Афанасьев пианист. Валерий Афанасьев – пианист, писатель и философ. Как понять, талантлив ли музыкант

Снова в Москве Валерий Афанасьев -- русский музыкант, живущий во Франции, но последние годы часто (и неизменно с аншлагом) выступающий на родине. Вчера в Большом зале Консерватории прошел концерт Московского симфонического оркестра под управлением его главного дирижера Антонио ди Альмейды с программой из сочинений Людвига ван Бетховена. Были исполнены увертюра "Афинские развалины" и "Пасторальная симфония". Главным событием вечера стало исполнение Валерием Афанасьевым Пятого концерта для фортепиано с оркестром.

Пятый концерт написан в тональности ми-бемоль мажор. Победное, величественное звучание этой тональности впервые было найдено Бетховеном в "Героической" Третьей симфонии. Но если во время написания симфонии Бетховена воодушевляла патетика революции и фигура Бонапарта, то Пятый концерт сочинялся уже совсем в другую эпоху и с другими чувствами -- между датами создания этих произведений стоят покорение Наполеоном Европы и поражение австрийцев при Аустерлице.

В 1809 году непокорные испанцы заставили Наполеона поволноваться, и австрийцы тоже исполнились решимостью взять реванш. На первых эскизах концерта Бетховеном были начертаны слова: "В атаку! Победа!" В то же время нельзя сказать, что патриотизм стоял у великого композитора на первом месте. Он всерьез обдумывал предложение принять на себя руководство оркестром, сделанное королем Вестфальским Жеромом Бонапартом, братом Наполеона, и трем патриотически настроенным австрийским князьям пришлось срочно назначить ему немалое жалованье -- при условии, что он не покинет Австрию и не посрамит национальную честь. Вскоре Наполеон снова разбил австрийские войска, и сто двадцать тысяч французских солдат вошли в Вену. Бетховен прятался от обстрела в подвале дома своего брата. На одной из редких прогулок композитор был принят своей же полицией за шпиона, когда стал заносить записи в нотную тетрадь. Бетховен прекратил всякое сочинение; дикий и нелюдимый, начинающий глохнуть, он, однако, принял очень приветливо французского офицера, любителя музыки, и рад был обсудить с ним греческих и латинских авторов, а также Шекспира, которых читал в то время.

Когда было подписано унизительное Венское перемирие, Бетховен вернулся к Пятому концерту и создал произведение, соединившее в необыкновенной гармонии мощь и нежность, изящество и царственную поступь. В Лейпциге сочинение прошло на ура, в Вене провалилось: зато, по преданию, на звуках воинственной первой темы с места вскочил французский генерал и восторженно прокричал: "C"est l"empereur!". Во многих изданиях концерт назывался "Императорским" -- возможно, благодаря этому случаю.

Непатриотичный концерт имеет слишком много традиций исполнения, в том числе и экстравагантную, экспериментальную -- вспомним Глена Гульда, основоположника модернизма в фортепианном исполнительстве. Непохожий на Гульда Валерий Афанасьев тоже является законченным модернистом по всей совокупности своих эстетических ориентиров, как в музыке, так и в искусстве в целом (Афанасьев -- профессиональный писатель, поэт и полиглот). К тому же, помня о его непримиримом отношении к рутине современного исполнения классической музыки и нарочито неконвенциональных исполнительских трактовках, слушатель прошедшего концерта вправе был побаиваться за Бетховена, как и за любого другого классика, к которому приступает Валерий Афанасьев. Но своей интерпретацией "Императорского концерта" Афанасьев обнаружил абсолютно адекватное, конгениальное понимание бетховенских идей. В его прочтении все соответствовало олимпийскому духу классика -- и великолепная чувственность, и открытая парадоксальность, и современная эзотеричность, которую только и может сопоставить наша эпоха с философской эмблематичностью бетховенских тем, и даже небольшой процент воодушевленной мазни. Бетховен был своего рода модернистом внутри классицизма. Беспримерным образом переосмыслив и заострив классическую поэтику, он тем не менее не вышел за ее пределы. При жизни Бетховена уже цвело искусство романтизма, которое не могло бы появиться без националистической обособленности и послевоенно-упаднических настроений. Но эти веяния остались чужды певцу всечеловеческого единения, поэту духовной, а не национальной свободы. Возможно, в творчестве Валерия Афанасьева мы можем обнаружить сходную ситуацию противостояния господствующим ценностям. Во времена неоконсерватизма и апатии он остается по-старомодному въедливым апологетом модернизма, непослушным исследователем загадок прошлого и высокомерным обладателем их разгадок.

При всем сказанном нельзя не отметить, что подлинного ансамбля у пианиста с оркестром (или у оркестра с ним) в этот вечер не наблюдалось. Тем более тревожную интригу обещает предстоящий опыт Афанасьева с тем же Московcким симфоническим 22 марта в Большом зале: в список своих интересов Афанасьев решил занести еще и профессию дирижера. предполагает обсудить эту тему на следующий день после концерта.

Валерий Афанасьев - известный пианист, дирижер, писатель - родился в Москве в 1947 году. Учился в Московской консерватории, где его педагогами были Я.Зак и Э.Гилельс. В 1968 году Валерий Афанасьев стал победителем Международного конкурса им. И.С.Баха в Лейпциге, а в 1972 - выиграл конкурс им. Бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе. Через два года музыкант переехал в Бельгию, в настоящее время живет в Версале (Франция).

Валерий Афанасьев выступает в Европе, США и Японии, последнее время регулярно дает концерты на родине. Среди его постоянных сценических партнеров знаменитые музыканты - Г.Кремер, Ю.Милкис, Г.Нуньес, А.Князев, А.Огринчук и другие. Музыкант - участник известных российских и зарубежных фестивалей: «Декабрьские вечера» (Москва), «Звёзды белых ночей» (Санкт-Петербург), «Цветущий багульник» (Чита), Международного фестиваля искусств им. А.Д.Сахарова (Нижний Новгород), Международного музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция) и других.

Репертуар пианиста включает произведения композиторов различных эпох: от В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена и Ф.Шуберта до Дж.Крама, С.Райха и Ф.Гласса.

Музыкант записал около двадцати компакт-дисков на фирмах «Denon», «Deutsche Grammophon» и других. Среди последних записей Валерия Афанасьева - «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха, три последние сонаты Шуберта, все концерты, три последние сонаты и «Вариации на тему Диабелли» Бетховена. Тексты буклетов к своим дискам музыкант также пишет самостоятельно. Его цель - дать слушателю понять, каким образом исполнитель проникает в душу и творческий процесс композитора.

В течение нескольких лет музыкант выступает как дирижер с разными оркестрами мира (в России выходил за пульт БСО им. П.И.Чайковского), стремясь приблизиться к образцам своих любимых дирижёров - Фуртвенглера, Тосканини, Менгельберга, Кнаппертсбуша, Вальтера и Клемперера.

Валерий Афанасьев также известен и как писатель. Им создано 10 романов - восемь на английском языке, два на французском, опубликованные во Франции, России и Германии, а также повести, рассказы, стихотворные циклы, написанные на английском, французском и русском языках, «Эссе о музыке» и две театральные пьесы, навеянные «Картинками с выставки» Мусоргского и «Крейслерианой» Шумана, в которых автор выступает одновременно как пианист и как актёр. Моноспектакль «Крейслериана» с Валерием Афанасьевым в главной роли был поставлен в Московском театре «Школе драматического искусства» в 2005 году.

Валерий Афанасьев - один из самых необычных современных артистов. Он - человек исключительной эрудиции и также широко известен как коллекционер предметов антиквариата и знаток вин. В его доме в Версале, где пианист, поэт и философ Валерий Афанасьев живет и пишет свои книги, хранится более трех тысяч бутылок редчайших вин. В шутку Валерий Афанасьев называет себя «человеком эпохи Возрождения».

Валерий Афанасьев - пианист, дирижер, поэт, писатель, философ, один из самых необычных современных артистов. Он родился в Москве в 1947 году. Окончил Московскую консерваторию, где его педагогами были профессора Я. И. Зак и Э. Г. Гилельс. В 1968 году В. Афанасьев стал победителем Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге, а в 1972 году выиграл конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Через два года, во время гастролей по Бельгии, остался на постоянное жительство в этой стране. В настоящее время живет в Версале (Франция).

Валерий Афанасьев - пианист, дирижер, поэт, писатель, философ, один из самых необычных современных артистов. Он родился в Москве в 1947 году. Окончил Московскую консерваторию, где его педагогами были профессора Я. И. Зак и Э. Г. Гилельс. В 1968 году В. Афанасьев стал победителем Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге, а в 1972 году выиграл конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Через два года, во время гастролей по Бельгии, остался на постоянное жительство в этой стране. В настоящее время живет в Версале (Франция).

Пианист регулярно выступает в Европе, США и Японии, а в последние 15 лет и в России - от Сочи и Адлера до Иркутска и Читы. Он неоднократно участвовал в концертах проекта «Гастрольная карта России», организованного Фондом «Русское исполнительское искусство». Валерий Афанасьев - постоянный и желанный гость на концертных площадках Москвы. Особые отношения связывают его с Санкт-Петербургом - родным городом его родителей: в «северной столице» пианист играет несколько концертов в год.

Валерий Афанасьев - участник известных российских и зарубежных фестивалей: «Декабрьские вечера» и «Арт-ноябрь» (Москва), «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), Международный фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова (Нижний Новгород), Зальцбургский фестиваль, Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция). Пианист выступает с лучшими оркестрами мира, среди которых Берлинский филармонический, Лондонский Королевский филармонический, оркестр Мариинского театра, оркестр Московской филармонии.

Помимо сольных выступлений, В. Афанасьев много внимания уделяет камерному музицированию. Среди его сценических партнеров - А. Князев, Г. Кремер, Ю. Милкис, Г. Нуньес, А. Огринчук.

Репертуар пианиста включает произведения композиторов различных эпох: от венских классиков до Дж. Крама, С. Райха и Ф. Гласса. Среди особенно близких ему авторов - И. С. Бах, венские классики (В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен), западноевропейские романтики (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс). Но, что бы ни исполнял В. Афанасьев, его интерпретации непременно привлекают особой свежестью, «незаигранностью», яркой индивидуальностью, необычными, порой весьма экстравагантными идеями.

Музыкант записал свыше тридцати компакт-дисков на фирмах Denon, Deutsche Grammophon и других. Среди его последних записей - «Хорошо темперированный клавир» Баха, циклы пьес Брамса (соч. 116-119), «Картинки с выставки» Мусоргского, сонаты и «Музыкальные моменты» Шуберта, все концерты, три последние сонаты, «Багатели» и «Вариации на тему Диабелли» Бетховена, «Детские сцены» и «Симфонические этюды» Шумана. Тексты буклетов к своим дискам музыкант пишет сам. Его цель - дать слушателю понять, каким образом исполнитель проникает в творческий замысел композитора.

В последние годы В. Афанасьев выступает и как дирижер с различными оркестрами. Образцами в искусстве дирижирования для него являются В. Фуртвенглер, А. Тосканини, В. Менгельберг, Х. Кнаппертсбуш, Б. Вальтер и О. Клемперер.

В 2008 году Валерий Афанасьев входил в состав жюри II Московского международного конкурса им. С. Т. Рихтера, а в 2014 году своим концертом открыл 34-й Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».

Валерий Афанасьев также известен как писатель. Им создано 14 романов (девять на английском языке, пять на французском), опубликованных во Франции, России и Германии, а также повести, рассказы, циклы стихотворений на английском, французском и русском языках, комментарии к «Божественной комедии» Данте (более 2000 страниц!), лекции и эссе о музыке. По мнению известного писателя Саши Соколова, В. Афанасьев - первый русскоязычный литератор после В. Набокова, который столь блестяще пишет на неродном языке. Две театральные пьесы В. Афанасьева, навеянные «Картинками с выставки» Мусоргского и «Крейслерианой» Шумана, стали театральными спектаклями в жанре особого «действа» на стыке музыки, театра и литературы, в котором автор выступает одновременно как пианист и как актер. Моноспектакль «Крейслериана» с Валерием Афанасьевым в главной роли был поставлен в Московском театре «Школа драматического искусства» в 2005 году. Недавно В. Афанасьев представил композицию по мотивам новеллы «В исправительной колонии» Франца Кафки с музыкой Мортона Фелдмана “Palais de Mari”.

Абонемент № 119 «Вечера фортепианной музыки»

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЭМИЛЯ ГИЛЕЛЬСА

Концертный зал имени С. В. Рахманинова

«Филармония-2», 19:00

(фортепиано) /Франция/

В программе:

Моцарт - Соната № 10 до мажор, К 330

Соната № 11 ля мажор, К 331

Бетховен - Соната № 1 фа минор, соч. 2 № 1

Соната № 23 фа минор, соч. 57 («Аппассионата»)

Абонемент № 25 Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова

Большой зал консерватории, 19:00

Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова

Дирижёр —

Андрис Пога /Латвия/

Солист —

(фортепиано) /Франция/

В программе:

Моцарт - Концерт № 27 для фортепиано с оркестром

Брамс - Симфония № 4


Завоевавший всемирное признание не только как глубокий музыкант-философ, но и как писатель и поэт, Валерий Афанасьев, без сомнения, принадлежит к числу самых необычных современных артистов. Его интерпретации неизменно привлекают особой свежестью, «незаигранностью», яркой индивидуальностью, а это значит, что два филармонических вечера Валерия Афанасьева, посвящённых музыке Моцарта и Бетховена, станут подлинным открытием. 22 февраля пианист продемонстрирует высочайшее исполнительское мастерство в сольной программе; 25 февраля партнёром Афанасьева по сцене станет Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова под управлением латвийского маэстро Андриса Поги — в исполнении коллектива прозвучит знаменитая Четвёртая симфония Брамса.

— выпускник Московской консерватории, где его педагогами были профессора Я. И. Зак и Э. Г. Гилельс. В 1968 году В. Афанасьев стал победителем Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге, а в 1972 году выиграл конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Через два года, во время гастролей по Бельгии, остался на постоянное жительство в этой стране. В настоящее время живёт в Версале (Франция).

Валерий Афанасьев — постоянный участник многих международных фестивалей; его выступления проходят в сопровождении лучших оркестров мира, среди которых Берлинский филармонический, Лондонский Королевский филармонический, оркестр Мариинского театра. Большое внимание пианист уделяет камерному музицированию, среди его партнёров — А. Князев, Г. Кремер, Ю. Милкис, Г. Нуньес, А. Огринчук.

Репертуар пианиста включает произведения композиторов различных эпох: от венских классиков до Дж. Крама, С. Райха и Ф. Гласса. Среди особенно близких ему авторов — И. С. Бах, венские классики (В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен), западноевропейские романтики (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс). Музыкант записал свыше тридцати компакт-дисков на фирмах Denon, Deutsche Grammophon и других. Среди последних записей — «Хорошо темперированный клавир» Баха, циклы пьес Брамса (соч. 116-119), «Картинки с выставки» Мусоргского, сонаты и «Музыкальные моменты» Шуберта, все концерты, три последние сонаты, «Багатели» и «Вариации на тему Диабелли» Бетховена, «Детские сцены» и «Симфонические этюды» Шумана. Тексты буклетов к своим дискам музыкант пишет сам. Его цель — дать слушателю понять, каким образом исполнитель проникает в творческий замысел композитора.

В последние годы В. Афанасьев выступает и как дирижёр с различными оркестрами. Образцами в искусстве дирижирования для него являются В. Фуртвенглер, А. Тосканини, В. Менгельберг, Х. Кнаппертсбуш, Б. Вальтер и О. Клемперер.

Валерий Афанасьев также известен как писатель. Им создано 14 романов (девять на английском языке, пять на французском), опубликованных во Франции, России и Германии, а также повести, рассказы, циклы стихотворений на английском, французском и русском языках, комментарии к «Божественной комедии» Данте (более 2000 страниц!), лекции и эссе о музыке. По мнению известного писателя Саши Соколова, В. Афанасьев — первый русскоязычный литератор после В. Набокова, который столь блестяще пишет на неродном языке.

Андрис Пога окончил Латвийскую музыкальную академию имени Я. Витола по классу дирижирования. С 2004 по 2005 обучался дирижёрскому мастерству у Уроша Лайовица в Венском университете музыки и исполнительского искусства. Студентом принимал участие в мастер-классах Мариса Янсонса, Сейджи Озавы и Лейфа Сегерстама.

После окончания учёбы молодой дирижёр стал активно сотрудничать с оркестрами Латвии: Латвийским национальным симфоническим оркестром, Латвийской национальной оперой, профессиональным духовым оркестром «Рига», который возглавлял в 2007-2010 годах. В 2007 году Андрис Пога был удостоен высшей награды Латвии в области музыки. В 2010 году молодой маэстро завоевал I премию на Международном конкурсе дирижёров имени Евгения Светланова в Монпелье. Члены жюри конкурса отметили его «безупречное мастерство и тонкий, серьёзный подход к музыке в целом». Вслед за этим успехом дирижёрское мастерство Андриса Поги получило международную известность: с 2011 по 2014 годы он являлся ассистентом Пааво Ярви в Оркестре де Пари, а в 2012 году был назначен ассистентом дирижёра Бостонского симфонического оркестра, с которым провёл серию концертов в Бостоне и на престижном Тэнглвудском фестивале. Среди оркестров, с которыми сотрудничал Андрис Пога — Симфонический оркестр NHK (Токио), Новый Японский филармонический оркестр, Израильский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Мюнхенский филармонический оркестр, Лионский национальный оркестр и многие другие.

С ноября 2013 года Андрис Пога занимает пост музыкального руководителя Национального симфонического оркестра Латвии.

Пожалуй, невозможно найти в среде пианистов российской фортепианной школы столь же неординарную фигуру, как Валерий Афанасьев.
Сегодня он занимает почетное место в ряду музыкантов старшего поколения, которые получили в советской России уникальное музыкальное образование. Круг интересов и занятий этого человека, получившего в молодые годы высшие награды в Лейпциге (конкурсы имени Баха) и в Брюсселе (конкурс имени Елизаветы), чрезвычайно широк и многообразен.

Пианист Валерий Афанасьев
Валерий Павлович Афанасьев родился 8 сентября 1947 года в Москве. Музыкальное образование он получил в Московской государственной консерватории у Эмиля Гилельса. Как и у другого знаменитого пианиста Николая Петрова, музыкальным и творческим руководителем Валерия был Якова Зак.
В 1968 году Афанасьев стал победителем Международного конкурса, известного как конкурс молодых исполните им Баха. А через 4 года он стал призером брюссельского конкурса королевы Елизаветы. Следует учитывать, что ценность победы в те времена, когда конкурсов было мало, имела гораздо большее значение. Вскоре после этих побед во время турне по Бельгии Афанасьев решил не возвращаться в СССР и попросил политического убежища. Бельгийское гражданство было ему предоставлено и в настоящее время пианист проживает в Версале. Валерий Афанасьев дает концерты по всему миру, как в Европе, так и в США и Японии. Пианист записал двадцать компакт-дисков на фирме «Денон», самостоятельно составляя тексты для буклетов к ним с целью предоставить слушателю максимально полную картину отношения исполнителя к музыкальному произведению.

В этих аннотациях анализ музыкального произведения объединяется с философскими размышлениями, поэзией, живописью и даже ощущениями от марочных вин. Такое слияние обеспечивает понимание авторского восприятия замыслов композитора. В списке последних записей Валерия Афанасьева – “Хорошо темперированный клавир”, 5 концертов и Вариации на тему Диабелли Бетховена, 3 последние сонаты Шуберта. Произведения Шуберта и Бетховена в репертуаре Афанасьева вызывают наибольший интерес, так как именно их он исполняет с экстраординарной экспрессией. Его интерпретации производят неординарное впечатление своей свежестью и глубиной.
Пианист Валерий Афанасьев выступает с самыми известными оркестрами Европы, не исключая Берлинский и Лондонский Королевский филармонические оркестры, оркестр Мариинского театра.

Писатель Валерий Афанасьев

Много времени Валерий Павлович Афанасьев посвящает литературному творчеству. Его перу принадлежат восемнадцать романов, из которых десять написаны на английском языке и восемь на французском.
Романы Афанасьева опубликованы во Франции, России и в Германии. Кроме того, Афанасьевым созданы четырнадцать циклов стихотворений на английском языке и шесть поэтических циклов на русском.
Он автор книги повестей, книги рассказов, сборника комментариев к «Божественной комедии» Данте, девяти лекций о музыке на французском и нескольких театральных пьес, в которых автор выступает в одно и то же время как актер и как пианист.
Недавно была издана и поставлена еще одна пьеса, принадлежащая перу Афанасьева и написанная им по мотивам произведения Кафки «В исправительной колонии». В ходе спектакля сам автор исполняет пьесу Мортона Фельдмана для фортепиано «Дворец Мари».

Дирижер Валерий Афанасьев

На протяжении нескольких лет Афанасьев успешно дирижирует разными международными оркестрами.
Основное его стремление – максимально приблизиться в качестве звучании и полифонии к эталонам своих любимых дирижеров – Тосканини, Менгельберга, Кнаппертсбуша, Фуртвенглера и Клемперера.
Афанасьев в довольно шутливом тоне рассказал о своем теперешнем образе жизни в одном из множества данных им интервью:
«Я занимаюсь на фортепиано, пишу очень много на двух языках, но не на русском - на русском я пишу только стихи; издаю книжки, пью вино, хожу в рестораны, гуляю по лесу и играю со своим замечательным котом».
Стоит упомянуть, что Афанасьев к тому же известен как коллекционер вин, и коллекция его насчитывает две с половиной тысячи экземпляров.
Еще одно его увлечение, как коллекционера – старинная мебель от Режанс до Наполеона III. Размер личной библиотеки Валерия Афанасьева составляет по его словам около тридцати тысяч томов.
Валерий Афанасьев не просто пропагандирует романтические идеалы, которые можно оспаривать, в своих эссе, он живет ими. Его разносторонней личности недостаточно успешной карьеры пианиста-виртуоза и гастролей по всему миру. Он придумал оригинальный жанр музыкального театра, публикует книги.
Щедрость, с которой Валерий Афанасьев растрачивает свои жизненные и творческие силы трудно ограничить рамками житейской логики, так же как и уместить таланты этого человека в жанровые рамки.
Валерий Павлович Афанасьев – экстраординарный пианист, наследник традиций русской фортепианной школы, и совершенно незаурядная личность, поэт писатель, актер, дирижер и философ. В его игре всегда главенствует интеллектуальная составляющая. Его исполнение глубоко индивидуально, иногда даже экстравагантно.