Культура Беларуси: история и развитие. Материально-духовная культура предков современных белорусов Культура беларуси в новое время

Беларусь - страна с прекрасной природой, славной историей и культурой. Она известна во всем мире как земля церквей, древних замков, храмов, костелов и старинных усадеб. Беларусь находится в самом центре Европы, на перекрестке пути от Черного моря к Балтийскому. Она связывает Восток и Запад. В этой стране можно увидеть настоящую дикую природу. Это древние леса, удивительные ландшафты, редкие виды растений и животных. Национальные парки и заповедники являются богатством Беларуси: Березинский заповедник, Беловежская пуща. Удивительно нежные, словно акварели художника, пейзажи, звонкие сосновые леса, наполненные птичьим пением, кристально чистые реки и озера, Беларусь открывает своим гостям последнее из чудес света - чудо нетронутой природы.


Взяв в руки карту Беларуси вы сможете убедиться в том, что 1/3 территории страны занимают леса, она пронизана густой сетью рек и озер. Раем для рыбаков и птиц стали белорусские болота. Многочисленные представители Белорусской флоры и фауны занесены в Красную Книгу, а непосредственно болота за огромное количество вырабатываемого ими кислорода, журналисты всего мира назвали «легкими Европы».

Беларусь наполнена духом многовековой культуры, которая оставила этой земле прекрасные памятники архитектуры. В Беларуси сохраняется самобытная оригинальная культура, истоки которой находятся в далекой языческой эпохе, в тех временах, когда Беларусь еще не приняла христианство. Когда на эти земли, заселенные балтийскими и финно-угорскими народами, пришли славяне, они бережно сохраняли то, что было создано этими племенами. Славяне уважительно отнеслись к духовному наследию местного населения и привнесли в него свою культуру. Восточнославянские племена, заселившие эту территорию, были язычниками. Этот тип религиозного сознания существовал достаточно долго и оставил глубокий след в культуре белорусского народа. В настоящее время ученые уверены в том, что у славян-язычников была своя письменность.



Территорию Беларуси стали заселять в среднем палеолите (100-35 тысяч лет назад). К эпохе мезолита (9-6 тысяч лет назад) эта земля была полностью заселена людьми. Культура восточных славян и аборигенов здешних мест - балтов и финно-угорских народов смешивалась. Археологические раскопки на территории Беларуси подтвердили эту догадку. В 988 году славяне, населявшие Беларусию, были крещены вместе со всей Киевской Русью по византийскому обряду. Принятие христианства привело к распространению грамотности. Позже, культура Беларуси испытала на себе множество иностранных влияний, но сохранила свою самобытность до наших дней. На территории Беларуси жили и творили прекрасные архитекторы и художники, здесь создавались литературные и музыкальные произведения. Одним из самых ярких художников, родившихся в Беларуси, был Марк Шагал. Сегодня его картины хранятся в самых крупных и известных музеях мира.

Современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей. Каждый год в январе проходят Международный фестиваль классической музыки "Январские музыкальные вечера" (Брест) и Национальная Конвенция белорусских композиторов (Минск) и. В конце апреля в Минске проводится Международный фестиваль языковедения "Эксполингва". В июне всеобщее внимание привлекают Национальный фестиваль "Беларусь – моя песня", и фестиваль поэзии на озере Свитязь. В июле происходит множество культурных событий. 3 июля отмечается День Независимости, 4 июля празднуется день города Минска, который сопровождается фольклорным праздником "Беларускiя падворкi". В середине июля отмечается древний праздник Ивана Купалы. В этом же месяце проводится Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» и белорусский рок-фестиваль «Басовище».



Начало сентября - время проведения фестиваля средневековой культуры «Меч Луцкого замка», который проводится в замке в Луцке. В октябре проводится Международный театральный фестиваль в Минске, в ноябре – праздник «Белорусская Музыкальная осень». Это фестиваль классической и народной музыки и танца. В конце декабря традиционно открывается Зимний Фестиваль искусств «Рождественские забавы», а 21 декабря празднуются знаменитые Коляды.

На культуру Беларуси сильное влияние оказала Великая Отечественная война. Брест - легендарный город, которому принесли славу защитники Брестской крепости. В 1965 году Брестской крепости было присвоено звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Много культурных мероприятий проводится в местах, священных для каждого белоруса, например, в Хатыни. Эта маленькая деревня была сожжена вместе со всеми ее жителями. 149 человек погибли в огне. Теперь на территории деревни мемориал. Здесь же находится «Кладбище деревень», созданное в память о 185 белорусских деревнях, которые уничтожили нацисты и «Стена памяти» с мемориальной плитой и Вечным огнем. Это напоминание о нацистских концентрационных лагерях на территории Беларуси.

Культуру любой страны можно рассматривать не только как показатель самосознания и духовного развития людей. Она является еще и сильнейшим инструментом идеологического влияния.

Культура Беларуси прошла сложный и противоречивый путь от своего возникновения до нынешнего развития. Это был путь от практически сплошной неграмотности до великих научных открытий и создания шедевров литературы и искусства мирового уровня.

Эпоха Средневековья

Культура Беларуси получила мощный стимул для своего развития после появления на территории страны христианства. Случилось это в середине 9-го в. Новая религия в корне изменила мировоззрение народа. Христианство способствовало возникновению государственности в виде Туровского и Полоцкого княжеств.

В этот период на территории нынешней Беларуси появилось большое количество новых ремесел и искусств. Начали строиться замки, города, храмы. Церкви и монастыри стали своеобразными культурными центрами, при которых велись летописи, открывались школы. Здесь же переписывались книги.

В 11-м в. в Полоцке возвели Софийский собор. Инициатором его постройки был князь Всеслав Чародей. По своему внутреннему убранству собор был схож с тем, который находился в Константинополе.

Начало 12-го в. ознаменовалось строительством Борисоглебского монастыря. Это сооружение находилось под Полоцком, в Бельчицах. Монастырь стал первым в своем роде на всей территории, которую заселяли восточные славяне. Для украшения этого храма впервые была использована керамическая плитка и фрески.

Культура Беларуси получала все большее и большее развитие. Так, в 1161 г. был возведен Спасо-Преображенский собор. Для него по заказу, сделанному Ефросиньей Полоцкой, был изготовлен непревзойденный предмет прикладного искусства. Мастер-ювелир Лазарь из Полоцка создал уникальный крест, обложенный пластинами из золота и серебра и украшенный изображениями святых в виде миниатюрной многоцветной эмали. Уже в одном Полоцке насчитывается 10 храмовых сооружений, возведенных в 12-м в.

Литературное наследие

История культуры Беларуси знает множество личностей, сыгравших большую роль в развитии духовной жизни страны. Одним из таких выдающихся деятелей является Кирилл Туровский (род. примерно в 1130 г., но не позднее 1182 г.). Это был блестящий литератор, высокообразованный человек и известный религиозный деятель. До наших дней сохранилось три его поучения, тридцать молитв, два канона и восемь «Слов». За выдающееся владение ораторским искусством современники звали его Златоустом.

Национальная культура Беларуси не может быть описана без упоминания о Ефросинье Полоцкой. Это внучка князя Всеслава Чародея. Она занималась переписыванием книг, а позже, после пострига в монахини, создавала собственные писания и летописи. Далее она стала игуменьей в полоцком монастыре Св. Спаса. По ее инициативе был построен мужской монастырь. Уже будучи в преклонном возрасте, Ефросинья Полоцкая совершила паломничество в Иерусалим. Там она и скончалась.

Неоценимый вклад в развитие культуры Беларуси внес живший в 12-м в. Климент Смолятич. Этот выдающийся деятель создал большое количество литературно-церковных произведений. К сожалению, они не сохранились до нашего времени.

Развитие ремесел

Широкое распространение на территории Беларуси получило декоративно-прикладное искусство. Оно развивалось под влиянием византийских традиций. Однако ремесленники страны вносили в него местные черты. В 11-12-м вв. в Беларуси было около шестидесяти различных видов ремесел. Среди них - ювелирное, гончарное, литейное дело, а также художественные работы по дереву.

Высокое мастерство ремесленников тех лет подтверждают находки археологов. Так, в Гродно и Волковыске ученые обнаружили фигурки из камня и кости, а также каменные иконки, украшением которых является тончайшая резьба.

Формирование письменности

Первые летописи, язык которых нес в себе характерные черты старобелорусского, стали создаваться с первой половины 13-го в. Среди таких памятников письменности можно назвать договорную грамоту смоленского князя Мстислава и грамоту полоцкого князя Изяслава. Начиная с 14-го в. старобелорусский язык стал государственным. На нем велась вся канцелярия и делопроизводство в Великом княжестве Литовском. На этом языке проводили свои заседания сеймы. На нем писались законы.

Таким образом, можно говорить о том, что развитие культуры Беларуси в 9-15-м вв. происходило одновременно со становлением государственности. Оно выражалось в распространении образования, просвещения и книжности. В этот же период произошло формирование основных особенностей старобелорусского языка, и появились выдающиеся деятели просвещения. Свое развитие получила и архитектура.

Можно смело говорить о том, что народная культура Беларуси Средневековья явилась фундаментом для дальнейшего становления духовности народа.

Развитие культуры Беларуси в 16-18-м вв.

В этот период в мире были особенно сильны идеи европейского Возрождения, Просвещения и Реформации. Именно они, а также социально-политические и экономические условия того периода наложили свой отпечаток на развитие культуры Беларуси.

В эту эпоху на территории страны продолжили свое успешное развитие литература и образование, наука и искусство.

Белорусский первопечатник

Неоценимый вклад в развитие книжности, литературы и национального языка внес Франциск Скорина. Этот гуманист, просветитель и первопечатник жил в первой половине 16-го в. Благодаря такому выдающемуся человеку старобелорусский язык претерпел реформирование и стал богаче.

В 1517 г. Франциск Скорина издал книгу «Псалтырь». Ее текст был написан на церковнославянском языке с учетом старобелорусской редакции. С 1522 по 1525 г. первопечатник издал такие книги, как «Апостол» и «Малая подорожная книжица». Таким образом, Скорина может считаться предвестником Просвещения и Возрождения в Литовском княжестве.

Реформа школьного образования

В середине 18-го в. в Речи Посполитой происходили большие перемены в экономической сфере. Это и привело к необходимости реформирования школьного образования.

Первый значительный шаг был сделан в 1740 г. Именно в это время один из активных деятелей Просвещения Станислав Канарский произвел реорганизацию обучения, проводимого в школах при монашеском ордене пиаров. Благодаря этому великому человеку сюда стали принимать учеников из семей разных сословий. Посещали школы даже крестьянские дети. Такое обучение длилось шесть лет и являлось совершенно бесплатным.

Более глубокая реформа образования была проведена в 1770-е годы. Ее предложил известный деятель культуры И. Хрептович. Под его руководством было создано первое в Европе Министерство народного образования. Называлось оно Государственная Образовательная комиссия. Это учреждение занималось организацией проверок светских учителей и открыло по всей территории Беларуси 20 подокружных и окружных школ. В 1617 г. Радзивиллами в Слуцке был открыт первый на всех восточнославянских землях лицей.

Развитие науки

Расширение деятельности системы образования способствовало увеличению числа умелых мастеров. В те времена создавалось большое количество самых различных механизмов и приборов. Одним из самых выдающихся представителей науки 17-го в. является Казимир Семенович. Он стал разработчиком и создателем модели многоступенчатой ракеты. Кроме того, Семенович изобрел множество приспособлений в области артиллерии и проторакетной техники, в том числе и стабилизатор «Дельта».

Известным деятелем исторической науки является Альберт Коялович. Среди его работ особое место занимает первое напечатанное исследование Великого княжества Литовского «Исследование Литвы».

Развитие искусства

Системное обновление культуры Беларуси стало основой для возникновения новых видов профессиональной и самодеятельной драматургии. Первым школьным театром, появившимся на территории страны, стал кружок, созданный в 1585 г. при Полоцком иезуитском коллегиуме. В 1788 г. в этом же городе было построено первое здание для постановки спектаклей. В 18-м в. на территории Беларуси действовало двадцать два школьных и двадцать шесть музыкально-драматических театров. С середины 18-го в. в стране был создан и начал активно развиваться профессиональный балет.

Успешная деятельность театров сопровождалась значительным подъемом музыкального искусства. В 18-м в. на территории Беларуси были широко распространены крепостные оркестры, а также капеллы, которых к концу восемнадцатого столетия насчитывалось порядка 30.

Центром музыкального искусства считался город Несвиж. Именно здесь еще с 15-го в. работала музыкальная школа. В ней крепостных мальчиков учили играть на валторне, флейте и скрипке.

Многие деятели культуры Беларуси того периода внесли большой вклад в музыкальное искусство других государств. Например, благодаря творчеству педагога и композитора И. Козловского был открыт новый этап доглинковского периода. В Москве проходили успешные концерты белорусского певца Ивана Коленды.

Развитие культуры страны в 19-20-м вв.

Этот период характерен многими историческими событиями. Это Отечественная война 1812 г., Первая мировая война, многочисленные восстания, произошедшие в 1794, 1830 и 1863 гг., революции 1905 и 1917 гг., проводимая политика полонизации, а затем и русификации. Тем не менее, несмотря на все глобальные изменения в общественной жизни народа, культура Беларуси неуклонно продолжала свое развитие.

Становление искусства

События политической и социальной жизни страны нашли свое отражение в произведениях устного народного творчества. Продолжала развиваться и белорусская литература. В ее становление неоценимый вклад внесли Я. Борщевский, А. Рипинский, Я. Чечот и многие другие. Среди выдающихся памятников литературы, созданных в первой половине 19-го в., выделяются анонимные поэмы «Тарас на Парнасе» и «Энеида навыворот».

Первым классиком литературы Беларуси считается Вицент Дунин-Мартинкевич. Его лучшее произведение, созданное в начале 60-х годов, - «Пинская шляхта».

Белорусская литература занимала ведущее место в культуре страны и в начале 20-го в. Это было время, когда проявился талант З. Бядули, Я. Купалы, М. Горецкого, Я. Коласа, Э. Пашкевича (Тетки) и других.

В первой половине 19-го в. в культуре Беларуси значительное место занимали театры. Причем развивалось не только профессиональное, но и любительское искусство. Свое новое развитие театральная жизнь получила в начале 20-го в. Белорусскому зрителю предоставлялась возможность знакомства с театральными постановками братских славянских государств.

В первой половине 19-го в. начали собирать, а после публиковать белорусские народные песни. Велись попытки их концертных и композиционных обработок.

Подъем культуры наблюдался и в области архитектурных решений. Центры белорусских городов застраивались домами государственного и специального назначения. Среди подобных сооружений того времени можно выделить собор Петра и Павла, а также дворец-усадьбу Румянцевых-Паскевичей в Гомеле.

На развитие живописи значительное влияние оказывала Виленская специализированная школа. В ней работало отделение изобразительного искусства. Всего за четверть века школой было подготовлено более 250 граверов, художников и скульпторов.

Значительная страница в истории культуры страны занята печатью. До революции 1905 г. в западных губерниях издавалось пятнадцать правительственных газет. После 1910 г. появились первые издательства, такие как «Наша хата», «Наша нива» и другие.

С 1920-х годов в стране началось большое национально-культурное строительство. После окончания Гражданской войны в Беларуси возобновили свою работу театры, высшие учебные заведения и многие издательства. Русский, белорусский и польский языки были объявлены государственными.

Становление советской культуры сопровождалось ликвидацией малограмотности и безграмотности населения. Для этого открывались многочисленные школы. Массовую неграмотность удалось победить уже к 1939 г. В 1923 г. в стране было введено обязательное школьное обучение.

Ускоренная индустриализация требовала высококвалифицированных кадров. Именно поэтому было принято решение об открытии целого ряда высших учебных заведений. К 1941 г. их насчитывалось уже 25.

Первые годы после Октябрьской революции стали особенно плодотворными для белорусской литературы. В 1923 г. свет увидела эпохальная поэма Я. Коласа «Новая зямля», а в 1925 г. - «Сымон-музыка». В послевоенный период литература страны продолжала развиваться. На ее небосклоне появились новые таланты, такие как И. Мележ, Я. Брыль, В. Быков, И. Шамякин, Р. Бородулин, В. Короткевич. Важное место в их творчестве занимала тема войны.

В советский период продолжило свое развитие театрально-музыкальное искусство, и широко шагнул в массы кинематограф.

Современная культура

В последние годы все основные составляющие национальной самобытности динамично развиваются и получают поддержку со стороны государства. В День культуры Беларуси, который приходится на второе воскресенье октября, проходит много музыкальных и кинематографических фестивалей, выставок и прочих мероприятий. Впрочем, можно сказать о том, что активность культурной жизни страны не угасает в течение всего года.

Министерство культуры Беларуси в своей системе насчитывает более 7 тысяч различных организаций. Это театры и музеи, клубные организации и кинотеатры, библиотеки и цирки. В стране работает три специализированных учреждения высшего образования, среди которых - Институт культуры Беларуси. Государство поддерживает работу детских школ искусств, концертных организаций и образовательных учреждений среднего звена.

В последние годы принят ряд важных законов. Они призваны регламентировать взаимоотношения государства и культуры. Одним из них является «Кодекс о культуре». Беларусь также систематизировала нормы, которые регулируют деятельность этой сферы жизни общества.

Каждый год в стране проводится порядка 60 республиканских, региональных и международных фестивалей. Самым крупным из них является «Славянский базар» в Витебске.

Днем культуры Беларуси можно считать и 17 декабря. В эту дату отмечается День белорусского кино. Это направление искусства не только продолжает традиции предшествующих поколений, но и постоянно ищет новые пути развития. В стране осуществлялись многие совместные проекты. Так, на киностудии «Беларусфильм» снимали свои фильмы Александр Сокуров, Никита Михалков и многие другие известные режиссеры.

Народное образование. Крупным достижением республики явилось введение в 70-е годы всеобщего среднего образования. Работающая молодежь имела возможность получить среднее образование в вечерних и сменных школах. Учащихся школ готовили в процессе учебы к производительному труду. Увеличивается количество профтехучилищ со 103 в 1961 г. до 233 в 1985 г. Совершенствовалась материально-техническая база и система преподавания в 33 вузах, в которых в 1985 г. обучалось 182 тыс. студентов.

Литература и искусство в 60 – 80-е гг. В период хрущевской «оттепели» в художественных произведениях получает раскрытие проблема ответственности человека за свои поступки, ответственности за отход от нравственных норм общественной жизни , в противоположность предыдущему периоду, когда доминировал сталинский принцип «цель оправдывает средства». Эти тенденции получили воплощение в произведениях И. Шамякина, Я. Скрыгана, Я. Брыля. В 60-е г. в качестве ведущего жанра утвердился роман. Был сделан значительный шаг в преодолении упрощенного, схематического отражения событий войны и людских судеб в ней . Это особенно характерно для произведений В. Быкова, А. Адамовича, И. Чигринова. Появились остроконфликтные, глубокие по содержанию и социальной значимости произведения К. Крапивы, А. Макаенка, А. Петрашкевича в жанре драматургии. Начали печататься произведения репрессированных П. Головоча, Т. Гартного, М. Горецкого, М. Чарота. Эти и многие другие факты свидетельствовали, что в развитии литературы имелись положительные результаты, однако воспитательное воздействие ее на человека шло в унисон идеологическим принципам административно-командной системы, которые ее оправдывали и значительно приукрашивали.

В 90-е гг. в литературе наметился отход от идеологизированного отражения действительности, возрос интерес к истории белорусского народа, модернизму и постмодернизму . Политика демократизации общественной жизни способствовала появлению произведений, посвященных проблеме политических репрессий. Были опубликованы повести-воспоминания С. Граховского, Ф. Олехновича. Эту тему поднимал в своих произведениях В. Быков. Традиции исторического романа продолжают В. Ипатова, Л. Дайнеко, В. Орлов.

С 60-х годов в республике начало развиваться монументальное искусство, получившее воплощение в росписи дворцов культуры, кинотеатров, музеев, гостиниц. Достижением белорусской скульптуры этих лет явились работы З. Азгура, А. Бембеля, А. Глебова, С. Селиханова и др. Возводятся величественные и масштабные мемориальные комплексы «Хатынь», «Курган Славы Советской Армии», «Брестская крепость – герой».

В 90-е гг. характерным признаком времени стали памятники в честь воинов-интернационалистов. Обращение к исторической тематике наблюдается в белорусской скульптуре. Были установлены памятники К. Туровскому в Турове, Ф. Скорине в Лиде, Рогнеде и Изяславу в Заславле, Е Полоцкой в Минске и Речице.

К современным архитектурным сооружениям можно отнести Дворец Республики, здание Национальной библиотеки в Минске, ледовые двоцы в Минске, областных центрах и других крупных городах. Большие реставрационные работы в конце 80-х – 90-е гг. проводились в Мирском замке. Несвиж получил статус Национального заповедника Республики Беларусь. Необычайную ценность для Беларуси имеет Полоцкий историко-культурный заповедник. Проводились реставрационные работы на Новогрудчине, Лидского замка, Борисоглебской (Коложской) церкви и Старого замка в Гродно, исторической застройки древне белорусских городов.

В многочисленных работах художников отображается размах новостроек, благородство нелегкого крестьянского труда. Такими являются картины И. Стасевича «Шахтеры Солигорска», М. Савицкого «Хлеб», Г. Ващенки «Август».

Новым в музыкальном искусстве в 60 – 80-е гг. становится обращение композиторов к литературным произведениям Я. Купалы, Я. Колоса, В. Быкова, В. Короткевича. Появились балеты «Курган», «Альпийская баллада» Е Глебова, опера «Зорька Венера». В жанре оперетты активно работали Ю. Семеняко, Г. Мдивани. Больших успехов в песенном жанре достигли В. Оловников, И. Лученок, Э. Ханок, В. Мулявин и др.

Беларусь, Россия и Украина с 1992 г. в Витебске ежегодно совместно проводят праздник песни «Славянский базар». Подъему уровня мастерства молодых исполнителей содействует фестиваль в Молодечно, ставший с 1993 г. традиционным.

Театр. К середине 80-х гг. в БССР работало 19 театров, в том числе 2 музыкальных, 11 драматических, 6 кукольных. На их сценах с успехом проходили пьесы А. Макаенка «Лявониха на орбите», И. Мележа «Люди на болоте», А. Адамовича «Война под крышами», И. Чигринова «Плач перепелки», А. Дударева «Порог», «Вечер». Современная белорусская драматургия 90-х гг. отразила интерес к исторической тематике, фольклорным сюжетам. На высоком уровне работают Национальный академический театр им. Я. Купалы, Национальный академический театр оперы, Национальный академический театр балета, Белорусский республиканский театр юного зрителя, областные драматические и кукольные театры.

Значительных успехов достигли кинематографисты. Киностудия «Беларусьфильм» ежегодно выпускала около 70 фильмов (художественных, научно-популярных, документальных). В сокровищницу белорусского киноискусства вошли фильмы «Девочка ищет отца», «Альпийская баллада», «Часы остановились в полночь», «Москва Генуя», «Дикая охота короля Стаха», «Белые Росы» и др.

Развитие образования и науки в 90-е гг. С целью создания благоприятных условий для дальнейшего развития национального образования в 1991 г. принимается «Закон аб адукацыi». В 1990-е гг. в Республике Беларусь начала проводиться реформа общеобразовательной школы , связанная с переходом на двенадцатилетний срок обучения. В связи с недостатками в ее проведении в 2008 г. было принято решение прекратить реформу и осуществлять среднее образование молодежи в одиннадцатилетней школе. В профессионально-технических училищах вместе с получением общего среднего образования учащиеся проходили подготовку по 420 профессиям. В ВУЗах были введены новые специальности по робототехнике, электронному приборостроению, новым химическим технологиям, биотехнологиям. Возникает 20 негосударственных высших учебных заведений . Обучение в них осуществлялось за счет личных средств учащихся. В целом по количеству студентов из расчета на 10 тыс. населения Беларусь вышла на среднеевропейский уровень. Таким образом, происходит процесс демократизации образования, создаются благоприятные условия для гармоничного развития личности.

В 1993 г. был принят Закон «Об основах государственной научно-технической политики», согласно которому ответственность за развитие фундаментальных научных исследований возложена на Академию наук Беларуси. Белорусские ученые проводят исследования практически во всех областях знания.

Особенности формирования культуры белорусов определяет её пограничный характер, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, находящихся на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной и культурной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих традиций наравне с другими нациями.

Вопрос о том, чем является белорусская культура - целостным самостоятельным образованием или частью иной (западной или восточной) культуры требует обращения к историческим основаниям культурной самоидентификации. Правомерность такого вопроса обусловлена пограничным состоянием Беларуси. Она расположена между двумя макрорегионами: православно-византийским и римско-католическим. Это проявилось в разделенности населения Беларуси по религиозной принадлежности на две части: западную - католическую и восточную - православную. Религия в этом случае выступает не просто как разновидность вероисповедания, но как носитель чего-то большего, своеобразным знаком, символом. Это значит, что личность, которая стоит перед выбором религии, выбирает одновременно и определенный тип цивилизации, культурную традицию, мировоззрение, общественный строй. Причиной постановки такого вопроса является и своеобразное качество границ Беларуси. Развитие культуры на землях бывшей Речи Посполитой, частью которой были белорусские земли, определялось постоянным перемещением, прозрачностью и непрочностью границ внутренних этнических территорий. Еще одна причина - нахождение Беларуси в составе Речи Посполитой, России, СССР, что сказалось на менталитете белорусов, их системе ценностей. Территория Беларуси большую часть исторического времени подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, редко возвышаясь до уровня нации и государства.

Социокультурные истоки духовной жизни белорусского народа начали формироваться издавна, в рамках восточнославянской системы языческих верований и обычаев.

На белорусских землях язычество за многие тысячелетия своего существования прошло путь от культа великой Матери-Богини периода матриархата, культа предков, культа животных до сложного и развернутого пантеона богов. Дохристианская религия – это и поэтично-фольклорное осмысление Природы и Вселенной. Неслучайно некоторые исследователи придерживаются убеждения, что основы славянской культуры сформировались в языческий период. В представлении предков природа способна думать, размышлять, говорить, ощущать. В ней таятся великие созидательные и творческие силы. Язычество содействовало осмыслению и оценке отношений людей к реальности, социальных проблем и природе. Древняя религия восточных славян соответствовала общественным условиям кооперативного или коллективного производства. Понятия личности, ее самоценности не существовало. Каждый человек рассматривался как член сообщества.

В первобытном обществе социальные связи были весьма простыми и устойчивыми. Это также способствовало укреплению отношений индивида и природы. Человек относился к природе не как к определенному объекту, а как к интегральной части себя, и сам одновременно являлся одним целым природной среды. Природа использовалась для регулирования общественных отношений. С помощью сверхъестественных сил, закрепленных в мифологических образах, которыми был заселен каждый природный уголок, создавался настоящий моральный кодекс. Характерно, что в белорусских сказках, преданиях, легендах человек побеждает злые силы, в первую очередь, нравственной чистотой.

Существовавшие особенности языческих религий на территории Беларуси во многом были обусловлены тем, что системы верований формировались в стороне от первых центров цивилизаций. В связи с тем, что дохристианская культура была бесписьменной, ее реконструкция вызывает существенные сложности. Однако, очевидно, что существовавшая в язычестве система нравственности в дальнейшем заложила основу народной духовности феодального периода.

Как известно, с конца Xвека на восточнославянских землях начала распространяться христианская религия восточного образца. В дальнейшем развитие духовной культуры на Беларуси проходило под непосредственным влиянием христианских идей.

Процесс принятия христианства на Беларуси во многом отличался от аналогичных процессов, проходивших в Киевской Руси. Главным его отличием являлось постепенность, ненасильственность по отношению к проживающему здесь населению. Некоторые исследователи объясняют это кропотливой миссионерской работой. Пример тому – деятельность Ефросинии Полоцкой.

На территории Беларуси уже в 992 г. возникла Полоцкая епархия, третья по счету (после Киевской и Новгородской). Постепенно христианская вера распространяется по остальным нашим землям, естественно замещая бытовавшие языческие верования.

Особенностью распространения христианства на белорусских землях было и то, что культура древней Беларуси периода XIXIIIв., в целом сориентированная на Византию, с характерным для нее консерватизмом и традиционализмом, была открыта для восприятия новаций из других регионов, особенно из Центральной и Западной Европы. Именно это привело к формированию многоконфессиональности, которая сыграла существенную роль в духовной жизни белорусского общества и определила ряд оригинальных идей в общественно-философской мысли. Успех распространения христианских идей на белорусских землях был настолько значительным, что уже вXIIв. тут появляются такие мощные духовные личности, как Ефросиния Полоцкая, Кирилла Туровский, Климент Смолятич и др. Их влияние на развитие отечественных идей духовно-нравственного совершенствования был исключительный.

Итак, мы можем утверждать, что православное христианство определило основу средневековой культуры Беларуси, связав ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада. Нет ни одного вида искусства или направления культуры, которые бы не были одухотворены Православием. Школа, книга и просвещение на протяжении многих столетий оставались исключительно церковными. Архитектура, живопись, хоровая музыка, литература, политическая мысль и богословие Древней Беларуси соответствовали лучшим духовным ценностям христианской культуры начала второго тысячелетия после рождества Христова.

XI – XII века стали временем расцвета Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Это проявилось в появлении многочисленных видов искусств, тиражировании знаний, просветительстве и огромном уважении к личности мастера, творца художественных произведений искусства. Культура этого времени представляет собой тип «раннехристианского Возрождения», рожденного столкновением и синтезом творческих порывов молодого этноса, христианского духовного подвижничества и принесенной с Византии эллинистической культуры.

Важно отметить, что христианская религия, из которой вырастала новая духовная культура, таила в себе разные возможности дальнейшего развития. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с кровавой борьбой между полоцкими и киевскими князьями, стремившимися захватить полоцкие земли и распространить восточный тип православия и организации жизни. Во-вторых, с достаточно еще крепкими традициями язычества, которые препятствовали усвоению новой религии и образа жизни. В итоге, в условиях сильного военного, политического и культурного воздействия, как с Востока, так и с Запада, влияние идей и традиций язычества, не способствовавших быстрому принятию иной культуры, в 1230-е годы происходит объединение белорусских и литовских земель, образуется Великое княжество Литовское (ВКЛ).

К XIVстолетию белорусский этнос в основном уже сложился в народность, хотя полностью этот процесс не завершился, продолжался и далее. ВКЛ было белорусско-литовским государством. В период вхождения белорусских земель в ВКЛ шел процесс дальнейшего развития этнического сознания белорусов, развивались письменность, философская мысль, создавались документы, характеризующие уровень их политической и правовой ментальности.

Значительные памятники права XVIв. – Литовские статуты (1529, 1566, 1588 годов), в которых отразилось влияние римского права и юридические идеи эпохи Возрождения, оказали существенное влияние и на развитие права у всех восточнославянских народов.

Нужно заметить, что в отличие от самодержавного сознания Московской Руси, в основе менталитета белорусов лежали либеральные идеи, в том числе в вопросах государственного устройства, политической и религиозной жизни. Идеи конституционной монархии, верховенство закона, политической веротерпимости, закрепленные правовыми актами, в определенный период владели общественным сознанием Великого княжества Литовского.