Мысль семейная произведении война мир. Мысль семейная в романе «Война и мир» (Школьные сочинения). Князья Болконские, патриоты и защитники государства

"Война и мир" – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь.

Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого писателя, семья, которую он создал сам. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья – это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты. Семья – это передача опыта поколений, своеобразие нации.

"Мысль семейная" впервые серьезно была затронута Толстым в "Детстве". Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития "мысли семейной" в творчестве Толстого стал роман "Анна Каренина". В романе же "Война и мир" через призму "семейной мысли" рассматривается Отечественная война 1812 г.

В романе "Война и мир" описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Болконские и Ростовы – это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа – любимые герои писателя. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает "мысль семейную".

В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей. Именно потому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.

В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, – награда за страдания. Князь Андрей – это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный.

Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай – княжна Марья. То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому.

Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных. Курагины – это символ деградировавшей семьи, семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни – удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз – "как у других". Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами.

Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова – Пьер Безухов. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.

Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.

В романе «Война и мир» очень ярко подчёркивается огромная роль семьи в развитии отдельной личности и общества в целом. Судьба человека во многом зависит от того, в какой обстановке он вырос, потому что он сам будет строить затем свою жизнь, следуя установкам, традициям и моральным нормам, принятым в его семье.
В «Войне и мире» основное внимание уделяется трём семьям, совершенно различным по характеру отношений между людьми внутри каждой из них. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. На их примере Толстой показывает, насколько сильно влияет сложившийся во время взросления менталитет на то, как люди строят свои отношения с другими и какие цели и задачи они ставят перед собой.

Первой перед читателями предстаёт семья Курагиных. Сложившийся в ней характер отношений типичен для светского общества – холодность и отчуждённость друг от друга царит в их доме. Мать испытывает ревность и зависть к дочери; отец приветствует браки детей по расчету. Вся обстановка проникнута фальшью и притворством. Вместо лиц - маски. Писатель в данном случае показывает семью такой, какой она не должна быть. Их душевную черствость, подлость души, эгоизм, ничтожество желаний клеймит Толстой словами Пьера: «Где вы, там разврат, зло».

Совсем по-другому выстроены взаимоотношения в доме Ростовых – здесь искренность и жизнелюбие проявляются в каждом члене семьи. Лишь старшая дочь, Вера, своей холодной и надменной манерой поведения отгораживает себя от остального семейства, будто бы желая доказать себе и окружающим собственное превосходство.

Но она не что иное, как неприятное исключение из всеобщей обстановки. Отец, граф Илья Андреевич, излучает тепло и радушие и, встречая гостей, здоровается и кланяется всем одинаково, не обращая внимания на чин и звание, что уже очень сильно отличает его от представителей высшего света. Мать, Наталья Ростова, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти», пользуется доверием со стороны своих детей, они стараются рассказывать ей о своих переживаниях и сомнениях. Наличие взаимопонимания между родителями и детьми – отличительная черта этой семьи.

Выросшие в такой атмосфере Наташа, Николай и Петя искренне и открыто проявляют свои чувства, не считая нужным скрывать себя под искусственной маской, обладают пылким и в то же время мягким и добрым нравом.

Благодаря этим своим качествам Наташа произвела огромное впечатление на князя Андрея Болконского, который в первый раз увидел её в тот момент, когда находился в состоянии душевного опустошения и упадка сил. Он не чувствовал в себе желания жить дальше и не видел смысла в своём существовании, а она отличалась тем, что не занимала себя поисками своего высшего предназначения, и просто жила на волне собственных чувств, излучая тепло и жизнелюбие, которых так не хватало князю Андрею.

Главной отличительной чертой семьи Болконских являлся их гордый, ничем не сгибаемый нрав. Чувство собственного достоинства обострено у всех членов этой семьи, хотя и проявляется это у каждого по-разному. Очень много внимания здесь уделялось интеллектуальному развитию. Старый князь, Николай Болконский, имел огромную страсть к порядку. Весь его день был расписан по минутам, а «с людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких нелегко мог бы добиться самый жестокий человек».

Старый князь воспитывал своих детей в строгости и сдержанности, что приучило его детей также быть сдержанными в проявлении своих чувств. Однако эта холодность была внешней, и огромная любовь отца всё-таки давала о себе знать. «Помни одно, князь Андрей» - говорит он своему сыну, провожая его на войну, - «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет». Именно благодаря такому воспитанию князь Андрей был способен почувствовать искреннюю любовь к Наташе, но привычка быть сдержанным и насмешливое отношение к эмоциональной горячности заставила его усомниться в искренности её любви и согласиться на требование отца отложить свадьбу на год.

Свойственные семье Ростовых бесхитростность и широта души, в которых было что-то детское, наивное, придавало этим людям, с одной стороны, необыкновенную силу, а с другой стороны делало их уязвимыми перед лицом чужого коварства и лжи. Наташа не сумела распознать подлых мотивов ухаживавшего за ней Анатоля Курагина и холодной циничности его сестры Элен, подвергнув себя тем самым опасности позора и гибели.

Болконский не сумел простить Наташе её измены, расценив её действия как проявление испорченности и лицемерия, которые больше всего боялся в ней обнаружить. «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить».

Но сила её души не позволила ей разочароваться в людях. Наташа оставалась такой же искренней и открытой, что привлекло к ней любовь Пьера, который испытал чувство огромного душевного подъёма после объяснения с ней, поняв, что все поступки этой девушки продиктованы её открытым нежным сердцем. «Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягчённым, благодарным взглядом, которым она последний раз из-за слёз взглянула на него».

Наташу и Пьера объединила искренняя любовь к жизни без искусственных прикрас, воплотившаяся в созданной ими семье. Брак с Наташей помог Пьеру обрести внутренний покой после мучительных поисков цели своего существования. «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твёрдое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отражённым в своей жене».

Такое же ощущение гармонии мы встречаем в семье Николая Ростова и Марьи Болконской. Они удачно дополняют друг друга: в этом союзе Николай исполняет роль хозяйственного главы семейства, надёжного и верного, тогда как графиня Марья является духовным стержнем этой семьи. «Ежели бы Николай мог сознавать своё чувство, то он нашёл бы, что главное основание его твёрдой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед её душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

Мне кажется, автор хотел показать, как плодотворна атмосфера, царящая в домах, подобных домам Наташи с Пьером и Марьи с Николаем, в которых вырастут прекрасные дети, от которых будет зависеть будущее развитие российского общества. Именно поэтому Толстой придает столь огромное значение семье как основополагающей ячейке общественного прогресса – унаследованные от предков правильные моральные принципы и устои помогут молодым поколениям выстроить сильное и могущественное государство.


Семья. Как много это слово значит для каждого из нас. Семья - это тот круг людей, где тебя всегда поддержат и поймут. Для Льва Николаевича Толстого семья значила не меньше. Семья есть для него начало всех начал. Именно поэтому его главное произведение – «Война и мир» строится на истории «взросления» трех семей: Курагиных, Болконских и Ростовых. На примере своих героев Лев Николаевич ярко показал разнообразие моделей семейных отношений, положительные и отрицательные стороны каждой из них. Лев Николаевич настолько правдоподобно изобразил условные типы семей, что даже в наше время мы можем встретить эгоистичных Курагиных, рациональных Болконских и хлебосольных Ростовых.

Семейство Курагиных –объединяет людей, которые не знают правил морали.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

В их взаимоотношениях главенствует эгоизм и самолюбие. Они постоянно выступают или зачинщиками скандалов, или в центре интриг и сплетен. Чего стоит роль князя Василия в истории с «мозаиковым портфелем» или участие Анатоля в расстройстве свадьбы князя Андрея и Наташи Ростовой. Семья Курагиных – семья великосветская. Вся их жизнь ориентируется на идеалы высшего общества. Князь Василий устраивает судьбу своих детей, укрепляя их финансовое положение, а Элен наслаждается от осознания своего негласного звания «первой красавицы Петербурга».

Антиподом семьи Курагиных выступает семейство Болконских. Если для главы семьи Болконских – князя Николая Болконского существует лишь две добродетели - «деятельность и ум», которые он прививает своим детям: княжне Марье и князю Андрею, то у главы семейства Курагиных – князя Василия - нет никаких жизненных ориентиров, нет моральных норм, и свое видение мира он передал Элен и Анатолю. Марья и князь Андрей отличаются от всех других дворянских детей своими идеалами, которые им привил отец. В их семействе мы не увидим проявлений такой любви, которая есть у Ростовых, но она и не отсутствует, как у Курагиных. Она иная, если у Ростовых она выражается в словах, то у Болконских она неэмоциональна, выражается в отношении и поступках. Так старый князь Болконский учит княжну Марью наукам, желая, чтобы она не стала игрушкой в чужих руках. Их взаимоотношения на вид не так теплы, как у Ростовых, но они крепки, как звенья одной цепи.

Безусловно, тип семьи, который близок большинству из нас, - это семья Ростовых. Они кардинально отличаются от двух предыдущих семейств. Если все действия семьи Болконских подчинены правилам и понятиям чести, то в семье Ростовых все подчинено эмоциям и чувствам. Они откровенны между собой, у них нет тайн, они не осуждают друг друга даже в самых критичных ситуациях (такой ситуацией был крупный проигрыш в карты Николая Долохову). Их семейное счастье распространяется на всех, кто может войти в их гостеприимный московский дом – мать и сына Друбецких, сослуживца Николая Денисова, Пьера Безухова.

Таким образом, Лев Николаевич Толстой, предъявляя читателю разные модели семейных отношений, высказывает свой взгляд на будущее членов этих семей. Будущее за Болконскими и Ростовыми, а не за Курагиными. Ведь именно в семье последних после войны 1812 года в живых остается лишь старый князь Василий, а дети, умирая, не оставляют потомства. А в эпилоге романа мы видим две новые семьи. Это семья Безуховых, идеальная по мнению Толстого, ведь эта семья основана на полном взаимопонимании, доверии и душевном родстве между Наташей и Пьером, и семья Ростовых, основанная на взаимном уважении между Николаем Ростовым и Марьей Болконской. Княжна Марья внесла в миропонимание Николая высокие духовные и моральные ценности, которых ему не хватало, а Николай сохранил семейный уют и душевность Ростовых, то, чего не хватало Марье всю жизнь.

Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь.

Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья . Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, которую он создал сам. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья – это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои , развить его таланты . Семья – это передача опыта поколений , своеобразие нации.

«Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве». Он изображает свою семью , ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина» . В романе же «Война и мир» через призму «семейной мысли» рассматривается Отечественная война 1812 г.

В романе «Война и мир» описана жизнь нескольких дворянских семей : Ростовых, Болконских и Курагиных.

Болконские и Ростовы – это семьи, которым симпатизирует Толстой . Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа – любимые герои писателя . Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой . Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную».

В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства : плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве . Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия . Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души . В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей . Именно потому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.

В семье Болконских царит спартанская обстановка . Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму . Это старинный аристократический род . Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, – награда за страдания. Князь Андрей – это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный.

Две эти семьи образуют как бы две половины , и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай – княжна Марья . То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому.

Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных . Курагины – это символ деградировавшей семьи , семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного . Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии . Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. Семья лишена духовности . Для Элен и Анатоля главное в жизни – удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим . Их девиз – «как у других». Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами.

Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова – Пьер Безухов . Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.

Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских , воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» перед глазами читателей предстает несколько дворянских семей, уклад жизни которых и принципы воспитания детей типичны для России начала 19 столетия и в то же время существенно отличаются между собой. В семье Ростовых, в которой воспитывается одна из главных героинь романа Наташа, впервые появляющаяся на страницах книги 13-летним, еще не сформировавшимся ни физически, ни нравственно подростком, царит любовь и внимание к каждому из детей. Именно по этой причине девочка с ранних лет учится любить не только своих близких, но и других людей, животных, огромный мир природы.

Наташа вырастает искренним, открытым, по-настоящему чувствующим и эмоционально переживающим каждое, даже незначительное событие в своей жизни. В то же время старшая сестра девушки Вера является совсем другой, она всегда держится сухо и сдержанно, однако и Наташа, и остальные члены семьи ее недолюбливают, Вера словно находится не на своем месте в мире семьи Ростовых, наполненном любовью и радостью, и все искренне радуются, когда она оставляет родительский дом, выходя замуж.

В этот же период времени в семье Курагиных нет никаких теплых, искренних отношений, отец никогда не уделял детям излишнего внимания. В результате Анатоль и Элен становятся во взрослом возрасте крайне себялюбивыми и холодными эгоистами, думающими только о собственных выгодах и удовольствиях, ради которых они, не задумываясь, используют других людей и преступают через их чувства. Брат и сестра очень похожи друг на друга именно отсутствием моральных устоев, беспринципностью и холодностью, они приносят немало горя главным героям романа Наташе Ростовой и Пьеру Безухову.

В семье Болконских старый князь искренне любит своих детей, Андрея и Марью, однако всегда держится с ними сурово и жестко. Марья также всем сердцем преданна отцу, девушка не желает разлучаться с ним, выходить замуж, создавать свою семью. Марья прекрасно знает о том, что непривлекательна внешне, и даже не смеет надеяться на счастливый брак, посвящая жизнь заботам об отце и о других людях, которых княжна считает несчастными и нуждающимися в помощи.

Князь Болконский, несмотря на всю свою внешнюю резкость, очень любит дочь, тревожится об ее будущем, но при этом считает, что едва ли Марье следует становиться чьей-либо женой. Он полагает, что его некрасивую, робкую, неловкую дочь могут взять замуж только из корыстного расчета на солидное приданое и его связи, и счастлива в браке Марья однозначно не будет, поэтому ей лучше оставаться в одиночестве. К тому же перед глазами старого князя находится пример сына Андрея и его первой супруги Лизы, которые несчастливы в браке, хотя Андрей является порядочным, честным человеком, а Лиза добра и очаровательна, хотя и не слишком умна.

В тяжелейшие годы Отечественной войны Наташа Ростова ярко проявляет те качества, которые привила ей семья, девушка оказывается способной на великодушные, самоотверженные, мужественные поступки. Она становится фактически единственной опорой для матери, лишившейся сына и крайне болезненно переносящей эту утрату, после которой графиня Ростова впоследствии так и не смогла полностью прийти в себя.

Создав после долгих страданий собственную семью с Пьером Безуховым, Наташа всецело посвящает себя мужу и детям, абсолютно не думая больше о своей внешности или о каких-либо интересных для нее занятиях. Она отдает все душевные и физические силы своей семье, в первую очередь детям, больше ничего ей не требуется для счастья. В образе Наташи автор стремится показать, что женщина может полноценно реализоваться только в качестве жены и матери, что ее основной и единственной жизненной задачей является любовь и забота о близких людях.