Т.1. Избранная лирика. Груди Тиресия. Гниющий чародей. Современная французская литература Аполлинер груди тиресия

Гийом Аполлинер

Первый том Собрания сочинений{1}

ВСЛЕД ЗА ОРФЕЕМ

Вступительная статья

Однажды Аполлинер написал: «Все мои стихи - это поминовение мгновений моей жизни».

Гийом Аполлинер был удивительным в своем роде поэтом. Я имею в виду не его поразительную проницательность, не его открытия, не его роль «завершителя» классического периода французской поэзии и пропагандиста нового лирического сознания. Речь о том, что почти все, написанное Аполлинером, - про него самого и только про него самого. Прежде всего, что понятно, - любовная лирика. В редких стихах оптимистическая, по большей части наполненная недосказанной меланхолии, а то и трагичности. Проза поэта по природе своей - не исповедальная, но и в ней он нередко ассоциирует себя со своими героями и персонажами, то с трагическим пафосом, то с едкой иронией рассказывая о себе или о том, как он представляет мироустройство и свое место в культуре.

В новелле «Эстетическая хирургия» автор повествует о фантастической клинике, врачи которой совершают чудеса: фабричный надзиратель обзаводится здесь еще тремя глазами, политик - дополнительным ртом, полицейский - новой парой рук, а знаменитый натуралист просит пересадить ему на кончики пальцев глаза колибри, чтобы еще пристальнее изучать природу. Рассказчик иронически подтрунивает над ретивостью ученых, готовых видеть в физическом улучшении человеческой породы панацею от бед современной цивилизации.

Но - как это нередко случалось в писательской практике Аполлинера - сюжет оказался только поводом, чтобы вывести формулу для нового явления. Так под его пером появились в свое время орфизм и сюрреализм. Так на смену пластической пришла эстетическая хирургия.

Новое сознание, о котором Аполлинер размышлял всю свою творческую жизнь и которое в конце ее «сформулировал» в работе «Новое сознание и поэты», требовало новой эстетики. «Возникающее новое сознание, - писал он, - намерено прежде всего унаследовать от классиков твердое здравомыслие, убежденный критический дух, цельный взгляд на мироздание и человеческую душу

Исследование и поиск истины - как в сфере, скажем, этической, так и в области воображения - вот основные признаки этого нового сознания». В то же время оно требует «невообразимой по изобилию свободы», это синтез искусств, это литературный эксперимент и это - изумление. «Именно благодаря изумлению, благодаря той значительной роли, какую отводит оно изумлению, новое сознание отличается от всех предшествующих художественных и литературных движений…

Новое сознание - это сознание той самой эпохи, в которой мы живем. Эпохи, изобилующей неожиданностями».

Новая эстетика, которую предлагает Аполлинер, лежит в русле объединительной идеи: это эстетика всего здравого в классической традиции и всего необходимого, чтобы отступить от нормы.

Явлением поэта буквально отмечено наступление столетия: осенью 1901 года увидели свет первые публикации - сначала стихи, потом статья, и с этого времени отсчитывается существование в литературе Вильгельма Костровицкого, который через год, с публикации рассказа «Ересиарх», обрел литературную жизнь и судьбу под именем Гийома Аполлинера.

Его последнее по времени собрание сочинений (далеко не полное - в нем, в частности, отсутствует переписка) насчитывает четыре увесистых тома в самом престижном французском издании - «Библиотеке Плеяды», однако лирика и поэтический театр занимают всего лишь один из этих томов. Великий поэт был и блестящим прозаиком, автором книг «Гниющий чародей» (1909), «Ересиарх и Кº» (1910), «Конец Вавилона» (1914), «Три Дон Жуана» (1915), «Убиенный поэт» (1916), «Слоняясь по двум берегам» (1918), «Сидящая женщина» (опубликована в 1920 году), многих рассказов, сказок и историй, сохранившихся в рукописях или разбросанных по журналам, и проявил в них себя мастером самых разных литературных жанров - от элитарных до ставших впоследствии массовыми.

Аполлинер всегда подчеркивал, что считает для себя прозу не менее значимой, чем поэзия; с особым пристрастием он относился к новеллам, составившим книгу «Ересиарх и Кº», и полагал, что наделен талантом рассказчика не меньшим, чем талант лирического поэта. Но самыми существенными он считал два своих прозаических произведения, жанр которых достаточно трудно определить, - будем называть их притчами: «Гниющий чародей» (версии отдельных главок появлялись в периодике начиная с 1904 года вплоть до выхода книги в 1909 году) и «Убиенный поэт» (вошедший в одноименный сборник, который был опубликован осенью 1916 года).

Проза Аполлинера была по-настоящему собрана через много десятилетий после его смерти. Читатели традиционно предпочитали стихи, исследователи - биографию, и только он сам - во множестве намеков, пассажей, оброненных фраз - настаивал на собственной оценке своего творчества, в которой проза нередко занимала приоритетное положение. От первых набросков «Гниющего чародея», относящихся к 1898 году, до фрагментов незаконченного романа 1918 года «Привидение рода Гогенцоллернов», опубликованных только в 1977 году, написаны десятки новелл и эссе, несколько романов, в которых пережитое автором, прочитанное и услышанное сливаются в единую вселенную аполлинеровской прозы.

Говоря кратко, эксперимент Аполлинера-прозаика заключался в попытке продолжить, приблизить к современности, максимально разнообразить виды и жанры литературы и художественно их обосновать; его прозаическое творчество - это квинтэссенция грядущей беллетристики. Он оказался сродни Сезанну, чьим полотнам посвятил многие страницы своих критических изысканий и в ком усматривал ростки чуть ли не всех течений новейшей живописи.

Он одним из первых начал осваивать жанр фэнтези, попытавшись привнести в осмысление современности художественный опыт Средневековья. Он написал ряд новелл авантюрно-фантастического характера, выказав себя наследником Эдгара По и Гофмана и предшественником Марселя Эме и Пьера Буля. Он развил классическую традицию атеистической литературы, доведя атеизм до абсурда, а религию - до чернокнижия. Он стал подробным бытописателем, и его страсть к коллекционированию книг, редких слов, необычных предметов, камней, кулинарных рецептов, раритетов самого разного толка нашла отражение в его многочисленных перечислениях, в созданиях каталогов - в том, что было вскоре подхвачено сюрреалистами. Он увлекался этнографией и оставил несколько великолепных этнографических зарисовок. Он отдал дань мелодраме и философскому диалогу, самой неожиданной фантастике и натурализму, детективу и памфлету.


ВСЛЕД ЗА ОРФЕЕМ

Вступительная статья

Однажды Аполлинер написал: «Все мои стихи - это поминовение мгновений моей жизни».

Гийом Аполлинер был удивительным в своем роде поэтом. Я имею в виду не его поразительную проницательность, не его открытия, не его роль «завершителя» классического периода французской поэзии и пропагандиста нового лирического сознания. Речь о том, что почти все, написанное Аполлинером, - про него самого и только про него самого. Прежде всего, что понятно, - любовная лирика. В редких стихах оптимистическая, по большей части наполненная недосказанной меланхолии, а то и трагичности. Проза поэта по природе своей - не исповедальная, но и в ней он нередко ассоциирует себя со своими героями и персонажами, то с трагическим пафосом, то с едкой иронией рассказывая о себе или о том, как он представляет мироустройство и свое место в культуре.

В новелле «Эстетическая хирургия» автор повествует о фантастической клинике, врачи которой совершают чудеса: фабричный надзиратель обзаводится здесь еще тремя глазами, политик - дополнительным ртом, полицейский - новой парой рук, а знаменитый натуралист просит пересадить ему на кончики пальцев глаза колибри, чтобы еще пристальнее изучать природу. Рассказчик иронически подтрунивает над ретивостью ученых, готовых видеть в физическом улучшении человеческой породы панацею от бед современной цивилизации.

Но - как это нередко случалось в писательской практике Аполлинера - сюжет оказался только поводом, чтобы вывести формулу для нового явления. Так под его пером появились в свое время орфизм и сюрреализм. Так на смену пластической пришла эстетическая хирургия.

Новое сознание, о котором Аполлинер размышлял всю свою творческую жизнь и которое в конце ее «сформулировал» в работе «Новое сознание и поэты», требовало новой эстетики. «Возникающее новое сознание, - писал он, - намерено прежде всего унаследовать от классиков твердое здравомыслие, убежденный критический дух, цельный взгляд на мироздание и человеческую душу…

Исследование и поиск истины - как в сфере, скажем, этической, так и в области воображения - вот основные признаки этого нового сознания». В то же время оно требует «невообразимой по изобилию свободы», это синтез искусств, это литературный эксперимент и это - изумление. «Именно благодаря изумлению, благодаря той значительной роли, какую отводит оно изумлению, новое сознание отличается от всех предшествующих художественных и литературных движений…

Новое сознание - это сознание той самой эпохи, в которой мы живем. Эпохи, изобилующей неожиданностями» .

Новая эстетика, которую предлагает Аполлинер, лежит в русле объединительной идеи: это эстетика всего здравого в классической традиции и всего необходимого, чтобы отступить от нормы.

Явлением поэта буквально отмечено наступление столетия: осенью 1901 года увидели свет первые публикации - сначала стихи, потом статья, и с этого времени отсчитывается существование в литературе Вильгельма Костровицкого, который через год, с публикации рассказа «Ересиарх», обрел литературную жизнь и судьбу под именем Гийома Аполлинера.

Его последнее по времени собрание сочинений (далеко не полное - в нем, в частности, отсутствует переписка) насчитывает четыре увесистых тома в самом престижном французском издании - «Библиотеке Плеяды», однако лирика и поэтический театр занимают всего лишь один из этих томов. Великий поэт был и блестящим прозаиком, автором книг «Гниющий чародей» (1909), «Ересиарх и Кº» (1910), «Конец Вавилона» (1914), «Три Дон Жуана» (1915), «Убиенный поэт» (1916), «Слоняясь по двум берегам» (1918), «Сидящая женщина» (опубликована в 1920 году), многих рассказов, сказок и историй, сохранившихся в рукописях или разбросанных по журналам, и проявил в них себя мастером самых разных литературных жанров - от элитарных до ставших впоследствии массовыми.

Аполлинер всегда подчеркивал, что считает для себя прозу не менее значимой, чем поэзия; с особым пристрастием он относился к новеллам, составившим книгу «Ересиарх и Кº», и полагал, что наделен талантом рассказчика не меньшим, чем талант лирического поэта. Но самыми существенными он считал два своих прозаических произведения, жанр которых достаточно трудно определить, - будем называть их притчами: «Гниющий чародей» (версии отдельных главок появлялись в периодике начиная с 1904 года вплоть до выхода книги в 1909 году) и «Убиенный поэт» (вошедший в одноименный сборник, который был опубликован осенью 1916 года).

Г ийом Аполлинер (1880–1918) - одно из самых значительных имен в истории европейской литературы Завершив классический период французской поэзии, он открыл горизонты «нового лирического сознания». Его поэтический «Бестиарий» (1911), книги «Алкоголи» (1913) и «Каллиграммы» (1918) во многом определили пути дальнейшего развития и бытования поэзии. Впервые выходящее в России трехтомное Собрание сочинений Аполлинера выносит на суд читателя блестящие образцы его лирики.

В первый том Собрания сочинений вошли поэтические сборники автора, притча «Гниющий чародей» (1909), представлен театр Аполлинера его знаменитой пьесой «Груди Тиресия» (1917), в предисловии к которой впервые появилось слово «сюрреализм», подхваченное ближайшими последователями поэта.

ВСЛЕД ЗА ОРФЕЕМ

Вступительная статья

Однажды Аполлинер написал: «Все мои стихи - это поминовение мгновений моей жизни».

Гийом Аполлинер был удивительным в своем роде поэтом. Я имею в виду не его поразительную проницательность, не его открытия, не его роль «завершителя» классического периода французской поэзии и пропагандиста нового лирического сознания. Речь о том, что почти все, написанное Аполлинером, - про него самого и только про него самого. Прежде всего, что понятно, - любовная лирика. В редких стихах оптимистическая, по большей части наполненная недосказанной меланхолии, а то и трагичности. Проза поэта по природе своей - не исповедальная, но и в ней он нередко ассоциирует себя со своими героями и персонажами, то с трагическим пафосом, то с едкой иронией рассказывая о себе или о том, как он представляет мироустройство и свое место в культуре.

В новелле «Эстетическая хирургия» автор повествует о фантастической клинике, врачи которой совершают чудеса: фабричный надзиратель обзаводится здесь еще тремя глазами, политик - дополнительным ртом, полицейский - новой парой рук, а знаменитый натуралист просит пересадить ему на кончики пальцев глаза колибри, чтобы еще пристальнее изучать природу. Рассказчик иронически подтрунивает над ретивостью ученых, готовых видеть в физическом улучшении человеческой породы панацею от бед современной цивилизации.

Но - как это нередко случалось в писательской практике Аполлинера - сюжет оказался только поводом, чтобы вывести формулу для нового явления. Так под его пером появились в свое время орфизм и сюрреализм. Так на смену пластической пришла эстетическая хирургия.

ИЗБРАННАЯ ЛИРИКА

© Перевод М. Яснов

РАННИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ (1896–1910)


Название: Груди Терезия

Оригинальное название: Les Mamelles de Tirésias
Год: 13 декабря 2010 - прямая трансляция (Премьера 30 ноября 2010)
Жанр: опера-buffа в двух актах с прологом
Композитор: Франсис Пуленк (Francis Poulenc) (7.I.1899, Париж - 30.I.1963, там же)
Либретто: Композитора по поэме Гийома Аполлинера 1917 года (Guillaume Apollinaire)
Режиссер-постановщик, сценограф, художник по костюмам: Macha Makeïeff
Оркестр и хор Лионской Национальной оперы (Orchestre et Chœurs de l"Opéra de Lyon)
Музыкальный руководитель и дирижер: Ludovic Morlot
Хормейстер: Alan Woodbridge
Хореография: Thomas Stache
Выпущено: Франция, MEZZO
Язык: Французский с одноименными субтитрами

Исполнители и действующие лица:
Hélène Guilmette - Thérèse/La Cartomancienne
Ivan Ludlow - Le Mari
Werner Van Mechelen - Le Gendarme/Le Directeur
Christophe Gay - Presto
Loïc Félix - Lacouf
Thomas Morris - Le journaliste
Marc Molomot - Le Fils
Jeannette Fischer - La Marchande de journaux
Robert Horn - comédien

Лионская Национальная опера - один из самых старейших и интереснейших творческих коллективов Франции. В 1993 году завершена реконструкция здание театра по проекту архитектора Jean Nouvel, которая сохранила лишь 4 фасада здания и фойе.

«Груди Терезия» первая опера Франсиса Пуленка, где он проявил себя выдающимся мастером-драматургом. Веселая, легкая и фривольная опера-buffa на текст фарса Гийома Аполлинера в полной мере выразила необыкновенное чувство юмора Пуленка, его любовь к шутке и эксцентрике. Премьера состоялась 3 июня 1947 в Комической опере.

История происходит в Занзибаре. Тереза восстает против условий своего женского зачатия и не пройдёт через это. Она открывает свою блузу и позволяет улетать своей груди, Тереза стала Терезием, а ее муж становится женщиной. Он собирается родить 40 049 детей и в течение одного дня!

Файл
Качество: SATRip
Формат: AVI
Видео: DivX 5 704x384 25.00fps 1000kbps
Аудил: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 256kbps
Продолжительность: 01:33:30
Размер: 847MB

Груди Тирезия (сюрреалистическая драма Г. Аполлинера)

«Груди Тирезия» («Les mamelles de Tirésias») - пьеса Гийома Аполлинера (Apollinaire) (26.08.1880 - 9.11.1918) - французского поэта (см.: Аполлинер Гийом), подзаголовок которой дал название одному из ведущих направлений в модернизме - сюрреализму.

24 июня 1917 г. французские зрители впервые увидели на сцене эту странную пьесу, которую Аполлинер написал еще в 1903 г. и доработал в 1916 г. (опубликована в 1918 г.).

Первое появление главной героини - Терезы - сопровождается ремаркой автора: «Лицо синее, длинное синее платье из ткани, на которой нарисованы обезьяны и фрукты» (цит. по: Проскурникова, 1968: 7–8). Героиня не хочет быть игрушкой в руках мужа и рождать ему детей - и превращается в мужчину по имени Тирезий. Аполлинер пишет: «Она издает громкий крик, расстегивает блузку и вынимает оттуда свои груди, красную и синюю; она бросает их, и они поднимаются вверх как воздушные шарики, привязанные за нитки» (там же: 8).

Полное название пьесы - «Груди Тирезия, сюрреалистическая драма в двух актах и с прологом». Так впервые прозвучало слово «сюрреализм» - то есть «над-реализм», «сверх-реализм» (от французского sur - над и réalisme - реализм). Вслед за автором, утверждавшим в предисловии к пьесе, что цель нового, сюрреалистического театра - в возвращении к природе, только не в подражании ей наподобие фотографии, персонаж Пролога Директор трупы повторяет: «Театр не должен быть искусством иллюзий». А для этого «драматург пользуется всеми миражами, которые есть в его распоряжении…, не считается со временем и пространством… Его пьеса – его мир, внутри которого он бог-творец» (Андреев, 1972: 16).

Известный французский композитор Франсис Пуленк написал на текст пьесы Аполлинера двухактную оперу-буфф с прологом «Груди Тирезия» (1944, пост. 1947, т-р Опера-комик, Париж, в гл. партии - певица Дениз Дюваль). Опера до сих пор исполняется, записывается на диски известными музыкальными коллективами.

В 1982 г. известный французский телережиссер Жан-Кристоф Аверти (Jean-Christophe Averty, род. 1928) снял телефильм «Груди Тирезия» по пьесе Аполлинера.

Текст: Les Mamelles de Tirésias, drame surréaliste en deux actes et un prologue. P. : Éditions Sic, 1918. 108 p. (новейшие переиздания в ряде стран мира); в рус. пер. - Эстетическая хирургия. Лирика. Проза. Театр. СПб., 1999.

Лит.: Проскурникова Т. Б. Французская антидрама. М., 1968; Андреев Л. Г. Сюрреализм. М., 1972. Переизд. доп. 2004; Трыков В. П. Аполлинер Гийом // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 1. С. 37–39; Лукова Т. М. Эстетические свойства композиции в художественной культуре. М., 2007; Луков Вл. А., Луков М. В., Луков А. В. Сюрреализм во французской художественной культуре // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. C. 173–181; Pia P. Apollinaire par lui-même. P., 1954; Buckley H. E. Guillaume Apollinaire as an art critic. Ann Arbor, 1981; Berry D. C. The creative vision of Guillaume Apollinaire: a study of imagination. Saratoga, 1982; Bohn W. Guillaume Apollinaire and the international avant-garde. Albany, 1997.

Вл. А., М. В., А. В., Т. М. Луковы

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. - Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм; Литературные термины. - Произведения и герои: Произведения.