Рафаэль санти произведения. Произведения Рафаэля Санти: список, фото. Вообще за свою короткую тридцатисемилетнюю жизнь мастер создал множество непревзойденных, уникальных живописных полотен. Но все же самым главным остаются вдохновенные Мадонны, которые о

Рафаэль Санти родился в городе Урбино в 1483 году, 6 апреля. Его интерес к живописи начался довольно рано. Его отец Джованни Санти работал придворным художником у герцога Урбино Федериго да Монтефельтро. За время, которое Рафаэль был с отцом, он имел возможность изучать основы живописи. В 8 лет Рафаэль потерял мать, а в 11 отца. Благодаря заботе мачехи и достаточному количеству денежных средств, которые остались после смерти отца, мастер никогда не боролся за свое достойное существование. Кроме того, он дружил с итальянскими мастерами того времени. Посредством этих связей, Рафаэль довольно рано смог стать достаточно успешным в своей карьере.

Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. В 1500 году Рафаэль стал учеником Пьетро Перуджино, который был успешным художником в городе Перуджа. В течение четырех лет, Рафаэль освоил технику Перуджино настолько хорошо, что различить их работы стало почти невозможно. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Его первой известной работой был алтарный образ для церкви, которая была на полпути между городом его рождения и Перуджей. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Молодой мастер продолжал работать в качестве помощника у Перуджино, пока не переехал во Флоренцию.

Во Флоренции ему стало очевидно, что его стиль нуждается в некоторых изменениях, если учитывать последние инновационные стили Леонардо да Винчи и Микеланджело. Однако, художник, который оказал на него наибольшее влияние, несомненно, оставался прежний. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Однако, хоть он и воспринял стили разных мастеров того времени, он продолжал использовать свой собственный уникальный стиль. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля - «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют.

В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Он прожил остаток своей жизни здесь. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и живописец того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Он, по приглашению папы Юлия II, прибывает, для выполнения заказа по росписи фресками Станцы делла Сеньятура, первее Микеланджело, который получает официальное приглашение на несколько месяцев позже. Первая уполномоченная работа Рафаэля в Риме, была его самым большим и самым высокооплачиваемым заказом, чем когда-либо. Он должен был сделать фрески, в помещении, которое должно было стать библиотекой Юлия II в Ватиканском дворце. Там уже были подобные работы в разных залах, но они, в основном, были закрашены, так как были заказаны предшественником и злейшим врагом папы Юлия II Родриго Борджиа папой Александром VI. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон».

Для того чтобы написать эти знаменитые произведения, ему пришлось закрашивать некоторые другие работы. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. После завершения работ в первой комнате, папа Юлий II был очень впечатлен и решил поручить художнику, для дальнейшей работы, роспись в другой комнате. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца д’Элиодоро. В этой комнате, Рафаэль в основном фокусируется на оказании Богом покровительства над человеческой деятельностью. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Однако, как и было на протяжении всей своей карьеры, художнику удается использовать свой собственный стиль, при этом, по прежнему, используя множество техник других мастеров. В одно время, Микеланджело был весьма раздражен уникальным мастерством Рафаэля быстро перенимать техники других художников. Он даже обвинил художника в плагиате.


Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Следующий папа Лев Х также был восхищен мастерством Рафаэля, и поддержал продолжение росписи. Кроме того, сложная паутина его друзей играла значительную роль в обеспечении художника заказами, в таком количестве, что он уже, наверное, никогда не остался бы без работы. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Его большие и сложные работы для него, Леонардо да Винчи, и Микеланджело стали определять век, в котором они жили.

На закате своей жизни, Рафаэль продолжал получать жалование от Ватикана. Однако, он также получал и другие многочисленные заказы. Его наиболее заметные проекты за пределами Ватикана представляют собой серию алтарных образов и римских Мадонн. Эти работы демонстрируют эволюцию в стиле Рафаэля. По сути, он продолжал развиваться до самой смерти. Кроме того, он сделал серию портретов. Среди них портреты папы Юлия II и его преемника.

Его мастерская-студия была описана, как одна из самых больших, когда-либо принадлежавших мастерам. Несомненно, многое из опыта управления мастерской он перенял у своего отца. В отличие от мастерской организованной Микеланджело, мастерская Рафаэля работала более быстро и продуктивно.

Художник удалось не только организовать целый субподряд мастеров и их помощников, а и поддерживать с ними всеми хорошие рабочие отношения. Его мастерской приписали развитие таланта у некоторых из величайших мастеров того времени.

Когда Браманте скончался, Рафаэль был назначен главным архитектором собора Святого Петра. В 1515 году он также получает должность главного хранителя древностей. Большинство его работ впоследствии были снесены, так как были, в некоторой степени, угрюмыми. Однако, некоторые его произведения, как архитектора, до сих пор сохранились в Риме.

Рафаэль часто рисовал рисунки, иногда используя для этого наконечник из серебра. Рисунок, сделанный таким образом, вначале голубовато-серого цвета. Постепенно, после окисления, он приобретает коричневатый оттенок. Как видно из его многочисленных рисунков, художник он был весьма инновационный. Рафаэль никогда не делал копий своих работ, но охотно вступал в сотрудничество с другими художниками и позволял им использовать его эскизы для создания гравюр.

Художник никогда не был женат. Некоторое время он был увлечен Маргаритой Лути (Форнариной – булочницей) дочерью богатого пекаря.

По одной из версий, многочисленные шумные игры с любовницами привели к его преждевременной смерти в тридцать семь лет. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Но если учитывать большой объем работы, который выполнял художник, нравы тех времен, общее состояние здоровья населения того века и то, что тогда люди вообще жили недолго, можно предположить, что это все вместе, в общем, и могло послужить причиной ранней смерти Рафаэля. В любом случае, по прошествии стольких сотен лет со дня его смерти, теперь можно только строить догадки о ее причине, так как некоторые факты биографии остаются неизвестными, а вместо них появилось множество домыслов, слухов, фантазий и догадок. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.

Без сомнения, Рафаэль принадлежит к числу ведущих художников эпохи Возрождения. Вместе с Тицианом, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Шекспиром, и небольшой группой современников, Рафаэль стал центром движения художественных деятелей, которые пополнили своими шедеврами не только Западную, но и мировую культуру.


«Сикстинская мадонна». Картина размером 196 см. х 265 см. выполнена маслом на холсте в 1514 году. Находится в Галерее старых мастеров, в Дрездене, в Германии.


«Прекрасная садовница» (Мадонна с ребенком и Иоанном крестителем) размером 80 см. 122 см. выполнена маслом на доске примерно в 1507 году. Находится в Лувре, в Париже.


«Мадонна со щеглом». Картина размером 77 см. х 107 см. выполнена маслом на доске в 1506 году. Находится в Галерее Уффици, во Флоренции, в Италии.


«Мадонна в зелени» (Бельведерская Мадонна). Картина размером 88 см. х 113 см. выполнена маслом на доске в 1506 году. Находится в Музее истории искусств, в Вене, в Австрии.



«Мадонна Конестабиле». Картина размером 18 см. х 17,5 см. выполнена маслом в 1504 году, переведена с дерева на холст. Находится в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.


«Мадонна в кресле». Картина размером 71 см. х 71 см. выполнена маслом в 1514 году. Находится в Палаццо Питти, во Флоренции, в Италии.


«Мадонна Грандука». Картина размером 55,9 см. х 84,4 см. выполнена маслом на доске в 1504 году. Находится в Палатинской галерее Палаццо Питти, во Флоренции.



«Мадонна Альба». Картина в форме тондо размером 94,5 см. х 94,5 см, написана в 1511 году, перенесена маслом на холст. Находится в Национальной галерее искусства, в Вашингтоне, в США.


«Мадонна Темпи». Картина размером 51 см. х 75 см. выполнена маслом на доске в 1507 году. Находится в картинной галерее «Старая пинакотека», в Мюнхене, в Германии.


«Мадонна Фолиньо». Картина размером 194 см. х 320 см. выполнена в 1512 году, перенесена маслом на холст. Находится в Ватиканской пинакотеке.


«Три грации». Картина размером 17 см. х 17 см. выполнена маслом на доске в 1504 году. Находится в Музее Конде, Шантийи, во Франции.


«Кардинал Биббьена». Портрет размером 76 см. х 107 см, написан маслом на доске, примерно в 1516 году, находится в Палаццо Питти.


Портрет Бальдассаре Кастильоне (графа Новилары, итальянского писателя) имеет размер 67 см. х 82 см, выполнен маслом на доске примерно в 1515 году, сейчас находится в Лувре, в Париже.


«Дама с единорогом». Женский портрет имеет размер 61 см. х 65 см, выполнен маслом на доске примерно в 1506 году, находится в Галерее Боргезе, в Риме.


«Юлий II». Портрет 216-го папы римского Джулиано делла Ровере имеет размер 81 см. х 108 см, выполнен маслом на доске в 1511 году, находится в Лондонской Национальной галерее, в Великобритании.


«Форнарина». Портрет, предположительно, изображает любимую женщину Рафаэля. Его размер 60 см. х 85 см. Он был написан маслом на доске в 1519 году. Находится в Палаццо Барберини, в Риме.


«Афинская школа». Фреска размером 770 см. х 500 см. написана в 1511 году в станце делла Сеньятура, в Ватиканском дворце (Апостольском дворце в Ватикане).


«Парнас». Фреска 670 см. в ширину написана в 1511 году в станце делла Сеньятура, в Ватиканском дворце.


«Диспута». Фреска размером 770 см. х 500 см, написана в 1510 году в станце делла Сеньятура.


«Добродетели и закон». Фреска 660 см. в ширину написана между 1508 и 1511 гг. в станце делла Сеньятура.

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483–1520). Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа. Рафаэль родился в Урбино, в семье живописца, который был первым его учителем. Позже он учился у Тимотео делла Вити и Перуджино, в совершенстве овладев манерой последнего. У Перуджино Рафаэль воспринял ту плавность линий, ту свободу постановки фигуры в пространстве, которые стали характерными для его зрелых композиций. Семнадцатилетним юношей он обнаруживает настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности.

Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений – «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения.

С приездом во Флоренцию Рафаэль легко впитывает важнейшие завоевания художников флорентийской школы с ее ярко выраженным пластическим началом и широким охватом действительности. Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.

В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. Здесь, в непосредственной близости к наследию античности, расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия.

Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Эта работа, продолжавшаяся с перерывами с 1509 по 1517 год, выдвинула Рафаэля в число крупнейших мастеров итальянского монументального искусства, уверенно решавших проблему синтеза архитектуры и живописи Возрождения. Дар Рафаэля – монументалиста и декоратора – проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати). На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких – «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Разделенный на четыре части свод украшен аллегорическими фигурами, составляющими единую декоративную систему с росписями стен. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью.

Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии – Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа – Эвклид, и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли.

Напряженным драматизмом выделяется фреска «Изгнание Элиодора» в Станце д"Элиодоро. Внезапность совершающегося чуда – изгнания грабителя храма небесным всадником – передана стремительной диагональю главного движения, использованием светового эффекта. Среди зрителей, взирающих на изгнание Элиодора, изображен папа Юлий II. Это намек на современные Рафаэлю события – изгнание из Папской области французских войск.

Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце д"Элиодоро). К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Важное место в его искусстве продолжает занимать образ мадонны, приобретающий черты большого величия, монументальности, уверенности, силы. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.

В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515–1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа – святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу – мадонне и ее недетски задумчивому младенцу. Безупречная гармония и динамичное равновесие композиции, тонкий ритм плавных линейных очертаний, естественность и свобода движений составляют неотразимую силу этого цельного, прекрасного образа. Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка... в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим.

Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Свободные, изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.

Многочисленные итальянские ученики и последователи Рафаэля возводили в непререкаемую догму творческий метод учителя, что способствовало распространению подражательности в итальянском искусстве и предвещало назревающий кризис гуманизма.

Рафаэль Санти - это человек с невероятной судьбой, самый тайный и прекрасный живописец эпохи возрождения. Правители Италии завидовали таланту и уму гениального живописца, представительницы слабого пола обожали его за веселый нрав и ангельскую привлекательность, а за доброту и щедрость друзья прозвали художника посланцем рая. Однако Современники не подозревали о том, что великодушный Рафаэль до конца своих дней опасался того, что его ум провалится в бездну сумасшествия.

История всегда имеет свое начало и продолжение. Так 6 апреля 1483 года, в небольшом городке Королевства Италии Урбино, в доме придворного живописца урбинских герцогов и поэта Джованни Санти, родился великий Рафаэль Санти .

Джованни Санти возглавлял самую известную в Урбино художественную мастерскую. Трагедия, в которой он лишился любимой жены и матери, произошла ночью, в его доме. Во время нахождения художника в Риме, где он писал портрет папы Иоанна II, его брат Никколо в припадке помешательства убил престарелую мать и тяжело ранил беременную Маджию, жену художника. Стража, прибывшая на место преступления, арестовала преступника, однако ему удалось сбежать. Охваченный безумным страхом, Никколо бросился с моста в ледяную реку. Солдаты стояли на берегу и пытались выловить тело, тогда, когда Маджия Санти уже родила младенца и скончалась от полученных ран. О беде Джованни узнал от странствующих торговцев. Бросив все он поспешил домой. Но, друзья и соседи уже окрестили мальчика Рафаэлем , похоронили его жену и мать.

Детство великого художника протекало весьма счастливо и беззаботно. Джованни Санти, пережив ужасную трагедию, вкладывал все силы в Рафаэля, оберегая его от забот и хлопот реального мира, предупреждал возможные ошибки и исправлял уже совершенные. Рафаэль с детства занимался только с лучшими учителями, отец возлагал на него большие надежды, прививая вкус к живописи. Первыми игрушками Рафаэля были краски и кисти из мастерской отца. А уже в семь лет, Рафаэль Санти свои одаренные магические фантазии выражал в мастерской придворного живописца - в мастерской своего отца. Вскоре Джованни вновь женился на Бернардине Парте, дочери золотых дел мастера. От второго брака родилась дочь Элизабетт.

С каждым днем мальчишка доставлял все больше радости. Джованни наблюдал за тем, как размышляет и действует в своем вымышленном мире его сын, и как эти слабые и еще неуклюжие ручки выражают все на холсте. Он понимал, что талант и сверхъестественные способности Рафаэля намного достойнее его собственного, поэтому отдал мальчика в обучение к своему другу - художнику Тимотео Вити.

В период обучения десятилетний Рафаэль впервые отошел от канонов классического итальянского портрета эпохи Возрождения и освоил ту неповторимую игру цветов и красок, которая в наши дня является загадкой для художников и искусствоведов всего мира.

В 1494 году от сердечного приступа умирает отец маленького гения, и по решению городского магистрата мальчик остался на попечении в семье торговца сукном фри Бартоломью. Он был младшим братом художника Джованни и в отличие от сумасшедшего Никколо был общителен, имел заботливый, веселый и добрый нрав, не оставался равнодушным и всегда был готов прийти на помощь тем, кто нуждался в этом. Этот добродушный купец обожал племянника - сироту и не жалел денег на его обучение живописи.

Уже в семнадцать лет он с легкостью творил яркие талантливые произведения, до сих пор восхищающие современников. В ноябре 1500 года семнадцатилетний юноша покинул свой маленький провинциальный городок Урбино и переехал в шумный портовый город Перуджо. Там поступил в мастерскую знаменитого живописца Пьетро Вануччи , известного под именем Перуджино. Посмотрев первые экзаменационные работы своего нового ученика, седовласый маэстро воскликнул: «Сегодня у меня радостный день, потому что я открыл для мира гения!»

В эпоху Возрождения мастерская Перуджино была творческой лабораторией, в которой воспитывались гениальные личности. Глубокая лиричность Перуджино, его нежность, спокойствие и мягкость нашли отзвук в душе Рафаэля . Рафаэль переимчив. Он быстро усваивает живописную манеру своего учителя, изучает под его руководством работу над фресками, знакомится с техникой и образной системой монументальной живописи.


Тополиное дерево, масло. 17,1 × 17,3


Холст (переведена с дерева), темпера. 17,5 × 18


Около 1504.

Масло на тополиной панели. 17 × 17

Некоторое время Рафаэль еще находится под мощным влиянием Перуджино. Лишь робко, как мгновенный всплеск, вдруг возникает неожиданное композиционное решение, несвойственное Перуджино. Вдруг своеобразно начинают звучать краски на полотнах. И, несмотря на то, что его шедевры этого периода подражательны, нельзя отойти в сторону и не осознавать, что делал их бессмертный мастер. Прежде всего это «», «», «». Все это завершает созданное монументальное полотно «» в городе Чивита - Кастеллан.

Это как бы его последний поклон учителю. Рафаэль уходит в большую жизнь.

В 1504 году он приезжает во Флоренцию, где сосредоточился центр итальянского искусства, где зарождалось и поднялось Высокое Возрождение.

Первое, что увидел молодой Рафаэль , ступив на землю Флоренции, - была величественная статуя библейского героя Давида на площади Синьории. Эта скульптура Микеланджело не могла не ошеломить Рафаэля, не могла не оставить отпечаток в его впечатлительном воображении.

В это время во Флоренции работал и великий Леонардо . Как раз тогда вся Флоренция с замиранием духа следила за поединком титанов - Леонардо и Микеланджело. Они работали над батальными композициями для Зала Совета дворца Синьории. Роспись Леонардо должна была изображать битву флорентийцев с миланцами при Ангиари в 1440 году. А Микеланджело писал битву флорентийцев с пизанцами в 1364 году.

Уже в 1505 году флорентийцы имели возможность оценить оба картона, выставленные вместе.

Поэтичный, величавый Леонардо и бунтующий, с ослепительной страстью к живописи Микеланджело ! Настоящая титановая битва стихий. Молодому Рафаэлю надо выйти из огня этой битвы не опаленным, оставаясь самим собой.

Во Флоренции Рафаэль овладевает всей той суммой знаний, которые необходимы художнику, чтобы подняться вровень с этими титанами.

Он изучает анатомию, перспективу, математику, геометрию. Все отчетливее и яснее проступает его поиск прекрасного в Человеке, его поклонение Человеку, у него развивается почерк монументалиста, мастерство его становится виртуозным.

За четыре года он из робкого провинциального живописца превратился в настоящего мастера, уверенно владеющего всеми необходимыми ему для работы секретами школы.

В 1508 году двадцатипятилетний Санти приезжает по приглашению папы Юлия II в Рим. Ему поручают роспись в Ватикане. Прежде всего надо было сделать фрески в Зале Подписи, который отводился Юлием II под библиотеку и кабинет. Росписи должны были отразить различные стороны духовной деятельности человека - в науке, философии, богословии, искусстве.

Станца делла Сеньятура. 1509 - 1511

Станца делла Сеньятура. 1509 -1511

Здесь он перед нами не только живописец, но художник - философ, дерзнувший подняться до огромных обобщений.

Зал Подписи - Станца делла Сеньятура - воссоединил представления эпохи о силе человеческого разума, о силе поэзии, о законности, о гуманности. В живых сценах столкнул художник философские идеи.

В историко - аллегорических группах Санти оживляет образы Платона, Аристотеля, Диогена, Сократа, Эвклида, Птолемея. Монументальные произведения требовали от мастера знания самой сложной техники живописи - фрески, математического расчета и стальной руки. Это был поистине титанический труд!

В своих станцах (комнатах) Рафаэлю удалось найти небывалый синтез живописи и архитектуры. Дело в том, что интерьеры Ватикана были очень сложны по конструкции. Перед художником вставали почти невозможные по трудности композиционные проблемы. Но Санти вышел из этого испытания победителем.

Станцы являются шедеврами не только по пластическому решению фигур, характеристик образов, колорита. В этих фресках зрителя поражает величием архитектурных ансамблей, созданных кистью живописца, созданных его мечтой о прекрасном.

В одной из фресок Зала Подписи среди философов и просветителей, как бы участником этого высокого диспута, присутствует и сам Рафаэль Санти . На нас смотрит задумчивый молодой человек. Большие, красивые глаза, глубокий взгляд. Он видел все: и радость и горе - и лучше других чувствовал Красоту, которую оставил людям.

Рафаэль был великолепнейшим портретистом всех времен и народов. Образы его современников папы Юлия II , Бальтасара Кастильоне , портреты кардиналов рисуют нам гордых, мудрых и сильных духом людей эпохи Ренессанса. Пластика, колорит, острота характеристик образов на этих полотнах потрясают.

Дерево, масло. 108 x 80,7

Холст, масло. 82 х 67

Дерево, масло. 63 х 45

Холст, масло. 82 × 60,5

Около 1518. 155 x 119

Дерево, масло. 63 х 45

Вообще за свою короткую тридцатисемилетнюю жизнь мастер создал множество непревзойденных, уникальных живописных полотен. Но все же самым главным остаются вдохновенные Мадонны, которые отличаются особой таинственной красотой. В них сплелись воедино и Красота, и Доброта, и Истина.

Картина «Святое семейство. Мадонна с безбородым Иосифом » или «», написанная в двадцатитрехлетнем возрасте, представляет собой своеобразное творческое «упражнение» художника, решавшего задачу построения идеально согласованной во всех своих частях композиции.

Ее центр обозначен фигурой Младенца. Выделенная направленным прямо на нее лучом света, она, самое светлое пятно в картине, сразу обращает на себя внимание зрителя. Поистине замечательны те настойчивость и целеустремленность, с которыми Санти последовательно добивается впечатления внутренней взаимосвязи между персонажами и их пространственным окружением. Младенец сидит на коленях Марии, но его взгляд обращен в сторону Иосифа - обычный для Рафаэля композиционный прием, с помощью которого удается усилить связь друг с другом расположенных рядом фигур не только зрительно, но и эмоционально. Чисто живописные приемы работают на ту же цель. Так, намеченные в очертаниях рукава Девы Марии плавные параболические линии находят отзвук и в абрисе фигуры Младенца, и в движении складок плаща Иосифа.

Мадонна с Младенцем - один из лейтмотивов в искусстве Рафаэля : только за четыре года пребывания во Флоренции он написал не менее полутора десятков картин, варьирующих этот сюжет. Богоматерь иногда сидит с Младенцем на руках, иногда играет с ним или просто о чем - то размышляет, поглядывая на сына. Иногда к ним добавляется маленький Иоанн Креститель.

Холст (переведена с дерева), масло. 81 x 56

Доска, масло. 27,9 x 22,4

Около 1506.

Доска, масло. 29 x 21

Так, «», написанная им в 1512 - 1513 годах, получила высочайшее признание. Мать держит на руках ребенка и несет его к нам, в наш мир. Святое таинство свершилось - родился человек. Теперь перед ним жизнь. Евангельский сюжет - это только предлог для решения путем сложной аллегории извечной идеи. Жизнь для вступающего в нее человеческого существа не только радость, но и искания, падения, взлеты, страдания.

Женщина несет сына в холодный и страшный, полный свершений и радости мир. Она мать, она предчувствует судьбу своего сына, все, что ему уготовано. Она видит его будущее, поэтому в ее глазах - ужас, ужас перед неизбежным, и скорбь, и страх за своего младенца.

И все же она не останавливается у земного порога, она переступает его.

Лицо Младенца всего поразительнее. Вглядываясь в глаза Младенца, необыкновенно яркие, блестящие, почти пугающие зрителя, то впечатление сказывается не только грозного, но чего - то дикого и «одержимого» с осмысленным взглядом. Это Бог, и, как Бог, он тоже посвящен в тайну своего будущего, он тоже знает, что его ждет в этом мире, в который распахнулся занавес. Он прижался к матери, но не ищет у нее защиты, а как бы прощается с ней, лишь только вступив в этот мир и принимая всю тяжесть испытаний.

Невесом полет мадонны. Но еще мгновение - и она ступит на землю. Она протягивает людям самое дорогое - своего сына, нового человека. Примите его, люди, он готов за вас принять смертные муки. Это основная мысль, которую художник выразил в живописи.

Именно эта идея пробуждает в зрителе добрые чувства, связывает Санти с именами первейшими, возносит его как художника на недосягаемую высоту.

В середине XVIII века бенедиктинцы продали «Сикстинскую Мадонну » курфюрсту Фридриху - Августу II, в 1754 году она оказалась в собрании Дрезденской Национальной галереи. «Сикстинская Мадонна » стала предметом поклонения всего человечества. Ее стали называть самой Великой и Бессмертной картиной мира.

Образ чистой красоты можно увидеть в портрете «». «» был написан художником в период его пребывания во Флоренции. Созданный им образ юной прекрасной девушки полон очарования и девственной чистоты. Это впечатление связано также с загадочным зверьком, умиротворенно лежащий на ее коленях - единорогом, символом чистоты, женской непорочности и целомудрия.

Долгое время «Даму с единорогом » приписывали то Перуджино, то Тициану. И только в 1930 - е годы было открыто и подтверждено авторство Рафаэля. Обнаружилось, что первоначально художник изобразил даму с собачкой, потом на ее коленях оказалось мифическое существо - единорог.

Прекрасная незнакомка, изображенная Рафаэлем , кажется «божеством», «святыней». Она пребывает в безграничной гармонии с миром, который ее окружает.

Эта работа Рафаэля как бы своеобразный диалог гения Ренессанса с Леонардо да Винчи , только что сотворивший свою знаменитую «Мону Лизу », которая сумела произвести на молодого художника глубокое впечатление.

Используя уроки Леонардо, Мастер Мадонн следует за учителем. Он размещает свою модель в пространстве на балконе и на фоне пейзажа, разделив плоскость на разные зоны. Портрет изображенной модели ведет диалог со зрителем, создавая новую образность и раскрывая свой иной, не обыденный внутренний мир.

Колористическое решение в портрете так же играет огромную роль. Красочная и яркая палитра, построенная на градации светлых и чистых цветов, придает пейзажу ясную прозрачность, незаметно окутанной легкой туманной дымкой. Все это еще более подчеркивает цельность и чистоту пейзажа на его фоне образа дамы.

Фреска темперными красками по дереву «Преображение Господне », которое Рафаэль начал писать в 1518 году по заказу кардинала Джулио Медичи для собора г. Нарбонна, может восприниматься как художественная заповедь художника.

Полотно разделено на две части. В верхней части представлено сюжет Преображения. Спаситель с воздетыми руками, в развевающейся праведной одежде парит на фоне освещенной блеском Его собственного сияния дымке. С обеих сторон от Него, также парящие в воздухе, Моисей и Илия - старцы; первый, как уже отмечалось, со скрижалями в руках. У вершины горы в разных позах лежат ослепленные Апостолы: они руками прикрывают свои лица, не в силах переносить исходящего от Христа света. Слева на горе два посторонних свидетеля чуда Преображения, у одного из них четки. Их присутствие не находит оправдания в евангельском рассказе и было, видимо, продиктовано какими - то неизвестными нам сейчас соображениями художника.

Ощущение чуда и благодати фаворского света в картине нет. Зато есть ощущение эмоциональной перенасыщенности людей, которое перекрывает само чудесное явление.

В нижней половине картины у подножия горы Санти изобразил две оживленные группы людей: слева - остальные девять Апостолов, справа - толпа иудеев, в которой на первом плане видны коленопреклоненная женщина и еврей, поддерживающий бесноватого мальчика, сильные корчи которого, помутившийся взгляд и открытый рот, обнаруживают его тяжелые душевные и физические страдания. Толпа умоляет Апостолов излечить бесноватого. Апостолы же с изумлением смотрят на него, не в силах облегчить его участь; некоторые из них указывают на Христа.

Если присмотреться к лицу Христа, которое Рафаэль написал накануне своей кончины, и сравнить его с «» художника, можно найти некое сходство.

1506. Дерево, темпера. 47,5 х 33

Рафаэль Санти - Великий Художник с веселым и добрым нравом скончался неожиданно весенним вечером, в свое тридцатисемилетние. Он оставил этот мир полный божественной красоты после недолгой болезни 6 апреля 1520 года в своей мастерской. Казалось, что искусство умерло вместе с Великим и Почитаемым Художником. По завещанию Рафаэля Санти, его похоронили среди великих людей Италии в Пантеоне.

Великий художник итальянского происхождения представитель умбрийской школы живописи. Один из классиков эпохи зарождения Ренессанса.

Детство

Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Детство художника было беззаботным и веселым до тех пор, пока он не потерял обоих родителей и не стал круглой сиротой. Перед смертью отец успел развить у мальчика любовь к искусству и свои первые работы юный художник создал именно в его мастерской. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. Его первым наставником после отца становится Пьетро Перуджино, поэтому его ранние полотна очень схожи с ним по стилю. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». С течением времени живописец вырабатывает свое личное исполнение и характер. Основная часть его произведений в это время, алтарные изображения и лишь несколько небольших полотен.

Развитие таланта

Не желая устанавливать рамки для своих возможностей и обладая рвением к развитию таланта, он отправляется в Флоренцию. Ближе к концу 1504 года он встречает знаменитый и талантливых художников таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео. Больше всего прочего художника заинтересовал стиль исполнения да Винчи, и он перерисовывает некоторые его работы. Набивая руку на работах известных флорентийских живописцев у Рафаэля вырабатывается плавность линий и тонкость материи. Первые заказы начали поступать практически сразу. Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница».

В конце 1508 года художник переселился в Рим где служит личным рисовальщиком папского двора. Первым заказом стала роспись для Станцу делла Сеньятура основной тематикой для росписи художник выбрал интеллектуальную активность человека. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. Каждая фигура четко продуманный и прорисованный персонаж с характером и собственной историей. Некоторые из изображенных на росписи мыслителей были наделены визуальным сходством с да Винчи, Микеланджело и даже самим создателем композиции.

Работа в Ватикане

Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. Ему доверили расписать три станцы отстранив тех художников, которые уже вели проектные работы над ними. Предвидя огромное количество работы Рафаэль взял себе учеников, которые помогали ему при росписи. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Размещение изображения находилось прямо под окном что создавало иллюзию затемнённого помещения на изображении. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Исполнение было настолько мастерски исполнено что у смотрящего невольно возникает ощущение реальности происходящего. Каждая тень была продумана. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Такое исполнение ночного времени суток еще никому до этого не удавалось, Рафаэль был первым кто, достиг такого реалистичного эффекта.

В 1513 году произошла смена Папы, однако Лев Х ценил художника не меньше своих предшественников. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. До наших времен к сожалению, дошли лишь семь полотен. Еще одним заказом, сделанным от папы было оформление фресками лоджии, которые были частью внутреннего двора Ватикана. Из-за того, что заказ был очень большим около 50 фресок было сделано воспитанниками Рафаэля по зарисовкам мастера. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Судьба изображений осталась неизвестна.

Рисунок и живопись

Несмотря на то что большая часть работ, выполненных Рафаэлем это фрески и картины на Библейскую тематику художник создал не мало портретов. «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. После такой реакции публики художнику заказали портреты самого близкого окружения и Джулио Медичи. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Один из его автопортретов покрыт дымкой тайны так как человек, с которым он себя изобразил никому никому не известен.

Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. Некоторые из его графических работ были использованы для создания гравюр Маркантонио Раймонди. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. К сожалению, не один из молодых художников которых обучал Рафаэль большого успеха не добился. А все работы, которые были созданы учениками на основе эскизов живописца были восприняты публикой негативно. Им были созданы и архитектурные проекты. Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог.

Смерть

Художник умер довольно молодым 6 апреля 1520 года, не дожив даже до сорока лет. Скончался он от лихорадки бушевавшей в те года в Риме, которую он подхватил при раскопках гробницы.

— 5 декабря 2012 года на аукционе Сотбис был продан рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола» к картине «Преображение». Цена составила 29 721 250 фунтов стерлингов, вдвое превысив стартовую. Это рекордная сумма для графических работ.

Рафаэль - художник, оказавший монументальное влияние на то, как развивалось искусство. Рафаэля Санти заслуженно считают одним из трех великих мастеров итальянского Высокого Ренессанса.

Введение

Автор невероятно гармоничных и безмятежных полотен, он получил признание современников благодаря изображениям мадонн и монументальным фрескам во дворце Ватикана. Биография Рафаэля Санти, так же как и его творчество, делится на три основных периода.

За 37 лет жизни художник создал несколько самых красивых и влиятельных композиций за всю историю живописи. Композиции Рафаэля считаются идеальными, его фигуры и лица - безупречными. В истории искусства он фигурирует как единственный художник, которому удалось достичь совершенства.

Краткая биография Рафаэля Санти

Рафаэль родился в итальянском городе Урбино в 1483 году. Отец его был художником, но умер, когда мальчику было всего 11 лет. После смерти отца Рафаэль стал учеником в мастерской Перуджино. В первых его работах чувствуется влияние мастера, но к концу обучения молодой художник стал находить собственный стиль.

В 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию, где был глубоко восхищен стилем и техникой Леонардо да Винчи. В культурной столице он начал создание серии прекрасных мадонн; там же ему поступили первые заказы. Во Флоренции молодой мастер познакомился с да Винчи и Микеланджело - мастерами, оказавшими наиболее сильное влияние на творчество Рафаэля Санти. Также Флоренции Рафаэль обязан знакомством со своим близким другом и наставником Донато Браманте. Биография Рафаэля Санти в его флорентийский период является неполной и запутанной - судя по историческим данным, художник в это время не жил во Флоренции, а часто туда приезжал.

Четыре года, проведенные под влиянием Флорентийского искусства, помогли ему достичь индивидуального стиля и уникальной техники живописи. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). После смерти Браманте Рафаэль был назначен главным архитектором Ватикана и продолжил строительство собора Святого Петра.

Творчество Рафаэля

Композиции, созданные художником, славятся изяществом, гармонией, плавностью линий и совершенством форм, с которыми могут соперничать лишь полотна Леонардо и произведения Микеланджело. Недаром эти великие мастера составляют «недостижимую троицу» Высокого Возрождения.

Рафаэль был чрезвычайно динамичным и деятельным человеком, поэтому, несмотря на короткую жизнь, художник оставил после себя богатейшее наследие, состоящее из произведений монументальной и станковой живописи, графических работ и архитектурных достижений.

При жизни Рафаэль был очень влиятельным деятелем культуры и искусства, его произведения считались эталоном художественного мастерства, однако после безвременной смерти Санти внимание переключилось на творчество Микеланджело, и вплоть до XVIII века наследие Рафаэля пребывало в относительном забвении.

Творчество и биография Рафаэля Санти делятся на три периода, основными и наиболее влиятельными из которых являются четыре года, проведенные художником во Флоренции (1504-1508 гг.), и остаток жизни мастера (Рим 1508-1520 гг.).

Флорентийский период

С 1504 по 1508 год Рафаэль вел кочевой образ жизни. Он никогда не оставался во Флоренции надолго, но несмотря на это, четыре года жизни, и особенно творчества, Рафаэля принято называть флорентийским периодом. Гораздо более развитое и динамичное, искусство Флоренции оказало глубокое влияние на молодого художника.

Переход от влияния Перуджианской школы к более динамичному и индивидуальному стилю заметен в одной из первых работ флорентийского периода - «Три грации». Рафаэль Санти сумел ассимилировать новые тенденции, при этом оставаясь верным своему индивидуальному стилю. Изменилась и монументальная живопись, о чем свидетельствуют фрески 1505 года. В настенной росписи прослеживается влияние Фра Бартоломео.

Однако ярче всего в этот период прослеживается влияние да Винчи на творчество Рафаэля Санти. Рафаэль ассимилировал не только элементы техники и композиции (сфумато, пирамидальное построение, контрапост), которые были нововведениями Леонардо, но и заимствовал некоторые из идей уже признанного на тот момент мастера. Начало этого влияния прослеживается даже в картине «Три грации» — Рафаэль Санти использует в ней более динамичную композицию, чем в ранних работах.

Римский период

В 1508 году Рафаэль приехал в Рим и жил там до конца своих дней. Дружба с Донато Браманте, главным архитектором Ватикана, обеспечила ему теплый прием при дворе папы Юлия II. Практически сразу после переезда Рафаэль начал масштабную работу над фресками для Stanza della Segnatura. Композиции, украшающие стены папского кабинета, до сих пор считаются идеалом монументальной живописи. Фрески, среди которых особое место занимают «Афинская школа» и «Спор о причастии», обеспечили Рафаэля заслуженным признанием и нескончаемым потоком заказов.

В Риме Рафаэль открыл самую большую мастерскую времен Возрождения - под присмотром Санти трудились более 50 учеников и помощников художника, многие из которых впоследствии стали выдающимися живописцами (Джулио Романо, Андреа Саббатини), скульпторами и архитекторами (Лоренцетто).

Римский период характеризуется и архитектурными изысканиями Рафаэля Санти. Непродолжительно он был одним из самых влиятельных архитекторов Рима. К сожалению, немногие из разработанных планов удалось реализовать из-за безвременной его кончины и последующих изменений в архитектуре города.

Мадонны Рафаэля

За свою богатую карьеру Рафаэль создал более 30 полотен с изображением Марии и младенца Иисуса. Мадонны Рафаэля Санти подразделяются на Флорентийские и Римские.

Флорентийские мадонны - созданные под влиянием Леонардо да Винчи полотна, изображающие молодую Марию с младенцем. Часто рядом с Мадонной и Иисусом изображен Иоанн Креститель. Флорентийские мадонны характеризуются спокойствием и материнской прелестью, Рафаэль не использует темных тонов и драматичных пейзажей, поэтому главным фокусом его картин являются прекрасные, скромные и любящие матери, изображенные на них, а также совершенство форм и гармония линий.

Римские мадонны - картины, на которых кроме индивидуального стиля и техники Рафаэля не прослеживается больше никакого влияния. Еще одним отличием римских полотен является композиция. В то время как Флорентийские мадонны изображены на три четверти, римские чаще написаны во весь рост. Основным произведением этой серии является великолепная «Сикстинская Мадонна», которую называют «совершенством» и сравнивают с музыкальной симфонией.

Станцы Рафаэля

Монументальные полотна, украшающие стены папского дворца (а ныне Музея Ватикана), считаются величайшими произведениями Рафаэля. Трудно поверить, что работу над Stanza della Segnatura художник закончил за три с половиной года. Фрески, среди которых великолепная «Афинская школа», написаны чрезвычайно детально и качественно. Судя по рисункам и подготовительным наброскам, работа над ними была невероятно трудоемким процессом, что в очередной раз свидетельствует о трудолюбии и художественном таланте Рафаэля.

Четыре фрески из Stanza della Segnatura изображают четыре сферы духовной жизни человека: философию, теологию, поэзию и правосудие - композиции «Афинская школа», «Спор о причастии», «Парнас» и «Мудрость, умеренность и сила» («Мирские добродетели»).

Рафаэль получил заказ на роспись двух других комнат: Stanza dell’Incendio di Borgo и Stanza d’Eliodoro. Первая содержит фрески с композициями, описывающими историю папства, а вторая - божественное покровительство церкви.

Рафаэль Санти: портреты

Портретный жанр в творчестве Рафаэля занимает не такую видную роль, как религиозная и даже мифологическая или историческая живопись. Ранние портреты художника технически отстают от остальных его полотен, однако последующее развитие техники и изучение человеческих форм позволило Рафаэлю создавать реалистичные портреты, проникнутые свойственной художнику безмятежностью и ясностью.

Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для подражания и объектом стремления для молодых художников. Гармония и баланс технического исполнения и эмоциональной нагрузки картины создают уникальное и глубокое впечатление, добиться которого мог только Рафаэль Санти. Фото сегодня не способно на то, чего в свое время добился портрет Папы Юлия II - люди, впервые видевшие его, пугались и плакали, настолько идеально Рафаэль сумел передать не только лицо, но и настроение и характер объекта изображения.

Еще один влиятельный портрет в исполнении Рафаэля - «Портрет Бальдассаре Кастильоне», который в свое время копировали Рубенс и Рембрандт.

Архитектура

Архитектурный стиль Рафаэля подвергся вполне ожидаемому влиянию Браманте, именно поэтому недолгий период пребывания Рафаэля главным архитектором Ватикана и одним из наиболее влиятельных архитекторов Рима так важен для сохранения стилистического единства строений.

К сожалению, немногие из строительных замыслов великого мастера существуют по сей день: некоторые из планов Рафаэля не были осуществлены из-за его смерти, а некоторые из уже построенных проектов были либо снесены, либо перемещены и переделаны.

Руке Рафаэля принадлежит план внутреннего двора Ватикана и расписных лоджий, выходящих в его сторону, а также круглой церкви Sant’ Eligio degli Orefici и одной из капелл в церкви Святой Марии дель Попполо.

Графические работы

Живопись Рафаэля Санти является не единственным видом изобразительного искусства, в котором художник достиг совершенства. Совсем недавно один из его рисунков («Голова молодого пророка») был продан на аукционе за 29 миллионов фунтов, став самым дорогим рисунком за всю историю искусства.

На сегодняшний день насчитывается около 400 рисунков, принадлежащих руке Рафаэля. Большинство из них является набросками к живописным работам, однако есть и такие, которые могут с легкостью считаться отдельными, самостоятельными произведениями.

Среди графических работ Рафаэля есть несколько композиций, созданных в сотрудничестве с Маркантонио Раймонди, который создал множество гравюр по рисункам великого мастера.

Художественное наследие

Сегодня такое понятие, как гармония форм и цветов в живописи, синонимично с именем Рафаэль Санти. Эпоха Возрождения приобрела уникальное художественное видение и практически идеальное исполнение в творчестве этого замечательного мастера.

Рафаэль оставил потомкам художественное и идейное наследие. Оно настолько богато и разнообразно, что в это тяжело поверить, взглянув на то, какой короткой была его жизнь. Рафаэль Санти, несмотря на то что его творчество было временно накрыто волной маньеризма, а затем барокко, остается одним из самых влиятельных художников в истории мирового искусства.