здания (сооружения) и элементы планировки, не являющиеся сами по себе охраняемым объектом наследия. Могут быть признаны предметом охраны их отдельные характеристики или качества, участвующие в формировании ценной пространственной структуры ансамбля или достопримечательного места (высотные габариты, протяженность зданий, ритмика застройки и др.)

9.Предмет охраны определяется (фиксируется) на дату проведения экспертизы.

10. Предмет охраны корректируется и дополняется по результатам проведенной историко-культурной экспертизы, на основании документов и сведений, выявленных в процессе исследования объекта культурного наследия, и после завершения реставрационных работ.

11.Изменение (уточнение) предмета охраны объекта культурного наследия производимое по факту завершения реставрационных работ, может касаться включения дополнительно выявленных особенностей, а также обоснованного исключения из предмета охраны поздних дополнений, в том числе реставрационных.

ПОРЯДОК

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ,

ВКЛЮЧЕННОГО В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 64

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. Настоящий Порядок регламентирует процедуру определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), подлежащих обязательному сохранению, органом государственной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия).

2. Разработка проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия (далее - проект предмета охраны объекта культурного наследия) может осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика, в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.

3. Разработка проекта предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется на основании историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных, археологических, натурных и иных исследований (далее - историко-культурные исследования).

4. Материалы по обоснованию проекта предмета охраны объекта культурного наследия формируются по результатам проведенных историко-культурных исследований, заключений государственных историко-культурных экспертиз, иных документов и материалов, позволяющих определить предмет охраны объекта культурного наследия (аннотированной иконографии, историко-архитектурных опорных планов, графических материалов, исторических справок, материалов, содержащих информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры).

5. Проект предмета охраны объекта культурного наследия оформляется в текстовой форме и может включать сведения в графической форме и фотографические изображения предмета охраны.

6. При разработке проекта предмета охраны объекта культурного наследия необходимо учитывать следующие особенности:

6.1. Предмет охраны ансамбля формируется с учетом градостроительных, ландшафтных, объемно-пространственных, планировочных, архитектурно-стилистических, функциональных характеристик элементов и не является совокупностью предметов охраны каждого отдельного памятника, входящего в состав ансамбля.

6.2. Предметом охраны объекта культурного наследия может являться его историческое использование, функционально связанное с осуществлением жилой, торговой, промышленной и иной деятельности, подлежащее обязательному сохранению.

6.3. Предмет охраны объекта культурного наследия, обладающего мемориальной ценностью, должен включать характеристики, параметры и материальные элементы, непосредственно связанные с мемориальным периодом.

6.4. В предмет охраны объекта культурного наследия подлежат включению архитектурные элементы и детали объекта, в отношении которых произведена реставрация (воссоздание).

6.5. Техническое состояние объекта культурного наследия (его отдельных элементов), правовые, технические и иные (конфессионально-этнические, идеологические, политические, природные) условия его содержания и эксплуатации не влияют на состав предмета охраны объекта культурного наследия.

7. Разработанный проект предмета охраны объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия указанного объекта, с копиями Материалов.

8. Орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, рассматривает представленные документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, и в течение 30 рабочих дней со дня их получения принимает акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.

При поступлении документов, не соответствующих положениям Порядка, орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, возвращает поступившие документы с мотивированным обоснованием причин возврата.

9. Акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия содержит текстовое описание проекта предмета охраны объекта культурного наследия, а также может включать сведения в графической форме и фотографические изображения.

10. Орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, утвердивший предмет охраны объекта культурного наследия, выполняет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение материалов и иных документов, связанных с установлением предмета охраны.

11. Сведения о предмете охраны объекта культурного наследия вносятся в Реестр в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 г. N 954 "Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 19.12.2011, регистрационный N 22670), с изменениями, внесенными приказами Минкультуры России от 03.06.2014 N 966 (зарегистрирован в Минюсте России 21.07.2014, регистрационный N 33178) и от 05.08.2015 N 2150 (зарегистрирован в Минюсте России 09.10.2015, регистрационный N 39250).

12. При исключении объекта культурного наследия из Реестра акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия подлежит отмене органом государственной власти, осуществляющим полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.

13. Изменение утвержденного предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется органом государственной власти, осуществляющим полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствовавших при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия и дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

14. Изменение предмета охраны объекта культурного наследия, утвержденного органом государственной власти, прекратившего осуществление полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, осуществляется соответствующим уполномоченным органом государственной власти в указанной сфере.

15. Орган государственной власти, утвердивший предмет охраны объекта культурного наследия, направляет копию указанного акта в орган государственной власти, прекративший осуществление полномочий по государственной охране указанного объекта, в целях отмены ранее принятого акта об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия.