Наследие урала: способы популяризации в молодежной среде. Сохранение, использование и популяризация культурно - исторического наследия Спасибо, дорогие друзья, за Ваши отзывы

Город Нижний Тагил располагает уникальными памятниками истории и культуры, являясь одним из центров не только уральской, но и российской металлургической промышленности. Приоритетным направлением городской политики является популяризация исторического наследия нашего края.

В соответствии с Постановлением Коллегии Министерства культуры РСФСР, Коллегии Госстроя РСФСР и Президиума Центрального Совета и ВООПИК «Об утверждении нового списка исторически населенных мест Российской Федерации», принятом в 1990 году, город Нижний Тагил получил статус исторического. Несмотря на сложности переходного периода 90-х годов в городе Нижний Тагил удалось сохранить практически все недвижимые памятники истории и культуры.

На территории города находятся 84 недвижимых объекта культурного наследия разных форм собственности, которые поставлены на учет в качестве памятников истории и культуры федерального и регионального значения и 38 объектов местного (муниципального) значения. По количеству недвижимых памятников истории и культуры город Нижний Тагил занимает второе место в Свердловской области после Екатеринбурга. В городе расположено более десяти объектов культурного наследия, которые должны быть подвергнуты историко-культурной экспертизе для придания им официального статуса памятников истории и культуры местного (муниципального) значения. Одиннадцать памятников муниципального значения переданы на баланс музея изобразительных искусств, в структуре которого функционирует отдел городской скульптуры. По инициативе Администрации города начат процесс реставрации этих памятников. Не решен вопрос по реставрации трех памятников монументального искусства: памятного знака на месте авиакатастрофы 9 мая 1993 года, памятника на месте боев в годы гражданской войны в поселке Горбуново и памятника работникам милиции, погибшим при исполнении служебного долга. Началось сооружение двух новых памятников монументального искусства: памятника Н.Н. Демидову и памятника жертвам политических репрессий. Однако в городе нет утвержденного плана застройки монументальными памятниками и садово-парковыми скульптурами.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием и разграничением полномочий» предписывает выполнение функций государственной охраны памятников местного (муниципального) значения местным органам власти, но в связи с отсутствием необходимых подзаконных актов регионального уровня, управление культуры Администрации города не имеет статуса специально уполномоченного исполнительного органа в сфере охраны памятников местного значения.

Музейные экспозиции, недвижимые памятники истории и культуры являются средством открытого доступа к культурному наследию. На территории города Нижний Тагил находится 13 музеев: 3 музея муниципального значения, 10 музеев крупных предприятий и 49 музейных экспозиций в образовательных учреждениях города. При управлении культуры Администрации города действует Совет по сохранению и пропаганде культурно-исторического наследия, объединяющий все муниципальные и крупные ведомственные музеи города, на котором рассматриваются актуальные проблемы охраны, сохранения, использования и пропаганды богатого культурно-исторического наследия города Нижний Тагил.

Совместно с Департаментом образования Администрации города Нижний Тагил один раз в пять лет проводится аттестация школьных музеев, в которой в качестве экспертов принимают участие сотрудники музеев. Кроме того, организуются совместные выставки и мероприятия, такие как: слеты городской ассоциации школьных музеев, постоянно действующий семинар для руководителей школьных музеев и сотрудников.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации «Социальные нормы и нормы в сфере культуры» от 03.07.1997 № 1063-р городам с населением свыше 100 тысяч человек положено иметь не менее пяти музеев и не менее одного выставочного зала в каждом административном районе города. Нижний Тагил располагает достаточным количеством музеев. В каждом районе в ведомственных музеях открыты выставочные залы, однако в удаленных микрорайонах нет выставочных площадей. Общее количество подлинных предметов хранения в музеях города составляет более 600 тысяч единиц. Ежегодно с музейными экспозициями знакомятся более 200 тысяч гостей и жителей города.

Однако помещения музеев плохо приспособлены для хранения фондов и не имеют необходимого количества выставочных площадей. Устаревшее музейное оборудование не позволяет эффективно использовать существующие площади, в том числе фондохранилищ. Целый ряд объектов муниципальных музеев не оборудован современными эффективными охранными сигнализациями, системами наблюдения.

В силу объективных причин значительная часть коллекций музеев недоступна посетителям, но достаточно широко востребована. Обеспечить доступность к музейным фондам позволяют электронные каталоги и информационные системы. Большинство музеев города не имеют необходимой технической базы для хранения информации на современных электронных носителях.

В целях сохранения культурного наследия, совершенствования деятельности музеев, историко-культурных территорий и объектов города был создан проект индустриально-ландшафтного парка «Демидов-парк», поддержанный учеными и научными сотрудниками ведущих музеев мира, в том числе, международными организациями IСОМ и ТIССIН и XII Всемирным Конгрессом по сохранению индустриального наследия.

Наличие в городе уникальных историко-культурных ценностей создает предпосылки для развития туризма. Развитие туризма позволит активизировать поток инвестиций в экономику нашего города. В настоящий момент еще не созданы достаточно привлекательные условия для увеличения массового туристического потока в наш город: отсутствует современный комплекс туристической индустрии, системная разработка и реализация туристических программ и маршрутов, продвижение и популяризация туристического потенциала Нижнего Тагила на национальном и международном туристических рынках.

Только знание истории и культуры своего региона, своей страны формируют у молодежи уважение к прошлому, пробуждают желание продолжить традиции, внести свой вклад в историю и культуру

В рамках VI Парламентского форума «Историко-культурное наследие России» состоялось заседание секции «Историко-культурное наследие как основа национально-культурной идентичности» (молодежная секция).

Модератор секции - первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова .

Заседание также велипредседатель Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Виктор Конопацкий ,председатель комитета по молодежной политике Администрации Владимирской области Алиса Абрамова .

В ходе заседания ее участники рассмотрели вопросы формирования национально-культурной идентичности как стратегического направления молодежной политики, формы и методы патриотического воспитания, молодежные инициативы в деле изучения, сохранения и популяризации историко-культурного наследия России.

Лилия Гумерова отметила, что главным ориентиром по этой проблематике являются Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации 24 декабря 2014 года. В них прописано, что в области культурного наследия одной из задач является поддержка общественных инициатив в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации.

Также в Основах поставлена задача «поддержки молодежных организаций, объединений и движений, ориентированных на творческую, добровольческую, благотворительную, познавательную деятельность».

«Добровольческое, волонтерское движение, в том числе в деле сохранения историко-культурного наследия России, стало заметным явлением наших дней. Мы хорошо видим, что развитие Интернет-коммуникаций и социальных сетей способствует мобилизации общественных сил и объединяет тысячи добровольцев по всей стране, готовых бескорыстно возрождать из руин храмы, спасать памятники архитектуры, вести поисковую работу воинских захоронений, собирать фольклор и традиции», - сказала сенатор.

Лилия Гумерова подчеркнула, что законодателей очень волнуют проблемы неудовлетворительного состояния объектов историко-культурного наследия во многих сельских и городских населенных пунктах России. Но не все проблемы можно решить только через государственные программы сохранения памятников истории и культуры. Нужны усилия всего общества, уточнила она.

Сенатор обратила внимание на позитивный опыт волонтерских проектов по сохранению историко-культурного наследия. «Данные проекты – это практическое воплощение конкретных дел, которые служат наглядным примером того, какую важную роль играет добровольческое, волонтерское движение в данной сфере и участие молодежи в такой работе трудно переоценить. Своим примером они помогают преодолеть равнодушие, безразличие к будущему нашей страны», - подчеркнула Лилия Гумерова .

По ее мнению, результатом этой работы будут не только спасенные памятники истории и культуры, но и воспитанное в душах молодых людей чувство ответственности за судьбу культурного наследия.

«Гражданские и патриотические чувства невозможно пробудить на основе абстракций. Только конкретное знание истории и культуры своего региона, своей страны формируют у молодежи уважение к прошлому, пробуждают желание продолжить традиции, внести свой вклад в историю и культуру нашего государства», - заявила парламентарий.

Вместе с тем, сенатор указала на то, что волонтерские проекты базируются на частной инициативе и поэтому какими бы успешными они не были, перспектива их долгосрочного существования всегда будет стоять под вопросом. Поэтому необходим поиск путей государственного участия в судьбе таких проектов и их популяризации.

Она также указала на то, что в проекте резолюции парламентского форума содержится рекомендация о разработке мер по популяризации историко-культурного наследия среди молодежи, в том числе через вовлечение молодежи в волонтерские движения, приобщение к реставрационным и археологическим работам, изучению отечественной истории, изучению нематериального культурного наследия (фольклора и народного творчества).

По словам Лилии Гумеровой , для поддержки и развития молодежного волонтерского движения в деле сохранения историко-культурного наследия необходим целый комплекс мер. Это может быть, в частности, разработка системы грантов на успешные волонтерские проекты, популяризация состоявшихся волонтерских проектов, включение их в областные и федеральные программы финансирования, создание и внедрение волонтерских программ в школах и детских домах, создание сайта волонтерского движения и базу для тех, кто готов приложить свои финансовые и иные возможности для спасения историко-культурного наследия.

Виктор Конопацкий выступил с докладом о роли исторической реконструкции в формировании национально-культурной идентичности.

Депутат Законодательного Собрания Владимирской области Юлия Жирякова рассказала о сохранении исторической памяти на примере своего родного села Черкутино.

Председатель Молодежной думы Владимирской области Полина Юрманова познакомила участников с интерактивной литературной картой, созданной молодыми парламентариями в рамках проекта «Литературная губерния», признанного лучшим на Всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия».

В работе секции приняли участие представители областного движения волонтеров в сфере сохранения культурно-исторического наследия; представители Владимирского регионального отделения «Поискового движения России» и «Российского военно-исторического общества», палаты молодых законодателей, действующей при Совете Федерации.

В работе секции состоялась презентация молодежных проектов Владимирской области в сфере сохранения и продвижения историко-культурного наследия России.

Тематические площадки:

Площадка «Волонтерское движение в сфере сохранения историко-культурного наследия»

Площадка «Инновационные формы включения молодежи в деятельность по сохранению историко-культурного наследия и формирования условий для национальной самоидентификации»

Площадка «Традиционные форматы работы молодежи в рамках сохранения и популяризации культурных традиций России»

Площадка «Подготовка специалистов в сфере реставрации и сохранения»

Площадка «Молодежные форумы в сфере сохранения историко-культурного наследия»

ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

Сведения об участнике

Постникова Ксения Андреевна

Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет" в г. Нижнем Тагиле

Тезисы (информация о проекте)

Область наук

Гуманитарные и социальные науки

Раздел области наук

Исторические науки

НАСЛЕДИЕ УРАЛА: СПОСОБЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

В работе презентован авторский сказочный проект «Мурзилка на Урале», предназначенный для популяризации историко-культурного наследия в молодежной среде, раскрыто понятие наследие, приведены примеры способов популяризации наследия.

Ключевые слова

Историко-культурное наследие, популяризация, сказки, история, Урал, молодежная среда.

Цели и задачи

Цель исследования – разработка авторского проекта популяризации наследия Урала на основе изучения существующих способов.
В соответствии с целью был поставлен ряд задач:
1. провести содержательно-функциональный анализ понятия «наследие», сформированного к настоящему моменту современной гуманитарной научной мыслью.
2. выделить основные подходы к классификации наследия.
3. раскрыть роль историко-культурного наследия Урала в формировании региональной идентичности и патриотического воспитания молодежи.
4. описать основные способы популяризации историко-культурного наследия на современном этапе развития общества.
5. спроектировать сборник авторских студенческих сказок «Мурзилка на Урале», который можно использовать для популяризации историко-культурного наследия Урала среди учащихся начальных и средних классов.

Введение

На сегодняшний день вопрос о сохранении и актуализации культурного наследия России остается открытым. Это связано с влиянием инновационных процессов на социокультурную ситуацию, с возникновением вопроса о ценности российского опыта охраны памятников, а также со становлением культурного наследия как важного фактора экономики. В связи с этим изучение регионального опыта и проектирование творческих форм популяризации культурного наследия представляется актуальным.

Методы и материалы

Теоретико-методологической основой работы является принцип историзма, в соответствии с которым все изучаемые проблемы исследуются в становлении и развитии. Следуя этому принципу, изучение наследия рассматривается на протяжении определенного исторического периода.

Также в основе исследования лежит общенаучный принцип объективности, в рамках которого развиваются представления об уникальности научных трудов каждого исследователя и о праве на существование различных методологических концепций и теорий на изучаемую проблему.

Кроме того, был использован междисциплинарный подход, позволивший обратиться к отечественному и зарубежному памятниковедческому, музеологическому, культурному опыту.

Для определения характера включенности объекта историко-культурного наследия в современную культуру был использован функциональный подход.

Для осознания сущности феномена памятника культуры был использован историко-генетический метод исторической дисциплины.

При работе с массивом выявленной литературы, а также источниками, использовались такие общенаучные теоретические методы, как: сравнение, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция. Для изучения выявленных материалов текстового характера, составивших базу практической части исследования на вооружение был взят лингвистический метод содержательно-тематического анализа текста. При упорядочении и систематизации историко-культурного наследия использовались методы классификации и типологизации.

Описание и обсуждение результатов

Апробация исследования была проведена:

  • 18 апреля 2016 г. в НТГСПИ (ф) РГППУ во время проведения акции «День наследия в НТГСПИ» среди студентов первых-третьих курсов;
  • на внеклассном мероприятии по защите исследовательских проектов в 3А классе МБОУ СОШ № 1 им. Н. К. Крупской г. Нижний Тагил;
  • на IX Всероссийской научно-практической конференция «Детская книга и история Отечества», прошедшей на базе НТГПИ (ф) РГППУ 19 мая 2016 г.);
  • на IV Международном туристском форуме «Большой Урал-2016»: новые туристские направления России. Урал» в рамках научно-практической конференции «Наследие реки Чусовой». Екатеринбург, 27 мая 2016 г.
  • в загородных детских лагерях в Пригородном районе г. Нижний Тагил со 2 по 21 июня 2016 г. во время прохождения педагогической практики студентами-авторами сказок.

Основные положения данного исследования изложены автором на четырех научно-практических конференциях разного уровня (Нижний Тагил, Екатеринбург, Курган, Казань) и в трех публикациях.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно может стать методологической базой для теоретических работ в области истории, культурологии, музееведения, истории русской культуры и искусства, а также может быть использовано в работах по популяризации регионального культурного наследия. Практическая значимость исследования, на наш взгляд, заключается в том, что его итоги будут полезны при разработке программ популяризации и использованию историко-культурного наследия. Также, разработанный сказочный проект может применяться в дальнейшей педагогической практике как образец проектной деятельности, актуальной согласно новым ФГОС.

Во «Введении» нами обоснована актуальность исследовательской работы, определены объект и предмет, также сформулированы цель и задачи исследования, историография проблемы, источниковая база и методология исследования.
В первой главе "Необходимость и способы популяризации наследия: теоретические основы изучения" дано определение понятию "наследие", приведены способы его популяризации. Акцент сделан на роль наследия в формировании патриотизма и региональной идентичности молодежи.

Во второй главе "Сказочный проект "Мурзилка на Урале" как способ популяризации наследия Урала" рассмотрены этапы реализации проекта, проанализированы принципы отбора материала для проекта, раскрыты перспективы развития проекта.

В заключении изложены результаты исследования.

1. Современные отечественные исследователи разрабатывают новые методические подходы к актуализации наследия.

2. Сфера историко-культурного наследия играет важную роль для культурно-познавательной деятельности человека.

3. В условиях резко возросшей геополитической нестабильности и глобализации, роль наследия как фактора воспитания нравственности и патриотизма, неизмеримо и многократно возрастает.

Используемые источники

Источники по теме исследования можно сгруппировать по следующим видам:
1. Законодательные и нормативно-правовые акты.
2. Делопроизводственные документы.
3. Электронные ресурсы – российские и международные сайты культурного наследия; официальные сайты учреждений и организаций, действующих в сфере историко-культурного наследия.
4. Публицистика и материалы периодической печати об актуализации памятников истории и культуры Урала.
5. Онлайн-сервисы для создания сказочного проекта «Мурзилка на Урале» и включения в него интерактивных заданий.
6. Сказки, написанные студентами 3 курса социально-гуманитарного факультета Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, филиала РГППУ при изучении дисциплины «Историко-культурное наследие Урала».

Information about the project

Postnikova Ksenia

LEGACY OF THE URALS: ways of promoting among young people

Summary of the project

In this paper the author presented a fabulous project "Murzilka the Urals", intended to promote the historical and cultural heritage among youth, revealed the concept of heritage, are examples of ways of promoting the heritage.

Historical and cultural heritage, promotion, fairy tales, history, the Urals, the youth.

Ключевые слова

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕЛЬСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / CULTURAL HERITAGE / LIBRARIANSHIP / RURAL LIBRARY / LOCAL HISTORY / TOMSK REGION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы - Кузоро Кристина Александровна

В статье на примере современных муниципальных сельских библиотек Томской области проанализированы направления и содержание их работы по сохранению и популяризации культурного наследия . В источниковую базу исследования вошли аналитические отчеты и локальная документация библиотек, материалы библиотечных сайтов, издательская продукция. В ходе проведенного исследования были выявлены основные формы и методы работы библиотек по сохранению культурного наследия края, его актуализации и привлечению к нему внимания населения. В их числе - создание фондов краеведческих документов, архивов неопубликованных материалов по истории районов и сел области; разработка электронных краеведческих ресурсов; издательская деятельность; создание музеев и краеведческих уголков; организация работы клубов и творческих объединений; проведение семинаров, выставок, конкурсов, встреч с писателями, исследователями, общественными деятелями. Выявленный на примере библиотек Томской области опыт может быть применен в практической деятельности сельских библиотек других регионов.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы - Кузоро Кристина Александровна

  • Краеведческая деятельность современной сельской библиотеки (на примере работы библиотек Томской области)

    2017 / Ляпкова Анна Алексеевна
  • Краеведческое направление в социальной работе современных сельских библиотек (на примере Томской области)

  • Представление библиотечных краеведческих материалов в сети Интернет как способ их сохранения и трансляции (на примере веб-сайтов муниципальных библиотек Томской области)

    2015 / Дегтярёва Алена Игоревна
  • Краеведческая деятельность сельских библиотек Томской области в начале ХХI В. (из опыта работы библиотек Каргасокского, Кривошеинского и Молчановского районов)

    2012 / Кузоро Кристина Александровна
  • Понятие «Наследие» в системе научных взглядов представителей новой музеологии

    2014 / Кузоро Кристина Александровна
  • Возможности работы с пользователями - пожилыми людьми в сельских библиотеках Томской области

    2015 / Ляпкова Анна Алексеевна
  • 2019 / Ляпкова Анна Алексеевна
  • Музейная деятельность современных сельских библиотек (на примере Томской области)

    2017 / Дегтярева Алёна Игоревна
  • Событийный менеджмент как средство воспитания здорового образа жизни муниципальными сельскими библиотеками (на примере Томской области)

    2015 / Кузоро Кристина Александровна

PRESERVATION AND PROMOTION OF THE REGION’S CULTURAL HERITAGE IN RURAL LIBRARIES (the example of Tomsk region)

The paper analyzes the focus and the content of the contemporary Tomsk Region municipal rural libraries’ work on the preservation and promotion of cultural heritage . The source base of this study includes analytical reports and local records of libraries, materials of library web sites, and published works. The study identified the main forms and methods used by libraries for preserving the region’s cultural heritage , its actualization, and their attempts to bring culture preservation to the attention of the population. These include: establishment of funds of local history documents and archives of unpublished materials on the history of the region and the villages of the area; development of electronic local history resources; publishing work; creation of local history museums and local history interpretations; organization of working clubs and creative associations; seminars, exhibitions, competitions, and meetings with writers, scholars, and public figures. The experience of Tomsk Region libraries can be used in practical activities of rural libraries of other regions.

Текст научной работы на тему «Сохранение и популяризация культурного наследия региона сельскими библиотеками (на примере Томской области)»

УДК 908:027.52 (571.16)

СОХРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА СЕЛЬСКИМИ БИБЛИОТЕКАМИ (на примере Томской области)

К. А. Кузоро

PRESERVATION AND PROMOTION OF THE REGION"S CULTURAL HERITAGE IN RURAL LIBRARIES (the example of Tomsk region) К. А. Kuzoro

Статья подготовлена при финансовой поддержке конкурса РГНФ, проект № 15-33-01261.

В статье на примере современных муниципальных сельских библиотек Томской области проанализированы направления и содержание их работы по сохранению и популяризации культурного наследия. В источниковую базу исследования вошли аналитические отчеты и локальная документация библиотек, материалы библиотечных сайтов, издательская продукция. В ходе проведенного исследования были выявлены основные формы и методы работы библиотек по сохранению культурного наследия края, его актуализации и привлечению к нему внимания населения. В их числе - создание фондов краеведческих документов, архивов неопубликованных материалов по истории районов и сел области; разработка электронных краеведческих ресурсов; издательская деятельность; создание музеев и краеведческих уголков; организация работы клубов и творческих объединений; проведение семинаров, выставок, конкурсов, встреч с писателями, исследователями, общественными деятелями. Выявленный на примере библиотек Томской области опыт может быть применен в практической деятельности сельских библиотек других регионов.

The paper analyzes the focus and the content of the contemporary Tomsk Region municipal rural libraries" work on the preservation and promotion of cultural heritage. The source base of this study includes analytical reports and local records of libraries, materials of library web sites, and published works. The study identified the main forms and methods used by libraries for preserving the region"s cultural heritage, its actualization, and their attempts to bring culture preservation to the attention of the population. These include: establishment of funds of local history documents and archives of unpublished materials on the history of the region and the villages of the area; development of electronic local history resources; publishing work; creation of local history museums and local history interpretations; organization of working clubs and creative associations; seminars, exhibitions, competitions, and meetings with writers, scholars, and public figures. The experience of Tomsk Region libraries can be used in practical activities of rural libraries of other regions.

Ключевые слова: культурное наследие, библиотечно-информационная деятельность, сельские библиотеки, краеведение, Томская область.

Keywords: cultural heritage, librarianship, rural library, local history, Tomsk Region.

Сохранение культурного наследия признается сегодня первостепенной общественной задачей. Несмотря на то, что первое упоминание о законодательных нормах по сохранению культурных раритетов датируется XV в., интерес к культурному наследию как к особой категории сформировался к середине ХХ столетия . Значительный вклад в разработку теории культурного наследия был сделан Д. С. Лихачевым, Э. А. Баллером, Ю. А. Ведениным, М. Е. Кулешовой, Э. А. Шулеповой.

В научной литературе под культурным наследием традиционно понимается «совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями» . В основу современного подхода к пониманию культурного наследия положено широкое представление о наследии, включающее не только памятники истории, культуры и природы, но и живую традиционную культуру, культурные ценности, исторические технологии, культурные ландшафты, цифровое наследие . Культурное наследие представляется системным образованием, в котором отдельные объекты не могут быть сохранены вне связи друг с другом и с окружающей средой. Естественно, данный подход к его пониманию далеко не единственный, поскольку культурное наследие - явление крайне сложное и много-

аспектное, содержащее множество дискуссионных вопросов и трактовок.

В настоящее время охраной историко-культурного наследия в Томской области занимаются государственные, общественные, муниципальные организации и учреждения: Комитет по культуре, кинофикации и туризму администрации области, Центр по охране и использованию памятников истории и культуры, Сибирский институт «Сибспецпроектреставра-ция», областное отделение всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Свой вклад в дело сохранения, а также актуализации и популяризации культурного наследия вносят и библиотеки.

Участие библиотек в сохранении культурного наследия - тема, в последнее время привлекающая внимание исследователей. Многочисленные вопросы теории и практики были рассмотрены на Международной научной конференции «Раскрывая культурное наследие: новые задачи для библиотек, архивов и музеев» (Санкт-Петербург, 2013); Всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы сохранения культурного наследия в библиотеках» (Москва, 2013), «Культура и цивилизация: искусство, библиотеки, музеи» (Томск, 2013), «Культурное наследие: интеграция ресурсов в цифровом пространстве» (Санкт-Петербург, 2014) и т. д.

Следует отметить, что в первую очередь, объектами внимания исследователей становятся областные библиотеки, библиотеки вузов, музеев. При этом подлинным центром общественной и культурной жизни нередко являются муниципальные библиотеки, особенно, если речь идет о сельской местности. На примере современных сельских муниципальных библиотек Томской области проанализируем имеющиеся у них возможности и потенциал в деле сохранения, актуализации, популяризации культурного наследия. Источниковой базой для данного исследования служат аналитические отчеты, локальная документация, издательская продукция библиотек, материалы библиотечных сайтов.

В Томской области действуют 324 общедоступные библиотеки: две государственные (Томская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина и Томская областная детско-юношеская библиотека) и 322 муниципальные библиотеки. Из них 287 библиотек обслуживают население 16 районов области. В большей части районов библиотеки объединены в централизованные библиотечные системы (ЦБС) .

Универсальный способ сохранения культурного наследия - его освоение, изучение, передача из поколения в поколение, интеграция с новыми формами существования культуры. Актуализация и популяризация культурного наследия библиотеками включает в себя распространение информации о культуре, истории,

Комплектование

природе края, обеспечение доступности к ней, в том числе, и через электронные носители информации.

В осуществлении краеведческой работы особое значение приобретает сотрудничество библиотек с различными организациями - муниципальными архивами, музеями, образовательными учреждениями, органами местного самоуправления, центрами культуры, домами детского творчества, музыкальными школами и школами искусств. В числе наиболее распространенных форм сотрудничества - проведение выставок, экскурсий, конкурсов; совместная исследовательская, проектная, грантовая деятельность. Работа по сохранению и популяризации культурного наследия нередко осуществляется в рамках областных и районных программ: «Культура Томского края» (Молчановский район), «Завещано беречь нам этот мир» (Парабельский район), «Возвращение к истокам» (Кожевниковский район) и др.

В каждой из библиотек ведется сбор, хранение и систематизация материала краеведческого характера. Во всех библиотеках организованы и выделены специализированные разделы фонда краеведческих документов, включающие книги, периодические издания, карты, плакаты, электронные документы, аудио-, кино- и фотодокументы. Особое внимание уделяется сохранности районных периодических изданий, содержащих уникальные исторические факты.

Количественный аспект состояния фондов краеведческой литературы отражен в таблице .

х фондов сельских библиотек

Районы Томской области Поступило экземпля ров Общий объем фонда (экз.)

2011 г. 2012 г. 2013 г.

Александровский район 19 17 5 794

Асиновский район 964 642 1131 4665

Бакчарский район 119 47 14 869

Верхнекетский район 5 14 0 1826

Зырянский район 178 153 91 1322

Каргасокский район 671 95 278 2820

Кожевниковский район 138 0 64 3500

Колпашевский район 160 193 217 7063

Кривошеинский район 0 26 70 3748

Молчановский район 221 77 52 3014

Парабельский район 135 312 154 2636

Первомайский район 60 167 38 5730

Тегульдетский район 26 23 14 1061

Томский район 90 54 65 4376

Чаинский район 85 87 54 2768

Шегарский район 122 70 111 3340

Способом компенсировать недостаток краеведческой литературы, и в тоже время самостоятельным творческим видом деятельности, является ведение тематических папок, альбомов, дайджестов. Так, в библиотеках Каргасокского района пополняется фонд неопубликованных документов, оформленный в виде документальных досье по таким направлениям, как «Села и деревни Каргасокского района: история и современность», «Экология края, области, района», «Малые народы Томской области: традиции и обычаи»,

«Каргасокский район: трагедия спецпереселенцев», «Каргасокский район на страницах областной печати» . В библиотеках Кривошеинского района создаются папки «Кривошеинский район в годы Великой Отечественной войны», в которых собираются газетные материалы, воспоминания фронтовиков, копии солдатских писем, сочинения школьников, фотографии . В Томском районе в данное время в партнерстве с архивом и музеем осуществляется масштабный краеведческий проект по сбору информации об исчез-

нувших селах и деревнях . Не менее актуально для сельских библиотек и формирование «народных архивов», содержащих мемуары, дневники, письма, фотографии из личных собраний жителей села, записи воспоминаний старожилов.

К собранным в папках неопубликованным материалам нередко обращаются учащиеся для написания рефератов, докладов, курсовых работ. Кроме того, материалы оказываются востребованными для информационного сопровождения празднования юбилеев районов и сел, открытия памятников.

Проверенной временем, но остающейся по-прежнему эффективной формой популяризации культурного наследия является выставочная деятельность. В сельских библиотеках регулярно оформляются книжные выставки, посвященные природе края и бережному отношению к ней. В год 410-летия Томска в библиотеках были организованы выставки книг и периодических изданий по истории города, области, губернии: «Томск: от крепости к городу», «Стоит над То-мью град старинный», «Деревянная архитектура Томска». Книжные выставки способствуют раскрытию фонда и обеспечению большей доступности документов по краеведению.

Большинство сельских библиотек принимает активное участие в совместном проекте по составлению сводной базы данных «Краеведение Томской области», в настоящее время включающей более 24 тысяч описаний статей из районных, городских и областных периодических изданий. Руководит проектом, координирует работу по созданию и развитию базы данных, обеспечивает пользователям доступ к ней Томская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина. Библиотекари районов занимаются библиографической росписью статей из местной прессы и ежеквартально отправляют их в областную библиотеку для включения в сводный электронный каталог на сайте «Земля Томская» .

Для продвижения своих услуг и привлечения удаленных пользователей библиотеки ведут работу по созданию сайтов, уделяя особое внимание их наполнению краеведческими материалами. Сайты содержат информацию по истории районов и отдельных поселений, материалы о природных памятниках, о жителях района; библиографические базы данных, виртуальные выставки, литературные произведения местных писателей. Создание электронных историко-краеведческих ресурсов для сельских библиотек -пока еще новое направление, но имеющее большие перспективы, о чем свидетельствует интерес к ним со стороны жителей области.

Располагая богатой документальной и материальной базой, библиотеки становятся инициаторами создания музеев, этнографических уголков, ремесленных мастерских. Также библиотеки содействуют организации краеведческих уголков и кружков в школах, техникумах, училищах.

В Тегульдетской центральной библиотеке работает краеведческий отдел, созданный на основе фондов местного краеведческого музея. В 2001 г. фонды музея перешли в ведение районной библиотеки в качестве краеведческого отдела . Отдел располагает четырьмя постоянными экспозициями: «Комната боевой славы», «Русская изба», «Комната ремесел»,

«Животный мир Тегульдетской тайги». Экспозиции, регулярно пополняемые жителями села, активно используются для проведения образовательных мероприятий с учениками средней школы и профессионального училища.

В 2014 г. в деревне Вавиловка Бакчарского района состоялось открытие историко-краеведческого музея, существенный вклад в создание которого внесла местная библиотека. В музее представлены экспозиции, посвященные истории Вавиловского сельского поселения, Великой Отечественной войне, советской пионерии, быту сельского жителя ХХ в. В с. Нёготка Карга-сокского района также при участии сотрудников библиотеки состоялось открытие краеведческого музея. Основная часть его экспозиции - интерьер деревенской избы, иконы, предметы быта. Библиотека с. Нарым Парабельского района сотрудничает с Музеем политической ссылки, подготавливая совместные мероприятия, обмениваясь материалами, оформляя выставки краеведческого направления в библиотеке .

Всё большее число сельских библиотек считает значимой задачей создание музейных краеведческих уголков, в их числе: «Галкинская старина» (с. Большая Галка Бакчарского района), «Музей предметов русского быта» (с. Малиновка Томского района), «Истоки» (с. Вороновка Шегарского района), «Уголок боевой славы» (с. Бабарыкино Шегарского района), «Из бабушкиного сундука» (с. Володино Кривошеин-ского района), «В русской избе» (с. Старица Пара-бельского района) и др. Читатели принимают участие в создании и развитии таких уголков, пополняя их экспонатами, связанными с историей своих семей.

Все библиотечные музеи и краеведческие уголки выполняют общую цель - сохранение историко-культурного наследия края, возрождение духовных ценностей прошлого, популяризацию фольклора, народных промыслов, ремесел.

В историческом краеведении заложен огромный воспитательный потенциал. Начальные знания о родном крае человек приобретает в детстве, поэтому первоочередная задача, стоящая перед библиотекарями, -пробудить у юных читателей интерес и уважение к истории, обычаям и традициям своего народа, способствовать организации поисково-исследовательской и творческой деятельности. Ряд сельских библиотек постоянно проводит краеведческие уроки для школьников и студентов, ведет работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Краеведческие и экологические образовательные программы библиотеки разрабатывают и для детских летних лагерей отдыха.

Формы работы с детьми и подростками различны. Например, Молчановская библиотека сотрудничает с группой «Поиск», организованной при школьном Музее боевой славы, Кривошеинская библиотека регулярно проводит встречи со студентами филиала Томского экономико-промышленного колледжа. На базе Каргасокской библиотеки уже более десяти лет работает «Школа краеведческих знаний», главная задача которой - дать систематические знания об истории, культуре, этнографии и экологии малой родины. Занятия проходят в форме уроков продолжительностью 40 - 45 минут и включают лекционную часть, видеоматериал и обсуждение темы . Среди тем прово-

димых уроков - «Каргасок: лики времени», «Архитектурные жемчужины Каргаска», «Земля переселенцев», «Парад героев», «Литературная карта Каргасок-ского района», «Информационные ресурсы библиотеки в помощь историко-краеведческой работе» и др. Ежегодно проводится от 15 до 40 занятий, в которых принимает участие от 200 до 700 школьников .

Библиотека способна консолидировать местное сообщество в изучении культурного наследия, задавать импульс краеведческим исследованиям. Эффективным способом объединения читателей, привлечения их внимания к сохранению и изучению наследия края является организация клубной работы. В библиотеках действуют клубы как для взрослого населения, так и для детей и подростков: «Раритет» (с. Каргасок), «Краевед» (с. Кривошеино), «Истоки» (с. Большая Галка Бакчарского района), «Помним и чтим» (с. Новоильинка Шегарского района), «Юные краеведы» (с. Трубачево Шегарского района) и др. Основным направлением совместной клубной работы является исследовательская деятельность - сбор материалов о малой родине и ее жителях, изучение родословной представителей местного сообщества, составление генеалогии родов. К поисковой работе привлекаются сельские дома культуры, архивы, школы.

Активизации деятельности населения по изучению края способствуют творческие конкурсы, разрабатываемые и проводимые сотрудниками библиотек. Например, в 2012 г. в Каргасокском районе были проведены творческие конкурсы эколого-социальных и музыкальных видеоклипов. В 2013 г., объявленном годом охраны окружающей среды, в Чаинском районе состоялись конкурсы творческих работ «Вода, озера, реки: как их видят дети», «Жалобная книга природы Чаинского района», в Молчановском районе - конкурс «Посмотри, как мир прекрасен!». В 2014 г., к 90-летию Кривошеинского района был проведен конкурс творческих работ «Я люблю свое село» по направлениям «Видеоролик», «Лучшая презентация», «Литературная работа», «Знаменитые люди» и т. д. В этом же году в Парабели проводился фотоконкурс «В объективе Парабельский район», благодаря которому в фонд центральной библиотеки поступило 172 фотографии .

Сотрудники библиотек и сами принимают участие в различных конкурсах и проектах. Например, сотрудником Нёготской библиотеки (Каргасокский район) Л. И. Гавриловой был осуществлен проект «Легенды Севера», направленный на сохранение обычаев коренных народов: «Большой праздник в национальном селькупском стиле проходил на берегу реки Акка, в местечке, где в 40-е гг. ХХ в. располагалось массовое поселение коренных народов Севера» .

В схожем направлении осуществляется работа в Тегульдетской библиотеке. Коренной малочисленный народ территории района - чулымцы (этнос, появившийся в XVII - XVIII вв., как результат смешения тюркских групп и енисейских кыргызов с мелкими группами селькупов и кетов) сегодня утрачивает свой язык, обычаи и традиции. Поэтому краеведческий отдел библиотеки взял на себя важную задачу «попытаться вызвать у них чувство гордости за свой народ и желание сохранить то, что еще могут передать будущим поколениям старожилы» . Сотрудника-

ми библиотеки были разработаны мероприятия для программы «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Томской области (2014 -2017 гг.)», направленные на сохранение и популяризацию культурного наследия чулымцев.

Значительную часть краеведческой работы занимает литературное краеведение. В библиотеках проходят литературные вечера, чтения, посвященные творчеству томских писателей, выставки их произведений, творческие встречи и презентации. При библиотеках создаются литературно-творческие объединения и клубы, объединяющие авторов и читателей. Например, «Алексеевская заимка» в Зырянской библиотеке, «Лира» библиотеки с. Красный Яр Кривоше-инского района, «Раритет» Каргасокской библиотеки, «Золотое перышко» - детский клуб литературного творчества библиотеки с. Тунгусово Молчановского района и др.

Недостаток публикаций об истории районов, достопримечательностях, природных ресурсах стал предпосылкой для начала систематической издательской деятельности.

В большинстве библиотек отсутствуют издательства, оформленные в качестве самостоятельной структуры. Издательской работой в этом случае занимаются сотрудники отделов обслуживания, автоматизации, методических и библиографических отделов. Лишь у некоторых районных библиотек имеется опыт создания и функционирования собственных издательских центров. В год библиотеки выпускают от 4 до 40 наименований печатной продукции тиражами не более чем по 50 экземпляров.

Развитие библиотечного краеведения активизировало участие библиотек в подготовке и издании краеведческой литературы. Например, в Кривошеино в

2012 г. библиотекой и муниципальным архивом был издан сборник материалов о памятниках и обелисках землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны . Памятники есть в каждом селе района и каждый из них имеет свою историю, отраженную в документах, в сборнике многие из этих материалов были опубликованы впервые. В 2012 -

2013 гг. в Каргасокской библиотеке была подготовлена серия сборников «Архитектурные юбилеи Карга-ска». На основе историко-краеведческих исследований сотрудников библиотек и архивов, педагогов, читателей создаются календари юбилейных и памятных дат, путеводители по районам области.

Библиотеки издают библиографические указатели, дайджесты, библиотечные газеты и журналы, рекомендательные списки литературы. Например, к 80-летию Асиновского района в 2012 - 2013 гг. сотрудниками библиотек была проведена масштабная работа по подготовке серии рекомендательных списков литературы: «Батуринское сельское поселение», «Новокусковское сельское поселение», «Большедороховское сельское поселение» и др. Все списки включают историко-гео-графическую справку о поселениях, снабжены вспомогательным справочным материалом.

Еще одним важным направлением издательской деятельности сельских библиотек является публикация литературных произведений местных авторов. В издательском центре «Кедр» Кривошеинской библиотеки ведется активная работа по подготовке к изда-

нию поэтических сборников поэтов-земляков, в Кар-гасокской библиотеке реализуется проект «Новое имя», в рамках которого публикуются литературные произведения писателей района. В Колпашевском районе издаются сборники с сочинениями учеников детско-юношеской литературной студии: «Первая капель», «Перекресток вдохновений», «Вестник капельской орбиты».

В настоящее время сэкономить на выпуске тиражей печатных изданий позволяет размещение их электронных версий на сайтах. Часть представленных на библиотечных сайтах изданий дублирует печатные экземпляры, часть существует только в электронном варианте. К примеру, не предполагает подготовки печатной версии литературно-художественный краеведческий интернет-журнал Каргасокской библиотеки «Таежная лира» . Его задача - познакомить читателей не только с литераторами, но и с художниками, чье творчество связано с районом, поэтому каждый номер журнала сопровождается рассказом об одном из них и подборкой репродукций картин .

У библиотек имеется опыт выпуска материалов на СБ и Б"УБ-дисках. Сотрудниками Каргасокской библиотеки в 2011 г. была подготовлена подарочная кол-

лекция СБ-дисков «Электронная краеведческая АРТ-галерея», состоящая из четырех дисков с мультимедийными презентациями, посвященными творчеству местных художников.

Проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники при осуществлении издательской деятельности - недостаточное финансирование, недостаток времени для подготовки изданий, нехватка специалистов. К тому же, технические возможности библиотек не всегда позволяют осуществить задуманное. Издательская деятельность занимает значительное место в работе сельских библиотек, работая на ее имидж, внося весомый вклад в сохранение культурного наследия края, становясь связующим звеном в передаче накопленных знаний обществу.

Важнейшая задача общественности сегодня - сохранить в культурном наследии все, что достойно памяти нынешних и грядущих поколений, а также сделать культурное наследие доступным для населения, востребованным и актуальным. Благодаря деятельности библиотек происходит сохранение и популяризация историко-культурного наследия края, знакомство с ним жителей сел и деревень области.

Литература

1. Аналитическая справка МБУК «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района в 2014 г. / сост. К. В. Красикова. Парабель, 2015. 72 с.

2. Аналитический обзор деятельности МКУ «Тегульдетская районная ЦБС» за 2014 г. Тегульдет, 2015. 38 с.

3. Деятельность библиотек Каргасокского района: аналитическая справка за 2014 г. / сост. И. В. Сурадеева, О. К. Кичигина. Каргасок, 2015. 55 с.

4. Деятельность Межпоселенческой центральной библиотеки и библиотек Томского района в 2014 г.: аналитическая справка. Зональная Станция, 2015. 24 с.

5. Дьячков А. Н. Культурное наследие // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. Л. Янина. М., 2001. Т. 1. С. 312.

6. Земля Томская: краеведческий портал. Режим доступа: http://kraeved.lib.tomsk.ru (дата обращения: 28.03.2015).

7. Информационно-аналитический обзор состояния и деятельности библиотек Кривошеинского района за 2014 г. / сост. Г. Ю. Грищенко. Кривошеино, 2015. 69 с.

8. Культурный ландшафт как объект наследия / под ред. Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой. М.: Институт наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 620 с.

9. Курьянова Т. С. Культурное наследие: смысловое поле и практика // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2011. № 2. С. 12 - 18.

10. Масяйкина Е. А. Библиотека и музей: краеведческая деятельность Центральной библиотеки Тегульдет-ского района Томской области // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. № 1(13). С. 94 - 98.

11. Муниципальные общедоступные (публичные) библиотеки Томской области: информационно-аналитический обзор состояния и деятельности за 2013 г. / сост. Т. П. Вергановичус. Томск, 2014. 118 с.

12. «Он - образ всех, погибших за Победу»: тематический сборник / сост. Н. П. Пахомова. Кривошеино, 2012. 30 с.

13. «Таежная лира» // Каргасокская межпоселенческая центральная районная библиотека. Режим доступа: http://ru.calameo.com/books/001887182ee28bf1c1b9b (дата обращения: 28.03.2015).

14. Школа краеведческих знаний // Каргасокская межпоселенческая центральная районная библиотека. Режим доступа: http://kargasoklib.sokik.ru/schkola.html (дата обращения: 31.03.2015).

Кузоро Кристина Александровна - кандидат исторических наук, доцент кафедры библиотечно-информа-ционной деятельности Института искусств и культуры Национального исследовательского Томского государственного университета, [email protected].

Kristina A. Kuzoro - Candidate of History, Assistant Professor at the Departement of Library Science, Institute of Art and Culture, National Research Tomsk State University.

Сохранение традиции христианской культуры как средство развития творческих сил, воспитания духовности и патриотизма;
Проведение ряда концертов и встреч семейного фольклорного квартета «Истоки» в городах Кузбасса по фольклору христианской тематики, чтобы учащиеся воскресных школ Кузбасской митрополии узнали и разбирались в образцах христианского творчества и относились к ним уважительно.

Цели

  1. Знакомство жителей Кузбасса с народным творчеством и народными традициями Карелии, а так же с традиционной христианской культурой.

Задачи

  1. 1. Повышение духовно-патриотического самосознания у подрастающего поколения; 2. Возрождение православных традиций в семье и пропаганда семейных устоев, исторических и культурных ценностей России;
  2. 3. Создание условий для организации работы по возрождению и сохранению традиционного христианского творчества; 4. Формирование необходимого уровня христианского восприятия мира; 5. Знакомство населения Кузбасса с образцами традиционной христианской культуры Севера Карелии;
  3. 6. Воспитание личности, знающей, уважающей историю и традиции своего народа; 7. Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия;

Обоснование социальной значимости

Христианская православная культура в нашем сознании постепенно приобретает особую наполненность и ярко выраженный смысл. И это уже не скоротечная мода на фольклор, а планомерное и осмысленное изучение национального наследия и народных традиций русского народа. Именно уважительное, бережное отношение к народному творчеству, владение знаниями из фольклорных источников и вживание в них позволяют понять сущность нации, ее этнопсихологию, способы развития. Православие наднационально и Евангелие должно быть проповедовано всем народам. Главное - об этом помнить. И именно поэтому фразу "Православная, церковная жизнь в России должна быть неразделима с традиционной культурой" хочется читать, понимать и исполнять в обратном порядке - "Традиционная культура должна быть неотделима от Православия". Путь "через фольклор к православию" - очень понятен, потому что пережит. Путь "через православие к фольклору" - гораздо более спорен - тут всё индивидуально. Важно, чтобы как можно больше людей узнали о настоящей традиционной культуре. Главной целью проекта является повышение духовно-патриотического самосознания у подрастающего поколения, возрождение православных традиций в семье и пропаганда семейных устоев, исторических и культурных ценностей России.
Создание условий для организации работы по возрождению и сохранению традиционного христианского творчества.
Формирование необходимого уровня христианского восприятия мира;
Знакомство жителей Кузбасса с лучшими образцами традиционной христианской культуры Севера Карелии;
Воспитание личности, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия.

География проекта

Целевыми группами проекта являются все население Кузбасса и Карелии, исповедующие христианство, коллективы Воскресных школ Кузбасской и Карельской митрополий по которым будет проходить маршрут творческого коллектива семейного фольклорного квартета «Истоки».

Целевые группы

  1. Дети и подростки
  2. Женщины
  3. Ветераны
  4. Многодетные семьи
  5. Молодежь и студенты
  6. Пенсионеры
  7. Лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию