Необходимые инструменты для художественной деятельности. Виды художественных материалов и особенности работы с ними. Основной набор материалов для творческого процесса

Каждое имеет свои особенности: приемы, техника исполнения и используемые материалы и инструменты. Виды рисунка и живописи, качество и точность изображения, а также его эстетические свойства зависят от того, какие художественные материалы использует художник.

Рисунок и живопись: в чем разница?

Рисунок - вид графики, который представляет собой черно-белое или цветное изображение на бумаге, картоне, выполненное от руки. Под это понятие попадают как простой чертеж или эскиз, так и сложные картины с применением перспективы. Для рисования используют такие материалы, как:

  • простые графитовые карандаши;
  • цветные карандаши;
  • фломастеры;
  • тушь, чернила (наносят на бумагу перьями или ручками);
  • сангина;
  • уголь.

Рисунок, в отличие от живописи, имеет более широкое применение. Ниже на рисунке изображены графики функций вида y. Такая подача учебного материала помогает студентам и ученикам лучше понять сложные математические уравнения и их практическое применение.

Рисование карандашами

Один из наиболее используемых инструментов в изобразительном искусстве - это простой карандаш. Стоят они недорого. Каких-то особых навыков обращения не требуют. По твердости их делят на 3 типа: мягкие (М, М2 или B, B2), средней твердости (ТМ или BH) и твердые (Т, Т2 или H, H2). Карандашом можно создать все виды рисунка: от наброска до фотографичного изображения.

Как пользоваться таким инструментом правильно? Геннадий Ли в своей книге «Основы академического рисунка» советует начинающим художникам использовать самый мягкий (М2) карандаш. Это учит ответственнее относиться к работе и действовать аккуратнее. Они учатся наносить линии и штрихи легким движением, едва касаясь поверхности бумаги. Мягкий графитовый след легче стереть ластиком или клячкой (мягкая резинка). Даже незначительное надавливание делает линии темнее и толще. Профессионалы могут добиться нужного соотношения тонов, используя самый твердый (Т2) карандаш.

Техника работы с карандашами

Особое значение при работе карандашами уделяется технике исполнения - штриховке. Контуры наносятся не длинными линиями, а короткими штрихами. Также штриховкой затемняют участки на листе бумаги. Она должна передавать не только тон, но и фактуру предмета. При этом линии кладутся параллельно и плотно друг другу.

На рисунке изображены графики функций вида сложных математических формул, которые без использования специальных инструментов, не отрывая руки от листа, изобразить невозможно. Это можно сделать, только нанося изображение короткими штрихами. А ведь именно из таких, простых линий, овалов или синусоид и состоят все видимые предметы.

При работе с цветными карандашами применяют те же инструменты и технику выполнения, что и с простыми графитовыми. Основное отличие - рисунок получается цветной.

Фломастеры

Эти яркие палочки с твердыми стержнями, оставляющие насыщенный цвет на листе, появились недавно. Поэтому в старых учебниках по рисованию о них ничего не написано. Линии, наносимые с помощью фломастера, имеют ровный жирный след не только на поверхности, но и на обратной стороне листа бумаги. Поэтому для закрашивания больших областей он не годится. Его используют для выделения, неплотной цветной штриховки.

Фломастеры используют тогда, когда нужно создать рисунок в виде знаков, надписей. Подойдет он для рисования графиков, особенно если на них необходимо провести несколько линий, отображающих разные функции или результаты расчетов.

Чернила, тушь

Перьевые и шариковые ручки, в которых используют в качестве красящего пигмента тушь и чернила, применяют не только в каллиграфии, но и при рисовании. По своим возможностям они не уступают карандашам, но имеют некоторые особенности. Чернила и тушь ложатся на бумагу или картон ровными однотонными линиями, независимо от силы надавливания. То есть тон не меняется. Поэтому их редко используют при создании фотографичного трехмерного изображения. Зато они подходят для таких видов рисунка, как эскиз и набросок.

Для работы с инструментом можно использовать любую бумагу, даже писчую. Чернила наносятся легко, не царапая бумагу, что нередко случается при работе с остро заточенным твердым карандашом.

Сангина, уголь

Сангина - это сорт глины. Из нее изготавливают палочки и обжигают. Она имеет красный или буровато-коричневый цвет.

Уголь дает черный цвет. Его получают путем обжига в закрытой печи веточек березы или осины. Из простого древесного угля изготавливают прессованный уголь.

Несмотря на то что это два разных материала, техника исполнения и виды рисунка, получаемые с их помощью, одинаковые. Художники нередко используют оба материала на одном листе картона вместе с мелом. Чтобы изображение не осыпалось, его обрабатывают специальными клеями-фиксаторами. Работать с этими материалами следует аккуратно, так как стереть нарисованное не удастся. Даже клячка не поможет, а ластик просто размажет все в мутное пятно. Какой имеет вид рисунок, выполненный углем или сангиной, смотрите ниже.

Живопись: инструменты, материалы, техника исполнения

В живописи основной инструмент - это кисть, а используемые материалы - акварель, гуашь, акриловая или масляная краска. Их выпускают наборами в 3, 6, 9, 12 и более цветов. Чтобы получить краску нужного оттенка, их смешивают на палитре. Палитра - это пластиковая или деревянная дощечка с выемками и дыркой для пальца. Если такого предмета нет, то можно вместо нее пользоваться фарфоровой тарелкой.

Изображение наносится на картон, ватман или холст. При использовании масляной краски их грунтуют специальными составами на гипсовой основе.

Акварель

Это краска на водной основе. Особенность этого художественного материала в том, что она практически прозрачна. Наносят ее на картон или бумагу кисточками из беличьей шерсти. Существует две техники работы с акварелью: по сухому или влажному листу ватмана.

Работать по сухому картону или бумаге может даже маленький ребенок, который впервые взял в руки кисть. Простым карандашом наносят изображение. Обычно на этом этапе работы используют такие виды рисунка, как эскиз и набросок. Сначала окрашивают светлые участки, потом темные. Это делается для того, чтобы цвета не смешались. Ошибки исправляют, проводя по бумаге, смоченной в воде губкой или кистью.

Рисовать по мокрому ватману значительно труднее. Выполнить работу в этой технике может только художник с большим опытом работы с На рисунке изображен вид предметов с разводами краски, почти прозрачная игра света. Для этого краску наносят кругами, постепенно затемняя соответствующие участки. Белые части предметов не закрашиваются.

Гуашь

Для работы с гуашевыми красками используют кисти с синтетической щетиной. Она ложится ровным непрозрачным слоем. Ее наносят на бумагу или картон. Техника работы с гуашью такая же, как при действиях с акварелью по сухой бумаге, но с некоторыми особенностями. Так как она непрозрачная, то на слой краски можно наносить другой, но иного цвета. Излишки гуаши на картине, а также допущенные при работе ошибки, устраняют с помощью скребка (подойдет угол линейки) или влажной кисточки. Нанесенная толстым слоем, она при высыхании трескается. Если излишки не убрать, то после они могут отвалиться.

Засохшую в баночке гуашь разбавляют водой до сметанообразной консистенции. Так как краска быстро выгорает на солнце, обтирается, то такие картины необходимо вешать в местах, недоступных для прямых солнечных лучей под стеклом.

Масляная краска

Большинство картин Эрмитажа и Третьяковской галереи написаны маслом. Преимущество масляной краски в том, что она практически не выгорает на солнце, но долго сохнет. Ее можно наносить как точечно, это когда мазки разного цвета кладут рядом, так и слоями. Ошибки и (или) излишки краски снимают мастихином. Мастихин - это специальная лопаточка. Иногда ее используют для нанесения краски. Получается необычный художественный эффект, когда она ложится блоками.

Используют не только густую, но и жидкую масляную краску. Чтобы разжижить ее, добавляют растительное масло (подсолнечное, кукурузное, льняное и пр.). Наносят ее слоями. Этот прием называется метод лессировок. Ярким примером того, как выглядит картина, выполненная таким образом - «Лунная ночь на Днепре» А. И. Куинджи. Луна как будто бы светится.

Картина, написанная маслом, сохнет около года. Если использовался метод лессировок, то каждый слой подсыхает примерно полгода. Процесс высыхания можно ускорить, добавив в краску растворитель, например, скипидар или уайт-спирит. Тогда краска просохнет за 2-3 дня, а поверхность картины станет матовой. Чтобы поверхность не растрескалась во время сушки, ее накрывают влажными тряпками.

Акриловые краски

Акриловые краски - современный художественный материал. С их помощью художники создают картины, близкие по своим графическим параметрам к фотографии, с такой же четкостью и блеском. Они быстро сохнут. При работе с используются те же приемы, что и при действиях с маслом.

Художники, наряду с традиционными материалами, используют современные, комбинируют их. Какие виды рисунков получаются при этом, не всегда удается определить и объяснить. Например, акварельный натюрморт, где контуры предметов выделены фломастером. Каким художественным материалом была написана картина? К какому виду рисунков ее можно отнести? Но не так важно, как и чем рисовать, главное, чтобы рисование приносило удовольствие не только художнику, но и зрителям.

Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу клиента:

Они побуждают его видеть и осязать;

Они порождают эмоциональный подъем и осознание; сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы помогают клиенту с ней соприкоснуться.

Способствуют динамическому взаимодействию между творцом и художественным материалом происходит.

Задача арт-терапевта - выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы [Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии ].

Арт-терапевты должны понимать свойства различных изобразительных материалов, а также то, в каких случаях применение тех или иных материалов наиболее целесообразно, а когда - нежелательно.

Основной набор материалов для творческого процесса

Краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

Журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;

Природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

Глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто;

Бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

Кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы разные типы клеев, скотч.

Основные группы материалов

1) бесформенные материалы, позволяющие создавать объемные образы;

2) материалы, имеющие определенную форму;

3) предметы, имеющие определенную форму, которые можно использовать в качестве материалов.

Рассмотрим основные группы материалов и их свойства.

1 группа - бесформенные материалы , позволяющие создавать объемные образы. Различные мягкие и твердые бесформенные материалы могут быть использованы для создания из них объемных образов. Особенности художественной продукции определяются свойствами материала в той мере, в которой он влияет на художественный замысел и сам процесс работы.

Мягкие материалы , такие как краски, принадлежности для рисования, глина и смешанный с водой песок, не имеют определенной формы и допускают разные виды игровых манипуляций, а также могут быть использованы для создания художественных объектов, живописных произведений или скульптуры.

Твердые материалы , такие как камень, металл и дерево, применяются для создания объемных образов, для вырезания на их поверхности различных изображений. Уровень психического развития клиента и его умений в использовании разных материалов определяет особенности создаваемой им художественной продукции. При высоком уровне художественного мастерства и технических умений могут быть созданы скульптуры из металла или камня, сочетающие высокую долговечность со значительной выразительностью, что позволяет изображать человеческое тело, ткань и т.д.

2 группа - материалы, имеющие определенную форму. Эти материалы, учитывая их свойства, включаются в изобразительный процесс в неизменном виде. Качества определенных материалов без каких-либо объяснений могут ассоциироваться с эмоциональными состояниями, обозначая для автора те или иные события. Так, например, прозрачный целлофан, тонкая полупрозрачная бумага, шелк, песок, гравий или опилки могут быть включены в изобразительную работу в неизменном виде и вызывать у клиента определенные чувства и ассоциации, связанные с разными качествами этих материалов: ощущение легкости, нежности, грубости и т.д.

3 группа - предметы, имеющие определенную форму и используемые в качестве материалов. В качестве материалов в процессе художественного творчества могут применяться естественные или созданные человеком предметы или их части. При этом они в определенной мере сохраняют свое прежнее содержание. Старые пуговицы или детали наручных часов иногда используются при создании композиций из глины для того, чтобы создать с их помощью отпечатки, либо для изготовления некоего подобия мозаики.

Значение этих предметов в художественной работе определяется их функцией, цветом, особенностями материалов, из которых они изготовлены, дополняющих ассоциации с определенными чувствами и воспоминаниями. Однако, будучи включенными в художественную работу, они сохраняют некое содержание, определяющееся их прежней функцией, ассоциациями автора и их новой ролью в контексте законченной работы.

Еще одна классификация материалов , используемых в арт-терапии, основывается на их конкретных свойствах, на том, каким образом они обычно применяются, а также на тех чувствах и образах, которые они способны вызывать у человека. Выбор материала имеет большое значение, так как он указывает на конфликтные ситуации и на степень готовности к эмоциональному самовыражению. Если выбор материалов не очень большой и материал преобразуется таким образом, что он приобретает свойства другого материала, это указывает на то, что клиентам для выражения своего душевного состояния требуется иной материал.

  1. Техника в изобразительном искусстве.
  2. Материалы для рисования, работы с бумагой, тканью.
  3. Техники рисования.
  4. Техники работы с бумагой, тканью.

Вопрос.

Техника – это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести до зрителя замысел своего произведения.

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное п произведение.

Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.п.), умение использовать художественные возможности этого материала;

В более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.

Таким образом,

Техника рисунка – владение материалами и инструментами, способы их использования для изображения и художественного выражения.

В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.

Вопрос.

Изобразительное искусство располагает многообразием ма­териалов и техник . Конечно, не все из них можно использо­вать в детском саду. Некоторые слишком сложны для детей, некоторые требуют специальной подготовки, что в условиях детского сада не представляется возможным. Однако некото­рое расширение знаний о художественных материалах по срав­нению с существующим все же необходимо.

Материалы могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.



Неоформленные - бумага, ткань, нитки, проволока, фоль­га, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Ребенок эмо­ционально реагирует на каждый из этих материалов, связывая его с каким-либо реальным образом. Он создает что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материала.

Полуоформленные несут в себе какую-то изначально за­данную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусст­венные и природные. Искусственные - коробки, пробки, де­тали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бусы и т. д. По-своему видоизменяя их, дети создают новые целостные композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам-конструкторам: когда ребенок строит что-либо из коробок, он складывает и закрепляет их различными способами, и такая постройка ассоциируется у него с чем-то виденным в действительности.

Природные - опавшие плоды, веточки, листья, цветы и др. Из них можно создавать оригинальные поделки. Красота ес­тественных красок и форм способствует развитию эстетичес­кого восприятия. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного, но и развивается способность находить творческое применение всем этим предметам. Занимаясь с различными подобными материалами, ребенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обо­гащает свои знания и умения.

Педагог должен как можно лучше знать особенности раз­личных изобразительных материалов, чтобы правильно подби­рать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в от­дельности.

Каждая техника предполагает использование различных инструментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рас­смотрим особенности каждого инструмента.

Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко вы­делить линию контура, точнее всего передать форму и кон­струкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с мно­гократными повторными движениями (сверху вниз, слева на­право или же по косой). Чем большую поверхность нужно за­красить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладе­ние карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок - основа изображения.

Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут об­ладать специфическим запахом, при соприкосновении с бума­гой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как кон­турно, так и штрихом.

Возможные ошибки

♦ Не учитывается тип карандаша. Для дошкольного возраста предпочтительнее использовать карандаши ТМ, М, 2М. Твердые карандаши не дают возможности показать толщину и цвет линии, что в свою очередь сказывается на качестве работы и усвоении материала. Мягкий карандаш позволяет производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается из­менением силы нажима на карандаш: слабый нажим - более светлый цвет, сильный нажим - более интенсивный цвет.

♦ Неправильно подбирается формат бумаги. Часто можно ви­деть, как для небольшого карандашного рисунка выдаются такие же большие листы бумаги, как и для работы краска­ ми. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего ри­сунок плохо смотрится), или же ребенок, стремясь его за­полнить, создает слишком крупное изображение и не успе­вает закончить рисунок.

♦ Для работы с цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой полученное изображение плохо смот­рится. Все это снижает качество рисунков, лишает их вы­разительности.

♦ При работе с фломастерами следует объяснить детям прави­ла обращения с материалом: обязательно закрывать колпа­чок, не набирать много фломастеров, не закрашивать боль­шие пространства, расходуя цвет (с таким же успехом это можно сделать краской). Из-за длительного закрашивания рука устает, отчего у ребенка пропадает желание выполнять рабо­ту дальше.

Кисти - колонковые, беличьи, щетинные. Щетинные кисти предназначены для работы масляными красками, но могут быть использованы и в живописи темперными и гуашевыми красками («набрызг» - встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки, «сухая» кисть - для передачи фактуры пушистой шерсти животных). Беличьи и ко­лонковые кисти используются в основном в акварели и гуаши. По форме они бывают плоские и круглые. Величину кисти обо­значают номером. Номера плоских кистей соответствуют их ши­рине в миллиметрах, а номера круглых кистей - диаметру (также выраженному в миллиметрах).

Кисть - мягкая. Работа с ней не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает на­пряжение руки, характерное для работы с карандашом, поэ­тому при работе с кистью рука устает меньше. Линия контура кистью получается расплывчатой, недостаточно четкой. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверх­ности рисунка без затраты усилий. Рисуя кистью, можно по­лучить широкую линию, если опереться всем ворсом, и тонкую, если касаться бумаги только ее концом. Научившись прикла­дывать кисть ворсом плашмя, ребенок получает в свободное распоряжение прием «примакивание», с помощью которого мо­гут создаваться разнообразные элементы узора (цветы, лис­тья, лепестки). Однако мягкий ворс кисти портится при неот­рывном движении кисти туда-обратно.

Возможные ошибки

♦ Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать или ставить кисти в банку ворсом вниз, так как происходит деформация. После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик вор­сом вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму.

♦ Для практических занятий каждому ребенку необходимо иметь в наборе не меньше 2-3 кистей разной толщины и фактуры.

Краски - акварельные, гуашь, масляные, темперные. Ак­варельные - водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с ме­дом или сахарным сиропом. Выпускаются сухие - в виде пли­ток, полусырые - в фарфоровых чашечках или полужидкие - в тюбиках. Акварелью можно писать по сухой или сырой бу­маге сразу, в полную силу цвета, а можно работать лессиров­ками, постепенно уточняя цветовые отношения натуры.

Гуашь - водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Эти краски после высыхания быстро светлеют и нужен немалый опыт, чтобы предвидеть степень изменения их тона и цвета, Гуашевыми красками пишут на бумаге, кар­тоне, фанере. Готовые работы имеют матовую бархатистую поверхность.

Масляные - красители, смешанные с растительным мас­лом: льняным, маковым или ореховым. От воздействия света и воздуха масляные краски постепенно затвердевают. Многие основы (холст, дерево, картон) перед работой на них красками загрунтовывают.

Темперные - водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. В настоящее время производятся также полу­жидкие краски, заключенные в тюбики и изготовленные на желтке. Темперными красками можно писать густо, как мас­ляными, или жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Недостатком является разница в оттенках сырой и высохшей краски. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком, устраняющим эту матовость.

Возможные ошибки

♦ Акварель не выносит исправлений, многочисленных повтор­ных прописок смешанными красками. Нередко педагоги ис­пользуют технику акварели в сочетании с другими материала­ми: гуашью, темперой, углем. Однако в этом случае теряются главные качества акварельной живописи - насыщенность, прозрачность, чистота и свежесть, то есть именно то, что от­личает акварель от любой другой техники. С дошкольниками лучше практически начинать работать с акварелью со стар­шей группы, когда дети владеют навыками и умениями в ра­боте с изобразительным материалом.

Угольный карандаш «ретушь» мягче обычных цветных ка­рандашей и позволяет получить более широкую линию барха­тистого цвета.

Сангина - короткие палочки-карандаши. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета.

Оба эти материала по-своему выразительны, они дают раз­ную фактурную линию. Особенно выразительно получаются угольным карандашом и сангиной изображения деревьев. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной толщины (утолщение ствола, тонкость веток), работать с ними легче, чем с обычными цветными каранда­шами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.

Пастель - цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания кра­сочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Рисуют пастелью на бума­ге, картоне или холсте. Цвет наносят штрихами, как в рисунке, или же втирают пальцами с растушевкой, что позволяет до­биться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов цветов, матовой бархатистой поверхности. При работе пасте­лью можно легко снимать или перекрывать красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта.

Возможные ошибки

♦ Угольный карандаш, пастель и сангина хрупки, поэтому при рисовании ими нужно лишь слегка касаться бумагу иначе грифель карандаша и палочка сангины быстро сломаются. Карандаш «ретушь», как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать. Сангина же совсем не затачивается.

♦ Не стоит пытаться закрашивать рисунок сангиной или пасте­лью так же, как цветным карандашом, близко проводя штри­хи. При этом материал ссыпается, а просветы остаются.

♦ Введение этих материалов для рисования целесообразно
только в старшей и подготовительной к школе группах, ког­да детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.

Вопрос.

Техники рисования.

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достичь, разнообразя способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т.д.), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. Сочетание разных материалов в одном рисунке позволяет добиваться большей выразительности изображения.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольни­ков. Так, например, начинать работу в этом направле­нии следует с таких техник, как рисование пальчика­ми, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят худо­жественный образ, создаваемый с помощью более слож­ных: кляксографии, монотипии и т.п.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЕ

Художнику-новичку необходимо хорошо знать те материалы, с которыми он будет иметь дело при рисовании, владеть техникой работы с ними и постоянно изучать их свойства. Эти знания помогут избежать многих ошибок, неизбежных у не обладающего еще достаточным опытом молодого художника.

Карандаш

Первое, чем пробует рисовать каждый начинающий,- это . Но для того, чтобы использовать все полезные для художника свойства, которыми обладает карандаш, необходимо приобрести некоторые знания. Художник может сделать карандаш послушным орудием в своих руках, извлечь из него все богатство его цветовых возможностей, или же использовать его только для набросков.

Карандаши для рисования бывают различной твердости и различного оттенка. Жесткие карандаши употребляются чаще всего в черчении, в рисунке же предпочтительнее пользоваться карандашами мягкими или же средней твердости, дающими большие возможности переходов цвета и различных оттенков.

Лучшие карандаши делают из графита (разновидность кристаллического углерода). Графитные рисовальные карандаши выпускаются обычно под номерами: 1-й - самый мягкий, 2-й - средний и 3-й - твердый.

Высший сорт карандашей для рисования имеет четырнадцать номеров твердости: от 1 до 6Н - твердые, от 1 до 6В - мягкие и 1-2 - средние.

Из мягких карандашей хорош «негро» - мягкий, очень черный карандаш приятного бархатистого тона. Для учебной работы вполне пригодны карандаши разной степени мягкости.

Для карандашных набросков можно использовать любые сорта бумаги белого или других светлых оттенков, для длительных и серьезных рисунков нужна бумага с высокой тепенью шероховатости (ватман, полуватман, «александрийская» бумага).

Уголь

Чаще всего используют для быстрых набросков, хотя им можно пользоваться также и для длительных законченных рисунков. Кроме того, углем обычно наносятся первоначальные контуры фигур и предметов для исполняемой масляными красками картины. Приготовляется уголь из березовых палочек.

Уголь можно приготовить и самому. Для этого наполните пустую консервную банку ровными, гладкими березовыми палочками, плотно закройте крышкой, замажьте банку глиной или замазкой и поставьте ее на несколько часов в печь на раскаленные угли, оставшиеся после топки.

Уголь для многих удобен тем, что он легко смахивается с бумаги и допускает многочисленные поправки в рисунке. Это свойство угля делает его незаменимым в первоначальных быстрых набросках и эскизах.

Углем можно работать только на шероховатой бумаге, так как на гладкой он не держится и осыпается.

Для первичных набросков углем можно брать любую бумагу, вплоть до некачественной оберточной. Для длительного рисунка углем нужна хорошая шероховатая бумага (ватман, александрийская и др.).

Недостатком угля является то, что он при малейшем сотрясении, толчке стряхивается с бумаги и для длительного хранения требует специального закрепления.

Самый простой «дедовский» способ закрепления состоит в пульверизации жидким молоком, в котором растворено небольшое количество сахара (на полстакана молока четверть ложки сахарного песку). При закреплении рисунок кладется горизонтально на стол и обрызгивается не слишком сильно, иначе крупные капли жидкости могут испортить рисунок. После того как бумага просохнет, следует закрепление повторить еще раз.

Сангина

Для рисования можно также пользоваться и сангиной. - это довольно мягкий карандаш, с более толстым стержнем, обычно коричневато-красного цвета, без деревянной оправы.

Тушь

Кроме карандаша и угля, для набросков и рисунков употребляется также и тушь, но работа с тушью требует большой точности и уверенности в рисунке, так как выполненный тушью рисунок трудно исправить (тушь не стирается и не смывается).

Однотонная акварель (монохромная монотипия)

Материалом для рисунка может служить также и , при работе которой художник не ставит себе задачей передать цветовое многообразие окружающей его действительности, ограничиваясь передачей формы, объема, относительной светлоты и характера изображаемого.

Пастели

Это живопись сухими красками, приготовленными в виде карандашей, не имеющих деревянной оправы. Сухая краска втирается в шероховатую поверхность бумаги. Для работы пастелью требуется большой выбор карандашей различных тонов и полутонов, так как возможность смешивать один цвет с другим, а также с белилами в пастели крайне ограничена. Работать пастелью можно не только на шероховатой бумаге, но и на специально загрунтованном для пастели холсте, который во избежание сотрясения обязательно должен быть наклеен на доску или картон.

Людмила Кизнякова
Изобразительные материалы и инструменты, применяемые в работе с дошкольниками

1. Техника в изобразительном искусстве .

2. Материалы для рисования , работа с бумагой , тканью.

3. Техники рисования.

4. Техники работы с бумагой , тканью.

Техника – это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести до зрителя замысел своего произведения.

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т. п., умение использовать художественные возможности этого материала ;

В более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.

Таким образом,

Техника рисунка – владение материалами и инструментами , способы их использования для изображения и художественного выражения.

В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник . Конечно, не все из них можно использовать в детском саду. Некоторые слишком сложны для детей, некоторые требуют специальной подготовки, что в условиях детского сада не представляется возможным. Однако некоторое расширение знаний о художественных материалах по сравнению с существующим все же необходимо.

Материалы могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.

Неоформленные - бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Ребенок эмоционально реагирует на каждый из этих материалов , связывая его с каким-либо реальным образом. Он создает что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материала .

Полуоформленные несут в себе какую-то изначально заданную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусственные и природные. Искусственные - коробки, пробки, детали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бусы и т. д. По-своему видоизменяя их, дети создают новые целостные композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам-конструкторам : когда ребенок строит что-либо из коробок, он складывает и закрепляет их различными способами, и такая постройка ассоциируется у него с чем-то виденным в действительности.

Природные - опавшие плоды, веточки, листья, цветы и др. Из них можно создавать оригинальные поделки. Красота естественных красок и форм способствует развитию эстетического восприятия. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного, но и развивается способность находить творческое применение всем этим предметам . Занимаясь с различными подобными материалами , ребенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обогащает свои знания и умения.

Педагог должен как можно лучше знать особенности различных изобразительных материалов , чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности .

Каждая техника предполагает использование различных инструментов . Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним . Рассмотрим особенности каждого инструмента .

Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко выделить линию контура, точнее всего передать форму и конструкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с многократными повторными движениями (сверху вниз, слева на-право или же по косой) . Чем большую поверхность нужно закрасить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладение карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок - основа изображения .

Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут обладать специфическим запахом, при соприкосновении с бумагой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как контурно, так и штрихом.

Возможные ошибки

Не учитывается тип карандаша. Для дошкольного возраста предпочтительнее использовать карандаши ТМ, М, 2М. Твердые карандаши не дают возможности показать толщину и цвет линии, что в свою очередь сказывается на качестве работы и усвоении материала . Мягкий карандаш позволяет производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш : слабый нажим - более светлый цвет, сильный нажим - более интенсивный цвет.

Неправильно подбирается формат бумаги. Часто можно видеть, как для небольшого карандашного рисунка выдаются такие же большие листы бумаги, как и для работы краска ми . В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего рисунок плохо смотрится, или же ребенок, стремясь его заполнить, создает слишком крупное изображение и не успевает закончить рисунок.

Для работы с цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой полученное изображение плохо смотрится . Все это снижает качество рисунков, лишает их выразительности.

При работе с фломастерами следует объяснить детям правила обращения с материалом : обязательно закрывать колпачок, не набирать много фломастеров, не закрашивать большие пространства, расходуя цвет (с таким же успехом это можно сделать краской) . Из-за длительного закрашивания рука устает, отчего у ребенка пропадает желание выполнять работу дальше .

Кисти - колонковые, беличьи, щетинные. Щетинные кисти предназначены для работы масляными красками , но могут быть использованы и в живописи темперными и гуашевыми красками («набрызг» - встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки, «сухая» кисть - для передачи фактуры пушистой шерсти животных). Беличьи и колонковые кисти используются в основном в акварели и гуаши. По форме они бывают плоские и круглые. Величину кисти обозначают номером. Номера плоских кистей соответствуют их ширине в миллиметрах, а номера круглых кистей - диаметру (также выраженному в миллиметрах) .

Кисть - мягкая. Работа с ней не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное . Это снимает напряжение руки, характерное для работы с карандашом , поэтому при работе с кистью рука устает меньше. Линия контура кистью получается расплывчатой, недостаточно четкой. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка без затраты усилий. Рисуя кистью, можно получить широкую линию, если опереться всем ворсом, и тонкую, если касаться бумаги только ее концом. Научившись прикладывать кисть ворсом плашмя, ребенок получает в свободное распоряжение прием «примакивание » , с помощью которого могут создаваться разнообразные элементы узора (цветы, листья, лепестки) . Однако мягкий ворс кисти портится при неотрывном движении кисти туда-обратно.

Возможные ошибки

Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать или ставить кисти в банку ворсом вниз, так как происходит деформация. После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик ворсом вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму.

Для практических занятий каждому ребенку необходимо иметь в наборе не меньше 2-3 кистей разной толщины и фактуры.

Краски - акварельные, гуашь, масляные, темперные. Акварельные - водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с медом или сахарным сиропом. Выпускаются сухие - в виде плиток, полусырые - в фарфоровых чашечках или полужидкие - в тюбиках. Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета, а можно работать лессировками , постепенно уточняя цветовые отношения натуры.

Гуашь - водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Эти краски после высыхания быстро светлеют и нужен немалый опыт, чтобы предвидеть степень изменения их тона и цвета, Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, фанере. Готовые работы имеют матовую бархатистую поверхность.

Масляные - красители, смешанные с растительным маслом : льняным, маковым или ореховым. От воздействия света и воздуха масляные краски постепенно затвердевают. Многие основы (холст, дерево, картон) перед работой на них красками загрунтовывают.

Темперные - водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. В настоящее время производятся также полужидкие краски, заключенные в тюбики и изготовленные на желтке. Темперными красками можно писать густо, как масляными, или жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Недостатком является разница в оттенках сырой и высохшей краски. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком, устраняющим эту матовость.

Возможные ошибки

Акварель не выносит исправлений, многочисленных повторных прописок смешанными красками. Нередко педагоги используют технику акварели в сочетании с другими материалами : гуашью, темперой, углем. Однако в этом случае теряются главные качества акварельной живописи - насыщенность, прозрачность, чистота и свежесть, то есть именно то, что отличает акварель от любой другой техники. С дошкольниками лучше практически начинать работать с акварелью со старшей группы, когда дети владеют навыками и умениями в работе с изобразительным материалом .

Угольный карандаш «ретушь» мягче обычных цветных карандашей и позволяет получить более широкую линию бархатистого цвета.

Сангина - короткие палочки-карандаши. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета.

Оба эти материала по-своему выразительны, они дают разную фактурную линию. Особенно выразительно получаются угольным карандашом и сангиной изображения деревьев . Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной толщины (утолщение ствола, тонкость веток, работать с ними легче , чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.

Пастель - цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином) . Рисуют пастелью на бумаге, картоне или холсте. Цвет наносят штрихами, как в рисунке, или же втирают пальцами с растушевкой, что позволяет добиться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов цветов, матовой бархатистой поверхности. При работе пастелью можно легко снимать или перекрывать красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта.

Возможные ошибки

Угольный карандаш, пастель и сангина хрупки, поэтому при рисовании ими нужно лишь слегка касаться бумаги, иначе грифель карандаша и палочка сангины быстро сломаются. Карандаш «ретушь» , как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать. Сангина же совсем не затачивается.

Не стоит пытаться закрашивать рисунок сангиной или пастелью так же, как цветным карандашом, близко проводя штрихи. При этом материал ссыпается , а просветы остаются.

Введение этих материалов для рисования целесообразно

только в старшей и подготовительной к школе группах, когда детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.

Техники рисования.

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста , целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достичь, используя разные способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т. д., а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику . Сочетание разных материалов в одном рисунке позволяет добиваться большей выразительности изображения .

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников . Так, например , начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой , обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных : кляксографии, монотипии и т. п.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

2. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967г. 4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности . - М., 2000.

5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников . – М., 1999.

6. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.12.

7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

8. Г. Н Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. -М. ,2013

9. Дошкольное воспитание . 2002 г