Эмиль золя краткая биография и творчество. Краткая биография и анализ творчества эмиля золя. Литературная деятельность и семейная жизнь

Смерть

Золя скончался в Париже от отравления угарным газом , по официальной версии - из-за неисправности дымохода в камине. Его последние слова, обращенные к жене были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, всё пройдёт. Не надо никого тревожить…». Современники подозревали, что это могло быть убийство , но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось.

В 1953 году, журналист Жан Бореля опубликовал в газете «Либерасьон » расследование «Убит ли Золя?» заявив, что смерть Золя, возможно, является убийством, а не несчастным случаем. Он основывал своё утверждение на откровениях нормандского фармацевта Пьера Акина, который рассказывал, что трубочист Анри Буронфоссе признавался ему в том, что намеренно заблокировал дымоход квартиры Эмиля Золя в Париже.

Личная жизнь

Эмиль Золя дважды был женат; от второй супруги (Жанна Розро) у него было двое детей.

Память

В Парижском метро есть станция Avenue Emile Zola на 10-й линии рядом с одноимённой улицей.

Изображён на французской почтовой марке 1967 года.

Творчество

Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м годам - «Сказки Нинон» (Contes à Ninon , 1864), «Исповедь Клода» (La Confession de Claude , 1865), «Завет умершей» (Le vœu d"une morte , 1866), «Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille , 1867).

Эмиль Золя со своими детьми. 1890-е гг.

Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности - 20-томной серии «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquart ). Уже роман «Тереза Ракен» (Thérèse Raquin , 1867) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одной семьи в эпоху Второй империи ».

Золя тратит много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности - во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в её низы. Незаконченная серия «Четвероевангелие» («Плодовитость» (Fécondité , 1899), «Труд», «Истина» (Vérité , 1903), «Справедливость» (Justice , не завершён)) выражает этот новый этап в творчестве Золя.

В промежутке между сериями «Ругон-Маккары» и «Четвероевангелие» Золя написал трилогию «Три города»: «Лурд» (Lourdes , 1894), «Рим» (Rome , 1896), «Париж» (Paris , 1898).

Эмиль Золя в России

Эмиль Золя приобрёл популярность в России на несколько лет раньше, чем во Франции . Уже «Сказки Нинон» были отмечены сочувственной рецензией («Отечественные записки ». . Т. 158. - С. 226-227). С появлением переводов двух первых томов «Ругон-Маккаров» («Вестник Европы» , . Кн. 7 и 8) началось усвоение его широкими читательскими кругами. Переводы произведений Золя выходили с купюрами по цензурным соображениям, тираж романа «Добыча», вышедший в изд. Карбасникова (1874) был уничтожен.

Роман «Чрево Парижа», переведённый одновременно «Делом», «Вестником Европы», «Отечественными записками», «Русским вестником», «Искрой» и «Библ. деш. и общедост.» и вышедший в двух отдельных изданиях, окончательно утвердил репутацию Золя в России.

Последние романы Золя выходили в русских переводах в 10 и более изданиях одновременно. В 1900-х гг., особенно после , интерес к Золя заметно спал, чтобы вновь возродиться после . Ещё ранее романы Золя получили функцию агитационного материала («Труд и капитал», повесть по роману Золя «В копях» («Жерминаль»), Симбирск, ) (В. М. Фриче , Эмиль Золя (Кому пролетариат ставит памятники), М., ).

Произведения

Издания на русском языке

  • Собрание сочинений в 14 томах. – СПб., 1896–1899.
  • Собрание сочинений в 18 томах. – М.: Правда, 1957. (Библиотека «Огонек»).
  • Собрание сочинений в 26 томах. – М.: Государственное издательство художественной литературы , 1960–1967. - 300 000 экз.
  • Собрание сочинений в 20 томах (16 книгах). – М.: Голос, 1992–1998.
  • Собрание сочинений в 12 томах. – М.–Тверь: Художественная литература, Альба, 1995–2000.
  • Собрание сочинений в 20 томах. – М.: Терра, 1996–1998.
  • Собрание сочинений в 16 томах. – М.: Книжный клуб «Книговек», 2011.
  • Тереза Ракен. Жерминаль. – М.: Художественная литература, 1975. (Библиотека всемирной литературы).
  • Карьера Ругонов. Добыча. – М.: Художественная литература, 1980. (Библиотека классики).
  • Западня. Жерминаль. – М.: Художественная литература, 1988. (Библиотека классики).

Избранная литература о Золя

Список сочинений

  • Полное собрание сочинений Э. Золя с иллюстрациями. - P. : Bibliothèque-Charpentier, 1906.
  • L’Acrienne. - 1860.
  • Темлинский С. Золяизм, Критич. этюд, изд. 2-е, испр. и доп. - М. , 1881.
  • Боборыкин П. Д. (в «Отечественных записках», 1876, «Вестнике Европы», 1882, I, и «Наблюдателе», 1882, XI, XII)
  • Арсеньев К. (в «Вестнике Европы», 1882, VIII; 1883, VI; 1884, XI; 1886, VI; 1891], IV, и в «Критических этюдах», т. II, СПб. , )
  • Андреевич В. // «Вестник Европы». - 1892, VII.
  • Слонимский Л. Золя. // «Вестник Европы». - 1892, IX.
  • Михайловский Н. К. (в Полном собр. сочин., т. VI)
  • Брандес Г. // «Вестник Европы». - 1887. - X, к в Собр. сочин.
  • Барро Э. Золя, его жизнь и литературная деятельность. - СПб. , 1895.
  • Пелисье Ж. Французская литература XIX век. - М. , 1894.
  • Шепелевич Л. Ю. Наши современники. - СПб. , 1899.
  • Кудрин Н. Е. (Русанов) . Э. Золя, Литературно-биографический очерк. - «Русское богатство», 1902, X (и в «Галерее современных французских знаменитостей», 1906).
  • Аничков Евг. Э. Золя, «Мир божий», 1903, V (и в книге «Предтечи и современники»).
  • Венгеров Э. Золя, Критико-биографический очерк, «Вестник Европы», 1903, IX (и в «Литературных характеристиках», кн. II, СПб. , 1905).
  • Лозинский Евг. Педагогические идеи в произведениях Э. Золя. // «Русская мысль», 1903, XII.
  • Веселовский Ю. Э. Золя как поэт и гуманист. // «Вестник воспитания», 1911. - I, II.
  • Фриче В. М. Э. Золя. - М. , 1919.
  • Фриче В. М. Очерк развития западно-европейской литературы. - М. : Гиз, 1922.
  • Эйхенгольц М. Э. Золя ( -). // «Печать и революция», 1928, I.
  • Трунин К. Эмиль Золя. Критика и анализ литературного наследия. - 2018.
  • Rod E. A propos de l’Assomoir. - 1879.
  • Ferdas В. La physiologie expérimentale et le roman expérimental. - P. : Claude Bernard et E. Zola, 1881.
  • Alexis P. Emile Zola, notes d’un ami. - P. , 1882.
  • Maupassant G. de Emile Zola, 1883.
  • Hubert . Le roman naturaliste. - 1885.
  • Wolf E. Zola und die Grenzen von Poesie und Wissenschaft. - Kiel, 1891.
  • Sherard R. H. Zola: biographical and critical study. - 1893.
  • Engwer Th. Zola als Kunstkritiker. - B. , 1894.
  • Lotsch F. Über Zolas Sprachgebrauch. - Greifswald, 1895.
  • Gaufiner . Étude syntaxique sur la langue de Zola. - Bonne, 1895.
  • Lotsch F. Wörterbuch zu den Werken Zolas und einiger anderen modernen Schriftsteller. - Greifswald, 1896.
  • Лапорт А. Золя против Золя. - P. , 1896.
  • Монэстэ Ж. Л. Настоящий Рим: реплика Золя. - 1896.
  • Rauber A. A. Die Lehren von V. Hugo, L. Tolstoy und Zola. - 1896.
  • Лапорт А. Натурализм или вечность литературы. E. Золя, Человек и произведение. - P. , 1898.
  • Буржуа, произведение Золя. - P. , 1898.
  • Брунетье Ф. После процесса, 1898.
  • Bürger E. E. Zola, A. Daudet und andere Naturalisten Frankreichs. - Dresden, 1899.
  • Macdonald A. Emil Zola, a study of his personality. - 1899.
  • Vizetelly E. A. With Zola in England. - 1899.
  • Ramond F. C. Персонажи Ружон-Маккар. - 1901.
  • Conrad M. G. Von Emil Zola bis G. Hauptmann. Erinnerungen zur Geschichte der Moderne. - Lpz. , 1902.
  • Bouvier . L’œuvre de Zola. - P. , 1904.
  • Vizetelly E. A. Zola, novellist and reformer. - 1904.
  • Lepelletier E. Emile Zola, sa vie, son œuvre. - P. , 1909.
  • Patterson J. G. Zola: characters of the Rougon-Macquarts novels, with biography. - 1912.
  • Martino Р. Le roman réaliste sous le second Empire. - P. , 1913.
  • Lemm S. Zur Entstehungsgeschichte von Emil Zolas «Rugon-Macquarts» und den «Quatre Evangiles». - Halle a. S., 1913.
  • Mann H. Macht und Mensch. - München, 1919.
  • Oehlert R. Emil Zola als Theaterdichter. - B. , 1920.
  • Rostand E. Deux romanciers de Provence: H. d’Urfé et E. Zola. - 1921.
  • Martino P. Le naturalisme français. - 1923.
  • Seillère E. A. A. L. Emile Zola, 1923: Baillot A., Emile Zola, l’homme, le penseur, le critique, 1924
  • France A. La vie littéraire. - 1925. - V. I. - pp. 225–239.
  • France A. La vie littéraire. - 1926. - V. II (La pureté d’E. Zola, pp. 284–292).
  • Deffoux L. et Zavie E. Le Groupe de Médan. - P. , 1927.
  • Josephson Matthew . Zola and his time. - N. Y. , 1928.
  • Doucet F. L’esthétique de Zola et son application à la critique, La Haye, s. a.
  • Bainville J. Au seuil du siècle, études critiques, E. Zola. - P. , 1929.
  • Les soirées de Médan, 17/IV 1880 - 17/IV 1930, avec une préface inédite de Léon Hennique. - P. , 1930.
  • Пиксанов Н. К. , Два века русской литературы. - изд. 2-е. - М. : Гиз, 1924.
  • Мандельштам Р. С. Художественная литература в оценке русской марксистской критики. - изд. 4-е. - М. : Гиз, 1928.
  • Laporte A. Emile Zola, l’homme et l’œuvre, avec bibliographie. - 1894. - pp. 247–294.

Экранизации

Примечания

Ссылки

Эмиль Золя:

В статье использован текст И. Анисимова и М. Клемана , перешедший в

Эмиль Золя (фр. Émile Zola). Родился 2 апреля 1840 года в Париже - умер 29 сентября 1902 года в Париже. Французский писатель, публицист и политический деятель.

Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века - вождь и теоретик так называемого натуралистического движения, Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени («Обеды пяти» (1874) - с участием Гюстава Флобера, Ивана Сергеевича Тургенева, Альфонса Доде и Эдмона Гонкура, «Меданские вечера» (1880) - знаменитый сборник, включавший произведения самого Золя, Жориса Карла Гюисманса, Ги де Мопассана и ряда второстепенных натуралистов, как Анри Сеар, Леон Энник и Поль Алексис).

Сын принявшего французское гражданство инженера итальянского происхождения (по-итальянски фамилия читается как Дзо́ла), построившего канал в Эксе. Свою литературную деятельность Золя начал как журналист (сотрудничество в «L’Evénement», «Le Figaro», «Le Rappel», «Tribune»); многие из его первых романов - типичные «романы-фельетоны» («Марсельские тайны» - «Les mystères de Marseille», 1867). На всём последующем протяжении своего творческого пути Золя сохраняет связь с публицистикой (сборники статей: «Mes haines», 1866, «Une campagne», 1881, «Nouvelle campagne», 1886). Эти выступления - знак его активного участия в политической жизни.

Политическая биография Золя небогата событиями. Это - биография либерала, живущего во времена становления индустриального общества. В последний период своей жизни Золя тяготел к социалистическому мировоззрению, не выходя за рамки радикализма. Как высшая точка политической биографии Золя должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса, которое обнажило противоречия Франции 1890-х годов, - знаменитая статья «J’accuse» («Я обвиняю»), за которую писатель заплатил изгнанием в Англию (1898).

Золя скончался в Париже от отравления угарным газом, по официальной версии - из-за неисправности дымохода в камине. Его последние слова, обращенные к жене были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, всё пройдёт. Не надо никого тревожить…». Современники подозревали, что это могло быть убийство, но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось.

Эмиль Золя дважды был женат, от второй супруги Жанны Розро у него было двое детей.

В честь Эмиля Золя назван кратер на Меркурии.

Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м годам - «Сказки к Нинон» (Contes à Ninon, 1864), «Исповедь Клода» (La confession de Claude, 1865), «Завет умершей» (Le vœu d"une morte, 1866), «Марсельские тайны».

Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности - двадцатитомной серии «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquarts). Уже роман «Тереза Ракен» (Thérèse Raquin, 1867) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одного семейства в эпоху Второй империи».

Золя тратит очень много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся огромная эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности - во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в глубочайшие её низы.

Последний роман серии включает родословное древо Ругон-Маккаров, которое должно служить путеводителем по крайне запутанному лабиринту родственных отношений, положенных в основу системы грандиозной эпопеи. Действительным и подлинно-глубоким содержанием произведения является конечно не эта сторона, связанная с проблемами физиологии и наследственности, а те социальные изображения, которые даны в «Ругон-Маккарах». С той же сосредоточенностью, с какой автор систематизировал «естественное» (физиологическое) содержание серии, мы должны систематизировать и понять её социальное содержание, интерес которого исключителен.

Стиль Золя противоречив в своей сущности. Прежде всего - это стиль мелкобуржуазный в чрезвычайно ярком, последовательном и завершенном выражении, - «Ругон-Маккары» не случайно являются «семейным романом», - Золя даёт здесь очень полное, непосредственное, очень органическое, во всех своих элементах жизненное раскрытие бытия мелкой буржуазии. Видение художника отличается исключительной целостностью, ёмкостью, но именно мещанское содержание интерпретируется им с глубочайшим проникновением.

Здесь мы вступаем в область интимного - начиная с портрета, занимающего видное место, до характеристик предметной среды (вспомним великолепные интерьеры Золя), до тех психологических комплексов, которые возникают перед нами, - всё дано в исключительно мягких линиях, все сентиментализировано. Это - своеобразный «розовый период». Роман «Радость жить» (La joie de vivre, 1884) может рассматриваться как наиболее целостное выражение этого момента в стиле Золя.

Намечается в романах Золя и стремление обратиться к идиллии - от реального бытоизображения к своеобразной мещанской фантастике. В романе «Страница любви» (Une page d"amour, 1878) дано идиллическое изображение мелкобуржуазной среды с сохранением реальных бытовых пропорций. В «Мечте» (Le Rêve, 1888) реальная мотивировка уже устранена, даётся идиллия в обнажённой фантастической форме.

Нечто подобное встречается и в романе «Преступление аббата Муре» (La faute de l"abbé Mouret, 1875) с его фантастическим Параду и фантастической Альбиной. «Мещанское счастье» дано в стиле Золя как нечто падающее, вытесняемое, отходящее в небытие. Всё это стоит под знаком ущерба, кризиса, имеет «роковой» характер. В названном романе «Радость жить» рядом с целостным, полным, глубоким раскрытием мелкобуржуазного бытия, которое поэтизируется, дана проблема трагической обречённости, надвигающейся гибели этого бытия. Роман построен своеобразно: таяние денег определяет развитие драмы добродетельных Шанто, хозяйственная катастрофа, уничтожающая «мещанское счастье», представляется основным содержанием драмы.

Ещё полнее это выражено в романе «Завоевание Плассана» (La conquête de Plassans, 1874), где распад мещанского благополучия, хозяйственная катастрофа интерпретируется как трагедия, имеющая монументальный характер. Мы встречаемся с целой серией таких «падений», - постоянно осознаваемых как события космической важности (запутавшееся в неразрешимых противоречиях семейство в романе «Человек-зверь» (La bête humaine, 1890), старый Бодю, Бурра в романе «Дамское счастье» (Au bonheur des dames, 1883)). Когда рушится его хозяйственное благополучие, мещанин убеждён, что рушится весь мир, - такой специфической гиперболизацией отмечены хозяйственные катастрофы в романах Золя.

Мелкий буржуа, переживающий свой закат, получает у Золя полное и законченное выражение. Он показывается с разных сторон, выявляющих его сущность в эпоху кризиса, он даётся как единство разносторонних проявлений. Прежде всего, - это мелкий буржуа, переживающий драму хозяйственного распада. Таков Муре в «Завоевании Плассана», этот новый мещанский Иов, таковы добродетельные рантье Шанто в романе «Радость жить», таковы героические лавочники, сметаемые капиталистическим развитием, в романе «Дамское счастье».

Святые, мученики и страдальцы, как трогательная Полина в «Радости жить» или несчастная Рене в романе «Добыча» (La curée, 1872), или нежная Анжелика в «Мечте», которую так близко напоминает Альбина в «Преступлении аббата Муре», - вот новая форма социальной сущности «героев» Золя. Людей этих характеризуют пассивность, безволие, христианское смирение, покорность. Все они отличаются идиллическим прекраснодушием, но все они смяты жестокой действительностью. Трагическая обречённость этих людей, их гибель, несмотря на всю привлекательность, красивость этих «чудесных созданий», роковая неотвратимость мрачной судьбы их, - всё это является выражением того же конфликта, который определял драму Муре, чьё хозяйство рушилось, в патетическом романе «Завоевание Плассана». Сущность здесь одна, - различна только форма явления.

Как наиболее последовательная форма психологии мелкой буржуазии в романах Золя даются многочисленные правдоискатели. Все они куда-то стремятся, охвачены какими-то надеждами. Но сразу же выясняется, что надежды их тщетны, а стремления слепы. Затравленный Флоран из романа «Чрево Парижа» (Le ventre de Paris, 1873), или несчастный Клод из «Творчества» (L"œuvre, 1886), или прозябающий романтик-революционер из романа «Деньги» (L’argent, 1891), или мятущийся Лазарь из «Радости жить» - все эти искатели одинаково беспочвенны и бескрылы. Никому из них не дано достигать, никто из них не поднимается до победы.

Таковы основные устремления героя Золя. Как видим, они разносторонни. Тем более полным и конкретным оказывается то единство, в котором они сходятся. Психология падающего мелкого буржуа получает у Золя необыкновенно глубокую, целостную интерпретацию.

Два романа о рабочем классе - «Западня» (L"assomoir, 1877) и «Жерминаль» (Germinal, 1885) - представляются характерными произведениями в том смысле, что здесь в мелкобуржуазном мировосприятии преломляется проблема пролетариата. Эти романы можно назвать романами о «классовом соседстве». Золя сам предупреждал, что его романы о рабочих имеют своей целью упорядочение, усовершенствование системы отношений буржуазного общества и отнюдь не «крамольны». В этих произведениях имеется много объективно-истинного в смысле изображения современного Золя пролетариата.

Бытие этой социальной группы в произведениях Золя полно величайшего трагизма. Всё здесь охвачено смятением, всё стоит под знаком неотвратимости рока. Пессимизм романов Золя находит выражение в их своеобразном, «катастрофическом» строении. Всегда противоречие разрешается так, что трагическая гибель является необходимостью. Все эти романы Золя имеют одинаковое развитие - от потрясения к потрясению, от одного пароксизма к другому развёртывается действие, чтобы докатиться до катастрофы, всё взрывающей.

Это трагическое осознание действительности очень специфично для Золя - здесь лежит характерная особенность его стиля. Вместе с этим возникает отношение к мещанскому миру, которое можно назвать сентиментализирующим.

В романе «Деньги» биржа возникает как нечто противоположное деградирующей мелкой буржуазии; в «Дамском счастье» - грандиозный универсальный магазин раскрывается как утверждение новой действительности; железная дорога в романе «Человек-зверь», рынок со всей сложнейшей системой товарного хозяйства в романе «Чрево Парижа», городской дом, представленный как грандиозная «machine pour vivre».

Характер интерпретации этих новых образов резко отличен от всего изображаемого Золя ранее. Здесь властвуют вещи, человеческие переживания оттеснены проблемами хозяйствования и организации, с совершенно новыми материями обращается художник - его искусство освобождается от сентиментализма.

Возникают в произведениях Золя и новые человеческие фигуры. Это уже не мещанские Иовы, не страдальцы, не тщетные искатели, а хищники. Им всё удается. Они всего достигают. Аристид Саккар - гениальный проходимец в романе «Деньги», Октав Муре - капиталистический предприниматель высокого полёта, хозяин магазина «Дамское счастье», бюрократический хищник Эжен Ругон в романе «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876) - вот новые образы.

Золя даёт достаточно полную, разностороннюю, развёрнутую концепцию его - от хищника-стяжателя вроде аббата Фожа в «Завоевании Плассана» до настоящего рыцаря капиталистической экспансии, каким является Октав Муре. Постоянно подчёркивается, что несмотря на различие масштабов, все эти люди - хищники, захватчики, вытесняющие добропорядочных людей того патриархального мещанского мира, который, как мы видели, поэтизировался.

Образ хищника, капиталистического дельца, дан в одинаковом аспекте с вещным образом (рынка, биржи, магазина), который занимает в системе стиля Золя столь существенное место. Оценка хищничества переносится и на вещный мир. Так, парижский рынок и универсальный магазин становятся чем-то чудовищным. В стиле Золя предметный образ и образ капиталистического хищника надо рассматривать как единое выражение, как две стороны мира, познаваемого художником, приспосабливающегося к новому социально-экономическому укладу.

В романе «Дамское счастье» дано столкновение двух сущностей - мещанской и капиталистической. На костях разоряющихся мелких лавочников возникает огромное капиталистическое предприятие - весь ход конфликта представлен так, что «справедливость» остаётся на стороне теснимых. Они побеждены в борьбе, уничтожены фактически, но морально они торжествуют. Это разрешение противоречия в романе «Дамское счастье» очень характерно для Золя. Художник раздваивается здесь между прошлым и настоящим: с одной стороны, он глубочайшим образом связан с рушащимся бытием, с другой - он уже мыслит себя в единстве с новым укладом, он свободен уже настолько, чтобы представлять себе мир в его действительных связях, в полноте его содержания.

Творчество Золя научно, его отличает стремление поднять литературное «производство» на уровень научных знаний своего времени. Его творческий метод получил обоснование в специальной работе - «Экспериментальный роман» (Le roman expérimental, 1880). Здесь видно, насколько последовательно художник проводит принцип единства научного и художественного мышления. «„Экспериментальный роман“ есть логическое следствие научной эволюции нашего века», говорит Золя, подводя итог своей теории творческого метода, являющейся перенесением в литературу приёмов научного исследования (в частности Золя опирается на работы знаменитого физиолога Клода Бернара). Вся серия «Ругон-Маккары» осуществлена в плане научного исследования, проведённого в соответствии с принципами «Экспериментального романа». Научность Золя является свидетельством тесной связи художника с основными тенденциями его эпохи.

Грандиозная серия «Ругон-Маккары» перенасыщена элементами планирования, схема научной организации этого произведения представлялась Золя существеннейшей необходимостью. План научной организации, научный метод мышления - вот основные положения, которые можно считать исходными для стиля Золя.

Больше того, он был фетишистом плана научной организации произведения. Его искусство постоянно нарушает границы его теории, но самая природа планового и организационного фетишизма Золя вполне специфична. Здесь сказывается характерный способ представления, отличающий идеологов технической интеллигенции. Организационная оболочка действительности постоянно принимается ими за всю действительность, форма замещает содержание. Золя выражал в своих гипертрофиях плана и организации типичное сознание идеолога технической интеллигенции. Приближение к эпохе осуществлялось через своеобразную «технизацию» буржуа, осознавшего своё неумение организовать и планировать (за это неумение его всегда бичует Золя - «Счастье дам»); познание эпохи капиталистического подъёма у Золя реализуется через плановый, организационно-технический фетишизм. Теория творческого метода, развёрнутая Золя, специфика его стиля, обнажающаяся в моментах, обращённых к капиталистической эпохе, восходит к этому фетишизму.

Роман «Доктор Паскаль» (Docteur Pascal, 1893), завершающий серию «Ругон-Маккары», может служить примером такого фетишизма - вопросы организации, систематики, конструирования романа выделяются здесь на первое место. В этом романе раскрывается и новый человеческий образ. Доктор Паскаль - это нечто новое по отношению и к падающим мещанам и к побеждающим капиталистическим хищникам. Инженер Гамелен в «Деньгах», капиталистический реформатор в романе «Труд» (Travail, 1901) - всё это разновидности нового образа. Он недостаточно развёрнут у Золя, он только намечается, только становится, но сущность его уже вполне ясна.

Фигура доктора Паскаля является первым схематическим наброском реформистской иллюзии, в которой находит своё выражение тот факт, что мелкая буржуазия, форму практики которой представляет стиль Золя, «техницизируясь», примиряется с эпохой.

Типичные черты сознания технической интеллигенции, прежде всего фетишизм плана, системы и организации, переносятся на ряд образов капиталистического мира. Таков, например, Октав Муре из «Дамского счастья», не только великий хищник, но и великий рационализатор. Действительность, которая ещё недавно оценивалась как мир враждебный, теперь осознаётся в плане некоей «организационной» иллюзии. Хаотический мир, зверская жестокость которого ещё недавно доказывалась, теперь начинает представляться в розовых одеждах «плана», планируется на научных основах не только роман, но и общественная действительность.

Золя, всегда тяготевший к тому, чтобы превращать своё творчество в орудие «реформирования», «улучшения» действительности (это отражалось в дидактизме и риторизме его поэтической техники), теперь приходит к «организационным» утопиям.

Незаконченная серия «Евангелий» («Плодовитость» - «Fécondité», 1899, «Труд», «Справедливость» - «Vérité», 1902) выражает этот новый этап в творчестве Золя. Моменты организационного фетишизма, всегда свойственные Золя, здесь получают особенно последовательное развитие. Реформизм становится здесь всё более захватывающей, господствующей стихией. В «Плодовитости» создается утопия о планомерном воспроизводстве человечества, это евангелие превращается в патетическую демонстрацию против падения рождаемости во Франции.

В промежутке между сериями - «Ругон-Маккары» и «Евангелия» - Золя написал свою антиклерикальную трилогию «Города»: «Лурд» (Lourdes, 1894), «Рим» (Rome, 1896), «Париж» (Paris, 1898). Драма аббата Пьера Фромана, ищущего справедливости, дана как момент критики капиталистического мира, открывающей возможность примирения с ним. Сыновья мятущегося аббата, снявшего рясу, выступают как евангелисты реформистского обновления.

Золя приобрёл популярность в России на несколько лет раньше, чем во Франции. Уже «Contes à Ninon» были отмечены сочувственной рецензией («Отечественные записки», 1865, т. 158, стр. 226-227). С появлением переводов двух первых томов «Ругон-Маккаров» («Вестник Европы», 1872, кн. 7 и 8) началось усвоение его широкими читательскими кругами. Переводы произведений Золя выходили с купюрами по цензурным соображениям, тираж романа La curee, вышедший в изд. Карбасникова (1874) был уничтожен.

Роман «Le ventre de Paris», переведённый одновременно «Делом», «Вестником Европы», «Отечественными записками», «Русским вестником», «Искрой» и «Библ. деш. и общедост.» и вышедший в двух отдельных изданиях, окончательно утвердил репутацию Золя в России.

В 1870-х гг. Золя был усвоен главным образом двумя группами читателей - радикальными разночинцами и либеральной буржуазией. Первых привлекли зарисовки хищнических нравов буржуазии, использованные у нас в борьбе с увлечением возможностями капиталистического развития России. Вторые нашли у Золя материал, уяснявший их собственное положение. Обе группы проявили большой интерес к теории научного романа, видя в ней решение проблемы построения тенденциозной беллетристики (Боборыкин П. Реальный роман во Франции // Отечественные записки. 1876. Кн.6, 7).

«Русский вестник» воспользовался бледной обрисовкой республиканцев в «La fortune de Rougon» и «Le ventre de Paris» для борьбы с враждебной идеологией радикалов. С марта 1875 по декабрь 1880 Золя сотрудничал в «Вестнике Европы». 64 «Парижских письма», напечатанных здесь, составились из социально-бытовых очерков, рассказов, литературно-критических корреспонденций, художественной и театральной критики и излагали впервые основы «натурализма». Несмотря на успех, корреспонденция Золя вызвала разочарование радикальных кругов в теории экспериментального романа. Это повлекло за собой при малом успехе в России таких произведений Золя, как «L’assomoir», «Une page d’amour», и скандальной известности «Нана» падение авторитета Золя (Басардин В. Новейший Нана-турализм // Дело. 1880. Кн. 3 и 5; Темлинский С. Золяизм в России. М., 1880).

С начала 1880-х гг. стало заметно литературное влияние Золя (в повестях «Варенька Ульмина» Л. Я. Стечькиной, «Краденое счастье» Вас. И. Немировича-Данченко, «Псарня», «Выучка», «Молодые» П.Боборыкина). Это влияние было незначительным, а сильнее всего оно сказалось на П. Боборыкине и М. Белинском (И. Ясинском).

В 1880-х и первой половине 1890-х гг. романы Золя не пользовались идеологическим влиянием и бытовали преимущественно в буржуазных читательских кругах (переводы печатались регулярно в «Кн. неделе» и «Наблюдателе»). В 1890-х гг. Золя приобрел вновь в России крупное идейное влияние в связи с отголосками дела Дрейфуса, когда вокруг имени Золя и в России поднялась шумная полемика («Эмиль Золя и капитан Дрейфус. Новый сенсационный роман», вып. I-XII, Варшава, 1898).

Последние романы Золя выходили в русских переводах в 10 и более изданиях одновременно. В 1900-х гг., особенно после 1905, интерес к Золя заметно спал, чтобы вновь возродиться после 1917. Ещё ранее романы Золя получили функцию агитационного материала («Труд и капитал», повесть по роману Золя «В копях» («Жерминаль»), Симбирск, 1908) (В. М. Фриче, Эмиль Золя (Кому пролетариат ставит памятники), М., 1919).

Родился 2 апреля 1840 в Париже, в итало-французской семье: итальянцем был отец, инженер-строитель. Детские и школьные годы Эмиль провел в Экс-ан-Провансе, где одним из его ближайших друзей был художник П.Сезанн. Ему было неполных семь лет, когда отец скончался, оставив семью в бедственном положении. В 1858, рассчитывая на помощь друзей покойного мужа, г-жа Золя переехала с сыном в Париж.

В начале 1862 Эмиль сумел найти место в издательстве «Ашет». Проработав около четырех лет, он уволился в надежде обеспечить свое существование литературным трудом. В 1865 Золя опубликовал первый роман – жесткую, слабо завуалированную автобиографию Исповедь Клода (La Confession de Claude, 1865). Книга доставила ему скандальную известность, которую еще более умножила горячая защита живописи Э.Мане в его обзоре художественной выставки 1866.

Примерно в 1868 у Золя возник замысел серии романов, посвященных одной семье (Ругон-Маккаров), судьба которой исследуется на протяжении четырех-пяти поколений. Разнообразие романных сюжетов давало возможность показать многие стороны французской жизни в период Второй империи. Первые книги серии не вызвали большого интереса, зато седьмой том, Западня (L"Assommoir, 1877), снискал большой успех и принес Золя как славу, так и богатство. Он приобрел дом в Медоне около Парижа и собрал вокруг себя молодых писателей (среди них были Ж.К.Гюисманс и Ги де Мопассан), образовавших недолговечную «натуралистическую школу».

Последующие романы серии были встречены с громадным интересом – их с одинаковым усердием поносили и превозносили. Двадцать томов цикла Ругон-Маккары представляют собой главное литературное достижение Золя, хотя необходимо отметить и написанную ранее Терезу Ракен (Th r se Raquin, 1867) – глубокое исследование чувства раскаяния, постигающего убийцу и его сообщницу. В последние годы жизни Золя создал еще два цикла: Три города (Les Trois Villes, 1894–1898) – Лурд (Lourdes), Рим (Rome), Париж (Paris); и Четыре Евангелия (Les Quatre vangiles, 1899–1902), оставшееся незаконченным (четвертый том написан не был).

Золя стал первым романистом, создавшим серию книг о членах одной семьи. Его примеру последовали многие, в т.ч. Ж.Дюамель (хроники Паскье), Д.Голсуорси (Сага о Форсайтах) и Д.Мастерс (книги о Сэвиджах). Одной из причин, побудивших Золя избрать структуру цикла, было желание показать действие законов наследственности. Ругон-Маккары являются отпрысками слабоумной женщины, которая умирает в последнем томе серии, достигнув столетнего возраста и полностью лишившись рассудка. От ее детей – одного законного и двух незаконных – берут начало три ветви рода. Первая представлена процветающими Ругонами, члены этой семьи фигурируют в таких романах, как Его превосходительство Эжен Ругон (Son Excellence Eug ne Rougon, 1876) – исследование политических махинаций в царствование Наполеона III ; Добыча (La Cur e, 1871) и Деньги (L"Argent, 1891), где речь идет о спекуляциях земельной собственностью и ценными бумагами. Вторая ветвь рода – семейство Муре. Октав Муре, честолюбивый волокита в Накипи (Pot-Bouille, 1882), создает один из первых парижских универмагов на страницах Дамского счастья (Au Bonheur des dames, 1883), тогда как другие члены семьи ведут более чем скромную жизнь, подобно деревенскому священнику Сержу Муре в загадочном и поэтичном романе Проступок аббата Муре (La Faute de l"Abb Mouret, 1875). Представители третьей ветви, Маккары, отличаются крайней неуравновешенностью, поскольку их предок Антуан Маккар был алкоголиком. Члены этой семьи играют выдающуюся роль в самых сильных романах Золя – таких, как Чрево Парижа (Le Ventre de Paris, 1873), где воссоздана атмосфера центрального рынка столицы; Западня, в которой суровыми тонами изображается жизнь парижских рабочих в 1860-е годы; Нана (Nana, 1880), чья героиня, представительница третьего поколения Маккаров, становится проституткой и ее сексуальный магнетизм приводит в смятение высший свет; Жерминаль (Germinal, 1885), величайшее творение Золя, посвященное забастовке шахтеров на рудниках северной Франции; Творчество (L"Oeuvre, 1886), куда включены характеристики многих прославленных художников и литераторов эпохи; Земля (La Terre, 1887), повествование о крестьянской жизни; Человек-зверь (La B te humaine, 1890), где описывается жизнь железнодорожных рабочих, и, наконец, Разгром (La D b cle, 1892), изображение франко-прусской войны и первый крупный военный роман во французской литературе.

Ко времени завершения цикла Золя пользовался всемирной известностью и, по общему мнению, был крупнейшим после В.Гюго писателем Франции. Тем более сенсационным было его вмешательство в дело Дрейфуса (1897–1898). Золя пришел к убеждению, что Альфред Дрейфус, офицер французского генерального штаба, еврей по национальности, в 1894 был несправедливо осужден за продажу военных секретов Германии. Разоблачение армейской верхушки, несущей главную ответственность за очевидную судебную ошибку, приняло форму открытого письма президенту республики с заголовком Я обвиняю (J"accuse, 1898). Приговоренный за клевету к году тюремного заключения, Золя бежал в Англию и смог вернуться на родину в 1899, когда ситуация изменилась в пользу Дрейфуса.

Золя Эмиль (1840–1902), французский писатель. Родился 2 апреля 1840 в Париже, в итало-французской семье: итальянцем был отец, инженер-строитель. Детские и школьные годы Эмиль провел в Экс-ан-Провансе, где одним из его ближайших друзей был художник П.Сезанн.

Ему было неполных семь лет, когда отец скончался, оставив семью в бедственном положении. В 1858, рассчитывая на помощь друзей покойного мужа, г-жа Золя переехала с сыном в Париж.

Единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперёд.

Золя Эмиль

В начале 1862 Эмиль сумел найти место в издательстве «Ашет». Проработав около четырех лет, он уволился в надежде обеспечить свое существование литературным трудом.

В 1865 Золя опубликовал первый роман - жесткую, слабо завуалированную автобиографию Исповедь Клода (La Confession de Claude, 1865). Книга доставила ему скандальную известность, которую еще более умножила горячая защита живописи Э.Мане в его обзоре художественной выставки 1866.

Примерно в 1868 у Золя возник замысел серии романов, посвященных одной семье (Ругон-Маккаров), судьба которой исследуется на протяжении четырех-пяти поколений. Разнообразие романных сюжетов давало возможность показать многие стороны французской жизни в период Второй империи.

Некогда были произнесены ужасные слова: «Блаженны нищие духом», - из-за этого пагубного заблуждения человечество страдало две тысячи лет.

Золя Эмиль

Первые книги серии не вызвали большого интереса, зато седьмой том, Западня (L’Assommoir, 1877), снискал большой успех и принес Золя как славу, так и богатство. Он приобрел дом в Медоне около Парижа и собрал вокруг себя молодых писателей (среди них были Ж. К. Гюисманс и Ги де Мопассан), образовавших недолговечную «натуралистическую школу».

Последующие романы серии были встречены с громадным интересом - их с одинаковым усердием поносили и превозносили. Двадцать томов цикла Ругон-Маккары представляют собой главное литературное достижение Золя, хотя необходимо отметить и написанную ранее Терезу Ракен (Thérèse Raquin, 1867) - глубокое исследование чувства раскаяния, постигающего убийцу и его сообщницу.

В последние годы жизни Золя создал еще два цикла: Три города (Les Trois Villes, 1894–1898) - Лурд (Lourdes), Рим (Rome), Париж (Paris); и Четыре Евангелия (Les Quatre Évangiles, 1899–1902), оставшееся незаконченным (четвертый том написан не был).

Писатель является одновременно исследователем и экспериментатором.

Золя Эмиль

Золя стал первым романистом, создавшим серию книг о членах одной семьи. Его примеру последовали многие, в т. ч. Ж.Дюамель (хроники Паскье), Д.Голсуорси (Сага о Форсайтах) и Д.Мастерс (книги о Сэвиджах). Одной из причин, побудивших Золя избрать структуру цикла, было желание показать действие законов наследственности.

Ругон-Маккары являются отпрысками слабоумной женщины, которая умирает в последнем томе серии, достигнув столетнего возраста и полностью лишившись рассудка. От ее детей - одного законного и двух незаконных - берут начало три ветви рода. Первая представлена процветающими Ругонами, члены этой семьи фигурируют в таких романах, как Его превосходительство Эжен Ругон (Son Excellence Eugène Rougon, 1876) - исследование политических махинаций в царствование Наполеона III; Добыча (La Curée, 1871) и Деньги (L’Argent, 1891), где речь идет о спекуляциях земельной собственностью и ценными бумагами.

Вторая ветвь рода - семейство Муре. Октав Муре, честолюбивый волокита в Накипи (Pot-Bouille, 1882), создает один из первых парижских универмагов на страницах Дамского счастья (Au Bonheur des dames, 1883), тогда как другие члены семьи ведут более чем скромную жизнь, подобно деревенскому священнику Сержу Муре в загадочном и поэтичном романе Проступок аббата Муре (La Faute de l’Abbé Mouret, 1875).

Суеверие ослабляет, оглупляет.

Золя Эмиль

Представители третьей ветви, Маккары, отличаются крайней неуравновешенностью, поскольку их предок Антуан Маккар был алкоголиком.

Члены этой семьи играют выдающуюся роль в самых сильных романах Золя - таких, как Чрево Парижа (Le Ventre de Paris, 1873), где воссоздана атмосфера центрального рынка столицы; Западня, в которой суровыми тонами изображается жизнь парижских рабочих в 1860-е годы; Нана (Nana, 1880), чья героиня, представительница третьего поколения Маккаров, становится проституткой и ее сексуальный магнетизм приводит в смятение высший свет; Жерминаль (Germinal, 1885), величайшее творение Золя, посвященное забастовке шахтеров на рудниках северной Франции; Творчество (L’Oeuvre, 1886), куда включены характеристики многих прославленных художников и литераторов эпохи; Земля (La Terre, 1887), повествование о крестьянской жизни; Человек-зверь (La Bête humaine, 1890), где описывается жизнь железнодорожных рабочих, и, наконец, Разгром (La Débâcle, 1892), изображение франко-прусской войны и первый крупный военный роман во французской литературе.

Ко времени завершения цикла (1903) Золя пользовался всемирной известностью и, по общему мнению, был крупнейшим после В.Гюго писателем Франции. Тем более сенсационным было его вмешательство в дело Дрейфуса (1897–1898). Золя пришел к убеждению, что Альфред Дрейфус, офицер французского генерального штаба, еврей по национальности, в 1894 был несправедливо осужден за продажу военных секретов Германии.

Художественное произведение есть кусок природы, профильтрованный сквозь темперамент художника.

Золя Эмиль

Разоблачение армейской верхушки, несущей главную ответственность за очевидную судебную ошибку, приняло форму открытого письма президенту республики с заголовком Я обвиняю (J’accuse, 1898). Приговоренный за клевету к году тюремного заключения, Золя бежал в Англию и смог вернуться на родину в 1899, когда ситуация изменилась в пользу Дрейфуса.

Годы жизни: с 02.04.1840 по 28.09.1902

Французский писатель и общественный деятель. Один из основоположников и идеологов натурализма в литературе.

Эмиль Золя, произведения которого занимают ведущее место во французском натурализме, сам был наполовину французом. Полугрек, полуитальянец, его отец был гражданским инженером в Провансе, где возглавлял строительство водопроводных сетей города Экса. Мать Золя, родом из северной Франции, была женщиной трудолюбивой, дисциплинированной. Она не могла найти себе применения в веселом, жизнерадостном Провансе. Отец Эмиля умер, когда мальчику исполнилось шесть лет, оставив свою жену один на один с усиливающейся нищетой и иском к городу Эксу. Многое в творчестве Золя можно объяснить реакцией на взгляды его сильной, властной матери, на ее недовольство буржуазией, не принявшей эту женщину, на ненависть которую она питала к местной бедноте, боясь скатиться до такого же уровня. Если верен тезис о том, что лучшие критики общества - те, чье собственное положение в этом обществе ущербно, то Золя действительно была уготована роль социального романиста, а его творчество было своеобразной местью городу Эксу. Результатом влияния матери может считаться и то, что Золя выбирал сексуальные темы для того, чтобы выразить свое неприятие общества, отвергнувшего его. Беднота неразборчива в связях, средний класс лицемерен, аристократия порочна - эти идеи красной нитью проходят через все романы Золя.

С семнадцати до двадцати семи лет Золя вел богемную жизнь, не преуспев ни в чем. Он учился в Париже и Марселе, но так и не получил диплома. Он писал статьи для газет, в том числе по искусству. Одно время Золя снимал жилье вместе со своим другом юности из Экса художником Сезанном. Работал он и служащим у парижского издателя и книготорговца Ашетта. Временами его финансовое положение было таким тяжелым, что ему приходилось ловить воробьев на чердаках и жарить их. Была у Золя любовница - Александрина Мелей, серьезная благоразумная девушка, с развитыми материнскими инстинктами и честолюбием человека из среднего класса. Даже мать Золя одобряла их отношения. Эти отношения дали писателю столь необходимое для работы эмоциональное спокойствие. В 1870 году Александрина и Эмиль поженились.

Делом всей своей жизни Золя считал серию, состоящую из двадцати романов, задуманную в подражание "Человеческой комедии" Бальзака и прослеживающую судьбу одной семьи во времена Второй империи. Родоначальник этой семьи происходил из города Плассана в Провансе (очевидно, Экса). Законные потомки, семья Ругонов, - очень активные, умные люди, поддерживающие Луи Наполеона во время переворота 1851 года и вместе с ним приходящие к власти. Один из них, Эжен, становится министром в правительстве, где его природная беспринципность способствует карьере. Другая, незаконная ветвь семьи, Муре - предприниматели из среднего класса. Один из представителей этой семьи открывает огромный универсальный магазин в Париже и строит свое состояние на разорении мелких конкурентов. Еще одна незаконная ветвь - Маккары. Это пролетарии, из среды которых выходят воры, проститутки, алкоголики. В их числе Нана и Этьен - главные герои двух романов, рассматриваемых в этой книге. Задача Золя - исследовать каждый уголок французского общества, вскрыть пороки, царящие там. Его романы - серия последовательных атак на официально провозглашавшиеся идеалы того времени: честь армии, набожность духовенства, святость семьи, труд крестьянина, слава империи.

Задуманные романы едва только начали создаваться, когда Вторая империя неожиданно рухнула. Поток событий вынудил Золя сжать временные рамки романов, и это было сделано весьма неуклюже. В этих романах создаются ситуации, более подходившие к семидесятым-восьмидесятым годам, нежели к пятидесятым-шестидесятым. Поражение Франции под Седаном дало Золя материал для создания большого военного романа "Разгром". Другими важными произведениями, стоящими особняком среди уже упомянутых, являются "Земля", мрачное и яростное исследование крестьянской жизни, и "Западня" - описание деградации человеческой личности под влиянием алкоголя. Хотя главные герои этих произведений и находятся в родственных отношениях, каждый из романов обладает собственными достоинствами и может быть прочитан независимо от других.

Золя, когда-то работавший журналистом, прекрасно знал, что книги, затрагивающие чувства людей, приносят доход. Его произведения, написанные с учетом этого, сделали их автора богатым. Со временем он удовлетворил амбиции человека, обязанного всем только самому себе. Золя переехал в "шикарный" дом в фешенебельном районе и обставил его с роскошной помпезностью. Другой своей тщеславной цели - попасть во Французскую академию, несмотря на все усилия, Золя так и не смог достичь, хотя и остался в истории как ее "вечный кандитат".

Враги пытались представить писателя чудовищем порока, купающимся в отбросах. Его защитники, напротив, видели в нем яростного моралиста, обличающего пороки эпохи. Сам же Золя предпочитал быть независимым и объективным ученым, исследующим результаты влияния наследственности и окружающей среды на человеческую личность. Этим он напоминает французского историка Тэна, который утверждал, что порок и добро - такие же естественные продукты, как сахар и купорос. Золя, безусловно, не был ученым. Ему приходилось полагаться на психологию того времени, основой которого были чисто материалистические взгляды. Так, признавалось, что антиобщественное поведение - результат дегенерации нервной системы, передаваемой по наследству. Золя был настолько зачарован престижем науки, что рассматривал свои романы как лаборатории, где проводятся опыты с наследственностью, поставленной в определенные условия существования. Писатель также описывал реакцию наследственности на эти условия. Подобные теоретические взгляды отражены в работе Золя "Экспериментальный роман". Вероятно, мало кто из авторов мог показать такое непонимание своего собственного творческого процесса.

Собственная литературная практика Золя больше известна под именем "натурализм". Она устанавливала традиции, несколько отличные от раннего реализма Флобера. Того в одинаковой мере интересовали и феномены вещей, и правдивое воспроизведение действительности. Но у него не было склонности к описанию пороков и безобразий. Более того, реализм Флобера представлял собой литературную программу, лишенную какой-либо метафизики. Вот почему воздействие этих двух писателей имело различия. Приверженцы Флобера были изощренными стилистами, озабоченными совершенствованием искусства ради самого искусства, в то время как последователи Золя являлись в большей степени тяжеловестными социальными романистами, подобными Фрэнку Норрису.

Как только были написаны "Ругон-Маккары", Золя избрал иное, более оптимистическое направление в литературе. Он стал искренне верить, что общество способно исправить само себя. Намеки на это появляются уже в романе "Жерминаль". Более очевидно это заметно в сочинении "Труд", рисующем утопическое, социалистическое общество. Одна из причин такого поворота событий может быть найдена в изменении личной жизни Золя. В течение многих лет брак его с Александриной был омрачен бесплодием. В 1888 году он влюбляется в молодую прачку Жанну Розера, покупает ей дом и, к большой радости становится отцом двух детей. Когда слухи об этом дошли до мадам Золя, она в ярости разбила часть шикарной мебели своего мужа. Но Золя новые отношения принесли освобождение от неуверенности в себе как в мужчине. Со временем он достигает и удовлетворенности, но его творчество постепенно теряет свою мощь и становится почти сентиментальным.

Его знаменитая защита Альфреда Дрейфуса, капитана-еврея во французской армии, осужденного по сфабрикованному обвинению в шпионаже, потрясшему Третью республику до основания, однако, была отнюдь не сентиментальной. В этом деле противниками писателя выступали старые враги - армия, церковь, правительство, высшие слои общества, антисемиты, зажиточные люди, которых бы сегодня назвали "истэблишментом". Залпом, который Золя направил в эту цель, было письмо, адресованное президенту Форе и опубликованное в "Авроре", - "Я обвиняю". Золя сознательно шел на обвинение в диффамации и преуспел в этом. Зал судебного заседания стал ареной, которую он хотел приобрести. Суд вынес обвинительный приговор, по которому была подана апелляция. Начался второй процесс, но незадолго до вынесения приговора, Золя, с неохотой и по совету адвокатов, уехал в Англию. Здесь он мужественно переносил все неудобства английского климата и кухни, пока честь и достоинство Дрейфуса не были восстановлены.