Устное народное творчество. Устное народное творчество презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему Устное народное творчество 8

Урок № 2.

Тема: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Цели: 1. Пополнить знания учащихся об устном народном творчестве.

2. Накапливать и повторять материал по данной теме, научить

использовать его в жизни, понимать смысл УНТ, расширять

кругозор учащихся, воспитывать уважение к культуре своего

Народа.

Оборудование: 1. Оформление доски.

2. Проигрыватель.

Эпиграф: «Пословица и поговорка – одновременно

и явление языка, и явление искусства.

Ёмкое пословичное суждение только в

речи раскрывает свой смысл…»

(исследователь фольклора В.А. Аникин)

ХОД УРОКА

1.Беседа. Стр. 10 – продолжить цитату В.А. Аникина.

? – Рассказать, как изучался фольклор, как собирали его, какие собиратели и сказители вам известны.

? – Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему он посвящался? Как исполнялся?

? – Рассказать о колыбельных песнях. Каково их содержание? Пожелания? Привести примеры.

Колыбельные песни красивы и добры. Содержание песен – пожелание удачи, благополучия, радостного труда в будущем, а пока… «Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать». «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить». «Спят усталые игрушки, Мишки спят…» , «Рыбки уснули в пруду, птицы умолкли в саду, глазки скорее сомкни, спи, моя радость, усни…».

? – Пестушки и потешки.

От слов «тешить», «потешать», «пестовать», «нянчить», «холить». Потешки и пестушки поются во время первых движений ребёнка, его кормления. «Потягушеньки», «порастушеньки», «попрыгушеньки».

? – Прибаутки?

Маленькие сказочки в стихах. В прибаутках - перевёртышах всё наоборот: («ушастая свинья свила гнездо на дубу»). Ребёнок учится смеяться, ставить всё на свои места.

? – Заклички и приговорки?

«Поливай ковшом!», «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи!», «Дождик, дождик, перестань поливать мою герань!», «Солнышко – солнце! Выгляни в оконце!»

? – Считалки?

Это счёт в простейшей форме. Им решали, кому водить, используя их в детской игре.

«Эники, беники ели вареники,. Эники, беники Фокс».

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей».

«Вышел немец из тумана, вынул ножик из кармана: буду резать, буду бить, всё равно тебе галить!»

«А на Д, урики, факи, торба, орба, Инду смаки, деус, деус. Краснодеус, бокс»

«Катилася торба с великого горба. В этой торбе хлеб, соль, вода, пшеница, с кем хочешь – с тем поделись. Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей».

? – Скороговорки?

Словесная игра, когда в одной фразе совмещаются трудные для выговаривания звуки.

Привести примеры.

? – Загадки?

Загадка замышляет, задумывает, предлагает отгадать то, что скрыто иносказанием. Загадки открывают много чудесного в окружающем нас мире. Особенности загадок – рифма, ритм.

«Висит груша, нельзя скушать».

«Висит сито, не руками свито»,

«Что портится быстрее всех?» (настроение).

«Что быстрее всего на свете?» (мысль)

«За стеной костяной, соловейко, спой!» (язык).

«Маленьким, кругленьким докинешь до неба. (глаз).

«В брюхе баня, в носу решето, одна рука, да и то на спине». (самовар).

«Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает».

«Кланяется. Кланяется. Придёт домой – растянется».

«Разноцветное коромысло над речкой повисло».

«Десять мальчиков живут в десяти чуланчиках».

«Новая посудина, а вся в дырках».

? – Пословицы и поговорки? Сходство и различие. Примеры.

Слабый с полдороги возвращается.

Чем плсотни слов пустых, лучше одно ясное.

Многословие не без пустословия.

Я – последняя буква в алфавите.

Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине.

Шила в мешке не утаишь.

Не потопаешь – не полопаешь.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Лягушке неприятно вспоминать, что она была головастиком.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

! - Сопоставим русские пословицы с пословицами других стран мира.

Обратим внимание на то, как звучат некоторые пословицы, переведённые на другие языки. (Зачитывается пословица иностранная, учащиеся находят синонимичную по смыслу русскую пословицу):

1. Леди, покидая автомобиль, тем самым увеличивает его скорость. (англ.).

Русская – Баба с возу – кобыле легче.

2. Недостаток ума компенсируется ходьбой.

Русская – Дурная голова ногам покоя не даёт.

3. Хорошая память порой дурно влияет на зрение.

Русская – Кто старое помянет – тому глаз вон.

4. То, что нельзя сказать за бутылкой содовой, можно сказать за бутылкой «Виски».

Русская – Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.

5. Кто надеется на ужин соседа, остаётся голодным. (нем.)

Русская – На чужой каравай рот не разевай.

6. Булочника на хлебе не проведёшь. (ипан.)

Русская – Старого воробья на мякине не проведёшь.

7. Ошпаренный петух от дождя убегает. (франц.)

Русская – Обжегся на молоке – дуешь на воду.

8. Тот не заблудится, кто спрашивает. (итал.)

Русская – Язык до Киева доведёт.

9. Лучше оступиться, чем оговориться.

Русская – Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

10. После обеда приходится платить. (нем.)

Русская – Любишь кататься – люби и саночки возить.

? – Рассказать о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают частушки? Как в частушках отражается время? Умеете ли вы исполнять частушки?

Пропеть частушки.

Д/З 1. Былины. Предания. (Повторить).

3. Придумать частушки на школьную тему.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Русские народные песни. Частушки

Урок литературы в 8 классе

Субботина И.К., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга


  • повторить жанры устного народного творчества;
  • показать особенности жанра народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру;

  • Какие произведения устного народного творчества вы читали? Расскажите об одном из них. Назовите жанр, к которому относится это произведение.


Термин

Определение

Примеры

Жанр русского фольклора, эпическая песня героико-патриотического содержания о богатырях и исторических событиях

«Садко», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Вольга и Микула Селянинович»

Поговорка

Пословица

Предание

Прибаутка

Скороговорка

Частушка


Прочитайте в учебнике (стр. 6-8) о русских народных песнях. Заполните пропуски в схеме

Группы русских народных песен


Устный анализ лирической песни по предложенному плану


  • Прочитайте в учебнике народные песни «В тёмном лесе…», «Уж ты, ночка, ты, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Найдите в этих песнях примеры повторов, олицетворений, метафор и объясните, что они помогают выразить.
  • Повторы ____________________________
  • Олицетворения _______________________
  • Метафоры ___________________________

  • Прочитайте в учебнике две исторические народные песни о Пугачёве «Пугачёв в темнице» и «Пугачёв казнён».
  • Как вы думаете, почему именно к этим события из жизни Пугачёва обратился народ, создавая о нём песни?
  • Каким Пугачёв предстаёт в них? Как можно определить отношение к нему народа?

  • Найдите в исторических народных песнях о Пугачёве образы, характерные для народной поэзии: постоянные эпитеты и повторы. Выпишите их и объясните, какую роль они играют в произведении.
  • Постоянные эпитеты ____________
  • Повторы _______________________

  • Прочитайте в учебнике о частушках (стр. 11-12).
  • Расскажите о своеобразии жанра частушек.
  • Как они исполняются?
  • Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?

  • Определите, с какими темами связаны частушки.
  • В каких ещё произведениях народного творчества вам также встречались эти темы?

  • В частушках используются такие средства выразительности, как повторы, эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Найдите эти художественные средства в частушках, которые вы прочитали в учебнике. Приведите примеры.
  • Повторы ________________________________
  • Эпитеты ________________________________
  • Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами _____________________________

Рефлексия

НА УРОКЕ

Я УЗНАЛ…

Я НАУЧИЛСЯ…

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ…

Я ЗАТРУДНЯЛСЯ…

МОЁ НАСТРОЕНИЕ…


Домашнее задание

Стр. 13, № 1-2.

  • Подготовите одну из народных песен к исполнению или речитативному произнесению.
  • Подготовить собственный текст частушки на школьную тему или исполнение одной из частушек (напевное произнесение).

Индивидуальное задание

Подготовить сообщение о Пугачёве


  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.

  • Танец: http:// cs11114.vk.me/g25958009/a_1c2dc320.jpg
  • Игра на гуслях: http:// fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1184/d-1183555/img3.jpg
  • Игра на народных инструментах: http:// live-music-gallery-fl.ru/files/6d8/6d850bcd1d3333e1f09803489b2f5954.jpg
  • Балалайка: http:// dshisv.ucoz.ru/balalajka.jpg
  • Емельян Пугачёв: http:// www.viewmap.org/wp-content/uploads/2013/02/russkie-deyateli-v-portretax-t1-23.png
  • http:// ru.narod.ru/chastush/garm2.gif
  • Частушки-веселушки: http://3.bp.blogspot.com/- ZdfNWTa2IL0/TyuRKiZDlfI/AAAAAAAAAEY/aUr4Lknn7yw/s1600/picture4182.jpg

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2017

Ответы к стр. 8 — 11

1. Что относится к устному народному творчеству? Напиши.

Сказки, загадки, заклички, небылицы, былины, сказы, песни, скороговорки, потешки, пословицы, поговорки .

2. Прочитай стихотворение чётко, выразительно. Определи жанр этого текста. Напиши.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

Это скороговорка.

3. Эти стихотворения нужны во время игр. Прочитай их чётко, выразительно.

Мотылёк-вителёк,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеёк.

Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.

4. Прочитай только русские буквы. Ты узнаешь, к какому жанру устного народного творчества относятся стихотворения. Напиши.

LП SWVSGГ LIOB WSOP IVK LA

ПРИГОВОРКА

5. Рассмотри рисунок. Какие песни могут петь дети? Подчеркни.

Колыбельные песни, плясовые песни, приговорки , заклички , хороводные песни .

6. В весёлых песенках-закличках часто обращались к солнцу, дождю, прося о тепле и богатом урожае. Прочитай заклички. Объясни, чем они различаются.

Радуга-дуга!
Принеси нам дождя!

Радуга-дуга!
Перебей дождя!
Давай солнышко,
Колоколнышко!

В первой закличке просят, чтобы дождь пошёл, во второй — прекратился .

7. Сочини песенку-закличку на любую тему.

Весна-красна!
Зима ушла!
Дай бабочке цветочки!
Берёзе — зелёные почки!
Дождю луг напоить,
Солнцу землю просушить!
Медведю — мёда колоду,
Чтоб не пугал лесного народа!

8. Допиши текст необходимыми словами.

Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к жизни .
Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой. Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и используются в речи .

9. Прочитай два текста. Как ты думаешь, что это?

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец. Тут и сказке конец.

Жили-были два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Это докучные сказки .

10. Проверь себя. Прочитай справа налево. Напиши.

ИЛЗАКС ЕЫНЧУКОД

Докучные сказки

11. Узнай значение однокоренных слов, которые относятся к разговорной речи.