Запись на экскурсии посольств в году. На прием к послу. Городская усадьба Н.Сумарокова — Н.А.Тюляевой

Запись на бесплатные экскурсии, приуроченные к Дням исторического и культурного наследия, открывается каждый вторник и четверг в 16:00 на сайте проекта и заполняется почти сразу. Мы выбрали десять стоящих посещения памятников.

Особняк Листа в Глазовском переулке (1898-1899)

Изначально этот образцовый памятник модерна архитектор Лев Кекушев, один из авторов гостиницы «Метрополь», построил для себя, но впоследствии продал его однофамильцу венгерского композитора, промышленнику Отто Листу, благодаря которому здание и получило свое народное имя. До революции особняк еще дважды перепродавали, а после он был национализирован и, как и многие московские дома, отдан под посольство. В постройке можно найти все элементы, присущие модерну: чередование объемов, обилие ковки и цветного декора. Автором панно над входом выступил работавший с Кекушевым над гостиницей «Метрополь» британец Вильям Валькот.

Дом Демидова в Гороховском переулке (1789-1791)

Автором проекта дворца для Ивана Демидова, одного из потомков знаменитой фамилии горнозаводчиков, ведущих родословную еще от времен Петра I, был главный московский архитектор-классицист, автор здания городской мэрии Матвей Казаков. Со второй половины XIX века там размещался Константиновский межевой институт, а потом и его наследник — Московский университет геодезии и картографии. От богатой усадьбы в доме Демидова по сей день сохранились пышные интерьеры, известные как «золотые комнаты» благодаря обилию позолоченной деревянной резьбы.

Гостиница «Ленинградская» (1949-1954)

Одна из семи сталинских высоток, над которой работал дуэт архитекторов Александра Борецкого и Леонида Полякова, первоначально задумывалась как административное здание. Примечательнее всего здесь интерьеры, вдохновленные древнерусской церковной архитектурой — за это после смерти Иосифа Сталина высотке досталось от Никиты Хрущева, с характерной для него бесцеремонностью обвинившего архитекторов в излишествах (оба автора были лишены полученной ранее Сталинской премии).

Личный особняк Шехтеля на Большой Садовой

Федор Шехтель знаменит в основном благодаря своим модерновым постройкам: особняку предпринимателя Степана Рябушинского на Малой Никитской улице (там сейчас музей Горького), особняку Александры Дерожинской с огромным окном (его уже около полувека с перерывами на реставрацию занимает дипмиссия Австралии) и многим другим. Гораздо меньше известна сдержанная и лаконичная постройка — последний из трех особняков, созданных Шехтелем для себя и своей семьи, в котором он обратился к неоклассическим мотивам. После революции особняк национализировали, он сменил нескольких владельцев, а в 1990-х стоял в запустении, так что от оригинального убранства внутри почти ничего не сохранилось.

Городская усадьба Н.А.Сумарокова — Н.А.Тюляевой

Отреставрированная в 2012 году усадьба неподалеку от Китай-города не зря носит двойное название: каждый новый владелец перестраивал ее под свои нужды, хотя большинство из них в названии и не перечислены. Самая древняя часть сооружения относится к XVII веку — на его месте находились белокаменные палаты. В середине XVIII века к ним был добавлен еще ряд пристроек, а купивший усадьбу в конце того же столетия Николай Сумароков радикально перестроил ее по плану будущего знаменитого классициста Василия Стасова, который сделал планировку более регулярной. Вариант постройки Стасова не пережил пожара 1812 года, и следующий владелец — купец Ларион Вавилов отстроил здание заново, с незначительным изменениями. Мария Честухина, владевшая усадьбой с 1850 года, добавила к главному зданию мезонин, который повлек за собой очередную переделку фасадов. В конце XIX века усадьба досталась Наталье Тюляевой, за чем последовала очередная перестройка: новая хозяйка использовала ее как доходный дом. После революции в здании располагался целый ряд советских учреждений, это не способствовало сохранности интерьеров, что, впрочем, не мешает усадьбе быть памятником сразу нескольких эпох.

Бывшая гостиница «Дрезден»

Сходить на экскурсию предлагается и в легендарный советский ресторан «Арагви», история которого тоже уходит корнями в XVII век. Здесь под одной крышей оказалось сразу четыре памятника: открытые в 2004 году идеально сохранившиеся палаты XVII века (судя по высоким сводам, княжеские), к ним примыкают палаты XVIII столетия, выше — остатки некогда знаменитой гостиницы «Дрезден» (включенные архитектором «Арагви» Аркадием Мордвиновым в новое здание) и собственно дом, построенный одним из авторов гостиницы «Украина» в 1938 году.

Дом Тарасова на Спиридоновке (1909-1912)

Городскую усадьбу для купца Гавриила Тарасова будущий мастер сталинской архитектуры Иван Жолтовский строил с оглядкой на палаццо Тьене в Виченце, созданное любимым архитектором Жолтовского Андреа Палладио в середине XVI века. В московском варианте палладианской постройки Жолтовский не только почти без изменений перенес декор фасада, но и саму структуру палаццо с внутренним двором. Хорошо сохранились роскошно украшенные интерьеры, которые расписывали успешные театральные художники Игнатий Нивинский (в будущем автор оформления траурного зала Мавзолея Ленина) и брат Зинаиды Серебряковой Евгений Лансере.

Старый собор Донского монастыря (1591-1593)

В рамках Дней культурного наследия впервые анонсированы специальные экскурсии в собор Донской Божьей Матери, который стал первой постройкой монастыря (сейчас его называют Старым или Малым). Храм первоначально был совсем небольшим, скорее всего из-за скромной численности братии недавно основанной обители. Это единственный образец бесстолпного монастырского соборного храма XVI века, шатровую колокольню к нему пристроили гораздо позже — в 1679 году.

Усадьба думного дьяка Аверкия Кириллова (XVII в. )

Первый достоверно известный владелец палат Аверкий Кириллов был весьма успешным купцом и влиятельным государственным деятелем: в свое время он управлял Казенным приказом и Приказом Большого дворца, то есть, по сути, руководил финансами и торговлей страны. Жизнь Аверкия Кириллова закончилась печально: в 1682 году он был убит во время Стрелецкого бунта за то, что «великие взятки имал и налогу и всякую неправду чинил». Как бы то ни было, именно при Аверкии Кириллове палаты приобрели широкий размах, и по его же заказу построили соседний с ними храм Николая Чудотворца на Берсеневке. Правда, сегодняшний вид палат сложился уже позже, при Кириллове верхний этаж был деревянным и отсутствовала часть пристроек.

Чайный магазин Перлова (1891-1893, 1895-1896)

Одно из самых заметных зданий на Мясницкой было построено в 1891-1893 годах Романом Клейном по заказу торговца чаем Сергея Перлова, первоначально оно было стилизовано под Позднее Возрождение. Однако уже через пару лет, в 1895 году, фасады пришлось срочно переделывать: коронацию Николая II должен был посетить Ли Хунчжан — представитель Китая, фактически отвечавший за его внешнюю политику. Перлов хотел использовать этот визит для заключения новых контрактов на поставки чая. Тогда к проекту присоединился молодой архитектор Карл Гиппиус. Именно благодаря ему над зданием появилась пагода, на фасадах — стилизованные драконы, змеи и зонтики, а для интерьеров были заказаны материалы из Китая. Китайский сановник, правда, стараний купца не оценил и поселился у его брата — и по совместительству конкурента — Семена Перлова.

Традиционно в столице проходят Дни исторического и культурного наследия. Москвичи получают уникальную возможность посетить с экскурсиями знаменитые столичные памятники архитектуры, доступ в которые ограничен в обычное время. Перечень таких объектов постоянно пополняется. В этом году появилась возможность включить в экскурсионную программу еще два памятника истории и культуры.

Справка

Дни исторического и культурного наследия - регулярная акция Правительства Москвы. Главная цель - привлечь внимание горожан к архитектурным памятникам столицы. В эти дни москвичи могут посетить и увидеть памятники архитектуры, исторические здания - знаменитые особняки, усадьбы и дворцы, которые закрыты для посещения в обычные дни. Среди таких достопримечательностей - посольства иностранных государств и здания, построенные по проектам величайших архитекторов XVIII–XIX веков. Так, в 2016 году в рамках Дней культурного наследия экскурсии прошли по более чем 80 объектам культурного наследия.

Список постоянно пополняется. В 2016 году по решению активных граждан в него вошли еще два объекта: здание Хамовнической пожарно-полицейской части с каланчой (Комсомольский проспект, д. 16/с, стр. 1) и жилой дом середины XVII века (Лаврушинский переулок, д. 17, стр. 1).

Дни культурного наследия в этом году пройдут в апреле и мае. Даты приурочены к международному Дню охраны памятников (18 апреля) и международному Дню музеев (18 мая). Записаться на экскурсии можно на сайте http://vvgrd.ru/

Объект культурного наследия федерального значения «Киевский вокзал»
Брянский вокзал возник в 1897-1900 гг. на берегу Москвы-реки к югу от Большой Дорогомиловской улицы. Первоначальный проект современного вокзала инженера И.И. Рерберга был разработан в 1912 году. Впоследствии в него были внесены изменения при участии архитектора В.К. Олтаржевского. Конструкции дебаркадера и кровли над основным зданием разработал инженер В.Г. Шухов. Здание было заложено в 1914 году. Официальное открытие вокзала состоялось 18 февраля 1918 г. Киевский вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами неоампира. Композиция монументального сооружения слагалась из П-образного в плане главного здания – богато декорированного корпуса с асимметрично примыкающей высокой часовой башней, и перронного зала – замкнутого с трех сторон прямоугольного пространства, заключенного между боковыми крыльями главного корпуса с металлической конструкцией перекрытия. Скульптуры, украшающие главный фасад, выполнил С.С. Алешин. В 1934 году Брянский вокзал в Москве переименовали в Киевский.
Постройка пригородного вокзала была завершена в 1940 году. Киевский вокзал в 2016 году стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в трех номинациях: за лучший проект реставрации и приспособления, за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ, за высокое качество ремонтно-реставрационных работ.

Объект культурного наследия федерального значения «Усадьба думного дьяка Аверкия Кириллова»
Палаты Аверкия Кириллова – один из немногих сохранившихся в Москве памятников гражданской архитектуры XVII века. Несмотря на поздние перестройки, он остается одним из самых впечатляющих усадебных комплексов Москвы. Считается, что деревянный дом с каменным подклетом существовал здесь уже в XV-XVI веках, его следы были найдены реставраторами. В середине XVII века единоличным хозяином территории становится думный дьяк Аверкий Кириллов – один из ведущих государственных деятелей Московского царства XVII столетия. Каменные палаты были выстроены с большим размахом. Богатство дома ярко описывали иностранные гости, дивившиеся не только красивым фасадом и впечатляющим двором с садом, но и богатым убранством с дорогой мебелью и обстановкой. О времени постройки дома можно судить по круглой плите в центре свода большой палаты – закладному камню с датой «1657». Окончательно облик здания сформировался в начале XVIII века, когда владение принадлежало дьяку А.Ф. Курбатову. В это время был выстроен верхний этаж, ранее бывший деревянным, а фасад получил европейские детали: волюты с тонкой белокаменной резьбой, руст на углах и каменный козырёк над входом. По одной из версий, достройкой дома ведал архитектор Иван Зарудный. В дальнейшем палаты Аверкия Кириллова перешли в казну и были заняты различными учреждениями: камер-коллегией, межевой канцелярией, разрядным архивом, московской казённой палатой, сенатской курьерской командой. С 1870 года дом стал цитаделью защиты культурного наследия России: здесь обосновалось Императорское Московское археологическое общество во главе с графом Уваровым. После революции здание занимали различные научные учреждения. В настоящее время в стенах объекта располагается Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Реставраторы поддерживают облик дома и продолжают исследование его истории.

Объект культурного наследия федерального значения «Старый собор Донского монастыря»
Старый (или Малый) собор, построенный в 1591‐1593 гг., является самым древним сооружением Донского монастыря. Он построен мастерами Бориса Годунова на месте походной полотняной церкви св. Сергия в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы‐Гирея. Предполагается, что автором сооружения был Федор Конь. Дошедшая до настоящего времени композиционная схема здания сложилась к концу 17 века, когда были пристроены трапезная и колокольня, расположенные с собором по одной оси (восток‐запад) и приделы с южной и северной сторон его. В 1930‐х гг. храм закрыли, в нем разместилось общежитие метрополитена. В 1946‐1950 гг. выполнены работы по обследованию собора и реставрации фасадов и интерьеров по проекту архитектора Н.Н. Соболева. При реставрации в храме установили иконостас из разрушенной церкви во имя Харитона Исповедника, что в Огородниках. Были воссозданы порталы, оконные наличники трапезной, отреставрированы кокошники, декор фасадов. В 1948 г. по ходатайству Святейшего Патриарха Алексия возобновились богослужения. С этого же времени здесь стало совершаться мироварение, так как в трапезной части храма была устроена мироваренная печь для приготовления Святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви.
В 1991 году Донской монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Вскоре в Малом соборе в результате поджога случился пожар, после которого храм отремонтировали.
Старый собор в 2016 году стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в трех номинациях: За лучший проект реставрации/приспособления, за научно-методическое руководство/за научно-исследовательскую работу, за высокое качество ремонтно-реставрационных работ.

Мнение экспертов

Михаил Федоров, Историк, москвовед
Я бы выбрал Палаты Аверкия Кириллова и Старый собор Донского монастыря. Мне любы эти два объекта, потому что это старая Москва 16-17 веков. Палаты стоят на фундаментах дома Малюты Скуратова. Аверкий Кириллов – думный дьяк, был убит 15 мая 1682 года во время Стрелецкого бунта, с которым связаны, как вы помните, и царь Петр, и царь Иван, и царевна Софья. И Малый собор Донского монастыря надо – там стоял круглый шатер царя Федора Иоанновича во время сражения с ханом Казы-Гиреем в 1592 году. На месте, где стоял походный шатер со священной иконой Донской Божьей Матери, был заложен собор Донского монастыря.
Это очень хорошие памятники культурного наследия, я считаю. Киевский вокзал Рерберга тоже интересный, конечно, но это уже эпоха конструктивизма, и он построен последним из 9 московских вокзалов.

Филипп Смирнов, Гид, главный редактор журнала «Московское наследие»
Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Сложно выбрать тот или иной объект, по которому необходимо провести экскурсии в Дни культурного наследия, поскольку они разновременные.
Объект «Киевский вокзал» имеет отношение к эпохе, близкой к юбилею Революции, это начало 20 века. Здание вокзала демонстрирует достижения железобетонного строительства. Это безусловно шедевральная работа с металлом великого инженера Владимира Шухова и архитектора Ивана Рерберга. В последнее время Киевский вокзал находится в тени торгово-развлекательного центра «Европейский», и на него перестали обращать внимание. Но там есть очень интересные и достойные внимания роспись и работающий механизм часов. С обзорной площадки Часовой башни открывается прекрасный вид на Москву. Палаты Аверкия Кириллова относятся ко временам Ивана Грозного. Это попытка осознать, в каких условиях работал один из крупнейших палачей той эпохи – Малюта Скуратов. Конечно, в подвал не каждого пускают, это понятно, там технический этаж, но с археологической точки зрения этот памятник гражданской архитектуры 16-17 века представляет собой безусловный интерес. Наконец, если говорить про Донской монастырь, он иллюстрирует эпоху 18 века. Главный его Собор является одновременно усыпальницей так называемой грузинской диаспоры. Помимо собора, который был отреставрирован в прошлом году, людям всегда интересно взглянуть на некрополь Донского монастыря и, в частности, на уцелевшие подлинные горельефы с Храма Христа Спасителя. Они были сохранены и перенесены туда силами сотрудников Музея архитектуры имени Щусева.

Андрей Леднев, Историк, москвовед, экскурсовод
Собор Донского монастыря уже доступен широкой аудитории. Там проходят экскурсии, которые организует сам монастырь. Поэтому я проголосовал бы за то, чтобы в программу Дней культурного наследия включили Киевский вокзал и палаты Аверкия Кириллова. Но здесь есть одно забавное обстоятельство. Москвичи, не отдавая себе в этом отчета, не любят вокзалы, боятся их. Эти здания у людей соотносятся с большим количеством каких-то негативных ассоциаций: неприятных историй, привокзальных персонажей. По собственному опыту могу сказать, что экскурсии по вокзалам собирают весьма небольшую аудиторию. При этом я обратил бы внимание на то, что на территории Донского монастыря, помимо Старого Собора, есть уникальные объекты, доступ к которым сейчас ограничен.

Ирина Сергиевская, Историк, москвовед
В собор Донского монастыря турист может прийти в любое время, для этого не требуется никакого специального разрешения. Самостоятельно можно доехать до Шаболовки, дойти до монастыря и посмотреть. Также и на Киевский вокзал прийти и посмотреть, как его отреставрировали, можно в любой момент. Если выбирать из этих трех, то труднее попасть в палаты Аверкия Кириллова.

Айрат Багаутдинов, Историк инженерии, экскурсовод, лектор
Я рекомендую Киевский вокзал, потому что, как правило, мы на вокзалы не обращаем особого внимания, пробегаем мимо, а они всегда были важными объектами культурного притяжения. Киевский вокзал, пожалуй, один из самых хорошо сохранившихся и красивых вокзалов, построен накануне революции, поэтому успел включить в себя тот инженерный бум, который случился в Москве. Из того что там стоит осмотреть и разобрать подробнее – это, конечно, дебаркадер Киевского вокзала работы Владимира Шухова. Это одна из самых больших по своему пролету конструкций в Европе на тот момент. И конечно, куда, наверное, всех поведут - часовой механизм. Это один из самых старых сохранившихся часовых механизмов в Москве, ему 100 лет. Оригинальные механические часы – одни из немногих подобных сохранившихся в Москве, в основном все заменили на электрический привод. Плюс, конечно, вид со смотровой площадки над часовым механизмом, который открывается на близлежащие окрестности Москвы – один из уникальных видов, который мало кому еще известен. Если выбирать между палатами Аверкия Кириллова и старым собором Донского Монастыря, мне, кажется, палаты интересней, потому что средневековых палат в Москве осталось немного, и большей частью мы эти палаты видим снаружи, а внутри есть много чего интересного: можно поговорить о перекрытиях, которые там использовались, о материалах и технологиях возведения. Я сам ни разу не был в палатах Аверкия Кириллова и с удовольствием там побывал бы.

Дни исторического и культурного наследия пройдут в столице 18 апреля, в Международный день охраны памятников и достопримечательных мест, и 18 мая, когда отмечается Международный день музеев.

"По сложившейся традиции Департамент культурного наследия города Москвы совместно с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры подготовил праздничную программу мероприятий, в рамках которых жители и гости столицы получают уникальную возможность посетить старинные особняки, усадьбы, объекты гражданской архитектуры, доступ к которым в обычное время ограничен" , - рассказал руководитель городского Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Более 100 мероприятий пройдет с 12 апреля по 31 мая. Всех желающих ждут экскурсии, квесты и лекции, будет открыто для свободного посещения не менее 50 памятников истории и культуры, представительства субъектов Российской Федерации, институты Российской академии наук, государственные и частные структуры, гостиницы. Свои двери распахнут Дом Тарасова (улица Спиридоновка, дом 30/1), городская усадьба Морозова (Подсосенский переулок, дом 21, строение 1), особняк Зиминых (Дегтярный переулок, дом 8, строение 3), городская усадьба Е.И. Васильчиковой и Н.Ф. фон Мекк (Гоголевский бульвар, дом 14, строение 1) и другие.

С 18 апреля по 30 мая в Москве пройдет широкомасштабная программа Дней исторического и культурного наследия . Она включает свыше 100 мероприятий (экскурсии, квесты, лекции) с посещением не менее 50 памятников истории и культуры Москвы. В Дни наследия жители и гости столицы получат уникальную возможность посетить старинные особняки, усадьбы, объекты гражданской архитектуры, доступ к которым в обычное время ограничен.

Глава Департамента культурного наследия г. Москвы Алексей Емельянов отмечает:

Можно вкладывать огромные средства в реставрацию объектов культурного наследия, но если жители не будут узнавать об уникальности этих памятников, не будут понимать их историко-архитектурную ценность, то наша работа не будет иметь смысла. Поэтому одной из важнейших составляющих работы Мосгорнаследия является популяризация объектов культурного наследия, а также повышение престижа профессий, которые способствуют развитию отрасли .

Он также напомнил, что традиция своеобразных дней открытых дверей в исторических зданиях, занимаемых посольствами, госучреждениями и ведомствами, стартовала еще в 2007 году. Идея оказалась востребованной, но москвичи тогда жаловались, что зданий в акции участвует мало, а мест для всех не хватает. С тех пор с каждым годом проект становился более масштабным, в прошлом году он длился месяц и позволил взглянуть изнутри на 17 посольств и 20 других зданий, недоступных горожанам в обычное время.

Алексей Емельянов рассказал:

В этом году мы отвели уже полтора месяца, с 18 апреля по 30 мая, и подготовили более 100 мероприятий. Из особенностей Дней исторического и культурного наследия в этом году можно выделить квесты и лекции, которые станут дополнением к классическим экскурсиям. Лекции, к примеру, на отреставрированных объектах будут вести реставраторы, которые вложили душу и труд в их восстановление.

Программа посещений подготовлена Мосгорнаследием совместно с проектом ВООПИК «Выход в город ». Среди списков объектов значатся дом Тарасова на Спиридоньевке, городская усадьба Морозова в Подсосенском переулке, особняк Зиминых в Дегтярном переулке, городская усадьба Васильчиковой - фон Мекк на Гоголевском бульваре, гостиницы «Метрополь » и «Националь », дом Пашкова , Благородное собрание , Скоропечатня Левенсона ,отреставрированные палаты XVII века в недрах гостиницы «Дрезден » на Тверской площади и другие объекты культурного наследия.

Можно также будет посмотреть обычно недоступные дипломатические интерьеры. В том числе особняк Второва на Спасопесковской площадке (резиденция посла США), собственный дом архитектора Шехтеля в Ермолаевском переулке (резиденция посла Уругвая), особняк Олениной-Думнова в Малом Кисловском (резиденция посла Швейцарии), Апостольскую нунциатуру (посольство Cвятого престола) в Вадковском переулке. Все это пройдет при поддержке Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России.