Тема сочинения Дворянское общество в повести «Дубровский. Презентация на тему "изображение русского дворянства в романе дубровский " Проект по литературе быт и нравы дубровский

На страницах «Дубровского» мы знако-
мимся со многими людьми дворянского со-
словия. Одни из них обрисованы полно и все-
сторонне (Троекуров, Дубровские), другие -
фрагментарно (князь Верейский), о третьих
и вовсе говорится вскользь (Анна Савишна
и другие гости Троекурова). Надо сказать,
что помещики отличались друг от друга как
количеством имеющихся у них крестьян, так
и отношением к ним.
Сюжет повести разворачивается вокруг
конфликта между двумя помещиками - Ки-
рилой Петровичем Троекуровым и Андреем
Гавриловичем Дубровским, но невольно во-
влеченными в него оказываются и другие дво-
ряне. Все, по сути, разделились на два лаге-
ря. В одном - Андрей Гаврилович Дубров-
ский и его сын Владимир, другой значительно
многочисленнее - Троекуров и все остальные
помещики, завсегдатаи его дома.
Что до Кирилы Петровича Троекурова,
«старинного русского барина», то уже первые
страницы произведения дают нам понять, ка-
кой это был властный, корыстный человек,
деспот, богатство и древнее происхождение
которого «давали ему большой вес в губерни-
ях, где находилось его имение. Соседи рады
были угождать малейшим его прихотям; гу-
бернские чиновники трепетали при его име-
ни; Кирила Петрович принимал знаки подо-
бострастия как надлежащую дань… В домаш-
нем быту Кирила Петрович выказывал все
пороки человека необразованного. Избалован-
ный всем, что только окружало его, он привык
давать полную волю всем порывам пылкого
своего нрава и всем затеям довольно ограни-
ченного ума». Детей у Троекурова было двое:
Маша - семнадцатилетняя дочь, и сын -
«черноглазый мальчик, шалун лет девяти».
Саша был также сыном и мамзель Мими, вос-
питательницы Маши, которую «Кирила Пет-
рович, казалось, любил… более прочих». Дочь
свою Кирила Петрович любил, «но обходился
с нею со свойственным ему своенравием, то
стараясь угождать малейшим ее прихотям, то
пугая ее суровым, а иногда и жестоким обра-
щением. Уверенный в ее привязанности, ни-
когда не мог он добиться ее доверенности».
Кирила Петрович только тем и занимал-
ся, что разъезжал по своим пространным
владениям, устраивал шумные пиры с про-
казами. Охота занимала едва ли не основ-
ное место в жизни Троекурова. По этой
причине и псарня у него была на зависть
всем, там «более пятисот гончих и борзых
жили в довольстве и тепле, прославляя ще-
дрость Кирилы Петровича на своем собачь-
ем языке».
Именно псарня и послужила причиной
раздора между Троекуровым и ближайшим
соседом его Андреем Гавриловичем Дубров-
ским, которого одного Кирила Петрович ува-
жал, «несмотря на смиренное его состояние»,
и к которому мог запросто заехать в гости.
Уважительное отношение Троекурова к Ду-
бровскому возникло еще в молодости; «Не-
когда были они товарищами по службе, и
Троекуров знал по опыту нетерпеливость и
решительность его характера». Андрея Гав-
риловича оскорбило замечание одного из
псарей соседа относительно его якобы недю-
жего состояния и унизительного быта. При-
чем Дубровского не так оскорбило само заме-
чание, сколько то, что Троекуров при этом
«громко засмеялся» и не принял никаких
мер, чтобы наказать дерзкого холопа. С ужи-
на обиженный Дубровский ушел, и приказ
Троекурова вернуться оставил без внимания.
Простить такого даже Дубровскому Кирила
Петрович не мог и в наказание решил отсу-
дить у друга имение, что и сделал.
Этот поступок показывает духовную ис-
порченность Троекурова, для которого нет
ничего святого, который и дружбу готов про-
дать. Правда, автор подчеркивает, что в не-
которые моменты совесть помещика просы-
пается, он начинает жалеть Дубровского и
готов его простить, но чувство ложной гордо-
сти и своего превосходства не позволяют ему
попросить извинения.
Близок к Троекурову и князь Верей-
ский. И хоть он не так полно обрисован
в повести, но одно то, что князь с удоволь-
ствием посещает дом Кирилы Петровича,
что, несмотря на слезы и мольбы Маши, до-
бивается все же ее руки, ставит его в один
ряд с Троекуровым.
Сатирическими красками в романе обри-
сованы гости Троекурова - мелкие помещи-
ки-подхалимы, которые, боясь гнева властно-
го хозяина, не смели сказать ему и слова
против. Однако у себя в имении они едва ли
были робкими…
Троекуров, князь Верейский и им подоб-
ные - далекая от реформаторских идей,
прочно стоящая на ногах часть поместного
дворянства, яростно защищающая крепост-
ничество.
В отличие от этих персонажей, Андрей
Гаврилович Дубровский - помещик либе-
ральный. Праздность и разврат - не его об-
раз жизни. Имея семьдесят человек кресть-
ян, Дубровский относится к ним иначе, чем
самодур-сосед. Поэтому и крестьяне отвеча-
ют ему уважением и любовью, поэтому и го-
товы умереть, лишь бы не попасть в кабалу
к Троекурову. Отмена крепостного права-
наверняка не напугала бы Андрея Гаврило-
вича, и он вряд ли стал препятствовать ей.
Ни в первые годы жизни в поместье, ни по-
том Андрей Гаврилович не соглашался вос-
пользоваться дарами, которые предлагал
ему Троекуров. Более того, в отличие от
других помещиков, Дубровский никогда не
боялся высказать в присутствии надменного
соседа свои мысли. Это говорит о гордости
этого человека, причем гордости настоящей,
не троекуровской.
Образ молодого Дубровского дан в разви-
тии: вначале честолюбивый и беспечный мот,
потом - защитник угнетенных, благородный
мститель, бунтарь. Его, дворянина-разбойни-
ка, делает предводителем крестьян.
Но тут же дает понять, что Владимир - не
во всем их единомышленник, что он сотруд-
ничает с крестьянами и ради личных интере-
сов. Потому-то, когда Маша выходит замуж
за князя, Дубровский покидает своих това-
рищей, заявляя им; «Вы все мошенники».
Владимир Дубровский не против дворянства
как класса вообще, он только против жес-
токостей,- чинимых дворянами, такими, как
Троекуров.
Однако в ту пору и это было прогрессив-
ным шагом на пути к освобождению кресть-
ян, потому и главного героя повести мы вос-
принимаем как передового дворянина, воз-
можно предшественника декабристов.

Дворянское общество в повести «Дубровский» представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие — менее подробно (князь Верейский), о третьих — вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).

Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. В этом человеке автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России.

Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.

Что касается Кириллы Петровича Троекурова, то «его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность… Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское». Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что «Кирил, а Петрович выказывал все пороки человека необразованного». А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он без конца устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал «полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Одной из затей, имевшей назначение увеселения своих гостей, а более всего — себя, была затея с медведем, которого Троекуров специально откармливал в своем поместье, чтобы при случае подшутить над новым гостем.

Несмотря на то, что почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья, жаловаться на Кирила Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе.

Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех ее участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.

Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирила Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой «…более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят». Какая забота о животных, какое благородство — не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или, по крайней мере, хотя бы так же.

Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура — значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.

Дочь свою он «любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением». Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое разделенная любовь? Почти с уверенностью можно сказать — нет. Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульный, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.

Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. «Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково…», имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: «…псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным и разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.

Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем кошельке, но и о вверенных ему крестьянах. Я думаю, что именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

Урок литературы в 6 классе

по теме

«Быт и нравы поместной жизни.

Урок – погружение»

Учитель: Валиулина А.В.

МОУ СОШ № 4 п.Лесогорск

Чунского района Иркутской области

Класс: 6а

Тема: Быт и нравы поместной жизни.

Урок – погружение.

(по роману А.С.Пушкина «Дубровский»)

Цель: На основе использования иллюстративного материала, музыкальных фрагментов, анализа текста создать учащимся условия для погружения в атмосферу начала 19 века с целью знакомства с особенностями быта помещиков, особенностями межличностных отношений, взаимоотношений с крестьянами, а также подвести их к пониманию авторской оценки событий и героев. Создание условий для самовыражения и творческой реализации учащихся.

Оборудование:

    иллюстрации с изображениями помещичьих усадеб, костюмов и интерьеров19 века, сцен из крестьянской жизни

    «Полонез» Огинского

Ход:

    Орг.момент.

    Определение темы, целеполагание.

Звучит «Полонез» Огинского

Рассмотрите иллюстрации. Что их объединяет? В какой век они нас переносят? Запишите ключевые слова (поместье, крестьяне, простор и т.д.).

А какое отношение иллюстрации и ключевые слова имеют к героям романа Пушкина «Дубровский? Попробуем вместе определить тему урока.

А какую форму урока лучше выбрать?

Урок – размышление

Урок – погружение

Урок – дискуссия

Обоснуйте свое мнение.

А с какой целью мы попытаемся максимально приблизиться к реалиям жизни помещичьей усадьбы? Что мы хотим узнать?

3. Словарная работа.

- «Кто быстрее и точнее» объяснит значение слов:

Холоп, отъезжее поле, травить зверя, протравить зверя, провинция, купчая, камердинер, бельведер, гувернер, трапеза.

    История создания произведения.

Слово архивариусу (выступление учащегося)

Чем любопытна история создания произведения? События и герои – результат авторского воображения или имеют вполне реальную основу?

Вывод: Таким образом, Пушкин, перенося нас в действии романа в 10-е годы 19 века, рисует широкую картину русской поместной жизни. В провинции в те времена проживало 2/3 населения России. Следовательно, познакомившись с образом жизни героев «Дубровского», мы узнаем, как жили 2/3 россиян в начале 19 века и сделаем вывод о том, как сам автор оценивает эту жизнь. Начнем же наше знакомство.

    Герои романа о своей жизни (подготовленные выступления учащихся).

    • Маша Троекурова

      Псарь Троекурова

      Андрей Гаврилович Дубровский

Кто жил в поместьях?

Что о нравах и быте поместной жизни вы узнали из рассказов героев?

6. Работа с иллюстрациями. Сравнение жизни в двух поместьях.

Все события разворачиваются в двух имениях – Покровское (Троекуров) и Кистеневка (Дубровский). На иллюстрациях изображены две усадьбы. Какая из них могла принадлежать Троекурову, а какая – Дубровскому? Аргументируйте свое мнение. Чем отличаются усадьбы?

Обратите внимание, в какой из усадеб деревянная, а в какой каменная церковь? Почему автор не упустил этой детали?

Как относятся помещики Троекуров и Дубровский к дворовым? А как крепостные – к господам?

Какой вывод можно сделать, сравнивая жизнь двух поместий?

7. Интервью с Троекуровым.

С кем из помещиков мы пока не познакомились? Узнайте этого героя по небольшой характеристике: «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях…и т.д.»

О чем бы вы хотели его спросить?

(учащиеся задают вопросы учащемуся, выступающему в роли Троекурова)

Вывод: какое впечатление произвел на вас этот герой? Как складывались отношения между помещиками?

8. Поместные развлечения.

А как развлекались помещики? (балы, охота)

Выступление учащегося «Бал у Троекурова глазами очевидца»

А вот еще одна барская забава.

Чтение эпизода с медведем.

Какие чувства вызывает у вас эта забава? Почему?

Вывод: - Что о быте и нравах поместной жизни вы узнали?

Что вас больше всего заинтересовало, взволновало, потрясло?

Какие вопросы остались?

9. Рефлексия деятельности.

    класса в целом

    свою

Чью работу на уроке вы бы хотели отметить особо?

10. Домашнее задание:

По выбору

    Миниатюра – рассуждение «Владимир Дубровский – благородный разбойник или несчастный человек?»

    Художественный пересказ эпизода по выбору.

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие - менее подробно (князь Верейский), о третьих вспоминается вскользь (Анна Са-вишна и другие гости Троекурова).
Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с его образом. В Троекурове автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России. Изображение Троекурова - это изображение типического характера в типических обстоятельствах.
Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, празд но и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.
Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность... Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего - для него самого, была затея с медведем, которого Троекуров специально содержал в поместье, чтобы при случае подшутить над гостем.
Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кирилу Петровича никто не решался - слишком уж безграничной была его власть в округе.
Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех его участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.
Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирилы Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “... более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилы Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство - не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или по крайней мере хотя бы так же.
Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура:- значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.
Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое взаимная любовь? Почти с уверенностью можно сказать - нет! Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”.
Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян - необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.
Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина - Андрея Гавриловича Дубровского. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково...”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих ки-стеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “. ..псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.
Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского - образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Одинцовская лингвистическая гимназия»

Номинация: «Исследование»

Тема:

Выполнила:

Ученица 6 г класса

МБОУ Одинцовская

лингвистическая гимназия

Праздникова Мария

Научный руководитель:

Хоруженко Валентина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Одинцовская

Лингвистическая гимназия

2016

  1. Паспорт проекта 3 стр.
  2. Введение 4 стр.
  3. Русское дворянство в романе А.С.Пушкина «Дубровский» 5-9 стр.
  4. Русское дворянство в «Повестях Белкина» 10-14 стр.
  5. Заключение 15 стр.
  6. Библиографический список 16 стр.

Паспорт проекта:

  • Тема: «Быт и нравы русского дворянства в романе А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина»

Номинация: исследование.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Одинцовская лингвистическая гимназия»

Научный руководитель: Хоруженко Валентина Алексеевна учитель русского языка и литературы

Объект исследования: произведения А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повести Белкина»

Предмет исследования : быт и нравы русского дворянства 19 века

Цель исследования :знакомство с бытом и нравами русского дворянства 19 века.

Задачи исследования :

  • Анализ романа А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повестей Белкина»
  • Привлечение внимания учеников Одинцовской лингвистической гимназии к данной теме

Результаты исследования :

получение новых знаний о жизни дворянства 19 века

Этапы исследования:

  1. Подготовительный (изучение и анализ имеющихся материалов в библиотеке, интернет-ресурсах).
  2. Подготовка проекта.

1.Введение

Общественно-политическая ситуация в России после войны 1812 года может быть охарактеризована как момент, когда основной, решающей силой общества становится дворянство. Именно лучшие представители дворян, люди, прошедшие путь сближения с народом во время Отечественной войны, выходят на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Но все ли дворяне достойны своего общественного положения?

Анализирует проблему дворянства и великий русский поэт А. С. Пушкин. Он вырабатывает свой, личный взгляд на эту тему, связанный, во многом, с фактами биографии Пушкина и с его отношением к настоящему и будущему России. В стихотворении «Моя родословная» Пушкин иронизирует над новыми русскими дворянами, которые заняли высокие посты в государстве благодаря интригам и дворцовым переворотам. Настоящими дворянами, теми, кто достоин носить это звание, Пушкин считает людей, принадлежащих к древним дворянским родам. В семьях этих людей сохранились высокие представления о чести и достоинстве, а именно это, по мнению писателя, должно составлять основу дворянского благородства.

В центре моего исследования - быт и нравы русского дворянства в XIX веке.

2 .Роман А.С.Пушкина «Дубровский»

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено

Рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие - менее подробно (князь Верейский), о третьих вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).
Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с его образом. В Троекурове автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России.
Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.
Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность... Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего - для него самого, была затея с медведем, которого Троекуров специально содержал в поместье, чтобы при случае подшутить над гостем.
Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кирилу Петровича никто не решался - слишком уж безграничной была его власть в округе.
Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех его участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.
Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирилы Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “... более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилы Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство - не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или по крайней мере хотя бы так же.
Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура:- значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.
Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать.

Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое взаимная любовь? Почти с уверенностью можно сказать - нет! Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”.
Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян - необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.
Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина - Андрея Гавриловича Дубровского. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково...”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “. ..псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту,

Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.
Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского - образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

3. А.С.Пушкин «Повести Белкина»

«Повести Белкина» написаны Пушкиным осенью 1830 года в

Болдине. Творческий подъем, который писатель обыкновенно

чувствовал осенью, сказался в эту осень с особенной силой. В

Болдине, по его собственным словам, он «писал, как давно уже не писал».

Кроме целого ряда произведений, Пушкин написал прозой

пять повестей, которые издал в 1831 году, озаглавив их:

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Писатель

опыт в области бытовой прозы.
В «Повестях Белкина» Пушкин расширил круг своих наблюдений. В «Гробовщике» он обрисовал нравы городского мещанства, в «Станционном смотрителе» впервые показал в лице Самсона Вырина униженного человека, мелкого чиновника, жалкая судьба которого вызывает жалость читателя.
Замечательно также в «Повестях Белкина» мастерство рассказа – экономного, быстрого, не задерживающегося на подробностях. Занимательность сюжета, тайны, которые раскрываются только к концу, неожиданные, но глубоко оправданные развязки – все это непрерывно поддерживает интерес читателей и делает повести в высшей степени увлекательными. Так, богатство социального содержания сочетается в пушкинских повестях с изяществом и стройностью формы.
В первых двух повестях – «Выстреле» и особенно в «Метели» –

изображаются романтические увлечения, свойственные дворянской молодежи. Главной темой «Выстрела» является вопрос о дуэли, которая была в начале 20-ых XІX века широко распространенной среди дворянства модой. Участие в дуэлях считалось каким-то геройством, составляло стиль романтического поведения. Все это и отразилось в «Выстреле», который основан на наблюдениях Пушкина в период его пребывания в ссылке в Кишиневе в начале 20-ых годов.
Марья Гавриловна, героиня повести «Метель», вся во власти «романтических» настроений, заимствованных из французских романов, на которых она воспитана. «Романтическое воображение» и толкнуло ее согласиться на бегство из родительского дома и на тайный брак с бедным армейским прапорщиком, за которого богатые родители не хотят выдавать ее замуж.
Чувства Марьи Гавриловны довольно поверхностны. Неизвестно, насколько была серьезна ее любовь к Владимиру и не было ли это следствием увлечения французскими романами, на что есть иронический намек в повести: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена».
Но есть одно, что вносит серьезную ноту в ироническую картину провинциального помещичьего быта: это война 1812-1814 годов, которая входит в действие повести. Здесь описывается общий патриотический восторг, охвативший всех русских людей, когда войска со славою возвращались из-за границы: «Время

незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Как сладки были слезы свидания!»
В повести «Гробовщик» мы вступаем из военного и помещичьего мира в среду мелких московских ремесленников и торговцев.
В этом маленьком мирке интересуются только барышами. Гробовщик Адриан ждет не дождется смерти купчихи Трюхиной на Разгуляе и беспокоится, что другие гробовщики, воспользовавшись его переселением с Басманной на Никитскую улицу, перехватят у него богатые похороны. К покойникам Адриан относится, как к заказчикам, потребителям его изделий. Его не интересует, какие это были люди при жизни. И даже во сне, когда они являются поздравить его с новосельем, герой различает их только с точки зрения прибыли или убытка от похорон.
Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности – это сжатость и простота изложения, из которого не выкинешь ни единого слова, потому что каждое слово на месте и необходимо. Пушкин избегает всяких ненужных украшений. Всякая мелочь у него характерна – ведет к чему-то, связана со всем прочим. Так, например, простреленные стены в «бедной мазанке», где живет Сильвио, говорят о суровости его нрава, о его времяпрепровождении, о тайной цели, к которой он стремится: «Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные». И затем при описании отъезда Сильвио, когда наступает момент осуществления того, к чему он готовился целые годы: «Всё его добро было уже уложено; оставались одни голые,

простреленные стены».
Пушкин никогда не вдается в подробные объяснения поступков своих героев, но он всегда угадывает своим гениальным художественным чутьем, как должен поступить такой-то человек в силу своих индивидуальных качеств, социальных навыков и других причин. И угадывает безошибочно, так что мы без всяких объяснений, сразу чувствуем живую правду, видим живых людей со всеми их противоречиями.
«Повести Белкина» были поворотным пунктом в истории русской художественной прозы. За ними последовали другие прозаические произведения Пушкина: «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», в которых еще правдивее, еще шире и глубже отражалась русская жизнь.

Нет ничего проще написанного, и в то же время нет ничего сложнее пушкинских «Повестей Белкина». Удивительно, но спустя полтора столетия после их написания не умолкают споры о том, что перед нами литературная пародия или добродушный человечный сердечный «мир русской жизни», изображенный под покровом иронии.
Интересно, что чем больше перечитываешь «Повести Белкина», тем сложнее они тебе кажутся. От первоначальной простоты и ясности не остается и следа. Поведение героев, первоначально кажущееся очень логичным, вдруг предстает совершенно лишенным логики и здравого смысла. (Например, почему Сильвио, всю жизнь мечтавший о мести, щадит графа да

еще и говорит о совести? Почему С. Вырин так убивается по дочери, ведь она счастлива?)
Во всех повестях так или иначе звучат вопросы совести и христианской морали. Без понимания основ русской христианской культуры нельзя понять вообще литературу XIX века, тем более пушкинские «Повести Белкина».

Заключение

А.С. Пушкин - это мы сами. Наша суть.

К Пушкину мы идем всю жизнь. Дороге этой для каждого из нас нет конца. Всякий раз на новой, более взрослой ступени нашей жизни с нами новый Пушкин.

Произведения «Дубровский», «Повести Белкина» познакомили нас с историей нашей страны, научили высокой нравственности. Положительные герои его произведений учат смелости, учат бороться со злом за светлые идеалы.

А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность - подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти, сдержанность - разгулам.
Когда говоришь, наша земля, наш народ, вместе с этим так и хочется сказать, наш Пушкин. А затем добавить – РОССИЯ! Родину нельзя, как пирог, разрезать на куски и разложить по тарелке – родина это ощущение. Александр Сергеевич Пушкин для каждого россиянина - одно из самых сильных ощущений Родины. Поэтому так бережно относимся мы ко всему, что связано с именем самого любимого русского поэта, поэтому продолжаем по крупицам собирать историю его жизни и перечитывать его бессмертные творения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Благой Д.Д. Живые страницы. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Белинский.1979 г.-Детская литература, 1979.-540с.
  2. Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве, 2004 г. – Русское слово – Москва. 2004. – 85 стр.
  3. Литературный Петербург, Петроград – альбом – Москва. «Советская Россия». 1991 г. – 334 с.
  4. Музей-усадьба Болдино./Информационно-справочное издание, 2009 г.
  5. Оффенбах П. Все о Пушкине - С-Петербург, Изд.дом А.Громова, 1997 - 317 стр.

6. А.С. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л.: Наука.

Ленингр. отд-ние, 1977-1979.,Т. 10. Письма., Т.5 Произведения.

7. И.И. Пущин. « Записки о Пушкине.» Москва « Детская Литература ». 1975 г. – 63 с.

8. А.С.Пушкин «Дубровский», «Повести Белкина» Москва «Детская Литература» 1993 г. – 90 с.