Программа развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Коррекционная программа развития познавательных процессов старших дошкольников

Пояснительная записка

Предлагаемая программа составлена на основе программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов.

Индивидуальная программа развития познавательных процессов предназначена для занятий с учащимся 2 класса Ивановым Иваном, который обучается по программе VII вида. Данная программа разработана с учетом индивидуальных особенностей ребенка. У мальчика наблюдается несформированность мотивационно-волевой сферы, внимания, памяти, позиции школьника.

Программа составлена с учетом и опорой на резервные возможности ребенка: активность, работоспособности, достаточного эмоционального контакта со взрослым, достаточного интереса к игровой деятельности.
В июне 2012 года мальчик был обследован на ТПМПК, в результате чего было рекомендовано развитие познавательной сферы ребенка (коррекция познавательных процессов, эмоциональной сферы).

Основная цель - коррекция и развитие познавательной сферы учащегося.
Для достижения цели, были поставлены задачи:
- развитие познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- формирование внутренней позиции школьника;
-развитие коммуникативных навыков.

Программа включает в себя следующие блоки:

1. Диагностический (первичная диагностика). Цель данного этапа - выявить уровень познавательных процессов, коммуникативных навыков.

2. Коррекционный/развивающий блок. Цель - развитие и коррекция познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы.

3. Диагностический (вторичная диагностика). Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащейся в результате развивающих воздействий.

Основные приемы и методы работы: Психологические игры и упражнения, арттерапия, сказкотерапия, беседа.

Отработка навыков проходит в три этапа:

. получение информации о содержании того или иного навыка;
. применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
. перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.

Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность каждого занятия 45 минут. Объём материала программы рассчитан на 30 занятий. Занятия проводятся в кабинете психолога.

Ожидаемые результаты:

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии познавательной деятельности, а так же в мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сферах.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования, которое проводиться в начале и в конце коррекционных занятий.

Тематическое планирование
2 класс (1-30)

Тема урока

Методики и задания

Кол-во часов

Развитие произвольного внимания.
Развитие слуховой памяти.

Подсчитай правильно
Повтори цифры
Найди путь


Развитие наглядно-образного мышления.

Куда ускакал зайчик?
Полянки

Развитие зрительной памяти.

Развитие произвольности средних движений.

Летает - не летает
Выполняй правильно
Запомни и нарисуй


Развитие вербальной памяти.

Найди фигуры
Слова, начинающиеся с одной буквы

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие логической памяти (установление ассо-циативных связей).
Развитие тонко координированных движений.

Выше, слева, правее, снизу
Соседнее, через одно
Объедини слова
Сделаем бусы
Вырежи фигурки

Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Полянки
Назови по порядку
Что здесь изображено?

Развитие мышления (установление закономерно-стей на абстрактном материале).

Развитие точности произвольных движений.

Найди фигуры
Раздели на части
Кто точнее?

Развитие зрительного восприятия (выделение бук-венных форм).
Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие слуховых ощущений.

Назови буквы
Какой? Какая? Какие?
Шумящие коробочки

Вычеркивай буквы и слушай
Сколько знаков?
Разложи вслепую


Развитие зрительной памяти.
Формирование элементов самоконтроля.

Отгадай слова
Нарисуй по памяти
Запретный номер

Развитие умения подчиняться словесным указани-ям взрослого.
Развитие мышления (нахождение общих призна-ков в несвязанном материале).
Развитие двигательной сферы.

Графический диктант
Поиск общего
Попади в свой кружок

Развитие пространственного восприятия.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие гибкости мыслительной деятельности.

Найди пирамиду
Нарисуй кресло
Полянки
Заселение дома

Развитие мышления {установление закономерностей).
Развитие непосредственной зрительной памяти.
Развитие мышления (процессы анализа).

Найди фигуры
Точно такие
Раскрашивание фигур
Заполни рисунок

Развитие пространственных представлений.
Развитие зрительной памяти.
Развитие слуховой памяти.

Шарики в трубочке
Подбери заплатку
Повтори и добавь
Найди образец

Развитие умения выделять существенные признаки.
Развитие умения соотносить с образцом.
Развитие слуховых ощущений.

Выбери главное
Найди подходящий треугольник
Шумящие коробочки

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.
Развитие пространственных представлений.
Развитие воображения.

Отгадай слова
Диктант пространственных действий
Волшебный лес

Развитие осязательных ощущений.

Развитие мышления (установление закономерностей).

Шершавые дощечки
Подбери картинку
Найди фигуры
рукопожатие

Развитие слуховых ощущений.
Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение).
Развитие наглядно-образного мышления.

Шумящие коробочки
Крестики, точки
Раздели квадрат

Развитие осязательных ощущений.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие зрительных ощущений.

Тяжелые коробочки
Подбери картинку
Цветовая угадайка

Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности).

Делаем вместе
Найди отличающиеся
Найди девятый

Развитие опосредованной памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие слухового восприятия.

Зашифруй предложение
Ленточки
Назови и проверь постукиванием

Развитие словесной памяти и произвольного вни-мания.
Развитие пространственных представлений.

Что изменилось?
Что не изменилось?
Превращение фигур

Развитие умения воспроизводить образец.
Развитие мышления (процессы синтеза).
Развитие двигательной сферы (макродвижения).

Дорисуй рисунок
Что здесь изображено?
Иголка и нитка

Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие осязательных ощущений.

Найди футболистов в одинаковой форме
Цирк
Раздели квадрат
Шершавые дощечки

Развитие опосредованной памяти.
Развитие зрительных ощущений.
Развитие двигательной сферы (подчинение поведе-ния внешним сигналам).

Зашифруй предложение
Цветовая угадайка
зеваки

Развитие мышления (операция сравнения).
Развитие зрительной непосредственной памяти.
Развитие мышления (установление закономерно-стей).
Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).

Найди одинаковые
Одинаковое, разное
Точно такие
Найди девятый
рукопожатие

Развитие мышления (обобщение наглядного мате-риала).
Развитие мышления (установление закономерно-стей).
Развитие осязательных ощущений.

Четвертый лишний
Найди фигуры
Тяжелые коробочки

Развитие внутреннего плана действия.
Развитие зрительной опосредованной памяти.
Развитие двигательной сферы (умение быстро за-тормозить свои движения).

Совмести фигуры
Запомни фигуры
Замри!

Развитие произвольного внимания (распределение).
Развитие мышления (абстрагирование?.
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Вычеркивай буквы и слушай
Посмотри вокруг
Где находится чайник?

Развитие мышления (умение сравнивать).
Развитие мышления (установление закономерно-стей).
Развитие зрительного восприятия формы.

Найди отличающиеся
Найди девятый
Загадочные контуры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №94» городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Программа развивающих занятий

для учащихся 1 классов

«Интеллектус»

Ломакина Вера Васильевна, педагог-психолог

1.Пояснительная записка

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения: коренным образом меняется социальная ситуация его развития, формируется учебная деятельность, которая становится для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста.

Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями.

Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.

Таким образом, одним из важнейших направлений психологической работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.

Определяя содержание программы интеллектуального развития в начальной школе, мы основывались на необходимости целенаправленного формирования психологических новообразований у детей младшего школьного возраста, а также необходимости формирования психологической готовности учащихся к переходу в среднюю школу.

Актуальность.

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования процесса развития познавательной сферы младшего школьника. Разработанные развивающие занятия отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.

Цель программы .

сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальной деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основные задачи программы.

    развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;

    формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;

    формирование собственного стиля мышления;

    формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;

    освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;

Участники программы : учащиеся 1-х классов.

Формы работы : групповая, индивидуальная.

Основные методы : игры и упражнения.

Продолжительность занятия : 35-40 мин. Продолжительность программы 8 занятий.

Проведение занятий : 1 раз в неделю.

Количество человек в группе : 4-8 человек.

Планируемые результаты

анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;

слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;

проводить наблюдения, измерения, планировать и поводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;

владеть монологической и диалогической речью, составлять план текста, передавать прочитанное и сжатое или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карет, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;

работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Познавательные общеучебные действия

    умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

    выделение познавательной цели;

    выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;

    умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

    умение общаться с другими людьми - детьми и взрослыми;

    умение выражать свои мысли полно и точно;

    управление действиями партнера (оценка, коррекция);

    использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

    целеполагание;

    волевая саморегуляция;

    прогнозирование уровня усвоения;

    оценка;

    коррекция.

Личностные УУД

    знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

    ориентация на понимание причин успеха в деятельности;

    развитие этических чувств;

    установка на здоровый образ жизни;

    самооценка;

    самоопределение.

Условия реализации программы

    • Мультимедийный компьютер

      МФУ

      Мультимедиапроектор

      Средства телекоммуникации

      Экран навесной

Система оценки достижения планируемых результатов

Повышение интереса и активности школьников на уроках;

Уменьшение помощи, которую учитель оказывает учащимся при выполнении заданий;

Улучшение успеваемости по школьным дисциплинам (косвенный показатель);

Снижение уровня тревожности у детей;

Эмоциональное благополучие ребенка в классе.

2. Тематический план занятий

п/п

Тема занятия

Цель

Содержание

Путешествия Смешариков. Нюша в Японии.

  1. Упр. «Мой День рождения»

    Упр. «Найди отличие»

    Упр. «Повтори картинку»

    Упр. «4 лишний»

    Упр. «Чего не хватает»

    Упр. «Летает – не летает»

    Рефлексия

Путешествия Смешариков. Лосяш и китайский чай

Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления

  1. Упр. «Мой любимый фрукт»

    Упр. «Найди отличие»

    Упр. «Какие предметы есть на картинке»

    Упр. «Повтори картинку»

    Упр. «Запиши слово по первым буквам»

    Упр. «4 лишний»

    Упр. «Чего не хватает в пустых клетках»

    Упр. «В магазине зеркал»

    Рефлексия

Путешествия Смешариков. Копатыч и египетская сила

Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления

  1. Упр. «Мышонок»

    Упр. «Найди отличие»

    Упр. «Какие предметы есть на картинке»

    Упр. «Повтори картинку»

    Упр. «Запиши слово по первым буквам»

    Упр. «4 лишний»

    Упр. «Найди закономерность и продолжи ряд»

    Упр. «4 стихии»

    Рефлексия

Путешествия Смешариков. Ежик и Крош в лесу

Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления

  1. Упр. «Мой любимый цвет»

    Упр. «Найди отличие»

    Упр. «Какие предметы есть на картинке»

    Упр. «Повтори картинку»

    Упр. «Запиши слово по первым буквам»

    Упр. «4 лишний»

    Упр. «Что должно быть в пустых клеточках»

    Упр. «Смотри на руки»

    Рефлексия

Путешествия Смешариков. Нюша и Лосяш отдыхают на море

Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления

  1. Упр. «Моя любимая фигура»

    Упр. «Найди отличия»

    Упр. «Ребусы»

    Упр. «Повтори рисунок»

    Упр. «Продолжи ряд»

    Упр. «4 лишний»

    Упр. «Кто знает, пусть дальше считает»

    Рефлексия

Путешествия Смешариков. Крош и Нюша в Германии

Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления

  1. Упр. «Мой любимый урок»

    Упр. «Соедини фигуры в соответствии с образцом»

    Упр. «Расставь цифры»

    Упр. «Найди отличие»

    Упр. «4 лишний»

    Упр. «С»

    Рефлексия

Путешествия Смешариков. Крош и Лосяш на берегу реки.

Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления

  1. Упр. «Мое любимое блюдо»

    Упр. «Найди отличие»

    Упр. «4 лишний»

    Упр. «Найди сегменты и обведи их»

    Упр. «Повтори рисунок»

    Упр. «Дорисуй предметы»

    Упр. «Нарисуй круг и треугольник»

    Рефлексия

Путешествия Смешариков. Нюша у бабушки в деревне

Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления

  1. Упр. «Испорченный телефон»

    «Прочитай получившееся слово»

    Упр. «4 лишний»

    Упр. «Найди сегменты и обведи их»

    Упр. «Посчитай фигуры»

    Упр. «Повтори картинку»

    Упр. «Найди слова»

    Упр. «Выложи из палочек»

    Рефлексия

3. Список используемой и рекомендуемой литературы

1. Ананьева Т. Комната друзей. Психологическая коррекция общения детей с повышенным уровнем школьной тревожности.// Школьный психолог.2009, №10.

2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления, СПб.: Издательский дом «Литера»,2002.

3. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Серия «Магия интеллекта». М., 1995.

4. Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.

5. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: «Ось-89», 1997.

6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся1-4 классов) Часть 1, 2. Книга для учителя.- 4-е изд. ,стер.- М.: «Ось-89», 2008.

7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: «Генезис», 2006.

8.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004 .

Программа курса коррекционных занятий

«Развитие психомоторики и познавательных процессов»

для учащихся 3 - 4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ КУРСА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

6. ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

7. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

Программа курса «Развитие психомоторики и познавательных процессов» разработана в связи с включением данного предмета коррекционно - развивающую область, обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой.
Данный курс интегрирует в себе два раздела: психомоторные и познавательные процессы. Психомоторика - совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека, а также "живые" движения человека, составляющие некое единство с мышечным чувством. Психомоторика предназначена для осуществления произвольных движений, целесообразных действий в процессе получения и преобразования информации.

Познавательная сфера лежит в основе развития познавательный функций: восприятия поступающей информации и накопления социоэмоционального опыта, памяти, внимания, мышления и мыслительных операций. Поэтому познавательная сфера является важнейшим механизмом, с помощью которого человек входит в окружающую среду, взаимодействует с ней и становится частью её.

Проблема психомоторного и познавательного развития детей с нарушениями развития рассматривается как одна из существенных при решении задач социально-трудовой адаптации их в специальной (коррекционной) школе и формировании жизненной компетентности.

Развитие психомоторики и познавательных процессов у обучающихся, воспитанников создаёт предпосылку для более полноценного участия их в овладении школьной программой и социальной адаптации в целом.

Курс "Развитие психомоторики и познавательных процессов" наиболее востребован в начальной школе, так как данный период является сенситивным для развития функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, учебной мотивации, познавательной активности, коррекции отдельных психических процессов, двигательной расторможенности, координации движений и формирования элементарных сенсорных эталонов.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА

Цель программы:

Развитие психомоторики и сенсорных функций, познавательных процессов;

Развитие социально - эмоционального благополучия детей через формирование чувства внутренней устойчивости;

Содействие успешной и быстрой адаптации обучающихся к учебной деятельности.

Задачи программы:

1.Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:

коррекция недостатков в двигательной сфере;

развитие мелкой и общей моторики;

создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.

2. Формирование высших психических функций:

развитие сенсорно - перцептивной деятельности и эталонных представлений;

формирование мыслительной деятельности(мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарно- умозаключительного мышления);

развитие творческой активности,

развитие свойств внимания: концентрации, устойчивости, переключения, распределения, объёма;

повышение объёма памяти в зрительной, слуховой, осязательной модальностях;

3.Коррекция эмоционально - личностной сферы:

развитие способности эмоциональной регуляции своего поведения;

развитие гибкости поведения, навыков адекватного реагирования на различные жизненные ситуации;

формирование способов эффективного взаимодействия учащихся (умение договариваться, уступать, видеть успехи других, оценивать свои достоинства).

В рамках мониторинга с учащимися проводится обследование в начале и конце года. Цель обследования - изучение уровня развития высших психических функций, эмоционального развития младших школьников.

Для реализации этой цели были использованы следующие методики:

Исследование особенностей памяти, внимания

Методика "Запоминание 10 слов" (А.Р. Лурия)

Цель: исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов.

Ученику предлагается внимательно выслушивать слова, не связанные между собой по смыслу и затем повторить их. Слова читаются медленно и четко. Замечания и реплики детей не допускаются. Слова прочитываются однократно.

Методика "10 предметов"

Цель: исследование особенностей зрительного запоминания.

Ребенку предлагается для запоминания 10 карточек, на которых нарисованы разные предметы, достаточно крупные. Время экспозиции карточек 15-30 сек.

Методика "Образная память"

Цель: исследование кратковременной памяти на образы.

В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Учащимся предлагается запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы.

Методика "Опосредованное запоминание" предложена Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, разработана А.Н. Леонтьевым.

Цель: исследование уровня опосредованного запоминания.

Детям называют слова (15), к которым необходимо подобрать карточки (30), которые помогут припомнить их.

Исследование особенностей внимания

Методика "Корректурная проба" (тест Бурдона)

Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенными в случайном порядке букв. Учащиеся просматривают текст ряд за рядом и вычеркивают определенные указанные в инструкции буквы.

Методика "Узнавание наложенных изображений" (фигуры Поппельрейтора)

Ребенку предлагают узнать все изображения наложенных друг на друга контуров и дать каждому из объектов свое название.

Методика "Нахождение недостающих деталей"

Цель: изучение зрительного восприятия и образного мышления.

Учащимся предлагается найти недостающие детали (части) на рисунках разных предметов, иногда достаточно важные и хорошо видные, а иногда менее выраженные, хотя и имеющие важное значение для предмета.

Исследование наглядно-образного, вербально-логического мышления

Методика: "Домики на полянке" (лабиринт)

Цель: исследование степенью овладения действиями наглядно-образного мышления.

На листах изображены "полянки" с разветвленными деревьями и домиками на их концах. К каждой полянке предлагаются карточки ("письма"), которые изображают условно путь к одному из домиков. Ребятам необходимо найти нужный домик и пометить его.

Методика "Нелепицы" (узнавание конфликтных изображений нелепиц) предложена М.Н. Забрамной.

Цель: исследование особенностей зрительного гнозиса, образно-логического мышления, выявление у ребенка чувств юмора.

Учащимся предлагают рассмотреть "нелепые" изображения и определить, что перепутал художник.

Исключение понятий

Цель: исследование вербально-логического мышления.

Ребенок выделяет одно "неподходящее" понятие и объясняет, по какому признаку (принципу) он это сделал. Кроме того, он должен подобрать ко всем остальным словам обобщающее слово.

11. Методика "Дорисовывание" (авт.: Гилфорд и Торренс)

Цель: исследование образного воображения (образной креативности).

Ребенку предлагают дорисовать картинку, которую "художник" не успел дорисовать. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 3-4 контура (по мере выполнения). После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано на картинке.

Для диагностики психического развития учащихся 4 класса были предложены эти же методики, но для изучения уровня развития мышления была предложена методика Э.Ф. Замбацявечене. Цель методики: определение уровня умственного развития.

Используемые методики для изучения эмоционально - личностных особенностей:

Проективная методика «Несуществующее животное»;

Тест изучения тревожности (Амен, Дорки);

Методика изучения социальных эмоций (Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонина);

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Примерный недельный учебный план общего образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ):

I - IV классы

Предметные области

Классы

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

Обязательная часть

1. Язык и речевая практика

1.1.Русский язык

1.2.Чтение

1.3.Речевая практика

2. Математика

2.1.Математика

3. Естествознание

3.1.Мир природы и человека

4. Искусство

4.1. Музыка

4.2. Изобразительное искусство

5. Физическая культура

5.1. Физическая культура

6. Технологии

6.1. Ручной труд

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):

Внеурочная деятельность

Всего к финансированию

Курс «Развитие психомоторики и познавательных процессов» входит в коррекционно-развивающую область.На изучение курса «Развитие психомоторики и познавательных процессов» в 3 - 4 классах выделяется 68 часов. В настоящей рабочей программе на коррекционно - развивающий курс отводится 62 часа (2 часа в неделю, 34 учебные недели) с учетом диагностики обучающихся, которая проводится в течение двух недель в начале сентябре и конце мая.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Развитие мелкой моторики

Включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук, кинезиологические упражнения, зрительно - моторной координации.

Раздел 2. Развитие зрительного восприятия

Занятия направлены на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина предметов), развитие восприятия предметов в необычном ракурсе (наложенных, зашумлённых, недорисованных изображений), пространственных представлений (упражнение на формирование устойчивой дифференциации левой и правой стороны, употребление предлогов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов) и временных отношений (определение дней недели, части суток, времён года)

Раздел 3. Развитие внимания

Включает в себя практические упражнения на развитие внимания и его характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение).

Раздел 4. Развитие памяти

Данный раздел направлен на развитие зрительного, слухоречевого, образного запоминания, развитие приёмов памяти.

Раздел 5. Развитие мышления

Занятия направлены на развитие мыслительных процессов: обобщения, исключения, классификации, сравнения, нахождения простых закономерностей, установление причинно следственных связей, аналогий

Раздел 6.

Включает в себя игры и упражнение на развитие невербального воображения, творческого мышления.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Программа обеспечивает достижение определенных личностных и предметных результатов.

Личностные результаты:

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра-вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

формирование адекватных представлений о собственных возможностях

Предметные результаты 3 класс:

Развитие зрительного восприятия:

Учащиеся должны знать:

названия основных цветов, их оттенки;

названия положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;

названия дней недели их последовательность;

Учащиеся должны уметь:

группировать предметы по заданным признакам формы, цвета;

ориентироваться на листе бумаги

определять положение предметов в пространстве, выражать пространственные отношения с помощью предлогов

Находить нереальные элементы «нелепых» картинок

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога

Развитие памяти

Учащиеся должны уметь:

запоминать несколько предметов (5,6) и порядок их размещения

выполнять определённые задания по образцу;

удерживать в памяти 5,6 слов, предметов, цветов

Развитие внимания

Развитие мышления

Учащиеся должны уметь:

объединять предметы в группы по существенным признакам

устанавливать простые закономерности

проводить отбор и классификацию предметов

узнавать предметы на основе описательных признаков

Развитие воображения:

Учащиеся должны уметь:

Подмечать в исследуемом объекте многообразие деталей, свойств, сторон, качеств;

Создавать образ на основе описания.

Предметные результаты 4 класс:

Развитие зрительного восприятия

Учащиеся должны знать:

последовательность времён года и их признаки

названия пространственных отношений

названия месяцев и их последовательность

Учащиеся должны уметь:

определять противоположные качества предметов

моделировать расположение предметов в заданном пространстве

узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям

различать предметы в необычном ракурсе

анализировать конкретные предметы, определять его свойства

Развитие памяти

Учащиеся должны уметь:

запоминать до 8 предметов и порядок их размещения

выполнять определённое задание по словесной инструкции

удерживать в памяти до 8 слов, предметов и воспроизводить их спустя, некоторое время

Развитие внимания

В процессе коррекционной работы с учащимися 3, 4 класса развиваются такие свойства внимания, как объём, концентрация, распределение, переключение, устойчивость при постановке и решений посильных задач

Развитие мышления

Учащиеся должны уметь:

уметь сравнивать предметы, выделяя существенные признаки

устанавливать простые аналогии

устанавливать причинно - следственные связи (с помощью взрослого)

использовать родо - видовые понятия при обобщении предметов и явлений

находить противоположные признаки предметов

Развитие воображения:

Учащиеся должны уметь:

Сопоставлять предметы и явления, устанавливать их сходства и отличия;

Видеть объект в многообразии его признаков, наличие нескольких точек зрения на объект.

6. ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Настоящая рабочая программа учитывает особенности обучающихся.

Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. При умственной отсталости оказывается нарушенной уже первая ступень познания - восприятие. Темп восприятия замедлен, объем узкий. Они с трудом выделяют главное или общее на картинке, в тексте, выхватывая лишь отдельные части и не понимая внутренней связи между частями, персонажами. Также характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает этим детям ориентироваться в окружающем. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция) недостаточно сформированы. Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько в ее воспроизведении (особенно словесного материала). У детей с нарушением интеллекта, внимание неустойчивое, переключаемость его замедленна.

Программа рассчитана на учащихся 3, 4 класс и включает в себя задания на активизацию познавательной деятельности, пальчиковые игры, кинезиологические упражнения, игры на развитие коммуникативных навыков

Занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учётом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. В процессе занятия у детей развивается речевая деятельность, активизируются познавательные процессы, обогащается эмоциональный опыт, нивелируются негативные тенденции.

На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные учебные действия:

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

положительное отношение к окружающей действительности;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос-тей;

понимание личной от-вет-с-т-вен-ности за свои поступки на основе пред-с-тавлений об эти-ческих нормах и правилах поведения в современном обществе;

Коммуникативные учебные действия:

всту-пать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик -уче-ник, ученик - класс, учитель − класс);

обращаться за по-мо-щью и при-нимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному за-да-нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све-рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со-переживать, кон-с-т-ру-к-ти-в-но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

при-нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле-до-вать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно уча-с-т-во-вать в де-ятельности, контролировать и оценивать свои дей-с-т-вия и действия од-но-к-ла-с-сников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными об-ра-з-ца-ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри-териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия :

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред-метов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности

7. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 класс

№ занятия

Раздел

Тематика занятий

Количество часов

Раздел 1

Развитие мелкой моторики

9

Рисование бордюров по образцу

3 - 6

Графический диктант

7 - 9

Обводка контурных изображений, штриховка в разных направлениях

Раздел 2

Развитие восприятия

9

Разнообразие форм

В мире цвета

12 - 13

Путешествие в пространстве

14 - 17

Машина времени (времена года)

Осень

Зима

Весна

Лето

Дни недели

Раздел 3

Развитие внимания

13

19 - 20

Концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль

21 - 23

Упражнения на развитие концентрации внимания. Графический диктант

24 - 25

Распределение и переключение внимания

26 - 28

Устойчивость внимания

29 - 31

Повышение объёма внимания, умение действовать по инструкции

Раздел 4

Развитие памяти

7

32 - 33

Учимся запоминать

34 - 35

Тренируем память

36 - 37

Кто больше запомнит

Запоминаем рисуя

Раздел 5

12

«Назови одним словом»

40 - 41

«Четвёртый лишний»

42 - 44

Сравнение предметов

Учимся решать, стараясь рассуждать

Решаем логические загадки

Поиск закономерностей

Геометрический калейдоскоп

49 - 50

Раздел 6

Развитие воображения и мышления

12

51 - 52

Невербальная фантазия

53 - 54

Неоконченный рисунок

55 - 57

Мы - художники!

58 - 62

Итого

62 часа

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 класс

№ занятия

Раздел

Тематика занятий

Количество часов

Раздел 1

Развитие мелкой моторики

9

Совершенствование точности движений

2 - 5

Графический диктант

Вычерчивание геометрических фигур

7 - 9

Дорисовывание симметричной половины изображения

Раздел 2

Развитие восприятия

9

Времена года, их закономерная смена

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Восприятие времени суток

13 - 15

Восприятие пространства

16 - 18

Восприятие целостного образа предметов

Раздел 3

Развитие внимания

13

19 - 21

Упражнения на развитие способности к переключению внимания

22 - 23

Развитие концентрации внимания и его устойчивости

24 - 25

Развитие произвольного внимания

26 - 27

Развитие объёма внимания

28 - 31

Тренинг внимания

Раздел 4

Развитие памяти

7

32 - 33

Развитие зрительной памяти

34 - 35

Развитие слуховой памяти

36 - 37

Развитие смысловой памяти

Развитие вкусовой и осязательной памяти

Раздел 5

Развитие мышления, мыслительных операций

13

«Загадки для умственной зарядки»

40 - 41

«Что лишнее»

Сходство и различие

43 - 45

Логически - поисковые задачи

Выделение существенных признаков

47 - 48

Поиск закономерностей

«Что сначала, что потом»

50 - 51

Простые аналогии

Раздел 6

Развитие воображения и мышления

11

Развиваем воображение и фантазию

53 - 55

«Волшебные картинки».

56- 57

«Поможем художнику»

Мастерская форм

59 - 62

Цепочка занимательных заданий

Итого 62 часов

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

На коррекционно - развивающих занятиях используются:

· Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

· Индивидуальный раздаточный материал по развитию высших психических функций

· Разрезные картинки на 2-4-6-8 частей

· Наборы тематических предметных карточек «Посуда», «Овощи», «Деревья», «Животные», «Птицы», «Мебель», «Бытовые приборы», «Растения», «Одежда», «Насекомые»,

· Набор плоскостных геометрических фигур

· Карточки с эмоциями

· Плакат «Времена года»

· Шумовые, музыкальные инструменты для развития слухового восприятия

· Пособия для развития мелкой моторики (массажные мячи, шишки, скрепки, прищепки, мячики Су - джок, шнуровки, счётные палочки);

· Муляжи фруктов и овощей

· Игрушки (мяч, мягкие игрушки, кубики)

· Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;

· Наборы аромобаночек

· Пластилин

· Технические средства обучения (презентации)