История персонажа. Выпуск ежемесячного школьного периодического издания «Литературный вестник» – Вальтер Скотт. «Айвенго Описание природы англии в романе айвенго

"Айвенго" (“Ivanhoe”, 1819) - первый роман Скотта, посвящённый Англии. Роман "Айвенго" - одно из лучших произведений Вальтера Скотта. Этот роман был создан без малого двести лет назад, а события, о которых в нем рассказано, происходили в XII столетии. Однако при всём при этом "Айвенго" и в наши дни вызывает живой интерес у читателей многих стран мира. Роман написан с большим художественным мастерством, но причина его успеха кроется не только в этом, он знакомит нас с историей, помогает понять особенности жизни и нравов людей в далекие от нас времена.

Действие этого романа отнесено почти к самому началу английской истории, когда английская нация только начинала формироваться в качестве единого народа, и весьма ощущалось различие между коренным англосаксонским населением и так называемыми пришельцами-завоевателями, норманнами. "На других рубежах, - пишет Д.М. Урнов,- Вальтер Скотт продолжает разработку всё той же проблемы - столкновения местного и общегосударственного, патриархальности и прогресса. Народ, угнетаемый корыстолюбивыми феодалами, - таков стержневой образ романа, складывающийся из многих лиц, в числе которых - народный заступник Робин Гуд, выведенный под именем Локсли. Сам сюжет условен и как бы сковывает живой материал, который всё же мощной силой пробивается в эпизодах народных волнений, баронского самоуправства, рыцарских турниров" .

События, изображённые в "Айвенго", происходят в конце XII в., когда Англией правил король Ричард Львиное Сердце. Страна являлась в то время центром многих противоречий классового и национального характера. Конфликт романа сводится к борьбе мятежной феодальной знати, заинтересованной в сохранении политической раздробленности страны, против королевской власти, которая воплощала в себе идею единого централизованного государства. Этот конфликт весьма типичен для эпохи средневековья. Король Ричард Львиное Сердце в романе выступает носителем идеи централизованной королевской власти, свою поддержку черпая в народе. Символичным в этом плане является совместный штурм замка Фрон де Бефа королём и стрелками Робина Гуда. Народ вместе с королём против мятежной толпы феодалов -- таков идейный смысл этого эпизода.

"Здесь, - по мнению А. Бельского, - сказалась мечта народа о добром и справедливом короле, который не чурается общения с простым людом. Исторический Ричард был жестокий тиран, облагавший народ непомерными налогами. Но в данном случае Скотт стремился к созданию не столько образа реального исторического лица, сколько образа короля, близкого фольклорным традициям" .

Многие образы и сцены романа имеют фольклорное происхождение. Таков образ брата Тука - веселого монаха, любителя выпить и плотно поесть. Герой этот вносит в роман стихию народного юмора и бытового комизма, а жизнелюбие и беззаботное отношение к вопросам религии роднит его с шекспировскими персонажами.

Как отмечает А. Бельский, "на сюжетных мотивах английских народных баллад основан, по свидетельству самого Вальтера Скотта, эпизод пиршества брата Тука с путешествующим инкогнито королём" . Сам Вальтер Скотт в качестве источника легенды ссылается на публикацию под заголовком "Король и отшельник" в собрании произведений древней литературы, составленном объединёнными усилиями сэра Эгертона Бриджа и мистера Хейзлвуда, выходившим в виде периодического издания под названием "Британский библиограф", перепечатанную Чарлзом Генри Хартшорном, издателем книги "Старинные повести в стихах, напечатанных главным образом по первоисточникам", 1829 г. Речь шла о короле Эдуарде (судя по характеру и привычкам, Эдуарде IV). Само имя Айвенго было подсказано автору старинным стихотворением, где упоминались три поместья, отнятые у предка знаменитого Хемпдена в наказание за то, что он ударил Черного принца ракеткой, поссорившись с ним во время игры в мяч:

"Тогда был в наказанье взят

У Хемпдена поместий ряд:

Тринг, Винг, Айвенго. Был он рад

Спастись ценой таких утрат" .

Это имя, как признается Скотт, "соответствовало замыслу автора в двух отношениях: во-первых, оно звучит на староанглийский лад; во-вторых, в нем нет никаких указаний относительно характера произведения" . А Скотт, как известно с его же слов, был против "захватывающих" заглавий .

Чудовищное имя барона Фрон де Беф было подсказано Окинлекской рукописью, приводящей "имена целой орды норманнских баронов" . Сюжетом "Айвенго" во многом движет вражда между приближенным короля Ричарда рыцарем Айвенго и зловещим храмовником Брианом де Буагильбером. Важную роль в развитии сюжета играет также эпизод пленения Седрика Сакса и его спутников воинами де Браси и Буагильбера. Наконец, нападение стрелков Робина Гуда на Торкилстон, замок Фрон де Бефа, мотивируется их стремлением освободить пленных. Видно, что в событиях, показанных Скоттом, казалось бы, частного характера, отражаются конфликты исторического масштаба.

Фабулу романа составляет непризнанная любовь Ревекки к Айвенго, а не любовная коллизия Айвенго-Ровена. Последняя - бледна, анемична, условна, в то время как подлинной героиней романа является дочь еврея-ростовщика.

Скотт верен объективным фактам истории, показывая травлю еврея в условиях Средневековья, даже со стороны социально униженного саксонского шута. Но он всем содержанием своего романа осуждает расовое неравенство, национальную ненависть к угнетённому народу. Характерно, что еврея Исаака травит и дразнит принц Джон, не стесняющийся занимать у него деньги, а на защиту еврея встает рыцарь Айвенго - сторонник Ричарда, человек, за плечами которого автор. Показательно, что чувства и волю Ревекки насилует рыцарь-храмовник Буагильбер, а заступается за Ревекку крестьянин калека Хигт. Автор сочувствует этим людям.

Исаак у Скотта - классовый, а не расовый персонаж. Он - ростовщик и его ростовщичество на первом плане. Правда, на его долю выпадает комическая роль, но этот комизм отступает на задний план в сценах, где изображается страдание Исаака-отца, и здесь проявляется свойственная Скотту художественная правдивость.

Ревекка опоэтизирована в романе и поставлена в центр повествования. Её жизнь, её приключения, её любовь, непозволительная с точки зрения средневековой морали, её великодушие и порыв объективно составляют стержень романа. Её физическая привлекательность сочетается с нравственной: еврейка нежна, великодушна, отзывчива к человеческому горю, помнит добро и сеет добро сама, она человечна в лучшем смысле слова.

В ней воплотились лучшие черты народа и, прежде всего, стойкость в жизненной борьбе. Ревекка сильна, смела, обладает твердой волей и силой характера, готова на смерть - так она ценит своё человеческое достоинство, честь, и это спасает её в грозную минуту беседы с храмовником.

Некоторая индивидуализация характера, более яркая в сравнении с иными "героями" романов, Скотта обусловлена тем, что образ Ревекки, рисуется автором как образ трагический. Несчастье девушки в том, что она любит, не будучи любимой, и любима, при этом не любя. В первом случае это - Айвенго, во втором - рыцарь храма Буагильбер. Характерно и само композиционное построение романа, при котором после встречи с любимым следует, как правило, встреча с нелюбимым Брианом. И это позволяет автору каждый раз раскрыть какие-то новые черты психологического портрета героини.

Скотт любит и поэтизирует образ Ревеки - противопоставляя ей не менее колоритного и романтизированного человека с демоническими страстями храмовника Бриана.

Крестоносец, одержимый любовным наваждением, в тоске готов продать и себя, и веру своих отцов. Ревекка же неизменно и последовательно сохраняет своё человеческое и национальное достоинство, заявляя, что никакие угрозы и даже угроза смерти не заставят её пойти против совести и предать веру отцов.

Гуманистическое содержание романа, трезвость политического мироощущения Скотта проступает и в изображении рыцарей и рыцарства. Скотт с любовью прибегает к геральдике, дает понятие о рыцарском этикете, традициях, словом сознательно воссоздает весь необходимый внешний колорит эпохи, никогда не теряя, однако способности трезвой логической оценки происходящего.

«Айвенго» имел большой успех при появлении и, можно сказать, дал автору право самому предписывать себе законы, так как с этих пор ему позволяется изображать в создаваемых им сочинениях как Англию, так и Шотландию.

Образ прекрасной еврейки возбудил сочувствие некоторых читательниц, которые обвинили автора в том, что, определяя судьбу своих героев, он предназначил руку Уилфреда не Ревекке, а менее привлекательной Ровене. Но, не говоря уже о том, что предрассудки той эпохи делали подобный брак почти невозможным, автор позволяет себе попутно заметить, что временное благополучие не возвышает, а унижает людей, исполненных истинной добродетели и высокого благородства. Читателем романов является молодое поколение, и было бы слишком опасно преподносить им роковую доктрину, согласно которой чистота поведения и принципов естественно согласуется или неизменно вознаграждается удовлетворением наших страстей или исполнением наших желаний. Словом, если добродетельная и самоотверженная натура обделена земными благами, властью, положением в свете, если на её долю не достаётся удовлетворение внезапной и несчастной страсти, подобной страсти Ревекки к Айвенго, то нужно, чтобы читатель был способен сказать -- поистине добродетель имеет особую награду. Ведь созерцание великой картины жизни показывает, что самоотречение и пожертвование своими страстями во имя долга редко бывают вознаграждены и что внутреннее сознание исполненных обязанностей даёт человеку подлинную награду -- душевный покой, который никто не может ни отнять, ни дать.

Творчество Вальтера Скотта - важный этап в развитии ли­тературного процесса в Англии, отразивший переход от ро­мантизма к реализму.

Творческий метод и стиль романов Скотта - явление сложное. Скотт опирался на достижения писателей XVIII в., считая своим учителем Филдинга. Однако он жил в иную эпоху, и творчество его знаменовало новый этап в развитии романа. Не уступая своим предшественникам в художест­венном мастерстве. Скотт превосходит их не только глуби­ной своей исторической концепции, но и более совершенным способом построения романа и раскрытия характеров. Ро­мантизм в творчестве Скотта своеобразно сочетается с ярко выраженными реалистическими тенденциями. Исследовате­ли отмечают, что Скотт включил «романтическое» в круг реального".

В мировую литературу Вальтер Скотт вошел как создатель исторического романа.

С присущей ему глубиной Скотт отобразил жизнь самых различных эпох, начиная со средних веков и кончая тем вре­менем, когда жил он сам. Скотт увидел «тайну жизни» совре­менного ему общества в его переходном характере.

Писатель жил на рубеже XVIII и XIX вв., в ту переломную эпоху, когда феодальные отношения сменялись буржуазными. Феодально-патриархальная Шотландия уходила в прошлое; на смену ей приходила Шотландия буржуазно-помещичья. Смена эпох обостряла интерес к прошлому, к истории, поро­ждала стремление разобраться в закономерностях ее развития. Величие и сила Скотта заключаются в том, что он соединил в своем творчестве изучение истории с философским осмысле­нием событий прошлого и блестящим художественным мас­терством романиста.

Вальтер Скотт родился в столице Шотландии

Отец Скотта был известным адвокатом. Изучению юриспруденции сразу же после окончания школы посвятил себя и будущий писа­тель. Работая в конторе отца, он познакомился с шотландским и английским законодательством. Недолгая адвокатская прак­тика, связанная с разъездами по стране, работа секретаря эдин­бургского суда и шерифа одного из округов Шотландии - все это помогло молодому Скотту познакомиться с жизнью и не прошло бесследно для будущего романиста. Прошлое родины вызывало живой интерес у Скотта. Он начинает собирать памятники шотландского фольклора, записывает баллады и песни, посещает места исторических событий, изучает исто­рию Шотландии, Англии и других европейских стран.

Народное творчество вдохновило Скотта на создание романтических баллад

Однако оно было лишь подготовительным этапом к созданию знаменитых романов.

В своих романах Вальтер Скотт обращался к значитель­ным историческим событиям. Он показал столкновение соци­альных сил в различные эпохи. Скотт более глубоко, чем ка­кой-либо писатель до него, раскрыл роль социальных кон­фликтов в истории человечества.

Велика заслуга писателя, сумевшего показать народные движения, создать значительные народные характеры. Всей логикой развертывающихся в его романах событий Скотт под­черкивал зависимость судьбы отдельного человека от хода истории; он обладал способностью раскрывать характер каж­дого действующего лица как характер, определяемый историче­ской эпохой. Вместе с тем он прекрасно передал особенности быта людей, их обычаи и нравы, колорит страны и эпохи.

Своеобразие исторических романов Скотта определяется его мировоззренческой позицией. Мировоззрение писателя было противоречивым. Он придерживался консервативных взглядов, поддерживал правительство тори и был сторонни­ком конституционной монархии. Объективно Скотт призна­вал право народа на борьбу против угнетения, но он опасал­ся революционных преобразований, и его пугала идея наро­довластия.

За свою жизнь Скотт написал 28 романов, несколько по­вестей и рассказов. Многие его романы посвящены истории Шотландии: это так называемые шотландские романы(«Роб Рой») и истор прошлое Англии в романах «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.

И все же главное в романах Скотта не изображение быта и нравов, а изображение истории в ее движении и развитии. В предисловии к роману «Айвенго» Скотт писал, что для вос­произведения исторического прошлого вовсе не обязательно пользоваться архаизированным языком и делать человеческие чувства примитивными. Он подчеркивал, что романист дол­жен рассматривать историю с позиций человека своего време­ни. Этой точки зрения Скотт последовательно придерживался в своем творчестве. Проблематика его романов всегда значи­тельна, и о какой бы эпохе он ни писал, он осмысливает ее с точки зрения современности. Каждый из романов Скотта открывает перед читателем целый мир важных исторических событий и больших человеческих чувств. В своем единстве его романы составляют грандиозную панораму жизни Англии и Шотландии на протяжении нескольких столетий, от конца XII до начала XIX в.

С историей утверждения феодальных отношений в средне­вековой Англии связано действие романа «Айвенго». Собы­тия происходят в конце XII в. Это был период борьбы между англосаксами, жившими на территории Англии уже несколь­ко веков, и завоевателями - норманнами, завладевшими Анг­лией в конце XI в. Борьба усложнялась социальными проти­воречиями между крепостным крестьянством и феодалами (как норманнами, так и англосаксами). В этот же период шла борьба за централизацию королевской власти, борьба короля Ричарда против феодалов. В романе Скотта и представлена эта сложная эпоха.

Многообразна галерея действующих лиц романа: предста­вители старой англосаксонской знати (Седрик, Ательстан), нормандские феодалы и рыцари (Фрон де Беф, де Мальвуазен, де Браси), крестьяне-рабы (Гурт и Вамба), церковники (аббат Эймер, великий магистр Лука Боманоар, монахи), король Ричард Львиное Сердце, ведущий борьбу против феодальной клики, возглавляемой его братом принцем Джоном. Скотт дает острые социальные характеристики феодалов-угнета­телей, рисует реалистическую картину жестокости феодаль­ных порядков и нравов.

Уже в самом начале повествования подчеркнут контраст между красотой величественной природы и условиями жизни народа. Две человеческие фигуры возникают на фоне лесного пейзажа; на шее каждого из них надеты металлические коль­ца, «вроде собачьего ошейника, наглухо запаянного». На од­ном написано: «Гурт, сын Беовульфа, прирожденный раб Сед­рика Ротервудского»; на другом - «Вамба, сын Уитлисса Без­мозглого, раб Седрика Ротервудского». Крестьяне-рабы ведут разговор о положении дел в стране. «У нас остался только воздух, которым мы дышим, - говорит Гурт, - да и его у нас не отняли потому только, что иначе мы не были бы способны выполнять работу, наваленную на наши плечи».

В народных сценах и в народных характерах отчетливо проявилась связь творчества Скотта с фольклорной традици­ей. Прежде всего это чувствуется в образе Робина Гуда, соз­данного на основе народных преданий. В соответствии с на­родными балладами и песнями Скотт описал Робина Гуда как подлинно народного героя, борца с несправедливостью. В традициях английского народного творчества написаны сце­ны стрельбы из лука, поединка на дубинках в лесу. В духе народной поэзии даны и образы отважных стрелков Робина Гуда, в частности веселого шутника и балагура, бесшабашно­го монаха Тука, борющегося на стороне крестьян. Любитель выпить и обильно поесть, Тук заставляет вспомнить шекспи­ровского Фальстафа

Скотт создал новое худ. мышление лит-ры нового времени. Вперед двинулась фил-ия истории. С. совершил перелом, открыл европейцам их собственную историю, прошлое, мир средневековья. Творческий метод – сложное сочетание преобладающего начала романтизма с ярко выраженными тенденциями реализма. Фантастика в романах связана с поверьями народов и особенностями его мировоззрения в каждую из описываемых эпох. Достоинство ист. романа Скотта – прием соединения описания частной жизни с истор. событиями. С. никогда не ставил личность над обществом, подчеркивал зависимость судьбы отдельного чел-ка от хода развития истории. «Айвенго» (1819), действие романа в конце 12 в., борьба между англосаксами и завоевателями нормандцами. Побеждают нормандцы, что исторически закономерно, победа означает победу нового общ. порядка. Рисует реалистическую картину жестоких феод. порядков и нравов. Средневековье в романе – кровавый и мрачный период. Образ короля Ричарда идеализирован, в этом консерватизм Скотта, это повлекло за собой романтизацию. Реалистично передан народ и его вожаки – Робин Гуд (Локсли). Но на мастерски воссозданном истор. фоне, при сравнении с галереей оригинальных и блестящих образов, проигрывают центральные герои – Айвенго, Ровена. Много истор. Деталей, подробности – истор. колорит

Вальтеру Скотту свойственна особая композиция романов – он выносит на первый план жизнь народа, показывает реальную картину жизни. Более ярко воспроизводит картину исторических событий. Айвенго – многоплановы остросюжетный роман со множеством действующих лиц, представляющих разные прослойки того времени. В романе замешаны вымышленные персонажи и реальные исторические фигуры. Достоверность придают описания обстановки, одежды, фольклора. Реализм соединяется с романтическим началом, которое проявляется в интересе к Средневековью.

Айвенго представляет собой роман о Средневековье времен Ричарда «Львиное Сердце». Повествование идет неспешно, подробно рассказывается о героях романа, подробные детали. Ричард Львиное сердце появляется в романе как Черный рыцарь, но его тайна раскрывается только в конце. Герои описаны довольно романтически.

Айвенго в любой ситуации поступает согласно чувству долга, хранит верность любимо Ровене. Он сжалился над Исааком, уступил ему место у очага, побеждает в нескольких поединках рыцарей-храмовников, спасает красавицу Ревеку, не изменяя рыцарским понятиям чести. Т. е. Айвенго представлен как идеальный романтический герой, практически без недостатков.

Любовь Айвенго . Он влюблен в Ровену, но судьба его распорядилась так, что он встретил Ревеку, которая возможно превосходит Ровену, она более отважная, благородная. Но т. к. Айвенго идеальный романтический герой он не может забыть свою возлюбленную несмотря на то, что думает о Ревеке.

Есть еще один романтический герой – Ричард Львиное сердце . Романтического Ричарда больше всего привлекает слава бродячего рыцаря, нежели победа во главе стотысячного войска. Истинный Ричард Львиное сердце, как историческая личность, вовсе не был романтическим героем, но Вальтер Скотт ввел его именно как еще одного романтического героя, который следует понятиям о рыцарской чести. В те времена рыцарскими понятиями запрещалось совершать насилие над беспомощным рыцарем. Рыцарю трудно оставаться в бездействии, когда вокруг него совершаются доблестные подвиги. Айвенго, несмотря на ранения, последовал за Ричардом, чтобы помочь ему. Самое страшное преступление – это измена чести и долгу. Построение романа. Автор в результате наказал преступников смертью, от того, что действовали не по правилам рыцарства.

Очень ярки женские образы . Образ Ревеки более яркий, чем белокурой Леди Ровены, которая предтавляет собой типичный образ прекрасной дамы. А образ Ревеки более сложен, пославленная в особое положение в силу своего происхождения, она является более гордой, смелой, мужественной. Она иначе оценивает битву под стенами замка. Айвенго считал, что рыцари должны бросаться в бой, а для нее это было страшно. Она тайно влюблена в Айвенго. Она врачует раны, исцеляет больных. У нее свои понятия о чести, именно она в ситуации выбора между жизнью и смертью ведет споры с храмовником о судьбе. Она способна объективно и поэтически оценить характер своего похитителя Буагильбера. Ей не суждено быть счастливой. Она воплощает идею автора, что самопожертвование не может быть вознаграждено. Образ Ровены немного расплывчат по сравнению с Ревекой, она не столь стойко переносит все трудности, когда она узнала, что ей придется выйти замуж за нелюбимого, она начинает плакать. А Ревека в подобной ситуации поступила смелее – она хотела сброситься с огромной высоты – она более смелая и образ ее более многогранен.

Бриан де Буагильбер . Очень яркий образ. Предстает как суровый, жесткий человек. Видно его отношение к церкви, его вера. Несмотря на свой титул священного лица он достаточно пошло говорит о саксонской принцессе Ровене, совершенно не как духовное лицо. И мы видим его не как положительного персонажа. Но потом он влюбляется в Ревеку, видна его внутренняя борьба. Он готов отказаться от своего титула, имени, он готов бросить себя, опозорить ради своей страсти. На турнире, когда решается жизнь Ревеки он подходит к ней и делает последнюю попытку бежать с ней, но она отказывается и что может быть не очень правдоподобно, умирает потом от душевных переживаний, что явно показывает романтическую линию (он погибает). В результате Ричард получил память потомков, Айвенго – любовь возлюбленной, Ревека – чистую совесть.

Предлагаю два урока по роману «Айвенго» английского писателя Вальтера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская литература лишь одна ветвь мировой культуры, и ее нужно изучать в тесной связи с зарубежной литературой. Поэтому произведениям из мировой литературы должно отводиться немаловажное место, тем более, что учащиеся проявляют интерес к произведениям зарубежных авторов.

Предлагаю два урока по роману «Айвенго» английского писателя Вальтера Скотта.

Урок 1

Тема : Вальтер Скотт. Сведения о жизни и творчестве английского писателя. Исторический роман «Айвенго».

Цель : познакомить учащихся с жизнью и творчеством Вальтера Скотта, его романом «Айвенго»; дать понятие исторического романа; развивать умение на слух воспринимать материал; воспитывать интерес к литературе и культуре других народов.

Оборудование: электронная презентация жизни и творчества В. Скотта; иллюстративный материал.

Ход урока.

I Организационный этап.

II Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  1. Слово учителя. (слайд 1)

Русский критик В.Г. Белинский сказал о Вальтере Скотте: «Вальтер Скотт создал, открыл, угадал эпопею нашего времени – исторический роман».

Задача сегодняшнего урока – подтвердить слова В.Г. Белинского самостоятельно подобранным материалом и фактами, взятыми из лекции учителя.

III Работа по теме урока.

  1. Мини-лекция учителя

(слайд 2)

Вальтер Скотт вошёл в историю европейской литературы как основатель жанра исторического романа. В 1814 году в Англии вышел в свет роман «Уэверли, или Шестьдесят лет тому назад» (в некоторых переводах «Вэверлий»)

(слайд 3)

За 18 лет Вальтером Скоттом написано 30 романов, не считая поэм и баллад (среди них – романы «Пуритане» (1816), «Роб Рой»(1818), «Айвенго»(1819), «Квентин Дорвард» и др.)

Исторические романы Вальтера Скотта читатели встретили с увлечением, они привлекали и описанием природы, и живым, образным, ярким языком.

(слайд 4)

Высоко отзывались о романах Скотта английский поэт Байрон, немецкий поэт и просветитель Гёте, русский писатель Ф.М. Достоевский и многие другие (Вильям Теккерей – английский писатель, Роберт Бернс – английский поэт, А.С. Пушкин – русский поэт и писатель.) Гёте писал: «Следовало бы, собственно, всегда читать только то, что вызывает наше восхищение, … теперь я чувствую это, читая Вальтера Скотта Да, в самом деле, здесь всё значительно: материал, содержание, характеры, изложение. И какая правдивость деталей при выполнении!» (о романе «Роб Рой»)

Что значит жанр исторического романа?

(слайд 5)

Исторический роман – это эпическое прозаическое произведение, в котором в художественной форме воспроизведены события и герои определённого исторического периода.

(слайд 6)

Основные особенности исторического романа:

  • эпический жанр;
  • сюжет – изображение событий определённой эпохи;
  • опора на исторические источники;
  • соединение исторических фактов с художественным вымыслом;
  • герои – исторические и вымышленные личности;
  • автор объективно показывает исторические события, но имеет свой взгляд на них;
  • язык романа характерен для эпохи автора.

(слайд 7)

Образцами исторического романа являются: в английской литературе «Айвенго» Вальтера Скотта, во французской – «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго.

  1. Сообщения учащихся по биографии писателя.

(слайд 8)

Портрет В. Скотта (1771-1832гг)

а) детские и юношеские годы В. Скотта

(слайд 9)

б) учёба в Эдинбургском университете

(слайд 10)

в) последние годы жизни

(слайд 11)

  1. Общая характеристика романа «Айвенго»».

(слайд 12)

Главная прелесть романов Walter Scott состоит в том, что мы знакомимся с прошедшим временем.

Наиболее известным романом Вальтера Скотта является «Айвенго» (1819г), названный именем главного героя. Айвенго – вымышленный герой, но события, в которых он принимал участие, настоящие. Они происходили в XII веке.

(песня Вл. Высоцкого)

События в романе разворачиваются 4-ьмя сюжетными линиями:

(слайд 13)

  • история рыцаря Айвенго (после участия в крестовых походах он возвращается в Англию. На его родине идёт ожесточённая война между коренным населением – саксами (к ним относится и Айвенго) и норманнами. Айвенго – участник всех основных моментов романа: рыцарского турнира, штурма замка – твердыни норманнских рыцарей и битвы с Буагильбером за честь Ревекки. Он всегда победитель. История Айвенго заканчивается свадьбой).
  • борьба короля Ричарда I за трон с принцем Джоном (братом Ричарда) и феодалами:

(король Ричард Львиное Сердце – реальное историческое лицо (1157-1199гг). Вальтер Скотт его идеализировал. На самом деле он жесток, довёл страну разорения. В романе же это мудрый правитель).

  • история гонимого еврея Исаака и его красавицы дочки Ревекки;
  • приключения Локсли – «благородного разбойника» (этот образ взят из английских народных баллад о Робине Гуде).
  1. Вопросно-ответная беседа по первым главам романа (1-5 главы)

В романе даётся удивительно широкая картина жизни Англии XII века.

  • с чего начинается роман? С какими героями знакомит нас автор? (первыми героями являются крестьяне, рабы феодала Седрика Саксонца, - пастух-свинопас Гурт и шут Вамба).
  • Кого они встречают на лесной дороге? (крепостные саксонцы встречают надменного и жестокого рыцаря-крестоносца Бриана де Буагильбера (храмовника, рыцаря Храма) и его спутника – настоятеля монастыря приора Эймера, хитрого чревоугодника, распутника в рясе « - Ты вздумал ещё спорить со мной, раб, - сказал воин и, дав шкоры лошади, заставил его перескочить через дорогу, а сам между тем поднял хлыст, который он держал в руках, с намерением покарать эту мужицкую наглость.

Гурт метнул на него злобный и мстительный взгляд и с угрозой, хоть и нерешительно, ухватился за рукоятку своего ножа»… (гл. 2)).

В этой сцене находит отражение многовековая вражда между феодалами и их крепостными.

  • Кто такой Седрик, леди Ровена, Ательстан? Какой план вынашивал Седрик Саксонец?

(слайд 14)

(Ательстан был феодалом королевской крови, но ленив и неповоротлив.

Седрик хотел выдать за него замуж свою воспитанницу леди Ровену – богатую – и посадить Ательстана Коннингсбургского на английский престол. Видя взаимную привязанность своего сына Уильфреда Айвенго и леди Ровены, Седрик отказал сыну от дома и лишил его наследства.)

IV Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Какие записи вы успели сделать?
  • Какие особенности исторического романа можно выделить, прочитав первые главы?

V Домашнее задание : просмотреть главы 7-8, 12, 29, 43-44. Индивидуальные задания: краткий пересказ (1-ый ученик – глав 13-28; 2-ой ученик – глав 34-37).

Урок 2

Тема : Широкая панорама жизни средневековой Англии. История и судьба человека: Айвенго, его преданность, честность, благородство.

Цель : совершенствовать умения и навыки анализа текста; развивать навыки характеристики героя; воспитывать уважение к людям, имеющим чувство собственного достоинства.

Оборудование : портрет В. Скотта, электронная презентация, распечатка отдельных глав романа.

Ход урока.

I Организационный этап урока.

II Реализация 1-ой части домашнего задания.

(слайд 1)

  • Почему роман «Айвенго» можно назвать историческим романом? Ответьте, опираясь на первые главы романа.

III Постановка целей и задач урока Мотивация учебной деятельности учащихся.

(слайд 2)

«Век наш – по преимуществу исторический век. Историческое созерцание могущественного и неотразимого проникло собою все сферы современного сознания,» - писал В.Г. Белинский в 1842 году. Эти слова в полной мере можно отнести к роману В. Скотта «Айвенго». В изображении быта, нравов Скотта проявляет себя замечательным мастером: он переносит читателя в обстановку изображаемой эпохи, добросовестно воспроизводя обычаи, бытовые вещи, оружие, привычки людей. Наша с вами задача – познакомиться с прошлым Англии XII века, с периодом раннего средневековья, какие складывались между ними отношения.

IV Работа по теме урока . Групповая работа с текстом на основе опережающего домашнего задания.

  1. Слово учителя.

Турнир, который устраивал принц Джон, привлекал и богатых, и бедных. Место турнира чрезвычайно живописно. Это обширная поляна в расстоянии 1 мили от города Ашби. Турнир длился несколько дней.

(слайд 3)

  1. Вопросно-ответная беседа.
  • Герольды прочитали правила рыцарского турнира. Каковы эти правила? Прочитайте их.

(глава 12)

  • Как ведёт себя Айвенго на турнире? Соответствуют ли его поступки правилам рыцарской чести?

(Да, соответствуют. Айвенго великодушен. Когда в первый день турнира во время его 4-ой схватки с Гранменилем, у того лошадь шарахнулась в сторону, Айвенго «вместо того, чтобы воспользоваться таким выгодным обстоятельством, поднял копьё и поехал мимо. Вслед за тем он воротился на своё место в конце арены и через герольда предложил Гранменелю ещё раз померяться силами. Но тот отказался, признав себя побеждённым не только искусством, но и любезностью своего противника» (глава 8). Айвенго смел выступить против сильного, ловкого Бриана де Буагильбера.)

  • На чьей стороне Айвенго? Зависит ли его личная судьба от исторических событий, участником которых он был, в частности от рыцарского турнира?

(Айвенго ни с саксонцами, к которым принадлежит сам, ни с норманнами – он с королём Ричардом Львиное Сердце, который стремится к миру в стране.)

Его судьба зависит от рыцарского турнира. Его личная судьба. Ведь леди Ровена сказала пилигриму, у них остановившемуся, что «если приз достанется Ательстану Конингсбургскому, Айвенго рискует услышать недобные вести по возвращению в Англию» (глава 6)

  1. Краткий пересказ следующих глав (глава 13-28).

(Мы уже знаем, чем закончился рыцарский турнир, на котором присутствовал и сэр Седрик, и еврей Исаак, и его дочь Ревекка. Именно Ревека уговорила отца взять раненого Айвенго. И вот когда они ехали из Йорка в Донкастер, нанятая Исааком стража, услыхав о разбойниках, разбежалась.

В это время по лесной дороге ехали сэр Седрик, Ательстан и леди Ровена со свитой. Они согласились взять Исаака с дочерью и раненым Айвенго с собой.

Но на них напали разбойники и взяли в плен. (Этими разбойниками были Бриан де Буагильбер и рыцарь де Брасси). Они привезли пленных в замок барона Реджинальда Фрон де Бефа, норманна, люто ненавидевшего саксонцев. Пленников посадили в разных комнатах: сэра Седрика и Ательстана – вместе, Ревекку – в отдельной комнате, леди Ровену – в другов крыле замка в отдельной комнате, Айвенго также в отдельной комнате, и только Исаака бросили в подвал, в темницу.

Вамбе, шуту сэра Седрика, удалось избежать плена. Он нашёл своего друга Гурта, свинопаса сэра Седрика, и Локсли - предводителя лесных разбойников. Чтобы освободить пленников, они решили напасть на замок Торкильстон, принадлежавший Фрон де Бефу. С ними был и Чёрный Рыцарь.)

(слайд 4-5)

  1. Вопросно-ответная беседа:
  • Как вы думаете, почему у осаждавших нет ни флагов, ни знамён?

(Это лесные разбойники, или йомены, под предводительством Локсли, то есть Робен Гуда)

  • Кто выделяется среди осаждавших?

(Рыцарь, облачённый в чёрные доспехи)

  • Кто это был, как вы думаете?

« Я отдал бы 10 лет жизни… за один день битвы рядом с этим доблестным рыцарем и за такое же правое дело!» - с восхищением говорит Айвенго.

  • О каких Законах рыцарства говорит Айвенго? Прочитайте их (глава 29) и запишите в тетрадь

(слайд 6)

(Законы Рыцарства)

  1. Краткий пересказ следующих глав (глава 34-37)

(Бриану де Бруагильберу удалось спастись после штурма замка. Он нашёл себе приют в пресептории Темплстоу – это обитель рыцарей Святого Храма. Туда он привёз и Ревекку, привёз как свою пленницу. Но храмовникам нельзя иметь ни жены, ни любовницы. Туда приехал гроссмейстер Бомануар, строго придерживающийся правил ордена. Он узнал, что в пресептории находится девушка, и решил покарать виновных, а именно: Буагильбера. Но это был один из смелых, мужественных рыцарей Храма, к тому же пользующийся большой популярностью не только среди рыцарей, но и среди жителей, которые поддерживали норманнов, то всё представили так, будто Ревекка – колдунья, сумевшая околдовать Бриана де Буагильбера. И судить стали не храмовника, а Ревекку – её присудили сжечь на костре. Но дали отсрочку: если до заката найдётся ей заступник, который сразится с сильнейшим рыцарем ордена, то есть с Буагильбером, то она будет помилована.)

  1. Вопросно-ответная беседа по главе 43.
  • Нашёлся ли заступник для Ревекки? Кто это был?
  • Почему зрители были разочарованы, увидев его, а Буагильбер, надменный, жестокий, отказался с ним драться?

(И лошадь, и всадник были очень слабы то ли от усталости, то ли от слабости.)

  • Перескажите сцену схватки Айвенго с храмовником от слов: «Но Айвенго уже поскакал на своё место…» до конца главы.

В это время появился Чёрный Рыцарь, а «за ним – многочисленный отряд конных воинов и несколько рыцарей в полном вооружении».

IV . Обобщение и вывод.

  1. Чем заканчивается роман? Почему именно так В. Скотт заканчивает своё произведение?

(Роман заканчивается семейной идиллией – свадьбой Айвенго и леди Ровены. Именно в семье – спасение от хаоса и конфликта между народами.)

  1. Заключительноеслово учителя.

Но у нас нет уверенности, что жизнь Айвенго и леди Ровены будет спокойная, тихая, размеренная. Ведь он рыцарь, воин, борец с неправдой, ложью, несправедливостью. Айвенго не с саксонцами, не с норманнами, он с королём Ричардом.

(слайд 7)

(последние кадры фильма)


Издательство:

Hurst, Robinson, and Co.;
Archibald Constable and Co.

в Викитеке

«Айвенго» - первый роман Скотта, действие которого происходит за пределами Шотландии . События приурочены к 1194 году - через 130 лет после битвы при Гастингсе , в результате которой саксы были покорены норманнами .

Предыстория

«Айвенго» - первый роман, в котором Скотт обращается к чисто английской культуре, изображая вражду саксов и норманнов во время правления Ричарда I . Дж. Г. Локхарт в своём труде «Жизнь Вальтера Скотта» (англ. Life of Sir Walter Scott ; 1837-1838) предполагает, что решение обратиться к средневековой Англии было вызвано «послеобеденной беседой» писателя с другом Уильямом Клерком, привлекшим внимание Скотта к неприязни двух народов Англии. Клерк отметил, что слова, используемые для названия пород домашнего скота, в английском языке имеют англо-саксонские корни (например, sheep - «овца», pig - «свинья», cow - «корова»), а для обозначения приготавливаемых из них блюд применяются заимствованные из французского термины (mutton - «баранина », pork - «свинина », beef - «говядина »). Эта иллюстрация подчиненности саксонцев землевладельцам-норманнам упоминается в «Айвенго».

Скотт хотел, что бы роман был опубликован без указания авторства. Ему было любопытно, узнает ли общественность «автора „Уэверли “», а кроме того, он надеялся опубликовать один за другим «Айвенго» и следующий роман «Монастырь », чтобы конкурировать на литературном поприще с самим собой. Отказаться от этого плана его убедил издатель Арчибальд Констебл, опасавшийся, что два романа нанесут ущерб продажам друг друга .

Сюжет

По завершении третьего крестового похода многие рыцари возвращаются в Европу . Король Ричард Львиное Сердце в плену у австрийского герцога Леопольда . Принц Джон сеет смуту в стране между норманнами и саксами и ведет интриги против короля, надеясь заполучить власть. Седрик Ротервудский, богатый землевладелец, в надежде возродить былое могущество саксов намеревается поставить во главе их сэра Ательстана, потомка короля Альфреда . Апатичный Ательстан не вызывает ни у кого доверия, и Седрик, дабы придать ещё большего веса его фигуре, мечтает женить его на своей воспитаннице, прекрасной леди Ровене, предком которой тоже является король Альфред Великий. Но на пути к заветной мечте старого тана встал его сын Уилфред Айвенго, полюбивший Ровену. Седрик, верный своему идеалу, изгнал его из отчего дома и лишил наследства.

Двое слуг Седрика, свинопас Гурт и шут Вамба, встречают прелата Эймера и рыцаря-храмовника Бриана де Буагильбера, направляющегося со свитой на рыцарский турнир в Ашби. Застигнутые в дороге непогодой, рыцарь и приор являются к Седрику. Приют в доме гостеприимного тана получают также пилигрим, возвращающийся из святой земли, и еврей Исаак из Йорка. Буагильбер, вернувшийся из Палестины , рассказывает о боях за Гроб Господень . Пилигрим рассказывает о турнире в Акре, где победителями оказались рыцари саксонского происхождения, но умалчивает об имени шестого рыцаря. Буагильбер заявляет, что это был Уилфред Айвенго, победивший его самого и заявляет, что в следующий раз победит Айвенго. По окончании трапезы леди Ровена, воспитанница Седрика, расспрашивает пилигрима о судьбе её возлюбленного Айвенго. Пилигрим сообщает, что Айвенго движется в Англию через недружественные земли Франции, но когда он прибудет неизвестно.

Утром пилигрим поднимает Исаака и сообщает ему, что вечером он слышал, как храмовник Бриан де Буагильбер приказал своим невольникам-палестинцам схватить еврея и отвезти его в замок Фрон де Бефа. Пилигрим с Исааком покидают поместье Седрика. Достигнув Ашби, благодарный Исаак сообщает пилигриму, что увидел у него рыцарские шпоры и предлагает ему занять боевого коня, оружие и рыцарские доспехи для предстоящего турнира у одного из его друзей.

Начинается турнир в Ашби. На турнир съехалась вся знать Англии, в том числе и принц Джон с приближёнными. Принц публично показывает свою дерзость и неприязнь к саксам. Пятеро рыцарей-зачинщиков вызывают всех на бой. Все соглашаются биться только тупым оружием, храмовника никто не решается вызвать. Появляется некий рыцарь Лишённый Наследства, как он сам себя назвал. Он побеждает всех зачинщиков одного за другим и провозглашается победителем первого дня состязаний, ему выпадает честь выбрать среди знатных дам Царицу любви и красоты. Победитель выбирает леди Ровену.

Вечером к палатке победителя являются слуги побежденных вместе с конями и доспехами хозяев, которые по правилам турнира переходят победителю. Воин отказался принимать доспехи Бриана де Буагильбера, а за вооружение и лошадей других рыцарей взял лишь половину суммы. Затем он отправил своего оруженосца Гурта в дом еврея Исаака отдать деньги за свои доспехи. Еврей принял деньги, но когда Гурт уходил, во дворе его остановила дочь еврея Ребекка и отдала ему мешок с большими деньгами, объясняя это тем, что её отец Исаак в большем долгу перед рыцарем.

На второй день турнира происходит массовая битва. Отряд под предводительством Бриана де Буагильбера сразился с отрядом рыцаря Лишённого Наследства. В ходе сражения стороны большинство воинов выбыло, и в конце рыцарь Лишённый Наследства остался сражаться один с Буагильбером, Ательстаном и Фрон де Бефом. В последний момент ему на помощь подоспел рыцарь в чёрных доспехах, который до этого принимал пассивное участие в битве, за что зрители прозвали его Чёрным Лентяем. Он выбил из сёдел Фрон де Бефа и Ательстана, и в результате победил отряд рыцаря Лишённого Наследства. Принц Джон признал героем дня Чёрного Лентяя, но он куда-то исчез с ристалища . Тогда принцу пришлось опять признать победителем рыцаря Лишённого Наследства. Победитель встал на колени перед Царицей любви и красоты леди Ровеной, чтобы получить от неё почётный венец. Когда рыцарь снял шлем, Ровена узнала в рыцаре своего возлюбленного Айвенго, но он был ранен в бок и, потеряв силы, упал перед её ногами. В ходе возникшей сумятицы еврей и его дочь Ребекка, имеющая навыки врачевания, подобрали рыцаря на носилки и отвезли в свой дом в Ашби. На следующий день должны были пройти соревнования для простонародья, но принц Джон получил письмо от французского короля, сообщавшего, что король Ричард возвращается из плена. Соревнования провели в тот же день, на них победил йомен Локсли. Вечером Седрик и Ательстан побывали на пиру у Принца Джона, на котором присутствовали и другие знатные норманны. Леди Ровена не пошла на пир. Принц Джон и собравшиеся норманны оскорбили саксов, те в гневе покинули пир.

Де Браси, вожак наёмников на службе принца, вместе с храмовником и Фрон де Бефом напал на процессию Седрика и захватил в плен Седрика, Ательстана, Ровену, Исаака с дочерью и Айвенго, которого они несли в носилках. Сбежавшие Вамба и Гурт встретили Локсли, который велел собрать людей, а сам отправился к часовне отца Тука. Там он застал приехавшего вчера Чёрного Лентяя, тот согласился помочь йоменам. В это время Ательстан и Седрик согласились заплатить выкуп за освобождение, де Браси не смог преуспеть перед Ровеной, храмовник потерпел неудачу с Ребеккой, хоть мужество девушки пришлось ему по душе. Исаак отказался платить Фрон де Бефу, узнав, что дочь находится у храмовника.

Норманны получают вызов от йоменов, но их гордость не даёт им отпустить пленников, хоть у них лишь кучка людей для защиты замка. Вамба под видом монаха пробирается в замок и подменяет собой Седрика; тот, уходя из замка, разговаривает со старухой Урфридой, узнав в ней Ульрику - дочь своего друга Торкиля Вольфгангера, семью которого вырезали де Бефы. Йомены идут на штурм, Фрон де Беф, защищая палисад, получает смертельную рану от руки Чёрного рыцаря. Он и Седрик рубят входные ворота, Ульрика поджигает замок, раненный Фрон де Беф сгорает заживо. Де Браси открывает ворота, чтобы сразить Чёрного рыцаря, но проигрывает и попадает к нему в плен. Храмовник собрав остатки людей и, сразив Ательстана, прорывается из замка.

Йомены делят добычу, де Браси возвращается к принцу и сообщает, что Ричард вернулся, это и есть Чёрный рыцарь, принц приказывает Фиц-Урсу устроить на него засаду. Ричард едва не погибает, но ему на помощь приходит Локсли. Седрик, Ричард и Айвенго пьют на поминках Ательстана, внезапно является живой Ательстан. Он присягает Ричарду, уступает Ровену Айвенго и собирается перевешать монахов, которые едва его не погубили.

В это время в прецепторию храмовников Темплстоу, где укрылся Буагильбер, является гроссмейстер ордена, грозный Лука Бомануар. Узнав от Исаака, что храмовник привёз Ребекку, Бомануар решает, что она его околдовала и устраивает суд. Чтобы выгородить Буагильбера, остальные подтверждают эту версию. Ребекка требует божьего суда и бросает перчатку. Защищать орден должен Буагильбер, на защиту Ребекки является измождённый Айвенго на усталом коне. Однако на поединке Буагильбер умирает от собственных страстей. Ребекка освобождена и уезжает с отцом в Гранаду. Выясняется, что Ательстан на самом деле выжил, но на все уговоры Седрика жениться на Ровене он отвечает отказом. В итоге Седрик скрепя сердце соглашается на брак Ровены с Айвенго. Айвенго венчают с Ровеной.

Персонажи

«Айвенго», опера Артура Салливана

  • Уилфред Айвенго - рыцарь, главный герой
  • Бриан де Буагильбер - храмовник, главный враг Айвенго
  • Ревекка - дочь еврейского ростовщика
  • Исаак из Йорка - отец Реекки, еврейский ростовщик
  • «Чёрный рыцарь», «Чёрный лентяй» (фр. Le Noir Fainéant ) - Ричард I Львиное Сердце
  • Локсли - предводитель вольных йоменов, Робин Гуд
  • Отшельник - брат Тук
  • Ровена - возлюбленная Айвенго, племянница Седрика
  • Седрик Сакс - отец Айвенго
  • Ательстан - потомок последнего короля саксонской династии
  • принц Джон - наследный принц и брат короля Ричарда
  • Реджинальд Фрон де Бёф - барон, владеющий имением Айвенго
  • Вальдемар Фиц-Урс - влиятельный вельможа в свите принца Джона, желающий стать канцлером; его дочь Алисия считается первой красавицей при дворе принца Джона.
  • Приор Эймер - приор аббатства святой Марии в Жорво
  • Морис де Браси - рыцарь-иоаннит
  • Лука Бомануар - вымышленный гроссмейстер ордена тамплиеров
  • Конрад Монт-Фитчет - наперсник Бомануара
  • Альберт Мальвуазен - настоятель прецептории Темплстоу
  • Филипп Мальвуазен - местный барон, брат Альберта
  • Гурт - свинопас Седрика Сакса
  • Вамба - придворный шут Седрика Сакса
  • Ульрика - пленница Фрон де Бёфа

Адаптации

  • Фильм 1952 года режиссёра Ричарда Торпа, три номинации на премию «Оскар ».
  • Фильм 1982 года режиссёра Дугласа Кэмфилда.
  • Баллада о доблестном рыцаре Айвенго - советский фильм Сергея Тарасова .

Примечания

Ссылки

Вклад сэра Вальтера Скотта в дело создания исторического романа переоценить невозможно. Его произведениями лет сто пятьдесят зачитывалось не одно поколение читателей. «Айвенго» — одна из наиболее интересных вещей, написанных этим автором.

Историческая обстановка романа

Норманны завоевали около 150 лет назад исконные земли саксов всего в одном сражении. Действие романа происходит в XII веке на фоне борьбы двух братьев за трон. Это законный король Ричард I и его брат Джон, который, по сути, хочет узурпировать власть в королевстве. Династия Плантагенетов вполне утвердилась на острове и вытеснила ее коренных жителей на худшие земли. Саксонская знать мечтает вернуть себе прежнее положение. И страна оказывается в трех противоборствующих лагерях. Такова расстановка сил в начале романа, где главным должен быть образ Айвенго, созданный воображением писателя. Завязка романа начинается с возвращения Айвенго на родину, где он не знает, что его ждет.

Характеристика образа Айвенго

Уилфред Айвенго лишен наследства своим отцом Седриком, но глубоко влюблен в его подопечную Ровену, которой Седрик готовит более высокую участь, чем брак с его сыном. Айвенго — саксонский рыцарь, который верен Ричарду I, королю Англии, представителю пришедшей из Франции династии Плантагенетов. От своего сюзерена он получил желание следовать куртуазным законам чести. Доблесть, смелость, верность для него не пустой звук. Такова характеристика образа Айвенго в целом.

Участвуя в Ричарда, он завоевал большую славу как истинный защитник веры и христианства. Там он покрывает себя славой, но и вызывает к себе ненависть рыцаря Буагильбера, которого он победил на турнире в Палестине. Это одна из сторон, которой охарактеризован образ Айвенго. Он — идеальное воплощение рыцарского кодекса чести и героизма. Для него примером служит Ричард Львиное Сердце. Отважный рыцарь долгое время провел, сражаясь за Святую Землю. Он не юнец, но истинный который не будет действовать сгоряча, — таким предстает образ Айвенго перед читателем. Во время двухдневного турнира в Ашби он получил тяжелое ранение, но, собрав всю силу и выдержку, довел турнир до победы. А затем Айвенго, не выздоровев до конца, отправится защищать честь еврейской девушки Ревекки. Это еще одна грань, которая входит в образ Айвенго. К своему королю, доблесть и мужество которого безупречны, рыцарь относится с большой долей критики из-за его любовных приключений. Сам же главный герой романа однолюб, и никаким соблазнам он не подвержен. Образ Айвенго в романе Вальтера Скотта написан достаточно однообразно. Этот персонаж положительный, и его достаточно трудно нарисовать ярко.

Бриан де Буагильбер

Это рыцарь Ордена Тамплиеров. Рыцари-тамплиеры являются представителями мощной международной военной религиозной организации, которая якобы посвятила себя завоеванию Святой Земли. Но на самом деле они часто вмешиваются в европейскую политику. Бриан де Буагильбер — грозный боец, который перенес много испытаний, опасностей и бурных страстей. Он суров и выглядит зловеще. Мораль он не признает. Он потакает своим страстям и соблазнам. Так, зная, что состоятельный еврей Исаак собирается поехать в Шеффилд, рыцарь не гнушается простым нападением на него с целью ограбления. Жадность, похотливое отношение к женщинам, далекое от возвышенных куртуазных представлений того времени, характеризуют этот персонаж.

Он не стесняется похитить дочь старого Исаака, Ребекку, и добиваться у своей пленницы любви. Однако с течением романа его образ претерпевает романтические изменения благодаря его любви к Ревекке. Он, поняв, что девушка не ответит на его чувства, потерял интерес к жизни и погиб в поединке с Айвенго, но сделал свою гибель сознательной. Таков образ рыцаря ордена храма в романе Вальтера Скотта «Айвенго». Он противоположен главному герою, но очень интересен и ярок.

Леди Ровена

Трудно анализировать образ белокурой леди Ровены, потому что в романе он дан намеком и без развития. Мы многое узнаем о ее окружении, а о ней самой можем судить только косвенно. Из текста мы узнаем, что она справедливая и красивая. Еще сообщается, что девушка — это существо «мягкое, доброе, нежное», хотя благодаря своему воспитанию она весьма гордая и серьезная.

Леди Ровена служит только пешкой в руках мужчин, которые пытаются ею манипулировать. Так, Морис де Браси сразу захотел жениться на ней, когда узнал, какое у нее приданое. Седрик желает связать ее браком с Ательстаном, чтобы они могли родить новое сильное королевское саксонское поколение. И никому нет дела до чувств самой леди Ровены. Она мужчинами не воспринимается как человек с собственными желаниями. Даже Айвенго относится к ней как к предмету. Когда он возвращается на родину, то не спешит обрадовать леди Ровену своим появлением, а держит и от нее все в глубокой тайне. Выигрывая турнир, Айвенго называет Ровену королевой любви и красоты, хотя она, возможно, предпочла бы простую теплую встречу.

Даже когда в конце романа Айвенго наконец добивается у Седрика согласия на свадьбу, то оказывается, что читатель даже не видел, как Айвенго ухаживал за своей невестой. Можно только предположить, что некогда ухаживания были, и у Ровены возникло чувство любви к Айвенго. Этот молодой мужчина — средневековый романтичный рыцарь, и ему нужна прекрасная дама для выражения куртуазной любви и борьбы за нее. Это и делает Ровену чем-то вроде пешки для самого писателя, чтобы поддерживать любовную интригу, поэтому мало привлекает к ней интерес, любовь и сочувствие читательской аудитории. Положительный образ писателю не удался. Он слишком схематичен.

Ревекка

Не совсем справедливо сравнивать Ревекку и Ровену, потому что в романе они играют разные роли. Если о любви Ровены и Айвенго читатель знает как о свершившемся факте и не видит в ней никакой интриги, то отношения Ревекки к Айвенго даны в развитии. Любовь прекрасной черноволосой еврейки не находит отклика в душе главного героя. Ревекка — человек гордый, смелый, мужественный и свободный, так как она не принадлежит к высшей знати. Она — лицо презираемое в силу своей национальности. Но красавица-еврейка почти всегда уверена в себе.

И всякий раз, когда она находится под угрозой насилия, то ведет споры с храмовником. Ревекка имеет возможность выбирать свою судьбу — умереть с достоинством на суде Тамплиеров или поехать в Испанию и посвятить себя работе в больнице. В финальной сцене она дарит Ровене ларец с драгоценностями и отвергает предложение перейти в христианство и остаться в Англии.

Такими вырисовываются главные женские образы в романе Вальтера Скотта «Айвенго».

Заключение

Этим романом сразу после его написания зачитывались самые известные писатели всех стран, не говоря уж о массовом читателе. Затем он перешел в разряд детской литературы. Но современного ребенка роман вряд ли заинтересует. Эта красочно описанная эпоха раннего Средневековья может вызвать интерес у взрослого вдумчивого человека, знающего историю и склонного к анализу.