Значение живописи в жизни культуры человека. Искусство в жизни современного человека. Что такое искусство? Какие виды искусства существуют? Какие функции они выполняют в жизни человека, общества? Приобщение детей к искусству

1. Предназначение искусства.

Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Правда, как замечает Столович Л.Н. , на самой заре эстетической мысли, выражаемой подчас в мифологической форме, собственно, и вопроса никакого не было. Ведь наш далекий предок был уверен в том, что проткнуть изображение бизона реальной или нарисованной стрелой- значит обеспечить удачную охоту, исполнить воинственный танец - значит наверняка победить своих врагов. Спрашивается, какие же сомнения могли быть в практической действенности искусства, если оно было органически вплетено в практическую жизнь людей, было неотторжимо от ремесла, творившего мир необходимых для существования людей предметов и вещей, было связано с магическими обрядами, благодаря которым люди стремились воздействовать на окружающую их действительность? Стоит ли удивляться их вере в то, что Орфей, которому древнегреческая мифология приписывает изобретение музыки и стихосложения, мог своим пением склонять ветви деревьев, сдвигать камни и укрощать диких зверей.

Мир художественных образов, по убеждению античных мыслителей и художников, «подражавший» жизни, становился неотьемлемой частью истинной жизни человека. Еврипид, например, писал:

Нет, не покину, Музы, алтарь ваш…

Истинной жизни нет без искусства…

Но как воздействует на человека удивительный мир искусства?

Уже античная эстетика стремилась дать ответы на этот вопрос, однако они не были однозначными. Платону, признавшему только такие произведения искусства, которые укрепляют нравственные основы аристократического государства, подчеркивал единство эстетической действенности искусства и его нравственного значения.

На «подражании» действительности, по Аристотелю, основывается способность искусства оказывать на человека и моральное и эстетическое воздействие, формируя сам характер его чувств: « Привычка же испытывать огорчение или радость при восприятии того, что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с действительностью.»

История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие искусства послужило непосредственным импульсом для совершения тех или иных поступков, для изменения образа жизни. Начитавшись рыцарских романов, бедный идальго Кехана превратился в Дон Кихота Ламанчского и отправился на тощем Росинанте утверждать в мире справедливость. Сам образ Дон Кихота стал с тех пор нарицательным, послужил примером для подражания уже в реальной жизни.

Таким образом, мы видим, что истоки искусства- в действительности, но произведение искусства представляет собой особый мир, предполагающий восприятие, отличное от восприятия жизненной реальности. Если же зритель, принимая искусство за реальность, порывается установить справедливость, физически расправляясь с актером, играющим злодея, стреляет в киноэкран или бросается на картину с ножом, угрожает романисту, беспокоясь за судьбу героя романа, то все это очевидные симптомы или психической патологии вообще, или же, по крайней мере, патологии художественного восприятия.

Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, неосознанно саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному поступку.

Художественная гениальность знаменитого плаката Д.Моора « Ты записался добровольцем?», который так широко пропагандировался в дни Второй мировой войны, в том и состоит, что он не ограничен сиюминутной прагматичной задачей, а взывает к человеческой совести через все духовные способности человека. Т.е. сила искусства в том и состоит, чтобы взывать к человеческой совести, пробуждать его духовные способности. И по этому поводу можно привести знаменитые слова Пушкина:

Думается, в этом истинное предназначение искусства.

Искусство не устаревает. В книге академика философа И.Т. Фролова « Перспективы человека» содержатся рассуждения о том, почему искусство не устаревает. Так, в частности, он замечает: « Причина этого- в неповторимой оригинальности произведений искусства, их глубоко индивидуализированном характере, обусловленном в конечном счете постоянной обращенностью к человеку. Уникальное единство человека и мира в произведении искусства, «человеческая действительность», познаваемая им, глубоко отличают искусство от науки не только по используемым средствам, но и по самому объекту его, всегда соотнесенному с личностью художника, его субъективным мировосприятием, тогда как наука стремится выйти за эти пределы, устремляется к «надчеловеческому», руководствуясь принципом объективности. Поэтому наука стремится и к строгой однозначности восприятия знания человеком, она находит соответствующие средства для этого, свой язык, тогда как произведения искусства не имеют такой однозначности: восприятие их, преломляясь через субъективный мир человека, порождает целую гамму глубоко индивидуальных оттенков и тонов, делающих это восприятие необычайно многообразным, хотя и подчиненным определенному направлению, общей теме» .

Именно в этом заключается тайна необычайного воздействия искусства на человека, его нравственный мир, образ жизни, поведение. Обращаясь к искусству, человек выходит за пределы рациональной однозначности. Искусство открывает загадочное, не поддающееся научному познанию. Именно поэтому человек нуждается в искусстве как в органической части того, что заключено в нем самом и в мире, который он познает и которым наслаждается.

Известный датский физик Нильс Бор писал: « Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве часто освещаются проблемы общечеловеческие, «вечные»: что есть добро и зло, свобода, достоинство человека. Меняющиеся условия каждой эпохи заставляют заново решать эти вопросы.

2. Понятие искусства.

Слово «искусство» часто употребляется в своем первоначальном, очень широком значении. Это-всякая искушенность, всякое умельство, мастерство в осуществлении каких угодно задач, требующем какого-то совершенства своих результатов. В более же узком значении слова, это- творчество « по законам красоты». Произведения художественного творчества, как и произведения прикладного искусства, создаются по «законам красоты». Произведения всех видов художественного творчества заключают в своем содержании обобщающее осознание жизни, существующей за пределами этих произведений, и это в основном человеческая, общественная, национально-историческая жизнь. Если в содержании художественных произведений заключается обобщающее осознание национально- исторической жизни, то в нем, значит, необходимо различать отражение каких-то общих, существенных особенностей самой жизни и обобщающее их сознание художника.

Произведение искусства, как и всех других видов общественного сознания, всегда бывает единством познаваемого в нем объекта и познающего этот объект субъекта. Познаваемый и воспроизводимый лирическим художником « внутренний мир», даже если это его собственный «внутренний мир», всегда является все же объектом его познания- познания активного, заключающего в себе отбор существенных особенностей этого «внутреннего мира» и их осмысление и оценку.

Значит, суть лирического творчества заключается в том, что в нем обобщенно осознаются в основном особенности человеческих переживаний - или в их собственном временном состоянии и развитии, или в их направленности на внешний мир, например на явление природы, как в пейзажной лирике.

Эпос, пантомима, живопись, скульптура имеют между собой огромные различия, вытекающие из особенностей средств и способов воспроизведения жизни в каждом из них. И тем не менее все они- изобразительные искусства, во всех них существенные особенности национально-исторической жизни осознаются в их внешних проявлениях.

В первобытном, доклассовом обществе искусство как особенная разновидность общественного сознания еще не существовало самостоятельно. Оно находилось тогда в нерасчлененном, недифференцированном единстве с другими сторонами синкретического сознания и выражающего его творчества- с мифологией, магией, религией, с легендами о прошлой родо-племенной жизни, с примитивными географическими представлениями, с нравственными требованиями.

А затем искусство в собственном смысле слова расчленилось с другими сторонами общественного сознания, выделилось среди них в особенную специфическую его разновидность. Оно стало одной из форм развития общественного сознания различных народов. Так его и следует рассматривать в его позднейших изменениях.

Таким образом, искусство- это особенная содержательная разновидность сознания общества, это - художественное содержание, а не научное и не философское. Л. Толстой, например, определил искусство как средство обмена чувствами, противопоставив ему науку как средство обмена мыслями.

Искусство часто сравнивают с отображающим зеркалом. Это не точно. Вернее бы сказать, как подметил Нежнов- автор брошюры « Искусство в нашей жизни»: искусство есть особое зеркало с единственной и неподражаемой структурой, зеркало, отражающее действительность через мысли и чувства художника. Через художника в этом зеркале отражаются те явления жизни, которые привлекли внимание художника, взволновали его.

3. Художественная социализация личности и формирование эстетического вкуса.

Искусство - одна из главных форм духовной культуры человечества, которая возникла еще в глубокой древности. Так, уже в эпоху верхнего палеолита, 40 тысяч лет назад существовало "пещерное искусство" - замечательные наскальные гравюры и росписи, в которых наши далекие предки изображали животных и сцены охоты.

Позднее возникли скульптура, музыка, архитектура, театр, художественная литература. Это классические виды искусства, которым насчитывается тысячи лет. Развитие форм и видов искусства продолжается и в наше время. В современном мире, благодаря развитию техники, появились некоторые новые виды искусства, например, искусство кино, художественная фотография, сейчас появляется искусство компьютерной графики.

Все это говорит о том, что жизнь человека невозможна без искусства, что оно отвечает какой-то его глубочайшей потребности. Чтобы объяснить ее характер, нужно вспомнить, что человек есть деятельное существо. Посредством своей деятельности люди осваивают окружающий мир и преобразуют его.

Существуют три основные формы освоения мира человеком:

практически-деятельная - она регулируется такими общими потребностями и целями, как польза и благо;

познавательная - ее целью является истина;

художественная - ее ценностью служит красота.

Поэтому можно определить искусство как способ освоения и преобразования мира по законам красоты.

Специфика искусства состоит в отображении действительности посредством художественных образов, то есть в конкретной чувственной форме, а не с помощью понятий и теорий как в научном познании. Это очевидно в живописи или скульптуре. Но даже литература, хотя в ней образная сторона не бросается в глаза, существенно отличается от познания. Например, историки или социологи, изучая дворянское общество в России XIX, описывают и объясняют его с помощью таких понятий, как "сословие", "крепостной строй", "самодержавие" и т.п. В отличие от этого, Пушкин и Гоголь гениально изобразили суть этого общества в образах Онегина и Татьяны, Чичикова и череды помещиков из "Мертвых душ". Это два разных, но дополняющих друг друга способа познания и отображения реальности. Первый нацелен на обнаружение общего, закономерного в изучаемой реальности, второй - на выражение реальности через индивидуальные образы, через сознание и переживания отдельных героев.



Роль искусства в жизни человека и общества определяется тем, что оно обращено к сознанию человека в его целостности. Художественное творчество и восприятие произведений искусства дает человеку более глубокое понимание и знание жизни. Но одновременно искусство воздействует на его чувства, переживания, развивает его эмоциональную сферу. Выше уже отмечалась большая роль искусства в формировании моральных представлений человека. И, конечно же, восприятие произведений искусства доставляет людям эстетическое наслаждение, переживание прекрасного, а также делает их сопричастными творчеству художника.

Во всех этих отношениях искусство обладает большой силой, недаром Достоевский сказал: "Красота спасет мир".

Представления о роли искусства менялись в истории. Важная роль искусства осознавалась уже в античном обществе. Например, Платон и Аристотель считали, что искусство должно очищать душу от низменных страстей и возвышать ее. Особую роль в этом они отводили музыке и трагедии.

В средние века основная роль искусства виделась в подчинении задачам богослужения. Искусство играло, например, очень значительную роль в оформлении храмов и в религиозных обрядах православия.

В эпоху Возрождения искусство, особенно живопись, заняло центральное место в духовной культуре. Леонардо да Винчи рассматривал искусство как «зеркало» мира и даже ставил живопись выше науки. Многие мыслители этой эпохи видели в искусстве самую свободную и творческую деятельность человека.

В эпоху Просвещения подчеркивалась прежде всего нравственно-воспитательная функция искусства.

В XX в. многие мыслители начали говорить о кризисе искусства, о том, что современное искусство утрачивает свои функции в обществе. Например, немецкий философ культуры начала XX в. О.Шпенглер считал, что современная западная культура вступает в период заката. Высокое классическое искусство уступает место техническим искусствам, массовым зрелищам, спорту. Современное искусство утрачивает гармонию и образность, возникает абстрактная живопись, в которой исчезает целостный образ человека.

Виды искусства. Изучением искусства, классификацией его различных видов занимается специальная философская наука - эстетика. Виды искусств можно различать по материалу, в котором воплощаются художественные образы. Это звук в музыке, линии и цвета в графике и живописи, камень и форма в скульптуре и архитектуре, движение в танце и т.п. Каждый материал требует своеобразных средств, своего "языка". Об этом свидетельствует тот факт, что содержание произведений одного вида искусства нельзя адекватно передать на языке другого вида.

Известный немецкий философ и эстетик Ф.Шеллинг в начале XIX в. предложил классификацию основных видов искусства, которая сохраняет значение и в наши дни. Шеллинг считал искусство высшей, наиболее творческой деятельностью человека. Он доказывал, что у всех видов

искусств есть единое основание - мифология, и что все виды искусств взаимосвязаны и выражают единую идею красоты.

Щеллинг делил искусства на реальные и идеальные. Реальные -музыка, живопись, пластика (архитектура и скульптура). Идеальные -литература и поэзия. Музыка - выражение ритма и гармонии мира. Живопись - первая форма искусства, воспроизводящая образы. Искусство, синтезирующее музыку и живопись, Шеллинг видит в пластике. Архитектуру он поэтично назвал "застывшей музыкой".

Литература и поэзия пользуются словом - наиболее свободным и богатым средством выражения. Поэтому они выше искусств, которые используют для выражения художественных идей звук, камень или цвет. Поэзию Шеллинг считал высшей формой художественного творчества, выражающей сущность искусства вообще.

Элитарное, народное и массовое искусство. Искусство, а в определенном отношении и духовную культуру в целом, можно также подразделять по иному, социологическом принципу. С этой точки зрения, искусство делится на высокое (элитарное), народное и массовое.

Веками высокое искусство в основном производилось и потреблялось довольно узкой элитой общества - его привилегированными сословиями.

Народное искусство - народные песни, танцы, карнавалы, фольклор, лубок, бытовые декоративные ремесла и т.п. - развивалось в рамках обычаев и ритуалов и существовало в бесписьменной форме. Этот вид искусства выражает глубокие эстетические потребности народа, нередко в рамках народного искусства возникают подлинные шедевры. Народное искусство характерно прежде всего для традиционного общества, в современном обществе ему остается не так уж много места.

Возникновение массовой культуры и соответствующего искусства связано с утверждением индустриальной цивилизации, ростом городов, техническим прогрессом, который привел к появлению фотографии, радио, кинематографа, телевидения. Это привело к появления новых способов производства и потребления искусства. Основными жанрами массового искусства являются мелодрама, детектив, фантастика, эстрада, цирк, мюзикл, рок-музыка и т.п. Главное назначение этого искусства -дать развлечение, вызвать острые ощущения.

Качество массового искусства, как правило, невысокое. В отличие от народного массовое искусство создается не народом, а для народа. Ее создают профессионалы, которые нередко выступают не столько как художники, сколько как коммерсанты. Их товаром часто бывает "китч", безвкусная массовая продукция типа бесконечных "мыльных опер". Для производства такого искусства ныне существует целая индустрия массовой культуры. Вместе с тем, некоторые теоретики искусства отмечают, что в современном обществе с его "постмодернистской культурой" грань между высоким и массовым искусством начинает стираться.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-1.jpg" alt="> Искусство в жизни современного человека ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-2.jpg" alt="> Что такое искусство? У этого слова несколько значений. Искусством называют умение, мастерство,"> Что такое искусство? У этого слова несколько значений. Искусством называют умение, мастерство, знание дела. Самое дело, требующие такого умения, тоже называют. Искусством можно назвать художественную деятельность и то, что является ее результатом - произведение. Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно - практического освоения мира.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-3.jpg" alt="> Искусство включает в себя: n Литература n Музыка n "> Искусство включает в себя: n Литература n Музыка n Архитектура n Театр n Киноискусство n Хореография n Цирк n Изобразительное искусство и др.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-4.jpg" alt="> Изобразительное искусство n скульптура n фотоискусство n дизайн n живопись n графика"> Изобразительное искусство n скульптура n фотоискусство n дизайн n живопись n графика n декоративно-прикладное искусство

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-5.jpg" alt=">Классификация: n пространственные или пластические виды искусств (изобразительное искусство, декоративно- прикладное искусство, архитектура,"> Классификация: n пространственные или пластические виды искусств (изобразительное искусство, декоративно- прикладное искусство, архитектура, фотография) n временные или динамические виды искусств (музыка, литература) n пространственно-временные (синтетические или зрелищные) виды (хореография, литература, театральное искусство, киноискусство)

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-6.jpg" alt="> Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид"> Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости).

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-7.jpg" alt=">Рельеф на стене буддийского храма Венера Милосская">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-10.jpg" alt=">Декоративно-прикладное искусство n Декоративно-прикладное искусство (от лат."> Декоративно-прикладное искусство n Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. n Произведения декоративно- прикладного искусства рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-11.jpg" alt=">Виды ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-15.jpg" alt="> Происхождение искусства Искусство возникает в первобытном обществе. С помощью него люди"> Происхождение искусства Искусство возникает в первобытном обществе. С помощью него люди стремились решать какие-то практические задачи своей жизни. Несомненно, важную роль в происхождении искусства сыграл труд.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-16.jpg" alt="> Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит 45 -40 тыс. лет назад,"> Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит 45 -40 тыс. лет назад, когда формируется вид Homo Sapiens.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-17.jpg" alt="> Функции искусства n Немотивированные функции искусства 1) человеческий инстинкт гармонии,"> Функции искусства n Немотивированные функции искусства 1) человеческий инстинкт гармонии, 2) способ ощутить свою связь с внешним миром, 3) способ применить воображение, 4) обращение к неограниченному кругу лиц, 5) ритуальные и символические функции.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-18.jpg" alt=">n Мотивированные функции искусства 1)Средство коммуникации, 2)Искусство как развлечение, 3)Искусство ради"> n Мотивированные функции искусства 1)Средство коммуникации, 2)Искусство как развлечение, 3)Искусство ради политических перемен, 4)Искусство для психотерапии, 5)Искусство для социального протеста, 6)Искусство для пропаганды или коммерциализации.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-19.jpg" alt=">Сферы жизни человека n Социальное положение ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-20.jpg" alt="> Элитарное и массовое искусство Элитарное искусство (от французского elite -"> Элитарное и массовое искусство Элитарное искусство (от французского elite - лучшее, отборное), искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Элитарные тенденции получили распространение в XX веке в русле авангардстски- модернистского искусства.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-21.jpg" alt="> Массовое искусство рассчитано на самый широкий круг зрителей, общедоступное, простое"> Массовое искусство рассчитано на самый широкий круг зрителей, общедоступное, простое по форме, не требующее специальной подготовки для понимания. К массовому искусству относят произведения, распространяемые через средства массовой коммуникации (кино, телевидение), печатную графику, популярную музыку, продукты художественной индустрии, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя, упрощенные и необладающие высокой художественной ценностью.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-22.jpg" alt="> Политическая сфера (отношения людей, связанные с властью) Власть - "> Политическая сфера (отношения людей, связанные с властью) Власть - это способность и возможност оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких - либо средств.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-23.jpg" alt="> Искусство как способ идеологического воздействия Часто искусство понималось как явление подчиненное,"> Искусство как способ идеологического воздействия Часто искусство понималось как явление подчиненное, служебное: по отношению к политике государства.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-24.jpg" alt="> Официальная политическая идеология (30 -50 -е гг. в СССР) ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-25.jpg" alt="> Духовная сфера (область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии,"> Духовная сфера (область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т. д.) n Искусство и наука n Искусство и техника n Искусство и религия n Искусство и образование

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-26.jpg" alt="> Искусство и наука Наука, изучающая искусство в целом и связанные с ним"> Искусство и наука Наука, изучающая искусство в целом и связанные с ним явления - искусствоведение. Отрасль философии, занимающаяся изучением искусства - эстетика. Отличия искусства от науки: n наука и техника оказывает большее влияние на вещи, а искусство - на психологию; n наука добивается объективности, авторы же творений искусства вкладывают в них себя, свои чувства; n научный метод строго рационален, в искусстве же всегда есть место интуитивности и непоследовательности; n каждое произведение искусства является единым и законченным, каждый научный труд - лишь звено в цепи предшественников и последователей;

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-27.jpg" alt=">Искусство и техника фотография, эстрада ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-28.jpg" alt=">кино, телевидение ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-29.jpg" alt="> Связь с религией Религия (от лат. religio – благочестие,"> Связь с религией Религия (от лат. religio – благочестие,) – это мировоззрение и мироощущение и также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, в существование священного, то есть той или иной разновидности сверхъестественного.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-31.jpg" alt=">Экономическая сфера (совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ)">




Искусство часть духовной культуры человечества, специфический род духовно- практического освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно- образными формами воспроизведения действительности, живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме деятельности человека, если она совершается умело, мастерски, искусно.




Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представления, верования людей все это передается человеком в художественных образах. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. И так было во все времена. Искусство это своеобразный учебник жизни.


«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству», писал известный немецкий писатель Т. Манн. Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни.


Различные виды искусства взаимно обогащаются, часто заимствуют друг у друга средства выражения содержания. Не случайно бытует мнение, что архитектура это застывшая музыка, что та или иная линия в картине музыкальна, что эпический роман подобен симфонии.


Соотнесите характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников. К какой культуре западной, восточной, русской относятся А В Б



Когда говорят о любом виде художественной деятельности, в том числе и об исполнительском мастерстве (творчестве), нередко используют такие понятия, как композиция, ритм, колорит, пластика, линия, динамика, музыкальность общие в прямом или в переносном смысле для разных искусств. Но в любом произведении искусства всегда присутствует поэтическое начало, то, что составляет его главную сущность, его пафос и придает ему необычайную силу воздействия. Без возвышенного поэтического чувства, без одухотворенности любое произведение мертво.

Искусство – отражение творчества, способ запечатлевать, воспроизводить мысли, фантазии и действительность, требующее особого мастерства. Искусство в жизни человека занимает одну из лидирующих позиций. Это один из главных способов проявить себя, оно формирует внутренний мир человека, его духовные ценности, наполняет жизнь. Им можно описать и выразить свои эмоции, чувства, побудить к действию и развитию.

Искусство — это душа человечества, которая зародилась еще с древних времен, когда люди выражали себя в наскальной живописи. Практически каждый человек знает с детства прекрасные классические произведения Чайковского, Моцарта, Баха, картины непревзойденных Микеланджело, Леонардо да Винчи, авторов литературных произведений, а также памятники архитектуры и скульптуры. В искусстве заложены чувства, которые человек пытается передать миру.

Психология искусства

К различным направлениям деятельности, которыми занимается психология, также относится искусство. Психология искусства рассматривает, как создание и восприятие произведений влияет на жизнедеятельность человека. Она исследует мотивы, побуждающие творить, сам процесс, способности автора, его чувства и переживания на момент создания произведения. Творцы свои жизненные проблемы переносили в музыку, произведения, на холст, приравнивали себя к создаваемым персонажам. В искусстве происходит становление личности самого автора, которое прослеживается психологией. Также изучается и анализируется, как воздействие определенных произведений производит разное впечатление на людей, вызывает различные эмоции.

Выготский «Психология искусства» внес огромный вклад своим трудом в развитие этой науки. Он охарактеризовал теорию искусства и дал начало новому направлению в этой области.

Виды и функции искусства

Существует три вида искусства:

  1. пространственные: живопись, архитектура, скульптура, графика;
  2. временные: литературные произведения, музыка
  3. пространственно-временные: танец, кинематограф, телеискусство, цирк.

К каждому виду относится множество подвидов, а также жанров. Одной из функций искусства является передача информации, эмоций и чувств, которые могут воздействовать на настроение. Еще оно может использоваться в лечебных целях, довольно распространена арт-терапия. Часто психологи на основании рисунков пациентов, могут сделать определенные выводы по поводу его психического и эмоционального здоровья, ведь рисунок передает внутреннее видение мира.

Человек является основной темой практически всех творений. Создаются совершенные образы личности в искусстве любой эпохи. С древних времен воспеваются подвиги, рисуются идеальные пропорции тела, создаются совершенные скульптуры.

Искусство является одним из важных этапов в эволюции человека, участвует в формировании общественного мнения и различных точек зрения. Оно неотступно преследует нас всю жизнь, в нем мы находим новые знания, наслаждение, ответы на важные и интересующие нас вопросы. Оно, как правило, созвучно с нашими мыслями. Из всего многообразия, которое предоставляет искусство, человек находит себе по душе то, что ему ближе всего и понятней.

Большое влияние на человека оказывает музыка. Она способна умиротворять и возбуждать чувства человека, погружаться в свои мысли, снимать стресс и напряжение. Музыка влияет на эмоции, заставляет плакать или радоваться. Прослушивание классической музыки способно повысить умственные способности или излечить человека от некоторых недуг, у кормящих матерей увеличить выработку молока.

Человек в искусстве запечатлевается в веках. Люди умирают, а искусство остается, проходит через годы и столетия, рассказывает будущим поколениям о былых мировоззрениях, переносит в мир, когда произведение было создано, помогает прочувствовать атмосферу того времени и традиции. Каждая эпоха вносит свои изменения в искусство, приносит что-то новое, дополняет. Человек должен захотеть принять в себя искусство, чтобы оно благотворно повлияло на него и донесло истинный смысл его предназначения.

Was last modified: Апрель 20th, 2019 by Елена Погодаева