Денисов уральский биография. Денисов-Уральский Алексей Кузьмич: wiki: Факты о России. Заметка из газеты «Правительственный вестник»

Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства

Родился в семье горного рабочего, художника-самоучки, чьи работы из самоцветов экспонировались на выставках в Москве, Петербурге, Вене. Учился камнерезному искусству у отца. В 1884 получил от ремесленной управы Екатеринбурга звание мастера рельефного мастерства. В 1880-х экспонировал свои работы из камня на Уральской и Казанской научно-технических выставках, Всемирной выставке в Париже (1889), международной выставке в Копенгагене.

В 1887 по совету писателя Д. Н. Мамина-Сибяряка приехал в Петербург, некоторое время посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1887–1888). Начал заниматься живописью. В поездках по Уралу исполнил множество пейзажей, в которых запечатлел разнообразные природные явления, растительность и геологические особенности края. Картины Денисова-Уральского репродуцировались в различных петербургских журналах и на открытых письмах Общины св. Евгении.

Принимал участие в Весенних выставках в залах ИАХ (1898, 1899), выставках Общества русских акварелистов (1895, 1896, 1898, 1908, 1910), Санкт-Петербургского общества художников (1907–1908). Экспонировал свои работы на многих международных выставках; в 1897 за картину «Лесной пожар» был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Сент-Луисе. Провел персональные выставки в Екатеринбурге и Перми (1900–1901) и Петербурге (1902, 1911) под названием «Урал и его богатства».

Одновременно с живописью продолжал заниматься камнерезным искусством: выполнял чернильницы, пресс-папье, фигурки из самоцветов, «наборные картины» (макеты горного пейзажа из самоцветов на акварельном фоне) и «горки» (коллекции камней, соединенных в виде миниатюрных гротов). Создавал ювелирные украшения из золота, изумруда, рубина, жемчуга. В середине 1910-х выполнил из камня скульптурные карикатуры - аллегории стран - участниц Первой мировой войны, которые показал на специально устроенной выставке в Петербурге (1916).

Активно занимался общественной деятельностью. Выступал за развитие отечественной горной промышленности, бережное отношение к природным ресурсам Урала. В 1903 участвовал в I Всероссийском съезде деятелей геологического и разведывательного дела в Петербурге. В 1911 стал одним из инициаторов созыва в Екатеринбурге съезда горнопромышленников. В 1912 организовал в Петербурге общество содействия развитию и улучшению кустарного шлифовального производства «Русские самоцветы». В 1917 обращался к Временному правительству с проектом разработки цветных камней.

В конце 1910-х жил на даче в финском поселке Усекирко под Петербургом; в мае 1918 был отрезан от родины советско-финляндской границей и фактически оказался в эмиграции.

В последние годы создал серию картин, посвященных Уралу, и работал над рельефной лепной картиной «Уральский хребет с птичьего полета». В мае 1924 передал в дар Свердловску свое творческое наследие, состоящее из 400 полотен, и обширную коллекцию минералов и изделий из камня. Однако местонахождение большей части дара в настоящее время неизвестно.

Произведения Денисова-Уральского находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном Русском музее, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Пермской государственной художественной галерее, Музее истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге, Музее горного института в Петербурге и других.

Официальный портал Екатеринбурга продолжает знакомить читателей с выдающимися людьми, внесшими свой вклад в историю и развитие уральской столицы. На этот раз речь пойдет о коренном уральце, сыне потомственных камнерезов-староверов, всемирно известном художнике, признанном мастере камнерезного искусства Алексее Денисове-Уральском.

Все свои увлечения и таланты Денисов подчинил одному делу - служению родному Уралу. Была в жизни художника заветная мечта - создать в родном Екатеринбурге художественный музей. Он поставил перед собой фантастическую цель: запечатлеть на холсте весь Урал, от крайней северной точки до южной, с его хребтами, шиханами, реками и озерами. Пополнялась и его минералогическая коллекция, создавались новые произведения камнерезного искусства. Настанет день, мечтал Денисов, и все это будет преподнесено Уралу: все сразу - от крошечного редкого камня до монументального полотна; все, над чем, не зная покоя, трудился он всю жизнь.

Алексей Козьмич Денисов (именно такую фамилию он носил при рождении, а псевдоним Уральский взял уже в сознательном возрасте как дань любви к родному краю) появился на свет в феврале 1863 года (по другим сведениям, 1864-го). Он вырос в семье горного рабочего, художника-самоучки, чьи работы из самоцветов экспонировались на выставках в Москве, Петербурге, Вене. Учился камнерезному искусству у отца. В 1884 получил от ремесленной управы Екатеринбурга звание мастера рельефного мастерства. В 1880-х экспонировал свои работы из камня на Уральской и Казанской научно-технических выставках, всемирной выставке в Париже (1889), международной выставке в Копенгагене.

В 1887 году по совету писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка приехал в Петербург и поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств. С этого времени занимался в основном живописью. В поездках по Уралу исполнял многочисленные пейзажи, точно передающие не только красоты края, но и разнообразные явления природы, растительность и геологические особенности. За картину «Лесной пожар» получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Сен-Луи в 1904 году. В ряде работ дан, по выражению биографа, «портрет камня» («камень» в данном случае на уральском говоре означает «гору»). Запечатлел также виды уральских деревень, добычу и переработку полезных ископаемых.

«Будучи хорошо практически знаком с геологией, минералогией, я как художник смог подметить, понять и воспроизвести те характерные детали явлений природы, которые для обыкновенного наблюдателя остались бы незамеченными. Вот почему мои геологические картины и картины, изображающие горные породы, помимо художественной стороны, должны быть интересны в научном отношении», - писал Денисов-Уральский.

Художник участвовал в весенних выставках в залах Академии художеств, выставках Общества русских акварелистов Петербургского общества художников. В 1900-1901 годы он провел персональные выставки в Екатеринбурге и Перми, в 1902 и 1911 годы - в Петербурге под названием «Урал и его богатства».

Наряду с живописью Денисов-Уральский продолжал заниматься камнерезным искусством: исполнял декоративные чернильницы, пресс-папье, фигурки из самоцветов, наборные картины (макеты горного пейзажа из самоцветов на фоне акварельной живописи) и «горки» (коллекции камней, соединенных в виде миниатюрных гротов). Наивысшее мастерство художник-камнерез продемонстрировал в серии небольших (20-25 сантиметров) скульптурных карикатур из самоцветов «Аллегорические фигуры воюющих держав», показанной в 1916 году в Петрограде на специально устроенной выставке.

Выдающийся художник постоянно выступал за развитие отечественной горной промышленности и бережное отношение к природным ресурсам Урала. В 1903 году участвовал в первом Всероссийском съезде деятелей геологического и разведывательного дела в Петербурге, в 1911 году стал инициатором созыва в Екатеринбурге съезда горнопромышленников, разработал проект о льготах для добычи драгоценных камней. В 1912 году Денисов-Уральский организовал в Петербурге общество для содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального производства «Русские самоцветы. Одним из восьми учредителей общества «Русские самоцветы» наряду с Денисовым-Уральским был купец первой гильдии Карл Федорович Берфель - владелец фабрики, вошедшей в состав фирмы Фаберже. Другим соучредителем был молодой инженер-технолог Роман Робертович Шван - сын ведущего ювелира фирмы «К.Э. Болин».

В конце 1910-х годов Денисов-Уральский жил на даче в финском поселке Усикирке. Все случилось неожиданно. В начале 1918 года закрылась граница с Финляндией. Вечером он лег спать в России, а утром следующего дня проснулся на территории Финляндии, к которой отошла Усикирка - местечко, где находилась его дача. Больной художник, только что перенесший опасную операцию на брюшной полости, оказался отрезанным от родины. За несколько месяцев до этого он пережил одну за другой две тяжелейшие утраты: умерла в Екатеринбурге старушка мать, а вслед за ней трагически, в расцвете сил, погиб его единственный сын Николай - студент Петербургского мореходного училища, которому прочили большое будущее. Жизнь, казалось, потеряла всякий смысл. Он оставался один среди угрюмых, молчаливых и непонятных финнов, без дома, без родственников, без друзей, без корней, питающих соками родной земли, без своих картин и каменных сокровищ. Думал ли когда-нибудь Денисов, что судьба забросит его за пределы России? Ведь пройди граница несколькими километрами севернее, и не было бы этой трагической случайности, и Усикирка осталась бы на родной земле, и судьба его картин, его детищ (о собственной он думал меньше, она отступала на второй план), сложилась бы совсем иначе... Жизнь близилась к закату: надламывалось здоровье, последние физические силы покидали его. И все-таки несгибаемым оставался его дух, неизменной - жизненная позиция.

«Дарю Екатеринбургу...» (письма из Финляндии)

В апреле 1924 года в Екатеринбург в адрес Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) пришла телеграмма из Финляндии:

«Дарю Екатеринбургу принадлежащую мне картинную галерею в 400 полотен, минералогические коллекции и изделия из уральских камней. Денисов-Уральский».

Денисова-Уральского в УОЛЕ, конечно, все знали. Коренной уралец, сын потомственных камнерезов-староверов, впитавший в себя таланты, мастерство и упорство нескольких поколений камнерезов Березовска, он стал всемирно известным художником, признанным мастером камнерезного искусства. В УОЛЕ он был своим человеком. Многие любили и уважали его и в свое время гордились дружбой с ним. Здесь он устраивал первую выставку своих картин. А сколько передарил он Обществу каталогов своих знаменитых выставок, книг, картин и минералов из личных коллекций!

Знали и другое: к моменту Октябрьской революции Денисов владел изумрудными копями близ Екатеринбурга, а в Петербурге возглавлял Горнопромышленное агентство, которое, как и фирма знаменитого Фаберже, поставляло камнерезные и ювелирные произведения Двору Его Императорского Величества. В центре Петербурга на аристократической Большой Морской у Денисова был собственный магазин.

Правление общества отправило ему депешу с выражением благодарности за щедрый дар и ходатайствовало о разрешении художнику въезда в СССР. Спустя некоторое время представитель УОЛЕ старый большевик В.М.Быков выехал в Ленинград, чтобы получить коллекцию из Финляндии и переправить ее на Урал...

6/18 февраля 1863 (Екатеринбург) – 1926 (пос. Усcекирке, Финляндия; ныне пос. Поляна Ленинградской обл.). Живописец, художник-камнерез и общественный деятель.

Сын рабочего-горняка, художника-самоучки Козьмы Денисова, чьи работы из самоцветов экспонировались на выставках в Петербурге и Москве. В 1884 получил от ремесленной управы Екатеринбурга звание мастера рельефного мастерства. В 1880-е удостоился наград за камнерезные изделия на Уральской и Казанской научно-технических выставках, на выставке в Копенгагене (1888) и на Всемирной выставке в Париже (1889).

В 1887 по совету писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка приехал в Петербург и поступил в Рисовальную школу ОПХ. В частых поездках по Уралу исполнил пейзажи, в которых запечатлел разнообразные явления природы, растительность и геологические особенности края: «Лесной пожар» (1888 и 1897; золотая медаль на Международной выставке в Сент-Луисе в 1904), «Средний Урал» (1894), «Вершина Полюда» (1898), «Шинхан» (1901), «Река Тискос» (1909). В ряде работ, по выражению биографа, запечатлел «портрет камня»: «Камень Узкий на реке Чусовой», «Полюдов камень», «Камень высокий». Писал также виды уральских деревень, сцены добычи и переработки полезных ископаемых: «Кувшинский завод», «Геологический разрез», «Добыча аметистов». Участвовал в Весенних выставках в залах ИАХ (1898, 1899), выставках Общества русских акварелистов (1895, 1896, 1898, 1908, 1910), С.-Петербургского общества художников (1907, 1908). Одно время был казначеем «Мюссаровских понедельников» (Общества для оказания помощи семействам художников). В 1900–1901 провел персональные выставки в Екатеринбурге и Перми. В 1902 и 1911 организовал в Петербурге выставки «Урал и его богатства», на которых показал свои картины, скульптуры из самоцветов и образцы минералов. С 1902 подписывался «Денисов-Уральский».

В Петербурге продолжал заниматься камнерезным искусством: исполнял фигурки из самоцветов, декоративные чернильницы, пресс-папье, «наборные картины» (макеты горного пейзажа из самоцветов на фоне акварельной живописи) и «горки» (коллекции камней, соединенных в виде миниатюрных гротов). Создавал сложные фигуры, составленные из разных камней («Попугай», «Индюк»). В 1912 организовал в Петербурге Общество содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального производства «Русские самоцветы». Открыл ювелирную камнерезную мастерскую и магазин (на наб. Мойки, 42; с 1911 – на Большой Морской, 27); пытался конкурировать с Домом Фаберже.

В 1916 создал серию карикатурных скульптур из самоцветов «Аллегорические фигуры воюющих держав» (восковые формы Г. И. Малышева), которые были показаны им на специальной выставке в Петрограде.

В художественном творчестве и в общественных выступлениях стремился обратить внимание на ценность природных богатств Урала, призывал к рациональному и бережному отношению к его ресурсам. В 1903 участвовал в I Всероссийском съезде деятелей геологического и разведывательного дела в Петербурге. В 1911 стал одним из инициаторов съезда горнопромышленников в Екатеринбурге и разработал проект о льготах на промышленную добычу драгоценных камней. В 1917 обратился к Временному правительству с проектом разработки месторождений самоцветов.

Перед революцией поселился на своей даче в финском поселке Усcекирке, близ Петрограда. В мае 1918 поселок был отрезан советско-финляндской границей. В последние годы написал серию картин, посвященных Уралу, и работал над рельефной лепной картой «Уральский хребет с птичьего полета». В мае 1924 телеграфировал Уральскому обществу любителей естествознания о готовности передать 400 полотен, обширную коллекцию минералов и изделий из камня в дар городу Свердловску. Судьба и местонахождение большей части этого дара неизвестны, как неизвестно и местонахождение могилы художника.

В Екатеринбурге имеется бульвар Денисова-Уральского. В 2008 в Петербурге учрежден почётный знак «Орден Алексея Козьмича Денисова-Уральского», которым награждаются российские и иностранные граждане за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии лучших традиций российского камнерезного искусства.

Представлен в ГРМ («Пейзаж с озером»), в музее С.-Петербургского Горного университета, художественных музеях Екатеринбурга, Перми, Иркутска и в частных собраниях. Большинство камнерезных работ утрачено.

Библиография:

* ХН СССР 3/336; ХРЗ.

Выставка аллегорической группы Мировой войны 1914–1916 гг. А. К. Денисова-Уральского в Петрограде // Огонек. 1916. № 12 (перепечатано: Скурлов В., Фаберже Т., Илюхин В. К Фаберже и его продолжатели. СПб., 2009. С. 151).

Павловский В. В. А. К. Денисов-Уральский. Свердловск, 1953 (библиогр. и список лит. трудов).

Семенова С. Очарован Уралом. Свердловск, 1978 (список лит. трудов и худож. произв. в музеях СССР).

История фирмы Фаберже / Публ. Т. Ф. Фаберже и В. В. Скурлова. СПб., 1993. С. 75.

Скурлов В. Алексей Козьмич Денисов-Уральский – учредитель Общества «Русские самоцветы» // Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Под ред. В. В. Скурлова. СПб., 1997. С. 296–312.

Будрина Л. А. Страницы творчества А. К. Денисова-Уральского // Известия государственного уральского университета: Гуманитарные науки. Вып. 8. Екатеринбург, 2004. № 33.

Семенова С. А. К. Денисов-Уральский. Жизнь замечательных уральцев. Екатеринбург. 2011.

Скурлов В., Фаберже Т., Илюхин В. К Фаберже и его продолжатели. СПб., 2009. 148–159.

Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России: Каталог выставки в Московском кремле. 2011. С. 216–233.

Родился 19 (6) февраля 1864 года в Екатеринбурге, в семье Матрёны Карповны и Козьмы Осиповича, потомственного резчика по камню. Насколько удалось установить, род камнерезов и знатоков уральских недр Денисовых известен с деда художника – горнозаводского крестьянина-старообрядца Осипа Денисова. Его сын Козьма более двадцати лет проработал в шахтах Березовского завода, потом переехал с семьей в Екатеринбург, где родился сын Алексей. Козьма Денисов занимался «рельефным» делом – изготовлением «наборных» картин, «насыпных» икон, горок-коллекций – с 1856 года. Очевидно, его произведения пользовались определенным признанием. Так, в 1872 году он экспонировал на Политехнической выставке в Санкт-Петербурге «Горку минералов уральского хребта, представляющую медные руды с их спутниками, в жилах, так же месторождения золотых, свинцовых, серебряных, медных и других руд» высотой около 70 см. На следующий год «картины из уральских минеральных пород» он демонстрировал уже на Венской всемирной выставке.

С юных лет Алексей осваивал тонкости камнерезного дела – от простейших операций до создания самостоятельных работ. Дебютом молодого мастера стала Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882 года в Москве. Алексей Козьмич представил на выставку минералы с Уральского хребта, картину и сталактитовый грот из уральских минералов, которые были отмечены почетным дипломом. В конце 1880-х годов мастер-камнерез и художник-самоучка отправляется покорять Северную столицу, имея за плечами опыт участия в крупных национальных и международных выставках в Москве (1882), Екатеринбурге (1887), Копенгагене (1888), Париже (1889). Преодолевая трудности и лишения, он осваивает искусство живописи и акварели в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств, создает рисунки для периодических изданий, подрабатывает художником-оформителем в училище технического рисования барона Штиглица.

Ненадолго вернувшись в Екатеринбург в середине 1890-х, Алексей готовится к новому покорению столиц. После успеха на Всемирной выставке 1900 года в Париже, в декабре того же года он открывает в Екатеринбурге первую персональную выставку «Урал в живописи». Весной выставка переезжает в губернский город Пермь. Искреннее, очень личное отношение художника к изображаемым пейзажам подкупает зрителей. Восхищенные эпическим размахом выставки критики готовы прощать автору технические промахи. Успех прошедших на родине выставок воодушевляет мастера – он вновь штурмует Петербург.

Рубеж веков отмечен для Денисова рядом знаменательных событий, изменивших не только его творческую и общественную, но и частную жизнь. В середине 1890-х годов он женится на Александре Николаевне Березовской, вскоре рождается единственный сын и наследник Николай. В это время крепнет дружба художника с Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком, оказавшим большое влияние на его становление. По примеру писателя, в 1900 году Денисов добавляет к своей фамилии столь важный для него топоним – «Уральский».

Весной 1902 года в помещении петербургского театра «Пассаж» художник открывает новую – «передвижную» – Выставку «Картины Урала и его богатства». Об успехе этого предприятия свидетельствует второе издание «Руководства к обзору» с существенно расширенными описаниями и комментариями. Следующий год был ознаменован еще одной выставкой, прошедшей в том же помещении. Сам художник назвал ее «ювелирной», а в интервью, данном в связи с открытием экспозиции, он уже анонсирует следующую выставку – в Москве.

В начале 1903 года открывается «Горнопромышленное агентство по распространению полезных ископаемых России А.К. Денисов (Уральский) и К°». Петербургский адрес предприятия – Литейный проспект, 64, одновременно на бумагах указывается и екатеринбургский адрес – Покровский проспект, 71-73/116 (дом на углу Покровского проспекта и Кузнечной улицы, купленный когда-то отцом художника). В рекламных объявлениях указывалось, что Агентство включает в себя склад систематизированных минералогических коллекций, русских драгоценных камней и заводских изделий из камня, а также созданных в собственной мастерской, первую передвижную Выставку картин и богатств Урала. Секрет успеха заключался в талантливом сочетании коммерческого чутья мастера с искренним и пронзительным чувством привязанности к Уралу. Поэтому и представленный ассортимент радует разнообразием: отдельные образцы и целые обширные коллекции минералов, камнерезные изделия и ювелирные украшения, живопись и графика.

Успешно проходит выставка «Урал и его богатства», открытая в начале 1904 года в Москве. Участие в этом же году во Всемирной выставке в американском Сент-Луисе принесло художнику не только награду – Большую серебряную медаль, но и тяжелое разочарование: живописная часть отправленной коллекции не вернулась.

Возрастающая популярность и все увеличивающиеся торговые обороты заставляют искать престижный адрес для открытия магазина. Случай представился и Денисов приобретает в доходном доме Э.К. Нобель магазин ювелира Э.К. Шуберта. Витрины магазина выходили на оживленный участок набережной реки Мойки (дом 42), а само здание протянулось на всю глубину квартала, выходя вторым фасадом на престижную Конюшенную улицу. С этого времени в справочнике «Весь Петербург» низменно появляется информация о фирме «Горнопромышленное агентство», владельцы – Алексей Козьмич Денисов-Уральский и Александра Николаевна Денисова (уральские драгоценные камни).

Следующие годы посвящены напряженной работе – развиваются магазин и мастерские, выполняются заказы ведущих ювелирных фирм Европы, живописные полотна и графические листы экспонируются на ежегодных выставках, идет работа по подготовке новой большой экспозиции. Открытая в январе 1911 года в Петербурге на Большой Конюшенной, 29, выставка «Урал и его богатства» стала подлинным триумфом – за время работы ее посетило множество жителей и гостей столицы, неоднократно появлялись в выставочных залах представители правящей династии и высокопоставленные зарубежные гости. Благодаря этой выставке завязываются прочные деловые отношения с парижской фирмой Картье. Успех выставки и развитие предприятия позволили подумать о расширении торговых площадей. В конце 1911 года Алексей Козьмич покупает помещение на престижной Морской улице, в доме 27. Соседями уральца с этого времени становятся ведущие ювелирные фирмы России – Фаберже, Овчинниковы, Тилландер.

В 1912 году А.К. Денисов-Уральский становится одним из соучредителей «Общества для содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального промысла “Русские самоцветы”», на основе которого появилось знаменитое петербургское предприятие, специализирующееся на обработке поделочных камней.

Начало Первой мировой войны, потери русской армии и страдания народа заставляют художника по-новому взглянуть на свое творчество. Он принимает участие в благотворительной выставке живописцев. События заставляют его обратиться к любимому камню и заняться созданием особой серии аллегорических изображений воюющих держав. Эти произведения стали основой последней прижизненной выставки мастера. Все средства от продажи входных билетов Алексей Козьмич передал в пользу русских солдат и общества попечения о детях.

Октябрьская революция застала художника на даче в местечке Уусикиркко, где он оправлялся от подточивших здоровье тяжелых потерь – смерти столь близкой ему матери и трагической гибели единственного сына. В начале 1918 года Денисов-Уральский, как и многие жители дач на Карельском перешейке, оказался в невольной эмиграции на территории независимой Финляндии. Его последние годы были омрачены безуспешными попытками создания в Екатеринбурге своего музея и тяжелой душевной болезнью, которая привела Алексея Козьмича в лечебницу в Выборге. Скончавшийся в ее стенах в 1926 году, мастер был похоронен в православной части выборгского кладбища Ристимяки, уничтоженной в годы Второй мировой войны.

Автор статьи «…Более, чем художник…»: к 150-летию со дня рождения Алексея Козьмича Денисова-Уральского. Научный каталог выставки в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. – Екатеринбург, 2014. — C. 5-8

Камнерезные работы

Камнерезные работы А. К. Денисова-Уральского

Видео

Короткометражные документальные фильмы про Алексея Козьмича Денисова-Уральского

ИЗО. Денисов-Уральский. 1 серия ИЗО. Денисов - Уральский, часть вторая. Живопись ИЗО. Денисов - Уральский, часть третья. Камнерезное искусство Алексей Денисов-Уральский: больше чем художник (03.03.14) Денисов-Уральский Сюжет Денисов Уральский 17.02.14