Романтизм в музыке. Международный студенческий научный вестник Музыкальный романтизм общая характеристика

В эпоху романтизма музыка заняла первостепенное место в системе искусств. Это объясняется ее спецификой, которая позволяет наиболее полно отражать душевные переживания с помощью всего арсенала выразительных средств.

Романтизм в музыке появляется в девятнадцатом столетии в произведениях Ф. Шуберта, Э. Гофмана, Н. Паганини, К.М. Вебера, Дж. Россини. Немного позже этот стиль нашел отражение в творчестве Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, Дж. Верди и других композиторов.

Романтизм - это зародившееся в Европе в начале девятнадцатого века. Оно стало своеобразным противопоставлением классицизму. Романтизм позволил слушателю проникнуть в волшебный мир легенд, песен и сказаний. Ведущий принцип данного направления - противопоставление (мечты и обыденность, идеальный мир и повседневность), создаваемое творческим воображением композитора. Данный стиль был популярен у творческих людей вплоть до сороковых годов 19 столетия.

Романтизм в музыке отражает проблемы современного человека, его конфликт с внешним миром и его одиночество. Эти темы становятся главными в творчестве композиторов. Являясь одаренной непохожей на других, человек постоянно ощущает непонимание со стороны окружающих. Его талант и становится причиной одиночества. Именно поэтому любимые герои композиторов-романтиков - поэты, музыканты и артисты (Р. Шуман «Любовь поэта»; Берлиоз - подзаголовок «Эпизод из жизни артиста» к «Фантастической симфонии» и др.).

Передавая мир внутренних переживаний человека, романтизм в музыке довольно часто носит оттенок автобиографичности, искренности, лиричности. Широко используются темы любви, страсти. К примеру, известный композитор Р. Шуман многие фортепианные пьесы посвящал своей возлюбленной - Кларе Вик.

Тема природы также довольно часто встречается в творчестве романтиков. Нередко композиторы противопоставляют ее душевному состоянию человека, окрашивая оттенками дисгармонии.

Тема фантастики стала настоящим открытием романтиков. Они активно работают над созданием сказочно-фантастических героев и передачей их образов посредством разнообразных элементов музыкального языка (Моцарт «Волшебная флейта» - Царица ночи).

Нередко романтизм в музыке обращается и к народному творчеству. Композиторы в своих произведениях используют разнообразные фольклорные элементы (ритмы, интонации, старинные лады), взятые из песен и баллад. Это позволяет значительно обогатить содержание музыкальных пьес.

Использование новых образов и тем вызвало необходимость поиска соответствующих форм и Так в романтических произведениях появляются речевые интонации, натуральные лады, противопоставления различных тональностей, солирующие партии (голоса).

Романтизм в музыке воплотил в себе идею синтеза искусств. Примером тому служат программные произведения Шумана, Берлиоза, Листа и других композиторов (симфония «Гарольд в Италии», поэма «Прелюды», цикл «Годы странствий» и др.).

Русский романтизм нашел яркое отражение в творчестве М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, Ц. Кюи, М. Балакирева, П. Чайковского и др.

В своих произведениях А. Даргомыжский передает многогранные психологические образы («Русалка», романсы). В опере «Иван Сусанин» М. Глинка рисует картины жизни простого русского народа. Вершиной по праву считаются произведения композиторов известной «Могучей кучки». В них использованы выразительные средства и характерные интонации, присущие русской народной песне, бытовой музыке, разговорной речи.

Впоследствии к этому стилю обращались также А. Скрябин (прелюдия «Мечты», поэма «К пламени») и С. Рахманинов (этюды-картины, опера «Алеко», кантата «Весна»).

I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

- (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия

Содержание 1 Исторические аспекты 2 Литература 2.1 Зарождение 2.2 Реализм … Википедия

В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

Корни Н. м. уходят в глубокую древность. Данные археологич. исследований свидетельствуют о существовании у др. герм. племён различного рода дух. инструментов (луров), изготовление к рых относится к бронзовому веку. Лит. и историч.… … Музыкальная энциклопедия

Особенности формирования муз. культуры США, начавшегося в кон. 17 в., во многом определялись колониальным типом развития страны. Перенесённые на амер. почву муз. традиции Европы, Африки, позднее Азии усваивались и, взаимодействуя,… … Музыкальная энциклопедия

Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… … Музыкальная энциклопедия

Истоки Ф. м. восходят к фольклору кельтских, галльских и франкских племён, обитавших в древние времена на территории нынешней Франции. Нар. песенное иск во, а также галло римская культура стали фундаментом развития Ф. м. Древние лит. и… … Музыкальная энциклопедия

1

В статье исследуется проблема проявления музыкального романтизма в истории культуры Европы XIX века. Автор указывает на то, что музыка занимала особое место в эстетике романтизма, которая способна передать внутренний мир и чувства людей. В качестве одних из ярких представителей рассматривается творчество польского композитора-романтика Фридерика Шопена, который стремился отразить национальный дух польского народа. Темы свободы, любви к Родине, человеку были центральными для Шопена. Исследователи видят в его музыке огромное психологическое богатство духовного мира человека. Романтическое начало было ярко выражено и в творчестве Роберта Шумана, немецкого композитора, музыкального критика, которого по праву считают выразителем эстетики романтизма. Для текстов своих произведений Шуман выбирал творения лучших поэтов – романтиков своего времени. Такие темы как одиночество, трагическая любовь, скорбь и ирония становятся выражением романтического строя чувств. Представителем романтизма был также французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз. Берлиоз смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии, тяготел к театрализации симфонической музыки, к грандиозным масштабам сочинений. В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного симфонического романтизма. Именно в симфоническом жанре Берлиоз впервые раскрывает сложный и противоречивый мир романтического героя. Ференц Лист – венгерскоий композитор, пианист и дирижер, в творчестве которого отражены идеи романтизма. Он содействовал созданию многих музыкальных национальных школ. Его творческое наследие огромно. Так, им созданы оратория «Фауст-симфония», 13 симфонических поэм, 19 рапсодий, вальсов, этюдов и около 70 иных музыкальных произведений. В его игре виртуозность сочеталась с поэтичностью и драматизмом. Таким образом, любовь к природе, человеку, преклонение перед ним, а затем и их обожествление направляли творческое вдохновение художника. Романтики стремились к постижению духовного, они разуму противопоставляли чувство, пламенное воображение, свободную игру фантазии. Свобода – бог данной эпохи, благодаря которой, по мнению романтиков, человек способен возвыситься над собой и окружающими.

вдохновение

симфония

ференц лист

гектор берлиоз

роберт шуман

фридерик шопен

романтизм

1.Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2005. 940с.

2.Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.607с.

3.Рубинштейн А.Г. Литературное наследие: В 3 т.Т.1. – М.: Музыка, 1986.222с.

4.Садохин А.П. Мировая художественная культура: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006.495с.

5.Шевчук М. А. Романтизм в культуре и русской музыке первой половины XIX века. – СПб: Инфо-да, 2003.356с.

В статье исследуется проблема проявления музыкального романтизма в истории культуры Европы XIX века. Автор указывает на то, что музыка занимала особое место в эстетике романтизма, которая способна передать внутренний мир и чувства людей. В качестве одних из ярких представителей рассматривается творчество польского композитора-романтика Фридерика Шопена, который стремился отразить национальный дух польского народа. Темы свободы, любви к Родине, человеку были центральными для Шопена. Исследователи видят в его музыке огромное психологическое богатство духовного мира человека. Романтическое начало было ярко выражено и в творчестве Роберта Шумана, немецкого композитора, музыкального критика, которого по праву считают выразителем эстетики романтизма. Для текстов своих произведений Шуман выбирал творения лучших поэтов - романтиков своего времени. Такие темы как одиночество, трагическая любовь, скорбь и ирония становятся выражением романтического строя чувств. Представителем романтизма был также французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз. Берлиоз смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии, тяготел к театрализации симфонической музыки, к грандиозным масштабам сочинений. В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного симфонического романтизма. Именно в симфоническом жанре Берлиоз впервые раскрывает сложный и противоречивый мир романтического героя. Ференц Лист - венгерскоий композитор, пианист и дирижер, в творчестве которого отражены идеи романтизма. Он содействовал созданию многих музыкальных национальных школ. Его творческое наследие огромно. Так, им созданы оратория «Фауст-симфония», 13 симфонических поэм, 19 рапсодий, вальсов, этюдов и около 70 иных музыкальных произведений. В его игре виртуозность сочеталась с поэтичностью и драматизмом. Таким образом, любовь к природе, человеку, преклонение перед ним, а затем и их обожествление направляли творческое вдохновение художника. Романтики стремились к постижению духовного, они разуму противопоставляли чувство, пламенное воображение, свободную игру фантазии. Свобода - бог данной эпохи, благодаря которой, по мнению романтиков, человек способен возвыситься над собой и окружающими.

Ключевые слова: Романтизм, музыка, Фридерик Шопен, Роберт Шуман, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, соната, симфония, вдохновение.

Под «романтизмом» (пер. с франц. «romantisme») принято понимать идейное и художественное направление в европейской духовной культуре конца XVIII - первой половины XIX вв., пришедшее на смену классицизму. Переоценка общественных ценностей, разочарование в идеалах прошлого характерны для мировоззрения романтизма, обратившегося к судьбе человека в меняющемся мире. Основные черты романтизма: подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека; изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, свободной духом, непримиримой с миром, чаще всего это одиночка, которого не понимает большинство других людей; культ чувств, природы и естественного состояния человека; отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности; существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности, между которыми существует непоправимое несоответствие, что приводит художников - романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби»; обращение к народным сюжетам, фольклору; заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания.

Романтизм как явление культуры отличался исключительной многогранностью, проявив себя в форме особого направления в живописи, литературе, музыке и театре. Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX века, то в музыке существование романтизма было продолжительнее. Музыка занимала особое место в эстетике романтизма. Отвергая культ разума, романтики стремились воздействовать на чувства, а это лучше достигается музыкой. Не подражая никакой другой форме, музыка лучше всякого другого вида искусства способна выразить желание, настроение, сумятицу чувств, эмоциональные переживания, духовный мир человека . Бурное конфликтное развитие общества, нарастующий драматизм, а также тонкий лиризм личных чувств находили свое выражение в различных музыкальных жанрах человека . Основной для музыкального романтичекого искусства является проблема личности, ее конфликт с окружающим миром. На первом плане в музыкальной культуре романтизма выступает песня как жанр, более других подходивший для выражения сокровенных мыслей художника. В соответствии с этим подвергается изменениям вся система музыкальных жанров: отныне песня подчиняет себе оперу, симфонию, сонату, которые продолжают свое существование, но уже в интонационном наполнении. Интимно - доверительный тон высказывания преображает эти жанры, и они становятся более миниатюрными. На интонационную сторону музыки романтизма в целом влиял поэтический слог. Поэтому многие музыкальные жанры, появившиеся в XIX веке, обязаны своим происхождением поэзии, ее стихотворным формам, например, сонеты, песни без слов, ноктюрны, баллады. Великие имена музыкальной культуры Европы 19 века: Роберт Шуман и Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Фридерик Шопен, Франц Шуберт.

Творчество польского композитора-романтика Фридерика Шопена связано с традициями польского народа, со стремлением отразить национальный дух польского народа. Темы свободы, любви к Родине, человеку были центральными для Шопена. Образ Родины преобладает в произведениях композитора, что слышится в звучании его мазурок и полонезов. Композитор использует ритм и характер движения народных танцев для передачи довольно сложных чувств и создания разных музыкальных образов. Шопен создал новые жанры фортепьянной музыки: ноктюрны, фантазии, прелюдии, экспромты, а также романтические музыкальные миниатюры. В них передается тонкость и глубина чувств, мелодическая красота, яркая образность музыки, виртуозность и проникновенность, присущая исполнительскому мастерству Шопена. Польский композитор написал 2 концерта, 3 сонаты, 4 баллады, скерцо, ряд экспромтов, ноктюрнов, этюдов и песен. Ф.Шопен в отличие от других композиторов создавал произведения только для фортепиано. Исследователи видят в его музыке огромное психологическое богатство духовного мира человека. «Трагизм, романтика, лирика, героическое, драматическое, фантастическое, задушевное, сердечное, мечтательное, блестящее, величественное, простота - вообще все возможные выражения находятся в его сочинениях…» . Романтическое начало было ярко выражено и в творчестве Роберта Шумана, немецкого композитора, музыкального критика, которого по праву считают выразителем эстетики романтизма. Роберт Шуман является создателем фортепьянных циклов («Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пьесы», «Крейслериана»), лирико-драматических вокальных циклов, оперы «Геновена», оратории «Рай и Пери», а также многих других произведений. Цикл на стихи Гейне «Любовь поэта» представляет собой слияние музыки и поэзии, в нем нашли точное отражение поэтические образы, созданные великим поэтом, выражена романтическая ирония Шумана .Его сочинениям присущ романтический прорыв и страстность. Для текстов своих произведений Шуман выбирал творения лучших поэтов - романтиков своего времени. Такие темы как одиночество, трагическая любовь, скорбь и ирония становятся выражением романтического строя чувств. Идеи романтизма в музыке прослеживаются и в творчестве известного австрийского композитора Франца Шуберта, создателя романтических песен, баллад, фортепьянных миниатюр, симфоний, отличающихся глубиной воплощения чувств. Музыке композитора присуще богатство мелодий, яркая образность, практически зримость музыкальных образов. Его наследие отличается огромным разнообразием различных музыкальных форм. Песни Шуберта представляют собой шедевры музыкальной миниатюры лирико - психологического содержания («Аве Мария», «Серенада», «Лесной царь»). Шубертом создано около 600 песен на стихи И.В. Гете, Ф. Шиллера, Г. Гейне, В.Скотта и Шекспира, которые отличаются тонкостью передачи неуловимой смены чувств одинокого, страдающего человека. «Песенность» слышится и в его симфонических произведениях, в частности, «Неоконченной симфонии», особенностью которой является новизна построения (она имеет две части вместо четырех), задушевность, доверительность и контрастность музыкальных образов.

Представителем романтизма был также французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз, которому принадлежат музыкальные произведения «Фантастическая симфония», «Реквием», «Траурно-триумфальная симфония», опера - дилогия «Троянцы». Берлиоз смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии, тяготел к театрализации симфонической музыки, к грандиозным масштабам сочинений. Так, на улицах Парижа он разучивал с народом революционные песни, в частности, обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного симфонического романтизма. Именно в симфоническом жанре Берлиоз впервые раскрывает сложный и противоречивый мир романтического героя. Ференц Лист - венгерскоий композитор, пианист и дирижер, в творчестве которого отражены идеи романтизма. Он содействовал созданию многих музыкальных национальных школ. Его творческое наследие огромно. Так, им созданы оратория «Фауст-симфония», 13 симфонических поэм, 19 рапсодий, вальсов, этюдов и около 70 иных музыкальных произведений. В его игре виртуозность сочеталась с поэтичностью и драматизмом. Лист придал оркестровое звучание фортепиано, превратив его из салонно - камерного инструмента в инструмент для массовой аудитории. Один из современников композитора следующим образом описывает исполнение Листа на одном из концертов: «Манера его игры была неистовой, очень стремительной, однако, сквозь потоп мрачного вдохновения время от времени сверкали молнии гения… их можно было бы сравнить с золотыми звездами, непрестанно вырывающимися из чудовищного огня страсти» . Романтическое направление представлено в творчестве немецкого композитора, дирижера, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера. Он является автором оперных либретто, драм, музыкально - теоретических работ, исследований по истории искусства, статей по вопросам политики и философии. Широко известны такие его оперы, как «Риенци», «Тангейзер», «Летучий голландец», «Тристан и Изольда» и другие музыкальные произведения. Шпенглер О. пишет о Вагнере: «Краски звездной полуночи, тянущихся облаков, осени, жутко - унылых утренних сумерек, неожиданные виды залитых солнцем далей, мировой страх, близость рока, робость, порывы отчаяния, внезапные надежды, впечатления, которые ни один из прежних музыкантов не счел бы достижимыми, - все это он с совершенной ясностью живописует несколькими тонами одного мотива» .

Особенностью музыкантов прошлого было то, что они видели в сущности духовных основ музыки - ее будущее. Р.Вагнер, представляя искусство будущего как синтетическое, как мистерию, рассматривал природу музыки как путь от бессознательного к сознательному. Он видел данный процесс как жизненный путь художника - творца, отражающего мир. Эта тенденция продолжилась в романтизме, сформировавшем духовный образ «центрального человека мира», идеальную личность творца, гения.

Любовь к природе, человеку, преклонение перед ним, а затем и их обожествление направляли творческое вдохновение художника. Романтики стремились к постижению духовного, они разуму противопоставляли чувство, пламенное воображение, свободную игру фантазии. Свобода - бог данной эпохи, благодаря которой, по мнению романтиков, человек способен возвыситься над собой и окружающими. Заметим, что композиторы эпохи романтизма являются гордостью как европейской, так и мировой культуры.

Библиографическая ссылка

Магафурова Л.С. МУЗЫКАЛЬНЫЙ РОМАНТИЗМ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ XIX ВЕКА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17355 (дата обращения: 24.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Реферат по учебной дисциплине "Культурология"

на тему: "Романтизм в музыке".

План

1. Введение.

2. Характерные черты эпохи романтизма в музыке.

3. География музыки романтизма.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Романтизм - новое художественное течение XIX века. Он явился на смену классицизму, и его признаки начали проявляться уже в конце XVIII века. Родина романтизма - Германия, но он быстро распространился и проник в другие европейские страны, а также Россию и Америку. Сам термин «романтизм» появился сначала в литературе, благодаря деятельности немецкого писателя Новалиса (1772 - 1801). В музыку его ввёл Э.Т. А. Гофман (1776 - 1882). Романтизм развивался в борьбе и одновременно в тесном взаимодействии со своими предшественниками - классицизмом и сентиментализмом. В недрах этих литературных направлений он и зародился. Писатели-классики были убеждены, что исполнить свой гражданский долг может лишь тот, кто ясно его сознаёт, кто способен рассудком обуздать свои страсти - личные интересы и стремления. Но таков, полагали они, удел лишь немногих, «благородных» людей, главным образом дворян. Они должны были готовы бескорыстно, жертвенно, служить отечеству. Гражданский долг, по их мнению, состоит, прежде всего, из дворянской чести и добродетели.

Романтики стремились к романтизации всего окружающего, всех жизненных явлений. Некоторые принципы они переняли от предыдущей эпохи классицизма, однако сама суть романтизма состоит в протесте против установок Просвещения, разочарования в них. Представители романтизма не могли принять культ разума, рационализма, логики и практицизма. Для них были важны душа и индивидуальность человека, его чувства.

Оригинальность романтизма состоит также и в том, что они не стремились к чёткому подразделению искусства на виды и жанры. Им импонировала идея синтеза искусств, и они успешно воплощали её. Романтизм относится к одной из самых интересных и плодотворных культурных эпох.

2. Характерные черты эпохи романтизма в музыке.

Более ста лет царствовал в музыкальной культуре романтизм (1800 - 1910). Именно в этом искусстве он оказался долгожителем, в то время как в литературе и живописи он смог продержаться только по пятьдесят лет. Это нельзя назвать случайностью. В понимании романтиков музыка является самым духовным искусством и обладает наибольшей свободой. Одной из главнейших черт музыки эпохи романтизма следует назвать её синтезирование с другими видами искусства. Более того, романтики не были сторонниками строгого и чёткого жанрового подразделения.

Смешивались и эстетические категории. Трагизм легко уживался с комизмом; уродливое с прекрасным; приземлённое с возвышенным. Такие контрасты не выглядели неубедительными или неестественными. Главнейший художественный приём - романтическая ирония - позволяла соединять несоединимое. Благодаря ей возникала и особая картина мира, присущая романтизму.

Несмотря на тенденцию к смешению жанров, многие из них, разумеется, имели право на самостоятельное существование и сумели существенно развиться в этот период; возникли и специфические жанры. В первую очередь, это жанр романтической музыкальной поэмы и баллады (ярчайший представитель - Ф. Шуберт); песни; фортепианные миниатюры.

О фортепианной миниатюре следует сказать особо. Она была предназначена для того чтобы передать какой-то образ, впечатливший автора, или его настроение. Фортепианная миниатюра могла иметь жанровое уточнение: вальс, песня, песня без слов, мазурка, ноктюрн. Часто обращались композиторы к программной музыке, объединяли свои произведения в циклы.

Характерным для эпохи романтизма является известный фортепианный цикл Р. Шумана «Карнавал», отражающий свободный характер эстетики романтизма. «Карнавал» содержит двадцать один номер. Это сменяющие друг друга зарисовки, отличающиеся друг от друга настроением, картинками, портретами, но многие из них объединены единым сюжетом. Композитор рисует воображаемый праздник, на который приглашены гости-маски. Среди них привычные карнавальные персонажи - робкий Пьеро, озорной Арлекин, ворчащие друг на друга Коломбина и Панталоне (всё это великолепно передано музыкальными средствами).

«Карнавал» таит в себе очень оригинальный замысел. Сам композитор назвал свой цикл «миниатюрными сценами на 4-х нотах», так как вся мелодика строится на них. Четыре ноты композитор взял в различных последовательностях и комбинациях и в результате они образовали подобие темы, лежащей в основе каждой пьесы.

С точки зрения композиции, «Карнавал» демонстрирует высшую степень композиторского мастерства. Все песни цикла отличает совершенство отделки, блеск и виртуозность. В целом весь цикл являет пример гармоничного сочетания и цельности.

Если говорить о программной музыке более подробно, то здесь можно выделить такую черту, как соединение с другими жанрами: литературой, живописью. Форма сочинения становится зависимой от сюжета. В связи с этим возникают симфонические поэмы, одночастные концерты и сонаты; многочастные симфонии. Таким образом, в эпоху романтизма развивалась и камерная вокальная музыка, и камерная инструментальная.

Особенной стала и опера в этот период. Она начинает тяготеть к симфонизму; в ней присутствует тесная и оправданная связь между текстом и музыкой; равноправное с ними значение было и у сценического действия.

У романтиков были излюбленные темы. Сюжеты в большинстве своём строились на теме одиночества и любви, ведь в центре эстетики романтизма стояла гордая и одинокая личность, в душе которой бушевали сильные страсти. Романтический герой всегда был противопоставлен обществу, всему миру. Поэтому вполне логично, что в период романтизма авторы обращались к темам, близким к образу такого героя: теме смерти, теме дороги и странствий, теме природы. В романтических произведениях немало места отводилось элементам фантастики, вторгающейся в скучный материальный мир.

У композиторов, творивших в эпоху романтизма, был собственный музыкальный язык. Они большое внимание уделяли мелодике, подчёркиванию смысла слова, художественной выразительности (последнее замечание касается и аккомпанемента).

Заметно преобразовалась и обогатилась гармония. Посредством гармонии передавались страсти, томление, контрастность настроений, напряжённость, фантастическое начало произведений. Таким образом, мелодия, фактура и гармония уравнялись в своей значимости.

Итак, основными чертами музыки эпохи романтизма можно назвать синтез искусств и жанров; особую выразительность и тесную взаимосвязь мелодии, аккомпанемента и гармонии; контрастность; фантастичность; повышенную эмоциональность и экспрессию.

3. География музыки романтизма.

Романтизм охватил довольно широкое пространство: от Европы и России до Америки, и везде его развитие осуществлялось специфически. В Европе музыкальное искусство в данный период в некоторых странах имело как культурную общность, так и различия. Так, например, музыка Австрии и Германии развивалась примерно в одном направлении. На музыкальный романтизм этих стран влияла Венская музыкальная школа, мощно проявившая себя литература. Сближал их и общий язык. Немецко-австрийский романтизм отличался не только передовыми произведениями разных жанров, но и активным просветительством. Определяющей чертой немецкого и австрийского романтизма становится песенность.

Романтизм в Польше - это сочетание вокальности и инструментальности - характерная черта польской народной музыки. Так, в интонациях Ф. Шопена вполне отчётливо слышны отзвуки эпического жанра польской народной музыки - польской думы. Данный жанр в зрелый период его развития характеризуется медленным эпическим запевом, нередко скорбного оттенка. И последующими драматически-напряжёнными эпизодами, чередующимися с возвращением мелодии начального запева. Не подлежит сомнению, что именно западнославянские думы послужили прообразом шопеновских баллад и близких к ним сочинений. Таким образом, в основе польского романтизма лежит народное искусство.

Итальянский романтизм - это небывалый расцвет оперного искусства; взлёт «бель канто». Таким образом, опера Италии стала ведущей в этом направлении во всём мире. Во Франции также опера приобретает одно из ведущих значений. В этом большая заслуга принадлежит Г. Берлиозу (1803 - 1869), являющегося создателем такого интересного явления, как комическая опера, отразившей непосредственно национальную специфику этой страны.

В России романтизм развивался под воздействием идей декабристов, Великой Французской революции, войны с Наполеоном 1812 года, то есть был связан с глобальными социальными событиями. Принципы гражданства, служения родине перенеслись и в музыкальное искусство, в котором отчётливо звучала мысль о национальном сознании. Таким образом, музыкальный романтизм всех стран объединяли общие черты: стремление к высокой духовности, мечты о прекрасном, отображение чувственной сферы человека.

4. Великие композиторы и музыканты эпохи романтизма.

Романтизм даровал музыкальной культуре множество великолепных композиторов: Ф. Лист (1811 - 1886, Венгрия), Р. Шуман (1810 - 1856, Германия), Ф. Шуберт (1797 - 1828, Австрия), К. Вебер (1786 - 1826, Германия), Р. Вагнер (1813 - 1883, Германия), Ж. Бизе (1838 - 1875, Франция), Н. Паганини (1782 - 1840, Италия), Э. Григ (1843 - 1907, Норвегия), Дж. Верди (1813 - 1901, Италия), Ф. Шопен (1810 - 1849), Л. ван Бетховен (последний этап творчества, Германия) и др. Кратко охарактеризуем творчество некоторых из них.

Ференц Лист, подобно В.А. Моцарту, был юным виртуозом и очень рано заставил говорить о себе Европу, выступая перед публикой как пианист. Столь же рано проявился и его дар композитора. Впоследствии Ф. Лист сочетал гастрольную и композиторскую деятельность. Он также делал переложения для фортепиано симфонической музыки, и его по праву можно считать великим просветителем.

Авторским сочинениям Ф. Листа свойственны виртуозность и глубина, экспрессия и неистовость. Таковы его знаменитые циклические произведения: «Годы странствий», «Этюды трансцендентного исполнения», «Большие этюды по каприсам Паганини», «Венгерские рапсодии». Ф. Лист внёс огромный вклад в популяризацию и развитие венгерской музыкальной культуры.

Франц Шуберт считается первым композитором эпохи романтизма, причисленного к рангу великих композиторов. Его музыка чиста, радостна, поэтична и в то же время - грусть, холодность, отчаяние. Как это присуще романтикам, музыка Ф. Шуберта контрастна, но она поражает своей свободой и непринуждённостью, красотой мелодий.

Ф. Шуберт написал огромное количество песен, являющихся истинными шедеврами. Особенно это касается произведений, написанных на стихи В.И. Гёте («Лесной царь», «Гретхен за прялкой») и многие другие.

Композитор творил и в других жанрах: оперы, камерные вокальные и инструментальные сочинения. И всё же в первую очередь имя Ф. Шуберта ассоциируется с его песнями и различными циклами: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», «Лебединая песня».

Французский композитор Жорж Бизе вошёл в историю мировой культуры, как автор непревзойдённой оперы «Кармен». Уже в десятилетнем возрасте он стал студентом Парижской консерватории. Юный композитор в начале своего творческого пути пробовал себя в разных жанрах, но его истинной страстью стала опера. Кроме «Кармен», он написал такие оперы, как «Искатели жемчуга», «Пертская красавица», «Джамиле». Выделяется также написанная им к драме А. Доде музыка с одноимённым названием «Арлезианка». Ж. Бизе по праву считается выдающимся композитором Франции.

Эдвард Григ - самый известный композитор Норвегии, один из символов этой страны. Его музыка - это самобытное и оригинальное явление, демонстрирующая неповторимую индивидуальность творческого мышления этого композитора. Произведения Э. Грига, среди которых «Фортепианный концерт», романсы, «Лирические пьесы», «Вторая скрипичная соната» и, конечно, «Пер Гюнт» - музыка к пьесе Г. Ибсена - сделались достоянием не только норвежской, но и мировой музыки.

Одним из олицетворений романтизма является итальянский скрипач и композитор Никколо Паганини. Самые точные определения его искусству - яркость, блеск, неистовство, бунтарство. Он писал виртуозные и страстные произведения, которые и сегодня присутствуют в репертуаре известных скрипачей. Речь идёт о Первом и Втором скрипичных концертах, «24 каприччи», «Венецианский карнавал» и «Вечное движение». Кроме того, Н. Паганини был великолепным импровизатором и делал переложения-вариации фрагментов опер для скрипки-соло. Он явился вдохновителем для многих деятелей эпохи романтизма.

Говоря о музыке выдающегося польского композитора Фридерика Шопена (1810 - 1849), прежде всего, стоит сказать о том, что это - «душа польского народа», которая нашла разнообразное выражение в искусстве Шопена. В его музыке есть страницы эпического величия, героического подъёма. В трагедийных эпизодах музыки Шопена слышится скорбь мужественного сердца. Искусство Шопена - это глубоко народное искусство художника-патриота, художника-гуманиста, одушевлённого передовыми идеалами той эпохи, в которую ему пришлось жить и творить.

Деятельность Шопена-композитора началась с сочинения польских бытовых танцев (мазурка, полонез, вальс). Обращался он и к ноктюрнам. Революционными для фортепианной музыки оказались его «Баллада соль минор», «Скерцо си минор» «Этюд до минор». Этюды и прелюдии Ф. Шопена (наравне с этюдами Ф. Листа) - это вершина фортепианной техники эпохи романтизма.

Романтизм очень хорошо прижился на русской почве. Новое мироощущение нашло отклик в умах и душах интеллигенции. Его концепция сопротивления злу, которое охватило весь мир, оказалась очень близка русскому искусству и литературе.

Одним из проявлений романтизма была русская романтическая проза. Возникшая в первой половине XIX века, она сама по себе сделалась явлением уникальным и. Представленная именами не только великих русских писателей, но и авторов второго ряда. Некоторые произведения этих авторов отчётливо демонстрируют тяготение к фантастике, необычной и ирреальной атмосфере, волшебному повороту сюжета, странным героям. В этих произведениях ощущается гофмановский след, но преломлённый через русскую действительность. Как и в Германии, русская музыка этого периода была тесно связана с литературой. Это видно на примере творчества В.Ф. Одоевского (1804 - 1869), который преуспел в обеих сферах.

В целом, романтическая эпоха выдала целую плеяду выдающихся композиторов. Это П. И. Чайковский (1840 - 1893), А. А. Алябьев (1787 - 1851), А.П. Бородин (1833 - 1887), М. И. Глинка (1804 - 1857), А. С. Даргомыжский (1813 - 1869), М.П. Мусоргский (1839 - 1881), М. А. Балакирев (1837 - 1910), Н. А. Римский-Корсаков (1844 - 1908) , А. Н. Скрябин (1872 - 1915), Ц.А. Кюи (1835 - 1915), С.В. Рахманинов (1873 - 1943). Разумеется, большинство перечисленных композиторов являлись только лишь романтиками. Они внесли огромный вклад в развитие реализма в русской культуре, но определённые периоды их творчества пришлись на этап романтизма.

Выразителем русской идеи в музыке явился М.И. Глинка. Его появление в русской музыкальной культуре заставило пойти её по иному пути. В своём творчестве он сумел объединить европейские и русские национальные традиции. Романтический период творчества М.И. Глинки - это прекрасные, наполненные гармонией, лиризмом и страстностью романсы, совершенные по форме и содержанию.

Кроме деятельности композиторов, огромную роль в этот период играли творческие объединения. Это вообще было время больших и значительных перемен для России, в том числе, и в музыкальной жизни. Происходит развитие науки и литературы, которое увлекает за собой русское искусство. Лучшие его представители начинают осознавать большую общественную силу искусства. Итак, веяния времени захватывают и музыку, увеличивается влияние на неё литературы и, как следствие, их взаимодействие. Расширяются рамки её взаимоотношений и с другими видами искусства, возникают различные музыкальные сообщества: кружок Даргомыжского, кружок Рубинштейна, кружок Беляева и, наконец, музыкальное сообщество Балакирева, получившее название «Могучая кучка».

Выражение «Могучая кучка» ввёл в обиход критик В.В. Стасов (1824 - 1906). Это выражение-оксюморон стало впоследствии крылатым, и его стали повторять и в уважительном, и в ироническом контексте, имея в виду музыкантов, сгруппировавшихся вокруг М.А. Балакирева.

Прежде всего, они стремились возродить интерес к русскому народному творчеству. Придавая огромное значение национальному своеобразию музыки, они справедливо считали, что достичь его можно только в том случае, если композитор обращается к народно-песенным истокам. Тот, кто воспитан лишь на салонных сочинениях, даже самых лучших, не сможет создать ничего стоящего. До сих пор, полагали члены балакиревского кружка, профессиональная музыка, за редкими исключениями (имеется в виду М.И. Глинка, 1804 - 1857) была далека от народного творчества. В понимании же «кучкистов», композитор обязан проникнуться духом народной музыки. Таким образом, русский романтизм - это русское национальное искусство.

5. Заключение.

Новый, романтический взгляд на мир в европейском искусстве на рубеже XVIII - XIX веков. В романтизме обыденный мир соседствует с миром фантастическим, куда драматический герой бежит, надеясь уйти от обыденности. Романтики считали, что искусство едино; особенно же близки поэзия и музыка. Музыка способна «пересказать» мысль поэта, нарисовать образ литературного героя, а поэзия довольно часто поражает своей музыкальностью. Веяние нового искусства отразилось и в творчестве великих композиторов-романтиков.

Музыкальный романтизм имел своих героев, свою тематику, собственные эстетические принципы и художественный язык. Его целью была свободная форма, не ограниченная жанровыми или видовыми рамками. Музыкальный романтизм просуществовал очень долго и принёс богатейшие плоды.

Тем не менее, наступил момент и его кризиса. Это произошло в тот момент, когда приближение ХХ века с его своеобразными тенденциями стало разрушать идеалы романтизма. И хотя в конечном итоге ему на смену пришёл модернизм, романтизм не канул в вечность, и его традиции продолжили жить и в искусстве нового века и даже в нашей современности.

6. Список литературы.

1. Белоусова С.С. Романтизм. - М.: Росмэн, 2004. - 115 с.

2. Галацкая В.С. Немецкий композитор Роберт Шуман/В.С. Галацкая. - М.: Знание, 1956. - 33 с.

3. Гордеева Е.М. Могучая кучка/Е.М. Гордеева. - М.: Музыка. - 270 с.

4. Соловцов А.А. Фридерик Шопен. Жизнь и творчество. - Государственное музыкальное издательство/А.А. Соловцов. - Москва, 1960. - 504 с.

франц. romantisme

Художественное течение, сформировавшееся в конце 18 - начале 19 вв. сначала в литературе (Германия, Великобритания, др. страны Европы и Америки), затем в музыке и других искусствах. Понятие «романтизм» произошло от эпитета «романтический»; до 18 в. он указывал на некоторые особенности литературных произведений, написанных на романских языках (т. е. не на языках классической древности). Это были романсы (испан. romance), a также поэмы и романы о рыцарях. В кон. 18 в. «романтическое» понимается более широко: не только как авантюрное, занимательное, но и как старинное, самобытно народное, далёкое, наивное, фантастичное, духовно возвышенное, призрачное, а также удивительное, пугающее. «Романтики романтизировали всё, что им было по душе из недавнего и давнего прошлого» - писал Ф. Блуме. Как «своё» ими воспринимается творчество Данте и У. Шекспира, П. Кальдерона и М. Сервантеса, И. С. Баха и И. В. Гёте, многое в античности; привлекает их также поэзия Др. Востока и средневековых миннезингеров. Исходя из отмеченных выше признаков, Ф. Шиллер назвал свою «Орлеанскую деву» «романтической трагедией», а в образах Миньоны и Арфиста усматривает романтичность «Годов учения Вильгельма Майстера» Гёте.

Романтизм как литературный термин впервые появляется у Новалиса, как музыкальный термин - у Э. Т. А. Гофмана. Однако по своему содержанию он не очень отличается от соответствующего эпитета. Романтизм никогда не был ясно очерченной программой или стилем; это широкий круг идейно-эстетических тенденций, в котором историческая ситуация, страна, интересы художника создавали те или иные акценты, определяли различные цели и средства. Однако романтическому искусству разных формаций присущи и важные общие особенности, касающиеся как идейной позиции, так и стилистики.

Унаследовав от эпохи Просвещения многие её прогрессивные черты, романтизм вместе с тем связан с глубоким разочарованием как в самом просветительстве, так и в успехах всей новой цивилизации в целом. Для ранних романтиков, ещё не знавших итогов Великой французской революции, разочаровывающим был общий процесс рационализации жизни, её подчинения усреднённо-трезвому «разуму» и бездушному практицизму. В дальнейшем, особенно в годы Империи и Реставрации, всё более отчётливо обрисовывался социальный смысл позиции романтиков - их антибуржуазность. По словам Ф. Энгельса, «установленные победой разума общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей» (Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1967, с. 387).

В творчестве романтиков обновление личности, утверждение её духовной силы и красоты соединяется с изобличением царства филистеров; полноценно-человеческое, творческое противопоставляется посредственному, ничтожному, погрязшему в тщеславии, суетности, мелочном расчёте. Ко времени Гофмана и Дж. Байрона, В. Гюго и Жорж Санд, Г. Гейне и Р. Шумана социальная критика буржуазного мира стала одним из главных элементов романтизма. В поисках источников духовного обновления романтики нередко идеализировали прошлое, пытались вдохнуть новую жизнь в религиозные мифы. Так рождалось противоречие между общей прогрессивной направленностью романтизма и возникавшими в его же русле консервативными тенденциями. В творчестве музыкантов-романтиков эти тенденции не сыграли заметной роли; они проявлялись главным образом в литературно-поэтических мотивах некоторых произведений, однако в музыкальной интерпретации таких мотивов обычно перевешивало живое, реально-человеческое начало.

Музыкальный романтизм, ощутимо проявивший себя во 2-м десятилетии 19 в., был явлением исторически новым и вместе с тем обнаруживал глубокие преемственные связи с музыкальной классикой. Творчество выдающихся композиторов предшествующего времени (включая не только венских классиков, но и музыку 16-17 вв.) служило опорой для культивирования высокого художественного ранга. Именно такое искусство стало образцом для романтиков; по словам Шумана, «лишь этот чистый источник может питать силы нового искусства» («О музыке и музыкантах», т. 1, М., 1975, с. 140). И это понятно: только высокое и совершенное можно было с успехом противопоставить музыкальному пустословию светского салона, эффектному виртуозничанию эстрады и оперной сцены, равнодушному традиционализму музыкантов-ремесленников.

Музыкальная классика послебаховской эпохи служила базой для музыкального романтизма и в связи со своим содержанием. Начиная с К. Ф. Э. Баха в ней всё более свободно проявлялась стихия чувства, музыка овладевала новыми средствами, позволявшими выразить как силу, так и тонкость эмоциональной жизни, лиризм в его индивидуальном варианте. Эти устремления роднили многих музыкантов 2-й половине 18 в. с литературным движением «Бури и натиска». Вполне закономерным было отношение Гофмана к К. В. Глюку, В. А. Моцарту и особенно к Л. Бетховену как к художникам романтического склада. В таких оценках сказывались не только пристрастие романтического восприятия, но и внимание к чертам «предромантизма», реально присущим крупнейшим композиторам 2-й половины 18 - начала 19 вв.

Музыкальный романтизм исторически был подготовлен также предшествовавшим ему движением литературному романтизму в Германии у «иенских» и «гейдельбергских» романтиков (В. Г. Ваккенродер, Новалис, бр. Ф. и А. Шлегель, Л. Тик, Ф. Шеллинг, Л. Арним, К. Брентано и др.), у близкого к ним писателя Жан Поля, позднее у Гофмана, в Великобритании у поэтов т. н. «озёрной школы» (У. Вордсворт, С. Т. Колридж и др.) вполне сложились уже общие принципы романтизма, которые затем по-своему были интерпретированы и развиты в музыке. В дальнейшем музыкальный романтизм испытал значительное влияние таких писателей, как Гейне, Байрон, Ламартин, Гюго, Мицкевич и др.

К важнейшим сферам творчества музыкантов-романтиков относятся лирика, фантастика, народно- и национально-самобытное, натуральное, характерное.

Первостепенное значение лирики в романтич. иск-ве, особенно в музыке, было фундаментально обосновано нем. теоретиками Р. Для них «романтическое» - это прежде всего «музыкальное» (в иерархии иск-в музыке отводилось самое почётное место), ибо в музыке безраздельно царит чувство, и поэтому в ней находит свою высшую цель творчество художника-романтика. Следовательно, музыка - это и есть лирика. В аспекте отвлечённо-философском она, согласно теории лит. Р., позволяет человеку слиться с «душой мира», с «универсумом»; в аспекте конкретно-жизненном музыка по природе своей - антипод прозаич. реальности, она - голос сердца, способный с наивысшей полнотой поведать о человеке, его духовном богатстве, о его жизни и чаяниях. Вот почему в сфере лирики муз. Р. принадлежит самое яркое слово. Новыми явились достигнутые музыкантами-романтиками лирич, непосредственность и экспрессия, индивидуализация лирич. высказывания, передача психологич. развития чувства, полного новых драгоценных деталей на всех своих этапах.

Фантастика как контраст к прозаич. реальности сродни лирике и часто, особенно в музыке, переплетается с последней. Сама по себе фантастика обнаруживает разные грани, в одинаковой степени существенные для Р. Она выступает как свобода воображения, вольная игра мысли и чувства и одноврем. как свобода познания, смело устремляющегося в мир «странного», чудесного, неизведанного как бы наперекор филистерскому практицизму, убогому «здравому смыслу». Фантастика является и разновидностью романтически-прекрасного. Вместе с тем фантастика даёт возможность в опосредованной форме (а стало быть и с максимальной художеств. обобщённостью) столкнуть прекрасное и уродливое, доброе и злое. В художеств. разработку этого конфликта Р. внёс большой вклад.

Интерес романтиков к жизни «во вне» неразрывно связан с общей концепцией таких понятий, как народно- и национально- самобытное, натуральное, характерное. Это было стремление воссоздать утраченную в окружающей реальности подлинность, первичность, цельность; отсюда интерес к истории, к фольклору, культ природы, трактуемый как первозданность, как самое полное и неискажённое воплощение «души мира». Для романтика природа - прибежище от бед цивилизации, она утешает, исцеляет мятущегося человека. Романтики внесли огромный вклад в познание, в художеств. возрождение нар. поэзии и музыки минувших эпох, а также «дальних» стран. По словам Т. Манна, Р. - это «тоска по былому и в то же время реалистическое признание права на своеобразие за всем, что когда-либо действительно существовало со своим местным колоритом и своей атмосферой» (Собр. соч., т. 10, М., 1961, с. 322), В Великобритании начатое ещё в 18 в. собирание нац. фольклора было продолжено в 19 в. В. Скоттом; в Германии именно романтики впервые собрали и сделали всеобщим достоянием сокровища нар. творчества своей страны (сборник Л. Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика», «Детские и семейные сказки» бр. Гримм), что имело большое значение и для музыки. Стремление к верной передаче нар.-нац. художеств. стиля («локального колорита») - общая черта музыкантов- романтиков разных стран и школ. То же можно сказать и о муз. пейзаже. Созданное в этой области композиторами 18 - нач. 19 вв. намного превзойдено романтиками. В муз. воплощении природы Р. достиг неведомой прежде образной конкретности; этому послужили вновь открытые выразит. средства музыки, прежде всего ладо-гармонические и оркестровые (Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Вагнер).

«Характерное» привлекало романтиков в одних случаях как самобытное, цельное, оригинальное, в других - как странное, эксцентричное, карикатурное. Заметить характерное, обнажить его - значит прорваться сквозь нивелирующую серую пелену ординарного восприятия и прикоснуться к действительной, причудливо пёстрой и бурлящей жизни. В стремлении к этой цели сложилось типичное для романтиков иск-во лит. и муз. портретности. Такое иск-во нередко было связано с критицизмом художника и приводило к созданию пародийных и гротескных портретов. От Жан Поля и Гофмана склонность к характерной портретной зарисовке передаётся Шуману и Вагнеру. В России не без влияния романтич. традиции муз. портретность развивалась у композиторов нац. реалистич. школы - от А. С. Даргомыжского до М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова.

Р. развил элементы диалектики в истолковании и отображении мира, и в этом отношении был близок к современной ему нем. классич. философии. В иск-ве усиливается понимание взаимосвязи единичного и общего. По Ф. Шлегелю, романтич. поэзия «универсальна», она «содержит в себе все поэтичное, от величайшей системы искусств, включающей опять-таки целые системы, и до вздоха, до поцелуя, как они выражают себя в безискусственной песне ребенка» («Fr. Schlegels Jugendschriften», hrsg. von J. Minor, Bd 2, S. 220). Беспредельное разнообразие при скрытом внутр. единстве - вот что ценят романтики, напр. в «Дон Кихоте» Сервантеса; пёструю ткань этого романа Ф. Шлегель называет «музыкой жизни» (там же, с. 316). Это роман с «открытыми горизонтами» - замечает А. Шлегель; по его наблюдению, Сервантес прибегает к «бесконечным вариациям», «как если бы он был изощрённым музыкантом» (A. W. Schlegel. Sдmtliche Werke, hrsg. von E. Bцcking, Bd 11, S. 413). Такая художеств. позиция порождает особенное внимание как к отд. впечатлениям, так и к их связям, к созданию общей концепции. В музыке непосредств. излияние чувства становится философичным, пейзаж, танец, жанровая сценка, портрет проникаются лиризмом и влекут к обобщениям. Р. проявляет особый интерес к жизненному процессу, к тому, что Н. Я. Берковский называет «непосредственным струением жизни» («Романтизм в Германии», Л., 1973, с. 31); это касается и музыки. Для музыкантов-романтиков типично стремление к нескончаемым преобразованиям исходной мысли, «бесконечному» развитию.

Поскольку Р. усматривал во всех иск-вах единый смысл и единую гл. цель - слияние с таинственной сущностью жизни, новое значение приобретала идея синтеза иск-в. «Эстетика одного искусства есть эстетика и другого; только материал различен», - замечает Шуман («О музыке и музыкантах», т. 1, М., 1975, с. 87). Но соединение «различных материалов» увеличивает впечатляющую силу художественного целого. В глубоком и органичном слиянии музыки с поэзией, с театром, с живописью для иск-ва открылись новые возможности. В области инстр. музыки большую роль приобретает принцип программности, т. е. включения и в композиторский замысел, и в процесс восприятия музыки лит. и др. ассоциаций.

Р. особенно широко представлен в музыке Германии и Австрии. На раннем этапе - творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Л. Шпора, Г. Маршнера; далее лейпцигской школой, прежде всего Ф. Мендельсоном-Бартольди и Р. Шуманом; во 2-й пол. 19 в. - Р. Вагнером, И. Брамсом, А. Брукнером, Хуго Вольфом. Во Франции Р. проявился уже в операх А. Буальдьё и Ф. Обера, затем в гораздо более развитой и самобытной форме у Берлиоза. В Италии романтич. тенденции заметно отразились у Дж. Россини и Дж. Верди. Общеевроп. значение получило творчество польского комп. Ф. Шопена, венг. - Ф. Листа, итал. - Н. Паганини (творчество Листа и Паганини явило собой и вершины романтич. исполнительства), нем. - Дж. Мейербера.

В условиях нац. школ Р. сохранял много общего и вместе с тем проявлял заметное своеобразие в идеях, сюжетах, излюбленных жанрах, а также в стилистике.

В 30-е гг. обнаружились существ. разногласия между нем. и франц. школами. Сложились разные представления о допустимой мере стилистич. новаторства; спорным явился также вопрос о допустимости эстетич. компромиссов художника в угоду вкусам «толпы». Антагонистом новаторства Берлиоза был Мендельсон, твёрдо защищавший нормы умеренного «классико-романтического» стиля. Шуман, горячо выступавший в защиту Берлиоза и Листа, всё же не принимал того, что ему казалось крайностями франц. школы; автору «Фантастической симфонии» он предпочитал гораздо более уравновешенного Шопена, чрезвычайно высоко ставил Мендельсона и близких этому композитору А. Гензельта, С. Хеллера, В. Тауберта, У. С. Беннетта и др. С необычайной резкостью критикует Шуман Мейербера, усматривая в его эффектной театральности только демагогию и погоню за успехом. Гейне и Берлиоз, наоборот, ценят у автора «Гугенотов» динамич. муз. драматургию. Вагнер развивает критич. мотивы Шумана, однако в своём творчестве далеко уходит от норм умеренного романтич. стиля; придерживаясь (в отличие от Мейербера) строгих критериев эстетич. отбора, он идёт по пути смелых реформ. В сер. 19 в. в качестве оппозиции к лейпцигской школе образовалась т. н. новонемецкая или веймарская школа; её центром стал в свои веймарские годы (1849-61) Лист, приверженцами являлись Р. Вагнер, X. Бюлов, П. Корнелиус, Й. Рафф и др. «Веймарцы» были сторонниками программной музыки, муз. драмы вагнеровского типа и др. радикально реформированных видов нового муз. иск-ва. С 1859 идеи новонемецкой школы представляли «Всеобщий немецкий ферейн» и созданный ещё в 1834 Шуманом журн. «Neue Zeitschrift fьr Musik», к-рым с 1844 руководил К. Ф. Брендель. В противоположном лагере наряду с критиком Э. Гансликом, скрипачом и композитором Й. Иоахимом и др. был И. Брамс; последний не стремился к спорам и отстаивал свои принципы лишь в творчестве (в 1860 Брамс единств. раз поставил свою подпись под полемич. статьёй - коллективным выступлением против нек-рых идей «веймарцев», напечатанным в берлинском журн. «Echo»). To, что в творчестве Брамса критики склонны были считать консерватизмом, на самом деле являлось живым и оригинальным иск-вом, где романтич. традиция обновлялась, испытывая новое мощное воздействие классич. музыки прошлого. Перспективность этого пути показало развитие европ. музыки след. десятилетий (М. Регер, С. Франк, С. И. Танеев и др.). В той же мере перспективными оказались и прозрения «веймарцев». В дальнейшем споры двух школ исторически изживаются.

Поскольку в русле Р. шли успешные поиски нац. подлинности, социальной и психологич. правдивости, идеалы этого течения тесно сплетались с идеологией реализма. Такого рода связи очевидны, напр., в операх Верди, Бизе. Этот же комплекс типичен для ряда нац. муз. школ 19 в. В рус. музыке романтич. элементы ярко представлены уже у М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, во 2-й пол. 19 в. - у композиторов «Могучей кучки» и у П. И. Чайковского, позднее у С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера. Под сильным влиянием Р. развивались молодые муз. культуры Польши, Чехии, Венгрии, Норвегии, Дании, Финляндии (С. Монюшко, Б. Сметана, А. Дворжак, Ф. Эркель, К. Синдинг, Э. Григ, Н. Гаде, Э. Хартман, К. Нильсен, Я. Сибелиус и др.), а также испан. музыка 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. (И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья).

Муз. Р. активно способствовал развитию камерной вокальной лирики и оперы. В соответствии с идеалами Р. в реформе вок. музыки гл. роль играет углубление синтеза иск-в. Вок. мелодия чутко отзывается на выразительность поэтич. слова, становится более детализированной и индивидуальной. Инстр. партия теряет характер нейтрального «сопровождения» и всё более насыщается образной содержательностью. В творчестве Шуберта, Шумана, Франца, Вольфа прослеживается путь от сюжетно разработанной песни к «муз. стихотворению». Среди вок. жанров возрастает роль баллады, монолога, сцены, поэмы; песни во мн. случаях объединяются в циклы. В романтич. опере, развивавшейся в разл. направлениях, неуклонно усиливается связь музыки, слова, театр. действия. Этой цели служат: система муз. характеристик и лейтмотивов, разработка речевых интонаций, слияние логики муз. и сценич. развития, использование богатых возможностей симф. оркестра (к высшим достижениям оперного симфонизма принадлежат партитуры Вагнера).

В инстр. музыке композиторы- романтики особенно склонны к фп. миниатюре. Короткая пьеса становится желанной для художника-романтика фиксацией момента: беглой зарисовкой настроения, пейзажа, характерного образа. В ней ценятся и относит. простота, близость к жизненным первоистокам музыки - к песне, танцу, возможность запечатлеть свежий, оригинальный колорит. Популярные разновидности романтич. короткой пьесы: «песня без слов», ноктюрн, прелюд, вальс, мазурка, а также пьесы с программными названиями. В инстр. миниатюре достигается высокая содержательность, рельефная образность; при сжатости формы она отличается яркой экспрессией. Как и в вок. лирике, здесь возникает склонность к объединению отд. пьес в циклы (Шопен - Прелюдии, Шуман - «Детские сцены», Лист - «Годы странствий» и др.); в ряде случаев это циклы «сквозного» строения, где между отдельными, относительно самостоят. пьесами возникают разл. рода интонац. связи (Шуман - «Бабочки», «Карнавал», «Крейслериана»). Такие «сквозные» циклы уже дают нек-рое представление о главных тенденциях романтич. трактовки крупной инстр. формы. В ней, с одной стороны, подчёркивается контрастность, разнохарактерность отд. эпизодов, с другой - усиливается единство целого. Под знаком этих тенденций даётся новое творч. истолкование классич. сонаты и сонатного цикла; те же стремления определяют собой логику одночастных «свободных» форм, в к-рых обычно сочетаются черты сонатного allegro, сонатного цикла и вариационность. «Свободные» формы явились особенно удобными для программной музыки. В их разработке, в стабилизации жанра одночастной «симф. поэмы» велика заслуга Листа. Конструктивный принцип, лежащий в основе листовских поэм, - свободное преобразование одной темы (монотематизм) - создаёт выразит. контрасты и вместе с тем обеспечивает максимальное единство всей композиции («Прелюды», «Тассо» и др.).

В стилистике муз. Р. важнейшую роль приобретают средства ладовые и гармонические. Поиски новой выразительности связаны с двумя параллельными и часто взаимосвязанными процессами: с усилением функционально- динамич. стороны гармоний и с усилением ладо-гармонич. красочности. Первый из этих процессов - всё большее насыщение аккордов альтерациями и диссонансами, что обостряло их неустойчивость, усиливало напряжение, требовавшее разрешения в дальнейшем гармонич. движении. Такие свойства гармонии наилучшим образом выражали типичное для Р. «томление», поток «бесконечно» развивающегося чувства, что с особенной полнотой воплотилось в вагнеровском «Тристане». Красочные эффекты проявились уже в использования возможностей мажоро-минорной ладовой системы (Шуберт). Новые, весьма разнообразные колористич. оттенки извлекались из т. н. натуральных ладов, с помощью к-рых подчёркивался нар. или архаич. характер музыки; немаловажная роль - особенно в фантастике - отводилась ладам со звукорядами целотонным и «тон-полутон». Красочные свойства обнаруживались также в хроматически усложнённой, диссонирующей аккордике, и именно в этом пункте отмеченные выше процессы явно соприкасались. Свежие звуковые эффекты достигались и путём разл. сопоставлений аккордов или ладов в пределах диатонич. звукоряда.

В романтич. мелодике действовали следующие гл. тенденции: в структуре - стремление к широте и непрерывности развития, отчасти и к «незамкнутости» формы; в ритме - преодоление традиц. регулярности метрич. акцентов и любой автоматич. повторности; в интонац. составе - детализация, наполнение выразительностью не только начальных мотивов, но и всего мелодич. рисунка. Вагнеровский идеал «бесконечной мелодии» включил в себя все названные тенденции. С ними же связано иск-во величайших мелодистов 19 в. Шопена и Чайковского. Муз. Р. в огромной степени обогатил, индивидуализировал средства изложения (фактуру), сделав их одним из важнейших элементов муз. образности. То же касается и использования инстр. составов, особенно симф. оркестра. Р. развил колористич. средства оркестра и драматургию орк. развития до высоты, к-рой не знала музыка предшествующих эпох.

Поздний муз. Р. (кон. 19 - нач. 20 вв.) всё ещё давал «богатые всходы», и у его крупнейших продолжателей романтич. традиция всё ещё выражала идеи прогрессивного, гуманистич. иск-ва (Г. Малер, Р. Штраус, К. Дебюсси, А. Н. Скрябин).

С усилением и качественным преобразованием тенденций Р. связаны новые творч. достижения в музыке. Культивируется по-новому детализированная образность - как в сфере внешних впечатлений (импрессионистич. красочность), так и в изысканно тонкой передаче чувств (Дебюсси, Равель, Скрябин). Расширяются возможности муз. изобразительности (Р. Штраус). Утончённость, с одной стороны, и повышенная экспрессивность - с другой, создают более широкую шкалу эмоциональной выразительности музыки (Скрябин, Малер). Вместе с тем в позднем Р., к-рый тесно сплетался с новыми течениями рубежа 19 и 20 вв. (импрессионизм, экспрессионизм), нарастали симптомы кризиса. В нач. 20 в. эволюция Р. обнаруживает гипертрофию субъективного начала, постепенное перерождение утончённости в аморфность и неподвижность. Полемически острой реакцией на эти кризисные черты явился муз. антиромантизм 10-20-х гг. (И. Ф. Стравинский, молодой С. С. Прокофьев, композиторы французской «Шестёрки» и др.); позднему Р. было противопоставлено стремление к объективности содержания, к ясности формы; возникла новая волна «классицизма», культ старых мастеров, гл. обр. добетховенской эпохи. Середина 20 в. показала, однако, жизнеспособность ценнейших традиций Р. Вопреки усилившимся в западной музыке разрушительным тенденциям Р. сохранил свою духовную основу и, обогащённый новыми стилистич. элементами, получил развитие у мн. выдающихся композиторов 20 в. (Д. Д. Шостакович, Прокофьев, П. Хиндемит, Б. Бриттен, Б. Барток и др.).

Литература: Асмус В., Музыкальная эстетика философского романтизма, «СМ», 1934, No 1; Hеф К., История западноевропейской музыки, перевод с франц. Б. В. Асафьева, М., 1938; Соллертинский И., Романтизм, его общая и музыкальная эстетика, в его кн.: Исторические этюды, Л., 1956, т. 1, 1963; Житомирский Д., Заметки о музыкальном романтизме (Шопен и Шуман), «СМ», 1960, No 2; его же, Шуман и романтизм, в его кн.: Роберт Шуман, М., 1964; Васина-Гроссман В., Романтическая песня XIX века, М., 1966; Конен В., История зарубежной музыки, вып. 3, М., 1972; Мазель Л., Проблемы классической гармонии, М., 1972 (гл. 9 - Об историческом развитии классической гармонии в XIX веке и начале XX века); Скребков С., Художественные принципы музыкальных стилей, М., 1973; Музыкальная эстетика Франции XIX века. Сост. текстов, вступ. статья и вступ. очерки Е. Ф. Бронфин, М., 1974 (Памятники музыкально- эстетической мысли); Музыка Австрии и Германии XIX века, кн. 1, М., 1975; Друскин М., История зарубежной музыки, вып. 4, М., 1976.

Д. В. Житомирский

Идейно-художественное направление, развивавшееся во всех странах Европы и Сев. Америки в кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Р. выразил неудовлетворённость общества бурж. переменами, противопоставив себя классицизму и просвещению. Ф. Энгельс отмечал, что "...установленные "победой разума" общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей". Критика нового образа жизни, наметившаяся в русле просвещения у сентименталистов, ещё больше проявилась у романтиков. Мир представлялся им заведомо неразумным, полным таинственного, непостижимого и враждебным человеч. личности. Для романтиков высокие стремления были несовместимы с окружающим миром, и разлад с действительностью оказался едва ли не гл. особенностью Р. Низменности и пошлости реального мира Р. противопоставлял религию, природу, историю, фантастич. и экзотич. сферы, нар. творчество, но более всего - внутреннюю жизнь человека. Представления о ней Р. чрезвычайно обогатил. Если идеалом классицизма была античность, то Р. ориентировался на искусство средних веков и нового времени, считая своими предшественниками А. Данте, У. Шекспира, И. В. Гёте. Р. утверждал искусство, не предусмотренное образцами, но творимое свободной волей художника, воплощающего свой внутренний мир. Не приемля окружающую действительность, Р. на деле познавал её глубже и полней, нежели классицизм. Высшим искусством для Р. стала музыка, как воплощение свободной жизненной стихии. Она достигла в ту пору огромных успехов. Р. был также периодом необычайно бурного и значительного развития балета. Первые шаги романтич. балета были сделаны в Англии, Италии, России (Ш. Дидло, А. П. Глушковский и др.). Однако наиболее полно и последовательно Р. оформился во франц. балетном театре, влияние которого сказалось в др. странах. Одной из предпосылок к тому стало высокое в ту пору развитие во Франции техники классич. танца, в особенности женского. Наиболее ясно романтич. тенденции проявились в балетах Ф. Тальони ("Сильфида", 1832, и др.), где действие обычно разворачивалось параллельно в мире реальном и фантастическом. Фантастика освободила танец от необходимости в частных бытовых оправданиях, открыла простор для использования накопившейся техники и её дальнейшего развития с целью выявления в танце существенных свойств изображаемых персонажей. В женском танце, выдвигавшемся в балете Р. на первое место, всё шире вводились прыжки, возник танец на пуантах и др., что как нельзя лучше соответствовало облику неземных существ - виллис, сильфид. В балете Р. главенствовал танец. Возникли новые композиционные формы классич. танца, резко поднялась роль унисонного кордебалетного женского танца. Развивались ансамблевый, дуэтный и сольный танцы. Возросла роль ведущей балерины, начиная с М. Тальони. Появился тюник как постоянный костюм танцовщицы. Повысилась роль музыки, до того зачастую сборной. Началась симфонизация танц. действия. Вершина романтич. балета - "Жизель" (1841), поставленная Ж. Коралли и Ж. Перро. Творчество Перро обозначило новый этап балетного Р. Спектакль теперь в большой мере опирался на лит. первоисточник ("Эсмеральда" по Гюго, "Корсар" по Байрону и др.), и соответственно, больше драматизировался танец, увеличивалась роль действенных композиций (pas d"action), шире использовался танц. фольклор. Аналогич. стремления проявились в творчестве виднейшего дат. балетм. Авг. Бурнонвиля. Выдвинулись танцовщицы Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито, Л. Гран, Е. И. Андреянова, Е. А. Санковская.

Тип романтич. спектакля, сложившийся в балетах Тальони, Перро, Бурнонвиля, продолжал существовать до кон. 19 в. Однако внутренне строение этих спектаклей, прежде всего в творчестве балетм. М. И. Петипа, трансформировалось.

Стремление к возрождению романтич. балета в его первоначальном обличьи проявилось в творчестве некоторых балетмейстеров 20 в. М. М. Фокин придал Р. в балете новые черты импрессионизма.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981