Глухой чешский композитор. Бедржих Сметана – родоначальник национальной чешской оперы. Вокальные и хоровые сочинения

(1824-1884) чешский композитор

С именем Бедржиха Сметаны связана одна из блестящих страниц истории музыки прошлого столетия. Часто можно встретить высказывания: «Сметана - отец новой чешской музыки», «Сметана - чешский Глинка». Однако значение этого человека исключительно велико не только для Чехии - его музыка явилась драгоценным вкладом в сокровищницу мировой классики, завоевала признание во всех странах.

Бедржих Сметана родился в старинном городке Литомышль, расположенном в живописной местности на юго-востоке Чехии. Сюда в начале 1824 года переехал пивовар Франтишек Сметана со своей женой Барбарой, урожденной Линьковой. Он поступил на службу к графу Вальдштейну и поселился в доме, расположенном на холме, против старого замка. Неподалеку находился храм, башни которого вздымались высоко над городом.

Франтишек Сметана был простым и прямодушным человеком, горячо любил родину и страстно мечтал о том времени, когда она освободится от австрийского гнета. Прослывший за свои убеждения якобинцем, он воспитывал сына в духе свободолюбивых, демократических идей.

В 1836-1839 годах Бедржих обучался в гимназии, где находился под влиянием педагогов, которые воспитывали в молодых людях любовь и уважение к чешской национальной культуре. Музыка вошла в жизнь будущего композитора с детских лет. В родном городке, в других городах, деревнях и селах, где ему доводилось проводить лето, он часто мог слышать пение и игру на различных народных инструментах, без чего невозможно представить себе чешский народный быт. Его отец был страстным любителем музыки, неплохо играл на скрипке. В часы досуга у него собирались друзья, один из которых также играл на скрипке, другой - на альте, третий - на виолончели. Мальчик с огромным интересом слушал игру домашнего квартета.

Когда Бедржиху исполнилось четыре года, отец начал обучать его играть на скрипке и фортепиано. Год спустя мальчик уже мог исполнять партию скрипки в одном из гайдновских квартетов. Большие успехи он делал и в игре на фортепиано: уже в 1830 году Бедржих впервые выступил публично. Рано обнаружилось также и композиторское дарование мальчика: в восьмилетнем возрасте он начал сочинять небольшие пьесы.

В гимназические годы талант Бедржиха Сметаны уже привлек всеобщее внимание. В кругу знакомых юноша прославился как пианист, блестяще исполнявший произведения Шопена, Листа и других композиторов. Большим успехом пользовались среди молодежи его польки.

Замечательное дарование Сметаны росло и развивалось вполне самостоятельно. Он жил в провинции и не имел возможности систематически заниматься с опытными музыкантами-профессионалами, не появилась она и тогда, когда он на короткое время приезжал в Прагу в конце 1839 - первой половине 1840 года.

Бедржих Сметана долгие часы проводил за фортепиано, изучал произведения великих мастеров: Моцарта , Бетховена и особенно любимого им Шопена . Несколько позднее молодой музыкант познакомился с искусством Берлиоза и Листа , которое произвело на него неизгладимое впечатление.

В 1843 году Бедржих окончил пльзенскую гимназию. К этому времени он окончательно решил посвятить себя музыке. Его идеал - стать «Листом в технике и Моцартом в сочинении». Вступая на артистический путь, юноша мог рассчитывать лишь на свои собственные силы: к тому времени материальное положение семьи резко ухудшилось и родители не могли оказывать ему существенную помощь.

Скудные средства, которые он имел, быстро иссякли, и Сметана начал испытывать самую настоящую нужду. Бедствия юноши продолжались до тех пор, пока директор Пражской консерватории не рекомендовал его учителем музыки в семейство графа Туна. Бедржих Сметана оказался очень терпеливым учителем, хотя работать ему было нелегко, так как четверо из пяти графских детей не имели музыкальных способностей. Уроки продолжались по пять часов в день, зато Сметана получил возможность самому совершенствоваться в любимом искусстве. Когда семейство Туна находилось в Праге, он мог использовать свободное время для общения с музыкантами, а во время каникул, сопровождая учеников в поездках по стране, значительно расширил свое знакомство с чешской жизнью, искусством.

В Праге Бедржих Сметана берет уроки у одного из известнейших в то время чешских педагогов И. Прокша. Тот сразу же оценил талант юноши и охотно занимался с ним. Годы учения у Прокша дали молодому музыканту очень многое: ведь, несмотря на большие успехи, он не имел сколько-нибудь систематической теоретической подготовки. Под руководством Прокша Сметана приобрел профессиональное мастерство и в зрелые годы часто с благодарностью вспоминал своего учителя. В 1846 году Бедржих Сметана присутствовал на концертах Берлиоза и Листа и тогда же познакомился с этими великими музыкантами. Между ним и Ференцем Листом в дальнейшем возникла теплая дружба, которая продолжалась вплоть до смерти чешского композитора.

В 1847 году Бедржих Сметана оставил дом графа Туна. Он чувствовал себя созревшим для самостоятельной творческой работы, но его материальное положение оставалось тяжелым, небольших случайных заработков хватало ненадолго. К тому же он не имел рояля и был вынужден заниматься у друзей. Однако молодой композитор не терял бодрости, строил различные планы и, наконец, добился разрешения открыть в Праге музыкальную школу. Правда, никаких средств для этого у него не было, и Сметана обратился с просьбой о помощи к Листу, который ответил ему сердечным письмом и помог с изданием «Шести характеристических пьес». Вскоре они были напечатаны в Лейпциге. Это окрылило композитора, и он продолжил сочинять небольшие фортепианные пьесы. В 1849 году появились его «Свадебные сцены», написанные в «чисто чешском стиле».

Выдающимся творческим достижением Сметаны явились «Три салонные польки» и «Три поэтические польки». Незадолго до этого он написал «Триумфальную симфонию», единственное произведение этого жанра во всем его творческом наследии.

В 1849 году Бедржих Сметана сочетался браком с одаренной музыкантшей Катержиной. Их брак оказался счастливым.

Жена во всем помогала ему и поддерживала его творческие устремления. Молодая чета жила очень скромно, но их дом был открыт для друзей, которых здесь встречали приветливо и сердечно. В 1856 году у них побывал и Ференц Лист.

В семейном кругу Бедржих Сметана забывал про жизненные невзгоды, которых было немало. В то время Чехия все еще находилась под властью австрийцев, которые контролировали все области художественной жизни. В этой угнетающей обстановке Сметана не мог найти применение своим способностям, не имел возможности материально обеспечить свою семью. В конце концов он принял решение оставить родину и поехать в поисках работы в Швецию. Так в 1856 году Сметана отправился искать счастья и признания за рубежом.

Он прожил за границей пять лет. Композитор обосновался в шведском городе Гетеборге, рассчитывая получить здесь педагогическую работу. Эти надежды оправдались: после того как он дал в Гетеборге два концерта, в уроках не было недостатка. Чешского музыканта встретили приветливо, он быстро приобрел здесь много друзей и знакомых. С некоторыми из них переписывался и после отъезда из Гетеборга.

Бедржих Сметана активно занимался и дирижерской деятельностью, систематически выступал как пианист. Он быстро завоевал в Гетеборге всеобщее уважение и признание как первый музыкант города. Но сердцем он был на родине. Сметана постоянно читал чешские газеты и был в курсе всех событий, которые происходили в его стране.

В Гетеборге он написал три крупных произведения. Это симфонические поэмы «Ричард III» (1858), «Лагерь Валленштейна» (1859) и «Гакон ярл» (1861). В 1857 и 1859 годах композитор гостил в Веймаре у Листа. Жизнь Сметаны в Швеции протекала вполне благополучно. Он был признан, материально обеспечен, у него было много друзей, он имел возможность заниматься творчеством. Но в то же время ему пришлось пережить на чужбине много горестных дней и недель, омраченных тоской по родине и личными несчастьями. Перед отъездом в Швецию умерла первая дочь композитора. Через три года его поразил новый страшный удар: горячо любимая жена Катержина плохо чувствовала себя в чужой стране, с каждым годом ее здоровье ухудшалось и в начале 1859 года стало внушать самые серьезные опасения. Сметана думал, что в Праге, среди родных, ей станет лучше. Он отправился с ней в путь, но по дороге она скончалась в Дрездене. В Прагу композитор приехал вдвоем с дочерью и провел летние месяцы в семье брата Карла. Затем один возвратился в опустевшую гетеборгскую квартиру, оставив дочь на попечение бабушки.

В 1860 году Бедржих Сметана вторично женился, на Беттине Фердинандовой, сестре жены его брата. Весной 1861 года он окончательно вернулся на родину, поселился в Праге и принял самое активное участие в развитии чешской национальной культуры. В то время ему исполнилось тридцать семь лет, он был в полном расцвете сил и способностей. Прошедшие годы обогатили его жизненным и творческим опытом, выросло и окрепло его композиторское и исполнительское дарование. В течение восьми лет Сметана работал во Временном театре. Здесь состоялись премьеры его опер «Бранденбуржцы в Чехии», «Проданная невеста», «Две вдовы» и «Поцелуй». К этим операм следует добавить еще «Далибор» и «Либуше». А «Проданная невеста» стала первой чешской оперой, получившей мировое признание.

В жизни некоторых людей бывают годы, которые сразу и бесповоротно меняют ее течение. Таким рубежом для Сметаны стал 1874 год. Он принес композитору и творческие радости, и страдания, которые следовали за ним до конца его жизни. На него обрушилось несчастье - внезапная глухота. Чудовищный удар потряс композитора, в его жизни все переменилось, он сам стал другим, прежними остались лишь его талант и вдохновение.

27 марта 1874 года на сцене Временного театра состоялась премьера его оперы «Две вдовы», которая прошла весьма успешно. В пору полной глухоты композитор сочинил оперу «Поцелуй». Он создает симфонический цикл «Моя родина» - уникальное явление музыкального искусства.

Здоровье Бедржиха Сметаны то и дело вызывало беспокойство врачей. Некоторое время он был вынужден находиться в пражской психиатрической лечебнице. Силы композитора таяли с каждым днем. Сам он понимал это, но упорно сопротивлялся болезни, пытался работать, так как труд был единственной целью и опорой всей его жизни. В эти дни, когда здоровье Сметаны уже не давало никаких надежд на лучший исход, ему довелось пережить радость. 18 ноября 1883 года он присутствовал на открытии вновь отстроенного после пожара здания Национального театра. В переполненном зале снова прозвучала его опера «Либуше», имевшая громадный успех. Композитора неоднократно вызывали, и он снова почувствовал любовь и признание пражской публики. Но это было последнее его торжество - последний раз он присутствовал в театре, последний раз в полном сознании видел прекрасную Прагу, беседовал с друзьями.

Когда в начале 1884 года праздновали шестидесятилетие со дня его рождения, он был уже настолько болен, что не мог и помышлять о путешествии в город.

С каждым днем Бедржих Сметана чувствовал себя все хуже и хуже. Его мучили головные боли, он жестоко страдал от не смолкавшего ни на минуту шума в голове и ушах. Затем ко всему этому добавились галлюцинации. Композитор постепенно терял память, подчас не узнавал знакомых и, что было для него особенно тягостным, начинал ощущать бессвязность мышления. В конце января 1884 года он окончательно потерял сознание, вскоре его перевезли в Прагу и поместили в больницу для душевнобольных, где в мае этого же года он скончался.

Смерть Бедржиха Сметаны была воспринята чешским народом как тяжелейшая утрата. Его похороны привлекли огромное количество людей, среди которых были не только пражане, но и приезжие из других городов. Траурное шествие прошло по городу к Вышеграду, где и нашел вечное упокоение великий чешский композитор. Но жизнь его музыки только начиналась, и будущее принесло ему истинное бессмертие.

Бедржих Сметана

Бедржих Сметана – первый признанный классик чешской музыки, основатель чешской композиторской школы, внесший значительный вклад в развитие всех жанров чешского музыкального классического искусства – оперы, симфонической, инструментальной и хоровой музыки. В творчестве этого композитора нашли отражение передовые устремления чешского народа, стремившегося обрести национальную независимость.

Родился Бедржих Сметана 2 марта 1824 года в небольшом городке Литомишле, в семье пивовара Франтишека Сметаны, состоявшего на службе у местного помещика. Будучи патриотом своего народа, отец старался привить это чувство и своим детям. Несмотря на строжайший запрет властей, в семье Сметаны говорили на родном языке, мальчик был обучен чешской грамоте. Кроме того, на юного Бедржиха оказывали большое влияние рассказы друга отца, художника Антонина Мачека, о героическом прошлом чешского народа, его борьбе против угнетателей.

Идейному формированию юного композитора во многом способствовала дружба в гимназические годы с Карлом Гавличеком, ставшим в дальнейшем выдающимся писателем и общественным деятелем Чехии, и уроки Вацлава Дивока, стремившегося привить ученикам любовь к чешской национальной культуре. В сознании Бедржиха все более укреплялась идея служения своему народу.

Выдающиеся музыкальные способности Сметаны проявились довольно рано. Отец композитора, страстный любитель музыки, часто играл вместе с друзьями в домашних концертах, таким образом, мальчик с раннего детства был знаком с произведениями лучших мировых классиков и чешским народным фольклором. В четыре года Бедржих самостоятельно научился играть сначала на скрипке, а затем на фортепиано. Его первый дебют состоялся в 1830 году: шестилетний мальчик выступил в концерте, исполнив на фортепиано увертюру к опере «Немая из Портичи».

В восьмилетнем возрасте Сметана написал свое первое музыкальное произведение. За годы учебы в гимназии им было создано большое количество фортепианных пьес, темами для которых становились различные впечатления юного композитора, обычно воплощавшиеся в веселых польках («Луизина полька», «Воспоминания о новом месте» и др.).

В 1840 году Бедржих переехал в Пльзень, где продолжил учебу. Три года, проведенные в семье дяди, профессора Йозефа Сметаны, оказались для юноши не только познавательными (он многое узнал о гуситском движении и его героях), рассказы дяди способствовали росту патриотического сознания.

Пльзеньский период жизни стал для Сметаны временем формирования художественных взглядов. Не оставив без внимания таких явлений виртуозного пианизма, как Мошелес, Гуммель и Тальберг, Бедржих все свои силы посвятил изучению творчества Бетховена, Берлиоза, Шумана и Шопена, оказавших значительное воздействие на становление таланта молодого композитора.

Первые серьезные произведения Бедржиха Сметаны, особенно его фортепианная музыка, создавались под влиянием творчества Шумана и Шопена, поздние сочинения – под воздействием демократического духа музыки Бетховена, а обращение к программности есть не что иное, как следование творческим принципам Берлиоза.

Наиболее близкой шумановскому творчеству по духу и истории создания является серия пьес, написанная в 1844 году и вышедшая под названием «Багатели и экспромты». В это время в жизнь Бедржиха вошла любовь в лице давней подруги Катержины Колар, которая спустя пять лет, в 1849 году, стала женой молодого композитора. Даже в названиях пьес Сметаны («Любовь», «Желание» и др.) проскальзывает что-то шумановское. Причиной такого увлечения творчеством выдающегося композитора многие называют общее эмоциональное состояние (влюбленность); действительно, в музыке Шумана Сметана ощущал переживания, близкие ему самому.

Не менее привлекательной для молодого патриота была и национально-самобытная музыка Шопена. Вслед за этим гениальным композитором Бедржих пытался найти особые художественные средства отражения жизни своего народа. Для Шопена такой национально-самобытной формой в музыке стали полонезы и мазурки, для Сметаны – польки.

Большое значение на становление Сметаны как композитора и исполнителя оказало знакомство в 1846 году и дружба с прославленным венгром Ференцем Листом, глубоко национальное творчество которого вдохновляло молодого музыканта на написание произведений о любимой Чехии.

В 1843 году, окончив пльзеньскую гимназию, Бедржих отправился в Прагу для поступления в консерваторию. Успешно выдержав все испытания, молодой человек начал учебу в классе талантливого музыкального педагога Йозефа Прокша. Последний сумел увлечь своего талантливого ученика собиранием и изучением чешской народной музыки, которая в дальнейшем нашла выражение в его творчестве.

Тяжелое материальное положение вынудило Сметану стать учителем музыки в семье графа Тун. Молодой человек использовал те небольшие преимущества, которые давала ему работа: так, путешествуя с графским семейством по стране в летние месяцы, Бедржих сумел накопить богатый материал для дальнейшей творческой деятельности.

В то же время он пытался реализовать свою идею создания в Праге музыкального учебного заведения, в котором преподавание велось бы не на популярном в то время немецком языке, а на родном чешском. Начинания молодого дарования были поддержаны Ф. Листом: он помог выпустить за границей «Шесть характерных пьес» Сметаны, средства от издания которых были перечислены в фонд пражской музыкальной школы.

Чешские исследователи часто называют 1840-е годы эпохой чешского возрождения. В те годы художественная среда Праги, представленная такими передовыми деятелями, как историк Франтишек Палацкий, поэт Ян Коллар, историк и филолог Павел Йозеф Шафарик, была довольно благодатной для молодого талантливого композитора.

Кроме того, интенсивной творческой деятельности способствовали яркие впечатления тех лет (пражское восстание 1848 года, в котором Сметана принимал непосредственное участие, и преследования повстанцев). В этот период Бедржихом были написаны революционные песни и марши («Песня свободы» на стихи Коллара, «Марш Национальной гвардии», «Ликующая увертюра» и др.).

Ни жестокая политическая реакция, последовавшая после поражения пражского восстания, ни постоянные гонения, которым подвергались передовые общественные деятели, не могли поколебать демократических убеждений композитора-патриота, с детских лет мечтавшего о национальной независимости Чехии. Эти настроения нашли выражение в серии фортепианных пьес, представленных главным образом в виде народных танцев («Свадебные сцены» (1843), «Три поэтические польки», «Три салонные польки» (обе – 1851), и в концертной деятельности (некоторые афиши, оповещавшие о концертах Сметаны, были написаны на чешском языке).

Напряженная политическая обстановка создавала определенные трудности для творческой деятельности. В 1856 году Сметана был вынужден уехать в Швецию, где прожил до 1861 года. Поселившись с семьей в городе Гетеборге, Бедржих с упоением взялся за работу, однако ему пришлось заниматься не только сочинительством, но и исполнительской и педагогической деятельностью.

Продолжая поддерживать дружеские отношения с Листом, молодой чешский композитор неоднократно посещал его дом в Веймаре. Увлечение творчеством Листа, особенно идеей программного симфонизма, нашло отражение в музыке Сметаны: в годы шведского изгнания им были написаны три героико-драматические симфонические поэмы: «Ричард III» (по трагедии Шекспира), «Лагерь Валленштейна» (по Шиллеру) и «Гакон Ярл» (по произведению датчанина Эленшлегера), а также фортепианные пьесы «Воспоминания о Чехии в форме полек» (1859 – 1860).

Особого внимания заслуживает сочинение «Лагерь Валленштейна», написанное по предложению чешского трагика Коллара как вступление к драме Шиллера «Валленштейн». Сметана сумел связать содержание драмы с национально-освободительной борьбой в Чехии. В этой симфонической поэме звучат не только торжественные маршевые напевы, но и мелодии чешских народных танцев. Таким образом, «Лагерь Валленштейна» является в большей степени картиной жизни чешского народа, нежели воспроизведением шиллеровского сюжета.

К началу 1860-х годов в личной жизни Сметаны произошли трагические перемены: его дочь и жена скончались на чужбине, в Праге умер близкий друг юности Гавличек, принимавший активное участие в освободительной борьбе чешского народа. Ощущения тоски и одиночества заставляли композитора все чаще задумываться о возвращении на родину.

В это время в Чехии произошли значительные общественно-политические перемены: поражение правительства ненавистного австрийского наместника позволило многим выдающимся представителям чешского народа, в том числе и Сметане, вернуться на родину и начать активную деятельность.

Бедржих Сметана старался охватить все области чешской музыкальной культуры: он выступал в роли педагога, дирижера, пианиста, музыкально-общественного деятеля, ведущего борьбу за возрождение и процветание чешского национального искусства. В конце 1861 года осуществилась давняя мечта композитора: в Праге была открыта первая чешская музыкальная школа.

К тому времени на территории Чехии существовало около 200 хоровых обществ, и руководителем одного из них, «Глагола Пражского», на протяжении нескольких лет являлся талантливейший сын чешского народа – Бедржих Сметана. В его хоровых произведениях (драматическая поэма о Яне Гусе «Три всадника», «Чешская песня», являющаяся своеобразным патриотическим гимном, и др.) нашли отражение жизнь и устремления соотечественников.

В 1863 году Сметана стал руководителем музыкальной секции нового художественного товарищества «Умелецка беседа». Многочисленные концерты, проходившие под руководством и при непосредственном участии этого талантливого музыканта, положили начало широкой концертной жизни Чехии.

Борьба композитора за создание чешского национального театра вылилась в поистине всенародное движение. В те годы все пражские театры находились под гнетом австрийской цензуры, постановки спектаклей на чешском языке были запрещены, однако Бедржиху удалось сломить сопротивление австрийских властей, и в 1862 году был открыт Временный театр, на сцене которого осуществились постановки первых опер композитора.

Сметана не только руководил новым театром, но и являлся его бессменным дирижером на протяжении восьми лет. По его инициативе начался сбор средств для строительства здания Национального театра. Примечательно, что в день закладки этого здания, 16 мая 1868 года, звучали сметановские произведения «Торжественная увертюра» и хор «Рольницке» («Земледельческая песня»), которыми композитор хотел подчеркнуть народно-демократический характер происходящего.

1860 – е годы стали для Бедржиха Сметаны периодом творческого расцвета. В 1863 году была написана первая опера «Бранденбуржцы в Чехии», за ней последовали «Проданная невеста» и «Далибор» (1867).

«Бранденбуржцы в Чехии» стала первой чешской классической оперой историко-героического содержания. В событиях XIII века (времена правления Рудольфа Габсбурга, чьи потомки угнетали чехов вплоть до XIX столетия) гениальный композитор сумел отразить все наиболее злободневные темы современности. C особой выразительностью раскрыта в музыкальном произведении тема борьбы чешского народа против деспотической власти габсбургской монархии.

Любовно-драматическая линия оперы, кажущееся основной, фактически не является таковой, поскольку композитор ставит в центр внимания массовые народные сцены, построенные на мелодических оборотах чешских национальных гимнов и народных песен. Мужественная, несколько суровая музыка сообщает всей опере героическое звучание, которое с особой силой проявляется в заключительной сцене изгнания бранденбуржцев из Праги: песня хора «Настанет день после долгой ночи» звучит призывом к борьбе.

Первая постановка оперы «Бранденбуржцы в Праге», состоявшаяся в 1866 году, стала настоящим событием в чешском национальном искусстве, ознаменовавшим собой начало чешской оперной классики.

Вскоре на сцене Временного театра была поставлена комическая опера «Проданная невеста», принесшая композитору мировую славу. В основу сюжета, заимствованного из жизни чешской деревни, положена история женитьбы батрака Еника на девушке Маженке.

Опера состоит из трех действий: в первом из них происходит знакомство с главными действующими лицами – Еником, сыном богатого крестьянина Михи, ушедшего из родного дома от злой мачехи и поступившего в батраки, и Маженкой, дочерью простых крестьян. Молодые люди любят друг друга, но родители девушки – Гата и Крушина – противятся их браку. В дело вмешивается корыстолюбивый деревенский сват Кецал, который обещает найти Маженке богатого жениха.

Второе действие начинается с появления на празднике сводного брата Еника, Вашека, которого сват прочит в женихи Маженке. Пользуясь тем, что молодой человек еще не знает своей невесты, девушка рассказывает ему о злой и сварливой Маженке и убеждает отказаться от такой невесты.

В то же время Кецал, уговаривая Еника забыть Маженку, расписывает все преимущества женитьбы на богатой девушке и обещает найти Енику такую. Молодой человек заключает со сватом договор о продаже невесты, согласно которому последний обязуется заплатить Енику 300 дукатов в случае женитьбы Маженки и сына Михи. Присутствующие в кабачке крестьяне с изумлением наблюдают за происходящим.

В начале третьего действия доверчивый, немного глуповатый Вашек горюет о женитьбе на злой и сварливой женщине, но появление бродячей цирковой труппы поднимает его настроение. Импровизированное представление, вернее, принимающая в нем участие молодая артистка по имени Эсмеральда производит на незадачливого жениха большое впечатление. Девушка уговаривает Вашека принять участие в вечернем представлении, выступить в роли медведя.

Дебют в качестве актера заканчивается провалом: Вашек открывается родителям, находящимся в толпе зрителей, а родители Маженки отказываются от такого жениха. В это время появляется Еник, которого с радостью встречает отец Миха. Гата и Крушина соглашаются на брак Маженки и Еника. Все довольны, только одураченному свату Кецалу приходится заплатить Енику 300 дукатов, согласно договору.

Отдельные арии, дуэты, ансамбли, хоры и танцы сообщают опере светлый жизнерадостный тон, непрерывность и стремительность действия, придают ей значительность. Динамичность развития определяется еще в увертюре, тематически связанной с оперой и подготавливающей слушателей к восприятию действия. Композиционной особенностью «Проданной невесты» является наличие двух органично дополняющих друг друга драматургических линий – лирической и комедийной.

Несмотря на то что Сметана почти не использует подлинных народных песен и танцев (исключением является фуриант во втором действии), в его простых, искренних, выразительных мелодиях явственно прослеживаются характерные особенности чешского музыкального фольклора: интонации и своеобразный ладовый строй чешских народных песен, танцевальные ритмы.

Для придания произведению яркого национального колорита композитор использовал ритмы польки, плавной, комически важной соуседски (медленного вальса) и бойкой скочны (чешского галопа), благодаря которым давались меткие музыкальные характеристики персонажам и раскрывались различные драматические ситуации. Опера «Проданная невеста» по праву считается одной из лучших чешских классических опер.

В мае 1868 года, в день закладки фундамента Национального театра, состоялась премьера героико-трагической оперы «Далибор» – так в чешском оперном искусстве появился новый жанр. Либретто этого произведения было написано на текст выдающегося пражского драматурга и общественного деятеля Йозефа Венцига, возглавлявшего в то время товарищество прогрессивных чехов «Умелецка беседа».

Положенная в основу сюжета народная легенда о рыцаре Далиборе рассказывала об отважном человеке, который за сочувствие и покровительство восставшим крестьянам был заточен в крепость. Образ Дали-бора стал для Сметаны олицетворением народного героя, думы и чаяния которого неотделимы от судьбы народа, борющегося за свою свободу. Лейтмотив Далибора, присутствующий на протяжении всей пьесы, напоминает по складу народные героические песни-марши.

Особого внимания заслуживает образ возлюбленной отважного рыцаря, самоотверженной девушки Милады, пожертвовавшей своей жизнью ради спасения любимого. Стараясь дать более глубокую характеристику героине, Сметана использует лейтмотив. Таким образом, принцип лейтмотива, наряду с вокальным началом, приобретает ведущее значение в творчестве талантливого композитора.

Несмотря на негативное отношение властей, Сметана продолжал активно работать: по его инициативе были открыты чешская вокальная школа и Филармоническое общество, он продолжал выступать как пианист, исполняя в концертах не только собственные сочинения, но и классические произведения, а также сочинения молодых чешских композиторов (Дворжака, Томашека и др.).

Расцвет композиторского творчества Сметаны пришелся на 1870-е годы. Однако, работая в различных музыкальных жанрах, он все же оставался верен опере. Еще в конце 60-х годов XIX столетия Бедржих задумал написать оперу «Либуше», посвященную легендарной основательнице Праги, мудрой и справедливой правительнице Либуше, предсказавшей своему народу долгий, полный страданий и мук путь, увенчанный победой. Как и в других героических сочинениях, здесь композитор постарался приблизить содержание древних сказаний к злободневной проблеме борьбы народа против тиранической власти угнетателей.

Сметана определил жанр этого произведения как «торжественную картину в трех частях». Музыкально-драматическое действие оперы, в основу которой положены впечатляющие хоровые сцены, несколько статично. Именно этого и добивался композитор, создавая не столько оперу, сколько величавое повествование о чешском народе и родине. В первых двух частях оперы – «Суд Либуше» и «Свадьба Либуше» – перед зрителем предстают картины чешской старины, третья, заключительная часть оперы – «Пророчество Либуше», сопровождающаяся эпилогом, является кульминацией всего произведения.

Боевая гуситская песня «Кто же вы, Божьи воины», получившая в опере широкое симфоническое развитие, является наиболее впечатляющим фрагментом произведения. Продолжаясь вплоть до окончания оперы, эта песня завершает эпилог – своеобразный апофеоз торжества и бессмертия народа.

Опера «Либуше» была готова уже в 1872 году, но, поскольку писалась она для открытия Национального театра, премьерная постановка состоялась лишь 11 июня 1881 года на сцене отстроенного после пожара здания Национального оперного театра.

Сразу же после завершения оперного произведения Сметана приступил к работе над циклом симфонических поэм «Моя родина», объединенных общей идеей. После написания «Вышеграда» и «Влтавы» композитор сочинил еще четыре симфонические поэмы, которые были закончены к 1879 году. Однако исполнение всего шестипоэмного цикла состоялось лишь в 1881 году.

Годы, в течение которых создавалось это произведение, оказались наиболее тяжелыми для композитора. В 1874 году в результате неожиданно развившегося нервного заболевания Сметана потерял слух, что вынудило его оставить театр и дирижерскую деятельность.

Но даже эти события не могли сломить его творческой энергии, композитор продолжал сочинять. Наряду с циклом «Моя родина», было написано несколько комедийно-бытовых опер. Последней оперой, которой Сметана дирижировал сам, стали «Две вдовы» на сюжет из жизни мелкопоместного дворянства. Публика с восторгом встретила постановку этого произведения: в знак признания композитору были преподнесены серебряная дирижерская палочка и цветы.

Две последующие оперы, «Поцелуй» (1876) и «Тайна» (1878), были написаны на либретто чешской писательницы Элишки Красногорской. Сюжет первой из них был заимствован из жизни деревенских жителей, вторая рассказывала о чешских провинциалах; наивные фантастические сюжеты здесь перемежались с сочными, полными яркого народного юмора жанровыми сценками.

В то же время Бедржих Сметана, живший вдали от Праги, работал над камерным произведением – квартетом «Из моей жизни», в котором нашли выражение идейно-художественные устремления композитора. В лирически-приподнятой музыке квартета, наполненной светлой радостью и мятежным духом, Сметана довольно поэтично раскрывает программное содержание произведения. В выразительных мелодиях, польках скерцо и финалах композитор воплощает картины народной жизни и быта, кроме того, в музыке квартета находят выражение огромное жизнелюбие Бедржиха, его вера в свой народ.

В конце 1870-х годов под впечатлением жизни в деревне было написано небольшое фортепианное произведение, получившее название «Чешские танцы». Используя подлинно народные песенные и танцевальные мелодии («Луковка», «Медведь», «Улан» и др.), Сметана создал задорное, жизнерадостное и жизнеутверждающее произведение.

В 80-е годы XIX столетия, несмотря на усиливающуюся болезнь, Сметана продолжал творческую работу, однако произведения этих лет далеко неравнозначны: наряду с такими яркими музыкальными шедеврами, как «Вечерние песни», скрипичные дуэты из «Моей родины», оркестровая полька «Венкованка», появились неудачные – второй квартет и опера «Чертова стена», которые характеризуются некоторой разорванностью формы и сложностью ладогармонического звучания.

Равнодушие, с которым слушатели встретили второй квартет и «Чертову стену», не испугало Бедржиха, он продолжал сочинять музыку. Так, в 1883 году была написана симфоническая сюита «Пражский карнавал», после чего композитор приступил к работе над оперой «Виола» на сюжет шекспировской комедии «Двенадцатая ночь», но болезнь давала о себе знать.

В ноябре 1883 года Сметана последний раз побывал в Праге, где присутствовал на открытии Национального театра, восстановленного после предательского пожара. Это было своеобразное прощание прославленного композитора с музыкой, театром и любимым городом. 12 мая 1884 года Бедржих Сметана, славный сын чешского народа, оставивший заметный след в его культуре, скончался в пражской больнице для нервнобольных.

Из книги Я познаю мир. Драгоценные камни автора Орлова Н.

сметана бензин По терминологии, которая была принята среди советских военнослужащих в Афганистане… «сметана» - бензин… }