История гитары кратко. Гитара — музыкальный инструмент — история, фото, видео. Дальнейшее развитие музыкального инструмента "гитара"

Ее красота подобна роскошной девичьей фигуре, а звучание способно заставить замолчать даже самого страстного болтуна. Речь о гитаре, которую сегодня называют самым популярным музыкальным инструментом в мире.

По статистике, только каждый третьих из желающих способен обучится игре на гитаре, для остальных это не представляется возможным. Говорят, даже о генетической предрасположенности к владению этим музыкальным инструментом, а по факту – научиться играть на гитаре сможет любой желающий. А наша миссия помочь Вам в этом.

Зато есть много фактов, которые подтверждают — история гитары сложна и многогранна, оттого интересна и даже в какой-то степени поучительна.

Где появилась эта красавица

История возникновения гитары берет начало задолго до нашего времени. Прообраз этого музыкального инструмента появился еще за 2 тысячи лет до нашей эры. Та гитара была не похожа на современную. Хотя принцип игры был несколько похож на теперешний. В гитаре древних людей тоже были струны, корпус круглого вида и своеобразную шейку, на которой струны и крепились.
Шло время, и продолжалось развитие гитары. Ее любили и уважали Древние китайцы. В 3 веке до нашей эры они мастерили такой инструмент из панцирей черепах и даже тыквы, которую предварительно вымачивали в солевом растворе, а после тщательно высушивали именно на солнце. Считалось, что только тогда гитара будет звучать идеально… До наших дней записи тех гитар не дожили, поэтом остается лишь уповать на честность тех, кто жил в прошлом и описывал звучание такого музыкального инструмента.

Гитара, которая очень похожа на ту, что мы используем в 21 веке, уходит на Древний Восток. Там почти 2 тысячи лет назад появились прототипы современного музыкального инструмента. Там же появилась лютня – это прапра и еще 100 раз прабабушка современной гитары. Она развивалась и росла, сначала имела 2 струны, а к 16 веку – уже 4. На ней играли рукой и прообразом современного медиатора.

В 17 веке появилась, так называемая, испанская гитара. У инструмента было уже 5 струн. Играть на ней могли только избранные. Мелодия получалась настолько звучной, что ее обожали короли и заказывали на любой бал и даже прием пищи!

Пятиструнная испанская гитара существовала почти целый век, пока один народный умелец не решился добавить в конструкцию еще одну струну. Так, гитара стала шестиструнной. Первыми на такой научились играть испанцы, а потом и все остальные.

История названия гитары

Само слово «гитара» не русское. Прежде чем, двигаться дальше, необходимо разобраться с его происхождением.

Слово пришло из Средней Азии. Затем трансформировалось в Греции. В Испании говорили – гуитарра, в Италии –гайтар. Современное «гитара» пришло из Англии. Такое слово мы используем сегодня.

Акустика и гитара

История акустической гитары полностью повторяет историю гитары, потому что ею и является. Ее ближайшими родственниками и даже родителями называют:

  • виуэлу;
  • виолончель.

Сегодня в мире известно 3 вида акустических гитар. К ним относят:

  • классическую;
  • джамбо;
  • дредноут.

Немного о классике

Классическая гитара – самая старая и нам хорошо знакомая. Ее используют на различных концертах, а также в музыкальных школах. На ней учатся играть дети и взрослые, ее иногда снимают в видеоклипах и фильмах. В общем, классическая – это гитара, какой мы привыкли ее видеть и знать. У современной струны из нейлона. Это недорогой и практичный материал, который можно быстро заменить. Корпус сделан из дерева. Это, конечно, по-простому, зато понятно и знакомо каждому.
Инструмент почти каждый из нас держал в руках. Он достаточно тяжелый, иначе не способен был бы выдавать такие звуки, которые цепляют!
Классическую гитару создал испанец Антонио Торрес. Он придумал добавить шестую струну, придал инструменту окончательную форму и впервые сам исполнил на ней классическое произведение.

Эх, гитара семиструнная…

Это совершенная правда, современную семиструнную гитару называют русской. Иногда еще цыганской. Ее так любил Высоцкий, на ней играл Джимми Хендрикс… Семиструнная гитара – такая наша и такая родная.
Изобрел семиструнную гитару Андрей Сихра. Он был виртуозом этого музыкального инструмента и мечтал научить играть на ней всех и каждого жителя нашей страны. Этого сделать не удалось, зато благодаря ему мы пользуемся именно семиструнной гитарой.
Считается, что именно у семиструнной гитары – самое идеальное звучание, она подходит для любой музыки от классической до современной в рок-обработке. Вот почему сегодня семиструнной делают и электрическую гитару.

Гитара семиструнная и классическая — это целая кладезь разных фактов. Вот например, самые занимательные из них:

  • в семиструнном инструменте самые тонкие струны, вот почему звучание такое высокое.
  • Раньше струны делали из кишок зверей, считалось, что такие струны самые звучные и крепкие.
  • Тех, кто делает гитары, называют лютье.
  • Самый дорогой инструмент в мире стоит почти 3 миллиона долларов.
  • Самая маленькая семиструнная гитара – всего 10 микрон в длину. Ее собирали под мощным микроскопом.
  • В Англии на гитаре можно жениться или выйти за нее замуж.
  • У гитары 4 октавы.
  • Самая большая гитара – 13 метров в длину.
  • Цыгане умеют гадать на гитаре.
  • На таком инструменте умеют играть только 6 процентов людей во всем мире.
  • На гитаре раньше играли только смычком, прикасаться к струнам руками считалось дурным тоном
  • Есть на свете гитара, у которой аж целых 15 струн. На ней не часто играют, зато поклонников у нее – хоть отбавляй!
  • Тем, кому снится гитара, сулят новые знакомства.
  • Девушкам легче научится играть на семиструнном инструменте, чем парням.
  • Красивую женскую фигуру сравнивают именно с гитарой.

А вот следующий факт — не история создания гитары, но его можно назвать любопытным для общего развития. Тем, кто одинок и ищет свою вторую половину, ученые советуют взять в руки гитару. Зачем? Чтобы привлечь представителей противоположного пола. Наш мозг на парня или даму с гитарой реагирует странным образом. Такой человек кажется нам привлекательным, активным и очень… добрым. С человеком с гитарой в руках знакомятся в пять раз чаще, чем с тем, у кого гитары нет. Причем, играть на инструменте не обязательно!

Гитара - самый распространенный щипковый музыкальный инструмент с полым деревянным корпусом, выступающим в качестве резонатора, длинным грифом и струнами. Используется гитара во многих музыкальных жанрах, как сольный инструмент, так и как аккомпаниатор.

Древнейший инструмент

История возникновения гитары уходит на много тысячелетий назад в историю, в период . Первые упоминания о струнных щипковых инструментах встречаются в Древнем Египте и Индии, также есть похожие описания в библейских сказаниях. Основными прародителями гитары считают наблу и кифару. Они представляли собой пустотелый корпус округлой формы и длинную шейку со струнами. Корпус изготавливали из высушенной тыквы, выделанной из цельного куска дерева формы и даже из панциря черепахи. Изображением наблы еще передавали понятие «добро».

Более приближенным к гитаре инструментом был китайский жуань, у которого корпус собирался из двух частей. Именно благодаря этому инструменту появилась латинская и мавританская гитары.


Китайский жуань

В Европе гитара появилась в VI веке, это была латинская гитара. Считается, что ее завезли арабы вместе с лютней. Понятие «гитара», возможно, произошло от слияния двух старинных понятий «сангита» и «тар», что в переводе означает, соответственно, «музыка» и «струна». Есть также предположение, что название «гитара» произошло от другого слова - «кутур», означающего четырехструнный. Первые упоминания о музыкальном инструменте именно под названием гитара появились в XIII веке.

Струны гитары

Все гитары были трех- или четырехструнными до того, как инструмент получил широкое распространение в Испании и стал народным музыкальным инструментом страны. В XVI веке появилась гитара с пятью струнами. Это была испанская гитара. Все струны, кроме первой, были сдвоенными. В XVIII веке у гитары появляется еще одна, шестая, струна. Струны становятся одиночными, а диапазон звучания значительно расширяется. Немного меняется форма инструмента, теперь он больше и удобнее. Для гитары пишется много музыкальных произведений. Из Испании гитара кочует в Европу и Америку, где завоевывают огромную популярность.

Уже в XIX-XX веках в России появилась семиструнная гитара, получившая название русской.

С появлением интерес к гитаре немного утих, но уже в XX века он вернулся с новой силой благодаря появлению электрогитар, покоривших музыкантов, в особенности, приверженцев рок-культуры.

кто придумал гитару?

Гита́ра - струнно-щипковый музыкальный инструмент, один из самых рапространенных в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а так же как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретенная в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.
Происхождение
Тар - иранская лютня. Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся к III тысячелетию до н.э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: наблу, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

Эти инструменты имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным - из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленый из цельного куска дерева. В III-IV веках н.э. в Китае появляются инструменты юань и юкин, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века.
Происхождении названия
Слово "гитара" происходит от слияния двух слов: санскритского слова "сангита", что означает "музыка" и древнеперсидского "тар", означающего "струна". По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово гитара претерпевало изменения: кифара (ϰιθάϱα) в древней Греции, латинское cithara, gitarra в Испании, guitare во Франции, guitar в Англии и наконец гитара в России. Несмотря на сходство, слово "гитара" не является родственным слову "ситар".
Классическая гитара
В средних веках основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). К XV веке получает распространение изобретенная в Испании гитара с 5-ю сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К XVIII веке испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений. Наконец в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. В России же более популярным становится 7-ми струнный вариант испанской гитары, получивший название "русская гитара".
Электрогитара
Гитара Gibson конструкции Леса ПолаВ XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары - электрическая гитара. В 1936 году Жорж Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании "Rickenbacker", запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом. В начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени.

Происхождение

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро -вавилонский струнный инструмент, упоминается в Библии) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии . В Древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла , нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. Также к древним струнным инструментам относится и домбра , во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных струнных инструментов среди ранних кочевников , живших на территории Казахстана. А в Древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара .

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным - из высушенной тыквы , панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III -IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь , у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века . Позже, в -XVI веках появился инструмент виуэла , также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

Происхождение названия

По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара (ϰιθάϱα)» в Древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и, наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке .

Испанская гитара

Русская семиструнная гитара

С начала XIX века в России стремительно распространилась семиструнная гитара , соединившая в себе конструктивные особенности английской гитары и испанской гитары. В 1819 г. была издана первая на русском языке школа игры на семиструнной гитаре Игнация де Гельда , с дополнениями С. Н. Аксёнова. Своей популярностью в первой половине XIX века инструмент (получивший название «русской гитары») во многом обязан деятельности жившего в то время композитора (автора более тысячи сочинений и обработок), гитариста и педагога Андрея Осиповича Сихры . В те же годы для русской гитары писали выдающийся виртуоз Михаил Тимофеевич Высотский , ученик А. О. Сихры Семён Николаевич Аксёнов , Людвиг Сихра и другие композиторы.

Классическая гитара

Классическая гитара включена в программу молодёжных Дельфийских игр России .

Электрогитара

Другие виды гитар

Помимо классической гитары и электрогитары широко распространены эстрадные гитары с металлическими струнами, среди которых можно выделить фолк-гитару, трэвел - («туристическую») гитару и др. Кроме того, наряду с электрической и акустической гитарой существуют гибридные варианты - электроакустическая гитара (акустическая гитара со встроенными датчиками для подключения к аппаратуре; англ. acoustic electric guitar) и полуакустическая гитара (электрическая гитара с полым корпусом, позволяющим играть на ней без подключения; англ. semi-acoustic guitar).

Конструкция

Основные части

Гитара представляет собой корпус с длинной шейкой, называемой «грифом ». Лицевая, рабочая сторона грифа - плоская либо слегка выпуклая. Вдоль неё параллельно натянуты струны , закреплённые одним концом на подставке корпуса, другим - на колковой коробке на окончании грифа. На подставке корпуса струны привязываются или крепятся неподвижно при помощи барашков, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее максимальную длину рабочей части струны, является мензурой гитары. Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться так называемые «сёдла» - простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре - это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет часть струны от нижнего порожка до порожка того лада, на котором находится палец гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву .

В современной западной музыке используется равномерно темперированный 12-нотный звукоряд . Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются так называемые «лады». Лад - это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон . На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука становится возможным только дискретным образом.

Расстояние от верхнего порожка до порожка n-го лада вычисляется по формуле:

l = d ⋅ 2 − n 12 , {\displaystyle l=d\cdot 2^{-n \over 12},}

где n {\displaystyle n} - номер лада, а d {\displaystyle d} - мензура гитары.

Струны

В современных гитарах используются стальные , нейлоновые или карбоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.

В гитаре используется комплект струн - набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одинаковом натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины - толстые струны, дающие более низкий звук - слева, тонкие - справа (см. рисунок выше). Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. В настоящее время производится большое количество разновидностей комплектов струн, различающихся по толщине, технологии изготовления, материалу, тембру звука, типу гитар и области применения.

Строй

Соответствие номера струны и музыкального звука, издаваемого этой струной, называется «строем гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения, как, например:

Число струн Строй Струна
1-я 2-я 3-я 4-я 5-я 6-я 7-я 8-я 9-я 10-я 11-я 12-я
6 «испанский» e¹ ми b си g соль d ре A ля E ми
6 «Drop C» a f c G C
6 * Eb

(ми-бемоль)

Eb Bb F# C# G# Eb
6 «Drop D» b g d a D
6 квартовый g d A E
7 «русский» (терцовый) b g d B G D
12 стандартный b b g d A a E e

*Строй ми-бемоль отлично подходит для советских гитар, изготовленных на «Черниговской фабрике музыкальных инструментов» .

Усиление звука

Сама по себе колеблющаяся струна звучит очень тихо, что для музыкального инструмента непригодно. Для увеличения громкости в гитаре используются два подхода - акустический и электрический .

При акустическом подходе корпус гитары конструируется в виде акустического резонатора , что позволяет достичь громкости, сопоставимой с громкостью человеческого голоса.

При электрическом подходе на корпусе гитары устанавливаются один или несколько звукоснимателей , электрический сигнал от которых затем усиливается и воспроизводится электронными средствами. Громкость звука гитары при этом ограничена только мощностью используемой аппаратуры.

Возможен также смешанный подход, когда звукосниматель или микрофон применяются для электронного усиления звука акустической гитары. Кроме того, гитара может применяться в качестве устройства ввода для синтезатора звука .

Приблизительные характеристики

Материалы

У простых и дешёвых гитар корпус сделан из фанеры, а у более качественных инструментов и, следовательно, более дорогих, корпус традиционно делается из красного дерева или палисандра , также используется клён . Есть экзотические варианты, такие как амарант или венге . В изготовлении корпусов электрогитар мастера довольствуются большей свободой. Грифы гитар делаются из бука , красного дерева и других прочных пород. Некоторые мастера в изготовлении электрогитар используют другие материалы. Нэд Штейнбергер основал в 1980 году фирму Steinberger Sound Corporation, которая изготавливала гитары из различных графитовых композитов.

Классификация

Существующее в настоящее время большое количество разновидностей гитар может быть классифицировано по следующим признакам:

По способу усиления звука

  • Акустическая гитара - гитара, усиливающая звук колеблющихся струн с помощью акустического резонатора , которым служит корпус гитары.
    • Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник-гитара) - разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.
  • Электрогитара - гитара, в которой механические колебания струн превращаются в электрический сигнал электромагнитным звукоснимателем . Электрический сигнал обычно подается на отдельный аудиоусилитель и озвучивается акустической системой .
  • Полуакустическая электрогитара - электрическая гитара, но в дополнение к звукоснимателю струн имеется полый акустический корпус, позволяющий гитаре звучать без электроусилителя. (Не следует путать с электроакустической гитарой, в которую вмонтирован пьезозвукосниматель , снимающий звуковые колебания с корпуса а не со струн).
  • Электроакустическая гитара - акустическая гитара, в которую встроен пьезозвукосниматель (пьезо-датчик), преобразующий в электрический сигнал колебания корпуса акустического резонатора гитары.
    • Электроакустическая бас-гитара - как и электрическая бас-гитара зачастую имеет 4 струны, но с корпусом в виде акустического резонатора и встроенным пьезозвукоснимателем .
  • Синтезаторная гитара (MIDI-гитара) - гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука.

По конструкции корпуса

  • Классическая гитара - акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
  • Флэттоп - фолк-гитара с плоской верхней декой.
  • Арктоп - акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположенными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Gibson .
  • Дредноут (вестерн) - фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. Обладает повышенной по сравнению с классическим корпусом громкостью и преобладанием низкочастотных компонентов в тембре. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Martin.
  • Джамбо - укрупненный вариант фолк-гитары, разработанный в 1937 году фирмой Gibson и ставший популярным среди кантри- и рок-гитаристов.
  • Цыганская джазовая гитара - акустическая гитара разработанная гитарным мастером Марио Маккаферри в 30-х годах ХХ века. Отличительными особенностями являются выпуклые деки, расположение пружин в корпусе, характерное для мандолины. Есть два типа этой гитары различающиеся формой розетки: большая D-образная и малая о-образная, которые во Франции называются соответственно grand bouchet и petit bouchet. Эта гитара рассчитана на использование металлических струн и имеет характерное громкое звучание с преобладанием обертонов средних частот. Довольно популярно и другое название этих гитар от названия фирмы, впервые пустившей эти инструменты в продажу, - Selmer.
  • До́бро - имеет металлический резонирующий конус вместо звуковых отверстий, он производит металлический тон, который можно услышать в музыке кантри. Некоторые гитары добро имеют гриф с квадратным поперечным сечением (квадратные грифы) и очень большие лады, на них играют с плоским инструментом в руке, стеклянной или металлической пластинкой (слайдом), и они часто называются слайд- гитары.

По диапазону

  • Обычная гитара - в так называемом «классическом» («испанском», «стандартном») строе, от ми большой октавы до до третьей октавы (для гитары с 20-ю ладами). Этот диапазон может различаться в зависимости от количества ладов, количества струн и строя. Использование тремоло-машинки на электрогитарах позволяет существенно расширить диапазон в обе стороны. Диапазон гитары без дополнительного оборудования составляет около четырёх октав.
  • Бас-гитара - гитара с низким диапазоном звучания, как правило, на одну октаву ниже обычной гитары. Разработана фирмой «Фендер » в 50-х годах XX века.
  • Тенор-гитара - четырёхструнная гитара с укороченной мензурой, диапазоном и строем банджо .
  • Баритон-гитара - гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что позволяет настраивать её на более низкое звучание. Изобретена компанией «Данэлектро» в 1950-х годах.

По наличию ладов

  • Обычная гитара - гитара, имеющая лады и ладовые порожки, приспособленная для игры в равномерно темперированном строе.
  • Безладовая гитара - гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука. Больше распространены безладовые бас-гитары.
  • Слайдовая гитара (слайд-гитара) - гитара, предназначенная для игры слайдом, в такой гитаре высота звука плавно изменяется с помощью специального приспособления - слайда, которым водят по струнам.

По стране (месту) происхождения

  • Испанская гитара - акустическая шестиструнная гитара, появившаяся в Испании в XIII -XV веках .
  • Русская семиструнная гитара - появилась в России в XVIII-XIX веках.
  • Гавайская гитара - слайдовая гитара, функционирующая в «лежачем» положении, то есть корпус гитары лежит плашмя на коленях гитариста или на специальной подставке, гитарист при этом сидит на стуле или стоит рядом с гитарой как за столом.

По жанру музыки

  • Классическая гитара - акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
  • Фолк-гитара - акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
  • Фламенко-гитара - классическая гитара, адаптированная к потребностям музыкального стиля фламенко , отличается более острым тембром звука.
  • Джазовая гитара (оркестровая гитара) - устоявшееся название для арктопов фирмы Gibson и их аналогов. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра , что предопределило их популярность у джазовых гитаристов 20-х - 30-х годов XX века .

По роли в исполняемом произведении

  • Соло-гитара - гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот.

В классической музыке гитарой соло считается гитара без ансамбля, все партии берёт на себя одна гитара, самый сложный вид музицирования на гитаре.

  • Ритм-гитара - гитара, предназначенная для исполнения ритмических партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот.
  • Бас-гитара - гитара низкого диапазона, как правило, используется для исполнения басовых партий.

По числу струн

  • Четырёхструнная гитара (4-струнная гитара) - гитара, имеющая четыре струны. Подавляющее большинство четырёхструнных гитар - это бас-гитары либо теноровые гитары.
  • Шестиструнная гитара (6-струнная гитара) - гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространённая разновидность.
  • Семиструнная гитара - гитара, имеющая семь одиночных струн, например, русская семиструнная гитара . Наиболее применима в русской и советской музыке начиная с XVIII-XIX веков до настоящего времени.
  • Двенадцатиструнная гитара (12-струнная гитара) - гитара с двенадцатью струнами, образующими шесть пар, настраиваемых, как правило, классическим строем в октаву либо в унисон . На ней играют в основном профессиональные рок-музыканты , фолк-музыканты и барды .
  • Прочие - существует большое количество менее распространённых промежуточных и гибридных форм гитар с увеличенным числом струн. Имеет место как простое добавление струн для расширения диапазона инструмента (напр. пяти- и шестиструнные бас-гитары), так и удваивание или даже утраивание нескольких либо всех струн для получения более насыщенного тембра звука. Также встречаются гитары с дополнительными (чаще одним) грифами для удобства сольного исполнения некоторых произведений.

Прочее

  • Гитара До́бро - резонаторная гитара, изобретенная в 1928 году братьями Допера . В настоящее время «Гитара Добро» является торговой маркой принадлежащей фирме Gibson .
  • Гитара русская акустическая новая (ГРАН) - двенадцатиструнная версия классической гитары, содержащая на разной высоте от грифа два комплекта струн - нейлоновые и металлические.
  • Укулеле - миниатюрная четырёхструнная версия гитары, изобретенная в конце XIX века на Гавайских островах .
  • Тэппинговая гитара (тэп-гитара) - гитара, предназначенная для игры способом звукоизвлечения тэппинг .
  • Гитара Уорра - электрическая тэппинговая гитара, имеет корпус аналогичный обычной электрической гитаре, допускает также и другие способы звукоизвлечения. Существуют варианты с 8, 12 или 14 струнами. Не имеет стандартной настройки.
  • Стик Чапмена - электрическая тэппинговая гитара. Не имеет корпуса, допускает игру с двух концов. Имеет 10 или 12 струн. Теоретически возможно одновременное извлечение до 10 нот (1 палец - 1 нота).

Техника игры

При игре на гитаре гитарист зажимает пальцами левой руки струны на грифе, а пальцами правой извлекает звук одним из нескольких способов. Гитара при этом находится перед гитаристом (горизонтально или под углом, с грифом, поднятым до 45 градусов), опираясь на колено, либо висит на ремне, перекинутом через плечо. Некоторые гитаристы, в основном левши переворачивают гитару грифом вправо, соответственно перетягивают струны и меняют функции рук - зажимают струны правой рукой, извлекают звук - левой. Далее названия рук приведены для гитариста-правши, ибо левша «право» должен воспринимать как «лево» и наоборот.

Звукоизвлечение

Основным способом звукоизвлечения на гитаре является щипок - гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает и отпускает. При игре пальцами применяют две разновидности щипка: апояндо и тирандо.

Апояндо (от исп. apoyando , опираясь ) - щипок, после которого палец опирается о соседнюю струну. При помощи апояндо исполняются гаммообразные пассажи, а также кантилена , требующая особенно глубокого и полного звука. При тирандо (исп. tirando - дёргать), в отличие от апояндо, палец после щипка не опирается на соседнюю, более толстую струну, а свободно проносится над ней, в нотах, если не указан специальный знак апояндо (^), то произведение проигрывается приёмом тирандо.

Также гитарист может с небольшим усилием ударить тремя или четырьмя пальцами «вразброс» сразу по всем или по нескольким соседним струнам. Этот способ звукоизвлечения называется расгеадо (исп. rasgueado ). Также распространено название «чёс».

Щипок и удар могут исполняться пальцами правой руки или же с помощью специального приспособления, называемого плектр (или медиатор). Плектр представляет собой небольшую плоскую пластину из твёрдого материала - кости, пластмассы или металла. Гитарист держит его в пальцах правой руки и защипывает или ударяет им струны.

Во многих современных стилях музыки широко применяется способ звукоизвлечения слэп . Для этого гитарист либо сильно ударяет большим пальцем по отдельной струне, либо подцепляет и отпускает струну. Эти приёмы называются слэп (удар) и поп (подцеп) соответственно. Преимущественно слэп применяется при игре на бас-гитаре.

В последние десятилетия активно развивается необычный приём игры, новый способ звукоизвлечения, когда струна начинает звучать от лёгких ударов пальцами рук между ладов на грифе. Такой способ звукоизвлечения называется тэппинг (при игре двумя руками - двуручный тэппинг) или TouchStyle. При игре тэппингом звукоизвлечение напоминает игру на фортепиано, при которой каждая рука исполняет свою собственную независимую партию.

Левая рука

Левой рукой гитарист обхватывает гриф снизу, опираясь большим пальцем на его тыльную сторону. Остальные пальцы используются для зажимания струн на рабочей поверхности грифа. Пальцы обозначаются и нумеруются следующим образом: 1 - указательный , 2 - средний , 3 - безымянный , 4 - мизинец . Положение кисти руки относительно ладов называется «позиция» и обозначается римской цифрой. Например, если гитарист зажимает какую-либо струну 1-м пальцем на IV ладу, то говорят, что рука находится в IV позиции. Не зажатая струна называется «открытая».

Струны зажимаются подушечками пальцев - таким образом, одним пальцем гитарист прижимает одну струну на определённом ладу. Если же указательный палец положить на гриф плашмя, то прижаты будут сразу несколько, или даже все струны на одном ладу. Этот весьма распространённый приём называется «баррэ ». Различают большое баррэ (полное баррэ), когда палец прижимает все струны, и малое баррэ (полубаррэ), когда прижимается меньшее количество струн (вплоть до 2). Остальные пальцы во время постановки баррэ остаются свободными и могут использоваться для зажатия струн на других ладах. Существуют также аккорды, в которых, помимо большого баррэ первым пальцем, необходимо взять на другом ладу малое баррэ, для чего используется любой из свободных пальцев, в зависимости от «удобоисполняемости» того или иного аккорда.

Приёмы

Кроме описанной выше основной техники игры на гитаре, существуют разнообразные приёмы, широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки.

  • Перебор - извлечение звука с помощью последовательного чередования (перебора) струн. Исполняется путём последовательного защипывания разных струн несколькими пальцами. Наиболее часто используется для игры арпеджио , но не ограничивается им.
  • Арпеджиато - очень быстрое, одним движением, последовательное извлечение звуков, расположенных на разных струнах.
  • Бенд (подтяжка) - повышение тона путём поперечного смещения струны по ладовому порожку. В зависимости от опыта гитариста и используемых струн этим приёмом можно повысить извлекаемую ноту на полтора-два тона.
    • Простой бенд - струна сначала ударяется и затем подтягивается.
    • Пребенд - струна сначала подтягивается и только потом ударяется.
    • Обратный бенд - беззвучно подтягивается струна, ударяется и опускается к исходной ноте.
    • Легатный бенд - удар по струне, подтяжка, затем струна опускается до исходного тона.
    • Бендовый форшлаг - удар по струне с одновременной подтяжкой.
    • Унисонный бенд - извлекается ударом по двум струнам, затем нижняя нота дотягивается до высоты верхней. Обе ноты звучат одновременно.
    • Микробенд - не фиксированная по высоте подтяжка, примерно на 1/4 тона.
  • Бой - например, вниз большим пальцем, вверх указательным, вниз указательным с заглушкой, вверх указательным.
  • Вибрато - периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука. Исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила её натяжения и соответственно высота звука. Другой способ исполнить вибрато - последовательное периодическое исполнение приёма «бенд» на небольшую высоту. На электрогитарах же, оснащенных «whammy bar » (тремоло-системами), для исполнения вибрато часто применяется рычаг.
  • Глиссандо - плавный скользящий переход между нотами. На гитаре возможно между нотами, расположенными на одной струне, и исполняется перемещением руки из одной позиции в другую не отпуская пальца, прижимающего струну.
  • Гольпе (исп. golpe - удар) - перкуссионный приём, постукивание ногтем по деке акустической гитары, во время игры. Применяется в основном в музыке фламенко .
  • Легато - слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки.
    • Восходящее (ударное) легато - уже звучащая струна зажимается резким и сильным движением пальца левой руки, звук при этом не успевает прекратиться. Распространено также английское наименование этого приема - хаммер, хаммер-он.
    • Нисходящее легато - палец сдергивается со струны, слегка подцепляя её при этом. Встречается также английское наименование - пул, пул-офф.
    • Трель - быстрое чередование двух нот, исполняемых сочетанием приемов хаммер и пул.
  • Пиццикато - прием игры, при котором извлекаются отрывистые, приглушенные звуки. Правая рука ребром ладони кладется на струны около подставки, и большой палец извлекает звуки.
  • Глушение ладонью правой руки - игра приглушенными звуками, когда правая ладонь кладется частью на подставку (мостик), частью на струны. Английское название этого широко используемого современными гитаристами приема - «палм мьют » (англ. mute - «глушить»).
  • Пульгар (

История происхождения современной гитары, которую мы видим сейчас, восходит к глубокой древности. Ее прародителями считаются инструменты, распространенные в странах Ближнего и Среднего Востока несколько тысячелетий назад. Одними из представителей которых являются египетская кифара, набла, вина, киннора и др. - древние инструменты с резонирующим корпусом и шейкой.

Эти инструменты имели округлый пустотелый корпус, который обычно изготавливался из цельных кусков древесины, либо высушенной тыквы или панцерей черепах.
Появление верхней, нижней деки и обечайки было зафиксировано значительно позже.
В первые века новой эры был популярен инструмент лютня- ближайший родственник гитары. Само название "лютня" происходит от арабского "эль-дау" - "деревянный, благозвучный". Слово же «гитара» произошло от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что в переводе означает «музыка» и древнеперсидского «тар» - «струна».

До XVI века гитара была четырех и трехструнной. Играли на ней пальцами и плектором-костяной пластинкой (некое подобие медиатору).
И лишь в XVII веке в Испании появляется первая пятиструнная гитара, которая приняла название "испанская гитара". На нее ставились двойные струны, а первая струна -"певунья" часто была одинарной.

Появление шестиструнной гитары зафиксировано во второй половине XVIII века, возможно тоже в Испании. С появлением шестой струны, все двойные были заменены на одинарные. В таком виде гитара предстает перед нами сейчас.
В этот период начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам. А за счет своих качеств и музыкальных возможностей она получает мировое признание.