Когда родился и умер джани родари. Джанни Родари: биография. Детская железная дорога

Детский писатель , сказочник и журналист .

Биография

Родари умер от тяжёлой болезни 14 апреля 1980 года в Риме .

Семья

  • Отец - Джузеппе Родари (итал. Giuseppe Rodari ).
  • Мать - Маддалена Ариокки (итал. Maddalena Ariocchi ).
  • Первый брат - Марио Родари (итал. Mario Rodari ).
  • Второй брат - Чезаре Родари (итал. Cesare Rodari ).
  • Жена - Мария Тереза Ферретти (итал. Maria Teresa Ferretti ).
    • Дочь - Паола Родари (итал. Paola Rodari ).

Избранные произведения

  • Сборник «Книжка весёлых стихов» (Il libro delle filastrocche , 1950)
  • «Наставление пионеру» (Il manuale del Pionere , 1951)
  • «Приключения Чиполлино » (Il Romanzo di Cipollino , 1951; выпущено в 1957 году под названием Le avventure di Cipollino )
  • Сборник стихов «Поезд стихов» (Il treno delle filastrocche , 1952)
  • «Джельсомино в Стране лжецов » (Gelsomino nel paese dei bugiardi , 1959)
  • Сборник «Стихи в небе, и на земле» (Filastrocche in cielo e in terra , 1960)
  • Сборник «Сказки по телефону» (Favole al telefono , 1960)
  • «Джип в телевизоре» (Gip nel televisore , 1962)
  • «Планета рождественских ёлок» (Il pianeta degli alberi di Natale , 1962)
  • «Путешествие Голубой Стрелы » (La freccia azzurra , 1964)
  • «Какие бывают ошибки» (Il libro degli errori, Torino, Einaudi , 1964)
  • Сборник «Торт в небе» (La Torta in cielo , 1966)
  • «Как путешествовал Джованнино по прозванию Бездельник» (I viaggi di Giovannino Perdigiorno , 1973)
  • «Грамматика фантазии» (La Grammatica della fantasia , 1973)
  • «Жил-был дважды барон Ламберто» (C’era due volte il barone Lamberto , 1978)
  • «Бродяжки» (Piccoli vagabondi , 1981)

Издания на русском языке

  • Джанни Родари. Приключения Чиполлино / Г. В. Языкова. - Москва: Детская литература, 1965. - 256 с.
  • Родари Джанни. Зоопарк историй/ Худож. Фульвио Теста; пер. с итальянского К. Тименчик. - М .: Детский Медиа, 2010. - 40 с. - ISBN 978-5-9993-0030-0 .

Избранные рассказы

  • «Бухгалтер и бора»
  • «Гвидоберто и этруски»
  • «Дворец из мороженого»
  • «Десять килограммов Луны»
  • «Как Джованнино потрогал нос у короля»
  • «Лифт к звёздам»
  • «Маги на стадионе»
  • «Мисс Вселенная с тёмно-зелёными глазами»
  • «Робот, которому захотелось спать»
  • «Сакала, пакала»
  • «Сбежавший нос»
  • «Сиренида»
  • «Человек, который купил Стокгольм»
  • «Человек, который хотел украсть Колизей»
  • Цикл рассказов о близнецах Марко и Мирко

Фильмография

Анимация

  • «Мальчик из Неаполя
  • «Чиполлино » - мультипликационный фильм ()
  • «Рассеянный Джованни » - мультипликационный фильм ()
  • "Голубая стрела" - мультипликационный фильм. Союз. (1985)
  • «Путешествие „Голубой Стрелы“ » - мультипликационный фильм ()

Игровое кино

  • «Торт в небе » - художественный фильм ()
  • «Чиполлино » - художественный фильм ()
  • «Волшебный голос Джельсомино » - художественный фильм ()
  • «Lorenz im Land der Lügner» - художественный фильм, сочетание игрового и мультипликационного кино (Германия , , реж. Юрген Брауэр). Вольная интерпретация сказки Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов»

Музыка

  • - опера «Торт в небе» Александра Фридлендера

Память

  • Именем писателя назван астероид 2703 Родари , открытый в 1979 году

Напишите отзыв о статье "Родари, Джанни"

Примечания

Ссылки

  • www.rodari.ru/
  • www.giannirodari.it/
  • Джанни Родари
  • Джанни Родари
  • Джанни Родари
  • Джанни Родари
  • Ника Дубровская
  • Лоллий Замойский

Отрывок, характеризующий Родари, Джанни

– Да, разве это! – сказал князь Андрей. – Иди, Маша, я сейчас приду.
По дороге к комнате сестры, в галлерее, соединявшей один дом с другим, князь Андрей встретил мило улыбавшуюся m lle Bourienne, уже в третий раз в этот день с восторженною и наивною улыбкой попадавшуюся ему в уединенных переходах.
– Ah! je vous croyais chez vous, [Ах, я думала, вы у себя,] – сказала она, почему то краснея и опуская глаза.
Князь Андрей строго посмотрел на нее. На лице князя Андрея вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на ее лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела и ушла, ничего не сказав.
Когда он подошел к комнате сестры, княгиня уже проснулась, и ее веселый голосок, торопивший одно слово за другим, послышался из отворенной двери. Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время.
– Non, mais figurez vous, la vieille comtesse Zouboff avec de fausses boucles et la bouche pleine de fausses dents, comme si elle voulait defier les annees… [Нет, представьте себе, старая графиня Зубова, с фальшивыми локонами, с фальшивыми зубами, как будто издеваясь над годами…] Xa, xa, xa, Marieie!
Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены.
Он тихо вошел в комнату. Княгиня, толстенькая, румяная, с работой в руках, сидела на кресле и без умолку говорила, перебирая петербургские воспоминания и даже фразы. Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил, отдохнула ли она от дороги. Она ответила и продолжала тот же разговор.
Коляска шестериком стояла у подъезда. На дворе была темная осенняя ночь. Кучер не видел дышла коляски. На крыльце суетились люди с фонарями. Огромный дом горел огнями сквозь свои большие окна. В передней толпились дворовые, желавшие проститься с молодым князем; в зале стояли все домашние: Михаил Иванович, m lle Bourienne, княжна Марья и княгиня.
Князь Андрей был позван в кабинет к отцу, который с глазу на глаз хотел проститься с ним. Все ждали их выхода.
Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Он оглянулся.
– Едешь? – И он опять стал писать.
– Пришел проститься.
– Целуй сюда, – он показал щеку, – спасибо, спасибо!
– За что вы меня благодарите?
– За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего. Спасибо, спасибо! – И он продолжал писать, так что брызги летели с трещавшего пера. – Ежели нужно сказать что, говори. Эти два дела могу делать вместе, – прибавил он.
– О жене… Мне и так совестно, что я вам ее на руки оставляю…
– Что врешь? Говори, что нужно.
– Когда жене будет время родить, пошлите в Москву за акушером… Чтоб он тут был.
Старый князь остановился и, как бы не понимая, уставился строгими глазами на сына.
– Я знаю, что никто помочь не может, коли натура не поможет, – говорил князь Андрей, видимо смущенный. – Я согласен, что и из миллиона случаев один бывает несчастный, но это ее и моя фантазия. Ей наговорили, она во сне видела, и она боится.
– Гм… гм… – проговорил про себя старый князь, продолжая дописывать. – Сделаю.
Он расчеркнул подпись, вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся.
– Плохо дело, а?
– Что плохо, батюшка?
– Жена! – коротко и значительно сказал старый князь.
– Я не понимаю, – сказал князь Андрей.
– Да нечего делать, дружок, – сказал князь, – они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь.
Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью, потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом.
Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его. Старик, продолжая складывать и печатать письма, с своею привычною быстротой, схватывал и бросал сургуч, печать и бумагу.
– Что делать? Красива! Я всё сделаю. Ты будь покоен, – говорил он отрывисто во время печатания.
Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну.
– Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда.
Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь.
– Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу.
Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.
– Всё исполню, батюшка, – сказал он.
– Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он.
– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын.
Старик замолчал.
– Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста.
– Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся.
Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
– Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.
– Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках.
Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил.
– Ну, – сказал он, обратившись к жене.
И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».
– Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа.
Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.
Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
– Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты.
Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.

(1921-1980) итальянский детский писатель

Несколько поколений читателей выросли на «Приключениях Чиполлино» и «Голубой стреле». Поэтому Джанни Родари по праву можно поставить рядом с такими авторами, как Астрит Линдгрен , Самуил Маршак или Корней Чуковский .

Он родился в бедной рабочей семье в Северной Италии. Однако благодаря неуемной жажде знаний добился того, что после окончания школы был направлен в семинарию. Правда, священником Родари не стал, но получил достаточно разностороннее образование, которое позволило ему стать учителем.

Перед самым началом Второй мировой войны он устроился преподавателем итальянского языка к детям немецких евреев, убежавших в Италию от преследований. В то время Джанни Родари не знал, что эта работа была организована по инициативе Итальянской коммунистической партии.

Общение с детской аудиторией привело к тому, что он стал сочинять небольшие истории и сказки, поскольку никаких учебников в его распоряжении не было. Кроме того, благодаря общению с немцами он за несколько месяцев освоил их язык.

Во время войны Джанни Родари участвовал в деятельности итальянского Сопротивления, а в 1944 году вступил в коммунистическую партию. С этого же времени он становится сотрудником газеты «Унита», в которой печатается большинство его ранних произведений. Вначале это были очерки на злободневные темы, а также небольшие стихотворения. Но уже через год писатель стал работать только для детской аудитории. И в 1951 году Родари выпускает свой первый сборник - «Книжка веселых стихов».

В те годы основным местом работы писателя становится библиотека небольшого города Варезе. Одновременно с занятиями литературой Родари начинает преподавать в начальной школе, где учились дети рабочих. И снова отсутствие необходимой литературы заставило его взяться за перо.

В 1951 году Джанни Родари выпускает свою первую повесть - «Приключения Чиполлино». Писатель взял за основу сказку известного писателя К. Коллоди о приключениях Пиноккио и сделал из нее веселую сказку, проникнутую коммунистической идеологией. В ней в занятной форме рассказывается о неравенстве бедных и богатых, о революции в Лимонном королевстве.

Фольклорные образы и мотивы (как, например, говорящий крот, пришедший из сказки Андерсена) переплетены с реалиями хорошо известного автору итальянского быта, который он показал на примере семейства Чиполлино. Многих своих героев Джанни Родари заимствовал из итальянского фольклора - например, адвоката Горошка и мастера Виноградинку.

Сказка «Приключения Чиполлино» принесла ему литературную известность. Она была напечатана в СССР и вскоре переведена на разные языки. На ее основе был создан спектакль, снят мультфильм, а затем и полнометражная картина.

С этого времени Джанни Родари целиком посвящает себя литературе и вскоре выпускает свою вторую книгу - «Приключения «Голубой стрелы» (1954), вслед за ней сказочную повесть «Джельсомино в стране лжецов» (1959).

Однако в дальнейшем писатель отказывается от крупной литературной формы и после последней повести «Торт в небе» (1966) публикует лишь сборники рассказов и сказок для детей.

В последние годы жизни Джанни Родари написал занимательную книгу «Какие бывают ошибки», в которой практически заложил основу нового направления в педагогике. В форме игры он сообщал детям основные правила орфографии. В России эту традицию продолжил Г. Остер, распространив проблематику «Озорной педагогики» практически на все предметы и области жизнедеятельности ребенка.

На русский язык книги Родари начали переводить в конце пятидесятых годов. Особенно удачными были переводы С. Я. Маршака, который сумел найти не только смысловой, но и ритмический эквивалент для каждого стихотворения итальянского писателя. Вспомним хотя бы яркое, задорное стихотворение Родари в переводе С. Маршака «Чем пахнут ремесла?» (1952).

Источниками сказок для писателя становились как сюжеты мирового фольклора, так и литературные произведения, например, сборник «Приятные ночи» А. Страпароллы. При этом Джанни Родари обогатил итальянскую литературу новыми жанрами. Среди них, в частности, были лимерики, которые он сочинял, основываясь на опыте английского поэта Э. Лира.

Но главное место в творчестве Джанни Родари занимают поэтизированные пересказы итальянских сказок. Так, свою повесть «Приключения «Голубой стрелы» он основал на цикле народных рассказов о доброй фее Бефане, которая является итальянским эквивалентом Санта-Клауса. Она летает на метле и разносит подарки детям. Правда, по воле автора она помещена в конкретную бытовую среду, в сказке также усилены социальные акценты. Так, у Родари бедные дети не получают подарков, а пассажиры игрушечного поезда «Голубая стрела» стараются им помочь. В этом и заключается новизна сюжета повести.

Одновременно с литературной работой Джанни Родари занимался разработкой методики сочинения детских сказок. Свой опыт он обобщил в книге «Грамматика фантазии», которая была издана в 1973 году. Писатель много работал и над освоением специфики фольклора. По инициативе Родари на итальянский язык были переведены работы видного исследователя фольклора В. Проппа.

Джанни Родари был удостоен международной премии имени Ханса Кристиана Андерсена и до последних дней жизни вел детский отдел в газете «Унита».

23 октября исполняется 90 лет со дня рождения итальянского писателя и журналиста Джанни Родари.

Итальянский писатель и журналист Джанни Родари (Giaanni Rodari) родился 23 октября 1920 года в городке Оменья на севере Италии. Отец мальчика Джузеппе Родари был булочником — владельцем небольшой пекарни и магазинчика "Хлебобулочные изделия и продовольственные товары".

В детстве Джанни Родари много болел, был очень слабым ребенком. Несмотря на это учился играть на скрипке, сочинял стихи, с удовольствием рисовал и мечтал стать знаменитым художником. Когда мальчику исполнилось 9 лет, умер отец. В семье настали трудные дни. Чтобы прокормить семью (у Джанни было еще два брата - Чезаре и Марио), мать устроилась работать служанкой в богатый дом.

Учиться Джанни Родари пришлось в духовной семинарии — там не только учили детей бедняков, но еще и бесплатно кормили и одевали.

Окончив семинарию в 1937 году, он был вынужден идти работать , чтобы помогать семье. Родари стал учителем в начальной школе и одновременно посещал лекции на филологическом факультете Миланского университета, читал литературу по философии и обществоведению — Шопенгауэра, Ницше, Троцкого, Ленина.

После "Пионера" Родари работал в журнале для юношества «Авангард», потом он перешёл в массовую левую газету "«Паэзе сера", где до конца жизни работал литературным сотрудником. Его фельетоны почти ежедневно появлялись на её страницах. Печатался также в различных итальянских изданиях, вел рубрику для детей на радио.

За три десятилетия литературной работы Джанни Родари выпустил в свет более дюжины книжек для детей — в стихах и прозе. В стихах Родари (сборники "Книжка весёлых стихов", 1951; "Поезд стихов", 1952; "Стихи в небе и на земле", 1960; и др.) проявилось умение писателя раскрыть в привычном и малом явлении сложность и значительность мира.

Очень интересны и содержательны сказки Родари. Самая известная из них — сказка повесть "Приключения Чиполлино" (1951, русский перевод Маршака увидел свет в 1953 году) о мальчике-луковке и его друзьях. Герои этой сказки живут в фантастической стране, населенной человечками-овощами, человечками-фруктами. В сказке постоянно сочетаются реальность и вымысел. Автор взял за правило: развлекая, говорить и о серьезном. Бодрый, никогда не унывающий Чиполлино защищает бедных, борется за справедливость, выступает против жестокости и зла.

Произведение получило особенно широкую популярность в СССР , где по нему были сняты мультфильм (1961), а затем и фильм сказка "Чиполлино" (1973), где Джанни Родари снялся в эпизодической роли.

Родари написал еще несколько сказок: "Приключения Голубой стрелы" (1952), "Джельсомино в Стране лжецов" (1959), "Сказки по телефону" (1961), "Торт в небе" (1966) и др.

Единственной книгой, которую автор адресовал взрослым , но которую, как он шутил, "по ошибке" прочли многие ребята, была "Грамматика фантазии" с подзаголовком — "Введение в искусство придумывания историй". В этой книге Родари пытается научить взрослых придумывать занимательные истории, чтобы пробудить фантазию своих детей, помочь им развить столь ценное для человека качество.

В Италии Джанни Родари долгое время оставался неизвестен как писатель , да и сам себя он воспринимал только как журналиста. Его имя стало популярным прежде всего благодаря многочисленным переводам на русский язык. Лучшие переводы стихов Родари принадлежат Самуилу Маршаку. Только после того, как в 1953 году "Приключения Чиполлино" были переведены на русский язык, началось триумфальное шествие произведений Джанни Родари по всему миру. Со временем и на родине писателя — в Италии стихи и сказки Родари стали включать в школьные учебники.

К писателю пришла известность , миллионные тиражи книг, высокие литературные звания и награды. За книгу "Торт в небе" Джанни Родари получил общеевропейскую премию и золотую медаль. Высокими наградами были отмечены "Джип в телевизоре" и "Книга ошибок". В 1967 году он был признан лучшим писателем Италии. А в 1970 году за совокупность всех произведений Джанни Родари была присуждена Международная Золотая Медаль имени Ханса Кристиана Андерсена - самая высокая награда в детской литературе.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Биография и эпизоды жизни Джанни Родари. Когда родился и умер Джанни Родари, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.

Годы жизни Джанни Родари:

родился 23 октября 1920, умер 14 апреля 1980

Эпитафия

Здесь та любовь, что правду подарила, 

Здесь та печаль, что мудрость принесла.


Биография

Биография Джанни Родари - история мальчика из бедной итальянской семьи. Этот добрый и талантливый человек никогда не переставал мечтать, фантазировать и верить в лучшее, что и сделало его другом детей во всем мире. Книги Джанни Родари - это мировое наследие, доброе и мудрое.

Его отец был булочником, а мама - служанкой в богатом доме. Сам Джанни в детстве учился в семинарии для бедняков, где его заодно одевали и кормили. Чтобы как-то разнообразить свое далеко не веселое детство Джанни учился играть на скрипке и много читал. Сразу после учебы начал преподавать в сельских школах. Как он позже признавался, учитель из него, скорее всего, был никакой, но зато на его уроках никогда не было скучно.

Росту популярности книг Джанни Родари в СССР немало поспособствовало его вступление в Итальянскую коммунистическую партию. Писать книги он начал как раз тогда, когда работал в коммунистической газете, а затем стал редактором детского журнала в Италии. Его книга «Приключения Чиполлино» была настоящим хитом в СССР - по ней сняли мультфильм, а затем и фильм-сказку, где снялся сам Родари! Когда писатель вместе со своей дочкой приехал в СССР, то в витрине магазина игрушек он увидел героев своей книги - Синьора Помидора, Принца Лимона, Вишенку и, конечно, самого Чиполлино. Родари признался, что сбылась его самая важная детская мечта: герои его книжек стали игрушками.

За свою жизнь писатель Родари написал множество детских книг, часть из которых также была экранизирована в СССР. Любимый советскими детьми сказочник даже написал целый учебник «Грамматика фантазии», своего рода пособие о том, как сочинять сказки и развивать творческие способности. Когда в 1970 году писателя наградили почетной премией в области детской литературы - премией имени Андерсена, - он в своей благодарственной речи сказал: «Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его». В этом была главная особенность сказок Родари, он не пытался в них скрыть реальность, но учил детей видеть даже в трудных ситуациях свет и радость, способные победить несправедливость и горе.

Смерть Джанни Родари наступила 14 апреля 1980 года в Риме. Причиной смерти Родари стали последствия неудачной операции. Похороны Родари состоялись на кладбище Верано в Риме, где находится могила Родари. Удивительно, что и по сей день Джанни Родари все больше известен на постсоветском пространстве, чем в Италии, где до сих пор нет ни одного памятника Родари.


Джанни Родари (справа) и советский писатель Сергей Михалков

Линия жизни

23 октября 1920 г. Дата рождения Джанни Родари (Джованни Франческо Родари).
1939 г. Учеба в Миланском университете на филологическом факультете.
1944 г. Вступление в Итальянскую коммунистическую партию.
1948 г. Работа журналистом в газете «Унита», написание книг для детей.
1950 г. Назначение Родари редактором детского журнала Il Pioniere.
1951 г. Выход детских стихов Родари «Книжка веселых стихов», книги «Приключения Чиполлино».
1952 г. Первая поездка в Москву.
1953 г. Женитьба на Марии Терезе Феретти.
1957 г. Рождение дочери Родари Паолы, получение звания профессионального журналиста.
1961 г. Выход мультфильма «Чиполлино» в СССР.
1966-1969 гг. Работа в детских проектах.
1970 г. Получение премии Ганса Христиана Андерсена.
1973 г. Выход фильма-сказки «Чиполлино» в СССР, где Родари сыграл сам себя.
14 апреля 1980 г. Дата смерти Родари.

Памятные места

1. Город Оменья, Италия, где родился Родари.
2. Дом Родари, где он жил в детстве.
3. Католический университет Святого Сердца в Милане, где учился Родари.
4. Парк Родари в Оменье.
5. Рим, где скончался Родари.
6. Кладбище Верано в Риме, где похоронен Родари.

Эпизоды жизни

Когда Родари приехал в СССР, он с огромным смущением воспринимал похвалы и комплименты. Ему казалось удивительным, что его слава в этой стране настолько сильнее, чем у него на родине, где писателю отводилось весьма скромное место. Лишь после смерти Джанни Родари в итальянских газетах с сожалением написали, что имя этого замечательного писателя даже не было упомянуто в какой-либо итальянской энциклопедии, несмотря на то, что в последние годы своей жизни Родари был хорошо публикуемым автором, его произведения входили в школьные учебники, ставились пьесы и фильмы по его книгам, а его рубрика на итальянском радио была очень популярна.


У себя на родине Джанни Родари был менее известен, чем в Советском Союзе, где его произведения любили и взрослые, и дети

Завет

«Я хочу научить ребят словам: мир, свобода, труд, дружба со всеми народами».

«Есть старая поговорка: на ошибках мы учимся. Новая могла бы звучать так: на ошибках мы учимся фантазировать».

«Слово “правда” - это одно из тех слов, которые несут в себе молнию».


Биография Джанни Родари

Соболезнования

«Последняя наша встреча происходила за несколько месяцев до его кончины. По-моему, он это чувствовал, и она напоминала прощание. Уже после его смерти я взял в руки рассказ «Барон Ламберто» и с волнением прочитал заключительную его часть, где сквозило, может быть, незаметно для окружающих это предчувствие. Вот этот текст: «Каждый читатель, недовольный финалом, может изменить его, как захочет, прибавив к этой книжке одну или две главы. А может быть, и все тринадцать. Никогда не позволяйте запугать себя словом КОНЕЦ». Родари ушел от нас, но прощание с ним будет долгим, небыстрым, как он завещал это между строк».
Лоллий Замойский, журналист

ДЖАННИ РОДАРИ
(полное имя Джанни Франческо Родари)

Даты жизни : 23 октября 1920 – 14 апреля 1980
Место рождения : город Оменья
Итальянский детский писатель, сказочник и журналист
Известные произведения : «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой стрелы», «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону»

Имя писателя узнают, стоит только прочитать: «Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлучча и там далее, самые подходящие имена для честной луковой семьи». Чиполлино – мальчик-луковка, веселый, неунывающий, изобретательный. Он пустился в путешествие по всему свету, захватив с собой имя человека, которому, собственно, и обязан своим рождением – имя итальянского писателя Джанни Родари, одного из самых известных и любимых детьми писателей.
Биография Джанни Родари невероятно интересна и занимательна. Джанни родился в небольшом городке Оменья, который находится в Северной Италии 23 октября 1920 г. Душой семьи был отец, умевший веселиться и наполнять жизнь жены и троих сыновей радостью. Он был пекарем. К сожалению, отец умер, когда Джанни было десять лет. Чтобы прокормить семью, маме пришлось очень много работать горничной. Денег, которые выплачивали женщине, еле-еле хватало на то, чтобы купить продукты.
Свою жизнь тех лет, свои мысли и чувства Джанни передаст мальчику Франческо, герою повести «Путешествие Голубой стрелы».
Мальчики из семьи Родари учились в духовной семинарии, ведь в ней не нужно было платить и всей душой ненавидели учёбу, скучную размеренную жизнь и окружающую их бедность. Джанни проводил всё время в библиотеке, чтобы хоть как-то убить время, а затем вошел во вкус, и от книг его уже было не оторвать. Вероятно, уже тогда, в детстве, будущий автор «Чиполлино» впервые поймёт, что дети должны ходить в школу, а не продавать газеты, играть и фантазировать, а не зарабатывать на жизнь.
В 1937 году, после трех лет учебы в семинарии, Родари получил диплом учителя в возрасте 17 лет и начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. Ему нравилось работать с детьми, придумывать для своих учеников забавные и поучительные истории. Его подход к обучению был настолько творческим и интересным, что даже самый глупый ученик смог бы понять сложнейшую тему. Одновременно он посещает Миланский университет в качестве вольного слушателя. Однако быть учителем ему оставалось недолго.
Началась война. Но Родари не удалось пойти на фронт по состоянию здоровья. После смерти двух близких друзей и заключения брата Чезаре в концлагерь Родари вошёл в ряды Движения Сопротивления, а в 1944 году вступил в Итальянскую коммунистическую партию. Позже он никогда не изменял сделанному выбору. Родари был убежден в том, что свобода, равенство и братство - не пустые слова, что рабочий человек - это самое высокое звание на свете, и что богатство должно принадлежать людям, которые его создают.
В 1948 году он стал работать журналистом в газете «L’Unita». Предложение вести детскую страничку обрадовало писателя. Впервые он опубликовал свои замечательные сказки и чудеснейшие стихи. Вскоре он стал главой детского журнала «Пионер».
На страницах журнала наряду с шуточными стихотворениями, веселыми, игровыми, появлялись и такие:
Кто делает автомобили,
Бредет по улице пешком,
А те, кто вам ботинки шили,
Частенько ходят босиком.
Порой у пчел нет меда в улье,
У земледельца нет земли,
А человек, плетущий стулья,
Сам на земле сидит в пыли.
Страницы журнала не были похожи на «книжки-карамельки» с нелепыми похождениями розового жирафа или приключениями ангелочков. Это была жизнь, которой жили тысячи итальянцев.
Именно на страницах журнала «Пионер» была впервые напечатана повесть-сказка «Приключения Чиполлино». Очень веселая сказка об очень серьезных вещах – о бедности и богатстве, об угнетенных и угнетателях.
На международном уровне творчество талантливого итальянца впервые заметили в Советском Союзе. Именно наша Родина стала отправной точкой, с которой началась мировая известность Джанни Родари. В 1952 Родари посетил Советский Союз в первый, но не единственный раз. Джанни Родари как писатель стал известен во всем мире благодаря Самуилу Маршаку, который перевел «Приключения Чиполлино» на русский язык. Сказка сначала заворожила советских детей, а затем и ребятишек по всему свету.
В 1970 году писатель получил престижнейшую награду в области детской литературы – премию Г.Х. Андерсена.
Со временем на родине писателя стихи и сказки Родари стали включать в школьные учебники. По всему миру путешествовали его книжки: «Путешествие Голубой стрелы»; «Джельсомино в Стране лжецов», «Сказки по телефону», да все и не перечислишь. А еще есть книга «Грамматика фантазии» - о том, как учить ребят сочинять.
Джанни Родари ненавидел угнетение, всегда сражался за справедливость - и когда воевал с фашистами с оружием в руках, и когда работал корреспондентом в газете «Единство» (его острое перо было оружием не менее сильным, чем винтовка).
Со злом боролись и его герои: и умница Чиполлино, и честный мастер Виноградинка, и мягкий профессор Груша и многие другие, благодаря которым сказочная страна овощей стала свободной, и дети в ней смогли учиться и играть, где им хочется.
Джанни Родари, веселый, неунывающий, неистощимый на выдумки и очень добрый сказочник, подарил детворе множество необыкновенных историй, с которыми можно играть, как с разноцветными мячиками. «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой стрелы», «Джельсомино в стране лжецов», «Грамматика фантазии» - эти книги полюбили дети всего мира.
Это он, Джанни Родари, привел в наши дома храброго и доброго Чиполлино, он дал нам возможность услышать чудесный голос Джельсомино, разрушающий стены тюрем, это в его сказочной повести преданный игрушечный щенок Кнопка превращается в живую собаку, а в другой сказке мальчик Марко, путешествуя в космосе на деревянной лошадке, попал на планету новогодних елок, где нет ни страха, ни обид.
28 августа 2009 года в старинном русском селе Мячково, известном еще с XV века, был открыт памятник Чиполлино . В самом центре села возвышается фигура весёлого мальчика-луковки, надпись на табличке жизнеутверждающая: «Счастье наше, луковое».
Читайте книги Родари, и пусть его герои станут вашими верными друзьями на всю жизнь!

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЖ. РОДАРИ

Джельсомино в Стране лжецов
Где-то, когда-то, в какой-то стране люди привыкли лгать всегда и по любому поводу. И продолжалось бы это еще очень и очень долго, если бы в один прекрасный день не пришел туда паренек с красивым именем Джельсомино (что значит «маленький жасмин») и невероятным голосом…

Приключения Чиполлино
Чем это так пахнет? Ну, конечно, луком. Еще бы – вот он, тут как тут, этот оборванецЧиполлино. И компания у него подходящая – кум Тыква, мастер Виноградинка, профессор Груша – кого ни возьми – все смутьяны и заговорщики.

Путешествие Голубой стрелы
На Рождество все дети должны получать подарки. Все без исключения, богатые и бедные, веселые и грустные, счастливые и не очень. А потому сквозь мглу и вьюгу, холод и отчанияе прокладывает себе путь Голубая стрела – игрушечный поезд и игрушечными пассажирами.

Римские фантазии
Как вы думаете, что было бы, если бы вам на день рождения подарили простую деревянную лошадку, а она возьми и умчи вас в космос? Или, например, если бы обыкновенный телевизор вдруг ни с того ни с сего проглотил мальчишку?
Можете сами придумать продолжение. А можете прочитать у Родари. У него таких историй предостаточно.

Использованные источники:

Родари Джанни //Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3-х частях. Ч.1. – М.: Либерия, 1998. – С. 310-314.

Биография Джанни Родари [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://2mir-istorii.ru/pisateli/126-dzhanni-rodari.html

См. также :

Сказки Джанни Родари [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ocka3ke.ru/skazki-dzhanni-rodari

Джанни Родари [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.teremok.in/Pisateli/Dg_Rodari.htm

ДЖАННИ РОДАРИ
1921 - 1980

Писатель, сочиняющий для детей, обязательно должен быть немного волшебником, потому что маленькие читатели очень любят невероятные приключения, чудеса и, конечно же, картинки. Джанни Родари подарил ребятам много удивительных историй. Его книги знают с детства: «Приключения Чиполлино» (1951), «Путешествие голубой стрелы» (1952), «Джельсомино в стране лжецов» (1959), «Сказки по телефону» (1961), «Грамматика фантазии» и огромное количество других стихов и сказок.
Родари родился в Италии в небольшом городке Оменья. Его семья была небогата: отец работал булочником, а мать прислугой. Когда Джанни исполнилось девять лет, он потерял отца, который, спасая во время дождя котенка, простудился и не смог оправиться после болезни. В детстве писатель занимался музыкой, играя на скрипке, и рисовал, мечтая о славе художника.
Став взрослым, Родари посвятил свою жизнь детям. Уже в семнадцать лет он начинает работать учителем начальных классов, позже сотрудничает в разных газетах и журналах. В 40-е годы писатель становится корреспондентом газеты «Унита», где ему в воскресном номере выделяют «Уголок для детей». Именно там с 1948 г. начинают публиковаться его стихи о детях, очень понравившиеся читателям. Джанни Родари предлагают создать приложение к газете - еженедельный детский журнал «Пионьере» («Пионер»).
Начинал Родари как поэт. В 1951 году вышел сборник «Книжка веселых стихов», в 1960 «Стихи в небе и на земле», «Поезд стихов». Его поэзия была пропитана юмором и оптимизмом, которые писатель адресовал своему юному читателю. Лучшие переводы стихов Родари на русский язык принадлежат С.Я. Маршаку.
Затем в свет одна за другой выходят его лучшие сказки, среди которых «Приключения Чиполлино» - книга, которой зачитывается в детстве каждый ребенок. Главные герои: Чиполлино - мальчик-луковка, Сеньор Помидор, барон Апельсин, герцог Мандарин, сестры Вишенки, Лук-порей и другие - известны всем детям. Фантазер Родари придумал целый мир, где живут овощи, фрукты и ягоды. Дети до последней страницы переживают за главного героя и его друзей, которые храбро сражаются со своими недругами и в итоге выходят победителями. Разумеется, эта история имеет свой подтекст: социальная направленность её очевидна. Родари хотел объяснить ребятам, что жизнь часто устроена несправедливо, но юмор, смелость и настоящая дружба помогают преодолеть любые препятствия. В 1953 году сказка была переведена на русский язык, и писателя узнали и полюбили в Советском Союзе, куда он часто приезжал.
В другой знаменитой сказке Родари «Голубая стрела» главные герои - игрушки из магазина Феи, предназначенные для рождественских подарков: Полубородый капитан, Три марионетки, ковбои, индеец Серебряное Перо и другие. К сожалению, Фея, несмотря на свою доброту, не может раздавать подарки бесплатно, ведь ей нужны деньги, чтобы покупать новые, содержать лавку и платить жалование своей служанке Терезе. Поэтому те дети, чьи родители бедны, не получают подарков на Рождество. Среди таких детей и маленький Франческо, мечтающий о поезде под названием Голубая стрела. Его мама и так задолжала Фее за прошлогодние подарки. Игрушки жалеют мальчика и сбегают от Феи, чтобы исполнить детскую мечту. По дороге они встречают много бедных, часто голодных и замерзших ребятишек, оставшихся без праздника, и тогда какая-нибудь и игрушка остается со своим новым хозяином. Пес по имени Кнопка остается с Франческо, и они становятся друзьями. А старая Фея берёт мальчика в свой магазин, и теперь ему не нужно работать до глубокой ночи в кинотеатре, чтобы прокормить свою семью. Несмотря на счастливый конец, история о Голубой Стреле очень грустная, ведь, конечно, несправедливо, что маленьким детям приходится терпеть голод, холод и так рано становиться взрослыми, работая и помогая родителям.
Джанни Родари - замечательный писатель, любящий своих маленьких читателей. Его книги учат добру, оптимизму, вере в мечту и дружбу.
Н.Н. Мельникова

Детям о писателях. Зарубежные писатели.- М.: Стрелец, 2007.- С.34-35., ил.

ДЖАННИ РОДАРИ
(1920-1980)

В молодости итальянский писатель Родари был учителем начальных классов, придумывал для своих подопечных увлекательные игры. Когда он сменил профессию и начал работать журналистом, сочинение для детей стало главным делом его жизни. Сначала вышел сборник его стихотворений «Книжка веселых стихов», а затем появились и знаменитые повести-сказки о Чиполлино - мальчике-луковке и пареньке Джельсомино - чудесном певце.
Замысел истории о Чиполлино родился благодаря книге земляка Родари, писателя Карло Коллоди, - «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». (Кстати, по мотивам этого произведения А.Н. Толстым был написан и «Золотой ключик, или Приключения Буратино».) Персонажи сказки «Приключения Чиполлино» - фрукты и овощи. Они выглядят и живут как люди, у них есть свое государство с принцем и придворными, богатеями и бедняками, собственными законами и порядками. Автор ясно разделяет героев сказки на добрых и злых. Положительные персонажи - это друзья Чиполлино: впечатлительный граф Вишенка, милая деревенская девочка Редиска, служанка во дворце Земляничка, добродушный Тыква, ученый и скрипач профессор Груша. Все они помогают отважному Чиполлино освободить отца из тюрьмы, куда того без вины бросили по приказу принца Лимона. Принц и его окружение - отрицательные герои в сказке. И сеньор Помидор, и графини Вишни, и герцог Мандарин с бароном Апельсином страшно мнительны, вредны, жестоки и жадны, а главное - обладают властью, которую используют только на собственное благо.
В путешествии по землям, на которых правит принц Лимон, Чиполлино сталкивается с несправедливостью таких правителей. Его доброе и горячее сердце не может оставаться равнодушным к бедам новых друзей. Вместе с ними он противостоит гневному, но глупому сеньору Помидору, помогает обиженным и бедным. Судьба сведет его с Вишенкой, мальчиком из графской семьи, совсем не похожим на своих чванливых и мелочных родственников. Дружба Чиполлино и Вишенки поможет не только освободить отца Чиполлино из тюрьмы, но и свергнуть дурных правителей этой сказочной страны. Приключения следуют одно за другим, в книге есть и погони, и хитроумные планы врагов, и смелые выходки героев - оторваться от нее просто невозможно!
Занятно, что у себя на родине в Италии Родари прославился позже, чем в России. У нас над переводом его произведений работал замечательный детский поэт С.Я. Маршак, и они имели бурный успех у юных читателей. По «Приключениям Чиполлино» в бывшем СССР были сняты мультфильм, а затем и фильм-сказка, в котором Джанни Родари сыграл роль самого себя. Через 20 лет после выхода своей знаменитой книги Родари удостоился высшей награды для писателей-сказочников - премии имени Ганса Христиана Андерсена.

Зарубежные детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.