Композитора называют поэтом. Великие русские композиторы. А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой компо

о великих русских композиторах

Сегодня мировая классическая музыка просто немыслима без произведений русских композиторов, хотя отечественная композиторская школа появилась только в 19 веке. О каждом из знаменитых людей можно рассказывать бесконечно. Прокофьев, например, гениально играл в шахматы, Бородин был профессором химии, а Рахманинов настолько щепетильно относился к своим рукам, что обувь ему надевала супруга. Сегодня - самые интересные факты из жизни и творчества русских композиторов.


Император демонстративно ушёл с премьеры оперы Глинки

Михаил Иванович Глинка по праву считается основоположником отечественной русской классической музыки и первым русским композитором-классиком, которому удалось достичь мировой славы.






Успех композитору принесла его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В этом музыкальном произведении композитору удалось органично соединить европейскую оперную и симфоническую практику с русским хоровым искусством. Впервые появился национальный герой, воплотивший в себе лучшие черты национального характера.

А вот премьера второй оперы композитора - «Руслан и Людмила» - принесла Глинке ряд чувствительных огорчений. Премьера оперы состоялась в Большом театре в Санкт-Петербурге в тот же день, что и премьера первой оперы Глинки - 9 декабря. Высшему обществу опера не понравилась, публика её освистала, а император Николай I и вовсе, не дождавшись конца оперы, после четвёртого акта демонстративно вышел из зала.

Впрочем, современники отмечали, что оперу эту Глинка писал более чем небрежно. В.П.Энгельгардт 1894 году писал М.Балакиреву: « Полной автографной партитуры «Руслана» никогда не существовало. Отдельные номера посылались им в театральную контору для переписки, оттуда не возвращались и там пропадали ». А план оперы, если верить современникам, и вовсе «намахал» Константин Бахтурин « в четверть часа под пьяную руку ». Тем не менее опера в первый свой сезон прошла 32 раза в Петербурге и столько же в Париже, тогда как, по свидетельству Ференца Листа, опера «Вильгельм Телль» Джоакино Россини в свой первый парижский сезон была дана только 16 раз.

Известно, что Михаил Иванович Глинка был слаб здоровьем. Это, однако, не мешало ему путешествовать, к тому же географию композитор знал прекрасно. Он свободно владел шестью иностранными языками, среди которых был и персидский.



Прокофьев придумал особый вид шахмат

Сергей Сергеевич Прокофьев - дирижёр, пианист и один из крупнейших русских композиторов ХХ века. Его считают русским музыкальным вундеркиндом: композировал он с 5 лет, в 9 написал две оперы, а в 13 лет стал студентом Санкт-Петербургской консерватории.






Покинув Родину в 1918 году, в 1936 он вернулся в СССР. Но уже в 1948 Полибюро ЦК ВКП(б) издало постановление, обвиняющее Прокофьева и других музыкантов в «формализме», а их музыка была объявлена «вредной». Первая супруга композитора, испанка по происхождению, была сослана в лагеря, где провела три года. После этого композитор практически безвыездно жил на даче. Там он создал такие яркие произведения как балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта», оперы «Повесть о настоящем человеке» и «Война и мир», написал фортепьянные концерты и музыку к кинофильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский».

Страстью Прокофьева были шахматы. Он не только любил в них играть, но и обогатил эту игру собственными идеями, предложив так называемые «девятерные» шахматы - доска с полем 24х24, на которой играют сразу девятью комплектами фигур. Известно, что однажды Прокофьев играл шахматную партию с экс-чемпионом мира по шахматам Э.Ласкером и смог свести её к ничьей.

Умер Сергей Прокофьев в один день со Сталиным. Родственникам было весьма проблематично организовать похороны, поскольку вся Москва была блокирована милицейскими постами.



Скрябин - создатель светомузыки

Александр Николаевич Скрябин проявлял музыкальные способности с детства. После окончания кадетского корпуса он поступил в Московскую консерваторию, после окончания которой полностью отдался музыке. Его глубоко поэтичное и самобытное творчество было новаторским даже на фоне новых течений в музыке, связанных с изменениями политического строя и общественной жизни в начале XX века.






Так, в партитуру написанной им симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию для света. Но премьера из-за технических неполадок прошла без световых эффектов.



Кембридж удостоил Чайковского звания доктора музыки без защиты диссертации

Пётр Ильич Чайковский - одна из самых ярких фигур мировой классической музыки и композитор, который сумел поднять русское музыкальное искусство до небывалых высот.






Многие считали его западником, но ему удавалось удивительным образом соединять наследие Шумана, Бетховена и Моцарта с русскими традициями. Чайковский творил практически во всех музыкальных жанрах. Он написал 10 опер, 7 симфоний, 3 балета, 4 сюиты и 104 романса.

Родные прочили ему карьеру военного офицера и были категорически против поступления в консерваторию. Известно, что родной дядя будущего великого композитора с горечью заявил: « Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку! »

Кембриджский университет без защиты диссертации, заочно, удостоил Петра Ильича Чайковского звания доктора музыки, а Академии Изящных искусств Парижа избрала его своим членом-корреспондентом.



Римский-Корсаков умер из-за своей оперы

Николай Андреевич Римский-Корсаков - известный дирижёр, музыкальный критик, великий русский композитор и общественный деятель. Сын крепостной и помещика он получил хорошее образование, много путешествовал, а вернувшись на Родину успевал абсолютно везде: был инспектором духовых оркестров Морского ведомства, преподал в Санкт-Петербургской консерватории, профессором которой являлся, дирижировал симфоническими и оперными спектаклями, помогал управляющему Придворной певческой капеллы.






Одной из любимых его тем в творчестве были сказочные произведения. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» закрепили за ним прозвище Сказочник.

Опера «Золотой петушок» Римским-Корсаковым была написана 1908 году по одноимённой сказке Пушкина. Цензура узрела в этом произведении язвительную сатиру на самодержавие, и оперу запретили. Это стало причиной инфаркта композитора. Скончался он от повторного приступа в усадьбе Любенск 21 июня 1908 года.

Первая постановка оперы состоялась уже после смерти великого композитора - 24 сентября 1909 в Оперном театре Сергея Зимина в Москве. Премьера предварялась анонсом в газете «Русские ведомости»: « Последняя опера Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», непринятая к постановке на Императорских сценах, пойдет в наступающем сезоне в оперном театре Зимина »



Композитор Бородин основал Русское химическое общество

Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор-самородок. Профессиональных учителей-музыкантов у него не было, и всего в музыке он достиг, благодаря самостоятельному овладению техникой композирования. Своё первое музыкальное произведение Бородин написал в 9 лет. Играл на фортепиано, флейте и виолончели.






Самым известным музыкальным произведением Бородина является опера «Князь Игорь», созданная по сюжету «Слова о полку Игореве». Идею написания этой оперы Бородину подсказал В.Стасов. За работу Бородин взялся с огромным энтузиазмом: изучал музыкальные и исторические того времени и даже побывал в окрестностях Путивля. Написание оперы растянулось на 18 лет. В 1887 году Бородин умер, так и не окончив это музыкальное произведение. Известно, что сам Бородин успел оркестровать часть пролога, речитатив, арии Ярославны, Кончака, князя Владимира Галицкого, плач Ярославны, народный хор. Завершили же работу по записям Бородина Римский-Корсаков и Глазунов.

Стоит отметить, что музыка была не единственной страстью Бородина. Он весьма успешно занимался медициной и химией, получив 1858 году степень доктора медицины. Бородин руководил руководил химической лабораторией, был ординарным профессором и академиком Медико-хирургической академии, почётным членом Общества русских врачей и одним из основателей Русского химического общества. У композитора Бородина более 40 работ по химии, а его именем назвали химическую реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, которую он исследовал первым ещё в 1861 году.



Руки Сергея Рахманинова оценили в миллион долларов

Сергей Васильевич Рахманинов - крупнейший мировой композитор - покинул Россию в 1917 году и осел в США. Практически 10 лет после отъезда из России он не писал музыку, много гастролируя по Европе и Америке, где его признали крупнейшим дирижером и величайшим пианистом эпохи. При этом Рахманинов на протяжении всей своей жизни оставался человеком, стремящимся к уединению, неуверенным в себе и ранимым. Всю жизнь он искренне переживал, что покинул Родину. В годы Великой Отечественной войны Сергей Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, а все сборы им были перечислены в фонд Красной армии.






У Рахманинова была уникальная особенность - самый большой из всех известных пианистов охват клавиш. Он охватывал сразу 12 белых клавиш, а левой рукой брал совершенно свободно аккорд «до ми-бемоль соль до соль». При этом у него в отличие от многих концертирующих пианистов были изумительной красоты руки без вздувшихся вен и без узлов на пальцах.

Как-то Рахманинов заслонился от папарацци, не желая сниматься, а вечером в газете появилось фото композитора: лица видно не было, только руки. Подпись под фото была такой: «Руки, которые стоят миллион!»




kulturologia.ru

Обладали незаурядным литературным даром. В их литературном наследии: музыкальная публицистика и критика, музыковедческие, музыкально-эстетические труды, рецензии, статьи и многое другое.

Очень часто литературные труды были для творцов музыкальных шедевров дополнительным средством разъяснения музыкального языка, чтобы дать слушателю ключ к адекватному восприятию музыки. Причём, музыканты словесный текст создавали с такой же страстностью и самоотдачей, как и музыкальный.

Писательский арсенал композиторов-романтиков

Тонкими знатоками художественной словесности были представители музыкального романтизма. Р. Шуман писал статьи о музыке в жанре дневника, в виде писем другу. Их характеризует прекрасный слог, свободный полёт фантазии, сочный юмор, яркая образность. Создав некий духовный союз борцов с музыкальным мещанством («Давидово братство»), Шуман обращается к публике от имени своих литературных персонажей – неистового Флорестана и поэтичного Эвсебия, прекрасной Киары (прототип – супруга композитора), Шопена и Паганини. Связь литературы и музыки в творчестве этого музыканта столь велика, что его герои живут, как в литературных, так и музыкальных строках его сочинений (фортепианный цикл «Карнавал»).

Вдохновенный романтик Г. Берлиоз сочинял музыкальные новеллы и фельетоны, рецензии и статьи. Подталкивала к писательству и материальная нужда. Наиболее известны из литературного творчества Берлиоза, блестяще написанные им «Мемуары», запечатлевшие кипучие духовные искания новаторов искусства середины XIX столетия.

Изящный литературный стиль Ф. Листа особенно ярко отразился в его «Письмах бакалавра музыки», в которых композитор высказывает идею синтеза искусств, причем делая акцент на взаимопроникновении музыки и живописи. В подтверждение возможности такого слияния, Лист создаёт фортепианные пьесы под впечатлением живописных полотен Микеланджело (пьеса «Мыслитель»), Рафаэля (пьеса «Обручение»), Каульбаха (симфоническое произведение «Битва гуннов»).

Колоссальное литературное наследие Р. Вагнера, кроме многочисленных критических статей, содержит объёмные труды по вопросам теории искусства. Один из интереснейших трудов композитора «Искусство и революция» написан в духе утопических представлений романтика о будущей мировой гармонии, которая придёт, когда мир изменится посредством искусства. Главную роль в этом процессе Вагнер отводил опере – жанру, в котором воплотился синтез искусств (исследование «Опера и драма»).

Образцы литературных жанров у русских композиторов

Ушедшие два столетия оставили мировой культуре огромное литературное наследие русских и советских композиторов – от «Записок» М.И. Глинки, до «Автобиографии» С.С. Прокофьева и заметок Г. В. Свиридова и др. Практически, все знаменитые русские композиторы пробовали себя в литературных жанрах.

Статьями А.П. Бородина о Ф. Листе зачитывается уже множество поколений музыкантов и любителей музыки. В них автор повествует о своём пребывании в гостях у великого романтика в Веймаре, раскрывает интересные подробности о буднях и трудах композитора – аббата, особенностях проведения Листом уроков фортепианной игры.

Н.А. Римский-Корсаков, автобиографический труд которого стал выдающимся музыкально-литературным явлением («Летопись моей музыкальной жизни»), интересен еще и как автор уникальной аналитической статьи о собственной опере «Снегурочка». Композитор подробно раскрывает в ней лейтмотивную драматургию этой прелестной музыкальной сказки.

Записки Свиридова о музыке и музыкантах, о творческом процессе композитора, о духовной и светской музыке еще ждут своего оформления и издания.

Изучение литературного наследия выдающихся композиторов позволит сделать еще массу удивительных открытий в музыкальном искусстве.

Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

О каждом из этих знаменитых людей можно рассказывать много, у всех не простые, а порой и трагические судьбы, но в данном обзоре мы постарались дать только краткую характеристику жизни и творчества композиторов.

1. Михаил Иванович Глинка

(1804-1857)

Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». 1887г., художник Илья Ефимович Репин

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.

Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировоззрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером.

Успех пришел к М.И.Глинке в 1836 году, после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера.

В.Ф.Одоевский охарактеризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».

Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями, и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

2. Александр Порфирьевич Бородин

(1833-1887)

Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.

Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии.

А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования.

На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события — во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как «Могучая кучка».

В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.

Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера «Князь Игорь» (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора — мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины.

Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

Цитата о А.П.Бородине: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». В.В.Стасов

Интересный факт: Именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.

3. Модест Петрович Мусоргский

(1839-1881)

«Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»

Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку».

Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире.

Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием.

Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами.

Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н. К. Рерих

Интересный факт: В конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову.

4. Петр Ильич Чайковский

(1840-1893)

«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.»

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.

Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения.

Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов» — теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории.

Чайковского считали «западным» композитором, в противопоставлении народным деятелям «Могучей кучки», с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта, Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке.

Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев — все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка. А содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Цитата композитора: «Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве.»

«Большой талант требует большого трудолюбия.»

Цитата о композиторе: «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его» А.П.Чехов

Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

5. Николай Андреевич Римский-Корсаков

(1844-1908)


Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов со своими учениками М.М.Черновым и В.А.Сениловым. Фото 1906 г

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.

Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.

Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии.

Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».

Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович

Факт о композиторе: Первый урок контрапункта Николай Андреевич начал так:

— Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя — стать вам ненужным…

СИМФОНИЯ
___________

ВИВАЛЬДИ

Великий итальянский композитор
Антонио Вивальди родился и большую
часть своей жизни провёл в Венеции.
Стал по настоянию матери священником
и многие годы преподавал музыку
в основанном францисканским монахом
приюте для девочек-сирот.
Создал около 90 опер, в постановке
которых сам участвовал. Автор много-
численных симфонических произведений.
За необычный для венецианцев цвет волос
был прозван жителями Венеции
"рыжим священником".

В предчувствии, должно быть, альты
И скрипки словно только ждут,
Когда от имени Вивальди
Им слуги ноты раздадут.

А наш маэстро,
рыжим гунном,
летит, весь - рук взметённых жест.
И дирижируют лагуной
две чайки
кружевных манжет.

И так он к этому причастен,
так вдохновеньем
дышит грудь,
Что, кажется,
ногам лишь ясен
к театру выверенный путь.

Здесь свой театр:
толпы густой,
каналов, фонарей,
мостов.

А маски лиц!
А лица в масках!
Шум тесных улиц. Крик менял.
Гондолы. Синь...
Копируй, мастер,
С готовой партитуры
дня.

Запомнить бы.
Ведь перепето,
прошепчено
сто раз подряд
и на Сан Марко,
с парапета,
взметнулись голуби
не зря.

А вы? Вы даже
не кивайте.
Он не увидит,
не услышит.
Посмотрит в небо,
будто свыше
Сам Бог позвал его:
"Вивальди!"
__

АМАДЕУС

В штормовую ночь (шёл дождь со снегом)
7 декабря 1791 г. тело Моцарта,
зашитое в мешок, было сброшено в общую
могилу и засыпано известью. На кладбище,
кроме возницы, не было никого.
Австрия забыла о Моцарте.

Здесь - яма известковая. А там -
Больная роща в кислоте тумана.
И никого. Возницы окрик пьяный
Под музыку то ливня, то кнута.
(Бог "Реквием" в ту ночь
читал с листа).

Дремала императорская Вена.
Гипноз дождя ль сморил её мгновенно,
Иль выдан был, по случаю, устав:
"Закрыть все двери, окна и уста"?

Дремала Вена и, держу пари,
Дремал Сальери, набок сбив парик.

Наш капельмейстер принял что-то впрок
И спал в ту ночь
спокойно, как сурок.

Не спали только
в слякоти колёса
Да катафалк, как сущий дьявол, нёсся.

И он пронёсся, чёрный фаэтон,
Сквозь дождь и снег,
Туда, к предместьям Вены.
Никто в тот день не перерезал вены
И не издал над страшной ямой стон.

И в грудь вошёл
обиды острый нож.

Хотя, казалось,
мёртвых не проймёшь,
душа ждала,
не отлетая прочь,
за тело зацепившись ниткой нерва,
пока, безумствуя, -
от горя выла
ночь
и всем в укор -
с ума сходило
небо.
___

ПАГАНИНИ

"...душа его оказалась
совершенно опустошённой,
в ней царили лишь
бесконечное одиночество
и великая усталость".

Мария Тибальди-Кьеза
"ПАГАНИНИ"

Был сон-полубред: влетали паяцы,
От скрипки ладошки с трудом отдирали.
Шептались, что эти тончайшие пальцы
в утробе
вытачивал сам Страдивари.

А ручки тянулись к игрушке певучей.
И знал только дьявол - бесспорный маэстро,
Какой ещё мУкой дитя он навьючит
Сиесты, лемурно-изнеженной, вместо.

Исчезнуть бы ярким,
беспечным каприччо.
Но плоть раньше скрипки
судьбу отыграла.
Под занавес
всё, что ты прОжил, как притча
о дерзкой мечте
под взглядом Дедала.
_

Вопреки совету Дедала не приближаться к солнцу,
Икар, словно завороженный лучезарным светилом,
взметнулся именно к нему.
Солнце растопило воск,
на котором держались его крылья,
и он рухнул вниз.

(Из древнегреческого мифа "Дедал и Икар")
___

ПОСЛЕ КОНЦЕРТА
ОРГАННОЙ МУЗЫКИ

Мудрость построила себе дом
И вытесала для него семь столбов...

Притчи Соломоновы
(IX,I)

Иоганну Себастьяну Баху
Сочинять, как возводить собор.
Стань в сторонку,
подивись размаху,
всё, что слышал - забери с собой.

Голубем взлетит душа под купол.
К фрескам ближе, ближе к витражам.
Там, глядишь, и день отмерит скупо
солнца малость,
пальцы туч разжав.

Вскормлен дух, подпитан и, наверно,
В этом "виноват" частично Бах.
Где-то есть,
поверх тоски безмерной,
свет и мудрость
на семи столбах.
___

БЕТХОВЕН

(экспромт, навеянный
стихотворением Людмилы Свирской)

«Я часто проклинал своё существование...
Ещё немного, и я покончил бы с собой.
Меня удержало только одно – моё искусство...»

Людвиг ван Бетховен

«Я вытяну всю музыку из пауз
И до последней ноты вам верну».

Людмила Свирская
«Бетховен»

Удел иных полегче и получше.
Но плещет в стёкла
неба лунный плёс.
И звук – распят, под пальцами расплющен,
А всё силён и ветром бьёт взахлёст.

Пускай же в дверь дубовую стучится
Сама судьба могучим кулаком,
Душа готова. Всё в ней вымыл чисто,
Волною завершающей, аккорд.

Земную жизнь я так наполнил плотно,
Так переделал музыку её,
Что время мне уйти – походкой Лота.
Кто не мудрец,
отмаявшись с моё?
____

ПИАНИСТ

Навеяно игрой
пианиста Гленна Гульда

Он был, казалось, частью фортепьяно,
когда касались клавиш эти руки
и чистый звук,
с огранкой, без изъяна,
самозабвенно гибнул
в общем звуке.

Всей мощью
необузданных вибраций
он втянут был
в игру другого сорта.
Не в ту,
в которой можно отыграться,
а в ту,
где кровью
полнится аорта.

Везувий звуков.
Зал всё ближе к лаве.
Два-три аккорда
до финальной бури.
И вот, по роще
чёрно-белых клавиш
несутся пальцы
в бешеном аллюре.

Крещендо нарастающих созвучий...
Миг тишины.
И терпкий мёд итогов:
Встать у рояля,
шумом слух измучив,
и маяться -
заложником восторгов.
___

ФАНТАСМАГОРИЧЕСКИЙ
КОНЦЕРТ

Играет Моцарт.
Радостно. Легко.
Чуть слышен скрип дверей
и шепоток придворных.
Но входит Гендель.
Властный жест рукой -
и к скрипкам подключаются валторны.

Всё явственней, всё громче
клавесин.
И пусть звучит
жеманно и манерно -
Так император лично попросил,
поскольку скрипки
слишком бьют по нервам.

Не знал Его Величество,
не знал,
что музыка - не паж
в его семействе.
И что Вивальди
пОдал тайный знак,
который ждал, как видно,
капельмейстер

Рецензии

Уважаемый Яков, читая Ваши стихи о композиторах и музыкантах, я пережила
третье в моей жизни потрясение. Первое - живой концерт Эмиля Гилельса,
второе - "Реквием" Баха в Нотр-Дам (орган и великолепный хор). Но чтобы
в стихах ТАК о музыке... Кланяюсь Вам. Вы пишете изумительно! (Хочется
сказать - гениально).
Спасибо, дорогой Поэт, за прикосновение к великому и прекрасному!

С какого-то момента музыка свила прочное
гнездо не только в моей душе, но и в моих стихах.
Причём напрямую, как в стихах этого цикла,
и косвенно - во многих других произведениях.
Лирические стихи, которые я пишу, словно сопровождаются
некой внутренней музыкой. В таких случаях, весь творческий процесс
идёт под её аккомпанемент.
Несколько лет назад вышла моя электронная книжка
под названием "Крещендо". В неё вошли эти стихи
и другие произведения, связанные с музыкой:
статья о Чайковском, рассказы-полуфантазии "Адажио Альбинони"
и "Неизвестный концерт Моцарта".

Очень рад, Валентина, что цикл напомнил вам о ваших любимых музыкальных впечатлениях.

Большое спасибо за столь замечательный отклик!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

6 класс

1. На какие темы писал оперы Н.А. Римский-Корсаков

а) сказочные б) исторические в) героические

Ключ – а

2. На какие сюжеты написал П.И. Чайковский балеты :

а) сказочные б) патриотические в) героико-драматические

Ключ – а

3. Как назвал М.И. Глинка романс на стихи Н. Кукольника ?

а) «Соловей» б) «Воробей» в) «Жаворонок»

Ключ – в

4. Кому из русских композиторов принадлежат слова «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям подпору и утешение»

А) М.И. Глинка б) П.И. Чайковский в) С.В. Рахманинов

Ключ – б

5. Какой композитор ввёл нас в мир полифонической музыки , где все голоса равноправны:

А) И.С. Бах б) В.А. Моцарт в) Н.А. Римский-Корсаков

Ключ – а

6. Как называется духовой клавишный инструмент, в переводе с греческого означающий «орудие», «инструмент»?

а) клавесин б) валторна в) орган

Ключ – в

7. К какому жанру можно отнести цикл М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»?

А) симфония б) кантата в) сюита г) балет

Ключ – в

8. Какого композитора называют «душой фортепиано»?

А) Ф. Шопен б) И. Штраус в) П.И. Чайковский

Ключ – а

9. Восстановите пропорцию :

1. «Александр Невский» а) М.И. Глинка

2. «Спящая красавица» б) Л. ван Бетховен

3. «Иван Сусанин» в) И.С. Бах

4. «Сурок» г) П.И. Чайковский

5. Прелюдия и фуга д) С.С. Прокофьев

Ключ 1)-д, 2)-г, 3)-а, 4)-б, 5)-в.

10. Перечисли балеты знаменитого русского композитора 19 века Петра Ильича Чайковского __________________________________________________________________

Ключ «Лебединое озеро» , «Щелкунчик» , «Спящая красавица»

11. Назови фамилию великого польского композитора, чьё сердце, согласно его последней воле, захоронено в Варшаве ____________________________________________

Ключ Ф. Шопен

12. Убери лишнее и объясни свой выбор: баян, домра, арфа, гусли, свирель __________

Ключ Арфа, так как она не относится к русским народным инструментам

Ключ – б

14. Мастерство игры на скрипке этого музыканта было настолько совершенно и неподражаемо, что ходили слухи, будто ему помогает нечистая сила . О ком идёт речь?

а) Ф. Шопен б) Н. Паганини в) Ф. Шуберт г) А. Вивальди д) В.А. Моцарт

Ключ – б

15. Восстанови пропорцию :

Ключ 1 –д, 2 –а, 3 –г, 4 –е, 5 –б, 6 –в

16. Кто изображён на центральной части триптиха Павла Корина ? __________________

А кто из композиторов посвятил ему музыкальное произведение ? __________________

Ключ средняя часть «Александр Невский», автор музыки С.С. Прокофьев

17. О каком композиторе идёт речь : «Он самый первый, самый главный звук в аккорде русской музыки» ______________________________________________________________

Ключ М.И. Глинка

18. Заполните кроссворд

Ключ По горизонтали 1. Глинка 2. Мусоргский 3. Прокофьев 4. Паганини 5. Вокализ

По вертикали: 6. Шуберт 7. Либретто 8. Романс 9. Баркарола 10. Ария 11. Полифония 12. Бетховен

Предварительный просмотр:

Задания для школьной олимпиады по «Музыке»

7 класс

1. Реквием – последнее создание, «лебединая песня» великого австрийского композитора, в котором он воплотил глубочайший мир человеческих переживаний: душевное смятение, умиротворённый покой, глубину горя. Назовите имя этого композитора .

Ключ Моцарт

2. Как называется сочинение музыки сразу во время её исполнения ?

Ключ – а

3. Каким итальянским словом называют краткое изложение содержания оперы или балета ?

Ключ – б

4. О каком инструменте симфонического оркестра Римский Корсаков сказал : «Тембр старчески насмешливый в мажоре и болезненно печальный в миноре»

А) флейта б) фагот в) скрипка г) труба

Ключ – б

5. Восстановите пропорцию :

1. Норвегия а) С.В. Рахманинов

2. Россия б) Ф. Шопен

3. Польша в) Э. Григ

4. Германия г) В.А. Моцарт

5. Австрия д) И.С. Бах

Ключ – 1)-в, 2)-а, 3)-б, 4)-д, 5)-г.

6. Известно, что австрийский композитор Франц Шуберт написал более 600 песен и баллад. Как называется баллада, написанная им в 18 лет на стихи поэта В. Гёте ?

Ключ «Лесной царь»

7. Заполни таблицу

Ключ

8. Выбери музыкальные инструменты для оркестров :

балалайка, скрипка, фортепиано, баян, гитара, виолончель, арфа, орган, валторна, домра, тромбон, гусли, трещотка.

9. Заполни таблицу , правильно распределив жанры:

романс, песня без слов, серенада, баркарола, сюита, колыбельная, симфония, соната, кант, кантата, опера

Ключ

10. Какой цикл фортепианных пьес П.И.Чайковский написал для детей ?

а) «Детская музыка» б) «Детский альбом»

в) «Альбом для юношества» г) «Картинки с выставки»

Ключ – б

11 . Назови композиторов, которые обращались к жанру реквиема ___________

Ключ В.А. Моцарт, Д.Б. Кабалевский

12. Какая музыкальная форма может раскрыть поэтический образ этого стихотворения ? ______________________________________________________________

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Ключ Трёхчастная форма

13. Выберите характерные черты творчества композиторов П.И.Чайковского и Л. Бетховена , соответствующие их индивидуальному стилю:

А) обращение к внутреннему миру человека

Б) мужественность

В) тонкий психологизм

Г) песенность

Д) яркий динамизм

Е) обращение к человечеству

П.И. Чайковский_______________________________________________________

Л. Бетховен____________________________________________________________

Ключ Чайковский: А В Г Бетховен: Б Д Е

14. Убери лишнее : ария, каватина, увертюра, дуэт, трио, хор.

Ключ Увертюра

15. Какое содружество композиторов именовалось «Балакиревским кружком» ?

Ключ «Могучая кучка»

16. Какая группа инструментов расположена ближе всего к дирижёру ?

Ключ струнные смычковые инструменты

17. Закончите фразу Н. Рубинштейна , сказанную об одном из композиторов18 века: «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе ___________________»

Ключ Моцарт

18. Какой героине «Тысячи и одной ночи» посвящена сюита Н.А. Римского-Корсакова ?

Ключ Шехеразада

19. Укажите имя композитора и название романса на стихи Е. Бекетовой :

«Поутру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать.

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать»

Композитор_______________________Романс________________________________

Ключ Рахманинов «Сирень»

20. Какой герой оперы поёт в арии : «О, дайте, дайте мне свободу»?

А) Иван Сусанин В) Борис Годунов

Б) Садко Г) Князь Игорь

Ключ Г) Князи Игорь

21. Что в переводе с итальянского означает слово «оперетта» ?

А) маленькая опера В) неправильная опера

Б) плохая опера Г) новая опера

Ключ А) маленькая опера

22. Какой город является родиной джаза ?

А) Чикаго В) Нью-Йорк

Б) Новый орлеан Г) Одесса

Ключ Б) Новый Орлеан

23. Имя этого итальянского скрипача и композитора ещё при жизни было окружено легендами. Он заложил основы современной техники игры на скрипке, обогатив музыку новыми колористическими возможностями. Среди его произведений наибольшей популярностью до сих пор пользуются «Двадцать четыре каприччио». Их использовали в своих произведениях композиторы-романтики. С 1954 года в Италии организуются конкурсы имени этого скрипача. Назовите его имя _________________________________

Ключ Николо Паганини

24. Найди закономерность и убери лишнее : Ю. Визбор, С. Никитин, О. Митяев, Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Розенбаум, Н. Римский-Корсаков, О. Газманов.

Ключ Н. Римский-Корсаков

25. Восстанови пропорцию :

Ключ

«Кошки» – мюзикл

«Времена года» – инструментальный концерт

«Садко» – опера

«Лесной царь» – баллада

«Александр Невский» - кантата

«Островок» – романс

«Щелкунчик – балет

«Картинки с выставки» – фортепианный цикл

26. Какой герой оперы поёт в арии : «О, дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить»?

А) Иван Сусанин б) Садко в) Князь Игорь г) Борис Годунов

Ключ Князь Игорь

27. Как называется сочинение музыки сразу во время её исполнения ?

А) импровизация б) интерпретация в) композиция

Ключ импровизация

28. Каким итальянским словом называют литературное изложение содержания оперы или балета ?

А) бельканто б) либретто в) увертюра

Ключ либретто

29. В названиях каких музыкальных произведений встречаются эти слова ? Заполни таблицу, написав (где нужно) названия произведения полностью.

Патетическая, Ромео, Жизель, Лебединое, Богатырская, Пиковая, Лунная, Кармен, Щелкунчик, Аида, Героическая, Спящая, Сусанин.

От чьего имени говорит поэт ?_______________

«Кликнули меня;

Я вышел. Человек, одетый в черном,

Учтиво поклонившись, заказал

Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас

И стал писать - и с той поры за мной

Не приходил мой черный человек;

А я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов

Уж Requiem»

Предварительный просмотр:

Задания для школьной олимпиады по «Музыке»

8 класс

А) О. Митяев б) Б. Окуджава в) Г. Свиридов г) А. Розенбаум

Ключ – в

2. Какому городу посвятил свою знаменитую 7 симфонию композитор Д.Д. Шостакович ?

А) Киеву б) Москве в) Волгограду г) Ленинграду

Ключ – г

3. Как называется музыкальное сопровождение сольной партии голоса ?

А) аккомпанемент б) либретто в) крещендо

Ключ – а

4. Восстановите пропорцию :

1. «Садко» а) Э.Л. Уэббер

2. «Рапсодия в стиле блюз» б) М.И. Глинка

3. «Руслан и Людмила» в) П.И. Чайковский

4. «Спящая красавица» г) В.А. Моцарт

5. «Волшебная флейта» д) Н.А. Римский-Корсаков

6. «Кошки» е) Дж. Гершвин

Ключ 1)-д, 2)-е, 3)-б, 4)-в, 5)-г, 6)-а.

5. Вставь пропущенное слово .

Романтическая ……………………. – сюжетное произведение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале с мрачным таинственным колоритом. Воплощалась в музыке в виде сольных вокальных сочинений с сопровождением фортепиано у Ф. Шуберта или инструментальных сочинений у Ф. Шопена.

Ключ Баллада

6. Творчество английского драматурга В. Шекспира – представителя эпохи Возрождения – всегда вызывало большой интерес у композиторов. Трагедия «Ромео и Джульетта» легла в основу оперы В. Беллини, симфонии Г. Берлиоза, оперы Ш. Гуно. Кто из русских композиторов обращался к этому сюжету ? ___________________________

Ключ П.И. Чайковский; С.С. Прокофьев

7. Назовите фамилию русского композитора, создавшего национальную русскую оперу, национальную инструментальную музыку, национальную классическую школу __________________________________________________________

Ключ М.И. Глинка

8. Какое произведение искусства объединяет эти имена :

М.И. Кутузов – Л.Н. Толстой – С.С. Прокофьев

Ключ Опера «Война и мир»

9. Как называется оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера ? ___________________________________________________________________

Ключ Увертюра

10. Приняв в 988 г. крещение, Русь стала наследницей и продолжательницей традиций Византии. Назовите особенности русской духовной музыки ______________

11. Какая опера М.И. Глинки 70 лет носила название, отличное от авторского ?

Ключ «Жизнь за царя»

12. Для какого инструмента написана «Лунная» соната Людвига ван Бетховена ?

Ключ Фортепиано

13. У какого клавишно-духового инструмента есть клавиатура для ног ?

Ключ Орган

14. Какие из предложенных произведений соответствуют драматическому, лирическому, героическому музыкальному образу? Соедини стрелочками .

Ф. Шуберт «Лесной царь» лирический

Л. Бетховен «Эгмонт»

Э. Григ «Утро» драматический

П.И. Чайковский «Щелкунчик»

С.С. Прокофьев «Александр Невский» героический

П.И. Чайковский «Ромео и Джульетта»

Ключ лирический Э. Григ «Утро», П.И. Чайковский «Щелкунчик»

драматический Ф. Шуберт «Лесной царь», П.И. Чайковский «Ромео и Джульетта»

героический Л. Бетховен «Эгмонт», С.С. Прокофьев «Александр Невский»

15. Как называется музыкальное произведение М.П. Мусоргского , написанного под впечатлением от рисунков архитектора Виктора Гартмана? _______________________

Ключ «Картинки с выставки»

16. Назови 4 части сонатной формы _______________________________________

Ключ Сонатная форма: экспозиция, разработка, реприза, кода.

17. Телеканалом «Культура» был создан уникальный проект – Международный телевизионный конкурс юных музыкантов _________________________

Ключ «Щелкунчик»

18. Какое из перечисленных слов не обозначает женский голос ?

А) сопрано В) меццо-сопрано

Б) бельканто Г) контральто

Ключ Б) бельканто

19. У кого песня зовётся шансоном ?

А) у итальянцев В) у французов

Б) у американцев Г) у немцев

Ключ В) у французов

20. Какой ответ даётся в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама» на вопрос : «Что наша жизнь?»

А) борьба В) любовь

Б) сон Г) игра

Ключ Г) игра

«Иван Сусанин»

«Князь Игорь» А.П. Бородин

«Руслан и Людмила» П.И. Чайковский

«Снегурочка» М.И. Глинка

«Пиковая дама» Н.А. Римский-Корсаков

«Садко»

Ключ «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» – М.И. Глинка

«Садко», «Снегурочка» – Н.А. Римский-Корсаков

«Князь Игорь» – А.П. Бородин

«Пиковая дама» – П.И. Чайковский

22. Как называется оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю , а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера? ________________________________________________________________________

Ключ Увертюра

23. Кому посвятил романс «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинка

Ключ Екатерине Ермолаевне Керн

24. «У камелька», «подснежник», «Святки», «Осенняя песнь», «На тройке» - пьесы из фортепианного цикла П.И. Чайковского :

Ключ - б

25. Назови фамилию композитора написавшего свыше 600 песен и баллад, среди которых «Форель», «Лесной царь», «В путь», «Аве Мария» ?

Ключ Шуберт

а) «Улетай на крыльях ветра ты в край родной, родная песня наша»

б) «О дайте, дайте мне свободу»

М.И. Глинка

в) «Ты взойдёшь, моя заря!»

г) «С подружками по ягоду ходить, на отклик их весёлый отзываться» Задания для школьной олимпиады по «Музыке»

9 класс

1. А.П. Бородин обладал не только выдающимся музыкальным и литературным дарованием, но и огромным талантом учёного. В какой области ?

а) физика б) химия в) биология

Ключ – б

2. Кто из русских композиторов является основоположником русской классической школы ?

Ключ – б

3. На стихи какого поэта М.И. Глинка написал романсы «Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «Не пой, красавица, при мне»?

а) Н. Кукольник б) В. Жуковский в) А. Пушкин

Ключ – в

4. «У камелька», «Масленица», «Песня жаворонка», «Святки», «На тройке» - это пьесы из фортепианного цикла П.И. Чайковского :

а) «Детский альбом» б) «Времена года»

Ключ – б

5. Известно, что этот композитор написал свыше 600 песен, среди них вокальные циклы на слова поэта-современника Вильгельма Мюллера «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Назовите его имя .

а) Ф. Шопен б) Ф. Шуберт в) Р. Шуман

Ключ – б

6. Реквием – последнее создание, «лебединая песня» великого Моцарта, в нём композитор воплотил глубочайший мир человеческих переживаний: душевное смятение, умиротворённый покой, глубину горя. Кто из композиторов XX века обращался к этому жанру ?

а) Г. Свиридов б) Д. Кабалевский в) С. Прокофьев

Ключ – б

7. За 35 лет своей жизни этот композитор создал свыше 600 произведений . Но когда он умер, у его вдовы не оказалось денег даже на отдельное место на кладбище, и похоронили его в общей могиле для бедняков. О ком идёт речь?______________________

Ключ В.А. Моцарт

8. Сколько балерин участвует в танце маленьких лебедей в балете П.И. Чайковского «Лебединое озеро» ? _______________________________________________

Ключ Четыре

9. Назовите фамилию русского композитора, написавшего музыку к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» ________________________________________________

Ключ М.П. Мусоргский

10. Этот московский театр за свою историю дважды сгорал дотла . Может быть, поэтому перед третьим его зданием теперь бьёт фонтан. Как называется этот театр?________________________________________________________________________

Ключ «Большой»

11. Что, по мнению пушкинского Моцарта, не совместимо с гением ? _________

Ключ Злодейство

12. Какой музыкальный инструмент прославил Луи Армстронга ? ___________

Ключ Труба

13. Закончи предложение :

На Руси в XI веке они участвовали в языческих обрядах. Постепенно ритуальный смысл их искусства был забыт, и они стали странствующими актёрами, называемыми…

Ключ Скоморохи

14. Кому из русских композиторов принадлежат эти высказывания :

а) «моя музыка – исповедь души, на которой много М.П. Мусоргский

накипело и которая изливается посредством звуков»

б) «прошлое в настоящем – вот моя задача» Н.А. Римский-Корсаков

в) «мой род – это сказка, былина и непременно русские» П.И. Чайковский

Ключ а) П.И. Чайковский; б) М.П. Мусоргский; в) Н.А. Римский -Корсаков

15. Поэт Людвиг Рельштаб уверял, что Бетховен звуками запечатлел Люцернское озеро тихой лунной ночью. А потому взял да и «окрестил» чужое произведение _________________________________________________________________

Ключ «Лунная»

16. Как называют музыкальное сопровождение сольной партии голоса ?

Ключ Аккомпанемент

17. В каких знакомых тебе сочинениях русских композиторов раскрывается патриотическая тема, тема защиты Отечества ? (не менее трёх) _____________________________________________________________________________

Ключ свободный ответ

18. Международные конкурсы являются важным средством коммуникации и часто становятся культурными событиями в жизни стран и народов. Вот уже более 50 лет приковывает к себе внимание всего мира проходящий в Москве конкурс имени ______________________________________________________________________

Ключ Имени Чайковского

19. Назовите жанр песни Грушинского фестиваля на Волге ? ________________

Приведи пример песни ______________________________________________

Ключ Бардовская песня

20. Кто из русских композиторов является основоположником русской классической школы ?

а) П.И. Чайковский б) М.И. Глинка в) Н.А. Римский-Корсаков

1. «Иван Сусанин» а) П.И. Чайковский

2. «Садко» б) М.И. Глинка

3. «Золушка» в) Н.А. Римский-Корсаков

4. «Снегурочка» г) А.П. Бородин

5. «Лебединое озеро» д) С.С. Прокофьев

6. «Руслан и Людмила»

7. «Князь Игорь»

8. «Щелкунчик»

9. «Сказка о царе Салтане»

Ключ

«Князь Игорь» - Бородин

«Щелкунчик», «Лебединое озеро» - Чайковский

«Сказка о царе Салтане», «Садко», «Снегурочка» - Римский-Корсаков

«Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» - Глинка

«Золушка» - Прокофьев

23. В 2012 году наша страна отмечала 100-летний юбилей со дня рождения поэта-песенника Льва Ивановича Ошанина. Подчеркни из предложенных песен те, которые написаны на стихи этого поэта: «Течёт Волга», «Священная война», «Журавли», «Дороги», «Пусть всегда будет солнце», «Катюша», «Песня о друге», «Ярославия», «Гимн демократической молодёжи мира».

Ключ «Течёт Волга», «Дороги», «Пусть всегда будет солнце», «Ярославия», «Гимн демократической молодёжи мира».