Инструктаж учителя по выполнению заданий. Как афоня относится к своему деду IV. Домашнее задание

Главный герой чувствовал себя одиноким.

Он постоянно грустил и тосковал из-за отсутствия чего-то интересного в жизни.

Ведь Афоня был не обычным ребенком, а невероятно любознательным.

Его отец служил Родине, мать целыми днями трудилась, а дедушка круглосуточно проводил время на печке.

Афоне хотелось с кем-то пообщаться и расспросить об окружающем мире, что так был ему интересен.

2. Расскажи, как относится Афоня к своему дедушке. О чём он просил его?

Мальчик любит своего 87-летнего дедушку.

За свою жизнь он много наработался на земле.

Афоня часто упрашивает старичка не спать.

Ведь ему одиноко и скучно самому.

Еще он просит поведать ему обо всем, что Титу известно.

А какие вопросы ты задаёшь взрослым, о чём хочешь узнать?

Я часто спрашиваю у дедушек и бабушек об их детстве, о том, чем они занимались в молодости.

Спрашиваю, где они учились и какие были особенности обучения.

Также мне интересно слушать о разнице между нашими временами и теми далекими, когда старички еще были молодыми.

Это всегда очень интересные и захватывающие истории.

Ведь многое изменилось.

Тогда не было ни телефонов, ни компьютеров.

Общение происходило совсем по-другому.

Были другие увлечения, занятия.

Сегодня существуют профессии и понятия, о которых в те времена даже не думали.

Не было такой разнообразности продуктов и не было многих возможностей, которые мы сейчас имеем.

Как по мне, это были достаточно сложные времена.

Но в них есть и свои плюсы.

Тогда люди намного больше общались, разбирались в людях, а сегодня многие из нас зависимы от компьютерных технологий.

Автор назвал Афоню добрым внуком, ты так же считаешь? Объясни свой ответ.

Афоня заботится о старичке, забирая из его бороды крошки; делает своеобразные подарки (гребень); даже иногда спит рядом с ним.

Поэтому, я думаю, мальчик действительно был добрым внуком.

Но при этом, в силу своего возраста и непонимания всех правил этикета,

Афоня иногда неуважительно общается со стариком.

Он заводит с ним тему о смерти, еще и в очень некрасивой форме.

3. О каком удивительном чуде, главном деле узнал Афоня от своего деда? Прочитай эпизоды, в которых дед рассказывает о цветке маленькому внуку.

Тит рассказал о чудесах, которые творит голубой цветок.

Он поведал, что самое главное – это из мертвого создавать живое.

Именно такое умение имел тот самый цветочек.

«он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь», "Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем".

4. Нравится ли тебе Афоня? Представь, что ты повстречался с ним и хорошо его узнал. Расскажи о нем. Какой он:

Афоня неимоверно энергичный и любознательный мальчишка.

Он не мог сидеть на месте, его наполняла жажда узнавать нечто новое.

Именно поэтому он часто не давал покоя дедушке, показывая свою настойчивость.

Его интересовал весь окружающий мир, и это похвально в силу его возраста.

Мальчик расстраивается, когда не получает ответ на какой-либо вопрос.

Ему присуще быть вдумчивым и внимательным .

Ведь он пытается, как губка, впитать всю информацию, что ему предоставляется.

Также Афоня достаточно понятливый.

Ведь, когда Тит рассказал ему о цветке, то мальчик даже сам смог сделать определенные выводы, и задавал грамотные вопросики.

С таким ребенком интересно вести беседу.

Ведь, уже имея хороший багаж знаний, он способен рассказать много всего занимательного .

В его глазах виден ум и даже мудрость, что удивительно для столь молодого мальчика.

Также он умеет показывать упрямство и упорство .

Но они выражаются лишь в добрых намерениях.

Это из-за того, что Афоне не терпится узнать как можно больше всего интересного.

И это конечно же похвально.

Также, не стоит забывать, что Афоня является добрым ребенком, способным на теплые, искренние чувства.

Есть у него и негативные черты, которые выражаются в некоторых неуважительных разговорах с дедом.

Но причиной является его детская наивность и неосведомленность в правилах этикета.

5. Объясни, как ты понимаешь смысл таких слов: "Дед...погладил головку внука, посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле". О чем подумал дед?

Заглавие произведения можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле.

В нем действительно есть цветочки, что выступают истинными тружениками.

Но есть и другой цветок.

Это любознательный герой Афоня.

Несмотря на свой возраст, он осознает всю ценность природы.

Он понимает, что к жизни необходимо относится бережно.

При этом, сам еще растет, как и те полевые цветы.

Я считаю, что именно об этом думал Тит, когда гладил мальчика по голове.

Он наверняка видел в нем потенциал и осознавал, что не зря прожил жизнь, ведь у него есть достойный наследник.

6. Каким бы ты нарисовал цветок, о котором рассказал Платонов?

Поразмышляй, почему именно так он назвал произведение. Если бы тебя попросили сказать, о чем рассказ писателя, что бы ты ответил?

Я бы изобразил мальчика.

Ведь, как по мне, это главный цветочек, о котором хотел поведать писатель.

На моей иллюстрации этот ребенок сидел бы в траве возле обычного маленького полевого цветочка.

Поразмышляй, почему именно так он назвал произведение.

Я думаю, рассказ имеет такое название, так как писатель сопоставляет жизнь человека с жизнью цветка, который тяжело борется за свое существование.

Цветы, чтоб пробиться к свету преодолевают препятствия в виде мертвого песка и непогод.

Так и человек, чтоб добиться в своей жизни успеха, преодолевает множество различных преград.

Главное иметь настойчивость, силу воли и уверенность в достижении желаемого результата.

Если бы тебя попросили сказать, о чем рассказ писателя, что бы ты ответил?

Этот рассказ о маленьком мальчике, который был удивительно любознательным.

Ему часто приходилось скучать, так как оставался он дома наедине с дедушкой.

Тот, в свою очередь, почти всегда спал.

Внуку это не нравилось, ведь он еще многого не знал и был наполнен кучей вопросов.

Мальчик любил своего дедушку, но в то же время его раздражала сонливость старичка.

Но как-то Афоне все-таки удалось вывести деда на прогулку.

Тогда он и узнал главную тайну: цветочек умеет с мертвого создавать живое.

Это и является главной мыслью произведения.

Ведь тот самый малыш тоже является своеобразным цветком.

Дед гордится им, так как видит в его глазах достойное поколение.

7. Подготовьтесь с другом к чтению по ролям рассказа «Цветок на земле».

С какой интонацией вы будете читать слова деда? А слова Афони?

Стоит делать паузы, показывать задумчивость пожилого человека.

Слова мальчика нужно говорить с быстрым, торопливым темпом.

8. Какие вопросы по содержанию произведения Платонова «Цветок на земле» ты бы задал своим друзьям?

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 2 часть. А. Платонов рассказ "Цветок на земле" стр. 135 - 136

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 2 часть. А. Платонов рассказ "Цветок на земле" стр. 135 - 136

Что сумел понять Афоня из объяснений дедушки? Срочно надооо! и получил лучший ответ

Ответ от
В своих произведениях П писал о вечных темах: о добре и зле, о смысле жизни, о предназначении человека в нашем мире. В этом отношении интересны его многие рассказы, которые несут важную смысловую нагрузку. Один из них – «Цветок на земле» , написанный в 1949 году. Сюжет прост и незатейлив: маленький Афоня мается от скуки, оставшись дома вдвоем с дедушкой, он просит деда рассказать ему про все. Дед Тит отводит его на пастбище, показывает голубой цветок, растущий прямо из песка, и объясняет, что самое главное на свете – из смерти делать жизнь, как этот цветок из праха творит жизнь. Афоня радуется, что понял дедушку, в нем пробуждается желание самому сделать что-нибудь хорошее он …., а полученный в награду гребешок дарит дедушке.
И сюжет, и композиция рассказа способствуют раскрытию основной идеи произведения. Рассказ построен традиционно. События охватывают небольшой промежуток времени (несколько часов) и изложены в хронологической последовательности.
Отличительной чертой рассказа является и язык, которым он написан. П использует простые по конструкции предложения, поэтому создается впечатление, что все происходящие описывается самим ребенком. Они реалистичны и правдивы. Эту правдивость им предают слова, заимствованные из живой народной речи: нынче, смежать, обожди.
В качестве художественного приема в этом рассказе, как впрочем, и во многих других П использует перенесение свойств одного предмета на другой. В данном случае легко провести параллель между образом цветка и образом человека: цветок, превзойдя все невзгоды растет на мертвом песке, тянется к теплу и свету, так и человек должен трудиться всю свою жизнь, чтобы чего-то достичь в этой жизни. Таким образом основная идея заключена в образе цветка (Он… самый с труженик… жизнь…). Устами дедушки Тита писатель доносит до нас правду жизни, предлагает простой с виду рецепт счастья, который, тем не менее, бывает не легко воплотить в жизнь. Далеко не каждый человек способен достичь гармонии с окружающим миром, но тот, кто сумеет это сделать, обретет истинное счастье. Маленький мальчик Афоня, усвоив дедушкины слова о самом главном на свете, по-своему начинает делать шаги к собственному счастью. Он говорит: «Ты не бойся… не бойся!».
Итак, мы видим, что П затрагивает в рассказах вечные проблемы человеческого счастья, смысла жизни, которые остаются актуальными и по сей день. И я надеюсь, что эти маленькие рассказы писателя, в том числе и «Ц н з» будут радовать людей, неся мир в их сердца и покой в души

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что сумел понять Афоня из объяснений дедушки? Срочно надооо!

Ответ от Кузьмичева Ольга [активный]
куку! он поняял что цветы берутся из мертвого праха

Лисиченко Галина Анатольевна

Учитель начальных классов

Г. Слюдянка

Духовно-нравственное воспитание.

Урок литературного чтения по теме

"А.П. Платонов « Самое удивительное чудо».

"Цветок на земле". 3-й класс

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты работы в группе.

Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой, понять идею произведения в ходе анализа произведения; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов.

Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, при необходимостиделегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.

Личностные: высказываться позитивно о пожилых людях, озвучивать стремление заботиться о них, осмыслить понятия «мудрость» и «тайна жизни», толковать их по просьбе учителя.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс», компьютер, мульти-медиа-проектор, карточки с исследовательскими заданиями для каждой группы.

Ход урока

    Чтение эпиграфа урока.

    Нет хуже, когда у человека душа «сухая». Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы.

К. Паустовский

2. Лексическая разминка, осмысление ключевых слов.

Назовите словосочетание, употребленное в переносном значении.

«сухая душа»

а)Подбери синонимы:

Черствая, безразличная, равнодушная.

б) Антонимы: (на наборное полотно выставляются карточки-опоры)

Добрая, богатая, чуткая, сострадающая, полная жизни.

О ком из героев рассказа Платонова можно сказать, что у него«душа добрая

III. Речевая разминка.

1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы напечатаны на листочках)

Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

1) И старость не страшна, коли молодые помогут.

2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.

2. Работа над правильным выразительным чтением.

Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.

Подготовка к восприятию рассказа А. Платонова «Цветок на земле».

Актуализация жизненного опыта учащихся .

Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим?

Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях?

Расскажите самый трогательный эпизод из ваших отношений с бабушкой или дедушкой.

(волонтёры

Работа над заголовком рассказа «Цветок на земле»

Сегодня мы продолжим работу с произведением Андрея Платонова,»Цветок на Земле» . Как вы думаете, почему свою беседу с вами я начала с разговора о ваших бабушках и дедушках, как это может быть связано с названием рассказа «Цветок на земле»? (Дети высказывают свои предположения).

Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока.

Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.

Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? (Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять).

Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»

* Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися).

- Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию.

Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?

Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему?

Что можете сказать об отношениях деда и внука

Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий.

Составление плана исследовательской работы.

Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем начать саму исследовательскую работу? (Составить план, продумать организацию работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса и все вместе могли найти ответ на главный вопрос урока).

Верно, значит, нам нужно разделиться на микрогруппы. А с какими материалом будет работать каждая группа? (Нужно поделить текст на смысловые части).

(ЛИСТОЧКИ НА СТОЛАХ)

Инструктаж учителя по выполнению заданий.

Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.

Вспомните правила работы в группах.

Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения.

Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.

Выполнение заданий учащимися в группах. Учитель в это время ведёт консультативную и разъяснительную работу.

Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых групп:

Карточка 1.

Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.

Почему дедушка Тит всё время спит?

Как к этому относится Афоня?

Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?

Карточка 2

Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?

Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?

Как реагировал дедушка на вопросы внука?

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.

Карточка 3

Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему Афоня решил остановить маятник у часов?

От чего дедушка проснулся?

Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».

Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке.

Карточка 4

Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?

Почему дедушка «осерчал» на внука?

Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?

Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод.

Карточка 5

Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?

Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?

Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке?

Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.

Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.

Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод.

Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими учебными возможностями).

Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:

С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.

С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.

С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.

С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.

С. 134: описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов.

С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку?

Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?

О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?

Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).

Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока.

Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

_____ На печи рядом с дедом.

_____ Пошли гулять.

_____ Цветок – труженик.

_____ Дед Тит.

_____ Проснулся ненадолго.

_____Гребешок для деда.

    Расставь порядок плана рассказа:

_____ На печи рядом с дедом.

_____ Скучно Афоне жить на свете.

_____ Пошли гулять.

_____ Цветок – труженик.

_____ Дед Тит.

____ Опять скучно жить на свете.

_____ Проснулся ненадолго.

_____Гребешок для деда.

    Восстанови пословицу:

___

4.Восстанови пословицу:

__________________________________________________________

    Расшифруй слово:

400: 100= (е) 59 * 10 = (и)

520 + 80 = (к) 63: 9 = (н)

470 – 90= (ж) 810 -110= (у)

40: 4 = (р) 560 + 80 = (т)

5. Расшифруй слово:

500:100= (о) 47 * 10= (в)

430 + 70 = (е) 64: 8 = (т)

60: 6 = (к) 480 +60= (л)

77: 7 = (а)

)

Итог урока. Рефлексия.

Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу.

Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.

2.Аутотренинг - релаксация

Учитель читает текст «Волшебный цветок добра»

(звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов »)

«Закройте глаза. Протяните руки. Положите цветок Добра на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь, в своё сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами.

Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу теплые мысли».

Домашнее задание. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросытест

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

    Расставь порядок плана рассказа:

_____ На печи рядом с дедом.

_____ Скучно Афоне жить на свете.

_____ Пошли гулять.

_____ Цветок – труженик.

_____ Дед Тит.

____ Опять скучно жить на свете.

_____ Проснулся ненадолго.

_____Гребешок для деда.

    Расставь порядок плана рассказа:

_____ Цветок – труженик.

_____ Дед Тит.

_____ На печи рядом с дедом.

_____ Скучно Афоне жить на свете.

_____ Пошли гулять.

_____ Проснулся ненадолго.

_____Гребешок для деда.

____ Опять скучно жить на свете.

    Восстанови пословицу:

Молодые, старость, коли, и помогут, не, страшна.

4.Восстанови пословицу:

Молодость, старость, пташкой, черепашкой, ползает, летает, а.

__________________________________________________________

    Расшифруй слово:

400: 100= (е) 59 * 10 = (и)

520 + 80 = (к) 63: 9 = (н)

470 – 90= (ж) 810 -110= (у)

40: 4 = (р) 560 + 80 = (т)

5. Расшифруй слово:

500:100= (о) 47 * 10= (в)

430 + 70 = (е) 64: 8 = (т)

720 – 90 = (с) 920 -120 = (р)

60: 6 = (к) 480 +60= (л)

77: 7 = (а)

Дед учит Афоню разглядеть жизнь в обычном цветке, что растёт на камнях. Символичны мудрые слова деда: «А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь. »

Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот - самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди - пахари, хлебу Помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее. )

Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.

Как вы думаете, что это? (План)

Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)

Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

· На печи рядом с дедом.

· Скучно Афоне жить на свете.

· Дед Тит.

· Опять скучно жить на свете.

· Пошли «белый свет пытать».

· Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

· Проснулся ненадолго.

· Гребешок для деда.

Прочитайте план. Проверяем все у себя.

Зачитайте, пожалуйста, те фрагменты, которые помогут нам представить всю тяжесть борьбы цветка за жизнь (дети читают фрагменты, учитель фиксирует на "картине" самую главную фразу "Он из смерти работает жизнь" )

Если я спрошу о строении рассказа, то к какому компоненту композиции вы отнесёте эти важные слова? (кульминация)

- Почему вы считаете этот момент самым важным? (потому что в этом и заложен смысл жизни цветка: постоянно побеждать смерть, выживать, жить и своей жизнью прокладывать новые жизни )

- "А иначе, зачем на земле этой вечной живу?" Да? Зачем живёт дедушка на земле? (:) Откуда берёт начало жизнь Афони? (:) В этом и заключается тайна и правда жизни: жизнь вечна! Дедушка прожил долгую жизнь, трудился во благо земли и людей, таким же он воспитает и своего внука. Афоня вырастет и передаст тайну жизни своему внуку: и так будет бесконечно, пока человек борется за право жить на земле.

Цветок - этот самый труженик, он из смерти работает жизнь.

Люди- пахари, хлебу помогают расти.

Труд - делает жизнь, создаёт её.

Просмотр содержимого презентации
«cvetok_na_zemle»

А.П. Платонов «Цветок на земле»

Лисиченко Галина Анатольевна

Учитель начальных классов

Школы-интерната № 23 ОАО «РЖД»

Г. Слюдянка






А. П. Платонов

«Цветок на земле"


Эпиграф

«Нет хуже, когда у человека душа

«сухая» Вянет от таких жизнь, как от осенней росы»


СИНОНИМЫ:

чёрствая,

безразличная,

равнодушная.


АНТОНИМЫ:


РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА И старость не страшна, коли молодые помогут.

Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

Не обижай малого, уважай старого – сам в почете будешь.



1.Андрей Платонович Платонов

«ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ»

2.И старость не страшна, коли молодые помогут.


Деление текста на части:

  • Скучно Афоне жить на свете.

2. Дед Тит.

3.Опять скучно жить на свете.

4.Проснулся ненадолго.

5.На печи рядом с дедом.

6.Пошли гулять.

7.Цветок - труженик, он из смерти работает жизнь.

8.Гребешок для деда.



труженик, он из смерти работает жизнь. »

Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот - самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди - пахари, хлебу Помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее. )

Цветок этот – самый

труженик, он из смерти

работает жизнь.

Люди – пахари, хлебу

помогают расти.

Труд делает жизнь,

создаёт её.



Самое удивительное чудо на земле-

это жизнь.

Цветок – символ жизни.

Цветы, как люди на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.



Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз -

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно - давно привычно нам,

Другое незнакомо...


Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Учитель Лихачева Екатерина Александровна.

Тема урока : А. Платонова «Цветок на земле». Анализ рассказа.

Оборудование к уроку:

    Учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2»,

    Карточки с заданиями для каждой группы.

    Портрет писателя.

Цель урока: учиться делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания, определять их роль; вырабатывать вдумчивое чтение, находить необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.

Ход урока

    Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию рассказа А. Платонова «Цветок на земле».

Учитель:

    К сегодняшнему уроку у вас, ребята, кроме общего задания у каждой группы было своё задание. Задание первой группы представлено на доске (На доске развешены рисунки детей «Портрет мой бабушки, портрет моего дедушки»). Посмотрите с какой любовью, как трогательно они нарисованы. Сразу видно у наших художников очень тёплые, дружеские отношения со своими бабушками и дедушками. Молодцы, ребята.

    Послушаем задание второй группы: Прочитайте свой ответ на вопрос «За что я люблю своего дедушку, свою бабушку». (Зачитывается 2-3 ответа).

А как вы думаете, почему у вас было такое индивидуальное задание, как это может быть связано с рассказом нашего известного писателя-соотечественника Андрея Платонова (обращается внимание детей на портрет писателя ) «Цветок на земле»? (Дети высказывают свои предположения)

    Формулирование учебной задачи урока.

Ребята, вы мыслите правильно. Действительно, речь в рассказе идет о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.

Как вы думаете, что будет главным для нас на сегодняшнем уроке? (Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять).

Сегодня на уроке мы и постараемся открывать тайну дедушки Тита. А для этого мы превратимся с вами мудрых исследователей.

Кто знает, что обозначает слово исследователь?

(Словарная работа . Определение значения слова исследовать, исследователь)

Теперь мы знаем, что значит исследовать и кто они - исследователи. От того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?» (Вопрос записывается на доске).

3. Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию. Дома вы прочитали рассказ А. Платонова «Цветок на земле». - Понравилось ли вам это произведение? - Что особенно понравилось? - О каких событиях рассказал нам автор? - Что особенно поразило вас в рассказе? - Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему? - Что можете сказать об отношениях деда и внука?

4. Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий .

Учитель:

Сейчас нам нужно разделиться на микрогруппы. Для этого каждый из вас возьмёт у меня карточку, на которой будет написано предложение из текста. Одинаковое содержание и будет критерием формирования групп.

    «Скучно Афоне жить на свете».

    «Но дедушка уже спал».

    «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся»

    «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже»

    «Теперь я сам знаю про всё!»

Правила работы в группах.

Итак, группы сформированы, вспомним правила работы в группах. - Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения. - Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли. - И самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.

Карточки для работы в группах. Карточка 1. Задание: Прочитайте эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: - Почему дедушка Тит всё время спит? - Как к этому относится Афоня? - Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен? - Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки. Главный вопрос: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 2

Задание: Прочитайте эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: - Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется? - Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит? - Как реагировал дедушка на вопросы внука? -- Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки. Главный вопрос : Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 3

Задание : Прочитайте эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: - Почему Афоня решил остановить маятник у часов? - От чего дедушка проснулся? - Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»? - Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю». Главный вопрос : Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 4

Задание: Прочитайте эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.

Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте: - Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище? - Почему дедушка «осерчал» на внука? - Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните. - Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони? Главный вопрос : Какая тайна открылась Афоне? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

Карточка 5 Задание: Прочитайте эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти? - Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»? - Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке? - Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните. - Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке. Главный вопрос: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.

5. Подведение итогов работы в группах. - Ответы групп на главный вопрос. - Оценивание ответов.

6. Коллективная работа. А) Чтение эпизодов-описаний 1) Описание внешности дедушки Тита. (с. 129-130): 2) Описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед. (с. 130): 3) Как Афоня заснул рядом с дедом. (с. 131-132): 4) Дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище. (с. 133) 5)Описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов. (с. 134:) 6) Описание дедушки Тита. (с. 135: последний абзац рассказа)Б) Беседа по прочитанному. Ответы на вопросы доказывать текстом. 1) Для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку?2) Зачем автор так подробно описывает состояние Афони в тот момент, когда дедушка уже в который раз уснул?3) Для чего автор обращает внимание читателя на то, что внук невзначай уснул рядом с дедушкой?4)Почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?5) О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?6) Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).

Сделаем вывод : Для чего автор вставляет в рассказ эпизоды описательного характера? Приведите доказательства.

7.Ответ на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой.

(Очень важно отметить мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.)

8. Итог урока. Рефлексия.

Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу. - Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях?

9. Домашнее задание. 1) Перечитайте рассказ вместес родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони. 2) Выполнить задание № 8 на с. 136 учебника.