Урок по теме драгунский что любит мишка. Презентация на тему "В. Драгунский «Что любит Мишка»". Чтение рассказа. Словарная работа

Цели урока: познакомить детей с понятием «духовный мир человека»
Продолжить знакомство с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского.
Учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения.
Развивать четкую, грамотную, связную речь учащихся, навыки выразительного, осознанного чтения, творческие способности.
Воспитывать интерес к чтению, любовь к своим близким, животным, природе.

    Организационный момент.

    Постановка темы и цели урока.

Начинаем урок литературного чтения. Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением автора, который мне очень нравится. А кто он, вы узнаете, выполнив задание.
Выделите фамилию автора из данного ряда по нескольким признакам одновременно. Обоснуйте свой ответ.


Слайд 1

Ответы учащихся:
- Познакомимся с произведением В. Ю. Драгунского, так как это фамилия прозаика, а остальные – фамилии поэтов, В. Ю. Драгунский жил и творил в XX в., а Ф. И. Тютчев и А. С. Пушкин – в XIX в., фамилия Драгунский начинается со звонкого согласного звука, а остальные – с глухих, фамилия Драгунский состоит из трех слогов, остальные – из двух.

Слайд 2

Да, это Виктор Юзефович Драгунский. Какие его произведения читали?
- А знаете, какие еще веселые и загадочные названия умел придумывать своим рассказам этот писатель? «Зеленчатые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Он живой и светится», «Арбузный переулок». Правда, интересно, и сразу хочется прочитать?
- И сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В. Драгунского.
- В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» - это и будет темой нашего урока.

Слайд 3
- Сформулируйте цели урока, используя глаголы:

Слайд 4

Ребята, а что вы знаете о В. Драгунском?

Слайд 5

Когда читаешь рассказы В. Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был и токарем, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке… клоуном. А когда в 40 лет у В. Драгунского родился сын Денис – он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые, и дети. Читая рассказы В. Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.
- И сегодня мы с вами в этом убедимся.

3. Первичное восприятие.

Учитель читает отрывок из произведения.
- Назовите главных героев произведения.

Слайд 6

Что вы о них узнали из этого отрывка? (одноклассники, приятели, друзья)
- Вы услышали, что любит Дениска. Как вы думаете, а что же любит Мишка? (
ответы детей)
- Дочитайте текст до конца самостоятельно и проверьте, насколько точны ваши предположения.

Посмотрите на слова. Они вам встретятся в тексте. При чтении обратите на них внимание и подчеркните. (Прием «Молния!»)


Слайд 7 (Учитель читает слова, слайд закрывается)

Дети читают текст до конца

4. Проверка первичного восприятия.

Подтвердились ли ваши предположения?
- Как все, что любит Мишка, можно назвать одним словом?
- Какие слова вы подчеркнули?
Учитель открывает слова. Слайд 7
- Почему назвали не все слова?
- Объясните лексическое значение этих слов.
3 ученика работают со словарем, зачитывают статьи из словаря.

Слушание ответов.

Вы назвали главных героев произведения: Дениска и Мишка.
- А кто они друг другу? (Приятели, одноклассники, ровесники, друзья. )
- Одинаковые ли у них интересы?
- Перечитаем произведение еще раз, дадим характеристику каждому герою, чтобы понять, почему же у них разные интересы.

ФИЗМИНУТКА

5. Чтение произведения и его анализ.

1). Чтение I абзаца цепочкой.
- Какие вопросы можно составить к этому абзацу? (Дети составляют вопросы и отвечают на них.)
2). Чтение по ролям.
- Прочитайте диалог учителя и Дениски и подготовьтесь к чтению по ролям. Для этого исключите слова автора, оставьте только слова героев.
- Что любит Борис Сергеевич? (Музыку Ф. Шопена.)
- Что узнали о Шопене из слов учителя?
- Фридрих Шопен – великий польский композитор и пианист. Послушайте его музыку и подумайте, почему Борис Сергеевич очень любит музыку этого композитора.


Слайд 8 (звучит музыка)

Почему Борис Сергеевич очень любит музыку Ф. Шопена? (Она красивая, завораживает, наполняет сердце радостью.)
- Найдите в тексте, как он сам ответил на этот вопрос.
- Что любит Дениска? Докажите словами из текста.
- Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? (Целый мир.)
- Как вы это понимаете? (Разнообразие: и природа, и ремесла, и история, и космос.)
- Как это характеризует Дениску? Докажите.

Слайд 9

Дети, используя опорные слова, характеризуют героя, доказывая свое мнение.
3).Выборочное чтение.
- А сейчас прочитаем, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.
- Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся)
- Подберите синонимы к слову «надулся».
- Почему Мишка надулся?
- Дениска любит целый мир, а что любит Мишка? Найдите в рассказе, как он об этом говорит двумя словами. (Разные разности)

Слайд 10

Уточним, какие же разные разности любит Мишка. Подтвердите текстом.
- Как вы это назвали одним словом? (Продукты)
- Что можно сказать о Мишке? (обжора, сластена)
- Чего ждал Мишка? (похвалы)
- Найдите в тексте, как отреагировал учитель на речь Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)
- Почему? Чего он ждал от Мишки?

4). Дети перечитывают последние два абзаца. Два ученика готовятся к выразительному чтению по ролям данного отрывка.
- В какой момент изменилось настроение Мишки?
- На что обратил внимание учитель?
(На любовь к людям и животным.) Почему? (Это духовная, главная любовь, благодаря которой живет человек.)
Чтение отрывка.
- Удалось ли ребятам показать, что Борис Сергеевич не одобряет, не хвалит Мишку за его разные разности и как Мишка на это реагирует?
- Найдите в тексте глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя.
(Встрепенулся, покраснел.)
- А когда люди краснеют?
- Почему Мишке стало стыдно?
(Самое главное не сказал.)
- Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверно. Только пока не выделяет это как главное.
- Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?
- Выберите слова, которые характеризуют Мишку. Докажите.
Дети, используя опорные слова, характеризуют героя, доказывая свое мнение.
- А как же к героям относится автор? (К Дениске - с уважением, к Мишке - с юмором, но учит.)
- Почему В. Драгунский назвал свой рассказ «Что любит Мишка»?
- Как вы считаете, какова основная идея этого рассказа?
- Почему Дениска и Мишка так по-разному ответили на вопрос «что ты любишь?»
- Да, ребята, как в жизни нет двух одинаковых людей, так и в литературе нет двух одинаковых персонажей, абсолютно схожих между собой. Это первая идея произведения. Но есть еще одна.
- Как вы думаете, может ли Мишка измениться в лучшую сторону? Какая вторая идея?
(Человеку свойственно меняться в лучшую сторону)
- И автор тоже в это верит.
- Какой совет вы могли бы дать Мишке?
(любить свою семью)
- Любите своих близких и почаще им об этом говорите. «На свете все сыщешь, кроме отца с матерью», - гласит народная мудрость. Не забывайте об этом.

Слайд 11

6. Итог урока.

- Ребята, а как вы думаете, что для человека самое главное?

- Когда человек по-настоящему счастлив? Посмотрите на эти фотографии, на свои счастливые лица. Слайды 12-14

- Только в семье, рядом со своими близкими и родными людьми мы чувствуем себя счастливыми.

7. Домашнее задание.

Слайд 15

Прочитайте рассказ и нарисуйте рисунок к понравившемуся отрывку.
Прочитайте рассказ и придумайте, как могли бы развиваться события дальше.

Тема: В. Драгунский «Что любит Мишка».

Цель : - Углубление знаний учащихся по теме

– Познакомить с произведением В. Драгунского «Что любит Мишка»;

– Показать различия понятий «юмор» и «сатира».

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

Познакомить с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;

Показать различия понятий «юмор» и «сатира»;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Регулятивные УУД:

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, корректировать свою деятельность.

Личностные УУД:

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков людей.

Коммуникативные УУД:

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, учиться корректировать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, аудиозапись фрагмент произведения Ф. Шопена, учебник литературного чтения 4 класс.

Ход урока

    Организационный момент.

– Проверьте готовность к уроку.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Актуализация знаний.

– Кто герои? (Мальчики, школьники, Мишка и Дениска.)

– Какое настроение у вас вызвала сценка? (Веселое, радостное, смешное.)

– Какой это рассказ? (Юмористический.)

– Значит, что такое юмор? (Это когда весело, смешно, радостно)

Кто знает, что такое сатира?

3. Знакомство с творчеством В. Драгунского

Рассказывает ученик.

Виктор Юзефович рано начал работать в театре, как актер. А вот писать для детей начал поздно, в возрасте 32-ух лет. И связано это с появлением у него сына Дениски. Вечерами Виктор Юзефович рассказывал Дениске и его друзьям веселые истории, которые очень нравились детям. Так и появились юмористические рассказы для детей, прототипом которых является его сын.

– Как звали главного героя этих рассказов? (Денис Кораблев.)

– Под каким общим названием издавались эти рассказы? (Денискины рассказы.)

– Вспомните, какие рассказы В. Драгунского вы читали? («Девочка на шаре», «Похититель собак», «Бы», «Тайное становится явным», «Независимый Горбушка»). [выставляются книги]

– Какое настроение вызывают эти рассказы? (Веселое, радостное)

– Посмотрите, В.Ю. Драгунский умер в 70-ые годы прошлого столетия, очень давно, а книги его читают дети и взрослые, и по сей день. И эти произведения приносят нам много радости и веселья. Что объединяет все эти произведения? (Они юмористические)

4. Сообщение темы и цели урока.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока

Эпиграфом нашего урока будет пословица «Не хлебом единым сыт человек»

– А поможет нам подойти к разгадке тайны рассказ Драгунского

– Найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как оно называется. «Что любит Мишка»

5. Работа с текстом до чтения.

– Глядя на название, предположите, о чем будет рассказ? (О любви.)

– Кто будет главным героем? (Мишка.)

– Рассмотрите иллюстрацию, и в своих учебниках

– Кого узнали? (Мишку, Дениску.)

– О чем будет это произведение? (О том, что любит Мишка и Дениска.)

– Прочитайте ключевые слова к рассказу.

– Какой еще герой появляется в рассказе? (Учитель пения.)

– Что будут любить наши герои? (Древних воинов, разные разности, люблю булки, пирожки, сыр…)

– О чем будет рассказ?

– А как нам убедиться, верны наши предположения или нет? (Нужно прочитать текст.)

6. Чтение рассказа. Словарная работа.

– Понравился ли вам рассказ (Да)

– Какое настроение вызвал? (Радостное, смешное, веселое)

– А что именно вызвало такое настроение? (Ответ Мишки)

– Почему?

– Кого мы еще встречаем в рассказе? (Бориса Сергеевича)

– А кто это? (Учитель музыки.)

– А какой это учитель? (Творческий, талантливый)

– Докажите словами из текста.

– Что любит учитель пения? (Музыку Фредерика Шопена.)

– Послушайте фрагмент произведения Фредерика Шопена «Вальс минутка»

Физ. Минутка.

– Что вы представляете себе под эту музыку?

Звучит музыкальное произведение.

– Кому понравилось это музыкальное произведение?

– Что вы увидели?

– Что вы услышали?

– Какие чувства у вас возникли?

– На уроке музыки вы вместе с учителем музыки послушаете другие произведения этого композитора.

– Какой герой нам еще встречается в рассказе? (Дениска.)

– Как называется рассказ? («Что любит Мишка».)

– Что же любит Мишка?

Учащиеся перечисляют.

– Что любит Дениска? Найдите и прочитайте. Но сначала давайте обратимся к нашему алгоритму. На что обращаем внимание при чтении? На интонацию (медленно перечисляет), на темп

– Прочитайте.

Учащиеся читают.

– Используя алгоритм, оцени, как ты прочитал?

– Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы.)

– Что мы можем сказать о Мишке? (Он беззаботный и легкомысленный)

– Как слушал Дениску Борис Сергеевич?

– Прочитайте.

– Почему? (Ему было интересно.)

– Какой же Дениска? (Он мечтатель, разносторонний, любознательный)

– Как вы относитесь к Дениске? (Предположения учащихся.)

– Прочитайте по ролям, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.

Учащиеся читают. Оценивают чтение.

– Покажите, как это надулся.

– Как понимаете «Поведай тайну души своей»? (Расскажи самое сокровенное.)

– Что такое «разные разности»? (Всякие разности.)

– Можно ли так сказать? Это грамотно? (Нет.)

– Что любит Мишка? Прочитайте по цепочке.

Учащиеся читают.

– О чем говорят эти слова? (Мишка вел себя беззаботно, ждал похвалы.)

– Прочитайте, как слушал Мишку Борис Сергеевич.

Учащиеся читают.

– Почему? (Был недоволен, расстроен, возмущен.)

– Прочитайте.

– Для чего пауза? (Осмыслить, задуматься.)

– Когда вспомнил Мишка о любви к людям? (После замечания Бориса Сергеевича.)

– Прочитайте, как он отреагировал. (Покраснел.)

– Сравните, что любят мальчики.

Работа в группах

- Подчеркните, что любит Мишка и Дениска

Учащиеся предполагают.

– Посмотрите, сколько слов Мишка употребил, чтобы описать свою любовь к пище, и сколько, чтобы описать любовь к людям.

– Какое чувство у вас возникло в этот момент? (Грусть.)

– Почему?

– Прочитайте еще раз последние слова Мишки. Можно ли сказать, что он осознал свою ошибку? Докажите.

– Давайте подумаем, можно ли это произведение отнести к юмористическим? (Нет.)

– Почему? (Смех сквозь слезы.)

– В каком жанре написан рассказ? (Сатира.)

– Почему так считаете? (Высмеиваются недостатки. Помогает исправиться.)

– Что такое сатира?

– О чем мы должны задуматься, читая этот рассказ? (О любви к ближнему, к животным.)

– У нас два примера. Так о чем? (О любви к родным, к разным увлечениям)

7. Итог урока

Игра на внимание: «Найди ошибку»

Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и слушали рассказ.

предложения (цитаты) из рассказа, вам надо найти в них, если есть ошибки.

Мы с Мишкой вошли в класс (зал), где у нас бывают уроки пения.

Шопен – великий писатель (композитор).

Он выслушал меня внимательно, у него было удивленное (задумчивое) лицо, когда он слушал, а потом он сказал…

Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, – на спор съем сто (целое) кило.

По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Петрович (Сергеевич) его похвалит.

… ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно получается какое-то одинаковое, чересчур вкусное(съедобное), что ли.

Итак, вернемся к пословице: Не хлебом единым сыт человек.

– Положите перед собой таблицы.

– Заполните их.

Самостоятельная работа учащихся.

Таблица в рабочих тетрадях

Название

«Что любит Мишка»

В. Драгунский

Жанр

Мягкая сатира

Главные герои произведения

Борис Сергеевич

Характер героев произведения

Борис Сергеевич – насмешливый

Мишка – беззаботный

Дениска – мечтатель, любознательный

Борис Сергеевич – с уважением, пример

Мишка – иронично, с сожалением

Дениска – по-доброму

Свое отношение к героям произведения

– Проверим.

Один учащийся говорит, а второй (его оппонент) проверяет и дополняет или исправляет, если нужно.

– Кто может высказать свое отношение к героям?

8. Домашнее задание.

1) – Я уверена, что вам захочется встретиться с произведениями В. Драгунского еще много раз. Как же найти интересующее вас произведение в библиотеке? Давайте вспомним уроки библиографии. Дома, по желанию, используя нашу таблицу, заполните эту карточку.

2) – Домашнее задание для всех. Выполните иллюстрацию к произведению и подпишите ее цитатой из текста. А для этого вам нужно будет дома еще раз прочитать произведение В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».

– А для записи цитаты из рассказа вам нужно будет вспомнить, как оформляется на письме прямая речь.

9. Рефлексия.

– На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.

    Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…

    Читая произведения, я испытывал…

    Особенно меня тронуло…

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения В гостях у Барсука Раздел: «О настоящем и ненастоящем богатстве»

Отгадайте имя главного героя рассказов В.Драгунского 5 6 15 10 19 12 1 Используйте порядок букв в алфавите. Д е н и с к а

Стр.122 Библиотека гостеприимного Барсука В доме у Барсука было так же чисто и пусто, как и в Чайном домике. На стене висела только одна полка с книгами. Мише захотелось почитать книгу В.Драгунского «Денискины рассказы». Присоединяйся!

Виктор Драгунский «Что я люблю» 1.О ком писал В.Драгунский? Определите жанр произведения, которое будем читать. 2.Предположите, о ком и о чём будем читать? Кто будет главным героем? 3.Как вы думаете, этот рассказ будет грустным или весёлым?

1 вариант:Слушаем аудиозапись в исполнении автора. 2 вариант: «Жужжащее» чтение. Задача: * познакомиться с содержанием текста; * проверить правильность предположений.

От чьего лица ведётся рассказ? Герой-рассказчик – неравноценный автору персонаж, от имени которого рассказывается произведение. Он является действующим лицом этого произведения.

Что же любит Дениска больше всего? Докажи словами из текста

О чём мечтает герой-рассказчик? Почему мечтает жить просторней?

Ростом этот олень всего 20-25 см. А весит 1 кг 500г. Канчиль- карликовая лань Индонезийские сказки

«О настоящем и ненастоящем богатстве» Духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее.

Какой он- герой нашего рассказа? Добрый - жестокий Грустный - весёлый Трудолюбивый - ленивый Внимательный – безразличный Грубый - ласковый Ваши характеристики _______________________________________

У каждого разные вкусы И в жизни свои мечты. Дениска много что любит, А что, скажи, любишь ты? я Я люблю

Какая из пословиц поможет раскрыть главную мысль рассказа? Скучен день до вечера коли делать нечего. Жизнь дана на добрые дела. В тесноте, да не в обиде.

« Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины щедро и талантливо дарит нашим детям Виктор Драгунский.» Яков Аким

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по рассказу В.А.Осеевой "Волшебное слово"

Небольшая презентация кратко знакомит с писательницей В.А.Осеевой и дает возможность ученикам сравнить поступки Павлика до и после встречи со старичком....

Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Осень."

Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока, он предназначен для раз...

Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Зима."

Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока,он предназначен для разминки перед чтение...

Тема урока "В.Драгунский "Что любит Мишка"

Цель:

    Продолжить знакомство с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского.

    Учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения.

    Развивать четкую, грамотную, связную речь учащихся, навыки выразительного, осознанного чтения, творческие способности.

    Воспитывать интерес к чтению, любовь к своим близким, животным, природе.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: аудиозапись, я , словарь черт характера человека,карточки

Ход урока

1.

Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе.

Ребята сейчас будет звучать музыка, вы наверняка ее узнаете. Подпевайте.

Звучит музыка к тележурналу «Ералаш».

Что это за мелодия? (Ералаш»)

О ком эта передача? (о детях)

Любите ли вы смотреть Ералаш? Почему ? (веселый, смешной)

2.Актуализация знаний.

(слайд 1)

3.

Подготовка к основному этапу .

Вы дома путешествовали на машине времени в гости к Драгунскому. Что вы узнали? Поделитесь увиденным и услышанным .

Дома вы читали его произведения. В каком жанре работал писатель ? (Рассказы.)

Какие рассказы вы читали Драгунского?

Что их объединяет? (Смех.)

Как вы считаете, каким человеком был Драгунский? (Писатель любит своих героев, он понимает их чувства, бывает, он подшучивает над героями, но эта шутка добрая, с любовью.)

На уроке мы в этом убедимся.

Прочитайте тему урока, расшифровав запись: Чт. л.б.т М.шк.

Поставим себе цель.

Должны знать…. (произведение)

Должны уметь: …. (анализировать текст)

(Слайд 2.)

(Слайд 3, 4.)

Дети рассказывают биографию.

(Слайд 5.)

(Слайд 6.)

4

Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание способов действий.

А вы знаете, что любит Мишка? (нет)

Что мы должны сделать, чтобы узнать?

    Выяснить, что любит Мишка?

.Работа по теме урока.

Скажите пожалуйста, а что любите вы?

Как много всего вы любите, может быть даже ваши предпочтения совпадут с Мишкиными.

Давайте сейчас познакомимся с рассказом

5. Словарная работа.

Кавалерист – воин на коне.

Лань – быстрое животное рода оленей.

Зельц – вид колбасы.

Боржом – минеральная вода.

Частик – рыба.

Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.

Жужжащее чтение.

(Слайд 7.)

.Первичное восприятие текста .

Прослушивание аудиозаписи. Учащиеся следят и подчеркивают встретившиеся слова из словарной работы – прием “Молния”.

.Проверка первичного восприятия

6.Физминутка.

Беседа:

Понравился рассказ?

Кто главные герои?

Работа в паре

Так, что же любит Мишка? Дениска?

Перед вами лежит карточки, вы сейчас будете работать в парах, соедините стрелками кто, что любит.

собака

колбаса

строгать

лань

Дениска макароны Мишка

булки

древних воинов

сыр

конфеты

Давайте проверим, все ли выполнили задание правильно.

Скажите, совпали наши предпочтения с Мишкиными?

К кому были ближе к Дениске или к Мишке?

Как вы думаете, могут ли рассказать о человеке его увлечения?

Найдите в тексте и прочитайте отрывок, в котором описывается, что любит Дениска.

Давайте дадим характеристику Дениске. Какой он?

Увлекающийся, разносторонний, любознательный, ленивый, равнодушный .)

А что любит Мишка? Много всего любит Мишка?

Чего ждал от Мишки учитель? Что хотел услышать?

Давайте попробуем охарактеризовать Мишку. Какой Мишка ?

- Почему вы затрудняетесь ответить ? Можно ли рассказать о характере Мишки по тому, что он любит? Единственное, что можно сказать, это то что Мишка любил поесть.

- Задумался ли Мишка над тем, что он любит после замечания учителя? Найдите этот момент в тексте, прочтите.

- Почему он покраснел ? Почему стало стыдно? (Он не назвал более важных вещей)

- Кто из детей взрослее несмотря на то что они одного возраста? Почему вы сделали такой вывод?

(Мишка как маленький ребенок перечислял, что он любит есть, но ни разу не обмолвился ни о увлечениях ни о людях которых он любит.)

7 Закрепление пройденного материала.

Работа с пословицей.

- Так на что же хотел обратить внимание автор? Ответить на этот вопрос нам поможет пословица.

« Не хлебом единым жив человек». (Человеку кроме обычной пищи, необходима еще и духовная.) Что значит духовная? (любовь к родным, природе, музыке и т.д.)

8.Работа в группах.

- Сейчас мы с вами будем работать в группах. Обратите внимание на доске пьедестал. Сколько мест? четыре) (1-я, 2-я, 3-я, 4-я группы).

Перед вами лежат картинки. Рассмотрите их и попробуйте распределить, чтобы вы поставили на верхнюю ступеньку пьедестала, на вторую, третью, четвертую.

1 группа выберет для 1 места

2 группа – 2

3 группа – 3

4 группа – 4

- Что получилось на 1 месте? (семья), на втором? Третьем? Четвертом? Почему получились совпадения? Это не значит, что кто-то лучше, кто-то хуже, это значит, что мы все разные.

9.Итог урока.

Какой совет вы бы дали Мишке? (Любить свою семью.)

Достигли ли мы целей урока?

(Слайд 10.)

10.Домашнее задание.

Творческий пересказ.

Сочинение “Что я люблю”.

Разноуровневые задания

Самовыбор. (Слайд 11.)

11.Рефлексия.

На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.

    Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…

    Читая произведения, я испытывал…

    Особенно меня тронуло…

Было ли вам интересно на уроке?

12.Самооценка.

Класс: 4

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить с рассказом В.Ю. Драгунского “Что любит Мишка”.

Задачи урока:

1. Предметные:

  • развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
  • развивать умение определять тему, главную мысль произведения;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

  • развивать творческое мышление;

б) коммуникативные УУД:

  • формировать умение работать в парах, группе;
  • развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

  • учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
  • формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);

3. Личностные:

  • формировать чувство сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия.
  • формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Оборудование: презентация, иллюстрации к рассказу, карточки с ключевыми словами, аудио запись Ф.Шопена “Си минор”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, мы начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась. В ваших ладонях солнышко. Чувствуете, оно согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придает бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением и начнем наш урок.

II. Речевая разминка. (Слайд 2)

Ю. Мориц
Я вареники люблю.

Я вареники леплю,
Я вареники люблю,
С творогом люблю, с клубникой,
С мясом, с вишнями, с черникой,
С ежевикой и морошкой,
Но сильней всего –
С картошкой!

Прочитайте про себя.

Медленно шёпотом.

Медленно вслух.

Быстро и громко.

С восклицательной интонацией.

III. Подготовка к восприятию произведения

1. Работа в паре.

Определите тему отрывка стихотворения, выберите соответствующий вариант из данных, объясните свой выбор (слайд 3) :

  • голод
  • красота
  • гостеприимство
  • любовь
  • трудолюбие
  • обжорство
  • радость

2. Составление кластера

А знаете ли вы, что такое любовь? (ответы детей)

Подберите ассоциации к слову “любовь”. (Слайды 4, 5)

У нас получилось свое определение. Давайте узнаем, какое толкование даётся в словаре
С.И. Ожегова. (Слайд 6)

Любовь, сущ., ж., - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Любовь к Родине. Материнская любовь. 2. Склонность, пристрастие к чему-нибудь. Любовь к музыке.

Словарь С.И. Ожегова

Как вы думаете, почему урок мы начинаем с разговора о любви?

3. Работа с ментальной картой “Виктор Драгунский”

Посмотрите на слайд и сформулируйте задание (Слайд 7)

Называют произведения:

“Заколдованная буква”, “Друг детства”, “Англичанин Павля”, “Кот в сапогах”, “Тайное становится явным”, “Девочка на шаре”. (Слайд 8)

Попробуйте определить тему урока (Слайды 10, 11)

4. Целеполагание. (Слайды 12, 13)

5. Прогнозирование содержания текста по названию, иллюстрации, автору и ключевым словам. (Слайд 14)

Дениска и Мишка
учитель пения
музыка
люблю
целый мир
разные разности

IV. Первичное восприятие текста.

Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения.

(Чтение с остановками)

Перед 2-й частью:

Как вы думаете, что ответил Дениска?

Перед 3-й частью:

Верны ли были ваши предположения?

Перед 4-й частью:

Выскажите предположение, чем всё закончится.

Дочитайте текст самостоятельно.

Верны ли были ваши предположения?

V. Проверка первичного восприятия

1. Ответьте на вопросы:

Оправдались ли наши предположения в целом по тексту?

Понравилось ли вам произведение?

Какое настроение вызвало? (Радостное, смешное, весёлое)

С помощью модели покажите, к какому жанру отнесёте это произведение? Можете воспользоваться справочником “Моя шкатулка”.

2. Тест “ Проверь себя”.

VI. Физкультминутка.

VII. Вторичное чтение и анализ произведения.

1. Проверка правильности выбора ответа по тексту (выборочное чтение) и самооценка по вопросам. (Слайд 15)

2. Словарная работа

Встретились слова, значения которых вам непонятны?

Воспользуйтесь толковым словариком.

Кто хочет уточнить значение какого-то слова?

3. Ответы на вопросы по содержанию.

3.1. Вопросы на выявление черт характеров героев.

Назовите героев произведения.

Что мы узнали о Борисе Сергеевиче из текста? (весёлый человек, с чувством юмора, любит музыку, умеет внимательно слушать, доброжелательный)

Что сказал Борис Сергеевич про музыку Шопена?

А как Дениска воспринимал музыку Шопена. Найдите в тесте.

Послушайте фрагмент произведения Фридерика Шопена, великого польского композитора и пианиста “Вальс си-минор”. Приложение 2.

Кому удалось услышать, как звуки выскакивали и разбрызгивались?

3.2. Обсуждение поступков героев.

Борис Сергеевич сказал, что Дениска любит целый мир. Докажите, что это так.

Почему Мишка вмешался в разговор? (Почувствовал себя обиженным.)

Прочитайте, как в разговор вмешался Мишка. Что он имел в виду под разными разностями?

Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся.)

Подберите синоним к слову “надулся”.

Как вы понимаете слова учителя “поведай тайну души своей”?

Дениска любит целый мир, а что же любит Мишка?

Чего ждал Мишка? (Похвалы.)

Как учитель отреагировал на слова Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)

Что Борис Сергеевич сказал про то, что любит Мишка?

Как вы думаете, действительно ли Мишка любит целый “продуктовый магазин” и только? Почему?

Как вы это поняли?

3.3. Задание в паре:

Какими показаны мальчики в рассказе? Соедини и допиши.

Согласны ли вы, что Мишка в этом рассказе описан с юмором? Объясните свою точку зрения. (Слайд 16)

Можно ли сказать, что весь рассказ юмористический? Почему нельзя?

IX. Творческая работа.

Работа в группах.

Вспомним правила работы в группе. (Слайд 17)

Задания для групп:

1 группа “Мыслители” - составить синквейн. (Слайд 18)

Предполагаемые варианты:

Борис Сергеевич
весёлый, внимательный
играл, выслушал, ждал
Больше всего любит музыку.
учитель

Мишка
обидчивый, хвастливый
вмешался, бормотал, покраснел
Любит целый продуктовый магазин.
“гурман”

2 группа “Исследователи” - проследить, как менялись эмоции и чувства Бориса Сергеевича, показать их с помощью графических моделей. При необходимости можно воспользоваться справочником “Моя шкатулка”, стр.3. (Слайд 19)

3 группа “Аналитики” - выбрать пословицы и поговорки к рассказу “Что любит Мишка”. (Слайд 20)

  1. На вкус и цвет товарища нет.
  2. Не хлебом единым жив человек.
  3. За словом в карман не лезет.
  4. Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
  5. Не спеши языком, спеши делом.
  6. Велик звон, да не красен.
  7. Любишь есть калачи – не сиди на печи.

4 группа “Корреспонденты” - используя предложенный текст, составить краткий рассказ о Ф.Шопене. (Слайд 21) Приложение 3.

X. Итог урока

1. Реализация целей урока. (Слайд 22)

Чему учит рассказ В. Драгунского? (Ответы детей.)

Ребята, жизнь нам преподносит уроки и, читая произведения, мы тоже получаем уроки, которые пригодятся в жизни. Какой урок сегодня мы получили?

XI. Инструкция по выполнению домашнего задания.

Д/з по выбору (слайд 23) :

  • выразительное чтение рассказа “Что любит Мишка”;
  • найти и подготовить выразительное чтение или пересказ другого рассказа Виктора Драгунского;
  • рассказать об 1 событии из жизни писателя;
  • разучить произведение Фридерика Шопена.

XII. Рефлексия. Показать свое настроение. (Слайд 24)

Урок окончен. Спасибо за работу.